Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии

Этико-деонтологические аспекты фармации (стр. 1 из 14)

Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии

Введение

1. Этико-деонтологические аспекты фармации

1.1 Понятие о деонтологии

1.2 Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии

2. Морально-правовые аспекты фармацевтической профессии

2.1 Социальная и нравственная ответственность фармацевтических работников

2.2 Основные требования к профессиональной подготовке фармацевтических работников

3. Деонтология в системе отношений фармацевт-больной-общество

3.1 Роль моральных факторов в лечении больного

3.2 Личность больного и деонтологическая тактика фармацевтического работника. Психологические особенности поведения фармацевта и больного

3.3 Удовлетворённость посетителей аптеки фармацевтическим обслуживанием

3.3.1 Анализ жалоб посетителей. Оценка потребительских предпочтений

3.3.2 Выявление удовлетворённости посетителей работой провизора (фармацевта)

3.3.3 Определение зависимости удовлетворённости посетителей и особенностями темперамента провизора

3.3.4 Выявление приоритетных качества фармацевтического работника с точки зрения посетителей аптеки

4. Взаимоотношения врача и фармацевта

5. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе

5.1 Психологические особенности трудовой деятельности фармацевта

5.2 Особенности общения в фармацевтическом коллективе. Слагаемые психологического климата в аптеке

5.3 Выявление психологической совместимости работников аптеки

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря.

Именно поэтому колыбелью нового вида профессиональной этики была этика врача и медицинская этика. Эти два «родственных» вида профессиональной этики имеют единую «корневую систему».

Фармацевтическую этику можно представить в виде крепкого быстрорастущего побега, который, отпочковавшись от «древа» медицинской этики, уже сам в процессе дальнейшего развития специализации в фармации оброс множеством молодой поросли.

Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г.

, в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи, в положениях которого определялись и этические нормы поведения аптекаря, и нравственные требования к его личности.

Например, постановлялось, что «аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».

К XIX-XX вв. развитие фармацевтической науки и рост народонаселения привели к резкому увеличению количества аптек и номенклатуры лекарственных препаратов.

Как следствие, перед обществом в целом и перед фармацевтическим сообществом в частности встала проблема более строгой регламентации фармацевтической деятельности, что и было сделано путем создания и постоянного совершенствования современной законодательной базы в области фармации.

В то же время стало очевидно, что для многих профессий, в первую очередь для тех, от представителей которых зависит здоровье, благополучие, а зачастую и жизнь человека, одного законодательного регулирования недостаточно.

В целях создания благоприятных условий для выполнения главной задачи любого фармацевта, заключающейся в том, чтобы путем предоставления высококачественной и квалифицированной лекарственной помощи максимально способствовать стремлению людей поддержать свое здоровье, фармацевтические сообщества разных стран на определенном этапе своего развития пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так появились первые этические кодексы фармацевта (ЭКФ), которые по сути представляли собой принятые сообществом объединившихся аптекарей декларативные заявления, состоящие из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений.

Цель курсовой работы – рассмотреть этико-деонтологические аспекты фармации.

Исходя из цели, в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятие деонтологии;

– выявить особенности и проблемы фармацевтической деонтологии;

– определить морально-правовые проблемы фармацевтической деонтологии»;

– рассмотреть деонтологию а системе отношений фармацевт-больной-общество;

– рассмотреть удовлетворённость посетителей аптеки фармацевтическим обслуживанием;

– определить взаимоотношения врача и пациента;

– проанализировать психологические основы поведения в коллективе.

1. Этико-деонтологические аспекты фармации

1.1 Понятие о деонтологии

Впервые термин «деонтология» ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия.

В медицине это – соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.

Глубокую сущность деонтологии врачевания раскрывает символическое высказывание голландского врача XVII века Ван Туль-Пси: «Светя другим, сгораю сам».

Деонтологическая модель врачебной этики – это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики.

Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками. «Соблюдать долг» – это значит выполнять определенные требования.

Недолжный поступок – тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, всего общества и его собственной воли и разума. Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения.

Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то он соответствует избранной профессии, а если нет, то должен покинуть данное профессиональное сообщество.

В 60-70-х годах XX века формируется новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Ван Ренселлером Поттером в 1969 г.

был предложен термин «биоэтика» (этика жизни), который раскрывается как «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов».

Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности». Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики – вопроса об отношениях врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения.

Это далеко не «вторичное» участие оформляется в ряде новых моделей взаимоотношения врача и больного. Информационная, совещательная, интерпретационная модели являются формой защиты прав и достоинства человека.

С другой стороны, в современной медицине речь идет уже не только о помощи больному, но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.

Биоэтика – это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода. Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано с самой сутью и назначением морали вообще.

Сегодня «этическое» становится формой защиты «природно-биологического» от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным основаниям.

Биоэтика как конкретная форма этического возникает из потребности природы защитить себя от мощи культуры в виде ее крайних претензий на преобразование и изменение «природно-биологического».

В 90-х годах XX века биоэтика принимает форму понятия, включающего всю совокупность социально-этических проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в формировании у общества уважения к правам человека.

Исторический и логический анализ развития этики врачевания приводит к следующему выводу.

Современной формой медицинской этики является биомедицинская этика, функционирующая в виде всех четырех исторических моделей – модели Гиппократа и Парацельса, деонтологической модели и биоэтики.

Связь научно-практической деятельности и нравственности сегодня – одно из условий существования и выживания современной цивилизации.

Ни в одной другой области медицины этические проблемы не приобретают столь существенного значения, как в психотерапии – и во время установления контакта с больным, и в процессе проведения лечения, и при достижении психотерапевтических результатов.

Первый вопрос, возникающий при встрече психотерапевта с больным, касается согласия последнего на проведение психотерапии, в особенности когда речь идет о его участии в занятиях психотерапевтической группы.

Как замечают Хёк и Кёниг, лечение методами психотерапии не назначается – о нем договариваются.

Источник: https://mirznanii.com/a/152822/etiko-deontologicheskie-aspekty-farmatsii

Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии

Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии

Каждый фармацевтический и медицинский работник должен быть знаком, как с общей этикой, так и с профессиональной медицинской и фармацевтической этикой и деонтологией.

Фармацевтическая этика как часть общей этики является наукой о моральной ценности поступков фармацевтических работников всех звеньев, их поведении в сфере своей деятельности. Это обусловливается особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе.

Фармацевтическая этика отличается как от врачебной, так и от торговой. Особенно это касается отношений с больным, производства и сбыта лекарственных препаратов.

Специфика фармацевтической этики состоит в том, что аптечные работники не лечат больного, не делают назначений, а лишь стремятся помочь ему быстрым и точным приготовлением и отпуском нужного лекарства, психотерапией, вселяя в больного веру в выздоровление, исцеляющее действие препарата, фармацию и медицину в целом.

Деонтология (deon – должное, logos – учение) – это раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен английским философом Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом.

В середине XX века деонтологию стали рассматривать в рамках профессиональной этики, которая включает в себя морально-этическую культуру профессионала, нормы поведения и характер взаимоотношений всех участников профессионального труда, красоту внешнего проявления этих норм, их форму в профессиональной деятельности.

Фармацевтическая деонтология изучает нормы поведения провизора, направленные на максимальное повышение эффективности медикаментозной терапии и создание благоприятного климата во взаимоотношениях с больным, врачом, коллегами по работе.

Она рассматривает требования и правила поведения фармацевтического работника, обеспечивающие выполнение им профессионального долга, вопросы его совести, чести и достоинства, которые служат показателем высокой гражданской ответственности.

Важными проблемами фармацевтической этики и деонтологии являются разработка нравственных основ управления аптечным коллективом и совершенствование морально-психологического климата в нем, изучение специфики нравственных отношений в аптечных коллективах, противоречий, которые возникают в них, и поиск путей их разрешения.

Истоки становления фармацевтической этики и деонтологии неразрывно связаны с врачебной этикой и деонтологией, так как на определенном историческом этапе функции врачевания и приготовления лекарств были неотделимы друг от друга.

Первые сведения об этической стороне деятельности врачевателей (лекарей) содержатся в письменных источниках древнеиндийской, древнекитайской культуры.

В книгах Древней Индии Аюр-Веды (“Наука жизни”, VI век до н. э.), в учениях древнеиндийских врачей (и прежде всего Сушруты) содержатся замечательные мысли о долге врача, его поведении, отношении к больным.

Согласно этим древним представлениям врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладания.

Особое значение имело соблюдение правил поведения врача по отношению к больным в пред- и послеоперационный период, к умирающим больным и их родственникам.

Большое внимание уделялось отбору будущих врачей и методам их психологической и нравственной подготовки. Учитывалось состояние здоровья, память и такие необходимые качества как скромность, благочестие, целомудрие. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т. д.

Глубокое гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике древнекитайской медицины – книге Хуан ди Нэй-Цзиня “О природе жизни”. В этой книге были предприняты попытки определить основные этические правила, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности:

· необходимость внушать больному уверенность в выздоровлении;

· индивидуальный подход к больному с учетом его характерологических особенностей.

Особое место в истории развития врачебной этики занимает медицина периода Гиппократа (рубеж V–IV в. до н. э.). Величайший врач древности Гиппократ был первым, кто попытался систематизировать правила медицинской этики на основании многовекового опыта медицины.

В своей знаменитой «Клятве», в книгах “О враче”, “О благоприличном поведении”, “Об искусстве”, в “Афоризмах”, написанных около 2,5 тыс. лет тому назад он создал Кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией.

Гиппократ рекомендовал направлять на излечение больного усилия не только врачей, но и всех окружающих.

Ни в одном трактате Гиппократа не говорится о различии между свободными и рабами, за всеми признаются одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения.

Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей. Поныне студенты всех стран, заканчивая медицинские вузы, произносят слова “Клятвы”, величайшего памятника врачебной этики, в которой говорится:

Клянусь Апполоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно я буду проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

В 1948 г. ВОЗ была принята «Женевская клятва» врача, в основу которой также положена «Клятва Гиппократа».

«Клятва» оказала большое влияние на развитие врачебной этики в последующем.

В трудах древнеримского врача Галена (II век н. э.) подчеркивалось, что при общении с больным надо проявлять такт, благородство, не вызывать у него раздражение, быть гуманным, приятным, ровным, сохранять при этом достоинство.

Огромное значение этике взаимоотношений с больными придавал Авиценна (Абу-Али Ибн-Синна) (II век н. э.) – арабский ученый, философ, врач, автор величайшего труда по медицине и лекарствоведению “Канон врачебной науки”, прославившийся не только своими познаниями, но и любовью к человеку, чуткостью к его несчастьям, горестям, болезням.

Глубокий этический смысл был заложен в медицинской эмблеме, распространенной в VII-VIII веках и изображаемой в виде горящей свечи, что означало “служа другим – сгораю сам” (“Allis inserviendo consumor”).

Понимание важности соблюдения морально-этических принципов в достижении лечебного эффекта характерно и для отечественной медицины и фармации.

Особое историческое значение в формировании фармацевтической этики имеет первый Аптекарский устав 1789 года, в котором были сформулированы требования к работникам аптек: “Аптекарь яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, истен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутственен и исполняющий знание свое всеобщему благу соответственно.

Аптекарь повинен, иметь крайнее старание, чтобы лекарства, им составляемые, были вещами и видом точно по предписанию врача, дабы тем отвращена была всякая погрешность, подвергающая больного здоровье и жизнь опасности, а врача доброе имя бесславию”.

В век научно-технической революции потребность больного человека в истинно человеческом отношении к себе нисколько не уменьшилась, а, напротив, даже обострилась.

Проблемы общемедицинской этики и деонтологии постоянно находились в поле зрения отечественных ученых. Вопросы фармацевтической этики и деонтологии нашли отражение в научных трудах таких известных представителей фармацевтической науки и практики как Бондарь И. М., Коломиец Л. Т., Брыле-ва Н. И., Глонь З. И., Гарчев С. И., Волох Д. С., Губский И.

М., Тольцман Т. И., Эльяшевич Е. Г. и др. В 1970 году состоялась I Всесоюзная конференция, посвященная общемедицинской деонтологии. На ней было принято решение впредь на съездах, конференциях, симпозиумах широко освещать вопросы профессиональной этики и деонтологии. В 1977 году МЗ СССР проведена II Всесоюзная конференция по этой же проблеме.

На V Национальном съезде фармацевтов Украины в 1999 году среди прочих важных проблем, стоящих перед фармацией в современных условиях, рассматривался вопрос о необходимости создания Кодекса этики фармацевтической ассоциации Украины. Подобные документы давно созданы и работают в большинстве стран мира. В 1996 году появился Этический кодекс фармацевтического работника (провизора и фармацевта) в России.

Учитывая важность проблемы, в 1997 году Советом Международной фармацевтической федерации был принят Этический кодекс фармацевтов. В нем сформулированы принципы, которые определяют обязательства и ответственность фармацевтических работников и могут быть использованы национальными фармацевтическими организациями в собственных Этических кодексах. К основным принципам отнесены следующие:

· главная обязанность фармацевта – заботиться о благополучии каждого пациента;

· фармацевт одинаково предан каждому пациенту;

· фармацевт уважает право личности на свободу выбора вида лечения;

· фармацевт уважает и гарантирует право личности на конфиденциальность;

· фармацевт сотрудничает с коллегами и другими профессионалами и уважает их профессиональные качества и систему ценностей;

· фармацевт в профессиональных отношениях ведет себя открыто и честно;

· фармацевт служит потребностям человека, общественности и общества;

· фармацевт поддерживает необходимый уровень профессиональных знаний и навыков и развивает их;

· фармацевт обеспечивает беспрерывность обслуживания в случае возникновения трудовых споров, закрытия аптеки или конфликта с личными моральными убеждениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_79422_istoricheskie-aspekti-farmatsevticheskoy-etiki-i-deontologii.html

История фармацевтической этики

Исторические аспекты фармацевтической этики и деонтологии

Тема 10.ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Микролекция

Фармацевтическая этика и её связь с историческими моделями медицинской этики. Фармацевтическая деонтология, её отличия от медицинской и торговой. Проблемы фармацевтической этики в современном обществе.

Вопросы для самоконтроля, подготовки к занятию, опросу и контролям на занятии.

1.По материалам, изученным ранее на предмете «биоэтика»: понятие об этике, морали, их функциях, категориях морали, ценностях;

2.Понятие «фармацевтическая этика»;

3.Характеристика профессии провизора с позиций фармацевтической этики;

4.История фармацевтической этики;

5.Особенности фармацевтической этики;

6.Основные положения фармацевтической этики;

7.Проблемы фармацевтической этики;

8.Статус фармацевтической профессии, исходя из теории социальной стратификации П. Сорокина, механизмы поддержания и укрепления статуса (необходимо прочитать статью П. Сорокина «Профессиональная стратификация» – в приложении к лекции).

По материалам П. Сорокина подготовиться к дискуссии – круглому столу на тему «Статус фармацевтической профессии». Для этого в тетради законспектировать ответы на вопросы:

1. Что такое стратификация, какие виды стратификаций бывают и в чём заключаются;

2. Причины профессиональной стратификации;

3. Причины изменения статуса профессии в рамках социальной стратификации;

4. Какие профессии имеют высший статус, какие низший и почему?

5. Статус профессии фармацевта, провизора, врачевателя в пирамиде стратификации;

6. Как обеспечить высокий статус профессии провизора? Что может привести к снижению, а что к повышению статуса профессии провизора?

Информационный материал

Фармацевтическая этика изучает моральные, правовые, социальные, экологические и юридические проблемы, возникающие при создании, клинических испытаниях, регистрации, контроле качества, производстве, доведения до потребителя и использовании лекарственных препаратов, других аптечных товаров, а также оказании фармацевтических научно-консультативных услуг, с целью защиты здоровья населения и отдельных лиц, качества их жизни, физической и психической неприкосновенности личности, защиты человеческого достоинства.

Фармацевтическая этика является составной часть медицинской этики и базируется на её моделях. Напомним модели медицинской этики

Таблица 1- Характеристики форм медицинской этики[1]

№ п.п. автор Способ изложения позиции
Первая форма – модель Гиппократа. Основной принцип «Не навреди» Рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), моральные принципы врачевания- завоевывается социальное доверие личности пациента об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях не причинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о заботе о пользе больного, о врачебной тайне
Вторая форма врачебной этики –патернализм . Принцип «Делай добро» Модель Парацельса: понимание взаимоотношения врача и пациента. Патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента Парацельс (1493-1341 гг.) Моральные принципы – главный принцип “делай добро”, благо, или “твори любовь”, благодеяние, милосердие.» Модель Парацельса” — это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Смысл слова “отец” в патернализме фиксирует, что “образцом” связей между врачом и пациентом являются не только кровно-родственные отношения, для которых характерны положительные психо-эмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и “целебность”, “божественность” самого “контакта” врача и больного. Эта “целебность” и “божественность” определена, задана добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного
3. Деонтологическая модель. Принцип «Соблюдение долга»   термин “деонтология” (от греч. deontos – должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Н.Н. Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики – врачебную этику Принцип “соблюдения долга” В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
Напомним основные принципы медицинской этики, сформулированные в Клятве Гиппократа: § обязательства перед учителями, коллегами и учениками; § принцип не причинения вреда; § обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия); § принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного; § принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии; § принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам; § обязательство об отказе от интимных связей с пациентами; § обязательство личного совершенствования; § врачебная тайна (принцип конфиденциальности). Смысл. Пациент доверяет свою жизнь врачу – человеку, которого не знает лично, но твёрдо убежден, что врач – человек высоких моральных и этических качеств, а следовательно – заслуживает доверия.  

Фармацевтическая деонтология – это наука о долге фармацевта, нормах его поведения, обеспечивающих максимальную полезность лечения, высокое качество работы фармацевта по сохранению здоровья пациента.

Предметом фармацевтической деонтологии является совокупность функциональных обязанностей, норм морали и права, регулирующих деятельность фармацевта

Фармацевтическая деонтология отличается, как от медицинской деонтологии, так и от торговой.

Направление, которое сближает фармацевтическую и медицинскую деонтологию – ориентация фармацевтического работника на усиление психотерапевтического воздействия на посетителя аптеки.

Торговая деонтология – совокупность этических норм и профессиональных принципов торгового работника при выполнении своих профессиональных обязанностей. Направление, которое сближает фармацевтическую и торговую деонтологию –выполнение аптечными учреждениями и экономической деятельности.

Профессия провизора, как и профессия врача, педагога относится к категории социально-ориентированных профессий. Это означает, что существует определенные социально – нравственные нормы и ожидания, предъявляемые обществом к социально – профессиональной компетентности представителей данных профессиональных групп.

В отношении специалиста в области фармации совокупность этих норм и ожиданий принимают форму фармацевтической этики, учитывающей аспекты как медицинской, так и торговой этики. Это связано с разными общественными ролями фармацевтического специалиста:

Во-первых, провизор – медицинский работник, и на его профессиональную деятельность распространяются все правила медицинской этики, характерные также и для работы врача.

Во-вторых, провизор – это специалист в области экономики и маркетинга, который занимается коммерческой деятельностью и должен ориентироваться на экономические законы.

При работе с пациентом фармацевтический работник должен соблюсти этический принцип «не навреди» и, вместе с тем, выполнить план продаж, заработать прибыль для организации.

И в этой ситуации указанные аспекты нередко конфликтуют друг с другом.

История фармацевтической этики

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Фармацевтическая этика, как отдельное направление, возникла, по сути, с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов.

Впервые в России положения фармацевтической этики нашли своё выражение в Аптекарском уставе 1789 г. При этом долгое время этика фармацевтического работника в нашей стране развивалась под влиянием практического опыта, без влияния формального мышления.

Необходимость восполнить серьёзный пробел в этой области была заявлена на Первой конференции по проблемам медицинской этики в 1969 г. Основные проблемные направления взаимоотношений провизора и больного были указаны профессором Татьяной Ивановной Тольцман.

Следующим шагом в изучении фармацевтической этики стала Вторая Всеобщая конференция по проблемам медицинской деонтологии, которая состоялась в 1977 г.

Большой вклад в изучение вопроса внесла профессор Елена Григорьевна Эльяшевич, она выявляла этические проблемы взаимоотношений фармацевтических специалистов: взаимоотношения фармацевта с больным, коллегами; врачом, этические аспекты управления коллективом.

При изучении особенностей общения фармацевтических посетителями Эльяшевич Е.Г.

были созданы этические модели взаимодействия с пациентами: мысленное разделение посетителей на группы, отношение к больному как к себе, модель продажи ЛС посетителю «ребенку», взаимоотношения со стеснительными, обидчивыми, грубыми пациентами, обращение к общественности в сложных ситуациях взаимодействия с грубыми пациентами

Становление фармацевтической этики как одного из направлений этики, тесно связанного с медицинской этикой, началось в 90-х годах XX века. Новая экономическая ситуация в России потребовала разработки этического кодекса фармацевтического работника России (автор П.В. Лопатин и сотрудники кафедры УЭФ 1ММИ им. И.М.

Сеченова), который был разработан и принят на конференции «Современные этические и деонтологические аспекты фармацевтической деятельности» в Москве.

Этот кодекс является совокупностью этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании своевременной и квалифицированной лекарственной помощи, включая обеспечение населения необходимыми лекарственными средствами и другими изделиями медицинского назначения, а также оказание консультативных услуг, связанных с медикаментозным обслуживанием. Основой Этического кодекса являются законы РФ о здравоохранении, защите прав потребителей и пациентов, рекламе, Гражданский кодекс и другие законодательные акты РФ, а также документы Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

В большинстве стран мира за последние 20 лет существенно изменилось содержание работы специалистов фарм.

профиля, расширилась область их деятельности, повысились требования к этическим сторонам деятельности специалистов.

Всемирная организация здравоохранения определила этическое стратегическое направление развития здравоохранения и сформулировала его в концепции « Фокус на пациента».

Источник: https://poisk-ru.ru/s55508t5.html

Medic-studio
Добавить комментарий