Карта интересов для младших школьников: При изучении направленности интересов младших школьников следует

Карта интересов для младших школьников

Карта интересов для младших школьников: При изучении направленности интересов младших школьников следует

Карта интересов для младших школьниковУчитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения.

Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны. Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь.

Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники.

Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности – с одной стороны, как отправная точка – с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников – это самая трудоемкая операция.

Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени. В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию.

Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам …

» 1) решать логические задачи и задачи на сообразительность; 2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести; 3) петь, музицировать; 4) заниматься физкультурой; 5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры; 6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе; 7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу); 8) играть с техническим конструктором; 9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами; 10) самостоятельно рисовать; 11) играть в спортивные, подвижные игры; 12) руководить играми детей; 13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми; 14) ходить в магазин за продуктами; 15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.; 16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных); 17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы; 18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам; 19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми; 20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.); 21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.; 22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.; 23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи); 24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества; 25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи; 26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение); 27) ухаживать за домашними растениями; 28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.); 29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе; 30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями; 31) участвовать в постановке спектаклей; 32) заниматься спортом в секциях и кружках; 33) помогать другим людям; 34) работать в саду, на огороде, выращивать растения; 35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: • математика и техника (1-й столбик в листе ответов); • гуманитарная сфера (2-й столбик); • художественная деятельность; • физкультура и спорт; • коммуникативные интересы; • природа и естествознание; • домашние обязанности, труд по самообслуживанию. Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.

Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.

Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Источник: http://lib2.podelise.ru/docs/16134/index-12469.html

Карта интересов для младших школьников иформация для учителя

Карта интересов для младших школьников: При изучении направленности интересов младших школьников следует

КАРТА ИНТЕРЕСОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯУчитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников . Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь.

Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники.

Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности – с одной стороны, как отправная точка – с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей.

Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников – это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно.

Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой.

Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

ЛИСТ ВОПРОСОВ

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам …»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;3) петь, музицировать;4) заниматься физкультурой;5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);8) играть с техническим конструктором;9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;14) ходить в магазин за продуктами;15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);27) ухаживать за домашними растениями;28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;33) помогать другим людям;34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

ИНСТРУКЦИЯ

Инструкция для детейВ правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию.Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д.Всего 35 вопросов.Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «–»; если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «–»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

БЛАНК ОТВЕТОВ

необходимо заполнить два бланкапервый бланк ответов заполеняется ребёнком, второй – родителямиФамилия, имя___________________________________класс____дата________________

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29303132333435

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

гуманитарная сфера (2-й столбик);

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).Запишите полученные числа в последней строке каждого столбца.Доминирование там, где больше плюсов.

При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.

Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Источник: https://publekc.ru/karta-interesov-dlya-mladshih-shkolenikov-iformaciya-dlya-uchi/index.html

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителейКарта интересов для младших школьников

Карта интересов для младших школьников: При изучении направленности интересов младших школьников следует

   Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

   При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду. что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

   Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь.

Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники.

Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка – с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей.

Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников – это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

   В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак “-“; если нравится “+”, если очень нравится, ставьте “++”.

Инструкция для родителей

   Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – “-“; если нравится -“+”; очень нравится – “++”.

Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: “Нравится ли вам …”

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  8. играть с техническим конструктором;
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
  10. самостоятельно рисовать;
  11. играть в спортивные, подвижные игры;
  12. руководить играми детей;
  13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
  21. убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  27. ухаживать за домашними растениями;
  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  31. участвовать в постановке спектаклей;
  32. заниматься спортом в секциях и кружках;
  33. помогать другим людям;
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

   Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Дата__________ Фамилия, имя_______________
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29303132333435

Обработка результатов

   Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

   Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов

   Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.

Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.

Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Скачать с depositfiles: Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей. Карта интересов для младших школьников+книга одаренный ребенок
Скачать с letitbit: Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей. Карта интересов для младших школьников+книга одаренный ребенок

Источник: http://psy-school.narod.ru/met1.html

Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей

Карта интересов для младших школьников: При изучении направленности интересов младших школьников следует

Карта интересов для младших школьников

При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может стать причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

Важно также и то, что несмотря на отмечаемое исследователями отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь, которая уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно. Ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, и как отправная точка – с другой.

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей.

Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников – это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно.

Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для дете: В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос – в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос – в клетке под номером 2 и т.д. Всего 15 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак (-); если нравится – (+), если очень нравится (++).

Инструкция для родителей: Чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей Вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке (-); если нравится – (+); очень правится – (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов: Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…» – 35 вопросов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: математика и техника; гуманитарная сфера; художественная деятельность; физкультура и спорт; коммуникативные интересы; природа и естествознание; домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Методика «интеллектуальный портрет»

Общая характеристика

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как и все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Характеристика ученика

Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка. Информация, полученная о ребенке по результатам данной учительской оценки, представляет безусловный интерес как для школьного психолога, так и для самого учителя.

Методика – «Карта одаренности»

Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция — диагностическая.

С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая.

Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; (0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика. Разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.

3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

1 – четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.

О – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Источник: https://students-library.com/library/read/97230-metodiki-diagnostiki-odarennosti-dla-pedagogov-i-roditelej

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей Карта интересов для младших школьников

Карта интересов для младших школьников: При изучении направленности интересов младших школьников следует

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Карта интересов для младших школьников
   Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников.

Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.    При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду. что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы.

Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.    Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь.

Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники.

Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка – с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников – это самая трудоемкая операция.

Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени. Инструкция для детей    В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию.

Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак “-“; если нравится “+”, если очень нравится, ставьте “++”.

Инструкция для родителей    Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – “-“; если нравится -“+”; очень нравится – “++”. Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Каждый вопрос начинается со слов: “Нравится ли вам …”

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  8. играть с техническим конструктором;
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
  10. самостоятельно рисовать;
  11. играть в спортивные, подвижные игры;
  12. руководить играми детей;
  13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
  21. убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  27. ухаживать за домашними растениями;
  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  31. участвовать в постановке спектаклей;
  32. заниматься спортом в секциях и кружках;
  33. помогать другим людям;
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

   Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Дата__________ Фамилия, имя_______________
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35

Обработка результатов

   Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

   Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

   Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых.

Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей.

Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1740821.html

Medic-studio
Добавить комментарий