Классификация мотивов: Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации

Основные теории мотивации. Классификации мотивов

Классификация мотивов: Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации

Мотивация — это внутреннее состояние человека, неразрывно связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе.

Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях.

В основе того или иного поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделится основной или ведущий мотив, подчиняющий себе другие.

 Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими – то не принадлежащими ему объектами или, наоборот – избежать такого обладания.

Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а следовательно стремление от него избавиться.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток.

Взгляды  на происхождение мотивации человека менялись, но располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции (до 19 в.

), человек представляет собой разумное существо, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий.

Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

 Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. Поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется бтологическими законами.

 Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя эти два течения (XVII— XVIII вв)считают- теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и  теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животног. Она в XVII—XVIII вв соединилась с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина(19 в) в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В.Келер, Э.Торндайк) и инстинктов у человека (З.Фрейд, У.Макдауголл, И.П.Павлов и др.).

Теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, (к.19-нач.20 в.)В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.

Макдауголл 10 инстинктов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный (родительский) инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения.

В более поздних работах У.Макдауголл добавил к перечисленным еще восемь инстинктов, в основном относящихся к органическим потребностям.

Это  теории биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в.)

поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Д.Уотсона, Э.Толмена, ,К.Халла и Б.Скиннера, они объясняли поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы и  включает новейшие достижения в области физиологии организма, киберне тики и психологии поведения.

 теория органических потребностей (.Макдауголлом) -понимание поведения животного. Ее современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических потребностей. Идентичная основным инстинктам,

 Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку.

 Одной из первых была –  теория мотивации, предложенная КЛевином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А.Маслоу, Г.Оллпорт, К.Роджерс и др.

 Американский исследователь мотивации Г.Маррей наряду с перечнем органических (первичных) потребностей, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения.

Это: потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, — привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.

Кроме этих двух десятков потребностей, автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.

Теория потребностей Маслоу

Маслоу – один из крупных ученых в области мотивации и психологии.

Согласно данной концепции (иерархии человеческих потребностей), у человека с рождения последовательно появляются  и сопровождают его взросление 7 классов потребностей:

  • Физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение
  • Потребности в безопасности: Чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности
  • Потребность в  принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими
  • Потребность уважения (почитания): компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет
  • Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать
  • Эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота
  • Потребность  в самоактуализации: .реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности)

Причем в основании пирамиды лежат физиологические потребности, а потребность в самоактуализации образует её вешину.

  Эта теория потребностей показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека и его деятельность, как предоставить человеку возможность реализовать и удовлетворить свои потребности.

Во второй половине XX в. теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д.Макклелланда, ДАткинсона, Г.Хек-хаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. Общими для всех них являются следующие положения:

 1.  Отрицание создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека.

 2. Убежденность в том, что редукция напряжения как основной мотивационный источник целенаправленной активности поведения на уровне человека не работает, во всяком случае не является для него основным мотивационным принципом.

 3.  Утверждение вместо редукции напряжения принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен, что источники его имманентной активности — мотивации — находятся в нем самом, в его психологии.

 4.  Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерминации его поведения. Вывод сознательной регуляции человеческих поступков на первый план.

5.  Стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такими понятиями стали, например, социальные потребности, мотивы (Д.Макклелланд, Д.Аткинсон, Г.Хекхаузен), жизненные цели (К.Роджерс, Р.Мей), когнитивные факторы (Ю.Роттер, Г.Келли и др.).

 6.  Отрицание адекватности для человека таких методов изучения (порождения) мотивационных состояний, которые применяются на уровне животных, в частности, пищевой, биологической депривации, физических стимулов типа ударов электрическим током и других чисто физических наказаний.

 7.  Поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих только для человека и не повторяющих недостатки тех приемов, при помощи которых исследуется мотивация животных. Стремление напрямую связать эти методы с речью и сознанием человека — основными его отличительными особенностями.

 Все перечисленные концепции, к которым относятся данные положения, объединены в два блока с названиями «теория социальных потребностей» и «гуманистическая теория».

 В отечественной психологии после революции 1917 г. также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов.

Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А.Н.Леонтьевым, мотивационная сфера человека, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними.

Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно складывается, — разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность, — упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е.

взаимного соответствия.

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Такие основания как:

  • содержание потребностей: выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.

  • по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).
  • По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.

Бобольшинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние

   Термином “мотивация” в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них- теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение.

Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности.

Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы.

Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень “Я”), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.

Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.

Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

Источник: https://students-library.com/library/read/65693-osnovnye-teorii-motivacii-klassifikacii-motivov

Мотивы личности (понятие и классификация) (Psyarticles.ru)

Классификация мотивов: Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации

Приступая к изложению этой сложной психологической темы, выделим ее основные проблемы. К ним относится проблема собственно мотивов, мотивации, и мотивационной сферы личности.

Вообще проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. «Трудность здесь состоит в том,– писал Б. Ф.

Ломов, – что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения».

В свое время Гегель так выразил свое понимание человека: «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений». Не случайно поэтому многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.

Несмотря на выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны даже определиться в понятиях и соотношениях между ними.

Дело порой доходит до того, что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическую категорию. Поэтому А. Н.

Леонтьев с грустью констатировал в свое время, что проблема мотивации и мотивов напоминает ему мешок, куда ссыпали самые разные понятия.

Понятие мотива

Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это – намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X.

Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н.

Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин) соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа).

Вообще-то подобное многообразие взглядов не должно удивлять, если согласиться с тем, что само поведение человека весьма многообразно.

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Мотив как цель (предмет)

Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Однако, как подчеркивает Л. И.

Божович, если и можно согласиться с этой точкой зрения, то только в той ее части, что предмет может стать побудителем потребности, но не деятельности человека.

Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения».

Мотив как потребность

Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л.

Рубинштейном, дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды.

Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.

Мотив как намерение

Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и тем самым понять основания поведения.

Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено.

В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

Мотив как устойчивое свойство личности

Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации.

Подобной точки зрения придерживается и ряд отечественных психологов, в частности, К. К. Платонов, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин.

Однако принятие за мотив устойчивых свойств личности не решает проблему целиком, поскольку в этом случае можно получить ответ на вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение

Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости.

Поэтому большинство психологов считают, что мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.

И. Ковалев так определяет мотив: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив – это осознанная потребность.

Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Понятно, что принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы.

Понятно и то, что попытка найти при определении мотива одну единственную детерминанту – это тупиковый путь, поскольку поведение как системное образование, обусловлено системой детерминант, в том числе и на уровне мотивации. Поэтому монистические подходы к пониманию сущности мотива не оправдывают себя, что вынуждает заменить его плюралистическим.

В этой связи, как подчеркивает Е. П. Ильин, «все перечисленные психологические феномены … могут влиять на формирование конкретного мотива, но ни один из них не может подменить мотив в целом, так как они являются лишь его компонентами».

Не случайно поэтому в последнее время все чаще звучит мысль о том, что детерминация поведения человека осуществляется не отдельными, пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью.

Поэтому для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо использовать все перечисленные выше психологические феномены, как бы это ни казалось громоздким и неудобоваримым. При таком понимание правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования.

Следовательно мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека. Каковы же структура, параметры и функции мотива?

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.

Источник: Аверин В.А. Психология личности
76943

Все материалы из данного источника: Аверин В.А. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=414

3. Классификация мотивов

Классификация мотивов: Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации

Общепризнаноотсутствие единой и удовлетворяющейвсех классификации мотивов. Классификациймотивов ровно столько, сколько существуетоснований для их классификации.

Однимиз таких оснований может быть содержаниепотребностей. С этой точки зрениявыделяют биологические и социальныемотивы, мотивы достижения и избеганиянеудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделениеличных и общественных мотивов,эгоистических и общественно-значимых,идейных и нравственных значимо связанос установками личности.

Различаютмотивы по видам деятельности: мотивыобщения и игры, учения и профессиональнойдеятельности; по времени проявления:постоянные (действующие на протяжениидлительного отрезка жизни), ситуативные(обусловленные содержанием и длительностьюситуации) и кратковременные (в течениеограниченного интервала времени).

Посиле проявления мотивы разделяют насильные, умеренные и слабые, а по степениустойчивости на сильно-, средне- ислабоустойчивые.

4. Мотивационные образования и мотивационные черты личности

Ив обыденной жизни, и в психологическойлитературе наряду с понятием мотивы мычасто говорим о наших желаниях, влечениях,намерениях, различных интересах личности,которые также побуждают человека кдеятельности и нередко принимаются замотивы его поведения. Все они так илииначе характеризуют мотивационнуюсферу личности и входят в группу такназываемых мотивационных образованийличности.

Помнению Е. П. Ильина, мотивационныеобразования представляют собой результатстепени осознания причин возникшегопобуждения, а также степени удовлетворенияпотребности (достижения цели) посколькуи то и другое может быть разной степенивыраженности, постольку и существуютразличные мотивационные образованияличности.

Кним относят мотивационные установки(намерения), влечения желания и хотения,а также разнообразные интересы личности.

“Мотивационнаяустановка – это запланированное, ноотсроченное намерение, которое будетосуществлено при появлении нужнойситуации, повода”.

По сути – это”латентное состояние доминанты,готовность к удовлетворению потребности,реализации намерения” (Е. П. Ильин).

Ее отличительными чертами являютсяотдаленность цели деятельности иневозможность непосредственного ееудовлетворения. Вот почему понятиемотивационной установки спадает снамерением.

Влечения,желания, хотения. Существует два подходак определению этих понятий. Первый изних пытается отдифференцировать ихдруг от друга, найти в каждом своесобственное психологическое содержание.В наиболее яркой форме этот подходпредставлен в работах С. Л. Рубинштейна.

Поего мнению “влечение – это органическаяпотребность, отраженная в органической(интероцептивной) чувствительности”.Оно имеет соматический источник -раздражение, идущее “изнутри организма”.Таким образом, влечение – это одна изформ проявления потребностей, начальныйэтап в ее осознании,

Помере осознания субъектом своейпотребности, потребность переходит вжелание. С. Л. Рубинштейн подчеркивает,что в желании отражается его предметнаяопределенность, т. е. происходит осознаниепредмета удовлетворения потребности,Таким образом, желание включает в себязнания субъекта о цели действия.

Хотение- это устремленность субъекта на овладениепредметом желания, т. е. на достижениецели. Хотение, по мнению С. Л. Рубинштейна,возникает тогда, когда желанна не толькоцель, но и действие, которое к нейприводит. Эта точка зрения разделяетсядругими психологами: П. И. Ивановым, К.К. Платоновым, П. А. Рудиком.

Другиеисследователи считают, что влечение,желание, хотение – это скорее синонимы,выражающие различные стороны и оттенкиодних и тех же переживаний, и поэтомупредлагают пользоваться термином -влечение (В. С. Дерябин). Е. П.

Ильин,подытоживая результаты анализа этихпонятий, заключает, что попыткиразграничения этих понятий не оченьпродуктивны, особенно в отношениижеланий и хотений.

Более того, по егомнению “желание (хотение) скорее всеговыступает как собирательный, обобщенныйтермин для обозначения различныхмотивационных образований”. Влечениеже можно рассматривать как разновидностьжелания.

Мотивационныесвойства (черты) личности

Подмотивационнымии свойствами (чертами)личности принято понимать закрепившиесяи предпочитаемые способы формированиямотивов.

Уровеньпритязаний определяется степеньюдостижения субъектом целей, которые онсам ставит перед собой и которых стремитсядостичь. Уровень притязаний побуждаетактивность субъекта, с ним связана егосамооценка, он обусловливает не толькоповедение, но и влияет на формированиехарактера.

Впервыеэто психологический феномен был обнаруженФердинандом Хоппе в школе К. Левина. Имбыл обнаружен ряд определенныхзакономерностей:

1)деятельность прекращается после успеха,если нарастание уровня притязаний из-задостигнутой границы возможностей илииз-за структуры самого задания невозможно;

2)деятельность прекращается после ряданеудач, если потеряна малейшая возможностьприйти к успеху;

3)единичный успех после многих неудачведет к прекращению деятельности, еслинеудачи доказали невозможность успехапри более высоких уровнях притязания.

Вцелом, было показано, что уровеньпритязаний повышается после успеха иснижается после неудачи. Экспериментальнопоказано, что у тревожных (интровертированных)людей уровень притязаний соответствуетих реальному интеллектуальному уровню.

Ригидные,мало пластичные, а также экстравертированныеличности чаще неадекватно оцениваютсвои способности, склонны либо завышать,либо занижать свой уровень притязаний.Например, неврастеники, в сравнении снормальными людьми, ставят перед собойболее высокие задачи, а истероидныеличности – минимальные, в сравнении сосредним уровнем своих достижений.

Мотивдостижения как устойчивое стремлениеличности достичь максимально высокогорезультата, желание выполнить работухорошо и быстро. Впервые был выделенМюрреем. Впоследствии он был дифференцированна мотив успеха и мотив избеганиянеудачи.

Привыраженном мотиве успеха люди, какправило, ориентируются на успех,предпочитая при этом средние по трудностизадания, т. е. рискуют весьма расчетливо.

Таким людям присущи: большая активность,уверенность в себе, высокая самооценка,женщины более высоко ценят свои деловыекачества и стремятся к достижению взначимой для них деятельности, а мужчиныбольше ценят качества общественногодеятеля и стремятся к признанию исоперничеству.

Вслучае выраженности мотива избеганиянеудачи люди выбирают либо легкие длясебя задания, гарантирующие им успех,либо очень трудные (в этом случае неудачане воспринимается как личный неуспех,а как следствие привходящих и независящихот личности обстоятельств).

Мотиваффиляции (стремление человека быть вобществе других людей). Высокая степеньвыраженности этого мотива формируетнепринужденный, уверенный, открытыйстиль общения. Этот мотив положительносвязан со стремлением человека кодобрению со стороны окружающих, сжеланием самоутверждения. Такие людиактивны и инициативны в общении, отношенияс другими строятся на основе взаимногодоверия.

Обратнойстороной этого мотива является мотивотвергания, т. е. боязнь человека бытьотвергнутым другими людьми, вследствиечего у человека преобладают неуверенность,скованность, неловкость.

Мотиввласти, понимаемый как потенциал влияния,О доминировании этого мотива говоряттогда, когда человек получает удовлетворениеот контроля над другими людьми, отвозможности судить, устанавливать нормыи правила поведения.

Воснове этого мотива лежит комплекспревосходства, который, по мнению А.Адлера, является врожденным ифундаментальным мотивом человеческойжизни. Впервые это стремление кпревосходству начинает осознаватьсяребенком на 5-м году жизни, когда начинаетформироваться жизненная цель.

Будучинеясной и, в основном, неосознанной вначале жизни, эта цель со временемстановится источником мотивации, силой,организующей нашу жизнь и придающей ейсмысл. По мнению А. Адлера, превосходствокак цель может принимать как деструктивное,так и конструктивное направление.

Деструктивное направление характернодля плохо адаптирующихся к обществулюдей, что вынуждает их в борьбе запревосходство над другими прибегать кэгоистичному поведению.

Хорошоприспосабливающиеся люди проявляютсвое превосходство в конструктивномнаправлении, так, чтобы оно соотносилосьс благополучием других людей.

Некоторыеисследователи, в частности Р. Мейли, кмотивационным чертам личности относяттревожность, агрессивность исопротивляемость фрустрации.

Строгоговоря, все эти свойства скорее относятсяк психодинамическим параметрам индивида,поскольку они определяют динамикупсихической деятельности.

Тем не менеетрудно оспаривать их мощное влияние наповедение человека, особенно в детском,подростковом и юношеском возрасте,когда психической деятельности все ещеприсущи черты непроизвольности.

Тревожностьличности понимается как повышеннаясклонность испытывать беспокойство вразличных жизненных ситуациях.

Длятревожной личности характерно постоянноиспытываемое чувство напряженности итяжелые предчувствия, представления освоей социальной неспособности,приниженности по отношению к другим,повышенная озабоченность критикой всвой адрес, нежелание вступать всоциальные контакты без гарантийпонравиться, уклонение от социальнойили профессиональной деятельности,связанной с интенсивными и значимымисоциальными контактами, сверхчувствительность в отношении отверженияи критики.

Тесносвязана с тревожностью другая мотивационнаячерта личности – агрессивность,рассматриваемая как реакция человекана фрустрацию.

Источник: https://studfile.net/preview/6207557/page:3/

Классификация по критерию содержания мотивов

Классификация мотивов: Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации

Понятие мотива.

Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы» отвечают на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет себя именно так, а не иначе»?

В качестве мотива авторы называют самые различные психологические феномены.

Авторы Трактовки понятия мотив:
Л. И. Божович намерения, представления, идеи, чувства, переживания
X. Хекхаузен желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид – среда».
П. А. Рудик желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга
Г. А. Ковалев морально-политические установки и помыслы
К. К. Платонов психические процессы, состояния и свойства личности
А. Н. Леонтьев предметы внешнего мира
А. Маслоу установки
К. Вилюнас условия существования
В.С. Мерлин побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий
Ф. Годфруа соображение, по которому субъект должен действовать

Мотив как цель (предмет).

Предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А. Н. Леонтьев). Предмет выступает скорее как побудитель потребности, но не деятельности человека. Этот взгляд на мотив не отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения».

Мотив как потребность.

Эта точка зрения на мотив дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет активность.

Мотив как намерение.

Такая трактовка отвечает на вопросы: «чего человек хочет достичь?», «что и как хочет сделать?» и самым позволяет понять основания поведения.

Намерения выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено.

В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанной с осознанием средств достижения цели. Намерение обладает побудительной силой, однако не раскрывает причины поведения.

Мотив как устойчивое свойство личности.

Устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека той же мере, что внешние стимулы. Р.

Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации.

Принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответна вопрос: почему выбрана именно эта цель, этот способ достижения, но нельзя получить ответы на другие, сформулированные выше вопросы.

Мотив как побуждение.

Наиболее принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Мотив – это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка – внутреннее осознанное побуждение. В. И.

Ковалев так определяет мотив: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив – это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности.

Принятие в качестве мотива побуждения раскрывает его энергетическую сторону, но не дает ответы на иные вопросы.

Для правильного понимания психологического содержания мотива необходимо рассматривать его как сложное интегральное психологическое образование и использовать все перечисленные определения.

Мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие поведение человека.  

Функции мотива.

В качестве основных функций мотивов выделяют:

Ø побуждающую функцию, она характеризует энергетику мотива, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

Ø направляющую функцию, она отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

Ø регулирующую функцию.

Мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей.

Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

Также авторы дополнительно выделяют дополнительные функции мотивов:

Ø стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), в ряде случаев для окончания действия требуется дополнительная стимуляция.

Ø структурирующую (О. К. Тихомиров),

Ø смыслообразующую (А. Н. Лентьев), мотив придает личностный смысл действиям и определенным обстоятельствам.

Ø контролирующую (А. В. Запорожец)

Ø защитную (К. Обуховский) – подмена истинного объяснения поведения «версией», необходимой для самооправдания. Выделяют такой мотивационный феномен, как мотивировка. Мотивировка определяется как рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия

Ø отражательную функция мотива как отражение в сознании потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей.

Характеристики мотива.

Сила мотива выступает показателем интенсивности стремления личности. Она обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами.

К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым, знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества.

Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.

Для подсчета силы стремлений человека используется формула Дж. Аткинсона:

М = П[ду] х В[дц] х З[дц] М – сила мотивации; П [ду] – сила мотива достижения успеха как личностное свойство; В [дц] – субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; З [дц] – личностное значение достижения данной цели для человека. Выраженность П, В и З в совокупности определяет силу мотива.  

Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. Речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений.

Структура мотива.

Мотив – сложное интегральное психологическое образование. Е. П. Ильин исключает из структуры мотива стимулы и исполнительские действия, и предлагает говорить о трехкомпонентной структуре. Эти компоненты соответствуют стадиям формирования мотива.

Потребностный блок, включает:

Ø биологические потребности,

Ø социальные потребности;

Ø осознание необходимости – долженствование;

Блок внутреннего фильтравключает в себя:

Ø предпочтение по внешним признакам;

Ø предпочтение внутреннее (интересы и склонности);

Ø декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки, убеждения);

Ø недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний);

Ø оценку своих возможностей (знаний, умений, качеств);

Ø оценку состояния в данный момент;

Ø учет условий достижений целей;

Ø предвидение последствий действий, поступков, деятельности в целом;

Целевой блок. В него входят:

Ø образ предмета, который может удовлетворить потребность,

Ø потребностная цель,

Ø представление процесса удовлетворения потребности.

Структура конкретного мотива строится из сочетания компонентов. Набор компонентов может быть разным. В состав мотива могут входить один или несколько компонентов каждого блока, один из них играет главную роль, а другие – вспомогательную.

В структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Такое понимание мотива позволяет понять полимотивированное поведение человека.

По сути, в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.

Вопрос для самопроверки:

Структура мотива:

а) однокомпонентная

б) двухкомпонентная

в) трехкомпонентная

г) многокомпонентная

ответ: г) структура мотива как основания действия или поступка – многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение несколько причин и целей.

Этапы формирования мотива

В. И. Ковалев представлял возможный вариант возникновения мотива следующим образом:

Рисунок: Схема поэтапного возникновения мотива по В.И.Ковалеву

Стадии мотивации, их количество и содержание во многом зависят от вида стимулов, в качестве которых могут выступать не только физические раздражители, но и социальные факторы, а также от способов целеобразования. Е.П.Ильин предлагал такой вариант формирования мотива.

Первый этап (стадия)формирование первичного (абстрактного) мотива. Он состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности. Для того чтобы нужда (органическая потребность) превратилась в потребность личности, надо, чтобы человек принял ее, сделал значимой для себя ее ликвидацию. Для этого необходимо:

во-первых, чтобы нужда была осознанна, то есть, чтобы появилось чувство голода, жажды и т. п;

во-вторых, нужно, чтобы чувство голода, жажды достигло по интенсивности некоторого порога, за которым начинается беспокойство человека по поводу возникшего дискомфорта, переживание этого чувства как неприятного.

Потребность, как аккумулятор, заряжает энергией всю дальнейшую поисковую активность человека.

На этом этапе предмет удовлетворения потребности выступает в качестве обобщенного образа, понятия (мне нужна пища, жидкость, или мне нужно поесть, попить), то есть сначала появляется абстрактная цель без ее конкретизации (что именно поесть, что попить) и без продумывания пути ее нахождения. При этом, чем сильнее выражена потребность, тем менее специфичен объект ее удовлетворения. Появление абстрактной цели ведет к формированию побуждения, к поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление этого побуждения означает конец формирования первичного (абстрактного) мотива (в структуру которого входят и потребность, и цель) и побуждение к поиску конкретной цели, то есть к проявлению человеком какой-то активности.

Вторая стадия формирования конкретного мотива – поисковая внешняя или внутренняя активность.

Внешняя поисковая активность осуществляется человеком в том случае, когда он попадает в незнакомую обстановку или не обладает необходимой для принятия решения информацией и под влиянием первичного мотива вынужден заниматься поиском во внешней среде реального объекта, который мог бы удовлетворить имеющуюся потребность (по принципу «что подвернется»).

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности и условий их получения.

Задачей второго этапа мотивационного процесса является определение субъективной вероятности достижения успеха при различных способах поведения и деятельности. Этот прогноз делается человеком с учетом своих возможностей и ситуации, в которой он находится.

Другой важной задачей второго мотивационного этапа является предвидение (прогнозирование) последствий выбираемого пути достижения цели.

Здесь учитываются нравственные критерии того или иного поступка, которые могут сыграть роль морального запрета для реализации намечаемого плана достижения цели.

Может учитываться также реакция других людей на предполагаемое действие или же, как скажется достижение цели на самом субъекте.

Наличие второй стадии формирования мотива показывает, что в мотивации может быть несколько причин и побуждений: одни приводят к поисковой активности, другие – к выбору цели и путей ее достижения. Поэтому мотивацию правильнее рассматривать не как сочетание одной причины и одного побуждения, а как совокупность и определенную последовательность ряда причин и побуждений.

Учитываемые в процессе формирования мотива факторы (оценка внешней ситуации, своих возможностей, склонностей и т.п.) составляют мотивационное поле. Оно может быть широким (когда учитывается много факторов) и узким (когда принимаются во внимание один – два фактора, лежащих на поверхности сознания).

Третья стадия формирования мотива – выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Мысленная постановка человеком перед собой конкретной цели связана с предвосхищением не только средства удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и результата этого процесса.

Цель характеризуется не только содержанием (чего хочу, что надо), но и уровнем, качеством (какой результат нужен – высокий, низкий). Поэтому ее выбор определяется имеющимся у человека уровнем притязаний.

Субъективная трудность достижения цели определяет степень мобилизации человека, его старание, терпеливость, настойчивость.

Уровень притязаний, наряду со многими факторами, определяется имеющейся у человека установкой (потребностью в достижении успеха или избегание неудачи).

Однако формирование мотива не всегда носит линейный характер. Возможны возвратные механизмы, которые возникают либо в связи с какими-то новыми обстоятельствами, либо в связи с внутренними состояниями

Мотив не тождественен побуждению. Побуждение представляет собою лишь часть, компонент мотива. Мотив – это системное образование, а побуждение – это его энергетическая сторона.

Укороченная» мотивация

В том случае, когда из процесса мотивации выпадает какая-либо стадия или ее протекание в силу каких-то причин перестает носить развернутый характер, имеет место «укороченная», свернутая мотивация.

Вариант 1. первый этап мотивационного процесса смыкается с третьим. Процесс мотивации оказывается свернутым в случае выполнения привычных действий. Если обычное повторение действий будет продолжаться, то, в конце концов, и тот мотив, который определяет действие, становится все слабее и мимолетнее.

Автоматизированные действия также могут быть отнесены к действиям с укороченной мотивацией. Возникновение потребности в них ведет по механизму ассоциации к появлению образа того конкретного предмета, который в данной ситуации чаще всего удовлетворяет данную потребность, и образу тех действий, которые связаны с этим предметом.

Вариант 2. Наличие мотивационных схем.

У человека с возрастом формируются мотивационные схемы, которые представляют собой своеобразные знания о том, как можно удовлетворить данную потребность. Е. П.

Ильин пишет, что репертуар мотивационных схем человека тем богаче, чем больше его опыт и предлагает рассматривать мотивационные схемы в качестве одной из составляющих мотивационной сферы личности.

Вариант 3. Импульсивные действия. Вопреки мнению ряда авторов Е. П. Ильин рассматривает импульсивные действия как преднамеренные и произвольные и, следовательно, мотивированные.

Тогда импульсивные действия также попадают в разряд действий со свернутой мотивацией.

И хотя внешне импульсивные действия и выглядят как немотивированные, речь все же должна идти об укороченной мотивации, когда не продумываются средства достижения цели, последствия ее достижения, свои возможности и т.п.

Классификации мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Классификация по критерию содержания мотивов

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 950 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-53314.html

Определение и классификация мотивации в психологии – Путь к Осознанности

Классификация мотивов: Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые, а по степени устойчивости на сильно-, средне- и слабоустойчивые.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Типы мотивации.

Внешняя мотивация.

Среди двух основных типов мотивации различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее.

Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное.

Отмечу также, что по двухфакторной теории Герцберга, многие внешние вознаграждения, в том числе заработная плата и другие виды поощрения, в действительности не мотивируют человека, однако, их отсутствие лишает человека всякого желания действовать.

Внутренняя мотивация.

Это второй из наиболее распространенных типов мотивации. В данном случае мотивация обеспечивается внутренней наградой или подкреплением. Так, достигнув успеха в том или ином деле, мы поощряем себя, празднуем, веселимся, радуемся, совершая же ошибки, мы начинаем испытывать злость и ругать себя.

Внутренней наградой может быть удовольствие, чувство завершённости и ощущение собственной компетентности, способности делать что-либо. Общими примерами внутреннего подкрепления являются наши «должен», «обязан», совесть, чувство вины и стыда.

По-видимому, наиболее сильна внутренняя мотивация, когда мы делаем что-либо ради забавы или из чувства выполненного долга.

Зависимость.

Это ещё один из наиболее распространённых типов мотивации. Здесь мотивом для наших действий служит желание получить удовлетворение от приёма очередной дозы наркотика, встречи или общения с любимым человеком, получения одобрения или похвалы, в общем, всего, в чём мы испытываем сильную потребность и без чего ощущаем пустоту или дискомфорт.

К этому типу мотивации относится потребность в еде и воде. Так подкреплением служит неприятное чувство голода, ну а вознаграждением – удовольствие от принятия вкусной пищи.

Ориентация «от» и «к».

Это наиболее популярный тип мотивации, больше всего известный под названием «метод пряника и кнута». Люди по-разному относятся к раздражителям. Одних людей легко мотивировать возможным поощрением или «пряником», других возможным наказанием или «кнутом». Ориентация «от» и «к» это всего лишь другой способ описания этого метода.

Люди, которых легче всего мотивировать возможным наказанием, ориентированы «от» – желают уйти от наказания или боли, которая может быть им причинена. Люди, которых легче мотивировать возможным поощрением, ориентированы «к» – стремятся к получению удовольствия.

Иногда появляется необходимость комбинировать эти методы мотивации, в некоторых случаях это способно усилить стремление человека к совершению тех или иных действий.

Мы рассмотрели наиболее распространённые типы мотивации человека, знание их поможет вам подобрать необходимые условия для мотивации себя, ваших подчинённых или любого другого человека.

Возможно, в будущем в эту статью будут добавлены и другие существующие типы мотивации.

Также, мы разберём каждый тип мотивации отдельно, дабы вы имели возможность получить более точное представление о способах мотивации себя или других людей, и, разумеется, включим в них больше примеров.

В исследованиях отражения, деятельности, общения психологию интересует не только процесс, но и его носитель – субъект. Анализ деятельности и общения необходим для того, чтобы понять законы развития их субъекта. Личность – общественный индивид, субъект познания, деятельности и общения.

Психические процессы развиваются и проявляются в деятельности и общении, но принадлежат они не деятельности и общении,  а личности.

Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, сами по себе не существуют. Проблема деятельности и проблема общения замыкаются на личность.

Через анализ деятельности и общения психология раскрывает психологический склад личности, ее внутренний духовный мир.

Наряду с принципом единства сознания и деятельности в советской психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности. Разработка проблемы личности необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоциональных процессах.

Накопленные в разных психологических дисциплинах данные остро ставят задачу их теоретического синтеза, раскрытия интегральных качеств человека, понимания его как организованной целостности.

Источник:

Классификация мотивов

Рис. 2.4. Классификация мотивов

Мотивы классифицируют по группам (рис. 2.4).

В первую группу входят мотивы, связанные с важнейшими обще­ственными потребностями личности по критерию их содержания.

В этом случае различают мотивы идейные (связанные с мировоз­зрением), политические (обусловленные позицией личности по от­ношению к политике), нравственные (основанные на нравственных нормах и принципах) и эстетические (отражающие потребность в прекрасном).

По источнику возникновения, обусловленности (а также по осо­бенности регуляции) различают мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощрительные). Источником возникно­вения патриотических мотивов является страна, где родился и живет человек.

Коллективистские мотивы, имея источником коллектив, возникают вследствие готовности человека руководствоваться в по­ведении интересами конкретного коллектива, к которому он принад­лежит.

Осознание личностью ответственности перед коллективом по­буждает такое поведение, которое строится в соответствии с нормами его жизни, взаимоотношениями в нем, общественным мнением и тра­дициями, его микроклиматом. Деятельностные мотивы возникают •на основе конкретной деятельности человека.

Они являются след­ствием особенностей трудовой деятельности, условий конкретного труда. Источник возникновения поощрительной мотивации — в ма­териальном и моральном стимулировании, вознаграждении, получае­мом человеком в виде заработной платы, премий, надбавок или по­хвал.

В отдельную группу объединяются мотивы по видам деятель­ности: общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные.

По времени проявления различают мотивы постоянные, дли­тельные и кратковременные.

Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением есте­ственных потребностей), вторые — в течение многих лет (например, связанные с познавательной потребностью личности), третьи — в те­чение ограниченного временного интервала (например, в связи с по­знанием нового).

По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составля­ющие особо действенную мотивацию, умеренные, характеризующие­ся средней силой их проявления, и слабые, несущественно влияющие на деятельность, хотя и побуждающие ее.

По проявлению в поведении различают мотивы реальные (акту­альные) и потенциальные. Реальными (актуальными) называются мотивы, побуждающие поведение и деятельность.

Под потенциаль­ными понимают мотивы, сформировавшиеся у личности, но не прояв­ляющиеся в данный момент по двум причинам: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею занимался ранее, но переключил­ся на другую.

По степени осознанности мотивы бывают осознанными и не­осознанными (последние обычно называют побуждениями). Суще­ствуют различные точки зрения на проблему осознанности мотивов человеком. Приведем некоторые из них. Например, А.

Леонтьев по­лагает, что мотивы актуально не осознаются [29]. С точки зрения А. Петровского, мотивы далеко не полностью осознаются человеком [47]. Согласно 3. Фрейду, люди не отдают себе полного отчета об истоках собственной мотивации [65].

Из приведенных рассуждений очевидны утверждения о существовании неосознаваемых мотивов.

Как правило, деятельность человека побуждается не единствен­ным, а многими мотивами, находящимися в различных взаимоотно­шениях.

В основе того или иного поступка может быть борьба мотивов; они могут усиливать или ослаблять друг друга; среди них можно вы­делить основной, подчиняющий себе другие.

Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, на­правляющую и регулирующую.

Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловлива­ют поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация лич­ности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т. е. превращения в основные импульсы психологической активности, де­терминирующие поведение.

Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении опре­деленной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от ус­тойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.

Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятель­ность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 1734;

Источник:

Мотивы личности (понятие и классификация) (Psyarticles.ru)

Приступая к изложению этой сложной психологической темы, выделим ее основные проблемы. К ним относится проблема собственно мотивов, мотивации, и мотивационной сферы личности.

Вообще проблема мотивов и мотивации поведения – одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. «Трудность здесь состоит в том,– писал Б. Ф.

Ломов, – что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения».

Несмотря на выдающуюся значимость самой проблемы, психологи по сей день не способны даже определиться в понятиях и соотношениях между ними.

Дело порой доходит до того, что предлагается вообще снять с повестки дня ту или иную психологическую категорию. Поэтому А. Н.

Леонтьев с грустью констатировал в свое время, что проблема мотивации и мотивов напоминает ему мешок, куда ссыпали самые разные понятия.

Понятие мотива

Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет себя именно так, а не иначе»? Чаще всего бывает так, что то, что принимают за мотив позволяет ответить только на один или два из перечисленных вопросов, но никогда на все. Это снижает объяснительный потенциал даваемого определения и психологи приступают к поиску другого, более адекватного поставленной задаче.

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены. Это – намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X.

Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н.

Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин) соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа).

Вообще-то подобное многообразие взглядов не должно удивлять, если согласиться с тем, что само поведение человека весьма многообразно.

Тем не менее большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив – это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Источник: https://psycholog-kopylova.ru/sovet-psihologa/opredelenie-i-klassifikatsiya-motivatsii-v-psihologii.html

Medic-studio
Добавить комментарий