Комплекс неполноценности и его истоки.: Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в

А.Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности и его истоки.:  Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в

«История и литературапредоставляют много примеров исключительныхдостижений, являющихся результатомусилий, предпринятых для преодолениянедостаточности органа. Демосфен,заикавшийся с детства, стал одним изсамых выдающихся в мире ораторов.

ВильмаРудольф, страдавшая в детстве физическимнедугом, трижды завоевывала золотыеолимпийские медали в легкой атлетике.

Теодор Рузвельт, слабый и болезненныйв детстве, приобрел физическую форму,образцовую как для взрослого человекавообще, так и для президента СоединенныхШтатов в частности.

Таким образом, неполноценностьоргана, то есть его врожденная слабостьили недостаточное функционирование,может приводить к впечатляющим достижениямв жизни человека. Но она же может повлечьза собой и чрезмерно выраженное чувствособственной неполноценности, еслиусилия, направленные на компенсациюдефекта, не приводят к желаемомурезультату».4

Конечно, в идее о том, чтоорганизм пытается компенсировать своюслабость, не было ничего нового. Врачамдавно было известно, что если, например,одна почка плохо функционирует, другаяберет на себя ее функции и несет двойнуюнагрузку.

Но Адлер указал на то, что этотпроцесс компенсации имеет место впсихической сфере: люди часто стремятсяне только компенсировать недостаточностьоргана, но у них также появляется«…субъективное чувство неполноценности,которое развивается из ощущениясобственного психологического илисоциального бессилия».5 То есть первоначально относя это чувствонеполноценности к телесным, Адлервыдвинул целую концепцию комплексанеполноценности, говоря уже не толькоо телесной неполноценности, но и онеполноценности, связанной с психикойчеловека. Также Адлер попытался уяснить,когда именно у человека начинаетразвиваться данный комплекс.

Адлер полагал, что чувствонеполноценности берет свое начало вдетстве. Он объяснял это следующимобразом: ребенок переживает оченьдлительный период зависимости, когдаон совершенно беспомощен и, чтобы выжить,должен опираться на родителей.

Этотопыт вызывает у ребенка глубокиепереживания неполноценности по сравнениюс другими людьми в семейном окружении,более сильными и могущественными.Появление этого раннего ощущениянеполноценности обозначает началодлительной борьбы за достижениепревосходства над окружением, а такжестремление к совершенству и безупречности.

Адлер утверждал, что стремление кпревосходству является основноймотивационной силой в жизни человека.

Таким образом, согласноАдлеру, фактически все, что делают люди,имеет целью преодоление ощущения своейнеполноценности и упрочение чувствапревосходства. Однако ощущениенеполноценности по разным причинамможет у некоторых людей стать чрезмерным.

В результате появляется комплекснеполноценности – преувеличенноечувство собственной слабости инесостоятельности.

Адлер различал тривида страданий, испытываемых в детстве,которые способствуют развитию комплексанеполноценности: неполноценностьорганов, чрезмерная опека иотвержение со стороны родителей.

Во-первых, у детей скакой-либо врожденной физическойнеполноценностью может развитьсячувство психологической неполноценности.

С другой стороны, дети, родители которыхчрезмерно их балуют, потворствуют имво всем, вырастают недостаточно увереннымив своих способностях, потому что за нихвсегда все делали другие.

Их беспокоитглубоко укоренившееся чувствонеполноценности, так как они убеждены,что сами не способны преодолеватьжизненные препятствия.

Наконец,родительское пренебрежение детьми,отвержение может стать причиной появленияу них комплекса неполноценности по тойпричине, что отвергаемые дети в основномчувствуют себя нежеланными. Они идутпо жизни без достаточной уверенностив своей способности быть полезными,любимыми и оцененными по достоинствудругими людьми. Исходя из этого можносделать вывод что, каждый из этих трехвидов страданий в детстве может сыгратьрешающую роль в возникновении неврозовв зрелые годы.

Однако, независимо отобстоятельств, играющих роль почвы дляпоявления чувства неполноценности, уиндивидуума может в ответ на них появитьсягиперкомпенсация и, таким образом,развивается то, что Адлер назвалкомплексом превосходства.

Этот комплексвыражается в тенденции преувеличиватьсвои физические, интеллектуальные илисоциальные способности. Например,человек может быть убежден в том, чтоон умнее других, но при этом он не считаетнужным демонстрировать свой интеллект,перечисляя, скажем, все, что ему известноо кинозвездах.

Другой полагает, что ондолжен показать все, что он знает окинозвездах, и делает это при каждомудобном случае, выкладывая свои сведениякаждому, кто будет его слушать. Он можетдаже отвергать все остальные темы, лишьбы доказать, что он знает о кинозвездахбольше всех.

“В любом случае приемгиперкомпенсации представляет собойпреувеличение здорового стремленияпреодолевать постоянное чувствонеполноценности. Соответственно,человек, обладающий комплексомпревосходства, выглядит обычно хвастливым,высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.

Создается впечатление, что данныйчеловек не в состоянии принять себя (тоесть у него низкое мнение о себе); чтоон может чувствовать свою значимостьтолько тогда, когда “сажает в калошу”других”6.

2.3. Влияниекомплекса неполноценности на личностьчеловека, на его характер и поведение

Как уже было отмечено,Адлер полагал, что чувство неполноценностиявляется источником всех устремленийчеловека к саморазвитию, росту икомпетентности.

Но какова же конечнаяцель, ради которой мы боремся и котораяобеспечивает меру постоянства ицелостности нашей жизни? Движет линами потребность попросту избавитьсяот чувства неполноценности? Или мымотивированы стремлением безжалостнодоминировать над другими? Или, бытьможет, нам нужен высокий статус? Впоиске ответов на эти вопросы представленияАдлера заметно менялись со временем. Всвоих ранних размышлениях он выражалубежденность в том, что великая движущаясила, управляющая человеческим поведением,– не что иное, как агрессивность. Позднееон отказался от идеи агрессивныхустремлений в пользу “стремления квласти”. Взамен он выдвинул болееширокое положение, согласно которомулюди стремятся к превосходству, и этосостояние полностью отличается откомплекса превосходства. Таким образом,в его рассуждениях о конечной целичеловеческой жизни было три различныхэтапа: быть агрессивным, быть могущественными быть недосягаемым.

Комплекс неполноценности- глубокое всепроникающее чувствособственной неполноценности по сравнениюс другими людьми. Часто сопровождаетсядефективными, ошибочными установкамии поведением.

Тоесть, данный косплекс действует напротяжение всей жизни и влияет наповедение человека в обществе, на егохарактер. Нередко люди с данным комплексомстановятся замкнутыми, либо они простонеудобно чувтсвуют себя в обществе.Скорее всего человек с таким косплексомнапряжен на работе и вообще среди людей.Нередко такие люди боятся высказыватьсвое мнение.

Адлер: « Каждый симптомв жизни человека проявляется в динамике,то есть в развитии. Поэтому можно сказать,что у него есть прошлое и будущее. Будущеенеразрывно связано с нашими стремлениямии целью, тогда как прошлое указывает нахарактер неполноценности илинеадекватности, которую мы стараемсяпреодолеть.

Вот почему комплекснеполноценности нас больше интересуетв начале, в то время как комплекспревосходства нас интересует в егодинамике, развитии. Более того, эти двакомплекса естественным образом связаны.Нас не должно удивлять, если в случае,в котором мы рассматриваем комплекснеполноценности, мы обнаруживаем болееили менее скрытым комплекс превосходства.

С другой стороны, если исследуем комплекспревосходства в динамике, мы всякий разнаходим более или менее скрытый комплекснеполноценности»7.

Воснове невроза, согласно концепцииАдлера, и лежит комплекс неполноценности – заложенное в раннем детстве болезненноечувство своей никчемности, котороеневротик стремится победить путемгиперкомпенсации, стремясь к неадекватномугосподству над близкими и в идеале надвсеми людьми.

«Любой невроз, – пишетАдлер, – может пониматься как ошибочнаяс позиций культуры попытка избавитьсяот чувства неполноценности, чтобыобрести чувство превосходства»8.

Адлер писал: «Наиболеераспространенная форма, в которойвозникающее в детстве чувствонеполноценности пытается избежатьразоблачения, заключается в возведениикомпенсаторной надстройки, помогающейвновь обрести устойчивость и добитьсяпревосходства в жизни .

Человек боретсяздесь за свое признание, пытается егозавоевать, – человек, постоянно стремящийсявырваться из сферы неуверенности ичувства неполноценности и добитьсябогоподобного господства над своимокружением или стремящийся уклонитьсяот решения своих жизненных задач»9.

То есть такой человек всю жизнь стремитсябыть лучшим, считая что таким образомон сможет скрыть свои какие-то недостатки.Но в принципе ничего особо полезногоон ничего не делает.

Адлер: «Стремление кпревосходству никогда не исчезает, ифактически, именно оно формирует разуми психику человека. Как мы говорили,жизнь — это достижение цели или формы,а стремление к превосходству — этодвижущая сила для достижения формы. Этосвоего рода поток, несущий вперед весьматериал, который может найти.

Рассмотримдля примера ленивых детей. Недостатоку них активности, отсутствие интересак чему бы то ни было могут создать у насвпечатление полного отсутствия у нихдвижения. Но и у них мы найдем желаниепревосходить других, желание, котороезаставляет их говорить: «Если бы я небыл так ленив, я мог бы стать президентом».

Ихразвитие и стремление, если можно таксказать, относительны. Они высокогомнения о себе и придерживаютсяпредставления о том, что могли бы многоесовершить и принести немало пользы,если бы…! Конечно же, это — ложь, выдумка,ясно , что человечество очень частоудовлетворяется выдумками.

И это особенносправедливо в отношении людей, которымне хватает смелости: они вполнедовольствуются фантазиями. Не чувствуяв себе большой силы, они всегда идут вобход, желая избежать трудностей.

Иблагодаря этому бегству, благодаряпостоянному уходу от битвы, у нихпоявляется ощущение, что они сильнее иумнее, чем это есть на самом деле.

Основанное на реальныхвпечатлениях, в последствие тенденциознозакрепленное и углубившееся чувствонеполноценности уже в детском возрастепостоянно побуждает пациента направлятьсвое стремление на цель, значительнопревышающую всякую человеческую меру».10

Конечно, из этого неследует, что все талантливые невротики,применив механизм гиперкомпенсации,становятся великими художниками,философами, политиками и полководцами.

Для обычного невротика, как пишет Адлер,”психотерапевтическое лечение должнобыть направлено на то, чтобы показатьему, как он привычным для себя способомпостоянно пытается оказаться в идеальнойдля осуществления своей руководящейжизненной линии ситуации, пока он,поначалу из негативизма, а затем пособственной воле не изменит свойжизненный план и не присоединится кчеловеческому сообществу и его логическимтребованиям”.

Адлер полагал, что”…намизвестны дети, которые начинали вороватьиз чувства превосходства. Они полагают,что, обманывая, дурача других и оставаясьнепойманными, они, таким образом,становятся богаче без особых хлопот.То же чувство очень сильно выражено упреступников, которые считают себягероями.

Этоне имеет ничего общего со здравым смысломили общепринятой логикой, когда убийцадумает о себе как о герое — это егосубъективное представление. Ему недостаетсмелости, и он хочет так уладить дела,чтобы увернуться от необходимостидействительно решать проблемы жизни.Следовательно, преступность — эторезультат комплекса превосходства, ане проявление фундаментальной иизначальной порочности.

Похожую симптоматику мынаблюдаем у невротических личностей.Например, они страдают бессонницей, ана следующий день им недостает сил,чтобы справиться с требованиями дела,которым они занимаются. Им кажется, чтоиз-за бессонницы у них нельзя требоватьбезупречной работы, так как они не всостоянии справиться с тем, что моглибы исполнить. Они жалуются: «Вот еслибы я выспался, я бы вам показал!»

Нечто подобное происходитс депрессивными личностями, которыхмучает чувство тревоги. Тревога делаетих тиранами. Фактически, они используютсвою тревогу, чтобы управлять другими:с ними постоянно кто-нибудь долженнаходиться, их нужно сопровождатьповсюду, куда бы они ни направлялись, итак далее. Близкие вынуждены строитьсвою жизнь, подчиняясь требованиямдепрессивного человека.

Депрессивные и больныелюди всегда являются центром вниманияв семье. Таким образом, комплекснеполноценности является источникомих силы. Они беспрестанно жалуются, чточувствуют слабость, теряют в весе, ипрочее, но, несмотря на это, они сильнеевсех остальных.

Они подавляют здоровыхлюдей — факт, который не должен насудивлять, так как в нашей культуреболезнь может давать определенную силуи власть. И если бы мы задались вопросом,кто сильнейшие люди в нашей культуре,логично было бы ответить – младенцы.

Младенцы правят, сами же оставаясьнеподвластными”11.

Стильжизни основан на наших усилиях,направленных на преодоление чувстванеполноценности.

«Детис физической или умственной недостаточностьюнесут тяжкое бремя и скорее всего привстрече с жизнью будут чувствоватьнеадекватность. Они считают себянеудачниками и часто таковыми являются.Тем не менее, в случае понимания иподдержки родителей они могуткомпенсировать неполноценность иобратить слабость в силу».12.

Снова и снова Адлер говорил о злеизбалованности, которое считал величайшимпроклятием, довлеющим над ребенком. Уизбалованных детей не развиваетсясоциальное чувство; они становятсядеспотами, ждущими от общества того,чтобы то приспосабливалось к ихэгоцентрическим желаниям. Таких людейАдлер считал потенциально самымиопасными для общества.

Отвержениеребенка также приводит к несчастливымпоследствиям. Испытывая плохое отношениек себе в детстве, эти люди во взросломвозрасте становятся врагами общества.Их стиль жизни определяется потребностьюотомстить.

Эти три условия – органическаяслабость, избалованность и отвержение– продуцируют ошибочное представлениео мире и находят воплощение в патологическомжизненном стиле.

Адлер считал, что все детииспытывают чувство неполноценности,из-за их физических размеров и недостаткасил и возможностей. Сильное чувствонеполноценности может затруднитьпозитивный рост и развитие. Но умеренноечувство неполноценности может побудитьиндивид к конструктивным усилиям идостижениям.

«Он (ребенок) в раннемвозрасте обнаружил, что есть другойчеловек, существа, которые способныудовлетворять свои потребности болееполно, лучше подготовлены к жизни … Онначинает чрезмерно высоко оцениватьзначение размеров и роста, дающиевозможность открыть дверь, передвинутьтяжелую вещь или право отдавать приказанияи требовать подчинения им. В душевозникает желание расти, стать такимже сильным или даже сильнее других»13.

2.4.Стиль жизни, каккомпенсация комплекса неполноценности

Формирование жизненныхцелей начинается в детстве как компенсациячувства неполноценности, небезопасности,неизвестности и беспомощности в миревзрослых. Жизненные цели – в основномдля защиты против чувства бессилия. Онивсегда несколько нереалистичны и могутстать невротическими преувеличениями,если чувство неполноценности слишкомсильно.

Например, человек, которыйстремится к превосходству, личнойвласти, разовьет агрессивные чертыхарактера, необходимые для достиженияэтой цели – амбицию, зависть, недовериеи др.. Эти черты характера не являютсяни врожденными, ни неизменными, ониприняты индивидуумом как грани целевойего ориентации.

Взависимости от того есть ли у человекаданный комплекс либо нет, человеквырабатывает определенный жизненныйстиль, при котором ему наиболее удобнососуществовать с другими людьми.

Согласно Адлеру, «людистараются компенсировать чувствособственной недостаточности, вырабатываясвой уникальный стиль жизни ,в рамкахкоторого они стремятся к достижениюфиктивных целей ,ориентированных напревосходство или совершенство».14Жизненныйстиль – уникальный способ, выбранныйкаждым индивидуумом для следованиясвоей жизненной цели.

Это соединениечерт, способов поведения и привычек,которые взятые в совокупности, определяютнеповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни тесно связанс чувством общности, одним из трехврожденных бессознательных чувств,составляющих структуру «Я».

Чувствообщности, или общественный интерес,представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиляжизни ,определяет ее содержание инаправление.

Есличувства общности определяет направлениежизни, ее стиль, то два других врожденныхи бессознательных чувства – неполноценностии стремления к превосходству –представляют собой источники энергииличности, необходимой для ее развития.Оба эти чувства являются позитивными,это стимулы для личностного роста,самосовершенствования.

Препятствияросту индивидуума:

-органическая неполноценность;

-избалованность;

-отверженность.

Дети, страдающие болезнямиили слабостями, могут стать сильноцентрированными на себе. Они отказываютсяот взаимодействия с другими из чувстванеполноценности и успешно соревнуютсяс другими детьми.

Ноте дети, которые преодолевают своитрудности, могут “сверхкомпенсировать”первоначальные слабости и развить своиспособности в необычной степени.

Избалованные (“испорченные”дети) имеют трудности в развитии чувствасоциального интереса и кооперации.Нехватка уверенности в своих силах,социальный интерес у них, обычно, оченьслаб.

Отверженный( неполноценный) ребенок, никогда незнал любви и кооперации в доме. Детитакие не уверены в своей способностибыть полезными и получать уважение илюбовь окружающих. У них развиваетсяжестокость характера, зависть ивраждебность.

Когда чувство неполноценностипреобладает или когда социальный интереснедостаточно развит, индивидуумыначинают стремиться к личномупревосходству. Накопление успеха,престижа становится более важным, чемконкретное достижение.

Заключение

Можно сделать вывод, чтотермин Адлера – “комплекс неполноценности”- снискал особую популярность. Он являетсядвижущей силой в развитии личности.

Преодоление этого чувства Адлер связывалс тенденцией “стремления к власти”(сродни “воле к власти” у Ницше) и(значительно позднее) с установкой”стремления к общности”. Недостаточнаялибо извращенная компенсация чувстванеполноценности, согласно Адлеру,приводит к неврозам.

В дальнейшем Адлеркорректирует некоторые прежние установки,отказывая компенсации и чувствунеполноценности в статусе универсальныхмеханизмов и источников развитияличности

Взаключение своего изложения общей идеикомплексов неполноценности и превосходства,я не могу не сказать несколько слов оних применительно к нормальным людям.

Как я уже говорила, чувствонеполноценности есть у каждого человека.Оно не является психическим расстройством,но, напротив, стимулирует нормальныестремления и здоровое развитие.

Патологическим же это чувство становитсятолько тогда, когда в человеке побеждаетчувство неадекватности, и это тормозитего полезную активность, делает егодепрессивным и неспособным к развитию.В такой ситуации комплекс превосходстваможет стать одним из методов избежатьсвоих трудностей.

Человек с комплексомнеполноценности притворяется лучшим,чем он есть на самом деле, и этот фальшивыйуспех компенсирует чувство неполноценности,ставшее для него невыносимым.

Унормального человека нет ни теникомплекса превосходства. Конечно же,он стремится превосходить других в томсмысле, что всем нам не чужды амбиции ижелание добиться успеха, но пока этостремление выражается в работе, оно неведет к ложным оценкам, лежащим в основедушевных расстройств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

АдлерА. Наука жить. Комплекс неполноценностии комплекс превосходства.Port-Royal.Киев.:1997.

Адлер.А.Практика и теория индивидуальнойпсихологии. Психология-классика.М.,1995.

Дж. Браун.ПсихологияФрейда и постфрейдисты. REFL-book. М.:1997.

Фрейджер Р.,Фейдмен Д.Личность. Теории. Эксперименты. Упражнения.Прайм-Еврознак.СПб.:2001.

ХьеллЛ., Зиглер Д.Теории личности. Питер.СПб.:2000. 608с.

Источник: https://works.doklad.ru/view/-hcVWqRl8eo/2.html

А. Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности и его истоки.:  Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

19

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Биография Альфреда Адлера

Глава 2. Неполноценность и комплекс неполноценности

2.1 Термин комплекса неполноценности

2.2 Истоки комплекса неполноценности

2.3 Влияние комплекса неполноценности на личность человека,

на его характер и поведение

2.4 Стиль жизни как способ компенсации комплекса неполноценности

Заключение

Список использованной литературы

fВведение

Альфред Адлер – австрийский ученый – подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека.

Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности строится лишь на немногих базовых понятиях.

По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам.

Вот они:

1) фиктивный финализм;

2) стремление к превосходству;

3) чувство неполноценности и компенсация;

4) социальный интерес;

5) стиль жизни;

6) творческое Я.

В своем реферате я хочу рассмотреть такую проблему человеческой психологии, как комплекс неполноценности, так как она довольно часто встречается в современном обществе.

Постараюсь рассмотреть ее истоки и влияние на человека на протяжении всей его жизни.

Является ли врожденным этот комплекс или складывается со временем, в связи с определенным поведением людей, окружающих индивидуум и с событиями, произошедшими с ним.

f1. Биография Альфреда Адлера

Альфред Адлер родился в предместье Вены 7 февраля 1870 года в семье еврейского купца среднего достатка.

Хотя в детстве он болел многими серьёзными болезнями, в том числе рахитом, Адлер упорно боролся против своих физических слабостей.

С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты его теории, как подчёркивание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности.

В детстве Адлер несколько раз близко сталкивался со смертью. Его младший брат умер в их общей постели, когда ему было три года. Позже сам он дважды был на волосок от смерти во время уличных происшествий. В пять лет он заболел тяжелейшим воспалением лёгких, так что семейный доктор считал этот случай безнадёжным; его спас другой врач. Выздоровев, Адлер решил стать врачом.

В восемнадцать лет он поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину. Он глубоко интересовался социализмом и был участником многих политических митингов. На одном из них он встретил будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, приехавшую в тот же университет.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал частную практику, сначала в области офтальмологии, потом – общей медицины. Благодаря растущему интересу к нервной системе, её функционированию и адаптации, область его занятий перемещалась в неврологию и психиатрию.

В 1902 году Адлер стал одним из первых членов внутреннего кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Он был наиболее активным членом группы и пользовался большим уважением. Ещё до того, как Адлер встретил Фрейда, он начал свою теоретическую работу; к моменту этой встречи он уже публиковался в сферах социальной медицины и образования.

Тем не менее, хотя Адлер никогда в действительности не принимал концепции либидо «Эдипова комплекса», он подвергся глубокому влиянию психоаналитической теории; в особенности это касается представлений о важности отношений ребёнка к матери, роли психологического развития в первые шесть лет, интерпретации невротических симптомов, анализа снов.

Хотя его взгляды на невроз уже начали сильно отличаться от фрейдовских, в 1910 году Фрейд предложил его на пост первого президента Венского психоаналитического общества. К 1911 году теоретические расхождения стали неприемлемыми для Фрейда и многих других членов общества.

Адлер отказался от президентства и оставил общество вместе с ещё девятью из 23 его членов. Он основал собственную организацию – Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе.

Адлер и его последователи много работали в области образования, особенно в обучении учителей, поскольку он полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Адлер и его помощники организовали также консультативные центры для детей в общественных школах, где дети и их родители могли получить совет.

К 1930 году в одной только Вене было 30 таких центров. Он опубликовал множество статей и монографий, а также начал уделять много времени поездкам по Европе и США. В 1928 году он читал лекции в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке и через год снова вернулся туда с курсом лекций и клинических демонстраций.

В связи с усилением нацизма Адлер покинул Вену. Он переехал в Соединённые Штаты и возглавил медицинскую психологию в Лонг-Айленском медицинском колледже в 1932 году. Адлер умер в Шотландии в 1937 году в возрасте 67 лет во время лекционного турне по Европе.

Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти, снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

f2. Понятие комплекс неполноценности

f2.3 Влияние комплекса неполноценности на личность человека, на его характер и поведение

Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности.

Но какова же конечная цель, ради которой мы боремся и которая обеспечивает меру постоянства и целостности нашей жизни? Движет ли нами потребность попросту избавиться от чувства неполноценности? Или мы мотивированы стремлением безжалостно доминировать над другими? Или, быть может, нам нужен высокий статус? В поиске ответов на эти вопросы представления Адлера заметно менялись со временем. В своих ранних размышлениях он выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, – не что иное, как агрессивность. Позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу “стремления к власти”. Взамен он выдвинул более широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, в его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.

Комплекс неполноценности – глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефективными, ошибочными установками и поведением.

То есть, данный косплекс действует на протяжение всей жизни и влияет на поведение человека в обществе, на его характер. Нередко люди с данным комплексом становятся замкнутыми, либо они просто неудобно чувтсвуют себя в обществе. Скорее всего человек с таким косплексом напряжен на работе и вообще среди людей. Нередко такие люди боятся высказывать свое мнение.

Адлер: « Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее.

Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполноценности или неадекватности, которую мы стараемся преодолеть.

Вот почему комплекс неполноценности нас больше интересует в начале, в то время как комплекс превосходства нас интересует в его динамике, развитии. Более того, эти два комплекса естественным образом связаны.

Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекс превосходства. С другой стороны, если исследуем комплекс превосходства в динамике, мы всякий раз находим более или менее скрытый комплекс неполноценности» Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1995. С.436.

В основе невроза, согласно концепции Адлера, и лежит комплекс неполноценности – заложенное в раннем детстве болезненное чувство своей никчемности, которое невротик стремится победить путем гиперкомпенсации, стремясь к неадекватному господству над близкими и в идеале над всеми людьми.

«Любой невроз, – пишет Адлер, – может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства» Там же. С. 502..

Адлер писал: «Наиболее распространенная форма, в которой возникающее в детстве чувство неполноценности пытается избежать разоблачения, заключается в возведении компенсаторной надстройки, помогающей вновь обрести устойчивость и добиться превосходства в жизни .

Человек борется здесь за свое признание, пытается его завоевать, – человек, постоянно стремящийся вырваться из сферы неуверенности и чувства неполноценности и добиться богоподобного господства над своим окружением или стремящийся уклониться от решения своих жизненных задач» Там же. С. 506. .

То есть такой человек всю жизнь стремится быть лучшим, считая что таким образом он сможет скрыть свои какие-то недостатки. Но в принципе ничего особо полезного он ничего не делает.

Адлер: «Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти.

Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения. Но и у них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет их говорить: «Если бы я не был так ленив, я мог бы стать президентом».

Их развитие и стремление, если можно так сказать, относительны. Они высокого мнения о себе и придерживаются представления о том, что могли бы многое совершить и принести немало пользы, если бы…! Конечно же, это — ложь, выдумка, ясно , что человечество очень часто удовлетворяется выдумками.

И это особенно справедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуются фантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать трудностей.

И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле.

Основанное на реальных впечатлениях, в последствие тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру» . Адлер.А, Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. С.507.

Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами.

Для обычного невротика, как пишет Адлер, “психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям”.

Адлер полагал, что”…нам известны дети, которые начинали воровать из чувства превосходства. Они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя героями.

Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или общепринятой логикой, когда убийца думает о себе как о герое — это его субъективное представление.

Ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни.

Следовательно, преступность — это результат комплекса превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности.

Похожую симптоматику мы наблюдаем у невротических личностей. Например, они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобы справиться с требованиями дела, которым они занимаются.

Им кажется, что из-за бессонницы у них нельзя требовать безупречной работы, так как они не в состоянии справиться с тем, что могли бы исполнить.

Они жалуются: «Вот если бы я выспался, я бы вам показал!»

Нечто подобное происходит с депрессивными личностями, которых мучает чувство тревоги. Тревога делает их тиранами. Фактически, они используют свою тревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь должен находиться, их нужно сопровождать повсюду, куда бы они ни направлялись, и так далее. Близкие вынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиям депрессивного человека.

Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье. Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но, несмотря на это, они сильнее всех остальных.

Они подавляют здоровых людей — факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определенную силу и власть. И если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить – младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными” Адлер А. Наука жить.

Комплекс неполноценности и комплекс превосходства.Киев.:1997.C.61..

Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности.

«Дети с физической или умственной недостаточностью несут тяжкое бремя и скорее всего при встрече с жизнью будут чувствовать неадекватность. Они считают себя неудачниками и часто таковыми являются. Тем не менее, в случае понимания и поддержки родителей они могут компенсировать неполноценность и обратить слабость в силу». Там же..

Снова и снова Адлер говорил о зле избалованности, которое считал величайшим проклятием, довлеющим над ребенком. У избалованных детей не развивается социальное чувство; они становятся деспотами, ждущими от общества того, чтобы то приспосабливалось к их эгоцентрическим желаниям. Таких людей Адлер считал потенциально самыми опасными для общества.

Отвержение ребенка также приводит к несчастливым последствиям. Испытывая плохое отношение к себе в детстве, эти люди во взрослом возрасте становятся врагами общества. Их стиль жизни определяется потребностью отомстить.

Эти три условия – органическая слабость, избалованность и отвержение – продуцируют ошибочное представление о мире и находят воплощение в патологическом жизненном стиле.

Адлер считал, что все дети испытывают чувство неполноценности, из-за их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Но умеренное чувство неполноценности может побудить индивид к конструктивным усилиям и достижениям.

«Он (ребенок) в раннем возрасте обнаружил, что есть другой человек, существа, которые способны удовлетворять свои потребности более полно, лучше подготовлены к жизни … Он начинает чрезмерно высоко оценивать значение размеров и роста, дающие возможность открыть дверь, передвинуть тяжелую вещь или право отдавать приказания и требовать подчинения им. В душе возникает желание расти, стать таким же сильным или даже сильнее других» Фрейджер Р., Фейдмен Д. Личность. Теории. Эксперименты. Упражнения.СПб.:2001.С.123. .

2.4 Стиль жизни, как компенсация комплекса неполноценности

Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неизвестности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели – в основном для защиты против чувства бессилия. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротическими преувеличениями, если чувство неполноценности слишком сильно.

Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет агрессивные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и др.. Эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, они приняты индивидуумом как грани целевой его ориентации.

В зависимости от того есть ли у человека данный комплекс либо нет, человек вырабатывает определенный жизненный стиль, при котором ему наиболее удобно сосуществовать с другими людьми.

Согласно Адлеру, «люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни ,в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей ,ориентированных на превосходство или совершенство». Адлер.

А, Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995. С 503.Жизненный стиль – уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.

Это соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я».

Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень , который держит всю конструкцию стиля жизни ,определяет ее содержание и направление.

Если чувства общности определяет направление жизни, ее стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования.

Препятствия росту индивидуума:

– органическая неполноценность;

– избалованность;

– отверженность.

Дети, страдающие болезнями или слабостями, могут стать сильно центрированными на себе. Они отказываются от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и успешно соревнуются с другими детьми.

Но те дети, которые преодолевают свои трудности, могут “сверхкомпенсировать” первоначальные слабости и развить свои способности в необычной степени.

Избалованные (“испорченные” дети) имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Нехватка уверенности в своих силах, социальный интерес у них, обычно, очень слаб.

Отверженный ( неполноценный) ребенок, никогда не знал любви и кооперации в доме. Дети такие не уверены в своей способности быть полезными и получать уважение и любовь окружающих. У них развивается жестокость характера, зависть и враждебность.

Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству. Накопление успеха, престижа становится более важным, чем конкретное достижение.

fЗаключение

Можно сделать вывод, что термин Адлера – “комплекс неполноценности” – снискал особую популярность. Он является движущей силой в развитии личности. Преодоление этого чувства Адлер связывал с тенденцией “стремления к власти” (сродни “воле к власти” у Ницше) и (значительно позднее) с установкой “стремления к общности”.

Недостаточная либо извращенная компенсация чувства неполноценности, согласно Адлеру, приводит к неврозам. В дальнейшем Адлер корректирует некоторые прежние установки, отказывая компенсации и чувству неполноценности в статусе универсальных механизмов и источников развития личности.

В заключение своего изложения общей идеи комплексов неполноценности и превосходства, я не могу не сказать несколько слов о них применительно к нормальным людям. Как я уже говорила, чувство неполноценности есть у каждого человека. Оно не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие.

Патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекс превосходства может стать одним из методов избежать своих трудностей.

Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым.

У нормального человека нет ни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств.

fСписок использованной литературы

1. Адлер А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Port-Royal.Киев.:1997.

2. Адлер.А. Практика и теория индивидуальной психологии. Психология-классика.М., 1995.

3. Дж. Браун. Психология Фрейда и постфрейдисты. REFL-book. М.: 1997.

4. Фрейджер Р., Фейдмен Д. Личность. Теории. Эксперименты. Упражнения. Прайм-Еврознак.СПб.:2001.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Питер.СПб.:2000. 608с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00251039_0.html

Комплекс неполноценности Альфреда Адлера

Комплекс неполноценности и его истоки.:  Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в

В отличие от психоанализа Зигмунда Фрейда, копавшегося в темных глубинах бессознательного, созданная его современником австрийским ученым Альфредом Адлером индивидуальная психология была направлена на реализацию имеющихся у человека возможностей. В конечном счете — на понимаемый в широком смысле слова успех личности.

Про Альфреда Адлера обычно пишут как об ученике Зигмунда Фрейда. Однако Адлер был не учеником, а коллегой.

Он никогда не учился у Фрейда и не проходил сеансов психоанализа, что было необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. Правда, биография сотрудничества Фрейда и Адлера продолжалось долго.

Десять лет, с 1902 по 1912 годы. Но завершилось разрывом: Фрейд не прощал тех, кто подвергал сомнению его учение. Адлер был первым, кто на это осмелился.

Наверное поэтому, получив известие о скоропостижной смерти Альфреда Адлера во время лекционного турне, Фрейд саркастически заметил:

Мне непонятна всеобщая симпатия к Адлеру. Хотя стоит признать: для бесталанного еврейского мальчика из пригорода Вены смерть во время европейского турне уже сама по себе — доказательство неслыханной карьеры.

Между тем Альфред Адлер действительно сделал неслыханную карьеру, и, если бы он победил в борьбе за первенство в психоаналитическом движении, вполне возможно, мы жили бы сегодня в совсем другом мире.

Рождение психолога

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в небогатой еврейской семье Леопольда (Лейба Натана) и Паулины Адлер в пригороде Вены.

Многие крупные ученые того времени были  гражданами или выходцами из Австро-Венгерской империи и евреями по происхождению.

Тот же Зигмунд Фрейд или великий философ Людвиг Витгенштейн, чьи судьбы -иллюстрации  теории самого Адлера о «чувстве неполноценности и компенсации». Хотя переживавшая излет империя стала питательной средой вовсе не для одних только евреев.

Ее национальная политика исключала — как минимум на государственном уровне — какие-либо препятствия для представителей национальных меньшинств.

Евреи Австро-Венгрии  оказались на виду не потому, что стремились к «превосходству» — хотя зачастую своими успехами компенсировали века угнетения и сегрегации, — а потому, что теории и направления,  в которых они работали, были — как теория Фрейда хотя и провокативны, но отвечали скрытым потребностям всего общества.

Альфред был вторым ребенком из шести детей. Он болезненно пережил смерть младшего брата и постоянно находился в тени старшего, Зигмунда, человека жизнерадостного,  предприимчивого, ставшего успешным бизнесменом и во многом помогавшего своей семье.

Альфред же был любимцем отца, неунывающего торговца зерном, но ощущал отторжение  со стороны горячо любимой им матери, полностью занятой домашним хозяйством.

При этом Альфред Адлер не отличался хорошим здоровьем, перенес рахит, из-за чего не мог ходить  до четырех лет, тяжелое воспаление легких с многочисленными осложнениями и несколько раз был на грани смерти.

Из-за болезней Альфред испытывал чувство неполноценности, которое усугубляло постоянно присутствующее чувство страха и опасности.

Страх был особенно силен, когда  по дороге в школу приходилось идти мимо кладбищенской ограды. И вот как-то Альфред отстал от спутников, перебрался через забор и пробежал через кладбище несколько раз, чтобы  побороть свой страх.

Много лет спустя Альфред узнал, что за кладбище он и его соученики принимали заброшенный двор.

Успеваемость часто болевшего Альфреда была низкой. Как он сам признавался, он отличался мечтательностью, не мог сконцентрироваться даже на сравнительно легких задачах. Один  из учителей предложил ему бросить школу и учиться на сапожника. Это заставило Альфреда собрать волю в кулак. Он начал напряженно заниматься и постепенно стал лучшим учеником в классе.

Широкий профиль

Получив в восемнадцать лет аттестат зрелости, Альфред поступил на медицинский факультет Венского университета, где прошел курсы занятий по хирургии, нервным болезням и невропатологии, но работал первоначально врачом широкого профиля.

В университете Адлер увлекся социал-демократическими идеями. Он стал активно участвовать в мероприятиях социал-демократов, проповедуя идею равенства всех людей, независимо от расы, религии, пола.

На одном из митингов Альфред встретил приехавшую учиться в Венский университет Раису Тимофеевну Эпштейн, дочь российского промышленника. Вскоре увлечение Адлера переросло в стойкое чувство.

В 1897 году он отправился в Россию, чтобы познакомиться с родителями невесты, и в том же году Альфред и Раиса поженились — свадьба была проведена по иудейскому обряду в еврейской общине Смоленска.

Примерно в это время Адлер сформулировал основополагающий принцип своей теории, принцип «чувства неполноценности и компенсации».

Еще занимаясь общей медициной, Адлер предположил, что болезненность какой-то определенной части тела человека происходит от исходной — либо врожденной, либо связанной с аномалиями развития — неполноценности. Дефект может и должен компенсироваться за счет тренировки.

Наиболее известным примером был Демосфен, страдавший в детстве от заикания, но тем не менее ставший одним из величайших ораторов. Используя и свой личный опыт детства и юности, Адлер без труда нашел и другие примеры.

Адлер рассматривал неполноценность как любое чувство, возникающее в связи с переживаниями социальной или психологической несостоятельности. При этом утверждал, что чувство неполноценности вовсе не признак патологии или невроза.

Хотя, конечно, в определенных условиях — в первую очередь социальных — оно может восполняться болезненным, ненормальным стремлением к превосходству.

Однако в нормальных обстоятельствах желание преодолеть свою неполноценность становится великой движущей силой совершенствования человека.

После того как Адлер опубликовал несколько работ по социальной медицине, молодого ученого заметил Зигмунд Фрейд и пригласил его участвовать в заседаниях своего «Общества психологических сред».

А еще Адлер открыл психотерапевтический кабинет на окраине Вены, рядом с цирком и Луна-парком, поэтому среди его пациентов было много гимнастов и трюкачей. Адлер консультировал их бесплатно, используя истории столь необычных пациентов в научных изысканиях.

И нашел подтверждение своей теории комплекса неполноценности: даже эти физически сильные люди страдают от неуверенности в себе и невротических страхов.

В своей работе «Практика и теория индивидуальной психологии» Адлер так описывал свои искания начала XX века:

В каждом психологическом феномене я начал видеть стремление к превосходству. Оно параллельно физическому развитию и внутренне присуще самой жизни. Оно лежит в основе решения жизненных проблем и проявляется в том, как мы с ним справляемся. Оно определяет направление всех наших функций. Они устремлены к победам, безопасности, росту — в направлении верном или неверном.

Для Адлера превосходство не означает быть лидером или занимать все более и более высокие ступени в обществе.

Превосходство не означает и банального успеха в каком-то отдельном деле, даже в комплексе дел и предназначений.

Превосходство — это глубоко личностный, даже интимный процесс, это достижение своего «Я» или достижение состояния самоактуализации. Адлер считал стремление к превосходству врожденным.

Это часть жизни, фактически — это сама жизнь.

— говорил он. Оно самый могущественный динамический принцип.

Против Фрейда

Между стремлением к превосходству и совершенством — почти знак равенства, и каждый человек выбирает свой путь для его достижения. В 1910 году Адлер был избран председателем Венского психоаналитического общества.

Фрейд препятствовать избранию не стал, но сделал все, чтобы опубликованный наконец труд Адлера «Исследование неполноценности органов», в котором тот фактически противопоставил свое учение психоанализу Фрейда, был принят негативно.

На обсуждении в Психоаналитическом обществе книга вызвала яростную критику со стороны сторонников Фрейда, причем сам Фрейд хранил молчание, а за глаза, не стесняясь, говорил об Адлере, будто тот пошел на разрыв с ним из-за скрытого, латентного гомосексуализма, будто Адлер — это второй Флис, старый друг и коллега Фрейда, который действительно был гомосексуалистом и, по убеждению основателя психоанализа, влюбленным в него. Адлер был глубоко ранимым и чувствительным человеком и болезненно переживал такой разрыв с Фрейдом, совпавший удивительным образом с трудностями в карьере.

Врач-психиатр на войне

В 1912 году он подал документы на занятие должности приват-доцента Венского университета, но к их рассмотрению приступили лишь три года спустя, когда в Европе уже шла Первая мировая война.

Адлер был мобилизован на военную службу и служил врачом в психиатрических отделениях различных госпиталей, где занимался проблемой лечения военных неврозов. Во время войны теперь уже заочное противостояние Адлера и Фрейда продолжилось.

Еще в разгар дискуссий в Венском психоаналитическом обществе Адлер ознакомился с книгой Ганса Файхингера «Философия «Как если бы».

Содержащиеся в ней идеи дали Адлеру возможность добавить третий камень к фундаменту его индивидуальной психологии. Файхингер писал, что люди руководствуются фиктивными представлениями, не имеющими соответствий в действительности.

Эти фикции — например, «все люди созданы равными», «честность — лучшая политика», «за все надо платить» — не дают эффективно взаимодействовать с реальностью. Это был новый материал для противостояния Фрейду.

Ведь Фрейд утверждал, что будто человеческие мотивы основаны на прошлых — в основном негативных — переживаниях.

Адлер же вслед за Файхингером утверждал, что двигателем развития человека являются ожидания. Ожидания могут быть предельно идеалистическими (вера в то, что грешники обязательно попадут в ад, а праведники в рай), могут оказать — и оказывают — определяющее влияние на поведение. Адлер использовал понятие «финализма».

Принцип «фиктивного финализма» стал определяющим в его теории:

Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психологические феномены невозможно понять, не основываясь на принципах финализма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяснения.

Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение. Переживания, травмы, половое развитие не дадут объяснения, но перспектива. в которой они видятся, индивидуальный способ видения, подчиняющий жизнь фиктивной цели, могут это сделать».

Финальная цель, равно как и цели промежуточные, может быть фикцией, недостижимым идеалом, но является реальным стимулом и объясняет поведение. Цели определяют убеждения, а не наоборот. Люди ведут себя в соответствии с этими убеждениями, даже если они не имеют никакого отношения к реальности.

Правда, невротик не способен открыто встретить реальность, оставаясь во власти фикций, а вот человек здоровый при необходимости способен это сделать.

Культ эгоизма

Многих отторгало от учения Адлера то, что описанное Адлером стремление человека к превосходству и совершенству будто бы выглядело как культ эгоизма, противопоставления себя обществу. Но эти упреки не имели к Адлеру никакого отношения.

Он, с большой симпатией воспринявший революцию в России, после прихода к власти в Австрии социал-демократов приступил к реализации социалистических идей на практике — создавал учреждения, в которых проводились консультации для учителей и родителей, организовал экспериментальные детские сады и школы, проводил семинары по психологии детей и подростков.

Все это вытекало из его развивающихся представлений о человеке, в которые он включил такое понятие, как «социальный интерес».

«Социальный интерес, — писал Адлер, — истинная и неизбежная компенсация всех естественных слабостей человеческих индивидов».

Человек, по Адлеру, с младенчества непрерывно включен в систему межличностных отношений, которые формируют личность и дают конкретные пути поиска превосходства.

Так, на место личных амбиций и эгоистических достижений приходит идеал совершенного общества. Работая на общее благо, человек восполняет индивидуальную слабость.

В 1928 году Адлер прочитал курс лекций в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, в 1929-1930 годах — в Колумбийском университете, где был выдвинут на должность штатного профессора.

В 1931 году он основал в США школу индивидуальной психологии и начал издавать «Журнал индивидуальной психологии» на английском языке. В 1935 году он окончательно поселился в США с женой и младшими детьми — Александрой и Куртом.

В Америке его теории были куда популярнее, чем психоанализ Фрейда. Особенно после того, как он выдвинул понятие «жизненного стиля».

Жизненный стиль

Жизненный стиль, объяснял Адлер, это системная основа личности, ему подчинены все проявления жизни. Он объясняет уникальность отдельно взятого человека. Жизненный стиль есть у каждого, но нет двух человек с одинаковым стилем жизни.

Это понятие неразрывно связано со стремлением к достижению успеха, пути достижения которого у всех различны. Все поведение человека определяется жизненным стилем.

По Адлеру, жизненный стиль формируется в детстве, примерно к пятилетнему возрасту.

С этого возраста он уже практически неизменен: человек может обрести новые способы выражения своего уникального стиля жизни, но это не более чем его конкретизация.

Но что определяет стиль? Компенсация неполноценности? Физически слабый ребенок будто бы будет стремиться к такому стилю, который даст ему возможность стать сильным. Неумный будет стремиться к интеллектуальному превосходству.

Так, устремления Наполеона легко объяснялись его хрупкостью в детстве, а жажда мирового господства Гитлера — импотенцией.

Такое простое объяснение стало популярным и получило широкое распространение не только в рамках индивидуальной психологии, но было воспринято и психоаналитиками фрейдовского толка. Только самого Адлера оно не удовлетворяло. Он искал нечто, что могло бы объяснить то, что двигает личность вперед. Что заставляет работать жизненный стиль. На это ему оставалось совсем мало времени.

Креативное «я»

Если постоянные разъезды с лекциями по разным странам были ему не в тягость, известия из Австрии и Германии буквально отнимали у него жизнь. Он тяжело переживал то, что школы индивидуальной психологии после прихода нацистов к власти были закрыты, а книги Адлера запрещены.

Старшая дочь Валентина с мужем, решившие искать убежище от нацизма в СССР, погибли в сталинских лагерях.

Врачи настоятельно рекомендовали сбавить темп, отдохнуть, но именно в это время Адлер сформулировал принцип «креативного «Я» и последние месяцы жизни старался все время посвящать разработке этого представления.

Он считал, что «креативное «Я» — эликсир жизни, первопричина всего человеческого, правитель человека и его судьбы. По Адлеру, человек сам творит свою личность, создавая ее из кирпичиков наследственности и приобретенного опыта. «Наследственность лишь наделяет определенными способностями, — писал Адлер.

— Среда дает определенные впечатления. Способности и опыт плюс способ их переживания — точнее, интерпретация переживаний — выступают кирпичами, из которых слагается отношение к жизни, определяющее взаимоотношения с внешним миром». Креативное «Я» придает жизни смысл.

Оно активное начало человеческой жизни, не сводимое к понятию души.

Адлер, обвиняемый в идеализме и даже наивности, оказался творцом психологической теории личности, принципиально противоположной теории личности Фрейда.

Его представления нашли свое подтверждение во многих исследованиях как его учеников, так и специалистов из других наук, первоначально даже и не предполагавших опираться на наработки Адлера.

Но главное все-таки в том, что, наделив человека альтруизмом, человечностью, стремлением к сотрудничеству, Адлер не только ушел от грубо понимаемых жажды власти и стремления к превосходству.

Он вернул людям чувство собственного достоинства, еще совсем недавно, казалось бы, окончательно разрушенное психоанализом. Материалистический, пугающий портрет человека Адлер заменил портретом человека цельного, творческого, стремящегося к успеху и достигающего успеха в содружестве с другими людьми. Звучит немного наивно, но квинтэссенция учения Адлера может быть сведена к следующему:

Человек не жертва своей судьбы, а ее хозяин.

Когда-то один крупный физиолог полушутливо выдвинул тезис о том, что существуют характерные болезни хороших и порядочных людей.

Например, язва желудка будто статистически чаще встречается у порядочных, так как они слишком много переживают о ближних. Примерно в таком же тоне физиолог говорил и об инфаркте миокарда.

Видимо, не следует излишне возвеличивать Альфреда Адлера, но представляется, что сказанное можно отнести и к нему.

В 1937 году на пути в Англию, где было запланировано проведение лекций и конференций, Адлер прочел лекцию в Гааге. Почувствовал себя очень плохо. Несмотря на боли в сердце и предупреждение врачей, на следующий день отправился в Великобританию. Четыре дня спустя, 28 мая 1937 года, Альфред Адлер упал на улице шотландского города Абердина и умер по пути в больницу в машине скорой помощи.

Источник: biography-life.ru

Источник: https://jewishnews.com.ua/technology/kompleks-nepolnoczennosti-alfreda-adlera

Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной

Комплекс неполноценности и его истоки.:  Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в

Альфред Адлер сын еврейского торговца, родился в Вене 7 февраля 1870 года. Мать Альфреда была замечательной пианисткой, а сам Адлер обладал необыкновенно красивым голосом и ему часто советовали попробовать себя в роли оперного певца.

Альфред Адлер перенёс в детстве много болезней, но больше его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладится самоуважением.

Полученный опыт борьбы он отразил потом в своих трудах, где он подчеркивал важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества [7, 118].

В 18 лет Альфред поступает в Венский университет на отделение медицины. На одном из политических собраний в университете он встретил свою будущую супругу Раису, русскую студентку, которая также училась в университете.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году и начал практику как офтальмолог, но по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией Альфред переквалифицировался в сторону неврологии и психиатрии.

В 1901 году, защищая в печати книгу Фрейда, получил от З.Фрейда благодарственное письмо и был приглашен в дискуссионную группу по психоанализу.

В 1910 году став президентом Психоаналитического общества и соредактором одного из психологических журналов.

Всего через год расхождение во взглядах с Фрейдом неприемлемыми для многих членов Общества и самого Фрейда и Адлер покинул пост президента и ушел из Общества вместе с девятью единомышленниками.

В дальнейшем Адлер создал собственную организацию «Ассоциацию индивидуальной психологии», и это направление распространилось по всей Европе.

Альфред Адлер опубликовал множество статей и монографий, а также посвятил огромную часть своего времени лекционным турам по Европе и США, занимался преподавательской деятельностью.

В 1932 году он навсегда покинул Вену и обосновался в Соединенных штатах, возглавив кафедру медицинской психологии Лонг-Айлендского медицинского колледжа.

Умер Адлер в Шотландии в 1937 году, в возрасте 67 лет, во время лекционного тура по Европе[7, 118].

Основные понятия индивидуальной психологии Адлера

Теория Адлера основана на нескольких источниках. Особенно значимыми стали теория эволюции Ч.Дарвина, психоаналитическая теория З.Фрейда, воля к власти Ницше, вымышленные цели Вайхингера и теория холизма.Адлер концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира.

Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка, а то что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых.

Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.

Основные принципы теории А. Адлера следующие:

  1. Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано.
  2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой его части.

Неполноценность (органическая неполноценность) – органическая слабость. У каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека.

«Важно не то с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается»

Комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире.

Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых – наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества.

» Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.

Для Адлера практически весь прогресс, есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.

Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности формируют комплекс неполноценности.

Агрессия и борьба за превосходство. Понятие агрессии Адлер отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия, также агрессия может проявляться как воля к власти.

В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Стремление к превосходству может принимать как позитивное, так и негативное направление.

Так если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, стараясь подчинить себе других, вместо того чтобы становиться более полезным для окружающих может привести к невротическому синдрому, личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.

Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства.

Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.

Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены.

Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно.

Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.

Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:

  • Я-концепция;
  • Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
  • Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
  • Этические убеждения – личный этический кодекс.

Отдельные привычки и черты поведения приобретают значение как элементы индивидуального жизненного стиля и целей, поэтому при лечении следует обращаться к целостному стилю жизни, так как данный симптом или черта поведения – всего лишь выражение единого жизненного стиля. [7, 125]

Схема апперцепции – по Адлеру – это личная концепция мира, определяющая поведение человека.

Адлер напоминал «наши чувства получают не реальные факты, а лишь их субъективный образ, отражение внешнего мира». Схема апперцепции имеет свойство усиливать сама себя.

Например, если мы боимся, мы более склонны замечать угрозы в окружающем мире и тем самым усиливаем нашу изначальную веру в то, что окружающий мир угрожает нам.

Социальный интерес. В некотором смысле все поведение человека социально, потому что мы развиваемся в социальном окружении, и наши личностные характеристики формируются обществом. Социальный интерес – в широком смысле включает в себя чувство родства со всем человечеством и привязанности к жизни в целом.

Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, – писал Адлер, – он никогда не станет невротиком»

Идея комплекса неполноценности, его взаимосвязь с психосоматической медициной

Само по себе чувство неполноценности – не болезнь или недостаток. Человек в отличие от животных рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей.

Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности – не тормоз, а стимул.Болезненное переживание собственной неполноценности может породить у человека неуверенность в своих силах, что создает ему многочисленные проблемы.

Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований.

Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути.

Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает так называемый комплекс превосходства – человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, чтобы тем самым компенсировать свою ущербность. Верх в нем берут надменность, высокомерие и самодовольство.

Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы – материальныеи статусные.

Для компенсации этого комплекса человек может стремиться к обогащению, всячески подчеркивая значение денег как мерила жизненного успеха, либо к обретению всевозможных званий и высоких должностей, позволяющих ему вопреки скромным способностям утвердить свое превосходство над другими.

Так что безудержный карьеризм, погоня за инструментами и символами власти (одним из которых, совершенно очевидно, в человеческом обществе выступают деньги) – во многих случаях не столько проявление силы, сколько симптом слабости.«Любой невроз, — пишет Адлер, — может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства».

Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ведь ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т. д.

органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу. Слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться.

Но Адлера больше всего интересует компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков.

Кроме физических дефектов существуют социально – культурныеформы неполноценности. Адлер легко обнаруживает их в возрастных, половых, экономических. Политических и моральных отношениях. Возраст – главный и универсальный источник неполноценности.

Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» – лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством».

Он подчеркивал, особенно в последних своих работах, что дело не в фактической полноценности, поскольку критерии полноценности и совершенства относительны, зависят от культуры.

Дело в «генерализированном чувстве» неполноценности, которое вызывает приток сил и служит импульсом к действию. [6,115]

А. Адлер выделялтак же причины, “три вида страданий”, которые способствуют возникновению комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Рассмотрим виды этих причин, лежащих в основе возникновения комплекса неполноценности, согласно их вкладу в формирование личностных границ ребенка.

Чрезмерная опека, например, может приводить к слиянию с родителями, к поглощению ребенка или к размыванию его границ и подмене их границами другого.

Отвержение со стороны родителей, полное пренебрежение ребенком или отсутствие полноценного взаимодействия создает вокруг него некое подобие психологического вакуума, в котором он не может найти опору для выстраивания своих границ с социальным миром.

Неполноценность какого-либо органа позволяет ребенку довольно рано устанавливать его отличие от других, т.е. фактически проводить границу между собой и другими людьми, но и одновременно максимально ограничивает возможность последнего в установлении широкого плодотворного контакта с миром.[5, 87]

Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение.Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до “бегства в болезнь”.

Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями.

Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких.

Говоря о невротических проявлениях у людей А.

Адлер писал “Основанное на реальных впечатлениях, впоследствии тенденциозно закрепленное и углубившееся чувство неполноценности уже в детском возрасте постоянно побуждает пациента направлять свое стремление на цель, значительно превышающую всякую человеческую меру”.

Конечно, из этого не следует, что все талантливые невротики, применив механизм гиперкомпенсации, становятся великими художниками, философами, политиками и полководцами.

Для обычного невротика, как пишет Адлер, “психотерапевтическое лечение должно быть направлено на то, чтобы показать ему, как он привычным для себя способом постоянно пытается оказаться в идеальной для осуществления своей руководящей жизненной линии ситуации, пока он, поначалу из негативизма, а затем по собственной воле не изменит свой жизненный план и не присоединится к человеческому сообществу и его логическим требованиям”.

Вернемся немного к истории появления индивидуальной психологии А.Адлера и психосоматической медицины вообще.Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в 19 в.

, когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Основное внимание уделялось изучению доступных глазу структурных аномалий (патоанатомии). Лишь в 20 в. пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями (патофизиологией).

Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в 20 в., так в 1907 году А.

Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по разному воздействуют на разных людей, он писал как врач преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням.

В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы.

Такие факторы, как плохое питание, алкоголь, курение, злоупотребление лекарствами, кажутся биологическими, но в их основе лежит психологически мотивированное поведение. Аналогичным образом жизненные «стрессы», как известно, связаны со множеством различных болезней.[3, 187] Учитывая основные понятия связанные с комплексом неполноценности и способом избавления человека от чувства неполноценности, дискомфорта, слабости и беспомощности Адлер предположил появление множества симптомов, связанных с психологическим состоянием человека, и способов комплексного лечения с помощью психотерапии.

Новейшие достижения Альфреда Адлера

Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов   в случаях органической неполноценности (см. выше) стала инструментом для создания психосоматической медицины.

Почти в каждой психологической работе касающейся воспитания используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияниена ведущихпсихологов, таких как Маслоу, Роджерс, документально доказано (Ansbacher, 1990)[7, 141].

Как неоднократно было доказано, теория Адлера сталапредпосылкой образования когнитивной психологии.

Значительным вкладом Адлера вразвитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.

Идеи Адлера имели огромное значение для развития современной психологии, психиатрии, особенно детской, а также оказали существенное влияние напроцессы воспитания и обучения.

Список литературы:

  1. Акимова М.К.Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
  2. Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  3. Васильев В. Стресс и здоровье. – М., 1991.-369с.
  4. Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
  5. Запашный А.М.

    Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.

  6. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
  7. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.

Попова Юлия, практикующий военный психолог.

Публикуется в авторской редакции

Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/adler/245-vklad-alfreda-adlera-v-razvitie-sovremennoj-psikhologii-kompleks-nepolnotsennosti-i-ego-vzaimosvyaz-s-psikhosomaticheskoj-meditsinoj

Medic-studio
Добавить комментарий