Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация

Суицидальная мотивация

Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация

Внешниеи внутренние условия облегчаютвозникновение суицидального поведения,но не предопределяют его. Действительнымипричинами, “запускающими” суицид,являются внутренние мотивы.

Нередкосуицидальная мотивация имеет формуэмоционального отклика на кризиснуюситуацию. Типичными обрушивающимисяна личность событиями являются утратаблизкого человека, развод или разлука.

Потеря работы или здоровья, угрозауголовного наказания или разоблачениятакже способствуют возникновениюсуицидального поведения.

Иногда подобныереакции следуют за крупными успехами- продвижением по службе, резко возросшейответственностью, достижением заветнойцели и т. п.

Вразличных ситуациях могут действоватьразные мотивы суицидального поведения[6]: протест; месть; призыв (внимания,помощи); избежание (наказания, страдания);самонаказание; отказ (от существования).

Например,в суицидальных попытках подростковможно выделить следующие побуждения.Это может быть сигнал дистресса: “Заметьтеменя, я очень нуждаюсь в вашей помощи”.

Также подросток может пытатьсяманипулировать другими, например девочкапринимают большую дозу таблеток, чтобызаставить своего друга вернуться к ней.Другой вариант – стремление наказатьдругих, возможно, сказать родителям:”Вы пожалеете, когда я умру”.

Реакцияна чувства сверхсильного стыда иливины, стремление избежать столкновенияс чрезвычайно болезненной ситуацией;действие ЛСД и других наркотиков – всеэто примеры мотивирующих факторов.

Стрессовыеситуации актуализируют индивидуальноокрашенные сверхценные переживания(индивидуальные смыслы), которые могутносить как устойчиво-личностный, так иситуационный характер. А. Г.

Амбрумова[3] выделила шесть типов непатологическихреакций у взрослых людей с суици-Дальнымповедением: » эмоциональный дисбаланс(наличие негативных аффектов); » пессимизм(все плохо, ситуация не имеет выхода, вбудущем нет ничего хорошего); »отрицательный баланс (рациональноесверхкритичное “подведение жизненныхитогов”); » демобилизация (отказ отконтактов и деятельности из-за чувстваодиночества и отверженности); » оппозиция(агрессивная позиция с обвинениями вадрес окружающих, переходящая ваутоагрессивную, чаще демонстративную);» дезорганизация (состояние тревоги свыраженными соматовеге-тативныминарушениями).

Нередкоподчеркивается тесная связь междусуицидом и любовным влечением. Смертьв этом случае может иметь особый смыслдля любящего человека – возможностьвоссоединиться с любимым после смертиили обрести ту любовь, на которую онтщетно надеялся при жизни. При страстнойвлюбленности суицидальное поведениеявляется попыткой восстановить утраченныйнад собой контроль, снять невыносимоенапряжение.

Сейр[14], анализируя чувства, стоящие засуицидальными действиями, выделилчетыре основные причины самоубийства:» изоляция (чувство, что тебя никто непонимает, тобой никто не интересуется);» беспомощность (ощущение, что ты неможешь контролировать жизнь, все зависитне от тебя); » безнадежность (когдабудущее не предвещает ничего хорошего);» чувство собственной незначимости(уязвленное чувство собственногодостоинства, низкая самооценка,переживание некомпетентности, стыд засебя).

Психоаналитическаятрадиция позволяет приблизиться кпониманию глубинных механизмовсуицидального поведения – егобессознательных мотивов. Давно замечено,что декларируемые мотивы поведениячасто не соответствуют его истиннымпричинам. Психоаналитические исследованияпозволяют разграничить сознательныеи бессознательные детерминантысуицидальности [14, 19, 23, 26].

Первоначальнов психоанализе была принята гипотезаК. Абрахама (1912) и З.Фрейда (1916), объясняющаясуицидальное поведение как результатобращения агрессии против собственнойличности вследствие утраты объекта. Вработе “Печаль и меланхолия” 3.

Фрейд раскрывает динамику самоубийствачерез агрессию к той части Я, котораяинтроецировала травмирующий (потерянный)объект. Таким образом, Я расправляетсяс “плохими” внутренними объектами[23].

Данная теория содержала одно важноеновшество – признание ведущей ролиблизкого человека в динамике суицидальногоповедения.

Так,на утрату объекта (потеря, разочарование,разрыв) человек, предрасположенный кдепрессии, вначале реагирует ненавистью.Но в силу чрезвычайной значимостиобъекта он вынужден защищаться отаффекта. Защита осуществляется черезрегрессию к оральным переживаниям сфантазией о поглощении утраченногообъекта.

Теперь объект спасен благодаряидентификации с личностью субъекта.Объект стал частью своей личности.Ненависть, первоначально направленнаяна утраченный объект, обращается теперьпротив собственной персоны.

Развиваетсятяжелое депрессивное состояние(меланхолия, по Фрейду), следствиемкоторого и становится суицид.

З.Фрейдотмечал, что развитие суицидальногоповедения по меланхолическому механизмувозможно только при двух условиях: 1)если была фиксация на оральной ступени;2) если существует амбивалентностьобъектных отношений.

Вболее поздних работах 3. Фрейда (с 1920 по1923 г.) самоубийство рассматривается какпроявление врожденного влечения ксмерти.

Суицидальное поведение имеетместо в том случае, если саморазрушительныеимпульсы значительно преобладают надимпульсами к самосохранению.

В пользувзгляда на самоубийство как преобразованноеубийство говорят такие факты, какснижение самоубийств во время войн,снижение их уровня в странах с высокимуровнем убийств, например в ЛатинскойАмерике.

Развиваяэти идеи, Меннингер (1938) указывал, что вкаждом суицидальном действии можнообнаружить три тенденции: » желаниеубить (дериват направленной вовнеагрессии), » желание быть убитым (следствиеупреков совести в связи с первымжеланием); » желание умереть – бытьмертвым (производное влечения к смертив чистом виде) [26, с. 92].

Приэтом “желание быть мертвым”предполагает не реальные последствиясмерти, а бессознательные фантазии озащищенности, спокойствии, мире. Тритенденции проявляются в мотивах мести,аутоагрессии, ухода, “временнойсмерти”, самонаказании, символическогоисполнения сексуальных желаний и т. п.

Посколькукроме влечения к смерти есть еще влечениек жизни (состоящее из сексуальноговлечения и влечения к самосохранению),постольку суицидальное действие нарядус деструктивными содержит также иконструктивные мотивы.

Таковыми могутбыть: призыв о помощи, поиск контакта,бегство от опасности, желание паузы илиухода.

Таким образом, в каждом суицидальномдействии одновременно проявляютсяпротивоположные намерения:агрессия-аутоагрессия, призыв-бегство.

Рингель(1953) пришел к важнейшему выводу, чтовсякому суицидальному действиюпредшествует синдром, состоящий из трехкомпонентов. Это: » инверсия агрессии(обращение на себя); » суицидальныефантазии; » сужение [26, с. 94].

Сужение,вызванное обидами, разочарованиями инеудачами, означает регрессивнуютенденцию развития (частичный возвратна предыдущие стадии). В результате чегоограничиваются внутренние и внешниевозможности развития, редуцируютсямежличностные отношения, искажаетсяобъективное восприятие. Автор считает,что в основе регрессии лежит тяжелаяневротизация в детстве с переживанием”незащищенности”.

Убийствоинтернализированного объекта илиагрессия, обращенная на себя, являютсяне единственными вариантами суицидальнойдинамики. Хендин (1963) предпринял попыткуисследования различий в мотивациисуицидов жителей трех европейскихстран.

Он заметил, что близко расположенныестраны со схожим уровнем жизни – Дания,Швеция и Норвегия – существенно отличаютсядруг от друга по уровню самоубийств (на100 тыс. населения соответственно – 22; 22;7). Он объяснил это различиями в культуре.

Датчане – пассивные, чувствительные кразлуке, склонны подавлять агрессию ивызывать чувство вины у других. Шведыболее ориентированы на достижения,независимость и строгий контроль своейагрессии, относительно рано отделяютдетей от матери.

Норвежцы – также поощряютнезависимость, но свободнее проявляютэмоции, меньше ориентированы на успехи самонаказание при неудаче [26, с. 91].

Различияв национальном характере сочетаются сразличиями в мотивации суицидов. Длядатчан характерен суицид, связанный сзависимостью и утратой; для шведов -мотив фрустрации успехов, для норвежцев- чувство вины из-за агрессивного(антисоциального) поведения.

В связи сэтим Хендин рассматривает чувствовсемогущества и грандиозность притязанийкак важные факторы суицидальной динамики.

Например, нарциссическое чувствовсемогущества может подталкивать ксамоубийству, чтобы с его помощью лучшеконтролировать ситуацию, воздействоватьна нее.

Другимпризнаком депрессии и суицидальногоповедения является нарушение регуляциисамооценки. Основой для развития такойнарциссической уязвимости может быть:» ранняя разлука с матерью в возрастеот шести месяцев и сопровождающая ееаналитическая депрессия (Р. Шпиц); »отсутствие принятия и эмоциональногопонимания со стороны матери в раннемвозрасте 16 – 24 мес. (М. Маллер).

Это,в свою очередь, приводит к амбивалентности,агрессивному принуждению родителей,депрессивному аффекту. У ребенка неформируются внутренние психологическиеструктуры, способные регулироватьсамооценку.

Следовательно,еще одним бессознательным механизмомформирования суицидального поведенияможет быть чрезмерная нарциссическаяпотребность. Известно, что нарциссизмсвязан с чувством грандиозности инеобходимостью получать подтверждениесвоей ценности извне.

Другой сторонойнарциссической динамики являютсяпереживания стыда, зависти, пустоты инеполноценности.

Объективно неблагоприятныеситуации, связанные с неуспехом,конфликтом, стрессом, могут усилитьданные аффекты до уровня их невыносимостии появления суицидальных намерений.

Согласнотеории нарциссизма, суицидальноеповедение является компенсациейнарциссического кризиса за счет регрессиик гармоничному первоначальному состоянию.Эта модель также успешно можетиспользоваться для объяснения другихформ девиантного поведения (зависимостей,ухода из дома, бродяжничества).

Такимобразом, психоаналитические концепцииспособствуют пониманию глубинноймотивации суицидального поведения,которая уходит своими корнями в ранниеотношения личности с близкими людьми.Значение семьи на последующее поведениеличности трудно переоценить.

Сдругой стороны, суицидальное поведениеличности является тяжелым испытаниемдля окружающих. Можно говорить о феномене,схожем с со-зависимостью. Суицид изменяетжизнь всей семьи, делает ее своимзаложником. Часть эмоциональныхпереживаний людей, близких суициденту,кратковременна, другие продолжаютсядолгие годы, некоторые – всю жизнь.

Каждыйчлен семьи платит за это определеннуюпсихологическую цену. К.Лукас и Г. Сейген[16, с. 66] называют это сделками.

Наблюдаютсяследующие модели нежелательногоповедения в ответ на самоубийствоблизкого человека: » поиск тех людей,которые могут быть ответственны засмерть покончившего с собой – вместопринятия произошедшего как личной волисуицидента; » принятие траура на долгиегоды – вместо того, чтобы продолжатьжить; » переживание вины и самобичевание;» соматизация – уход в болезнь вместоспонтанного выражения чувств; »самоограничение – уход от радостейжизни; » бегство в работу, в сексуальныесвязи, в аддикцию – вместо того, чтобыпризнать и выразить свои чувства; »наконец, новый суицид – “ты умер,значит, умру и я”.

Такимобразом, близких суициденту людейпереполняют сильные чувства скорби,вины и гнева, защищаясь от которых, онисами начинают вести себя аутодеструктивно.

Взаключение обсуждаемой темы целесообразноеще раз обратить внимание на сложныйкомплексный характер суицидальногоповедения. Выделяя психологическийанализ в качестве ведущего Для работыс конкретной личностью, мы, несомненно,должны учитывать и другие важные аспектыпроблемы, такие, как социальный, правовой,исторический, культурологический,медицинский, этический.

Источник: https://studfile.net/preview/1722204/page:18/

Концепции и факторы суицидального поведения

Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация

Существующие социологические и психологические концепции суицидального поведения нуждаются в экспериментальном и эмпирическом подтверждении.

В последние годы на основе накопленного экспериментального материала формируются нейрокогнитивные и биохимические концепции суицидогенеза. Выделены рецепторные маркеры суицидальной активности. Выявлены когнитивные особенности лиц с суицидальными проявлениями.

В настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийства. Среди множества концепций суицидального поведения выделяют три основные: социологическую, психологическую и психопатологическую.

Социологическая концепция рассматривает суицид с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой. Вместе с тем, данная концепция описывает феномен самоубийства односторонне, как феномен, отражающий общественные процессы, не учитывая личностных особенностей человека, а также наличие или отсутствие у него каких-либо психопатологических проявлений.

Существует большое количество различных психологических теорий, объясняющих суицидальное поведение. К ним относятся: психоаналитическая, мотивационная, клинико-психологическая и когнитивно-поведенческая.

Психоаналитическая концепция описывает суицид как результат трансформации деструктивных психологических сил на самого себя в силу присущего человеку инстинкта смерти.

Согласно мотивационной концепции суицидального поведения, суицид порождается душевной болью, которая возникает из-за фрустрации индивидуально значимых психологических потребностей.

Когнитивно-поведенческий подход рассматривает суицидальное поведение как вариант общеповеденческих реакций, возникающих, как правило, в ситуациях жизненного кризиса и характеризующийся осознанным желанием покончить с собой.

При любом кризисном состоянии у человека появляется определенная личностная позиция, которую он занимает при данных обстоятельствах. Позиции личности в ситуациях кризиса следует разделить на адаптивные и неадаптивные (проигрышные). Проигрышные позиции не позволяют человеку адаптироваться к изменившимся условиям существования, что может способствовать развитию суицидальных тенденций.

Суицидальное поведение как результат социально-психологической дезадаптации рассматривается в клинико-психологической концепции А.Г. Амбрумовой. Решающим моментом формирования суицидальных проявлений, согласно этой концепции, является суицидогенный конфликт, который запускает механизм развития социально-психологической дезадаптации.

В последние годы появились исследования, формирующие новые нейро-когнитивные и биохимические концепции суицидогенеза. В этих работах вводится понятие «суицидального мозга».

Считается, что определенные мозговые структуры вносят свой вклад в формирование личностно-зависимых характеристик, которые определяют развитие суицидальных действий.

Взаимосвязь между мозговой дисфункцией и суицидальным поведением оценивается на основе анализа частоты суицидальных проявлений у различных соматических больных.

Установлено, что суицидальный риск в 2 раза выше у больных сахарным диабетом и раком, в 5 раз – у больных с периферическими неврологическими нарушениями и более чем в 5 раз у пациентов с такими заболеваниями ЦНС, как инсульт и эпилепсия. Предполагается, что определенные личностные черты, которые связаны с суицидальностью, наиболее часто обнаруживаются у больных с мозговой дисфункцией.

В последних нейропсихологических исследованиях выделяют социально-когнитивные процессы, связанные с суицидальным поведением.

Данный компонент суицидальных действий локализуется во фронтальной и темпоральной зонах головного мозга и реализуется через 5НТ(1А) и норадреналовые нейротрансмиттеры.

Он определяет чувствительность к социальным стимулам, которая коррелирует с активацией стресс-систем у лиц, совершивших суицидальную попытку.

Данная чувствительность модулируется норадренергической системой, а способность к решению проблем и адекватному копинг-поведению – 5-НТ(2А) серотонинергической системой. Некоторые исследования показывают связь суицидального поведения с недостаточностью 5-НТ(2А) рецепторов в префронтальной коре головного мозга, что положительно коррелирует с высоким уровнем безнадежности.

В данном контексте особый интерес представляют последние данные о состоянии когнитивных функций у лиц с суицидальными проявлениями. В одной из работ выделены три базовых отличительных признака депрессивных пациентов с высоким суицидальным потенциалом от других депрессивных больных. К ним относятся:

  • Чувствительность к событиям, основанная на избирательности внимания в отношении тех жизненных событий, которые сигнализируют о поражении или неудаче.
  • Чувство охваченности неспособностью разрешить проблемы, особенно межличностного плана.
  • Отсутствие защитных факторов, которые помогли бы справиться с состоянием безнадежности, обусловленное когнитивным и эмоциональным дефицитом.

Выдвигается гипотеза, что в основе первого фактора лежит когнитивная ригидность. Считается, что инертность познавательных процессов является фактором, который связывает стрессовые жизненные события и суицидальное поведение. Кроме того, в исследовании с помощью теста интерференции Струпа было установлено, что уровень суицидальности коррелирует с трудностями переключения внимания.

Второй фактор основан на нарушениях в авто­биографической памяти, за которую отвечают лобные доли головного мозга. Вследствие этого индивиду трудно вспомнить и актуализировать эффективные стратегии решения проблем.

Третий фактор обусловлен трудностями когнитивной репрезентации позитивных событий, которые могут произойти в жизни.

Сохраняет свою актуальность и психопатологическая концепция развития суицидального поведения. Согласно данному подходу, ведущую роль в формировании суицидальных проявлений занимает психопатологическая симптоматика.

Известно, что вероятность совершения самоубийства для всей популяции психически больных составляет 10-15%, по сравнению с 1% в общей популяции населения.

Наиболее часто с суицидальным поведением ассоциируются депрессия, шизофрения, расстройство личности и злоупотребление психоактивными веществами.

Литература:

  1. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм.- СПб.: Союз, 1998.-268 с.
  2. Шнейдман Эдвин С. Душа самоубийцы / Э. Шнейдман. – М: Смысл, 2001.-315 с.
  3. Тихоненко В.А. Позиция личности в ситуации конфликта и суицидальное поведение / В. А. Тихоненко // Российский психиатри­ческий журнал. – 1998. -Ко 3. – С. 21-24.
  4. Амбрумова А. Г. Социально-психологическая дезадаптация и профилактика суицида / А. Г. Амбрумова // Вопросы психологии. -1981.-№4.-С. 91-102.
  5. Яничак Ф. Дж. Принципы и практика психофармакотерапии: Пер. с англ. С. А. Малярова / Ф. Дж. Яничак Дж. М. Дэвис, Ш. X. Прескорн, Ф. Дж. Аид мл. – К.: Ника-Центр, 1999. – 728 с.
  6. Van Heeringen С. Understanding the suicidal brain / С. Van Heeringen // The British Journal of Psychiatry 183. – 2003. – P. 282-284

Источник: http://psy-diagnoz.com/article/115-faktory-suitsidalnogo-povedeniya.html

Причины и мотивы суицидального поведения у детей и подростков

Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация

© Н.А. Сакович

Несмотря на то, что, на протяжении веков ученые стремились дать теоретическое обоснование суицидальному поведению, в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийств, причины и мотивы суицидального поведения. Среди множества концепций выделяются три основные концепции суицида: психопатологическая, психологическая и социологическая.

Психопатологическая концепция исходит из положения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суицидальные действия — проявления острых или хронических психических расстройств.

Предпринималась даже попытка выделить самоубийства в отдельную нозологическую единицу (suicidomania), а сама проблема изучалась специфическими для медицины методами, т.е. с точки зрения этиологии, патогенеза и клиники заболевания.

Предлагались различные методы физиотерапевтического и медикаментозного лечения суицидомании (кровопускания, слабительные, желчегонные средства, холодные влажные обертывания и т.д.).

На современном этапе развития психологической науки психопатологическая концепция представляет скорее исторический интерес, хотя некоторые исследователи и сейчас считают, что суицидальные действия представляют собой одну из форм проявлений психических заболеваний. В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что многие педагоги и психологи объясняют проблемное поведение у детей и подростков с позиций этой концепции: «Ему лечиться надо», «Псих», «Это не наш случай, там, скорее всего, диагноз» и т.п.

А.Е. Личко (1985) пишет: «Суицидальное поведение у подростков — это в основном проблема пограничной психиатрии, т. е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера». По наблюдению автора, лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии — 20–30 %, а все остальные на так называемые подростковые кризы.

В целом статистически достоверная связь между суицидальным поведением и конкретными психическими расстройствами не выявлена. Тем не менее, для некоторых патологических состояний и расстройств, например для острого психотического состояния и для депрессии, суицидальный риск выше.

Социологическая концепция исходит из того, что в основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции, а самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной средой, при этом собственно социальные факторы играют ведущую роль.

По мнению представителей этой концепции, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими.

Это в первую очередь относится к суицидальным действиям подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения, против ситуации, сложившейся в определенной социальной группе.

Речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения цели.

Большинство ученых-социологов считают, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на уровень опасности совершения суицида. Французский социолог Э.

Дюркгейм доказал, что этот уровень напрямую связан с социальной интеграцией человека — то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Э.

Дюркгейм считал, что самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает перед ним внезапно.

У подростков социальной причиной может стать изоляция в классе, изоляция в референтной группе, дезадаптация в новом коллективе (например, при переходе в другую школу или помещении подростка в социальный приют). Метафорически это можно обозначить как «чужой среди своих».

Существенным оказывается семейное влияние. Так, наличие самоубийств в истории семьи повышает риск возникновения суицида. Кроме того, личностные особенности родителей, например депрессивность, могут выступать фактором суицидальной динамики. Вспомним «Похождения бравого солдата Швейка» Я.

Гашека: «Отец его был алкоголиком и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения… младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с Вышеградского железнодорожного моста.

Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестра с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа».

Психологическая концепция отражает точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций ведущее место занимают психологические факторы (от фрейдовского «танатоса» до современных представлений о природе психологической дезадаптации). Сторонники этой концепции считают, что самоубийство — это преобразованное (направленное на себя) убийство.

Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других, нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

Психологическими особенностями детей и подростков группы риска являются впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния.

Признаками депрессии у детей могут быть печаль, ощущение бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Змановская Е.В. (2004) пишет о том, что у подростков мы наблюдаем несколько иную картину суицидального поведения. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушанию, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой (Амбрумова А.Г. Жезлова Л.Я., 1978), в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и «любовные». Еще одним важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры.

Мотивы и причины самоубийства связываются, прежде всего, с потерей смысла жизни. В. Франкл (1990) указывал, что связанная с этим экзистенциальная тревога переживается как ужас перед безнадежностью, ощущение пустоты и бессмысленности, страх вины и осуждения. А.Г.

Амбрумова и ряд других исследователей расценивают суицидальное поведение как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Э. Шнейдман (2001) предлагает рассматривать суицид с точки зрения психологических потребностей.

В соответствии с его теорией, суицидальное поведение определяют два ключевых момента: душевная боль, которая оказывается сильнее всего остального; состояние фрустрации или искажение наиболее значимой потребности личности.

В рамках психологического подхода также широко представлены работы, изучающие связь между личностными особенностями и суицидальным поведением. Распространено мнение, что тип девиации, например насильственная или самодеструктивная, определяется складом личности. А.Е.

Личко отмечает связь между типом акцентуации характера подростка и суицидальным поведением. Так, суицидальные демонстрации в 50% случаев сочетаются с истероидным, неустойчивым, гипертимным типами, а покушения — с сенситивным (63%) и циклоидным (25%) типами. А.Е. Личко отмечает чрезвычайно низкую суицидальную активность шизоидов. В.

Т. Кондратенко напротив, приводит данные в пользу шизоидного, психастенического, сенситивного, возбудимого и эпилептоидного типов. Авторы сходятся во мнении, что практически не склонны к покушениям и суицидам астенический, гипертимный, неустойчивый типы подростков.

На эти исследования мы можем ссылаться при проведении и анализе теста ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник) Личко.

Кроме этого, исследователи Н.В. Конончук, В.К. Мягер выделили три основных свойства, характерных для суицидента:

  • повышенная напряженность потребностей;
  • повышенная потребность в эмоциональной близости при сверхзначимости отношений;
  • низкая фрустрационная толерантность и слабая способность к компенсациям.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации.

Это сенситивный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению.

Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

Для более полного и глубокого анализа природы самоубийства большое значение имеет понимание мотивов, лежащих в основе суицидальных действий. В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения.

Тихоненко В.А. (1978) предлагает следующую классификацию: протест; месть; призыв (проявить внимание, оказать помощь); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования). Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения. Это может быть сигнал дистресса: «Обратите на меня внимание, мне плохо!».

Также подросток может пытаться манипулировать другими, например, принять большую дозу таблеток, чтобы заставить друга или подругу вернуться к нему. Другой вариант — стремление наказать других, возможно, сказать им: «Вы пожалеете, когда я умру».

Мотивами могут стать и реакции на чувство вины или следствие переживания стыда, страх столкновения с болезненной ситуацией, следствие действия алкоголя или наркотических средств и многое другое.

Многие исследователи, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделили четыре основные причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Амбрумовой А. Г., Бородиным С. В., Михлиным А. С. (1980) была предпринята попытка классификации основных суицидальных мотивов, в числе которых выделялись следующие:

Лично-семейные:

  • семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
  • болезнь, смерть близких;
  • одиночество, неудачная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.

Состояние здоровья:

  • психические заболевания;
  • соматические заболевания;
  • уродства.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с работой или учебой.

Материально-бытовые трудности.

Другие мотивы.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что мотивировки самих суицидентов (изложение мотива суицида в предсмертной записке) редко совпадают с истинными мотивами суицида. Э. Шнейдман, исследовавший предсмертные записки, утверждает, что они оказывались, за редким исключением, совершенно неинформативными.

Учитывая вышесказанное, мы можем определить следующую группу риска:

  • Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент подростков, совершающих повторное самоубийство, достигает 30%.
  • Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
  • Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).
  • Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения.
  • Подростки, злоупотребляющие алкоголем. Риск суицидов очень высок — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем, алкоголизм в нескольких поколениях способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
  • Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением, обостряют депрессию, вызывают психозы.
  • Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы).
  • Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые).
  • Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.
  • Подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.

Специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги), сталкивающиеся с этими группами, должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений.

Подростки могут попасть в группу риска, но это еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства.

Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.

См. также:

Суицидальный риск у детей и подростков
Суицид: психологические основы

© Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. — М. Генезис. 2012 г.
© Публикуется с разрешения издательства

Источник: https://psyfactor.org/lib/suicide4.htm

Суицидальная мотивация (стр. 1 из 4)

Концепции формирования суицидов. Суицидальная мотивация

Самоубийство – одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое.

Считается, что случаи самоубийств животных являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных.

Ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это – главное отличие их поведения от поведения человека.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю – один из представителей школы экзистенциалистов – считал, что “есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства.

В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.

Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.

Фрейд трактовал явление самоубийства как следствие нарушение психосексуального развития личности.

По мнению Фрейда и его школы, влечение к самоубийству у подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как унизительный акт, угрожаемый тяжелыми последствиями, и отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству.

Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил 3 основные части суицидального поведения:

1. Желание убить; суициденты, будучи в большинстве случаев инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;

2. Желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;

3. Желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

Таким образом, если у человека возникают сразу три описанных К. Меннингером желания суицид превращается в неотвратимую реальность.

1.1. Психологический смысл суицида

Как пишет Банщикова Е.Г. в своей статье “Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства”, самоубийство, если дать ему краткое определение, есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни.

В этих двух основных дефинициях заключается его коренное отличие от убийства, в котором, по понятным соображениям, отсутствует элемент самостоятельности, и от несчастного случая, в котором отсутствует элемент сознательности и доминирует случайность.

Истинное самоубийство предполагает жестокий поединок жизни и смерти, в котором терпит поражение все, что удерживало человека на этом свете. Но что же его удерживало до сих пор, несмотря на невзгоды, и что заставило поднять на себя руки?

Если человек решает лишить себя жизни – это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения фундаментальная этическая категория – смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни – это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти.

Смерть должна приобрести нравственный смысл – только тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. Как писал Николай Бердяев в психологическом этюде “О самоубийстве”, “Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой.

Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности.

Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству…

Душа целиком делается одержимой одним состоянием, одним помыслом, одним ужасом, которым окутывается вся жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя.

Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука.

” Как бы ни были многообразны жизненные события и конфликты, приводящие к самоубийству, у всех у них есть один общий этический аспект: на уровне морального сознания все они апеллируют к нравственным ценностям: именно в этом качестве выступают все представления о счастье, добре, справедливости, долге, чести, достоинстве и т.п.

Иными словами, суицидогненные события – это мощные удары по моральным ценностям личности. Само суицидальное решение – это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других.

Так или иначе, когда человек выбирает этот поступок, – он видит в самоубийстве не просто действие, причиняющее смерть, но и определенный поступок, несущий положительный или отрицательный нравственный смысл и вызывающий определенное отношение людей, их оценки и мнения.

Исходным в этико-психологическом анализе самоубийств следует считать категорию жизненного смысла – одну из наиболее общих, интегральных характеристик жизнепонимания и жизнеощущения личности.

Совершенно очевидно, что каждый человек как бы ни был он поглощен своими повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование, его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее несут какой-то смысл.

В обыденных ситуациях мы редко осознаем, что нам нужна не только жизнь сама по себе, но и ее осмысленность. Мы и без того стихийно воспринимаем жизнь как нечто положительное. А вот к смерти, наоборот, относимся резко негативно, видим в ней нечто трагичное, внушающее страх. В этой как бы предзаданной полярности отношений к жизни и смерти можно усмотреть проявление того таинственного “инстинкта жизни”, о котором столько сказано и написано как о первооснове биологического существования животных и человека. Главный же механизм, специфичный для суицидального поведения и запускающий акт самоубийства, – это инверсия отношений к жизни и смерти. Жизнь утрачивает все степени положительного отношения и воспринимается только негативно, в то время как смерть меняет свой знак с отрицательного на положительный. С этого начинается формирование цели самоубийства и разработка плана ее реализации. Сенека так высказывался по этому поводу: “Смерть предустановленна мировым законом и поэтому не может быть безусловным злом. Но и жизнь не есть безусловное благо: она ценна постольку, поскольку в ней есть нравственная основа. Когда она исчезает, человек имеет право на самоубийство”.

1.2. Суицидальное поведение

Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

• собственно суицидальные действия;

• суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид – действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя Жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы – это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент – решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их Реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый нресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы.

При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Источник: https://mirznanii.com/a/180743/suitsidalnaya-motivatsiya

Medic-studio
Добавить комментарий