КОПРОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: B данном разделе приводятся наиболее универсальные методы

Содержание
  1. Копрологический метод диагностики используется при
  2. Копрологические методы
  3. Методы исследования – это важно! 10 примеров
  4. 2. Примеры методов научного исследования
  5. Пример 1. Минимализм
  6. Пример 2. Анализа много не бывает
  7. Пример 3. Подмена понятий
  8. Пример 4. Синергетика и экспликация смысла
  9. Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом
  10. Пример 6. Теоретические и эмпирические методы
  11. Пример 7. Методы, о которых не знает гугл
  12. Пример 8. Узконаправленные и собственные методы
  13. Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов
  14. Пример 10. От общего к частному
  15. Методы исследования в научной работе
  16. Что такое методы исследования?
  17. Эмпирические методы исследования
  18. Теоретические методы исследования
  19. Количественные методы исследования
  20. Качественные методы исследования
  21. Методы педагогического исследования
  22. Методы социологического исследования
  23. Методы психологического исследования
  24. Методы исследования, используемые при написании дипломной работы
  25. Что такое методы в дипломной работе
  26. Классификация
  27. Теоретические методы
  28. Анализ
  29. Синтез
  30. Моделирование
  31. Аналогия
  32. Дедукция
  33. Индукция
  34. Обобщение
  35. Абстрагирование
  36. Формализация
  37. Конкретизация
  38. Практические (частные) методы
  39. Наблюдение
  40. Сравнение
  41. Измерение
  42. Эксперимент
  43. Беседа и интервью
  44. Опрос и анкетирование
  45. Описание
  46. Другие частные методы
  47. Другая методология
  48. Гуманитарные методологии
  49. Социально-научные методологии
  50. Как написать методы в дипломной работе
  51. Пример описания методов в дипломной работе
  52. Заключение

Копрологический метод диагностики используется при

КОПРОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: B данном разделе приводятся наиболее универсальные методы

B данном разделе приводятся наиболее универсальные методы исследования кала на яйца гельминтов (специальные методики изложены при описании отдельных видов).

Копрологическое исследование не позволяет каким-либо одним методом выявить яйца или личинки всех видов гельминтов, обитающих в пищеварительной системе человека.

Оздоровление населения от гельминтозов решается комплексом мероприятий: одно из них состоит в массовой дегельминтизации людей.

Последняя проводится в очагах аскаридоза, ан- килостомидозов, тениаринхоза, дифиллоботриоза, описторхоза и должна осуществляться в очагах нанофиетоза, метагонимоза и др.

Перед лечением необходимо широкое обследование населения с учетом эпидемиологической обстановки, с целью рационального применения методов исследования в очагах различных инвазий.

При обследовании большого количества людей нужно выбирать простые и эффективные методики.

B очагах аскаридоза, трихоцефалеза, анкилостомидозов и дифиллоботриоза целесообразно пользоваться просмотром большого мазка на стекле 6X X9 см под бинокулярным микроскопом МБС или методом флотации по Фюллеборну с растворами натронной или аммиачной селитры.

B этих растворах всплывают неоплодотворенные яйца аскариды, и можно ограничиться исследованием одной пленки, просматривая ее непосредственно в стаканчике под бинокулярным микроскопом МБС.

Яйца сосальщиков имеют высокий удельный вес, поэтому для их обнаружения флотационные методы не пригодны.

Яйца нанофиетуса похожи на яйца лентеца широкого, но, как правило, встречаются в малом количестве. B затруднительных случаях диагностики нанофиетоза и метагонимоза прибегают к пробной дегельминтизации.

Следует иметь в виду, что гельминты эти мелкие и стул нужно исследовать особенно тщательно.

Крупные яйца сосальщиков:фасциолы,фасциолыгигантской, фасциолопсиса, дикроцелиума, нанофиетуса, парагонимуса, шис- тосом — хорошо определяются в нативных мазках.

Однако при слабой интенсивности инвазии, что часто наблюдается у человека, в мазке на предметном стекле их найти бывает трудно и поэтому целесообразно также исследовать большой мазок под бинокулярным микроскопом МБС, или применить какой-то ме- тодосаждения (например, Горячева).

Мелкие яйца сосальщиков: описторхиса, клонорхиса и мета- гонимуса — при исследовании нативным мазком при малом увеличении микроскопа (особенно вне эндемических очагов) обычно не замечаются лаборантами.

B таких случаях рекомендуется просматривать нативные мазки на предметном стекле с покровными стеклами при большом увеличении микроскопа (объектив 40), на что затрачивается много времени.

Оправдано также применение некоторых методов обогащения, например, Горячева.

Яйца цепней карликового, крысиного и тыквовидного определяют в нативных мазках и в пленке в случае применения флотационного метода Фюллеборна.

Под бинокулярным микроско- пом МБС яйца карликового цепня видны гораздо хуже, чем под биологическим микроскопом МБИ, и нужен большой навык, чтобы их различить.

Поэтому яйца этих гельминтов следует искать в нативных мазках на предметных стеклах под МБИ, а, применяя метод Фюллеборна, снимать пленку предметным стеклом.

Для обнаружения рабдитовидных личинок стронгилоидеса в кале рекомендуется изготовление нативных мазков на больших стеклах (6X9 см или лучше 9Xl2 см) с просмотром их под бинокулярным микроскопом. Применяются для этих целей и специальные методы.

Острицы откладывают яйца на перианальные складки кожи, а в кале их, как правило, не бывает. Поэтому для диагностики энтеробиоза применяют специальные методы исследования: co- скоб, смыв и снятие яиц липкой полиэтиленовой лентой.

Матка зрелых члеников вооруженного и невооруженного цепней не имеет выводного отверстия, поэтому яйца в кал обычно не попадают, а выносятся наружу вместе со зрелыми члениками, последние легко обнаруживаются в экскрементах.

Членики невооруженного цепня могут выползать из ануса и активно рассеивать при этом яйца (тогда они могут быть обнаружены в кале и в перианальных соскобах).

Основной метод диагностики указанных двух гельминтозов основан на опросе населения и определении вида гельминта по членикам.

B кале человека могут находиться иногда транзитные яйца, преимущественно фасциолы и дикроцелиума, попадающие туда при употреблении в пищу пораженной печени скота.

При направлении в лабораторию кала по медицинским показаниям врач должен отмечать, откуда приехал больной и на выявление яиц каких гельминтов следует обратить внимание. Учитывая эти данные, выбирают методику. При подозрении на наличие гельминтов в пищеварительном тракте и отрицательном лабораторном анализе кала его следует повторить еще дважды с одно-, двухнедельными перерывами.

Количественное определение яиц в кале имеет значение для определения интенсивности инвазии. Однако этот метод служит и для учета эффективности результатов терапии (например, описторхоза). Уменьшение числа яиц в кале после курса лечения свидетельствует о частичном положительном эффекте.

B лабораториях должны строго выполнять два правила: 1) если кал попал в лабораторию (не важно на предмет какого исследования), он должен быть исследован и на яйца гельминтов; 2) при обнаружении в препарате яиц какого-нибудь гельминта не прекращать просмотра, так как иногда может быть обнаружена множественная инвазия.

Для яиц гельминтов характерна определенная морфологическая структура (рис. 20—28). Bce они имеют оболочку определенного строения, что их сразу же отличает от сходных образований, попадающих в кал.

Яйца гельминтов могут содержать яйцеклетку, бластомеры ее дробления, развитые личинки или желточные клетки. Яйца каждого вида гельминта имеют свои постоянные размеры (измерение яиц производят так же, как кишечных простейших).

Ниже приводится определитель яиц гельминтов.

Рис. 20. Яйца трематод (по Ю. А. Березанцеву и E. Г. Автушенко,

1 — Fasciola hepalica; 2 — Dicrocoeliuin lanceatum; 3 — Fasciolopsis buski;

4 — Paragonimus weslermani; 5 — Schistosoma japonicum; 6—S. haematobium; 7 — S. mansoni; 8 — Opisthorctiis felineus; 9 — Clonorchis sinensis; 10 — Meta- gonimus yokogawai.

Рис. 21. Яйца цестод (по Ю. А. Березанцеву и E. Г. Авту- шенко, 1976).

I -TaenJa solium и Taeniarhynchus saginalus, 2-Hymenolepisnana; d—H. aiminuta; 4—Dipylidium caninum; S-Diphylloboihrium latum.

Рис. 22. Яйца нематод (по Ю. А. Березанцеву и E. Г. Автушенко, 1976).

! — Ascaris lumbricoiaes с поверхности: 2 — в оптическом разрезе; 3 — без белковой оболочки; 4 — неоплодотворенное; 5 — Trichocephalus trichiurus; 6 — Thominx aero- philus; 7 — Enterobius vermicularis; 8 — Ancylostoma duodenale и Necator americanus-,

9 — Trichostrongylus sp.

B определителе почти каждой тезе e описанием признаков яйца соответствует антитеза, указанная в скобках, с противоположными признаками. Определение начинается с чтения тезы 1. Если признаки не сходятся, то переходят на антитезу 4 с другими признаками. Если признаки в той или

Рис. 24. Строение оболочки и крышечки яиц Paragonimus westermani (по Ю. А. Березанцеву и E. Г. Ав- тушенко, 1976).

Рис. 23. Строение оболочки яйца и бугорка (по Л. В. Филимоновой, 1965). а — Nanophyetus salmincola schikho- balowi; б — Diphyllobothrium tatum; 1 — оболочка; 2 — бугорок 3 — желточные клетки.

Рис. 25. Строение оболочки и крышечки яиц (по Ю. А. Березанцеву и E. Г. Автушенко, 1976).

/ — Opisthorchis fclineus; 2 — Clonorchis sinensis; 3 — Metagonimus yokogawai.

Рис. 26. Капсулы с яйцами Dipylidi- um caninum (по Ю. А. Березанцеву и E. Г. Автушенко, 1976).

иной тезе сходятся, то читают следующую по порядку тезу до тех нор, пока не сойдутся признаки яйца какого-либо вида.

Многие тезы не имеют антитез, в них описано строение яиц гельминтов, объединненых общим признаком, отмеченным в последней перед ними тезе с антитезой.

Для определения яиц с таким общим признаком следует прочитать всю группу этих тез и остановиться на дополнительных признаках, характерных для определения яйца.

Рис. 27. Яйца Dioctophyma renale с поверхности, с одним и двумя бластомерами.

Рис. 28. Яйца Enterobius vermicularis в разных стадиях развития личинки (по Ю. А. Березанцеву, E. Г. Автушенко, 1976).

Пример: нужно определить яйцо Opisthorchis felineus. Читаем тезу 1. Признаки не подходят. Читаем антитезу 4, признаки подходят. Читаем следующую тезу 5, признаки не подходят, поэтому переходим на антитезу 25 с подходящими признаками. Читаем следующую 26 тезу, признаки не сходятся, переходим на антитезу 35 со сходными признаками. Перечитывая тезы 36—39, останавливаемся на тезе 38.

Источник: http://gastris.ru/gastrit/koprologicheskij-metod-diagnostiki-ispolzuetsja.html

Копрологические методы

КОПРОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: B данном разделе приводятся наиболее универсальные методы

Копрологические методы

Прижизненный диагноз на большинство гельминтозов устанавливается коп-рологическими методами исследования путем обнаружения гельминтов или их фрагментов (гельминтоскопия), половых продуктов — яиц (овоскопия) или личинок (ларвоскопия).

Гельминтоскопия

В свежевыделенных фекалиях животных можно обнаружить членики цестод (аноплоцефалид). Иногда с фекалиями могут выделяться крупные нематоды (параскарисы, оксиуриды, стронгилиды). Однако такое явление имеет случайный характер и происходит по разным причинам, не связанным с биологическими особенностями паразитов.

Крупных гельминтов легко обнаруживают при обычном просмотре фекалий, выделенных в утренние часы, после ночного отдыха животных.

Членики цестод и мелких нематод обнаруживают методом последовательного промывания фекалий. Гельминтов выбирают из осадка и дифференцируют по морфологическим признакам.

Гельминтоовоскопия

Большинство гельминтозов прижизненно диагностируется овоскопическими методами. В зависимости от удельного веса яиц гельминтов их выделяют из фекалий либо методами осаждения, либо всплывания (флотации) (рис. 292).

Яйца трематод более тяжелые, поэтому их выделяют осаждением, используя метод последовательных смывов.

Метод последовательных смывов. Для выполнения исследований потребуются: а) ступка с пестиком (при их отсутствии можно обойтись консервной банкой и ложкой); б) воронка; в) стеклянный стакан на 100-150 мл (лучше цилиндрический); г) металлическая сетка или марлевая салфетка размерами 12 х 12 см; д) предметные стекла.

Рис. 292 Яйца гельминтов однокопытных животных:

Из прямой кишки животного берут 1015 г фекалий и размешивают с десятикратным количеством воды (в ступке, стакане, банке). Взвесь фекалий фильтруют через металлическое сито или один слой марли в цилиндрический стакан и отстаивают в течение 5-10 минут (продолжительность отстаивания зависит от густоты и состава фекалий).

Отстоявшийся верхний слой жидкости осторожно сливают до осадка, к которому вновь добавляют такое же количество воды. Процедуру последовательного промывания повторяют до тех пор, пока после очередного отстаивания верхний слой жидкости не станет прозрачным.

Последний раз медленно и осторожно сливают воду так, чтобы на дне стакана осталось 1-2 мл осадка, который небольшими порциями размещают на предметных стеклах и просматривают под микроскопом при малом увеличении.

Для ускорения просмотра осадка можно использовать специально подготовленные стекла большого размера (5 х 10-12 см), вырезанные из оконного стекла. На таких стеклах можно разместить и просмотреть сразу весь осадок.

Метод последовательных смывов применяется для диагностики фасциолеза и дикроцелиоза животных.

Яйца фасциол — крупного размера, правильной овальной формы, с крышечкой на одном из полюсов, зернистой массой внутри и оболочками золотисто-желтого цвета.

Яйца дикроцелий — мелкие, асимметрично-овальной формы, с личинками-мирацидиями внутри и оболочками коричневого цвета.

Для выявления яиц большинства гельминтов и ооцист кокцидий используют копрологические методы всплывания (флотации). Наиболее простыми по выполнению копрологическими методами исследования на гельминтозы, не требующими специального оборудования и материалов, являются методы Фюллеборна и Котель-никова.

Оба метода исследования фекалий могут быть использованы в условиях производства. Оборудование, необходимое для выполнения исследования этими методами, такое же, как при методе последовательного промывания. Для флотации яиц гельминтов необходимо приготовить растворы солей с определенной плотностью.

Метод Фюллеборна. Для выполнения исследования методом Фюллеборна готовят насыщенный раствор поваренной соли (NaCl).

В посуду с кипящей водой кладут поваренную соль (из расчета 400-420 г соли на 1 л воды) и продолжают кипятить при слабом нагревании до тех пор, пока соль не прекращает растворяться (на дне посуды остается нерастворенная соль, а на поверхности жидкости появляется тонкая пленка).

Раствор роли в горячем состоянии фильтруют через слой ваты или марлю. После остывания раствора на дне посуды выпадает осадок соли (признак правильности приготовления раствора нужной концентрации). Используют в работе надосадочную жидкость без взмучивания осадка.

Порцию исследуемых фекалий в количестве около 10 г помещают в ступку, добавляют около 80-100 мл насыщенного раствора поваренной соли и тщательно перемешивают с помощью пестика (без интенсивного растирания фекалий) до равномерной взвеси.

Взвесь фильтруют через металлическое сито или один слой марли в цилиндрический стаканчик (или банку) емкостью 100-150 мл и отстаивают в течение 10-15 минут, после чего с поверхности жидкости снимают копроло-гической петлей пленку, переносят ее на предметное стекло для микроскопического исследования.

Желательно исследовать не менее трех пленок, снятых с разных участков поверхности жидкости в стаканчике.

Стандартную копрологиче-скую петлю можно изготовить из тонкой медной проволоки (одна жилка многожильного электрического провода) длиной 10-12 см, скрутив на ее конце кольцевую петлю на круглом карандаше и подогнув петлю под углом 90°. Петля многоразового пользования. Перед использованием ее прожигают на пламени горелки или тщательно промывают.

Пленка жидкости, помещенная на предметное стекло, должна немедленно исследоваться, так как в ней, при подсыхании, выпадают кристаллы соли, затрудняющие обнаружение яиц гельминтов.

Методом Фюллеборна выделяются далеко на все яйца гельминтов, поэтому предпочтение следует отдать его модификации — методу Котельникова, который выполняется по такой же методике, но в качестве флотационной жидкости используется раствор аммиачной селитры.

Плотность применяемого раствора селитры значительно больше, чем насыщенного раствора поваренной соли, поэтому в нем всплывают яйца почти всех гельминтов (кроме яиц трематод).

Метод Котельникова. Готовят флотационную жидкость, растворяя гранулированную аммиачную селитру (используемую в агрономии в качестве минерального удобрения) в горячей воде. На 1 л воды берут 1500 г селитры. Селитру растворяют постепенно при постоянном подогревании (но не кипячении!) воды и хранят в плотно закупоренной посуде.

Исследование фекалий методом Котельникова производят так же, как и методом Фюллеборна, но фекалии берут в количестве 5 г, а раствора селитры не более 50 мл. Взвесь фекалий во флотационном растворе отстаивают в течение 10 минут.

Преимуществом метода Котельникова являются не только более высокая эффективность и универсальность, но и то, что поверхностная пленка жидкости при отстое не содержит крупных всплывших частиц фекалий и пены, мешающих обнаружению яиц паразитов.

Флотационными методами в фекаль- ь ных массах животных обнаруживают яйца нематод — параскарисов, стронгилят, стронгилоидесов, драшей и габронем, а также яйца цестод.

Яйца параскарисов — среднего размера, округлой формы, с толстыми оболочками, желто-коричневого цвета. Внутри яйца просматривается мелкозернистый зародышевый шар, иногда на стадии дробления.

Яйца стронгилят — среднего размера, продолговато-овальной формы, с тонкими двухконтурными оболочками, серого цвета. Внутри яиц виден зародышевый шар на стадии дробления («шары дробления»). Яйца всех стронгилят имеют одинаковое строение, и определить их родовую принадлежность невозможно. Диагноз устанавливается только до подотряда — «стронгилятозы».

Прижизненную родовую принадлежность яиц стронгилят определяют по инвазионным личинкам, выращенным в фекалиях животных при определеных условиях.

Яйца стронгилоидесов мелкие, округло-овальной формы, с тонкими, гладкими оболочками, серого цвета. Внутри яиц просматривается личинка, свернутая в форме «шпильки».

Из яиц стронгилоидесов во внешней среде при благоприятных условиях уже за 6-7 часов может выйти личинка.

Яйца драшей и габронем мелкие, продолговато-овальные, с притуплёнными концами, с тонкими, нежными оболочками, светло-серого цвета, с личинками внутри, свернутыми в форме «шпильки».

Хотя яйца драшей и габронем выявляются методами флотации (по методу Котельникова), концентрированные растворы солей их деформируют. Поэтому для выделения их из фекалий рекомендуется специальный метод Горшкова (см.

ларвоскопический метод Бермана-Орлова).

Яйца аноплоцефалид. Яйца цестод-аноплоцефалид среднего размера, неправильной формы в виде многогранников (в проекции обычно четырехугольные с закругленными углами), с тонкими оболочками, темно-серого цвета. Внутри просматриваются онкосферы округлой формы, заключенные в собственные оболочки с боковыми выступами в виде рожков («грушевидный аппарат»).

Яйца оксиурисов — среднего размера, овально-асимметричной формы, с толстыми двухконтурными оболочками, светлосерого цвета, со слизистой пробочкой на одном из полюсов. Внутри яйца просматривается мелкозернистая масса.

Яйца оксиурисов обнаруживают на коже прианальной области тела, соскабливая их с кожи деревянной палочкой или ватным тампончиком, смоченным 50% -ным раствором глицерина. Из соско-ба готовят раздавленную каплю на предметном стекле и исследуют под микроскопом. В фекальных массах инвазированных животных яйца оксиурисов обнаруживаются редко.

Гельминтоларвоскопия

Для выделения из фекалий, внутренних органов и тканей личинок гельминтов используют методы гельминтоларвоскопии. Чаще всего для этой цели используют методы Бермана-Орлова и Щербовича.

Фекалии для исследования следует брать из прямой кишки животного и исследовать в свежем виде так, чтобы они находились во внешней среде не более 68 часов.

При соблюдении этого условия все обнаруженные личинки будут принадлежать легочным гельминтам, дифференцировать которых несложно.

В полежавших во внешней среде фекалиях появляются личинки гельминтов пищеварительного тракта, от которых необходимо будет отличать личинок диктиокаул, что значительно усложнит диагностику.

Метод Бермана-Орлова. Для исследования фекалий методом Бермана-Орлова требуются: а) воронка, на конец которой надета резиновая трубка длиной 12-15 см; б) коническая центрифужная пробирка или зажим для резиновых трубок; в) металлическое ситечко или марлевая салфетка размером 20 х 20 см; г) штатив или другое приспособление для фиксации воронки в вертикальном положении.

На конец резиновой трубки надевают центрифужную пробирку, плотно заклинив ее (или при отсутствии пробирки устанавливают зажим).

В воронку наливают воду комнатной температуры или подогретую до 35-40°С, устанавливают ситечко, так чтобы оно было слегка погруженным в воду, и на нем размещают фекалии от животных в количестве 5-10 г. При отсутствии сита фекалии заворачивают одним слоем марли и погружают в воду.

Фекалии выдерживают в воде в течение 6-12 часов, после чего осторожно, пережав резиновую трубку, снимают пробирку. Жидкость в пробирке отстаивают 510 минут или центрифугируют при 1000 оборотах в течение минуты.

Верхний слой жидкости в пробирке осторожно одним приемом сливают так, чтобы в пробирке осталось 0,5-1 мл жидкости, которую выливают на предметные стекла для микроскопии (лучше, если для этой цели используют специально вырезанные стекла больших размеров, на которые можно сразу разместить всю исследуемую часть материала).

Метод Бермана-Орлова чаще используется в условиях лабораторий. В производственных условиях обычно применяют его модификации.

Этим же методом исследуют фекалии однокопытных животных при диагностике драшейоза и габронематоза. В воронку наливают воду комнатной температуры. Устанавливают металлическую сетку, так чтобы она была погружена в воду, на ней рыхло размещают 100-200 г фекалий и выдерживают до 10-12 часов. Яйца нематод вымываются из фекалий и оседают на дно пробирки. Исследуют осадок, осевший на дно пробирки.

Метод Щербовича. Для выполнения исследования методом Щербовича требуются: а) конический или цилиндрический стаканчик емкостью на 50-100 мл; б) марлевая салфетка (15 х 15 см); в) предметные и покровные стекла; г) отрезок тонкой мягкой медной проволоки длиной 10 см.

В стаканчик наливают воду комнатной температуры или подогретую до температуры 35-40°С, в количестве 2/3 емкости посуды. Фекалии, взятые из прямой кишки животного, заворачивают в один слой марли, обвязывают медной проволокой, так чтобы часть проволоки осталась свободной.

Свободный конец проволоки загибают крючком, на который и подвешивают завернутые в марлю фекалии на край стакана, чтобы они касались воды. Фекалии в подвешенном состоянии оставляют на 5-6 часов, после чего осторожно удаляют, а оставшуюся в стаканчике жидкость отстаивают еще 5-10 минут.

После отстоя верхний слой жидкости осторожно сливают, так чтобы в стаканчике осталось 0,5-1 мл осадка, и переносят его на предметные стекла для микроскопии.

Методом ларвоскопии обнаруживают в фекалиях животных личинок нематоды-диктиокаулы, паразитирующей в бронхах.

Личинки диктиокаулов размером 0,4 мм в длину, с короткими заостренными хвостовыми и закругленными головными концами, темно-серого цвета. Тело личинок заполнено зернистой массой (кроме головного и хвостового концов). Внутреннее строение личинок плохо просматривается. Личинки обладают медленным змеевидным движением.

Ларвоскопическими методами можно выделить из различных органов и тканей мигрирующих личинок некоторых нематод (из легких, печени и других органов.

Рис. 293

Личинки нематод однокопытных животных

Исследование крови

Кровь животных исследуют при подозрении на парафиляриоз и сетарйоз.

Диагностика парафиляриоза. Появление кровоточащих ранок на коже животного в теплое время года дает основание исследовать кровь на наличие личинок гельминтов.

Для этой цели глазной пипеткой набирают из кровоточащей кожной ранки каплю крови, переносят на предметное стекло (лучше на специально вырезанное стекло большого размера, примерно 5 х 10 см), добавляют к ней 5-10 капель дистиллированной воды (для лизирования эритроцитов) и микроскопируют при слабом увеличении.

Обнаруживают подвижных личинок размером около 0,2 мм, заполненных зернистой массой зеленоватого цвета, или мелкие яйца овальной формы серого цвета с личинками внутри.

Личинок сетарий (микросетарий) обнаруживают при исследовании мазков, приготовленных из периферической крови животных и окрашенных по методу Романовского-Гимза.

Мазки желательно готовить в вечернее время, когда количество микросетарий в периферической крови увеличивается.

Личинки сетарий длиной около 0,3 мм, зернистой структуры, с чехликом, хорошо видимым на головном и хвостовом концах. В задней части личинок видны 4-5 крупных клеток.

Исследование кожи

При подозрении на онхоцеркоз исследуются кусочки кожи методом дермолар-воскопии с целью обнаружения личинок онхоцерков (микроонхоцерков). Для этого на пораженных участках кожного покрова в области холки, плеч, передних конечностей с помощью ножниц или скальпеля вырезают кусочек кожи размером с мелкую горошину и толщиной 2-3 мм.

Вырезанный кусочек кожи помещают в пробирку с небольшим количеством физраствора и выдерживают в течение 1-2 часов в термостате при температуре 36-3 7°С, после чего исследуют осадок. В положительном случае при микроскопии обнаруживают подвижных личинок зернистой структуры (без чехлика), размером около 0,25 мм.

Исследование глаз

Исследование глаз производится при подозрении на телязиоз с целью обнаружения гельминтов или их личинок.

Гельминтов можно вымыть из конъ-юнктивального мешка 1%-ный раствором борной кислоты с помощью резиновой груши с мягким наконечником.

Конец груши вводят в конъюнктивальный мешок и струей раствора борной кислоты промывают глаз. Вытекающую жидкость собирают в подставленную кювету и внимательно просматривают.

Вымытые из глаза нитевидные нематоды размером около 1,5 см в длину активно двигаются и легко обнаруживаются.

Личинок телязий можно обнаружить при микроскопическом исследовании слезной жидкости, взятой из глаза животного. Для этого глазной пипеткой осторожно собирают слезную жидкость из внутреннего угла глаза, помещают на предметное стекло и микроскопируют. Личинки телязий размером около 0,3 мм, зернистые, с чех-ликом, активно двигаются.

Подробности Раздел: СОДЕРЖАНИЕ, КОРМЛЕНИЕ И БОЛЕЗНИ ЛОШАДЕЙ

Источник: http://ZooVet.info/o-loshadyakh/1-bolezni-loshadey/kormlenie-bolezni/9956-koprologicheskie-metody

Методы исследования – это важно! 10 примеров

КОПРОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: B данном разделе приводятся наиболее универсальные методы

Методы исследования – это один из важнейших разделов научной статьи или диссертации, в котором описываются методики и способы, с помощью которых проводилось исследование. То есть применив эти же методы, любой ученый или исследователь должен получить тот же научный результат.

Иногда авторы путают методологию исследования с методами исследования. Чтобы понимать в чем отличие, рекомендую вам прочитать предыдущую статью по методологии.

Существует огромное количество информации, которая посвящена методам исследования, и их классификациям. Я не буду повторяться, так как эта информация достаточно хорошо изложена и в учебниках, и есть в свободном доступе в интернете.

Предлагаю на основе своего опыта рецензирования статей поделиться с вами тем, как видит рецензент возможности автора применить выбранный метод в своей научной работе.

Итак, давайте для начала (хоть эта информация и далеко не новая) определимся с тем, что же является методами исследования, а затем приступим непосредственно к примерам.

1. Что такое методы исследования?

2. Примеры методов научного исследования

Пример 1. Минимализм

Пример 2. Анализа много не бывает

Пример 3. Подмена понятий

Пример 4. Синергетика и экспликация смысла

Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом

Пример 6. Теоретические и эмпирические методы

Пример 7. Методы, о которых не знает гугл

Пример 8. Узконаправленные и собственные методы

Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов

Пример 10. От общего к частному

Заключение

2. Примеры методов научного исследования

А теперь давайте взглянем на те методы, которые авторы статей использовали для реализации своих научных исследований.

Пример 1. Минимализм

Итак, один из авторов пишет:

Когда начинаешь читать все это перечисление, кажется, что выполнено грандиозное исследование, хотя, если обратить внимание на методы, которые выбрал автор исследования, их можно пересчитать по пальцам – их всего три: анализ, обобщение и беседа. Обобщение – это синтез!

Анализ и синтез сосуществуют и дополняют друг друга.

Планомерный вопрос, а что если взять наиболее общие и простые методы (два или три) и использовать из для решения сложных задач? Никто не запрещает. Методы сработают в любом случае, если они будут применяться. Но в нашем примере налицо некоторая диспропорция между простотой методов и достаточной сложностью предмета приложения этих методов в исследовании.

А можно ли брать ни как автор статьи три метода, а всего один метод? Да, можно. Лишь бы результаты исследования были достоверными, и, если дополнительных методов не требуется.

Но как правило обработка информации требует применения множества методов, в том числе и специфичных, так что для всестороннего рассмотрения изучаемого явления, как правило, применяют несколько дополняющих друг друга методов.

Пример 2. Анализа много не бывает

Итак, в продолжении разговора, рассмотрим, как автор статьи выбирает один метод – анализ (и при этом его исследование не выглядит плохо), и использует его в начале исследования, а затем применяет другие методы.

Обратите внимание, что анализ используется во множестве случаев, и именно результаты анализа позволяют уже далее выбирать методы исследования – характерные для данной работы, а именно даже разработать специальную анкету для определения нужных параметров и значений.

После описательного блока методов исследования, в котором главенствует анализ, затем появляются анкетирование, обобщение и психолого-педагогическая диагностика.

Здесь также приводится пример, в котором конкретно показано, как применялся метод анализа учебников, и по каким критериям дана характеристика его результатов.

Пример 3. Подмена понятий

Иногда в требованиях оформления статей в научных журналах указано, что нужно отдельно выделить в тексте статьи описание методов исследования. В таких случаях возможны не состыковки, как в данном примере.

В подразделе «Методы исследования» автор приводит перечень: «Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др.)».

Ничего не подозреваете? Что тут может быть подозрительным? Все современное, высокотехнологичное, в чем может быть вопрос? На самом деле автор даже не скрывает, что вместо методов исследования приводит «новые методы обучения».

Так это же совсем разные вещи, и рецензент, и редактор, и читатель ожидают увидеть методы исследования, а не методы обучения.

Тем более, что в аннотации статьи ничего не указано, и приходиться смотреть в тексте статьи, и неожиданно видеть методы обучения под названием «методы исследования».

Пример 4. Синергетика и экспликация смысла

Рассмотрим следующий пример. Авторы в описании методов могут «щегольнуть» красивыми словами, для понимания которых (осознавая свою отсталость от передовых веяний) рецензенту (и скорее всего читателю) приходится искать эти термины в интернете.

Один из авторов в методах исследования приводит термин «экспликация смысла». Да, хорошо, да, красиво. Какое объяснение этому термину дает гугл по первой ссылке? «Экспликация выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом».

Что это за действие? Как оно производится? Кем? В какой последовательности? Что происходит в результате экспликации смысла? Порождается новый смысл в результате? Второй подтекст? Не понятно! Но очень красиво, модно и интересно! Да и вообще, почему так мало исследователей проводят экспликацию смысла, это не эффективно, не доступно или не нужно? Что дала экспликация смысла – какой результат был получен в ходе экспликации? На все это автору нужно быть готовым ответить, если это позиционируется в статье. Да и то, что хорошо для лингвиста и режиссера, не всегда подойдет математику!

Что же касается синергетики, то это все хорошо, но дело в том, синергетика даже больше, чем отдельная целая наука.

Если есть резон использовать синергетику в своем исследовании, то хорошо, но тогда первый вопрос – а что тут относится к области исследования синергетики – тут вообще происходит самоорганизация? Если да, то как и почему?

Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом

Как вы уже поняли, любимым и наиболее часто используемым методом исследователи выбирают анализ. При этом часто дополняют слово анализ чем-то поясняющим. Итак, какие виды анализа будут заявлены авторами в своих статьях в приведенном ниже примере?

Педагогический анализ – это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога.

Исторический анализ – это конструктивный подход, который часто используется в таких областях как производственные отношения.

Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.

Хорошо, все эти виды анализа существуют. А не будет ли автор удивлен, что, использовав словосочетание «последовательный анализ», он претендует на исследование в области статистики? А что делать, если никакой статистики в рамках статьи не было и нет?!

Статистический последовательный анализ – это раздел математической статистики, изучающий статистические методы, основанные на последовательной выборке, формируемой в ходе статистического эксперимента.

Поэтому авторам при выборе методов исследования необходимо четко осознавать, что именно за метод они выбрали, поскольку может оказаться, что они «случайно» припишут себе такой метод, о котором они даже не знают.

Пример 6. Теоретические и эмпирические методы

Так как теория не отделима от практики, то можно сказать, что в любом исследовании должны разумно сочетаться эмпирические (экспериментальные) методы исследования и теоретические методы, объясняющие и прогнозирующие факты. Рассмотрим пример, в котором два метода – анализ и опрос разделились на два направления – на теорию и эмпирику соответственно.

Пример 7. Методы, о которых не знает гугл

Рассмотрим следующий пример, в котором я объединила несколько обычных методов (аналитической природы), о которых все ясно, и тут неожиданно, в самом конце абзаца будут приведены непонятные для современных исследователей методы.

Приведенный текст читается довольно «гладко», ничего не цепляет глаз, но в то же время этот, казалось бы, хорошо составленный текст требует детальной проработки. Все равно что взять этот текст, как ткань, и как бы распустить ее на нитки, вытягивая их из нее одну за одной. Точно так же можно выделить мысли, идеи, которые скомпонованы в этом тексте, чтобы понять их содержание.

Дело касается «методовформирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд». Являются ли заявленные методы авторскими? Попытки найти эти методы и их описания сошли на нет. Интернет не знает таких методов, не знает их описания, не знает результатов применения этих методов, кроме одной статьи, в которой они и упоминаются той же фразой.

Возможно автор статьи и является автором методов, что для автора является само-самим разумеющимся. Но для других исследователей важно – что это за методы, когда и как они возникли, кем и как применялись. Тем более, указано, что это не один метод, а целый опыт применения «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд».

Существует надежда, что авторы этих методов дадут им характеристику, названия (если этих методов много, раз это указано в слове «методы», как минимум не один) и поделятся своими знаниями с научным сообществом. Было бы неплохо понять место этих методов в общей иерархии методов.

Но, отправляя статью на рецензирование, стоит задуматься, общепринятые ли методы используются для исследования, а если нет, то как эти методы обоснованы? Кто их автор? Где и когда они применялись? Тем более, если это методы, а не метод.

Их не плохо бы перечислить и озаглавить, и охарактеризовать.

Пример 8. Узконаправленные и собственные методы

Рассмотрим два примера, в одном из которых обычные методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ) применяются на материале Южной Кореи, среди которых выделяются специализированные школы, и в них – одаренные дети.

То есть идет локализация материала исследования и выбор точно определенного контингента испытуемых.

Второй пример показывает, что авторы «далеко пошли», и создали собственные методики, которые соответствуют задачам и целям их исследования.

Конечно же никто не запрещает создавать и опробовать собственные методы исследования, чем больше существует методов исследования, тем точнее исследуется объективная реальность. А изложение содержания методов исследования и их результатов позволяет и другим исследователям пользоваться авторскими наработками.

Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов

В этом примере авторами заявлено:

Авторы описывают эксперимент, как один из методов исследования, однако, авторы при этом не называют экспериментальную площадку и не упоминают данные, которые принято указывать при описании эксперимента. То есть, что было получено в результате применения этих методов не понятно.

Пример 10. От общего к частному

Ниже приведу очень хороший пример, в котором отражается то, чего не было ранее во всех предыдущих примерах. Для того, чтобы создать хорошее впечатление у рецензента, редактора и читателей, можно просто взять иерархию методов, и расположить в тексте перечисление использовавшихся методов согласно этой иерархии. То есть движемся от общего к частному, проходя все ступени исследования.

Тем, кто затрудняется с выбором методов, можно посоветовать ту же самую простую схему – найти хороший сайт с иерархией, классификацией методов, выбрать для себя подходящие методы и описать их в нужной последовательности.

В этом смысле не будет многократно использоваться один и тот же метод применительно к разным вещам, не будет ошибки в названии метода, и как говориться, будет из чего выбирать – во всей иерархии методов что-то да пригодится для конкретного исследования.

Заключение

Методы исследования – это тот раздел научной работы, при написании которого нужно хорошо подумать и описать именно те методы, которые вы использовали при проведении вашего научного исследования.

Используйте общеизвестные научные методы, применив которые, другие авторы смогут повторить ваш научный результат. Критично подходите к формулировкам, чтобы случайно не придумать «новый» метод.

Также рекомендую вам прочитать статью про методологию исследования и рекомендации по написанию остальных разделов научной статьи.

Удачи в публикациях!

Эксперт Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н.Профессор, почетный доктор наук Российской Академии Естествознания

Заслуженный работник науки и образования

Источник: https://xn--90aexm.xn--80aegcaa6cbngm5a6c1ci.xn--p1ai/metody-issledovaniya-eto-vazhno/

Методы исследования в научной работе

КОПРОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: B данном разделе приводятся наиболее универсальные методы

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования.

Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких.

Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы.

Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные.

Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

  • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
  • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
  • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
  • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
  • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей.

Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике.

Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой.

Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах).

Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения.

Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов.

Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно.

Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых).

Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Источник: http://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/

Методы исследования, используемые при написании дипломной работы

КОПРОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: B данном разделе приводятся наиболее универсальные методы

С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Хороший пример – написание курсовой, где также во введении приходится перечислять способы проведения исследования, которые использовались при написании научного труда.

В данной статье вы узнаете определение этого понятия, какие бывают методы научного исследования в дипломной работе, какие из них рекомендуется использовать в проектах определенных тематик, а также об особенностях каждого метода.

Что такое методы в дипломной работе

Метод исследования дипломного проекта – это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.

Если говорить проще, то методология исследования представляет собой ничто иное, как соотнесение данных исследования с другими фундаментальными науками, основной из которых является философия.

В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будет интересовать лишь то, какие методы используются в дипломной работе. А все потому, что их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи были поставлены в работе. Уже исходя из этого студент будет определять методы дипломного проектирования.

Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях – даже попытаться ее изменить.

Классификация

Методы исследования, используемые в дипломной работе, можно разделить на:

  • общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
  • частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.

Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.

Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

Теоретические методы

Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.

При написании дипломной работы используют в основном следующие методы.

Анализ

Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.

Методы анализа в дипломной работе призваны разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей.

Синтез

В противоположность к предыдущему методу синтез призван соединить отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

Этот метод исследования довольно тесно связан с методом анализа, так как он всегда присутствует как основной элемент, объединяющий отдельные результаты анализа.

Моделирование

При методе моделирования объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достигнуть в действительности.

Аналогия

При аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам.

Дедукция

Метод дедукции позволяет сделать выводы об определенных явления и предметах, основываясь на данных о большом количестве мелких (частных) признаков.

Индукция

В противоположность к предыдущему методу индуктивный метод побуждает рассуждать от общей картины к частным моментам.

Обобщение

Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.

Специалисты различают:

  • индуктивное обобщение (эмпирическое) – переход от более конкретных свойств/характеристик предмета/явления к более общим;
  • аналитическое обобщение – переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса, не применяя эмпирическую действительность.

Абстрагирование

В основе этого метода лежит конкретизация какого-то отдельно взятого свойства явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования.

Суть абстрагирования заключается в том, чтобы изучить какое-то конкретное свойство изучаемого предмета или явления, не беря при этом во внимание все остальные его характеристики.

Метод абстрагирования – один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью были отмечены незаметные с первого взгляда важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия.Хороший пример абстрагирования – разделение литературы на огромное множество стилей, жанров

Формализация

Суть метода формализации заключается в передаче структуры или сущности явления или объекта в знаково модели путем использования математических схем, формул, символов.

Конкретизация

Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.

Практические (частные) методы

В дипломной работе наравне с теоретическими методами наравне применяются практические методы, в зависимости от объекта или явления. Заключается их особенность в особом способе изучения информации, ее сбора и обработки, проведения экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы часто помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы.

Наблюдение

В основе метода наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Измерение

Метод измерения достаточно точный. В его основе лежит определение числовых значений определенных показателей.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях.

Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное – чтобы во время проведения исследования присутствовали два момента: доказательность и повторяемость. Дело в том, что задача эксперимента заключается не только в наглядной демонстрации или открытия какого-то свойства, но и в способности к воспроизведению.

Отличный пример эксперимента – опыт Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком по установлению скорости падения

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в поиске человека, обладающего какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на четко поставленные вопросы, которые были заранее подготовлены. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не демонстрирует свое мнение.

У беседы непринужденны характер. Здесь оба участника разговора могут свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы, пусть даже и спонтанно

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Суть обоих заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые следует получить ответы. Как правило, отвечающим дают на выбор несколько вариантов ответов.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме проведения. Опрос, как правило, может быть устным или письменным. А вот анкетирование возможно только в письменной форме или на компьютерном носителе. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. А если опрошено много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство метода описания с методом наблюдения. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но внешний вид и признаки объекта изучения.

Другие частные методы

В зависимости от направленности специализации студента можно использовать следующие частные узкоспециализированные методы исследования:

  1. Экономика. Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование. Метод финансовых коэффициентов. Сценарный метод прогнозирования экономических явлений. Метод единства исторического и логического. Построение экономических гипотез. Метод «при прочих равных условиях».
  2. Педагогика/Психология. Изучение продуктов творчества учеников. Интервью. Беседа. Изучения групповой дифференциации. Включенное наблюдение. Педагогические контрольные испытания (тестирование). Анкетирование (опрос). Ранжирование. Шкалирование. Регистрация.
  3. Филология. Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический. Лингвистический эксперимент. Биографический метод. Контент-анализ. Лексикографическая статистика. Дифференциальный анализ оппозиций. Нарративный метод. Дихотомия. Трансформационный синтез и анализ. «Конкретное литературоведение». Семиотический метод.

Другая методология

Академик А.Я.Флиер выделял несколько иную систему методов, используемых при написании дипломных работ. По его мнению, все методы разделяются на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методологии

  • Историческая – описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности ее событий и явлений.
  • Герменевтическая – исследует культуру посредством раскрытия (дешифровки) изначальных смыслов культурных явлений, заложенных в них при создании.
  • Феноменологическая – трактует исторические факты культуры с точки зрения их явности наблюдателю и ищущая в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.
  • Историко-психологическая – изучает историческую динамику культуры с точки зрения выявления в ней устойчивых стадиальных (цивилизационных) типов социально обусловленного сознания и состояния психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм – эклектическая методология, интерпретирующая материал в контекстуальных рамках, устанавливаемых по различным основаниям самими авторами исследований, и трактующая его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.

Социально-научные методологии

  • Эволюционизм – исследование истории культуры с позиций признания ее прогрессивного развития путем поэтапного усложнения ее структур (ответвления эволюционизма;формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).
  • Циклические и волновые модели культурной динамики – описание культур как отдельных «самодостаточных организмов» (цивилизаций) и происходящих в них процессов как замкнутых циклов или повторяющихся волновых движений.
  • Структурный функционализм – интерпретация культурно-исторических процессов как функциональных, решающих какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.
  • Структурализм – описание культурно-исторических объектов с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализ структуры культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии, определяющие новые проблемные области культурно-исторической науки, постмодернизм.

Как написать методы в дипломной работе

Отлично! Теперь мы знаем какие методы существуют. Если повезет, мы даже понимаем, какие методы нам можно использовать в нашей работе.

Стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования:

  • в основу настоящей работы легли положения … методологии,
  • работа основана на положениях … методологии,
  • методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии,
  • в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования – это … и т.д.

Далее стоит указать, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы. Не забывайте об упоминании ученых в хронологическом порядке!

Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:

  • изучение … восходит к …,
  • в … веке … были подробно изучены и описаны …,
  • проблемами … занимались …,
  • огромный вклад в разработку проблемы … внес …/внесла работа/исследование/труд …,
  • большое значение имеют работы …,
  • работы последних лет позволяют говорить о …,
  • опыт истории … показывает, что …,
  • в настоящее время господствующей точкой зрения является …,
  • такой подход характерен для …,
  • начало изучению этого вопроса было положено трудами …, в работах …,
  • заметное место в работах … занимает положение …,
  • в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …,
  • ……. подробно освещено в работах …,
  • связь …показана в … и т.д.

При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:

  • все вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
  • логика, цели и задачи исследования определили структур работы, которая состоит из …;
  • во введении дается общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и ее социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также дается краткий обзор разработанности проблемы;
  • первая глава посвящена …,
  • во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с …, затем …;
  • заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и т.д.

Пример описания методов в дипломной работе

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2.  Наблюдение.
  3.  Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Заключение

Это далеко не все методы, которые могут быть использованы при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определенный метод.

И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи – это работа специалистов. А ваша задача – получить от жизни и молодости все, что можно!

Источник: https://Zaochnik-com.ru/blog/metody-issledovanija-v-diplomnoj-rabote/

Medic-studio
Добавить комментарий