Критические периоды эмбриогенеза.: Фазы в развитии эмбриона и плода: предимплантационный период

Лекция № 4. Тема: «Оплодотворение, периоды развития эмбриона и плода

Критические периоды эмбриогенеза.: Фазы в развитии эмбриона и плода: предимплантационный период

Тема: «Оплодотворение, периоды развития эмбриона и плода. Образование оболочек плаценты, пуповины, околоплодных вод. Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью».

План изложения:

1.Оплодотворение, периоды развития эмбриона и плода.

2.Образование оболочек, плаценты, пуповины, околоплодных вод. Их строение и основные функции.

3.Физиологические изменения в организме женщины в с вязи с беременностью.

4.Влияние вредных факторов внешней среды, лекарственных веществ, курения, алкоголя в различные сроки беременности.

Оплодотворениемназывается процесс слияния зрелых мужской (сперматозоид) и женской (яйцеклетка) половых клеток, в результате чего возникает зигота, несущая генети­ческую информацию, как отца, так и матери.

Оплодотворению предшествуют сложные процессы со­зревания яйцеклетки (оогенез) и сперматозоида (спермато­генез).

Зрелая яйцеклеткасостоит из протоплазмы и ядра. По­верхность ее покрыта блестящей прозрачной оболочкой. По­сле выхода яйцеклетки за пределы фолликула она окружена многорядным эпителием – гранулезными клетками, обра­зующими лучистый венец.

Зрелый сперматозоидсостоит из головки, шейки и хвостика. Головка содержит наиболее важную часть по­ловой клетки – ядро, с которым при оплодотворении вносят­ся в яйцеклетку отцовские наследственные задатки. Хвостик служит для активного передвижения сперматозоидов со ско­ростью 2-3 мм в минуту.

В отличие от сперматозоидов яйцеклетка самостоятель­ной подвижностью не обладает.

Зрелая яйцеклетка выходит из фолликула в брюшную полость в середине менструально­го цикла (овуляция) и попадает в маточную трубу благодаря ее присасывающим перистальтическим движениям и мерцанию ресничек эпителия.

Овуляция и первые 12-24 ч после нее являются наиболее благоприятными для оплодотворе­ния. В последующие дни происходит регресс и гибель яйце­клетки.

При половом сношении во влагалище женщины изверга­ется мужская семенная жидкость (сперма) в количестве 5-6 мл. В 1 мл спермы в среднем содержится 60 и более миллионов сперматозоидов. Во влагалище часть сперматозоидов погибает под действием кислой среды.

Наиболее жизнеспособные из них проникают через шеечный канал в полость матки и через 1,5-2 ч после полового сношения дос­тигают маточных труб, где встречаются с яйцеклеткой. Оплодотворение происходит в ампулярном отделе маточной трубы. С момента слияния половых клеток начинается беременность.

Образуется новый одноклеточный зародыш – зигота, из которого в результате сложного процесса развития за 40 недель беременности формируется человеческий орга­низм. Оплодотворенная яйцеклетка, продвигаясь по трубе, подвергается дроблению и на 6-8-й день достигает полости матки.

К этому моменту зародыш снаружи покрыт слоем особых клеток трофобластом, который обеспечивает питание и имплантацию (внедрение) его в слизистую оболочку матки, носящей во время беременности название децидуалъной.

После завершения имплантации в развитии зародыша начинается ответственный период закладки основных орга­нов и систем – органогенез,а также формирования плацен­ты – плацентация.

Из внутреннего слоя клеток, окружающих зародыш, формиру­ется оболочка, которая называется водной (амнион). Из трофобласта развивается наружная оболочка плодного яйца, кото­рая носит название ворсистой (хорион). Ворсины хориона вна­чале не имеют сосудов.

Постепенно происходит васкуляризация хориона: в его ворсины врастают сосуды зародыша. Это обеспечивает более интенсивный обмен веществ между ним и организмом матери. На П-Ш месяце беременности начинается

атрофия ворсин хориона на одном полюсе плодного яйца, об­ращенном в полость матки.

На противоположной стороне хо­риона, погруженной в слизистую оболочку матки, ворсины разрастаются. Таким образом, хорионделится на гладкий и ветвистый. В начале IV месяца беременности ветвистая часть хориона превращается в плодовую часть плаценты.

Помимо ворсин хориона, составляющих главную массу плаценты, в ее

формировании принимает участие децидуальная оболочка мат­ки (материнская часть плаценты). К 12-14-й неделе беременно­сти завершается период органогенеза плода и плацентации.

К этому времени достаточно хорошо сформирована плацента, заложены все органы и системы плода. Зародыш окружен око­лоплодными водами и тремя оболочками, две из кото­рых являются плодными (амнион и хорион) и одна – материнской(децидуальная).

Плод с плацентой соединяет шнуровидное образование – пуповина, в которой проходят две артерии и одна вена. По артериям течет венозная кровь от плода к пла­центе, по вене к плоду притекает артериальная кровь. Сосуды пуповины окружены специфической тканью – вартоновым студнем.Длина пуповины доношенного плода – 50 см, ширина – 1,5 см.

Имеет место быть центральное, краевое и оболочечное прикрепление пуповины.

После 12-14-й недели беременности начинается плод­ный (фетальный) период внутриутробного развития – фетогенез.До этого времени зародыш называется эмбрионом, после – плодом. Фетальный период продолжается до окончания бере­менности и характеризуется дальнейшим развитием плода.

Плацента.

К концу беременности плацента имеет диаметр 15-18 см, толщину 2-3 см и массу 500-600 г. В плаценте различают две поверхно­сти: внутреннюю, или плодовую, и наружную, или материнскую.

На плодовой поверхности, покрытой водной оболочкой, проходят сосуды, радиально расходящиеся от пуповины. Материнская поверхность состоит из 15-20 от­дельных долек – котиледон.

Оболочки плода (амнион и хо­рион) вместе с плацентой и пуповиной составляю – послед.

Тип плацентации – гемохориальный: ворсины хориона, прикрепляясь к слизистой матки, расплавляют стенки проходящих в ней сосудов. Кровь из маточных сосудов изливается в межворсинчатые пространства, образуя лакуны. Материнская кровь не смешивается с плодовой в лакунах. Плод имеет самостоятельную систему кровообращения.

Функции плаценты:

· дыхательная

· трофическая

· выделительная

· гормональная (синтезирует прогестерон с 3-4 мес, эстрогены, хорионический гонадотропин)

· защитная (барьерная)

Околоплодные воды.

Источники их образования:

· трофобласт

· ворсины хориона

· эпителий амниона

· плазма матери крови

· почки и легкие плода

К 38 нед. Беременности их объем – 1000-1500 мл. В состав входят минеральные соли, глюкоза, мочевина, 17 аминокислот, белки, фосфолипиды, гормоны, иммуноглобулины кл. A, G, D, E, лизоцим, комплемент, ферменты, окситоцин.

Функции околоплодных вод:

· важная роль в обмене веществ плода и метаболизме гормонов

· защитная

· создают условия для свободного развития и движения плода

· обеспечивают гомеостаз плода

· способствуют нормальному течению I периода родов

· диагностика пороков развития плода

Критические периоды развития эмбриона и плода.

I-й – (от 0 до 10 дн.) – нет связи с материнским организмом, эмбрион ил погибает или развивается (принцип «Все или ничего»).

II-й – (от 10 дн. до 12 нед.) – происходит формирование органов и систем, характерно возникновение множественных пороков развития.

III-й – (внутри второго, 3-4 нед.) – начало формирования плаценты и хориона. Нарушение ее развития приводит к плацентарной недостаточности, гибели плода, гипотрофии плода.

IV-й – (12-16 нед.) – формируются наружные половые органы. Введение эстрогенов может привести к дисплазии эпителия матки и влагалища во взрослом состоянии.

V-й – (18-22 нед.) – завершение формирования нервной системы.

Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью.

I.Сердечно-сосудистые система:

· минутный объем сердца (МОС) увеличивается и достигает MAX к 32-39 нед. (повышается на 25-45%)

· ОЦК возрастает к 26-32 нед. на 30-50 % . ЦВД увеличивается до 8 см/ водн. ст. в III триместре.

· ЧСС увеличивается до 84-90 уд/мин.

· АД в I половине беременности имеет тенденцию к снижению, а во II половине беременности – к повышению.

· Увеличение объемов левого предсердия и желудочка как в систолу, так и в диастолу приводит к дилатации этих отделов сердца, может возникнуть систолический шум на верхушке, на легочной артерии.

· за счет изменений в гемодинамике и эндокринной системе могут возникать аритмии и экстрасистолии.

II.Гематологические показатели:

HB –110-130 г/л

Er –3,7-5,0 * 10 12/л

L – 10,2-10,4 * 109/л; н – 66-69%,

б –0,1-0,2%, э – 1,5-1,7%, л – 25-28%,

М –3,9-4,5 %,

СОЭ –24-52 мм/час

Na+ – 139-137-134 ммоль/л

K+ – 4,9-4,8-4,0 ммоль/л

Общий белок –66-64-62 г/л

Fe 3+– 21-14,6-10,6 мкмоль/л

Суточ. потреб. Fe во II триместре- 3-4 мг/сут,в III триместре – 6, 5 мг/ сутки.

III.Дыхательная система:

· мин. объем дыхания возрастает в 1,3-1,4 раза

· потребление O2 к концу беременности увеличивается до 30-40%

· наблюдается учащенное дыхание.

IV.Мочевыводящая система:

· почечный кровоток увеличивается на 10%

· гломерулярная фильтрация повышается

· отличается тенденция к протеинурии и глукозурии

· снижение урокинетика, что предрасполагает к воспалительным процессам мочевых путей

· В норме беременная выделяет 1200-1600 мл мочи в сутки, днем 950-1200мл, остальное – ночью.

V. Пищеварительная система:

· тошнота, рвота, гиперсаливация

· извращение вкусовых ощущений

· повышение аппетита

· уменьшается желудочная секреция

· гипотония кишечника

· запоры, геморрой

· незначительное увеличение размеров печени, уменьшается антитоксическая функция печени.

VI. Обмен веществ:

Водно-электролитный обмен: задержка и повышенное содержание внутрисосудистой и межклеточной жидкости, возрастает потребность в усвоении фосфора, кальция, железа.

Белковый обмен: положительный азотистый баланс.

Углеводный обмен: повышение глюкозы в крови. Во время беременности проявляются, скрыто протекающие формы сахарного диабета.

липидный обмен: преобладание липолитических процессов над липогенезом. В крови увеличивается содержание липидов. Происходит усиленное отложение жира в подкожной клетчатке, молочных железах, нижней части живота, бедрах, ягодицах. Во время беременности отмечается повышенная потребность в витаминах (A,B,D,C,E,K,PP)/

Источник: https://studopedia.su/10_99008_lektsiya--.html

Критические периоды развития эмбриогенеза

Критические периоды эмбриогенеза.: Фазы в развитии эмбриона и плода: предимплантационный период

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №7»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №7»)

Проект

По дисциплине «Биология»

«Тератогенное воздействие инфекций в эмбриогенезе»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Работу выполнила   

Аникина Ксения Сергеевна

1курс, группа З-12С

                   Руководитель  

Пономарева Татьяна Вячеславовна

2018

Москва

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Эмбриогенез……………………………………………..4

1.1 Постэмбриональное развитие…………………………………..

1.2   Критические периоды развития эмбриогенеза человека……..

ГЛАВА 2  Тератогенез

2.1 Примеры инфекционных заболеваний

2.2 Влияние краснухи на эмбриогенез

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

По статистике 15-20% от общего числа беременностей составляют самопроизвольные аборты, 3-5% новорожденных имеют пороки развития и у 15% детей пороки удается выявить лишь в возрасте 5-10 лет.

Заболевания, перенесенные матерью, сильно отражаются на дальнейшем развитии плода. Вследствие, чаще всего развиваются патологии, которые не всегда удается устранить хирургическим и операционным вмешательством. Ужасные последствия могут быть при инфекционных и не инфекционных факторах, которые в конечном итоге пагубно влияют на развитие.

Большое влияние на развитие зародыша так же  оказывает среда, в которой формируется будущий организм. Разнообразные химические вещества (никотин, алкоголь, ядохимикаты и др.), а также физические факторы (ионизирующие излучения, температура, свет и др.) могут нарушать нормальный ход эмбриогенеза и приводить к формированию различных уродств или гибели зародыша.

Не редко беременные женщины сталкиваются в быту и повседневной жизни с инфекциями и факторами, которые влияют на плод. Огородиться от них или тем более избавиться от всех сразу в наше время практически не реально. Единственная возможность огородиться от возможных инфекций – это тщательно следить, как за своим здоровьем, так и здоровьем будущего ребенка.

Даже самые банальные лекарства при головной или любой другой боли, могут очень негативно отразиться на плоде, если заранее не ознакомиться с противопоказаниями, указанными на аннотации к данному препарату. 

В данной проектной работе главной задачей стоит рассмотреть влияние инфекционных тератогенных заболеваний на развитие плода и их последствия.

Какие болезни опасны во время беременности? Какие последствия бывают после болезней?

Глава 1

Эмбриогенез

Эмбриогенез – это физический процесс, в ходе которого происходит образование и развитие эмбриона; начальная стадия онтогенеза живых существ.

Эмбриология (древнегреч. эмбриональное (внутриутробное)) развитие человека длится 266 – 288 дней. В течение этого времени из одной исходной клетки образуется более 200 миллионов клеток, а размеры эмбриона увеличиваются от  микроскопического до полуметрового.

По сравнению с эмбрионом плод имеет более узнаваемые внешние признаки и более полный набор развивающихся органов.

Весь процесс эмбриогенеза включает скоординированные пространственные и временные изменения экспрессии генов, роста клеток и клеточной дифференцировки.

Эмбриональный период, или эмбриогенез, начинается с момента оплодотворения и включает процессы дробления, гаструляции, гисто – и органогенеза. Заканчивается эмбриональный период рождением или выходом образовавшегося организма из яйцевых или зародышевых оболочек.

Основные стадии эмбриогенеза:

1. Оплодотворение – процесс соединения двух гамет, в результате которого образуется оплодотворенное яйцо, или зигота, – начальная стадия развития нового организма.

2. Дробление – процесс частых последовательных митотических делений зиготы, в результате которых образуется первая стадия многоклеточного зародыша – бластула (греч. Blastos – росток, зародыш). В процессе деления объем зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток с каждым делением становятся все мельче.

3. Гаструляция – процесс образования двух- или трехслойного зародыша, основу которого составляют перемещения эмбриональных клеток. Образующийся в процессе гаструляции слои клеток называют гаструлой (греч. Gaster – желудок)

4. Гистогенез, органогенез, системогенез – в ходе дифференцировки зародышевых листков образуются зачатки тканей, формирующие органы и системы организма человека.

В начальном периоде имеется зигота – 1 клетка зародыша, в ней определяются отдельные участки цитоплазмы, происходит синтез ДНК, белков. Постепенно происходит нарушение соотношения ядра и цитоплазмы, в результате происходит дробление.

Дробление выполняет функции:

1. Образуется достаточное количество клеток, необходимых для формирования тканей и органов

2. Определяется план зародыша – спинно – брюшная ось

3. Нормализуются ядерно – цитоплазматические отношения

Созревание яйцеклетки и ее оплодотворение происходит в маточных трубках. Яйцеклетка человека не может самостоятельно передвигаться. Она имеет диаметр до 130 мкм, окружена прозрачной блестящей оболочкой и слоем фолликулярных клеток. В яйцеклетке большое количество РНК, хорошо развита эндоплазматическая сеть.

Оплодотворение у человека внутреннее, моноспермное. Оно происходит в ампулярной части маточной трубы. Яйцеклетка окружается многочисленными спермиями, которые биением своих жгутиков заставляют вращаться яйцеклетку.

Происходит капацитация – активация спермиев под влиянием слизистого секрета железистых клеток яйцевода и акросомальная реакция выделение гиалуронидазы и трипсина из акросомы спермия. Они расщепляют блестящую оболочку и контакты между фолликулярными клетками, и спермий проникает в яйцеклетку.

Сближаются ядра – пронуклеусы яйцеклетки и спермия, образуется синкарион. Далее пронуклеусы сливаются, и формируется зигота – новый одноклеточный организм, в который объединены материнская и отцовская наследственность.

Пол ребенка определяется комбинацией половых хромосом в зиготе и зависит от половых хромосом отца. Аномальный кариотип приводит к патологии развития.

В результате многочисленных теоретических и клинических исследований было установлено, что изменения состояния матери во время беременности сильно влияют на развития плода.

По сравнению с эмбрионом плод имеет более узнаваемые внешние признаки и более полный набор развивающихся органов.

Весь процесс эмбриогенеза включает скоординированные пространственные и временные изменения экспрессии генов, роста клеток и клеточной дифференцировки.

Согласно мнению большинства ученых, система мать – плод является совокупностью двух самостоятельных организмов, объединенных общей целью обеспечения правильного физиологического развития плода. Основным звеном, связывающим плод с матерью, является плацента.

Плацента – это орган, имеющий как материнское, так и плодовое происхождение, но не имеет значения самостоятельной системы.

И мать, и плод на определенной стадии развития могут существовать независимо от плаценты, однако плацента не может существовать вне системы мать – плод.

1.1

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональный период начинается с момента выхода организма из яйцевых оболочек, а при внутриутробном развитии зародыша – с момента рождения.

Постэмбриональный период, в зависимости от способности к размножению, подразделяют на дорепродуктивный (ювенильный), репродуктивный (состояние зрелости) и пострепродуктивный периоды.

Ювенильный период охватывает время существования человека от рождения до наступления половой зрелости. В этот период продолжаются рост и развитие организма в условиях прямого воздействия окружающей среды.

Репродуктивный период характеризуется функционированием организма как устойчивой системы, способной поддерживать постоянство своего внутреннего состава в изменяющихся условиях внешней среды. Полного развития достигают вторичные половые признаки: различия в размерах и пропорциях тела и т.п. В репродуктивном периоде осуществляется важнейшая функция организма – размножение.

Пострепродуктивный период наступает после окончания репродуктивного периода и завершается старением и смертью организма. Старение неизбежно приводит к прекращению жизнедеятельности организма – его смерти.

Развитие человеческого эмбриона делится на три периода:

1. Начальный – 1-я неделя развития;

2. Зародышевый – 2 – 11-я неделя развития;

3. Плодный (фетальный (от лат. Fetus – плод)) – с 12-й недели развития до рождения ребенка.

Плодный период развития человека начинается с 12-й недели и характеризуется значительными изменениями в органах и системах плода, а так же в его внезародышевых органах и в организме матери.

В эмбриональном периоде происходит гаструляция, бластуляция, нейруляция. В плодный период создается плод под защитой плодных оболочек.

1.2

Критические периоды развития эмбриогенеза

Изучение эмбрионального развития человека привело к формированию представления о критических периодах развития. Этим термином обозначаются периоды, когда зародыш наиболее чувствителен к повреждающему воздействию разнообразных факторов. Критические, потому что в эти периоды возникновение какой – либо патологии очень высока.

Бластогенез. Первый критический период.

На первых двух неделях, в периоде бластогенеза, патологические факторы влияют на плод или приводя к гибели, или дальнейшему развитию зародыша.

Морфологические нарушения, возникающие на этом сроке, называются бластопатиями. Поврежденный или сформированный плод подвергается элиминации путем спонтанного аборта.

Эмбриональный, второй критический период.

Во втором критическом периоде, который продолжается до 70 дня после момента зачатия, происходит формирование внутренних органов зародыша. В это время возникновение неблагоприятных факторов вызывает возникновение пороков.

Фетальный, третий критический период.

Третий критический период наступает с 12 недели после момента зачатия, вплоть до рождения ребенка. В данный период происходит образование внутренних органов, тканей, а так же быстрый рост плода. Пороки, образованные в данном периоде, возникают лишь в тех органах, формирование которых еще не завершено, например ткани головного мозга, зубов, языка, гениталий.

У новорожденных и детей раннего возраста полость рта имеет небольшие размеры. Она располагается относительно ближе к глазнице.

Нарушение эмбриогенеза ротовой полости приводит к возникновению следующих пороков развития:

1. Расщелины верхней губы. Расщелины могут быть срединные и боковые: односторонние, двусторонние.

2. Расщелины твердого нёба. Расщелины могут быть несквозные и сквозные, т.е. проникающие в преддверии рта.

3. Расщелины лица. Расщелины могут быть поперечные (макростомия) – дефект распространяется от угла рта на область щеки, срединные – дефект распространяется вертикально по срединной линии или нижней губы, косые (колобома) – дефект идет через верхнюю губу, щеку к глазу.

4. Атрезия рта

5. Дермоидные кисты рта

На первом месте среди специальных аппаратов в полости рта стоят зубы. Зубы расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и нижней челюсти.

Пороки развития зубов встречаются редко. К ним относится неправильное расположение зубов в челюсти:

1. Зубы находятся на твердом нёбе

2. Нахождение зубов на губной поверхности десны

Язык принимает участие в акте жевания, артикуляции речи и является органом вкуса. У новорожденных он относительно короткий и широкий.

Пороки развития языка крайне редки. К ним относятся:

1. Увеличение или недоразвитие части языка

2. Отсутствие языка

3. Частично или полностью незаращенный эмбриональный щитовидно – язычной проток. Проявляется в виде срединной кисты, или свища шеи.

Наиболее уязвимым плод считается в первом и втором периоде, когда он только начинает развиваться в утробе матери.

Источник: https://studopedia.net/6_54355_kriticheskie-periodi-razvitiya-embriogeneza.html

Эмбриогенез – характеристика основных стадий и периодов

Критические периоды эмбриогенеза.: Фазы в развитии эмбриона и плода: предимплантационный период

Процедура эмбриогенеза начинается с оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом. Оплодотворенная единица образовывает зиготу — первый диплоидный элемент нового организма. Клетка с полным набором хромосом начинает быстрое деление в благоприятной среде и перемещается по трубам внутрь матки, где закрепляется.

Процесс дробления ведет к формированию многоклеточного эмбриона. Зародыш сначала является однослойным, затем становится двухслойным, а третий этап последовательности преобразовывает его в трехслойный в результате дифференциации клеток. Оплодотворенная клетка может впадать в спячку и приостанавливать развитие, если нет благоприятных условий для развития.

У млекопитающих понятие эмбриогенеза включает ранние периоды внутриутробного созревания до окончания образования тканей (гистогенез), развития органов, частей тела (органогенез) и созревания плаценты. Последние этапы внутриутробного развития протекают в условиях уже созданных структур и носят наименование фетального развития. Зародыш в этой стадии называется плодом.

Оплодотворение яйцеклетки

Материнское яйцо отличается продольной асимметрией. В нем различается анимальный полюс с ядром и вегетальная точка, где впоследствии формируются элементы эндотермы.

Визуальная ось яйцеклетки изначально задает направление дифференцировки на внутренние и наружные эмбриональные листки. Асимметрия клетки проявляется в поперечном и продольном направлении, т. к.

содержит тельца и скопления белков, определяющих верх и низ, право и лево.

Градиенты белковой концентрации по линиям яйцеклетки имеют значение в первом периоде эмбриогенеза. С их помощью происходит бластуляционный переход, проявляются эмбриональные гены. Яйцеклетка защищается многослойными оболочками. Первая из них носит название желточной капсулы, она непосредственно соприкасается с клеточной мембраной.

Оплодотворение (фертилизация) означает слияние мужской и женской гаметы. У млекопитающих в процессе зачатия яйцеклетка объединяется со сперматозоидом, в результате формируется оплодотворенная зигота.

Дробление зиготы

Оплодотворенная яйцеклетка многократно делится в ранние периоды формирования эмбриона. Общий размер зародыша не увеличивается. Это происходит потому, что каждая новая клетка во столько же раз меньше исходной, сколько образовалось новых элементов к этому времени. Получается морула — кластер из маленьких зародышевых частичек.

Функции дробления:

  • получение достаточного числа клеток для формирования органов и систем;
  • передел цитоплазмы и желтка между первоначальными клетками, при этом первая и вторая линии межевания проходят по меридиану, а третья располагается вдоль экватора;
  • определение передне-задней оси и спинно-брюшной;
  • нормализация соотношения ядер и плазмы при сохранении массы и объема.

На стадии, когда есть 8—16 новых клеток, кластер начинает увеличиваться за счет расширения пространства между элементами. Затем следует резкое уменьшение размеров шара ввиду сокращения межклеточного расстояния.

Различают следующие виды дробления, в зависимости от объема желтка в яйце:

  • Голобластическое. Полное деление происходит у тех млекопитающих, яйцеклетки которых включают небольшое количество желтка. Сюда относятся люди и приматы, т. к. зародыш вскоре получает питание от материнского организма.
  • Меробластическое. Неполное членение характерно для многожелтковых эмбрионов, например, птиц или пресмыкающихся. Дробление происходит медленно на вегетальном или анимальном полюсе.

При этом формируются прочные связи между элементами для последующего обмена сигналами. Во время расширения и сужения кластера дробление зиготы останавливается и вновь начинается после окончания уплотнения зародыша. Дифференцированные в процессе дробления клетки называются бластомеры, они становятся предшественниками будущего бластоцита или бластулы.

Образование бластул

С окончанием деления зиготы начинается стадия развития зародыша или фаза среднебластуляционного перехода. Этап включает транскрипцию генов зиготы и перенос информации с ДНК на РНК.

Спаянные клетки реорганизуются, формируется внутренняя клеточная масса и внешний слой, который называется трофобласт. Наружная капсула не влияет на становление тканей, но защищает зародыш от окружающей среды.

Клеточная масса является производной для образования эмбриона.

Между повторными делениями клетки не растут в размерах, но происходит синтез ДНК. Все необходимые материалы для воспроизводства и требуемые ферменты накапливаются в процедуре овогенеза (развития материнской половой клетки). Митотический цикл непрямого членения клетки становится короче и промежуток между делениями уменьшается, по сравнению с соматическими клетками.

Вначале бластомеры располагаются близко друг к другу, образуя морулу, затем между ними появляются полости, наполненные жидкостью — бластоцели.

Стенка бластодерма появляется путем передвижения клеток к наружной оболочке. На стадии бластулы объем зародыша не становится больше первоначальной оплодотворенной клетки.

Итогом дробления является видоизменение зиготы по принципу односменного зародыша.

Процесс гаструляции

Сущность этого этапа эмбриогенеза заключается в воспроизводстве многослойного зародыша со статусом гаструлы. У примитивных или одноклеточных представителей бластодерма преобразовывается в наружную эктодерму — зародышевый листок.

Подобный внутренний элемент называется энтодермой. Появление двух зародышевых листков относится к показателям гаструляции.

У позвоночных во время процесса появляется третий листок, называемый мезодермой, он располагается между двумя первыми.

В течение гаструляции выделяются периоды:

  • формирование энто- и эктодермы в виде двухслойной бластулы;
  • появление мезодермы в форме трехслойного зародыша.

У позвоночных развитие ускоряется в результате развития среднего листка. У примитивных организмов появление хордомезодерма отмечается только на последующем этапе органогенеза. Изменение времени развития органов у потомков, в отличие от предковых видов, называется гетерохронией. Наблюдается смещение периода закладки основных органов.

Варианты гаструляции:

  • Инвагинация обозначает выпячивание области бластодермы пластом внутрь. Возможна только в яйцеклетках со средним или малым объемом желтка.
  • Эпиболия характеризуется покрытием анимального полюса крупных клеток мелкими элементами, которые отстают в быстроте дробления или малоподвижны.
  • Деноминация является расслоением элементов бластодермы на разные слои. Наблюдается у зародышей с частичным делением, например, птиц, млекопитающих, ведущих кладку яиц.
  • Иммиграция определяет перемещение клеток или их групп, не скомпонованных в едином пласте. Является свойственной всем типам млекопитающих, наиболее характерна для гаструляции высших представителей.

В процессе перемещения клеток изменяется структура зародыша, который из бластулы преобразовывается в гаструлу. Важным фактором является дифференцировка, во время которой осуществляется переход к активному применению информации материнского и отцовского генома. Различный состав клеточной цитоплазмы становится регулятором генетической инициативы.

Период органогенеза

Органогенез является последней стадией основного развития зародыша. Характеристика стадий эмбриогенеза будет неполной без этого этапа. Процессы отличаются сложными и многообразными морфологическими изменениями.

В органогенезе выделяют этапы:

  • нейруляции;
  • гистогенеза;
  • становления органов.

На первом этапе формируется нейрула, содержащая три зародышевых листка, при этом третий из них разделяется на парные сомиты, состоящие из сегментов, и осевые органы. Клетки целки, хорды и нервной трубки оказывают взаимное влияние, и такая связь называется эмбриональной индукцией.

Во время гистогенеза появляются тканевые клетки тела. Эпидермис с железами и нервная ткань формируется из эктодермы, впоследствии возникает рефлекторная система, кожа и органы чувств. Энтодерма служит для образования эпителия, из которого развиваются капилляры, легкие, слизистые оболочки, железы (исключаются кожные и половые).

Совокупность процессов ведет к воспроизводству и восстановлению тканей. Похожие ткани могут отличаться происхождением. Например, кожный эпителий растет из эктодермы, а эпителий кишечника развивается из энтодермы.

Развитие у человека

Вначале проходят морфологические процессы оплодотворения, дробления и начала имплантации. Эмбриональный период содержит стадии гаструляции, образования бластул, нейруляции. Предплодный этап включает активный органогенез, закладку органов. Во время плодной фазы формируется плод под защитной капсулой.

Этапы различаются по времени:

  • начальный занимает 1 неделю до времени крепления зародыша в слизистом маточном слое;
  • эмбриональный длится 8 недель;
  • предплодный — от 9 до 12 недель;
  • плодный проходит в оставшиеся 13 недель.

Во время эмбрионального этапа происходит окончание имплантации и формирование диска зародыша, формируется первичная линия и прехордальная полоса. Образовываются амниотический и зародышевый пузырек.

Этап характеризуется продолжением гаструляции, образованием листков, хорды, нервной трубки и гребня.

Происходит начальная стадия закладки кровеносной системы, сердца, формируется предпочка, отделяется первичная кишка.

В предплодном периоде зародыш приподнимается в пространстве амниона, закладывается желудок, печень, эндокринные органы, поджелудочная железа.

На 5-й неделе развиваются дыхательные органы, легочные доли, окончательно формируются почки, прямая кишка, урогенитальная система. Образовываются пальцы кисти, уши, глазные яблоки, развиваются грудные железы.

До восьмой недели формируются конечности, разрывается мембрана клоаки, увеличивается в размерах голова.

В плодный этап заканчивается образование плаценты, в первые дни возникает ворсистый и гладкий хорион. Плод значительно увеличивается в объеме и массе. Формируется взаимное действие через систему между плодом и матерью, завершается формирование кровообращения.

Критические этапы

В некоторые промежутки времени отмечаются специфические и общие характеристики, которые соответствуют ответу зародыша на патогенное влияние, такие этапы называются критическими периодами эмбриогенеза.

Первый определяется по времени до 8 дней и начинается с момента оплодотворения до закрепления в децидуальном слое слизистой матки. Отсутствует связь с организмом матери, характерно аутропное питание за счет внутриклеточных веществ и жидкого секрета. В неблагоприятных условиях готовая морула может погибнуть.

Второй критический этап занимает в таблице 1—8 недель. Формирование разнообразных органов вызывает возникновение дефектов развития. Могут появиться пороки нервной системы, глаз, слуха. Повреждающие факторы вызывают торможение развития, дистрофию органов.

Критический период под номером 3 соответствует 3—8 неделе. В это время формируется хорион и плацента. Под действием неблагоприятной обстановки нарушается становление аллантоиса, могут погибнуть важные сосуды. Период характеризуется риском остановки васкуляризации и появлением первичной недостаточности плаценты.

Четвертый опасный промежуток длится с 12 до 14 недель и относится к периоду фетального становления. В это время существует риск неправильного формирования наружных половых органов у девочек и образования ложного гермафродитизма у мальчиков.

Последний критический этап приходится на 18—22 неделю, когда у плода завершается образование нервной и рефлекторной системы, активизируется биоэлектрическая динамичность мозга, реформируется гемопоэз, продуцируются определенные виды гормонов. Неблагоприятные факторы ведут к нарушению важных процессов.

Источник: https://nauka.club/biologiya/embriogenez.html

Критические периоды развития эмбриона и плода

Критические периоды эмбриогенеза.: Фазы в развитии эмбриона и плода: предимплантационный период

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

И РАЗВИТИЕ ПЛОДНОГО ЯЙЦА

ОНТОГЕНЕЗ

Вопросы

1. Оплодотворение и развитие плодного яйца

2. Онтогенез

3. Критические периоды развития эмбриона и плода

Оплодотворение и развитие плодного яйца

После овуляции яйцеклетка попадает сначала в брюшную полость; а затем в маточную трубу, где и может произойти ее оплодотворение, для того чтобы это случилось, сперматозоиду необходимо проникнуть внутрь женской половой клетки, а это своего рода крепость. Чтобы взять ее, нужно разрушить оболочку яйцеклетки.

Орудия сперматозоида – ферменты, расщепляющие вещества, из которых она построена, один сперматозоид с ней не справиться. Ее могут выполнить по меньшей мере четыре мужские половые клетки.

Однако в полученную брешь проникает все же только одна из них, затем в оболочке яйцеклетки происходят сложные физико-химические изменения, и она становится неприступной для других сперматозоидов.

После оплодотворения в клетке сначала находятся два ядра – яйцеклетки и сперматозоида, но, двигаясь навстречу друг другу, они наконец сливаются: образуется одноклеточный зародыш – зигота с нормальным для человека кариотипом из 46 хромосом.

Онтогенез

С момента оплодотворения яйцеклетки начинается первый из трех периодов внутриутробного развития человека: этот период называют бластогенезом (греч. blastоs – росток, зародыш). Он длится 15 суток.

https://www.youtube.com/watch?v=j31hyT_MCzA

Подгоняемый бахромками, которыми изнутри покрыта маточная труба, увлекаемый током жидкости в ней, зародыш медленно приближается к матке. Через 30 часов после оплодотворения совершается первое деление (дробление) зиготы. Затем происходит по одному делению в сутки.

К 4-м суткам, когда зародыш достигает матки, он представляет собой комочек из 8-12 клеток. Следующие 3 суток зародыш плавает в жидкости, омывающей слизистую оболочку матки.

Здесь клетки дробятся быстрее, и к середине 6-х суток зародыш состоит уже из более чем из сотни клеток. На этой стадии его называют морулой. На ее поверхности клетки делятся быстрее и выглядят более светлыми. Они образуют оболочку – трофобласт.

Более темные крупные клетки, расположенные под светлыми, формируют зародышевый узелок -эмбриобласт.

К тему моменту, когда зародыш попадает в матку, она уже подготовлена к его приему. под влиянием гормона желтого тела прогестерона ее слизистая оболочка утолщается в 3-4 раза, набухает, становится рыхлей. В ней развивается много дополнительных кровеносных сосудов, разрастаются железы.

К 7-м суткам после оплодотворения зародыш снова меняет свою структуру. Теперь это уже не гроздь клеток, а пузырек бластоциста. Трофобласт образует его поверхность, а эмбриобласт смещается из центра полости пузырька в сторону. Зародыш готов к внедрению в слизистую оболочку матки – к имплантации.

Его поверхностные клетки начинают выделять ферменты, которые разрушают ее. На трофобласте возникают выросты, они быстро. увеличиваются и прорастают в ткани матки. Разрушаются кровеносные сосуды, и зародыш погружается в излившуюся кровь.

Теперь это та среда, из которой он будет черпать питательные вещества и кислород до тех пор, пока не сформируется плацента. На имплантацию зародышу требуется 40 часов.

В следующие несколько дней в зародыше образуются два пузырька – желточный и амниотический (из него в дальнейшем разовьется плодный пузырь). В месте их соприкосновения возникает двухслойный зародышевый щиток.

«Крыша» желточного пузырька – нижний его слой (эндодерма), а «дно» амниотического – верхний (эктодерма). К концу 2-й недели задняя часть эмбриона утолщается – в ней начинают закладываться осевые органы.

В этот период питание зародыша – автономное, за счет желточного мешка – желточный тип.

С 16-го дня начинается второй, или собственно эмбриональный' период внутриутробного развития ребенка, который заканчивается к 13-й неделе. Изменения в зародыше нарастают лавинообразно, но следуя четкому плану, вот краткая хронология событий.

В течение 3-й недели между экто- и эндодермой образуется еще один слой – мезодерма. Эти три зародышевых листка-е-эктодерма, мезодерма и эндодерма – в дальнейшем дадут начало эмбриональным зачаткам, из которых разовьются все ткани и органы ребенка.

К концу недели в эктодерме видна нервная трубка, а ниже, в мезодерме – спинная струна. Одновременна закладывается сердечная трубка, формируется стебелек – тяж (аллантоис), соединяющий зародыш с ворсинками хориона – зародышевой оболочки, образовавшейся из трофобласта.

Через аллантоис (брюшной стебелек) проходят пупочные сосуды – эта аллантоисное питание.

На 4-й неделе закладываются многие органы и ткани зародыша: первичная кишка, зачатки почек, костей и хрящей осевого скелета, поперечно-полосатой мускулатуры и кожных покровов, шеи, глаз, щитовидной, железы, глотки, печени. Усложняется строение сердца и нервной трубки, особенно ее передней части- будущего головного мозга.

На 5-й неделе длина зародыша составляет 7,5 мм. В возрасте 31-32 суток появляются зачатки рук, подобные плавникам. Закладывается поперечная перегородка сердца. В это. время с помощью ультразвукового исследования можно. ясно видеть сокращения сердца.

Это означает, что у зародыша уже есть система кровообращения. Развиваются органы зрения и слуха, формируются органы обоняния, зачатки языка, легких, поджелудочной железы. Почечные канальца достигают клоаки, а зачатки мочеточников задней почки.

Возникают половые бугорки.

6-я неделя знаменуется началом кровообращения в печени.

К 40-му дню появляются зачатки ног.

В течение 7-й недели закладываются веки, пальцы рук, а потом и ног. Заканчивается образование межжелудочковой перегородки сердца. Отчетлива выражены семенники и яичники.

В конце 8-й недели у эмбриона длиной 3″:3,5 см уже отчетлива видны голова, туловище, зачатки конечностей, глаз, носа и рта. По микроскопическому строению половой железы можно определить, кто родится – мальчик' или девочка. Зародыш находится в амниотическом пузыре, наполненном околоплодными водами.

На 3-м месяце у зародыша хорошо различима кора больших полушарий головного мозга. К 12-й неделе формируется кроветворение в костном мозге, в крови появляются лейкоциты, а к концу этой недели – и гемоглобин, как у взрослого человека, происходит становление групповых систем крови.

С 13-й недели начинается третий, или фетальный (плодный), период внутриутробного развития ребенка.

К этому времени завершается период органогенеза плода и образование плаценты..

Зародыш окружен околоплодными водами и тремя плацентарными оболочками, две из которых являются плодовыми (амнион и хорион) и одна – материнская – децидуальная из функционального слоя слизистой матки.

Плод с плацентой соединяет шнуровидное образование – пуповина, в которой проходят две артерии и одна вена. Сосуды окружены специфической тканью – Вартоновым студнем. Питание становится плацентарным.

Околоплодные воды являются сложной биологически активной средой, участвующей в обмене между матерью и плодом.

В водах содержится белок, гормоны, ферменты, макро- и микроэлементы, углеводы и другие вещества. К концу беременности околоплодных вод 1-1,5 л. Многие вещества, находящиеся в околоплодных водах, могут воздействовать на плод.

С 14-й недели плод уже двигается, но мать этих движений пока не замечает.

В 16 недель масса плода составляет примерно 120 г, а его длина-16 см.

Личико у него почти сформировано, кожа тонкая, но подкожножировой клетчатки еще нет. Поскольку в этот период интенсивно развивается мышечная система, двигательная активность плода нарастает. Отмечаются слабые дыхательные движения.

Установлено также, что плод в возрасте 16,5 недели, если дотрагиваться до его губ, открывает и закрывает рот, у 18-недельного плода в ответ на раздражение языка наблюдаются начальные сосательные движения. В течение 21-24-й недель сосательная реакция полностью формируется. Шевеление ребенка женщина впервые чувствует между 16-й и 20-й неделями.

К концу 5-го месяца можно насчитать уже до 2000 движений плода в сутки. Его длина в это время достигает 25 см, а масса – 300 г. Врач уже может прослушать биение сердца ребенка.

Кожа плода, начиная с головы и лица, покрывается тончайшими волосками (пушком). В кишечнике формируется меконий (первородный кал). Начинается образование подкожно-жировой клетчатки.

В конце 24-й недели длина плода уже около 30 см, а его масса – приблизительно 700 г. Внутренние органы его сформированы настолько, что в случае преждевременных родов такой ребенок может жить и развиваться в специальных условиях,

В конце 28-й недели беременности длина плода достигает 35 см, а масса – 1000 г. Все его тело покрыто пушком, хрящи ушных раковин очень мягкие, ногти не достигают кончиков пальцев.

Кожа плода начинает покрываться специальной родовой смазкой, защищающей ее от размокания (мацерации) и облегчающей прохождение плода по родовым путям.

Он становится очень активен, и мать ощущает его движения постоянно, так как он пока свободно перемещается в плодном пузыре. Положение ребенка еще неустойчиво, голова обычно направлена вверх.

К концу 32-й недели плод имеет длину около 40 см, а массу – 1600 г, в возрасте 38 недель – около 45 см и 2500 г.

К 40-й неделе плод вполне готов к существованию вне материнского организма. Длина его тела в среднем 50-51 см, масса – 3200-3400г. Теперь ребенок, как правило располагается головкой вниз. Положение его становится устойчивым, так как из-за больших размеров тела он не может свободно перемещаться в чреве матери.

Критические периоды развития эмбриона и плода

Внутриутробное развитие, начиная с оплодотворения, длится 266 дней (или 280 дней с l-го дня последней менструации) и имеет два периода – эмбриональный и фетальный,

1. Эмбриональный период

1) Продолжается три недели. Характеризуется трансформацией яйцеклетки в маленький эмбрион, который внедряется в слизистую оболочку матки.

2) Продолжается до 10-й недели беременности. Происходит дробление зародышевых клеток, их миграция и дифференцировка в различные специфические органы. В конце 8-й недели основные органные структуры дифференцированы, но функциональное развитие органов не завершено – в этот период могут возникнуть грубые пороки.

2. Фетальный период

С 10 недель беременности до родов преобладают процессы роста. Самые важные моменты этого периода: формирование нёба, дифференцировка наружных половых органов и гистогенез ЦНС.

В фетальном периоде вредные факторы не вызывают формирования морфологических пороков, но могут послужить причиной различного рода нарушений поведенческих реакций или нарушений умственного развития в постнатальном периоде.

Под критическими периодами развития понимают моменты развития, которые характеризуются замедлением процесс а роста структур и снижением до минимальных значений избыточной информации в биологических системах, приводящих к образованию нового качества. Знание критических периодов развития является основой для понимания действия среды на онтогенез и патогенез эмбриопатий, фетопатий, включая наследственные заболевания и пороки развития.

Выделяют следующие критические периоды развития:

1. для всего организма – вредные факторы могут привести к гибели зародыша. Так, по данным ВОЗ, в ходе нормальной беременности гибнет 300 плодов из 1000 беременностей.

2. Частные критические периоды – существуют в онтогенезе каждого органа, связанно с неодновременной закладкой и темпом дифференцировки органов и систем.

3. Критические периоды развития клетки как биологической системы. Имеются данные о критических периодах развития отдельных клеточных органелл.

l-й критический период от 0 до 10 дней – нет связи с материнским организмом, эмбрион или погибает, или развивается (принцип «все или ничего»).

2-й критический период от 10 дней до 12 недель происходит формирование органов и систем, характерно возникновение множественных пороков развития. Значение имеет длительность воздействия неблагоприятного фактора.

3-й критический период (внутри 2-го) 3-4 недели – начало формирования плаценты и хориона. Нарушение ее развития при- водит к плацентарной недостаточности и как следствие – к гибели эмбриона или развитию гипотрофии плода.

4-й критический период 12-16 недель, формируются наружные половые органы. Введение эстрогенов может привести к дисплазии эпителия матки и влагалища во взрослом состоянии.

5-й критический период 18–22 недели. завершение формирования нервной системы.

Факторы, влияющие на развитие плода, делятся на экзогенные и эндогенные:

• физические (температура, газовый состав воздуха, ионизирующая радиация и др.);

• химические (вещества, применяемые в промышленности, в быту, проходящие через плацентарный барьер, лекарственные вещества, наркотические препараты, избыток витаминов А, D, С, алкоголь, никотин и т.д.);

• алиментарные (неполноценное питание в 3-4 раза увеличивает пороки развития плода);

• хроническое кислородное голодание (хроническая гипоксия приводит к гипотрофии);

• гестозы беременности;

• экстрагенитальная патология (инфекционная патология, вирусная инфекция, перенесенная беременной).

Ионизирующее излучение: малые дозы излучения приводят к нарушению обмена, наследственным болезням (увеличивается число пороков, рак щитовидной железы и др.).

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 3271 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/12-22777.html

Критические периоды эмбриогенеза

Критические периоды эмбриогенеза.: Фазы в развитии эмбриона и плода: предимплантационный период

Критические периоды наблюдаются на стадиях онтогенеза, характеризующихся наибольшей скоростью развития организма, когда он становится более чувствительным к вредным воздействиям. Внешние и внутренние факторы, к которым особенно велика чувствительность в эти периоды, могут ускорять, замедлять или приостанавливать развитие организма.

В 1960 г. эмбриолог П.Г. Светлов предложил гипотезу критических периодов. Он различал три группы воздействий внешней среды:

1 – повреждающие воздействия, приводящие к смерти или патологии;

2 – модифицирующие воздействия, вызывающие отклонения не патологического характера (морфозы или мутации);

3 – закономерное воздействие среды, обеспечивающее нормальное развитие организма.

Эти воздействия влияют на последующую устойчивость организма и его нормальное развитие. Критические периоды онтогенеза связаны с реализацией генетической программы индивидуума в разные периоды онтогенеза путем активации работы определенных генов. В пределах индивидуальной нормы реакции обеспечивается возможность акклиматизации организма, его приспособления к условиям среды.

Все критические периоды можно разделить на несколько типов.

1. Периоды, критические для всего организма, когда вредные воздействия могут привести к гибели зародыша. Наиболее частая гибель зародыша происходит на начальных стадиях эмбриогенеза.

2. Частные критические периоды – различные для каждого органа и ткани.

3. Критические периоды для клетки.

В критические периоды эмбриогенеза зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена.

Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода.

Чем на более ранней стадии своего развития находится эмбрион, тем его ответная реакция на действие патогенного фактора более отличается от реакции систем взрослого организма.

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

1) оплодотворение;

2) имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);

3) развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);

4) развитие головного мозга (15-20-я недели);

5) формирование основных систем организма, в том числе половой (20-24-я недели);

6) рождение.

1.4.9. Влияние факторов среды на ход эмбриогенеза человека

Любое воздействие, нарушающее нормальный ход эмбриогенеза, может вызвать пороки развития зародышей. Примерно половина всех зародышей не доживает до рождения. У большинства обнаруживаются аномалии на ранних стадиях развития. Такие зародыши не могут имплантироваться в стенку матки.

Другие зародыши имплантируются, но не могут укрепиться в стенке матки настолько, чтобы беременность была успешной. Почти 90% эмбрионов, абортированных до месячного возраста, являются аномальными. Развитие многих зародышей человека нарушается на ранних стадиях. Примерно 5% всех родившихся детей имеют явные уродства.

Одни из них не опасны для жизни, другие представляют собой тяжелые отклонения от нормы.

Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна среди зародышей мужского и женского полов: чем ближе к началу беременности, тем больше среди погибших зародышей мужского пола. Это связано с тем, что в эмбриогенезе возникает больше зародышей мужского пола, чем женского.

Так, соотношение количества эмбрионов мужского и женского полов в 1-й месяц беременности составляет 600:100, а на 5-ом месяце – 140:100. Если считать, что в среднем на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляется следующими показателями: в 1-й месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-й – 72, в 3-й – 43, а затем показатели снижаются до единичных.

Таким образом, на первые два месяца беременности приходится около 2/3 всех случаев гибели эмбрионов.

Наиболее частыми факторами, нарушающими нормальный ход эмбриогенеза, являются перезревание яйцеклетки, нарушения обмена вещества у матери, гипоксия, содержание в крови матери токсических веществ (например, лекарственных препаратов, наркотических веществ, никотина, алкоголя и др.), инфекция (особенно вирусная) и др.

Факторы, вызывающие аномалии, называются тератогенными. Тератогены действуют в течение определенных критических периодов. Для любого органа критическим периодом является время его роста и образования специфических структур.

Разные органы имеют различные критические периоды. Например, сердце человека формируется между 3 и 4 неделями.

Мозг и скелет человека чувствительны к вредным воздействиям постоянно, начиная с 3-ей недели после зачатия до конца беременности.

Известно много тератогенов, вызывающих генные и хромосомные мутации. Тератогены оказывают либо прямое влияние на ДНК, либо опосредованное влияние через системы репликации, репарации, рекомбинации. Мутагены окружающей среды в зависимости от их природы принято делить на физические, химические и биологические.

К физическим мутагенам относятся все виды ионизирующих излучений, радиоактивные элементы, ультрафиолетовое излучение, чрезмерно высокая или низкая температура и др.

Физические воздействия вызывает повреждение всех клеток, но наиболее чувствительны к облучению клетки, находящие в процессе интенсивного деления. Больше других подвержены действию радиации клетки активно развивающегося организма или опухоли.

Например, стандартная флюорография, проводимая населению с целью выявления туберкулеза, не приносит взрослому человеку ощутимого вреда. Однако подобное облучение (или рентген зуба, рентген конечности при травме и т.п.

), выполненные в первые дни после оплодотворения до момента имплантации зародыша в стенку матки, приведет к его гибели. Уродств не будет, зародыш погибнет, и женщина может даже не заметить прервавшейся беременности.

Химические мутагены – сильные окислители и восстановители (нитраты, нитриты и др.), продукты переработки нефти, органические растворители, лекарственные препараты (например, иммунодепрессанты, дезинфицирующие и др.). Например, применение хинина может привести к глухоте у плода.

Очень слабый транквилизатор талидомид, широко применявшийся в 60-х годах, может вызывать уродства, при которых длинные кости конечностей либо отсутствуют, либо резко деформированы, в результате чего у ребенка формируются конечности, напоминающие плавники тюленя.

К химическим мутагенам относятся некоторые пищевые добавки и другие химические соединения.

Значительное вредное влияние на развивающийся эмбрион оказывают алкоголь и курение. При употреблении алкоголя в количестве более 50-85 г в сутки у детей наблюдается отставание в физическом и психическом развитии.

У женщин – злостных курильщиц (выкуривающих 20 и более сигарет в день) часто рождаются дети с меньшей массой тела по сравнению с детьми некурящих женщин.

Курение значительно понижает количество и подвижность сперматозоидов в семенниках у мужчин, которые выкуривают не менее 4 сигарет в день.

Многие искусственно созданные вещества, применяемые в народном хозяйстве, также обладают тератогенным эффектом, особенно пестициды и ртутьсодержащие органические вещества.

К биологическим мутагенам относят некоторые вирусы (кори, гепатита, гриппа, краснухи), продукты обмена веществ и антигены некоторых микробов. Например, у женщин, перенесших краснуху в первой трети беременности, в каждом из 6 случаев рождаются дети с катарактой, пороками сердца и глухотой.

Чем раньше вирус краснухи поражает беременную женщину, тем больше риск, что пострадает зародыш. Тератогенным действием обладают простейшие из класса споровиков – токсоплазма гонди.

Если мать больна токсоплазмозом, то токсоплазмы через плаценту могут проникнуть в зародыш и вызвать поражения мозга и глаз.

Большое влияние на развивающийся эмбрион оказывает состояние здоровья матери.

Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7-и суток после оплодотворения, могут привести к эктопической (внематочной) беременности. Последняя составляет 0.8-2.4 случая на 100 доношенных беременностей (около 6% стационарной гинекологической патологии).

В 98-99% случаев зародыш прикрепляется в маточной трубе. Яичниковая, шеечная и абдоминальная формы беременности встречаются редко. Летальность при эктопической беременности составляет около 7% всех смертей беременных женщин. Наличие эктопической беременности в анамнезе является частой причиной вторичного бесплодия.

Действие разнохарактерных патологических факторов в раннем эмбриогенезе человека может вызвать прилежание плаценты и пузырный занос. При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое формирование вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь – ЦНС, сердце и др.

Только с 63 дня беременности опасность развития аномалий эмбриогенеза начинает уменьшаться.

Все представленные выше факты накладывают большие обязательства на будущих родителей в плане предупреждения действия на организм беременной женщины вредных факторов среды и эмоционального стресса, особенно в период, когда зародыш находится в ранней фазе развития, и женщина не знает о своей беременности.

Одной из причин врожденных пороков можно считать гипоксию. Она тормозит формирование плаценты, развитие зародыша и в ряде случаев приводит к развитию врожденных пороков и гибели плода. Неполноценное питание матери, дефицит микроэлементов, приводят к развитию пороков ЦНС, гидроцефалии, искривлению позвоночника, порокам сердца и т.д.

Эндокринные заболевания у беременной женщины нередко приводят к самопроизвольным абортам или нарушениям дифференциации органов плода, определяющим высокую раннюю детскую смертность. Тератогенный эффект доказан для сахарного диабета.

Зависимость состояния здоровья детей от возраста родителей известна.

Например, врожденные пороки опорно-двигательной и дыхательной систем несколько чаще наблюдаются у детей юных матерей, чем у детей матерей в возрасте 22-35 лет.

У матерей в возрасте старше 35 лет рождается больше детей с множественными пороками, в том числе ЦНС. Установлено, что появление у плода расщелин губ, нёба, ахондроплазии зависит от возраста отца.

К числу сравнительно частых отклонений от нормы относится рождение близнецов. Различают одно- и разнояйцевых близнецов.

Если полное раздвоение зародыша произошло на стадии двух бластомеров или на стадии гаструлы, то рождаются нормальные однояйцевые близнецы из одной зиготы, имеющие одинаковый генотип, пол и похожие друг на друга. Реже наблюдается расщепление зародыша не на две, а на большее число частей (полиэмбриония).

Разнояйцевые близнецы образуются в результате одновременного созревания двух или большего числа яйцеклеток и почти одновременного оплодотворения. Иногда рождаются сросшиеся близнецы. Их называют сиамскими по названию страны в Юго-Восточной Азии, где в 1811 году родились два сросшихся брата.

Сросшиеся близнецы всегда однояйцевые. Образование их может происходить путем неполного разделения зародыша и путем срастания двух и более однояйцевых близнецов на ранних стадиях развития. Иногда один из близнецов является лишь придатком другого.

К аномалиям развития у человека можно отнести атавизмы – проявление признаков далеких животных предков (чрезмерное оволосение, сохранение хвоста, добавочные молочные железы и пр.).

Принято выделять 4 основных типа врожденных пороков развития:

1. Мальформация — морфологический дефект органа, части органа, или большого участка тела в результате внутреннего нарушения процесса развития (генетические факторы).

2. Дизрупция — морфологический дефект органа, части органа или большого участка тела в результате внешнего препятствия или какого-либо воздействия на изначально нормальный процесс развития (тератогенные факторы и нарушение имплантации).

3. Деформация — нарушение формы, вида или положения части тела, обусловленные механическими воздействиями.

4. Дисплазия — нарушенная организация клеток в ткани и ее морфологический результат (процесс и следствие дисгистогенеза).

К врожденным порокам развития относят также следующие нарушения эмбрионального морфогенеза:

Агенезия — полное врожденное отсутствие органа.

Аплазия — врожденное отсутствие органа с сохранением его сосудистой ножки.

Гипоплазия — недоразвитие органа с дефицитом его массы или размера более чем на 2 сегмента, отличающееся от средних для данного возраста показателей. При этом простая гипоплазия, в отличие от диспластической, не сопровождается нарушением структуры органа.

Гипертрофия (гиперплазия) — врожденное увеличение массы и размеров органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток.

Макросомия (гигантизм) — увеличение длины тела (или отдельных органов).

Гетеротопия — присутствие клеток или тканей одного органа в тех зонах или даже в другом органе, где их быть не должно (островки хряща из бронхиальной стенки в легких).

Гетероплазия — нарушение дифференцировки клеток в пределах ткани. Например, обнаружение клеток плоского эпителия пищевода в дивертикуле Меккеля.

Эктопия — расположение органа в необычном для него месте (например, расположение сердца вне грудной клетки).

Удвоение или увеличение в числе органа или его частей: полидактилия — увеличение числа пальцев, полиспления — наличие нескольких селезенок и т.д.

Атрезия — отсутствие естественного канала или отверстия (атрезия пищевода, сильвиевого водопровода, ануса).

Стеноз — сужение канала или отверстия.

Неразделение (слияние) — органов или однояйцовых близнецов. Название пороков этой группы начинаются с приставки «syn» или «sym»: синдактилия, симфалагизм.

Персистирование — сохранение в органе эмбриональных структур.

Дисхрония — нарушение темпов развития органа или его структур.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 8937; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-71888.html

Medic-studio
Добавить комментарий