Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие,

Право социального обеспечения в России

Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие,

⇐ Право граждан на охрану здоровья

От медицинской помощи неотделима лекарственная помощь. Обеспечение граждан лекарственными средствами осуществляется бесплатно, с пятидесяти процентной скидкой или за полную стоимость.

Предоставление лекарственной помощи на льготных условиях регламентировано постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на бесплатную лекарственную помощь предоставлено следующим группам населения:

  • участникам гражданской и Великой Отечественной войн;
  • инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств и приравненным к ним по льготам инвалидам;
  • родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, полученных при защите страны, при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
  • родителям не вступившей (не вступившему) в повторный брак супруги (супруга) погибшего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств, а также родители, не вступившая (не вступивший) в повторный брак одиноко проживающая (проживающий) супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий на территориях других государств и приравненные к ним по льготам члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членам семей военнослужащих, погибших в плену, членам семей погибших в Великой Отечественной войне, лицам из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;
  • лицам, работавшим на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденным медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;
  • бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
  • ветеранам боевых действий на территориях других государств;
  • детям первых трех лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до шести лет;
  • инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет,
  • гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы;
  • лицам, получившим, перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • малочисленным народам Севера, проживающим в сельской местности районов крайнего Севера и на приравненных к ним территориях.

Бесплатная лекарственная помощь предоставляется всем гражданам при лечении определенных заболеваний.

При таких заболеваниях, как СПИД, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания, лепра, диабет, психические заболевания (инвалидам I и II групп), шизофрения и эпилепсия, бесплатно выдаются все лекарственные средства.

При других заболеваниях (детские церебральные параличи, лучевая болезнь, туберкулез, бронхиальная астма, инфаркт миокарда (первые шесть месяцев) и др.) выдаются бесплатно лекарственные средства только для лечения данного заболевания.

При амбулаторном лечении определенных групп населения лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей со скидкой 50%. С пятидесятипроцентной скидкой продаются лекарства следующим категориям граждан:

  • пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;
  • работающим инвалидам II группы, инвалидам III группы, признанным в установленном порядке безработными;
  • гражданам, в том числе временно направленным или командированным, принимавшим в 1988-1990 гг. участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанным с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988—1990 гг. службу в зоне отчуждения;
  • лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе «в рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшимся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшимся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности (далее – реабилитированные лица); лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности;
  • военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденным медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» или медалью «За победу над Японией»;
  • лицам, работавшим в годы Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лицам, привлекавшимся органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны;
  • лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо проработавшим менее шести месяцев и награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

С принятием 22 августа 2004 г. Федерального закона № 122- ФЗ, которым была проведена реформа так называемой монетизации льгот, для определенных категорий граждан стала возможной замена ряда льгот, в том числе бесплатной лекарственной помощи, ежемесячной денежной компенсацией.

К таким лицам отнесены:

  1. инвалиды войны;
  2. участники Великой Отечественной войны;
  3. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;
  4. военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ и операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  8. инвалиды;
  9. дети-инвалиды.

Источник: https://isfic.info/tguseva/sotsob59.htm

4. Лекарственная помощь

Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие,

Однимиз видов медицинского обслуживания илечения являетсялекарственная помощь.

Многиеграждане России пользуются правом нальготное обеспечение лекарственнымисредствами. При лечении в стационарныхлечебныхучреждениях — больницах, клиниках,госпиталях и т. д. независимоот продолжительности лечения лекарствавыдаются бесплатно.

ВПостановлении Правительства РФ «Огосударственной поддержкеразвития медицинской промышленностии улучшении обе печения населения иучреждений здравоохранения лекарственнымсредствами и изделиями медицинского назначения» от 30 июля 1994г. закреплены группы населения и категориизаболеваний, npiамбулаторномлечении которых лекарственные средстваи изделия медицинскогоназначения отпускаются по рецептамврачей бесплат­нои с 50%-й скидкой от розничных цен.

Так,право на бесплатное обеспечениелекарственными средства­миимеют:

  • участники Гражданской и Великой Отечественной войн;
  • участники боевых операций при защите СССР и РФ;
  • Герои Советского Союза и России;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды ВОВ и лица, к ним приравненные по льготам;
  • родители и жены военнослужащих, погибших вследствие контузии или увечья, полученных при защите страны или при ис­полнении иных обязанностей военной службы, либо вследст­вие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
  • граждане, работавшие в период блокады в г. Ленинграде;
  • инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлаге­рей;
  • дети первых 3 лет жизни;
  • дети из многодетных семей.

Отдельнымкатегориям граждан предоставляютсяльготы при обеспечениилекарствами в соответствии сзаконодательством. При­обретатьлекарства со скидкой в 50% от свободныхцен имеют право следующие граждане:

  • пенсионеры, получающие пенсию в минимальном размере;
  • неработающие инвалиды II группы и инвалиды III группы,признанные в установленном порядке безработными;
  • лица, являющиеся «Почетными донорами РФ»;
  • лица, принимавшие участие в работе по ликвидации последст­вий чернобыльской катастрофы.

Законодательствомустанавливается также переченьзаболева­ний,при которых лекарственная помощьоказывается бесплатно: це­ребральныйпаралич; ВИЧ-инфицирование; онкологическиезаболе­вания;туберкулез; бронхиальная астма; инфарктмиокарда (первые 6 месяцев); диабет;глаукома и некоторые другие.

Порядокльготного отпуска лекарственных средстви изделий медицинского назначенияутвержден Постановлением Правительст­ваРФ «О порядке и нормах льготногообеспечения лекарственнымисредствами и изделиями медицинскогоназначения инвалидов войныи других групп населения» в соответствиис Федеральным законом«Оветеранах» от 12 января 1995 г.

5. Санаторно-курортноелечение

Санаторно-курортноелечение — это самостоятельный видсоциальногообеспечения, которое предполагаетобеспечение граждан путевкамина санаторно-курортное лечение бесплатноили со скидкой.

Законодательствомуказывается круг лиц, имеющих право насанаторно-курортноелечение бесплатно либо со скидкой.

Некоторым категориям из числа указанных граждан вместо предоставления путевок предусматриваются компенсационные выплаты.

Так, инвалиды Великой Отечественнойвойны по желанию вместо путевки имеютправо получить один раз в 2 год денежнуюкомпенсацию ее стоимости; лица,подвергшиеся воз действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,могут получить компенсацию стоимостипутевки один раз вгод.

Крометого, инвалидам IIи IIIстепеней, детям-инвалидам, ли­цам,подвергшимся воздействию радиации,Героям Советского Союзаи России, а также некоторым другимкатегориям граждан предоставляетсяправо на бесплатный проезд к местулечения и об­ратно.

Инвалидыи дети-инвалиды имеют право насанаторно-курорт­ноелечение в соответствии с индивидуальнойпрограммой реабили­тацииинвалида на льготных условиях. ИнвалидыIIIстепени и дети-инвалиды,нуждающиеся в санаторно-курортномлечении, име­ют право на получение натех же условиях второй путевки длясо­провождающего их лица.

Неработающиминвалидам, в том числе находящимся встацио­нарныхучреждениях социального обслуживания,санаторно-курорт­ные путевки выдаютсябесплатно органами социальной защитына­селения.

Работающиеинвалиды обеспечиваются санаторно-курортнымипутевкамипо месту работы на льготных условияхза счет средств социальногострахования.

Инвалидам,получившим трудовое увечье илипрофессиональное заболевание, путевкидля санаторно-курортного леченияпредостав­ляются за счет средствработодателей, обязанных возмещатьвред, причиненный работникам в результатеувечья, профессионального заболеваниялибо иного повреждения здоровья,связанного с испол­нениемработниками трудовых обязанностей.

Лекция14. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И СОЦИАЛЬНОЕОБСЛУЖИВАНИЕ

1.Понятие социальногообслуживания

Приопределении понятия социальногообслуживания необходимо учитывать, чтооно рассматривается в литературе в двухвзаимосвязанныхаспектах: с одной стороны — какэкономическая, а с другойстороны — как правовая категории.

Законодательствоо социальном обслуживании

Федеральныйзакон «Об основах социального обслуживанияна­селения в Российской Федерации»от 10 декабря 1995 г.

определяет социальноеобслуживание как «деятельность социальныхслужб по социальнойподдержке, оказанию социально-бытовых,социально-медицинских, психолого-педагогических,социально-правовых услуг и материальнойпомощи, проведению социальной адаптациии реа­билитацииграждан, находящихся в трудной жизненнойситуации» (ст.1).

Приэтом «трудная жизненная ситуация»определяется как си­туация,объективно нарушающая жизнедеятельностьгражданина, которуюон не может преодолеть самостоятельно.

Законраскрывает также понятие «социальныеуслуги» как дей­ствияпо оказанию помощи клиенту социальнойслужбы, т. е. граж­данину,находящемуся в трудной жизненнойситуации.

Такимобразом, с позиций законодателя субъектамисоциально­го обслуживания считаютсяграждане: не способные обслуживать себяв связи с возрастом, болезнью, инвалидностьюи не имею­щиеродственников, которые могут обеспечитьим помощь и уход, а также лица, пострадавшиеот стихийных бедствий, вооруженных имежэтнических конфликтов, радиационныхи техногенных ката­строф.

Важноезначение имеет установление законодателемосновных видовсоциального обслуживания.

К ним относятся:социальное об­служивание на дому,социальное обслуживание в стационарныхус­ловиях, предоставление временногоприюта, организация дневного пребыванияв учреждениях социального обслуживания,консульта­тивнаяпомощь, социальный патронаж семей, детейи отдельных граждан, социальная адаптацияи реабилитация граждан с асоци­альным(девиантным) поведением, лиц, вернувшихсяиз мест лише­ниясвободы, социальная помощь детям,оставшимся без попечения родителей,специальная помощь беженцам и вынужденнымпересе­ленцам.

Специальноезаконодательство определяет такжеусловия и по­рядок предоставлениясоциального обслуживания по каждой изуказанныхгрупп его субъектов.

Федеральныйзакон «О социальном обслуживании гражданпре­старелоговозраста и инвалидов» от 2 августа 1995г. раскрывает

Общественныеотношения но предоставлению услугбесплатноилиза неполную их рыночную стоимость (т.е. полностью либо час­тично за счетсредств общества) составляют частьпредмета нрава социального обеспечения.

Такимобразом, исходя из смысла действующегозаконодатель­ства,-«социальное обслуживание»- представляетсобой установ­леннуюв законе деятельность специальныхорганизаций по пре­доставлениюразличного рода социальных услугбесплатно или эквивалентно в соответствиис установленными государствен-1ымистандартами по социальной адаптации иреабилитации для 1иц,находящихся по не зависящим от нихобстоятельствам в ситуации, нарушающейих жизнедеятельность и которую они немогутпреодолеть самостоятельно (или с помощьюлиц, обязанных озакону их содержать).

2.Принципы социального обслуживания

Закономвыделяются следующие принципы социальногообслуживанияграждан:

  • адресность. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся усилением обнищания населения, низкимуровнем пенсионного обеспечения и т. д., совершенно очевид­ным становится тот факт, что государство на сегодняшнийдень не имеет реальных возможностей обеспечить социальны­ми услугами всех нуждающихся в них. В силу указанных обстоятельств законодатель устанавливает дополнительные требования к гражданам, претендующим на тот или иной вид со­циального обслуживания (одинокое проживание, отсутствие трудоспособных членов семьи, минимальный размер получаемой пенсии и т.д.), с целью оказания услуг только тем граж­данам, которые наиболее в этом нуждаются;
  • доступность. Этот принцип означает реальность для каждогогражданина, имеющего право на тот или иной вид социально­го обслуживания, получить его без каких-либо препятствий вкратчайшие сроки путем обращения в соответствующее учреждение социальной защиты населения;

добровольность.Социальноеобслуживание осуществляется на условияхдобровольного согласия гражданина наполучение услуг. Согласие на социальноеобслуживание лиц, не достиг­ших14-летиего возраста, и лиц, признанных вустановленном порядке недееспособными,дается их законными представите­лями,а при их временном отсутствии решениео согласии принимается органом опеки и попечительства. Помещение

гражданпожилого возраста и инвалидов в учреждениясоци­альнойзащиты без их согласия возможно лишь вслучаях, еслиони лишены ухода и поддержки со стороныродственни­ков или иных законныхпредставителей и при этом не способ­нысамостоятельно удовлетворять своижизненные потребно­сти (утратаспособности к самообслуживанию и (или)актив­номупередвижению) или признаны в установленномпорядке недееспособными;

  • гуманность. При получении социальных услуг гражданеимеют право на уважительное и гуманное отношение к себесо стороны работников учреждений социального обслуживания;
  • приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.Провозглашение этого принципа в законодательном порядкепродиктовано социальной необходимостью защитить преждевсего тех, кто не может это сделать самостоятельно в силу воз­растной недееспособности;
  • конфиденциальность. Статья 11 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвали­дов» указывает, что сведения личного характера, ставшие из­вестными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслужива­ния, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ;
  • профилактическая направленность. Одной из основных целейсоциального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с жизненной ситуаци­ей (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, оди­ночество и т. д.). Для оказания социальных услуг государство создает систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслужива­ния, являющихся федеральной собственностью и находящихсяв ведении федеральных органов власти РФ и ее субъектов.Муниципальную систему социальных служб составляют соответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ве­дении органов местного самоуправления.

Социальноеобслуживание осуществляется такжепредприятиямии учреждениями иных форм собственностии гражданами, занимающимисяпредпринимательской деятельностью посоциальному обслуживаниюнаселения без образования юридическоголица.

Однаконезависимо от форм собственностисоциальное обслуживаниеосуществляется в учреждениях следующихтипов:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеинолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи но телефону;
  • центры социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания;
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

3.Виды социального обслуживания

Законодательствоо социальном обслуживании четко невыделяетего виды и формы. Так, ст. 16 Федеральногозакона «О социальномобслуживании граждан пожилого возрастаи инвалидов» от

августа1995 г. устанавливает следующие формысоциальногообслуживания:1) социальное обслуживание на дому; 2)полустационарное социальное обслуживание;3) стационарное социальное обслуживание;4) срочное социальное обслуживание; 5)социально-консультативная помощь.

Федеральныйзакон «Об основах социального обслуживаниянаселенияв Российской Федерации» от 10 декабря1995 г. (гл.

2) закрепляетвидысоциальногообслуживания: 1) материальная помощь;2) социальная помощь на дому; 3) социальноеобслуживание стационарных учреждениях;4) предоставление временного приюта;5) организация дневного пребывания вучреждениях социального обслуживания;6) консультативная помощь; 7) реабилитационныеуслуги.

Понашему мнению, по характеру предоставляемыхуслуг соци­альноеобслуживание следует подразделять наследующие виды: 1)стационарное обслуживание; 2)полустационарное обслуживание; 3)социальное обслуживание на дому; 4)социально-консультатив­наяпомощь; 5) реабилитационное обслуживание.

4. Социальныеуслуги.

Всоответствии с Федеральным законом от2 августа 1995 г. та­рифына социальные услуги, предоставляемыегосударственными медицинскимиучреждениями, определяются органамисоциальной зашиты населения субъектовРоссийской Федерации. Конкретный порядоки условия оплаты социальных услугопределены Прави­тельствомРоссийской Федерации.

Социальные услугипредоставляются на дому и в полустацио­нарныхучреждениях социального обеспечениябесплатно:

а) одинокимгражданам (супружеским парам) и инвалидам,получающимпенсию, в том числе с учетом надбавок,в размере нижепрожиточногоминимума, установленного для данногорегиона;

б) гражданампожилого возраста и инвалидам, имеющимродст­венников, которые не могут пообъективным причинам обеспечитьимпомощь и уход, при условии, что размерполучаемой ими пенсии(с учетомнадбавок) ниже прожиточного минимума,установленногодляданного региона;

в) гражданампожилого возраста и инвалидам, проживающимвсемьях,среднедушевой доход которых нижепрожиточного миниму­ма,установленного для данного региона.

Положениемо предоставлении бесплатного социальногообслу­живанияи платных социальных услуг государственнымисоциаль­нымислужбами, утвержденным ПостановлениемПравительства РФот 24 июня 1996 г. № 739, право на бесплатноесоциальное об­служивание предоставленотакже:

  • гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с пре­клонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющимродственников, которые могут обеспечить им помощь и уход,если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточногоминимума, установленного для региона, в котором они прожи­вают;
  • гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации всвязи с инвалидностью, стихийными бедствиями, катастрофа­ми, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

Профессиональнаяподготовка инвалидов осуществляетсяв со­ответствиис индивидуальной программой реабилитациив учеб­ныхзаведениях общего и специального типа,а также непосредст­веннона предприятиях. При поступлении всредние специальные иливысшие учебные заведения они пользуютсяопределенными льготами— их зачисление производится независимоот плана приема.

Дляинвалидов, нуждающихся в специальныхусловиях для по­лучения профессиональногообразования, создаются специальныепрофессиональные образовательныеучреждения различных типов илисоответствующие условия в профессиональныхобразователь­ныхучреждениях общего типа.

Приполучении профессионального образованияинвалидам пре­доставляется возможностьобучаться по индивидуальному графику.Инвалидами могут быть использованы изаочная форма обучения, практикаэкстерната, а также обучение на дому. Впериод обучения выплачиваетсястипендия в повышенном размере.

Профессиональнаяподготовка инвалидов осуществляетсяи в специальныхучебных заведениях системы Министерствасоциаль­ной защиты населения. Всоответствии с Указом ПрезидентаРос­сийскойФедерации «О мерах по профессиональнойреабилитации иобеспечению занятости инвалидов» от25 марта 1993 г.

Мини­стерствусоциальной защиты РФ, Министерствуобразования РФ, Государственномукомитету Российской Федерации по высшемуобразованиюпредложено организовать в подведомственныхоб­разовательныхучреждениях профессиональную подготовкуи пере­подготовкуинвалидов в первую очередь по приоритетнымпро­фессиями специальностям, овладение которымидает инвалидам наибольшуювозможность быть конкурентоспособнымина регио­нальныхрынках труда. Перечень таких приоритетныхпрофессий былутвержден Постановлением Министерстватруда РФ от 8 сен­тября1993 г., в котором указано, что при обученииинвалидов во всехтипах учебных заведений должны соблюдатьсямедицинские указанияи противопоказания к приему на обучениеи рекоменда­ции МСЭК.

Правоинвалидов на трудоустройство обеспечиваетсявведением дополнительныхгарантий, закрепленных в Законе от 24ноября 1995г., а также в Законе РФ «О занятостинаселения в РФ» с из­менениямии дополнениями.

Принесоблюдении предприятиями квоты дляприема на работу инвалидов учреждениявносят обязательную плату в Государственныйфонд занятостинаселения.

Вместе с тем применяются иопределенные мерыпо созданию заинтересованностипредприятия в приеме на ра­ботуинвалидов.

Им устанавливаются налоговыельготы, кроме того, из местных бюджетови иных источников выплачиваютсякомпенса­ции на покрытие доходов,недополученных вследствие применениятрудаинвалидов.

Лекция15.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕСОЦИАЛЬНОГООБЕСПЕЧЕНИЯ (ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА)

Воснове международно-правовогорегулирования социального обеспечениялежат актыОрганизации Объединенных наций,закрепившие основополагающие правачеловека.

Насовременном международно-правовомрегулировании соци­альногообеспечения базируются Декларация прави свобод чело­векаи гражданина, принятая Верховным СоветомРСФСР 22 но­ября1991 г., и Конституция РФ.

В Декларациизакреплено право каждогона социальное обеспечение по возрасту,в случае утраты трудоспособности, потерикормильца и в иных установленных за­кономслучаях.

Впервые в Декларации былпровозглашен один изважнейших принципов, а именно: пенсии,пособия и другие видысоциальной помощи должны обеспечиватьуровень жизни не нижеустановленного законом прожиточногоминимума. Государст­водолжно развивать систему социальногострахования и обеспече­ния.

ВКонституции РФ, как уже выше отмечалось,получили закреп­лениеосновные права и свободы человека игражданина. В ст. 2 КонституцииРФ закрепляется, что человек, его праваи свободы являютсявысшей ценностью.

Признание, соблюдениеи защита прави свобод человека и гражданина —обязанность государства.

ВпервыеКонституция РФ закрепляет очень важноеположение о том,что общепризнанные принципы и нормымеждународного пра­ва и международныедоговоры Российской Федерации являютсясо­ставнойчастью ее правовой системы, а следовательно,они имеют наивысшуююридическую силу.

Рассматриваямеждународные акты в области социальногоо печения, следует прежде всегоостановиться па положениях Во щейдекларации прав человека, которая былапринята Генеральной АссамблеейООН 10 декабря 1948 г.1Хотя она и не имеет об; тельногохарактера, тем не менее она оказалабольшое позитив влияниев области международной защиты прав исвобод человека.

Вст. 22 закрепляется, что каждый человек,как член общее имеетправо на социальное обеспечение и наосуществление необходимых для поддержанияего достоинства и для свободного развитияеголичности прав в экономической, социальнойи культурной областяхчерез посредство национальных усилийи международного сотрудничестваи в соответствии со структурой и ресурсамикаждого государства.

Вторымпо значимости международным актомявляется Международныйпакт об экономических, социальных икультурных правах. Он принят ГенеральнойАссамблеей 16 декабря 1966 г.

НазванныйПакт также признает право каждого надостаточные жизненный уровень для негосамого и его семьи, включающий достаточноепитание, одежду, жилище, и на непрерывноеулучшение условийжизни (ст. 11); на наивысший достижимыйуровень физическогои психического здоровья (ст. 12).

Онпредусматривает возможность обжалованияв случаях его на рушенияв Комитет по правам человека (г. Женева).

Вперечисленных международных актахуказанные права челове­кав области социального обеспечениясвидетельствуют о заботе в отношениипрестарелых, нетрудоспособных, детяхи поддержке тем кто потерял источник средств существования по независящимот них причинам.

Особо следует остановиться на деятельности Международной организациитруда (МОТ), так как она сыграла важнуюроль вмеждународно-правовомрегулировании социального обеспечения.МОТ осуществляетсвою деятельность на основании соглашенияООН.

Международныенормы, касающиеся отношений в сфересоциального обеспечения, направленына то, чтобы усовершенствовать самусистему внутреннего национальногонрава социального обеспечения.При этом обязанность государства —члена Meждyнapoднойорганизации труда (МОТ) внести измененияв свою систему.

Существуетаналогичная Рекомендация № 25 того жегода. Кроме того,принцип равноправия установлен в областисоциального обеспечеииятакже в Конвенции МОТ № 102 «О минимальныхнормахсоциального обеспечения» (1952 г.) иКонвенции МОТ № 118 ) равноправии в областисоциального обеспечения» (1962 г.).

Необходимоотметить, что Россия на сегодняшнийдень не ратифицировала большую частьконвенций по вопросам, относящимся кнациональному обеспечению.

В последниегоды в Российской Федерацииратифицированы следующие конвенции:«О правах ребенка» ступилав силу с 15 сентября 1990 г.

Она охватываетгражданские социально-экономическиеправа ребенка), «О профессиональнойреабилитацииинвалидов», «О равном обращении и равныхвозможностяхдля трудящихся мужчин и женщин: трудящихсяс семейнымиобязанностями».

ЛИТЕРАТУРА:

Источник: https://studfile.net/preview/2851900/page:19/

Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие, правовое регулирование

Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие,

Подвязникова Мария Валерьевна, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Омской  юридической академии, помощник судьи, кандидат юридических наук

УДК 349.3

Аннотация. В статье анализируются особенности оказания лекарственной помощи в системе медицинской помощи.
The article analyzes the characteristics of the provision of pharmaceutical care in the health care system.

Во все времена главной ценностью являлось здоровье, а его сохранение – задачей и самого человека, и общества в целом. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [11]. М.Н.

Малеина полагает, что данное определение не позволяет сформировать знание о здоровье, так как в нем содержатся термины, не имеющие определения, к примеру, «социальное благополучие» [3, c. 14].

Автор предлагает определять здоровье следующим образом: «физическое и психическое состояние человека как благополучие – отсутствие болезней либо патологии (неблагополучия), связанной с потерей, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека» [3, c. 15].

Безусловно, общество и государство заинтересованы в сохранении здоровья граждан, так как состояние общественного здоровья – один из показателей социально – экономического развития государства.

Но несмотря на это каждый человек должен заботиться о своем здоровье (к примеру, при необходимости покупать медикаменты для лечения, но по доступным ценам; заботиться о гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; соблюдать режим лечения; в установленных в законах случаях проходить медицинские осмотры).

Среди факторов, обусловливающих состояние здоровья населения, 40-50% составляют факторы образа жизни, а именно условий труда и быта, включая антропогенное воздействие [4, c. 11].

Примерно по 20 % приходится на особенности места проживания и наследственные факторы и около 7 – 15 % – качество медицинской деятельности, работу учреждений здравоохранения [12, c. 7]. Именно поэтому сохранение и поддержание здоровья обеспечивается посредством осуществления самых разных мер, а здоровье как личное и социальное благо выступает объектом целого ряда конституционных прав: таких как право на благоприятную окружающую среду, право на отдых, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на медицинскую помощь и т.д.[10,11].

Долгое время российское законодательство не содержало определения термина «медицинская помощь», в связи с чем учеными предлагались различные подходы к его пониманию [3, c. 17 – 21].

Принятый в 2011 году Закон об основах охраны здоровья граждан в статье 2 определил «медицинскую помощь» как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Последние, в свою очередь, представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Для уяснения понятия необходимо определить, что же такое «лечение» и «медицинское вмешательство».

«Лечение» определяется в Законе об основах охраны здоровья граждан (ст.

2) как комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.

В свою очередь, «медицинское вмешательство» – выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Не совсем ясно, что следует понимать под медицинскими обследованиями и манипуляциями. Однако Закон об основах охраны здоровья граждан не содержит определения указанных дефиниций, что не вносит ясности в понимание содержания «медицинской помощи». Анализ представленных трактовок позволяет сделать вывод, что медицинская помощь – это всегда медицинское вмешательство, и, соответственно, определенные виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, осуществляемых медицинским работником в отношении пациента.

В соответствии со статьей 37 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Предпримем попытку уяснить особенности содержания медицинской помощи через анализ стандартов ее оказания.

Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает оказание медицинской помощи на основе стандартов, которые включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови и т.д. Так, все рассмотренные стандарты содержат перечень медицинских мероприятий для диагностики заболеваний, перечень медицинских услуг для лечения заболеваний, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения [7,8].

Таким образом, применение пациентом лекарственных средств «встроено» в механизм оказания медицинской помощи. 

Для уяснения сущностных особенностей лекарственной помощи как элемента медицинской помощи ее необходимо рассматривать с точки зрения организационного, экономического и медицинского аспектов. 

Организационный аспект лекарственной помощи заключается в детальном правовом регулировании механизма предоставления лекарственных средств от производителя лекарственных средств через аптечную организацию к потребителю.

Экономический аспект лекарственной помощи как элемента медицинской помощи заключается в осуществляемой государством политике ценообразования в отношении как всех медикаментов, так и их отдельных групп.

Более подробно необходимо рассмотреть медицинский  аспект, так как именно он отражает специфику применения лекарственных средств в процессе оказания медицинской помощи.

В научной и учебной литературе нередко лекарственное обеспечение (помощь) рассматривается как вид медицинской помощи [9, c. 516].

Однако Закон об основах охраны здоровья граждан в статье 32 содержит исчерпывающий перечень видов медицинской помощи, куда включаются первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь. Каждый из этих видов помощи может оказываться в различных условиях и формах. Условия отражают место или способ оказания медицинской помощи, а формы – допустимые сроки ее оказания. Так, медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре или дневном стационаре. При этом если угрозы для жизни пациента нет и отсрочка оказания медицинской помощи на определенное время не повлечет за собой ухудшение его состояния, то помощь предоставляется планово. В случае возникновения острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента оказывается неотложная медицинская помощь. Экстренная медицинская помощь предоставляется в случаях, когда существует угроза жизни пациента.

В рамках каждого вида медицинской помощи может осуществляться лекарственное обеспечение. Таким образом, лекарственная помощь является не видом, а элементом медицинской помощи. Степень обязательности указанного элемента при оказании медицинской помощи зависит от того, какая конкретно медицинская услуга предоставляется пациенту.

Так, одни медицинские услуги могут оказываться без использования медикаментов (к примеру, диагностические медицинские услуги (магнитно-резонансная томография, электрокардиография и т.д.), другие – только с их помощью (лечение в стационаре, а именно прием предписанных врачом лекарственных средств).

Однако отметим, что в большинстве случаев медицинская помощь осуществляется посредством назначения пациенту определенных лекарственных препаратов.

При получении медицинской помощи в условиях стационара или дневного стационара, вне медицинской организации, то есть по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, лечение осуществляется по назначению медицинского работника – врача, а медикаменты, как правило, предоставляются бесплатно.

В случаях продолжения лечения после выписки больного из стационара, или необходимости проходить лечение амбулаторно медицинским работником назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.

В данном случае лекарственная помощь является элементом медицинской помощи, так как оказывается специальным субъектом – врачом и направлена на достижение определенной цели – поддержание или восстановление здоровья пациента. 

Закон об основах охраны здоровья граждан также предусматривает возможность оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.

Для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинский работник в соответствии со статьей 73 Закона об основах охраны здоровья граждан может назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При необходимости назначения медикаментов, отпуск которых возможен без рецепта врача, медицинский работник прописывает пациенту схему приема препарата. В данном случае приобретает или получает лекарственный препарат в аптечной организации и осуществляет его прием пациент самостоятельно.

Сущность лекарственной помощи как элемента медицинской помощи заключается в том, что врач не просто назначает медикамент пациенту, но и осуществляет контроль за  безопасностью и эффективностью его приема.

Это обусловлено необходимостью применения высокоактивных лекарственных средств, сенсибилизацией пациентов к химическим и биологическим веществам, наличием у медикаментов широкого круга противопоказаний.

Однако возможна ситуация, когда пациент самостоятельно или по рекомендации фармацевтического работника приобретает медикамент в аптечной организации.

Данные отношения регулируются не только Законом об обращении лекарственных средств, но и Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» [5,6].

По своей сущности они представляют отношения по приобретению конкретного товара,  обладающего определенной спецификой.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что не любое применение медикаментов может считаться медицинской помощью, а только то, которое осуществляется по назначению медицинского работника и имеет своей целью восстановление или поддержание здоровья пациента.

Нормы, устанавливающие правовые основы оказания медицинской помощи, закреплены в различных нормативно-правовых актах, и то, какие из них применять в конкретных правоотношениях, зависит от того, где и какая медицинская помощь оказывается пациенту. Медицинская помощь может предоставляться населению на возмездной или безвозмездной основе.

В первом случае речь может идти об оказании платных медицинских услуг или о добровольном медицинском страховании, которые регулируются нормами гражданского права.

Во втором – о предоставлении медицинской помощи в порядке обязательного медицинского страхования или за счет средств бюджетов различных уровней, то есть в рамках правоотношений по социальному обеспечению.

Являясь в абсолютном большинстве случаев неотъемлемым элементом медицинской помощи, лекарственная помощь как объект правового регулирования, образно говоря, следует ее судьбе и подчиняется тому правовому режиму, который, при определенных условиях, распространяется на медицинскую помощь. Неразрывная связь медицинской и лекарственной помощи просматривается как в нормах международного права, так и при анализе законодательства Российской Федерации.

Недостаточно четко в действующем законодательстве определено соотношение медицинской и лекарственной помощи, отсутствует терминологическая определенность при использовании категорий «лекарственная помощь» и «лекарственное обеспечение».

  Также  не проводилось специальных научных исследований, посвященных проблематике лекарственного обеспечения как элемента медицинской помощи с точки зрения правового регулирования в данной сфере.

Между тем это необходимо, поскольку позволяет определить объем, содержания конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь и конституционного права на социальное обеспечение, а, значит, более четко установить социальные обязательства государства по их предоставлению гражданам и защитить их права в случае, если они нарушены.

Считаем целесообразным законодательно закрепить определение лекарственной помощи как элемента медицинской помощи, заключающегося в назначении и  предоставлении пациенту необходимых лекарственных препаратов, направленного непосредственно на достижение целей медицинской помощи, а именно устранение или облегчение проявлений заболеваний либо состояний, восстановление трудоспособности, улучшение здоровья, повышение качества жизни пациента.

В механизме оказания лекарственной помощи можно выделить несколько этапов: 1) назначение лекарственного препарата; 2) предоставление или приобретение лекарственных препаратов; 3) прием или применение лекарственных препаратов;  4) контроль результата, достигнутого от приема медикаментов.

Как правило, первые три этапа обязательны, четвертый может быть факультативен, что определяется характером лечения.

Особенности оказания лекарственной помощи зависят от степени социального риска: если гражданин страдает серьезным заболеванием, требующим стационарного лечения или лечения в дневном стационаре, то все лекарственные средства, входящие в соответствующий перечень,  ему предоставляются бесплатно.

При амбулаторном лечении правом на бесплатное получение медикаментов обладают только льготные категории населения. Таким образом, лекарственная помощь предоставляется им бесплатно лишь в части назначения препарата, а сам препарат будет доступен им бесплатно, если они относятся к соответствующей льготной категории.

Лексический анализ терминов «лекарственная помощь» и «лекарственное обеспечение» приводит к выводу, что лекарственное обеспечение является одним из этапов лекарственной помощи, в рамках которого пациент обеспечивается необходимыми ему медикаментами. Полагаем, что термины «лекарственная помощь» и «лекарственное обеспечение» хоть и очень близки по своему значению, но не являются синонимами, а обозначаемые ими явления соотносятся между собой как целое и часть.

Следует также подчеркнуть, что лекарственное обеспечение может быть прямым и опосредованным.

При прямом лекарственном обеспечении предоставляются непосредственном сами медикаменты, к примеру при получении медицинской помощи в стационарных условиях или в аптеке по рецепту врача бесплатно или со скидкой.

Опосредованное лекарственное обеспечение осуществляется посредством компенсации расходов, связанных с приобретением медикаментов.

Все это обусловливает вывод о том, что эффективная реализация права на лекарственную и медицинскую помощь требует дальнейшей, более тщательной проработки понятийного аппарата.

Библиографический список:

1. Дюжиков, С.А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02 / С.А. Дюжиков. – Ростов-на-Дону, 2001. – 22 с.

2. Каменева, З. В. Понятие и содержание прав граждан на медицинскую помощь / З.В. Камененва // Адвокат. – № 7. – 2004. – С. 17 – 21.

3. Малеина, М.Н. Юридическая характеристика здоровья как нематериального блага / М.Н. Малеина // Медицинское право. – № 4 (56). – 2014. – С. 12-16.

4. Мохов, А.А. Основы медицинского права в Российской Федерации: Учебное пособие для магистров / А.А. Мохов. – М. : ПРОСПЕКТ, 2013. – 384 c.

5. О защите прав потребителей : закон РФ от 7 фев.1992 г. № 2300-1 // Справочно-правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: локальный.

6. Об обращении лекарственных средств : федер. закон от 14 апр. 2010 г. № 61-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: локальный.

7. Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах в связи с эпилепсией [Электронный ресурс] : приказ Минздрава России от 24 дек. 2012 г. № 1518н // Справочно-правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: локальный.

8. Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при первичном гипотиреозе [Электронный ресурс] : приказ Минздрава России от 9 нояб.2012 г. № 859н // Справочно-правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: локальный.

9. Право социального обеспечения России: Учебник / Отв. ред. К. Н. Гусов. М. : Проспект, 2010. 610 с.

10. Ращупкина, Е. И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: конституционно-правовой аспект : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.02 / Е.И. Ращупкина. – Челябинск, 2012. – 20 с.

11. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс] : принят в Нью-Йорке, 22 июля 1946 года // Справочно-правовая система «Консультант плюс». – Режим доступа: локальный.

12. Федорова, М.Ю. Медицинское право: Учебное пособие для вузов / М.Ю. Федорова. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 320 c.

Средняя:

Источник: http://conf.omua.ru/content/lekarstvennaya-pomoshch-kak-element-medicinskoy-pomoshchi-ponyatie-pravovoe-regulirovanie

Дипломная работа на тему:

Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие,
3500

Уважаемый студент!

Представленная работа ранее уже была оценена преподавателем нашего клиента на “отлично”. Использование данного материала в качестве основы ускорит процесс подготовки Вашего собственного проекта. Можете быть уверены, что работа уникальна, предлагаем ее только мы, и в открытом доступе в интернете она не находится! Еще один плюс: готовая работа в несколько раз дешевле, чем новая.

СОДЕРЖАНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ.

1.1 Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие, виды.

1.2 Лекарственная помощь как элемент социального обеспечения: основания, принципы обеспечения. 

1.3. Правовое регулирование предоставления лекарственной помощи и лекарственного обеспечения. 

ГЛАВА ІІ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ И ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН.

2.1 Государственная социальная политика в области лекарственного обеспечения граждан. 

2.2 Основания и порядок предоставления лекарственного обеспечения инвалидам и многодетным семьям.

2.3 Основания и порядок предоставления лекарственного обеспечения коренным и малочисленным народам Севера. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

К приоритетным направлениям реформирования здравоохранения в Российской Федерации относится повышение качества медицинской помощи, которое предусматривает в числе первоочередных задач совершенствование системы лекарственного обеспечения. Лекарственная помощь, исходя из оценки специалистов, составляет от 70% до 95% в сравнении со всеми врачебными назначениями, поэтому она выполняет роль одной из важнейшей составляющих лечебного процесса.

В стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года, которая утверждена Приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66[1], определены приоритетные социально-экономические задачи в сфере лекарственного обеспечения населения РФ ориентируясь на долгосрочную перспективу, решение которых должно осуществляться поэтапно.

При разработке Стратегии руководствовались целым рядом проблем, среди которых отмечаются следующие: отсутствие единого федерального регистра лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях; неравномерность уровня лекарственного обеспечения в субъектах РФ; низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не имеющим право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой. И.А. Колоцей отмечает, что разными формами возмещения стоимости лекарственных средств в РФ охвачено примерно 15% населения. Поэтому основной проблемой реализации права на лекарственное обеспечение является доступность лекарственных средств для остальных граждан.

В 2016 году предполагалось завершить второй этап предусмотренных Стратегией мероприятий. В рамках данного этапа должна быть осуществлена реализация пилотного проекта по модернизации системы лекарственного обеспечения (бесплатно или со скидкой) отдельных категорий граждан за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Реализация Стратегии на третьем этапе (2017-2025 годы) предусматривает внедрение на территории Российской Федерации оптимальной модели системы лекарственного обеспечения (бесплатно или со скидкой) отдельных категорий граждан за счет средств указанных бюджетов[2].

Реализация второго этапа будет длиться до 2020 года, его временные рамки (2015-2020) определены стратегией.

Масштабность планов и концептуальность изменений установленного порядка должны быть осуществлены таким образом, чтобы это не нарушать права граждан в сфере лекарственной помощи и лекарственного обеспечения, поскольку лекарственные препараты (лекарства) выступают «одним из факторов, которые влияют на результат» при оказании медицинской помощи. Весьма значимая роль в регулировании отношений по предоставлению лекарственной помощи при бесплатном оказании гражданам медицинской помощи отводиться нормам права социального обеспечения.

Целесообразность работы заключаться в том, что ещё недостаточно исследований по подобной тематике; существуют противоречивые научные факты, полученные разными исследователями; исследования есть, но не достаточно отражены правовые аспекты проблемы. Также были введены санкции на лекарства, наблюдаются очереди за лекарствами, иногда бесплатных лекарств нет в аптеках, предлагают аналоги, а эффективность этих аналогов не исследована.

Объект исследования – лекарственная помощь.

Предмет исследования – оказание лекарственной помощи как одного из аспектов социального обеспечения населения.

Цель исследования – обосновать необходимость использования лекарственной помощи в сфере социального обеспечения граждан РФ.

Гипотеза исследования. При условии оказания надлежащей лекарственной помощи социально незащищенным слоям населения РФ состояние здоровья граждан и благосостояния страны будут улучшаться.

Задачи работы:

– рассмотреть общую характеристику лекарственной помощи как одного из видов социального обеспечения;

– проанализировать порядок предоставления медицинской и лекарственной помощи разным категориям граждан.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; эмпирические: диагностические методы и методики (опрос, анкетирование, наблюдение, сравнение, обобщение.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников) и 8 приложений. Основной текст работы изложен на 47 стр. основного текста.56 стр.

Если данный вариант Вам не подходит, мы поможем Вам в написании новой работы.

Вы можете обратиться к нам с любыми проблемами в учебе! Кроме того, если Вам интересно разобраться в предмете, мы научим Вас самостоятельно решать задачи, подготавливать рефераты, курсовые, дипломы и т.д.

Источник: https://stydend.ru/diplomnye-raboty/diplomnaya-rabota-na-temu-lekarstvennaya-pomoshch-kak-vid-sotsialnogo-obespecheniya-77488.html

Медицинская и лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение

Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие,

Конституция РФ провозгласила охрану и укрепление здоровья населения, продление жизни и улучшение ее качества для каждого отдельного человека и всего российского общества в целом, всемерное развитие систем здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечение экологического, санитарно-эпидемиологического благополучия и на этой основе гарантирование каждому гражданину конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Конституционные нормы, закрепляющие право на охрану здоровья предопределяют следующие особенности:

  • право на охрану здоровья относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах;
  • способы и объем реализации субъективных прав на охрану здоровья дифференцируются в зависимости от субъектного состава;
  • реализация прав на охрану здоровья основывается на разделении ответственности между государством, работодателями и гражданами.

Таким образом, к числу приоритетных направлений деятельности российского государства по-прежнему относится охрана здоровья населения, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598«О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»2 определены меры дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан РФ.

В рамках реализации Указа были определены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

В документе в качестве вызова социально-экономического развития в перспективном периоде обозначено ожидание ежегодного снижения численности населения трудоспособного возраста примерно на 1 млн.

человек, что, с одной стороны, серьезно ограничит потенциальные темпы роста экономики, с другой -увеличит нагрузку на пенсионную систему. Кроме того, следует ожидать расширения запросов на расходы в сфере здравоохранения и социальной поддержки населения.

Таким образом, в настоящее время перед государством одним из приоритетным направлением государственной политики является обеспечение здоровья.

Охрана здоровья гражданина осуществляется на двух уровнях: национально-правовом и международно-правовом. Россия является участницей целого ряда международных договоров и конвенций, направленных на охрану здоровья.

Так, право на охрану здоровья закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.1. Ст. 25(1) Всеобщей декларации гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».

Ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливает, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения декларируется, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которая пока не ратифицирована РФ, содержит специальный разд. 11 «Медицинская помощь».Закреплено правило, что государства-участники обеспечивают предоставление пособия, когда состояние подлежащих обеспечению лиц требует медицинской помощи лечебного или профилактического характера.

Конвенция МОТ № 130 «Омедицинской помощи и пособиях по болезни», которая пока также не ратифицирована РФ, устанавливает шесть видов медицинской помощи, которые входят в обеспечение.

К ним относятся: общая врачебная помощь, включая посещения на дому; помощь, оказываемая специалистами стационарным или амбулаторным больным, и помощь специалистов, которая может оказываться вне больницы; отпуск необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста; госпитализация в случае необходимости; зубоврачебная помощь, как это установлено национальным законодательством; медицинское восстановление, в том числе предоставление, ремонт и замену протезов или ортопедических приспособлений, как это установлено национальным законодательством.

Россия ратифицировала статью 11 Европейской социальной хартии «Право на охрану здоровья». Указанная норма предусматривает следующие три направления правового регулирования:

  • устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья;
  • предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье;
  • предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев.

В программе Всемирной организации здравоохранения «Здоровье для всех» сделана попытка обозначить уровень здоровья, который позволил бы людям продуктивно работать и участвовать в жизни общества.

Анализ указанных документов позволяет рассматривать право на охрану здоровья именно в контексте права на укрепление, сохранение и восстановление здоровья.

В рамках СНГ действуют соглашения регионального характера – Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения 1992 г. и Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств -участников СНГ 1997 г. В соответствии со ст. 3 Соглашения 1992 г.

договаривающиеся стороны, руководствуясь принципами гуманизма, обязуются оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь гражданам государств – участников Содружества без взаимных компенсаций затрат, плановую медицинскую помощь по направлению органов и учреждений здравоохранения с возмещением фактических затрат направляющей стороной, либо на условиях, предусмотренных специальными двусторонними договорами.

На национальном уровне в настоящее время обновилась нормативная правовая база в сфере здравоохранения Базовым нормативным правовым актом является Федеральный закон от 29.11.

2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объемах и на условиях, соответствующим программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС (оно может быть коллективным и индивидуальным).

Необходимо отметить, что в предмет права социального обеспечения входят только отношения, складывающиеся в результате осуществления ОМС.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Основным, фундаментальным законом, гарантирующим право граждан на охрану здоровья в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Основы).

Основы охраны здоровья граждан определяют правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина в сфере здравоохранения и гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность федеральных, региональных и местных органов власти России в сфере охраны здоровья граждан; права и обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и фармацевтических работников.

Основы содержат ряд определений, которые непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи, такие как «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», «профилактика», «диагностика», «лечение», «пациент», «заболевание» и др.

В ст. 4 Закона об основах охраны здоровья граждан перечислены основные принципы охраны здоровья:

  • соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
  • приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
  • приоритет охраны здоровья детей;
  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
  • ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • доступность и качество медицинской помощи;
  • недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • соблюдение врачебной тайны.

Конкретная детализация содержания принципов отражает и государственную политику в области медицины.

Так, принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан и при оказании медицинской помощи характеризует переход от системы здравоохранения, направленной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни, повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Основной новацией Основ является консолидация в самостоятельной главе 4 Закона прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья. Данная глава объединяет в себе ряд статей, гарантирующих право граждан на охрану здоровья.

В частности, закреплено право на охрану здоровья (ст. 18), медицинскую помощь (ст. 19), информированное добровольное медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства (ст. 20), право на информацию о состоянии здоровья (ст.

22), информацию о факторах, влияющих на состояние здоровья (ст. 23).

Основы гарантируют право граждан на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования (ст. 21).

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи (ст. 18).

Впервые согласно статье 27 Основ на граждан в сфере охраны здоровья возложены следующие обязанности:

  • заботиться о сохранении своего здоровья;
  • в предусмотренных законодательством случаях проходить медицинские осмотры, при наличии заболеваний, представляющих опасность для окружающих, проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний;
  • при нахождении на лечении соблюдать режим, в том числе определенный на период временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Подобная норма не носит карательный характер, поскольку не предусматривает санкции в отношении граждан.

Основы охраны здоровья граждан с учетом специфики субъекта-гражданина содержат специальные статьи, отдельно регламентирующие охрану здоровья матери и ребенка, а также семьи в целом (глава 6), военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим (ст. 25), лиц, задержанных, заключенных под стражу (ст. 26), граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями (ст. 43, 44).

Государство берет на себя заботу об охране здоровья каждой семьи. Такая охрана осуществляется еще на стадии создания семьи. В ст.

51 Закона об основах охраны здоровья граждан установлено, что каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

В Законе об основах охраны здоровья граждан закреплено право одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

Новеллой Закона об основах охраны здоровья является закрепления принципа приоритета охраны здоровья детей.

С практической точки зрения он выражается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют специальные программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Кроме того, охрана здоровья военнослужащих установлена ст. 25 Закона об основах охраны здоровья и ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Таким образом, правоотношения по поводу медицинской помощи и лечения могут иметь разное содержание в зависимости от круга субъектов. Необходимо раскрыть содержание права каждой группы субъектов.

Как следует из статьи 3 Основ охраны здоровья граждан, закон выступает системообразующим актом для всех иных федеральных законов, входящих в сферу законодательства о здравоохранении.

Источник: http://be5.biz/pravo/s016/24.html

Medic-studio
Добавить комментарий