Медицинское образование в средние века.: В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот.

Загородный клуб

Медицинское образование в средние века.:  В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот.
Здесь я использовала в качестве канвы сетевой реферат студента Пироговки Кирьянова М.А. и книгу Гуго Глязера «О мышлении в медицине».

Салерно — город, расположенный на берегу залива, защищенный с севера и востока высокими горными цепями. Уже римские хроники I в.

до н.э. упоминают о нем как о климатическом курорте. С IX в., наряду с монастырскими больницами, в Салерно уже существовала врачебная корпорация Вероятно, это было начинание нескольких врачей, пожелавших обучать молодых людей медицине.

Вскоре было образовано содружество, которое приобрело уважение и признание и с гордостью называло себя «Гиппократовой общиной». Многочисленные больные прибывали морем или спускались с гор к местам, где можно было надеяться на исцеление.

Город стали называть «городом Гиппократа» («civitas Hippocratica»).

В отличие от других мед. школ раннего Средневековья, Салернская школа носила светский характер. Как и Салернский госпиталь основанный в 820 г. и являвшийся первой гражданской больницей в Западной Европе, медицинская школа в Салерно не была основана духовенством, и финансировалась за счет средств города и платы за обучение.

По причине светскости школы, на ее преподавателей и учащихся не распространялся целибат (обет безбрачия), введенный в отношении всех дипломированных врачей, студентов и профессоров университетов и отмененный лишь в 1452 г. Деканы-приоры школы не имели духовных званий. Более того, в 11- 15 вв. в Салерно учились и даже преподавали женщины.

Женщины работали в Салерно вплоть до высших уровней медицинской иерархии. Среди заметных женщин школы – Ребекка Гуарна с её трактатом “О зародыше”, едва ли не первым комплексным трудом на эту тему в мировой истории медицины. Кроме этого, она написала трактаты «О лихорадке» и «О моче». Абелла (псевдоним) написала «О черной лихорадке» и «О природе человеческого семени».

В Салерно работала Тротула де Руджеро (умерла в 1097 году). Она в своих трактатах комментировала античные авторитеты, дискутировала с ними, и дополнила их представления своими изысканиями. Ее собственный труд «Passionibus Mulierum Curandorum» о гинекологии и родовспоможении оставался до середины XYII века самым читаемым и чаще всего используемым произведением о женской медицине.

Тротула считала, что женщина, которой присуща врожденная скромность, не может обсуждать свои проблемы с врачом-мужчиной и может открыть свое сердце лишь женщине.

Будучи последовательницей единой терапии, она рекомендовала беременным, находящимся на сносях, употреблять в пищу только легкие продукты, часто купаться, втирать в тело масло фиалки, смазывать отекшие щиколотки розовым маслом и есть, в случае возникновения проблем с пищеварением, мяту.

Надо сказать, что некоторые источники, отдающие должное заслугам арабской медицины, утверждают, что никакой Тротулы и на свете-то не было, а ее «работы» являются переводами с арабского, которые расисты-западники приписали мифической Тротуле.В Салерно работала также женщины-хирурги – неаполитанка Константа Календа (явный псевдоним) и некая Меркуриадис.

В истории Салернской школы различают два периода так называемый греческий период, длившийся от начала существования школы до 12 в., и греко-арабский период с 13 в. Уже в эпоху раннего Салерно, 9 – 11 вв., там были созданы труды практического характера, такие как Антидотарий. Антидотарий включал всего около 60 рецептов, но в дальнейшем он перерабатывался и расширялся.

В салернском Антидотарии впервые количества лекарственных средств даются в точной весовой прописи в гранах, унциях, скрупулах и драхмах. Существовал и Пассионарий практическое руководство по диагностике различных заболеваний, автором которого считают ученого лангобарда Гариопонта или Гаримпота, Gariopontus, в середине 11-го века.

В сущности, его работа представляла собой объемный, хорошо организованный сборник выдержек из работ Галена Ad Glauconem de medendi methodo, псевдо-галленического Liber tertius, сборника Aurelius – Esculapius, отрывков из работ Александра Тралльского и Теодора Присцианского.

На развитие Салернской школы большое влияние оказала врачебная и переводческая деятельность выдающегося врача 11 в. Константина Африканского (Constantinus Africanus), (около 1015 – 1087). Переводя медицинские сочинения с арабского на латинский язык, Константин познакомил с ними и Салерно. Его роль в этом отношении была столь велика, что, по мнению нем. историка медицины Зудгоффа (К. F.

J. Sudhoff), в эпоху расцвета Салерно труды этой школы представляли собой сочетание античных учений с тем, что внес Константин Африканский. Костантин отнюдь не был кабинетным ученым. В те годы медики активно путешествовали, знакомясь с первоисточниками своих интересов.

Жизнь его была богата событиями и менее приятными: завистливые собратья медики объявили, что он занимается магией, и врача спас только предложенный ему Константином Мономахом пост секретаря в Реджио. После преподавания в Салерно, Константин Африканский стал монахом-бенедиктинцем, проведя почти 20 лет в Монте-Кассино.

Скорее всего, в монашество его привели не только и не столько убеждения, сколько теснейшая дружба с аббатом Десидерием, будущим Папой Виктором III.Начиная с 11 в. наиболее выдающимися врачами школы были Иоанн Платеарий, автор краткого практического руководства по медицине, широко известного еще в 16 в.

, Кофо, автор сочинений о лихорадках и местной патологии, начиная с головы и до нижней части туловища, а также Феррарий, написавший сочинение о лихорадке. Собственная медицинская литература Салерно была столь обширной, что к середине 12 в. на ее базе был создан всеобъемлющий трактат «О лечении заболеваний», в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней.

Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение Архиматтея «О приходе врача к больному», где, кроме диагностических и лечебных советов, обсуждались вопросы врачебной этики, взаимоотношений врача с больным и т. д. Книга Архиматтея (Archimattheus) пользовалась широкой популярностью. Большой известностью в Европе пользовался Роджер Салернский (Rogerius Salernitanus), 12 в.

, автор первого в Западной Европе систематического труда по хирургии «Хирургия Роджера» (1170), составленного, по-видимому, на основе позднеантичных, византийских и арабских источников. «Хирургия Роджера» в течение 100 лет была основным учебником и справочным пособием по хирургии.

Это была немногословное, четкое и практическое пособие, совершенно свободное от типичных для того времени длиннейших цитат из авторитетов древности. Пособие систематизировано, как патолого-травмологическое, с рекомендациями, что делать при каждом случае. Роджер Салернский первым применил термин lupus для описания классической малярийной лихорадки.

Он рекоменловал применение компрессов из яичного белка для для ран нашее и не верил в регенерацию поврежденных нервов, считая, что их можно «исправить», только соединив.

Позднее ученики и последователи Роджера Салернского дополнили его работы новыми главами: Additiones, Chirurgia Rolandina, First Salernitan Gloss, Roger Marginalia of Erfurt, Four Masters Gloss, Therapeutic Roger Gloss, Chirurgia Jamati, Roger Complex.

В большой степени именно работы Роджера Салернского помогли изменению взгляда на профессию хирурга, как более «низкую», «ремесленническую». В середине 12 в. в Салерно работали два выдающихся врача – ученых, Мавр и Урсо. Первому принадлежит трактат о моче и сочинение о кровопускании, к которому средневековая медицина прибегала очень часто. Второй известен как автор сочинения о моче и Афоризмов. Труды этих ученых высоко ценились современниками и были известны в последующие века. Во второй половине 12 в. Музандин написал сочинение о приготовлении кушаний и напитков для больных. К началу 13 в. слава Салернской школы была столь велика, что в 1224 г. император Фридрих II 1212- 1250 предоставил ей исключительное право присваивать звание врача и выдавать лицензии на право врачебной практики на территории его империи.

(Фридрих был одним из самых образованных людей своего времени, знал греческий, арабский и латинский языки. В Италии Фридрих основал много школ, в 1224 году университет в Неаполе, где преподавали не только христиане, но и арабы и евреи, что свидетельствует о веротерпимости, которая была характерна для всей политики Фридриха II. Фридрих проявлял глубокий интерес к медицине и зоологии. Он ввел обязательное преподавание анатомии для медиков и поощрял ее изучение на трупах. По его предложению были переведены на латинский язык сочинения Авиценны и «История животных» Аристотеля. Фридриху приписывается сочинение о соколиной охоте – из Википедии).

Была утверждена постоянная учебная программа: обучению в школе предшествовал трехлетний подготовительный курс, затем 5 лет изучалась Медицина, после чего следовала годичная стажировка у опытного врача.

Обучение в Салрно носило преимущественно практический характер, студенты старших курсов сопровождали своих преподавателей во время обходов в госпитале, участвовали в осмотрах больных. Стажеры выполняли функции помощников врача, много внимания уделялось гигиене и диететике.

Анатомия подавалась по рисункам или на трупах свиньи. Лишь в 1238 г. салернским профессорам были разрешен анатомические демонстрации публичное вскрытие трупа человека (один раз в пять лет, одна демонстрация за весь курс обучения).

Постепенно, все-таки, слава школы Салерно вместе с учениками перешла к другим школам – в первую. Очередь, к Монпелье, где преподавал «салерниец» Арнольд из Виллановы, который и написал в 14-м веке знаменитый «Салернский Кодекс»

Источник: https://www.diary.ru/~MirrinMinttu/p62233669.htm?oam

Пять достижений медицины в Средние века

Медицинское образование в средние века.:  В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот.

Есть распространенное представление, что в Средние века все было плохо, особенно с гигиеной и медициной. Вопрос гигиены в Средние века на этом канале уже разбирался (ссылка в конце статьи), посмотрим же теперь на медицину.

Итак, пять достижений средневековой медицины (которыми мы пользуемся и сейчас), в хронологическом порядке:

1. Аптеки

Первая аптека появилась в Багдаде в 754 году как место, где специальный сведущий в различных веществах человек готовил препараты по рецепту и заказу врача. Идея оказалась популярной, и вскоре аптеки начали распространяться по арабскому миру, а к XII веку добрались и до Европы.

Старейшая ныне существующая аптека в мире – аптека Санта-Мария-Новелла во Флоренции – была основана в 1221 году, когда доминиканские монахи из одноименной базилики начали выращивать целебные травы для своего госпиталя. Правда, для публики аптека открылась только в XVII веке.

Еще одна до сих пор работающая средневековая аптека – Ратушная аптека в Таллинне. Будете в Таллинне – заходите, там не только аптека, но и целый музей (бесплатный!).

На стене указано, что аптека работает с 1422 года, но на самом деле это дата ее первого упоминания в документах – и в них уже сказано, что она принадлежит уже третьему владельцу!

2. Медицинское образование в университетах

О том, насколько важной медицину считали в Средние века, может говорить и то, что она была одной из трех высших дисциплин (наряду с теологией и правом), которой обучали университеты. Светские власти относились к высшему медицинскому образованию серьезно: например, император Фридрих II в 1231 году издал ряд законов, касающихся стандартов медицинского образования.

Особенность медицинского образования в средневековых университетах – систематическое изучение анатомии и проведение вскрытий. Эту практику первым ввел Мондино де Луцци в Болонском университете, и он же в 1315 году провел там первое публичное вскрытие.

Вскрытие трупа, миниатюра XV века из трактата Бартоломея Английского De proprietatibus rerum (“О свойствах вещей”), Paris, Bibliotheque Nationale, MS. fr. 218, fol. 56r.

Университеты были, конечно, не единственным местом, где обучали медицине: существовали (и успешно конкурировали с ними) и медицинские школы.

Например, Салернская врачебная школа на юге Италии, основанная в IX веке при монастырском госпитале, работала вплоть до начала XIX века, когда она была закрыла приказом маршала Мюрата, тогдашнего короля Неаполитанского королевства.

3. Очищение ран и анестезия

Согласно древним медицинским трактатам, в случае хирургических вмешательств в ране следует оставлять немного гноя – считалось, что он способствует заживлению. Так продолжалось вплоть до XIII века и Теодорика Боргоньони.

Уроженец Лукки, Боргоньони учился медицине в Болонском университете, вступил в Доминиканский орден, стал личным врачом Папы Иннокентия IV.

Его основной труд – четырехтомная “Хирургия”, в которой он решительно заявил, что главное для медика – личный опыт и наблюдения, а не следование античным трактатам, и немедленно предложил новый метод обработки ран: тщательную очистку и зашивание. Бинты при этом следовало предварительно вымачивать в вине – для дезинфекции.

Боргоньони же ввел практику анестезии при операциях: для этого губку, смоченную раствором опиума, корня мандрагоры, болиголова, сока шелковицы, плюща и других веществ, подносили к носу пациента и держали, пока он не потеряет сознание.

Духовная карьера у Боргоньони при этом тоже вполне сложилась: он стал епископом Битонто (современная Апулия), а затем Червии (Эмилия-Романья). А еще написал трактат о соколиной охоте. Очень талантливый был человек.

Монах-доминиканец и пациент, Париж, между 1225 и 1275 гг., Rare Book & Manuscript Library University of Pennsylvania LJS 24

4. Очки

Кто, когда и где изобрел очки – доподлинно неизвестно, но совершенно точно, что к началу XIV века они были хорошо известны в Италии; первое их упоминание – в проповеди священника-доминиканца Иордана Пизанского 23 февраля 1306 года: “Еще не прошло и двадцати лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, позволяющих видеть хорошо. Я видел того, кто впервые открыл это искусство и занимался им, и говорил с ним.” Поэтому предполагается, что очки были изобретены именно в Пизе и примерно в 1290 году.

Первое изображение очков к северу от Альп – фрагмент алтаря в церкви св. Николая в Бад-Вильдунгене, Гессен, Германия, работы Конрада фон Зоста, 1403 г.

5. Карантин

Даже если вы никогда не задумывались, как человечество дошло до идеи временной изоляции группы людей во избежание распространения эпидемии, вряд ли вы удивитесь, что к этому подтолкнула Черная смерть – эпидемия чумы с пиком в середине XIV века.

В 1377 году власти города Рагуза (не того, который на Сицилии, а того, который сейчас называется Дубровником) издали ряд законов для борьбы с распространением чумы.

Одна из предлагаемых мер заключалась в том, что экипажи всех прибывающих кораблей должны оставаться на двух специально выделенных островах в течение 30 дней (позже этот срок был продлен до 40 дней). Если за это время среди них никто не заболевал – добро пожаловать в город.

По-итальянски (основным языком Рагузы был именно итальянский) сорок – quaranta; отсюда, собственно, и слово “карантин”.

___________________________
Почитать еще:
О гигиене в Средние века
Пять неочевидно средневековых изобретений
Пять мифов о Средних веках
Пять незаслуженно малоизвестных женщин Средних веков

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae9f49a6104933a2e819d3d/5d3cb874a2d6ed00add86adc

«Как это устроено»: «Темные времена». Медицина Средневековья

Медицинское образование в средние века.:  В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот.

Благодаря исторической науке миф о том, что в Средние века Европа переживала «темные времена» культурного упадка, оказался полностью развенчанным. Такое стереотипное понимание распространялось на все сферы общественной жизни. Concepture разбирается, как было налажено лечебное дело в Средние века.

Хорошее знание исторических фактов убеждает в том, что развитие западноевропейской цивилизации отнюдь не остановилось с наступлением эпохи, которую традиционно называют Средневековьем (V-XV вв.). Деятели культуры средневекового Запада, вопреки устоявшемуся мнению, не порывали «связь времен», а перенимали опыт античности и Востока и в итоге внесли свой вклад в развитие европейского общества.

В Средние века комплекс астрологических, алхимических и медицинских знаний был одним из важнейших направлений научного знания (наряду с физико-космологическим, оптическим, биологическим).

Именно поэтому в распоряжении средневекового пациента были высококвалифицированные доктора, получившие образование в медицинских школах и университетах, и госпитали, где они могли получить уход и лечение (включая и хирургические операции).

На зарождение и развитие больничного дела в эпоху Раннего Средневековья во многом повлияла христианская идея благотворительности, которая реализовалась в заботе за старыми и больными членами общества. Здесь еще не преследовалась цель заниматься лечением недугов – целью было создание более комфортных условий жизни для неблагополучного населения.

Так появились первые госпитали (буквально – помещение для приезжих), которые не были госпиталями в современном понимании, а больше походили на приюты для оказания первой помощи бездомным больным. Зачастую это были специально отведенные помещения в соборах и монастырях.

В госпиталях не проводили лечение, а просто присматривали за людьми. Рост населения городов обусловил появление городских госпиталей, где забота о духовном здоровье сопрягалось уже с заботой и о физическом. Городские госпитали были похожи на современные больницы: они представляли собой общие палаты с кроватями, на которых размещались больные.

Потребность в медицинской помощи привела к открытию специальных рыцарских орденов с функцией медицинского обслуживания; например, орден Святого Лазаря занимался уходом за прокаженными, количество которых было довольно велико. Со временем лечебное дело стало светской практикой, а госпитали стали нуждаться в большем количестве специалистов. Подготовкой кадров занимались медицинские учебные заведения.

Чтобы стать врачом, средневековому студенту нужно было сначала получить духовное или светское образование, состоявшее из «семи свободных искусств», которые в свое время входили в систему античного образования.

К моменту поступления в медицинское учебное заведение необходимо было освоить грамматику, риторику, диалектику, математику, геометрию, астрономию и музыку.

Появлению высших школ Европа обязана Италии, где в IX веке уже функционировала Салернская врачебная школа и работала группа не только практикующих врачей, но и преподающих искусство врачевания.

Благодаря деятельности представителей школы города Салерно европейская медицина объединила в себе античную и арабскую традиции врачевания.

Именно Салернская школа стала выдавать первые лицензии на занятие врачебной практикой. Обучение в этой школе длилось 9 лет и состояло из подготовительного курса, изучения медицины и врачебной практики.

Студенты изучали анатомию и хирургию, оттачивая навыки на животных и человеческих трупах.

В стенах Салернской школы появились такие знаменитые трактаты, как «Хирургия» Роджера Салернского, «О природе человеческого семени» Абеллы, «О женских болезнях» и «О составлении лекарств» Тротулы, «Салернский кодекс здоровья» Арнольда, коллективный труд «О лечении заболеваний». Безусловно, средневековые врачи были хорошо осведомлены о строении тела, симптомах множества заболеваний, наличии четырех темпераментов. С XII века врачебные школы стали превращаться в университеты.

Средневековый университет обязательно имел в своей структуре медицинский факультет.

Медицинский факультет (наряду с юридическим и теологическим) был одним из высших факультетов, на которые студент имел право поступить только после окончания подготовительного факультета.

Получить степень магистра медицины было очень непросто, и половина поступающих не справлялась с этой задачей (принимая во внимание, что абитуриентов было и так не очень много). Теория медицины преподавалась студентам на протяжении 7 лет.

Как правило, университет не зависел от Церкви, представляя собой автономную организацию, имеющую свои законы и особые права.

Прежде всего, это отразилось на разрешении проводить вскрытие трупов, что с христианской точки зрения было тяжелым грехом.

Однако университеты добились разрешения на анатомирование, результатом чего стало открытие в 1490 году в Падуе анатомического театра, где посетителям демонстрировалось устройство человеческого тела.

В средневековой Европе термин «медицина» употреблялся по отношению ко внутренним болезням, специфику которых изучали студенты-медики по книгам античных и арабских авторов. Эти тексты считались каноническими и буквально заучивались студентами наизусть.

Самым большим минусом был, конечно же, теоретический характер медицины, не позволяющий применять знания на практике. Однако в некоторых университетах Европы врачебная практика была обязательным компонентом обучения. Образовательный процесс таких университетов и спровоцировал рост госпиталей, где студенты лечили людей в рамках практики.

Алхимические знания западноевропейских врачей послужили толчком к развитию фармацевтики, оперирующей огромным количеством ингредиентов. Через алхимию, которую часто называют лженаукой, медицина пришла к расширению знаний о химических процессах, необходимых для создания действенных лекарственных средств. Появились трактаты о свойствах растений, о ядах и т. п.

Хирургическая практика в период классического Средневековья в основном ограничивалась удалением мозолей, кровопусканиями, заживлением ран и другими незначительными вмешательствами, хотя имелись примеры ампутаций и трансплантаций. Хирургия не была основной дисциплиной в университетах, ей обучали непосредственно в госпиталях.

Потом хирурги, коих было немного, объединялись в своеобразные цеха для ведения врачебной деятельности. Актуальность хирургии позднее возросла в связи с переводом арабских текстов и многочисленными войнами, оставляющих множество людей искалеченными. В связи с этим стали практиковаться ампутации, лечение переломов, обработка ран.

Одной из самых печальных страниц в истории средневековой медицины, без сомнения, можно назвать ужасные по масштабу вспышки инфекционных болезней. На тот момент медицина оказалась недостаточно развитой, чтобы противостоять чуме и проказе, хотя определенные попытки были сделаны: в практику входит карантин, открываются лазареты и лепрозории.

С одной стороны, средневековая медицина развивалась в тяжелых условиях (эпидемии чумы, оспы, проказа и др.), с другой же – именно эти обстоятельства способствовали революционным изменениям и переходу от медицины Средневековья к медицине Возрождения.

  1. Жак Ле Гофф «Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада»
  2. Йохан Хейзинга «Осень Средневековья»

Источник: https://concepture.club/post/obrazovanie/kak-eto-ustroeno-medicina-srednevekovja

Образование и медицина в средневековой Европе

Медицинское образование в средние века.:  В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот.

Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них —Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в.

Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины.

Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа).

По велению императора Священной Римской империи Фридриха II (1212—1250) ей — единственной в стране — было дано право присвоения звания врача, без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось.

В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний.

Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики.

Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма«Салернский кодекс здоровья» («Regimen sanitatis Saler-nitanum»).

Ее автор — Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235—1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии — магистр университета в Монпелье.

Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей.
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Появление университетов в средневековой Европе

В средние века сообщества людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.) называлисьuniversitas (лат. совокупность).

По аналогии с ними так стали называть и корпорации преподавателей и учеников — universitas magistrorurn et scolarium.
Так появился термин университет.

Становление университетов в средневековой Западной Европе тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.

В 1158 г. статус университета получила юридическая школа в Болонье (Италия).

Затем статус университета был присвоен школам в Оксфорде и Кембридже (Британия, 1209), Париже (Франция, 1215), Саламанке (Испания, 1218), Падуе (Италия, 1222), Неаполе (Италия, 1224), Монпелье (Франция, 1289), Лиссабоне (Португалия, 1290), Праге (Чехия, 1348), Кракове (Польша, 1364), Вене (Австрия, 1365), Гейдельберге (Германия, 1386) (рис. 81), Кёльне (Германия, 1388), Лейпциге (Германия, 1409) и др.

Как правило, средневековые университеты имели четыре факультета: один подготовительный и три основных. Термин факультет (лат.

 facultas — способность, умение, талант) был введен в 1232 г.

папой Григорием IX для обозначения различных специальностей в Парижском университете, открытом церковными властями, которые стремились таким образом утвердить свое влияние на подготовку ученых.

Как был устроен средневековый университет

Обязательным для всех учащихся был подготовительный (или артистический) факультет (от лат. artes —искусства), где преподавались семь свободных искусств (septem artes liberales).
После овладения программой trivium (грамматика, риторика, диалектика) и сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень бакалавра искусств.

После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) учащийся получал степень магистра искусств и право продолжать обучение на одном из основных факультетов:
богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета.

Слово студент произошло от латинского studere — учиться.

Студентами называли всех учащихся университета, которые; как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы.

Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества.

Количество студентов было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников избирался староста десятки—декан (от лат. decem — десять).

Во главе университета стоял rector magnificis-simus (лат. rector— управитель).
Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан.

В церковных университетах они назначались и оплачивались церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля — королевской властью.

Термин профессор (лат. professor — знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима. В средневековых университетах Европы (примерно с XV—XVI вв.) профессорами стали называть преподавателей—магистров (лат. magistri) и докторов (лаг. doctores).

Обучение в средневековом университете

Как уже отмечалось, языком средневековой учености в Западной Европе была латынь. Книга в средние века являлась большой редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготовлялись из пергамента — особым образом обработанной кожи животных.

Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по нескольку лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре. Достаточно отметить, что в XV в.

на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.

Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Отрецензированные церковью произведения Галена, Гиппократа и Ибн Сины заучивались наизусть.
Практических занятий, как правило, не было.

Представления студентов о строении человека были весьма поверхностными. Церковь запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов.

Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с особого разрешения монархов лишь в XIII— XIV вв.
Так, в 1238 г..

Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г.

Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать университету в Монпелье один труп в год.

Университет в Монпелье был одним из самых прогрессивных в средневековой Европе. Свидетельство тому — обязательная врачебная практика за пределами города.
Так, в 1240 г.

студенты атестовывались только после работы в больнице в течение шести месяцев, в 1309 г. требовалась уже 8-месячная практика вне Монпелье. Имеются также сведения, о том, что студенты Монпелье уже в XIII в.

посещали операции своих учителей-магистров и обучались «слушая и видя».

Однако в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила.

Ею занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые университетского образования не имели и в качестве врачей не признавались.

Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с крестовыми походами.

Первый в Западной Европе учебник по анатомии, был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луцци (Mondino de Luzzi, 1275—1326).

Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов, которые ввиду крайней редкости этого события производились весьма тщательно, в течение нескольких недель.
Многое в этой книге заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела».

По учебнику Мондино де Луцци учился анатомии Андреас Beзалий, ставший впоследствии основоположником научной анатомии.

Одним из выдающихся воспитанников университетов в Болонье и Мон-пелье был Ги де Шолиак(Guy de Chauliac, ок. 1300—1368).

Его компилятивный труд «Collectorium artis chirurgicalis medicinae» («Обозрение хирургического искусства медицины», 1363) представляет собой хирургическую энциклопедию того времени.

До XVII столетия он был наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Европе.

Однако в целом средневековая наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Господствовали культ цитат, механическое заучивание научных текстов, пренебрежение к практическому опыту:

Словами диспуты ведутся,Из слов системы создаются,Словам должны мы доверять,В словах нельзя ни йоты изменять…Гёте. «Фауст»

Известный французский карикатурист Оноре Домье (1808—1879) великолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей цитаты,— смерть уносит больного. Так было и в действительности — средневековая схоластическая медицина Западной Европы во многих отношениях стояла спиной к больному.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, «История Медицины»

Источник: http://ageiron.ru/byit-proshlogo/obrazovanie-i-meditsina-v-srednevekovoy-evrope

Диагностические приемы врачей эпохи античности

Медицинское образование в средние века.:  В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот.

В эпоху античности сформировались основные методы везикальной (субъективной) диагностики:

1.Опрос. Врачеватели обращ. внимание на то, что мож. явиться причиной болезни, что беспокоит больного, как он об этом говорит.

2.Осмотр. При осмотре обращ. внимание на состояние и цвет кожных покровов, естеств. наружных отверстий, на походку, осанку..

Врачеватели применяли следующие приемы:

а) дерматоглифика (постановка диагноза по кожному рисунку, Древняя Индия),

б) физиогномика (постан. диагноза по выражению лица больного, Др.Индия. Например Facies Hippokratica – лицо агонирующего больного),

в) Признаки воспаления, Цельс.

3. Пальпация – при его пом. ставили диагноз перелома, вывиха, исследовали пульс и его характеристики.

4. Перкуссия (выстукивание) – предложил Гиппократ.

5. Аускультация( выслушивание ухом) – предложил Гиппократ (описал шум плевры, хрипы в легких; звук падающей капли – при прободении кишечника).

6. Исследования мочи (на цвет, запах, вкус. Пробы мочи – ночная, дневная).

Учения о причинах болезней в эпоху античности.

1. Демонологические (духи вызывают болезнь)

2. Астральные (звезды провоцируют болезни)

3. Минералогические

4. Климатогеографические

5. Возраст и пол

6. Животные как источник болезни

7. Образ жизни людей

Теории патологии:

1.Теория Платона. Согласно этой теории в основе болезней лежит идея.

2.Теория Пифагора. В основе всего находится число.

3.Теория Аристотеля. Болезни – это есть нарушение целесообразности.

4.Пневматическая. В основе лежит воздушное начало.

5.Натурфилософская. Др.Китай. В осн. всего 5 эл-тов: дерево, метал, огонь, вода и земля. Они взаимод. и формир. микрокосмос-орг-м ч-ка и макрокосмос – окр. мир. Мир – борьба противоположностей.

Глобал. противоположности – «инь» (мужское холодное пассивное начало) и «янь» (женское горячее активное), болезнь возник. при наруш. соотнош. «инь» и «янь». Для коррекции необх. проводить иглотерапию.

6. Теория гуморальной патологии. Основоположником ее был Гиппократ (460-377 до н. э.). В основе этой теории лежит соотношение жидкостей. Преобладание жидкостей связано с климатом.

Так, на востоке жидкость – это кровь, люди – сангвиники, на севере – желчь, люди – холерики, на юге – флегма (слизь), люди – флегматики, на западе – черная желчь, люди – меланхолики.

На основе этой теории сформулирован основной принцип медицины – индивидуальный подход.

7. Теория солидарной патологии. Ее основоположником был Асклепиад (Древний Рим). Согласно этой теории организм человека состоит из каналов, пор и движущихся частиц. Для того, чтобы не было болезни необходимы чистота тела, закаливание и движение.

Лечебные принципы и приемы врачей античности.

Принципы: 1.По Асклепию – надо лечить быстро, приятно, надежно;

2.По Гиппократу – не навреди; природа лечит, а врач помогает; принцип врачебной тайны. Лечи словом, лекарством, железом.

Лечебные приемы:

1. Терапевтические. В эпоху античности сущ. лек. ср-ва животного, минерального, растит. происх.. Были получены сведения о заготовке лек. сырья (исходя из климатогеографич. усл.), получение лек. ф-м, о кратности их приема, о взаимосвязи приема лек. ср-в с приемом пищи. Предложена классификация лек. ср-в. Первые «кружки-поильники» для тяжелых больных.

2. Специфические. Для Др.Китая характ. след. приемы: иглотерапия, прижигание пучком черной сухой полыни-мокса, массаж, вкл. точечный, различные виды гимнастики. Для Др.Индии характ. йога – физ. и духовные упражнения «направл. на обуздание собственного я» Др.Египет – родина косметики. В Др.Греции и Риме получили распространение гимнастика, массаж, тепловые водные процедуры в банях.

3. Хирургические. Развитию хирургии способств. ур-нь знаний об анатомии, наличие хир. инструментов, исп. ср-в обезболивания. Большой вклад в развитие хир. внес Гиппократ.

Он явился основоположником десмургии (науки у повязках). Предложил способы леч. переломов, вывихов плеча. Наивысший ур-нь хирургии получил в Др.

Индии: здесь впервые проведены операции по поводу патологии глаз и уха, пластические и полосные операции.

Уровень гигиенических представлений в эпоху античности

1. Культ физической и духовной красоты человеческого тела (Спартская и Афинская школы);

2. Взгляды ученых. Гиппократ говорил: « задача врача – забота о здоровье здоровых». Гален (131-201): «Люди будут здоровы, если будут вести правильный образ жизни».

3. Санитарные сооружения:

– источники чистой воды,

– резервуары чистой воды (Древний Вавилон),

– создание в Древнем Риме водопровода, канализационной системы, бань,

– строительство в Древней Греции мраморных дворцов.

ТЕМА: Медицина средних веков

Характеристика эпохи средних веков.

В эпохе средних веков выделяют следующие периоды:

V –X в. в. – раннее средневековье.

XI- XV в. в. – развитое средневековье.

XVI- XVII в. в. – позднее средневековье (эпоха Возрождения, эпоха ренессанса).

В эту эпоху необх. рассматривать Европу, Византию, Арабские Халифаты. В V в. произошло падение Римской империи. Образовались Западная и Восточная (Византия) части. Византия просущ. до XV в.. Затем образ.

Новая Османская империя. В VI в. возникли Арабские Халифаты. Эти гос-ва распростр. до Закавказья. Для них характ. общий язык и общая религия.

Арабы «получили» от Античности следующие открытия: из Китая пришёл компас, бумага, спирт, царскую водку.

В ср. века утверждается религиозная идеология, происх. разделение религии на католическую и православную. Это время крестовых походов, войн и эпидемий.

Эпидемии в средние века, причины, характер и меры борьбы.

Термин «эпидемия» произошёл от epidemos и обозначает распространенный среди народов.

Причины эпидемий.

1. Войны и «крестовые походы» приводили к разрухе, голоду, миграции больших потоков людей.

2. Особенность устройства средневекового города, которое заключалось в наличии узких улиц, отсутствии водопроводов, канализационных систем. Все нечистоты выливались прямо на улицу.

3. Сам уровень культуры людей того времени.

Характер эпидемий.

1. Эпидемии носили массовый характер (пандемии), охватывали население Европы в целом.

2. Для эпидемий в средние века была характерна высокая смертность.

3. Смешанный характер (называли – чумой. Распространены чума, оспа, проказа, тифы).

4. Эпидемии происходили очень часто.

Меры борьбы с эпидемиями.

1. Санитарно – разъединительные мероприятия:

· Карантин (от ит. caranto – 40, т.к. 40 дней наиболее часто встречаемый инкуб. период инфекционных заболеваний).

· Изобретение противочумного костюма, в который входили сапоги, халат, балахон.

· Введение санитарных должностей (санитарный совет, городские и городовые врачи – штадт-физики).

· Принятие санитарных законов (например, о порядке удаления нечистот).

· Открытие изоляторов.

· Установление привратников, застав, кордонов на пути перемещения большого количества людей. При этом привратники наблюдали, в каком состоянии люди заходили в город.

2. Мероприятия по санитарному благоустройству города:

· Мощение улиц.

· Оборудование стоков, водоисточников.

· Оборудование мест торговли на рынках.

3. Методы простейшей (народной) дезинфекции:

· Окуривание помещений (например, можжевельником).

· Прожигание вещей.

· Обработка уксусом.

· Использование очистительных свойств огня.

Мероприятия по борьбе с проказой (лепрой).

1. Прокажённые жили в отдельных городах. Они имели особую одежду, или трещотки.

2. Создание лазаретов для прокажённых. Так, на острове Мальта был создан Орден Святого Лазаря, в честь Лазаря, который болел проказой (эмблема – Мальтийский Крест).

Больницы в средние века, причины открытия и устройство.

Первая больница была открыта в IV веке в Византии, в Европе в VI веке в Париже – «отель дьё» (божий дом).

Причины открытия больниц:

1.Исторические. Прообраз больниц был в первобытном обществе, античности.

2. Экономич.. Разв. городов. Поиск рынков. Перемещ. людей. Возник. палат для заболевших при постоялых дворах – ксенодохий.

3. Социальные: – Эпидемии привели к созданию лазаретов, изоляторов.

– Социальная функция религии.

Первые шпитали (hospitalis – гостевой, гостеприимный) выполняли социальные ф-ции – больным предоставлялся, прежде всего кров, питание, питьё, а затем лечение.

Устройство больниц.

Больницы Арабских Халифатов. В них впервые возникла идея профилизации отделений. Арабские учёные считали, что прежде чем лечить больных необходимо их наблюдать.

А для того, чтобы было легче наблюдать необходимо группировать больных со схожими клиническими признаками. Больницы в Арабских Халифатах имели амбулаторные отделения, аптеки, медицинские школы.

Такие больницы с библиотекой и медицинской школой называли медицинскими академиями.

Больницы Византии имели аптеки, медицинские школы, регламент, использовали трудотерапию.

Больницы в Европе до Французской революции (до XVIII века ) преимущественно размещались при монастырях.

Аптеки. (от гр. apoteka – склад, кладовая). Первая аптека была образована в Багдаде в VIII в..

Характерные основные черты аптек в средние века.

1. В аптеке возникает целый набор помещений, таких как торговый зал, лаборатория, склад.

2. Мебель торгового зала (аптечные шкафы и т. д.), аптечная посуда для изготовления, хранения и продаж лекарственных форм. Материалами для нее были стекло (разного цвета), дерево, фарфор, кость, камень.

3. В аптеке ведутся аптечные рецептурные книги.

4. Обучение в аптеках шло по типу ученичества.

5. Аптеки создавались под каким-то символом (например, под символом крокодила или льва).

6. Лекарственные ср-ва готовили из большого количества ингредиентов, что повышало стоимость лекарств.

7. В аптеках того времени готовили и проводили виноводочные, кондитерские, парфюмерные изделия.

8. Аптекари занимали привилегированное положение в обществе, объединялись в цеха, имели самоуправление.

Медицинское образование в средние века.

В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот. создавались при больницах. Их значение:

1. Сохранили научное наследие античности.

2. Привнесли свои опытные знания в развитие медицины.

Медицинское образование в Европе носило университетский хар-р. На осн. первых королевских школ создаются university, где давались общие знания, действовал общий «устой» (образ жизни). Университеты были автономны от гос-ва. Они имели свой герб, девиз, гимн. Так, девиз Краковского университета – «Разум превыше всего».

Руководство университетами того времени строилось на принципах самоуправления и выборности (малый и большой Советы). Обучение велось на латинском языке до XIX в.. Те лица, кот. получали образвание в университетах, наз. студентами (studio – учить, вдыхать). Студенты жили в бусах (общежитиях), объединялись в землячество (по местности от куда приехали).

Студентами могли быть только мужчины, кот. принимали обеты (например, безбрачия). Нач. учиться в 15-16 лет.

Классический университет имел 3-4 факультета:

· для тела (медицинский)

· для наследства (юридический)

· для души (философский, теологический).

В начале изучали 7 свободных наук: диалектика, риторика, грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. После изучения этих наук можно было получить степень бакалавра.

Затем – титул магистра. Только после этого можно было изучать медицину. Профессором назывался учитель риторики, ректором – преподаватель. Ректоры делились на 4 гр.

: dicnus, dicnisimus, magnificus, magnitifisimus.

Университетское образование в ср. века носило схоластический хар-р, новые знания приобретались только из трудов авторитетов, опыт отрицался, вскрытия трупов запрещались. Книга встала между больным и врачом.

Но на юге Италии возникла Салернская школаздоровья, в кот. обучение шло у постели больного. Здесь приобрели своё развитие идеи клинического наблюдения Гиппократа.

В этой школе впервые было введено понятие веса лекарственных ср-в, написан Салернский кодекс здоровья (руководство по ЗОЖ, он начинается со слов: пусть твоим врачом будет покой, умеренность в пище, веселый характер).

Развитие медицинской науки в Европе.

Наука в Европе имела, преимущественно, схоластический хар-р; на Востоке – обобщающий, эмпирический хар-р.

Одним из величайших учёных того времени на Востоке был Ар Рази. Он написал книгу о медицине в 20 томах. Он впервые отделил оспу и корь, предложил методику ухода за ротовой полости при кори и др. заболеваниях. При написании своих трудов он отмечал важность специализации медицины, важность постоянного изучения и совершенствования медицины. Писал популярные книги по медицине.

Другим известнейшим врачом Ибн – Сина (Авиценна, 980-1037). Родился около Бухары. Он не имел высшего мед. образования, владел 12 специальностями. Осн. труд – «Канон врачебной науки» (1017) из 5 томов. «Канон» явл. фундаментальной энциклопедией мед. знаний.

В этом труде изложена теория медицины (анатомия, физиология, общая этиология, симптоматология), учение о лекарственных в-вах, частная патология, терапия и хирургия. Впервые ввел нервные потрясения как причину болезни. Предложил лечение музыкой, поэзией.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x7ddc.html

Воспитание и образование на Востоке в эпоху Средневековья

Медицинское образование в средние века.:  В ср. века на востоке врачей готовили в мед. школах, кот.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ (VII -XV II ВВ.)

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII – VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования.

Исламский мир воспринял и освоил античную философию, в частности Платона и Аристотеля, заимствовав из нее рационалистический взгляд на человека. В раннюю эпоху (VII – X вв.) проблемы воспитания в исламском мире не рассматривались. Первые трактаты по воспитанию появляются в XI в.

(Авиценна, Абу Хамид аль-Газали и др.).

Время своеобразного восточного ренессанса наступило в IX – XII вв. Вырос престиж знаний. Арабо-мусульманские ученые подвергли глубокому изучению философско-педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности.

Главным ретранслятором образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейского письма. Овладение арабской письменностью было непременным условием для образованного человека и учителя.

По исламской традиции обучение начиналось в семье. По достижении возраста в 4 года, 4 месяца и 4 дня ребенок должен был произнести молитвенное “бисмаллах” и несколько стихов из Корана. Между обучением и воспитанием существовала неразрывная взаимосвязь. Практиковали поощрения и наказания. Чаще, однако, использовали наказания. Предусматривалась определенная регламентация наказаний.

Образование в исламском мире делилось на два уровня (в отдельных странах имелись непринципиальные различия).

В городах и крупных селениях существовали частные религиозные школы начального обучения (китаб). В раннюю эпоху (по крайней мере до XII в.) школы не имели особых помещений; занятия проходили в мечетях, реже – в доме или лавке. Основную часть учеников китаба составляли дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Феодальная верхушка предпочитала нанимать домашних учителей.

Второй (высший) уровень образования преподавали платные учителя или в специальных учебных заведениях. Занятия чаще всего проходили в мечетях. В больших мечетях могли заниматься десятки ученических групп (кругов).

Программа должна была содействовать формированию благородного мусульманина, и предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные (умопостигаемые). К первому циклу относились прежде всего религиозные дисциплины. Сюда относились арабская филология и риторика.

Во второй цикл входили каллиграфия, логика, математика, астрономия, свод правил поведения, медицина и другие естественные науки в связи с философскими концепциями Аристотелева толка. Второй уровень образования можно было получить в создаваемых при мечетях просветительских кружках – фикхах и каламах.

В них изучали шариат (мусульманское право) и теологию. Главными методами обучения были чтение и комментирование разнообразной книжной литературы.

Получившим образование высшего уровня присваивалась ученая степень – ияз. Порой они имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей.

Власти почти не вмешивались в процесс высшего образования, впрочем, в ряде мест (например, в Багдаде и Египте) они следили за соблюдением канонов ортодоксального ислама.

Заметные изменения в деле высшего образования произошли в XI – XII вв., когда появились новые учебные заведения – медресе. Медресе имели свой устав и статус частных учебных заведений. Постепенно контроль государства становился все более жестким.

Студенты обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим денежным пособием. Получали жалованье и преподаватели. Медресе существовали на средства богатых дарителей. Порой их финансировали и власти.

Здесь получали не только религиозное, но и светское образование.

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ

Средневековые элементы культуры и образованности зародились в Индии после падения империи Гупта (V в.).

При этом сохранялась кастовая система построения общества, что ограничивало доступ к образованию определенных групп населения.

Главенствующее положение занимали брахманы, чьи дети готовились к занятию должностей священнослужителей. В то же время усиливалась практическая направленность обучения представителей двух других высших каст.

Более демократический характер имела буддийская система образования, которая не принимала во внимание кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения, передав образовательные функции монахам.

В буддийских монастырях дети и подростки обучались 10 – 12 лет. От учеников ждали полного послушания, нарушителей дисциплины исключали. Обучение имело сугубо религиозно-философскую основу.

Со временем программа обогащалась.

Постепенно происходило сближение брахманской и буддийской педагогических традиций, в результате чего сложилась единая культурно-образовательная система.

Эта система пришла в упадок в XI – XII вв., когда значительная часть Индии оказалась под властью вторгшихся мусульман. Воспитание и образование в средневековой Индии не являлись прерогативой государства и рассматривались прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений.

Непременным условием обучения и воспитания мусульманина было изучение Корана на арабском языке. Кроме того, в XVI – XVII вв. в ряде школ обучали персидскому языку, который использовался государственными чиновниками и учеными.

Образование можно было получить с помощью домашних учителей и в школах. Школы существовали при мечетях и монастырях. Доминировало обучение у частных учителей и в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от каприза властей и богатых покровителей.

Существовали четыре типа мусульманских школ начального и повышенного начального образования: школы Корана (чтение Святой книги, без уроков письма и счета); персидские школы (счет, чтение и письмо персидского языка на образцах поэзии Саади, Хафиза и др.); школы персидского языка и Корана (сочеталась программа первых двух школ); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции.)

Высшее образование мусульмане могли получать в медресе и монастырских учебных заведениях – даргабах. Обучение в медресе шло на персидском языке Студенты-мусульмане в обязательном порядке изучали и арабский язык.

В программу входили грамматика, риторика, логика, метафизика, теология, литература, юриспруденция. Обучение было по преимуществу устным. Школьное образование предназначалось для мужчин.

Однако почти каждая богатая семья приглашала учителей для обучения девочек.

ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ

Средневековая эпоха заняла в истории Ктая громадный временной отрезок – с конца 1-го тысячелетия до н. э. до конца XIX в.

При династии Цинь ( II в. до н. э.) была упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуан Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ}. Подобная типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань ( II в. до н. э. – II в. н. э.) появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения.

В эту эпоху приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования – начальные, средние и высшие школы.

Первые высшие школы {Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались для состоятельных людей. В таких школах обучалось до 300 студентов.

В эпоху Хань официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. По окончании курса можно было сдать экзамены на ученую степень, что позволяло занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет переживали культура и образование средневекового Китая в течение III – X вв. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах.

К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. Вместо устных экзаменов были введены письменные.

Высшие учебные заведения присуждали ученую степень специалиста по пяти классическим конфуцианским трактатам: “Книга, t перемен”, “Книга этикета”, “Весна и осень”, “Книга поэзии”, “Книга истории”.

Новые краски в палитре образования и воспитания появились при монгольской династии Юань (1279—1368). Наряду с традиционными иероглифическим письмом и типами учебных заведений распространяются монгольские школы, и письменность.

В стране действовала обширная сеть учебных заведений (около 25 тыс. в 1289 г.). Многие школы покрывали свои расходы за счет находившихся в их владении земельных участков.

Развитие естественных и точных наук привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ.

Важный этап в истории средневекового образования в Китае – правление династии Мин (1368—1644). В Пекине и Нанкине были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации. Продолжались реформы государственных экзаменов. Они были еще более усложнены и регламентированы

Китайская школа в последний отрезок средневековой истории – при маньчжурской династии Цин (1644—1911) не претерпела никаких серьезных перемен. Воспитание и обучение по-прежнему определяла неоконфуцианская идеология.

Образование носило сугубо гуманитарный характер. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, будто “Китай есть весь мир”.

Школьная система и государственные экзамены сохранялись в традиционном виде.

Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6 —7-летнего возраста в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение семь-восемь лет. Девочки получали лишь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу.

Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось пять-шесть лет. В программу входили философия, литература, история, стилистика.

Программа естественнонаучного образования фактически отсутствовала. Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые).

По окончании школы 18—19-летние юноши могли готовиться к сдаче государственных экзаменов.

Процедура экзаменов была громоздкой и утомительной. Она просуществовала вплоть до 1905 г. Во время экзаменов соискателей, предварительно обыскав, запирали в одиночные кельи, где те писали сочинение на заданную тему и согласно рутинному канону. Экзамены включали три последовательных этапа. Первый – уездные экзамены.

Неудачники обычно становились школьными учителями. Успешно прошедшие экзамены удостаивались первой ученой степени сюцай (дословно “расцветающее дарование”). Они могли занять должности уездных чиновников и получали право на прохождение следующего этапа – провинциальных экзаменов.

Подобные испытания проходили один раз в три года в Пекине, Нанкине и главных городах провинций. Экзамены контролировали столичные и крупные провинциальные чиновники. Прошедшие экзаменационное сито получали ученую степень цзюйжэн (буквально – “представляемый человек”) и крупные административные должности в масштабе провинции.

Им предоставлялась возможность испытать себя на столичных экзаменах.

Апофеоз испытаний – столичные экзамены проводились с интервалом в три года. Экзаменационную комиссию возглавлял генеральный экзаменатор, которому помогали многочисленные инспектора и контролеры.

Успеха могли добиться лишь немногие претенденты. Третью ученую степень цзиныии (буквально – “прогрессирующий ученый”) получал только каждый третий из экзаменовавшихся.

Три сотни счастливцев (обычное число выдержавших экзамены) могли рассчитывать на блестящую бюрократическую карьеру.

По сути, государственные экзамены подменяли функции школы, которая была лишь начальной стадией многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/5184.html

Medic-studio
Добавить комментарий