МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО: Медицинское право – совокупность нормативных актов, определяющих

2. Источники медицинского права

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО: Медицинское право – совокупность нормативных актов, определяющих

1. Медицинское право – совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно-противоэпидемиологических мероприятий и иных действий, связанных с деятельностью по охране здоровья.

– это система определенных внешних форм, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения по поводу охраны здоровья граждан, медицинской деятельности.

Основным или традиционным источником права вообще и медицинского права в частности являются нормативные акты, среди которых ключевые позиции занимают законы как акты высшей юридической силы.

  • Возглавляет систему законодательства в этой сфере Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
  • Нормативные правовые акты Правительства РФ, Министерств и ведомств

Центральный правовой акт в сфере здравоохранения, составляющий первый (после Конституции РФ) уровень медицинского законодательства – Основы законодательства об охране здоровья граждан, принятые в 1993 г., с последующими изменениями и дополнениями.

В этом документе определены основные принципы охраны здоровья, основы организации и руководства здравоохранением, гарантии осуществления медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, определены виды медицинских экспертиз, ответственность за причинение вреда здоровью.

Кодекс законов об охране здоровья включает в себя следующие блоки:

    • надзорные законы;
    • законы профилактической направленности;
    • законы, определяющие права и ответственность медицинских работников;
    • законы, регулирующие финансирование здравоохранения;
    • законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности.
  • законы, принимаемые субъектами РФ

  • международные правовые акты

Под нетрадиционным источником права понимают систему нормативных предписаний, создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности неуполномоченными специально на то органами.

Система нетрадиционных источников права выглядит следующим образом:

  • правовой обычай;
  • нормативный договор;
  • нормативные акты общественных объединений;
  • правовая доктрина;
  • правоприменительная практика.

Определенную роль в качестве источника медицинского права могут играть обычаи. Эти нормы медицинской этики являются устойчивыми, многократно применяются и передаются внутри медицинского сообщества; охраняются силой общественного мнения.

3. Субъекты медицинского права

– это участники конкретного правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.

Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты могут быть разделены на индивидуальные и коллективные.

  • К индивидуальным субъектам относятся, в первую очередь, физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды).
  • Среди коллективных субъектов можно выделить публично-правовые образования (государства, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования), организации (юридические лица, органы и т. п.).

Под субъектами медицинского права понимают лиц, обращающихся за помощью, и лиц, управомоченных оказывать медицинскую помощь.

Классификацию субъектов медицинского права можно производить по целому ряду оснований.

Рассмотрим субъекты, управомоченных оказывать медико-социальную помощь населению.

В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица, субъекты могут быть представлены:

  • индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ);
  • организацией (ст. 50 ГК РФ).

По признаку происхождения собственности:

  • публичные (учрежденные государством, субъектом РФ, муниципальным образованием);
  • частные (учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права).

По происхождению капитала субъекты делятся на:

  • национальные;
  • иностранные;

По экономическим критериям:

Особое место занимает государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования. В основном, их участие осуществляется косвенно, через свои органы и учреждения.

Физические лица в рассматриваемых правоотношениях чаще всего выступают в качестве пациента (клиента) организаций здравоохранения. Они обладают рядом признаков, которые индивидуализируют его и влияют на его правовое положение.

К таким признакам относятся:

  • имя;
  • гражданство;
  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • пол.

Медицинские работники как субъекты здравоохранительных правоотношений. К медицинским работникам как субъектам медицинского права применимы все те положения, которые мы отмечали для физических лиц. В то же время имеется и определенная специфика в их правовом статусе.

Право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание.

Для занятия отдельными видами деятельности могут потребоваться и иные документы: лицензия, сертификат и т. д.

Устанавливаются также требования к стажу работы для занятия определенными видами деятельности; учитывается перерыв в работе по специальности и иные особенности.

Могут предъявляться “повышенные” требования к физическому и психическому состоянию медицинских работников для их занятия отдельными видами деятельности. В связи с этим, условием допуска к такого рода работам являются:

  • предварительное прохождение медицинских осмотров;
  • сдача анализов на наличие возбудителей отдельных болезней человека;
  • необходимые результаты тестов.

Источник: https://studfile.net/preview/5874725/

Медицинское право: понятие, источники, принципы, нормы | Суворов Групп

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО: Медицинское право – совокупность нормативных актов, определяющих

Прежде сфера организации и осуществления практической медицинской деятельности была изолированной, самодостаточной и саморегулирующейся системой. С изменением социально-экономических условий и правовой доктрины в России перестали существовать ниши, недоступные правовому воздействию. Не исключение — и сфера охраны здоровья.

Значительное отставание фактической действительности в здравоохранении от правовой вызвало бурный рост медицинских споров и обращений в суд. С этого началось практическое формирование современного отечественного медицинского права.

Что такое Медицинское право

Медицинское право это отрасль права, система правового регулирования отношений в сфере здравоохранения, медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. (Что такое Право)

Выяснилось, что действующее общее и специальное законодательство не способно учитывать особенности отношений в сфере охраны здоровья, не сложился необходимый категориальный (понятийный) аппарат, консолидирующий фактические и юридические представления участников отношений в сфере охраны здоровья. Неосведомленность юристов общей практики в медицине обычно сводит на нет значение их опыта и познаний в области юриспруденции в «медицинских» делах.

Возникла необходимость осмысления накапливающегося опыта. Обнажились насущные проблемы, выявились направления приложения сил, обозначились концептуальные подходы – это потребовало начального, пилотного анализа. Так стала формироваться теория современного отечественного медицинского права.

Сформировалось два основных подхода к проблеме

  1. Первый основан на ведомственно-отраслевой модели, здравоохраненческой, медицинской версии медицинского права, согласно которой правотворчество отправляется от практики организации и осуществления медицинской деятельности в подведомственности отраслевого ведомства, Министерства здравоохранения РФ — источник правотворчества в этом случае находится в области охраны здоровья, а медицинское право обслуживает те потребности, для которых прежде создавался регламент актами отраслевого ведомства. При таком подходе закон и иные правовые акты рассматриваются как средство придания общеобязательной силы и легальной формы ведомственным нормативам, как способ распространения ведомственных нормативов в неподведомственной среде.
  2. Второй подход отправляется от существующей правовой доктрины, в соответствии с которой расстановка приоритетов правового регулирования осуществляется актами объективного права в их иерархическом соотношении в единой системе, а источник правотворчества, в том числе в области охраны здоровья, находится в юридической сфере. Тем самым медицинское право не состоит на службе ведомства, а имеет вневедомственный и – более того – надведомственный характер. Задачей медицинского права является создание механизма регулирования, одинаково обязательного как для ведомства, так и для вневедомственной сферы, как для представителей медицины, так и для пациентов, а правоприменение осуществляется не в ведомственных рамках и не по ведомственным правилам, а судом по правилам юридическим.

Теория и практика медицинского права находят воплощение в деятельности заинтересованных специалистов разного профиля: врачей, юристов, организаторов здравоохранения. К медицинскому праву проявляют интерес как должностные лица, так и негосударственные организации.

Составляется институт специалистов в области медицинского права

Таковыми являются не все заинтересованные, но лишь сведущие в вопросах правового обеспечения сферы охраны здоровья.

В числе последних состоят те, для которых юридическая деятельность является профессией, и те, которые ориентированы в проблематике медицинского права, не будучи профессиональными юристами.

Среди юристов выделяются обладатели сопутствующей медицинской профессии – с опытом предшествующей практической деятельности по ней или без такового. Предметом деятельности юристов в этой сфере является анализ разнородной информации по юридическим критериям.

Отдельно отстоит корпус медицинских (в том числе судебных) экспертов, предметом деятельности которых является анализ однородной информации по медицинским критериям.

Экспертная деятельность примыкает к юридической деятельности в сфере охраны здоровья, но не подменяет ее и не тождественна ей.

В любом случае круг заинтересованных специалистов обозначился, и по мере того, как он будет шириться, произойдет их корпоративное объединение на основе консолидации не формальных, но вполне объективированных интересов.

Медико-юридическая деятельность имеет богатый потенциал и серьезную перспективу.

Правовые институты медицинского права

Правовые нормы формируют отрасль посредством правовых институтов.Правовой институт это обособленный комплекс норм права, которые являются специфической частью правовой отрасли, и регулируют конкретную разновидность отношений в обществе.

В медицинском праве выделяют следующие институты права:

  1. Информированное добровольное согласие на вмешательство медицинского характера.
  2. Отказ от медицинского вмешательства.
  3. Оказание медицинской помощи без получения согласия гражданина.
  4. Регулирование репродуктивной человеческой функции.
  5. Использование новых медицинских технологий и проведение биомедицинских исследований.
  6. Врачебная тайна.
  7. Профессиональная ошибка.

Самостоятельную правовую отрасль характеризуют свой предмет правового урегулирования и специфическая методика правового урегулирования.

Предмет и метод медицинского права

Предмет правового регулирования является тем, на что осуществляет воздействие право. Общеизвестно что право оказывает воздействие на отношения в обществе.

В связи с этим, предметом правового урегулирования является качественно однородная разновидность общественных отношений, на которые оказывают воздействие нормы конкретной правовой отрасли.

Метод правового регулирования общественных отношений является совокупностью средств, способов, приемов, при помощи которых право оказывает воздействие на отношения в обществе, на поведение организаций и граждан в таких отношениях.

Юридические методы заключены в том, что право оказывает воздействие на общественные отношения тройственным путем зависимо от того, каким является характер правил поведения, которые закреплены в диспозиции юридической нормы.

Субъектный состав медицинского права

Главные участники правовые отношений в сфере медицинского права это:

  1. пациенты;
  2. медицинский персонал;
  3. медицинские учреждения;
  4. страховые медицинские организации;
  5. страхователи;
  6. государственные органы урегулирования и управления в области здравоохранения.

Кроме этого, в медицинских правовых отношениях возможным является участие таких субъектов, как:

  1. органы, которые выдают медицинским учреждениям лицензии и сертификаты на ведение медицинской деятельности;
  2. ассоциации в медицинской сфере;
  3. контролирующие организации, такие как общества защиты прав потребителей, профсоюзы, антимонопольный комитет;
  4. суды.

Право на медицинскую помощь

Все российские граждане обладают определенными правами в сфере охраны здоровья. Большая часть таких прав закреплена в акте законодательства, именуемом Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Множество прав закрепляются в декларативной и общей форме, а механизм по их реализации нормативно-правовыми актами не урегулирован.

Тем не менее, факт того, что закон предоставляет некоторые права, является достаточным для того, чтобы потребовать их соблюдения всеми чиновниками, а так же медицинскими работниками.

Заметим, что список прав, которые предоставляет Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», является далеко не исчерпывающий.

Существуют также права, которые закреплены в иных актах законодательства Российской Федерации.

Базисные права в сфере медицинского права закрепляются 4-ой главой Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», так же этой главой закрепляются обязанности в сфере здравоохранения.

Любой пациент обладает правом:

  1. уважительного и гуманного отношения со стороны обслуживающего и медицинского персонала;
  2. выбора врача, лечащего врача при учете его согласия, выбора лечебно-профилактического учреждения при учете договора добровольного и обязательного медицинского страхования;
  3. обследования, лечения и содержания в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям; требовать проведения консилиума, консультации у иных специалистов;
  4. облегчения болей, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными средствами и способами; сохранения в тайне информации по факту обращения за помощью медицинского характера, по состоянию здоровья, диагнозам и иных сведениях, которые были получены в процессе его обследования и лечения(здесь реализуется «врачебная тайна»);
  5. получения информационных данных о собственных правах и обязанностях, а так же по состоянию собственного здоровья, а также на избрание лиц, которым в интересах пациента может передаваться информация по состоянию его здоровья;
  6. возмещения ущерба в случаях причинения вреда здоровью в процессе оказания медицинской помощи;
  7. допуска к нему адвоката или другого законного представителя с целью защиты его прав и законных интересов; .допуска к нему священнослужителей.

Источник: https://malina-group.com/meditsinskoe-pravo/

Медицинское право

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО: Медицинское право – совокупность нормативных актов, определяющих

Определение 1

Медицинское право является правовой отраслью, системой правового урегулирования отношений в области медицинского страхования и здравоохранения; а другими словами — всех отношений, которые возникают по поводу оказания, организации и оплаты медицинской помощи.

Отрасль права является относительно самостоятельным подразделением правовой системы, состоящим из норм права, которые регулируют качественно специфичную разновидность общественных отношений.

Медицинское право является системой правовых норм, регулирующих взаимные отношения пациентов, их законных представителей и медицинских работников, которые возникают между указанными категориями лиц в процессе оказания медицинской помощи.

Правовые институты медицинского права

Правовые нормы формируют отрасль посредством правовых институтов.

Правовой институт это обособленный комплекс норм права, которые являются специфической частью правовой отрасли, и регулируют конкретную разновидность отношений в обществе.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В медицинском праве выделяют следующие институты права:

  1. Информированное добровольное согласие на вмешательство медицинского характера.
  2. Отказ от медицинского вмешательства.
  3. Оказание медицинской помощи без получения согласия гражданина.
  4. Регулирование репродуктивной человеческой функции.
  5. Использование новых медицинских технологий и проведение биомедицинских исследований.
  6. Врачебная тайна.
  7. Профессиональная ошибка.

Самостоятельную правовую отрасль характеризуют свой предмет правового урегулирования и специфическая методика правового урегулирования.

Предмет и метод медицинского права

Предмет правового регулирования является тем, на что осуществляет воздействие право. Общеизвестно что право оказывает воздействие на отношения в обществе.

В связи с этим, предметом правового урегулирования является качественно однородная разновидность общественных отношений, на которые оказывают воздействие нормы конкретной правовой отрасли.

Определение 2

Предмет правового урегулирования медицинского права представляют взаимные отношения пациентов, их законных представителей и медицинских работников, которые возникают в процессе оказания услуг медицинской помощи.

Метод правового регулирования общественных отношений является совокупностью средств, способов, приемов, при помощи которых право оказывает воздействие на отношения в обществе, на поведение организаций и граждан в таких отношениях.

Юридические методы заключены в том, что право оказывает воздействие на общественные отношения тройственным путем зависимо от того, каким является характер правил поведения, которые закреплены в диспозиции юридической нормы.

Субъектный состав медицинского права

Главные участники правовые отношений в сфере медицинского права это:

  • пациенты;
  • медицинский персонал;
  • медицинские учреждения;
  • страховые медицинские организации;
  • страхователи;
  • государственные органы урегулирования и управления в области здравоохранения.

Кроме этого, в медицинских правовых отношениях возможным является участие таких субъектов, как:

  • органы, которые выдают медицинским учреждениям лицензии и сертификаты на ведение медицинской деятельности;
  • ассоциации в медицинской сфере;
  • контролирующие организации, такие как общества защиты прав потребителей, профсоюзы, антимонопольный комитет;
  • суды.

Право на медицинскую помощь

Все российские граждане обладают определенными правами в сфере охраны здоровья. Большая часть таких прав закреплена в акте законодательства, именуемом Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Множество прав закрепляются в декларативной и общей форме, а механизм по их реализации нормативно-правовыми актами не урегулирован.

Тем не менее, факт того, что закон предоставляет некоторые права, является достаточным для того, чтобы потребовать их соблюдения всеми чиновниками, а так же медицинскими работниками.

Заметим, что список прав, которые предоставляет Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, является далеко не исчерпывающий.

Существуют также права, которые закреплены в иных актах законодательства Российской Федерации.

Замечание 1

Права детей, которые не достигли 18-летнего возраста, должны осуществляться их законными представителями, то есть родителями, опекунами либо усыновителями. Некоторые права дети, которые уже достигли 14-летнего возраста, могут реализовывать на самостоятельной основе.

Базисные права в сфере медицинского права закрепляются 4-ой главой Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, так же этой главой закрепляются обязанности в сфере здравоохранения.

Любой пациент обладает правом:

  • уважительного и гуманного отношения со стороны обслуживающего и медицинского персонала;
  • выбора врача, лечащего врача при учете его согласия, выбора лечебно-профилактического учреждения при учете договора добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • обследования, лечения и содержания в условиях, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;
  • требовать проведения консилиума, консультации у иных специалистов;
  • облегчения болей, связанных с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными средствами и способами;
  • сохранения в тайне информации по факту обращения за помощью медицинского характера, по состоянию здоровья, диагнозам и иных сведениях, которые были получены в процессе его обследования и лечения(здесь реализуется «врачебная тайна»);
  • получения информационных данных о собственных правах и обязанностях, а так же по состоянию собственного здоровья, а также на избрание лиц, которым в интересах пациента может передаваться информация по состоянию его здоровья;
  • возмещения ущерба в случаях причинения вреда здоровью в процессе оказания медицинской помощи;
  • допуска к нему адвоката или другого законного представителя с целью защиты его прав и законных интересов;
  • .допуска к нему священнослужителей.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/medicinskoe_pravo/

Система медицинского права и медицинского законодательства. Реализация медико-правовых норм

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО: Медицинское право – совокупность нормативных актов, определяющих

Наличие.системы.медицинского.права.позволяет.законодателю при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию.того.или.иного.вопроса.медицинской.

деятельности, эффективно сочетать положения данных документов с уже существующей юридической базой. Между системой права и системой.законодательства.имеется.много.общих.черт.и.

взаимных связей, однако ставить знак равенства между ними нельзя – эти категории не тождественны.

В теории права система права определяется как внутренняя.структура.права,.которая.состоит.из.взаимозависимых норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам [10].

Система медицинского права– это его внутреннее строение, определяющее объединение норм права в правовые институты и подотрасли медицинского права. Норма медицинского права является первичным элементом системы медицинского права и представляет собой содержащееся в нормативном.правовом.акте.

общеобязательное.правило.поведения, предназначенное для урегулирования медицинских отношений и обеспеченное силой государственного принуждения.

Следующим элементом системы медицинского права является институт медицинского права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности..Например,.управление.в.сфере.

здравоохранения, предоставление платных медицинских услуг и др. Подотрасль медицинского права как структурный элемент системы права – это обособленная часть отрасли права, которая регулирует качественно.однородные.группы.общественных.отношений..Например, медицинское страхование, медицинская экспертиза и др.

Под системой медицинского законодательствапонимается система нормативно-правовых актов, которые являются внешней.формой.существования.медико-правовых.норм,.способом придания им объективности, определенности.

Система медицинского права и система медицинского законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Понятие системы медицинского права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права, понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону – форму.

Различия между системой медицинского права и медицинского законодательства наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме. Так, система медицинского права является невидимой, поскольку отражает внутреннее строение права, в то время как система медицинского законодательства является внешней, видимой формой системы права.

Система медицинского права представляет собой совокупность правовых норм, а система медицинского законодательства – совокупность нормативно-правовых актов.

К тому же, первичным элементом системы медицинского права является норма права со своей структурой (гипотезой, диспозицией, санкцией), а первичным элементом системы медицинского законодательства – статья закона, которая содержит нормативное распоряжение (текст грамматически и логически завершенных частей нормативного акта, в котором непосредственно выражаются содержание и структура медико-правовых норм), не содержащее, как правило, все три элемента логической правовой нормы. Система медицинского права формируется объективно, соответственно существующим общественным отношениям, а система законодательства создается в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и потому включает субъективный момент. Кроме того, структурные элементы системы медицинского права в отличие от системы медицинского законодательства не имеют внешних реквизитов: названий разделов, глав, статей.

Таким образом, если система права отражает внутренние закономерности и отношения норм в их взаимной связи, то система законодательства характеризует внешнее объединение нормативного материала, его структуру и соотношение институтов и норм.

Обе эти категории диалектически связаны между собой как форма и содержание.

На этом вопросе мы остановились не случайно, поскольку в настоящее время не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению «внутренней логики» отраслей законодательства, по-прежнему допускается смешение права и закона.

Как и прежде, принятие одного-двух законов дает повод признать появление соответствующей отрасли права. Если исходить из данной посылки, то медицинское право уже существует, если не столетие, то, по крайней мере, не одно десятилетие. Такое механическое отождествление упрощает представления о праве и законе, так как первое явление гораздо шире и богаче второго.

Систему медицинского законодательства составляют: 1) международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины; 2) конституционное законодательство; 3) общее законодательство об охране здоровья населения; 4) отраслевое законодательство, содержащее правовые нормы, регулирующие общественные отношения, участниками которых являются медицинские работники и пациенты [11].

Реформирование законодательства о здравоохранении началось в 1992 г. после принятия Верховной Радой Украины Основ законодательства Украины о здравоохранении.

После принятия в 1996 г.

Конституции Украины специалистами в области здравоохранения был осуществлен анализ направленности указов Президента Украины и законов Украины по вопросам здравоохранения, а также экспертиза решений правительства и ведомственной нормативной базы на предмет их соответствия действующему законодательству [12].

Анализ всех действующих нормативно – правовых актов и методических документов показал, что законы Украины были изданы на развитие 10 разделов Основ, Указы Президента – 9, постановления Кабинета Министров Украины – 6, приказы Министерства здравоохранения Украины – 10, методические рекомендации – на развитие 4 разделов Основ.

Анализ, проведенный Министерством здравоохранения Украины и Институтом общественного здоровья показал, что эти нормативные акты развивают положения 10 из 12 разделов Основ. Исключение составили 1 и 12 разделы, где изложены общие положения и содержится регламентация ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья.

В 2004 г. Верховной Радой Украины было принято более 100 законов, касающихся охраны здоровья. Они развивают 27 статей девяти разделов Основ и положения Конституции Украины.

На развитие ст. 2 раздела Основ «Права и обязанности граждан в сфере здравоохранения» приняты такие Законы: «Об охране труда» от 14 октября 1992 г., «Об информации» от 2 октября 1992 г. и др. Более 15 законов принято для развития разд. 3 Основ («Основы организации здравоохранения»), которые.непосредственно.касаются.охраны.

здоровья,.обеспечения санитарного и эпидемического благополучия и т.д. Более 16 законов Украины подготовлено для развития семи из восьми статей разд. 4 Основ («Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни»).

Разработаны и приняты четыре закона Украины чисто медицинской направленности («Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» от 15 февраля 1995 г., «О донорстве крови и ее компонентов»от 23 июня 1995 г.

, «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» от 16 июля 1999 г., «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 г. и др.) для развития раздела 5 Основ («Лечебно – профилактическая помощь»).

Законы Украины «О ратификации Соглашения об обеспечении населения лекарственными средствами, вакцинами и другими иммунобиологическими препаратами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники, которые вырабатываются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» от 26 апреля 1996 г.

, «О ратификации Соглашения между Правительством Украины и Правительством Швейцарской Конфедерации об оказании безвозвратной финансовой помощи на Проект «Охрана здоровья матерей и детей (неонатология)» от 27 июля 1998 г., «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г. приняты для развития разд. 6 -7 Основ.

Положения ст. разд. 8 Основ «Медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной деятельности и отдыха» в определенной степени развивают законы Украины «О плате за землю», многочисленные указы Президента Украины.

Однако нормы действующих законов охватывают не все основные сферы медико-правовых отношений.

Многие нормы Основ носят декларативный характер (так, например, в Основах не заложен механизм осуществления прав, о которых говорится почти во всех разделах этого нормативного акта, не определены обязанности, которые неразрывно связаны с правами; отсутствуют перечень оснований и условий возникновения ответственности, способы и формы ее несения и пр.).

Установление государством правовых норм – не самоцель. задача состоит в практическом осуществлении заложенных в них требований. Речь идет о реализации государственной воли, выраженной в правовой форме. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

С объективной стороны она представляет собой совершение определенных действий, предусмотренных нормами права. С субъективной – характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий.

Так, например, субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания, осознавая общественный долг или из страха неблагоприятных последствий.

Классификацию форм реализации медико-правовых норм можно провести на различных основаниях.

Так, например, с точки зрения уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно выделить: 1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализацию в конкретных медицинских правоотношениях конкретных медико – правовых норм.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием медико-правовой нормы, следует различать: 1) соблюдение запретов (пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом). Так, например, согласно ст.

74 Основ: «медицинской и фармацевтической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующее медицинское образование и соответствуют единым квалификационным требованиям».

Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, если нет соответствующего медицинского образования; 2) исполнение обязанностей (реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение). Например, согласно ст.39 Основ «врач обязан объяснить пациенту в доступной форме состояние его здоровья, цель предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличие риска для жизни и здоровья» или, например, согласно ст. 8 Закона Украины «О лекарственных средствах» заказчик клинических испытаний лекарственного средства обязан перед началом клинических испытаний заключить договор о страховании жизни и здоровья пациента (добровольца)); 3) использование субъективного права (в этой форме реализуются управомачивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права). Так, например, в ст. 290 ГК Украины записано: «совершеннолетнее дееспособное физическое лицо имеет право быть донором крови, ее компонентов, а также органов и других анатомических материалов и репродуктивных клеток». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченого, посредством совершения юридических действий, через предъявление требования к обязанному лицу и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права.

Источник: https://studopedia.su/14_124099_sistema-meditsinskogo-prava-i-meditsinskogo-zakonodatelstva-realizatsiya-mediko-pravovih-norm.html

Medic-studio
Добавить комментарий