Методология гигиены и методы гигиенических исследований

Гигиена. Конспект лекцийТекст

Методология гигиены и методы гигиенических исследований

Гигиена (от греч. Hygieinos – здоровый) – наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.

Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.

Основными задачами гигиены являются:

• разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;

• разработка санитарного законодательства;

• обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

• охрана здоровья детей и подростков;

• участие в разработке основ рационального питания;

• санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Основой гигиены служат гигиенические нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами.

Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий.

Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др.

Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина – общая гигиена.

Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования

Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.

В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды – это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы.

Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды.

К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания.

По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни.

Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.

Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.

1. Физические и химические методы

Следует помнить, что санитарное описание не дает количественную характеристику и дополняется более точными физическими, химическими, биологическими и другими методами исследования.

С помощью физических методов исследования характеризуется температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление, все виды лучистой энергии.

Физические методы широко применяются в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий в производстве, различных видов излучений.

Физические методы используются в определении химического состава и структуры вещества в виде спектрографического анализа. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов.

Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов; они широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу. Важнейшей особенностью химических методов является их высокая чувствительность, позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта. С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяются примеси, не свойственные природному составу среды, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта: наличие в воздухе оксида углерода, диоксида серы и др.

2. Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы

Под биологическими методами следует понимать исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяется наличие микро– и макро организмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

Примером подобного анализа может служить биологическое исследование воды, продуктов питания.

Биологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований, как разновидность биологического исследования, часто имеют первостепенное значение, поскольку определяют не только общую обсемененность изучаемого объекта, но также выделяют и идентифицируют санитарно-показательные микроорганизмы.

Эпидемиологический метод – это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) или экзогенных (социальных, природных) факторов.

Эпидемиологический метод позволяет изучать здоровье коллектива или же населения города, района, области путем анализа определенных учетных и отчетных медицинских документов, проведения медицинских осмотров в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей, характеризующих здоровье населения. При этом динамические наблюдения за здоровьем определенного контингента называются «продольными», а одномоментные – «поперечными». В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить.

Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения.

При этом учитывают такие показатели как заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие, уровни инвалидности, смертности и т. п.

Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа.

3. Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента

Клинические методы исследования широко используют для оценки состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды.

Клинические методы применяют не только для определения выраженных нарушений, но и для выявления показателей преморбидных состояний у практически здоровых людей, используя при этом биохимические, иммунологические и другие тесты, отражающие состояние различных органов и систем человека.

Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных.

Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

4. Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности

Важнейшее значение имеет оценка гигиенической и медико-социальной эффективности проведенных оздоровительных мероприятий.

Оценка гигиенической эффективности путем сравнения параметров факторов окружающей среды до и после осуществления предложенных мероприятий позволяет в случае успеха использовать эти предложения в практике на других аналогичных объектах.

Медико-социальная эффективность выражается в улучшении самочувствия работающих и проживающих в этих условиях населения, снижении заболеваемости, повышении успеваемости учащихся, повышении работоспособности, повышении выносливости в условиях эксперимента.

В ряде случаев, кроме основных показателей эффективности, отражающих улучшение окружающей среды и состояния здоровья населения, удается определить и экономический эффект в результате снижения выплат по листкам нетрудоспособности, повышения производительности труда и т. п.

История развития профилактической медицины, как и многие другие области медицинских знаний, уходит своими корнями в далекое прошлое. Ее развитие тесно связано с эволюцией общественно-экономических отношений, прогрессом науки и культуры.

Существуют сведения об известном развитии гигиенических навыков в античной Греции и в период господства Древнеримской империи. В Греции основоположником медицинских знаний Гиппократом впервые был создан трактат «О воздухе, водах и местностях», в котором описывались основные природные факторы, их влияние на здоровье людей.

В Афинах были построены водопровод и канализация, имелись общественные бани, проводилась простейшая дезинфекция посредством окуривания помещений.

Накопленные греками опыт и знания были восприняты и усовершенствованы в Римской империи: сооружались общественные бани и солярии; функционировала сеть водопроводов и канализации, которая выводила сточные воды за город на поля и огороды; осуществлялся контроль торговли пищевыми продуктами; уделялось внимание соблюдению санитарных правил в войсках.

В период упадка общей культуры в Западной Европе, который предшествовал эпохе Возрождения (ХV – ХVI в.), в Хорезме, Бухаре, Самарканде процветали науки, литература, поэзия, уделялось внимание медицине.

Этот период в Азии известен трудами ученого врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны), автора «Канона врачебной науки». Здесь содержатся указания по гигиене жилища, одежды, питания детей и стариков, охраны здоровья.

Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием многих отраслей знаний, в том числе естествознания. Появился интерес к болезням, связанным с профессией – Парацельс изучал болезни рудокопов. Интерес к условиям труда проявляется в ХVIII в. с развитием ремесел, крупных мануфактур.

Так, в 1700 г. итальянский врач Б. Рамаццини в труде «Рассуждение о болезнях ремесленников» описал известные профессии, дал анализ профессиональных заболеваний, выдвинул идею профессионального отбора. В 1788 г. вышел в свет труд П.

Франка «Полная система медицинской полиции», где изложены сведения по санитарии, высказана мысль о здоровье в социальном отношении, необходимости проведения государственных мероприятий в здравоохранении. В 1797 г.

немецкий ученый Гуфеланд опубликовал книгу «Микробиотика, или искусство продления жизни», в которой осветил вопросы личной гигиены.

Фактически гигиена этого периода продолжала оставаться еще эмпирической наукой, базировалась на наблюдениях, санитарная практика сводилась к надзору за исполнением существующих правил.

В середине ХIХ в. в гигиене начинает использоваться экспериментальный и статистический методы исследования. Этому способствует не только необходимость реальной действительности, но и развитие биологии, физики, физиологии и др. естественных наук, открытия Л. Пастера, Р. Коха, Н. Ф.

Гамалеи, И. И. Мечникова. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внес Петтенкофер, который в результате многолетних лабораторных и статистических исследований превратил гигиену в точную науку. Большое значение имеют работы К. Фойти по вопросам физиологии и гигиены питания.

2. Развитие гигиены в России

Развитие гигиены в России ХIХ в. во многом способствовал выдающийся врач М. Л. Мудров, придававший большое значение вопросам медицинского и санитарного обслуживания войск. Он также написал «Наставления простому народу, как уберечь себя от холеры». Во второй половине ХIХ в. большой в развитие гигиенической науки внесли А. П. Доброславин и Ф. Ф.

Эрисман, которые считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин в 1871 г. создал и возглавил первую кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. А. П. Доброславин был основателем журнала «Здоровье», руководителем Общества охраны народного здоровья, организатором земской санитарии. Ф. Ф.

Эрисману принадлежат исследования близорукости школьников. Он организовывает и проводит изучение условий труда рабочих фабрик и заводов Московской губернии. Ф. Ф. Эрисманом были разработаны гигиенические нормы для оценки качества воды, создана первая санитарная станция.

Он первым возглавил кафедру гигиены при медицинском факультете Московского университета.

В советский период на начальном этапе большой вклад в развитие гигиенической науки внесли Н. А. Семашко, З. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин. Н. А. Семашко – основоположник социальной гигиены. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены. Н. А.

Семашко много сделал для принятия законодательства по охране водоисточников, водоснабжению и канализации, гигиене питания, труда и др. З. П. Соловьев – руководитель и организатор военно-санитарной службы. Он решал вопросы организации гигиенического обеспечения армии. Г. П.

Хлопиным проведены фундаментальные работы в области гигиены водоснабжения, гигиены труда и профессиональных заболеваний, гигиены умственного труда, предложено много методов гигиенического исследования объектов внешней среды т. п.

В более поздний советский период в области гигиены успешно и плодотворно работали такие корифеи гигиенической науки, как А. Н. Марзеев, С. И. Каплун, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, С. Н. Черкинсский, А. А. Летавет, Ф. Г. Кротков и др.

1. Роль воздушной среды

Воздушная среда играет важную роль в дыхании человека, животных и растений. Роль воздуха состоит в снабжении кислородом, удалении продуктов обмена веществ, обеспечении процесса теплообмена. Резкие изменения физических свойств и химического состава неблагоприятно отражаются на важнейших функциях организма и приводят к различным заболеваниям.

К физическим факторам воздушной среды относятся: солнечная радиация, температура, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое давление, электрическое состояние, радиоактивность.

Источник: https://www.litres.ru/vladimir-shilov/gigiena-konspekt-lekciy/chitat-onlayn/

1. Методы исследования, применяемые в гигиене

Методология гигиены и методы гигиенических исследований

Вгигиене и санитарии используется рядметодов оценки факторов оценки окружающейсреды – это методы санитарногообследования, физические, химическиеи биологические методы.

Одновременноиспользуются методы исследования, спомощью которых можно выявить влияниена организм факторов окружающей среды.

К ним относятся эпидемиологические,санитарно-статистические, клиническиеметоды, а также гигиенический эксперимент.

Комплекссанитарно-гигиенических исследованийусловий жизни населения обычно начинаетсяс методасанитарного описания.Метод санитарного исследования широкоиспользуется при изучении условий жизнив населенных местах – жилищных,производственных, бытовых. К санитарномуописанию подвергаются объекты окружающейсреды, условия жизни и труда.

Спомощью физическихметодовисследования характеризуются температура,влажность, скорость движения, электрическоесостояние воздуха, барометрическоедавление и др. Физ.методы широкоприменяются в коммунальной гигиене.

Химическиеметодыиспользуются при изучении химическогосостава воздуха, воды, пищевых продуктов.Особенностью этого метода являетсявысокая чувствительность позволяющаяопределить в некоторых случаях миллионныедоли миллиграмма вещества на единицуобъема.

Биологическийметод – этоисследования объектов окружающей средыв процессе, которых определяется наличиемикро и макроорганизмов и веществживотного и растительного происхождения,характеризующих санитарное состояниеобъекта.

Эпидемиологическийметод – этосовокупность методик изучения состоянияздоровья населения под влиянием различныхэндогенных или экзогенных факторов.

Санитарно-статистическиеметоды изученияздоровья населения основываются наданных официальных документов и отчетов,содержащих информацию о состоянииздоровья населения.

Методгигиенического экспериментаставит своей целью в натурных илилабораторных условиях изучить влияниеразличных факторов окружающей средына организм человека и животных.

Методлабораторного экспериментапозволяет наиболее четко моделироватьпроцессы и явления для выяснения ихзначения для здоровья человека. Пример:изучение на лаборат.установках процессовнакопления в почве и растениях вредныххимических веществ.

2. Гигиеническая оценка действия шума на организм человека. Меры профилактики

Шум(с гигиенической точки зрения) – комплексбеспорядочного сочетания звуковразличной интенсивности, неблагоприятновоздействующий на организм человека.

Физическиехарактеристики шума

1. Звуковаямощность источника (Вт)

2. Интенсивность(сила) звука (Вт/м2)

3. Звуковоедавление (Па/(н/м2))

4. Скоростьзвука.

Действиешума на организм (специфическое,неспецифическое)

Специфическое:шумовая травма, утомление слуха,двухсторонний кохлеорный неврит (проф.тугоухость)

Шумоваятравма: клиника– внезапная боль в ушах, поражаютсябарабанные перепонки, вплоть до ихпробадения.

Утомлениеслуха –выраженное ослабление слуховойчувствительности к концу рабочего дня.При хроническом воздействии шумаприводит к проф. тугоухости

Кохлеарныйневрит – емупредшествует адаптация к шуму и развитиеутомления слуха. Начальная стадия: звонв ушах, головокружение, восприятиеразговора шепотом не нарушено.

В начальнойстадии увеличивается порог восприятияна высокой звуковой частоте (4000 – 8000Гц). По мере прогрессирования заболеванияувеличивается порог восприятия насредние, затем низкие частоты.

Привыраженной стадии снижается восприятиешепота, формируется тугоухость

Неспецифическое:симптомокомплекс «шумовая болезнь»,органы мишени – НС, ССС, ЖКТ, энд. жел.

Симптомокомплекс«шумовая болезнь» – функциональныенарушения НС, ССС, ЖКТ, эндокриннойсистемы в виде неврозов, неврастении,остеновегет синдрома с сосуд гипертензией,гипертоническая болезнь, угнетениесекреции ЖКТ, нарушение функцийэндокринных желез.

Отягощаютдействие шума:

1. вынужденноеположение тела

2. нервно-эмоциональноенапряжение

3. вибрация,воздействие пыли, токсических веществ

4. неблагоприятныеметеорологические факторы

Мерыпрофилактики:

1.Архитектурно-планировочные мероприятия.

2.Разработка шумобезопасной техники итехнологических процессов

3.Разработка и применение строительно-акустическихмероприятий (амортизаторы, изолированиешумных помещений, применениезвукоизоляционных материалов)

4.Осуществление организационных мероприятий(сокращение времени нахождения в условияхвоздействия шума)

5.Применение средств и методов коллективнойзащиты (дистанционное управление)

6.Применение средств индивидуальнойзащиты

7.Контроль за уровнем шума на рабочихместах не реже 1 раза в год

8.Проведение ежегодных периодическихмед.осмотров.

Источник: https://studfile.net/preview/3549400/page:12/

Общая гигиена 6 МПФ Лекция 1 Тема Методология

Методология гигиены и методы гигиенических исследований

Общая гигиена, 6 МПФ Лекция 1 Тема: Методология гигиены (1) заведующая кафедрой гигиены с курсом ГДи. П профессор, д. м. н. Гудинова Жанна Владимировна При создании лекции использованы материалы Управления Роспотребнадзора по Омской области Ж. В. Гудинова 1

План лекции 1 • Иерархия методологии гигиены. Общефилософские основы 2 • Предметная методология гигиены. Законы гигиены. 3 • Методы изучения здоровья населения и реакций организма 4 • Методы исследований факторов среды обитания: классификация, физические, биологические, географические методы Ж. В. Гудинова 2 2

Цель лекции получить представление о законах и методологии гигиены, ее общефилософских основах, методах изучения здоровья населения и реакций организма, ознакомиться с классификацией методов исследования факторов среды обитания, получить представление о физических, биологических, географических методах исследования факторов среды обитания. Ж. В. Гудинова 3

1. Иерархия методологии гигиены. Общефилософские основы. Ж. В. Гудинова 4 4

Определение (ВАК) ГИГИЕНА – наука, изучающая влияние среды на здоровье человека и разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Ж. В. Гудинова 5

Иерархия методологии гигиены IV. Cпециализированные гигиенические методики III. Специфические методы гигиены II. Законы и категории гигиены I. Общефилософская методология Ж. В. Гудинова 6

ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ Под общефилософской научной методологией понимают учение о методах и приемах познания природы, человека, общества и мышления.

Современная наука основывается на методологии диалектического материализма и включает в себя: 1) основные общефилософские законы 2) основные общефилософские категории 3) основные общефилософские методы и методики познания Ж. В. Гудинова 7

ОСНОВНЫЕ ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ЗАКОНЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГИГИЕНЕ ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫ Х ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ • в гигиене действует наиболее часто • многие факторы среды способны оказывать положительное или повреждающее действие на организм человека лишь при достижении определенного количественного уровня, так называемого порога действия.

• при достижении этого порога в организме человека возникают изменения ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПО ЛОЖНОСТЕЙ • один и тот же внешний фактор в одной концентрации оказывает положительное влияние на здоровье человека, а в другой концентрации – отрицательное • так, в малых концентрациях фтор предполагает развитие кариеса зубов, а повышенная концентрация фтора в окружающей среде вызывает развитие флюороза. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ • по мере получения новых научных данных изменялись представления о влиянии факторов на организм, пересматривались нормативы многих веществ и факторов и, как правило, в сторону снижения величины норматива, • таким образом новые знания и/или нормативы отрицали старые Ж. В. Гудинова 8

ОБЩЕФИЛОСОФСКАЯ НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ Общефилософские категории: причины и следствия; необходимости и случайности; сущности и явления; содержания и формы; единичного, особенного, всеобщего; части и целого; возможности и действительности. Общефилософские методы и методики познания (анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического моделирования, системно-структурного подхода и др. ). Ж. В. Гудинова 9

2. Предметная методология гигиены. Законы гигиены Ж. В. Гудинова 10

Предметная методология гигиены: IV. Cпециализированные гигиенические методики III. Специфические методы гигиены II. Законы и категории гигиены I.

Общефилософская методология Предметная методология гигиены – это совокупность научно обоснованных методов и методик, используемых при изучении влияния факторов среды на организм, а также деятельности людей на среду.

Предметная методология использует собственные специфические законы и категории. Ж. В. Гудинова 11

II. Законы гигиены №№ 1 -3: I II III • Нарушение здоровья людей, вызванное факторами среды, может возникнуть только при наличии трех движущих сил: вредного фактора, механизма его воздействия и восприимчивого (чувствительного к воздействию вредности) организма.

• Закон неизбежного отрицательного влияния на окружающую среду деятельности людей – независимо от своей воли и сознательности, в связи с физиологической, бытовой и производственной деятельностью люди отрицательно влияют на окружающую среду.

Степень влияния связана с уровнем развития культуры населения, научно-технического уровня производства и социальных условий жизни. • закон неизбежного отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье людей природных экологических и техногенных катастроф (наводнения, землетрясения и т. п.

), аварий, природных и техногенных биогеохимических провинций. Ж. В. Гудинова 12

II. Законы гигиены №№ 4 -6: IV • закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества.

Общество в зависимости от уровня развития культуры, экономических возможностей, достижений научно-технического прогресса (развития технологий), целенаправленно оказывает положительное влияние на окружающую среду, оздоравливая ее, предупреждая загрязнение и тем самым повышая уровень здоровья населения.

V • закон неизбежного отрицательного влияния загрязненной природной окружающей среды на здоровье населения. При контакте человека с окружающей средой, загрязненной физиологическими выделениями, бытовыми или техногенными загрязнителями в количествах, превышающих гигиенические нормативы, неизбежно наступает изменение уровня здоровья в сторону его ухудшения.

VI • закон положительного влияния факторов природной окружающей среды на здоровье населения. Природные факторы окружающей среды (солнечное излучение, чистый воздух, чистая вода, доброкачественная, полноценная пища) положительно влияют на здоровье людей, способствуя его сохранению и укреплению при разумном использовании. Ж. В. Гудинова 13

II. Категории гигиены: Биосфера Ноосфера Здоровье Среда Болезнь и др. Ж. В. Гудинова 14

Предметная методология гигиены IV. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ – III. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГИГИЕНЫ — это способы познания ее закономерностей и законов IV. Cпециализированные гигиенические методики III.

Специфические методы гигиены совокупность (система) конкретных способов (приемов) целесообразного выполнения какого-нибудь задания, научного исследования. Являются составной частью того или иного специфического метода гигиены. II. Законы и категории гигиены I.

Общефилософская методология Ж. В. Гудинова 15

Специфические методы и специализированные методики гигиены подразделяются согласно определению «гигиена» : 1. Методы изучения здоровья населения и реакций организма 2.

Методы исследования факторов среды обитания 3.

Методы математической обработки информации Особо следует отметить такой специфический метод воздействия на население как метод гигиенического воспитания и обучения Ж. В. Гудинова 16

3. Методы изучения здоровья населения и реакций организма Ж. В. Гудинова 17

Методы изучения здоровья популяции (эпидемиологический) организма (группы) Методы изучения здоровья больших групп населения объединяются в эпидемиологический метод. Это один из ведущих методов гигиены. Он состоит из совокупности методик изучения здоровья населения под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов. Ж. В. Гудинова 18

Эпидемиологический метод – 1 связывает воедино основные составляющие процесса изменения здоровья: а) группы населения (популяции), подверженных влиянию определенных факторов; б) основные специфические или неспецифические, благоприятные или неблагоприятные факторы окружающей среды, влияющие на здоровье (причины) и в) социально-экономические и природноклиматические условия, в которых эти факторы влияют на здоровье. Ж. В. Гудинова 19

Основные способы реализации эпидемиологического метода 1 САНИТАРНО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ используют для количественной характеристики состояния здоровья и зависимости изменения здоровья человека от влияния окружающей среды МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА: изучают т. н.

биомаркеры – это любой количественный показатель, отражающий взаимодействие между биологической системой и потенциальной опасностью любой природы (содержание свинца в волосах) МЕДИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ применяют для изображения и оценки пространственного распределения на территории показателей здоровья населения. Ж. В. Гудинова 20

Клинические МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА (группы людей) Физиологические Психологические Социологические Ж. В. Гудинова 21

Это многие клинические и лабораторные исследования применяемые в медицине (от осмотра до КТ) Клинические МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА (группы людей) Физиологические Психологические В научных исследованиях применяются в зависимости от изучаемого фактора среды (шум – исследования слуха) Используются данные периодических медицинских осмотров рабочих вредных профессий, работающего населения, детей и подростков Социологические Ж. В. Гудинова 22

Исследование мышечной работоспособности (эргография, динамометрия) Клинические МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА (группы людей) Физиологические Психологические Социологические Ж. В.

Гудинова Исследование сердечно-сосудистой системы (частота пульса, АД, ЭКГ) Исследование дыхательной системы (ЖЕЛ, частота дыхательных движений, оксигемография) Исследование функций ЦНС (условнорефлекторной деятельности, функционального состояния анализаторов) 23

Клинически е МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА (группы людей) Физиологические Психологически е Социологически е Ж. В.

Гудинова В гигиене труда, детей и подростков – для изучения психического развития и состояния человека, для оценки стрессовых влияний среды обитания, в профессиональном отборе Методы: цветовой тест Люшера, корректурные пробы, рисуночные тесты, определения школьной зрелости, долговременной и кратковременной памяти, объема и распределения внимания и др. 24

Некоторые психологические методы, применяемые в гигиене Тест «Нарисуй человека» (оценка школьной зрелости) Цветовой тест Люшера (оценка уровня стресса) Ж. В. Гудинова 25

Клинические МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА (группы людей) Физиологически е Психологические Социологические При санитарном описании объекта часто учитываются жалобы населения.

Поэтому при массовом обследовании влияния какого-либо фактора внешней среды на организм широко используется метод анкетирования Метод интервью применяются в ходе экспертной оценки специалистов, в ходе прогнозирования Применяются в ходе исследования реакций населения на действие фактора среды, изучения статуса питания, режима дня, гигиенической грамотности Ж. В. Гудинова 26

Гигиенический эксперимент на животных с участием человека в натурных (реальных) условиях среды с участием человека (здоровых волонтеров, добровольцев) в лаборатории Цель гигиенического эксперимента, как правило, – новый гигиенический норматив. Гигиенический эксперимент проводится в ходе гигиенического Ж. В. Гудинова 27 нормирования

Гигиенический эксперимент на животных В ходе токсикогигиенических исследований, в процессе сертификации средств бытовой химии и др. : начальные этапы гигиенического нормирования. с участием человека – в натурных (реальных) условиях среды Ж. В. Гудинова с участием человека (волонтеров, добровольцев) – в лаборатории 28

Гигиенический эксперимент на животных с участием человека (здоровых волонтеров, добровольцев) – в лаборатории В коммунальной гигиене, в гигиене питания, гигиене труда, гигиене детей и подростков, радиационной гигиене и др с участием человека – в натурных (реальных) условиях среды На математических, компьютерных, санитарнотехнических и других моделях или лабораторных установках проводят исследования параметров очистных сооружений, технических устройств (мобильные телефоны, компьютерная техника и т. д. ) Ж. В. Гудинова 29

Гигиенически й эксперимент на животных с участием человека (волонтеров, добровольцев) – в лаборатории с участием человека – в натурных (реальных) условиях среды На заключительных этапах гигиенического нормирования: оценивается реакция организма на нагрузку, режим и т. д. (гигиена труда, ГДП) Ж. В. Гудинова 30

4. Методы исследований факторов среды обитания: классификация, физические, биологические, географические методы Ж. В. Гудинова 31

Классификация методов исследований факторов среды обитания 1 Физические Хи ми чес кие Биологические Ж. В. Гудинова Геог раф ичес кие по природе фактора 32

Классификация методов исследований факторов среды обитания 2 Экспрессные методы д сани тарн ой экспе ртиз ы по характеру применения Мето д сани тарн ого опис ания Математические методы Ж. В. Гудинова 33

Физические методы исследования • С их помощью исследуют физические факторы среды – температуру, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, параметры атмосферного электричества, инфракрасное, видимое, ультрафиолетовое излучение, шум, вибрацию, ионизирующее излучение и другие факторы внешней среды. • К этим методам относят термометрию, барометрию, анемометрию, электрометрию, люксметрию, актинометрию, УФИ-метрию, шумометрию, виброметрию и пр. Ж. В. Гудинова 34

В 2008 -2012 гг. на нашу кафедру приобретено 12 современных приборов для оценки 15 физических факторов среды Шумомер –виброметр (ШИ-01 В ) Измеритель параметров микроклимата (МЕТЕОСКОП ) Измеритель параметров электрического и магнитного полей (ВЕ-метр АТ-002) Малогабаритный аэроионный счетчик (МАС-01) 35

Материальнотехническая база кафедры Воссоздана санитарно -гигиеническая лаборатория кафедры, что позволило организовать процесс обучения студентов медикопрофилактического факультета согласно типовой программе по общей гигиене, а именно обучение их методам исследования физических факторов среды. На фото: учебный доцент к. м. н. И. В. Гегечкори в санитарно-гигиенической лаборатории кафедры со студентами медикопрофилактического факультета 36

Биологические методы исследования Этими методами определяют наличие и количество в воздухе, воде, почве, пищевых продуктах и др. биологических объектов — животных, растений, насекомых (личинок и куколок мух в почве), микроорганизмов, гельминтов, вирусов. Микробиологические, гельминтологические, вирусологические, гидробиологические, энтомологические методы исследования Ж. В. Гудинова 37 37

Географические методы исследования • Используются преимущества визуализации: один взгляд стоит тысячи слов.

Карты, как и другие рисунки, изображения существенно облегчают восприятие информации, особенно в межведомственном общении • Применяют для количественной и качественной характеристики факторов среды на больших территориях • В зависимости от задач и величины территории выделяют следующие разновидности географического метода: картографический, топографический, роза ветров Ж. В. Гудинова 38

Географические методы исследования: роза ветров – это графическое изображение повторяемости направления ветров в данной местности (в %) Завод 35 СЗ 30 25 20 15 10 5 0 ШТИЛЬ З С СВ ЮЗ В Ю ЮВ Завод нужно строить там, откуда реже всего дуют ветры в направлении населенного пункта 39

Географические методы исследования: картографический • Предполагает создание карт факторов среды – химического состава почвы, воды, воздуха, наземных и подземных геофизических формирований (аномального геомагнитного поля), солнечности территории, динамики загрязнений. • Современная разновидность географического метода – геоинформационные системы, в которых используется компьютерное наложение карт здоровья населения на карты факторов среды. Ж. В. Гудинова 40

Картографирование территории г. Омска по индексу загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) по уровню заболеваемости детей болезнями органов дыхания Ж. В. Гудинова 41

Географические методы исследования: санитарнотопографическое обследование Ж. В. Гудинова 42

САНИТАРНО-ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Проводится в целях облегчения решения ряда вопросов: • характера рельефа местности, • условия для стока атмосферных вод, • ориентация исследуемого участка местности по сторонам света и его отношение к господствующим ветрам, • условия естественной освещенности, характер зеленых насаждений, их плотность, тип озеленения (лесные массивы, кустарники, травяной покров) и др. • особо уточняется место расположения объектов – источников загрязнения всех видов (выгребных ям, свалок, скотомогильников, животноводческих ферм, крупных шоссейных дорог, промышленных предприятий и проч. ). Может проводиться как на местности, так и по топографической карте. Ж. В. Гудинова 43

Источник: https://present5.com/obshhaya-gigiena-6-mpf-lekciya-1-tema-metodologiya/

Medic-studio
Добавить комментарий