Методы исследования личности: Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других

Методы исследования личности

Методы исследования личности: Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других

Личность человека изучается с помощью следующих методов:

1) эксперимент,

2) тест,

3) проективные методы,

4) анализ продуктов деятельности человека, документов и биографии,

5) наблюдение,

6) беседа.

Эксперимент или научно поставленный опыт используется для проверки гипотезы о причинно-следственных связях между объектами или явлениями. Эксперименту предшествует этап планирования, когда выбираются переменные, реакции на которые послужат доказательством или опровержением выбранной гипотезы.

Эксперимент широко используется не только для изучения личности, но и во всех областях научного знания для исследования самых разных явлений, а также в следственной практике.

Тест – это фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

В психологии широко применяются тесты-опросники, которые представляют собой список вопросов/утверждений, позволяющие оценить степень выраженности у человека того или иного свойства личности.

Примеры опросников

· MMPI – миннесотский многофакторный личностный опросник – методика позволяет выявлять черты и типы характера, определять стиль поведения и общения, диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения, оценивать профессиональную пригодность, изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса, прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности. MMPI был разработан С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. в США и с тех пор широко используется в сфере здравоохранения, в судебно-психологической экспертизе, в исправительных учреждениях, в системе образования, занятости, в сфере здравоохранения, в бизнесе, в силовых структурах. Опросник включает 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк. Завершается обследование построением «профиля личности».

· 16-факторный личностный опросник Кеттелла. Тест был разработан группой ученых под руководством Рэймонда Кеттела в 40-50 гг. XX века в США.

Тест позволяет оценить такие личностные качества как общительность, эмоциональная стабильность, гибкость мышления, независимость, податливость, беспечность, озабоченность, беспринципность, смелость, застенчивость, чувственность, твердость, мечтательность, практичность, утонченность, радикализм, консерватизм, сила воли, внутренняя напряженность, самооценка, самоконтроль и др. Методика широко распространена и используется во многих учреждениях, в том числе для подбора персонала.

В психологии существует огромное количество других опросников, разработанных учеными из разных стран. В настоящее время многие опроники имеют компьютерную версию, а не подсчитываются вручную.

Проективные методы –группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию: например, интерпретировать содержание сюжета картинки (методика ТАТ – тематический апперцептивный тест), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методике Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха). Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление.

Анализ продуктов деятельности человека, документов и биографии.Метод основывается на сборе данных о личности человека, как получаемой от третьих лиц, так и на основе анализа материальных носителей информации об обследуемом.

Этот метод подразумевает изучение:

· условий жизни и развития человека, образа жизни;

· особенности взаимоотношений с другими людьми;

· продуктов деятельности (авторские произведения, личные дневники, письма, рисунки и пр.);

· медицинских документов (справки, медицинские карты и др.);

· прочих документов, характеризующих личность человека (документы об образовании, грамоты, договора, трудовые книжки, характеристики, послужные списки, почерк и др.);

· видео- и фотоматериалов.

В следственной практике для изучения личности в рамках этого метода могут также привлекаться:

· вещественные доказательства;

· протоколы допросов и следственных действий;

· заключения судебных экспертиз.

Следующие два метода исследования личности – наблюдение и беседа – используются в юридической практике, как следователями, так и адвокатами, прокурорами и другими представителями правозащитных органов, поэтому рассмотрим их подробнее.

Наблюдение как метод исследования личности характеризуется:

· невмешательством в ход развития событий и процессы наблюдаемого явления;

· опосредованностью теоретическими гипотезами, которые в результате наблюдения подтверждаются или опровергаются;

· наличием цели, плана, предмета наблюдения;

· фиксацией результатов наблюдения (письменная запись в бланке наблюдения, видео и аудиозапись). Это делается с тем, чтобы любой другой человек мог оценить соответствие результатов наблюдения сделанным выводам.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики.

Например, оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна.

Предметом наблюдения обычно являются (в случае наблюдения за людьми):

a) различные действия, движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары, объятия, поцелуи и пр.; совместные действия;

b) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность (эмоциональная выразительность), особенности лексического, грамматического и фонетического строя речи;

c) мимика и пантомимика, интонация;

d) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д.;

e) сочетание перечисленных признаков.

Правила наблюдателя:

1) чтобы сделать вывод о типичном поведении человека необходимо проводить многократные систематические наблюдения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях; это позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;

2) не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно причин наблюдаемого поведения;

3) сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте часто изменяет психологический смысл наблюдаемого. Например, агрессивность и негативизм подростка на допросе объясняется не его причастностью к преступлению, а спецификой протекания возрастного кризиса.

Еще одна особенность наблюдения состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Есть несколько способов для этого:

a) «примелькаться», то есть часто присутствовать в окружающей среде, будучи углубленным в свое дело, и как бы не обращать внимание на наблюдаемого;

b) «схитрить», т.е. объяснить присутствие наблюдателя какой-либо посторонней, фиктивной целью;

c) заменить наблюдателя регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше смущает наблюдаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию;

d) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от того помещения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней проводимостью света – стеклом Гезелла;

e) использовать фото- и киносъемку скрытой камерой.

Три последние способа не всегда доступны, а два последних, кроме того, не вполне этичны, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения. Если присутствие наблюдателя неизбежно, (а чаще всего так и бывает), необходимо соблюдать этику поведения: быть тактичным, вежливым, ненавязчивым, доброжелательным.

Другая особенность наблюдения заключается в том, что мнение наблюдателя всегда субъективно. Чтобы сделать наблюдение более объективным, обычно увеличивают число наблюдателей, или используют регистрирующую аппаратуру (видеозапись и пр.)

Цели наблюдения

Обычно целью наблюдения является: 1) знакомство с предметом наблюдения и выдвижение гипотез; 2) проверка гипотез.

Для достижения первой цели наблюдается всё, чем проявит себя объект, без отбора каких-то отдельных его проявлений. Такое наблюдение называется «поисковым».

Наблюдение с целью проверки гипотезы строится иначе. Здесь цель конкретна и строго определена. Под давлением этой цели во время наблюдения производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется «выбирающим».

Таким образом, цель определяет содержание наблюдения – что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задают требования к расчленению наблюдаемого на единицы.

Лишь в очень редких случаях случайные наблюдения приводят к крупным открытиям. Например, врачом психоневрологом Фере в 1888 г. было сделано открытие психогальванического рефлекса.

Он обратил внимание на беспокойство женщины, имевшей слишком сухую кожу и ощущавшей, особенно в холодную сухую погоду, искры с кожи и волос.

В сотрудничестве со знаменитым врачом Д'Арсонвалем он измерил статический заряд кожи, а потом обнаружил, что при действии некоторых раздражителей (голубое стекло перед глазами, запах эфира, достаточно сильные эмоции) этот заряд исчезает.

План (схема) наблюдения

Схема наблюдения включает перечень единиц наблюдения и форму описания наблюдаемого.

Единица наблюдения – это отдельный наблюдаемый поведенческий акт, который а) соответствует цели наблюдения и б) отражает теоретические положения, с позиций которых изучается объект.

Форма описания отражает профессиональный язык и принятую терминологию в той или иной областях знаний.

Общие требования к записи наблюдений.

1. Основное требование – запись наблюдения должна быть фактологична, то есть читающий ее человек может «увидеть» картину наблюдаемого явления собственными глазами.

2. Запись должна включать описание всей ситуации, в которой происходит наблюдаемое событие.

3. Запись должна по возможности полно в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

Беседа как метод исследования личностипредставлен в следующих вариантах.

1. Стандартизированная беседа – имеет четкий план, запланированные вопросы и варианты ответов; отступление от плана беседы, переформулирование вопросов и ответов не допускается. Инициатива принадлежит исследователю.

2. Частично стандартизированная беседа – задан план беседы, заранее подготовлены вопросы, но допускаются свободные ответы и переформулирование вопросов в ходе беседы.

3. Свободная беседа – план беседы определяется в общих чертах, как тема обсуждения, ход беседы и задаваемые вопросы заранее не планируются. Оба собеседника могут проявлять инициативу в ходе беседы.

Полностью и частично стандартизированная беседа имеет как плюсы, так и минусы. Достоинства: 1) экономия времени, 2) возможность сравнения ответов разных людей, 3) может быть проведена малоопытным исследователем. Недостатки: является не вполне естественной процедурой, имеющей оттенок экзаменационного опроса.

Как правило, к полностью и частично стандартизированным беседам прибегают в том случае, если с собеседником уже установлено сотрудничество, а исследуемая проблема несложна.

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков. Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню подготовки специалиста.

Этапы беседы

1. Вводная часть беседы предназначена заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству. Во вводной части испытуемому сообщается о примерной продолжительности беседы, степени ее анонимности и, если это представляется возможным, то о целях беседы и дальнейшем использовании результатов.

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации.

Набор используемых выражений и речевых оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний.

Иными словами, словарный состав, стиль высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную и истинную информацию.

2. Начальная часть беседы характеризуется наличием общих открытых вопросов по теме беседы, провоцирующих собеседника излагать свои мысли и переживания. Такая тактика позволяет специалисту накопить определенную фактическую событийную информацию.

3. Основная часть беседы. Затем следует подробное прямое обсуждение основной темы беседы. От общих открытых вопросов специалист переходит к более конкретным. Это позволяет подробно исследовать содержание обсуждаемых проблем.

Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от специалиста, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника.

этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

4. Завершающая фаза – это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе.

Этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Однако «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

Рекомендации «Как правильно беседовать»

I. Использовать «Вы-подход». Этот подход подразумевает интерес к личности собеседника, постановку себя на место собеседника. В словесном плане он реализуется в виде отказа от формулировок от первого лица. Например, вместо «Я бы хотел…» — «Не хотите ли Вы …»; «Мне представляется…» — «Ваша проблема, похоже, заключается в том…

», или: «Вероятно, тебе интереснее говорить о…». То же относится к констатации и передаче фактов. Например, вместо: «Хоть Вам и не известно» — «Как Вы знаете…»; «Вероятно, ты не слышал…» — «Ты, наверное, уже об этом слышал…».

Любой человек охотнее говорит о собственных проблемах и желаниях, и ни один собеседник не является исключением из этого правила.

II. Поощрить собеседника к высказыванию своих мыслей можно посредством «минимизации ответов». Наиболее употребительными минимальными ответами являются следующие: «Да?»; «Продолжайте, продолжайте, это интересно»; «Понимаю»; «Можно ли поподробнее».

Важно, чтобы подобные ответы возникали естественно, высказывались свободно и непринужденно. Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающими», т.е. такими, которые способствуют развитию беседы, особенно в самом ее начале. Они снимают напряжение у говорящего, возникающую из боязни быть непонятым, получить отказ, т.к.

молчание слушающего может быть неправильно истолковано как незаинтересованность или несогласие.

III. Принципиальное значение в проведении беседы имеют вопросы. Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. (Другими словами, как спросишь – так и ответят). Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.

1.По широте предстоящего ответа выделяются вопросы:

А. Закрытые вопросы – это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Примеры: «Любите ли Вы бродить осенним вечером под теплым и негромким дождем?»; «Это все, что Вы хотели сказать?»; «Это трудно?»; «Предпочли бы Вы это сделать сами?».

Закрытые вопросы ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего.

Использование такого типа вопросов осуществляется только со строго определенной целью – расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения.

Б. Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».

Например: «Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?». Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога-монолога с упором на монолог собеседника.

Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии, он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов.

В. Выясняющие вопросы – являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?».

Для выяснения содержания ответа собеседника используется прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Это делается для проверки точности понимания слов говорящего.

Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас»; «Как я понимаю, Вы говорите…»; «Другими словами, Вы считаете…»; «По Вашему мнению…», «Правильно ли я понял, что Вы…».

При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать причиной путаницы.

2. По смыслу предстоящего ответа выделяют вопросы:

А. «Да-нет» вопросы, т.е. закрытые.

Б. Альтернативные вопросы. Вопрос содержит в себе самом тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Например, «Это была женщина или мужчина?»

В. Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов», не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?» – «Гриппом».

Г. Иксовые вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что он сказал?»; «Что Вы собираетесь делать летом?». На вопрос такого типа могут последовать любые ответы.

3. По функциональной роли вопроса выделяют:

А. Подспудные вопросы – это вопросы, которые задает себе сам проводящий беседу. Подспудный вопрос рождает целую последовательность конкретных вопросов.

Б. Прямые вопросы – это средство реализации подспудного вопроса – Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме: «Знаете ли Вы…»; «Что Вы думаете о..?»; «Каково Ваше мнение по поводу…?» Они также могут быть сформулированы в безличной или полубезличной форме: «Некоторые люди считают, что…», «А как с Вашей точки зрения?».

В. Фильтрующие вопросы – выполняют функцию контрольных. Положительный или отрицательный ответ, полученный на них, должен быть повторен на связанные с ними по смыслу вопросы. Это делается для изобличения ложных ответов.

IV. Неприемлемые в беседе вопросы и высказывания:

a) наводящие вопросы, которые самой своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»;

b) вопросы, первая часть которых содержит оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко общаются. Не так ли?»;

c) вопросы, носящие произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может остаться невысказанной);

d) вопросы, слишком широко сформулированные относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?»;

e) некоторые реплики могут быть восприняты собеседником как принуждение к беседе. Это высказывания следующего типа: «Это почему же?»; «Приведите мне хоть одну на то причину…»; «Почему бы и нет?»; «Ну, не может быть, чтобы так уж плохо…». Они скорее приведут к прекращению разговора, чем к его продолжению;

f) не рекомендуется задавать вопросы, содержащие отрицание, например, вопрос: «Не видели ли Вы…?», «Не знаете ли Вы…?», поскольку подобные вопросы подразумевают ответ: «Нет, не видел», «Нет, не знаю».

Источник: https://helpiks.org/8-83859.html

Методы исследования личности – Психология личности. Ответы на экзамен

Методы исследования личности: Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других

Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются эмпирические методы, которые позволяют получить конкретные данные, касающиеся природы психических явлений, главные из которых- наблюдение и эксперимент.

Наблюдение– это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления. Разделяется на житейские наблюдения, которые ограничиваются регистрацией фактов, носящих случайный и неорганизованный характер и научный метод наблюдения- переход описания факта к объяснению его внутренней сущности.

Эксперимент– это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях и применяется при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.

Формирующий эксперимент (обучающий и воспитывающий), моделирует некоторые стороны деятельности человека.

К вспомогательным методам психологии относятся: анализ продуктов деятельности, биографический метод, близнецовый метод, социометрия, моделирование, анкетирование, прогнозирующие и диагностирующие тесты.

По Б.Г. Ананьеву в психологии выделяются четыре группы методов:

I группа- организационные методы. Они включают в себя сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.

); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами.

Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа- эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа- методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Остановимся на более подробном рассмотрении наиболее значимых методов психологии.

Метод наблюдения– это целенаправленный процесс восприятия определенных событий и их регистрация. Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах- как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.

Посредством самонаблюдения мы раскрываем содержание наших психических процессов. Подлинное осознание собственного переживания совершается посредством акта, направленного не прямо на него, а на ту или иную задачу, которая осуществляется исходящим от него действием.

Разрешая ее, субъект в соответствующем действии- внешнем или внутреннем- раскрывает себя. Если под самонаблюдением разуметь наблюдение самого себя, собственной психики, то оно само включает единство и взаимосвязь внутреннего и внешнего наблюдения, внутренних и внешних данных.

Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение.

Объективное, т.е.

внешнее наблюдение- самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования, посредством его мы познаем явления объективной действительности, отражающиеся в наших психических процессах.

Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в различных условиях.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе.

Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования.

С помощью метода наблюдения через стекло Геззела (полупрозрачное зеркало, за которым находится исследователь и аппаратура), Курт Левин- американский психолог вывел понятие полевого поведения.

Наедине с собой человек осуществляет полевое поведение, которое детерминировано разнонаправленным действием предметов.

После появления другого человека, он начинает вести себя, подчиняясь нормам социальной ситуации, поведение становится волевым.

Метод эксперимента является одним из основных методом психологии. Основная задача психологического эксперимента, как и наблюдения, заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. Но от наблюдения эксперимент отличается рядом особенностей.

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. Во-первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию.

Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс.

В-четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции.

Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека.

Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека.

Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий.

Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования.

Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека.

Естественный психологический эксперимент, своеобразный вариант эксперимента, представляющий как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, предложенный А.Ф.

Лазурским, снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения.

Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

Источник: https://students-library.com/library/read/65685-metody-issledovania-licnosti

35.Методы изучения личности. Проблема классификации методов изучения личности в психологии

Методы исследования личности: Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других

1. Методнаблюдения

Наблюдение –основной метод изучения личности, то,без чего нет любого подхода к изучениюличности. Наблюдение предполагаетцеленаправленное изучение.

Требования кнаблюдению:

•  сохранениеестественности;

•  целенаправленность;

•  фиксациярезультатов.

1.  Естественноенаблюдение –это наблюдение и регистрация наблюдаемыхпроявлений в реальной жизни (реальныхжизненных условиях). Естественноенаблюдение является богатым источникоминформации.

Положительныестороны:

•    поведениев естественных ситуациях,

•    проведениев повседневном окружении.

Недостатки:

•  непредсказуемостьсобытий,

•  наложениепроблем наблюдателя (личный фактор),

•  малая выборка,

•  непреднамеренноевмешательство в происходящие события(нарушение чистоты наблюдения).

2.  Полевоенаблюдение. Вэтом исследовании сочетаются особенностиестественного наблюдения и соответствующегоэкспериментального контроля.

2. Метод опроса(интервью)

Один из наиболеестарых и широко распространенных методовполучения информации о людях. При всемразнообразии, формы интервью можноразделить на структурированныеи неструктурированные.

Оценка методаинтервью:

•   Можетдавать чрезвычайно полезную информациюо личности индивидуума и его жизненнойситуации.

•   Интерпретацияданных интервью носит в высшей степенисубъективный характер, и на нее могутоказывать влияние пристрастия самогоинтервьюера. Кроме того, личностьинтервьюера может незаметно влиять нато, насколько открытым и искреннимпроявит себя респондент во времяинтервью.

•   Методинтервью необходимо использовать всочетании с объективными методами.

3. Стандартизированныетесты (методы самоотчета)

Термин «самоотчет»в данном случае используется в значениикакой-либо информации, которую субъектпрямо сообщает о себе путем ответа наопределенные вопросы или путем выбораодного из имеющихся утверждений приусловии ограниченного количествавариантов (например, «да», «нет», «незнаю»). Опросники самоотчета отличаютсядруг от друга количеством личностныххарактеристик, измеряемых одновременно.

 Сильныестороны:

•   тесты даютболее полную, определенную исистематизированную информацию оличности, чем, например, методы наблюденияи эксперимента;

•   получаемаяинформация объективна;

•   с тестамиможет легко работать человек, имеющийотносительно небольшую формальнуюподготовку;

•   тестыобычно обладают большей надежностьюпо сравнению с другими методами.

 Недостатки:

•   не защищеныот преднамеренного обмана;

•   не защищеныот влияния эталонов социальнойжелательности и установочного поведения.

4. Методэксперимента

В отличие от другихподходов, экспериментальный методпозволяет исследователям не толькоконтролировать и предсказыватьопределенные феномены, но и давать имобъяснение.

Требованиеэтических принципов проведенияэксперимента (Л. Хьелл,Д. Зиглер, 1997):

•  принципосведомленного согласия,

•  принципбезопасности для жизни и здоровьяиспытуемых,

•  конфиденциальности.

Оценка методаэксперимента:

 Преимущества:

•   Позволяетизолировать отдельные переменные иманипулировать ими по своему усмотрению.

•   Устанавливаетпричинно-следственные связи: позволяетделать выводы о причинах.

•   Сборданных, их запись и анализ объективизированы.

 Недостатки:

•   Кругфеноменов, которые можно изучать,ограничен по этическим соображениям.

•   Искусственныелабораторные условия могут ограничиватьвозможность распространить закономерностиповедения в экспериментальной ситуациина поведение в иных, не тестовых условиях.

•   На изменениеизучаемой переменной могут оказыватьвлияние экспериментальные артефакты(например, представление о социальножелательном или нежелательном поведении,требуемые характеристики, пристрастиеэкспериментатора).

Эксперимент:лабораторный, естественный, констатирующий,формирующий.

5. Метод изученияклинических случаев

Метод изученияистории болезни обеспечивает возможностьглубокого анализа отдельной личности.Этот метод направлен, прежде всего, надиагностику и лечение индивидуумов,страдающих эмоциональными расстройствами.Оценка метода изучения клиническихслучаев:

1. Преимущества:

•   Показываетсложность и уникальность индивида.

•   Свободенот искусственных и надуманных лабораторныхусловий.

2. Недостатки:

•   Необеспечивает надежной основы дляформулирования общих принципов поведения.

•   Рассматриваемыеслучаи слишком частные.

•   Результатымогут отражать интересы и личныесклонности исследователя.

•   Не позволяетвыделить причинно-следственные отношениямежду переменными.

6. Проективныеметоды

Термин «проективныйметод» предложил Л. Франк (L. K. Frank,1939) для обозначения методов оценки, вкоторых испытуемым дают неопределенныестимулы, содержание которых не предполагаетчетких, обусловленных данной культуройответов. Преимущества и недостаткипроективных методов:

1. Преимущества:

•  Тестовыестимулы относительно неоднородны инеоднозначны, благодаря чему испытуемыйне знает, какую психологическуюинтерпретацию получат его ответы.

•  Непрямойспособ подачи тестового материала неприводит в действие психологическиезащитные механизмы испытуемого, чтодает возможность получать информациюо таких аспектах личности, которыескрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

•  Недостаточностандартизированы.

•  Отсутствуетчеткая процедура их проведения, оценкии интерпретации.

•  Имеют низкуюнадежность и валидность.

•  Интерпретацияслишком часто зависит от догадок иинтуиции психолога, а это не способствуетповышению научной ценности проективныхтестов.

7. Корреляционныйметод

Корреляционныйметод используется для установлениясвязей между переменными и внутри них.Исследователи, использующие корреляционныйметод, обычно заинтересованы в полученииответов на особые вопросы.

Преимущества инедостатки корреляционного метода:

1. Преимущества:

•  Позволяетизучать широкий круг переменных,относящихся к индивидуальным различиям.

•  Позволяетизучать переменные в естественныхусловиях реальной жизни.

•  Позволяетопределить, может ли имеющаяся информацияоб одной переменной использоваться дляпредсказания появления (действия) второйпеременной в будущем.

2. Недостатки:

•  Не позволяетделать заключение о том, что переменныепричинно связаны.

•  Возможнынедоразумения, вызванные действием«третьей переменной».

•  Надежностьи валидность шкал самооценки могут бытьсомнительными.

•  При проведенииисследования личности огромное значениеимеет правильный выбор методов сбораинформации и обработки материала.

36. Психологическийвозраст личности

Нет необходимостидоказывать, что органическое созреваниеиндивида, например половое, являетсяодной из важных предпосылок формированияидентичности личности.

Представления оспецифике «психологического возраста»,идущие от Л. С. Выготского, во многомпересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева,который неоднократно подчеркивал, чтопсихологический возраст и зрелостьвыступают как параметры особогоисторического времени, в котором иведется летоисчисление жизненногопути личности .Особенностипсихологического возраста:

•   обратимость– личностьв ходе своего развития не только нестареет, но некоторые жизненные событиямогут вернуть ей молодость, и не вобразном, а в подлинном психологическомсмысле этого слова;

•   многомерность– в разныхсферах деятельности личность взрослеетнеравномерно;

•   «временнаяперспектива личности» (Б. В. Зейгарник)определяется особенностью направленностимотивов. Признаки наступленияпсихологической старости связываютсяс ретроспективной направленностьюмотивов.

Собственно-психологическиекритерии зрелости личности:

•   ответственностьличности за свои поступки;

•   умениеразводить идеальные и реальные цели;

•   осуществлениеличностью свободного личностноговыбора.

Источник: https://studfile.net/preview/2229516/page:10/

Методы психологии, их классификация, исследовательские методики

Методы исследования личности: Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других
Для наиболее корректного определения психологического состояния индивидов, социальных групп и общества в целом, исследователи применяют различные методы психологии.

В своих научных разработках, они предлагают действенные способы для получения теоретических или эмпирических знаний.

Только использование в каждом отдельном случае конкретных приемов, соблюдение при этом всех моральных норм и особых правил, позволяет получать знания, не вызывающие сомнений.

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Классификация методов психологии

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Какие условия должны быть соблюдены?

Для того чтобы метод дал наиболее полные и точные результаты, психолог соблюдает ряд условий при проведении исследования:

  • четко формулирует цель — что конкретно и для чего исследуется (например, проявление взаимоотношений ребенка 6 лет со значимыми взрослыми и сверстниками в рисунках);
  • выбирает детей (если это группа) соответствующего возраста (в данном случае, 6 лет) и обладающих указанными навыками (например, рисования);
  • для всех детей готовит одинаковые условия для деятельности (одинаковые материалы, место проведения);
  • минимизирует собственное влияние на процесс работы детей, следит, чтобы малыши работали самостоятельно и были мотивированы;
  • фиксирует эмоциональные реакции детей, что проявляются в процессе работы;
  • если исследование подразумевает дальнейшую беседу с ребенком о продукте его творчества, заранее готовит вопросы;
  • предусматривает критерии, по которым будет оцениваться конечный продукт (например, выбор цветовой гаммы, композиция).

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Перцепция — что это в психологии, определение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

Источник: https://cosmeton.ru/otnosheniya/osnovnye-metody-psihologii.html

Medic-studio
Добавить комментарий