Методы оценки состояния здоровья часто болеющих детей

Определение состояния здоровья у детей

Методы оценки состояния здоровья часто болеющих детей

Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)

Здоровье ребенкаПоказатели здоровья ребенка

Само по себе понятие «здоровье» довольно сложно и обширно. До сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению в отношении этого определения.

Отечественные специалисты под понятием «здоровье» принято подразумевать состояние организма, при котором функции всех органов и систем гармонично взаимодействуют с окружающей средой, а также отсутствие в них каких-либо патологических изменений.

Показателем нормального функционального состояния организма, а также состояние гармоничного взаимодействия с окружающей средой для детей раннего и дошкольного возраста является возможность овладевать знаниями, умениями и навыками, возможность посещать дошкольные учреждения и полноценно усваивать предусмотренную в них программу занятий.

Контроль за состоянием здоровья ребенка – основа всей оздоровительной, профилактической и воспитательной работы, которая должна осуществляться не только родителями и медицинским персоналом, но и персоналом детских дошкольных учреждений.

Такой контроль должен проводится каждый день, а также во время плановых медосмотрах в строго установленные сроки: детям в возрасте до 1 года – 1 раз в месяц, до 2 лет – 1 раз в 3 месяца, до 3 лет – 1 раз в 6 месяцев; затем, до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев.

Главными показателями нормального состояния здоровья ребенка являются:

– уровень физического и нервно-психического развития; – состояние иммунитета – возможность устойчивости организма к разного рода заболеваниям (частота заболеваний за период перед плановыми медосмотрами); – показатели уровня основных функций организма; – отсутствие или наличие каких-либо хронических заболеваний;

– отсутствие или наличие каких-либо отклонений в раннем периоде развития (в том числе на протяжение беременности, при родах, в период новорожденности).

Заключение о состоянии здоровья ребенка делает врач при каждом плановом медицинском осмотре с учетом вышеперечисленных показателей.

Состояние иммунитета определяется по кратности острых заболеваний ребенка. На первом месте среди острых заболеваний среди детей раннего и дошкольного возраста занимают острые респираторные вирусные инфекции и острые детские инфекции (скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит), затем острые отиты, острые заболевания желудочно-кишечного тракта и др.

По частоте перенесенных острых заболеваний на протяжении года детей принято делить на:

– ни разу не заболевших или эпизодически болеющих (1-3 раза в год), что указывает на хороший иммунитет;
– на часто болеющих (4 раза в год и более), что говорит о пониженной иммунной защите организма к воздействию острых заболеваний.

Общий уровень острой заболеваемости достигает пика, как правило, на втором году жизни, по сравнению с детьми первого года жизни и более старшего возраста.

Такое состояние специалисты объясняют особенностями развития детей в этом возрастном периоде: снижение уровня пассивной иммунной защиты, который ребенок получает с материнским молоком, а также с недостаточно сформированного собственного иммунитета на фоне увеличения количества и частоты контактов с факторами внешней среды.

С целью определения уровня основных функций организма у детей прежде всего обращают внимание на характер поведения (особенно у детей раннего возраста).

При этом необходимо оценивать эмоциональное состояние ребенка, его настроение, аппетит, манеру и характер общения со сверстниками; у более старших детей важно контролировать степень усвоения учебной программы, уровень усталости в процессе занятий, возможность сосредоточения, насколько часто ребенок отвлекается.

Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые в значительной степени определяют его поведение: активный или пассивный, насколько легко и быстро он идет на контакт со сверстниками и взрослыми, степень коммуникабельности, плаксивость и др.

Функциональное состояние организма ребенка определяется совокупностью поведенческих реакций. Необходимую информацию о поведении ребенка врач получает от родителей и педагогов дошкольных учреждений.

Полученные сведения, в совокупности с данными функциональных исследований (антропометрические данные, артериальное давление, частота пульса и дыхания, анализы крови и др), врач использует для составления объективной оценки состояния здоровья.

Опросник для контроля поведения ребенка первого года жизни

1. Эмоциональное состояние, преобладающее в повседневной жизни ребенка (эмоционально не выражено, неустойчивое, положительное, отрицательное).
2. Засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное, требуется дополнительное воздействие).
3.

характер сна (прерывистый, спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий).
4. Длительность сна (соответствующий возрасту, длительный, короткий).
5. Аппетит (избирательное отношение к пище, повышенный, хороший, неустойчивый, плохой).
6.

Характер бодрствования (малоактивный, пассивный, активный).
7. Плохие привычки (сосание пальца, пустышки, раскачивание и др).
8. Характер общения с детьми и взрослыми (отсутствие взаимоотношений, положительный, отрицательный).
9.

Индивидуальные особенности (вялый, быстро утомляется, легко возбудим, застенчив, уравновешен, обидчив, инициативен, легко идет на контакт, навязчив, ласков, подвижен, легко обучается и т.д.).

Опросник контроля поведения детей второго и третьего годов жизни

1. Настроение (подавленное, неустойчивое, раздражительное, спокойное, бодрое).
2. Сон:

– засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное);
– характер сна (спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий);
– длительность сна (соответствует возрасту, короткий, длительный).

3. Аппетит (избирательное отношение к еде, плохой, неустойчивый, хороший, повышенный).
4. Характер бодрствования (пассивный, активный, малоактивный).
5. Индивидуальные особенности (легко поддается обучению, легко идет на контакт, любознательный, обидчивый, внимательный, ласковый, агрессивный и т.д.).

При плановом осмотре ребенка педиатр может обнаружить разного рода заболевания (аллергию, сколиоз, разит, ревматизм и др) или констатировать, что ребенок здоров.

Во время первого осмотра педиатр собирает подробные сведения (анамнез), которые включают состояние здоровья обоих родителей (в том числе наличие у них вредных привычек: курение, алкоголь и др), течение беременности и родов, особенности периода новорожденности, а также другие сведения (перенесенные ребенком заболевания, вакцинация, посещение ребенком дошкольных учреждений и др). Основываясь на полученные данные, врач проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка, что дает ему возможность определить группу состояния здоровья. Разные классификации подразумевают разные критерии отношения детей к той или иной группе, как и количество самих групп здоровья. В нашей стране детей по состоянию здоровья принято делить на пять групп:

– Первая группа – здоровые дети, без каких-либо хронических заболеваний, имеющие нормальные показатели функционального состояния, которые редко болеют, физическое и нервно-психическое развитие в пределах нормы, отсутствуют какие-либо отклонения в анамнезе;

– Вторая группа – здоровые дети, у которых имеются функциональные отклонения разного рода (например, поведение), с начальными изменениями в нервно-психическом или физическом развитии, или их отсутствие, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют симптомы хронических заболеваний, есть отклонения в анамнезе;

– Третья группа – дети с хроническими заболеваниями (ревматизм, холецистит, тонзиллит и др) в стадии компенсации (без признаков нарушения общего самочувствия), болеют редко, обострения хронических заболеваний возникают не часто;

– Четвертая группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, у которых наблюдаются нарушения общего самочувствия, болеют часто, обострения хронического заболевания происходит 2-4 раза в год;

– Пятая группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, не посещающие детские учреждения общего типа, на момент исследования в условиях стационара (в больнице) или амбулатории (проходят лечение на дому), или в специальном дошкольном учреждении.

Большинство детей относят к 1-й и 2-й группам, то есть здоровые дети. При этом количество детей значительно преобладает во 2-й группе. Эти дети нуждаются в особом внимании взрослых и медиков, а также в индивидуальном подходе при назначении и выполнении воспитательных и оздоровительных мероприятий.

Отметим, что ко 2-й группе здоровья относятся дети с факторами риска (у которых на момент рождения родители страдали от каких-либо заболеваний, алкоголизма, наркомании и др, а также при осложнениях во время беременности, например, токсикоза, угроза выкидыша и др), недоношенные дети, дети, перенесшие асфиксию новорожденных или получивших родовую травму, дети с аллергией или склонностью к таковой (например, начальные, непостоянные симптомы кожных высыпаний экссудативного диатеза и др), реконвалисцентны рахиту, часто болеющие острыми заболеваниями (4 и более раз в год), с риском развития анемии, нарушением осанки, плоскостопием, после перенесенной пневмонии (воспаления легких), эпидемического гепатита (болезни Боткина), менингита и других детских инфекционных заболеваний (ветряной оспы, скарлатины и др), которые имели тяжелое течение и сопровождались осложнениями.

Во 2-й группе здоровья особое внимание необходимо уделять детям, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют какие-либо хронические заболевания. Это дети, страдающие острыми заболеваниями более 3-х раз в год. Повторные острые заболевания, как правило, возникают в результате действия острой респираторной вирусной инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусные заболевания и т.д.).

На сегодняшний день известно большое количество причин, влияющих на увеличение количества и частоты возникновения острых респираторных заболеваний (ОРЗ) среди детей. Эти причины условно разделяют на эндогенные и экзогенные.

К эндогенными причинами являются: осложнения во время беременности и родов, а также разные хронические заболевания у матери; болезни, перенесенные ребенком в период новорожденности; ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание (до 3 месяцев), наличие у ребенка гипотрофии, анемии, рахита и др.

Экзогенные факторы, влияющие на количество и частоту возникновения ОРЗ в основном связаны с состояние окружающей среды: химические выбросы в атмосферу и воду, употребление нездоровой пищи (с низким содержанием питательных компонентов, недостаточным количеством клетчатки, с большим количеством красителей, консервантов и ароматизаторов и др), вредные привычки родителей и других окружающих (курение, алкоголь и др), несоблюдение правил гигиены (уборка помещений, соблюдение правил личной гигиены, нарушение режима дня и т.д.), частые стрессы (ссоры в семье, конфликты с товарищами и др).

Если ребенок часто болеет, он пропускает много занятий, что может стать причиной отставания в нервно-психическом и физическом развитии.

В детских дошкольных учреждениях к таким детям применяются специальные оздоровительные и воспитательные меры, которые подразумевают щадящий режим, предусматривающий индивидуальный подход при медико-педагогическом назначении организации питания, физического воспитания, закаливания, сна, занятий, сроков вакцинации, лабораторных исследований и диспансеризации. Такие назначения дает педиатр. Педагог (воспитатель), в свою очередь, должен придерживаться этих назначений, тем самым способствуя сохранению здоровья и нормализации развития часто болеющего ребенка.

Стоит отметить, что большинство детей, которые относятся ко 2-й группе здоровья, имеют особенности в поведении: плохой аппетит, беспокойный сон, повышенное потоотделение.

Такие дети часто плаксивые или раздражительные, плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, быстро утомляются во время занятий, часто отвлекаются или полностью отказываются выполнять даже самые простые поручения или упражнения.

С целью нормализации поведения, педиатр должен назначить специальное лечение, направленное на улучшение общего состояния организма. Назначенное лечение, которое может включать ряд процедур и оздоровительных мероприятий, проводит обученный медицинский персонал с помощью взрослых (родителей или воспитателей).

Как правило, для улучшения состояния ребенка, который относится ко 2-й группе здоровья, достаточно проявить индивидуальный подход, предусматривающий терпеливое и внимательное отношение со стороны взрослых во время разных мероприятий (при кормлении, на прогулках, занятиях, при укладывании спать и т.д.).

Необходимо понимать, что определение группы здоровья позволяет своевременно определить на начальном этапе разного рода отклонения в развитии разных органов и систем, а также ориентировать медицинский персонал, родителей и персонал детских дошкольных учреждений на обоснованное заключение в состоянии здоровья. Эти меры помогают вовремя назначить и предпринять соответствующие индивидуальные оздоровительные и воспитательные меры, целью которых является лечение, профилактика заболеваний или коррекция выявленных нарушений.

Источник: https://medqueen.com/medicina/diagnostika/diagnostika-statya/1797-opredelenie-sostoyaniya-zdorovya-u-detey.html

Анализ состояния здоровья часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

Методы оценки состояния здоровья часто болеющих детей

Сургут

25 декабря 2016г.

Состояние здоровья подрастающего  поколения – важный показатель  благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Согласно принятому определению, «часто болеющие дети» (ЧБД) – это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из- за временных, доступных к исправлению нарушений в работе защитных сил организма.

В исследовании М.Г. Романцова, Ф.И. Ершова указано, что в медицине часто болеющими считаются:

·-дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) – 4 и более в год;

·-дети от 1 до 3 лет – 6 и более ОРЗ в год;

·-дети от 3 до 5 лет – 5 и более ОРЗ в год;

·- дети старше 5 лет – 4 и более ОРЗ в год.

Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно более 10-14 дней одно ОРЗ [2]

Отмечено, что частые острые респираторные вирусные инфекции могут неблагоприятно влиять на состояние здоровье детей, снижая их защитно-адаптационные возможности и способствуя формированию хронических очагов инфекции. Установлено, что в ряде случаев рекуррентные респираторные инфекции могут приводить к социальной дезадаптации ЧБД и возникновению педагогических проблем.

Наибольший процент ЧБД регистрируется в первый год посещения детских дошкольных учреждений (до 40 %). Затем с возрастом и с адаптацией ребенка к детскому коллективу количество ЧБД уменьшается. Заболеваемость часто  болеющих детей обусловлена в основном до 80 % острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). [1]

Мониторинг здоровья дошкольников, проводимый в рамках реализации Концепции развития системы дошкольного и общего образования, является благоприятным фактором для раннего выявления патологий.

На констатирующем этапе нашего исследования в дошкольной образовательной организации №76

«Капелька» были изучены медицинские карты детей старшего дошкольного возраста и журнал наблюдений с характеристикой на каждого ребенка. Было проанализировано состояние здоровья детей 5-6 летнего возраста. Всего был обследован 93 детей старшего дошкольного возраста. Из них 53 мальчика и 40 девочек.

Анализ распределения детей по группам здоровья показал, что доля детей I группы здоровья составила 14% (12 детей), III группы – 22% (20 детей). Более 64% (68) обследуемых детей были отнесены ко II группе здоровья (рис 1).
Ко II-ой группе относятся дети с ослабленным здоровьем, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 – 5 раз и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Таким образом, количество детей с ослабленным здоровьем составило более двух третей (64%).

Исследование морфофункциональных отклонений у детей 5 – 6 лет показало, что наиболее часто встречаются отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, где лидирующую позицию отклонения в состоянии мочеполовой (нефропатия в 18,2% случаев) и пищеварительной (болезни желчного пузыря в 27,3% случаев, функциональные расстройства желудка в 17,6%) систем. У девочек пятого года жизни отмечаются рост гастритов и дуоденитов (в 35,6% случаев), а также отклонения в состоянии ЛОР- органов – 25% (тал. 1).

У детей пятого года жизни чаще встречаются отклонения в состоянии мочеполовой системы (в 21,4% случаев) и пищеварительной системы (функциональные расстройства желудка в 27,8% случаев).

У детей шестого года жизни наблюдается прирост числа отклонений в состоянии ЛОР-органов (в 18,4% случаев) и органов зрения (в 15,8% случаев).

Также у мальчиков гораздо чаще, чем у девочек регистрируется синдром гипервозбудимости (у мальчиков в возрасте пяти  лет – в 14,3% случаев, шести лет – 18,4% случаев).

Изучения отклонения состояния здоровья у детей с ослабленным здоровьем, нами был проведен анализ посещаемости детской дошкольной организации в сравнении по годам (рис. 2).

Одним из ключевых звеньев в системе дошкольного оздоровления часто-болеющих детей является оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительное плавание при этом, максимальная эффективность оздоровления данного контингента будет, достигается в тех случаях, когда запланированные занятия реализуются в полном объеме и с учетом индивидуальных особенностей.

Список литературы

1.    Снигур М.Е. Эффективность использования методики организации занятий оздоровительным плаванием с часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». 2016-№1 (131). – С.213-216

2.   Романцов М.Г. Часто болеющие дети: современная фармакотерапия: Руководство для врачей / М.Г. Романцов, Ф.И. Ершов.- М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2006

Источник: http://evansys.com/articles/novshestva-v-oblasti-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-nauch/sektsiya-4-teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-sportivnoy-trenikovki-ozdorovitelnoy-i-adapti/analiz-sostoyaniya-zdorovya-chasto-boleyushchikh-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Часто болеющие дети

Методы оценки состояния здоровья часто болеющих детей

Часто болеющие дети – это категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах.

Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки.

Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год). Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит, назофарингит, синусит, ларинготрахеит, бронхит и др.).

В амбулаторной педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости.

Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ».

Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Часто болеющие дети

Считается, что основной причиной повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета.

Хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов.

По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки, марокселлы, пневмококки и др.).

Факторы риска

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов:

У грудных детей может отмечаться:

  • гипотрофия,
  • рахит,
  • анемия,
  • гиповитаминоз,
  • дисбактериоз.

В раннем возрасте присоединяются:

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение, нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность.

Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ. При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов, пневмонии).

У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит, бронхиальная астма, пневмония, пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм.

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии, ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра, детского отоларинголога, детского аллерголога-иммунолога, пульмонолога.

  1. ЛОР-диагностика. Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии, фарингоскопии, отоскопии, УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок.
  2. Аллергодиагностика. С целью выявления атопии выполняются аллерготесты, определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.
  3. Лабораторное обследование. Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР. Часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз.
  4. Дополнительные исследования. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД.

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения.

Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Лекарственная терапия

В периоды заболеваемости респираторной инфекцией часто болеющим детям назначается этиопатогенетическое лечение: противовоспалительная (фенспирид), противовирусная (альфа интерферон, умифеновир, ремантадин), местная или системная антибактериальная терапия (амоксициллин, амоксициллин-клавуланат, цефиксим и др.).

Для стимуляции неспецифических факторов защиты часто болеющим детям показан прием бактериальных лизатов. Необходимо проведение коррекции микрофлоры кишечника с помощью пробиотиков и пребиотиков. Не исключается возможность наблюдения часто болеющих детей гомеопатом.

Лечебные манипуляции

При хронической ЛОР-патологии проводится местное лечение – промывание полости носа солевыми растворами, полоскание зева, промывание лакун небных миндалин, физиотерапия (УФО миндалин, ингаляции, СВЧ, УВЧ, лазер на регионарные лимфоузлы); по показаниям – прижигание слизистой носоглотки, аденотомия, тонзиллэктомия и др.

Общеукрепляющие мероприятия

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание. В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и ЛФК.

Вакцинопрофилактика

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации.

Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа.

Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний.

С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка – осуществлять грудное вскармливание.

В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/frequently-ill

Medic-studio
Добавить комментарий