Методы привлечения в секту.: Этап 1: соблазнить и польстить. На этом этапе вам показывают контраст

Методы вербования и контроля сознания в сектах

Методы привлечения в секту.: Этап 1: соблазнить и польстить. На этом этапе вам показывают контраст

Изучив теоретические положения, представление в работах различных авторов, выделим условия, повышающие риск того, что человек станет адептом секты.

К таким можно отнести обстоятельства, которые определенным образом влияют на жизнь и психическое состояние личности, сама секта с ее разнообразными манипулятивными технологиями, а также индивидуально-психологические особенности самой личности [18].

К обстоятельствам максимального риска быть вовлеченными в деструктивный культ можно отнести личностные и возрастные кризисы, трудные жизненные ситуации, которые обычно возникают при смене жизненных этапов или в различных сложных социально-политических условиях.

По мнению А. В. Розанова, прохождение ключевых этапов психосоциального развития личности и соответствующих им кризисов предполагает рост вероятности вовлечения человека в секты. Особенно в этом отношении являются значимыми (по типологии Э. Эриксона) подростковый возраст и этап поздней зрелости (после 60 лет).

К ситуационным факторам можно отнести все состояния неустойчивости перехода, которые связаны с изменением социального статуса человека и выполняемых им групповых ролей, у примеру, окончание средней школы, начало самостоятельной жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год учебы в вузе, утрата или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни.

Д. Г.

Труновым отмечается тот факт, что вовлечение индивида в группу последователей секты в большой степени зависит от неблагоприятной ситуации в семье, которая порождает острую неудовлетворенность человека собственным существованием, что особенно свойственно для периода подросткового и юношеского возраста, так как именно в данные периоды человек наиболее подвержен внешним воздействиям [29].

По мнению А.А. Сергеева, Н. Б. Григорян, в зависимости от соотношения ценностей, интересов и имеющихся ресурсов люди могут вступать друг с другом во взаимодействие с использованием трех технологий воздействия, таких как подчинение, рефлексивное управление и манипуляция, сотрудничество.

Манипуляция распространена во всех сферах человеческой жизни, и многие исследователи рассматривают ее как неприемлемую форму коммуникации, которая нарушает права человека на свободу своего волеизъявления и принятия решений.

В контексте же деструктивных сект вербуемые уже с самого начала подвержены воздействию различных манипулятивных практик [44].

Отличительной чертой психологических манипуляций в деструктивных сектах выступает отношение к вербуемому не как к личности, клторая обладает, прежде всего, самоценностью, а как к специфическому средству, через использование которого достигаются, как правило, скрываемые истинные цели манипулятора, происходит реализация его интересов и удовлетворение собственных потребностей без учета интересов, воли и желаний другой стороны – человека, который выступает как объект манипуляций.

На людей, которые участвуют в сектах, производит особое впечатление появление в их жизни смысла и приобретение ощущения безопасности. Люди, пребывающие в кризисных состояниях, после перенесенных ими психологических травм, находящиеся во власти травмирующих переживаний, очень легко вовлекаются членами секты в свои ряды.

Ими овладевает стремление к преодолению в рамках секты своей душевной боли. В секты также очень легко попадают личности с недостаточным структурированием и лабильной психикой, которые не привыкли задавать критических вопросов, легко индоктринирующиеся и зависимые.

С этим связан тот факт, что лица, которые участвуют в деятельности секты, рассматривают ее как средство спасения себя и своей души [10].

Анализ активных участников секты показывает, что они находят себя в новой реальности и приобретают особое чувство безопасности, принадлежности к группе, связанное с коллективным проведением времени (молитвы в общине, исполнение коллективных обрядов, собраний).

Гуру рассматривается членами секты как божественная фигура сверх-отца или сверх-матери, обладающая непререкаемым авторитетом.

Гуру удовлетворяет различные стремления членов секты и воспринимается ими как сверх-отец, обладающий сверхвозможностями спасения, направления по правильному пути и т.д.

Члены секты воспринимают свое сообщество как идеальное общество братьев и сестер, воодушевленных одной идеей и стремящихся к одной цели. Таким образом, секта для многих становится видом совершенной семьи [18].

Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода «спасению».

В секте эксплуатируется неудовлетворенное желание в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы.

Сектыоперировали в прошлом и продолжают оперировать в настоящее время прежде всего обещаниями по исполнению надежд на обретение лучшей жизни; удовлетворению стремления индивида к гармоничному существованию и обещаниями спасения души после смерти.

Акцент иногда также выполняется на необходимости поиска в себе определенной силы и поиска нового смысла жизни.

В ходе поиска в себе нового смысла, особенно в отношении тех людей, которые не имеют этого смысла, происходит заполнение имеющегося у них сознании вакуума информацией, которая отражает точку зрения руководителя секты, последний при этом выступает как «фальшивый бог». Полное подчинение такому лидеру крайне свойственно для тоталитарных сект [10].

Для сект характерна также фиксация на своем руководителе. Члены секты беспрекословно признают его духовный или религиозный авторитет. Основатель секты при этом доминирует в superego членов секты, подавляя их идентичность.

Современная тенденция состоит в образовании психогрупп, которые используют групповые динамические процессы с применением собственных коррекционных техник влияния, которые изменяют сознание.

Члены секты убеждены в уникальных, необычных возможностях психотехник, что приводит в итоге к возникновению у них ряда иррациональных представлений, которые базируются на надежде при помощи психотехник и психологических методов значительно расширить тесные границы человеческих действий и чувств. Данная уверенность начинает выступать для них новым видом религии [63].

Примечательно, что большая часть людей попадают в секты, пребывая в различных кризисных ситуациях. Интеграция в состав группы, осознание и впитывание в себя человеком идей спасения и излечения приводит в результате к ощущению того, что сбывается определенная с формированием убеждения в исполнении духовных надежд.

Секты способствуют реализации стремления человека к заполнению имеющегося у него психологического дефицита и преодоления тревоги. Экзистенциальный страх, который появляется у человека, делает его идеальной жертвой разнообразных тоталитарных групп, в которых он может освободиться от мыслей, беспокоящих его.

После пребывания в секте процесс возвращения человека в реальность очень трудный, так как путем аутосуггестии человек начинает убеждать себя в том, что он получает в этой группе именно то, чего он хочет. Секты обещают своим членам окончательное разрешение вопросов по принципу «fast food» (быстрого питания).

Соблазнительность сект состоит в обещании немедленного исполнения любых желаний. Пребывание в секте сопровождается попаданием индивида в глубокую психологическую деструктивную зависимость от нее.

Некоторыми авторами данные психические изменения называются руинизация психики, при которой индивиду становится все сложнее использовать собственные потенциальные интеллектуальные и волевые возможности [57].

Секты стремятся к контролю, а также к власти ограниченного круга лиц. Данное стремление, естественно, не рекламируется. Разнообразные учения, способы спасения, групповые ритуалы предлагаются адептам для того, чтобы при помощи них скрыть реальные цели, которые преследуют секты.

Реальность при этом оказывается противоположной тому, что секты в действительности обещают. Так, к примеру, вместо обещанных сектой свободы, «просветления», и разрешения реальных проблем, человек в итоге получает контроль над собственным сознанием, отчуждаясь и деперсонализируясь.

Руководители сект делают членов своими добровольными последователями, которые проявляют слепое послушание. Надежда на спасение души в секте способствует потере индивидом своего «Я» и формированию у него готовности ради этого делать все, что от него требуют.

На это и рассчитывают руководители сект, которые индоктринируют членов и делают их послушными инструментами для реализации собственных идей [19].

Первое и основное, на что направленые требования сект, это уничтожение в структуре личности ее социального начала, превращение ее в асоциальный или антисоциальный элемент, что достигается путем требования разрыва всех взаимосвязей с семьей и обществом, уходом адепта из дома, увольнения с работы, прекращения учебы.

Кроме этого, в сектах порицаются и отвергаются привычные для человека нормы жизни, обычное поведение и человеческие отношения, такие как родство, дружба или товарищество, внушается пренебрежение к мнению общества, окружающим людям, национально-культурным традициям, уничтожаются гражданские и патриотические чувства [18].

Выделяют такие фазы в индоктринации членов сект [11]:

1. Фаза вербовки реализуется людьми, которые способны интуитивно чувствовать потенциального члена секты. На этой фазе осуществляется эмоциональная дестабилизация человека и запутывание его в противоречиях.

Вербующий член секты стремится вызвать доверие человека на длительное время, демонстрирует желание оказать помощь нуждающемуся, направив его на якобы верный путь.

Человек, который осуществляет вербовку, выглядит крайне воодушевленным, радостным, проявляет себя членом сообщества, делающего всех счастливым.

Люди обычно попадают в секту потому что:

· они не знают, чем данная группа выступает на самом деле;

· вербовщики не говорят человеку честно и искренне об истинной цели секты;

· вербовщики не сообщают человеку обо всех требованиях, которые выдвигаются в дальнейшем к членам группы;

· вербовщик выглядит очень искренне дружелюбным и откровенным;

· вербовщик – это друг или член семьи.

2. Введение в учение (индоктринация) заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа выступает психологическая привязка вербуемого человека с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства.

Форма вовлечений при этом может быть совершенно различной – это курсы, семинары, лекции, изучение книг, богослужения, просмотр фильмов, во время которых «учения», которые излагаются основателями секты, выдаются потенциальному адепту «порционно».

Наблюдается также тенденция связывать новичков новыми обязанностями, не оставляя им при этом достаточного количества времени для самостоятельного критического осмысления происходящего.

Активно также используются также методы комплимента и похвалы, таким образом, человек получает очень приятную и значимую для него эмоциональную поддержку.

Процесс ввода адепта в учение направлен на установление контроля над его чувствами и мыслями. Активно используется на данном этапе метод аутосуггестии, при которой индивид начинает считать, что он получает в секте именно то, к чему он ранее больше всего стремился.

Таким образом, происходит создание своеобразной картины иллюзорного мира, которая обладает крайне аддиктивной привлекательностью.

Постепенно у вербуемого начинает искореняться критическое отношение к происходящему, которое могло еще присутствовать ранее, одновременно с этим происходит привите стремления к достижению значимой цели [20].

Индоктринация приводит к формированию у человека новой идентичности, новой личности, которая является думающей и чувствующей в других категориях, в ее мышлении используется уже другая система ценностей. Происходит формирование новой аддиктивной личности.

Формироваие новой идентичности приводит в итоге к расщеплению личности с дальнейшим возникновением у него в подсознании чувства несоответствия и опасности.

Существует также точка зрения, о том, что сформированная таким образом у человека аддиктивная личность пребывает в конфликте и с его прежней личностью.

Ощущение раздвоенности в этом случае может способствовать возникновению эмоционального напряжения.

Подсознательные импульсы при наличии такой двойной идентичности не находятся под контролем человека в достаточной мере, в связи с чем в таких состояниях увеличивается возможность для прорыва энергетического потенциала из глубины подсознания.

3. Со временем у адепта секты угнетается критическое осознание вытесняется его прежняя личность;

4. Увеличивающаяся взаимосвязь с группой наблюдается в разрыве человека с прежними его «корнями». Жизнь проходит практически полностью в группе. Осуществляется прерывание всех контактов с теми, кто отвлекает человека от постоянной связи с группой;

5. Альенация (отчуждение) человека от окружающего мира и изоляция, которые происходят параллельно со все большим вхождением в жизнь секты.

6. Укрепление приверженности адепта к учению секты, которое характеризуется усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства личности и формирования идентичности с сектой.

В сектах достаточно широко практикуется контроль сознания адептов. Для успешного контроля сознания нужны четыре элемента: контроль организации над поведением адептов, контроль над их эмоциональной жизнью, контроль над языком и контроль над информацией.

С. А. Фирсов, в частности, выделяет такие механизмы контроля адептов в сектах как [70]:

· изоляция;

· социальное групповое давление;

· навязывание чувства вины;

· формирование чувства страха, запугивание;

· «бомбардировка любовью»

· ограничение личной жизни;

· создание чувства усталости.

В процессе деятельности сект осуществляется совершенствование используемых ими техник и ритуалов.

Ведущим к утрате собственного «лица», прежде всего, выступает постепенное разрушение природного баланса связей личности с его физическим и социальным окружением.

В рамках ключевых целей секты для человека организуется особая ситуация, в которой утрачивают эффективность все выработанные ранее защитные механизмы психики.

В ходе изучения специфики деиндивидуализации, создающей предрасположенность личности к контролю за ее мышлением и определяет общую интеллектуальную и эмоциональную ее деградацию, ряд авторов приводится список основных параметров (по работам М. Т. Синчер и Р. Д. Лифтона) [70].

1. Осуществление контроля над временем индивида (в том числе, временем на размышления).

2. новых членов секты в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет о том, что с ним происходит (так как нельзя выполнять программу по реформированию мышления при полной компетенции и согласии участника).

3. Создание системы жесткого контроля, в которой тех, кто отступает от взглядов секты, заставляют ощущать себя плохо, подталкивая их к мысли, что они являются врожденно неполноценными.

4. Создание у новичков чувства беспомощности и снятия данного неприятного переживания при помощи обеспечения их моделями нового поведения, удобного для группы.

5. Подавление способов прежнего социального поведения человека за счет манипуляции наградами и наказаниями, достижение новых состояний сознания. Использование новых состояний сознания с целью создания желаемого восприятия предыдущего жизненного опыта и его переоценки.

6. Использование методик, которые тормозят процессы мышления.

Ключевыми механизмами психического влияния на новичков выступают внушение и заражение. Под внушением понимается процесс особого влияния на психику, который не требует полного понимания материала, так как связан со снижением уровня сознательности и критичности, как в ходе восприятия, так и в ходе реализации внушаемого содержания.

В связи с этим информации, которая была усвоена при внушении, свойственный навязчивый характере, обнаруживающийся в том, что содержание, которое было введено внушением, со значительным трудом поддается коррекции.

К личностным факторам, которые повышают внушаемость, относят: неуверенность человека в себе, низкий уровень самооценки, ощущение собственной неполноценности, покорность, робость, тревожность, доверчивость, повышенная впечатлительность, слабо развитое логическое мышление. [29].

Для заражения свойственна идентичность переживаемых человеком эмоциональных психических состояний. Если во время внушения имеет место намеренное целенаправленное влияние, то при заражении – это непроизвольная и спонтанная тонизация эмоциональных состояний личности. Для внушения применяются, как правило, речевые воздействия, а для заражения – экспрессивные.

В частности, заражение может вызваться при помощи возгласов, восклицания, плача, смеха, ритмических движений, аплодисментов. При этом хоровое исполнение при помощи жестов обладает очень сильным заражающим эффектом, а повторение мантр в течение длительного времени, носит самовнушающий характер, что нарушает у личности переживание чувства реальности [66].

Для ускорения процесса трансформации психических свойств новичка нередко в процессе посвящения вступающему дают новое имя. Это хорошо известный в истории прием, который связан с тем, что имя имеет глубинное влияние на человека, и он очень трепетно относится к тому, кто и как его именует.

Новое имя человек получал при ритуальной инициации, и оно облегчало ему переход в статус взрослого. Такой ритуал перехода в новое состояние отличается обязательным инструктированием инициируемых о том, как правильно вести себя в новом статусе.

В заключении следует подчеркнуть, что тоталитарные секты на сегодняшний день представляют серьезную социальную опасность, в связи с чем данная проблема требует дальнейшего всестороннего изучения и реализации квалифицированных подходов в сфере предупреждения вовлечения личности в секты и оказания помощи людям, которые подверглись влиянию деструктивных культов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_47276_metodi-verbovaniya-i-kontrolya-soznaniya-v-sektah.html

Технология сект – технология захвата личности. Обсуждение на LiveInternet – Российский Сервис Онлайн-Дневников

Методы привлечения в секту.: Этап 1: соблазнить и польстить. На этом этапе вам показывают контраст
Цитата сообщения izzida Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Речь пойдет о технологии привлечения людей в общества, где производится обработка их сознания с целью сохранения их в обществе.

Это общая формулировка, которая предусматривает, что в таких обществах, лучше назвать сектах, производится программирование, лучше назвать зомбирование, членов секты для сохранения активного состава секты

Эта тема построена таким образом потому, что, например, привлечение в монахи требует той же технологии, которая используется в сектах. Разница лишь в формулах обработки сознания человека и методах перелома его самостоятельного исходного мышления.

В общем случае можно сформулировать единым описанием технологию привлечения людей, т.к. различные, на первый взгляд, методы этой технологии проявляют только различные функции одного и того же инструмента.

https://www.youtube.com/watch?v=l7dBbA4SbSc

Поэтому опишем общие правила пользования инструментом, которые применяют Гуру и им подобные руководители сект.

Не будем рассматривать конкретные цели привлечения членов в секты. Они различны и многочисленны. Остановимся только на технологии привлечения.

Известно, что жизнь у людей складывается по разному. Одни движутся по жизни уверенно, другие терпят в реализации замыслов фиаско. Третьи стремятся постичь Истину и т.д. Каждый человек в определенные отрезки жизни имеет подъемы и имеет спады эмоционального состояния, в том числе и интеллектуальные тупики.

Последний вариант предпочтительней разобрать, т.к. он несет в себе не реализованный потенциал сознания, замкнувшегося по какой-либо сложной проблеме на интеллектуальный капкан. Он не может выбраться из него, т.к. нет запаса творческих сил и не видно выхода из тупика. При этом создается энергонедостаточность сознания, т.к.

отсутствие признаков выхода из интеллектуального кризиса сокращает динамизм в работе сознания. Поэтому человек становится слабым и податливым на различные приглашения. Эти предложения формулируют новый подход выхода из кризиса. Эти предложение в той или иной форме, в том числе и как заманчивая формула достижения “просветления”, находит отклик у сознаний, беснующихся в тупике.

Этот этап можно назвать первым этапом технологии привлечения. 

Очевидно, что можно встретить много ищущих людей, которые попали в тупик. Можно также найти много людей, которые интеллектуально слабы, но потенциально ищущие и способные на авантюры. Этим людям достаточно только увидеть альтернативный путь, чтобы они стали снова активны. При этом альтернативный путь их не смущает, т.к. они в нем видят выход из кризиса.

Следующий этап привлечения в секты связан с соблюдением дисциплины в их структуре. Для этого каждый из кандидатов в секту должен пройти определенный фильтр, чтобы не быть потенциально опасным.

Поэтому на этом этапе используется технология подавления психики. Она связана с очищением человека от эгоцентризма, тщеславия, самости и с выполнением всех тех атрибутов, которые свойственны духовному пути.

Однако фильтром является не само очищение, а специальная методика под формулой духовного очищения. Эта методика сводится к выполнению работы, которой противятся названные качества. Эта работа в целом полезная для секты, снижает потенциал этих качеств, т.к.

для ее выполнения не требуется затрат ума, хотя атмосфера в этом обществе пронизана направлением, которое “выводит человека из кризиса” Этот флаг, как яркая звезда, снижает сопротивляемость к выполнению самой малоприятной обязанности, которую должны выполнять люди низшей иерархической ступени.

Этот фильтр проходят не все. Однако тот из кандидатов, кто остается далее служить секте, уже наполовину сломлен, т.к. замкнутость существования в секте не привносит в сознание новых импульсов жизни, а давящая сознание теоретическая база Гуру, деформирует его, переплавляя в послушного монаха.

Таким образом, кандидат, очищенный от потенциально опасных для секты качеств, становится ее членом и выполняет все наставления своего Гуру. Этот этап является завершающим в технологии принуждения, хотя внешне все действия кандидата выполняются по собственной воле.

Принуждение заключается в создании интеллектуального воздействия на ослабленное сознание путем его ограничение в выборе альтернатив выхода из кризиса.

Малоприметные на первый взгляд альтернативы заслоняет яркая формула пути “просветления”, являющаяся мощным инструментом воздействия, т.к.

подкреплена последующей теоретической базой, в которой ошибки слабое сознание не способно уловить.

По результам воздействия на сознание такие секты напоминают капкан, из которого человек еще может выбраться, но сознание у него будет искалечено.

Такие секты несут потенциальную опасность обществу, т.к. их деятельность наука не всегда может разоблачить.

Духовные секты, в свою очередь, обладают потенциалом доказательств жизнеспособности своих теорий.

Эти теории могут включать в свой состав практические техники выполнения упражнений, которые приводят к ощущениям, связанным с глубоким проникновением сознания в иные сферы, где оно еще не отождествило себя, как живой компонент этой сферы. Этот интенсивный путь роста сознания как раз и означает, что нарушена последовательность развития структур сознания.

Поэтому стремление постичь иные миры по научно не обоснованной методике означает высокую вероятность развития сознания-калеки.

Духовный мир обширен. Существование в нашей Большой Вселенной 490 устойчивых миров и значительно большее число миров с менее устойчивой энергоматерией означает, что человек Земли, проникающий сознанием в какую-либо сферу Большой Вселенной, проявившись там, способен быть востребованным разумными и хитрыми сущностями, у которых намерение далеко не полезное для сознания человека Земли.

В этой связи, каждый выход в иные сферы может быть чреват, если человек занимается не под управлением духовного Учителя, который следит за развитием этого человека и помогает ему, если это необходимо, а под управлением физического Гуру, не обладающего на 100% духовной оболочкой, который не может быть наставником, достойнее духовного Учителя.

Другими словами, мы видим в этих сектах в качестве Гуру специалистов по переплавке сознаний учеников.

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4061666/post288301120/

О приемах и методах, применяемых для воздействия на психическое состояние человека в некоторых направлениях современного религиозного сектантства. – сектаинфо

Методы привлечения в секту.: Этап 1: соблазнить и польстить. На этом этапе вам показывают контраст

Изучение видеоматериалов ритуалов ряда новых религиозных сект (Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, Белое Братство, Общество Сознания Кришны, Церковь Последнего Завета (секта Виссариона), Аум Синрике, культа Саи Бабы, Новый Акрополь и др.), видеозаписей общения их адептов с “учителями” позволяет выделить ряд способов и методов управляющего воздействия на адептов со стороны лидеров.

Основным управляющим воздействием выделено создание у адептов иллюзии родо-семейных отношений кланового типа и чувства психологической и социальной защищенности за счет патерналистской передачи личностной психологической и социальной ответственности лидерам. Достигается это следующими основными способами:

1. Использование специальных обращений между членами сект типа “отец”, “брат”, “сестра” и т.д. в оппозиции к реальным отцу, брату, сестре и т.д.

; значимость последних в сознании адептов искусственно понижается.

Подобный тип обращений подсознательно воздействует на человека и подменяет собой настоящие семейные отношения, перенося на посторонних людей выработанные тысячелетиями принципы семейно-родового единства.

2. Использование приема повышенной благожелательности к неофитам и рядовым членам секты на начальном этапе их вхождения в секту. Данный прием требуется для создания искусственного контраста эмоциональной атмосферы внутри секты и во внешней, реальной жизни.

Он формирует у неофита желание чаще или постоянно пребывать внутри секты. Данный прием особенно сильно воздействует на людей с пониженной социальной активностью, не способных активно противостоять жизненным трудностям.

Он также дает хорошие результаты при воздействии на одиноких и разочарованных в жизни людей, которым секта представляется на начальном этапе их вхождения в ее структуры своего рода единой семьей с идеальным типом социальных взаимоотношений.

Подобный прием восходит ко временам родовых отношений, когда понятие “человек” относилось только к членам рода и родственным родам, а все остальные люди воспринимались как чужеродная и враждебная среда.

3. Прием снятия ответственности за принятия решения. Во всех сектах принята система иерархических отношений, которая реализуется во всех рассмотренных ритуалах и закрепляет положение, при котором принятие любого значимого для всех решения полностью снимается с младшей “кастовой группы”.

Они должны следовать указаниям своих наставников и безусловно выполнять указания и наставления старших, особенно высшего Учителя (гуру).

При этом им дается понять, что чем лучше и точнее ими будут выполнены требования старших, тем скорее и они сами смогут продвинуться по иерархической лестнице секты.

При этом в случаях с сектами материальный стимул, а иначе – разрешение пользоваться теми или иными благами мира, имеет для неофитов второстепенное значение, так как в ряде сект их заставляют “добровольно” передать всё своё имущество или его часть на нужды секты.

Добровольный отказ от имущества создает у неофитов психологическое состояние “псевдомонашеского отказа от земных благ”. Основным стимулом для продвижения в системе иерархии является стремление стать ближе к Учителю и его откровениям.

При этом подразумевается и появление откровений у самого члена секты.

Прием снятия ответственности за принятие решений уменьшает тревожность неофита. Он освобождает его от любых самостоятельных социальных действий и заботы о своём будущем и будущем своей семьи и близких. Всё это также способствует созданию иллюзии защищенности и уверенности в будущем.

Подобный способ снятия личной ответственности и строгих иерархических отношений также восходит к родо-семейным отношениям, построенным на жесткой иерархии.

Однако в таких отношениях присутствовала строгая личная ответственность за социальную деятельность того или иного члена рода, при этом не подавлялась его свобода воли.

В религиозных сектах, напротив, стремятся подавить волю сектанта, подменяя свободу воли и желание принять то или иное социально значимое решение необходимостью выполнять волю Учителя, как бы переданную ему свыше.

4. Метод создания иллюзии своей исключительности. Подобный метод, с одной стороны, отгораживает членов секты от остального социума, “который не может спастись” не получив откровений Учителя, а с другой стороны – заставляет членов секты активно привлекать новых неофитов, так как в сектах часто происходит игра в “человеколюбие”.

Данный метод основывается на использовании повышенной самооценки, выступающей как компенсаторный механизм у социально не состоявшихся людей, в первую очередь – среди молодежи.

Данный метод также восходит к традиционным родовым отношениям, так как каждый род верил в свою исключительность, что способствовало его сплочению и увеличение шансов выживания в сложных природных и социальных условиях.

5. В ряде сект, ведущих свое происхождение от мировых религий (христианство, мусульманство, буддизм и т.д.), используются священные писания данных учений. При этом из контекста выдергиваются отдельные цитаты, которые включаются в авторский текст Учителя, и при этом кардинально меняют свой смысл.

Например, известное изречение Иисуса Христа о том, что следует подставить левую щёку, если ударили по правой, сказанное в контексте того, что следует игнорировать религиозные нападки фарисеев и саддукеев, а также властей, может трактоваться как полное непротивление злу насилием (толстовцы) или как полный уход от социальной жизни. Или кришнаитами используется Бхагават Гита, как единственный источник мудрости, тогда как она является только незначительным отрывком великого индийского эпоса Махабхарата. Вырванная из контекста основного смыслового поля этого эпоса, она полностью меняет свой смысл. Дело в том, что данный отрывок связан с войной царских родов кауравов и пандавов, которая в целом отражает конфликт перехода от родоплеменного строя к раннему государственному строю с отказом от семейных и родовых связей. Без этого контекста напутствие Кришны перед битвой может использоваться как руководство к борьбе с любым указанным Учителем (гуру) противником.

Перейдем к рассмотрению ритуальных методов психологического воздействия на членов секты.

1. Одним из самых распространенных методов в сектах закрытого типа или тайных сектах является использование тех или иных наркотических средств при совместном “богослужении”. Такой способ хорошо известен в различных шаманских практиках, широко использовался и ныне используется по всему миру.

Как правило, используются слабые наркотики или галлюциногены, передаваемые членам секты в виде напитков, а чаще – воскурений.

Целью подобного действия является создание у членов секты массовых видений, подготовленных внедрением в их сознание определенных психологических установок, переходящих в навязчивые идеи.

2. Метод запугивания. В процессе ритуалов, лекций и собеседований происходит навязывание идеи близкого Армагеддона или “конца света”, когда все люди, кроме членов секты погибнут в физическом и духовном смысле.

Данный метод усиливает психологическую зависимость человека от секты и страх перед возвращением во внешний мир. В ряде случаев (Новый Акрополь и др.

) апеллируют к личной неуспешности и незащищенности человека во внешнем мире.

3. Использование хорошо известного в ритуальной практике метода однотипных ритмических движений. Повторяющиеся продолжительное время однотипные ритмические действия способствуют кодированию в образе мира члена секты определенных понятий как наиболее значимых. Например, повторение кришнаитами одной и той же фразы при однообразных движениях.

4. Использование специальной музыки во время ритуальных действий. Подобный тип музыкальных произведений принято называть медитативной музыкой. Её характеристикой, как правило, является многократно повторяющийся музыкальный рисунок. Само исполнение музыки монотонно и “усыпляюще”.

Хорошо известно, что в состоянии перехода от сна к бодрствованию и наоборот, сознание человека наиболее восприимчиво к внешним формирующим воздействиям.

Выбор для религиозных ритуалов сектантов подобной медитативной “усыпляющей” музыки с однотипным музыкальным рисунком, на который ложатся постоянно произносимые фразы, является действенным психологическим приемом внедрения в сознание членов секты определенных идей и постулатов.

5. Прием – “Внемирность” Учителя. В целом ряде религиозных сект, особенно восточного направления, например, Аум Синрикё – Асахара, Белое Братство и т.д. принято обожествление Учителя. Он является как бы двойником Иисуса Христа или Магомета. Само поведение такого Учителя (Саи Баба) на людях имеет оттенок некоторой священной отстраненности.

Иными словами, моделируется культ священного царя как проводника божественной энергии на землю в раннеклассовом обществе. Авторитет такого типа Учителя (Саи Баба, Виссарион, Асахара и т.д.) не подлежит никакому сомнению, а действия – обсуждению.

Подобный прием используется для целей возникновения у сектантов чувства избранности и защищенности, а также снятия с адептов социальной ответственности.

6. Ритмо-фонетическое воздействие состоит в том, что в целом ряде сект подбираются для заучивания и постоянного повторения фразы, имеющие, кроме поверхностного смыслового, еще и глубинное ритмо-фонетическое содержание, сильно воздействующее на психику.

Например, часто используемое в сектах восточного направления слово АУМ мотивирует бессознательное подчинение родовым или псевдородовым структурам – сектам. Или повторяемое кришнаитами изречение: “Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама. Рама, Рама, Харе Харе”.

Оно содержит во всех 16 словах фонетический знак “Р”, который при частом повторении вызывает “стадную немотивированную агрессию” в силу того, что он и в природной среде используется как знак угрозы – “рычание”. Кроме того, фонетический знак “К”, повторяющийся в 16 словах четыре раза, мотивирует установку на направление действия против чего бы то ни было.

Фонетический знак “Х”, повторяемый 8 раз, подсознательно мотивирует на устойчивые и неизменные взгляды и убеждения с оттенком священности данных взглядов, что, в свою очередь, в сочетании с музыкальным воздействием усиливает привязанность и зависимость членов секты от руководителей.

7. Также важнейшим фактором удержания людей в секте является прием совместной религиозной и социальной деятельности, где каждый член секты чувствует свою деятельность частью чего-то большого и поэтому важного и значимого.

В целом, психологическое воздействие в сектах проходит через моделирование традиционных родоплеменных и родо-семейных отношений в псевдосемье – секте с использованием той или иной религиозной составляющей. Религиозный аспект, по большому счету, может быть любым, но, как правило, он базируется на своей трактовке уже имеющихся и зарекомендовавших себя священных писаниях или их синтезе.

Подобное моделирование создает на начальном этапе пребывания человека в секте иллюзию социальной защищенности и избранности, снимает ответственность в принятии личных решений. Как правило, все вышеперечисленные методы приводят к “обобществлению” личного имущества и сбережений.

Такое обобществление является прямым отъемом собственности граждан через применение к ним методов психологического воздействия. Более того, сам принцип обобществления имеет в родо-семейных отношениях многочисленные аналоги. Например, до реформ Столыпина в Российской деревне сохранялись общинные – общественные угодья: пастбища, лес, рыболовные угодья и т.д.

Другой исторической базой отъема – обобществления средств являлись советские коммуны и колхозы, где роль предводителя псевдородовой общины брало на себя государство.

Старший научный сотрудник лаборатории
психологических проблем воспитания
Гос. НИИ семьи и воспитания
и Минтруда России, кандидат психологических наук
Наговицын А.Е.

Источник: https://sektainfo.ru/kabinet-psihologa/konkretnye-primery-psihologicheskogo-vozdeystviya/o-priemah-i-metodah-primenyaemyh-dlya-vozdeystviya-na-psihicheskoe-sostoyanie-cheloveka-v-nekotoryh-napravleniyah-sovremennogo-religioznogo-sektantstva/

Как легко угодить в Секту для чайников. Как понять что вы в секте за 5 минут. Часть 1

Методы привлечения в секту.: Этап 1: соблазнить и польстить. На этом этапе вам показывают контраст
?

Category: Разбор психологии деструктивных сект на примере блогера Эволюции(все ниже написанное является моим оценочным суждением.

)Если наивный читатель думает что на входе любой уважающей себя секты будет красоваться большая вывеска- «Добро пожаловать в нашу секту, друзья!»,увы, поспешу разочаровать, эти мерзавцы всячески шифруются прикрываясь постулатами о добром и светлом, о том что они стараются лишь для вашего блага не покладая рук.

Вот просто такие хорошие бескорыстные люди, которым ничего не нужно кроме пары монет отобранных из вашего кармана.

Сектой может быть что угодно, от группы по единоборстам или продажи БАДов, до деятельности блогера в интернете. Чем истинные лидеры сект и любят прикрываться, оправдываясь что все так делают.

Но чем же отличаются просто организации и кружки по интересам от деструктивной секты. Хочу ознакомить читателя со всеми признаками деструктивной тоталитарной секты, иллюстрируя это прекрасными примерами блогера Эволюции. Как же понять что вы в секте?
1. Непогрешимый лидер. Самое главное в каждой порядочной секте, это харизматичный, непогрешимый лидер. Без лидера никак.

Причем, лидер может быть не основателем и владельцем секты, а наемной фигурой людей которые, собственно,эту секту организовали для получения разных финансовых ништяков. Обычно фигура лидера нужна для того, чтобы воззвать к той части психики человека, в которой запечатлены родительские фигуры и отождествить фигуру лидера секты с родителями.

И человек, который не может по каким-то причинам в данный момент опираться на себя, с радостью принимает лидера секты как родительскую фигуру и беспечно ему доверяет. Этот прием широко используется и в политике. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Уровень «просветления» лидера недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются.

Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

Думаю что внимательному читателю становиться теперь очевидным почему вышеупомянутая блогерша закрыла свои комментарии, и любого несогласного с ее мнением безжалостно удаляет или подвергает обстракизму.
2.Опознавательные символы и наличие понятного только адептам сектантского сленга.Вот это самый верный признак как вычислить секту сразу.

Если вы прочитали книги секты и сразу нифига не поняли, из-за изобилия непонятных слов таких как: Золушка, Онегин, Рапунцель, Печорин, Колпачки гномиков, Шары, Пики, Рапаны и.т.д. И чтобы понять хоть абзац, вам нужно углубиться в терминологию секты не на один день. Будьте уверены вы в секте! С чем можете себя и поздравить. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих».

Для этого придумываются специальный язык, понятный лишь внутри секты, понятный лишь «посвящённым».
3. Смешивание очевидной истинной информации с ложной. Двойное послание.
А вот тут то происходит и вся «магия» вовлечения простого наивного обывателя в разные сектантские движения. Обычно, инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности.

Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Мне не раз говорили мои приятели и друзья, что в учении Эволюции не мало и полезного, с чем я всегда соглашалась.

Но дело в том, чтобы завлечь в свои сети, сектанты так и поступают:распространяют общественно известные истины о мире, любви, и благодати, и прикрываясь ими промывают мозги своими зловонными постулатами, и человек в конечном итоге начинает видеть белое как черное, а черное как белое.

4. Иэрархия.

Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела секты, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения любой секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени. Этот постулат воплотился в полной мере, когда Эволюция провела тестирование на знание своего учения и выдала сертификаты «избранным» ученикам. А всех остальных ранжировала в иэрархическом порядке.

5.Противопоставление миру. Тут происходит новый виток завлечени в секту, после чего человеку уже очень сложно вырваться без посторонней помощи. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей.

Как правило, они смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст – адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных.

Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни» —прочитали книги Марины Комиссаровой.

Логичным этапом противопоставление миру идет отказ от общения с друзьями и родственниками, которые против учения секты. Пару дней назад меня поразил вот этот перл блогера Эволюции.

https://evo-lutio.livejournal.com/632219.html в котором она призывает своих адептов не рассказывать никому о том, что они читают ее блог.

Примечательно, что он адресован именно пастве, а не женам, мужьям и близким, которые как раз ее всячески хаят. А скрытое послание тети Эвы, “которой ничего не нужно”, но которая лихо стрижет своих овец на своих семинарах, таково: никому не говори что ты в секте, особенно родственникам. Иначе будешь изгнан. Ты должен выбрать или секта или близкие. Особенно хорошо иллюстрирует показательное наказание и изгнание пользователя cercotrovo, после того как она поделилась что ее муж в курсе, что она читает блог. Думаю после такого другие адепты никому не расскажут о своем опасном «хобби». Вопрос один, и куда же смотрит РосКомНадзор?Членам секты внушается мысль о том, что они — единственно спасенные люди, что все окружающие — люди “второго сорта,” обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах делается упор на “самосовершенствование,” то есть развитие в человеке способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
6.Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.
В принципе, это главная цель ради которой существуют все секты, обычно она напрочь отрицается сектантскими лидерами, и обычно лидеры провозглашают, что решили посвятить свою жизнь просветительской деятельности поводыря заблудших овец, но по итогам они все равно собирают свои монетки(а некие нам уже известные особи по 5000к) за свои семинары и книги, которым грош цена в базарный день.

7. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (нерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения.

Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления.

Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой, двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым, чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения и внушить чувство избранности и прикосновению к «святыне».Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется “бомбардировка любовью”: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями

8. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению.

Из-за агрессивной рекламы про секту теть Эвы уже говорят все вокруг(надеюсь и до РосКомНадзора дойдет).

9. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты, посты в ЖЖ или прочее.

Его приглашают на собрания сектантов, или в лабораторию избранных комментаторов в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких.

В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

10. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты.

Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

Конечно в это время лозунги могут провозглашаться совсем другие, что человеку не нужно поддаваться аддикциям, делить границы и уделять время себе. Но по факту, адепт оказывается в большой зависимости от секты.

11. Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев.

Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам.

В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Источник:Частично взято из интернета Психология, Секты, Эволюция

Источник: https://evalinger.livejournal.com/34325.html

Medic-studio
Добавить комментарий