Методы юридической психологии.: метод структурного анализа — направлен на выявление

1.2. Методы юридической психологии: 1. Метод структурного анализа направлен на выявление структурно-

Методы юридической психологии.: метод структурного анализа — направлен на выявление

1. Метод структурного анализа направлен на выявление структурно- функциональных зависимостей в исследуемом явлении, применяется:

– для изучения психологии правового регулирования поведения и дея­тельности социальных групп (например, при исследовании противоправного поведения преступной группы или анализа работы коллектива следователей);

– для установления специальных и профессиональных способностей уча­стников по делам о преступлениях, связанных с нарушением безопасности тру­да на транспорте, производстве и т.п.

2. Статистический (количественный) метод позволяет отделить искомое от случайного в массе происходящих психолого-правовых явлений. Применя- ется, например, для определения влияния психотравмирующей обстановки мест лишения свободы на личность различных категорий осужденных, в частности, несовершеннолетних.

Условия применения статистического метода в юридической психологии:

■ однородность познавательных психолого-правовых явлений (например, изучение статистики совершения в лесопарковой зоне города N разбойных на­падений на одиноких граждан);

■ однопорядковость элементов психолого-правовых явлений (в приведен­ном примере – именно разбойных нападений);

” достаточное множество психолого-правовых явлений;

■ дифференциация группы лиц, подлежащих исследованию (например, если подозреваемые – несовершеннолетние, выявляются близко расположен­ные к лесопарковой полосе учебные, увеселительные, развлекательные заведе­ния и т.п.).

3.

Анкетный метод позволяет получить информацию на предваритель­ном этапе ознакомления с конкретным видом деятельности лица, о тех его про­фессиональных особенностях, которые плохо поддаются наблюдению и экспе­риментальной проверке.

Применяется, например, при социологических иссле­дованиях социально-психологических детерминант употребления наркотиков; при изучении кандидатов на службу в органы внутренних дел; при выявлении причин текучести кадров и т.п.

4. Метод углубленного интервью применяется для сбора первичной ин­формации на начальном этапе исследования в целях выработки рабочей гипоте­зы и определения психологических переменных (процессов, состояний, явле-Нии), интересующих психолога, а также для дополнения, уточнения, расшире­ния данных, полученных с помощью других методов.

5. Биографический метод – метод выявления и обобщения биографиче- ских данных, состоит в сборе и анализе материалов, характеризующих жизнен- ный путь человека и развитие его психики:

• изучение объективного анамнеза жизни (по документам, отражающим его жизненный путь; показаниям родственников, друзей, сослуживцев; меди­цинским документам и др.);

• изучение анамнеза жизни (по показаниям изучаемого лица);

• изучение динамики психической деятельности изучаемого лица (по показаниям участников следственных действий, из следственных экспери­ментов, материалов экспертиз и др.).

Например, необходимо изучить личность подозреваемого в корыстно-хозяйственном преступлении. В данном случае подвергаются анализу докумен­ты, хранящиеся в отделе кадров (приказы, характеристики, автобиография, объяснительные, данные о поощрениях и наказаниях и т.п.), личная переписка подозреваемого и пр.

6. Метод изучения конкретного уголовного дела. Информация для иссле­дования содержится в показаниях свидетелей, истцов, ответчиков, потерпев­ших, обвиняемого или подсудимого, в разнообразных справках, выписках, оригиналах медицинских, педагогических, производственных документов, ха­рактеристиках, протоколах процессуальных действий, заключениях проведен­ных экспертиз.

Например, при изучении мотива совершения убийства R сослу­живца Z, опрашиваются коллеги по работе, руководство; выявляется субъек­тивное отношение R и Z к работе, окружающим; проводится анализ служебной документации; при опросе лиц, близко знавших R и Z, особое внимание уделя­ется их ценностным ориентациям, правосознанию, жизненным целям и спосо­бам их достижения.

7. Метод беседы – получение психологом необходимой информации в процессе доверительного общения с обследуемым лицом. Особенности беседы как метода изучения личности заключаются в том, что благодаря непосредст­венному контакту с изучаемым лицом имеется возможность, сохраняя на про­тяжении всей беседы одну и ту же цель ее проведения, видоизменять вопросы в зависимости от получаемых ответов.

При обследовании несовершеннолетних и малолетних свидетелей, потер­певших по делам об изнасиловании, беседа может дополняться различными иг­ровыми интерактивными методами. Полученная информация исследуется в не­скольких аспектах: логико-семантическом, фонетическом, мимико-пантомимическом, эмоциональном.

Логико-семантический аспект состоит в определении особенностей речи испытуемого, свидетельствующих об отношении выраженной логической речи к обозначаемым ею объектам и выражающему ею содержанию.

Например, если человек находится в состоянии эмоциональной напряженности, у него возникают затруднения в выборе слов, снижается словарное разнообразие, по­являются пустые слова, уменьшается плотность смысловой структуры фраз, увеличивается количество экспрессивных характеристик слов, выражающих неуверенность.

фонетический аспект помогает определить характер произношения слов и ударений в них, а отсюда – этническое или национальное происхождение го­ворящего, совершенство владения языком.

Например, при разговоре с S, подоз­реваемым в совершении террористического акта, скрывающим свою нацио­нальность, особое внимание уделяется фонетическому построению его речи; кроме того, в данном случае целесообразна фиксация его речи на магнитную ленту для предъявления специалистам-языковедам.

Мимико-пантомимический аспект речи свидетельствует о способности передавать информацию в беседе с помощью вербальной (выраженной в сло­весной форме) и невербальной (мимике, пантомимике, жестах и пр.) коммуни­кации.

Например, допрашиваемое лицо применяет позицию «пальцы в замок», расположенные посередине туловища, означающую негативное отношение, пренебрежение и отвращение к следователю (рис.

2); если позиция «пальцы в замок» сочетается с расположением рук внизу, это уже будет означать неуве­ренность говорящего, его нервозность, нерешительность, испытываемый им страх (рис. 3).

Эмоциональный аспект речи свидетельствует об эмоциях говорящего ли­ца (раздраженность, злость, добродушие, спокойствие, страх и т.п.).

8. Метод обобщения независимых характеристик связан с получением служебных и иных характеристик личности из разных источников, опроса кол­лег по работе, руководителей (всего 3-12 человек).

Например, необходимо изу­чить личность подозреваемого S в убийстве на бытовой почве.

Коллеги S за­полняют специально разработанную анкету, в которой необходимо оценить по 5-балльной шкале черты характера (импульсивность, агрессивность, конфликт­ность, эмпатия, подозрительность, мнительность, тревожность и т.п.).

Оценка черт личности проводится по следующей схеме: развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности

заметно выражена, но проявляется непостоянно (4); эта и противоположная

Черта выражены не резко и в проявлениях уравновешивают друг друга (3); за

метно более выражена и проявляется противоположная черта характера (2); противоположная названной черта проявляется часто и в различных сферах деятельности (1). Выведенный средний балл в данном случае будет отражать достаточно устойчивое и обобщенное мнение о человеке, сложившееся в кол­лективе.

9. Экспериментальный метод – это исследование, при котором предна- меренно и планомерно вызывается изменение изучаемых процессов, состояний, явлений и точно учитываются условия, в которых они протекают. Виды экспе- римента, применяемые в юридической психологии:

• Естественный – может проводиться на учебном или рабочем месте ис­пытуемого, в семейной среде и т.п.

В данном эксперименте с помощью измене­ния условий его протекания достигается воздействие на психику испытуемого, проявления которой фиксируются и анализируются.

Используется, например, для изучения личности следователя, его умений разрешать конфликтные ситуа­ции, оказывать психологическое воздействие на лицо, противодействующее следствию; для проверки на практике результатов судебно-психологических исследований.

• Лабораторный – проводится в специально организованных и в опреде­ленном смысле искусственных условиях с использованием специального осна­щения.

Применяется по делам о нарушениях правил техники безопасности для определения профессиональной пригодности; для изучения психических про­цессов, связанных с проблемой свидетельских показаний, например, особенно­стей сукцессивного (обдуманного) или симультанного (мгновенного) опозна­ния потерпевшим подозреваемого с помощью фоторобота.

• Формирующий – предполагает целенаправленное воздействие на ис­пытуемого с целью выработки у него определенных качеств. Применяется для формирования у следователей профессиональных навыков и умений.

10. Методы психологической диагностики:

10.1. Метод тестов предполагает использование стандартизированных во­просов и задач, имеющих определенную шкалу значений. Тесты, применяемые для исследования психических познавательных процессов:

” Для исследования восприятия может использоваться метод отыскивания чисел с помощью таблиц Шульте (испытуемому предъявляются 5 стандартизи­рованных таблиц, на которых написаны в разном порядке цифры от 1 до 25, не­обходимо отыскать и назвать вслух все цифры по порядку; по норме на каждую таблицу должно уходить от 30 до 50 секунд; увеличение времени, затрачивае­мого на каждую таблицу, будет свидетельствовать об утомляемости, уменьше­ние – о медленном включении в работу).

■Для исследования внимания может применяться метод Бурдона (испы­туемому предъявляется текст, в котором он должен как можно быстрее зачерк­нуть определенные знаки; измеряются быстрота и точность выполнения зада­ния, колебания во времени, утомляемость).

■Для исследования памяти могут применяться:

1) субтест «повторение цифр» из метода Векслера;

ю

2) тест визуальной ретенции Бентона (испытуемому предъявляется ряд карточек, результат оценивается числом правильно воспроизведенных карточек и общим числом ошибок);

3) метод воспроизведения рассказов и др.

■ Для исследования мышления могут применяться:

1) методы исключения предметов, понятий;

2) метод опосредованного запоминания предметов по Леонтьеву;

3) пиктограмма;

4) классификация предметов;

5) сравнение понятий;

6) счет по Крепелину;

7) метод Коса;

8) «куб Линка»;

9) метод заучивания десяти слов Лурия и др.

По объекту психодиагностики можно выделить следующие тесты:

1) функциональные и эмоциональные состояния – тест Люшера;

2) самосознание и самооценка – репертуарные решетки Келли, шкала са- мооценки по Дембо-Рубинштейн;

3) ценности, социальные установки – тест Рокича;

4) эмоционалъно-мотивационная сфера исследуется с помощью проек- тивных тестов, которые многие психологи рассматривают как наиболее ценные личностные тесты, так как они отражают всю индивидуальность, позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, невротические реакции.

Большим достоинством проективных тестов является то, что они облег­чают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, которые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в слож­ных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Наиболее распро­страненные проективные тесты:

– изобразительный проективный тест Розенцвейга «Метод рисуночной ас­социации» (выявляет возможные реакции личности в эмоциогенных ситуациях);

– тематический апперцептивный тест (ТАТ) – испытуемому предъявляется Ряд картин с сюжетами, которым можно дать различную интерпретацию; при анализе ответов испытуемого учитываются интерпретация позиции персо­нажей, солидаризация, отступления, уходы от сюжетной линии, ошибки вос­приятия;

– ассоциативный тест Роршаха – состоит из 10 таблиц с изображением Двусторонних симметричных пятен; пятна одно за другим предъявляются ис­пытуемому, который должен сказать, на что они похожи, о чем они ему напо­минают;

5) саморегуляция исследуется с помощью методик «Уровень притязаний» 0ппе и субъективной локализации контроля Роттера.

10.2. Опросник – это набор вопросов, каждый из которых логически свя-ан с основной проблемой исследования. По форме вопросы бывают открыты-и (предполагающими свободный ответ) и закрытыми (четкие варианты отве­тов «да», «нет» и т.д.). Основным недостатком личностного опросника является

то, что испытуемые, в большей или меньшей мере понимая показательную цен­ность ответов, могут иногда отвечать на вопросы с учетом требований ситуа­ции опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, то есть вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведения.

• Для исследования темперамента может применяться личностный оп­росник Ганса Ю. Айзенка, который позволяет определить такие свойства лич­ности, как экстра- и интравертированность.

• Для исследования интегративных типов личности могут приме­няться:

1) ММИЛ (методика многостороннего исследования личности);

2) MMPI (адаптированный вариант Миннесотского многофакторного личностного опросника) – выявляет психосоматические и неврологические на- рушения, социально-ценностные отношения, психопатические типы поведения (фобии, маниакальные и психопатические состояния, агрессивные и садист- ские наклонности); из десяти шкал опросника для практики судебной эксперти- зы особенно значимы шкала 4 (шкала импульсивности, разработанная для ди- агностики социальных отклонений), шкала 6 (выявляет эффективность лично- сти), шкала 7 (выявляет уровень тревожности) и шкала 8 (выявляет социальную отчужденность);

3) СМИЛ (стандартизированная методика исследования личности);

4) психодиагностический тест, разработанный М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским (выявляет направленность, морально-этические качества, знания, навыки, умения, индивидуальные особенности различных психологических про­цессов, конституционные особенности и темперамент);

5) патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (вы­являет акцентуации характера – гипертимная, циклоидная, лабильная, астено-невротическая, сензитивная, психастеническая, шизоидная, эпилептоидная, истероидная, неустойчивая, конформная, смешанная) и др.

• Для исследования свойств личности может применяться опросник Кеттела, с помощью которого можно установить 16 факторов, характеризую­щих структуру личности.

11. Метод наблюдения – систематическое целеустремленное накопление фактов о психологических особенностях личности.

В условиях служебной дея­тельности следователя этот метод заключается в объективном внешнем наблю­дении за поступками и действиями участников следственных действий.

При этом следователь не только должен анализировать сами поступки, но и стремиться раскрыть их побудительные силы – мысли, мотивы, чувства, наме­рения лица.

Источник: https://sci-lib.biz/yuridicheskaya-psihologiya/metodyi-yuridicheskoy-psihologii-86779.html

Методы исследования в юридической психологии

Методы юридической психологии.: метод структурного анализа — направлен на выявление

В юридической психологии, как и в психологической науке вообще, существуют четыре основные группы методов исследования:

1 группа — организационные методы включают: сравнительный метод, обследование, комплексный метод и т.д.;

2 группа — эмпирические методы включают: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы; анализ продуктов деятельности; биографические методы;

3 группа — методы обработки данных: количественный (статистический) в качественный;

4 группа — интерпретационные методы.

Рассмотрим важнейшие методы второй группы, так как они играют особую роль в юридической деятельности.

Наблюдение — систематическое, целенаправленное восприятие человека, позволяющее сделать вывод о его индивидуальных особенностях.

Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках, в поведении, речи и деятельности человека. В зависимости от целей наблюдения может изучаться любая сторона личности: черты характера, отношения, качества ЛИЧНОСТИ, общие и специальные способности, навыки и привычки поведения.

Метод наблюдения позволяет изучать человека в развитии, его особенности в реальных обстоятельствах его деятельности (независимо от желания), те особенности данной личности, которые обычно не упоминаются.

При организации наблюдения с целью изучения личностных особенностей человека необходимо соблюдать следующие требования:

• сформулировать цель наблюдения и довести ее до сведения всех сотрудников, которые привлекаются к наблюдениям;

• спланировать наблюдение по времени и месту на наиболее важных участках, где могут проявиться характерные особенности изучаемого (планирование наблюдения означает координирование отдельных серий наблюдения в единый процесс изучения личности);

• наблюдение должно вестись регулярно.

Результаты наблюдений должны фиксироваться (записи носят конфиденциальный характер).

Наблюдение бывает непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.

При непосредственном наблюдении изучение осуществляет лицо, которое затем делает выводы по результатам наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

При опосредствованном наблюдении соответствующие сведения получают от других лиц, которые провели это наблюдение. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела — в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т.д.

Невключенное наблюдение — это наблюдение со стороны, в котором исследователь является лицом, посторонним для исследуемого человека или группы лиц.

При включенном наблюдении исследователь входит в социальную ситуацию в качестве ее участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования).

Опрос— это непосредственное общение юриста с человеком с целью изучения индивидуальных особенностей. Юрист должен заранее подготовиться к такой беседе, уяснить ее цели, составить план проведения, продумать тактику и технику познавательной беседы.

Беседа – тактика проведения беседы включает: установление контакта с собеседником; ведение беседы в нужном направлении, наблюдение за реакцией изучаемого; прогнозирование его ответов и коррекцию своего поведения при беседе.

При выборе (определении) техники беседы важно помнить о необходимости осуществления самоконтроля в ходе беседы, выборе условий и места для беседы, а также очередности вопросов.

При подготовке и проведении познавательной беседы целесообразно придерживаться следующих рекомендации:

• необходимо четко сознавать, что требуется узнать о человеке;

• следует предусмотреть возможные варианты ответов на вопросы, а также способы их проверки;

• вопросы следует формулировать так, чтобы изучаемый отвечал на них исчерпывающе и не давал односложных ответов. С этой целью используют вопросы типа: «Почему», «Как вы думаете (считаете)», «Зачем» и т.д.;

• необходимо способствовать речевой активности человека своим поведением, умением слушать, выражать понимание или одобрение, использовать мимику и пантомимику, знаки внимания;

• условия, место и время проведения беседы надо выбирать так, чтобы они способствовали разговору. Опыт показывает, что подобного рода беседа занимает около 40 мин.;

• при проведении познавательной беседы необходимо добиться взаимопонимания, расположить человека к себе.

Это достигается определенными способами: продемонстрировать интерес к человеку; высказать одобрение его заслугам и достоинствам; вести разговор с помощью общения; проявлять внимание к высказываниям; избегать назидательности на этапе установления взаимоотношений; вести записи только в случае высказывания собеседником своих просьб и пожеланий и т.д.

В ходе познавательной беседы можно изучать потребности и мотивы поведения изучаемого, особенности его эмоциональной сферы, уровень развития интеллекта, некоторые черты характера и коммуникативные качества. Так, только анализ речи, позволит сделать, по крайней мере, три вывода: об эмоциональном состоянии, уровне развития интеллекта и уровне

образования.

В первом случае принимаются во внимание характер интонации и реакция на вопросы. Во втором — умение собеседника устанавливать взаимосвязи между обсуждаемым и вопросами, формировать выводы и способы аргументации. В третьем случае принимаются во внимание эрудиция и словарный запас, развитие речи и грамотность.

В ходе беседы также можно выяснить типичные реакции изучаемого лица на вопросы, в которых проявляются различные типы психологической защиты.

К основным типам психологической защиты относятся:

• замещение — эмоции агрессии (гнева);

• отрицание –непонимание важности происходящего;

• регрессия — возвращение к ранним типам поведения;

• компенсация — стремление восполнить собственную неполноценность;

• проекция — приписывание своих мыслей и чувств другим людям;

• интеллектуализация — объяснение самому себе происходящего;

• вытеснение — исключение из своего сознания неприятного события, идеи, опыта.

Во время проведения беседы фиксации подлежат кроме вышеназванных реакций также следующие поведенческие признаки:

– особенности движений (мимика, взгляд, жестикуляция),

– эмоциональные состояния (спокойствие, раздражительность, застенчивость, упрямство),

– содержание и форма речи (словарный запас, интонации, темп речи, аргументация), – особенности построения ответов на вопросы, логика изложения мысли.

Анализ результатов деятельности и поступков предусматривает раскрытие истинных мотивов человека.

Методологическим обоснованием такого метода является взаимосвязь образа поведения, результатов деятельности с мотивами в целями личности.

Поэтому по внешним признакам поведения в его результатам можно дать оценку основополагающим свойствам личности, ее направленности и характеру.

При изучении результатов деятельности исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: трудовой, учебной, игровой, преступной, — по которым воссоздаются процесс деятельности и особенности личности.

Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме — анкете.

Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу.

В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко — от судебно-следственной и исправительной сфере деятельности до области правореализации.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения» (телефонный опрос). Главное его достоинство — полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Разновидностью опроса является метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе.

С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов.

Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнении о причинах преступности в путях ее снижения и т.д.

Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.

Психологические особенности личности позволяет определить биографической метод.

Сущность метода заключается в том, что собираются и анализируются материалы биографического характера с целью выявления особенностей человека и их развития.

Метод предполагает установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц в пр.

Биографический метод исследования привлекал внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. Целям изучения личности преступников служили различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.

В следственно-судебной и пенитенциарной практике отдельные аспекты биографического метода являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.

По своей сущности к биографическому методу близок метод обобщения независимых характеристик, цель которого — собрать данные о личности из различных источников, не зависимых друг от друга.

Применение данного метода дает исследователя м богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности с помощью анализа мнений, высказанных лицами, находящимися с исследуемым в тех или иных отношениях, и анализа различных документов.

Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:

1) характеристика с места работы, учебы, жительства;

2) старые уголовные дела, если изучаемое лицо ранее имело судимость, при этом большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания. В судебном заседании особенно ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т.д.);

3) личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание). Из него можно получить информацию о поведении данного лица в колонии, его отношении к близким и др.;

4) медицинские карты, истории болезни;

5) акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.

Экспериментальный метод является основным в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях. По своей сущности и видам метод подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент в основном применяется в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы.

Недостаткам и метода являются трудность использования лабораторной техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также различия в психических процессах в лабораторных и обычных условиях.

Указанные недостатки преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

Проверка психологических предпосылок эффективности правовых норм может быть проведена в рамках такого специфического метода, как законодательный эксперимент. Как правило, эксперимент охватывает предложения по усовершенствованию законодательства.

Испытания проводятся в течение определенного срока на ограниченной территории или даже территории всей страны с целью избежать поспешных и недостаточно зрелых решений. Законодательные эксперименты проводились и проводятся как за рубежом, так и в нашей стране. Так, в Англии в 1965 г.

в экспериментальном порядке было приостановлено (до 31 июля 1970 г.) применение смертной казни.

По истечении этого срока парламент должен был или окончательно отменить смертную казнь (что и было сделано), пли вернуться к ранее существовавшему положению, когда смертная казнь предусматривалась как высшая мера по ряду категорий дел об убийствах.

В некоторых областях России в настоящее время проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей. которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.

В юридической психология получил распространение я такой экспериментальный метод, как формирующий (обучающий) эксперимент.

Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения (в том числе проблемного), с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.

В модифицированном виде этот метод может быть использован в деятельности исправительных учреждений с целью привития осужденным навыков к труду, новых взглядов и отношения к обществу, формирования социально приемлемого поведения.

Наконец, отметим еще одну разновидность экспериментального метода — ассоциативный эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом.

Суть метода заключается в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т.е. интервал между предложенным словом и ответом.

Список слов ассоциируется с обстоятельствами совершения преступления и ведет к «проговоркам» о реальном деянии.

Для более глубокого изучения личности используется метод тестов. Метод предназначен для оперативного получения достоверной информации о конкретных психологических особенностях личности на основе стандартных методик.

Тесты, классифицируемые по методическому принципу,

включают:

· Объективные тесты – в них возможен единственно правильный ответ

Стандартизированные самоотчеты:

тесты-самоопросники — набор вопросов или утверждений, ответ на которые возможен из двух или трех предложенных вариантов;

открытые опросники — набор вопросов, не предусматривающих стандартных ответов;

шкалы — тесты, оценка по которым проходит по предложенной шкале, на которой отмечена степень выраженности качества;

· проективные методики — стимульный материал, порождающий процессы воображения, в которых раскрываются характеристики личности;

· диалогические методики используются психологом, который ведет беседу с целью выявления особенности личности испытуемого.

Метод психологического анализа документов.

Документ (в широком значении этого слова то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа позволяет добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.

В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий (например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего

лица и т.д.).

Особенно богат психологическим содержанием анализ судебной практики. т.е. судебных казусов (случаев), по которым было вынесено судебное решение.

Если юриста интересует главным образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые показало судебное решение.

Именно жизненные факты судебных решений позволяют психологу говорить о нравственно-правовом состоянии общества.

Качественный анализ юридического документа (т.е. анализ смысла, содержательной его стороны) дополняется количественным, формализованным анализом (т.е. выделением и обработкой единиц информации). Наиболее распространенным качественным анализом является метод контент-анализа.

Суть метода заключается в том, что в содержании текста выделяются смысловые единицы (слово и символ), которые можно однозначно фиксировать и переводить в количественные показатели с помощью единиц счета.

В качестве единиц счета используют частоту появления признака в тексте, объем текста, содержащего смысловую единицу (в строках, абзацах).

Определенный интерес для юридической психологии представляет анализ неюридических документов, материалов, на пример материалов прессы, произведений художественной литературы.

1 | 2 |

3

| 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Источник: https://studall.org/all-77026.html

Medic-studio
Добавить комментарий