Международная торговля и внешнеторговая политика: Международная торговля товарами – это форма связи между

Международная торговля и внешнеторговая политика

Международная торговля и внешнеторговая политика: Международная торговля товарами - это форма связи между

РЕФЕРАТ

По курсу «Экономика»

По теме: «Международные экономические отношения»

Система международных экономических отношений

Международные экономические отношения (МЭО) – это отношения между резидентами данной страны и резидентами других стран, которые по отношению к данной стране являются нерезидентами.

Характерные черты современного мирового хозяйства состоят в следующем:

растущее развитие международного обмена товарами, деталями, компонентами и пр., разнообразными личными и производственными услугами;

развитие международного перемещения факторов производства в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и высококвалифицированных специалистов, технологии;

рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;

государственная экономическая политика, направленная на поддержку международного движения товаров, услуг, факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

в рамках мирового хозяйства экономика отдельных стран становится все более открытой и зависимой, ориентированной на международное экономическое сотрудничество;

возникают межгосударственные объединения, усиливается многостороннее регулирование экономических процессов.

Основными формами международных экономических отношений являются:

международная торговля товарами и услугами;

международное движение капитала;

международное движение трудовых ресурсов;

международная передача технологий.

Непосредственными участниками (субъектами) международных экономических отношений являются:

государственные структуры, включая центральные и местные органы власти;

фонды и другие общественные институты;

частные юридические и физические лица, в том числе банки, фирмы, фонды и др.;

международные и региональные организации.

Особое и принципиально важное место в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений занимают транснациональные корпорации (ТНК).

Транснациональные корпорации (ТНК) – это крупнейшие компании, действующие в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного производства и торговли.

Подавляющее большинство ТНК принадлежит или контролируется капиталом какой-то одной страны, то есть однонационально по составу ядра акционерного капитала головной (материнской) компании и характеру контроля над деятельностью всей корпорации.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим развитием всесторонних взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами, все более очевидным становится превращение каждого из них в органическую составляющую мирового хозяйства.

Экономическая интеграция – сближение и взаимопроникновение национальных экономик на основе общности рынка товаров и услуг (включая рабочую силу), объединение капиталов и проведение согласованной межгосударственной политики.

Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэкономических программ Российского правительства, можно сделать вывод о том, что 90-е годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противоположные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает усиление протекционистских и фискальных тенденций.

Мировой рынок

Конъюнктура мирового рынка – уровень спроса, предложения, цен на мировых товарных рынках, условия продажи на этих рынках, тенденции изменения этих показателей.

В целом ценообразование на мировом рынке подчиняется тем же закономерностям, что и на внутреннем, но есть своя специфика. На международном рынке более сложная конъюнктура.

Ценообразование зависит от типа рынка:

1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции.

2. Рынок чистой монополии.

3. Рынок монополистической конкуренции.

4. Рынок конкуренции немногих поставщиков (олигополия).

Нужно отметить, что на практике не встречается какого-либо рынка в чистом виде.

Виды цен, используемых на мировых рынках:

1. цена равновесия (теоретическая цена).

Она рассчитывается в сравнительно простых случаях, когда речь идет о торговле определенным товаром между двумя странами. В этом случае в каждой из стран существует своя, внутренняя цена на данный товар.

Торговля порождается перепадами между этими ценами. При перетекании товаров из страны с более низкими ценами в страну с более высокими, цены в одной из них повысятся, а в другой понизятся, и установится цена равновесия.

Условием для этого является абсолютная свобода международной торговли.

2. контрактная цена, т.е. цена, установленная в ходе переговоров между двумя партнерами из разных стран.

3. биржевые котировки, т.е. цены складываются в ходе спекуляций на товарных биржах, где множество продавцов взаимодействуют с множеством покупателей.

4. аукционная цена, здесь один продавец и множество покупателей, которые конкурируют друг с другом.

5. цена торгов, когда один покупатель и много конкурирующих между собой продавцов. Торги объявляются, например, на оборудование.

6. мировые цены – цены крупных экспортеров, которые принимаются за основу остальными участниками мировых рынков. Носят неформальный характер. В отдельных случаях за мировую цену принимаются цены крупных импортеров или котировки крупнейших бирж и аукционов.

7. справочные цены – фактически сложившиеся на сегодняшний день цены, публикуемые в прессе или в специальных справочниках.

8. «скользящая» цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается. Такой метод установления цены применяется чаще всего по отношению к товарам первой необходимости.

9. монопольная – рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования. Цены устанавливаются значительно выше среднего уровня. Монополистические цены используются для извлечения доп. прибыли.

Международная торговля и внешнеторговая политика

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля.По современным оценкам, на долю торговли приходится около 80% всего объема МЭО. Международная торговля опосредует большинство видов международного сотрудничества.

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную зависимость.

Международная торговля характеризуется 3 основными показателями: товарооборотом (общий объем), товарной структурой и географической структурой. Внешнеторговый оборот включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном товарообмене. Различают стоимостный и физический объемывнешней торговли.

Стоимостный объем подсчитывается за определенный отрезок времени в текущих (изменяющихся) ценах, соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах. На его основе можно производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.

Объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех стран.

Исторически сложились следующие особенности международной торговли:

1. Импортеры и экспортеры, их банки вступают в определенные обособленные от внешнеторгового контракта отношения, связанные с оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов, осуществлением платежей.

2. Международные расчеты регулируются нормативными национальными законодательными актами, а также международными банковскими правилами и обычаями.

3. Международные расчеты – объект унификации, что обусловлено интернационализацией хозяйственных связей, универсализацией банковских операций.

4. Международные расчеты имеют, как правило, документарный характер.

5. Международные платежи осуществляются в различных валютах. Поэтому они тесно связаны с валютными операциями, куплей-продажей валют. На эффективность их проведения влияет динамика валютных курсов.

Динамика международной торговли:

250 лет назад торговый оборот составлял 100 млн. долларов (торговля между крупными колониальными державами);

150 лет назад (в разгар промышленной революции) – 1 млрд. 200 млн.

1950 год-115 млрд. долл.

Сегодня – 4–4.5 трлн. долл.

Структура международной торговли отображена в таблице:

Группы товаров 70 гг 95г
1.продовольствие 15% 10%
2.с/х сырье 7% 5%
3.руды и металлы 6% 3%
4.топливо (жидкое, твердое, газообразное) 6% 10%
5.обрабатывающая промышленность 65% 72%

Доля продукции обрабатывающей промышленности увеличилась, с развитием материальной сферы увеличилось потребление топлива. Сократилось потребление сырья (так как выгодно продавать наукоемкую продукцию, что характерно для развитых стран), руды и металлов. Сокращение продовольствия носит относительный характер.

Из обрабатывающей промышленности наибольшие темпы роста объемов продаж:

· торговля электронной техникой;

· телекоммуникационным оборудованием;

· товары новейшей химии (волокна);

· автоматика и робототехника;

· фармацевтика.

Районы с наиболее высокими темпами мировой торговли:

1. Юго-Восточная Азия.

2. Мексика и Карибский бассейн, Бразилия.

3. Восточная Европа и Россия.

20% в объеме мировой торговли занимает сфера услуг.

Основные направления торговли между группами стран:

ЕС: 1. развитые – 82%, 2. развивающиеся – 12%, 3. пост социалистические – 6%

Япония: 1. развитые – 60%, 2. развивающиеся – 34%, 3. постсоциалистические – 6%.

Латинская Америка: 1. развитые – 70%, 2. развивающиеся – 19%, 3. постсоциалистические – 11%.

Структура торговли услугами:

· торговое посредничество;

· банковские услуги;

· страхование;

· консалтинг;

· аудит;

· инжиниринг (научно-технические услуги).

По назначению:

· потребительские;

· социальные (образование, медицина);

· производственные (консалтинг, инжиниринг);

· распределительные (торговля, транспорт).

Лидируют следующие услуги:

1. Туризм и транспорт (составляют 50% всех услуг).

2. Наукоемкие услуги, информационное обеспечение, финансово-кредитные услуги.

8–10 стран составляют 2/3 стоимости экспорта услуг. В развитых странах 60% ВВП составляют услуги.

Доля межрегиональной торговли:

ЕС – 35%;

НАФТА – 15%;

Япония – 10%;

АСЕАН – 4%;

Восточная Европа и Россия – 5%;

Латиноамериканская интеграция – 3–4%.

Внешнеторговая политика представляет систему экономических, организационных, политических мер по развитию торговых отношений, которые включают в себя определение объема внешней торговли, определение географической структуры экспорта и импорта. Протекционизм – защита посредством введения таможенных тарифов.

Протекционизм наоборот – свободный ввоз товаров, все пошлины убираются для наполнения национального рынка (краткосрочная стратегия). Протекционизм подразумевает систему взаимосвязанных мер внутренней и внешней экономической политики, где в качестве инструмента используются тарифные и нетарифные методы регулирования.

Таможенные пошлины – государственные денежные сборы или налоги, взимаемые через таможенные управления с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны. Нетарифные ограничения делятся на: количественные и неколичественные. Количественные – квотирование.

Глобальная квота – когда доля продукции, разрешенная к вывозу, определяется рамками международных соглашений. Индивидуальная квота определяет объем, который разрешается ввозить или вывозить из отдельных стран. Тарифная квота – указывается количество товара, которое ввозится и вывозится по сниженным ставкам.

Добровольное ограничение экспорта – метод государственного регулирования внешней торговли, при котором один из партнеров по внешнеторговым связям обязывается ограничить или не расширять объем экспорта. Используется в качестве уступки страны в обмен на экономическую, техническую, военную помощь.

Демпинг – продажа продукции по сниженным ценам, часто ниже себестоимости для завоевания рынка. Лицензирование – мера оперативного государственного регулирования ВЭС на определенные периоды времени по отдельным странам и по отдельным товарам.

К неколичественным относят: валютные ограничения, сложные таможенные процедуры, высокие требования к соответствию экспортированных товаров национальным, техническим и санитарным стандартам; внутренние сборы и налоги по импортируемым товарам, жесткое антидемпинговое законодательство.

Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка государства от иностранной конкуренции. Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.

Конференция ООН по торговле и сотрудничеству (ЮНКТАД) является органом Генеральной ассамблеи ООН. Была создана в 1964 году и в настоящее время насчитывает 191 стран-членов.

Главные задачи организации:

· содействие развитию международной торговли;

· расширение инвестиций и возможностей развития развивающихся стран, оказание помощи с целью внедрения их в мировую экономику;

· стремление к равноправному взаимовыгодному сотрудничеству между государствами;

· выработка разносторонних рекомендаций в области функционирования международных экономических отношений.

Отличительная особенность этой организации состоит в проведении работы по региональным группам: государства-члены разделены на 4 главные группы с учетом их географического расположения и уровня социально-экономического развития.

Все решения ЮНКТАД носят рекомендательный характер и облекаются в форму всевозможных заявлений, резолюций и т.п. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются различные конвенции, соглашения. Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, насчитывающий в своем составе 6 комитетов.

Установленный в 1964 как постоянный межправительственный орган, ЮНКТАД – основной орган Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея ООН, имеет дело с торговлей, инвестицией и проблемами(выпусками) развития.

На Всемирном симпозиуме ООН по эффективности торговли (г. Колумбус, Огайо, США, 1994 г.) принято решение о создании Всемирной сети Центров по вопросам торговли Global Trade Point Network(GTPNet), которая объединила через сеть Интернет торговые Центры мира (Trade Point).

Всемирная торговая организация была образована по итогам т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986–1993 гг.), проходивших в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.

Став по существу преемницей ГАТТ, ВТО по замыслу ее учредителей должна превратиться в международный форум, в рамках которого устанавливаются основные договорные обязательства, определяющие, как страны члены разрабатывают и внедряют юридическое обеспечение и осуществляют регулирование внешней, а зачастую и внутренней торговли.

Договорно-правовую базу деятельности ГАТТ/ВТО образует совокупность многосторонних общих и секторальных торговых соглашений. Основополагающими принципами ГАТТ/ВТО являются:

принцип недискриминации в торговле, который предусматривает взаимное предоставление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а, с другой стороны – национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

принцип замены количественных ограничений таможенно-тарифным регулированием внешней торговли с постепенным доведением ставок таможенных пошлин до нулевой отметки.

Новая организация не только имеет более широкую потенциальную базу членства по сравнению с ГАТТ, но и охватывает больший аспект коммерческой деятельности и регулирующую ее торговую политику, на которую распространяется компетенция ВТО.

Отличительной особенностью ВТО является то, что в ее сферу деятельности помимо классического товарного обмена (присущего ГАТТ) входит еще и торговля услугами, а также «идеями» (интеллектуальной собственностью).

В частности, так называемое «пакетное» решение, именуемое ГАТТ-94 уже не ограничивается только вопросами товарной торговли, но и регулирует международную торговлю услугами (банковскими, страховыми, транспортными, строительно-монтажными и т.д.

), а также внешнеторговые аспекты инвестиций и объектов интеллектуальной собственности.

Другая отличительная особенность – наличие действующего на постоянной основе и отлаженного в течение более чем сорокалетнего периода истории механизма разрешения споров и противоречий, которые порой возникают между партнерами в мировой торговле.

Не менее важен и новый элемент многостороннего регулирования под эгидой ВТО – механизм обзора торговой политики стран-членов.

Положения ГАТТ, а в связи с созданием ВТО, в систему которой вошло ГАТТ, и положения ВТО устанавливают, что основным инструментом таможенного регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф.

В соответствии со сложившейся практикой в настоящее время применяются следующие основные формы международных расчетов: документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод, открытый счет, аванс. Кроме того, осуществляются расчеты с использованием векселей и чеков.

Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли.

Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег.

Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как «Инкотермс 1936».

Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 гг. и в настоящее время в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

Россия до сих пор продолжает испытывать дискриминацию в торговых отношениях и в полной мере не может использовать преимущества международного разделения труда и структуры мировой экономики. Поэтому уже не первый год на повестке дня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Переговорный процесс между российской стороной и Рабочей группой ВТО по присоединению России значительно продвинулся вперед.

Наряду с традиционными вопросами по режиму торговли и тарифам наиболее сложными оказались проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, субсидирования сельскохозяйственного производства и деятельности государственных торговых предприятий.

Литература

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2006.

2. Международные валютные и кредитные отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005.

4. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского; – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 2004.

5. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. – М.: Международные отношения, 2006.

6. Сергеев П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе: Учеб. пособие по курсу «Мировая экономика». – М.: Новый Юрист, 2007.

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/55783.html

Международная торговля и внешнеторговая политика. Внешнеторговые контракты

Международная торговля и внешнеторговая политика: Международная торговля товарами - это форма связи между

Международнаяторговля представляет собой одну изформ международных экономическихотношений.

Международнаяторговля – этосфера товарно-денежных отношений,представляющая собой совокупностьвнешней торговли всех стран мира; этосфера обмена продуктами труда (товарамии услугами) между продавцами и покупателямиразных стран.

В процессмеждународной торговли возникает дванаправления товаропотоков – экспорти импорт.

Экспорт – вывозтоваров, изготовленных (произведенныхи переработанных) в данной стране.

Импорт – ввозиз-за границы товаров, технологий дляреализации на внутреннем рынке импортера,а также возмездное получение отиностранного импортера услугпроизводственного и потребительскогоназначения.

Субъектамимеждународной торговли являются:

    1. Страны мира;

    2. ТНК и МНК;

    3. Региональные интеграционные группировки.

    4. Международные экономические организации.

Международнаяторговля развивается потому, что приноситвыгоду участвующим в ней странам:

1.Благодарямеждународной торговле преодолеваетсяограниченность национальной базыресурсов;

2. Расширяетсяемкость внутреннего рынка и устанавливаютсясвязи внутреннего рынка с мировым;

3. Обеспечиваетсяполучение дополнительного дохода засчет разницы национальных и интернациональныхиздержек производства;

4. Развиваетсяспециализация страны;

5. Расширениеэкспорта способствует повышениюзанятости;

6. Активное участиев международной торговле создает условиядля ускорения прогрессивных структурныхсдвигов в национальной экономике;

7. Вовлечениепромышленных предприятий в международнуюконкуренцию вызывает необходимостьпостоянного совершенствованияорганизационно-технической базыпроизводства, качества выпускаемыхтоваров.

На стабильный,устойчивый рост международной торговлиоказал влияние ряд факторов:

  1. развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

  2. НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;

  3. активная деятельность ТНК на мировом рынке;

  4. либерализация международной торговли посредством мероприятий ГАТТ;

  5. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.

Под внешнеторговойполитикой государствапонимается целенаправленное воздействиегосударства на торговые отношения сдругими странами. Основными целямивнешнеторговой политики являются:

 изменение способаи степени включения данной страны вмеждународное разделение труда;

 изменение объемаэкспорта и импорта;

 изменениеструктуры внешней торговли;

 обеспечениестраны необходимыми ресурсами;

 изменениесоотношения экспортных и импортныхцен.

Современнаявнешнеторговая политика – этовзаимодействие двух тенденций:

  1. протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;

  2. либерализации – связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Политикапротекционизма, так же, как и политикалиберализации, в чистом виде не проводится.Различные степени протекционизмавстречаются постоянно и зависят отуровня экономического развития той илииной страны. Развитие протекционистскихтенденций позволяет выделить несколькоформ протекционизма:

 селективныйпротекционизм – направлен противотдельных стран или товаров;

 отраслевойпротекционизм – защищает определенныеотрасли, прежде всего сельское хозяйство;

 коллективныйпротекционизм – проводится объединениямистран в отношении стран, в них не входящих;

 скрытыйпротекционизм – осуществляется методамивнутренней экономической политики.

Государства,проводя протекционистскую политику,использует инструменты внешнеторговойполитики, выбор которых зависит от ееконкретных целей.

К инструментамвнешнеторговой политики относятся:

  1. тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);

  2. нетарифные ограничения.

Таможенныепошлины – этосистематизированные перечень таможенныхпошлин, которыми облагаются товары припересечении государственной границы.Таможенныепошлинывыполняют функции налога, взимаемогов пользу государственного бюджета стовара, провозимого через границу, имогут быть следующими.

1. В зависимостиот внешнеторговой операции:

 экспортные –данные виды пошлин не применяются впромышленно развитых странах, в РФотменены с 1996 г. Но с 1999 г. введеныэкспортные пошлины на продуктынефтепереработки (бензин и мазут);

 импортные;

 транзитные.

2. Классификациятарифов по способу установления:

 адвалорный тариф– пошлина, начисляемая в процентах ктаможенной стоимости товара (например,10% от таможенной стоимости). Применяетсяв основном для товаров, которые имеютразличные качественные характеристикив рамках одной товарной группы;

 специфическийтариф – ставка таможенной пошлины,взимаемая с единицы веса, объема, длиныи т.д. (например, $20 за 1 т). Применяется восновном для стандартизированныхтоваров (например, сырье).;

 комбинированныйтариф – одновременно взимаемые адвалорныеи специфические ставки (например, 10% оттаможенной стоимости, но не более $20 за1 т);

 альтернативныйтариф – применяется согласно решениютаможенных органов адвалорная илиспецифическая ставка, обычно выбираетсята, которая обеспечивает взиманиенаибольшей абсолютной суммы для каждогоконкретного случая.

3. Классификациятарифов (по величине) в зависимости отстраны происхождения товара:

 максимальныйтариф устанавливается для всех странна основании государственныхзаконодательных актов, без согласованияс другими государствами;

 минимальныйтариф представляется тем странам,которые получают статус наиболееблагоприятствуемой нации. Эта ставкаустанавливается в результате взаимныхдоговоренностей.

Страна, предоставляющаядругой стране статус наиболееблагоприятствуемой нации, обязуетсяне превышать ставки тарифов, которыепредусмотрены ею по отношению к другимстранам, т.е.

страны, договаривающиесяоб этом статусе, представляют друг другульготы, которых лишены остальныегосударства;

 преференциальныйтариф действует в отношении определенныхстран или групп стран. Его величина, какправило, меньше минимального. Существуетмеждународное соглашение «Обобщеннаясистема преференций», по которомупромышленно развитые страны предоставляютразвивающимся льготы. Эти льготывыражаются в более низких таможенныхтарифах.

Цель – побудитьпокупать товары, экспортируемыеразвивающимися странами, и, с другойстороны, стимулировать в развивающихсястранах импорт из более развитых.

4. Классификациятарифов по характеру происхождения:

 автономный тарифустанавливается страной независимо отдругих субъектов мировой торговли;

 конвенционный(договорной) тариф устанавливаетсястраной в соответствии с обязательствами,принятыми на себя в рамках международныхсоглашений.

5. Классификациятарифов по направлению действия:

 преференциальныйтариф устанавливается с целью предоставитькакой-либо стране или группе странльготу, т.е. облегчить экспорт или импорттоваров этой страны;

 сезонный тарифустанавливается для регулированиямеждународной торговли продукциейсезонного характера, прежде всегосельскохозяйственной. Обычно срок егодействия не превышает нескольких месяцевв год, и на это время действие обычныхставок тарифов на товар приостанавливается;

 дискриминационныйтариф устанавливается с целью затруднитьи ограничить экспорт и импорт товаровиз определенной страны.

Дискриминационныетарифы делятся на:

1) ответный – можетприменяться как взаимная мера нанедружественную торговую политикудругой страны;

2) компенсационный– используется с целью уравнять ценыаналогичных товаров национальногопроизводства и импортных, пользующихсясубсидиями, за счет включения в ценупоследних более высокой импортнойпошлины;

3) антидемпинговый– применяется в качестве меры по защитенационального производителя, еслиустановлен факт демпинга со стороныиностранных конкурентов и ввоз товарананосит или угрожает нанести материальныйущерб отечественным производителям,или препятствует расширению производстваподобных товаров на внутреннем рынке.

Вместе с темвеличина таможенных ставок зависит отторгового режима, предоставляемогоэтой стране. В международной практикеразличают три возможных вида торговыхрежимов.

1. Режим наибольшегоблагоприятствования – это нормальныеусловия торговли, при которых даннаястрана предоставляет другой странетакие же условия, как и любой их третьихстран, и таможенная пошлина равнабазовой. Это главный принцип,зарегистрированный ГАТТ/ВТО, и страны-членыданной организации должны его автоматическисоблюдать.

2. Режим преференциальный(льготный) предоставляется любым странам,но в основном развивающимся, и означает,что базовая таможенная пошлина должнабыть для них уменьшена до 50%, а в России– до 75%. Данный режим введен ГАТТ в 60-егг.

3. Беспошлинныйрежим – это режим свободной торговли,который может предоставляться любойстране, но, согласно ООН, обязателен для47 наименее развитых государства (гдеВНП на душу населения не более 10%).

Помимо тарифныхинструментов внешнеторговой политикигосударства, после второй мировой войныполучают развитие нетарифные барьеры.

Все нетарифныемеры регулирования можно разделить натри группы.

Внешнеторговыемеры,направленные на прямое ограничениеимпорта с целью защиты определенныхотраслей национального производства(более 1/2 всех мер):

а) лицензирование(когда для ввоза/вывоза определенныхтоваров требуется получить установленныйдокумент). Лицензии могут быть разовые(выдаваемые под осуществление конкретнойодной экспортно-импортной сделки исодержащие подробную информацию о ней)и генеральные (выдаваемые на срок догода для осуществления несколькихсделок; предприятие вносится вгосударственный реестр);

б) квотирование –это установление количественныхограничений на ввоз/вывоз товара встоимостном или натуральном его виде.

До 1990 г. квотированиеи лицензирование были очень популярноймерой защиты российского внутреннегорынка: им подвергалось до 70% всех товаров.В настоящее время только 12% товаров,импортируемых в РФ, подлежат квотированиюи лицензированию.

Административныеформальности:

а) паратарифныемеры. К их числу относятся прочие, помимотаможенных пошлин, платежи, взимаемыепри ввозе иностранных товаров; различныетаможенные сборы, внутренние налоги,специальные целевые сборы, акцизы.

Так, в РФ с 1993 г.были введены НДС в размере 20% (длясравнения в Канаде НДС составляет 7%, вАргентине – 16%) и акцизы, ставки покоторым на различные товары колеблютсяот 10 до 250% (например, спирт этиловый –250%).

б) техническиестандарты включают контроль импортана предмет его соответствия национальнымстандартам, нормам безопасности икачества. Технические барьерыподразделяются на следующие группы:

  1. стандарты; в т.ч. стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности (применяются чаще всего);

  2. требования к маркировке и упаковке;

  3. требования к товаросопроводительным документам;

  4. система измерений.

Большинствотехнических барьеров (60%) приходится напромышленные товары, в т.ч. 19% – на машиныи оборудование, 10% – на химические товары,5% – на средства транспорта и 13% – на пищевыетовары.

в) государственнаямонополия,когда государство устанавливаетмонополию на внешнюю торговлю отдельнымитоварами. Например, во Франции и в Грециисуществует государственная монополияна импорт спичек.

Меры экономическогостимулирования экспорта,которые проводят специально создаваемыеэкспортно-импортные банки и другиеорганизации. Эти меры включают в себя:

а) государственноесубсидирование;

б) льготноекредитование;

в) страхование.

Важную роль врегулировании МТ, в устранении препятствийдля ее развития играют международныеэкономические организации, и, в первуюочередь, Генеральное Соглашение потарифам и торговле/Всемирная торговаяорганизация (ГАТТ/ВТО).

Договор о созданииГАТТ был подписан в Женеве 23 странами30 октября 1947 г. и вступил в силу с 1 января1948 г. С 1 января 1995 г. начала действоватьВсемирная торговая организация, котораявключила в свою работу ГАТТ. Однако этобыли две различные организации. С 1января 1996 г. функционирует только ВТО.В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует90-95% всей мировой торговли.

ГАТТ/ВТО – этомногостороннее международное соглашение,содержащее принципы, правовые нормы,правила ведения и государственноерегулирование взаимной торговлистран-участниц. По состоянию на декабрь1997 г., в ВТО состоит 131 государство; еще50 государств, включая и международныеорганизации, имеют статус наблюдателей.

ГАТТ имеет двойнойстатус: с одной стороны, – это международнаяорганизация; с другой, – многостороннеесоглашение об основных принципах, нормахи правилах международной торговли игосударственного регулирования торговлистран-участниц. Вступая в ГАТТ, государстваберут на себя, прежде всего, обязательствоперестроить свои торговые системы.

Правовой механизмГАТТ/ВТО основывается на ряде принципови норм:

 недискриминацияв торговле, которая предусматриваетвзаимное представление, с одной стороны,режима наибольшего благоприятствования,а с другой – национального режима, т.е.равного подхода к товарам импортногои отечественного производства в отношениивнутренних налогов и сборов, а так жеправил, регулирующих внутреннюю торговлю;

 использованиепреимущественно тарифных средств защитынационального рынка;

 прогрессивноеснижение таможенных тарифов в ходепериодически проводимых раундов;

 взаимность впредоставлении торгово-политическихуступок;

 разрешениеторговых споров путем проведенияконсультаций и переговоров.

Деятельность ГАТТосуществляется посредством многостороннихпереговоров – раундов. С начала работыГАТТ было проведено 8 раундов.

Внешнеторговыйдоговор – этосогласование сторон, закрепление техобязательств, которые берут на себякаждая из сторон в ходе осуществлениясделки по договору эффекта.

Контракткупли-продажи – этосогласованный сторонами коммерческийдокумент, по которому продавец обязанпередать товар в собственность покупателя,а покупатель обязан принять и оплатитьтовар. Непременным условием контрактакупли-продажи является переход правасобственности на товар от продавца кпокупателю.

Практика выдвинуларяд требований, которые договаривающиесястороны должны придерживаться приподписании любого внешнеторговогоконтракта.

Прежде всего, этитребования относятся к соблюдениюединой структуры письменно документао договоре. Это относится к примерномусодержанию договора. Он может бытьследующим:

 преамбула –введение;

 основная часть;

 заключительнаячасть.

Преамбула – этовведение в договор, которое включает всебя:

– название илинаименование договора;

– указание местаи времени подписания договора;

– фиксированиедаты и факта заключения договора всоответствии с теми условиями, которыеуказываются в самом тексте договора;

– наименованиесторон, при этом продавец называетсяпервым, а покупатель – вторым.

Основная часть– еесоставляют, так называемые специфическиеи общие условия.

К специфическимусловиямотносятся те условия, которые характерныдля той или иной сделки – это предметдоговора или количество товара, качествотовара, цена товара, скидки с цены, еслиони существуют, форма платежа, срокпоставки, маркировка, упаковка товара,ответственность сторон, а также можетбыть запретительная оговорка. Например,о запрете перепродажи товара третьейстороне. Специфические условия договорасоставляют основную тему и содержаниепри обсуждении или переговорах партнеровпри заключении договора.

Общие условия– это те положения, которые включаютсяво все договоры, независимо от изсодержания, к ним относятся: арбитражнаяоговорка, обстоятельства непреодолимойсилы (форс-мажор).

Заключительнаячасть договорасодержит юридические адреса сторон,все приложения, которые являютсянеотъемлемой частью договора, подписисторон, а также указание места и датызаключения договора, если это не былосделано в преамбуле.

Источник: https://studfile.net/preview/3292671/page:5/

Medic-studio
Добавить комментарий