Межполушарные взаимодействия: Межполушарные взаимодействия осуществляются через мозолистое тело,

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие

Межполушарные взаимодействия: Межполушарные взаимодействия осуществляются через мозолистое тело,

Тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение. 

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. 

Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия. 

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. 

Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. 

Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году н.э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад.

Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга.

Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. 

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.

Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. 

В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок – кинезиология. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. 

Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Выполним несколько упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия. 

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия 

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки. 
  2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой. 
  3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями. 
  4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно. 
  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.». 
  6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой. 
  7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой. 
  8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону). 
  9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руки с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой. 
  10. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните. 
  11. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот. 
  12. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры. 
  13. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду. 
  14. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой. 
  15. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их. 
  16. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.». 
  17. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные. 
  18. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз. 
  19. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе). 
  20. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить. 
  21. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. 
  22. Зажмите карандаш средним и указательными пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой. 
  23. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол. 
  24. Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком. 
  25. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 
  26. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений. 
  27. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 
  28. Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левуюруки в верхнем и нижнем положении. 

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. 

Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. 

Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное – обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

Источник: https://logopedprofiportal.ru/blog/527408

Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»

Межполушарные взаимодействия: Межполушарные взаимодействия осуществляются через мозолистое тело,

Анна Непялина
Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия «Гимнастика для мозга»

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет.

Это толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу происходит передача информации из одного полушарие в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями.

Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать.

Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

– Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

– Устранение дислексии, стресса, апатии;

– Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. Происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения необходимо включать в профилактические и развивающие программы.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

3. Заниматься ежедневно.

4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.

5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Комплекс №1

Упражнение №1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Упражнение № 2. «Кнопки мозга»

Родители точно помнят, что у Электроника была кнопка, вернее так казалось злому Ури. А ведь была! Надо просто нажать на неё и вспомнить ответ на вопрос. Включиться, одним словом. А находится она под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром.

Выполнение

Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой — средним и указательным пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

Упражнение №3. Восьмерки и узоры

Знак восьмерки, это бесконечность, взаимосвязь и цикличность. Поэтому упражнение помогает развить творческий потенциал, заглянуть вглубь себя и открыть уникальные способности.

Выполнение

Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение №4. Позитивные точки

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации.

Выполнение

Ребенок ставит средний и указательный палец двух рук на точки, которые находятся между бровями и волосами, т. е. посередине лба. Пальцы нужно держать до тех пор пока, ребенок по почувствует тепло.

Упражнение № 5. Перекрестные шаги

Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.

Выполнение.

Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение №6. «Крюки Кука»

Упражнение снимает напряжение, убирает «хватку стресса» и помогает прийти к логическому мышлению и привести мысли в порядок.

Выполнение

Ребенок садится и укладывает правую стопу на левое колено. Затем правую руку на пятку, а левой рукой обхватывает правый голеностоп. Нужно посидеть пару минут, затем опустить ножку на пол и раздвинуть стопы. Далее следует разомкнуть ручки и соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом, по принципу «домика». И еще посидеть пару минут. Затем поменять локти и колени.

Упражнение № 7. «Крюк Деннисона»

Если ребенок не уверен в себе, застенчив, боится, то это упражнение поможет ему раскрепоститься и поверить в себя.

Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться. Для гиперактивных детей, это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции.

Выполнение

Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижмает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.

Упражнение № 8. Растяжение

Упражнение улучшает память, помогает сконцентрироваться и развивает усидчивость.

Выполнение.

Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая – остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.

Хотите, чтобы ваши детки стали вундеркиндами? Даже если нет, то научить их быстро воспринимать информацию, обрабатывать её и выдавать в нужное время – очень полезный навык для детей. А раскрытие потенциала, творческой жилки и лидерских качеств – безусловно, поможет вашему ребенку в будущем.

Упражнение №9 “Сам себе качели”

Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени.

1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения.

2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.

3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями “восьмерки”. Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.

Копмлекс №2

Упражнение № 1 «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение №2 «Кулак-ребо-ладонь»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.

Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.

При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Упражнение №3 «Лезгинка»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение №4 «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение №5 «Змейка»

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Комплекс №3

Упражнение №1 «Глазки»

Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц.

Быстро поморгать в течении 1-2 минут

Упражнение №2 «Ротик»

Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария).

Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.

Упражнение №3 «Ушки»

Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.

Упражнение №4 «Дожик»

Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.

Упражнение №5 «Колечки, или бусы для мамы»

Поочередно, как можно быстрее соединять последовательно в кольцо пальцы рук (большой с указательным, средним и т. д.). Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

Упражнение №6 «Домик»

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки и наоборот. Отрабатывать эти же действия на каждой паре пальцев отдельно.

Упражнение №7 Дыхательное упражнение «Певец»

1. вовремя глубокого вдоха поднять руки через стороны вверх

2. задержать дыхание

3. во время выдоха длительно произносить звук «а» и медленно опускать руки

4. во время глубокого вдоха поднять руки через стороны до уровня плеч

5. задержать дыхание

6. во время выдоха произносить звук «о» и медленно скрещивать руки (обнять себя за плечи, опустить голову к груди)

7. во время глубокого вдоха медленно поднять руки до уровня груди

8. задержать дыхание

9. во время выдоха длительно произносить звук «у» и медленно опускать руки вниз, голову на грудь.

Комплекс № 4

Упражнение №1 «Глазки»

Профилактика нарушений зрения и активизация работы мышц глаз.

Поднять глаза вверх, опустить, повернуть в правую сторону, повернуть в левую сторону.

Упражнение №2 «Язычок»

Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария)

Двигать языком в разные стороны.

Упражнение №3 «Внимание»

Развитие межполушарного взаимодействия.

Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, при ослаблении – вдох. То же самое проделать правой рукой.

Упражнение №4 «Запястье»

Развитие творческого мышления.

Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.

Упражнение №5 «Лезгинка или руки танцуют»

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение №6 Дыхательное упражнение «Шапка для раздумий»

• Во время глубокого вдоха мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть шапку»)

•задержать дыхание

•во время выдоха «снимать шапку» и длительно произносить звук «а»

•вдох, выдох, задержка дыхания

•во время глубокого вдоха «надеть шапку»

•задержать дыхание

•во время выдоха «снять шапку», произносить звук «о»

Литература:

– Виктория Штельмах http://kinesiovita.com/kineziologiya/gimnastika-mozga-obrazovatelnaya-kineziologiya;

– Пол И. Деннисон и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга»

-Рашкова Татьяна “Все для детей”, №5, сентябрь-ноябрь 2008

– сиротюк

– Усанова Н. В. Проведение кинезиологических упражнений при подготовке к школе//справочник педагога-психолога №9, 2015 год.

– Игнатова Е. М. Методическая разработка «Зарядка для ума»// Справочник педагога-психолога №2, 2015 год.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitija-mezhpolusharnogo-vzaimodeistvija-gimnastika-dlja-mozga.html

Межполушарные связи. Признаки несформироанности и возможности развития

Межполушарные взаимодействия: Межполушарные взаимодействия осуществляются через мозолистое тело,

        В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны.  А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы?  И, наконец, как их развивать?

         Итак, известно, что у нашего мозга два полушария. Основными талантами правого полушария являются:

  • восприятие своего «телесного» я, различные ощущения (вплоть до интуиции) и схема тела;
  • пространственные представления;
  • способность воспринимать информацию целостно, вместе с носителем,
  • способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;
  • правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.

        Особыми талантами левого полушария являются:

  • упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,
  • речевые функции, здесь находятся центры речи;
  • логическая обработка информации и аналитическое мышление;
  • чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).

         Да, таланты у полушарий разные, но любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности. 

        Остановимся на формировании межполушарных связей в процессе развития ребенка. Начинается данный процесс очень рано, еще во внутриутробном периоде закладывается нейробиологическая основа для их становления.

Во время рождения запускаются механизмы, резко активирующие стволовые структуры мозга и, соответственно, межполушарные связи на данном и подкорковом уровнях.  Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования реципрокных и синергических взаимодействий рук и ног, а также согласованных движений и конвергенции глаз.

На данном этапе ребенок активно нарабатывает базовый сенсомоторный репертуар, у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка.  Такие базовые взаимодействия ему очень пригодятся, когда он начнет писать, т.к.

данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, возникает ситуация, когда ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное.

А это уже большая вероятность появления дисграфии и дислексии. Да и само по себе отсутствие конвергенции глаза (сведение в одну точку) существенно затрудняет процесс обучения, ребенку приходится часто вертеться или наклонять голову, чтобы создать отчетливый зрительный образ. 

        Далее, в период от 2-3-ех до примерно 7-8-ми лет происходит активизация межгиппокампальных коммисуральных систем. Данный комплекс начинает играть ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной, межмодальной когнитивной и эмоционально-мотивационной интеграции.

Важнейшая функция межгиппокампальных связей – межполушарная стабилизация и организация мнестических процессов. Также в этот период формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи.

      На данном этапе в случае несформированности межполушарных связей может наблюдаться такие явления как:

  • зеркальное написание букв и цифр,
  • псевдолеворукость или амбидекстрия вследствие несформированности доминантности полушарий мозга,
  • логопедические проблемы из-за несформированности доминантного по речи левого полушария, например, сложности формирования номинативной функции речи из-за отсутствия прочной связи между образом (правое полушарие) и словом (левое полушарие), а также задержка становления фонематического слуха, т.к. изначально речевое звукоразличение формируется из способности различать бытовые и неречевые звуки (правое полушарие),
  • агрессивные вспышки, признаки правосторонней эпиготовности или психосоматические проявления из-за сложностей вербализации аффекта, т.е. осмысления и переноса из правого в левые полушария сильных переживаний.

       И, наконец, завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребенка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей (мозолистое тело), продолжающийся от 7 до 12-15 лет.

 Нейрофизиологически это подкрепляется формированием «волны Уолтера» – центрального механизма произвольного внимания.

Таким образом, мозолистое тело обеспечивает межполушарную организацию психических процессов на наиболее важном для социальной адаптации – регуляторном, социокультурно опосредованном уровне их протекания.

На этом уровне межполушарные взаимодействия помогают ребенку не только выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой ясно определенные цели, но и контролировать их в соответствии с требованиями социума.  Таким образом, при несформированности межполушарных взаимодействий на уровне мозолистого тела можно наблюдать такие особенности поведения как:

  • сложности произвольной саморегуляции, расторможенность,
  • отсутствие учебной познавательной мотивации,
  • бедность интересов,
  • инфантильность, сложности формирования собственной активной позиции.

   Теперь может возникнуть вопрос: что служит причиной несформированности межполушарных связей у детей? Однозначно ответить на данный вопрос сложно, т.к. причин много и на каждом возрастном этапе они свои.

 В любом случае можно отметить, что в сензитивный период  становления любой психической функции в случае какого либо неблагополучия в жизни ребенка может произойти задержка или искажение развития этой функции.

Приведем основные факторы риска, которые могут привести к недостаточному формированию межполушарных связей:

  • болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности (особенно начиная с 3-его месяца),
  • родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, кесарево сечение,
  • общий наркоз в первые годы жизни,
  • болезни ребенка в первый год жизни,
  • длительные или сильные стрессовые ситуации,
  • отсутствие этапа (или непродолжительный этап) ползания по-пластунски и на четвереньках,

       Итак, на что стоит обратить внимание родителям?  Если ребенок мало ползал или ползал больше задом, боком; если длительное время (до школы) не формируется доминантная рука (чаще правая), ребенок зеркалит, у него нет конвергенции глаз или уже есть астигматизм, ребенок неловкий, часто падает или натыкается на углы и мебель, у него бывают вспышки агрессии, нет произвольного внимания к первому классу,  есть логопедические проблемы , например, несформированность фонематического слуха или ребенок никак не может запомнить названия предметов или чем отличается курица от петуха и т.д., с трудом запоминает стихи. Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарных взаимодействий. Сами по себе данные проблемы не уйдут, необходимо выполнять специальные упражнения для формирования связей между полушариями. Хотя, надо отметить, что маленькие дети часто сами себя корректируют, например, много ползая и двигаясь в дошкольном детстве. К сожалению, в настоящее время двигательное развитие детей ущербно в силу отсутствия длительного этапа свободной спонтанной игры. К примеру, многие сейчас не играют в классики, резинку, казаков разбойников, да и просто в мяч, отдавая больше времени гаджетам или разнообразным кружкам (что само по себе нормально). Поэтому сейчас, дополнительное развитие межполушарных взаимодействий просто необходимо.

     Что делать, если вы заметили подобные проблемы? Для начала, конечно, нужно обратиться к нейропсихологу для расширенной диагностики. Если все-таки проблема подтвердилась, нейропсихолог предложит коррекционную программу для формирования межполушарных взаимодействий.  В данном случае отлично себя зарекомендовала программа по Методу замещающего онтогенеза, разработанная А.В. Семенович.

      А что делать дома? Для формирования или развития межполушарных взаимодействий  можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру.

Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнение “Лезгинка”.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

 Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

 Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения:

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Вот! – О’key!  Смена одной позиции на другую. («Вот!»  -Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх.)

       Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Для старшего поколения подобные упражнения помогут улучшить память, мышление и общую работоспособность. Также будет очень полезным дополнить данные упражнения занятиями танцами, ушу, айкидо и другими восточными единоборствами. 

    Упражняйтесь и результат не заставит себя ждать!

Источник: https://cppms-ivant-sch1.edumsko.ru/articles/post/1215245

Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка

Межполушарные взаимодействия: Межполушарные взаимодействия осуществляются через мозолистое тело,

Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

 – обработка невербальной информации, эмоциональность;

– музыкальные и художественные способности;

– ориентация в пространстве;

– способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

– обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

– воображение;

– отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

– логика, память;

– абстрактное, аналитическое мышление;

– обработка вербальной информации;

– анализ информации, делает вывод;

– отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

– болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

– родовые травмы;

– болезни ребёнка в первый год;

– длительный стресс;

– общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются “гимнастикой для мозга”. И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Зеркальное рисование. 

Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные – зеркальные рисунки.

Специальные прописи.

Упражнение “Лезгинка”.

Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

Колечко.

Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно

Ухо – нос. 

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

Змейка. 

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

Перекрестные движения. 

Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

 Горизонтальная восьмерка. 

В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

«Лягушка»

Игра “Опиши, что вокруг”.

На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь»

Логоримика

— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Важно!

Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.

Если вы видите, что проблема есть и упражнения не помогают, обязательно обратитесь к нейропсихологу

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/5d3ca888bc228f00c17ab9eb

Medic-studio
Добавить комментарий