Модель Джоржа Хоманса: Любая группа существует в трех измерениях: физическом, культурном и

Модель Джорджа Хоманса

Модель Джоржа Хоманса:  Любая группа существует в трех измерениях: физическом, культурном и

Управление неформальной организацией.

В процессе деятельности (выполнения задач) люди вступают во взаимодействие, которое, в свою очередь, способствует появлению чувств — положительных и отрицательных эмоций в отношении друг друга и начальства.

Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность (задачи) и взаимодействовать в будущем (либо кротко суть модели — групповые эмоции влияют на эффективность взаимодействия и как следствие на деятельность индивидуумов.)

Управление неформальной организацией — это влияние руководства на потенциальные проблемы и выгоды неформальной организации, а через них и влияние на формальную организацию.

Потенциальные проблемы неформальной организации:

— снижение эффективности;

— распространение ложных слухов;

— тенденция сопротивления переменам.

Потенциальные выгоды неформальной организации:

— преданность организации;

— дух коллективизма;

— более высокая производительность труда.

Тактика поведения руководства с неформальными организациями:

1. Признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.

2. Выслушивать мнения участников и лидеров неформальных групп.

3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.

4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.

5. Быстро выдавайте точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.

Групповая динамикаэто изменение поведенческих реакций индивидуумов в зависимости от состава группы, изменение поведения группы в зависимости от изменения поведения индивидуума.

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: ведущий, руководитель; корабль, возглавляющий группу, караван судов; спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.

Лидерствокак процесс предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей.

Исходя из этого, широкое понимание лидерство включает:

· влияние на постановку целей и определение стратегии развития;

· влияние согласованного поведения на достижения целей;

· влияние на групповую поддержку;

· влияние на организационную культуру.

С позиции процесса лидерство считается наиболее приемлемым как понятие к менеджменту.

Как свойство лидерство представляет собой набор характеристик или систему качеств, принадлежащих тем, кто осуществляет не принудительное влияние. К наиболее существенным их них относятся следующие:

· физическая и эмоциональная выносливость. Лидерство – это тяжелая работа, поэтому лидер должен обладать выносливостью значительно выше среднего;

· понимание назначения организации и направления ее деятельности. Лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение;

· энтузиазм. Хорошие лидеры часто считаются «одержимыми» Их энтузиазм так или иначе трансформируется в господство и влияние;

· дружелюбие и привязанность. Лидерам необходимо, чтобы им симпатизировали ведомые, если они хотят воздействовать на последних;

· профессионализм. Личная эрудиция, знание и умение разрешать проблемы вызывают расположение к ведомым;

· порядочность. Лидеры должны заслуживать доверие.

В теории лидерства выделяют различные виды данной категории управления. Лидерство классифицируют как формальное и неформальное:

· формальные лидеры являются руководители организаций, которые могут одновременно быть неформальными лидерами или не быть таковыми;

· неформальные лидеры – это люди, которые не связаны с возможностью применения силы, принуждением, давлением, обусловленным положением в организации (должность, статус) или официальными, формальными полномочиями.

Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений [3, c.50]. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_148277_tretiy-pohod-polsko-litovskoy-armii-geroicheskaya-oborona-pskova--.html

Теория социального обмена Джорджа Хоманса

Модель Джоржа Хоманса:  Любая группа существует в трех измерениях: физическом, культурном и

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Тверской государственный университет

Реферат

«Теория социального обмена Джорджа Хоманса»

Выполнила: Мигачёва Екатерина, 38 группа, ФУС

Преподаватель: Силаева Галина Михайловна

Тверь

2015

Биография Джорда Хоманса

Джордж Каспар Хоманс родился 11 августа 1910 г. в Бостоне (США). Он потомок переселенцев из Англии. Его прадед Джон Хоманс, окончивший Гарвард в 1772 г., положил начало фамильной врачебной традиции.

Некоторые представители семьи Хомансов достигли звания профессора медицины в Гарварде. По линии матери существуют выдающиеся личности в области политики и литературы.

С ранних лет под влиянием среды, в которой Джордж Хоманс проявляет интерес к вопросам этнических и классовых различий. Согласно семейной традиции, начавшейся в 1768 г., он в 1928 г. поступает в Гарвардский колледж. Хотя в 1931 г.

Питирим Сорокин создает в Гарварде факультет (департамент) социологии, Хоманс, как он отмечает в своей автобиографии не испытывал влечения к теоретической социологии, а изучал практическую социологию и интересовался прежде всего микросоциологией.

Завершая свое обучение в университете, он колебался, какой себя посвятить карьере, и некоторое время оставался безработным – на содержании своих родителей. В 1932–1933 гг. Лоуренс Гендерсон решил организовать неформальный семинар по социологии Парето и привлек в качестве помощника Хоманса.

Гендерсон дает Хомансу совет, раз он хочет стать социологом, учиться у Мейо. Хоманс работает под руководством Мейо и очень высоко ценит уроки по исследованию поведения индивидуальных человеческих существ, стимулы, которые он получает в направлении изучения психологии и социальной антропологии.

Во время второй мировой войны Дж. Хоманс служит в американском военном флоте; после войны становится доцентом социологии в Гарвардском университете. Хоманс начинает работать над своей книгой «Человеческая группа» (1950), имеющей ключевое значение в его интеллектуальной биографии.

Теория социального обмена

Джордж Каспар Хоманс является одной из наиболее ярких фигур в американской социологии 50-х и 60-х гг. XX в. Его имя связывается с методически стройным построением так называемой теории социального обмена, бросившей вызов установившимся социологическим традициям, основным моделям социологической теоретизации и подходам социологического исследования.

Хоманс проводит одну из наиболее серьезных атак против структурного функционализма Парсонса в то время, когда функционалистская парадигма считается доминирующей в американской академической социологии.

Он по-новому ставит, ряд взаимно связанных фундаментальных проблем, в результате чего, по его замыслу, освобождает социологию от предубеждений, переводя eё на солидные научно контролируемые принципы.

С точки зрения Хоманса, центральной проблемой социологии является социальный обмен, являющийся главной осью социальной жизни вообще. В рамках такой исследовательской перспективы считается, что на основе обмена можно объяснить все социальные явления.

Для выявления внутренних механизмов и объяснения самого социального обмена нет необходимости искать какие-либо другие факторы, причины, структуры и т.д., а необходимо сам обмен рассматривать на основе элементарного человеческого поведения.

Иными словами, фундамент социологии находится за пределами ее собственного поля зрения. Перспективой, в рамках которой Хоманс определяет и рассматривает предмет социологии, является перспектива бихевиоризма.

Теория социального обмена является в определенной степени аттестацией социологической релевантности бихевиоризма.

В обширном поле общественной жизни существуют самые разнообразные социальные явления с различными степенью сложности и масштабами. Существуют небольшие человеческие группы, более или менее крупные предприятия, поселки, города, районы, национальные общества и др.

О более крупных и сложных по составу образованиях мы знаем косвенно. Но социология не может принимать без строгой научной проверки подобного рода знания, понятия, утверждения и пренебрегать источником и способом получения этих знаний.

Согласно Хомансу, социологическая традиция в большей или меньшей степени пренебрегала действительными элементами социальной жизни и соответственно элементарным составом теоретизации, нетерпеливо ориентируясь на решение производных познавательных проблем.

Все это связано с неясным представлением о научной теории.

Теоретическая логика в социологии требует исходить из простого и всеобщего и поступательно двигаться к более сложному и специфическому, из самого близкого и знакомого нам – к более далекому, опосредованному.

Наиболее простыми, непосредственно наблюдаемыми социальными феноменами, говорит Хоманс, являются небольшие человеческие группы, в которых люди вступают в непосредственную коммуникацию или межличностное (face-to-face) общение. Группа, вступающая в такого рода общение на протяжении достаточно долгого времени, называется в социологии «первичной группой».

Изучение этого феномена игнорировалось, а если и включалось в поле зрения социологии, то не понималось ключевое значение этого исследования в построении общей теории.

Сколь бы ни были крупными социальные организации, в которые включается человек, он всегда общается непосредственно с небольшим числом людей, и его поведение определяется в рамках некой небольшой группы, поддающейся непосредственному и систематическому наблюдению. На этом основании образуются «абстракции первого порядка».

Взаимодействие в малой группе дает возможность образовать соответствующее понятие первого порядка, тогда как понятие статуса, например, является абстракцией второго порядка, поскольку в этом случае термин имеет смысл, заключающийся в комбинации нескольких классов наблюдений, т. е. сочетании, синтезе нескольких абстракций первого порядка.

Эта последовательность образования абстракций имеет у Хоманса принципиальное значение для социологического познания. На основе множества наблюдений разнообразных аспектов жизни и, конкретнее, малых групп теория выражает селекцию определенных наблюдений, приобретая таким образом объяснительную силу для человеческой группы в целом.

Хоманс формулирует следующие правила построения социологической теории:

исследовать очевидное, близкое, обыкновенное, поскольку, если фундамент данной науки не определен, эти вещи являются наилучшим вознаграждением для исследования;

взять очевидное в его исчерпывающей общей действительности, поскольку наука является экономией мысли, когда ее гипотезы в простой форме суммируют большое число фактов;

определенные термины использовать однозначно, т. е. их смысл должен относиться к определенному классу фактов; ограничивать число вещей, о которых идет речь; описывать систематически отношения между фактами, обозначенными терминами, вступающими в обращение; начав исследование, работу доводить до конца;

необходимо осознавать, что анализ является неизбежно абстрактным, поскольку учитывается ограниченное число элементов конкретной ситуации; без этого соображения абстракция может иметь опасные последствия.

Еще до работы над «Человеческой группой» Хоманс сформулировал три главных класса переменных: взаимодействие, чувство, функция. Их он рассматривает в качестве взаимозависимых, не объясняя, однако, в чем выражается эта взаимная зависимость, т. е. каким образом она осуществляется. В «Человеческой группе» он заменяет переменную функцию деятельностью.

Исходная концептуальная схема «Человеческой группы» включает личности, из которых состоит малая группа, элементы их поведения: деятельность, взаимодействие, чувство. У нас есть, говорит Хоманс, интуитивное понятие группы. Данное понятие необходимо четко определить.

Элементы группы находятся во взаимной зависимости и образуют социальную систему, а все, что находится за пределами последней, является средой группы. Физические, технические и социальные условия – все это и есть среда, в которой группа существует. Взаимная зависимость элементов среды образует внешнюю систему, а взаимная зависимость элементов группы – внутреннюю систему.

Внутренняя система обладает относительной самостоятельностью, хотя находится под воздействием внешней среды, вместе с тем она оказывает влияние и на среду, не адаптируясь к ней пассивно.

Группа характеризуется как внутренняя система, поскольку то, что происходит в ней, отношения ее элементов не определяются непосредственно внешними условиями.

Три главных элемента социального поведения Хоманс рассматривает в трех двухэлементных отношениях: взаимодействие-чувство, чувство-деятельность, деятельность-взаимодействие.

Фиксирование эмпирически установленных отношений имеет целью выявление на основе наблюдений и индуктивных обобщений эмпирических закономерностей как способа построения социологической теории. Такого рода закономерности объясняют связь изменений в данном элементе с изменениями в другом главном элементе группы и т. д.

Хоманс исследует разнообразные конкретные малые группы от уличной «шайки» до семьи.

Например, исследование в цехе для производства электрокабелей Западного электрического завода в Хоторне устанавливает следующую эмпирическую зависимость между двумя главными элементами – взаимодействие и чувство: если частота взаимодействия между; двумя или большим числом лиц повышается, то возрастает и степень симпатии между ними и наоборот. Взаимная зависимость чувств и деятельности выражается следующей закономерностью: если увеличивается симпатия между членами данной группы, то эти люди выражают свои чувства путем активизации деятельности, которую они осуществляют, и наоборот.

Хоманс считает, что любое социальное явление, в том числе коллективные формы социальной жизни, социальных действий и взаимодействий, следует расчленять до элементарных актов человеческого поведения.

С точки зрения Хоманса строго научное описание и объяснение основ социальной жизни входит в прерогативы единственно бихевиористской психологии. В таком смысле научная социология имеет в качестве непосредственной предпосылки выводы бихевиористской психологии и является фактически расширением и ветвью этой психологии.

Он настаивает на том, что малая группа и все остальные, более крупные социальные образования можно объяснить единственно на основе элементарного человеческого поведения, успешно изучаемого бихевиористской психологией. Именно бихевиористская психология, в лице Б. Ф.

Скиянера, раскрывает, согласно Хомансу, механизмы элементарного поведения и формулирует на основе наблюдений и экспериментов общие положения, имеющие аксиоматическую силу. Поэтому следует учитывать аксиоматические положения, раскрытые бихевиоризмом, и с учетом задач по построению дедуктивной социологической теории выискивать новые такие положения.

Задачей является уточнение, где это необходимо, и дополнение аксиоматических положений Скиннера с учетом элементарного человеческого поведения.

Хоманс интересуется тем поведением, которое Скиннер называет «оперантным» и которое отличается от чисто рефлекторного, являясь результатом усвоения в результате подкреплений, вознаграждений и наказаний (неудовлетворения данной потребности).

В парадигме бихевиоризма Скиннер полностью отвергает при изучении оперантного поведения проблему механизмов сознания и полностью направляет свое внимание на наблюдаемые признаки поведения и ситуации, в которых оно осуществляется.

Называя оперантное поведение «вольным», Хоманс имеет в виду не механизм человеческой воли как психического явления, а поведение, являющееся результатом усвоения. Здесь основное значение имеет социальный обмен как механизм человеческих взаимодействий, того или иного человеческого поведения.

Таким образом, Хоманс, связывая проблематику социального обмена и бихевиоризм, тем самым выстраивает свою концепцию. Традиционную же проблематику, все понятия, относящиеся к социальному обмену, он рассматривает в бихевиористском смысле; понятия бихевиоризма приводятся им в соответствие с социальными обменными отношениями.

Между прочим, не случайно Хоманс полностью пренебрегает проблемой социальных субстратов за счет ориентации на отношения.

Вот почему редукционистское расчленение и объяснение социальных явлений, о которых уже шла речь, являются фактически расчленением именно комплексных социальных отношений, а социальные действия рассматриваются прежде всего в качестве отношений. хоманс социальный обмен

Дедуктивная теория обмена Хоманса основывается на пяти аксиоматических положениях.

Первое общее аксиоматическое положение относится к случаям, когда центральную роль играет успех. Чем чаще данное действие человеческих индивидов получает вознаграждение, тем вероятнее, что данный индивид будет осуществлять это действие”.

С точки зрения Хоманса, раз есть случай эмпирического человеческого действия, в результате которого получается вознаграждение, социологу нет необходимости, – и можно сказать, что это бесперспективно, – пытаться найти объяснение этому с помощью понятий типа социальной структуры, институтов и т.

д.; социолог должен тщательно изучить биографию данного индивида и установить, в какой степени в прошлом при осуществлении такого действия он получал вознаграждение.

На основе аксиоматического положения, о котором шла речь, объясняется и предусматривается определенный класс человеческих поступков, связанных с соответствующими вознаграждениями.

При втором основном аксиоматическом положении внимание акцентируется на следующем: если в прошлом наличие данного стимула или же нескольких взаимно связанных стимулов вызвало определенное действие со стороны данного индивида, которое привело к получению вознаграждения, то при следующем появлении подобных стимулов представляется более вероятным, что этот индивид осуществит предыдущее или подобное ему действие. Эта аксиома дает возможность, согласно Хомансу, объяснять реальные человеческие действия и взаимодействия, а также соответствующие социальные структуры, организации и др. Нет никаких оснований отвергать единственную связь между стимулом – действием – вознаграждением. В данном случае не имеет особого значения то, каков характер поведения и соответственно вознаграждения. Важно, чтобы стимулы повторялись или были подобны уже закрепленным. То, что, например, различные индивиды могут интересоваться разнообразными вознаграждениями и испытывать в них потребность, не изменяет, с точки зрения Хоманса сущности проблемы.

Третья аксиома относится к стоимости результата данного человеческого действия, т. е. к тому, что оно вызывает, – вознаграждение или наказание. Чем более ценным является результат действия для данной личности, тем более вероятно, что она совершит это действие.

Переменная «ценность», в рамках этой аксиомы находящаяся в центре внимания исследователя, может иметь положительный или отрицательный знак, а результат действия соответственно может рассматриваться в свете вознаграждения или наказания.

Это означает, что человеческие индивиды могут оценить, следует ли совершить данное действие в данных условиях или нет.

Учитывая указанное аксиоматическое положение, социолог может объяснить, почему индивиды в определенных случаях совершают данные действия или же воздерживаются от них, возможно также предвидение тех или иных социальных процессов.

Четвертое аксиоматическое положение относится к тем случаям, когда ключевое значение имеет потребность в чем-то или пресыщенность чем-то: чем чаще в близком прошлом человеческий индивид получал данное вознаграждение, тем менее ценным оно является для него, поскольку у него появляется насыщение или пресыщение указанным благом. Это положение красноречиво выражает приверженность Хоманса утилитаристской модели мышления в социологии.

Пятое аксиоматическое положение фактически обладает двумя модусами: когда действие данной личности не приводит к вознаграждению, которого она ожидает, или к наказанию, не ожидаемому ею, тогда более вероятно, что эта личность будет вести себя агрессивно, причем результаты подобного поведения имеют большее оправдание для той же самой личности. Это аксиоматическое положение имеет для Хоманса значение при объяснении конфликтных ситуаций в социальной жизни людей, хотя при определенном применении предыдущих аксиоматических положений не исключается решение подобных объяснительных задач. При некоторых преобразованиях указанное положение можно свести к некоторым из предыдущих.

Второй модус получается в результате видимых преобразований психологического характера.

Когда действие личности приводит к вознаграждению, которого она ожидает, и в особенности к большему вознаграждению по сравнению с ожидаемым или к отсутствию ожидаемого наказания, личность испытывает удовлетворение. Такие поведение и результаты имеют более высокую ценность для личности.

Кажется, что и в обоих модусах пятого основного положения Хоманс делает отступление, вводя психические состояния, отвергаемые бихевиоризмом.

Но следует иметь в виду, что чувства, внутреннее расположение человеческих индивидов и другие подобные состояния он определяет при помощи категории «действие» в ее бихевиористской трактовке. Иными словами, то, о чем говорят нам указанные основные положения, можно наблюдать и описывать так, как наблюдаются и описываются все остальные стороны человеческого поведения.

Хоманс ставит перед собой задачу построения общей социологической теории на основе микроанализа и синтеза бихевиористского толка. Но его модель сталкивается с серьезными препятствиями, когда возникает задача перехода на макроуровень и переброски моста между микро- и макросоциологией.

Не случайно непосредственный последователь Хоманса Питер Блау производит, в сущности, в большой степени смену парадигмы и пытается достичь синтеза теории социального обмена и структурного функционализма. Есть смысл и в продолжении диалога между социологией Хоманса и современной социологией.

Список литературы

Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00633080_0.html

Medic-studio
Добавить комментарий