Модель профессиональной деятельности педагога-психолога по

1.2.3. Модель профессиональной деятельности педагога-психолога

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога по

При анализе такоймногомерной реальности, какой являетсятруд психолога, целесообразно исходитьиз трех базовых катего­рий психологии,имеющих для нее определяющее значение,— это деятельность, общение и личность.

Профессионально-компетентнымявляется такой труд психо­лога, вкотором на достаточно высоком уровнеосуществляется его практическаяпсихологическая деятельность,социально-пси­хологическоевзаимодействие, реализуется личностьпсихолога и в котором достигаютсяхорошие результаты — превращениекли­ента из объекта помощи в субъектсамопомощи.

Профессиональнаядеятельность практического психологаобра­зования — этотехнология труда психолога; межличностноевзаи­модействие — климат и атмосфераэтого труда; личность самого психолога— ценностные ориентации, установки,личностные смыслы, отношения и особенности.

Любаяпрофессиональная деятельность — этопроцесс, имею­щий определенные этапы.Она состоит из цепочки взаимосвязан­ныхдействий, которые и образуют ее структуру.Выделяют три основных компонента вструктурепрофессиональной деятельно­сти:мотивационно-ориентировочноезвено (ориентация в обста­новке,постановка целейизадач, возникновение мотивов); ис-

полнительскоезвено (реализация); контрольно-оценочноезвено (результат). На первом этапепсихолог формулирует психологи­ческиецели и задачи (в любом виде деятельности),на втором — подбирает необходимыесоциально-психологические средствадля их осуществления, на третьем —анализирует и оценивает соб­ственныедействия.

Эффективностьпрофессиональной деятельности заключаетсяв реализации всех ее компонентов.

На каждом этапепрофессиональной деятельности психологомреализуются определенные функции:диагностическая, планиро­вания,организаторская (первый этап);коммуникативная, побу-

Направления профессиональной деятельностипсихолога

Психодиагностика личности и социально-педагогической ситуации ее развитияОрганизация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью,нуждающейся в помощи
Набл юдение Беседа Опрос экспертов И нтервьюирование Анкетирование Изучение документов Психодиагностика личности Социально-психологическая диагностикаОтношения участияПоддержка детей из семей риска Содействие в решении проблем Сотрудничество с семьей, школой и общиной Посредничество в личностной само­реализации Побуждение личности к самоорганиза­ции и самостоятельности
Социально-психологическаяпомощь и поддержка, личности в кризисных ситуациях– Коррекция отношений, способовсоциального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы
Прояснение проблемы Отреагирование проблемы Выбор программы и плана действий Обсуждение путей решения проблемы Помощь в организации выхо­да из проблемы Координация усилий ближай­шего окружения личности Создание группы поддержкиМоделирование ситуаций для нового опыта Моделирование сфер успешной дея­тельности Организация диалога и сотрудничества Организация микросреды с изменен­ными отношениями Помощь в разблокировке позитивных эмоций Создание и оценка ситуаций успеха Изменение предстаачений личности о своем «Я» Поддержка инициатив Создание условий для творчества

дительная,формирующая (второй этап); аналитическая,оценоч­ная, координации, коррекции исовершенствования (третий этап).Рассмотрим их более подробно.

Функции педагога-психолога:

образовательно-воспитательная— обеспечиваетцеленаправлен­ноепсихолого-педагогическое влияние наповедение и деятель­ность детей ивзрослых, осуществляет психологизациюпедагогов и родителей, дает рекомендациипо гуманизации целостного пе­дагогическогопроцесса, использует возможностиличности ре­бенка как субъектасобственного развития;

диагностическая— изучаетиндивидуально-типологические, личностныеи возрастные особенности детей иподростков, соци­ально-психологическиефакторы и условия их воспитания, обу­ченияи развития, их проблемы;

организаторская— организуетобщение и деятельность детей и взрослыхв различных формах профессиональнойдеятельности (уроки психологии,факультативы, кружки, деловые игры,кор-рекционно-развивающие группы,социально-психологические тренинги иконсилиумы и др.), обеспечиваетвзаимодействие спе­циалистовобразовательного учреждения и родителейв решении психологических проблемребенка;

прогностическая— участвуетв программировании, прогнози­рованиии проектировании педагогическогопроцесса, осуществ­ляет разработкукритериев его результативности втерминах раз­вития личности егосубъектов;

предупредительно-профилактическаяи психотерапевтическая — учитываети приводит в действие психологическиемеханизмы предупреждения и преодолениянегативных влияний; организует оказаниепсихологической поддержки и психологическогосопро­вождения личности в педагогическомпроцессе. По своему про­фессиональномуназначению призван предотвратитьпсихологи­ческую проблему, своевременновыявить и устранить причины, порождающиеее, обеспечить профилактику отклоненийв разви­тии и поведении детей, ихобщении;

организационно-коммуникативная— способствуетвключению добровольных помощников* всоциально-психологическую рабо­ту,руководит их деловыми и личностнымиконтактами, налажи­вает взаимодействиев их работе с детьми, семьями.

Для выполнениятакого широкого круга функций психологунеобходимы разносторонние знания.

Профессиональные знанияпсихолога — этосведения из общей, социальнойпсихологии, психологии личности,психодиагности­ки, возрастной,педагогической и практической психологии,дру­гих общепрофессиональных испециальных дисциплин, составля­ющихсуть профессии и определенныхГосударственным стандар­томсоответствующего образования.

Можно представитьпрофессиональные знания в определен­нойиерархии:

теоретико-методологические— комплексное знание о челове­ке какбиосоциопсихокосмическом существе;основные методо­логические подходыи принципы исследования психикичелове­ка; психологические закономерностивоспитания, обучения, раз­витияличности во всех стадиях онтогенеза,влияние среды на про­цессы социализациии индивидуализации личности; цели,зада­чи, содержание и принципыпрофессиональной деятельности пси­хологаобразования;

методические —современные технологиисоциально-психоло­гической работы сразными возрастными группами детей враз­личных социально-педагогическихситуациях; практические ос­новыпрогнозирования, проектирования,моделирования профес­сиональнойдеятельности;

прикладные —способы, приемы, виды психологическойдиа­гностики и коррекции, психологическогосопровождения и кон­сультированияличности и малой группы в педагогическомпро­цессе.

Профессиональные уменияпсихолога — это егоспособность при­менятьполученные профессиональные знания всвоей деятельно­сти. Их можноклассифицировать следующим образом:

гностические(поиск, восприятие и отбор информации);

проектировочные(постановка целей и задач, прогнозирова­ние);

конструктивные(подбор и сочетание содержания, методови средств);

организаторские(создание условий, стимулирующихцелена­правленное и природосообразноеизменение обучаемых);

коммуникативные(контактность, общение, взаимоотношения);

оценочные (восприятиеи критический анализ действий субъек­товпедагогического процесса);

рефлексивные(самоанализ собственной личности,деятельно­сти и общения).

Рассмотрим болееподробно профессиональные уменияпеда­гога-психолога, отражающиеспецифику его деятельности.

Коммуникативные умения:

вступать в контактыс разными людьми;

устанавливатьпрофессиональные отношения;

осуществлятьиндивидуальный подход к людям соспецифи­ческими проблемами;

сотрудничать,вступать в деловые контакты;

создавать атмосферукомфортности, доброжелательности;

вызывать довериеу клиентов, соучаствовать в решении ихпро­блем;

соблюдатьконфиденциальность в работе и такт;

побуждать человекак действию, творчеству, проявлениюми­лосердия;

влиять на общение,отношения между людьми в микросоциуме;

правильновоспринимать, учитывать, реагироватьна критику.

Прикладные умения:

исследовательские— анализ, сбор, учет, обработка информа­ции,подготовка аналитических материалов,разработка программ, подготовкааннотаций, статей, докладов;

психолого-педагогические— анализ социальной ситуации раз­витияребенка, его психологических проблем,планирование, про­гнозирование, формыи методы психологической помощи;

социально-психологические— психологическая диагностика,психологическое консультирование,психотерапия и др.

Организаторские умения:

ставить конкретныезадачи, направленные на решение проблем;

организовыватьподопечных на их выполнение;

рациональноорганизовывать свое рабочее время;

планировать этапыи средства деятельности;

планироватьиндивидуальную работу с клиентом;

организовыватьотдельные виды психологической работы,вы­полнение программ и проектов;

определять нуждыклиентов и помогать им найти соответству­ющиеих потребностям службы;

выявлять иподдерживать полезную инициативу,создавать ус­ловия для ее реализации;

объединять людейна основе их общих интересов, духовнойблизости.

Аналитические умения:

изучать личность,ее микросоциум, ставить психологическийдиагноз;

анализироватьконкретные жизненные ситуации клиента,пред­видеть и предотвращать жизненныекризисы;

проектироватьконечный результат профессиональнойдеятель­ности;

анализироватьполученные результаты в сопоставлениис ис­ходными данными, выдвигать новыезадачи;

анализироватьнедостатки своей профессиональнойдеятель­ности;

анализироватьопыт и практику работы специалистовпсихоло­гической службы образования;

творческиперерабатывать необходимую информацию;

анализироватьконкретную социальную ситуацию, причиныи истоки проблем.

Педагогическиеумения:

обучать другихискусству помогать людям, прикладнымумени­ям и навыкам;

выявлять резервныевозможности личности, открыватьполо­жительное в человеке и организовыватьпроцесс его самопомо­щи;

обучать социальнымповседневным жизненным навыкам;

стимулироватьположительные проявления, гуманность,ми­лосердие в поступках, поведениичеловека, в отношении к дру­гим людям;

воздействоватьна подопечного, группу средствамипедагоги­ческой техники (речь, голос,жесты, ораторское мастерство);

передавать клиентузнания, полученные в процессепрофессио­нального обучения исобственного опыта;

излагать материалдоступно, логично, образно, выразительно.

Умения саморегуляции:

контролироватьсвои эмоции в любой ситуации;

управлять своимнастроением;

предъявлять к себеповышенную требовательность;

переносить большиенервно-психические нагрузки;

поступаться своимиинтересами ради интересов подопечного;

снимать психологическоенапряжение.

Результатымноголетних исследований доказывают(М.В.

Мо-локанова), что успешностьдеятельности психолога определяетсяуровнем сформированности коммуникативныхумений: уровнем сформирован ностиантропоцентрической направленностиличности; уровнем чувствительности кобъекту, процессу и результатампсихо­логической деятельности; уровнемсформированности проективных умений(или силой воздействия на поведениедругих людей).

Умения, как идеятельность в целом, также могут бытьрас­смотрены с качественной стороны:автоматизированные, репро­дуктивные,поисковые и творческие.

В соответствии суровнем сформированности профессиональ­ныхумений определяется уровень профессиональнойдеятельно­сти. Так, Н. В. Кузьминавыделяет следующие уровни деятельно­сти:

1) репродуктивный— умение сообщать другим знания,кото­рыми владеешь сам (однако дажесамые глубокие знания не явля­ютсяпризнаком профессиональной квалификации);

2) адаптивный —достижение нового уровня знаний иуме­ний, включающего в себя знание нетолько предмета деятельно­сти, но иособенностей его восприятия и понимания;

3) локальномоделирующий знания — умение не толькопере­давать и транслировать знанияприменительно к конкретной ауди­тории,но и конструировать их; .

4) системномоделирующий знания — владениестратегиями формирования системызнаний, навыков и умений в целрм;

5) системно моделирующий творчество —владение стратеги-ейформирования творческой личности,способной к развитию.

Можно выделитьтри уровня осуществления профессиональнойдеятельности психолога: 1) копированиечужих образцов, 2) осу­ществлениедеятельности по собственному представлениюбез учета обстоятельств и 3) творческоеосуществление деятельно­сти, исходяиз ее системного понимания.

Профессиональнаядеятельность психолога может бытьпредстав­лена в виде примерноймодели. Этокомплекс взаимосвязанных дея-тельностей,направленных на разные объекты, дляосуществления которых необходимыопределенные профессиональные знания,умения и навыки, а также профессиональноважные качества.

Модель профессиональной деятельностипсихолога

Компо-Направленность деятельности
ненты
моделина себяна детейна взрослыхна процесс
12345
Профессиональные знанияИндивидуаль­ные психофи­зиологические особенности Способности Возможности Потребности и способы их реализации Сильные сто­роны личности Недостатки и способы их компенсации Личностные проблемы и способы их решенияВозрастные и типологиче­ские особен­ности Динамика раз­вития лично­сти в онтоге­незе Соотношение воспитания, обучения и развития Возрастная норма и откло­нения в психо­социальном и личностном развитии Особенности детского кол­лектива и ма­лой группы Ребенок как субъект вос­питания и развитияПсихология личности Клиентоцен-трированное консультиро­вание Психология профессио­нальной дея­тельности Психопедаго­гика Социальная психология Психология семьи Тендерная психология Семейная педагогика Семейная психотерапия Психология общенияПсихопедаго­гика Педагогиче­ская психоло­гия Возрастная психология Социальная психология Дифферен­циальная пси­хология Психология трудного детства Психология девиантного поведения Специальная психология Социально-психологи-ческие тех­нологии Психопато­логия
Самодиагно­стика СаморегуляцияКоммуникацияОрганизация Социально-пе-Коммуникация Диагностика ОрганизацияСоциально-психологиче­ский анализ
Профессиональные уменияэмоциональ­ных состояний Самомобилиза­ция психиче­ских функций (память, внима­ние, мышле­ние, воля) Самоконтроль Поиск и ана­лиз профессио­нальной инфор­мации Самообразова­ние Самосовер­шенствованиедагогическая диагностика Психопрофи­лактика Возрастно-ин-дивидуальное консультирова­ние Социальная фасилитация Психологиче­ская поддержка и сопровожде­ние Обучение ВоспитаниеПосредниче­ство Дипломатия Консультиро­вание Обучение Суггестия Психотерапия РеабилитацияРефлексия Проблематиза-ция Целеполагание Планирование Социально-пе­дагогическое прогнозирова­ние Организация Профессио­нальное взаи­модействие Моделирова­ние Реализация Документиро­вание
Профессионально важные качестваИнтеллекту­альность (любо­знательность, логичность и практичность ума, рефлек­сивность) Социабель-ность (потреб­ность в социаль­ных контактах и одобрении, коммуника­бельность) Потребность в достижениях и самокритич­ность Эмоциональ­ная учтойчивостьи жизнерадост­ность Уверенность в себе Самодостаточ­ностьАффилиация Любовь и эм-патия по отно­шению к детям Доброжела­тельность Вниматель­ность Наблюда­тельность Терпимость и терпеливость Настойчивость Сдержанность Тактичность Педагогиче­ская интуиция Педагогиче­ский оптимизмДипломатич­ность Эмпатия по от­ношению к взрослым Самооблада­ние Дружелюбие Морально-нравственная устойчивость Эрудирован­ность Компетент­ность Культурная эмпатия Аутентичность Искренность Открытость к контакту Общительность Привлекатель­ность Инициатив­ностьКритичность инезависимость мышления Здравомыслие Восприимчи­вость Чувство новизны Нестандарт­ность, креатив­ность Способность выполнять раз­нообразную работу Легкая пере-ключаемость УстойчивостьК МОНОТОНИ ИАккуратность ипоследователь­ность Способность обучатьи под­чинять себе Способность к сотрудничеству Активность Ответственность

Модельпрофессиональной деятельности психологаможет слу­жить неким идеальнымориентиром. Это не отрицает, а предпола­гаетформирование у каждого специалистаиндивидуальногостиля деятельности какмеры соответствия индивидуально-типологиче­скихи психологических особенностей личноститребованиям про­фессиональнойдеятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/4582728/page:9/

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога по

При анализе такой многомерной реальности, какой является труд психолога, целесообразно исходить из трех базовых категорий психологии, имеющих для нее определяющее значение, — это деятельность, общение и личность.

Профессионально-компетентным является такой труд психолога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется его практическая психологическая деятельность, социально-психологическое взаимодействие, реализуется личность психолога и в котором достигаются хорошие результаты — превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи.

Профессиональная деятельность практического психолога образования — это технология труда психолога; межличностное взаимодействие — климат и атмосфера этого труда; личность самого психолога — ценностные ориентации, установки, личностные смыслы, отношения и особенности.

Любая профессиональная деятельность — это процесс, имеющий определенные этапы. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. Выделяют три основных компонента в структуре профессиональной деятельности: мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); ис-

полнительское звено (реализация); контрольно-оценочное звено (результат). На первом этапе психолог формулирует психологические цели и задачи (в любом виде деятельности), на втором — подбирает необходимые социально-психологические средства для их осуществления, на третьем — анализирует и оценивает собственные действия.

Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.

На каждом этапе профессиональной деятельности психологом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (первый этап); коммуникативная, побу-

Направления профессиональной деятельности психолога дительная, формирующая (второй этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (третий этап). Рассмотрим их более подробно.

Психодиагностика личности и социально-педагогической ситуации ее развития Организация воспитательно-образовательных взаимодействий с проблемной личностью, нуждающейся в помощи
Набл юдение Беседа Опрос экспертов И нтервьюирование Анкетирование Изучение документов Психодиагностика личности Социально-психологическая диагностика Отношения участия Поддержка детей из семей риска Содействие в решении проблем Сотрудничество с семьей, школой и общиной Посредничество в личностной самореализации Побуждение личности к самоорганизации и самостоятельности
Социально-психологическая помощь и поддержка, личности в кризисных ситуациях – Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы
Прояснение проблемы Отреагирование проблемы Выбор программы и плана действий Обсуждение путей решения проблемы Помощь в организации выхода из проблемы Координация усилий ближайшего окружения личности Создание группы поддержки Моделирование ситуаций для нового опыта Моделирование сфер успешной деятельности Организация диалога и сотрудничества Организация микросреды с измененными отношениями Помощь в разблокировке позитивных эмоций Создание и оценка ситуаций успеха Изменение предстаачений личности о своем «Я» Поддержка инициатив Создание условий для творчества

Функции педагога-психолога:

· образовательно-воспитательная — обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития;

· диагностическая — изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социально-психологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы;

· организаторская — организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (уроки психологии, факультативы, кружки, деловые игры, кор-рекционно-развивающие группы, социально-психологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;

· прогностическая — участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов;

· предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая — учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии и поведении детей, их общении;

· организационно-коммуникативная — способствует включению добровольных помощников* в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.

Для выполнения такого широкого круга функций психологу необходимы разносторонние знания.

Профессиональные знания психолога — это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования.

Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:

теоретико-методологические — комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования;

· методические — современные технологии социально-психологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности;

· прикладные — способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе.

Профессиональные умения психолога — это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:

· гностические (поиск, восприятие и отбор информации);

· проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);

· конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);

· организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);

· коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);

· оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);

· рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).

Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности.

Коммуникативные умения:

· вступать в контакты с разными людьми;

· устанавливать профессиональные отношения;

· осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;

· сотрудничать, вступать в деловые контакты;

· создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

· вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем;

· соблюдать конфиденциальность в работе и такт;

· побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;

· влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;

· правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

· исследовательские — анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;

· психолого-педагогические — анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи;

· социально-психологические — психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.

Организаторские умения:

· ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;

· организовывать подопечных на их выполнение;

рационально организовывать свое рабочее время;

· планировать этапы и средства деятельности;

· планировать индивидуальную работу с клиентом;

· организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;

· определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;

· выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;

· объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.

Аналитические умения:

· изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;

· анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;

· проектировать конечный результат профессиональной деятельности;

· анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;

· анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;

· анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;

· творчески перерабатывать необходимую информацию;

· анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.

Педагогические умения:

· обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;

· выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;

обучать социальным повседневным жизненным навыкам;

· стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;

· воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);

· передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;

· излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.

Умения саморегуляции:

· контролировать свои эмоции в любой ситуации;

· управлять своим настроением;

· предъявлять к себе повышенную требовательность;

· переносить большие нервно-психические нагрузки;

· поступаться своими интересами ради интересов подопечного;

· снимать психологическое напряжение.

Результаты многолетних исследований доказывают (М.В.

Мо-локанова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформирован ности антропоцентрической направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности; уровнем сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение других людей).

Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотрены с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни деятельности:

1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);

2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;

3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их; .

4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целрм;

5) системно моделирующий творчество — владение стратеги-ей формирования творческой личности, способной к развитию.

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности психолога: 1) копирование чужих образцов, 2) осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств и 3) творческое осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания.

Профессиональная деятельность психолога может быть представлена в виде примерной модели. Это комплекс взаимосвязанных дея-тельностей, направленных на разные объекты, для осуществления которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_428_model-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-psihologa.html

Модели деятельности педагога-психолога ДОУ

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога по

Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Принято выделять:

• информационную;

• пропедевтическую (греч. ргораideuо – – «предварительно обучаю»);

• профилактическую (греч. Ргорhjlaktikos — «предохранительный», «предохраняющие меры»);

• диагностическую;

• коррекционную функции психологической службы в системе образования.

Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.

Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему.

Сложились различные модели деятельности психолога. Модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.

Первая модель. Психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации… Психолог не ставит своей задачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит.

Концепция психологической службы образования.
как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.

Вторая модель.

К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости.

Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов.

Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми.

Формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы, дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами.

Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание.

В направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов.

При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений, идеи уважения чести и достоинства каждого, развитие личности каждого.

Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных исследований. Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс.

Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме…

Фактически, модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него функции и его позицию как специалиста к происходящему в детском саду.

В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы педагога-психолога в ДОУ:

I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в детском саду, основная функция — консультативная (информативная и диспетчерская).

II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции — диагностическая и консультативная.

III модель: Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая.

IV модель: Позиция психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.

V модель: Позиция психолога — «исследователь».

Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская.

Исходя из возможных моделей, определяются непосредственные задачи работы педагога-психолога в детском саду:

1. взаимодействиепедагога-психолога и воспитателей ДОУ.
Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:

• знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;

• дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;

• разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей ( Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России, 1988).

• обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

• готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;

• обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;

• принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;

• по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;

• проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;

• формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;

• разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;

• осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

2. взаимодействие педагога-психолога и родителей воспитанников ДОУ.

В работе с родителями психолог:

• осуществляет просвещение по вопросам обучения детей;

• решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;

• проводит по их просьбе индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);

• проводит диагностику эмоционального, воспитательного и терапевтического потенциала семьи;

• обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;

• проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;

• обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество.

3. взаимодействия педагога-психолога и воспитанников ДОУ
С детьми психолог:

• проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения;

• проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии коррегирующего воздействия;

• проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку;

• проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;

• оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога и т. д.;

• готовит детей подготовительных групп к школе по специально разработанной диагностической программе;

• проводит диагностику динамики изменений в психофизическом сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно — развивающего процесса;

• охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их обучения.

Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников в логике комплексного сопровождения психологического развития ребенка (IV, наиболее распространенная, модель) предполагает, что педагог-психолог будет выступать в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать.

Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:

• организации деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;

работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного психологического сопровождения воспитанников детского сада.

Комплексное сопровождение в ДОУ определяется как система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде. В рамках модели комплексного сопровождения развития ребенка педагог-психолог, в основном, будет работать в ДОУ комбинированного и компенсирующего видов.

1. ВенгерЛ.А., АгаеваЕ.Л., Бардина Р. И., Брофман В. В., Булычева А. И., Бурлакова И. А., Венгер Н. Б., Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В., РудовскаяИ.А., Холмовская В. В., Цеханская Л. И. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога. // Дошкольное образование. № 5 (101), 1-15 марта, 2003.

2. Шипицына Л. М., ХилъкоА.А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.

3. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. “Работа педагога-психолога в ДОУ”, – М.: Айрис-пресс, 2005

Источник: https://cyberpedia.su/9x731e.html

Модели деятельности психолога в образовательном учреждении

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога по

Работа психолога, как и любого другого специалиста, если это действительно профессиональная деятельность, должна быть выстроена как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью специально подобранных средств. То есть в основу должна быть положена организационно-содержательная модель деятельности. Мы предлагаем свой подход к типологизации таких организационно-содержательных моделей.

Предлагаемая типология проста и отражает реальную картину деятельности психологов образовательных учреждений в настоящее время. Для нас было очень важно создать такой подход к проектированию системы деятельности педагога-психолога и ее описанию, который приводил бы к понятным, «узнаваемым», уже так или иначе проросшим в практике вариантам.

Чтобы реально работающему психологу и его директору было легко соотнести то, что уже реально делает специалист, с тем, что нужно школе, и найти наиболее экономичные и здоровьесберегающие пути превращения реального в требуемое.

Основы данного подхода были заложены в первые годы этого века проектно-творческой группой московских школьных психологов и описаны в материалах газеты «Школьный психолог».

Итак, в основу типологии положены два вопроса и варианты ответа на них:

За первым вопросом для нас скрывается принципиальная позиция психолога данного образовательного учреждения относительно способа решения психологических задач. Один вариант — решение своих профессиональных задач посредством психологического обеспечения деятельности других специалистов: педагогов-предметников, классных руководителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования и др.

Другой вариант — решение профессиональных задач в процессе непосредственной работы с учащимися и их родителями. И в том и в другом случае нелишним будет добавление слова «преимущественно». Отнесем к преимущественному то, что задано в функционале, определено как основное, внесено в перспективный план работы и т.д.

За вторым вопросом — преимущественный характер решаемых задач.

К задачам стратегического характера отнесем цели развития школы как системы, образовательные результаты, заложенные в программу развития школы, и государственные стандарты, задачи экспериментальной и инновационной деятельности, возрастные задачи развития учащихся и пр.

К тактическим относятся задачи индивидуального развития сегодняшних учеников, вытекающие из различных трудностей адаптации, усвоения знаний, вопросы профессиональной компетенции педагогов и родителей, сталкивающихся с такими проблемами и не готовыми их решать.

Два вопроса рождают варианты профессионального самоопределения психолога в образовательном учреждении, типологические «заходы» на модели деятельности. Мы для удобства описания подобрали им простые, понятные названия: «научный руководитель», «методист», «преподаватель психологии», «консультант» (см. табл.).

Варианты профессионального самоопределения
психолога в образовательном учреждении

Работа на стратегические задачиРабота на тактические задачи
Работа с педагогами и администрациейНаучный руководительМетодист
Работа с учащимися и их родителямиПреподаватель психологииКонсультант

Подробное описание каждой модели, анализ их возможностей и «ареала распространения» дано в следующем разделе. Пока — очень краткая характеристика.

Научный руководитель — «штучная» высокопрофессиональная деятельность психолога в образовании, слабо поддающаяся алгоритмизации. Научный руководитель разрабатывает или внедряет определенный методологический подход к построению всей образовательной системы школы, всех видов образовательной практики.

Он — держатель теоретического подхода, модели образовательной системы, ключевой проектной идеи, которая будет преломляться в деятельности всех специалистов и приводить к достижению определенных образовательных результатов.

Как? Научный руководитель вряд ли это знает, да и не может этого знать: у него другое образование, другой уровень обобщения знаний, другая профессиональная задача.

В качестве примера психологических идей, которые могут быть положены в основу такой деятельности, можно привести теорию развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теорию личностно-ориентированного образования Якиманской, идеи психодидактики Холодной и др.

Психолог-методист — специалист, помогающий педагогам психологически грамотно осуществлять педагогическую деятельность, решать свои профессиональные задачи.

Методист открывает педагогу «второе дно» процессов обучения и воспитания, раскрывает психологические механизмы эффективного усвоения знаний и присвоения социально одобряемых моделей поведения.

Помогает настроить урок — по содержанию, форме, динамическим и стилевым характеристикам — на конкретную группу детей с теми или иными индивидуальными особенностями и возможностями.

При этом психолог хорошо знает и понимает специфику педагогической деятельности и задач, стоящих перед педагогом, разбирается в современных образовательных методах и технологиях, может помочь в них сориентироваться.

Еще одно умение психолога-методиста: он видит педагогические возможности психологических методов и приемов и может показать их педагогам. Например, групповая дискуссия — разработанный в психологии метод принятия групповых решений.

В «чистом виде» он не может быть использован в педагогической практике, а после умелой обработки психологом-методистом — может, и с большим эффектом.

Преподаватель психологии строит свою деятельность на основе стратегических задач.

Он разрабатывает (или адаптирует) образовательные психологические программы, которые позволяют передавать учащимся необходимые для их культурного развития психологические знания, формировать компетенции и способности психологического содержания: коммуникативные, рефлексивные, личностные и др. Свои программы он может «упаковывать» в формы уроков, факультативов, выездных программ с погружением, проектную работу и др.

Важно, что он работает по заранее разработанному тематическому плану, который мало зависит от сиюминутных проблем и интересов детей или их педагогов.

Настройка программ на текущие потребности школы может осуществляться в период планирования, весной или летом, в крайнем случае — по решению консилиума или педсовета (уроки психологии могут быть включены в большую общую программу, направленную на решение выявленной проблемы).

Психолог-консультант работает преимущественно по запросу и с проблемными ситуациями. Само название его позиции говорит само за себя.

Деятельность психолога в рамках данной модели разворачивается, если можно так сказать, на «периферии» образовательной системы школы.

Основная задача его профессиональной деятельности — помощь в решении психологических проблем развития, возникающих у учащихся в различных образовательных ситуациях и ситуациях жизнедеятельности в школьной среде.

Психолог занят профилактической работой в ее самых простых формах и преимущественно ориентирован на работу с теми, кому трудно удержаться в рамках общих школьных требований.

Частично он самостоятельно оказывает помощь (в рамках своих возможностей и компетенции), частично организует работу с ребенком и его семьей тех специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь.

В силу этого последнего обстоятельства диспетчерская деятельность становится очень важным направлением работы психолога-консультанта. Он должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется.

Для психолога-консультанта образовательного учреждения одинаково важными являются как ситуации профессионально грамотного ответа на запрос, так и формирования запросов.

Кроме того, и в этом его отличие от психолога-консультанта, работающего в специализированном учреждении (центре), он проводит собственную диагностику, чаще всего скрининговую, для выявления учащихся, нуждающихся в психологической помощи.

Его профессиональное взаимодействие с педагогами осуществляется в форме передачи психологических рекомендаций и просветительских мероприятий.

Помимо четырех «чистых» вариантов построения деятельности, предложенный нами подход позволяет выделить и описать еще две очень интересные модели. Более многоплановые с точки зрения решаемых задач, более сложные с точки зрения организации. Они представлены в таблице.

Работа на стратегические задачиРабота на тактические задачи
Работа с педагогами и администрациейПроектировщик
Работа с учащимися и их родителямиКуратор

Психолог-проектировщик своей деятельностью охватывает большую часть пространства верхнего этажа нашей схемы. В отличие от научного руководителя, он редко является автором ключевой проектной идеи или теоретической модели, внедряемой в деятельность учреждения. Зато он умеет превращать идею в проект и руководить его реализацией.

В отличие от методиста, он не может оказать педагогу детальной методической помощи в превращении ключевой проектной идеи в конкретную методику, сценарий урока или дидактическую разработку, но он помогает учителю так организовать процесс работы над методикой, сценарием урока, чтобы в практику воплотилась изначальная идея. Психолог-проектировщик вычленяет психологические проблемы, мешающие развитию школы, реализации ее образовательных возможностей, и выстраивает целостную проектную работу по ее решению теми средствами, с привлечением тех ресурсов, которые у школы есть.

Психолог-куратор — специалист, способный выстроить целостную систему психологической работы с группой детей, направленную на решение их возрастных и индивидуальных задач развития, достижение ими достойных образовательных результатов.

В этой системе будут разные виды и формы работы: обучающие занятия, развивающие игры и тренинги, совместные с классным руководителем (воспитателем) образовательные или воспитательные мероприятия и наряду с этим индивидуальные коррекционные или консультативные встречи.

К решению задач развития такой специалист будет активно привлекать педагогов и родителей учащихся, его ближайший коллега и соратник — классный руководитель (воспитатель).

«Единицей» деятельности психолога-куратора является сложившаяся учебная группа детей (класс, группа детского сада, спортивная секция, кружок). Основная направленность деятельности — развивающая.

У данной модели очень много достоинств и один крупный недостаток: психолог-куратор не может осуществить свою работу более чем с 5–7 учебными группами.

Таким образом, набралось шесть основных моделей. Нет, даже пять, так как «научный руководитель» по названным выше причинам не будет нами рассматриваться как модель, рекомендуемая для внедрения в массовую практику. Остальные — будут. Среди них трудно выделить «лучшие» и «худшие». Каждая хороша на своем месте и в свое время.

В завершение — одно важное добавление. Все предлагаемые модели описывают «классическую» для нашего образования ситуацию: психолог является сотрудником школы, принят в школу директором, подчиняется ему.

Мы знаем, что в настоящее время разрабатываются и внедряются модели «психологического десанта»: являясь сотрудниками большого специализированного центра, психологи работают в школах на временной (вахтовым методом) или практически на постоянной основе.

Общее руководство их деятельностью осуществляется из психологического центра, ему же они административно подчиняются.

Такие варианты работы психолога в школе — это уже совсем другая история. Со своими понятными экономическими плюсами и колоссальными содержательными минусами. С нашей точки зрения, это варианты выживания, тактический ход при дефиците ресурсов и сильных психологических кадров, но никак не стратегия развития системы.

Это отказ от многих возможностей, которые таятся и понемногу раскрываются в том варианте службы, который существует в нашей стране с середины 80-х годов прошлого века. Уникальном варианте! Такого количества психологов в системе образования нет нигде. Это достояние нашего образования, ценим мы его по-настоящему или нет.

Если для многих регионов сегодня такого рода модели — единственный вариант сохранить психологов образовании, пусть они существуют. Как временная мера. Мы же настаиваем на других вариантах функционирования службы, у которых существует большой потенциал развития.

Марина БИТЯНОВА, Татьяна БЕГЛОВА, Центр психологического сопровождения

образования «Точка ПСИ»

Источник: https://psy.1sept.ru/view_article.php?ID=201000213

Medic-studio
Добавить комментарий