Мозговая организация речи: Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном

Презентация

Мозговая организация речи: Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном

Мозговая организация речи.

Положение, что языку принадлежит совершенно исключительная роль в развитии познавательных процессов человека, имеет давнюю историю. Вероятно, впервые в наиболее в наиболее ясной форме оно было высказано Гоббсом (Английский философ-материалист) 2 слайд

Без речи, считал он, ни суждение, ни мышление не могли быть развиты до такой степени, чтобы отличать человека от всех других живых существ.

3 слайд Фердинанд де Соссюр (швейцарский лингвист) ввел в науку различение языка и речи. Язык понимается как 4 слайд «сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы» (Лурия, 1979).

В речи человека можно выделить различные функции. 5 слайд Выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи.

6 слайд Коммуникативная функция речи – функция общения: характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них.

7 слайд Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения.

От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы – приказы во внутреннюю речь (процесс интериоризации).

С помощью внутренней речи человек сам может регулировать свое поведение. Она же является и средством мышления.

8 слайд Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действии и поведения на основе внутренней речи. В собственно речевой (вербальной) деятельности это проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.

9 слайд Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутренним взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.

Мозговая организация речи

Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий. 10 слайд

Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый Поль Брока. 11 слайд выделивший в 1861 году двигательный центр речи. Затем немецкий психиатр Карл Вернике 12 слайд в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи).

Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. 13 слайд Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии.

Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария 14 слайд, которые отвечают за воприятие слышимой речи (фонематический слух).

Нарушения в этой области делает невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Например: люк, лак, лук или бар – пар.

Такую же роль в зрительном восприятии слов играют вторичные зрительные зоны. 15 слайд

16 слайд Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему. 17 слайд

18слайд При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связано программирование действий, становится невозможным активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание. 19 слайд

Сложноорганизованной является и система называния предметов и устной речи. Непосредственная 20 слайд реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока.

21 слайд Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием и других структур мозга.

Называние предмета требует 22 слайд перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно-затылочны-ми отделами мозга. Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височной области. 23 слайд

24 слайд Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.

В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной моторной области 25 слайд, расположенной кпереди от центральной (Роландовой) борозды (см.рис. 16) и являющейся частью лобных долей мозга.

26 слайд У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов – больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов.

Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию.27 слайд

При поражении правого полушария страдают нелингвистические компоненты речи: интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска.

Структуры, управляющие ыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент.

Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.

28 слайд Показано участие в речевой деятельности и глубинных структур мозга. При исследовании нейронной активности таламуса у человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию и частоту разряда при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламических структур приводит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-mozgovaya-organizaciya-rechi-924362.html

Мозговая организация речевых процессов

Мозговая организация речи: Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код263792
Дата создания13 июня 2015
Страниц 11
Мы сможем обработать ваш заказ 14 февраля в 8:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Защита – апрель 2015, зачёт. …

Таким образом, выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи. Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию.

Посредством слов человек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка.

У человека имеются видоспецифические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.

Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных видов деятельности сознания. Центральным моментом всей этой проблемы является, конечно, вопрос об отношении мысли к слову.

Все остальные вопросы, связанные с этой проблемой, являются как бы вторичными и логически подчиненными этому первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого из дальнейших и более частных вопросов.

Между тем, именно проблема межфункциональных связей и отношений, как это ни странно, является для современной психологии почти совершенно неразработанной и новой проблемой.

Однако она может быть и самостоятельной деятельностью. Так, например, Речевая деятельность говорения определяет профессиональную деятельность лектора, письмо — профессиональную деятельность писателя. В этих случаях речевая деятельность реализует как собственно коммуникативную, так и профессиональную деятельность людей.

Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо (письменная речь). Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения. По характеру речевого общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение.

К видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание.Чтение и письмо представляют собой более сложные виды речевой деятельности. Они требуют специального целенаправленного обучения для овладения ими. По характеру выполняемой роли в процессе общения виды речевой деятельности дифференцируются на инициальные и реактивные.

Говорение и письмо являются инициальными процессами общения, стимулирующими слушание и чтение. Слушание и чтение выступают в качестве ответных реактивных процессов и в то же время являются условием говорения (письма). При этом они являются внутренне не менее активными, чем, например, процесс говорения.

По направленности осуществляемого человеком речевого действия на прием или выдачу речевого сообщения виды речевой деятельности определяются как рецептивные и продуктивные. Посредством рецептивных видов речевой деятельности (слушание, чтение) человек осуществляет прием и последующую переработку речевого сообщения.

Посредством продуктивных типов речевой деятельности (говорения, письма) человек осуществляет сообщения. Различные виды речевой деятельности предполагают и различные способы формирования и формулирования мысли или (если под способом формирования и формулирования мысли посредством языка понимать речь) различные формы речи. Таких форм три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя.

Естественно, что каждый из видов речевой деятельности определяется своей спецификой, проявляющейся прежде всего в характере их связи с речью и мышлением. Так, если думание непосредственно отражает само формирование мысли, то письмо служит целям фиксации мысли.

Речевая деятельность определяется единством двух сторон — внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование, программирование деятельности, выступают те психические функции, которыми она реализуется.

Это — потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность в частности.

Так, внутренней стороной или основным «механизмом», реализующим рецептивные виды речевой деятельности, является смысловое (зрительное или слуховое) восприятие. Внутренней стороной продуктивных видов речевой деятельности является процесс самовыражения (или речепорождения, речепроизводства).

В нем выделяются четыре основные этапа: мотивация, формирование замысла, реализация замысла и сопоставление реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побуждающую фазу и фазу формирования и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого кода.

При этом рецептивные виды речевой деятельности характеризуются той же структурой своей внутренней (и внешней в то же время) стороны.Понятие мозговой организации Мозговая организация — системная организация структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности. Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции.

Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии. Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

Речь, согласно современным представлениям — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.

Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ), страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо-речевую память и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему.

Речь – функция, возникшая в процессе эволюции и принадлежащая только человеку. Для ее обозначения и различения х механизмов образования, происхождения речи как формы общения с внешним миром от форм, имеющихся у животных, И. П. Павлов ввел понятие второй сигнальной системы.

Вторая сигнальная система в достаточной мере отличается от первой сигнальной системы (восприятие непосредственных признаков внешних стимулов), свойственной животным. И хотя слово тоже является раздражителем, воспринимающимся через сенсорные системы, оно отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов.

Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности. Функции речи Над строением речи, разграничением ее форм, структуры, функций многие десятилетия работали группы ученых. В той или иной мере их точки зрения, доводы и выводы в отношении функций речи совпадают, лишь немного разнясь в названиях. Так А.Р.

Лурия приводит концепцию психологического строения речевой деятельности, которая, по его мнению, должна лечь в основу дальнейшего изучения речи. Функции речи (по А.Р. Лурия) таковы:специальная форма общения (коммуникативная);орудие мышления (регулирующая);средство регуляции человеком собственных психических процессов (программирующая).

Таким образом, выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи. Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию. Посредством слов человек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления.

Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка.

У человека имеются видоспецифические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата. Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы – приказы во внутреннюю речь (процесс интериоризации). С помощью внутренней речи человек сам может регулировать свое поведение. Она же является и средством мышления.

Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи. В собственно речевой (вербальной) деятельности это проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.

Мозговая организация речи Современные представления о мозговой организации речей функции определяются тем, что понятие мозговых центров, В и речи) признаны устаревшими. В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Только совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга. Внутренняя речь. Мозговые механизмы внутренней речи относятся к числу проблем, не изученных к настоящему времени. Не вызывает сомнений, что она осуществляется за счет интегративной работы мозга, однако доминантную роль в ее организации играют лобные доли. Это обусловлено тем, что внутренняя речь содержит программу любого высказывания, а функция программирования вообще принадлежит лобному отделу мозга. Внешняя речь. Мозговые механизмы внешней речи следует рассматривать дифференцированно, так как они относятся к разным уровням (одни — к гностико-праксическому, другие — к языковому) и разным модальностям. Выделение центров речи привело к взглядам об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии.

Литература 1 Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа) 2 Возникновение речи. -http://azps.ru/articles/cmmn/vozniknovenie_rechi.html 3 Всемирная История. Том 1 Ранний древнекаменный век (нижний палеолит). Начальные ступени человеческой истории. Происхождение речи. – http://www.bibliotekar.ru/hist1-1/12.htm 4 Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352с. 5 Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 144 с. 6 МИНЕРВА Проект дистанционного обучения нейролингвистике. – http://www.genlingnw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/ch13/ch13_2.html

7 Психологический словарь. Раздел II. Общая психофизиология. – http://glossword.info/index.php/term/9-psihologicheskiij-slovar-,5706-rech-mozgovaya-organizatsiya.xhtml

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/263792/referat-mozgovaya-organizaciya-rechevyh-processov.html

Мозговая организация речи

Мозговая организация речи: Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Мозговая организация речи
Рубрика (тематическая категория)Всякое разное

Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную функцию представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (центр Вернике) и её воспроизводства (центр Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии.

Важный вклад в понимание функциональнои̌ организации структур мозга при осуществлении речевой функции внесли нейропсихологические исследования А.Р. Лурии и других авторов. Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

Специализированную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов – фонемы. К примеру: люк, лак, лук или бар – пар.
Размещено на реф.

рф
Различие фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения этих слов становится невозможным. Фонемы – ϶то звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова и отвечает за специфический для вербального общения фонематический слух.

Нарушения в ϶той области делают невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Такую же роль в восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.

Понимание смысла слов, особенно исходя из контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких отделов левой височнои̌ доли, ответственнои̌ за слухоречевую память, и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где интегрируются элементы речевой структуры в смысловую схему. При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.

Сложноорганизованнои̌ является и система называния предметов и устнои̌ речи.

Непосредственно реализация устнои̌ речи происходит с участием нижних отделов премоторнои̌ области левого полушария, где локализован центр Брока.

Нарушения в ϶той области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устнои̌ речи происходит с участием других структур мозга.

Называние предмета требует перекодировки зрительного образа в ᴇᴦο звуковой эквивалент. Эта операция связана стеменно-затылочными отделами мозга.

Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височнои̌ области.

Нарушение называния должна быть связано и с более сложными мозговыми процессами – необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющую всей регуляторнои̌ системой мозга.

Роль лобнои̌ коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Такие больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями. К примеру, на вопрос: ʼʼВы пили чай?ʼʼ, больнои̌ отвечает: ʼʼЧай? Пил чай!ʼʼ

В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительнои̌ моторнои̌ области, расположеннои̌ кпереди от центральнои̌ (роландовой) борозды и являющейся частью лобных долей мозга. У больных с поражением ϶той области нарушается ритм речи, интонация.

Существенно страдает грамматический порядок слов – больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Данные нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь. Т.о. в речевой деятельности принимают участие различные области коры больших полушарий.

Несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию.

При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические – интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска.

Структуры, управляющие ыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент. Нарушается зрительно-пространственный анализ вербального материала.

Мозговая организация речи – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Мозговая организация речи”2017-2018.

  • – Мозговая организация речи

    Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную функцию представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (центр Вернике) и ее воспроизводства (центр Брока) и локализовали у правшей… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lections-referats/vsyako-razno/view/74444_mozgovaya_organizaciya_rechi

    Речь и ее мозговая организация

    Мозговая организация речи: Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном

    Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции. Для ее обозначения и подчеркивания различий физиологических механизмов речи как формы общения с внешним миром от имеющихся у животных И.П.

    Павлов ввел понятие второй сигнальной системы, в то время как у животных имеется только первая сигнальная система восприятия непосредственных признаков внешних стимулов.

    Слово, хотя тоже является стимулом, воспринимается через сенсорные системы и может обозначать предмет, отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности.

    Выделяются коммуникативная, регулирующая и программирующая функции речи. Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию.

    Посредством слов человек познает предметы и явления внешнего мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка.

    У человека имеются генетические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.

    Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения.

    От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативной функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы – приказы – во внутреннюю речь (процесс интериоризации).

    С помощью внутренней речи человек сам может регулировать свое поведение.

    Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи. В собственно речевой (вербальной) деятельности это проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.

    Системная организация речевой деятельности. Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии (рис. 64).

    Важный вклад в понимание функциональной организации структур мозга при осуществлении речевой функции внесли нейропсихологические исследования А.Р. Лурия. Было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

    Существенную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов – фонемы. Например: люк, лак, лук или бар – пар.

    Различение фонем (фонематический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным. Фонемы – это звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова и отвечает за специфический для вербальной функции фонематический слух.

    Нарушения в этой области делают невозможным понимание точного и конкретного значения слов. Такую же роль в зрительном восприятии слов играют вторичные зрительные зоны.

    Рис. 64. Центры речи (области Вернике и Брока) в левом полушарии (А ) и на горизонтальном срезе мозга (Б ). Мт – мозолистое тело; ДП – диагональный пучок, связывающий речевые центры

    Понимание смысла слов, особенно в зависимости от контекста (в предложении), и целостного речевого высказывания (семантический анализ) страдает при поражении глубоких отделов левой височной доли, ответственной за слухо‑речевую память, и заднеассоциативных областей, включая центр Вернике, где элементы речевой структуры интегрируются в смысловую схему.

    При сохранности этих структур и нарушении лобных отделов, с которыми связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний, их понимание становится невозможным.

    Сложноорганизованной является и система называния предметов и устной речи. Непосредственно реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока.

    Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком‑нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Вместе с тем реализация устной речи происходит с участием других структур мозга.

    Так, называние предмета требует перекодировки зрительного образа в его звуковой эквивалент. Эта операция связана с теменно‑затылочными отделами мозга.

    Другим важным условием адекватного называния предмета является сохранность акустической структуры слова, что является функцией левой височной области.

    Нарушение называния может быть связано и с более сложными мозговыми процессами: необходимость единственно правильного называния предмета требует торможения всех побочных альтернатив, что включает лобную кору, управляющую всей активирующей системой мозга.

    Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.

    В последнее время была выявлена важная роль в речевых процессах так называемой дополнительной моторной области, расположенной кпереди от центральной (Роландовой) борозды (см. рис. 64) и являющейся частью лобных долей мозга.

    У больных с поражением этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов – больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов.

    Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.

    Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию.

    При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи – интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска.

    Структуры, управляющие ыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речь эмоциональный компонент.

    Правое полушарие ответственно и за зрительно‑пространственный анализ вербального материала.

    Важные сведения о мозговой организации речевых процессов были получены и с помощью ЭЭГ‑анализа, и компьютерной томографии (см. рис. 53).

    Как показали результаты ЭЭГ‑анализа, при вербальных операциях (составление слов из букв) усиливается степень взаимодействия областей левого полушария, участвующих в речевой деятельности.

    В правом полушарии отмечается взаимодействие лобной и затылочной области; вовлечение зрительной проекционной зоны связано со зрительным предъявлением букв.

    Следует подчеркнуть специфику ритмического компонента, образующего функциональные объединения в левом и правом полушариях: в левом взаимодействие областей осуществляется по высокочастотному компоненту альфа‑ритма, в правом – по низкочастотному.

    О вовлечении структур правого и левого полушария в вербальную деятельность свидетельствует и избирательное усиление метаболизма в определенных корковых зонах, обнаруживаемое в томографических исследованиях.

    Показано участие в речевой деятельности глубинных структур мозга. При исследовании нейронной активности таламуса у человека обнаружены нейроны, изменяющие конфигурацию и частоту разряда при предъявлении речевых стимулов. Поражение таламических структур приводит к нарушению разных аспектов речевой деятельности.

    Развитие механизмов речи. Речь формируется в течение первых лет жизни ребенка. Уже с момента рождения начинают формироваться системы, ответственные за восприятие звуков речи и артикуляционные механизмы. С момента рождения ребенок воспринимает фонемы. Показано, что ВП, регистрируемые при восприятии фонем, отличаются от таковых на тоны и звуковые щелчки.

    Первые звуки, издаваемые ребенком, – гуление – не несут еще языковой специфичности, однако уже на 1‑м году лепет различен у детей, развивающихся в разной языковой среде. На основе формирования сенсорных систем, и прежде всего зрительной, формируется назывательная (номинативная) функция речи – ребенок ассоциирует предметы и их названия.

    Для развития речевой функции важнейшее значение имеет речевой контакт – коммуникативная функция речи. По мере развития высших отделов мозга, ответственных за произвольную регуляцию деятельности, формируются регулирующая и программирующая функции речи.

    Целостная вербальная деятельность, ее абстрактно‑логические и графические формы (чтение и письмо) развиваются и совершенствуются в течение длительного периода развития ребенка, охватывающего весь процесс обучения в школе.

    Вопросы и задания

    1. В чем состоит принцип системной организации деятельности мозга?

    2. Охарактеризуйте сущность учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

    3. В чем заключается принцип доминанты А.А. Ухтомского?

    4. Опишите основные блоки функциональной системы по П.К. Анохину.

    5. Охарактеризуйте многоуровневую систему приема и обработки сенсорной информации.

    6. Как осуществляется кодирование информации и ее обработка?

    7. Опишите возрастные особенности процесса восприятия информации и укажите, чем они определяются?

    8. Охарактеризуйте нейрофизиологические механизмы внимания и их возрастные особенности.

    9. Какие отделы мозга являются структурно‑функциональной основой эмоций и потребностей?

    10. Охарактеризуйте механизмы памяти и их возрастные изменения.

    11. Опишите мозговую организацию речи и формирование речевых функций в процессе развития ребенка.

    Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая

    Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 3835; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

    Источник: https://helpiks.org/6-69755.html

    Medic-studio
    Добавить комментарий