Нейрофизиологические методы исследования защитных рефлексов

Современные методы исследования интенсивности боли у человека и животных -ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Нейрофизиологические методы исследования защитных рефлексов

Проблемам боли и обезболивания посвящено большое количество работ, предлагающих для их изучения различные методологические подходы (Кассиль, 1975; Калюжный, 1984; Брагин, 1991; Лиманский, 1986; Михайлович, Игнатов, 1990; Овсянников, 1990; Шухов, 1990).

Особую важность данная проблема приобретает в условиях клиники, когда определение патогенеза болевого синдрома является непременным условием для назначения дифференцированной терапии. Вместе с тем исследование болевого феномена представляет определенные трудности. Одной из главных проблем является объективный анализ алгического феномена.

Попытки объективизировать боль с помощью различных методов предпринимались неоднократно.

Регистрация изменений сосудистого тонуса, кровенаполнения сосудов, биоэлектрической активности мозга, электромиографических и термографических параметров, анализ содержания моноаминов и эндорфинов в крови и церебральной жидкости и другие исследования лишь указывают на то, что выявляемые нейрофизиологические, гуморальные и вазомоторные сдвиги сопровождают боль.

Однако эти признаки неспецифичны и в полной мере не могут быть критерием объективизации боли и ее интенсивности. Так, методы, используемые для изучения боли в общемедицинской практике основываются на субъективной оценке исследуемых, т. е. на ощущениях самого больного.

Это в основном психологические и психофизиологические тесты: визуальная аналоговая шкала (ВАШ), цифровые шкалы, метод описательных определений боли, комплексный болевой опросник, определение болевых порогов в актуальной и нейтральной зонах, опросники качества жизни, ведение дневников и др. (Вейн, Авруцкий, 1997; Васильев, 2000; Ольхов и др., 2001; Вейн, 2001; Котаев и др., 2004; Чахава, 2004; Верткин и др., 2006). Использование данных методов позволяет косвенно судить о выраженности болевых ощущений.

В последнее время широкое распространение получает экспресс-диагностика по предпочтению и отвержению цвета в зависимости от интенсивности болевых ощущений и формы болевого синдрома у пациентов с неврогенным, соматогенным, психогенным болевыми синдромами, у детей с острой болью и у здоровых людей (Адашинская и др., 2001).

Так, описан диагностически значимый феномен цветовой перверсии в выборе цвета у пациентов с психогенным болевым синдромом, который выражается в предпочтении при болях высокой и средней интенсивности – желтого, фиолетового, красного цветов, а при отсутствии боли – серого, зеленого цветов; установлено его достоверное отличие от соответствующих цветовых выборов пациентов с неврогенным, соматогенным болевыми синдромами, детей с острой непатогенной болью, здоровых людей.

Кроме того, используют методы стимуляционой алгометрии(Васильев, 2000; Демин, 2002), которые относятся к классу психофизических исследований. Эти методы заключаются в измерении болевой чувствительности с помощью инструментальных методов, в которых в качестве воздействий могут использоваться различные стимулы.

В качестве тестирующих стимулов используются механические, химические, температурные, электрические раздражители, а также лазерное, ультразвуковое и другие виды излучений. При этом порог боли выражается в единицах мощности стимула при меняющейся его силе, либо в единицах времени при постоянной силе стимула.

Имея важное значение во многих областях клинической медицины, исследование болевой чувствительности с помощью данных методов приобретает особую роль в рефлексотерапии и мануальной терапии.

Именно здесь выявление зон гипералгезии и динамики болевой чувствительности часто служат основными ориентирами для постановки диагноза и определения адекватной терапии.

В исследовании боли используются и некоторые нейрофизиологические методы. Довольно широко вошел в практику метод вызванных потенциалов (ВП) (Зенков, Мельничук, 1983; Гнездицкий, 1995; Давыдов и др., 2002, 2003).

ВП представляют собой продукт сложной обработки афферентного импульса на уровне рецепторов, периферических нервов, специфических реле, неспецифических звеньев ретикулярной формации и лимбической системы.

В связи с этим в его форме определенным образом отображаются влияния каждого из перечисленных уровней, а отдельные компоненты ВП отображают преимущественно влияние структур разных отделов нервной системы. Применяются ВП различной модальности: соматосенсорные, зрительные, слуховые.

Учитывая участие многих уровней и отделов нервной системы в формировании боли, для исследования состояния и роли различных церебральных механизмов в организации соматосенсорной, в том числе и болевой, афферентации в основном используется метод соматосенсорных ВП (Калюжный, 1984; Date et al., 1988; Holmgren et al., 1990; Yamamoto et al., 1995; Dowman, 1996; Данилов и др.

, 1997; Екушева и др., 2004). Установлено, что ранние компоненты соматосенсорных ВП отражают особенности перцепции ноцицептивных импульсов, их амплитуда до определенного предела коррелирует с силой раздражающего воздействия на рецепторный аппарат (Зенков, Мельничук, 1985; Arezzo et al., 1981; Zentner, Ebner, 1988).

Мощность поздних компонентов соматосенсорных ВП в значительной степени зависит от активности неспецифических мультисинаптических систем головного мозга, в частности, медиобазальных лимбических структур височных и лобных долей мозга, осуществляющих вторичную переработку периферической ноцицептивной информации (Desmedt et al., 1983). Увеличение мощности поздних компонентов соматосенсорных ВП характерно для больных, предрасположенных к хроническому течению болевых синдромов (Zentner, Ebner, 1988; Иваничев, 2002).

Одним из современных методов изучения деятельности ЦНС, в том числе ноцицептивных и антиноцицептивных механизмов, оценки действия различных лекарственных средств на функционирование ЦНС является условная негативная волна – УНВ (Schoenen et al., 1993; Вейн и др., 1997; Луханина и др., 2004).

Этот достаточно устойчивый и специфический феномен был описан Н. Walter в 1964 г.

УНВ – негативное отклонение электрического потенциала мозга, получаемое при действии двух сочетанных акустических или визуальных стимулов, разделенных определенным промежутком времени, повторяющихся через случайно заданные неодинаковые временные промежутки.

В характеристиках УНВ находят отражение такие сложные психофизиологические феномены, как ожидание, внимание, активация, нулевое намерение, мотивация, готовность к действию, вероятностный прогноз и другие проявлений чувства боли (Шагас, 1975, Суворов, 1985).

Несмотря на то, что не существует четкой соотнесенности каждого из перечисленных психофизиологических феноменов с параметрами УНВ, тем не менее несомненно, что изменение психического состояния индивидуума обязательно отражается на параметрах УНВ. Это позволяет использовать УНВ для оценки изменения психического состояния, в частности под действием аналгетиков (Вейн и др., 1997; Bocher et al., 1990; Kropp et al., 1993; Yakhno et al., 1998).

Одним из нейрофизиологических коррелятов боли является исследование лазерных вызванных потенциалов (Beydoun et al., 1993; Towell et al., 1993).

Механизм действия лазерной инфракрасной стимуляции заключается в генерировании в коже тепловых импульсов, чрезвычайно быстро повышающих температуру кожи, что вызывает активацию интраэпидермально расположенных ноцицепторов.

Это приводит к мощному синхронному афферентному потоку импульсов, достигающих коры головного мозга, что при регистрации выглядит как двухфазный негативно-позитивный потенциал. Показано, что амплитуда потенциала положительно коррелирует с болевым ощущением, испытываемым во время стимуляции.

Для характеристики болевого возбуждения у человека и животных нередко используют изменения ЭЭГ различных структур головного мозга, в том числе и коры больших полушарий (Калюжный, 1987).

Так, установлено, что при появлении у людей декомпрессионных болевых ощущений на ЭЭГ регистрируется сдвиг частот влево, который усиливается при нарастании интенсивности болевых ощущений. В опытах на животных (кролики) А. М.

Мамедовым (1979) было установлено, что ноцицептивное электрокожное раздражение нарастающей интенсивности (это достигалось как увеличением силы тока и его частоты, так и сменой мест раздражения) вызывает изменения ЭЭГ почти во всех структурах головного мозга.

Для анализа состояния ноцицептивных систем в клинической практике используются нейрофизиологические методы исследования защитных рефлексов – мигательного, сгибательного и других (Вейн, Авруцкий, 1997).

При этом анализ параметров рефлекторных ответов (пороги, латенции, амплитуды, длительность, габитуация), реализуемых при участии периферических ноцицепторов, может быть полезным как в оценке механизмов формирования боли на различных уровнях нервной системы, так и для оценки интегративных мозговых механизмов контроля боли.

В частности известно, что мигательный рефлекс является защитным рефлексом и поэтому может быть вызван множеством различных стимулов (светом, звуком, прикосновением к роговице или ресницам, постукиванием в области надпереносья, термическим и электрическим раздражением проводников и рецепторов краниальных и других периферических нервов). Значительное количество работ посвящено исследованию мигательного рефлекса при болевых синдромах различного генеза (Бадалян и др., 1986; D’Aleo et al., 1999). Так, при головной боли установлено повышение полисинаптической рефлекторной возбудимости, что проявляется в снижении порога возбуждения, укорочении их латентных периодов, увеличении длительности ответов и их мощности, что объясняется недостаточностью механизмов торможения на уровне сегментарного аппарата и дефицитом супрасегментарного нисходящего контроля (Schoenen, 1993; Jensen et al., 1996).

Сгибательные рефлексы имеют сходное функциональное значение – это рефлексы защитного типа, направленные на удаление животного от сильных повреждающих раздражений (отдергивание лапы) или на сбрасывание с поверхности тела источников таких раздражений (Костюк, 1971).

Ноцицептивный флексорный рефлекс (НФР) также относится к группе защитных рефлексов и позволяет количественно оценить БП у человека (Вейн и др., 1997). Доказано, что у здорового человека имеется тесная связь между порогом субъективного болевого ощущения и порогом возникновения этого рефлекса (Willer, 1983).

Кроме того, НФР также позволяет оценить состояние ноцицептивных и антиноцицептивных систем и изучать роль и влияние различных медиаторов, вовлеченных в контроль боли. Также он может быть использован для изучения патофизиологии различных клинических синдромов, характеризующихся хронической болью или измененной болевой перцепцией (Sandrini et al.

, 1993; Данилов и др., 1996, 1997).

В экспериментально-клинических исследованиях боли и обезболивания используется также метод экстероцептивной супрессии произвольной мышечной активности (Schoenen, 1993; Данилов и др., 1997).

Так, при исследовании церебральных механизмов боли используют метод, в основе которого лежит рефлекс открывания рта (опускания нижней челюсти) в ответ на болевой стимул внутри полости рта, т. е.

исследуют произвольную мышечную активность жевательных и/или височных мышц при электрической стимуляции.

У животных для изучения болевой чувствительности более адекватными являются широко применяемые методы tail-flick-теста (D’Amour, Smith, 1941, Manning, Mayer, 1995; Malmberg, Bannon, 1999) – поведенческая реакция отведения хвоста в ответ на ноцицептивный раздражитель – и hot plate-теста (тест «горячая пластинка») (O’Callaghan, Holtzman, 1975; Hunskaar et al., 1986; Malmberg, Bannon, 1999; Mogil et al., 1999; Wilson, 2001) – поведенческая реакция убегания с горячей пластины, т. е. защитные двигательные реакции, где эмоциональные компоненты выражены минимально. Эти методы являются щадящими по отношению к животному и в то же время позволяют исследовать изменения болевой чувствительности практически на пороговом уровне. Для животных также широко использу. тся тесты, имитирующие хроническое болевое раздражение, вызванное введением раствора хлорида натрия (Смолин, 1981) или формалина («формалиновый тест») (Dubuisson, Dennis, 1997; Malmberg et al., 1999; Yoon et al., 2004; Sahebgharani et al., 2004). Последний заключается в том, что подкожно, как правило, в лапу животного, вводят 5% раствор формалина, вызывающий отек тканей, и сила ноцицептивной реакции оценивается по специальной шкале, учитывающей положение лапы, вращение ею, вокализацию, продолжительность болевой и неболевых поведенческих реакций и т. д.

Таким образом, объективная оценка боли является главной методологической проблемой алгологии, поскольку трудно, если вообще возможно, измерить субъективное ощущение, каковым по определению является боль.

Показано, что ни один из современных методов исследования интенсивности боли не является достаточно специфичным, коэффициенты корреляции между интенсивностью болевых воздействий и субъективными болевыми ощущениями как правило оказываются не достоверными (Василенко, 2000).

В связи с этим поиск объективных методов исследования болевой чувствительности остается актуальным.

Автор —  Джелдубаева Эльвиза Рашидовна

механизм боли

Источник: http://chitalky.ru/?p=5228

Нейрофизиологические методы исследования защитных рефлексов

Нейрофизиологические методы исследования защитных рефлексов

11 июня 2009

Для анализа состояния ноцицептивных систем ряд авторов предлагает использование нейрофизиологических методик исследования защитных рефлексов. Существует несколько рубрификаций защитных рефлексов.

В зависимости от места стимуляции различают плантарные, абдоминальные, корнеальные рефлексы и т.д. По характеру рефлекторного мышечного ответа можно выделить флексорные, экстензорные, мигательный рефлексы.

Учитывая рефлекторные пути, говорят о кожномышечных, кожноспинальных, спинобульбоспинальных и полисинаптических рефлексах.

Наконец, в зависимости от воздействия на периферические рецепторы различают ноцицептивные (активация рецепторов Адельта и Сволокон) и экстероцептивные (активация рецепторов других типов волокон) рефлексы. Биологическое значение защитных рефлексов заключается в рефлекторном мышечном ответе, направленном на «устранение повреждающего агента» и защиту организма от его воздействия.

В исследовании алгических феноменов используют исследование корнеального, мигательного (Rossi В., Vignocchi M.G., 1993; Ellrich J. et al., 1997), брюшных (Satomi К., 1993) и тригеминоцервикального рефлексов (Ertekin С. et al., 1996).

Этот выбор обусловлен тем, что определенные рефлекторные ответы этих рефлексов связаны с активацией ноцицептивных периферических структур (рецепторов Адельта и Сволокон). Например, в роговице представленность этих рецепторов является доминирующей, и поэтому корнеальный рефлекс считают, по сути, ноцицептивным.

Полагают, что в мигательном рефлексе поздние ответы (R2 и R3) также связаны с активацией ноцицептивных волокон.

При исследовании брюшных рефлексов было показано, что стимуляция ноцицептивных волокон кожи брюшной стенки вызывает появление ранних рефлекторных ответов. При стимуляции первой ветви тройничного нерва в m.sternocleidomastoideus регистрируют три ответа (С1, С2 и СЗ). Мышечный ответ СЗ возникает при ноцицептивной стимуляции.

Исследования тригеминоцервикального рефлекса при головных болях показали укорочение латенций ответов при мигрени, снижение амплитуд при цервикогенных болях и отсутствие изменений при хронической головной боли напряжения и абузусной головной боли (Abstractsondisk.

8th Congress of the Intetnational Headache Society, Amsterdam, 1997).

Таким образом, анализ параметров рефлекторных ответов (пороги, латенций, амплитуды, длительность, габитуация) защитных рефлексов, реализуемых при участии периферических ноцицепторов, может быть полезным как в оценке механизмов формирования боли на различных уровнях нервной системы, так и для оценки интегративных мозговых механизмов контроля боли.

«Болевые синдромы в неврологической практике», А.М.Вейн

В последние годы для исследования церебральных механизмов боли разработан новый нейрофизиологический метод, основанный на исследовании произвольной ЭМГактивности жевательных и (или) височных мышц при электрической стимуляции. В основе метода лежит рефлекс открывания рта (опущения нижней челюсти) в ответ на болевой стимул внутри полости рта, впервые описанный C.Sherington на децеребрированных кошках в 1917г. Открывание рта в ответ…

Электрическую стимуляцию проводят в области прохождения 2й или 3й ветвей тройничного нерва. Это приводит к возникновению периодов ранней и поздней экстероцептивной супрессии произвольной активности жевательной и височной мышц.

Первый фрагмент экстероцептивной супрессии (ранний) обозначается ЭС1, второй (поздний) — ЭС2. Экстероцептивная супрессия появляется при интенсивности стимула, соответствующей легкому болевому ощущению.

При значительном Увеличении интенсивности стимула ЭС1…

Латентный период ЭС1 у здоровых испытуемых составляет 12,5±2,5 мс и имеет длительность 17,7±3,5 мс. ЭС1 является достаточно стабильным параметром и практически не меняет своих значений.

Параметры ЭС2 более вариабельны и зависят от частоты стимуляции и метода.

Когда стимулы разделены по крайней мере десятисекундным интервалом, средняя длительность ЭС2 составляет 35,7+8,1 мс при одиночных ответах, 49,8±7,6 мс…

У больных с хронической формой головной боли напряжения наблюдается уменьшение ЭС2, а при эпизодической форме отклонений выявлено не было, что может свидетельствовать о патофизиологической гетерогенности эпизодической ГБН (Wallash T.M.

, Reineche M., 1991; Колосова О.А., Страчунская Е.Я., 1995).

В развернутом исследовании, при котором определяли корреляции между ЭС и феноменологией головной боли, перикраниальным напряжением, болевой чувствительностью, психологическим…

Недостаточность ЭС выявлена у больных с эндогенной депрессией, паркинсонизмом, хронической поясничной болью, межреберной невралгией, что может служить аргументом в пользу того, что патологическая ЭС является эпифеноменом хронической боли. В то же время при фибромиалгии, считающейся хроническим болевым синдромом, ЭС2 соответствовала нормальным значениям. Фармакологические препараты и ЭС. Использование ЭС в оценке терапевтического эффекта представляется перспективным. В…

Источник: https://www.medkursor.ru/biblioteka/nevrolgia/metod304/7336.html

Методы нейрофизиологических исследований. Электрическая активность головного мозга

Нейрофизиологические методы исследования защитных рефлексов

Предмет, содержание, значение нейрофизиологии. Становление и развитие науки.

Оформление чертежей

Сегодня высшие и средние специальные учебные заведения уделяют большое внимание применению компьютерной техники при обучении студентов. Во время учебы студенты осваивают самые перспективные технологии проектирования и приобретают навыки работы с системами машинной графики.

При оформлении чертежных материалов студенты могут использовать любые доступные чертежные редакторы, при условии соблюдения ГОСТ ЕСКД. Приведём описание «КОМПАС».

Программа КОМПАС – это КОМПлекс Автоматизированных Систем, специально созданный для решения широкого круга задач проектирования и конструирования. Встроенный в систему чертежно-графический редактор КОМПАС-ГРАФИК изначально был ориентирован на быстрое и удобное выполнение чертежей любой сложности в полном соответствии с ГОСТ ЕСКД.

Чертежно-графический редактор КОМПАС-ГРАФИК – отличный инструмент для выполнения конструкторской документации. Благодаря простому интерфейсу, соответствующему стандарту Window, редактор обеспечивает быстрое обучение с системой на качественно новом уровне.

Управление системой обеспечивается с помощью выпадающего текстового меню, отдельных панелей инструментов и контекстного меню.

Пользователь может сам формировать сам собственные панели инструментов, а также подключать библиотеки в одном из видов: окно, диалог, меню или панель.

В процессе проектирования в редакторе можно работать со всеми типами графических примитивов (точки, прямые, окружности, дуги окружностей, эллипсы и т. д.

), производить любые вспомогательные построения, правильно выполнять простановку размеров с допусками, использовать вспомогательную сетку, локальные системы координат, локальные и глобальные привязки, редактировать чертеж, производить измерения и расчет массогабаритных характеристик тел.

Уверенная работа в редакторе ускорит выполнение курсовых и дипломных проектов

Студенты получают возможность пользоваться этим инструментом в своей будущей профессиональной деятельности.

Студенты должны:

– знать правила построения изображений, методику работы в системе Компас;

– уметь выполнять конструкторскую документацию (графическую и текстовую) в системе Компас;

– иметь опыт создания чертежей планировок цеха (участка), а также оформления конструкторской документации в системе Компас согласно стандартам ЕСКД.

Примеры оформления чертежей приведены в приложении В.

Слово физиология происходит от греческого слова fussis – науки о природе. Первоначально оно обозначало всю совокупность наук о растительном и животном мире. По мере накопления знаний выделилась самостоятельная научная дисциплина, изучающая функции живого организма, которая и стала называться физиология.

Физиология – это наука о функциях клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма.

Физиология изучает процессы, протекающие в органах и системах человека, в их взаимосвязи с окружающей средой, при различных состояниях организма.

Задача физиологии состоит в познании свойств, форм проявления и механизмов регуляции этих свойств при различных состояниях организма и различных условиях внешней среды.

Физиология ребенка – наука, изучающие изменения функций организма, возникающие в процессе его развития.

Нейрофизиология изучает закономерности функционирования ЦНС, особенности функционирования структур ЦНС, их взаимосвязь между собой.

Задача нейрофизиологии заключается в познании механизмов работы головного и спинного мозга.

Нейрофизиология тесно связана с Физиологией ВНД. В настоящее время установлено, что субстратом осуществления сложных рефлекторных реакций является кора головного мозга и подкорковые структуры.

ВНД была выделена как условно-рефлекторная деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих адекватное и наиболее совершенное отношение целого организма к внешнему миру.

ВНД – это совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая взаимосвязь целого организма с внешней средой.

В последние годы в мировой науке имеется тенденция к интеграции сведений, полученных в смежных областях знаний и создание на этой основе системы нейронаук. К нейронаукам относятся; нейрофизиология, физиология ВНД и психофизиология.

Психология – одна из древнейших наук в современной системе научного знания. Она возникла как результат осознания человеком самого себя. Само название этой науки – психология (psyche – душа, logoc – учение) указывает, что основное ее предназначение – познание своей души и ее проявлений – воли, восприятия, внимания, памяти и т.д.

Нейрофизиология – специальный раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы, возникла намного позже. Практически до второй половины XIX века нейрофизиология развивалась как экспериментальная наука, базирующаяся на изучении животных. Действительно, «низшие» (базовые) проявления деятельности нервной системы одинаковы у животных и человека.

К таким функциям нервной системы относятся проведение возбуждения по нервному волокну, переход возбуждения с одной нервной клетки на другую (например, нервную, мышечную, железистую), простые рефлексы (например, сгибания или разгибания конечности), восприятие относительно простых световых, звуковых, тактильных и других раздражителей и многие другие.

Только в конце XIX столетия ученые перешли к исследованию некоторых сложных функций дыхания, поддержания в организме постоянства состава крови, тканевой жидкости и некоторых других. При проведении всех этих исследований ученые не находили существенных различий в функционировании нервной системы как в целом, так и ее частей у человека и животных, даже очень примитивных.

Например, на заре современной экспериментальной физиологии излюбленным объектом была лягушка.

Только с открытием новых методов исследования (в первую очередь электрических проявлений деятельности нервной системы) наступил новый этап в изучении функций головного мозга, когда стало возможным исследовать эти функции, не разрушая мозг, не вмешиваясь в его функционирование, и вместе с тем изучать высшие проявления его деятельности – восприятие сигналов, функции памяти, сознания и многие другие.

Как уже указывалось, психология как наука намного старше, чем физиология, и на протяжении многих веков психологи в своих исследованиях обходились без знаний физиологии.

Конечно, это связано прежде всего с тем, что знания, которыми располагала физиология 50-100 лет тому назад, касались только процессов функционирования органов нашего тела (почек, сердца, желудка и др.), но не головного мозга.

Представления ученых древности о функционировании головного мозга ограничивались только внешними наблюдениями: они считали, что в головном мозге – три желудочка, и в каждый из них древние врачи «помещали» одну из психических функций (рис. 1).

Перелом в понимании функций головного мозга наступил в XVIII столетии, когда стали изготавливать очень сложные часовые механизмы. Например, музыкальные шкатулки исполняли музыку, куклы танцевали, играли на музыкальных инструментах. Все это приводило ученых к мысли, что наш головной мозг чем-то очень похож на такой механизм.

Только в XIX веке окончательно было установлено, что функции головного мозга осуществляются по рефлекторному (reflecto-отражаю) принципу. Однако первые представления о рефлекторном принципе действия нервной системы человека были сформулированы еще в XVIII столетии философом и математиком Рене Декартом.

Он полагал, что нервы представляют собой полые трубки, по которым от головного мозга, вместилища души, передаются животные духи к мышцам. На рис. 2 видно, что мальчик обжег ногу, и этот стимул запустил всю цепь реакций: вначале «животный дух» направляется к головному мозгу, отражается от него и по соответствующим нервам (трубкам) направляется к мышцам, раздувая их.

Здесь без труда можно увидеть простую аналогию с гидравлическими машинами, которые во времена Р. Декарта были вершиной достижения инженерной мысли. Проведение аналогии между действием искусственных механизмов и деятельностью головного мозга – излюбленный прием при описании функций мозга. Например, наш великий соотечественник И. П.

Павлов сравнивал функцию коры больших полушарий головного мозга с телефонным узлом, на котором барышня-телефонистка соединяет абонентов между собой. В наше время головной мозг и его деятельность чаще всего сравнивают с мощным компьютером. Однако любая аналогия весьма условна.

Не вызывает сомнений, что головной мозг действительно выполняет огромный объем вычислений, но принцип его деятельности отличен от принципов действия компьютера. Но вернемся к вопросу : зачем психологу знать физиологию головного мозга?

Вспомним идею рефлекса, высказанную еще в XVIII веке Р. Декартом. Собственно зерном этой идеи было признание того, что реакции живых организмов обусловлены внешними раздражениями благодаря деятельности головного мозга, а не «по воле Божьей».

В России эта идея была с воодушевлением воспринята научной и литературной общественностью. Вершиной этого был выход в свет знаменитого труда Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), оставившего глубокий след в мировой культуре.

Свидетельством служит тот факт, что в 1965 г., когда исполнилось столетие со дня выхода этой книги в свет, в Москве под патронажем ЮНЕСКО прошла международная конференция, на которой присутствовали многие ведущие нейрофизиологи мира. И. М.

Сеченов впервые полно и убедительно доказал, что психическая деятельность человека должна стать объектом изучения физиологами.

И. П. Павлов развил эту мысль в виде «учения о физиологии условных рефлексов».

Ему принадлежит заслуга в создании метода экспериментального исследования «высшего этажа» головного мозга коры – больших полушарий. Этот метод назван «методом условных рефлексов». Он установил фундаментальную закономерность предъявление животному (И. П.

Павлов проводил исследования на собаках, но это верно и для человека) двух стимулов – вначале условного (например, звук зуммера), а затем безусловного (например, подкармливание собаки кусочками мяса).

После некоторого числа сочетаний это приводит к тому, что при действии только звука зуммера (условного сигнала) у собаки развивается пищевая реакция (выделяется слюна, собака облизывается, скулит, смотрит в сторону миски), т. е. образовался пищевой условный рефлекс (рис. 3).

Собственно этот прием при дрессировке был давно известен, но И. П. Павлов сделал его мощным инструментом научного исследования функций головного мозга.

Физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначному заключению – именно головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций.

Основная трудность исследования заключается в том, что психические функции чрезвычайно сложны. Психологи исследуют эти функции своими методами (например, при помощи специальных тестов изучают эмоциональную устойчивость человека, уровень умственного развития и другие свойства психики). Характеристики психики исследуются психологом без «привязки» к мозговым структурам, т. е.

психолога интересуют вопросы организации самой психической функции, но не то, как работают отдельные части головного мозга при осуществлении этой функции.

Только относительно недавно, несколько десятилетий назад, появились технические возможности для исследования методами физиологии (регистрация биоэлектрической активности головного мозга, исследование распределения тока крови и др., подробнее см. далее) некоторых характеристик психических функций – восприятия, внимания, памяти, сознания и др.

Совокупность новых подходов к исследованию головного мозга человека, сфера научных интересов физиологов в области психологии и привели к появлению в пограничной области этих наук новой науки – психофизиологии. Это обусловило взаимопроникновение двух областей знаний – психологии и физиологии.

Поэтому физиологу, который исследует функции головного мозга человека, необходимы знания психологии и применение этих знаний в своей практической работе. Но и психолог не может обойтись без регистрации и исследования объективных процессов головного мозга с помощью электроэнцефалограмм, вызванных потенциалов, томографических исследований и пр.

В физиологии выделяют два основных метода: наблюдение и эксперимент.

Метод наблюдения заключается в пассивной регистрации хода того или иного процесса или явления.

Эксперимент – это исследование какой-либо функции путем активного воздействия. Существуют два вида эксперимента; острый и хронический.

При остром эксперименте исследователь вырезает интересующие его структуры (ПР – мозжечек). Такой эксперимент влечет гибель подопытных животных.

Хронический эксперимент изучает функции в тесной взаимосвязи с другими функциями организма – подопытное животное не погибает.

В клинической практике используют метод разрушения структур ЦНС в целях лечения (например лечение наркомании). Изучение и разрушение структур мозга с лечебной целью нашло применение в клинике академика Бехтеревой для лечения различных форм заболеваний ЦНС.

В физиологии ВНД еще Павловым был разработан метод условных рефлексов. С помощью этого метода он изучал функции коры больших полушарий, подкорковых образований, явления концентрации и иррадиации, аналитико-синтетическую деятельность мозга.

В современных условиях для исследования физиологических процессов используют электорофизиологические методы, позволяющие регистрировать биопотенциалы (электрокардиография, электроэнцефалография, электромиография). С помощью компьютерной томографии, можно не прибегая к операции установить морфофункциональные изменения головного мозга.

Методы изучения мозга.

1)морфологические методы – исследование тонкого строения мозга (выявление тончайших элементов нервных клеток) с помощью световой и электронной микроскопии, радиохимии.

2) биохимические методы – исследование метаболических процессов мозга здорового и больного человека, а также при различных функциональных состояниях, формах деятельности и т.д. Выделят несколько областей нейрохимии – химия пептидов, медиаторов, модуляторов, аминокислот и т.д.

3) физиологические методы – экспериментальные методы, направленные на изучение функций различных отделов мозга.

· Метод разрушения мозга. Первоначально использовался для моделирования ситуаций, в которые попадают люди с локальными поражениями мозга.

В клинической практике используют метод разрушения структур ЦНС в целях лечения (например лечение наркомании).

Изучение и разрушение структур мозга с лечебной целью нашло применение в клинике академика Бехтеревой для лечения различных форм заболеваний ЦНС.

· Метод электрического раздражения мозга – внедрялся в экспериментальную физиологию с середины 19 в. В современной науке используется стереотаксическая техника, позволяющая вводить электрод в любой очень локальный участок мозга. Этот прием используется и для терапии ряда неврологических и психических заболеваний.

· Метод хемостимуляции, термо– и хеморазрушения, разрушение ультразвуком – позволяет добиться еще большей локальности.

· Метод регистрации электрических процессов мозга – применяется со второй половины 20 в.

Метод электроэнцефалографии – это метод регистрации электрической активности мозга, главным образом корковых нейронов. Кривая, отражающая электрическую активность, называется электроэнцефалограммой.

Для регистрации применяют электроэцефалограф. В целом ЭЭГ позволяет определить характер состояния мозга (ПР – эпилепсию).

· Метод исследования мозгового кровотока – метод реаэнцефалографии (РЭГ). Запись РЭГ проводят с помощью реографа, подключенного к электроэнцефалографу.

РЭГ представляет собой кривую, слагающуюся из восходящих и нисходящих путей. Она имеет вершины и зубцы на спуске кривой. РЭГ является безвредным методом диагностики церебраьных расстройств.

Изучается мозговой кровоток в бассейнах сонных и позвоночных артерий.

· Методы томографические (компьютерная томография головы). Суть томографических исследований – это получение среза мозга искусственным путем.

Для построения среза используют либо просвечивание мозга с помощью рентгеновских лучей, либо излучение от мозга, исходящее от изотопов, предварительно введенных в мозг.

Этот метод широко используется для диагностики заболеваний ЦНС (можно выявить локализацию опухолей, кровоизлияний и т.д.).

Электрическая активность головного мозга.

Колебания электрических потенциалов коры впервые были записаны В.В. Правдич-Нилинским в 1913 г. Записывают колебания потенциалов коры при помощи электроэнцефалографа. На ЭЭГ различают волны разной частоты и амплитуды. По частоте колебаний в 1 с. выделяют альфа-ритм, бета-ритм, тетта-ритм, дельта-ритм.

Характеристика биоритмов головного мозга:

Ритмы Частота Гц Амплитуда Состояние организма Участки головного мозга
Альфа-ритм a 8-13 50 мВ Состояние отдыха с закрытыми глазами С затылочной области
Бета-ритм b 14-30 20-25 мВ Бодрствование при открытых глазах Теменная и лобная доли
Тета- ритм q 4-7 100-150 мВ При засыпани, слабом наркозе Подкорковые структуры
Дельта-ритм d 0,5-3,5 250-300 мВ Во время сна, сильный наркоз Подкорковые структуры
Гамма-колебания Больше 30

Диагностическое значение электроэнцефалограммы: у здорового человека в состоянии бодрствования должны регистрироваться альфа и бета волны; иначе – признак патологии в головном мозге (кровоизлияния, опухоли).

Источник: https://studopedia.su/12_46973_metodi-neyrofiziologicheskih-issledovaniy-elektricheskaya-aktivnost-golovnogo-mozga.html

Вопрос 2. Методы нейрофизиологических исследований

Нейрофизиологические методы исследования защитных рефлексов

Нейрофизиологияответы.

Нейропсихология— отрасль психологической науки,возникшая на стыке психологии, медицины(неврологии, нейрохирургии) и физиологии,изучающая мозговые механизмы психическихпроцессов на материале локальныхпоражений мозга, созданная в нашейстране работами А. Р. Лурия и его учеников,которые в течение 50 лет разрабатывалиразличные проблемы нейропсихологии.

Каксамостоятельная научная дисциплинанейропсихология оформилась в 40—50 гг.,чему способствовал целый ряд причин:

— во-первых,новые физиологические теории (теорияфункциональных систем П. К. Анохина /5/и концепция многоуровневого построениядвижений Н. А. Бернштейна /9/). Идеясистемного подхода к ВПФ, предложеннаяП. К.

Анохиным, и представление о постоянныхи меняющихся компонентах движения (какпсихической функции), разработанное Н.А. Бернштейном, легли в основу теоретическихпредставлений А. Р.

Лурия, которыйиспользовал эти положения для построениятеории системной динамической локализациивысших психических функций человека;

— во-вторых,появление концепции культурно-историческогоразвития ВПФ Л. С. Выготского. Принципы,сформулированные Л. С. Выготским /14, 15/,послужили началом целенаправленныхмноголетних исследований, проводившихсяА. Р. Лурия и его сотрудниками.

Авторвыдвинул идею о системном строении исистемной мозговой организации высшихформ психической деятельности, опоследовательном формировании ВПФчеловека и последовательном (прижизненном)изменении их мозговой организации какосновной закономерности психическогоразвития. Исследования Л. С.

Выготскоголегли в основу научного изучениясистемного строения различных психическихпроцессов, разработки возможностикомпенсации нарушенных психическихфункций при локальном поражении мозга;

— ив-третьих, успехи неврологии, нейрохирургиии патопсихологии.

В ходе ВеликойОтечественной войны появилось большоеколичество раненых с поражением головногомозга, что позволило провести клиническуюпроверку теоретических исследований/23, 41, 43/.

Огромный вклад в становлениенейропсихологии внесла Б. В. Зейгарниксо своими сотрудниками, изучая патологиюмыслительных процессов и аффективнойсферы при органических пораженияхмозга.

Сформировавшисьна стыке нескольких научных дисциплин,нейропсихология как самостоятельнаяотрасль науки сосредоточилась наизучении роли отдельных систем головногомозга в осуществлении психическойдеятельности.

Можновыделить основные задачи нейропсихологии.

1.Изучение изменения психических процессовпри локальных поражениях мозга, чтопозволяет увидеть, с каким мозговымсубстратом связан тот или иной видпсихической деятельности.

2.

Нейропсихологический анализ даетвозможность выявить те общие структуры,которые имеются в совершенно разныхпсихических процессах.

3.Ранняя диагностика очаговых поражениймозга.

Рассматриваяметодические основания нейропсихологии,все многообразие методов, используемыхею как самостоятельной научнойдисциплиной, их можно разделить на двегруппы. К первой следует отнести теметоды, с помощью которых были полученыосновные теоретические знания, а ковторой — методы, которые используютсянейропсихологами в практическойдеятельности.

Чтокасается первой группы, то здесь выделяютсравнительно-анатомический методисследования, метод раздражения и методразрушения /22, 43/. Сравнительно-анатомическийметод исследования позволяет выяснятьзависимость способов жизни, поведенияживотных от особенностей строения ихнервной системы.

С помощью данногометода были выяснены принципы работымозга, а также строение коры большихполушарий, но изучить функции тех илииных структур было сложно. Методраздражения предполагает анализособенностей ВПФ в результате воздействияна мозг. Поскольку это воздействие можнооказывать по-разному, выделяют прямоераздражение, непрямое раздражение ираздражение отдельных нейронов.

Первоепредполагает непосредственное воздействиена отдельные участки коры с помощьюэлектрического тока или механически.В 1871 г. Фрич и Гитцик таким образомвыделили моторные зоны у собак, Ч.Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах,В. Пенфилд впервые использовал данныйметод на человеке (1945).

Однаконепосредственное воздействие на мозгимеет ряд ограничений, особенно вотношении человека. Поэтому возниклапотребность в более естественном методеизучения функций головного мозга —непрямом раздражении или непрямойстимуляции коры.

Этот метод предполагаетвыявление изменения электрическойактивности тех или иных участков мозгав результате воздействия тех или иныхестественных факторов. Наиболеераспространен метод вызванных потенциалов,когда в ответ на определенное внешнеевоздействие регистрируют измененияритмов в спектре электроэнцефалограммы.

Дальнейшее развитие экспериментальнойнейрофизиологии позволило перейти кболее тонкому анализу — изучениюактивности отдельных нейронов, чтостало возможным в результате применениямикроэлектродов, которые могут бытьвживлены в отдельный нейрон.

Однакоосновную роль в становлении нейропсихологиикак науки о мозговых механизмахпсихических процессов сыграл методразрушения (или выключения). Этот методпредполагает разрушение определеннойобласти мозга животного и наблюдениеза особенностями его поведения.

Чтокасается человека, то метод заключаетсяв наблюдении над больным посленейрохирургических операций или раненийв область мозга. Можно выделить необратимыеразрушения (хирургическое удаление техили иных участков мозга, метод перерезкикомиссур мозга, предложенный Р. Сперри)и обратимые нарушения работы отдельныхучастков мозга. Обратимые нарушениясвязаны с временным отключениемотдельного участка мозга с последующимвосстановлением функций: охлаждениениже 25 градусов приводит к прекращениюактивности нейронов /25/, метод Вада,предполагающий введение в сонную артериюспециального препарата и отключениесоответствующего полушария мозга /36/.

севышеперечисленные методы позволилиполучить основные данные, которые илегли в основу нейропсихологии, поэтомуих можно отнести скорее к научным методамисследования. В практической деятельностинейропсихологов используется предложенныйА. Р. Лурия метод синдромного анализа,или, иначе, «батарея Луриевских методов».А.

Р. Лурия отобрал ряд тестов, объединенныхв батарею, которая позволяет оценитьсостояние всех основных ВПФ (по ихпараметрам). Эти методики адресованыко всем мозговым структурам, обеспечивающимэти параметры, что и позволяет определитьзону поражения мозга.

Изменение сложностизадач и темпа их предъявления даетвозможность с большой точностью выявитьтонкие формы нарушения (поставитьтопический диагноз).

Предложенный методоснован на системном подходе к анализунарушений функции и качественном анализедефекта и представляет собой наборспециальных проб, адресующихся кразличным познавательным процессам,произвольным движениям и действиям.

Данныеметоды, являясь основным инструментомклинической нейропсихологическойдиагностики, направлены на изучениеразличных познавательных процессов иличностных характеристик больного —речи /31/, мышления /47, 50/, письма и счета/50/, памяти /46/.

Специальную областьприменения нейропсихологических методовсоставляет проблема школьной дезадаптации.

С помощью метода синдромного анализаможно определить наличие или отсутствиемозговых дисфункций у детей с трудностямиобучения, раскрыть механизмы, лежащиев основе этих затруднений, и понятьпервичный дефект, определивший ихвозникновение /17, 38, 46/.

Несмотряна сравнительную молодость нейропсихологии,в настоящее время появилось нескольконаправлений, различающихся своимизадачами. Все эти направления объединеныобщими теоретическими представлениямии общей конечной задачей, состоящей визучении мозговых механизмов психическихпроцессов. Е. Д. Хомская выделяет следующие/41, 43/.

Клиническаянейропсихология,котораязанимается исследованием больных слокальными поражениями мозга. Основнойзадачей является изучение нейропсихологическихсиндромов при локальных пораженияхмозга.

Исследования в этой области имеютбольшое практическое значение длядиагностики, подготовки психологическогозаключения о возможности лечения,восстановления и прогноза дальнейшейсудьбы больных. Основным методом являетсяметод клинического нейропсихологическогоисследования.

В настоящее время вклинической нейропсихологии изучаютсясиндромы, связанные с поражением правогополушария мозга, с дефектами межполушарноговзаимодействия, с нарушением глубинныхструктур мозга. Дальнейшее развитиеэтого направления связано с развитиемсовременных методов диагностикилокальных поражений мозга.

Экспериментальнаянейропсихология(нейропсихологияпознавательных процессов). Основнойзадачей является экспериментальноеизучение различных форм нарушенийпсихических процессов при локальныхпоражениях мозга. Благодаря работам А.Р. Лурия и его учеников наиболее изученыпамять и речь /21, 31, 45/.

Им была созданаклассификация афазий, основанная напредставлении о речевой деятельностикак сложной функциональной системе,значительно дополнены представленияоб организации памяти.

В настоящее времяпроводятся исследования особенностейнарушения познавательных процессов иэмоционально-личностной сферы приразных по локализации поражениях мозга.

Реабилитационнаянейропсихология.Основнойзадачей этого направления являетсявосстановление ВПФ при локальныхпоражениях мозга. Наиболее разработаныпринципы и методы восстановления речи/7, 22, 31, 45, 48/. Разработки в этой областиначались в годы Великой Отечественнойвойны (А. Р. Лурия, А. В.

Запорожец, Б. Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложенынаучно обоснованные методы восстановленияВПФ, опирающиеся на центральное положениео том, что сложная психическая функцияможет быть восстановлена за счетперестройки нарушенной функциональнойсистемы.

В результате поврежденнаяфункция начинает работать с помощьюнового набора психических средств, чтопредполагает и ее новую мозговуюорганизацию. В настоящее время в сферудеятельности нейропсихологов входятбольные, перенесшие инсульт, различногорода травмы мозга и т. д.

Разрабатываютсяновые методы восстановления речи,аудиовизуальные методы, групповые,воздействие на эмоционально-личностнуюсферу больных.

Экологическаянейропсихологияоцениваетвлияние различных неблагоприятныхэкологических факторов на состояниепсихических функций и на эмоционально-личностнуюсферу с позиций нейропсихологии. Данноенаправление начало развиваться вскорепосле Чернобыльской катастрофы /40/, и вусловиях постоянно ухудшающейсяокружающей среды эти исследованиястановятся все более актуальными.

Нейропсихологияразвития.Задача— выявление закономерностей развитиямозга. Н. Н.

Корсакова с соавторамиуказывает, что это особенно важно длядиагностики локальных поражений мозгаи для диагностики минимальной мозговойдисфункции у детей, поскольку на разныхэтапах онтогенеза поражение одногоучастка мозга проявляется по-разному.

Недостаточная эффективность отдельныхфункциональных систем (в том числе речи)может быть вызвана как индивидуальнымиособенностями онтогенеза ребенка,приводящими к незавершенности формированияфункциональных систем, так и спецификойморфогенеза мозга ребенка, проявляющегосяв неравномерном созревании мозговыхзон /17/.

В последние годы в самостоятельнуюобласть выделилась нейропсихологиядетского возраста /2, 17, 46/. Это новоенаправление нейропсихологии, изучающееспецифику нарушения психических функцийпри локальных поражениях мозга у детей.

Исследования в этой области позволяютвыделить закономерности локализациивысших психических функций, а такжепроанализировать влияние локализацииочага поражения на психическую функциюв зависимости от возраста.

Большоевнимание уделяется нейропсихологическомуанализу трудностей обучения у детеймладшего школьного возраста в связи сминимальными мозговыми дисфункциями/17/, которые приводят к специфическомуформированию функциональных системпсихики, нехарактерных для данноговозрастного периода, и базируются настихийном включении компенсаторныхмеханизмов. Нейропсихологическаядиагностика позволяет понять закономерностисвязи мозга и психических функций вонтогенезе и выявить мозговые детерминантыотклонения в темпе и уровне развитиятой или иной функции /38/.

Психофизиологическоенаправление в нейропсихологии—это направление, в задачу котороговходит изучение физиологическихмеханизмов нарушений высших психическихфункций. Оно развивается в тесной связис психофизиологией, широко используяее методы исследования (электроэнцефалография,окулография, миография и т. д.).

Нейропсихологиясформировалась благодаря запросампрактики, в первую очередь — необходимостидиагностики локальных поражений мозгаи восстановления нарушенных психическихфункций. По-прежнему актуальными остаютсятакие направления практическогоиспользования нейропсихологии, какдиагностическое, реабилитационное инейропсихологический подход.

Цельюдиагностического направления являетсяпрактическое применение различныхнейропсихологических методов исследованиядля определение зоны поражения мозгаи оценки динамики состояния высшихпсихических функций в до- и послеоперационномпериоде. Эти методы были разработаныА. Р.

Лурия на материале травматическихи опухолевых поражений мозга, но ихиспользуют и для изучения других формпоражения мозга, в частности в клиникеинсультов.

За последнее время развитиетехнических средств диагностикилокальных поражений головного мозгаизменило место нейропсихологическогодиагностирования в системе различныхдиагностических мероприятий.

Они всебольше используются для оценки динамикисостояния ВПФ в до- и послеоперационныхпериодах, поскольку нейропсихологическиесиндромы, отражающие функциональноесостояние мозга, появляются раньше иисчезают позже, чем какие-либо другиесимптомы. Кроме того, эти методы используютдля контроля над лекарственной терапиейбольных, перенесших нейрохирургическиеоперации.

Реабилитационноенаправление практического примененияметодов нейропсихологии связано свосстановлением нарушенных ВПФ, речи,интеллектуальной и мнестическойдеятельности.

Внастоящее время все шире развиваетсянейропсихологический подход при изученииздорового человека, например, исследованиемежполушарной асимметрии.

Методынейропсихологии.

Выделяют2 группы методов:

1.Первая группа методов (научные)-сравнительно– анатомический, раздражения и разрушения.

– Сравнительно- анатомическийметодисследования разрешает выяснятьзависимость способов жизни, поведенияживотных от особенностей строения ихнервной системы, с помощью метода быливыяснены принципы работы мозга, а такжестроение коры больших полушарий.

– Методраздраженияпредполагаетанализ особенностей ВПФ при воздействиина мозг. Выделяют: прямое раздражение,непрямое раздражение и раздражениеотдельных нейронов.

1. Методпрямого раздражения-это непосредственное воздействие наотдельные участки коры с помощьюэлектрического тока или механическими,химическими раздражителями (Н-р: в 1871г. Фрич и Гитцик таким образом выделилимоторные зоны коры у собак, Ч. Шерингтон(1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилдвпервые применял данный метод на человеке(1945).

Однако,метод имеет ограничения у человека.Поэтому появляется метод непрямомраздражении.

2.

 Методнепрямого раздражения или непрямойстимуляции коры-выявляет изменения электрическойактивности участков мозга при воздействииразличных факторов (Н-р: метод вызванныхпотенциалов ВП, когда в ответ наопределенное воздействие регистрируютизменения ритмов в спектреэлектроэнцефалограммы; микроэлектродныйметод – вживление электродов в нейронымозга для выявления их активности приразличных воздействиях).

3. Методразрушения (или выключения) –предполагаетразрушение определенной области мозгаживотного и наблюдение за особенностямиего поведения, у человека метод применимво время нейрохирургических операций,ранений мозга.

Выделяют: необратимыенарушения(хирургическоеудаление тех или других участков мозга,метод перерезки комиссур мозга,предложенный Р.

Сперри), при которыхполностью выподает функция иобратимыенарушения,которые связаны с временным отключениемотдельного участка мозга с последующимвосстановлением функций: охлаждениениже 25 градусов приводит к прекращениюактивности нейронов (Н-р: метод Вада,предполагающий введение в сонную артериюособого препарата и отключениесоответствующего полушария мозга).

2.Вторая группа методов (методы практическойдеятельности) –используютпсихологи, логопеды, детских невропатологи,педагоги.

(Врамках нейропсихологии выделяетсятакже раздел нейрореабилитации.Основныеразработки в этой области ведутсявМосковском Центре патологии речи инейрореабилитации под научным руководствомпроф. М. Шкловского.

Основной задачейнейроре­абилитации является разработкаметодов восстановления нару­шенныхВПФ, дифференцированных в отношенииострого и отдаленного этапов заболевания.

Совокупность используемых методовсоставляет комплексную системунейро­реабилитации, направленную навосстановление двигательной, анализаторнойсфер, речевой и других видов высшейпсихиче­ской деятельности, атакже социальногостатусабольного.)

Выделяют3 подхода:

1.ПредложенныйА. Р. Лурия (основоположник нейропсихологиив России) метод синдромного анализа или”батарея Луриевских методов”.

А.Р. Лурия отобрал тесты, которые позволяютоценить состояние всех основных ВПФ(по их параметрам).

Эти методики оцениваютмозговые структуры, обеспечивающиепсихические процессы, что позволяетопределить зону поражения мозга.

Предложенный метод основан на системномподходе и качественном анализе дефектапознавательных процессов и личностныхособенностей (речи, мышления, письма,счета, памяти), произвольных движенийи действий.

«БатареяЛуриевских методов» включает:

1)формальное описание больного, историюего болезни и результаты различныхлабораторных и аппаратурных обследований(ЭЭГ, биохимия и т. п.);

2)общее описание психического статусабольного – состояние сознания, способностьориентироваться в месте и времени,уровень критики и эмоционального фона;

3)исследования произвольного инепроизвольного внимания;

4)исследования эмоциональных реакций наосновании жалоб больного, по оценке имлиц на фотографиях, сюжетных картин;

5)исследования зрительного гнозиса(восприятия) – по реальным объектам,контурным изображениям, при предъявленииразличных цветов, лиц, букв и цифр;

6)исследования соматосенсорного гнозисас помощью проб узнавания объектов наощупь, на прикосновение;

7)исследования слухового гнозиса приузнавании мелодий, при локализацииисточника звука, повторении ритмов;

8)исследования движений и действий привыполнении последних по инструкции,при установке поз;

9)исследования речи – через беседу,повторение звуков и слов, называниепредметов, понимание речи и редковстречаемых слов, логико-грамматическихконструкций;

10)исследования письма – букв, слов и фраз;

11)исследования чтения – букв, бессмысленныхи осмысленных фраз и неверно написанныхслов;

12)исследования памяти – на слова, картинки,рассказы;

13)исследования системы счета;

14)исследования интеллектуальных процессов- понимания рассказов, решения задач,правильности окончания фраз, пониманияаналогий и противоположностей, переносногои обобщающего смысла, уменияклассифицировать.

2.

Психометрический (Северно-американский)- используется батарея тестов, результатыоцениваются по стандартной шкале. Н-р:Батарея Лурия-Небраска, Интеллектуальнаяшкала Векслера для взрослых и др.

3.Индивидуально ориентированный (Британскаяшкола нейропсихологов) – Первоначальнопроводятся скрининговые (отбор,сортировка) исследования. Затемформируется индивидуальный комплекттестов.

Специальнуюобласть применения нейропсихологическихметодов составляет проблема школьнойдезадаптации (тесты на исследованиеощущений – зрительных, слуховых,тактильных; исследование функциимозжечка, латеральной доминантности идр.

, на академическую успеваемость,обучаемость, интеллект и др.).

Спомощью метода синдромного анализаможно определить наличие или отсутствиемозговых дисфункций у детей с трудностямиобучения, раскрыть механизмы, лежащиев основе этих затруднений, и понятьпервичный дефект, определивший ихвозникновение.

Основныенаправления научных исследований.

-Культурно-историческую концепциюразвития психики,участвовал в создании теории деятельности.На этой основе развивалидеюсистемного строения высших психическихфункций,их изменчивости, пластичности, подчеркиваяприжизненный характер их формирования,их реализации в различных видахдеятельности.

– Исследовалвзаимоотношения наследственности ивоспитаниявпсихическом развитии.

Использовавтрадиционно применявшийся с этой цельюблизнецовый метод, внес в него существенныеизменения, проводя экспериментально-генетическоеизучение развития детей в условияхцеленаправленного формированияпсихических функций у одного из близнецов.

Показал, что соматические признаки взначительной степени обусловленыгенетически, элементарные психическиефункции (например, зрительная память)— в меньшей степени. А для формированиявысших психических процессов (понятийноемышление, осмысленное восприятие и др.)решающее значение имеют условиявоспитания.

– Вобласти дефектологии развивал объективныеметоды исследования аномальныхдетей.Результатыкомплексного клинико-физиологическогоизучения детей с различными формамиумственной отсталости послужилиоснованием для их классификации, имеющейважное значение для педагогической имедицинской практики.

– Создалновое направление — нейропсихологию,ныне выделившуюся в специальную отрасльпсихологической науки и получившуюмеждународное признание. Начало развитиянейропсихологии было положеноисследованиями мозговых механизмов убольных с локальными поражениями мозгав результате ранения.

– Разработалтеорию локализации высших психическихфункций,

– сформулировалосновные принципы динамическойлокализации психических процессов,

-создал классификацию афазическихрасстройствиописалранее неизвестные формы нарушений речи,

-изучал рольлобных долей головного мозга в регуляциипсихических процессов,

-изучал мозговые механизмы памяти.

Нейропсихологическийсимптом–нарушение психической функции, возникающеепри локальном поражении ГМ, вследствиепатологических, травматических причин,приводящее к локальным изменениям вработе мозга.

Нейропсихологическийсиндром–закономерноесочетаниенейропсихологическихсимптомов, обусловленных поражением(выпадением) определенного фактора (илинескольких факторов).

Нейропсихологическийфактор–структурно-функциональная единицаработы мозга, характеризующаясяопределенным принципом физиологическойдеятельности, нарушение которой ведетк появлению нейропсихологическогосиндрома.

Источник: https://studfile.net/preview/5273966/

Medic-studio
Добавить комментарий