ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО. РАССПРОС БОЛЬНОГО.

Методы обследования больного

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО. РАССПРОС БОЛЬНОГО.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методы обследования больного

Обследование больного — комплекс медицинских исследований, при помощи которого выявляются общие и местные признаки заболевания и дается оценка общего состояния организма больного. Полноценно проведенное обследование больного позволяет установить не только природу и локализацию патологического процесса, т. е.

поставить диагноз, но и судить об индивидуальных особенностях развития заболевания у данного больного, предусмотреть дальнейшее течение его и вероятный исход. На основании результатов обследования больного выбирают наиболее целесообразную тактику и методику лечения, определив показания и противопоказания к тем или иным лечебным мероприятиям.

Все эти вопросы решаются путем анализа и обобщения фактических данных.

Обследование больного — совокупность различных методов, применяемых для оценки состояния больного, установления диагноза, определения прогноза, назначения обоснованного лечения и проведения профилактических мероприятий.

Методы обследования больного делят на общие, применяемые при исследовании любого больного, и специальные, применяемые при соответствующих показаниях.

Общие методы обследования больного делят на основные и дополнительные.

Основные методы обследования больного — расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация больного. Эти методы появились раньше других в медицинской практике, их применение не требует никакой сложной аппаратуры и возможно в любой обстановке.

1. Расспрос больного начинают с выявления «паспортных» данных, помогающих заподозрить либо исключить заболевания, свойственные тому или иному возрасту, полу, профессии, местности, в которой проживает больной. Затем выясняют жалобы больного, которые до известной степени могут ориентировать обследующего в отношении заболевания того или иного органа. Далее приступают к собиранию анамнеза.

2. Осмотр часто предшествует расспросу, так как патологические признаки, отмеченные при первом общении с больным, например зоб, пучеглазие и др., оказывают существенную помощь в постановке вопросов при собирании анамнеза и иногда позволяют ставить правильный диагноз «с первого взгляда».

Осмотром можно выявить ряд характерных признаков, указывающих на расстройства различных функций организма (например, одышка, отеки) и анатомические изменения в органах. Известные сочетания этих признаков составляют определенный клинический синдром, свойственный тем или иным заболеваниям.

Осмотр лучше всего проводить при дневном освещении или лампах дневного света, позволяющих обнаружить, например, желтушную окраску кожи и склер или наличие различных высыпаний, не выявляемых при наличии других искусственных источников света.

Применяя постепенное частичное обнажение тела, следует последовательно осмотреть больного в вертикальном и горизонтальном положении при прямом и боковом освещении. Осмотр должен быть систематичным.

Вначале производят общий осмотр больного, а затем местный осмотр — участков тела, органов.

При общем осмотре врач или фельдшер после выяснения паспортных данных (пол, возраст и др.) устанавливает конституцию, общее состояние больного (походка, осанка, положение, сознание), его (ожирение, похудание), а также проводит наружный осмотр лимфатических узлов, кожи, слизистых оболочек, волосяного покрова, головы, лица, шеи, туловища (грудь, живот), конечностей и половых органов.

При оценке общего состояния больного отмечают, может ли больной самостоятельно передвигаться или вынужден лежать. Мобильность больного еще не определяет легкости патологического процесса. У ходячего больного обращают внимание на осанку и походку. По осанке больного во многих случаях можно сделать заключение об общем тонусе, о развитии мышц, о состоянии психики, о наличии заболевания.

Походка больного вместе с осанкой отражает его самочувствие, настроение. Ряд заболеваний вызывает изменение походки (ишиас, поражения суставов, костей, нарушение кровообращения в нижних конечностях и др.).

Положение больного в постели может быть активным, пассивным и вынужденным. Активное положение обычно соответствует удовлетворительному состоянию, но оно может быть и в начальных стадиях даже неизлечимых, тяжелых заболеваний.

Пассивное положение возникает в случаях крайней слабости и при потере сознания. Вынужденное положение может быть самым разнообразным; больной принимает его для уменьшения имеющихся у него болезненных ощущений (при сухом плеврите лежит на больной стороне, сгибает конечность при артрите и т. п.

), при астме, отеке легких принимает полусидячее или сидячее положение и т. д.

Некоторые заболевания сопровождаются угнетением сознания — от помрачения до комы — либо больные могут находиться в различной степени возбуждения: эйфория, бред, галлюцинация.

Развитие подкожного жирового слоя может быть нормальным, в различной степени повышенным или пониженным.

Чрезмерное развитие подкожного жирового слоя может быть обусловлено рядом причин: избыточным питанием, малоподвижным образом жизни, нарушением функции эндокринных желез (гипофиз, половые железы, щитовидная железа).

Понижение общей упитанности может быть связано с конституциональными особенностями (астенический тип), недостаточным питанием, а также истощающими заболеваниями. Крайней степенью снижения общей упитанности является кахексия.

При осмотре может быть обнаружен общий или местный отек, слоновость, расширение вен, видимая пульсация артерий. При осмотре мышц определяют их развитие, гипертрофию, атрофию и т. д. Лимфатические узлы удается обнаружить при осмотре только при их значительном увеличении (при лейкозах, метастазах рака, туляремии, лимфосаркоматозе и др.).

При осмотре обращают внимание на окраску, эластичность, влажность кожи, на разного рода высыпания и рубцы. Бледная окраска кожи наблюдается при малокровии, спазмах кожных сосудов.

Чрезмерно выраженная гиперемия кожных покровов может быть связана с полицитемией, расширением кожных сосудов при инфекциях (например, пневмония), солнечном облучении.

Синюшная окраска кожи — цианоз — наблюдается при легочной и сердечной недостаточности, врожденных пороках сердца; желтушная окраска кожи — желтуха — при заболеваниях печени, желчных путей или крови.

Резкое усиление пигментации сосков и околососковых областей, появление пигментных пятен на лице и белой линии живота бывают при беременности, заболеваниях эндокринных желез. Снижение эластичности кожи наблюдается в старческом возрасте, при длительных изнуряющих заболеваниях, обезвоживании.

Влажность кожи и потоотделение подвержены индивидуальным колебаниям. Усиленное потоотделение наблюдается при падении температуры у лихорадящих больных. Кожные высыпания имеют большое диагностическое значение при ряде заболеваний (тифы, аллергические состояния, некоторые детские инфекционные заболевания и др.).

При осмотре волосяного покрова устанавливают распределение волос, их густоту, выпадение, седину. Указанные данные имеют диагностическое значение при заболеваниях эндокринной системы. Далее при осмотре обращают внимание на отдельные части тела — на форму и размеры головы, лицо (глаза, нос, уши), а также шею, грудь, живот, конечности.

Большое диагностическое значение имеет осмотр лица.

Оно может быть одутловатым вследствие общего отека, местного застоя (при частых приступах удушья, кашля), при сдавлении верхней полой вены; цианотичным в области губ, щек, кончика носа, ушей при декомпенсированных пороках двустворчатого клапана; бледным с желтоватым оттенком, слегка одутловатым при анемии Аддисона — Бирмера. «Лицо Корвизара» характерно для недостаточности кровообращения. Оно отечно, желтовато-бледной с синеватым оттенком окраски. Рот полуоткрыт, губы цианотичны, глаза тусклые, веки слипающиеся. При лихорадке лицо характеризуется гиперемией кожи, блеском глаз.

Различные нарушения эндокринных желез дают своеобразные изменения лица: 1) лицо с увеличением выступающих частей (нос, скулы, подбородок); наблюдается при акромегалии; 2) лицо больного тиреотоксическим зобом — быстро краснеющее, с влажной кожей, с расширенными глазными щелями, усиленным блеском глаз, пучеглазием, которое придает лицу выражение испуга; 3) лицо при микседеме — равномерно заплывшее, бледное, глазные щели сужены, выпадение волос на наружных половинах бровей, иногда — румянец на бледном фоне, напоминающее лицо куклы; 4) лицо при евнухоидизме — сморщенное, лишено волос; 5) при Иценко — Кушинга болезни лицо лунообразное, лоснящееся, интенсивно красного цвета, иногда с развитием бороды и усов у женщин.

При осмотре глаз обращают внимание на глазную щель, веки, глазные яблоки, конъюнктиву, роговицу, зрачки.

Отечность век наблюдается при заболевании почек, микседеме, алиментарной дистрофии, приступах кашля, темная окраска век — при тиреотоксическом зобе, аддисоновой болезни.

Наличие ксантом свидетельствует о нарушении холестеринового обмена. Расширенная глазная щель наблюдается при параличе лицевого нерва; стойкое опущение верхнего века (птоз) — при некоторых поражениях нервной системы. Пучеглазие (выпячивание глазных яблок) — один из ведущих признаков тиреотоксического зоба.

Форма зрачков, их равномерность, реакция на свет, на аккомодацию и конвергенцию имеют диагностическое значение при ряде заболеваний.

Осмотр слизистой оболочки рта производят, чтобы выявить наличие афт, пигментных пятен, пузырьков ящура, молочницы, состояние десен. Состояние слизистой оболочки языка (см.) меняется при различных патологических процессах и в ряде случаев дает возможность делать некоторые диагностические выводы.

Так, например, при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и др.) и ряде инфекционных болезней (брюшной тиф и др.) язык, как правило, обложен, при перитонитах и остром панкреатите язык сухой, при скарлатине язык имеет характерную малиновую окраску и т. д.

Значительное его увеличение наблюдается при акромегалии.

Осмотр глотки — простой, без зеркал и рефлекторов — должен проводить исследующий больного для оценки состояния зева и миндалин.

При осмотре шеи может наблюдаться пульсация сонных артерий (недостаточность клапана аорты, тиреотоксикоз), набухание и пульсация яремных вен (недостаточность трехстворчатого клапана), увеличение щитовидной железы, лимфатических узлов.

Осмотр грудной клетки — Грудная клетка (деформации).

Осмотр живота. При осмотре конечностей устанавливают нарушения движений, которые могут быть связаны с заболеванием костей, суставов, поражением нервной системы (параличи, атрофии, контрактуры), наличие отеков, костных разрастаний в области суставов и т. д.

Пальпация (ощупывание) — основной клинический метод исследования, дающий представление о свойствах исследуемых органов и тканей, их чувствительности и топографических соотношениях между ними.

В зависимости от цели исследования пальпацию ведут различно. При определении температуры частей тела руку кладут плашмя на соответствующий участок тела, пульс прощупывают тремя полусогнутыми пальцами в том месте, где артерия лежит поверхностно, на костной подкладке.

Поверхностная пальпация производится одной или обеими руками с вытянутыми пальцами, положенными плашмя, ладонной поверхностью к пальпируемой части тела.

Широкими и мелкими скользящими движениями, без надавливания, последовательно обследуют всю намеченную область. Особенно большое значение поверхностная пальпация имеет при исследовании живота.

С помощью этой пальпации выявляют болезненность, напряжение брюшной стенки, увеличение некоторых органов брюшной полости (печень, селезенка), наличие опухоли баллотирования и др.

Глубокая пальпация служит для детального исследования и более точного выявления локализации патологических изменений. Она производится одним, тремя, четырьмя пальцами с более или менее значительным давлением. Виды глубокой пальпации: методическая глубокая скользящая, бимануальная и толчкообразная.

С помощью методической глубокой скользящей пальпации удается прощупать отдельные органы брюшной полости. Методической она называется потому, что пальпацию органов брюшной полости проводят в определенной последовательности (см. Живот).

Глубокой и скользящей — потому, что при этом виде пальпации необходимо проникнуть глубоко в брюшную полость и пальпировать орган, придавленный пальцами к ее задней стенке, скользящими движениями руки, направленными перпендикулярно оси органа.

Бимануальная пальпация — особый способ прощупывания обеими руками, при котором левой рукой исследуемый орган удерживается в определенном положении или подается навстречу правой пальпирующей руке. Применяют при пальпации почек (см.).

Толчкообразную пальпацию применяют для прощупывания печени или селезенки при скоплении жидкости в брюшной полости.

Проводят ее следующим образом: три или четыре вытянутых и прижатых друг к другу пальца правой руки устанавливают перпендикулярно брюшной стенке определенного участка.

Далее, не отнимая пальцев от поверхности живота, производят ими ряд коротких и сильных толчков, в результате чего концы пальцев могут коснуться исследуемого органа.

Общие правила пальпации. Больному следует придать такое положение, чтобы достичь наибольшего расслабления его мускулатуры. Пальпируют, исходя из задач обследования, в различных положениях больного (стоя, сидя, лежа).

Следует отметить еще коленно-локтевое положение больного, наиболее удобное при ощупывании опухолей брюшной полости и пальпации в ванне для лучшего расслабления мышц брюшной стенки.

Пальпация органов брюшной полости должна производиться в положении стоя и лежа.

Положение исследующего (врача или фельдшера) должно быть удобным, не вызывающим напряжения и утомления. Движения его должны быть возможно более легкими, мягкими, не вызывающими болевых ощущений. Руки должны быть теплыми, ногти на них коротко острижены.

При пальпации органов брюшной полости следует использовать дыхательные движения больного и управлять ими. Для проникновения в глубину брюшной полости следует пользоваться фазой выдоха, когда мышцы брюшной стенки расслабляются.

Проникновение должно быть постепенное, медленное и осторожное. Людей с повышенной нервной возбудимостью следует отвлекать разговорами, чтобы уменьшилось наблюдаемое у них усиленное сокращение мышц живота.

Начинать пальпацию следует со здоровых участков, а также всегда сравнивать больную сторону со здоровой (сравнительная пальпация).

Перкуссия — метод исследования, заключающийся в постукивании по поверхности тела с оценкой возникающих при этом звуков.

Амплитуда, частота и время затухания звуковых волн зависят от физических свойств среды, в которой они возникают, прежде всего от плотности и массы перкутируемого тела.

Органы и ткани человеческого организма имеют различную плотность, поэтому при перкуссии они звучат по-разному. Органы, содержащие воздух (например, легкие), дают громкий ясный низкочастотный звук; безвоздушные органы (например, печень, селезенка, сердце) — тихий тупой звук. На этих свойствах основана топографическая перкуссия, т. е.

определение границ органа (например, сердце можно отграничить от легких). Зная, например, топографическое расположение легких, можно путем сравнительной перкуссии (т. е.

выстукивания на симметричных участках грудной клетки) обнаружить притупление перкуторного звука, связанное с уплотнением легочной ткани (пневмонический очаг, туберкулезный инфильтрат, инфаркт легкого и др.).

По способу перкуссии различают два ее вида: непосредственную и «посредственную». Непосредственная перкуссия — постукивание одним или несколькими пальцами по телу больного. При «посредственной» перкуссии постукивание производят либо пальцем или молоточком по плессиметру, либо по пальцу.

Пальце-пальцевая перкуссия

больной осмотр пальпация перкуссия

Распространена также пальце-пальцевая перкуссия (рис.). При постукивании пальцем по пальцу используют и осязательное ощущение пальца-плессиметра. Перкуссионный удар может быть различной силы.

При сравнительной перкуссии, когда вызываются колебания большой массы перкутируемого органа, удар должен быть сильным. При определении границ органа (топографическая перкуссия) удар должен быть средней силы.

Тишайшую, или пороговую, перкуссию применяют для определения границ абсолютной тупости сердца и верхних границ легких.

При перкуссии человеческого тела различают следующие виды перкуторного звука: 1) ясный — легочный (над поверхностью легких); 2) тупой — «бедренный» (над безвоздушными органами, мышцами) и 3) тимпанический — «барабанный» (над желудком и кишечником, содержащими воздух). Между первым и вторым видами звуков могут быть всевозможные переходы.

Физические основы перкуссии. Звук возникает вследствие колебания материи, выведенной из состояния покоя. Если нанести удар по телу, однородному по составу, то в единицу времени оно дает постоянное число колебаний правильной формы. Такие колебания называются периодическими, а звуки, возникающие при этом,– простыми, чистыми, или тонами.

Когда тело неоднородно по своему составу, оно отдельными своими частями в единицу времени совершает различное число колебаний, а ухо, помимо основного тона, улавливает дополнительные, неодинаковые по форме колебания — обертоны; от примеси их зависит характер, или тембр, звука. Эти колебания называют непериодическими (апериодическими), а звук, вызванный ими,– шумом.

Если обертоны очень высокие, они дают звук со своеобразным металлическим оттенком.

Звук характеризуется еще силой (громкостью), продолжительностью и высотой.

Величина амплитуды колебаний звучащего тела определяет силу, или громкость, звука и зависит как от силы перкуторного удара, так и от упругости тела, по которому наносится удар, то есть от его способности производить колебательные движения.

При перкуссии плотных тел амплитуда колебаний будет меньше, а звук тише. П. менее плотных тел, имеющих большую упругость, вызывает колебания более высокой амплитуды и значительно более громкий звук. Громкость звука определяет и масса тела: чем она больше, тем звук громче и наоборот.

Продолжительность звука (время от момента возникновения звука до его прекращения) зависит от величины начальной амплитуды колебаний. Плотные тела способны давать начальные колебания малой амплитуды; они быстрее гаснут, звук при этом будет короче. Упругие тела, то есть менее плотные, при П. дают колебания большей амплитуды и продолжительности. Частота колебаний определяет высоту тона, звука.

Чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше тон, или звук. Плотные тела, обладающие меньшей упругостью, в единицу времени совершают большее число колебаний и дают более высокий тон (звук), чем менее плотные и упругие тела. Таким образом, при П. плотных тел возникает тихий, короткий и высокий звук, а при перкуссии упругих, менее плотных,– громкий, продолжительный и низкий звук.

Человеческое тело неоднородно по своему составу, поэтому при П. различных областей тела человека можно получить звук различной силы, продолжительности и высоты. Так, при перкуссии грудной клетки над легкими возникает громкий, продолжительный и низкий звук, его называют легочным, ясным; П.

массивных органов — печени, селезенки, сердца, мышц — дает звук тихий, короткий и высокий, его называют тупым. При П. брюшной стенки над желудком и кишечником, заполненными воздухом, вследствие резонанса перкуторный звук усиливается и напоминает звук, возникающий при ударе по барабану.

Такой звук называется тимпаническим (от греч. tympanon — барабан).

5. Аускультация позволяет установить изменение физиологических звуков, возникающих в результате деятельности различных органов (сердце, легкие, кишечник).

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/medicine/00652378_0.html

3.Методы обследования пациента

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО. РАССПРОС БОЛЬНОГО.

Обследованиебольного— важный этап лечебно-диагностическогопроцесса, так как на основании данныхобследования устанавливается диагнози назначается лечение.. Обследованиескладывается из субъективных и объективныхданных.

Субъективноеобследование – это расспрос,который включает разделы:

  • Паспортные данные (ФИО, возраст, пол, семейное положение, профессия, должность, место работы, место жительства
  • Жалобы больного. Выясняются жалобы больного на момент обследования. Сначала расспрашивают о главных жалобах, послуживших поводом обращения за медицинской помощью, а затем о второстепенных. Наиболее частой жалобой является боль. О ней нужно расспросить подробнее: выясняют её локализацию, иррадиацию, характер, интенсивность, продолжительность и периодичность, время и причину возникновения боли, условия её исчезновения или уменьшения. Аналогично расспрашивают и о других жалобах.
  • История настоящего заболевания. Пациента расспрашивают о времени начала заболевания и его первых признаках, выясняют возможные причины развития заболевания (охлаждение, погрешности в еде, влияние условий труда). Затем подробно расспрашивают о дальнейшем течении процесса, времени обращения за медицинской помощью, о методах обследования и лечения, эффективности лечебных мероприятий. Если заболевание хроническое, выясняют частоту обострений и их причины, условия развития ремиссий. Отдельно расспрашивают о времени, причинах и проявлениях последнего ухудшения.
  • История жизни больного. Расспрашивают о росте и развитии в детском возрасте, времени поступления в школу, службе в армии, жилищно-бытовых и материальных условиях, характере питания, занятии физкультурой и спортом, физической активности. Выясняют условия труда, нет ли профессиональных вредностей. Если есть, то их характер, длительность работы на вредном производстве. Отдельно выясняют, имеет ли больной вредные привычки. Если имеет, спрашивают подробно о длительности курения (злоупотребления алкоголем), количестве выкуриваемых сигарет. Расспрашивают о перенесённых заболеваниях в хронологической последовательности. Собирают аллергологический анамнез (непереносимость лекарств, пищевых продуктов, сывороток, вакцин). Затем выясняют семейно-половой анамнез, у женщин расспрашивают о беременности, родах, количестве детей. Обязательно выясняют характер наследственности — состояние здоровья или причины смерти близких родственников больного. Особенное внимание обращают на перенесение пациентом или его родственниками сифилиса, туберкулеза, нервно-психических заболеваний, новообразований, атеросклероза, ИБС, болезней обмена веществ, заболеваний системы крови

Объективноеобследованиескладываетсяиз осмотра, пальпации, перкуссии иаускультации и проводится, как правило,по системам: настоящее состояниебольного, система органов дыхания,сердечно-сосудистая система, системаорганов пищеварения, мочеполоваясистема, нервная и эндокринная системы.

Осмотрделится на общий и локальны

Приобщем осмотре оцениваем общее состояние,сознание, положение больного в постели,тип телосложения, кожные покровы.

  • Общее состояние больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое.
  • Положение больного: активное, пассивное, вынужденное (какое).
  • Сознание:ясное, ступор, сопор, кома. Ясное сознание предусматривает полную ориентацию в месте, времени, адекватные ответы на вопросы. Ступор – состояние оглушения. Больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, на вопросы отвечает с запозданием. Сопор или спячка, из которой больной выходит на короткое время при громком оклике или тормошении. Рефлексы сохранены. Кома – бессознательное состояние, характеризующееся полным отсутствием реакции на внешние раздражители, отсутствием рефлексов, нарушением жизненно важных функций.
  • Конституционный тип телосложения: нормостенический, астенический, гиперстенический. Рост, масса тела, температура тел

Далеепроводится осмотр локальный. Формаголовы, характер дыхания (носом, ртом;свободное, затруднённое).

Глаза:форма глазных щелей, западения, пучеглазиеи другое.

Кожаи слизистые оболочки. Окраска:бледно-розовая, бледная, цианотичная,желтушная. Другие изменения: пигментации,сыпи, кровоизлияния, рубцы, расчёсы.

Волосыи ногти: ломкость, слоение, сечение,форма (часовых стёкол).

Костнаясистема. Исследование костей черепа,позвоночника, грудной клетки, таза,конечностей: искривления, утолщенияконцевых фаланг пальцев в виде «барабанныхпалочек», деформации, болезненность.Суставы: изменение конфигурации,состояние кожных покровов над суставами,объём активных и пассивных движений,боли.

Локальныйосмотр проводят по системам в зависимостиот конкретного заболевания. Осматриваютгрудную клетку, область сердца, живот.

.Пальпация.

Влажностькожи (нормальная, сухая, влажная).Потливость общая или местная. Эластичностькожи: нормальная, пониженная.

Подкожнаяклетчатка: степень развития (умеренная,слабая, чрезмерная), равномерностьраспределения.

Отёки:общие, местные, их распределение.

Лимфатическиеузлы: величина, консистенция, форма,болезненность, подвижность, спаянностьс окружающими тканями. В нормепериферические л/у не пальпируются.

Мышечнаясистема: общая степень развития, тонус(нормальный, повышенный, пониженный),атрофии, болезненность.

Принеобходимости проводят ощупываниекостей и суставов.

Перкуссия.

Бываетнепосредственной, которая осуществляетсяпостукиванием непосредственно по телупациента и посредственной, когда IIIпальцем (молоточком) правой руки наносятудар по IIIпальцу (плессиметру) левой руки, прижатомук телу пациента.

Общиеправила посредственной перкуссии вприложении.

Различаютследующие перкуторные звуки: ясныйлёгочный звук (над здоровыми лёгкими),тимпанический звук (над органами брюшнойполости), притупленный звук (при уплотнениилёгочной ткани), тупой звук (над бедром,при появлении жидкости в плевральнойполости), коробочный звук (при повышениивоздушности лёгких).

Припоколачивании костей определяют ихболезненность.

.Аускультация.

Внастоящее время принята посредственнаяаускультация, которая проводится спомощью фонендоскопа.

Общиеправила аускультации в приложении

.

Дополнительныеметоды исследования.

Ихподразделяют на лабораторные иинструментальные.

Клабораторнымметодамисследованияотносятся те, при которых исследуетсясостав или отдельные компоненты жидкостейи сред организма.

К ним относятся ужеизученные нами анализы мокроты (общий,на БК, на атипические клетки,бактериологическое исследование);анализы мочи (общий, по Нечипоренко, поАмбурже, по Каковскому-Аддису, поЗимницкому, суточная моча на сахар,бактериологическое исследование мочи,анализ мочи на амилазу); анализы кала(общий, на яйца гельминтов, на скрытуюкровь, бактериологическое исследование).Одним из ведущих лабораторных методовисследования является общий анализкрови, который назначается всем больными отражает патологические процессы,происходящие в организме, кровь дляэтого берут из пальца. Для биохимическогоисследования кровь берётся из вены; спомощью биохимических исследованийопределяют электролиты крови, количествобелка и его фракции, коагулограмму,ферменты крови и многие другие показатели.Исследование желудочного сока и желчитакже относятся к лабораторным методамисследования. Можно исследовать составликвора, плевральной жидкости, асцитическойжидкости и многое другое.

Инструментальныеметоды исследованияочень разнообразны, их можно подразделитьна группы.

Рентгенологическиеметоды исследования применяются оченьшироко: флюорография грудной клеткипроводится с целью массовогопрофилактического обследования населениядля выявления заболеваний лёгких. Спомощью рентгеновских лучей исследуюткости и суставы, желудок, кишечник,желчный пузырь и желчные протоки, почкии мочевыводящие пути.

Рентгенологическийметод исследования основан на свойстверентгеновских лучей проникать черезмягкие ткани организма и задерживатьсяплотными. В ряде случаев используютконтрастные вещества, которые задерживаютрентгеновские лучи и повышают качестворентгенограмм.

Если изображение получаютна экране – это рентгеноскопия, а наплёнке – рентгенография.

Эндоскопическиеметоды исследования позволяют осмотретьорган изнутри, поэтому используютсядля полых органов – бронхов, желудка,кишечника, мочевого пузыря. Кроме того,при эндоскопии можно взять частицуоргана для исследования (биопсия) ипровести лечебные процедуры.

Ультразвуковойметод исследования (УЗИ) основан насвойстве ультразвука отражаться награнице раздела органов или тканейразличной плотности, отражённые сигналыпринимаются аппаратом и, претерпевопределённые преобразования, формируютна экране прибора изображение.

Радиоизотопныеметоды исследования используются дляполучения изображения органа –сканирование или изучения функции. Вовтором случае получаем графическоеизображение накопления и выведенияизотопа.

Электрокардиография– метод исследования работы сердца –графическая запись биопотенциаловсердца. Спирография – это регистрациядыхательных движений при различномрежиме дыхания.

Источник: https://studfile.net/preview/4022054/page:2/

Общая методика обследования больного. расспрос больного

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО. РАССПРОС БОЛЬНОГО.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКУЮ ТЕРАПИЮ. ПОНЯТИЕ О ДЕОНТОЛОГИИ.

ЛЕКЦИЯ

Семиотика или семиология – это учение о признаках в медицине.

Она является разделом практической медицины, изучающим при помощи ме-

тодов врачебного исследования симптомы заболеваний, их диагностическое

значение, механизм возникновения, а также определённые их сочетания –

синдромы. Таким образом, симптом – это признак болезни, выявляемый

врачом при обследовании больного и используемый для постановки диагно-

за и опрределения прогноза заболеваний. По способу их выявления симп-

томы разделяются на субъективные, о которых врач узнаёт со слов боль-

ного при расспросе, и объективные, которые врач выявляет при помощи

как основных методов обследования, так и дополнительных – лабораторных

и инструментальных.

Синдром ( syndromum – бег вместе ) – совокупность симптомов, объ-

единённых общим патогенезом и характеризующих определённое патологи-

ческое состояние организма. Например, синдром портальной гипертензии

проявляется асцитом, кровотечениями, расширением вен на передней брюш-

ной стенке.

Кафедра называется пропедевтической терапией. Пропедевтика – pro-

paedeutica – вступительный курс, введение в науку ( от греч. предвари-

тельно обучать ). Пропедевтика занимается освоением методов, применяе-

мых для обследования здоровых и больных людей.

Все общие методы можно разделить на основные и дополнительные. К

основным методам относятся : метод расспроса ( Interrogatio ), то-есть

собирание анамнеза путём опроса больного, а при необходимости – и ок-

ружающих его лиц. Осмотр больного ( Inspectio ) – метод, при помощи

которого определяются физические особенности строения тела больного и

отдельных его частей. Пальпация ( Palpatio ) – ощупывание, перкуссия (

Percussio ) – выстукивание отдельных частей тела, аускультация ( Aus-

cultatio ) – выслушивание звуков, возникающих в организме в результате

деятельности некоторых органов. Эти основные методы исторически сложи-

лись раньше всех других методов исследования больного, их применение

основано на непосредственном исследовании больного и не требует слож-

ной аппаратуры. Выполнение этих методов не сопряжено с какими-либо

неприятными ощущениями для больного.

Дополнительные методы предполагают использование инструментов и

приборов различной степени сложности, начиная от сантиметровой ленты

до современных аппаратов : рентгеновской установки, электрокардиогра-

фа, эхокардиографа, производятся различные лабораторные и биохимичес-

кие анализы, бактериологическое и гистологическое исследование.

Следует отметить, что при изучении клинической медицины как науки

теория ярко сочетается с практикой. Уже более 100 лет на фронтоне ме-

дицинской школы в Париже красуется барельеф, изображающий двух антич-

ных женщин, подающих друг другу руки. Это теория идёт рука об руку с

практикой.

В течение многих столетий медицина стала чисто эмпирическим зна-

нием, которое основывалось только на опыте. Первый период медицины был

эмпирическим, когда ещё не существовало объективных методов исследова-

ния больного, и диагноз ставился лишь на основании опыта врача. В

дальнейшем стали ставить диагноз по виду кожи, по выражению лица, по

состоянию языка, по особенностям пульса. Но всё-таки диагноз ставился

главным образом на расстоянии. Затем при изучении больного человека

стали применять те методы исследования, которые свойственны естествен-

ным наукам.

Поворотным пунктом явилось открытие Гарвеем закона кровообращения

в 1628 году. Только после великой французской революции, когда прои-

зошла переоценка всех ценностей, медицина входит в группу наук, изуча-

ющих природу, то-есть становится частью естествознания.

Для изучения и преподавания клинической медицины стали использо-

вать больницы. Первая клиника ( от греч. Kline – постель ) на 7 крова-

тей была основана в 1640 году в Голландии в городе Лейдене. Основате-

лем первой московской клиники следует считать профессора М.Я.Мудрова.

Клиническое знание складывается из понятия этиологии причины бо-

лезни, семиотики – симптоматологии и диагноза. Отсюда и знаменитая

формула голландского врача ван Свитена ( 1700-1772 ) : ” Тот врач, ко-

торый хорошо ставит диагноз болезни, тот хорошо и лечит её ” ( Qui be-

ne diagnoscit – bene curat “.

Прежде чем перейти к изложению методов обследования следует оста-

новиться на вопросах взаимоотношений врача и больного. Наука о взаимо-

отношениях врача и больного, о долге и обязанностях врача насит назва-

ние деонтология ( от греч. deon – должное и logos – учение, то-есть

“наука о должном”).

Профессор Т.Келановски в своей книге ” Пропедевтика медицины “

пищет : ” Всякое заболевание является тяжёлым переживанием. Больной

человек, независимо от его образования и культуры, становится беспо-

мощным и в своих страданиях ищет помощи окружающих, прежде всего у

ближайших родственников и друзей. Если больной быстро не выздоравлива-

ет, то тогда у него появляется чувство страха, и он ждёт помощи от че-

ловека, о котором он знает, что тот овладел наукой лечения больных.

Таким человеком является врач. Больной всецело доверяет врачу, верит в

его знания, в его неограниченные возможности. Больной беспрекословно

исполняет все советы врача. Мнение о враче создаётся в такие тяжёлые

минуты, когда нам кажется, что вся наша жизнь целиком и полностью за-

висит от знаний и матсрества лечащего нас человека. Поэтому столь раз-

норечивы мнения об одном и том же враче. Хрошим врачом может быть

только хороший человек”.

Известность получили слова древнегреческого врача Гиппократа, ко-

торого называют “отцом медицины”, жившего 2000 лет до нашей эры. Его

заповеди сформулированы в “Клятве Гиппократа”.

Авиценна утверждал, что врач должен обладать “глазами сокола, ру-

ками девушки, мудростью змеи и сердцем льва”.

Профессия врача не является лёгкой, спокой ной и приятной в обыч-

ном значении этих слов. Эта профессия связана с несчастьем, страдани-

ем, грязью, кровью, гноем, смертью. В этой связи важное значение при-

обретают этические проблемы медицины. Наука о взаимоотношении врача и

больного называется деонтологией. Она изучает врачебную этику, лечеб-

ную тактику, воздействие личности врача на больного и поведение боль-

ного по отношению к врачу. Ещё В.М.Бехтерев говорил, что если после

разговора с врачом больному не становится легче, то это не врач. Быть

врачом – значит всегда из двух быть сильнее. Следует учиться культуре

общения с больным.

Неписанный закон врачебной тайны должен соблюдаться каждым вра-

чом. Существует целая группа так называемых ятрогенных заболеваний,

когда врач становится источником тяжёлых переживаний своего больного.

Такие выражения , что у больного ” лежачее сердце” или ” луковица две-

надцатипёрстной кишки не отшнуровывается”, ” не пальпируется селезён-

ка” приводят больного в состояние тяжёлого невроза. Всегда надо чётко

помнить правило Гиппократа : ” Первое – не навреди больному “.

Наша медицина придерживается правила М.Я.Мудрова, что “врач лечит

не болезнь, а больного ” ( М.Я.Мудров ).

Следует отметить, что медицина, в силу её особого положения, от-

личается от других наук. Она, как пишет И.А.Кассирский в своей книге “

О врачевании ” – ” наука – страдалица”. Никто не берётся рассуждать о

сопротивлении материалов, о проектировании самолёта, а на медицинские

темы – практически все.

Серьёзная и всегда актуальная проблема врачевания – это врачебные

ошибки. В основе большей части врачебных ошибок лежит добросовестное

заблуждение, однако, есть и профессиональные и профессионально-долж-

ностные нарушения. В этом плане очень важны патологоанатомические

вскрытия. На фронтонах некоторых патологоанатомических институтов вы-

сечены мудрые слова : ” Это есть место, где смерть готова помогать

жизни “. В Своё время С.П.Боткин писал, что он был бы рад, если бы ему

удалось добиться в 30% полного совпадения клинического и патологоана-

томического диагноза. Сейчас процент расхождения диагнозов достиг

очень малых цифр – 3,5-5%.

Роберт Хэгглин в своей книге ” Дифференциальная диагностика внут-

ренних болезней ” анализирует факторы, которые могут вести к непра-

вильным диагнозам : незнание, недостаточное обследованние вследствие

плохих привычек, плохой техники, недостатка времени, ошибок в сужде-

нии. Есть врачи-путаники, которые даже в ясных случаях не в состоянии

ставить простых диагнозов. Характер врача играет важную роль в поста-

новке диагноза. Имеются врачи, которые постоянно ставят только инте-

ресные и редкие диагнозы и никогда не довольствуются единственным

предположением, а всегда вносят в истории болезни целый ряд диагнозов.

Противоположность им составляют те врачи, которые редко выходят за

пределы избитых диагнозов и для которых всегда все случаи ясны. Для

больных одинаково опасны оба типа врачей.

Если поинтересоваться, какой метод исследования наиболее труден,

то вряд ли кто назовёт метод расспроса. Интересные данные приводит

И.А.Кассирский. Он пищет, что за свой 30-летний опыт он сделал вывод,

что в 30% диагностические ошибки в наш век торжества техники в медици-

не связаны с плохо собранным анамнезом. Интересно в этом плане выска-

зывание известного французского лётчика Антуана де Сент-Экзюпери : ” Я

верю, настанет день, когда больной неизвестно чем человек отдастся в

руки физиков. Не спрашивая его ни о чём, эти физики возьмут у него

кровь, выведут какие-то постоянные, перемножат их одна на другую. За-

тем, сверившись с таблице логарифмов, они вылечат его одной единствен-

ной пилюлей. И всё же, если я заболею, то обращусь к какому-нибудь

сельскому врачу. Он взглянет на меня уголком глаза, пощупает пульс и

живот, послушает. Затем кашлянет, раскурив трубку, потрёт подбородок и

улыбнётся мне, чтобы лучше утолить боль. Разумеется, я восхищаюсь нау-

кой, но я восхищаюсь и мудростью”. Не секрет, что врачи стали меньше,

чем раньше придавать значение анамнезу, стали хуже выстукивать и выс-

лушивать больных. Нельзя ставить диагноз от плёнки к больному. Всякий

специалист – медик может иметь учёные и технические познания и отлич-

ную техническую сноровку, но не каждый может быть врачом-клиницистом.

Подготовка врача, владеющего той или иной аппаратной техникой в

совершенстве, требует 2-3 года, для врача-клинициста значительно боль-

ше. Нельзя думать, что весь медицинский багаж можно получить в вузе.

Медицина не исчерпывается высшей школой, по сути дела накопление зна-

ний и опыта начинается только после окончания её.

Можно сказать, что “медицина – это, во-первых, знание, во-вторых,

искусство и в-третьих – суждение “.

Каноны Авиценны : В руках врача слово, растение и нож.

Известный голландский медик Ван Тюльп предложил сделать девизом

врачей слова : “Светя другим, сгораю “, а горящую свечу – гербом, сим-

волом медицины.

Хорошие слова есть в вашей студенческой песне : ” Пусть порой

очень трудно бывает, но одно лишь старайся понять : для того врач здо-

ровье теряет, чтоб больных никогда не терять”.

Р а с с п р о с. Этот метод является нераздельной частью врачеб-

ного искусства. Как считает Хэгглин, в кабинете врача диагноз устанав-

ливается по данным анамнеза приблизительно более, чем в 50% случаев,

на основании клинического исследования – приблизительно в 30%, по ла-

бораторным данным – приблизительно в 20%. Так, диагноз стенокардии

можно поставить по данным расспроса в 71% случаев, что превышает ин-

формативность ЭКГ.

Сначала подробно собирают жалобы больного с детальной характерис-

тикой каждого симптома ( признака ) болезни. Вначале указывают главные

( ведущие ), а затем общие жалобы. Так, при заболевании сердечно-сосу-

дистой системы больной жалуется на одышку, боли в области сердца,

сердцебиение, ощущение перебоев, отёки. Отмечаются также жалобы общего

характера : головная боль, слабость, плохой аппетит, головокружения.

Затем приступают к сбору анамнеза Анамнез ( от греч. anamnesis –

воспоминание ) – совокупность сведений о больном и развитии заболева-

ния, получаемых при опросе самого больного и знающих его лиц. Анамнез

используется для установления диагноза и прогноза болезни, а также вы-

бора оптимальных методов её лечения и профилактики.

Корифеи отечественной медицины : М.Я.Мудров, С.П.Боткин, Г.А.За-

харьин, А.А.Остроумов придавали анамнезу большое значение. Матвей

Яковлевич Мудров ввёл в клинику метод расспроса больного, заложив ос-

нову анамнестического метода. Он впервые в России предложил систему

ведения истории болезни, разработал схему клинического обследования.

Матвей Яковлевич Мудров ( 1776-1831 ) родился в Вологде, пешком с

котомкой за плечами отправился в Москву, окончил университет, затем

учился за границей. В 1809 году он занял кафедру патологии и терапии в

Московском университете. Его считают основоположником клинической ме-

дицины в России и создал серьёзную клиническую базу. Он разработал

проект плана строительства Клинического и Медицинского институтов. При

открытии Клинического института М.Я.Мудров в актовой речи изложил об-

щеклинические принципы и обязанности врача-клинициста. ” Во врачебном

искусстве нет врачей, окончивших свою науку. В истинном врачевании це-

нятся наблюдения и опыт. Готовность к помощи во всякое время и днём и

ночью. Разговор врача-клинициста только о нужном и полезном. Лицо его

должно изображать вид благоразумия без жестокости. Врач обязан быть

скромным, молчаливым, уметь хранить тайну. Подводя итог своего учения

о врачебном искусстве, М.Я.Мудров сообщил, как он выразился, новую ис-

тину : ” Поверьте же, что врачевание не состоит ни в лечении болезни,

ни в лечении причин. Так в чём же оно состоит ? Я скажу Вам кратко и

ясно : врачевание состоит в лечении самого больного. Вот вам вся тайна

моего врачебного искусства. Он впервые предложил новые методы врачеб-

ного исследования. Один из них – метод сбора анамнеза путём расспроса,

он также разработал план-схему написания истории болезни.

М.Я.Мудров так учил обследовать больного : ” Должно исследовать

настоящее положение болезни, нужно врачу пробежать все части тела

больного, начиная с головы до ног, а именно первее всего надобно уло-

вить наружный вид больного и положение его тела, а потом исследовать

душевное, зависящее от мозга, состояние ума, тоску, сон, вглядеться в

лицо его, глаза, лоб, щёки, рот и нос, на коих часто, как на картине,

многое печатлеется. Осмотреть язык, как вывеску желудка, спросить о

позыве к пище и питью и каким именно, внимать звуку голоса и силе от-

ветов, видеть и слышать дыхание груди его и вычислить соразмерность

биения сердца. Основа врачебного искусства – опыт и наблюдение. Приме-

няться к разному звуку кашля грудного, желудочного, простудного, вос-

палительного. Уметь осязать живот, все его внутренности и сопредельные

ему части, исследовать состояние рук и ног, их силу и крепость, обра-

тить внимание на кожу, сухость её и влажность, теплоту и холод, цвет и

сыпи, видеть и исследовать все извержения, кровь, мокроту, желчь. По

теории и книгам почти все болезни исцеляются, а на практике и в боль-

ницах много больных умирает. Книжное лечение больных легко, одно –

знать, другое – уметь. М.Я.Мудров развил учение Гиппократа об этике

врача. Говоря о внешнем облике врача, он подчеркнул, что нужно “иметь

свежий цвет лица и здоровое крепкое тело, ибо о худощавом и вялом ду-

мают6 что он ни себе, ни другим помочь не в силах. Лицо должно изобра-

жать вид благоразумия без жестокости. Кто склонен к смеху и слишком

весел, тот в тягость больным. Далее он прелагает врачу при входе в дом

к больному “поступать скромно, одеваться пристойно, соблюдать важ-

ность, говорить коротко, отвечать благоразумно”.

М.Я.Мудров выступал за тщательное ведение истории болезни –

скорбных листов у постели больного. Лично сам он за 20 лет работы соб-

рал и хранил 40 томов историй болезни всех своих больных. ” Я имею ис-

тории болезни всех моих больных, Все написаны моею рукой, написаны не

дома, но при самых постелях больных. Число одних фамилий простирается

за тысячу. Сие сокровище для меня дороже библиотеки. Печатные книги

везде можно найти, а истории болезни нигде. В 1812 году все книги,

составлявшие моё богатство и учёную роскошь, оставались здесь на рас-

хищение неприятелю, но сей архив был везде со мной. Врач без книги,

всё равно, что рабочий без рук”,- говорил М.Я.Мудров.

В 1830 году М.Я.Мудров находился в очаге эпидемии холеры – в По-

волжье, а на следующий год – в Петербурге, где он и умер, заразившись

холерой. Похоронили его на холерном кладбище. На простой гранитной

плите значится, что он окончил земное существование ” … подвигом по-

давания помощи заражённым холерою в Петербурге и пал жертвою своего

своего усердия “.

Григорий Антонович Захарьин ( 1829-1897 ) закончил медицинский

факультет Московского университета. Он явился основоположником метода

обследования больного. Он предложил не только расспрос, но и целенап-

равленное выяснение анамнеза, ощущений и жалоб больного. Интересны его

труды по туберкулёзу, им были описаны зоны гиперестезии кожи при забо-

леваниях внутренних органов ( зоны Захарьина-Геда ). Г.А.Захарьин спо-

собствовал выделению из общей терапии гинекологии, педиатрии, пропе-

девтики внутренних болезней, а также невропатологии и бактериологии.

Максим петрович Кончаловский ( 1875-1924 ) изучал заболевания же-

лудочно-кишечного тракта, был первым председателем антиревматического

комитета. Его клинические лекции и учебник внутренних болезней спо-

собствовали формированию клинического мышления. Он говорил : ” Человек

имеет право быть плохим художником или плохим писателем, но он не име-

ет права быть плохим врачом, ибо врачу доверяют жизнь и здоровье боль-

ного, а вредить этим благам недопустимо”. Вот пример клинического мыш-

ления М.П.Кончаловского : ” 3-4 года назад меня вызвал врач. Он думал,

что у него рак желудка. Он был очень худ, побледнел, чувствовал сла-

бость, страдал ахилией, чувством тяжести под ложечкой и потерей аппе-

тита. И только одно замечание выяснило диагноз. Я спросил : ” Язык бо-

лит ? – Да. Значит, у вас нет рака. Больной лёг в клинику, и у него

при исследовании оказалось бирмеровское малокровие”.

История медицины полна примеров героизма и мужества врачей. Опыты

с эмбрионами холеры поставили на себе Петтенкофер, затем И.И.Мечников,

, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.Г.Савченко, Минх, А позднее И.И.Меч-

ников ввёл себе кровь больного возвратным тифом.

Сначала собирают анамнез болезни ( Anamnesis morbi ), затем анам-

нез жизни ( Anamnesis vitae ). Уточняют жалобы больного, анализируют

последовательность возникновения и взаимосвязь отдельных признаков бо-

лезни и динамику заболевания в целом. Выясняются причины и способству-

ющие факторы. Подробно выявляют возникновение и развитие настоящего

заболевания, рецидивы и периоды ремиссии и их продолжительность, про-

водимые методы обследования и лечения, мотивы госпитализации в клини-

ку.

Анамнез жизни собирают по следующей схеме : год и место рождения,

в какой семье родился, трудовой анамнез, бытовые условия, режим пита-

ния, привычные интоксикации, перенесённые заболевания, семейно-половой

анамнез, военная служба, болезни ближайших родственников, переноси-

мость лечебных препаратов, аллергические заболевания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_83822_obshchaya-metodika-obsledovaniya-bolnogo-rasspros-bolnogo.html

Общая схема обследования больного. Методика расспроса, методы физикального обследования

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО. РАССПРОС БОЛЬНОГО.

Схема исследования больного:

СХЕМА РАССПРОСА :

Паспортная часть

  1. Ф.И.О.
  2. Возраст.
  3. Пол.
  4. Семейное положение.
  5. Профессия.
  6. Место работы.
  7. Адрес места жительства.
  8. Время поступления в клинику.

I АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Субъективные данные (субъективное состояние больного).

ЖАЛОБЫ. При описании боли указать на локализацию и характер: сжимающие, колющие, ноющие, режущие и т.д., иррадиацию.

Обратить внимание на связь болей с функцией больного органа (физической нагрузкой, психическим состоянием, фазой пищеварения).

Определяется продолжительность боли, периодичность (ночные, дневные, сезонные), что успокаивает боль. Выяснить явления, сопутствующие болевому синдрому.

Расспросить о кашле, характере мокроты, одышке, сердцебиении, головных болях, диспептических расстройствах: изменении аппетита, отрыжке съеденной пищи, тухлым воздухом, кислым, горьким и её связи с фазой пищеварения и т.д.

Расстройство стула (частота его, примесь слизи и крови).

Дизурические расстройства. Наличие повышения температуры, слабости, потливости, нарушения сна.

II ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

(Anamnesis morbi)

Указать:

  1. Когда началось заболевание.
  2. Как началось заболевание (остро, постепенно, с появлением каких симптомов: боли, повышение температуры, кашля, одышки, рвоты и т.д.).
  3. Проследить развитие и дальнейшее течение заболевания: присоединение новых симптомов, исчезновение старых.
  4. Как, когда и чем лечился больной по поводу настоящего заболевания, каковы результаты лечения.
  5. Что заставило больного прибегнуть к стационарному лечению.

III ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

(Anamnesis vitae)

Где, в какой семье, и каким по счёту родился больной. Как развивался в детстве, какое имеет образование, вид трудовой деятельности. Имеет ли инвалидность, если да, то, по какому заболеванию. Когда и по какой причине получил её. Выяснить условия труда и быта. Питание: характер пищи, качество, разнообразие, режим питания. Материальная обеспеченность.

Начало менструаций, характер их. Число беременностей, исход их и течение. Судьба родившихся детей. Климактерический период. Состав семьи.

Перенесённые заболевания в хронологической последовательности – детские инфекции: корь, коклюш, скарлатина и др., а так же перенесённые: инфекционный гепатит, дизентерия, грипп. Расспросить о простудных заболеваниях: ангине, пневмонии; выяснить о венерических, нервных и эндокринных заболеваниях, туберкулёзе и ревматизме. Ранения, контузии, операции – указать дату заболевания или операции.

Наследственность. Уточняется наличие у родственников: психических заболеваний, туберкулёза, сифилиса, злокачественных новообразований, болезней крови, гипертонической болезни, заболевания обмена веществ (ожирение, атеросклероз, сахарный диабет, почечно- и желчнокаменная болезнь) и др.

Аллергологический анамнез. Выясняется переносимость лекарственных препаратов, пищевых продуктов, профессиональных и бытовых факторов (дерматит, крапивница, отёк Квинке и др.).

Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания.

IV ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

НАСТОЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

(Status praesens)

Общее состояние пациента: удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое.

Положение пациента: активное, пассивное, вынужденное.

Психика и нервная система:

– сознание: ясное, ступор, сопор, кома.

– настроение: бодрое, подавленное, эйфория.

Телосложение: гиперстеническое, астеническое, нормостеническое.

Температура тела.

Кожа: окраска (желтушная, бледная, цвета загара, синюшная, бронзовая); чистота кожи (наличие сыпи, язв, рубцов); влажность и сухость кожи, шелушение, эластичность, тургор. Придатки кожи: волосистый покров, ногти.

Подкожно-жировая клетчатка: степень развития, отёки, локализация, степень выраженности.

Лимфатические узлы: величина, форма, консистенция, отношение к окружающим тканям, подвижность их.

Мышечная система: степень развития мускулатуры, силы мышц, тонус (атония, гипертония, гипотония).

Костно-суставная система: развитие костного скелета – правильное, деформация, искривление костей и позвоночника. Пальцы в виде «барабанных палочек». Суставы: конфигурация и их подвижность.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Осмотр: форма грудной клетки, симметричность участия обеих половин грудной клетки в акте дыхания, характеристика дыхания – число дыханий в одну минуту, характер (поверхностное, глубокое, стридорозное), тип – брюшной, грудной, смешанный. Дыхание Чейн – Стокса, Биота, Куссмауля.

Пальпация: болевые точки, ое дрожание, резистентность.

Топографическая перкуссия: высота стояния верхушек (спереди и сзади), поля Кренига, нижние границы лёгких, подвижность легочного края.

Сравнительная перкуссия: характер перкуторного звука (ясный, укороченный, тупой, коробочный, тимпанит). Локализация изменённого звука.

Аускультация лёгких:

  1. Характер дыхания (везикулярное, ослабленное, жёсткое, бронхиальное, амфорическое).
  2. Характер и локализация хрипов (сухие – свистящие, жужжащие; влажные – мелко-, средне-, крупнопузырчатые звучные и незвучные хрипы, крепитация, шум трения плевры).
  3. Бронхофония.

ОРГАНЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Осмотр сердечной области и периферических сосудов:

а) характер верхушечного толчка – разлитой, концентрированный и его положение, наличие сердечного толчка;

б) сердечный горб;

в) пульсация периферических сосудов – шейных, сосудов конечности, симптом «червячка», набухание и пульсация шейных вен.

Пальпация.

а) сердечная область – верхушечный толчок, кошачье «мурлыканье»;

б) пульс – ритмичность, частота его в минуту, наполнение, напряжение, синхронность;

в) состояние стенок периферических сосудов – плечевая артерия, лучевая, височная, пульс Квинке.

Перкуссия.

а) определение границ относительной и абсолютной сердечной тупости;

б) ширина сосудистого пучка.

Аускультация.

а) ритм сердца – правильный или неправильный, брадикардия, тахикардия, экстрасистолия, мерцательная аритмия;

б) характер тонов – громкие, глухие, ясные, акцентуация их и раздвоение;

в) характер шумов с определением места их происхождения (систолический, диастолический, пресистолический; на верхушке, на аорте, на легочной артерии, в точке Боткина и т.п.), шум трения перикарда;

г) сосудистые шумы: шум волчка, двойной шум Дюрозье и т.п.;

д) артериальное давление по Короткову.

ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

1. Обследование полости рта: состояние зубов, дефицит их, наличие кариозных зубов, протезов;

2. Осмотр живота: величина, форма – овальная, шаровидная, отвислый живот, втянутый вздутый.

3. Выраженность венозной сети на передней брюшной стенке.

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/16785.html

Общие методы обследования больного

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО. РАССПРОС БОЛЬНОГО.

Основными клиническими методами исследования являются: расспрос, осмотр, ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация).

Эти методы должны применяться для обследования каждого больного.

Основными эти методы являются потому, что только после их применения врач может решить, какой ещё из многих дополнительных методов (лабораторных, инструментальных и др.) нужно применить для распознания болезни.

РАССПРОС

Расспрос – важнейший метод исследования в медицине: он использует речь для обследования пациентов, обмена мыслей и взаимного понимания врача и больного. Исследование больного методом расспроса основываются на воспоминаниях больного, поэтому носит название анамнеза (анамнез- воспоминание).

Расспрос, с которого начинается исследование больного имеет большое значение для диагностикизаболевания. Элементы расспроса присутствовали в медицине древнего Египта, Индии, Греции и имели большое значение для становления диагностики. Диагностическое исследование Гиппократа основывалось на наблюдении у постели больного.

Значительный вклад в развитие диагностики внесли отечественные клиницисты: М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А Захарьин, В.II. Образцов, Н.Д. Стражеско и др. Расспрос как метод исследования вошел в клинику благодаря трудам создателей русской терапевтической школы М.Я.Мудрова и Г.А.Захарьина. М.Я. Мудров (1746-1831гг.

) впервые ввел в клинику опрос больного, основал анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни. Г.А.Захарьин (1829-1897 гг.) детально разработал анамнестический метод в диагностике заболеваний.

Этот метод в сочетании с физическими исследованиями и лабораторными данными дает возможность проводить индивидуальную диагностику изменений в различных органах.

Анамнез – сведения, которые получит врач об ощущениях больного, являются исходным для дальнейшего объективного исследования. Анамнез необходимо собирать по определенному плану. Схематический план собирания анамнеза заболевания:

1) выяснение жалоб больного

2) детализация полученных жалоб

3) дальнейший опрос по заболеванию

4) дальнейший опрос по остальным системам организма

5) выяснение динамики заболевания

Жалобы больного подразделяют на:

а) главные, ведущие жалобы

б) общие, второстепенные

Вначале выясняют ведущие жалобы, детально устанавливают их характер. Изучение главных жалоб, свойственных основному заболеванию необходимо для заключения о характере заболевания.

Расспрос больного не ограничивается этими основными жалобами.

Для того чтобы не пропустить каких-либо симптомов, выясняют изменения общего состояния, состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта.

● Анамнез болезни: при расспросе о развитии самой болезни выясняют следующие вопросы

а) когда началось заболевание

б) как оно началось

в) как протекало заболевание

г) какие проводились исследования, их результаты

д) проводимое лечение его эффективность

История настоящего заболевания должна отражать развитие болезни от начала до настоящего момента.

Анамнез жизни: расспрос о жизни больного дает возможность выяснить наследственные и внешние факторы, которые предшествовали настоящему заболеванию. Сведения об истории жизни больного собирают по определенному плану:

а) общебиографические сведения

б) жилищно-бытовые условия

в) условия труда и производственные вредности

г) перенесенные болезни до последнего заболевания

д) семейный анамнез: выяснение состояния здоровья родственников

е) наследственные заболевания и наследственное предрасположение к заболеваниям, патологическая наследственность

ж) привычные интоксикации: курение, употребление алкоголя и наркотиков

з) эпидемический анамнез: выяснение эпидемической обстановки окружающей среды.

Полученные на каждый вопрос ответы – это данные, используемые для постановки диагноза.

ОСМОТР

Осмотр больного невооруженным глазом – самый простой и наиболее естественный метод исследования для врача любой специальности.

Особенностью осмотра является то, что он дает возможность получить неизолированные данные, относящиеся к ограниченному участку организма, а комплексные данные об организме в целом.

Осмотр позволяет сделать общее заключение о характере больного, его настроении, общем развитии, о форме и величине тела и его отдельных частей, о цвете кожи и видимых слизистых оболочек, о характере поверхностей отдельных участков тела.

Патологические признаки, отмеченные врачом при первом осмотре, оказывают большую помощь при постановке правильного диагноза. Этому методу исследования придавалось большое значение в древние времена, когда врач не располагал другими методами исследования и ставил диагноз, используя данные одного осмотра.

Осмотр делят на:

1) общий, который касается всего больного в целом и производится в начале исследования

2) местный, специальный, который относится к отдельным частям, органам или системам.

Общий осмотр – это осмотр больного с головы до ног, независимо от предположительной локализации болезненного процесса. Полученные данные могут подтвердиться или нет при дальнейшем детальном исследовании больного.

Местный осмотр – осмотр той области, которая соответствует локализации болезненного процесса: грудной клетки – при заболеваниях легких, живота – при заболеваниях органов брюшной полости и т.д.

Для того, чтобы полностью использовать все возможности осмотра необходимо соблюдать определенные правила.

Правила осмотра:

1) освещение, при котором проводится осмотр: осмотр лучше проводить при рассеянном дневном свете, или при достаточно сильном рассеянном искусственном свете.

2) техника осмотра: больной целиком или частично обнаженный осматривается врачом в прямом и боковом освещении

3) план осмотра.

Освещение: осмотр лучше проводить при рассеянном дневном свете, или при достаточно сильном рассеянном искусственном свете.

Техника осмотра: больной целиком или частично обнаженный осматривается врачом в прямом и боковом освещении.

Осмотр туловища и грудной клетки проводится в вертикальном положении больного. Осмотр живота проводится в вертикальном и горизонтальном положении больного.

Осмотр должен быть систематичным. При объективном исследовании больного необходимо выявить:

а) общее состояние больного

б) состояние сознания

в) положение больного

г) телосложение, рост, вес больного

д) провести осмотр лица и шеи

е) провести исследование кожи, видимых слизистых, подкожного жирового слоя лимфоузлов, мышечной системы, костей, суставов, конечностей.

Общее состояние может быть:

– удовлетворительным

– средней тяжести

– тяжелым.

Сознание может быть: ясным или в различной степени нарушенным. Степени нарушения сознания:

а) сопор

б) ступор

в) кома

г) возбуждение, бред, галлюцинация

Положение может быть активное, пассивное, вынужденное. Телосложение больного разделяют на три конституционных типа:

а) нормостенический

б) астенический

в) гиперстенический.

Для определения типа телосложения необходимо учитывать рост, степень развития подкожной жировой клетчатки, развитие мышц, форму грудной клетки, длину шеи, длину конечностей.

При осмотре лица необходимо выявить:

а) лицо Гиппократа

б) лицо нефритика

в) лицо митрального больного

г) лицо при базедовой болезни

д) лихорадочное лицо

е) лицо Корвизара

ж) львиное лицо

При осмотре шеи выявляют размер щитовидной железы, отечность шеи. При обследовании кожи и видимых слизистых необходимо определить их цвет (нормальный, бледный, багрово-вишневый цвет, синюшная, желтушная, бронзовая окраска, пигментация), затем определяют эластичность, влажность, тургор кожи, различные высыпания на коже.

При исследования подкожного жирового слоя определяют степень его развития, равномерность распределения.

При осмотре и надавливании пальцев на кожу в области внутренней поверхности голени, лодыжки поясниц, грудины можно определить отеки.

При исследовании мышц определяют степень развития мышц, болезненность, наличие атрофии или гипертрофии мышц.

При исследовании костей и суставов определяют их болезненность при движениях, припухлость, деформацию.

При исследовании конечностей выявляют варикозное расширение вен, язвы, рубцы, отечность.

ПАЛЬПАЦИЯ

Пальпация – клинический метод исследования при помощи осязания для изучения физических свойств тканей и органов, топографических соотношений между ними, их чувствительности, для обнаружения функциональных явлений в организме. Этим методом пользуются при исследовании лимтических узлов, щитовидной железы, грудной клетки, сердечно-сосудистой системы, при обследовании органов брюшной полости.

Физической основой пальпации является осязание – ощущение, возникающее при давлении и движении ощупывающих пальцев, а также температурное чувство. При ощупывании органа или образования через промежуточную среду осязательное ощущение получается только в том случае, если плотность пальпируемого тела больше плотности среды.

Пальпация проводится по определенной системе и правилам:

а) кожу и мышцы прощупывают взяв их в складку для определения толщины, упругости, эластичности,

б) для определения температуры частей тела кладут руки плашмя на туловище, конечности, на симметричные суставы,

в) пульс исследуют, прикоснувшись пальцами к коже над местом прохождения артерии,

г) для диагностики заболевания легких пальпацией пользуются для обнаружения «ого дрожания»,

д) для диагностики заболевания брюшной полости пальпация является основным методом исследования.

По способу пальпации различают следующие ее виды (разновидности):

1. поверхностная пальпация

2. глубокая пальпация

3. пальпация обеими руками – бимануальная пальпация

4. толчкообразная пальпация – для определения баллотирования плотных тел (печень, селезенка, опухоли) в брюшной полости при скоплении в ней жидкости.

В основе метода пальпации лежит наличие определенного тактильного ощущения у исследующего. Пальпация была известна в древности. Она упоминается в сочинениях Гиппократа. Этот метод врачи применяли для изучения физических свойств поверхностно расположенных органов (кожи, суставов, костей, опухолей) и свойств пульса.

Для обнаружения физиологических явлений во внутренних органах пальпацией стали пользоваться недавно: изучение ого дрожания и верхушечного толчка вошло в клинику в половине ХIХ века со времени Лаэннека, Пиори и Шкоды, систематическая пальпация брюшной полости – с конца XIX века после работ С.П. Боткина, Ф. Гленара, В.П. Образцова, Н.Д. Стражеско, В. Х. Василенко.

ПЕРКУССИЯ

Перкуссия – физический метод исследования, заключающийся в постукивании по поверхности тела над органом с тем, чтобы по характеру отраженного звука составить представление о физическом состоянии этого органа.

Постукивание (перкуссия), как способ исследования больного, применялся еще во времена Гиппократа. Перкуссия как метод исследования была предложена в 1761 г. венским врачом Ауэнбруггером. Во врачебную практику этот метод был введен в 1808 г.

после работ профессора Парижского Университета Корвиза. Дальнейшее усовершенствование этого метода – результат многочисленных трудов многих ученых: Пиори – изобретателя плессиметра, Барри – изобретателя перкуссионного молоточка, Винтрика, Шкода, Образцова В.П.

, Яновского (им предложен пальце-пальцевой способ перкуссии).

По способу перкуссии различают два ее вида:

а) непосредственную

б) опосредованную.

При непосредственной перкуссии постукивают подушечкой кончика указательного или среднего пальца по поверхности тела.

Опосредованная перкуссия заключается в том, что постукивание производится не по телу больного, а по какому-либо предмету, приложенному к выстукиваемому участку. Этот предмет называется плессиметром.

Плессиметром может быть пластинка из плотного материала или палец, прикладываемый к поверхности тела. Постукивать по плессиметру можно перкуссионным молоточком или пальцем другой руки.

Таким образом, существуют три способа опосредованной перкуссии:

а) молоточком по плессиметру

б) пальцем по плессиметру

в) пальцем по пальцу.

В настоящее время наиболее распространена опосредованная перкуссия. Из всех способов опосредованной перкуссии общепринятым является постукивание пальцем по пальцу.

Физические основы перкуссии: в основе перкуссии лежат звуковые явления. Перкуссия – это удар (толчок), производимый на определенный участок тела, который вызывает нарушение его равновесия и звуковые колебания: колебательные волны, вызванные перкуссионным ударом достигают воздухсодержащих органов и приводят воздух в них в колебание.

Свойства перкуторного звука.

Звуки, получаемые при перкуссии имеют следующие свойства:

а) громкость

б) высота

в) продолжительность

г) оттенок перкуторного звука

По силе отличают: громкий, ясный, тихий, тупой. По высоте: высокий и низкий. По оттенку: тимпанический, нетимпанический и звук с металлическим оттенком.

Громкость перкуторного звука зависит от амплитуды звуковых колебаний: чем больше амплитуда, тем звук громче, чем меньше – тем звук тише.

Тихий (тупой) звук получается при перкуссии в местах грудной клетки или брюшной стенки, где прилегают не содержащие воздуха органы (печень, сердце, селезенка и др.).

Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний: чем больше число периодических колебаний в секунду совершает тело, тем более высоким является тон, чем меньше число этих колебаний в секунду, тем тон ниже. Еще одним свойством прекуторного звука является тимпаничность.

Перкуторный звук называется тимпаническим, если он обладает звонким музыкальным оттенком, в нем можно различить определенную высоту тона. Он напоминает звук, возникающий при ударе в барабан (тимпан-барабан), откуда и получил свое название. Тимпатическим является такой перкуторный звук, который представляет собой тон.

Необходимым условием правильных периодических колебаний перкутируемого тела является однородность его структуры.

Характеристика перкуторных тонов:

а) тихий, короткий и высокий перкуторный тон, который возникает при перкуссии над передней поверхностью печени, напоминает звук, получаемый при ударе в дверь или стену. Поэтому он получил название тупого перкуторного тона;

б) Громкий, более продолжительный и низкий нетимпатический тон, который выслушивается при перкуссии грудной клетки над легкими, получил название ясного звука (тона).

Перкуторный звук (тон), возникающий при перкуссии брюшной стенки в области желудка и кишечника громкий, продолжительный и низкий является тимпатическим.

Правила перкуссии:

1. плессиметром должен быть указательный или средний палец левой руки,

2. перкуторные удары должны наносится мякотью концевой фаланги среднего пальца правой руки в область средней фаланги пальца-плессиметра,

3. палец-плессиметр прикладывается к телу больного ладонной поверхностью плотно, без надавливания,

4. ось концевой фаланги ударяющего пальца перпиндикулярна к поверхности пальца-плессиметра,

5. перкуторный удар должен быть легким и всегда одинаковой силы,

6. перкуторный удар должен быть коротким и упругим,

7. в помещении, где производится перкуссия должно быть тепло и тихо.

АУСКУЛЬТАЦИЯ

Аускультация – это физический метод исследования, заключающийся в выслушивании звуковых явлений, возникающих в организме в результате колебаний тех или иных его элементов, с тем, чтобы по характеру звука судить о физическом состоянии органов.

При аускультации мы улавливаем звуки, возникающие в организме самостоятельно вследствие изменений в напряжении тканей и органов при их функционировании.

Звуки, определяемые при аускультации, значительно слабее, чем при перкуссии и поэтому они могут улавливаться либо при непосредственном прикладывании уха к телу больного, либо при помощи звукопроводящих приборов – стетоскопов и фонендоскопов.

Аускультация была известна в глубокой древности. В сочинениях Гиппократа упоминается шум трения плевры, шум плеска в полости плевры при сотрясении грудной клетки (суккусия Гиппократа). Аускультация упоминается в сочинениях греческого врача Арея. Впервые детально и научно этот метод разработал французский клиницист Рене Лаеннек в 1819 г.

В последующие годы в учении об аускультации внесли много нового и ценного отечественные клиницисты: Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, Шипулинский, Сокольский, Варвинский. Развитие аускультации связано с усовершенствованием стетоскопа (Пиори, Ф.Г. Яновский и др.).

Конструкция стетоскопа совершенствовалась, что привело к замене твердых стетоскопов гибкими – стетофонендоскопами, затем фонендоскопами.

Физические основы аускультации.

В основе аускультации лежат звуковые явления: распространение звука происходит волнообразно, благодаря сгущению и разряжению воздуха. Разрежение и расширение слоя воздуха приводит в колебание барабанную перепонку. Эти колебания передаются к слуховому нерву, раздражение которого обуславливает звуковое ощущение.

Аускультация – метод выслушивания тех возникающих в нашем теле звуков, которые воспринимаются при непосредственном или посредственном (при помощи твердого тела) соприкосновении нашего уха с поверхностью тела.

Выслушивание голоса, кашля, чихания, громкого дыхания, хрипов, урчания в кишечнике и др. звуков, слышимых на расстоянии не относится к аускультации как методу исследования.

Метод аускультации:

1) метод непосредственной прямой аускультации. При этом способе выслушивание производится непосредственно ухом, приложенном к телу больного,

2) метод посредственной, непрямой или инструментальной аускультации. При этом способе выслушивание производиться при помощи стетоскопов или фонендоскопов.

Непосредственная аускультация имеет следующие преимущества:

а) большая поверхность восприятия,

б) естественный характер звуков,

в) возможность выслушивания слабых и высоких звуков,

г) большая быстрота исследования,

д) ясное представление об общих изменениях в исследуемых органах.

Преимуществом посредственной, инструментальной аускультации является:

а) локализация звуков,

б) выслушивание в любом месте тела с помощью гибких фонендоскопов при любом положении больного,

г) гигиеничность метода,

д) детальное обследование определенного участка тела.

Основные правила аускультации:

1) в помещении должно быть тепло и тихо,

2) во время аускультации больной сидит на стуле или в постели,

3) фонендоскоп нужно плотно прижимать к коже,

4) аускультация проводится по определенному плану,

5) во время исследования в соответствии с необходимостью врач может менять положение больного,

6) врач должен всегда пользоваться тем стетоскопом или фонендоскопом, к которому привык.

Аускультация применяется там, где звуковые явления возникают самопроизвольно в тех частях организма, которым свойственно движение. Это система кровообращения, дыхательная система, пищеварительный аппарат.

Источник: https://cyberpedia.su/14xa11e.html

Medic-studio
Добавить комментарий