Оценка интеллектуальных способностей: Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял

Оценка интеллектуальных способностей: Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял

Оценка интеллектуальных способностей: Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял

Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял сэр Фрэнсис Гальтон столетие назад. У натуралиста и математика Гальтона интерес к индивидуальным различиям возник под влиянием эволюционной теории его двоюродного брата Чарльза Дарвина.

Гальтон полагал, что некоторые семьи обладают биологическим превосходством — они сильнее и умнее других. Интеллект, рассуждал он, это вопрос исключительно сенсорных и перцептивных навыков, передающихся от одного поколения к следующему.

Поскольку вся информация приобретается посредством органов чувств, то чем чувствительнее и точнее перцептивный аппарат индивида, тем он умнее.

Вера Гальтона в наследуемость интеллекта привела его к предположению, что умственные способности человечества можно повысить с помощью евгеники, или селективного производства потомства. К счастью, он более известен благодаря применению статистики в исследованиях интеллекта, чем проповедованию евгеники.

В 1884 году Гальтон применил набор тестов (для измерения таких переменных, как размер черепной коробки, время реакции, острота зрения, слуховой порог и память на зрительные формы) для обследования более 9000 посетителей Лондонской выставки.

К своему разочарованию, он обнаружил, что выдающиеся британские ученые не отличаются от обыкновенных граждан размером черепа и что такие показатели, как скорость реакции, не особенно связаны с другими мерами интеллекта.

Хотя его тест оказался не очень удачным, Гальтон все же изобрел коэффициент корреляции, который, как мы уже видели, играет важную роль в психологии.

Первые тесты, приближающиеся к современным тестам интеллекта, разработал французский психолог Альфред Бине. В 1881 году французское правительство утвердило закон, по которому посещение школы стало обязательным для всех детей.

Раньше те, кто не справлялся с учебой, оставались дома; теперь учителям пришлось справляться с широким диапазоном индивидуальных различий.

Чтобы извлечь пользу из принятой школьной программы, правительство попросило Бине создать тест, позволяющий обнаруживать детей, которые слишком медленно соображали.

Бине предположил, что интеллект следует измерять при помощи задач, требующих рассуждения и способностей к решению задач, а не перцептивно-моторных навыков. В сотрудничестве с другим французским психологом Теофилом Симоном в 1905 году Бине опубликовал шкалу, которую он пересмотрел в 1908 году и еще раз в 1911-м.

Бине рассуждал, что медленно соображающие или тупые дети похожи на нормальных детей с задержкой умственного развития.

Медленно соображающий ребенок должен справляться с тестами аналогично нормальному ребенку меньшего возраста, тогда как умственные способности одаренного ребенка будут соответствовать более старшему возрасту.

Бине разработал шкалу тестов, включающую компоненты возрастающей сложности и позволяющую измерять такие изменения в интеллекте, которые обычно связываются с увеличением возраста.

Чем выше по шкале поднимается ребенок, правильно отвечая на вопросы теста, тем выше его умственный возраст (УВ). Понятие умственного возраста было главным в методе Бине; с помощью этого метода можно было сравнивать УВ ребенка с его хронологическим возрастом (ХВ), определяемым по дате рождения.

Шкала интеллекта Стэнфорд—Бине. Льюис Терман из Стенфордского университета адаптировал пункты теста, предложенные первоначально Бине, для американских школьников. Он стандартизировал применение теста и разработал возрастные нормы, предъявляя этот тест тысячам детей.

В 1916 году он опубликовал Стэнфордскую версию тестов Бине, известную теперь как шкала интеллекта Стэнфорд—Бине (Stanford—Binet Intelligence Scale); она пересматривалась в 1937, 1960, 1972 и последний раз — в 1986 году.

Несмотря на свой возраст, тест Стэнфорд-Бине — один из наиболее часто применяемых.

Терман сохранил понятие умственного возраста, предложенное Бине. Каждый пункт теста был нормирован но возрастам, то есть он соответствовал возрасту, при котором его проходит существенное большинство детей.

Умственный возраст ребенка определяется путем суммирования количества пунктов, пройденных на каждом возрастном уровне. Кроме того, Терман принял удобный индекс интеллекта, предложенный немецким психологом Вильямом Штерном.

Этот индекс называется коэффициентом интеллекта, широко известным как IQ (Intelligence Quotient). Он выражает интеллект как отношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ):

Число 100 используется как множитель, так что когда УВ равен ХВ, IQ будет равен 100. Если УВ меньше ХВ, IQ будет меньше 100; если УВ больше ХВ, то IQ будет больше 100.

В последней версии теста Стэнфорд—Бине вместо показателя IQ используются оценки возрастных стандартов. Их можно выражать в перцентилях, показывающих, сколько процентов испытуемых в стандартизируемой группе попадают выше или ниже данного показателя (Thorndike, Hage & Satter, 1986).

И хотя концепция IQ все еще используется в тестировании интеллекта, последний уже не вычисляется по приведенной формуле.

Вместо этого используются таблицы перевода исходных показателей теста в стандартные показатели, которые подобраны так, что в каждом возрасте средний показатель равен 100.

В соответствии с современным взглядом на интеллект как состоящий из различных способностей, в версии 1986 года все задания Теста Стэнфорд—Бине разбиты на 4 большие группы в соответствии с областями интеллекта: вербальное мышление, абстрактное/визуальное мышление, количественное мышление и кратковременная память (Scatter, 1988). Для каждой группы существует отдельный показатель; в табл. 12.2 приведены некоторые примеры пунктов теста, сгруппированные по областям.

Таблица 12.2. Пункты теста Стэнфорд—Бине

Типичные примеры пунктов шкалы интеллекта Стэнфорд—Бине для возраста 6-8 лет версии 1986 года.

Шкалы интеллекта по Векслеру. В 1939 году Дэвид Векслер разработал новый тест, поскольку полагал, что тест Стэнфорд—Бине слишком зависит от речевых способностей и, кроме того, не годится для взрослых.

Векслеровская шкала интеллекта взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS) (1939, 1955, 1981) состоит из двух частей — вербальной шкалы и шкалы достижений, по которым получаются раздельные показатели, а также интегральный показатель IQ. Пункты теста описаны в табл. 12.3.

Позднее Векслер разработал аналогичный тест для детей, Векслеровскую шкалу интеллекта для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) (1958, 1974, 1991).

Таблица 12.3. Пункты Векслеровской шкалы интеллекта взрослых (WAIS)

Тесты Векслеровской шкалы интеллекта для детей (WISC) аналогичны, с некоторыми изменениями.

Пункты, относящиеся к шкале достижений, требуют манипуляций с кубиками, картинками и другими материалами.

Векслеровская шкала позволяет также вычислять показатель по каждому из субтестов, так чтобы экзаменатор имел более ясную картину интеллектуальных сил и слабостей индивида.

Например, расхождение показателей для вербального теста и теста достижений подсказывает экзаменатору обратиться к конкретным проблемам научения, таким как трудности с чтением или нарушения речи.

Шкала Стэнфорд—Бине и шкала Векслера дают хорошую надежность и валидность. Их повторяемая надежность составляет около 0,90, и обе они обладают достаточной валидностью в прогнозировании школьных успехов с коэффициентом валидности около 0,50 (Sattler, 1988).

Групповые тесты способностей. Шкалы Стэнфорд—Бине и Векслера являются тестами индивидуальных способностей; то есть они применяются специально подготовленным экзаменатором к отдельному индивиду. Групповые тесты способностей, наоборот, применяются одним экзаменатором к большому числу людей и обычно в виде бланков, заполняемых с помощью ручки.

Тест школьной успеваемости (Тест Академических Способностей) (SAT) и Американский тест для колледжей (American College Test, ACT) — это примеры групповых тестов общих способностей, и они знакомы большинству студентов колледжей в США.

Практически во всех колледжах с 4-годичным обучением от абитуриентов требуют пройти один из таких тестов; это делается для того, чтобы установить общий стандарт для учащихся средних школ с разными программами и выпускными оценками.

SAT подвергся серьезному пересмотру в 1994 году, и помимо прочих изменений, теперь в нем есть новый раздел и математические вопросы открытого типа (а не только с выбором из возможных вариантов, как раньше).

Эти изменения, как и некоторые из недавних изменений, внесенных в ACT, явились реакцией на новые направления в школьных программах, отдающие предпочтение более сложным навыкам чтения, письма и математического мышления.

Корреляция между показателями SAT и средними отметками первокурсников варьируется в разных исследованиях, причем средняя величина составляет 0,38 для вербального раздела SAT и 0,34 для математического раздела (Linn, 1982).

Когда эти корреляции корректируются с учетом того, что многие учащиеся с очень низкими показателями не зачисляются в колледж (и значит, их нельзя включать в подсчет валидной корреляции), в результате получаются корреляции в диапазоне 0,50.

Это значит, что 44% учащихся из верхней пятой части распределения показателей SAT попадут также и в верхнюю пятую часть распределения средних отметок первокурсников, по сравнению всего с 4% учащихся, попадающими в нижнюю пятую часть распределения показателей в SAT.

Таким образом, показатели SAT значительно улучшают прогнозируемость, но ясно также и то, что отметки первокурсников, имевших идентичные показатели в SAT, сильно отличаются.

Факторный подход. Некоторые психологи считают, что интеллект есть некоторая общая способность понимания и мышления, проявляющая себя в разных формах. Так полагал и Бине. Хотя в его тесте были самые разные разделы, он заметил, что одаренные дети превосходят тупых по всем показателям.

Поэтому он предположил, что разные задачи позволяют получить выборки показателей для обобщенной базовой способности.

Сходным образом, несмотря на то что Векслер составил свою шкалу из различных подшкал, он также полагал, что «интеллект является совокупной или глобальной способностью индивида действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться со своим окружением» (Wechsler, 1958).

Другие психологи, однако, сомневаются в существовании «общего интеллекта». Они считают, что тесты на интеллект измеряют ряд умственных способностей, относительно независимых друг от друга.

Одним из методов получения более точной информации о способностях, определяющих успешность выполнения теста на интеллект, является факторный анализ.

Этот математический метод используется для определения минимального количества факторов, или способностей, лежащих в основе паттерна корреляций, полученных для некоторого массива различных тестов.

Основная идея заключается в том, что два теста, которые очень сильно коррелируют друг с другом, возможно, измеряют одну и ту же способность. Факторный анализ данных, полученных при помощи набора тестов, показывает, сколько в имеющемся наборе корреляций есть различимых факторов, а также вес или влияние каждого из них.

Создатель факторного анализа Чарльз Спирман (Spearman, 1904) первым предположил, что все индивиды обладают разными факторами общего интеллекта (g). Человека можно охарактеризовать как в целом одаренного или тупого в зависимости от того, каким g он обладает. Согласно Спирману, фактор g — основная детерминанта успешности выполнения пунктов теста на интеллект.

Кроме этого, для отдельных способностей или тестов специфичны особые факторы, называемые s. Например, арифметические тесты или тесты на пространственные отношения будут каждый иметь свой s. Измеренный у индивида интеллект будет отражать величину g плюс величину различных s-факторов.

Успехи индивида в математике будут определяться его общим интеллектом плюс математическими способностями.

Позднее Луис Терстоун (Thurstone, 1938) возражал против идеи Спирмана об общем интеллекте, полагая, что при помощи факторного анализа его можно разделить на ряд первичных способностей.

После многократных применений тестов, факторного анализа данных, очистки шкал и повторного тестирования Терстоун выделил 7 факторов, из которых он составил свой тест первичных умственных способностей (Test of Primary Mental Abilities).

Пересмотренные варианты этого теста все еще широко используются, но его прогнозируемость не выше, чем у тестов общего интеллекта, таких как шкалы Векслера. Терстоун надеялся путем факторного анализа открыть первоэлементы интеллекта, но эта надежда реализовалась не полностью по нескольким причинам.

Вычисленные им первичные способности не являются совершенно независимыми; действительно, значительные взаимокорреляции между ними говорят в пользу концепции фактора общего интеллекта, лежащего в основе отдельных способностей.

Кроме того, ряд первичных способностей, выделенных путем факторного анализа, зависит от характера самих пунктов теста.

Другие исследователи, используя различные по содержанию пункты тестов и иные методы факторного анализа, выделяли от 20 до 150 факторов, отражающих диапазон интеллектуальных способностей (Guilford, 1982; Ekstrom, French & Harman, 1979; Ekstrom et al, 1976).

Это отсутствие согласия в количестве и характере факторов вызывает сомнения в ценности факторного подхода. Тем не менее факторный анализ продолжает оставаться основным методом изучения интеллектуальной деятельности (Comrey & Lee, 1992; Carrol, 1988), и мы встретимся с ним снова при обсуждении черт личности.

Источник: https://knigi.news/uchebniki-psiholog/otsenka-intellektualnyih-sposobnostey-42329.html

Оценка интеллектуальных способностей

Оценка интеллектуальных способностей: Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял

Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял сэр Фрэнсис Гальтон столетие назад. У натуралиста и математика Гальтона интерес к индивидуальным различиям возник под влиянием эволюционной теории его двоюродного брата Чарльза Дарвина.

Гальтон полагал, что некоторые семьи обладают биологическим превосходством — они сильнее и умнее других. Интеллект, рассуждал он, это вопрос исключительно сенсорных и перцептивных навыков, передающихся от одного поколения к следующему.

Поскольку вся информация приобретается посредством органов чувств, то чем чувствительнее и точнее перцептивный аппарат индивида, тем он умнее.

Вера Гальтона в наследуемость интеллекта привела его к предположению, что умственные способности человечества можно повысить с помощью евгеники, или селективного производства потомства. К счастью, он более известен благодаря применению статистики в исследованиях интеллекта, чем проповедованию евгеники.

В 1884 году Гальтон применил набор тестов (для измерения таких переменных, как размер черепной коробки, время реакции, острота зрения, слуховой порог и память на зрительные формы) для обследования более 9000 посетителей Лондонской выставки.

К своему разочарованию, он обнаружил, что выдающиеся британские ученые не отличаются от обыкновенных граждан размером черепа и что такие показатели, как скорость реакции, не особенно связаны с другими мерами интеллекта.

Хотя его тест оказался не очень удачным, Гальтон все же изобрел коэффициент корреляции, который, как мы уже видели, играет важную роль в психологии.

Первые тесты, приближающиеся к современным тестам интеллекта, разработал французский психолог Альфред Бине. В 1881 году французское правительство утвердило закон, по которому посещение школы стало обязательным для всех детей.

Раньше те, кто не справлялся с учебой, оставались дома; теперь учителям пришлось справляться с широким диапазоном индивидуальных различий.

Чтобы извлечь пользу из принятой школьной программы, правительство попросило Бине создать тест, позволяющий обнаруживать детей, которые слишком медленно соображали.

Бине предположил, что интеллект следует измерять при помощи задач, требующих рассуждения и способностей к решению задач, а не перцептивно-моторных навыков. В сотрудничестве с другим французским психологом Теофилом Симоном в 1905 году Бине опубликовал шкалу, которую он пересмотрел в 1908 году и еще раз в 1911-м.

Бине рассуждал, что медленно соображающие или тупые дети похожи на нормальных детей с задержкой умственного развития.

Медленно соображающий ребенок должен справляться с тестами аналогично нормальному ребенку меньшего возраста, тогда как умственные способности одаренного ребенка будут соответствовать более старшему возрасту.

Бине разработал шкалу тестов, включающую компоненты возрастающей сложности и позволяющую измерять такие изменения в интеллекте, которые обычно связываются с увеличением возраста.

Чем выше по шкале поднимается ребенок, правильно отвечая на вопросы теста, тем выше его умственный возраст (УВ). Понятие умственного возраста было главным в методе Бине; с помощью этого метода можно было сравнивать УВ ребенка с его хронологическим возрастом (ХВ), определяемым по дате рождения.

Шкала интеллекта Стэнфорд—Бине.Льюис Терман из Стенфордского университета адаптировал пункты теста, предложенные первоначально Бине, для американских школьников. Он стандартизировал применение теста и разработал возрастные нормы, предъявляя этот тест тысячам детей.

В 1916 году он опубликовал Стэнфордскую версию тестов Бине, известную теперь как шкала интеллекта Стэнфорд—Бине (Stanford—Binet Intelligence Scale); она пересматривалась в 1937, 1960, 1972 и последний раз — в 1986 году.

Несмотря на свой возраст, тест Стэнфорд-Бине — один из наиболее часто применяемых.

Терман сохранил понятие умственного возраста, предложенное Бине. Каждый пункт теста был нормирован но возрастам, то есть он соответствовал возрасту, при котором его проходит существенное большинство детей.

Умственный возраст ребенка определяется путем суммирования количества пунктов, пройденных на каждом возрастном уровне. Кроме того, Терман принял удобный индекс интеллекта, предложенный немецким психологом Вильямом Штерном.

Этот индекс называется коэффициентом интеллекта, широко известным как IQ (Intelligence Quotient). Он выражает интеллект как отношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ):

Число 100 используется как множитель, так что когда УВ равен ХВ, IQ будет равен 100. Если УВ меньше ХВ, IQ будет меньше 100; если УВ больше ХВ, то IQ будет больше 100.

В последней версии теста Стэнфорд—Бине вместо показателя IQ используются оценки возрастных стандартов. Их можно выражать в перцентилях, показывающих, сколько процентов испытуемых в стандартизируемой группе попадают выше или ниже данного показателя (Thorndike, Hage & Satter, 1986).

И хотя концепция IQ все еще используется в тестировании интеллекта, последний уже не вычисляется по приведенной формуле.

Вместо этого используются таблицы перевода исходных показателей теста в стандартные показатели, которые подобраны так, что в каждом возрасте средний показатель равен 100.

В соответствии с современным взглядом на интеллект как состоящий из различных способностей, в версии 1986 года все задания Теста Стэнфорд—Бине разбиты на 4 большие группы в соответствии с областями интеллекта: вербальное мышление, абстрактное/визуальное мышление, количественное мышление и кратковременная память (Scatter, 1988). Для каждой группы существует отдельный показатель; в табл. 12.2 приведены некоторые примеры пунктов теста, сгруппированные по областям.

Таблица 12.2. Пункты теста Стэнфорд—Бине

Вербальное мышление
Словарь Определяет слова, например «доллар» и «конверт»
Понимание Отвечает на вопросы типа: «Где люди покупают еду?» и «Почему люди причесывают волосы?»
Абсурдность Определяет «смешной» аспект рисунка, например, изображения девочки, едущей на велосипеде по озеру, или причесывающегося лысого человека.
Вербальные отношения Говорит, чем похожи первые три элемента последовательности и чем они отличаются от четвертого: шарф, галстук, глушитель, рубашка.
Количественное рассуждение
Количество Выполняет простые арифметические задачи, такие как выбор игральной кости с шестью очками, поскольку число очков равно сумме очков на костях с двумя очками и с четырьмя.
Числовой ряд Определяет следующие два числа в ряду, например: 20, 16, 12, 8, ?, ?
Построение уравнений Строит уравнение из следующего набора символов: 2, 3, 5, +, =. Например, 2 + 3 = 5
Абстрактное / визуальное мышление
Анализ структуры Копирует простую конструкцию из кубиков.
Копирование Копирует геометрический рисунок, показанный экзаменатором, например прямоугольник, пересеченный двумя диагоналями.
Кратковременная память
Память на бусины Когда ему показывают изображение бусин разной формы, нанизанных на стержень, он по памяти воспроизводит эту последовательность, нанизывая на стержень настоящие бусины.
Память на предложения Повторяет за экзаменатором такие предложения, как «Время идти спать» или «Кен нарисовал картинку своей маме на день рождения».
Память на цифры Повторяет за экзаменатором ряд цифр, например 5-7-8-3, в прямом и обратном порядке
Память на объекты Когда ему показывают по одному изображения отдельных объектов, например часов и слона, находит эти объекты в том порядке, в каком они встречаются на картинке, содержащей также изображения посторонних предметов, например автобуса, клоуна, слона, яиц, часов.

Типичные примеры пунктов шкалы интеллекта Стэнфорд—Бине для возраста 6-8 лет версии 1986 года.

Шкалы интеллекта по Векслеру.В 1939 году Дэвид Векслер разработал новый тест, поскольку полагал, что тест Стэнфорд—Бине слишком зависит от речевых способностей и, кроме того, не годится для взрослых.

Векслеровская шкала интеллекта взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS) (1939, 1955, 1981) состоит из двух частей — вербальной шкалы и шкалы достижений, по которым получаются раздельные показатели, а также интегральный показатель IQ. Пункты теста описаны в табл. 12.3.

Позднее Векслер разработал аналогичный тест для детей, Векслеровскую шкалу интеллекта для детей (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC) (1958, 1974, 1991).

Таблица 12.3. Пункты Векслеровской шкалы интеллекта взрослых (WAIS)

Тест Описание
Вербальная шкала
Информированность Вопросы касаются широкого диапазона сведений; например: «Сколько пятицентовых монет составят монету в десять центов?»
Понимание Проверка практических сведений и способности оценивать прошлый опыт; например: «Каковы преимущества хранения денег в банке?»
Арифметика Вербальные задачи для проверки арифметического мышления.
Сходства Вопрос о сходстве определенных объектов или понятий (например, яйца и семечко); измеряет абстрактное мышление.
Цифровой ряд Ряд цифр, предъявленных на слух (например, 7-5-6-3-8), повторяется в прямом и обратном порядке; проверка внимания и механической памяти.
Словарь Проверка знания слов.
Шкала достижений
Цифровой символ Задача кодирования на время, в которой надо связать цифры со значками разной формы; проверка скорости научения и письма.
Завершение картинки Отыскать и назвать недостающую часть картинки; проверка зрительного проворства и зрительной памяти.
Конструкция Изображенные конструкции должны быть повторены из кубиков; проверка способности воспринимать и анализировать структуры.
Расстановка Изображения из рассказа в картинках (комикса) расположить в правильной последовательности, чтобы получился связный рассказ; проверка понимания социальных ситуаций.
Сборка объекта Собрать разрезную головоломку, чтобы получился законченный объект; проверка способности обращаться с отношениями между частью и целым.

Тесты Векслеровской шкалы интеллекта для детей (WISC) аналогичны, с некоторыми изменениями.

Пункты, относящиеся к шкале достижений, требуют манипуляций с кубиками, картинками и другими материалами.

Векслеровская шкала позволяет также вычислять показатель по каждому из субтестов, так чтобы экзаменатор имел более ясную картину интеллектуальных сил и слабостей индивида.

Например, расхождение показателей для вербального теста и теста достижений подсказывает экзаменатору обратиться к конкретным проблемам научения, таким как трудности с чтением или нарушения речи.

Шкала Стэнфорд—Бине и шкала Векслера дают хорошую надежность и валидность. Их повторяемая надежность составляет около 0,90, и обе они обладают достаточной валидностью в прогнозировании школьных успехов с коэффициентом валидности около 0,50 (Sattler, 1988).

Групповые тесты способностей.Шкалы Стэнфорд—Бине и Векслера являются тестами индивидуальных способностей; то есть они применяются специально подготовленным экзаменатором к отдельному индивиду. Групповые тесты способностей, наоборот, применяются одним экзаменатором к большому числу людей и обычно в виде бланков, заполняемых с помощью ручки.

Тест школьной успеваемости (Тест Академических Способностей) (SAT) и Американский тест для колледжей (American College Test, ACT) — это примеры групповых тестов общих способностей, и они знакомы большинству студентов колледжей в США.

Практически во всех колледжах с 4-годичным обучением от абитуриентов требуют пройти один из таких тестов; это делается для того, чтобы установить общий стандарт для учащихся средних школ с разными программами и выпускными оценками.

SAT подвергся серьезному пересмотру в 1994 году, и помимо прочих изменений, теперь в нем есть новый раздел и математические вопросы открытого типа (а не только с выбором из возможных вариантов, как раньше).

Эти изменения, как и некоторые из недавних изменений, внесенных в ACT, явились реакцией на новые направления в школьных программах, отдающие предпочтение более сложным навыкам чтения, письма и математического мышления.

Корреляция между показателями SAT и средними отметками первокурсников варьируется в разных исследованиях, причем средняя величина составляет 0,38 для вербального раздела SAT и 0,34 для математического раздела (Linn, 1982).

Когда эти корреляции корректируются с учетом того, что многие учащиеся с очень низкими показателями не зачисляются в колледж (и значит, их нельзя включать в подсчет валидной корреляции), в результате получаются корреляции в диапазоне 0,50.

Это значит, что 44% учащихся из верхней пятой части распределения показателей SAT попадут также и в верхнюю пятую часть распределения средних отметок первокурсников, по сравнению всего с 4% учащихся, попадающими в нижнюю пятую часть распределения показателей в SAT.

Таким образом, показатели SAT значительно улучшают прогнозируемость, но ясно также и то, что отметки первокурсников, имевших идентичные показатели в SAT, сильно отличаются.

Факторный подход.Некоторые психологи считают, что интеллект есть некоторая общая способность понимания и мышления, проявляющая себя в разных формах. Так полагал и Бине. Хотя в его тесте были самые разные разделы, он заметил, что одаренные дети превосходят тупых по всем показателям.

Поэтому он предположил, что разные задачи позволяют получить выборки показателей для обобщенной базовой способности.

Сходным образом, несмотря на то что Векслер составил свою шкалу из различных подшкал, он также полагал, что «интеллект является совокупной или глобальной способностью индивида действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться со своим окружением» (Wechsler, 1958).

Другие психологи, однако, сомневаются в существовании «общего интеллекта». Они считают, что тесты на интеллект измеряют ряд умственных способностей, относительно независимых друг от друга.

Одним из методов получения более точной информации о способностях, определяющих успешность выполнения теста на интеллект, является факторный анализ.

Этот математический метод используется для определения минимального количества факторов, или способностей, лежащих в основе паттерна корреляций, полученных для некоторого массива различных тестов.

Основная идея заключается в том, что два теста, которые очень сильно коррелируют друг с другом, возможно, измеряют одну и ту же способность. Факторный анализ данных, полученных при помощи набора тестов, показывает, сколько в имеющемся наборе корреляций есть различимых факторов, а также вес или влияние каждого из них.

Создатель факторного анализа Чарльз Спирман (Spearman, 1904) первым предположил, что все индивиды обладают разными факторами общего интеллекта (g). Человека можно охарактеризовать как в целом одаренного или тупого в зависимости от того, каким g он обладает. Согласно Спирману, фактор g — основная детерминанта успешности выполнения пунктов теста на интеллект.

Кроме этого, для отдельных способностей или тестов специфичны особые факторы, называемые s. Например, арифметические тесты или тесты на пространственные отношения будут каждый иметь свой s. Измеренный у индивида интеллект будет отражать величину g плюс величину различных s-факторов.

Успехи индивида в математике будут определяться его общим интеллектом плюс математическими способностями.

Позднее Луис Терстоун (Thurstone, 1938) возражал против идеи Спирмана об общем интеллекте, полагая, что при помощи факторного анализа его можно разделить на ряд первичных способностей.

После многократных применений тестов, факторного анализа данных, очистки шкал и повторного тестирования Терстоун выделил 7 факторов, из которых он составил свой тест первичных умственных способностей (Test of Primary Mental Abilities).

Пересмотренные варианты этого теста все еще широко используются, но его прогнозируемость не выше, чем у тестов общего интеллекта, таких как шкалы Векслера. Терстоун надеялся путем факторного анализа открыть первоэлементы интеллекта, но эта надежда реализовалась не полностью по нескольким причинам.

Вычисленные им первичные способности не являются совершенно независимыми; действительно, значительные взаимокорреляции между ними говорят в пользу концепции фактора общего интеллекта, лежащего в основе отдельных способностей.

Кроме того, ряд первичных способностей, выделенных путем факторного анализа, зависит от характера самих пунктов теста.

Другие исследователи, используя различные по содержанию пункты тестов и иные методы факторного анализа, выделяли от 20 до 150 факторов, отражающих диапазон интеллектуальных способностей (Guilford, 1982; Ekstrom, French & Harman, 1979; Ekstrom et al, 1976).

Это отсутствие согласия в количестве и характере факторов вызывает сомнения в ценности факторного подхода. Тем не менее факторный анализ продолжает оставаться основным методом изучения интеллектуальной деятельности (Comrey & Lee, 1992; Carrol, 1988), и мы встретимся с ним снова при обсуждении черт личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/17_107194_otsenka-intellektualnih-sposobnostey.html

Тесты интеллектуальных способностей – Лидеры России (ТИС)

Оценка интеллектуальных способностей: Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял

Как и в прошлом году, тесты интеллектуальных способностей — это первое испытание, с которым столкнутся участники всероссийского кадрового конкурса «Лидеры России 2019-2020». Хотя многие относятся к нему легкомысленно, результаты этого этапа больше всего влияют на шанс попасть в полуфинал.

Вас ожидает ТИС в Лидерах России?      

Подготовиться

Дистанционный отбор

Тесты способностей используются на конкурсе с самого первого сезона. Они позволяют предсказать результаты очной оценки и оценить потенциал кандидатов. цель тестирования —  оценить способности к анализу вербальной, числовой и абстрактной информации, что составляет основу обучаемости человека.

Этапы конкурса

В «Лидерах» сезона 2019-2020, по сравнению с прошлым годом много нововведений. Кроме того, что появились три специализации (трека), количество дистанционных заданий тоже увеличилось. Так организаторы снизили шансы случайного отсева участников. Если на одном блоке у человека слабый результат, его можно всегда компенсировать за счет других испытаний.

Дистанционный отбор разбит на два блока:

ТИС: Тест интеллектуальных способностейВербальный, числовой, логический (пространственный интеллект)
ТОЗ: Тест общих знанийбывш. эрудированность
ТУРС: Тест умственной работоспособности и стрессоустойчивости
PiF: Potential in FocusТест управленческого потенциала
ОУП: Тест управленческой готовности
Профильные задания треков

Что оценивается

Дистанционный этап разработан на базе тестирования SWITCH  и PiF от «ЭКОПСИ» консалтинг – этот нюанс важно учитывать при подготовке.

К организации мероприятия приложили руку и международные консалтинговые компании, например, SHL.

На дистанционном этапе «Лидеров России» самым сложным испытанием всегда были числовые, вербальные и логические задачи. Организаторы не раз делали акцент на том, что результаты этого блока важнее заданий на общие знания и сильнее влияют на шанс выйти в полуфинал.

Вербальный интеллект

Под вербальными подразумеваются задания, оценивающие навыки работы с текстовой информацией. Участнику предлагают отрывок текста длиной до 700 символов. Как правило, текст переполнен специфическими терминами и длинными словами, что сильно затрудняет работу.

Вопрос по вербальному интеллекту

Есть два типа вопросов:

  1. Верно-неверно. Подтвердить или опровергнуть приведенное утверждение, исходя из текста.
  2. Вербальный анализ. Из 4-5 вариантов утверждений, выбрать то, которое наиболее полно отражает главную мысль текста.

Второй тип сложнее, поскольку требует больше времени на работу с текстом. Задания типа «верно-неверно» используются в тестировании PiF.

Числовой интеллект

Классические задачи на анализ числовой информации – графики, диаграммы, таблицы. Условие перегружено лишними цифрами, что затрудняет поиск нужной информации. Для решения используются базовые математические операции, проценты, доли, пропорции.

Вопрос по числовому интеллекту

Пространственный интеллект

В предыдущих сезонах, это испытание называлось «тестирование на абстрактное мышление» или «логический тест». Здесь оцениваются навыки соотносить между собой разноплановые понятия, то есть находить общую логику.

В задании – последовательность абстрактных фигур, которую требуется продолжить, либо наоборот – найти лишнюю фигуру.  Как и в случае с SWICH от «ЭКОПСИ консалтинг», это единственное испытание с динамической сложностью.

Если человек отвечает правильно, следующий вопрос будет сложнее и наоборот.

Вопрос по пространственному интеллекту

Общие знания (эрудиция)

Эрудированность, в отличие от предыдущих испытаний, это энциклопедические знания, а не способности человека. В этом сезоне, на этот этап дается несколько попыток . Цель организаторов – сделать его развивающим, а не оценочным. Если человек показал слабый результат, у него будет пара дней, чтобы подготовиться и подучить материал.

Растущий с каждой новой попыткой результат, говорит о нацеленности на победу, что для организаторов не менее важно, чем сами знания.

Темы те же, что и в прошлом году:

  • география;
  • культура;
  • обществознание;
  • и другие разделы.

Умственная работоспособность и стрессоустойчивость

ТУРС оценивает способность участников справляться со стрессом. Он относится, скорее, к психологическим опросникам, а не к оценочному мероприятию. Пока неизвестно, как он будет выглядеть, но скорее всего, это будет классический психологический опросник с несколькими вариантами ответов.

Сложность

Как и в прошлом году, главная сложность первого блока – ограничения времени. На сложные задачи времени дается чуть больше, но его все равно постоянно не хватает. Итоговый балл зависит не только от способностей человека, но и от его умений решать цифровые тесты, справляться со стрессом и использовать правильные тактики решения.

Что получают участники

Даже если человек не проходит в полуфинал, он получает развернутую обратную связь с рекомендациями по развитию слабых сторон. О пользе участия в «Лидерах России» мы подробно рассказывали в блоге.

Оценка потенциала

Второй блок состоит из двух тестов потенциала: PiF и оценки управленческой готовности (ОУП). В этом же блоке проходят профильные тестирования по трекам. В PiF используются те же числовые, вербальные и логические задачи, а также задачи на социальный интеллект (кейсы). Ожидается, что в ОУП будут управленческие опросники и кейс-сценарии.

О ретесте и прозрачности

Организаторы ответственно относятся к прозрачности и открытости конкурса, ставя всех участников в равные условия. Дистанционный этап проходит одновременно по всем округам, что позволяет избежать утечек. Испытания держатся в строжайшем секрете и до начала блока эту информацию не раскрывают даже СМИ.

От участников организаторы тоже требуют честности. Не зря на двух пресс-конференциях мошенничеству на дистанционном этапе уделялось повышенное внимание. Скорее всего, пойманного на обмане человека не только дисквалифицируют, но и не допустят до участия в следующих сезонах.

Обращаться за помощью к людям, которые пройдут тестирование за кандидата не только бессмысленно, но и опасно.

Во-первых, все аномальные результаты протоколируются, и человек сразу привлекает к себе дополнительное внимание. Во-вторых, на очном этапе в первый день организован массовый ретест. В ходе ретеста, участников просят ответить на вопросы, аналогичные тем, что встретились им на онлайн блоке, но уже в присутствии экзаменаторов. В прошлом году, в среднем по РФ, ретест не прошли 16% конкурсантов.

Советы по подготовке

С каждым годом банк вопросов обновляется и дополняется, кроме того появляются новые испытания и правила. Поэтому единственным эффективным способом значительно повлиять на результат, по-прежнему остается решение тренировочных онлайн тестов и упражнений.

сложность дистанционного этапа – таймер, ограничивающий время кандидата.

Решая тренировочные упражнения, человек понимает принцип, по которому строятся вопросы, учится бороться со стрессом и вырабатывать лучшую стратегию.

 Тренировочные упражнения состоят из вопросов, аналогичных тем, что попадаются на «Лидерах России». И по нашему опыту, даже короткая тренировочная сессия ощутимо улучшает результат.

Заключение

За обилием нововведений «Лидеров России 2019-2020», скрываются все те же тесты интеллектуальных способностей и управленческие опросники, что и в прошлом году.

Но это не значит, что в этот раз конкурс окажется легче. Банк вопросов ежегодно обновляется, а общая сложность только возрастает, о чем не раз говорили организаторы.

Поэтому в этом году грамотная подготовка еще сильнее влияет на шансы попасть в полуфинал.

Загрузка…

Источник: https://TestOnJob.ru/blog/testy-intellektualnye-sposobnosti/

:

Источник: http://in-inch.ru/ocenka-intellektualnyh-sposobnostej/

Оценка интеллектуальных способностей первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей

Оценка интеллектуальных способностей: Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял

Оценка интеллектуальных способностей

Первую попытку создать тесты интеллектуальных способностей предпринял сэр Фрэнсис Гальтон столетие назад. У натуралиста и математика Гальтона интерес к индивидуальным различиям возник под влиянием эволюционной теории его двоюродного брата Чарльза Дарвина. Гальтон полагал, что некоторые семьи обладают биологическим превосходством — они сильнее и умнее других.

Интеллект, рассуждал он, это вопрос исключительно сенсорных и перцептивных навыков, передающихся от одного поколения к следующему. Поскольку вся информация приобретается посредством органов чувств, то чем чувствительнее и точнее перцептивный аппарат индивида, тем он умнее.

Вера Гальтона в наследуемость интеллекта привела его к предположению, что умственные способности человечества можно повысить с помощью евгеники, или селективного производства потомства. К счастью, он более известен благодаря применению статистики в исследованиях интеллекта, чем проповедованию евгеники.

В 1884 году Гальтон применил набор тестов (для измерения таких переменных, как размер черепной коробки, время реакции, острота зрения, слуховой порог и память на зрительные формы) для обследования более 9000 посетителей Лондонской выставки.

К своему разочарованию, он обнаружил, что выдающиеся британские ученые не отличаются от обыкновенных граждан размером черепа и что такие показатели, как скорость реакции, не особенно связаны с другими мерами интеллекта. Хотя его тест оказался не очень удачным, Гальтон все же изобрел коэффициент корреляции, который, как мы уже видели, играет важную роль в психологии.

Первые тесты, приближающиеся к современным тестам интеллекта, разработал французский психолог Альфред Бине. В 1881 году французское правительство утвердило закон, по которому посещение школы стало обязательным для всех детей. Раньше те, кто не справлялся с учебой, оставались дома; теперь учителям пришлось справляться с широким диапазоном индивидуальных различий.

Чтобы извлечь пользу из принятой школьной программы, правительство попросило Бине создать тест, позволяющий обнаруживать детей, которые слишком медленно соображали. Бине предположил, что интеллект следует измерять при помощи задач, требующих рассуждения и способностей к решению задач, а не перцептивно-моторных навыков.

В сотрудничестве с другим французским психологом Теофилом Симоном в 1905 году Бине опубликовал шкалу, которую он пересмотрел в 1908 году и еще раз в 1911-м. Бине рассуждал, что медленно соображающие или тупые дети похожи на нормальных детей с задержкой умственного развития.

Медленно соображающий ребенок должен справляться с тестами аналогично нормальному ребенку меньшего возраста, тогда как умственные способности одаренного ребенка будут соответствовать более старшему возрасту.

Бине разработал шкалу тестов, включающую компоненты возрастающей сложности и позволяющую измерять такие изменения в интеллекте, которые обычно связываются с увеличением возраста. Чем выше по шкале поднимается ребенок, правильно отвечая на вопросы теста, тем выше его умственный возраст (УВ).

Понятие умственного возраста было главным в методе Бине; с помощью этого метода можно было сравнивать УВ ребенка с его хронологическим возрастом (ХВ), определяемым по дате рождения.

Шкала интеллекта Стэнфорд—Бине. Льюис Терман из Стенфордского университета адаптировал пункты теста, предложенные первоначально Бине, для американских школьников. Он стандартизировал применение теста и разработал возрастные нормы, предъявляя этот тест тысячам детей. В 1916 году он опубликовал Стэнфордскую версию тестов Бине, известную теперь как шкала интеллекта Стэнфорд—Бине (Stanford—Binet Intelligence Scale); она пересматривалась в 1937, 1960, 1972 и последний раз — в 1986 году. Несмотря на свой возраст, тест Стэнфорд-Бине — один из наиболее часто применяемых.

Терман сохранил понятие умственного возраста, предложенное Бине. Каждый пункт теста был нормирован но возрастам, то есть он соответствовал возрасту, при котором его проходит существенное большинство детей. Умственный возраст ребенка определяется путем суммирования количества пунктов, пройденных на каждом возрастном уровне. Кроме того, Терман принял удобный индекс интеллекта, предложенный немецким психологом Вильямом Штерном. Этот индекс называется коэффициентом интеллекта, широко известным как IQ (Intelligence Quotient). Он выражает интеллект как отношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ): Число 100 используется как множитель, так что когда УВ равен ХВ, IQ будет равен 100. Если УВ меньше ХВ, IQ будет меньше 100; если УВ больше ХВ, то IQ будет больше 100. В последней версии теста Стэнфорд—Бине вместо показателя IQ используются оценки возрастных стандартов. Их можно выражать в перцентилях, показывающих, сколько процентов испытуемых в стандартизируемой группе попадают выше или ниже данного показателя (Thorndike, Hage & Satter, 1986). И хотя концепция IQ все еще используется в тестировании интеллекта, последний уже не вычисляется по приведенной формуле. Вместо этого используются таблицы перевода исходных показателей теста в стандартные показатели, которые подобраны так, что в каждом возрасте средний показатель равен 100.

В соответствии с современным взглядом на интеллект как состоящий из различных способностей, в версии 1986 года все задания Теста Стэнфорд—Бине разбиты на 4 большие группы в соответствии с областями интеллекта: вербальное мышление, абстрактное/визуальное мышление, количественное мышление и кратковременная память (Scatter, 1988). Для каждой группы существует отдельный показатель; в табл. 12.2 приведены некоторые примеры пунктов теста, сгруппированные по областям.

Таблица 12.2. Пункты теста Стэнфорд—Бине

Вербальное мышление

Словарь

Определяет слова, например «доллар» и «конверт»

Понимание

Отвечает на вопросы типа: «Где люди покупают еду?» и «Почему люди причесывают волосы?»

Абсурдность

Определяет «смешной» аспект рисунка, например, изображения девочки, едущей на велосипеде по озеру, или причесывающегося лысого человека.

Вербальные отношения

Говорит, чем похожи первые три элемента последовательности и чем они отличаются от четвертого: шарф, галстук, глушитель, рубашка.

Количественное рассуждение

Количество

Выполняет простые арифметические задачи, такие как выбор игральной кости с шестью очками, поскольку число очков равно сумме очков на костях с двумя очками и с четырьмя.

Числовой ряд

Определяет следующие два числа в ряду, например: 20, 16, 12, 8, ?, ?

Построение уравнений

Строит уравнение из следующего набора символов: 2, 3, 5, +, =. Например, 2 + 3 = 5

Эннсу из университета британской колумбии
Терапевт каждый раз работает с одним индивидом
Чтобы узнать подробнее о возможностях работы в сфере психологии
Эта система
Виновный человек

Источник: https://textfighter.org/raznoe/Psihol/atkin/otsenka_intellektualnyh_sposobnostei_pervuyu_popytku_sozdat_testy_intellektualnyh_sposobnostei.php

Medic-studio
Добавить комментарий