Онтогенез, его возрастные периоды.: Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения

Конспект

Онтогенез, его возрастные периоды.: Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения

Раздел ЕГЭ: 3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

Онтогенез (индивидуальное развитие) включает весь период жизни особи от зиготы до смерти. Различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный период

Эмбриональный период (зародышевое развитие) — период онтогенеза от образования зиготы в процессе оплодотворения до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Этапы эмбрионального периода

В процессе дробления зигота многократно делится, при этом размеры дочерних клеток-бластомеров становятся всё меньше, так как после деления они не растут.

В результате дробления образуется однослойный многоклеточный зародыш — бластула.

Он напоминает полый шар с эпителиальной стенкой (бластодермой) и центральной полостью (бластоцелью, или первичной полостью тела), которая заполнена жидкостью.

После дробления наступает процесс гаструляции, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности внутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Гаструла — чашевидный зародыш, состоящий из двух слоёв (зародышевые листки): наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма).

На этой стадии заканчивается развитие низших животных. Нейрула — стадия закладывания внутренних органов (полости первичной кишки, нервной пластинки, хорды в случае хордовых животных).

На этом этапе происходит образование третьего зародышевого листка — мезодермы, которая формируется в виде карманов — целом (вторичная полость тела).

Органогенез — дифференцировка клеток каждого зародышевого листка. В процессе органогенеза образуются ткани и органы.

Из эктодермы формируются нервная система, органы чувств, эпителий кожи с его железами и производными структурами (волосы, перья, когти и др.), эмаль зубов.

Производными мезодермы являются все виды соединительной и мышечная ткани, кровеносная, выделительная и половая системы.

Из энтодермы образуются эпителий средней кишки и его придаточные железы (печень, поджелудочная железа), жабры и их производные — лёгкие, плавательный пузырь и др., а также щитовидная железа.

Органогенез у хордовых связан возникновением комплекса осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника — и дальнейшей их дифференцировкой.

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период развития начинается рождением или выходом из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенильный, пубертатный и период старения.

Этапы постэмбрионального периода

1) Ювенильный, продолжается до окончания полового созревания. Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой.

Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования.

У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.

2) Пубертатный (т. е. период зрелости). У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.

3) Старение — это общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Смерть — это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений — одна из основных движущих сил эволюции.

Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор не создано единой теории, объясняющей старение.

Одни исследователи считают, что старение является следствием работы группы генов, которая осуществляет некую «программу старения». Эту точку зрения подтверждает существование редчайшего заболевания человека — прогерии.

У ребенка, больного прогерией, проявляются явные, нарастающие признаки старости, и в 10—12 лет он выглядит как очень пожилой человек.

Типы постэмбрионального развития

  • Прямое: появившийся на свет организм имеет все основные органы, свойственные взрослому, и в дальнейшем происходит только его рост и половое созревание (рептилии, птицы, млекопитающие).
  • Непрямое: эмбриональное развитие приводит к образованию личинки, отличающейся по ряду анатомических и морфологических признаков от взрослой особи (имаго у насекомых), часто ведёт иной образ жизни (лягушки, некоторые насекомые, черви).

Типы роста

  • Ограниченный (закрытый): происходит в определённые периоды онтогенеза, в основном до полового созревания (насекомые, птицы, млекопитающие).
  • Неограниченный (открытый): продолжается в течение всего онтогенеза, вплоть до смерти (моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

Это конспект для 10-11 классов по теме «Онтогенез (индивидуальное развитие)». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B7-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/

Основные этапы индивидуального развития человеческого организма – онтогенеза [1974 Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. – Анатомия человека]

Онтогенез, его возрастные периоды.: Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения

В зависимости от среды, в которой совершается развитие индивида, весь онтогенез распадается на 2 больших периода, отделенных друг от друга моментом рождения:

1. Внутриутробный, когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери; этот период длится от момента зарождения до рождения.

2. Внеутробный, или постнатальный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери; этот период длится от момента рождения до смерти.

Внутриутробный период в свою очередь делится на 2 фазы: 1) эмбриональную (первые 2 месяца), когда происходит начальное развитие зародыша (эмбриона) и когда совершается основная закладка органов; 2) фетальную (3-9 месяцы), когда идет дальнейшее развитие плода (fetus, лат. – плод).

Эмбриональное развитие человека изучается в Курсе общей эмбриологии, здесь же мы ограничимся самыми краткими первоначальными сведениями, необходимыми для понимания строения тела взрослого человека.

Развитие зародыша человека в яйцеводе и матке условно подразделяется на пять периодов (А. Г. Кнорре, 1959).

1. Оплодотворение, образование зиготы. Мужская половая клетка – спермий (spermium, лат.) проникает в женскую – яйцо (ovium, лат.), и они, сливаясь, образуют новый организм – зиготу.

2. Дробление. Зигота дробится на клетки – бластомеры (blastos, греч. – зародыш, meros, греч. – часть), из которых одни группируются в узелок – эмбриобласт, а другие обрастают его по поверхности, образуя трофобласт.

Ворсинки трофобласта врастают в слизистую оболочку матки и создают вместе с ней детское место, или плаценту (plax, греч. – плоское тело, пирог). Этот орган называется также последом, так как он следует после рождения ребенка.

3. Гаструляция состоит в превращении однослойного зародыша в трехслойный – гаструлу (gaster, греч. – желудок).

Наружный слой называется эктодерма, внутренний – энтодерма и средний между ними – мезодерма.

Другим важным результатом гаструляции является возникновение осевого комплекса зачатков, который состоит из следующих закладок:

1. Выделяющаяся из эктодермы и лежащая по средней линии дорсальной стороны нервная пластинка (нейроэктодерма) или желобок, который позднее превращается в нервную трубку – зачаток нервной системы.

2. Лежащая под ней хорда (chorde, греч. – струна).

3. Располагающаяся латерально от нее, справа и слева – мезодерма (рис. 1).

Рис. 1. Поперечный схематический разрез туловища зародыша. п – нервная трубка; cht – хорда; s – склеротом; т – миотом; an – ме-зенхимная закладка дорсальной дуги позвонка; d – дерматом; cel – целом; int – первичная кишка

Местоположение осевого комплекса зачатков на дорсальной стороне и их взаиморасположение очень характерны для всех хордовых, включая и человека, и являются самым древним и общим для них признаком. Появлением этого признака в строении зародыша завершается период гаструляции.

4. Обособление тела зародыша. Зародыш обособляется от внезародышевых частей, растет в длину и превращается в цилиндрическое образование с головным (краниальным) и хвостовым (каудальным) концами; при этом происходит преобразование зародышевых листков.

Наружный зародышевый листок, или эктодерма, дает начало кожной эктодерме, из которой развиваются: эпителий (покровная ткань) кожи, или эпидермис, и его производные – волосы, ногти, сальные, потовые и молочные железы; часть покровного эпителия слизистой оболочки и железы ротовой полости; эмаль зубов; многослойный эпителий ануса прямой кишки; эпителий мочеотводящих и семявыносящих путей.

Из нейроэктодермы развиваются все части центральной и периферической нервной системы и различные вспомогательные эпендимоглиальные элементы, входящие у взрослого в состав нервной системы и органов чувств (например, сократительные элементы радужной оболочки глаза, пигментный эпителий и др.).

Внутренний зародышевый листок, или энтодерма, неоднороден: передняя его часть представлена материалом эктодермы, вторично входящим в состав энтодермы и образующим прехордальную пластинку, а вся остальная часть – кишечной энтодермой.

Из прехордальной пластинки развиваются: эпителий воздухоносных путей и легкого, значительная часть слизистой оболочки ротовой полости и глотки, железистые ткани гипофиза, щитовидной и паращитовидной желез, вилочковой железы, а также покровный эпителий и железы пищевода.

Из кишечной энтодермы образуются покровный эпителий и железы желудка, кишечника и желчеотводящих путей, а также печень и железистые ткани поджелудочной железы.

Средний зародышевый листок, или мезодерма, вначале представлен метамерно расположенными справа и слева от хорды спинными сегментами, или сомитами (soma, греч.

– тело), которые посредством сегментных ножек (нефротомов) связаны с вентральными несегментированными отделами мезодермы, получившими название спланхнотомов (splanchna, греч. – внутренности) или боковых пластинок (см. рис. 1).

Предельное число сомитов – 43-44 пары к концу пятой недели развития, когда длина зародыша равна 11 мм.

Каждый сомит, за исключением первых двух, дифференцируется на три участка: 1) дорсолатеральный участок, представляющий мезенхимный зачаток соединительной ткани кожи, – дерматом; 2) медиовентральный участок, дающий начало хрящевой и костной тканям скелета, – склеротом (scleros, греч. – твердый) и 3) участок, расположенный между дерматомом и склеротомом и являющийся зачатком скелетной мускулатуры, – миотом (mys, греч. – мышь; myo, греч. – мышечный).

В дальнейшем из миотомов развивается мускулатура тела. Кожная пластинка подстилает кожную эктодерму и развивается в соединительнотканный слой кожи.

Из склеротомов возникают мезенхимные скелетогенные клетки, скопляющиеся вокруг нервной трубки и хорды и дающие позвонки, ребра и межпозвонковые диски.

Последние заключают в себе весьма поучительные в филогенетическом отношении остатки хорды в виде так называемых студенистых ядер. Склеротомы идут на образование и других отделов скелета.

В эмбриональном развитии сегментных ножек, или нефротомов (nephros, греч. – почка), находит яркое отражение исторический путь развития выделительных органов у позвоночных животных и человека (см. стр. 353).

Нефротомы располагаются от головного к хвостовому концу тела зародыша в головной, туловищной и тазовой областях, давая начало различным образованиям.

Спланхнотомы, или боковые пластинки (несегментированная часть мезодермы), образуют вторичную полость тела – или целом (celom*, греч. – полость), вследствие чего каждый спланхнотом (правый и левый) подразделяется на два листка: 1) пристеночный, или париетальный, листок (paries, лат.

– стенка), который выстилает стенку тела и прилежит к эктодерме (со стороны брюшной полости), и внутренностный, или висцеральный, листок (viscera, лат. – внутренности), который образует серозную оболочку внутренностей. Целом дает начало перикардиальной, плевральным и брюшинной полостям.

* ()

Из эмбриональной целомической выстилки обоих листков выселяются отростчатые клетки, которые заполняют все промежутки между зародышевыми листками и эмбриональными зачатками в теле зародыша и во внеэмбриональных его частях. В совокупности они составляют особый, распространяющийся по всему телу зародыша и вне его эмбриональный зачаток, получивший название – мезенхима.

Так как вначале мезенхима проводит питательные вещества к различным частям зародыша, выполняя трофическую функцию, то впоследствии из нее развиваются кровь и кроветворные ткани, лимфа, кровеносные сосуды, лимфатические узлы, селезенка.

Помимо ранее отмеченных производных склеротомов и кожных пластинок, из мезенхимы также происходят: а) волокнистые соединительные ткани, отличающиеся характером и количеством межклеточного вещества и клеток (связки, суставные сумки, сухожилия, фасции и др.); б) хрящи и кости, гладкая мускулатура.

5. Развитие органов (органогенез) и тканей (гистогенез). Органогенез – это анатомическое формирование органов. Оно будет описано при изложении анатомии отдельных систем.

Приобретение развивающимися клетками и тканями морфологических, физиологических и биохимических специфических свойств называется гистологической дифференцировкой, а процесс развития свойств, характерных для ткани взрослого организма, принято обозначать термином гистогенез.

Параллельно с дифференцировкой (или дифференциацией) зародыша, т. е. возникновением из сравнительно однородного клеточного материала зародышевых листков все более разнородных зачатков органов и тканей, развивается и усиливается интеграция, т. е. объединение частей в одно гармонично развивающееся целое.

Вначале это взаимодействие осуществляется примитивными способами (биохимическое воздействие клеток), а позднее интегрирующую функцию берут на себя нервная система и подчиненные ей железы внутренней секреции.

Чем дальше идет развитие, тем все более, но в общем весьма медленно, изменения, происходящие в зародыше, приближают соотношение его частей к дефинитивному состоянию.

Зародыш в конце второго месяца внутриутробного развития имеет непропорционально большую голову (в связи с мощным развитием головного мозга): несоразмерно малы его таз и короткие нижние конечности. На 5-м месяце развития голова составляет 1/3, а на 10-м месяце 1/4 общей длины тела плода.

Темпы роста во внутриутробном периоде несравнимо больше, чем после рождения.

Если сопоставить массы зиготы, тела новорожденного и взрослого, то оказывается, что новорожденный ребенок в 32000000 раз больше зиготы, а тело взрослого всего лишь в 20-25 раз превосходит вес новорожденного.

И при этом следует еще учесть, что от зачатия до рождения проходит 9 месяцев, а от рождения до зрелости примерно 20 лет, если не более.

Возникающие из эмбриональных зачатков ткани и органы зародыша начинают специфически функционировать с наступлением в них гистологической дифференцировки.

Это происходит в неодинаковые сроки для различных органов: в общем опережают те органы, функционирование которых необходимо в данный момент для дальнейшего развития зародыша (сердечно-сосудистая система, кроветворные ткани, некоторые железы внутренней секреции и др.).

Наряду с органами, формирующимися в самом зародыше, для его развития огромную роль играют вспомогательные внезародышевые органы (рис. 2, 3): 1) хорион, 2) амнион, 3) аллантоис и 4) желточный мешок.

Рис. 2. Развитие зародыша и внезародышевых частей. 1 – амнион; 2 – хорион; 3 – желточный мешок; 4 – аллантоис; 5 – ворсинки хориона; 6 – зародыш Рис. 3. Человеческий эмбрион (начало 5-й недели). 1 – закладка легких; 2 – chorda dorsalis; 3 – желудок; 4 – спинной мозг; 5 – печень; 6 – задний зачаток поджелудочной железы; 7 – первичная брыжейка; 8 – средняя кишка; 9 – плевроперитонеальная полость; 10 – allantois, мочевой мешок; 11 – клоака; 12 – закладка мочеточника; 13 – задняя кишка; 14 – chorion; 15 – ductus omphaloentericus; 16 – глаз; 17 – желточный мешок; 18 – передняя (головная) кишка; 19 – оболочка водного пузыря; 20 – жаберные карманы; 21 – закладка внутреннего уха

Хорион образует наружную оболочку плода и окружает его вместе с амниотическим и желточным мешками.

В плаценте человека ворсинки хориона врастают в широкие кровеносные сосуды – лакуны, находящиеся в слизистой оболочке матки. Такая плацента называется гемохориальной (haima, греч.

– кровь), чем подчеркивается гемотрофный характер плаценты человека.

Плацента связана с плодом пупочным канатиком, содержащим пупочные (плацентарные) сосуды, по которым течет кровь от плаценты в тело плода и обратно.

Человек и млекопитающие, обладающие плацентой, объединяются по этому признаку в подкласс placentalia в отличие от низших живородящих (сумчатые, однопроходные), не имеющих плаценты и составляющих группу aplacentalia.

Амнион (amnion, греч.

– чаша) – внутренняя оболочка плода, представляет собой пузырь, наполненный жидкостью (амниотической), в которой развивается зародыш, отчего эту оболочку называют водной; плод находится в ней до самого рождения.

Амнион имеется у всех высших позвоночных. По этому признаку они объединяются в группу amni6ta; соответственно низшие позвоночные составляют группу anamnia (т. е. животных, не образующих амнион).

Амниотическая жидкость участвует в обмене веществ, предохраняет плод от неблагоприятных механических воздействий и способствует правильному ходу родового акта.

Аллантоис, или мочевой мешок, напоминающий по форме колбасу, откуда и название (alias, родит, allantos, греч. – колбаса), – у высших позвоночных и у человека играет важную роль. Он связан с функцией выделения, в нем скопляются продукты обмена – мочекислые соли (откуда он и получил свое название мочевого мешка).

У человека энтодермальная закладка этого внеэмбрионального органа редуцирована, но во внеэмбриональной мезенхиме, окружающей редуцированную закладку, мощно развиваются кровеносные сосуды, превращающиеся затем в сосуды пупочного канатика. Более поздний по филогенетическому происхождению аллантоидный круг кровообращения обеспечивает зародышу возможность обмена веществ, и в этом заключается новое значение, приобретаемое аллантоисом.

Желточный мешок у всех животных, яйцеклетки которых не имеют запаса питательных материалов в виде желтка, утрачивает свое значение источника питательных ресурсов зародыша. В мезенхиме стенки желточного мешка возникают первые кровеносные сосуды, однако желточный круг кровообращения у плацентарных животных и у человека оказывается значительно редуцированным.

Появление желточного мешка у человека имеет филогенетическое значение.

Как уже указывалось, характерным признаком для человека и человекообразных обезьян является весьма раннее и мощное развитие внезародышевых частей – амниона, желточного мешка, а также трофобласта.

У человека в отличие от всех животных наиболее интенсивно развивается внезародышевая мезодерма. Благодаря этому еще до начала формирования самого зародыша возникают внезародышевые приспособления, создающие условия для развития эмбриона как такового.

Внеутробный период развития организма

Акт рождения можно рассматривать как диалектический скачок в развитии данной особи, которая из одной среды с ее постоянными условиями, свойственными утробе матери, попадает в другую среду с ее постоянно меняющимися факторами внешнего мира.

Меняются и качество обмена веществ и органы, его осуществляющие. В утробном периоде питание и дыхание происходит через кровь матери и плаценты (плацентарное кровообращение). Во внеутробном периоде эти процессы совершаются с помощью органов пищеварения и дыхания новорожденного. Благодаря включению легких плацентарное кровообращение сменяется легочным.

В жизни человека после рождения различают следующие возрастные периоды (из В. В. Гинзбурга, 1963, и Л. Ф. Иваницкого, 1962).

I. Период новорожденности (первые 3-4 недели после рождения), когда организм должен приспособиться к новым условиям внеутробной жизни. Тело новорожденного резко отличается от тела взрослого своей формой и размерами. Рост его в среднем 50 см, вес 3250-3500 г.

Голова (главным образом мозговой отдел) очень велика и составляет 1/4 роста (у взрослого 1/7-1/8 всего роста), ноги, наоборот, коротки (1/3 роста). Живот больше груди и выдается вперед вследствие узости таза. Верхние и нижние конечности приблизительно равны.

Преобладание верхней половины тела над нижней обусловлено лучшим снабжением ее артериальной кровью в утробе матери (см. “Кровообращение плода”).

II. Период вскармливания грудью (грудной возраст) – от 4 недель до 1 года.

III. Период молочных зубов (нейтральное детство) охватывает возраст от 1 до 7 лет, т. е. от начала прорезывания молочных зубов до начала прорезывания постоянных. Вторичные половые признаки как у девочек, так и у мальчиков выражены слабо.

IV. Период отрочества (бисексуальное детство) охватывает возраст от 7 до 15-16 лет, от начала прорезывания постоянных зубов до конца прорезывания всех вторых моляров, до начала полового созревания.

В конце этого периода усиливается формирование половых желез и происходит развитие вторичных половых признаков по линии обоих полов, отчего этот период называют также предпубертатным (pubertas – возмужалость).

V. Период полового созревания – пубертатный период, или юношеский возраст (juvenilitas). Он начинается от конца прорезывания вторых моляров до окончания роста и достижения зрелости тела.

Этот период длится у девочек с 13-14 лет до 18, а у мальчиков с 15-16 до 19-23 лет. В течение пубертатного периода развиваются вторичные половые признаки, в результате чего мальчики превращаются в юношей, а девочки – в девушек.

При этом рост и пропорции тела приближаются к взрослым. Отмечаются 2 периода усиленного роста: в конце нейтрального детства (5-7 лет) и в предпубертатном периоде (у девочек в 11-14 лет, у мальчиков – в 13-16 лет). Рост продолжается и после наступления половой зрелости.

После Великой Отечественной войны произошел сдвиг в сторону более раннего полового созревания (А. М. Урысон, 1962), а в Советском Союзе – и в сторону лучшего физического развития подрастающего поколения (М. И. Корсунская, 1958).

VI. Переход организма из юношеского возраста во взрослое состояние не означает прекращения развития, которое продолжается, но отличается малой изменчивостью формы и строения тела.

В развитии взрослого организма различают три стадии:

1. Стадия возмужалого возраста (virilitas) или взрослый возраст (adolescentia). Он длится у мужчин от 25 до 45 лет, у женщин – от 20 до 40 лет.

2. Возраст зрелости (maturitas), продолжающийся до появления старческих изменений (стирание и выпадение зубов, облитерация черепных швов).

3. Возраст старости (senium), или преклонный, характеризуется нарастающей инволюцией органов и систем тела, приводящей к смерти.

По новейшей классификации (Всемирная организация здравоохранения, 1964) различают 3 стадии старения: 1) люди среднего возраста (от 45 до 59 лет); 2) люди пожилого возраста (от 60 до 74 лет); 3) старики или старые люди (75 и старше лет).

Людей в возрасте 90 лет и старше выделяют в отдельную группу долгожителей.

Источник: http://anfiz.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st012.shtml

размножение. Онтогенез – Биология Егэ

Онтогенез, его возрастные периоды.: Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения

Размножение — это способность живых существ воспроизводить себе подобных. При этом обеспечивается непрерывность и преемственность жизни. Принято различать два основных типа размножения: бесполое и половое.

Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения

ПоказательСпособ размножения
бесполоеполовое
РодителиОдна особьОбычно две особи (разного пола)
ПотомствоГенетически точная копия родителя (клон)Генетически отличны от обоих родителей
Главный клеточный механизмМитозМейоз
Время возникновенияРаньше половогоПозже бесполого
Клеточные источники наследственной информации для развития потомкаМногоклеточные: одна или несколько соматических клеток родителя; одноклеточные: клетка- организм как целоеРодители образуют половые клетки (гаметы)
Эволюционное значениеОбеспечивает воспроизведение большого количества идентичных особей, поддерживает наибольшую приспособленность в маломеняющихся условиях обитания, способствует стабилизирующему естественному отбору. Более выгодно в относительно постоянных условияхОбеспечивает биологическое разнообразие видов, возможность освоения разнообразных условий обитания, увеличивает эволюционные перспективы, способствует движущему естественному отбору. Более выгодно в изменяющихся условиях

Бесполое размножение

Основными формами бесполого размножения являются деление, спорообразование, почкование, фрагментация и вегетативное размножение. В двух первых случаях новый организм образуется из одной клетки родительской особи, в остальных — из группы клеток.

Формы бесполого размножения

ФормаПримерыХарактеристика
ДелениеСвойственна одноклеточным организмамСамая простая форма бесполого размножения. Исходная материнская клетка делится на две или несколько более или менее одинаковых дочерних клеток. Множественное деление, когда одна материнская клетка даёт начало более чем двум дочерним клеткам, называетсяшизогонией.
СпоруляцияВстречается у всех растений, грибов и некоторых простейшихРазмножение посредством спор. Спора — это мелкая гаплоидная клетка, покрытая защитным покровом (споровой оболочкой), позволяющим переносить действие различных неблагоприятных факторов среды. У многих растений процесс образования спор (спорогенез) осуществляется в особых мешковидных структурах — спорангиях. У многих организмов споры служат не только для размножения, но и для расселения. Споры большинства организмов неподвижны и распространяются пассивно. Но у некоторых водорослей и грибов споры имеют жгутики (зооспоры) и способны активно передвигаться.
ПочкованиеХарактерно для кишечнополостныхНа теле материнской особи появляется небольшой вырост (почка), а затем происходит отделение (отпочкование) дочерней особи. Почкование многоклеточных организмов не следует путать с формой деления клетки одноклеточных.
ФрагментацияСвойственна для плоских, ленточных и кольчатых червей, иглокожихЗаключается в распаде тела многоклеточного организма на две или более части, которые затем превращаются в самостоятельные особи. Фрагментация возможна благодаря регенерации — восстановлению утраченных частей тела.
Вегетативное размножениеХарактерно для многих групп растений — от водорослей до цветковыхОт материнского организма отделяется достаточно хорошо дифференцированная часть (отводки, усы, корневые отпрыски, поросль) или же образуются особые структуры, специально предназначенные для вегетативного размножения (луковицы, клубни, корневища и др.).
КлонированиеИскусственный способ размножения, не встречающийся в естественных условияхКлон — совершенно одинаковое в генетическом отношении потомство, полученное в результате имплантации ядра соматической клетки донора в яйцеклетку. Таким образом, получают зиготу, минуя «классическое» оплодотворение.

Половое размножение

Половое размножение характерно для подавляющего большинства живых существ. Оно складывается из 4 основных процессов:

  1. Гаметогенез — образование половых клеток (гамет).
  2. Оплодотворение — слияние гамет и образование зиготы.
  3. Эмбриогенез — дробление зиготы и формирование зародыша.
  4. Постэмбриональный период — рост и развитие организма в послезародышевый период.

Половые клетки

Гаметы — половые клетки, при слиянии которых образуется зигота, из которой развивается новая особь. Гаметы имеют вдвое меньше хромосом, чем остальные клетки тела (соматические клетки). Они не способны делиться в отличие от большинства соматических клеток. Различают женские и мужские половые клетки.

Половая принадлежность у высших форм (например, у позвоночных) определяется на генетическом уровне.
Мужские гаметы называются сперматозоидами (если они подвижны) или спермиями (если они лишены жгутикового аппарата и не способны активно передвигаться). Сперматозоиды имеют очень маленькие размеры.

Они состоят из головки, шейки, средней части и хвоста (рис. 5.11).

В головке располагается ядро, содержащее ДНК. На переднем конце головки имеется акросома — видоизменённый комплекс Гольджи, который содержит литические ферменты для растворения оболочки яйцеклетки при оплодотворении. Хвост образован микротрубочками и служит для передвижения сперматозоида.

Женские гаметы называются яйцеклетками. Они, как правило, неподвижны, имеют б‚ольшие, чем сперматозоиды, размеры, хорошо развитую цитоплазму и запас питательных веществ.
Яйцеклетки разных организмов отличаются друг от друга.

В зависимости от количества в яйцеклетке желтка их делят на алецитальные, олиголецитальные, мезолецитальные, полилецитальные.

В зависимости от характера распределения желтка в яйцеклетке различают гомо- или изолецитальные, телолецитальные, центролецитальные яйцеклетки.

Типы яйцеклеток

ТипХарактеристикаОрганизмы
Изолецитальные (гомолецитальные)Относительно мелкие с небольшим количеством равномерно распределённого желтка. Ядро в них располагается ближе к центруВстречаются у червей, двустворчатых и брюхоногих моллюсков, иглокожих, ланцетника
Умеренно телолецитальныеИмеют диаметр около 1,5–2 мм и содержат среднее количество желтка, основная масса которого сосредоточена на одном из полюсов (вегетативном) На противоположном полюсе (анимальном), где желтка мало, находится ядро яйцеклеткиХарактерны для осетровых рыб и земноводных
Резко телолецитальныеСодержат очень много желтка, занимающего почти весь объём цитоплазмы яйцеклетки. На анимальном полюсе находится зародышевый диск с активной, лишённой желтка цитоплазмой. Размеры этих яиц крупные — 10–15 мм и более.Встречаются у некоторых рыб, пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих
ЦентролецитальныеХарактеризуются концентрацией желтка вокруг ядра, расположенного в центре, а периферические слои лишены питательных веществХарактерны для насекомых
АлецитальныеПрактически лишены желтка, имеют микроскопически малые размеры (0,1–0,3 мм)Характерны для плацентарных млекопитающих, в том числе и для человека

Образование половых клеток

Процесс образования половых клеток — гаметогенез — протекает в половых железах (гонадах). У высших животных женские гаметы образуются в яичниках, мужские — в семенниках.

Процесс образования сперматозоидов называют сперматогенезом, яйцеклеток — оогенезом (или овогенезом).

Гаметогенез делят на несколько фаз: размножения, роста, созревания и выделяемую при сперматогенезе фазу формирования.

Фазы гаметогенеза

СтадииЧисло хромосом и хроматидСперматогенезОвогенез
Размножение2n4cХарактеризуется многократными митотическими делениями клеток стенки семенника,приводящими к образованию многочисленныхсперматогоний. Эти клетки диплоидны. Фаза размножения у мужчин начинается с наступлением половой зрелости и продолжается постоянно в течение почти всей жизниХарактеризуется многократными митотическими делениями клеток стенки яичника, приводящими к образованию многочисленных оогоний (овогоний). Эти клетки диплоидны. В женском организме размножение оогоний начинается в эмбриогенезе и завершается к 3-му году жизни.
Рост2n4cСопровождается незначительным увеличением объёма цитоплазмы клеток, незначительным накоплением питательных веществ, необходимых для дальнейших делений, репликацией ДНК и удвоением хромосом. В фазе роста клетки получают названиесперматоцитов I порядкаСопровождается значительным увеличением объёма цитоплазмы клеток, значительным накоплением питательных веществ, необходимых для дальнейших делений, репликацией ДНК и удвоением хромосом. В фазе роста клетки получают название ооцитов (овоцитов) I порядка
Созревание1n1cВ результате первого мейотического деления образуются два одинаковыхсперматоцита II порядка, каждый из которых после второго деления мейоза формирует по две сперматиды.В результате фазы созревания из каждой диплоидной клетки формируются 4 гаплоидные сперматидыПрофаза первого мейотического деления осуществляется ещё в эмбриональном периоде, а остальные события мейоза продолжаются после полового созревания организма. Каждый месяц в одном из яичников половозрелой женщины созревает одна яйцеклетка. При этом завершается I деление мейоза, образуются крупный ооцит II порядка и маленькое первое полярное (направительное) тельце, которые вступают во второе деление мейоза На стадии метафазы второго мейотического деления ооцит II порядка овулирует — выходит из яичника в брюшную полость, откуда попадает в яйцевод. Дальнейшее созревание его возможно лишь после слияния со сперматозоидом. Если оплодотворения не происходит, ооцит II порядка погибает и выводится из организма. В случае оплодотворения он завершает второе мейотическое деление, образуя зрелую яйцеклетку — оотиду (овотиду) — и второе полярное тельце. Полярные тельца никакой роли в оогенезе не играют и в конце концов погибают. В результате фазы созревания из каждой диплоидной клетки формируются гаплоидные клетки: 1 оотида и 3 полярных тельца.
Формирование1n1cИз каждой сперматиды формируется сперматозоид с головкой, шейкой и хвостом.Эта стадия отсутствует.

Оплодотворение

Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской половых клеток (гамет), в результате которого образуется оплодотворённая яйцеклетка (зигота). То есть из двух гаплоидных гамет образуется одна диплоидная клетка (зигота).

Различают наружное оплодотворение, когда половые клетки сливаются вне организма, и внутреннее, когда половые клетки сливаются внутри половых путей особи; перекрёстное оплодотворение, когда объединяются половые клетки разных особей; самооплодотворение — при слиянии гамет, продуцируемых одним и тем же организмом; моноспермию и полиспермию — в зависимости от числа сперматозоидов, оплодотворяющих одну яйцеклетку.Для большинства видов животных, обитающих или размножающихся в воде, свойственно наружное перекрёстное оплодотворение, которое осуществляется по типу моноспермии. Подавляющее большинство наземных животных и некоторые водные виды имеют внутреннее перекрёстное оплодотворение, причём для части птиц и рептилий характерна полиспермия. Самооплодотворение встречается среди гермафродитов, да и то в исключительных случаях.

У человека процесс оплодотворения происходит в маточной трубе, куда после овуляции попадает ооцит II порядка и могут находиться многочисленные сперматозоиды. При контакте с яйцеклеткой акросома сперматозоида выделяет ферменты, разрушающие оболочки яйцеклетки и обеспечивающие проникновение сперматозоида внутрь. После проникновения сперматозоида яйцеклетка формирует на поверхности толстую непроницаемую оболочку оплодотворения, препятствующую полиспермии.

Проникновение сперматозоида стимулирует ооцит II порядка к дальнейшему делению. Он осуществляет анафазу и телофазу II мейотического деления и становится зрелым яйцом. В результате в цитоплазме яйцеклетки оказываются два гаплоидных ядра, называемых мужским и женским пронуклеусами, которые сливаются с образованием диплоидного ядра — зиготы.
У цветковых растений, кроме слияния гаплоидных гамет — одного из спермиев с яйцеклеткой и образования диплоидной зиготы, из которой развивается зародыш семени, происходит слияние второго спермия с диплоидной вторичной клеткой и образование триплоидных клеток, из которых образуется эндосперм. Этот процесс называется двойным оплодотворением.
Для некоторых групп организмов характерны типы полового размножения (без оплодотворения), один из которых называется партеногенез. Партеногенез — развитие организма из неоплодотворёной яйцеклетки. Характерен для многих общественных насекомых (муравьёв, пчёл, термитов), а также для коловраток, дафний и даже некоторых рептилий. Встречается и у растений (одуванчик).

Типы онтогенеза

Онтогенез — индивидуальное развитие организма от зарождения до конца жизни (смерти или нового деления). У видов, размножающихся половым путём, он начинается с оплодотворения яйцеклетки. У видов с бесполым размножением онтогенез начинается с обособления одной клетки или группы клеток материнского организма.

У прокариот и одноклеточных эукариотических организмов онтогенез представляет собой, по сути, клеточный цикл, обычно завершающийся делением или гибелью клетки.Онтогенез есть процесс реализации наследственной информации особи в определённых условиях среды.Различают два основных типа онтогенеза: прямой и непрямой.

При прямом развитии рождающийся организм в основном сходен со взрослым, а стадия метаморфоза отсутствует.

При непрямом развитии образуется личинка, отличающаяся от взрослого организма внешним и внутренним строением, а также характером питания, способом передвижения и рядом других особенностей.

Эмбриональное развитие

Эмбриональное развитие (эмбриогенез) начинается с момента оплодотворения, представляет собой процесс преобразования зиготы в многоклеточный организм и завершается выходом из яйцевых или зародышевых оболочек (при личиночном и неличиночном типах развития) либо рождением (при внутриутробном). Эмбриогенез включает процессы дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Эмбриогенез

ЭтапыХарактеристика
ДроблениеРяд последовательных митотических делений зиготы, в результате которых происходит образование бластомеров. Образовавшиеся бластомеры не увеличиваются в размерах. В процессе дробления суммарный объём зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток уменьшаются. Характер дробления у разных групп организмов различен и определяется типом яйцеклетки. Различают полное дробление, когда зигота дробится целиком, и неполное, когда дробится только часть её. Полное дробление, в свою очередь, бывает равномерным, если образующиеся бластомеры примерно одинаковы по величине, инеравномерным, если они отличаются по размерам. Дробление бывает синхронным илиасинхронным в зависимости от того, одновременно или нет происходит деление бластомеров. В результате ряда дроблений образуется морула, а из неё бластула, или сразу бластула. Морула — многоклеточный зародыш, состоящий из группы тесно прилегающих друг к другу клеток и напоминающий тутовую ягоду. Бластула — многоклеточный шаровидный зародыш с однослойной стенкой и полостью внутри. Бластула образуется в результатебластуляции, когда бластомеры смещаются к периферии, образуя бластодерму, образующаяся при этом внутренняя полость заполняется жидкостью и становится первичной полостью тела — бластоцелью.
ГаструляцияПроцесс образования двух- или трёхслойного зародыша — гаструлы. Она образуется в результате перемещения клеток бластодермы. Образующиеся слои называютзародышевыми листками. Наружный слой клеток называется эктодермой, внутренний —энтодермой, слой клеток между ними называется мезодермой. Каждый из зародышевых листков дает начало тем или иным органам. В ряде случаев возможно смешанное происхождение.В зависимости от типа бластулы клетки в ходе гаструляции перемещаются по-разному. Выделяют четыре основных способа гаструляции: инвагинация (впячивание), эпиболия(обрастание), иммиграция (проникновение внутрь), деламинация (расслоение), которые в чистом виде почти не встречаются, что даёт основание выделять пятый способ — смешанный(комбинированный).
Гисто- и органогенезФормирование тканей и органов зародыша в результате дифференцировки клеток и зародышевых листков. Дифференцировка — это процесс появления и нарастания морфологических, биохимических и функциональных различий между отдельными клетками и частями развивающегося зародыша. Процесс дифференцировки обеспечивается дифференциальной активностью генов, то есть активностью разных групп генов в различных типах клеток.Из эктодермы образуются нервная система, эпидермис кожи и его производные (роговые чешуи, перья и волосы, зубы).Из мезодермы образуются мускулатура, скелет, выделительная, половая и кровеносная системы.Из энтодермы образуются пищеварительная система и её железы (печень, поджелудочная железа), дыхательная система.

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное (послезародышевое) развитие начинается с момента рождения (при внутриутробном развитии зародыша у млекопитающих) или с момента выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до смерти живого организма. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определённым сроком или длиться в течение всей жизни.

А1. Двуслойное строение текла характерно для1) кольчатых червей 3) кишечнополостных2) насекомых 4) простейших1) дождевого червя 3) кораллового полипа2) майского жука 4) крысыА3. Прямое развитие происходит у1) лягушки 2) саранчи 3) мухи 4) пчелыА4. В результате дробления зиготы образуетсяА5. Из энтодермы развивается1) аорта 2) мозг 3) легкие 4) кожаА6.

Отдельные органы многоклеточного организма закладываются на стадии1) бластулы 3) оплодотворения2) многократное дробление зиготы4) увеличение зиготы в размерахА8. Гаструла зародыша собаки – это:1) зародыш с образовавшейся нервной трубкой2) многоклеточный однослойный зародыш с полостью тела3) многоклеточный трехслойный зародыш с полостью тела4) многоклеточный двухслойный зародышА9.

Дифференциация клеток, органов и тканей происходит в результате1) действия определенных генов в определенное время2) одновременного действия всех генов3) гаструляции и бластуляции4) развития определенных органовА10.

[4]Какая стадия эмбрионального развития позвоночных животных представлена множеством неспециализированных клеток?1) бластула 3) ранняя нейрула2) гаструла 4) поздняя нейрулаВ1. Что из перечисленного относится к эмбриогенезу?1) оплодотворение 4) сперматогенез2) гаструляция 5) дробление3) нейрогенез 6) овогенезВ2.

Выберите признаки, характерные для бластулы1) зародыш, у которого сформирована хорда2) многоклеточный зародыш с полостью тела3) зародыш, состоящий из 32 клеток5) однослойный зародыш с полостью тела6) зародыш, состоящий из одного слоя клетокВЗ. Соотнесите органы многоклеточного зародыша с зародышевыми листками, из которых закладываются эти органы

С1.

Приведите примеры прямого и непрямого постэмбрионального развития на примере насекомых.Ответы  Онтогенез. Часть А. А1 – 3. А2 – 3. А3 – 2. А4 – 2. А5 – 3. А6 – 4. А7 – 2. А8 – 3. А9 – 1. А10 – 1.Часть В. В1 – 2, 3, 5. В2 – 2, 5, 6. В3 А – 1; Б – 3; В – 2; Г – 1; Д – 3; Е – 1; Ж – 2.

Часть С. С1 Такие насекомые, как прямокрылые, стрекозы, тли развиваются без метаморфоза, т.е. из яйца развивается личинка, постепенно превращающаяся во взрослую форму – имаго. Жуки, бабочки, мухи и другие насекомые развиваются с метамо– рофозом и проходят в своем развитии стадию куколки.

Источник: https://www.sites.google.com/site/biologiaege/razmnozenie-ontogenez

Вопрос 1. Онтогенез — процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти)

Онтогенез, его возрастные периоды.: Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения

Онтогенез — процесс индивидуального развития организма (от его зарождения до смерти). Период онтогенеза от оплодотворения яйцеклетки до выхода молодой особи из яйцевых оболочек или тела матери называется зародышевым, или эмбриональным, развитием (эмбриогенез); после рождения начинается постэмбриональный период.

Эмбриогенез человека делят на периоды, каждый из которых характеризуется определенными особенностями. В мед. практике обычно пользуются двумя понятиями: на протяжении первых 8 недель развивающийся организм называют зародышем; начиная с 9 нед., т. е. с момента образования зачатков органов, — плодом. Постэмбриональный период человека делят на возрастные периоды.

В онтогенезе различают два периода:

  • эмбриональный;
  • постэмбриональный.

Для высших животных и человека принято деление на:

  • пренатальный, или антенатальный (до рождения), период;
  • постнатальный период (после рождения);
  • предложено также выделять проэмбриональный период, предшествующий образованию зиготы.

Проэмбриональный период развития связан с образованием гамет – гаметогенез. Процессы, характеризующие овуляцию, приводят к образованию гаплоидного набора хромосом и формированию сложных структур в цитоплазме. В яйцеклетках происходит накопление желтка. В зависимости от количества желтка и характера его распределения различают яйца трех основных типов:

  • изолецитальные;
  • телолецитальные;
  • центролецитальные.

Изолецитальные яйца содержат незначительное количество желтка, который распределен равномерно по всей клетке.

Телолецитальные яйца содержат большое количество желтка, сосредоточенного на одном из ее полюсов – вегетативном. Противоположный полюс, содержащий ядро и цитоплазму без желтка, называется анимальным.

В центролецитальных яйцах желток находится в центре клетки, а цитоплазма расположена по периферии.

В проэмбриональном периоде развития в яйце накапливается рибосомальная и матричная РНК, а также образуется ряд структур. Многие из них заметны благодаря присутствию различных пигментов.

дизонтогенез

(dysontogenesis; диз- + онтогенез) нарушение индивидуального развития организма; термин чащеприменяется по отношению к внутриутробному периоду и раннему детскому возрасту.

Вопрос 2

Здоровье – совокупность физиологических, психологических, духовных факторов, характеризующих состояние человека. О здоровье в последнее время говорят много и в разных ракурсах. В связи с этим существует несколько классификаций, связанных со здоровьем, в том числе уровни здоровья.

Выделим следующие уровни здоровья человека:

1.По силе иммунитета.

-Высокий уровень (иммунитет успешно справляется с внешними угрозами и подавляет негативные факторы).

-Средний уровень (незначительные угрозы подавляются, но серьезные факторы вызывают болезнь).

-Низкий уровень (иммунитет слабый, человек часто болеет).

2. По происхождению.

Физиологическое (телесное, здоровье органов тела человека).

Психологическое (душевное, духовное, здоровье психики).

3. Уровни здоровья новорожденного организма.

-Доношенность или недоношенность.

– Слабость или сила организма, тонус мышц.

– Наличие или отсутствие пороков, отклонений, нарушений в развитии организма.

4. По физическому состоянию организма.

– Первая группа здоровья (нет ограничений в возможностях организма).

– Вторая группа здоровья (есть ограничения, например, при астме нельзя бегать на длинные дистанции, при заболеваниях позвоночника противопоказана физическая нагрузка и т.д.).

– Третья группа здоровья (есть существенные ограничения, например, инвалидность, хроническое заболевание).

Вопрос 3

Неврастени́я — психическое расстройство из группы неврозов, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению. Впервые описана американским врачом Георгом Бирдом в 1869 году.

Неврастения возникает обычно при сочетании психической травмы с чрезмерно напряжённой работой и физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха и т. п.).

Возникновению неврастении способствуют ослабляющие организм инфекции и интоксикации (алкоголь, курение), эндокринные расстройства, недостаточное питание и др.

Гиперстеническая неврастения[править | править вики-текст]

Начальная стадия, наиболее частая форма, проявляется преимущественно в раздражительности и возбудимости, с которой дебютирует заболевание, проявляется повышенной психической возбудимостью, выраженной раздражительностью.

Больных раздражает малейший шум, разговоры окружающих, любые звуки, быстрое передвижение людей, просто толпа окружающих, многолюдные сборища. Они легко раздражаются, кричат на близких, сотрудников, собеседников, способны оскорбить, то есть легко теряют самообладание, отличаются большой нетерпеливостью.

Наряду с этим работоспособность больных снижена, но не только за счёт утомления, а на этом этапе болезни, главным образом, за счёт их психической несобранности, рассеянности, неспособности сосредоточиться на нужном круге представлений и начать необходимое дело, то есть в связи с первичной слабостью активного внимания.

Начав же занятие, больной долго не выдерживает необходимого здесь психического напряжения, опять же — напряжения активного внимания. Встаёт из-за стола, уходит с рабочего места, отвлекается на посторонние раздражители, затем опять «трудное начало» занятия и так многократно, вследствие больших потерь времени, производительность труда ничтожна.

Всегда выражены нарушения сна: засыпает больной с трудом, часто просыпается, снова засыпает, переживая обильные сновидения, навеянные дневными заботами. В результате утром поднимается с запозданием и с трудом, не отдохнувшим, с тяжёлой «неясной» головой, дурным настроением, с чувством усталости и разбитости, которое несколько отступает лишь к вечеру.

Часты жалобы на головную боль, общую слабость, плохую память, неприятные ощущения в различных частях тела. Больные испытывают тяжесть в голове, чувство давления в висках, опоясывающие головные боли («неврастеническая каска»).

Раздражительная слабость[править | править вики-текст]

Вторая, промежуточная, стадия (фаза болезни).

Характеризуется так называемой раздражительной слабостью (главное клиническое содержание второй формы неврастении) — сочетанием повышенной возбудимости и раздражительности с утомляемостью и быстрой истощаемостью.

По случайным и незначительным поводам у больного возникают бурные реакции раздражения или вспышки возбуждения, которые обычно непродолжительны, но часты. Повышенная возбудимость нередко выражается в слезливости, ранее не свойственной больному, или же в нетерпеливости, суетливости.

Характерна болезненная непереносимость громких звуков, шума, яркого света, резких запахов. Утрачивается способность контролировать внешние проявления своих эмоций. Расстраивается активное внимание. Появляются жалобы на рассеянность, плохое запоминание. Настроение неустойчивое, со склонностью к подавленности.

При тяжёлых формах неврастении может развиться картина так называемой депрессии истощения: больные мрачны, вялы, ко всему безразличны. Постоянный признак неврастении — нарушение сна: затруднение засыпания, поверхностный или неосвежающий сон, тревожные сновидения, сонливость днём и бессонница ночью.

Снижается или полностью пропадает аппетит, появляются отрыжка, изжога, запоры, чувство тяжести в желудке. Часты жалобы на головные боли, сердцебиение, чувство замирания сердца, возможны расстройства половой функции и так далее.

Раздражительная слабость — главное клиническое содержание второй формы неврастении (или же второй фазы болезни), которая может проявиться у субъектов безудержного, холерического темперамента или же у лиц с сильным и уравновешенным типом нервной системы в случаях, когда выздоровления на гиперстенической стадии не последовало, а патогенная ситуация сохраняется[1].

Гипостеническая неврастения[править | править вики-текст]

Третья стадия. Преобладают слабость и истощаемость.

Основные симптомы — вялость, апатия, повышенная сонливость, подавленность. Больные не способны мобилизовать себя на рабочее усилие, они постоянно испытывают чувство большой усталости, подавлены мыслями о своих соматических ощущениях. На этом этапе болезни налицо постоянная массивная астения на фоне сниженного настроения.

Фон настроения несколько тревожный, с оттенком грусти и ослаблением интересов. Здесь нет аффектов тоски или тревоги, сниженное настроение имеет невротический характер, пронизано астенией и отличается слезливостью и эмоциональной лабильностью. Часты ипохондрические жалобы и фиксация больных на своих внутренних ощущениях.

С течением времени (особенно под влиянием лечения) у больных улучшается сон, с чего, в сущности, и начинается процесс выздоровления.

Следует отметить, что при повторных приступах неврастении (при любой её форме, в особенности — последней) продолжительность приступов возрастает, а депрессивные явления, углубляясь, всё более приближаются к циклотимному уровню. В связи с этим ещё старые авторы (Н. Schule, R. Kraft-Ebing, С. С. Корсаков, А. В.

Каннабих) указывали на возможность возникновения периодической неврастении. С этим согласуются и последние данные клинического опыта о возможности перерастания такого рода периодических проявлений неврастенической депрессии в циклотимию.

Вопрос 4

Страхи у детей, особенно у детей младшего возраста, нельзя рассматривать как проявление болезни. Повышенная пугливость в детском возрасте носит помимо прочего и физиологический характер, все новое и неожиданное может вызвать у маленького ребенка страх.

Страх это проявление естественного рефлекса осторожности, носящего оборонительный характер. По мере роста и развития ребенка, накопления жизненного опыта, склонность к страхам постепенно уменьшается или совсем исчезает. Однако при неправильном воспитании и под влиянием психических травм страхи у детей могут приобретать стойкий характер.

У здоровых детей страхи носят эпизодический характер, тогда как у детей с повышенной нервозностью отмечается постоянная готовность к страхам.

У таких детей сам приступ страха протекает бурно, с выраженными вегетативными проявлениями. Под воздействием страха у ребенка нарушается сон, аппетит, ухудшается общее самочувствие.

Основополагающим фактором в развитии невроза страха у детей являются различные соматические заболевание и инфекции с одной стороны и неправильное воспитание с другой. Развитию пугливости, тревожности, трусливости способствуют как чрезмерно суровое, так и излишне изнеженное воспитание.

В результате неправильного воспитания вырабатывается излишняя фиксация ребенка на своих переживаниях, снижается круг общения, не развиваются должные навыки к труду и общению в коллективе. Все это ведет к возникновению «приобретенной предрасположенности» к возникновению невроза страха.

Элементарные формы невроза, развивающиеся в результате психотравмы(испуга), чаще наблюдаются у детей младшего возраста и инфантильных детей с признаками задержки психо-речевого развития. Ребенок, испугавшийся кошки, в дальнейшем испытывает страх перед всем мягким и пушистым.

Особенно частой причиной развития невроза испуга у детей являются драки, скандалы, вид пьяного человека.

У детей младшего возраста очень часто наблюдается страх одиночества. Ребенок не отпускает от себя маму ни на минуту, всюду следует за ней, часто просится на руки. При попытке мамы уйти по своим делам такой ребенок начинает кричать, плакать, становится возбужденным, устраивает «истерику» и мать вынуждена оставаться дома.

Такой страх часто бывает при поступлении ребенка в школу. Это «заласканные», не правильно воспитанные, не приученные к самостоятельности, трудно адаптирующиеся в коллективе дети. В некоторых случаях они жалуются на усталость, головную боль, иногда появляется недержание мочи и кала. В других случаях такие дети убегают из школы, гуляют по улице.

Возникает новая психотравмирующая ситуация, боязнь, что родители узнают об обмане.

Если Вы попали в подобную ситуацию, если столкнулись с непонятными страхами вашего ребенка, не пугайтесь. В большинстве случаев невроз страха поддается лечению и корректировке. Специалисты «Новой Клиники» помогут Вам в этом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_298981_vopros-.html

3.3 Онтогенез

Онтогенез, его возрастные периоды.: Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения

Онтогенез  – это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза проявляется закономерная смена фенотипов, характерных для данного вида.

Различают два типа онтогенеза:

1. Прямой:

 – неличиночный (рыбы, птицы, пресмыкающиеся, яйцеклетки богаты питательными веществами, значительная часть онтогенеза в яйце во внешней среде)

– внутриутробный (млекопитающие, обеспечение жизненных функций и развития зародыша материнским организмом через плаценту, роль провизорных органов).

2. Непрямой – когда организм проходит через стадию личинки – зародыша, способного к самостоятельному существованию (насекомые, амфибии, иглокожие), для этого типа онтогенеза характерен метаморфоз – превращение в зрелую особь.  Метаморфоз:

– неполный (яйцо-личинка-имаго) –  свойствен тараканам, саранчовым, клопам.

У этих насекомых из яйца выходит личинка, похожая на взрослое насекомое (нимфа) и после каждой линьки происходит постепенный рост имеющихся крыльев и органов размножения.

У стрекоз и подёнок личинки живут в водной среде, дышат жабрами и лишены крыльев. При метаморфозе они превращаются в крылатых насекомых, дышащих с помощью дыхалец.

– полный (яйцо-личинка-куколка-имаго): у бабочек, жуков, комаров, пчёл, мух и др. развитие протекает с полным метаморфозом, когда питание осуществляется на стадии личинки, а расселение и размножение – на взрослой стадии.

При этом в ходе превращений происходит последовательная смена не похожих друг на друга форм: из яйца вылупляется червеобразная личинка, которая после нескольких линек превращается в малоподвижную куколку, а из куколки выходит крылатое взрослое насекомое с тремя парами конечностей.  У двоякодышащих рыб личинка, имеющая наружные жабры, превращается во взрослую особь с жабрами, лежащими в полости тела, а также имеющую лёгкое. 
У земноводных похожий на малька рыб головастик, обитающий в воде, превращается в лягушонка с лёгкими, конечностями, костными зубами, который выходит на сушу.

Этапы онтогенеза:

1. Пренатальный (дородовой, эмбриональный) – от образования зиготы до выхода из яйцевых оболочек или рождения; организм не способен к самостоятельному существованию, развивается внутри материнского организма и полностью зависит от него.

Стадии:

зиготы;

бластулы  – стадия развития многоклеточного зародыша после дробления зиготы (митотического деления с самоудвоением ДНК, но без роста клеток). Все ядра клеток-бластомеров диплоидные, с абсолютно одинаковой генетической информацией.

Обычно бластула состоит из 64 бластомеров.

Зигота в процессе бластуляции не увеличивается в размерах, увеличивается число клеток, из которых она состоит; образуется однослойный зародыш, покрытый бластодермой, формируется первичная полость тела – бластоцель;

гаструлы  – стадия образования зародышевых листков – эктодермы, энтодермы (у двухслойных кишечнополостных и губок) и мезодермы (у трехслойных многоклеточных животных). У кишечнополостных животных на этой стадии формируются специализированные клетки, такие как стрекательные, половые, кожно-мускульные и т.д. Процесс образования гаструлы называется гаструляцией.

Нейрулы  – стадии закладки отдельных органов.

Гисто– и органогенеза  – стадии появления специфических функциональных, морфологических и биохимических различий между отдельными клетками и частями развивающегося зародыша. У Позвоночных животных в органогенезе можно выделить:

а) нейрогенез – процесс формирования нервной трубки (головного и спинного мозга) из эктодермального зародышевого листка, а также кожного покрова, органов зрения и слуха;

б) хордогенез – процесс формирования из мезодермы  хорды, мышц, почек, скелета, кровеносных сосудов;

в) процесс формирования из энтодермы  кишечника и связанных с ним органов – печени, поджелудочной железы, легких. Последовательное развитие тканей и органов, их дифференцировка происходит благодаря эмбриональной индукции  – влиянию одних частей зародыша на развитие других частей.

Это связано с деятельностью белков, которые включаются в работу на определенных стадиях развития зародыша. Белки регулируют активность генов, определяющих признаки организма. Таким образом, становится понятным, почему признаки определенного организма появляются постепенно. Все гены никогда не включаются в работу вместе.

В конкретное время работает лишь часть генов.

2.  Постнатальный (послеродовой, постэмбриональный) – с момента рождения до смерти; самостоятельное питание, передвижение и т.д.

Важнейшим событием онтогенеза является возможность осуществления размножения, по этому признаку выделяют следующие периоды постнатального этапа онтогенеза:

– дорепродуктивный (особь не способна к размножению) подразделяют на эмбриональный и ювенильный;

– репродуктивный (наиболее стабильное состояние);

– пострепродуктивный – связан со старением, характерно прекращение участия в размножении, устойчивость снижается.

Различают внешние признаки старости (снижение эластичности кожи, поседение волос, развитие дальнозоркости) и внутренние (обратное развитие органов, снижение эластичности кровеносных сосудов, нарушение кровоснабжения мозга, деятельности сердца и др.). Все это приводит к снижению жизнеспособности и повышению вероятности гибели.

Постэмбриональный период человека подразделяется на следующие периоды:

– грудничковый (от рождения до 4 недель);

– грудной (от 4 недель до года);

– дошкольный (ясельный, средний, старший);

– школьный (ранний, подростковый);

– репродуктивный (молодой до 45 лет, зрелый до 65 лет);

– пострепродуктивный (пожилой до 75 лет и старческий – после 75 лет).

Онтогенез – индивидуальное развитие организма, состоит из 3 перио­дов:

Прогенез – созревание гамет и их слияние с образованием зиготы.

Эмбриональный период (или эмбриогенез) – с момента образования зиготы до рождения или выхода организма из яйцевых оболочек. Этапы эмбриогенеза: дробление, в результате которого образуется бластула; гаструляция, в процессе которой возникают зародышевые листки (эктодерма, энтодерма и мезодерма); образование тканей и органов.

Спо­соб дробления зиготы зависит от количества желтка и характера его рас­пределения в цитоплазме яйцеклетки. Различают полное и неполное дроб­ление. Полное дробление может быть равномерным и неравномерным, а неполное – дискоидальным и краевым.  Процесс гаструляцииосуществляется разными способами и зависит от строения бластулы, т.е.

, в конечном счете, от количества желтка в яйцеклетке. Для гаструляции характерны перемещения и дифференцировка кле­ток, в результате чего образуется двух- или трехслойный зародыш. После завершения гаструляции происходит развитие осевого ком­плекса: хорды, нервной трубки, туловищной мезодермы; стадия нейрулы.

Процесс дифференцировки клеток определяется многими механизмами, среди которых важную роль играет эмбриональная индукция.

Постэмбриональный период начинается после рождения или вы­хода организма из яйцевых оболочек. В нем различают прямое развитие, которое проходит без личиночной стадии, и непрямое развитие, при кото­ром имеется личиночная стадия, заканчивающаяся превращением (метаморфозом) во взрослую особь. 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c1369c1eaf0a500aa6a15f0/5c585fe3d051b000affa430b

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. урок. Биология 9 Класс

Онтогенез, его возрастные периоды.: Процесс индивидуального развития организма от момента зарождения

На уроке мы по­го­во­рим о том, как раз­ви­ва­ют­ся ор­га­низ­мы – одноклеточные и многоклеточные, рассмотрим их индивидуальное развитие – онтогенез, узнаем важные этапы в жизни многоклеточных организмов.

Жизнь лю­бо­го жи­во­го су­ще­ства на­чи­на­ет­ся с од­ной-един­ствен­ной клет­ки, ко­то­рая под­вер­га­ет­ся дли­тель­ным и слож­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям.

Пре­об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рые про­те­ка­ют в од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мах от на­ча­ла де­ле­ния и до сле­ду­ю­ще­го де­ле­ния, на­зы­ва­ют кле­точ­ным цик­лом. Раз­ви­тие мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма от рож­де­ния и до есте­ствен­ной смер­ти на­зы­ва­ют ин­ди­ви­ду­аль­ным раз­ви­ти­ем ор­га­низ­ма – он­то­ге­незом.

Од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы, как и все дру­гие ор­га­низ­мы, воз­ни­ка­ют путем де­ле­ния (рис. 1).

Рис. 1. Развитие одноклеточного организма (Источник) 

В новой клет­ке не хва­та­ет еще кле­точ­ных струк­тур и не сфор­ми­ро­ва­ны все белки для ее нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти. По­это­му кле­точ­ный цикл можно раз­де­лить на несколь­ко эта­пов или фаз (рис. 2).

Рис. 2. Этапы развития одноклеточного организма (Источник) 

Пер­вый этап – этап со­зре­ва­ния. Когда фор­ми­ру­ют­ся необ­хо­ди­мые кле­точ­ные струк­ту­ры, клет­ка всту­па­ет в сле­ду­ю­щую фазу – зре­лость. В этой фазе клет­ка вы­пол­ня­ет все необ­хо­ди­мые ей функ­ции. Зре­лость за­кан­чи­ва­ет­ся новым де­ле­ни­ем или смер­тью клет­ки.

С мно­го­кле­точ­ны­ми ор­га­низ­ма­ми си­ту­а­ция про­ис­хо­дит на­мно­го слож­нее. В жизни таких ор­га­низ­мов можно вы­де­лить два важ­ных этапа (рис. 3).  

Рис. 3. Онтогенез (Источник) 

Пер­вый пе­ри­од – эм­бри­о­наль­ный, у мле­ко­пи­та­ю­щих эм­бри­о­наль­ный пе­ри­од про­ис­хо­дит внут­ри ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма (внут­ри­утроб­ное раз­ви­тие). Вто­рой пе­ри­од на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та рож­де­ния или вы­хо­да из яй­це­вых обо­ло­чек – по­ст­эм­бри­о­наль­ное раз­ви­тие.

Эм­бри­о­наль­ный пе­ри­од вклю­ча­ет в себя 3 ос­нов­ные ста­дии:

ста­дия дроб­ле­ния (рис. 4): про­ис­хо­дит де­ле­ние клет­ки на до­чер­ние – бла­сто­ме­ры.

Рис. 4. Стадия дробления (Источник) 

Всего за 4 часа из одной клет­ки фор­ми­ру­ет­ся 64 бла­сто­ме­ра, но рост их при этом не про­ис­хо­дит. За­кан­чи­ва­ет­ся ста­дия дроб­ле­ния фор­ми­ро­ва­ни­ем бла­сту­лы (за­ро­ды­ше­вый пу­зы­рек). Она со­сто­ит из од­но­го слоя кле­ток с по­ло­стью внут­ри;

2 стадия га­стру­ля­ция (рис. 5) – об­ра­зо­ва­ние за­ро­ды­ше­вых лист­ков.

У более при­ми­тив­ных мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мов, на­при­мер ки­шеч­но­по­лост­ных, фор­ми­ру­ет­ся толь­ко два за­ро­ды­ше­вых лист­ка: на­руж­ный – эк­то­дер­ма – и внут­рен­ний – эн­то­дер­ма. У более вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ных жи­вот­ных фор­ми­ру­ет­ся тре­тий за­ро­ды­ше­вый ли­сток – ме­зо­дер­ма (между эк­то­дер­мой и эн­то­дер­мой).

Рис. 5. Гаструляция (Источник) 

стадия – ор­га­но­ге­нез (рис. 6) – это пе­ри­од вза­и­мо­дей­ствия за­ро­ды­ше­вых лист­ков, из ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся все ор­га­ны и ткани ор­га­низ­ма.

Рис. 6. Органогенез (Источник) 

У че­ло­ве­ка пер­вым на­чи­на­ет обособ­лять­ся го­лов­ной мозг, это про­ис­хо­дит в те­че­ние тре­тьей неде­ли после за­ча­тия. Раз­мер эм­бри­о­на на этот мо­мент со­став­ля­ет всего лишь 2 мил­ли­мет­ра (рис. 7).

Рис. 7. Органогенез, человеческий эмбрион (Источник) 

Эк­то­дер­ма дает на­ча­ло кож­ным по­кро­вам, а также эпи­те­ли­аль­ным тка­ням (во­ло­сы, же­ле­зы внеш­ней сек­ре­ции, ногти), из эктодермы развивается нерв­ная си­сте­ма.

Ме­зо­дер­ма дает на­ча­ло ос­нов­ным внут­рен­ним ор­га­нам – вы­де­ли­тель­ной и по­ло­вой си­сте­ме.

Эн­то­дер­ма об­ра­зу­ет ор­га­ны пи­ще­ва­ри­тель­ной, ды­ха­тель­ной си­сте­мы, а также же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции.

Уже с пер­вых дней сво­е­го раз­ви­тия за­ро­дыш ор­га­низ­ма чув­стви­те­лен к воз­дей­ствию поврежда­ю­щих фак­то­ров.

К таким фак­то­рам от­но­сят­ся раз­лич­ные хи­ми­че­ские ве­ще­ства: ал­ко­голь, ни­ко­тин, ле­кар­ствен­ные сред­ства, соли тяжелых металлов и нар­ко­ти­че­ские пре­па­ра­ты.

Очень опасным для развития живого организма является ра­ди­а­ци­он­ное из­лу­че­ние и раз­лич­ные ин­фек­ции.

Вли­я­ние на ор­га­низм ма­те­ри этих фак­то­ров может при­ве­сти к тому, что даль­ней­шее раз­ви­тие плода не про­изой­дет и при­ве­дет к смер­ти или же у ро­див­ше­го­ся ре­бен­ка будут про­яв­лять­ся из­ме­не­ния, ко­то­рые биологи на­зы­ва­ют урод­ством.

После рож­де­ния на­сту­па­ет сле­ду­ю­щий пе­ри­од раз­ви­тия жи­во­го ор­га­низ­ма – по­ст­эм­бри­о­наль­ный (рис. 8).

Рис. 8. Постэмбриональное развитие (Источник) 

Пря­мое раз­ви­тие – раз­ви­тие без пре­вра­ще­ния, с по­сте­пен­ным ро­стом (рис. 9).

Рис. 9. Прямое развитие (Источник) 

Особь по­хо­жа на ро­ди­тель­ский ор­га­низм. Пря­мое раз­ви­тие ха­рак­тер­но для рыб, пре­смы­ка­ю­щих­ся, птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих.

Непря­мое раз­ви­тие (с ме­та­мор­фо­зом) – про­цесс пре­вра­ще­ния ор­га­низ­ма на ли­чи­ноч­ной ста­дии во взрос­лую особь (рис. 10).

Рис. 10. Непрямое развитие (Источник)

Оно со­про­вож­да­ет­ся ана­то­ми­че­ски­ми и фи­зио­ло­ги­че­ски­ми пе­ре­строй­ка­ми ор­га­низ­ма. Такой спо­соб раз­ви­тия ха­рак­те­рен для зем­но­вод­ных и на­се­ко­мых.

Раз­ли­ча­ют пол­ный ме­та­мор­фоз и непол­ный ме­та­мор­фоз. При пол­ном ме­та­мор­фо­зе ор­га­низм про­хо­дит ряд ста­дий, резко от­ли­ча­ю­щих­ся друг от друга об­ра­зом жизни и ха­рак­те­ром пи­та­ния (рис. 11).

Рис. 11. Полный метаморфоз (Источник)  

Это ста­дии яйца, ли­чин­ки, ку­кол­ки, взрос­лой особи (имаго). Такое раз­ви­тие ха­рак­тер­но для ба­бо­чек (че­шуе­кры­лых) и жуков (жест­ко­кры­лых).

При непол­ном ме­та­мор­фо­зе (рис. 12) ста­дия ку­кол­ки от­сут­ству­ет, а ли­чин­ка мало от­ли­ча­ет­ся от взрос­лой особи. Такое можно на­блю­дать у куз­не­чи­ков и са­ран­чи.

Рис. 12. Неполный метаморфоз (Источник) 

Неза­ви­си­мо­ от типа раз­ви­тия у всех живых ор­га­низ­мов вы­де­ля­ют три ста­дии: мо­ло­дость, зре­лость и ста­рость. Каж­дая из ста­дий ха­рак­те­ри­зу­ет­ся опре­де­лен­ны­ми фи­зио­ло­ги­че­ски­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие – один из наи­бо­лее ин­те­рес­ных про­цес­сов, ко­то­рые про­ис­хо­дят в живом ор­га­низ­ме, когда из един­ствен­ной клет­ки воз­ни­ка­ет слож­ный живой ор­га­низм и в про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти пре­тер­пе­ва­ет ряд из­ме­не­ний. Каж­дый ор­га­низм ис­пол­ня­ет свою глав­ную функ­цию – остав­лять потом­ство, жизнь ор­га­низ­ма за­кан­чи­ва­ет­ся его есте­ствен­ной смер­тью.  

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

 Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Blgy.ru (Источник). 
  2. Sbio.info (Источник).  
  3. Estnauki.ru (Источник).  

Домашнее задание

  1. Что такое онтогенез и из каких этапов он состоит у многоклеточных организмов?
  2. Из каких стадий состоит эмбриональное развитие?
  3. Назовите стадии развития постэмбрионального периода.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/individualnoe-razvitie-organizmov-ontogenez

Medic-studio
Добавить комментарий