ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах

Онтогенез нервной системы

ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах

Нервнаясистема плода начинает развиваться наранних этапах эмбриональной жизни. Изнаружного зародышевого листка —эктодермы — по спинной поверхноституловища эмбриона образуется утолщение— нервная трубка. Головной конец ееразвивается в головной мозг, остальнаячасть — в спинной мозг.

Унедельного эмбриона намечаетсянезначительное утолщение в оральном(ротовом) отделе нервной трубки. На 3-йнеделе зародышевого развития в головномотделе нервной трубки образуются трипервичных мозговых пузыря (передний,средний и задний), из которых развиваютсяглавные отделы головного мозга —конечный, средний, ромбовидный мозг.

Вдальнейшем передний и задний мозговыепузыри расчленяются каждый на дваотдела, в результате чего у 4—5-недельногоэмбриона образуется пять мозговыхпузырей: конечный (телэнцефалон),промежуточный (диэнцефалон), средний(мезэнцефалон), задний (метэнцефалон) ипродолговатый (миелэнцефалон) (рис. 1).

Впоследствии из конечного мозговогопузыря развиваются полушария головногомозга и подкорковые ядра, из промежуточного— промежуточный мозг (зрительные бугры,подбугорье), из среднего формируетсясредний мозг — четверохолмие, ножкимозга, сильвиев водопровод, из заднего— мост мозга (варолиев мост) и мозжечок,из продолговатого — продолговатыймозг.

Задняя часть миелэнцефалона плавнопереходит в спинной мозг.

Рис.1. Органогенез мозга:

а—нервная пластинка: 1— эктодерма; 2— мезодерма;3— энтодерма;4—нервная пластинка; б—нервный желобок: 1—хорда; 2— эктодерма;3— нервныйжелобок; в—нервная трубка: 1 — хорда; 2— центральныйканал; 3— нервнаятрубка; г— образованиемозговых пузырей: 1— спинноймозг; 2— миелэнцефалон;3 – метэнцефалон; 4—телэнцефалон; 5— диэнцефалон;6— мезэнцефалон;д – образование желудочков мозга: 1— IVжелудочек; е— формированиеполушарий мозга; ж— увеличениемассы и объема мозга: 1 — большиеполушария; 2— мозжечок;3— мостмозга; 4—продолговатый мозг

Изполостей мозговых пузырей и нервнойтрубки образуются желудочки головногомозга и канал спинного мозга. Полостизаднего и продолговатого мозговыхпузырей превращаются в IV желудочек,полость среднего мозгового пузыря — вузкий канал, называемый водопроводоммозга (сильвиев водопровод), которыйсообщает между собой III и IV желудочки.

Полость промежуточного пузыря превращаетсяв III желудочек, а полость конечногопузыря — в два боковых желудочка. Черезпосредство парного межжелудочковогоотверстия III желудочек сообщается скаждым боковым желудочком; IV желудочексообщается с каналом спинного мозга. Вжелудочках и спинномозговом каналециркулирует церебральная жидкость.

Нейроныразвивающейся нервной системы посредствомсвоих отростков устанавливают связимежду различными отделами головного испинного мозга, а также входят в связьс другими органами.

Чувствительныенейроны, входя в связь с другими органами,заканчиваются рецепторами — периферическимиприборами, воспринимающими раздражение.

Двигательные нейроны заканчиваютсямионевральным синапсом — контактнымобразованием нервного волокна с мышцей.

К3-му месяцу внутриутробного развитиявыделяются основные части центральнойнервной системы: большие полушария иствол мозга, мозговые желудочки, а такжеспинной мозг.

К 5-му месяцу дифференцируютсяосновные борозды коры больших полушарий,однако кора остается еще недостаточноразвитой.

На 6-м месяце отчетливовыявляется функциональное превалированиевысших отделов нервной системы плоданад нижележащими отделами.

Головноймозг новорожденного имеет относительнобольшую величину. Масса его в среднемсоставляет 1/ 8 массы тела, т. е. около 400г, причем у мальчиков она несколькобольше, чем у девочек. У новорожденногохорошо выражены борозды, крупныеизвилины, однако их глубина и высотаневелики.

Мелких борозд относительномало, они появляются постепенно в течениепервых лет жизни. К 9 месяцам первоначальнаямасса мозга удваивается и к концу первогогода составляет 1/11 — 1/12 массы тела. К 3годам масса головного мозга по сравнениюс массой его при рождении утраивается,к 5 годам она составляет 1/13 — 1/14 массытела.

К 20 годам первоначальная массамозга увеличивается в 4—5 раз и составляету взрослого человека всего 1/40 массытела. Рост мозга происходит главнымобразом за счет миелинизации нервныхпроводников (т.е. покрытия их особой,миелиновой, оболочкой) и увеличенияразмера имеющихся уже при рождениипримерно 20 млрд нервных клеток.

Нарядус ростом головного мозга меняютсяпропорции черепа (рис. 2).

Рис.2. Пропорции черепа новорожденного ивзрослого:

а—соотношение пропорций черепа эмбриона5 мес (1), новорожденного (2),ребенка1 года (3)ивзрослого (4);б — соотношениелицевого черепа взрослого и новорожденного

Мозговаяткань новорожденного малодифференцированна.Корковые клетки, подкорковые узлы,пирамидные пути недоразвиты, плоходифференцируются на серое и белоевещество.

Нервные клетки плодов иноворожденных расположены концентрированнона поверхности больших полушарий и вбелом веществе мозга.

С увеличениемповерхности головного мозга нервныеклетки мигрируют в серое вещество;концентрация их в расчете на 1 см3общего объема мозга уменьшается. В тоже время плотность мозговых сосудовувеличивается.

Уноворожденного затылочная доля корыбольших полушарий имеет относительнобольшие, чем у взрослого, размеры.Количество полушарных извилин, их форма,топографическое положение претерпеваютопределенные изменения по мере ростаребенка. Наибольшие изменения происходятв первые 5—6 лет.

Лишь к 15 — 16 годамотмечаются те же взаимоотношения, чтои у взрослых. Боковые желудочки мозгасравнительно широкие. Соединяющее обаполушария мозолистое тело тонкое икороткое.

В течение первых 5 лет оностановится толще и длиннее, а к 20 годаммозолистое тело достигает окончательныхразмеров.

Мозжечоку новорожденного развит слабо, расположенотносительно высоко, имеет продолговатуюформу, малую толщину и неглубокиеборозды. Мост мозга по мере роста ребенкаперемещается к скату затылочной кости.Продолговатый мозг новорожденногорасположен более горизонтально. Черепныенервы расположены симметрично наосновании мозга.

Впослеродовом периоде претерпеваетизменения и спинной мозг. По сравнениюс головным спинной мозг новорожденногоимеет более законченное морфологическоестроение. В связи с этим он оказываетсяболее совершенным и в функциональномотношении.

Спинноймозг у новорожденного относительнодлиннее, чем У взрослого. В дальнейшемрост спинного мозга отстает от ростапозвоночника, в связи с чем его нижнийконец “перемещается” кверху. Ростспинного мозга продолжается приблизительнодо 20 лет. За это время его массаувеличивается примерно в 8 раз.

Окончательноесоотношение спинного мозга и позвоночногоканала устанавливается к 5 — 6 годам.Рост спинного мозга наиболее выраженв грудном отделе. Шейное и поясничноеутолщения спинного мозга начинаютформироваться в первые годы жизниребенка.

В этих утолщениях сконцентрированыклетки, иннервирующие верхние и нижниеконечности. С возрастом отмечаетсяувеличение количества клеток в серомвеществе спинного мозга, наблюдаетсяи изменение их микроструктуры.

Спинноймозг имеет густую сеть венозных сплетений,что объясняется относительно быстрымростом вен спинного мозга по сравнениюс темпами его роста.

Периферическаянервная система новорожденногонедостаточно миелинизирована, пучкинервных волокон редкие, распределенынеравномерно. Процессы миелинизациипроисходят неравномерно в различныхотделах.

Миелинизация черепных нервовнаиболее активно происходит в первые3 — 4 месяца и заканчивается к 1 году.Миелинизация спинномозговых нервовпродолжается до 2 — 3 лет. Вегетативнаянервная система функционирует с моментарождения.

В дальнейшем отмечаютсяслияние отдельных узлов и образованиемощных сплетений симпатической нервнойсистемы.

Наранних этапах эмбриогенеза междуразличными отделами нервной системыформируются четко дифференцированные“жесткие” связи, создающие основу дляжизненно необходимых врожденных реакций.

Набор этих реакций обеспечивает первичнуюадаптацию после рождения (например,пищевые, дыхательные, защитные реакции).

Взаимодействие нейронных групп,обеспечивающих ту или иную реакцию либокомплекс реакций, составляет функциональнуюсистему.

РАЗВИТИЕВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ МОЗГА.УЧЕНИЕ О СИСТЕМОГЕНЕЗЕ

Функциональнаясистема есть объединение различныхнервных элементов, участвующих вобеспечении какой-либо функции. Онаявляется важнейшим саморегулирующимсямеханизмом мозга.

Для оценки уровняиндивидуального развития нервнойсистемы (онтогенетического уровня)имеет значение не столько оценка степенианатомической зрелости тех или иныхэлементов, сколько оценка их способностирегулировать определенную функцию.Отсюда следует, что процессы онтогенезаможно понять глубоко с позицийсистемогенеза, т.е.

не изолированного,а посистемного развития нервныхэлементов. Основы учения о системогенезебыли заложены выдающимся советскимфизиологом П. К.Анохиным.

Понятие“функциональная система” позволяетобъяснить некоторые закономерностистановления нервно-психических функцийв онтогенезе. Важное значение имеет тотфакт, что отдельные компонентыфункциональной системы формируютсяпримерно в одно и то же время, хотя имогут принадлежать к филогенетическиразным уровням.

Вследствие этого впроцессе эмбрионального развития нарядус общей последовательностью образованияразличных отделов нервной системы (попринципу — сначала эволюционно болеедревние, а затем более молодые) наблюдаютсяи отклонения от последовательности, аименно посистемное созревание нервныхэлементов — системогенез.

В первуюочередь формируются те функциональныесистемы, которые имеют первостепенноежизненное значение.

В функциональнуюсистему могут объединяться разные вэволюционном плане уровни; поэтому впределах одного и того же уровня можнонаблюдать разные степени созреванияотдельных элементов в зависимости отих вовлеченности в функциональнуюсистему.

Принципнеодновременности, гетерохронностиможно проиллюстрировать многимипримерами. Например, неравномерносозревают отдельные волокна лицевогонерва, иннервирующие мышцы лица.

Уноворожденных наиболее готовы кфункционированию те нервные клетки иих волокна, которые имеют отношение какту сосания, тогда как другие волокналицевого нерва еще не миелинизированы.Другим примером системогенеза можетбыть организация у новорожденныхмеханизма хватательного рефлекса.

Ужена 4—6-м месяце внутриутробного развитиячеловеческого эмбриона из всех нервовруки наиболее полно созревают те, которыеобеспечивают сокращение сгибателейпальцев.

Кроме того, к этому периодудифференцируются клетки передних роговспинного мозга на уровне восьмогошейного сегмента, где расположеныдвигательные нейроны сгибателей пальцевкисти, формируются связи с вышестоящимирегулирующими отделами нервной системы.

Установленонесколько важнейших принциповсистемогенеза. Первый принцип заключаетсяв том, что функциональные системыформируются не одновременно, а по мережизненной необходимости, связанной сусловиями существования организма.

Так, новорожденный ребенок наделенготовыми системами, обеспечивающимирегуляцию наиболее важных процессов —сосания, глотания, дыхания. Представителидругих видов к моменту рождениярасполагают гораздо большим количествомготовых функциональных систем.

Вчастности, детеныш кенгуру способенсамостоятельно забираться в сумкуматери, а только что вылупившийся изяйца гусенок следовать за матерью илилюбым движущимся предметом.

Несмотряна кажущуюся скудость врожденныхмеханизмов реагирования, у новорожденногоребенка обнаруживается весьма тонкаякоординация различных регулирующихвоздействий нервной системы.

Например,возможно одновременное глотание идыхание, — эта способность частоутрачивается впоследствии. Наряду сэтим имеет место значительноенесовершенство зрительных, слуховых,двигательных реакций.

В неодновременностиформирования реагирующих механизмовзаключается принцип гетерохронностисозревания отделов нервной системы.

Второйпринцип системогенеза состоит вмежсистемной и внутрисистемнойгетерохронности. Межсистемнаягетерохронность — неодновременныезакладка и формирование разныхфункциональных систем (сосание изрительный контроль). Внутрисистемнаягетерохронность — постепенное усложнениеформирующейся функции.

Первоначальносозревают элементы, дающие возможностьминимального обеспечения функции; затемпостепенно вступают в строй и другиеотделы данной системы, позволяющиереагировать на внешние и внутренниевоздействия более тонко.

Например, уребенка до 3 месяцев сосательный рефлексвызывается очень легко, любым прикосновениемк щекам, подбородку, но довольно частонаблюдаются поперхивание, заглатываниевоздуха. К 3 месяцам сосательные движениястановятся более дифференцированными,вызываются в основном раздражениемгуб; поперхивание встречается редко.

Аналогичная картина отмечается вразвитии хватательных функций руки. Впервые месяцы жизни любое раздражениеладони вызывает сжимание кисти в кулачок.Впоследствии схватывание становитсяболее избирательным, возникаетсопротивление большого пальца остальным.

Внутрисистемная гетерохрония обусловленане только дозреванием элементов даннойфункциональной системы, но и установлениеммежсистемных связей. Например,автоматическое схватывание усложняетсяпо своей двигательной организации, нов то же время начинает все более явственнообнаруживаться зрительный контрольнад действием руки (зрительно-моторнаякоординация).

Учениео системогенезе позволяет понять причиныстрогой последовательности ипреемственности этапов нервно-психическогоразвития ребенка.

Например, удерживаниеголовы предшествует сидению, сидение— стоянию, стояние — ходьбе. Способностьудерживать голову является важнойпредпосылкой для контроля за положениемтела.

Это достигается благодарясовершенствованию органа равновесияи за счет усложняющегося зрительногоконтроля

Следуетучитывать, что многие функциональныесистемы сами состоят из ряда подсистем,формирующихся неодновременно и постепенноусложняющих свои взаимодействия. Так,в комплекс управления движениями входятсистемы регуляции мышечного тонуса,равновесия тела, координации сокращениймышц — антагонистов и синергистов (т.е.действующих противоположно исодружественно).

Кроме того, для любогодвигательного акта необходима целостнаяпрограмма — “двигательная задача”,подразумевающая смену одних движенийдругими, контроль за выполнениемнамеченного действия.

Чтобы совершитьобычный шаг человеку необходимо перенеститяжесть тела на одну ногу и, сохраняяпри этом равновесие, перенести другуюногу вперед, что достигается благодарясокращению одних групп мышц и расслаблениюдругих.

Понятно, что при каждом шагесмещается центр тяжести тела, учитываетсяповерхность, по которой совершаетсяпередвижение, и, кроме того, выполняетсяряд других задач: шаг совершается вопределенном направлении, с заданнойбыстротой и т.д. Любой здоровый человеклегко решает все перечисленные задачи,хотя даже и не знает, как это делается.

Однако подобная согласованностьотдельных звеньев системы регуляциидвижений достигается лишь в процессеразвития и обучения. Наблюдая за моторикойдетей различных возрастных групп, можнооценить, как постепенно совершенствуютсяих двигательные акты, как из отдельныхподсистем формируется единая, интегративнаясистема двигательной регуляции.

Подходс позиций системогенеза позволяет нетолько находить критерии для возрастныхнормативов той или иной функции, но ивыяснять структурно-функциональныеосновы различных аномалий развития.Может наблюдаться как полное, равномерноенедоразвитие целостной функциональнойсистемы, так и недоразвитие отдельныхее звеньев с установлением аномальныхсвязей между нервными центрами.

Например,встречаются дети достаточно ловкие вобычной игровой деятельности, номалоспособные к выполнению тонкихдвижений, требующих определенногоплана. В таких случаях можно говоритьо недостаточности корковых отделоврегуляции моторики.

Наряду с этимприходится наблюдать детей неловких инеуклюжих в обиходной жизни, но способныххорошо рисовать, лепить, играть намузыкальных инструментах.

Особеннонаглядно варианты межсистемного ивнутрисистемного недоразвития проявляютсяпри различных формах патологии речи.Встречаются дети с общей моторнойнеловкостью и с грубым косноязычием.

Однако наблюдается немало случаев,когда общая моторика практически нестрадает, а в речи обнаруживается многодефектов — заикание, “пулеметная”,невнятная речь и т.д.

Наконец, приходитсянаблюдать учеников с изолированнымирасстройствами письма при достаточнохорошей устной речи.

Принципысистемогенеза позволяют, таким образом,конкретизировать, структурно определятьотклонения в возрастной эволюции нервнойсистемы и намечать пути преодоленияформирующихся дефектов.

Эти путикоррекции принципиально могут бытьраспределены на несколько групп:стимуляция развития отстающих отвозрастных показателей функций,размыкание установившихся в ходеискаженного развития аномальных связей,формирование новых комплексов внутри-и межсистемных взаимодействий.

Взависимости от конкретной формы дефектавозможны одновременные лечебныевоздействия в нескольких направлениях.

Однако, учитывая преемственность этаповиндивидуального развития, частоприходится идти по пути поэтапноговосстановления; при этом на каждом этапеподготавливается фундамент для новогоУсложнения функции. Если, например,ребенок не может в достаточном объемесовершать движения языком, то от неготрудно добиться правильного произношениязвуков.

Кчислу других важнейших функциональныхсистем мозга относятся слуховая изрительная. Несколько особняком стоитинтеллектуальная сфера, поскольку еесвязь с особенностями строения мозгагораздо сложнее. Основные данные овозрастных характеристиках и нарушенияхглавных функциональных систем представленыв соответствующих главах.

Источник: https://studfile.net/preview/6187381/page:10/

Онтогенез центральной нервной системы

ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Анатомия человека – наука, изучающая строение человеческого организма и закономерности этого развития. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является частью анатомии человека. Ее знание необходимо для понимания связи психологических процессов с теми или иными морфологическими структурами как в норме, так и при патологии.

Нервная система является важной составляющей организма человека. Как известно, человек имеет наивысшую степень сложности в строении нервной системы. В процессе эволюции наблюдается усложнение строения нервной системы.

Нервная система координирует и регулирует деятельность всех органов и систем, обеспечивая функционирование организма как единого целого; осуществляет адаптацию организма к изменениям окружающей обстановки, поддерживает постоянство его внутренней среды.

Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг.

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый продолжается от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй — от момента рождения и до смерти. Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный.

Начальный (предимплантационный) период у человека охватывает первую неделю развития. Зародышевый (предплодный, эмбриональный) период — от начала второй недели до конца восьмой недели (с момента имплантации до завершения закладки органов). Плодный период начинается с девятой недели и длится до рождения. В это время происходит усиленный рост организма.

Завершается онтогенез естественной смертью.

f1. Нервная система на ранних этапах эмбриональной жизни

Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышевого листка – эктодермы – по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение – нервная трубка. Головной конец ее развивается в головной мозг, остальная часть – в спинной мозг.

У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном (ротовом) отделе нервной трубки. На этом этапе конечный мозг представлен тонкой ростральной стенкой переднего мозга. Затем эта стенка выпячивается в дорсолатеральном направлении и образует два мозговых пузыря.

На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга – конечный, средний, ромбовидный мозг.

В дальнейшем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела, в результате чего у 4-5-недельного эмбриона образуется пять мозговых пузырей: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый.

Впоследствии из конечного мозгового пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра, из промежуточного – промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье), из среднего формируется средний мозг – четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, из заднего – мост мозга (варолиев мост) и мозжечок, из продолговатого – продолговатый мозг.

Задняя часть миелэнцефалона плавно переходит в спинной мозг. Из полостей мозговых пузырей и нервной трубки образуются желудочки головного мозга и канал спинного мозга. На ростральном конце мозговой трубки и III желудочка находится участок ткани, соединяющий оба пузыря конечного мозга. В дальнейшем он станет конечной пластинкой.

Полости заднего и продолговатого мозговых пузырей превращаются в IV желудочек, полость среднего мозгового пузыря – в узкий канал, называемый водопроводом мозга (сильвиев водопровод), который сообщает между собой III и IV желудочки. Полость промежуточного пузыря превращается в III желудочек, а полость конечного пузыря – в два боковых желудочка.

Через посредство парного межжелудочкового отверстия III желудочек сообщается с каждым боковым желудочком; IV желудочек сообщается с каналом спинного мозга. В желудочках и спинномозговом канале циркулирует церебральная жидкость.

Нейроны развивающейся нервной системы посредством своих отростков устанавливают связи между различными отделами головного и спинного мозга, а также входят в связь с другими органами. Чувствительные нейроны, входя в связь с другими органами, заканчиваются рецепторами, воспринимающими раздражение.

Двигательные нейроны заканчиваются мионевральным синапсом – контактным образованием нервного волокна с мышцей. К 3-му месяцу внутриутробного развития выделяются основные части центральной нервной системы: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг.

2. Пренатальный период онтогенеза

К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой. На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное превалирование высших отделов нервной системы плода над нижележащими отделами. Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину. Масса его в среднем составляет 1/8 массы тела, т.

е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У новорожденного хорошо выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно в течение первых лет жизни.- К 9 месяцам первоначальная масса мозга удваивается и к концу первого года составляет 1/11-1/12 массы тела.

f3. Постнатальный онтогенез нервной системы

Период новорожденности. Еще за 3 месяца до нормального срока рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в условиях внеутробного существования. Сформированы все отделы мозга, включая кору больших полушарий.

Афферентные и эфферентные нервные волокна соединяют центральную нервную систему со всеми органами тела. С первого же дня жизни у ребенка могут быть обнаружены защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые и другие раздражения.

Однако эти реакции плохо координированы, нередко беспорядочны и, как правило, медленно протекают и легко распространяются на большое количество мышц. Очень часто они проявляются в усилении общей двигательной активности. Это показывает, что возбуждение легко иррадиирует, т. е. распространяется, с одного участка мозга на другие.

Иррадиация возбуждения, сопровождающаяся криком, особенно легко возникает под влиянием голода, охлаждения, а также болевых раздражении.

Прикосновение к губам новорожденного или к соседним участкам кожи вызывает рефлекторные сосательные движения, что ведет к понижению общей возбудимости и прекращению двигательной активности.

Такое состояние торможения двигательных центров мозга сохраняется не только во время сосания груди, но и в последующий период сытости, что способствует наступлению сна.

Как правило, пробуждение наступает перед очередным кормлением, когда состояние сытости сменяется состоянием голода.

Установлено, однако, что клетки коры больших полушарий новорожденного могут приходить в состояние возбуждения под влиянием импульсов, поступающих из нижележащих отделов мозга. В коре возникают и ответные импульсы.

Так, например, у новорожденных при участии коры происходит поворот глаз, а несколько позднее и головы в сторону появившегося света.

Мало того, на основании изучения электрических реакций установлено, что уже в первые дни жизни в коре больших полушарий происходит различение красного и зеленого цвета.

Последующее развитие нервной системы. В течение первых двух лет жизни головной мозг интенсивно растет, и к двум годам его вес достигает примерно 70% веса мозга взрослого человека.

В основном увеличение мозговой массы происходит не за счет образования новых клеток (после рождения их количество мало меняется), а в результате роста и разветвления дендритов и аксонов.

У двухлетнего ребенка в коре больших полушарий нервные клетки расположены дальше друг от друга, чем у новорожденного. Зато много места занимают разросшиеся отростки (рис. 31), что, разумеется, требует большего увеличения площади, занимаемой корой.

И действительно, за первые два года жизни ее площадь увеличивается примерно в 2,5 раза, в основном путем углубления извилин. Увеличивается и толщина коркового слоя больших полушарий.

Мозжечок у новорожденного развит слабо, расположен относительно высоко, имеет продолговатую форму, малую толщину и неглубокие борозды, но растет более интенсивно.

Если в коре больших полушарий клеточные слои, характерные для мозга взрослого человека, формируются уже к 6-му месяцу внутриутробного развития, то в коре мозжечка формирование слоев происходит после рождения и заканчивается к 9–11-му месяцу жизни.

К концу второго года вес мозжечка увеличивается почти в 5 раз по сравнению с его весом в период новорожденности.

Такое позднее и вместе с тем быстрое развитие мозжечка объясняется тем, что основная функция, а именно уточнение двигательных реакций, и в частности поддержание нормального положения тела, может быть использована организмом лишь после приобретения первых навыков стояния и ходьбы к концу 1-го года жизни.

К 3 годам масса головного мозга по сравнению с массой его при рождении утраивается, к 5 годам она составляет 1/13-1/14 массы тела. К 20 годам первоначальная масса мозга увеличивается в 4-5 раз и составляет у взрослого человека всего 1/40 массы тела.

Рост мозга происходит главным образом за счет миелинизации нервных проводников (т.е. покрытия их особой, миелиновой, оболочкой) и увеличения размера имеющихся уже при рождении примерно 20 млрд. нервных клеток.

Наряду с ростом головного мозга меняются пропорции черепа.

Мост мозга по мере роста ребенка перемещается к скату затылочной кости. Продолговатый мозг новорожденного расположен более горизонтально. Черепные нервы расположены симметрично на основании мозга. В послеродовом периоде претерпевает изменения и спинной мозг.

По сравнению с головным спинной мозг новорожденного имеет более законченное морфологическое строение. В связи с этим он оказывается более совершенным и в функциональном отношении. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого.

В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в связи с чем его нижний конец «перемещается» кверху. Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет. За это время его масса увеличивается примерно в 8 раз.

Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночного канала устанавливается к 5-6 годам

Миелинизация нервных волокон как в центральной нервной системе, так и в периферической происходит очень интенсивно в последние месяцы внутриутробного развития. У новорожденного ми-елинизация нервных волокон спинного мозга и ствола головного мозга почти завершена. В значительной мере миелинизированы волокна черепно-мозговых и спинномозговых нервов.

Как правило, Миелинизация ускоряется в тех группах волокон, которые начинают усиленно функционировать. Этим объясняется более ранняя Миелинизация у недоношенных младенцев. При хронических заболеваниях, связанных с ослаблением двигательной активности, Миелинизация волокон двигательных нервов может значительно задерживаться.

Миелинизация пирамидного пути, проходящего от двигательной области коры больших полушарий до двигательных клеток передних рогов серого вещества спинного мозга, начинается еще до рождения, а с 3-го месяца жизни почти приостанавливается.

Лишь примерно с 8-го месяца, в связи с появлением первых попыток ходьбы, интенсивность миелинизации снова, и притом значительно, увеличивается. Миелинизация речевых центров коры в основном заканчивается к 1V2–2 годам, когда появляется речь.

Очень поздно (не ранее 2-го месяца жизни) начинается миели-низация тех волокон клеток коры больших полушарий, которые идут от одного участка коры к другому.

Миелинизируются они очень постепенно, по мере усложнения высшей нервной деятельности. По-видимому, этот процесс прекращается лишь к старости.

Особенно медленно указанные волокна получают миелиновую оболочку в лобной области коры, связанной с наиболее сложными проявлениями высшей нервной деятельности.

Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Процессы миелинизации происходят неравномерно в различных отделах.

Миелинизация черепных нервов наиболее активно происходит в первые 3-4 месяца и заканчивается к 1 году. Миелинизация спинномозговых нервов продолжается до 2-3 лет.

Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения.

Спинной мозг. В течение первых трех месяцев внутриутробной жизни спинной мозг занимает позвоночный канал на всю его длину. В дальнейшем позвоночник растет быстрее, чем спинной мозг.

Поэтому нижний конец спинного мозга поднимается в позвоночном канале.

У новорожденного ребенка нижний конец спинного мозга находится на уровне III поясничного позвонка, у взрослого человека – на уровне II поясничного позвонка.

Спинной мозг новорожденного имеет длину 14 см. К 2 годам длина спинного мозга достигает 20 см, а к 10 годам, по сравнению с периодом новорожденности, удваивается. Быстрее всего растут грудные сегменты спинного мозга.

Масса спинного мозга у новорожденного составляет около 5,5 г, у детей 1-го года – около 10 г. К 3 годам масса спинного мозга превышает 13 г, к 7 годам равна примерно 19 г. У новорожденного центральный канал шире, чем у взрослого.

Уменьшение его просвета происходит главным образом в течение 1-2 годов, а также в более поздние возрастные периоды, когда наблюдается увеличение массы серого и белого вещества.

Объем белого вещества спинного мозга возрастает быстро, особенно за счет собственных пучков сегментарного аппарата, формирование которого происходит в более ранние сроки по сравнению со сроками формирования проводящих путей.

Продолговатый мозг. К моменту рождения он вполне развит как в анатомическом, так и функциональном отношении. Его масса достигает 8 г у новорожденного. Продолговатый мозг занимает более горизонтальное, чем у взрослых, положение и отличается степенью миелинизации ядер и путей, размерами клеток и их расположением.

По мере развития плода размеры нервных клеток продолговатого мозга увеличиваются, а размеры ядра с ростом клетки относительно уменьшаются. Нервные клетки новорожденного имеют длинные отростки, в их цитоплазме содержится тигроидное вещество. Ядра продолговатого мозга формируются рано.

С их развитием связано становление в онтогенезе регуляторных механизмов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем.

Мозжечок. В эмбриональном периоде развития сначала формируется древняя часть мозжечка – червь, а затем – его полушария. На 4-5-м месяце внутриутробного развития разрастаются поверхностные отделы мозжечка, образуются борозды и извилины.

Наиболее интенсивно мозжечок растет в первый год жизни, особенно с 5-го по 11-й месяц, когда ребенок учится сидеть и ходить. У годовалого ребенка масса мозжечка увеличивается в 4 раза и в среднем составляет 95 г. После этого наступает период медленного роста мозжечка, к 3 годам размеры мозжечка приближаются к его размерам у взрослого.

У 15-летнего ребенка масса мозжечка – 150 г. Кроме того, быстрое развитие мозжечка происходит и в период полового созревания.

Серое и белое вещество мозжечка развивается неодинаково. У ребенка рост серого вещества осуществляется относительно медленнее, чем белого.

Так, от периода новорожденности до 7 лет количество серого вещества увеличивается приблизительно в 2 раза, а белого – почти в 5 раз. Из ядер мозжечка раньше других формируется зубчатое ядро.

Начиная от периода внутриутробного развития и до первых лет жизни детей, ядерные образования выражены лучше, чем нервные волокна.

Клеточное строение коры мозжечка у новорожденного значительно отличается от взрослого. Ее клетки во всех слоях отличаются по форме, размерам и количеству отростков.

У новорожденного еще не полностью сформированы клетки Пуркинье, в них не развито тигроидное вещество, ядро почти полностью занимает клетку, ядрышко имеет неправильную форму, дендриты клеток слаборазвиты. Формирование этих клеток идет бурно после рождения и заканчивается к 3-5 неделям жизни.

Клеточные слои коры мозжечка у новорожденного значительно тоньше, чем у взрослого. К концу 2-го года жизни их размеры достигают нижней границы величины у взрослого. Полное формирование клеточных структур мозжечка осуществляется к 7-8 годам.

Мост. У новорожденного расположен выше, чем у взрослого, а к 5 годам располагается на том же уровне, что и у зрелого организма.

Развитие моста связано с формированием ножек мозжечка и установлением связей мозжечка с другими отделами центральной нервной системы.

Внутреннее строение моста у ребенка не имеет отличительных особенностей по сравнению с взрослым человеком. Ядра расположенных в нем нервов к периоду рождения уже сформированы.

Средний мозг. Его форма и строение почти не отличаются от взрослого. Ядро глазодвигательного нерва хорошо развито.

Хорошо развито красное ядро, его крупноклеточная часть, обеспечивающая передачу импульсов из мозжечка к мотонейронам спинного мозга, развивается раньше, чем мелкоклеточная, через которую передается возбуждение от мозжечка к подкорковым образованиям мозга и к коре больших полушарий.

У новорожденного черная субстанция представляет собой хорошо выраженное образование, клетки которого дифференцированы. Но значительная часть клеток черной субстанции не имеет характерного пигмента (меланина), который появляется с 6 месяцев жизни и максимального развития достигает к 16 годам. Развитие пигментации находится в прямой связи с совершенствованием функций черной субстанции.

Промежуточный мозг. Отдельные формации промежуточного мозга имеют свои темпы развития. Закладка зрительного бугра осуществляется к 2 месяцам внутриутробного развития. На 3-м месяце разграничивается таламус и гипоталамус. На 4-5-м месяце между ядрами таламуса проявляются светлые прослойки развивающихся нервных волокон. В это время клетки еще слабо дифференцированы.

В 6 месяцев становятся хорошо видными клетки ретикулярной формации зрительного бугра. Другие ядра зрительного бугра начинают формироваться с 6 месяцев внутриутробной жизни, к 9 месяцам они хорошо выражены. С возрастом происходит их дальнейшая дифференциация. Усиленный рост зрительного бугра осуществляется в 4-летнем возрасте, а размеров взрослого он достигает к 13 годам жизни.

В эмбриональном периоде развития закладывается подбугорная область, но в первые месяцы внутриутробного развития ядра гипоталамуса не дифференцированы. Только на 4-5-м месяце происходит накопление клеточных элементов будущих ядер, на 8-м месяце они хорошо выражены.

Ядра гипоталамуса созревают в разное время, в основном к 2-3 годам. К моменту рождения структуры серого бугра еще полностью не дифференцированы, что приводит к несовершенству теплорегуляции у новорожденных и детей первого года жизни. Дифференциация клеточных элементов серого бугра заканчивается позднее всего – к 13-17 годам.

Кора больших полушарий. До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая и на ней отмечается лишь вдавливание будущей боковой борозды, которая окончательно формируется только ко времени рождения. Наружный корковый слой растет быстрее внутреннего, что приводит к образованию складок и борозд.

К 5 месяцам внутриутробного развития образуются основные борозды: боковая, центральная, мозолистая, теменно-затылочная и шпорная. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев. К моменту рождения первичные и вторичные борозды хорошо выражены, и кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как и у взрослого.

Но развитие формы и величины борозд и извилин, формирование мелких новых борозд и извилин продолжается и после рождения.

К моменту рождения кора больших полушарий имеет такое же количество нервных клеток (14-16 млрд.), как и у взрослого. Но нервные клетки новорожденного незрелы по строению, имеют простую веретенообразную форму и очень небольшое количество отростков.

Серое вещество коры больших полушарий плохо дифференцировано от белого. Кора больших полушарий относительно тоньше, корковые слои слабо дифференцированы, а корковые центры недостаточно сформированы. После рождения кора больших полушарий развивается быстро.

Соотношение серого и белого вещества к 4 месяцам приближается к соотношению у взрослого.

К 9 месяцам становятся более отчетливыми первые три слоя коры, а к году общая структура мозга приближается к зрелому состоянию. Расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершается к 3 годам.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания продолжающееся развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей.

В этот период масса мозга увеличивается незначительно.

В развитии коры больших полушарий сохраняется общий принцип: сначала формируются филогенетически более старые структуры, а затем более молодые. На 5-м месяце, раньше других появляются ядра, регулирующие двигательную активность.

На 6-м месяце появляется ядро кожного и зрительного анализатора. Позже других развиваются филогенетически новые области: лобная и нижнетеменная (на 7-м месяце), затем височно-теменная и теменно-затылочная.

Причем филогенетически более молодые отделы коры больших полушарий с возрастом относительно увеличиваются, а более старые, наоборот, уменьшаются.

онтогенез нервный периферический эмбриональный

fСписок используемой литературы

1. Кабанов, Анатомия и физиология для училищ

2. Курепина, Анатомия челосвека

3. Хомутов А.Е. ААнатомия ЦНС

4. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Академия, 2000. – 384 с.

5. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: СГУ, 1999. – 103 с.

6. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка. – М.: Владос, 2000. – 200с.

7. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 431 с.

8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000. – 468 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/biology/00447969_0.html

Онтогенез нервной системы. нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая развитие и в первые годы после рождения

ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах

Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая развитие и в первые годы после рождения. Из эктодермы в дорсальном отделе зародыша образуется нервная пластинка, впоследствии формируется нервный желобок, а затем — нервная трубка.

У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном отделе нервной трубки.

На 3-й неделе развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга: конечный (prosencephalon), средний (mesencephalon) и ромбовидный мозг (rhombencephalon).

В последующем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела, в результате чего образуется пять мозговых пузырей: конечный (telencephalon), промежуточный (diencephalon), средний (mesencephalon), задний (metencephalon) и продолговатый (myelencephalon).

Из конечного мозгового пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра, из промежуточного — промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье, гипоталамус), из мезэнцефальной части — средний мозг (четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод). Metencephalon образует мост и мозжечок, myelencephalon —продолговатый мозг (рис. 17).

К 3-му месяцу внутриутробного развития определяются основные части центральной нервной системы: большие полушария, ствол, мозговые желудочки с выстилающей их эпендимальной тканью и спинной мозг.

К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий: сильвиева, роландова, прецентральная, теменно-затылочная и др., однако кора остается еще недостаточно развитой.

На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное преобладание высших отделов над стволово-спинальными.

Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину, масса его в среднем составляет '/в массы тела, т.е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек.

У новорожденного хорошо выражены длинные борозды, крупные извилины, но глубина и высота их невелики. Мелких борозд и извилин относительно мало; они появляются постепенно в течение первых лет жизни.

К 9-месячному возрасту первоначальная масса мозга удваивается и к концу первого года жизни составляет 1/11 —1/12 массы тела.

К 3 годам масса головного мозга по сравнению с массой его при рождении утраивается, к 5 годам составляет 1/13— 1/14 массы тела, к 20 годам первоначальная масса мозга увеличивается в 4—5 раз и составляет у взрослого человека всего 1/40 массы тела. Наряду с ростом головного мозга меняются и пропорции черепа.

Мозговая ткань новорожденного мало дифференцирована. Корковые клетки, стриарное тело, пирамидные пути недоразвиты; плохо дифференцируются серое и белое вещество.

Нервные клетки плодов и новорожденных расположены концентрировано на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга.

С увеличением поверхности головного мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество; концентрация их в расчете на общий объем мозга уменьшается. В то же время плотность сети мозговых сосудов увеличивается.

У новорожденного по сравнению со взрослым затылочная доля коры больших полушарий имеет относительно большие размеры. Количество полушарных извилин, их форма, топографическое положение претерпевают определенные изменения по мере роста ребенка. Наибольшие изменения происходят в течение первых 5—6 лет, и лишь к 15—16 годам отмечаются те взаимоотношения, которые наблюдаются у взрослых.

Рис. 17. Развитие головного мозга и черепа.

I — пропорция черепа у новорожденного и взрослого человека. II — онтогенез головного мозга. Развитие плода (в неделях): А, Б – 4-7; В – 11; Г – 16; Д – 32-34; Е – новорожденный; 1 -конечный мозг; 2 — промежуточный мозг; 3 — средний мозг; 4 — задний мозг; 5 — мост мозга; б — продолговатый мозг; 7 — мозжечок; 8 — спинной мозг.

Рис. 18. Развитие спинного мозга.

А. Топография спинного мозга в позвоночном канале в различные возрастныепериоды: а — эмбрион5 мес; б — новорожденный; в — ребенок 6 лет.

Боковые желудочки сравнительно широкие. Мозолистое тело тонкое и короткое, в течение первых 5 лет оно становится толще и длиннее, достигая к 20 годам окончательных размеров.

Мозжечок у новорожденного развит слабо, расположен относительно высоко, имеет продолговатую форму, малую толщину и неглубокие борозды. Мост мозга по мере роста ребенка перемещается к скату затылочной кости. Продолговатый мозг новорожденного расположен более горизонтально.

В постнатальном периоде претерпевает изменения и спинной мозг. Располагаясь в спинномозговом канале, спинной мозг оканчивается у 5-летнего ребенка на уровне I—II поясничных позвонков в виде конуса, от которого далее вниз тянутся нити конского хвоста. Спинной мозг новорожденного относительно длиннее, чем у взрослых, и доходит до нижнего края III поясничного позвонка.

В дальнейшем рост спинного мозга отстает от роста позвоночника, в связи с чем нижний конец его как бы перемещается кверху. Рост спинного мозга продолжается приблизительно до 20 лет. Масса его увеличивается примерно в 8 раз по сравнению с периодом новорожденности. Однако к 5—6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых (рис.

18).

Рис.18. Продолжение-

Б. Онтогенез спинного мозга (1-7 – последовательные этапы развития).

Рост спинного канала наиболее выражен в грудном отделе. Шейное и поясничное утолщение начинают формироваться в первые годы жизни ребенка.

Гистологически в раннем возрасте отмечается преобладание передних рогов над задними; нервные клетки расположены группами, ткань глии хорошо развита. Клетки, выстилающие внутреннюю поверхность позвоночного канала, уплощены, сморщены, содержат малое количество протоплазмы.

Отмечается пикноз ядер; местами ядра совсем отсутствуют. С возрастом и развитием ребенка отмечаются увеличение количества клеток и изменение их микроструктуры.

Рис. 19. Схема сроков миелинизации основных функциональных систем в мозге.

Спинной мозг новорожденного имеет более законченное морфологическое строение по сравнению с головным мозгом, в связи, с чем оказывается и более совершенным в функциональном отношении.

Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. В клетках периневральной оболочки относительно велико количество ядер.

Процессы миелинизации происходят неравномерно в различных отделах. Миелинизация черепных нервов осуществляется в течение первых 3—4 мес и заканчивается к 1 году 3 мес.

Миелинизация спинальных нервов продолжается до 2—3 лет (рис. 19).

Вегетативная нервная система функционирует у ребенка с момента рождения. После рождения отмечаются слияние отдельных узлов и образование мощных сплетений симпатической нервной системы.

Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 516 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 |

5

| 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 |

Источник: https://medlec.org/lek-114949.html

6. Онтогенез нервной системы Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни

ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ: Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах

6. Онтогенез нервной системы

Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышевого листка — эктодермы — по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение — нервная трубка. Головной конец ее развивается в головной мозг, остальная часть — в спинной мозг.

У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном (ротовом) отделе нервной трубки. На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга — конечный, средний, ромбовидный мозг.

В дальнейшем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела, в результате чего у 4—5-недельного эмбриона образуется пять мозговых пузырей: конечный (телэнцефалон), промежуточный (диэнцефалон), средний (мезэнцефалон), задний (метэнцефалон) и продолговатый (миелэнцефалон).

Впоследствии из конечного мозгового пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра, из промежуточного — промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье), из среднего формируется средний мозг — четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, из заднего — мост мозга (варолиев мост) и мозжечок, из продолговатого — продолговатый мозг.

Задняя часть миелэнцефалона плавно переходит в спинной мозг.

Из полостей мозговых пузырей и нервной трубки образуются желудочки головного мозга и канал спинного мозга. Полости заднего и продолговатого мозговых пузырей превращаются в IV желудочек, полость среднего мозгового пузыря — в узкий канал, называемый водопроводом мозга (сильвиев водопровод), который сообщает между собой III и IV желудочки.

Полость промежуточного пузыря превращается в III желудочек, а полость конечного пузыря — в два боковых желудочка. Через посредство парного межжелудочкового отверстия III желудочек сообщается с каждым боковым желудочком; IV желудочек сообщается с каналом спинного мозга. В желудочках и спинномозговом канале циркулирует церебральная жидкость.

Нейроны развивающейся нервной системы посредством своих отростков устанавливают связи между различными отделами головного и спинного мозга, а также входят в связь с другими органами.

Чувствительные нейроны, входя в связь с другими органами, заканчиваются рецепторами — периферическими приборами, воспринимающими раздражение.

Двигательные нейроны заканчиваются мионевральным синапсом — контактным образованием нервного волокна с мышцей.

К 3-му месяцу внутриутробного развития выделяются основные части центральной нервной системы: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг.

К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой.

На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное превалирование высших отделов нервной системы плода над нижележащими отделами.

23. Серозные полости и оболочки. Их развитие и производные серозных оболочек.

Внутренние органы располагаются в 3 полостях тела:

1) грудная;

2) брюшная;

3) тазовая.

Грудная полость cavum thoracis. Её костным остовом является грудная клетка. Крыша — тела грудных позвонков; боковые стенки — рёбра, дно грудина с расположенными на ней мышцами; задняя стенка — диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной. Купол диафрагмы доходит до 6 ребра.

В грудной полости располагаются сердце, лёгкие, грудная часть пищевода, сосуды, нервы и их сплетения. Эту полость изнутри выстилает внутригрудинная фасция и серозная оболочка — плевра.

Париетальный (пристенный) листок плевры выстилает изнутри грудные стенки, в соответствии с чем плевра подразделяется на:

1) рёберную pleura costalis — на рёбрах;

2) диафрагмальную pleura diaphragmatica — на диафрагме.

Правая и левая рёберные плевры, спускаясь с дорсальной стенки грудной полости на грудную кость, образуют соединную перегородку грудной полости — средостение mediastinum (от лат. in medio stans —стоящий посредине),которое ограничивает серозную срединную полость cavum mediastinum serosum.

Между листками средостения лежит аорта, пищевод, трахея, сердце вместе с околосердечной сумкой. Часть средостенной плевры pleura mediastinalis, которая покрывает околосердечную сумку, называется перикардиальной плеврой pleura pericardiaca. Средостенная плевра по бронхам переходит на лёгкие и называется легочной плеврой pleura pulmpnalis.

Полость, заключенная между париетальными, средостенными и легочными плеврами, называется плевральной — cavum pleurae. В ней постоянно находится небольшое количество серозной жидкости, выделяемой клетками серозной оболочки и играющей роль в уменьшении трения между серозными листками при сердечных сокращениях и при дыхании.

Реберная плевра содержит большое количество нервных рецепторов, чем объясняется ее сильная, болезненность при плевритах (воспалениях плевры).

Брюшная полость cavum abdominis находится между диафрагмой и входом в таз. Крыша — поясничные позвонки с лежащими под ними поясничными мышцами. боковые стенки и дно — мышцы брюшного пресса. Передняя стенка — диафрагма. Кзади переходит в тазовую полость.

Стенки брюшной полости изнутри покрыты поперечной (жёлтой) брюшной фасцией и серозной оболочкой — брюшиной peritoneum.

В брюшной полости располагается печень, желудок, кишечник, поджелудочная железа, мочеточники, яичники, яйцеводы, часть матки, часть половых органов самцов (семенной канатик), сосуды, лимфоузлы и нервные сплетения.

Тазовая полость cavum pelvis. Границу между брюшной и тазовой полостями составляют подвздошная и лонная кости. Крыша — тела крестцовых и првых хвостовых позвонков с расположенными на них мышцами.

боковые стенки и дно — кости таза и связки, соединяющие его с крестовой костью и первыми хвостовыми позвонками. Каудальная граница тазовой полости проходит на уровне 2-(у свиньи)-3-(у травоядных)-4-(у собаки)-го хвостовых позвонков.

В тазовой полости располагаются конечные участки пищеварительной трубки и моче-половой системы. Изнутри она выстлана подвздошной и тазовой фасциями fascia iliaca et pelvis.

Перитонеальная полость cavum peritonei образована брюшиной peritoneum. В ней различают пристеночную часть — peritoneum parietale, покрывающую диафрагму, брюшные и частично тазовые стенки, и висцеральную часть — peritoneum viscerale, образующуюся при переходе с дорсальной стенки брюшной полости на внутренние органы.

Удвоенный листок брюшины при переходе париетальной части в висцеральную носит название брыжейки— mesenterium. В брыжейке проходят сосуды и нервы, питающие внутренние органы.

При развитии желудка и в результате его поворотов брыжейка приобретает значительную, протяженность, что приводит к развитию большого сальника omentum majus. В силу того, что в области желудка сохраняется и остаток вентральной брыжейки, то она получила – название малого сальника omentum minus.

Часть брыжейки при переходе с одного органа на другой образует связки ligamentum (например, между селезенкой и желудком, печенью и почкой).

В тазовой полости при переходе со стенки на орган брыжейка идет в виде связок:

1. Широкая маточная связка lig. uteri latum переходит у самок с боковых стенок таза на матку; у самцов в эту связку заключены семяпроводы и мочеточники.

2. Боковая пузырная связка lig. vesicae lateralis идет от боковых стенок таза на мочевой пузырь.

3. Срединная пузырная связка lig. vesicae medianum опускается с мочевого пузыря на вентральную стенку тазовой и брюшной полости.

27. Общие закономерности хода и ветвления сосудов. Строение стенок сосудов.

Развитие организма по принципам одноосности, двусторонней симметрии и сегментального расчленения (метамерии) обусловливает ход сосудистых магистралей и их боковых ветвей. Обычно сосуды (артерия, 1—2 вены, лимфатические сосуды) идут вместе с нервами, образуя сосудисто-нервные пучки.

Магистральные сосуды всегда идут кратчайшим путем, чем облегчается работа сердца и осуществляется быстрая доставка крови к органам.

Эти сосуды проходят по вогнутой стороне тела или на сгибательных поверхностях суставов, в желобках костей, углублениях между мышцами или органами с тем, чтобы подвергаться меньшему давлению окружающих органов и растяжению при движении. Магистрали отдают боковые ветви ко всем органам, мимо которых проходят.

Величина ветвей зависит от функциональной активности органа и может меняться с изменением этой активности (например, маточные артерии при беременности). К выступающим частям тела (пальцам, ушам), как правило, идут две артерии, обеспечивая потребность в их повышенном обогреве.

Коллатерали, обходные сети, углы отхождения артерий.

Часть боковых ветвей, отходя от магистрали, идет параллельно с магистралью и анастомозирует с другими ее ветвями. Это коллатериальные сосуды. Они имеют большое значение для восстановления кровоснабжения при нарушении или закупорке основного ствола.

К коллатералям относят и обходные сети в области суставов. Они всегда лежат на разгибательной поверхности сустава и поддерживают нормальное кровоснабжение его тканей во время движения, когда часть сосудов оказывается излишне сдавленной или растянутой.

Боковые ветви от магистралей отходят под разными углами. Под острым углом идут артерии к удаленным органам. По ним обычно кровь движется с большей скоростью.

Под более прямым углом отходят сосуды к близлежащим органам, а под тупым углом — возвратные артерии, которые образуют коллатерали и обходные сети.

Типы ветвления сосудов и их анастомозы.

Различают несколько типов ветвления сосудов.

Магистральный тип ветвления, когда от магистрального сосуда последовательно отходят боковые ветви, как, например, артерии, отходящие от аорты. Дихотомический тип ветвления, когда

магистральный сосуд делится на 2 равных сосуда, например, деление стволалегочной артерии. Рассыпной тип ветвления, когда обычно короткий магистральный сосуд резко делится на несколько крупных и мелких ветвей, что характерно для сосудов внутренних органов.

Сосуды часто соединяются друг с другом соединительными ветвями —анастомозами, которые выравнивают кровяное давление, регулируют и перераспределяют ток крови, образуют коллатерали. Анастомозы бывают нескольких типов. Широкое соустье— анастомоз большого диаметра, соединяющий 2 крупных сосуда, например артериальный (боталлов) проток между аортой и легочным стволом.

Артериальная дуга объединяет артерии, идущие к одному и тому же органу, например пальцевые артерии. Артериальная сеть — сплетение концевых ветвей сосудов, например дорсальная сеть запястья. Если анастомозы объединяют ветви сосудов, идущих в разных плоскостях, образуется сосудистое сплетение, как в паутинной оболочке мозга.

Чудесная сеть — разветвление по ходу сосуда с последующим объединением в одноименный сосуд, например разветвление приносящей артериолы почечного тельца на капилляры клубочка и последующее объединение их в выносящую артериолу.

Объединение концевых участков артерий и вен — артериоловенулярные (артерио-венозные) анастомозы приводят к выключению участков капиллярной сети и быстрому сбросу крови в венозное русло.

Строение стенок сосудов.

Среди сосудов кровеносной системы различают артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены и артериоло-венозные анастомозы; сосуды системы микроциркуляторного русла осуществляют взаимосвязь между артериями и венами. Сосуды разных типов отличаются не только по своей толщине, но и по тканевому составу и функциональным особенностям.

Артерии — сосуды, по которым кровь движется от сердца. Артерии имеют толстые стенки, в которых содержатся мышечные волокна, а также коллагеновые и эластические волокна. Они очень эластичные и могут сужаться или расширяться, в зависимости от количества перекачиваемой сердцем крови.

Артериолы — мелкие артерии, по току крови непосредственно предшествующие капиллярам. В их сосудистой стенке преобладают гладкие мышечные волокна, благодаря которым артериолы могут менять величину своего просвета и, таким образом, сопротивление.

Капилляры — это мельчайшие кровеносные сосуды, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку.

Стенка капилляров состоит из одного слоя эндотелиальных клеток, периваскулярной оболочки с перицитами и нервными волокнами.

  Через стенку капилляров осуществляется отдача питательных веществ и кислорода из крови в клетки и переход углекислого газа и других продуктов жизнедеятельности из клеток в кровь.

Венулы — мелкие кровеносные сосуды, обеспечивающие в большом круге отток обедненной кислородом и насыщенной продуктами жизнедеятельности крови из капилляров в вены.

Вены — это сосуды, по которым кровь движется к сердцу. Стенки вен менее толстые, чем стенки артерий и содержат соответственно меньше мышечных волокон и эластических элементов.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://genew.ru/6-ontogenez-nervnoj-sistemi-nervnaya-sistema-ploda-nachinaet-r.html

Medic-studio
Добавить комментарий