ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Организм человека как единая биологическая система

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физической подготовки

учебно-научного комплекса специальной подготовки

Утверждаю

И.о. начальника кафедры физической подготовки УНК СП

полковник полиции

______________ Хромов В.А

Дементьев В.Л., профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки УНК СП

Фондовая лекция

по дисциплине Физическая подготовка

Тема № 3: Научные основы физического воспитания и спорта

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол №_____________________________

от «__» _____________________ 20___г.

Москва 2014

План

Организм человека как единая биологическая система.

Основные понятия теории и методики физического воспитания и спорта.

Теория и методика физического воспитания как научная и учебная дисциплина.

Основы овладения двигательным навыком.

Основы развития физических качеств.

Список литературы.

Организм человека как единая биологическая система

Человеческий организм – сложная биологическая система, состоящая из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. При этом принято выделять системы органов, т.е.

группы органов, выполняющих совместно общие функции. Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи.

Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.

Функциональной единицей организма является клетка – элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма.

Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.

Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями.

Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими.

Кислород, проникающий из воздуха через легкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках.

Вещества, образующиеся в результате биохимических реакций обмена веществ (двуокись углерода, вода, мочевина и др.), выводятся из организма через легкие, кожу, почки и мочевые органы.

Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них потенциальная химическая энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, механическую, тепловую и др.).

Интенсивность протекания процесса обмена веществ в организме человека очень велика. Каждую секунду разрушается огромное количество молекул различных веществ и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. За три месяца половина всех тканей тела человека обновляется.

Многие функциональные системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним относятся кровеносная система, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения, железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др.

Движение – важнейшее свойство организма человека. Благодаря наличию скелетных мышц человек может передвигаться, выполнять движения отдельными частями тела.

Постоянные движения происходят и во внутренних органах, также имеющих мышечную ткань в виде особых «гладких» мышц (перистальтика кишечника, поддержание тонуса артериальных кровеносных сосудов и т. д.).

Сложное строение имеет сердечная мышца, которая непрерывно, на протяжении всей жизни человека, работает в качестве насоса, обеспечивая передвижение крови по кровеносным сосудам.

Двигательная деятельность человека, осуществляемая на основе выполнения физических упражнений, оказывает существенное влияние на формирование скелета (исправляются искривления позвоночника, улучшается осанка). Выполнение физических упражнений приводит к повышению обменных процессов, в частности, к увеличению кальция, содержание которого определяет прочность костей.

Скелет, выполняя опорную и защитную (череп, грудная клетка, кости таза и др.) функции, чрезвычайно прочен. Отдельные кости выдерживают нагрузку до 2 тонн. Непрерывное (кости черепа и др.

) и суставное соединения костей дают возможность составлять отдельные блоки, кинематические системы с большой степенью свободы, дающие возможность звеньям таких систем перемещаться по сложным траекториям.

Требуется подчеркнуть, что систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при длительной напряженной умственной или физической работе, а также, в целом, благоприятно воздействует на здоровье. Каждый орган, система органов и организм в целом под влиянием направленной физической тренировки заметно повышают показатели работоспособности, физического резерва.

В тоже время, при отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений в условиях напряженной профессиональной или учебной деятельности человека происходят нежелательные и существенные изменения функционального состояния мозга и сенсорных систем.

Наряду с изменениями в деятельности высших отделов головного мозга снижается уровень функционирования и подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств или ведающих жизненно важными функциями (дыханием, кровообращением, пищеварением).

Вследствие этого наблюдается: снижение общих защитных сил организма; увеличение риска возникновения различных заболеваний; неустойчивость настроения; ослабление самообладания; нетерпеливость; нарушение сна; утрата способности к длительному труду или физическому напряжению.

Необходимо отметить, что данные симптомы могут проявляться в различной степени.

Основные понятия теории и методики физического воспитания

И спорта

Для того чтобы выделить научные основы физического воспитания и спорта, прежде всего необходимо определить основные понятия, используемые в очень важной и значимой сфере социальной деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Данную сферу культуры общества принято называть физической культурой.

Физическая культура (в широком смысле) составляет важную часть культуры общества – всю совокупность его достижений и накопленных знаний для создания и рационального использования специальных средств, методов и условий направленного физического воспитания человека.

Подфизическим воспитанием понимают вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.

В широком смысле физическое воспитание представляет собой педагогический процесс (рис.1), направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, культурного человека.

При правильных содержании и организации физического воспитания в результате этого процесса человек овладевает совокупностью культурных ценностей, которыми располагает общество.

Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты, взятые в целом (рис. 2).

Физическое воспитание не сводится лишь к спорту, так же как и спорт не сводится к физическому воспитанию (они совпадают постольку, поскольку средства и методы спорта используются в процессе физического воспитания, особенно когда они составляют основу одного из специализированных направлений физического воспитания – спортивной тренировки).

В целом выделяется 4 основных направления физического воспитания, которые представлены на рис. 3:

1) общая физическая подготовка, т.е. широкое образование в области физической культуры и достижение базового уровня всестороннего развития жизненно важных физических способностей;

2) специальная физическая подготовка, т.е. углубленное совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде профессиональной деятельности (трудовой, военной и т.д.);

3) спортивная тренировка, т.е. углубленное совершенствование двигательных умений, навыков и способностей, необходимых для достижения высоких результатов в избранном виде спортивной деятельности (виде спорта);

4) адаптивная физическая культура, т.е. осуществление высокой степени социализации личности инвалида, больного человека, его адаптации к труду, быту, достижения высокого уровня самореализации.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 3090 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/14-78846.html

3 Организм человека как единая биологическая система. Уровни организации человеческого организма

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

№3 Организм человека как единая биологическая система. Уровни организации человеческого организма: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, системный, организменный.

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Строение и функции организма изучают такие разделы биологии, как анатомия, физиология и гигиена.

Анатомия человека – наука, изучающая строение тела человека, его органов и систем.

Физиология человека – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Гигиена человека – наука о влиянии физических, химических, биологических и социальных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Эти науки тесно взаимосвязаны и составляют основу современной медицины, педагогики, психологии и валеологии.

Строение и жизнедеятельность различных органов и всего организма не отделимы друг от друга (единство строения и функции). Знание строения и функций человеческого организма позволяет каждому сознательно соблюдать научно-обоснованные правила личной и общественной гигиены, избегать различных заболеваний и быть здоровым, физически развитым.

Учет индивидуальных особенностей человека в последнее время становится все более настойчивым фактором при рассмотрении проблемы здоровья.

В частности, появляются все новые доказательства исключительного значения морфофункционального типа человека, который обусловливает многие относительно постоянные морфологические, функциональные, психологические, биоритмологические и другие его качества.

Сама же морфофункциональная конституция человека определяется наследственным кодом, являющимся, в свою очередь, результатом длительного воздействия относительно стабильных условий внешней среды. Принадлежность к тому или иному конституциональному типу не зависит от самого человека, но построение образа жизни с учетом этого фактора, безусловно, может сделать его жизнь здоровой и долгой.

Чаще всего в морфофункциональной дифференциации человека выделяют три основных типа: нормостенический (торакальный), астенический и гиперстенический (мышечный). Кроме указанных основных конституциональных типов определяется множество промежуточных (например, астенонормостенический, нормоастенический, нормогиперстенический и т.д.).

В основу принципов самой дифференциации положены такие антропометрические признаки, как показатели физического развития, длина конечностей, туловища и их соотношения, форма грудной клетки, характер жироотложения, толщина костей, выраженность скелетной мускулатуры, показатели состояния кожных покровов и т.д.

Однако важно отметить, что принадлежность человека к тому или иному морфотипу определяет не только особенности его физического развития, но и многие специфические черты функционирования его организма, в частности, обмен веществ, гормональный статус, предрасположенность к определенным заболеваниям и т.д.

Вот почему каждому типу соответствуют и свои особенности обеспечения жизнедеятельности, и свои особые преобладающие факторы риска здоровья. Так, для астеника свойственна предрасположенность к простудным заболеваниям, к болезням крови и дыхательной системы, нарушениям в опорно-двигательном аппарате, в центральной нервной системе и др.

В то же время для гиперстеника существует наследственно обусловленная предрасположенность к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, к нарушениям обмена веществ, сахарному диабету и т.д.

Зная свою типовую принадлежность, человек может правильно организовать свой образ жизни — так, чтобы исключить (или минимизировать) влияние факторов риска, провоцирующих свойственные для наследуемого им типа заболевания.

С другой стороны, зная свой тип конституции, можно правильно выбрать для себя профессию, вид физических упражнений (в том числе и спортивных), который мог бы обеспечить максимально эффективное для здоровья (в спорте — для спортивного результата) их использование.

Вместе с тем, подбираемые упражнения должны сглаживать свойственные тому или иному типу неблагоприятные черты: так, астенику следует включать в свой двигательный режим упражнения на выносливость (для укрепления сердечно-сосудистой системы) и на силу (для компенсации слабости мышечной системы).

Гиперстенику же следует также обратить внимание на выносливость и, помимо этого, на упражнения на гибкость, растягивание.

Существует несколько классификаций людей по принадлежности их к тому или иному морфотипу.

В функционально-метаболической классификации учитываются пространственно-временные особенности долговременных адаптационных стратегий на внешние воздействия. Они связаны со взаимодействием онтогенетических механизмов с наследуемой генетической программой человека, дающем в конечном итоге программу длительной адаптации к неадекватным условиям.

В формировании классификации важное значение имеют такие генотипические и фенотипические черты человека, как преобладающий тип энергообеспечения (аэробный или гликолитический); морфофункциональный тип, соотношение так называемых белых и красных волокон в скелетных мышцах, тип высшей нервной деятельности и др.

В классификации выделены следующие функционально-метаболические типы: «спринтеры», «стайеры» и «смешанный». К спринтерам относят людей, которые хорошо адаптируются к резкой смене обстановки, быстро включаются в новые ритмы жизни и труда. Но постепенно у них наступают дезадаптационные явления, требующие новой смены обстановки.

У спринтеров патологические процессы протекают остро с меньшей тенденцией к переходу в хроническую форму. Люди стайерского типа тяжело адаптируются к новым условиям, но в последующем довольно ровно и безболезненно переносят их. Патологические процессы у стайеров протекают вяло, у них отмечается склонность к их рецидивному течению и переходу в хронические формы.

Смешанный же функциональный тип характеризуется промежуточными структурно-метаболическими качествами. Соотношение спринтеров, стайеров и смешанного типа, по данным автора, приблизительно 24:31:45.

Таким образом, становится понятным, что учет функционально-метаболической принадлежности человека важен и с точки зрения определения его образа жизни, акцентов в физическом воспитании, профессионального выбора, коррекции режимов труда и отдыха и т.д.

Биоритмологическая классификация человека, построенная на основе суточных изменений работоспособности и психофизиологических показателей, признается не всеми.

Согласно ей, к «жаворонкам» относят тех людей, у которых максимум дневной активности приходится на первую половину дня, а к «совам» – на вторую, «голуби» же отличаются наиболее активными характеристиками в середине дня.

Важно, что каждому типу биоритмологии свойственны специфические особенности жизнедеятельности, обусловливающие их высокую устойчивость к одним факторам риска и чувствительность — к другим.

Понятно, что в определении образа жизни, в частности режима дня, – недоучет своей принадлежности к тому или иному типу может привести к чрезмерно высоким нагрузкам на организм тогда, когда последний находится в состоянии низкой работоспособности, — в конечном итоге при таком систематическом режиме это обусловит развитие переутомления.

Психофизиологическую классификацию людей впервые под названием темпераментов пытался пронести Гиппократ, выделивший четыре их вида в зависимости от соотношения в организме флегмы, крови, желтой и черной желчи — сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. И.П. Павлов, учитывая силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов в ЦНС, определил эти типы соответственно как сильный уравновешенный подвижный, сильный неуравновешенный, сильный уравновешенный инертный и слабый.

В настоящее время психологи и психиатры в практике пользуются несколькими системами психофизиологической оценки личности. Одна из них учитывает наличие корреляции между типом телосложения человека и характером возникающего у него психического заболевания, что позволило выделить «шизотимические» и «циклотимические» темпераменты.

Другая также связывает психологические типы с соматической типологией, положив в основу классификации три комплекса признаков. На этом основании выделено три психофизиологических типа. Первый из них получил название висцеротоников, второй — соматотоников и третий — церебротоников.

Помимо указанных можно также отметить психологическую классификацию с основными типами экстравертов и интравертов. Наиболее широко у нас в стране в настоящее время используется типология К.

Юнга, в которой учитываются многообразные показатели, характеризующие психические функции мышления, эмоциональности, ощущения и интуиции, а также направленность психики — интроверсии и экстраверсии.

Таким образом, учет генотипических особенностей человека является непременным условием построения его здорового образа жизни, так как последний должен быть обусловлен особенностями телосложения, энергообмена, биоритмологии, психофизиологических акцентов и других наследуемых специфических черт личности. В конечном же итоге эти врожденные качества человека во многом предопределяют возникающие у него в онтогенезе жизненные приоритеты, предрасположенность или устойчивость к тем или иным факторам риска и т.д.

Организм – самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные изменения внешней среды.

Каждый организм обладает совокупностью признаков и свойств, отличающих его от неживой природы: обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, саморегуляция.

Человек с его сложным анатомическим строением, физиологическими и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира.

Уровни организации человеческого организма

Для каждого организма характерна определенная организация его структур. Выделяют шесть уровней организации человеческого организма: 1) молекулярный; 2) клеточный; 3) тканевой; 4) органный; 5) системный; 6) организменный.

Молекулярный уровень организации.

Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул (биополимеров): нуклеиновых кислот, белков, жиров (липидов), полисахаридов, витаминов, ферментов и других органических веществ.

Молекулы белка, в свою очередь, расщепляются в организме на молекулы мономеры – аминокислоты, жиры – на молекулы глицерина и жирных кислот, углеводы – на молекулы глюкозы и т.д. С молекулярного уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма.

Клеточный уровень организации. Клетка – элементарная структурная, функциональная и генетическая единица многоклеточного организма. В теле человека насчитывают приблизительно 1014 клеток. Клетки сложного организма специализированы.

Каждая клетка имеет клеточную мембрану, цитоплазму и ядро. Мембрана ограничивает внутреннюю среду клетки, защищает ее от повреждений, регулирует обмен веществ между клеткой и средой, обеспечивает взаимосвязь с другими клетками.

Цитоплазма – внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находятся органоиды клетки, в том числе и ядро, которое выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, регуляции синтеза белка; деление ядра лежит в основе размножения клеток.

Тканевой уровень организации. Ткани – это группы клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. Различают четыре основные группы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Эпителиальная (пограничная) ткань находится на поверхностях, граничащих с внешней средой, и выстилает изнутри стенки полых органов, кровеносных сосудов, входит в состав желез организма. Эпителий обладает высокой способностью к восстановлению (регенерации), служит материалом для волос, ногтей, эмали зубов.

Соединительные ткани (ткани внутренней среды) выполняют питательную, транспортную и защитную (кровь, лимфа), а также опорную (сухожилия, хрящи, костная ткань) функции. Разновидностью соединительной ткани является жировая.

Мышечная ткань делится на три вида:

– поперечно-полосатую (скелетные мышцы, мышцы языка, глотки, гортани);

– гладкую (образует стенки внутренних органов);

– сердечную (как и скелетная она, имеет поперечно-полосатое строение, но подобно гладкой мускулатуре сокращается непроизвольно).

Нервная ткань, состоящая из нервных клеток (нейронов), участвует в проведении нервного импульса от различных органов и тканей в центральную нервную систему и обратно.

Органный уровень организации. Различные ткани, соединяясь между собой, образуют органы: сердце, почки, легкие, головной мозг, спинной мозг, мышца, мочевой пузырь, матка, грудная железа, желудок, глаз, ухо и т.д. Орган занимает постоянное положение, имеет определенное строение, форму и функции. Органы, сходные по своему строению, функции и развитию, объединяются в системы органов.

Системный уровень организации. Совокупность органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности, образующих анатомические и функциональные объединения – системы органов. Различают девять основных систем организма.

1.Система органов движения или опорно-двигательный аппарат

объединяет все кости (скелет), их соединения (суставы, связки) и скелетные мышцы. Благодаря этой системе организм передвигается во внешней среде; кости скелета защищают внутренние органы от механических повреждений (череп – защищает мозг, грудная клетка – сердце и легкие).

2.

Пищеварительная система объединяет органы, выполняющие функции приема пищи, ее механической и химической переработки, всасывания питательных веществ в кровь и лимфу и выведения непереваренных частей пищи. Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника. К пищеварительной системе относятся слюнные железы, печень и поджелудочная железа.

3.Дыхательная система осуществляет потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа, т.е. функцию газообмена между организмом и внешней средой. К системе органов дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

4.Мочевыделительная система выполняет функцию выделения из организма конечных продуктов обмена и функцию поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаза), в частности водно-солевого баланса. К мочевыделительной системе относятся почки, мочевой пузырь, мочеточники и мочеиспускательный канал.

5. Половая система объединяет органы размножения и выполняет функцию продления рода человеческого. Различают мужскую и женскую половые системы, которые включают наружные и внутренние половые органы (гонады).

К мужским половым органам относятся наружные (половой член, мошонка) и внутренние (яички с придатками, семявыносящие и семявыбрасывающие протоки, семенные пузырьки, предстательная и куперовы железы).

Яички – парные мужские половые железы, вырабатывающие мужские половые клетки (сперматозоиды) и выделяющие в кровь мужские половые гормоны – андрогены.

Процесс роста и развития мужских половых клеток называется сперматогенезом.

К женским половым органам относятся наружные (большие и малые половые губы, клитор) и внутренние (яичники, маточные трубы, матка, влагалище). Матка полый мышечный орган, предназначенный для вынашивания плода.

Ее внутренний слой (эндометрий) выстлан слизистым эпителием, который обновляется в каждом менструальном цикле.

Яичник – парная женская половая железа, в которой происходит развитие и созревание женских половых клеток (яйцеклеток), а также образование женских половых гормонов – эстрогенов и прогестерона. Процесс выхода созревшей яйцеклетки из яичника называется овуляцией.

6.Эндокринная система состоит из желез внутренней секреции, к которым относятся гипофиз, эпифиз, вилочковая железа, щитовидная, поджелудочная, паращитовидная, половые железы, надпочечники.

Они вырабатывают особые активные вещества (гормоны), которые непосредственно всасываются в кровь.

Гормоны разносятся кровью по всему организму  и оказывают регулирующее влияние на различные функции, прежде всего на обмен веществ, активность генов, процессы онтогенетического развития, дифференцировку тканей, формирование пола, размножение, тонус коры головного мозга и т.д.

7.

Сердечно-сосудистая система (ССС) обеспечивает непрерывное движение крови в организме (кровообращение), благодаря чему осуществляются транспортные функции крови: доставка тканям кислорода, питательных веществ и гормонов и удаление из тканей веществ, образующихся в результате процессов обмена. ССС включает сердце, кровеносные (артерии, вены и капилляры) и лимфатические сосуды. ССС играет важную роль в интеграции организма в единое целое. Через кровь и лимфу осуществляется связь между органами.

8.Система органов чувств объединяет органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Они воспринимают информацию внешней среды, играют важную роль в обмене информацией между организмом и средой.

9.Нервная система играет ведущую роль в объединении организма в единое целое, регулирует деятельность всех внутренних органов и систем органов.

Она осуществляет связь организма с окружающей внешней средой на основе условных и безусловных рефлексов, обеспечивая приспособление к изменяющимся условиям жизни, а также осуществляет психическую деятельность человека, возникающую на основе физиологических процессов ощущения, восприятия и мышления.

Нервная система включает головной и спинной мозг, отходящие от них нервы и все их разветвления. Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему (ЦНС). Высшим отделом ЦНС является кора головного мозга.

Все нервы, отходящие от головного и спинного мозга, составляют периферическую нервную систему. Деятельность спинного мозга и периферической нервной системы регулируется вышележащими отделами ЦНС, т.е. головным мозгом.

Головной мозг расположен в черепе. В нем находятся нервные центры, обеспечивающие важнейшие функции организма и психическую деятельность человека. Масса головного мозга мужчин в среднем составляет 1400 г, а женщин – 1300 г. Эти различия отражают не умственную способность, а соотношение массы мозга к массе тела.

В головном мозгу различают большие полушария и ствол мозга.

В стволе мозга находятся центры дыхания, сердечной деятельности, пищеварения, рвоты, координации движений и регуляции тонуса мышц, регуляции ощущений органами чувств и т.д.

Это центры безусловных рефлексов – врожденных ответных реакций организма, обеспечивающих важные жизненные функции организма: дыхание, сердцебиение, пищеварение, терморегуляция, поддержание тонуса мышц.

Большие полушария (левое и правое) состоят из серого и белого вещества. Серое вещество, состоящее из тел нервных клеток, образует кору головного мозга толщиной около 3-4 мм. Белое вещество, образованное отростками нервных клеток, расположено под корой.

Между правым и левым полушариями головного мозга существует межполушарная асимметрия. Это означает, что функции обоих полушарий не совсем одинаковы. Например, у правшей (люди, у которых главная действующая рука правая) центр речи находится в левом полушарии.

Левое полушарие у правшей является главным нервным субстратом человеческого сознания и называется доминантным.

Лобные доли больших полушарий у человека – самые большие по площади участки коры (у животных они отсутствуют, кроме шимпанзе). Одна из функций лобной доли состоит в управлении врожденными поведенческими реакциями при помощи накопленного опыта.

Для больных с пораженными лобными долями коры характерна импульсивность, несдержанность, раздражительность и другие проявления психической неустойчивости.

Такие больные часто становятся грубыми, нетактичными, хотя интеллект у них сохраняется, они часто вступают в конфликт с другими людьми.

Кора головного мозга оказывает влияние на все функции организма и обеспечивает связь организма с внешней средой, обусловливая высшую нервную деятельность организма (психическую деятельность, мышление, память, речь и т.д.). В коре больших полушарий находятся центры условных рефлексов.

Условные рефлексы – это приобретенные в процессе обучения знания, в течение жизни – навыки и умения. Если при повреждающих воздействиях погибают клетки коры головного мозга, то человек полностью или частично лишается знаний, умений и навыков, полученных им ранее.

Такое воздействие возможно при клинической смерти, когда клетки коры головного мозга погибают от недостатка кислорода. Память имеет огромное значение в жизни человека. Можно лишь приблизительно оценить информационную емкость человеческого мозга.

Общая информационная емкость головного мозга человека равна примерно 3×10е бит (бит – единица информации). Из всей информации, окружающей человека, в долговременную память поступает лишь 1%.

Уровень целостного организма. Организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная, согласованная работа всех органов и физиологических систем обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

Источник: https://studizba.com/lectures/77-medicina/1100-valeologiya/20275-3-organizm-cheloveka-kak-edinaya-biologicheskaya-sistema-urovni-organizacii-chelovecheskogo-organizma.html

Введение

Медико-биологические и педагогическиенауки имеют дело с человеком как ссуществом не только биологическим, нои социальным. Социальность – специфическаясущность человека, которая не упраздняетего биологической субстанции, ведьбиологическое начало человека –необходимое условие для формированияи проявления социального образа жизни.

Между тем творят историю, изменяют живойи неживой мир, созидают и разрушают,устанавливают мировые и олимпийскиерекорды не организмы, а люди, человеческиеличности.

Таким образом, социально-биологическиеосновы физической культуры – этопринципы взаимодействия социальных ибиологических закономерностей в процессеовладения человеком ценностями физическойкультуры.

Естественно-научные основы физическойкультуры – комплекс медико-биологическихнаук (анатомия, физиология, биология,биохимия, гигиена и др.). Анатомия ифизиология – важнейшие биологическиенауки о строении и функциях человеческогоорганизма.

Человек подчиняетсябиологическим закономерностям, присущимвсем живым существам.

Однако отпредставителей животного мира онотличается не только строением, норазвитым мышлением, интеллектом, речью,особенностями социально-бытовых условийжизни и общественных взаимоотношений.

Труд и влияние социальной среды впроцессе развития человечества повлиялина биологические особенности организмасовременного человека и его окружение.В основе изучения органов и межфункциональныхсистем человека принцип целостности иединства организма с внешней природнойи социальной средой.

Организм – слаженная единаясаморегулирующаяся и саморазвивающаясябиологическая система, функциональнаядеятельность которой обусловленавзаимодействием психических, двигательныхи вегетативных реакций на воздействияокружающей среды, которые могут бытькак полезными, так и пагубными дляздоровья. Отличительная особенностьчеловека – сознательное и активноевоздействие на внешние природные исоциально-бытовые условия, определяющиесостояние здоровья людей, ихработоспособность, продолжительностьжизни и рождаемость (репродуктивность).

Без знаний о строении человеческоготела, о закономерностях функционированияотдельных органов и систем организма,об особенностях протекания сложныхпроцессов его жизнедеятельности нельзяорганизовать процесс формированияздорового образа жизни и физическойподготовки населения, в том числе иучащейся молодежи. Достижениямедико-биологических наук лежат в основепедагогических принципов и методовучебно-тренировочного процесса, теориии методики физического воспитания испортивной тренировки.

Все названные вопросы требуют дальнейшегорассмотрения и изучения, что являетсяцелью данной работы, в задачи которойвходит систематизация, накопление изакрепление знаний о социально-биологическихосновах физической культуры и спорта.

1. Организмкак единая саморазвивающаяся исаморегулирующаяся биологическаясистема

Развитие организма осуществляется вовсе периоды его жизни – с момента зачатияи до ухода из жизни. Это развитиеназывается индивидуальным, или развитиемв онтогенезе. При этом различают двапериода: внутриутробный (от моментазачатия и до рождения) и внеутробный(после рождения).

Каждый родившийся человек наследуетот родителей врожденные, генетическиобусловленные черты и особенности,которые во многом определяют индивидуальноеразвитие в процессе его дальнейшейжизни.

Оказавшись после рождения, образноговоря, в условиях автономного режима,ребенок быстро растет, увеличиваетсямасса, длина и площадь поверхности еготела. Рост человека продолжаетсяприблизительно до 20 лет.

Причем у девочекнаибольшая интенсивность ростанаблюдается в период от 10 до 13, а умальчиков от 12 до 16 лет.

Увеличение массытела происходит практически параллельнос увеличением его длины и стабилизируетсяк 20 – 25 годам.

Необходимо отметить, что за последние100 – 150 лет в ряде стран наблюдаетсяраннее морфофункциональное развитиеорганизма у детей и подростков. Этоявление называют акселерацией (лат.

ассе1еra – ускорение), оносвязано не только с ускорением роста иразвития организма вообще, но и с болееранним наступлением периода половойзрелости, ускоренным развитием сенсорных(лат. вепре – чувство), двигательныхкоординаций и психических функций.

Поэтому границы между возрастнымипериодами достаточно условны и этосвязано со значительными индивидуальнымиразличиями, при которых «физиологический»возраст и «паспортный» не всегдасовпадают.

Как правило, юношеский возраст (16 – 21год) связан с периодом созревания, когдавсе органы, их системы и аппаратыдостигают своей морфофункциональнойзрелости.

Зрелый возраст (22 – 60 лет)характеризуется незначительнымиизменениями строения тела, а функциональныевозможности этого достаточнопродолжительного периода жизни вомногом определяются особенностямиобраза жизни, питания, двигательнойактивности.

Пожилому возрасту (61 – 74года) и старческому (75 лет и более)свойственны физиологические процессыперестройки снижение активных возможностейорганизма и его систем – иммунной,нервной, кровеносной и др. Здоровыйобраз жизни, активная двигательнаядеятельность в процессе жизни существеннозамедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности организмалежит процесс автоматического поддержанияжизненно важных факторов на необходимомуровне, всякое отклонение от котороговедет к немедленной мобилизациимеханизмов, восстанавливающих этотуровень (гомеостаз).

Гомеостаз – совокупность реакций,обеспечивающих поддержание иливосстановление относительно динамическогопостоянства внутренней среды и некоторыхфизиологических функций организмачеловека (кровообращения, обмена веществ,терморегуляции и др.).

Этот процессобеспечивается сложной системойкоординированных приспособительныхмеханизмов, направленных на устранениеили ограничение факторов, воздействующихна организм как из внешней, так и извнутренней среды.

Они позволяют сохранятьпостоянство состава, физико-химическихи биологических свойств внутреннейсреды, несмотря на изменения во внешнеммире и физиологические сдвиги, возникающиев процессе жизнедеятельности организма.

В нормальном состоянии колебанияфизиологических и биохимических константпроисходят в узких гомеостатическихграницах, и клетки организма живут вотносительно постоянной среде, так какони омываются кровью, лимфой и тканевойжидкостью. Постоянство физико-химическогосостава поддерживается благодарясаморегуляции обмена веществ,кровообращения, пищеварения, дыхания,выделения и других физиологическихпроцессов.

Организм – сложная биологическаясистема. Все его органы связаны междусобой и взаимодействуют. Нарушениедеятельности одного органа приводит кнарушению деятельности других.

Огромное количество клеток, каждая изкоторых выполняет свои, присущие толькоей функции в общей структурно-функциональнойсистеме организма, снабжаются питательнымивеществами и необходимым количествомкислорода для того, чтобы осуществлялисьжизненно необходимые процессыэнергообразования, выведения продуктовраспада, обеспечения различныхбиохимических реакций жизнедеятельностии т.д. Эти процессы происходят благодарярегуляторным механизмам, осуществляющимсвою деятельность через нервную,кровеносную, дыхательную, эндокриннуюи другие системы организма.

2. Внешняясреда и ее воздействие на организм ижизнедеятельность человека

Внешняя среда. На человекавоздействуют различные факторы окружающейсреды.

При изучении многообразных видовего деятельности н обойтись без учетавлияния природных факторов (барометрическоедавление, газовый состав и влажностьвоздуха, температура окружаю щей среды,солнечная радиация – так называемаяфизическая окружающая среда), биологическихфакторов растительного и животногоокружения, а также факторов социальнойсреды с результатами бытовой, хозяйственной,производственной и творческой деятельностичеловека.

Из внешней среды в организм поступаютвещества, необходимые для егожизнедеятельности и развития, а такжераздражители (полезные и вредные),которые нарушают постоянство внутреннейсреды. Организм путем взаимодействияфункциональных систем всячески стремитсясохранить необходимое постоянствосвоей внутренней: среды.

Деятельность всех органов и их системв целостном организме характеризуетсяопределенными показателями, имеющимите или иные ” диапазоны колебаний.

Одни константы стабильны и довольножесткие (например, рН крови 7,36 – 7,40,температура тела – в пределах 35 – :42″0), другие и в норме отличаютсязначительными колебаниями (например,ударный объем сердца – количествокрови, выбрасываемой за ! одно сокращение– 50 – 200 см”).

Низшие позвоночные, укоторых регуляция показателей,характеризующих состояние внутреннейсреды, несовершенна, оказываются вовласти факторов окружающей среды.

Например, лягушка, не обладая механизмом,регулирующим постоянство температурытела, дублирует температуру внешнейсреды настолько, что зимой все жизненныепроцессы у нее затормаживаются, а летом,оказавшись вдалеке от воды, она высыхаети гибнет. В процессе филогенетическогоразвития высшие животные, в том числеи человек, как бы сами себя поместили втеплицу, создав свою стабильную внутреннююсреду и обеспечив тем самым относительнуюнезависимость от внешней среды.

Природные социально-экологическиефакторы и их воздействие на организм.

Природные и социально-биологическиелогические факторы, влияющие на организмчеловека, неразрывно связаны с вопросамиэкологического характера.

Экология (греч,oikos– дом,жилище, родина + logos –понятие, учение) – это и область знания,и часть биологии, и учебная дисциплина,и комплексная наука. Экология рассматриваетвзаимоотношения организмов друг сдругом и с неживыми компонентами природы:Земли (ее биосферы).

Экология человекаизучает закономерности взаимодействиячеловека с природой, проблемы сохраненияи укрепления здоровья. Человек зависитот условий среды обитания точно так же,как природа зависит от человека.

Междутем влияние производственной деятельностина окружающую природу (загрязнениеатмосферы, почвы, водоемов отходамипроизводства, вырубка лесов, повышеннаярадиация в результате аварий и нарушенийтехнологий) ставит под угрозу существованиесамого человека.

К примеру, в крупныхгородах значительно ухудшаетсяестественная среда обитания, нарушаютсяритм жизни, психоэмоциональная ситуациятруда, быта, отдыха, меняется климат.

Вгородах интенсивность солнечной радиациина 15 – 20% ниже, чем в прилегающей местности,зато среднегодовая температура вышена 1 – 2″0, менее значительны суточныеи сезонные колебания, ниже атмосферноедавление, загрязненный воздух. Все этиизменения оказывают крайне неблагоприятноевоздействие на физическое и психическоездоровье человека. Около 80М болезнейсовременного человека – результатухудшения экологической ситуации напланете. Экологические проблемы напрямуюсвязаны с процессом организации ипроведения систематических занятийфизическими упражнениями и спортом, атакже с условиями, в которых онипроисходят.

Источник: https://works.doklad.ru/view/16iQOJUO4fs.html

Лекция 1. Организм как единая биологическая система

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ЕДИНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В биологии организм рассматривается как самостоятельно существующая единица мира, функционирование которой возможно лишь при постоянном взаимодействии с окружающей его внешней средой и самообновлении в результате такого взаимодействия.

Основной функцией организма является обмен веществ (метаболизм), который обеспечивается одновременно и непрерывно протекающими процессами во всех органах и тканях – ассимиляция и диссимиляция.

Ассимиляция (анаболизм)сводится к образованию из поступающих в организм извне веществ и накоплению новых химических соединений, идущих на формирование различных тканей (массы тела) и создание энергетического потенциала, необходимого для осуществления жизнедеятельности, в том числе движений.

Диссимиляция (катаболизм)это расщепление химических веществ в организме, разрушение старых, отмерших или поврежденных тканевых элементов тела, а также освобождение энергии из веществ, накопленных в процессе ассимиляции.

С обменом веществ связаны такие функции организма, как рост, развитие, размножение, питание, пищеварение, дыхание и выделение продуктов жизнедеятельности, движения, реакции на изменение внешней среды и др.

Многообразно влияние на организм окружающей среды, которая является для него не только поставщиком жизненно необходимых веществ, но и источником возмущающих воздействий (раздражителей).

Постоянные колебания внешних условий стимулируют соответствующие приспособительные реакции в организме, которые предотвращают возможное появление отклонений в его внутренней среде (кровь, лимфа, тканевая жидкость) и большинстве клеточных структур.

В процессе эволюции, при формировании взаимоотношений организма с внешней средой, в нем выработалось важнейшее свойство сохранять постоянство состава внутренней среды – гомеостаз ( от греч. « гомойос» – одинаковый, «стасис» – состояние).

Выражением гомеостаза является наличие ряда биологических константустойчивых количественных показателей, характеризующих нормальное состояние организма. К ним относятся температура тела, содержание в крови и тканевой жидкости белков, сахара, ионов натрия, калия и др.

Константы определяют физиологические границы гомеостаза, поэтому при длительном пребывании организма в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, гомеостаз нарушается, и могут произойти сдвиги, не совместимые с нормальной жизнью.

Однако адаптивные механизмы организма не исчерпываются сохранением гомеостатического состояния, поддержанием постоянства регулируемых функций.

Например, при разного рода физических нагрузках направленность регуляции ориентирована на обеспечение оптимальных условий функционирования организма в связи с возросшими требованиями (учащение сердцебиения, дыхательных движений, активизации обменных процессов и др.).

Взаимосвязь функций и процессов обеспечивается двумя механизмами регуляции – гуморальным и нервным, которые в процессе биологического приспособления в животном мире являлись доминирующими, а затем постепенно трансформировались в регуляторы функций организма. Гуморальный механизм( от лат.

«хумор» – жидкость) регулирования осуществляется за счет химических веществ, которые содержатся в циркулирующих в организме жидкостях (крови, лимфе, тканевой жидкости). Важнейшими из них являются гормоны(от греч. «хормон» – движущий), которые выделяются железами внутренней секреции.

Попадая в кровоток, они поступают ко всем органам и тканям, независимо от того участвуют они в регуляции функций или нет. Только избирательное отношение тканей к конкретному веществу обуславливает включение гормона в процесс регуляции. Движутся гормоны со скоростью кровотока без определенного «адресата».

Между различными химическими регуляторами, особенно гормонами, четко проявляется принцип саморегуляции. Например, если становится избыточным количество инсулина (гормона поджелудочной железы) в крови, это служит пусковым сигналом к усилению продукции адреналина (гормона мозгового слоя надпочечников).

Динамическое равновесие уровня концентрации этих гормонов обеспечивает оптимальное содержание сахара в крови. Нервный механизм регулирования осуществляется через нервные импульсы, идущие по определенным нервным волокнам к строго определенным органам или тканям организма.

Нервная регуляция совершенней гуморальной, поскольку, во-первых, распространение нервных импульсов идет быстрее (от 0,5 до 120 м/с) и, во-вторых, они имеют адресную направленность, т.е. по нейронным путям импульсы идут к конкретным клеткам или группам клеток.

Основным нервным механизмом регуляции функций является рефлексответная реакция тканей или органов на раздражение, поступающее из внешней и внутренней среды.

Он реализуется по рефлекторной дуге – пути, по которому идет возбуждение от рецепторов до исполнительных органов (мышц, желез), осуществляющих ответную реакцию на раздражение. Различают два вида рефлексов: безусловные или врожденные и условные или приобретенные.

Нервная регуляция функций организма складывается из сложнейших взаимоотношений этих двух видов рефлексов.

Функционирование нервной системы и химическое взаимодействие клеток и органов обеспечивают важнейшую способность организма – саморегуляциюфизиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий его существования.

Всякий сдвиг во внешней или внутренней среде организма вызывает его деятельность, направленную на восстановление нарушенного постоянства условий его жизнедеятельности, т.е. восстановление гомеостаза.

Чем выше развит организм, тем совершеннее и устойчивее гомеостаз.

Суть саморегулирования состоит в направленном на достижение конкретного результата управления органами и процессами их функционирования в организме на основе информации об этом, которая циркулирует в каналах прямой и обратной связи по замкнутому циклу, например, терморегуляция, боль и др.). Функцию каналов связи могут выполнять рецепторы, нервные клетки, циркулирующие в организме жидкости и др.

Осуществляется саморегуляция по определенным закономерностям. Выделяют ряд принципов саморегулирования:

1. Принцип неравновесности выражает способность живого организма сохранять свой гомеостаз на основе поддержания динамического неравновесного, асимметричного состояния относительно окружающей среды.

При этом организм как биологическая система не только противодействует не благоприятным воздействиям и облегчает действие на него положительных влияний, но в отсутствие тех и других может проявлять спонтанную активность, отражающую громадный объем деятельности по созданию основных структур.

Закрепление результатов спонтанной активности во вновь возникающих структурах формирует основу явлениям развития.

2. Принцип замкнутого контура регулирования заключается в том, что в живой системе информация о реакции на поступившее раздражение определенным образом анализируется и в случае необходимости корректируется.

Информация циркулирует по замкнутому контуру с прямыми и обратными связями пока не будет достигнут заданный результат. Примером может служить регуляция работы скелетных мышц.

Из центральной нервной системы (ЦНС) к мышце поступает раздражение по каналам прямой связи, мышца отвечает на него сокращением (или напряжением).

Информация о степени сокращения мышцы по каналам обратной связи поступает в ЦНС, где происходит сравнение и оценка полученного результат относительно должного. В случае их несовпадения из ЦНС к мышце посылается новый корректирующий импульс. Информация будет циркулировать по замкнутому контуру до момента достижения необходимого уровня мышечной реакции.

3. Принцип прогнозирования состоит в том, что биологическая система как бы определяет свое поведение (реакции, процессы) в будущем на основе оценки вероятности повторения прошлого опыта.

Вследствие такого прогноза в ней формируется основа предупредительной регуляции как настройки на ожидаемое событие, встреча с которым оптимизирует механизмы коррегирующей деятельности.

Например, прогнозирующая сигнальная функция условного рефлекса; использование элементов сформированных прежде двигательных действий при освоении новых.

Двигательная активность всегда была важнейшим звеном приспособления живых организмов к окружающей среде и в процессе эволюции она сформировалась как биологическая потребность человека наравне с потребностями в пище, воде, самосохранении, размножении.

Мышечная работа стимулирует функциональную активность практически всех органов и тканей, которая целенаправленно координируется нервной системой, вызывая соответствующие сдвиги в деятельности организма в целом.

По ходу биологического развития организма двигательная деятельность совершенствовала механизмы регуляции вегетативных функций, что явилось важным фактором расширения возможностей адаптации человека к условиям существования. На этой основе сформировалась ведущая роль моторики во взаимодействии органов и систем, обеспечивающих в организме гармоничное развитие человека.

Например, деятельные и подвижные дети лучше развиваются и более крепки здоровьем. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма.

С возрастом, по мере приближения к старости биологическая потребность в движениях снижается, двигательная активность падает. Уменьшение физических нагрузок ведет к появлению атрофии внутренних органов, свертыванию активности функционирования организма в целом.

К 70 годам мышечная масса уменьшается примерно, на 40%, особенно мышц, обеспечивающих сохранение позы. Почти вдвое уменьшается печень.

Потребление кислорода на килограмм массы тела в минуту у 6-летнего ребенка составляет 7,35 литра, у 30-летнего – 4,1л, а в 90 лет -0,1л.

Низкая двигательная активность, гиподинамия (недостаток движений) отрицательно сказывается на работе адаптационных механизмов организма по отношению к физическим и психическим нагрузкам, изменениям внешних условий жизнедеятельности и их последствиям. Особенно неблагоприятное воздействие оказывает гиподинамия на развитие молодых и функционирование зрелых организмов.

Тренированный организм отличается рядом особенностей:

v Устойчивость и высокую стабильность физиологических констант по отношению к возмущающим воздействиям на организм физических упражнений;

v Сопротивляемость большим гомеостатическим отклонениям на основе развитой способности к высокой мобилизации функций организма в связи со значительным диапазоном сдвигов во всей вегетативной среде, возникающим при интенсивной двигательной деятельности;

v Переносимость сильных отклонений гомеостатический констант, характерных для интенсивных физических нагрузок, благодаря выработанным свойствам организма сохранять необходимый уровень работоспособности при крайне неблагоприятных условиях.

Занятия физическими упражнениями оказывают многостороннее положительное влияние на организм. Так под влиянием сильных раздражителей в организме человека может возникнуть сильное напряжение или стрессе.

С помощью мышечных напряжений при постепенном нарастании физической нагрузки реакция тревоги начинает проявляться значительно слабее или исчезает совсем.

После нескольких тренировочных занятий в организме развивается состояние повышенной устойчивости, как в отношении мышечных нагрузок, так и к факторам, вызывающим стресс. Физически тренированные люди, по сравнению с нетренированными, более устойчивы к недостатку кислорода(гипоксии).

Выполнение различных физических упражнений (бег, плавание, гребля) сопровождается возникновением в организме в определенных объемах кислородного долга. При систематических занятиях (тренировках) совершенствуются механизмы регуляции деятельности организма в условиях гипоксии.

Исследованиями установлено, что в результате физической тренировки возрастает устойчивость организма к действию токсических веществ.

Многодневные мышечные нагрузки после радиоактивного облучения организма в некоторых случаях не только улучшает течение болезни, но и способствует выздоровлению.

У людей, работающих с радиоактивными веществами, картина крови никогда не ухудшается так, как у слабо физически подготовленных людей.

У занимающихся спортом людей после соревнований или интенсивных тренировок количество лейкоцитов в крови обычно повышено. Этот механизм, отмечает профессор Фарфель В.С.

, развился у наших предков в качестве предохранительного фактора, обеспечивающего готовность к отражению возможного попадания в организм инфекции при случайном ранении во время охоты или защиты от нападения.

Усиленная выработка лейкоцитов при работе потеряла в какой-то мере свое первоначальное значение, но сохранила другое: человек, совершающий мышечную работу, как бы упражняет свои кровеносные органы в выработке защитных кровяных телец.

У нетренированного человека при температуре тела 37-380 наступает резкое снижение физической работоспособности, а спортсмены даже при температуре 410 могут справиться с очень большой физической нагрузкой.

Постоянными спутниками мышечной деятельности являются утомление и восстановление. В процессе работы организм расходует свои энергоресурсы, в период отдыха – восполняет. Обычно утомление рассматривают, как временное снижение работоспособности, вызываемое интенсивной или длительной работой.

Мышечная деятельность связана с вовлечением в работу многих органов и систем (мышцы, внутренние органы, железы), функциональная активность которых координируется центральной нервной системой ЦНС.

Происходит сложный процесс приспособления организма к условиям деятельности, в ходе которого на фоне возникающего дефицита энергетических веществ происходит разлад в координационной работе нервных центров с доминированием тормозных реакций, понижающих уровень работоспособности.

Развивающееся утомление является защитной реакцией, предохраняющей от истощения энергетических ресурсов и нарушений в регуляции функций организма. Доказано, что утомление является естественным стимулятором интенсивных восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности.

Сущность физиологических перестроек под влиянием мышечной деятельности состоит в том, что вызванные работой функциональные сдвиги не только выравниваются во время отдыха до исходного уровня, но и повышаются до более высокого уровня. Происходит сверхвосстановление, степень выраженности которого зависит от интенсивности выполняемой работы.

Таким образом, устраняющие дефицит двигательной активности современного человека занятия физическими упражнениями, тренировки с оптимальными нагрузками стимулируют в организме активность работы механизмов адаптации к их воздействию.

Вследствие этого в мышцах, скелете, сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах и органах происходят прогрессивные физиологические изменения, способствующие расширению функциональных возможностей, совершенствованию структурных свойств организма в целом, увеличению его гомеостатического потенциала.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_31430_lektsiya--organizm-kak-edinaya-biologicheskaya-sistema.html

Medic-studio
Добавить комментарий