Основные понятия профессиональной нравственности: Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для

Профессионально-нравственное сознание и его роль в обществе

Основные понятия профессиональной нравственности: Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Профессионально-нравственное сознание и его роль в обществе
    • 1.1 Профессионализм как нравственная черта личности
    • 1.2 Профессиональное нравственное сознание
  • 2. Основные понятия и принципы профессиональной нравственности
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение
  • Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множество профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
  • Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юриста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профессии, с государственными органами, с обществом в целом.
  • Нравственное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия.
  • Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь.
  • Цель работы – рассмотреть роль профессионально-нравственного сознания в обществе.
  • Для достижения цели работы решим следующие задачи:
  • – рассмотрим понятие и сущность профессиональной этики;
  • – изучим особенности профессионально-нравственного сознания в обществе и проанализируем его роль в обществе.
  • Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
  • 1. Профессионально-нравственное сознание и его роль в обществе
  • 1.1 Профессионализм как нравственная черта личности
  • Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – С.14-15.
  • Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать, развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей. м профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает:
  • – отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
  • – нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
  • – взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
  • – особенности профессионального воспитания.
  • Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики.
  • В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
  • Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.
  • Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми – объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии,
  • Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.
  • Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
  • В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.
  • 1.2 Профессиональное нравственное сознание
  • Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста: Учебно-методический комплекс / Г.А. Васильева. – Челябинск: Ю-УрГУ, 2005. – С. 31.
  • Основу профессиональной морали составляет профессиональное нравственное сознание человека. В научной литературе (Капто А.С.; Цвык А.В.) выделяют две составляющие профессионального нравственного сознания: нормативная и индивидуально-личностная.
  • Первая (нормативная) представляет собой систему норм, принципов, требований, регулирующих отношения профессионалов друг с другом и с обществом. Вторая (индивидуально-личностная) основана на индивидуальных нравственных принципах, убеждениях и ценностях в сфере трудовой деятельности.
  • В структуру профессионально-нравственного сознания входят два основных элемента, характеризующие субъективную сторону профессиональной морали: моральное сознание; правосознание. Аракелов Ю.С. Профессиональная этика юриста / Ю.С.Аракелов, Б.К.Джегутанов, В.С. Олейников. – СПб.: Питер, 2006. – С. 84-85.
  • Моральное сознание – форма общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.
  • Моральное сознание порождается потребностями общественного развития – прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. Моральное сознание всегда аксиологично. Оно содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, принципов, традиций, идеалов.
  • Будучи формой отражения действительности, моральное сознание может быть истинным или ложным. Критерием его истинности служит практика. Моральное сознание по сравнению с другими формами общественного сознания способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей.
  • Моральное сознание, глубоко и фундаментально изученное с точки зрения философии, включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный. В отличие от наук, моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на рациональном уровне моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся продуманными убеждениями.
  • Правосознание представляет собой профессиональный элемент и является также одной из форм общественного сознания, отражающей действительность в виде юридических знаний, правовых установок, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях. Правосознание, как и моральное сознание, включает в себя два уровня действительности:
  • 1) эмоционально-чувственный, который представлен правовой психологией. Правовая психология есть совокупность чувств, привычек, настроений, характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества;
  • 2) рациональный, представленный правовой идеологией, совокупностью понятий, взглядов, идей, относящихся к правовой деятельности.
  • Центральным компонентом правосознания является ценностное отношение к праву в целом, к его нормам, к практике их применения, к собственному правовому поведению.
  • Таким образом, из социальных норм, регулирующих общественные отношения, самое близкое к праву общественное явление – это нравственность, поэтому обеспечить законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.
  • Роль профессионально-нравственного сознания в обществе выражается через его функции:
  • – познавательной функции соответствует определенная сумма знаний, взглядов, представлений, являющихся результатом интеллектуальной деятельности;
  • – оценочная функция реализуется в определенном эмоциональном отношении человека к различным явлениям правовой жизни, которое выражается в оценке значимости полученных знаний с точки зрения человека и общества;
  • – регулятивная функция осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентаций. Результат ее реализации, – поведенческая реакция, практика.
  • Таким образом, профессионально-нравственное сознание является, важнейшим элементом профессиональной культуры, поэтому каждый сотрудник должен обладать необходимым объемом правовых знаний, умениями и навыками применения права, привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.
  • 2. Основные понятия и принципы профессиональной нравственности
  • юрист личность профессионализм нравственность
  • Профессиональное нравственное сознание можно рассматривать через систему основных категорий: профессиональный долг и профессиональная совесть; профессиональное достоинство и ответственность; профессиональная справедливость; профессиональный такт и др. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – С.14-15
  • Основные понятия и принципы профессиональной нравственности образуют ее каркас, который наполняется “плотью и кровью” в различных житейских ситуациях.
  • Исходным понятием профессиональной этики является понятие профессионального долга, Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности учителя и врача, адвоката и военнослужащего и т. д. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывать многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг побуждает человека к действиям, необходимым для качественного исполнения профессиональных обязанностей. Осознание профессионального долга побуждает специалиста относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу врача и педагога, именно в нем находит конкретное выражение долг Человека. Ты можем привести примеры, когда врачи во имя спасения больных жертвовали не только своим временем, но и даже жизнью, ставили на себе предварительные эксперименты, испытывали различные лекарства. Можно привести и другие проявления значимости сознания профессионального долга.
  • Профессиональная совесть – способность профессионала критически оценивать результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей. Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли и желания сквозь призму высших нравственных ценностей.
  • Выделяют такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. Профессиональная честь – категория, выражающая оценку значимости той или иной профессии в жизни общества. В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для представителей очень многих профессий и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Профессиональное достоинство отражает глубокое осознание специалистом значимости своей деятельности (и представителей своей профессии) в сложной системе общественных отношений.
  • Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности. Причем, в конкретных условиях той или иной профессии. Так, профессиональная честь и профессиональное достоинство милиционера и врача будут выражаться в различных поступках.
  • Данные категории имеют особенно важное значение в профессиях типа “человек-человек”, где к профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования (врач, учитель, государственный служащий).
  • Для целого ряда профессий (учителя, юриста, руководителя и др.) профессиональная нравственность включает в себя и понятие профессиональной справедливости. Профессиональная справедливость выражается в способности специалиста быть объективным в различных профессиональных ситуациях. Справедливость – мера соответствия между содержанием того или иного действия и его оценкой в общественном мнении, а также мера распределения обязанностей и различных благ (то есть справедливость выступает в двух аспектах: как оценка и как мера распределения). Данная категория также применима для характеристики личности профессионала в системе “человек-человек”. Справедливый учитель стремится воздать должное школьникам, в своей оценке их поведения учесть затраченное время, усилия, конкретные обстоятельства. Быть справедливым не так просто. Учителю и судье требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает специалиста быть объективным, не поддаваться давлению “свыше”, мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках “своих” и “чужих”, удобных и неудобных разрушают и моральное сознание самого специалиста и морально-психологический климат коллектива.
  • Профессиональная справедливость имеет особенно важное значение в профессии юриста (например, судьи, выносящей решение именем государства), в профессии учителя, который должен стараться обеспечить каждому ученику условия для обретения знаний и личностного развития, а также быть объективным в оценке индивидуальных успехов и достижений.
  • Потребность в общении – одна из важнейших для человека. Это зависит от тактичности человека, т.е. от его умения общие принципы морали реализовать в конкретных условиях. Тактичность очень важна для профессий, объектом деятельности которых является человек. Так, тактичный милиционер не заставит “дрожать” случайного прохожего. Тактичный учитель не поставит подростка (как, впрочем, и родителей, коллегу) в неловкое положение, не будет, например, сам и не позволит другим напоминать ребенку о его горе, физическом недостатке и т.д. Словом, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности как профессиональный такт.
  • В качестве главныхпринципов профессиональной нравственностирассматривают следующие. Прежде всего для любой профессиональной этики исходным является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению ее, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных, целей. Осознание этого принципа весьма важно и для руководителя, и для работника правовых органов, и для учителя, в деятельности которого данный принцип реализуется, прежде всего, в любви к детям.
  • С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального), который заключается в доверительном и доброжелательном отношении к другим людям, а также в вере в положительные результаты своего труда. Так, учителю очень сложно воспитывать будущего гражданина без светлой веры в его возможность стать полнокровным членом общества. Без оптимизма, видимо, еще более тяжелым покажется труд для сотрудников различных исправительных учреждений. Без веры в человека вряд ли и руководитель может реализовывать свои планы. Эта вера возвышает и представителей различных профессий (врача, учителя и т.д.) и их подопечных, помогает развить усилие доброе начало в человеке.
  • Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика должна включать в себя принцип патриотизма – любовь к своему народу, к своей Родине должна пронизывать внутренний мир человека и направлять его профессиональную деятельность. Очевидно, что любовь к своей Родине не может сочетаться с пренебрежительным отношением к другим странам, другим народам. Если вспомнить рассуждения Аристотеля о золотой середине, то патриотизм можно представить как середину между двумя крайностями: между национальной кичливостью и приниженностью, заискиванием перед всем иностранным. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов.
  • Принцип толерантности предполагает терпимое и бережное отношение к различным проявлениям человеческой культуры и их представителям.
  • Таким образом, подводя итоги, отметим, что профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в сложных, необычных условиях деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания, она “приспосабливает” уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека. Нельзя не отметить, что профессиональная нравственность и профессиональная этика являются важным компонентом нравственной культуры.
  • Заключение
  • Профессиональная этика есть наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.
  • Профессиональная мораль как свод нравственных требований, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, возникает вместе с дифференциацией профессий, вследствие общественного разделения труда.
  • Основой профессиональной морали является профессиональное нравственное сознание человека, представляющее собой совокупность основных нравственных норм, требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общеморальными нормами.
  • Профессиональное сознание – та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп в результате общественного разделения труда. Нравственное сознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам. Оно включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.
  • Роль профессионально-нравственного сознания в обществе выражается через его функции. Профессионально-нравственное сознание является элементом профессиональной культуры, поэтому каждый специалист должен обладать необходимым объемом правовых знаний, умением и навыками применения права, привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.
  • fСписок используемой литературы

1. Аракелов Ю.С. Профессиональная этика юриста / Ю.С. Аракелов, Б.К. Джегутанов, В.С. Олейников. – СПб.: Питер, 2006. – 128 с.

2. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста: Учебно-методический комплекс / Г.А. Васильева. – Челябинск: Ю-УрГУ, 2005. -190 с.

3. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – М.: Норма, 2009. – 165 с.

4. Саранчин Ю.К. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций / Ю.К. Саранчин. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮИ МВД России, 2004. – 174 с.

5. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.

Размещено на Allbest.ru

  • Основные принципы и виды профессиональной этики, являющейся результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ. Профессионализм как статус морального принципа. Специфика профессиональной деятельности судьи, юриста, психолога.реферат [25,9 K], добавлен 12.01.2015

Источник: https://revolution.allbest.ru/ethics/00271818_0.html

Нравственное поведение. Профессиональная нравственность

Основные понятия профессиональной нравственности: Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для

Теоретические вопросы:

  1. Поступок как исходный элемент нравственного поведения.

  2. Сущность нравственной свободы.

  3. Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики.

  4. Основные понятия профессиональной нравственности.

  5. Деловая этика и духовность.

  6. Нравственное воспитание.

Поступок как исходный элемент нравственного поведения

Традиционно исходной “клеточкой”, “атомом” нравственного поведения считается поступок.

Что же он из себя представляет? Прежде всего, поступки является действие, которое имеет положительную нравственную значимости Действие, которое имеет отрицательную нравственную значимость (проступок) можно считать единицей безнравственного поведения. Однако поступком может быть и воздержание от действия (соответственно и проступком).

Чаще всего при оценке действий учитывают, приносят ли они пользу или вред другим людям, соответствуют ли они общепринятым нормам. Очень важно иметь в виду и во имя чего совершается то или иное действие. Словом, при анализе поведения необходимо учитывать многие факторы. Выделим их.

  1. Прежде всего, надо исходить из мотива того или иного поступка Конечно, то или иное действие обычно побуждается не одним мотивом. Поэтому важно выделить ведущий мотив.

  2. Также важно учитывать последствия тех или иных поступков. Утверждают ли они добродетель, приносят ли благо окружающим людям. Ведь случается же: хотел как лучше, а получилось…

  3. Необходимо учитывать и условия, в которых совершается поступок. Например, можно оказать материальную поддержку человеку, имея солидный счет в банке, а можно сделать тот же поступок, обладая весьма скромным достатком.

  4. В поле зрения должны быть и средства, используемые для достижения цели. Так, иногда помогают близким за счет государства; порядок в государстве, в каком-то коллективе наводят при помощи жестокости, попрания достоинства отдельной личности и т. д.

В реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Но главный фактор нравственного поведения – моральные убеждения личности, уровень ее нравственной культуры, ее волевой настрой.

Сущность нравственной свободы

Нравственное поведение – это всегда выбор, это творчество. Но последнее невозможно без свободы, в т. ч. свободы выбора. Без свободы нет личности, нет нравственности.

Рассмотрим две крайности в понимании свободы. С одной стороны – фатализм считающий, что все поступки, вся жизнь человека уже предопределены какими-то высшими силами.

С другой стороны – волюнтаризм, полагающий, что воля человека должна быть ничем не ограничена. Человек действует по своему капризу, сам выбирает свою мораль, сам творит свою сущность.

Где же истина? Вероятно, она где-то в середине. Свою свободу индивид может реализовывать в определенных границах, рамках, которые заданы внешними обстоятельствами (природными, социальными, культурными), возможностями данного конкретного человека.

Многие мыслители, в основном религиозные, трактуют свободу как возможность выбора между добром и злом. Однако на самом деле в нравственной свободе однозначно детерминирует добро. Сам же выбор состоит в выявлении наиболее оптимальных способов утверждения добра в конкретной ситуации.

Специфика профессиональной нравственности и

профессиональной этики

Как мы уже выяснили, нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях.

Но существуют еще такие виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия является сам человек.

Поэтому можно сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической нравственности врача, провизора, священнослужителя, юриста, учителя, руководителя и т. д.

Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует профессиональная этика.

В чем конкретно проявляется профессиональная нравственность?

Специфику ее нетрудно обнаружить уже в самых первых ее вариантах.

Вот, например, требования, которые предъявлялись к врачу уже в Древней Индии: “Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду.

Речь его должна быть тихая, приятная и поощряющая. Он должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро”.

Эти требования медицинской нравственности, этики врача не устарели и в настоящее время. И ныне мы требуем от медиков особой опрятности, деликатности, умения поддержать человека в трудную минуту, предельной самоотверженности в борьбе за здоровье, жизнь пациента. Древний принцип “не навреди” действует и в настоящее время.

В общении с больными и их родственниками врач должен руководствоваться именно этим принципом.

Ради поддержания уверенности в своих силах медики имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо главное – не формальное выполнение той или лигой конкретной простой нормы нравственности, а сохранение высшей ценности – жизни.

В настоящее время, в связи с достижениями научно-технической революции, перед медиками встают весьма сложные задачи воплощения вечных нравственных ценностей в новых, необычных, неизвестных ранее ситуациях лечения больных (например, в связи с пересадкой органов и др.).

Число профессий, в деятельности представителей которых возникает потребность в особой форме воплощения общечеловеческих нравственных ценностей, по мере общественного, научного прогресса постепенно расширяется. Уже целесообразно говорить о зачатках профессиональной морали таксиста, парикмахера и т. д.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных необычных, деятельности определенного рода профессий.

Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания, она как бы “приспосабливает” уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Нельзя не отметить, что профессиональная нравственность и профессиональная этика (ее изучающая) являются важным компонентом нравственной культуры.

Основные понятия профессиональной нравственности

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь специфические понятия.

Пожалуй, исходным понятием профессиональной этики является понятие профессионального долга, в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности учителя, врача, провизора, адвоката, военнослужащего и т. д.

Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывать многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива.

Профессиональный долг стимулирует самоотдачу врача и педагога, именно в нем находит конкретное выражение долг Человека. Мы можем привести примеры, когда врачи во имя спасения больных жертвовали не только своим временем, но и даже жизнью, ставили на себе предварительные эксперименты, испытывали различные лекарства.

Следует выделить и такие понятия, как профессиональная честь и профессиональное достоинство. В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества.

Осознание этой значимости очень важно для представителей очень многих профессий и составляет, основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности.

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определенный, достаточно высокий уровень нравственности, в конкретных условиях той или иной профессии.

Для целого ряда профессий (учителя, врача, провизора, юриста, руководителя и др.) профессиональная нравственность включает в себя и понятие профессиональной справедливости.

Справедливость важна в отношениях с коллегами, больными.

Двойные, тройные стандарты в оценках “своих” и “чужих”, удобных и неудобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива.

Потребность в общении – одна из важнейших для человека. Однако хорошо известно, что контакты с одними людьми доставляют нам удовольствие, а с другими – оставляют удручающее впечатление. Отчего это зависит? От многих причин, в том числе и от тактичности человека, т.е.

от его умения общие принципы морали реализовать в конкретных условиях. Тактичность очень важна для профессий, объектом деятельности которых является человек.

Словом, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности как профессиональный такт.

Стоит, на наш взгляд, выделить и некоторые принципы профессиональной морали.

Прежде всего, для любой профессиональной этики исходным является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания ее неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению ее, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных, целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип (профессионального) оптимизма. Без веры в человека вряд ли возможно успешное лечение больных. Эта вера возвышает врача и фармацевта, помогает развить, усилить доброе начал в человеке.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика должна включать в себя принцип патриотизма.

Основные понятия и принципы профессиональной нравственности образуют ее каркас, который наполняется “плотью и кровью” в различных житейских ситуациях.

Деловая этика и духовность

Украинское общество переживает полосу реформ, вступает в рыночные отношения, и тысячи, миллионы людей в новых условиях пытаются вступить на путь предпринимательства, работать без внешнего жесткого контроля.

Успех в предпринимательстве зависит от многих факторов, в том числе и от умения индивида налаживать отношения с другими, от обладания элементарно нравственной культурой, этикой деловых отношений. Во всем мире деловые люди “высшего класса” весьма щепетильно относятся к престижу своей фирмы, к “моральному образу”.

И в мир молодого украинского бизнеса входят хорошие манеры, азы деловой этики. Этому способствует обилие самой различной литературы (переводной и отечественной) по вопросам деловой этики и этикета.

Деловая этика, нацеленная на вроде бы чисто земные, повседневные устремления человека, должна подпитываться из источника, Высших Ценностей (светских или религиозных), делать акцент на высшем назначении человека. Именно высшие цели дают надежные ориентиры в самых противоречивых жизненных ситуациях, стимулируют выполнение простых норм нравственности.

Иначе говоря, полноценная нравственная жизнь любого человека, в том числе и бизнесмена невозможна без органичного сочетания вертикальных (высших ценностей) и повседневных нравственных устремлений.

Нравственное воспитание

Нравственность должна стать предметом постоянного воспитания, которое во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются основы духовной сферы человека, его духовного мира, его отношения к окружающему миру.

Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных, прежде всего нравственных ценностей, без которых общество превратилось бы в неуправляемую толпу.

Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека.

Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и другое. Но стержнем всего процесса воспитания является нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Вопросы для контроля самоподготовки:

  1. Почему поступок считается исходным элементом нравственного поведения?

  2. Какова сущность нравственной свободы?

  3. В чем заключается специфика профессиональной этики?

  4. Как проявляется профессиональная нравственность?

  5. Раскройте понятия профессиональная честь и профессиональное достоинство.

  6. Каковы сферы проявления деловой этики?

  7. Какова роль нравственного воспитания общества?

Источник: https://studfile.net/preview/3595605/page:3/

Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания

Основные понятия профессиональной нравственности: Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для

Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.

Профессиональный долг и честь сотрудника, моральная ценность профессиональной деятельности.

Взаимосвязь морали и права в профессиональной деятельности.

Понятие профессиональной морали. Особенности её современного состояния.

Понятие источников профессиональной морали.

Типология основных норм профессиональной морали.

Соотношение внутригосударственных и международных нравственно-правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность.

Причины нарушения норм профессиональной морали в коллективах.

Профессиональная мораль, её возникновение и структура профессионально-нравственного сознания.

Профессиональная мораль – это система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, занятым определенным видом профессиональной деятельности.

Основными моральными факторами трудовой деятельности являются: а) отношение к тем, на кого направлена трудовая деятельность (или к обществу в целом); б) отношение к другим участникам трудовой деятельности;

в) отношение к продукту (к результату) труда.

Главные черты профессиональной морали – нормативность и конкретность. Профессиональная мораль по сути является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к определенным сферам профессиональной деятельности. Исторически и социально профессиональная мораль связана с конкретной эпохой и является отражением соответствующих общественных отношений.

Профессиональная мораль, также, как и общественная носит нормативный характер. По А.С. Капто, норма (лат. norma — правило, образец) – одна из форм нравственного требования и простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. Как отмечает А.С.

Капто, «задача профессиональной этики состоит в том, чтобы простейшие нравственные нормы стали внутренней потребностью людей в соответствующей области трудовой деятельности, приобрели форму склонностей, привычек человека и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения».

Нормы профессиональной морали наполнены конкретным смыслом: сущность добра и зла, справедливости, содержание нравственного долга, получают в профессиональной этике конкретизацию применительно к тому или иному виду трудовой деятельности. Существует два основных подхода к объяснению природы морали и ее взаимосвязи с трудовой моралью общества.

Первый подход рассматривает профессиональную мораль как результат конкретизации трудовой морали в процессе разделения труда. Второй подход разделяет трудовую и профессиональную мораль: трудовая мораль регламентирует отношение человека к труду, профессиональная мораль обеспечивает согласование интересов профессиональных групп.

Основу профессиональной морали составляет профессиональное нравственное сознание человека. В научной литературе (Капто А.С.; Цвык А.В.) выделяют две составляющие профессионального нравственного сознания: нормативная и индивидуально-личностная.

Первая (нормативная) представляет собой систему норм, принципов, требований, регулирующих отношения профессионалов друг с другом и с обществом. Вторая (индивидуально-личностная) основана на индивидуальных нравственных принципах, убеждениях и ценностях в сфере трудовой деятельности.

Структуру профессионального нравственного сознания также можно рассматривать через систему основных категорий: профессиональный долг и профессиональная совесть; профессиональное достоинство и ответственность; профессиональная справедливость; профессиональный такт и др. Историческое становление профессиональной морали .

В современной учебной и научной литературе по проблемам профессиональной этики (например Капто А.С.; Цвык В.А.

) выделяют следующие основные периоды в становлении профессиональной морали: Период дотрудовой морали (труд не выступает пока как нравственная ценность); Период трудовой морали ( мораль как регулятор отношений в процессе труда); идея – честное и добросовестное отношение к труду. Период профессиональной морали связан с формированием нравственного отношения к труду (к процессу труда, к продуктам и результатам труда).

Истоки профессиональной морали находятся в античной эпохе и связаны, прежде всего, с появлением первых кодексов-клятв (клятва врачей-асклепиадов). В профессиональных клятвах было не только сформулировано требование честного добросовестного труда на благо обществу, но и ответственность за результаты профессиональной деятельности. Следующий этап в формировании профессиональной морали – эпоха Средневековья.

В структуру профессионально-нравственного сознания входят два основных элемента, характеризующие субъективную сторону профессиональной морали: • моральное сознание;

• правосознание.

Моральное сознание— форма общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Моральное сознание порождается потребностями общественного развития — прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений. Моральное сознание всегда аксиологично. Оно содержит оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, принципов, традиций, идеалов.

Будучи формой отражения действительности, моральное сознание может быть истинным или ложным. Критерием его истинности служит практика.

Моральное сознание по сравнению с другими формами общественного сознания способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей.

Моральное сознание, глубоко и фундаментально изученное с точки зрения философии, включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.

В отличие от науки, моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания.

Лишь на рациональном уровне моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся продуманными убеждениями.

Правосознание юриста представляет собой профессиональный элемент и является также одной из форм общественного сознания, отражающей действительность в виде юридических знаний, правовых установок, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях.

Правосознание, как и моральное сознание, включает в себя два уровня действительности:

1) эмоционально-чувственный, который представлен правовой психологией. Правовая психология есть совокупность чувств, привычек, настроений, характеризующих отношение личности к различным правовым явлениям жизни и общества;

2) рациональный,представленный правовой идеологией, совокупностью понятий, взглядов, идей, относящихся к правовой деятельности.
Центральным компонентом правосознания является ценностное отношение к праву в целом, к его нормам, к практике их применения, к собственному правовому поведению.

Таким образом, из социальных норм, регулирующих общественные отношения, самое близкое к праву общественное явление — это нравственность, поэтому обеспечить законопослушное поведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно.

Кроме того, профессионально-нравственное сознание характеризуется как познавательной функцией, так оценочной и регулятивной.
Познавательнойфункции соответствует определенная сумма юридических знаний, взглядов, представлений, являющихся результатом интеллектуальной деятельности юриста.

Оценочнаяфункция реализуется в определенном эмоциональном отношении человека к различным явлениям правовой жизни, которое выражается в оценке значимости полученных знаний с точки зрения человека и общества.

Регулятивнаяфункция осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентаций. Результат ее реализации,— поведенческая реакция, практика.

Профессионально-нравственное сознание является, таким образом, важнейшим элементом профессиональной культуры юристов, поэтому каждый сотрудник должен обладать необходимым объемом правовых знаний, умениями и навыками применения права, привычкой соблюдать правовые предписания в соответствии с их буквой и духом.

Перечень основных внутригосударственных и международных нормативно-правовых актов – источников правовой морали дан в первом вопросе лекции. Все нравственно-правовые нормы, которые закреплены в них и призваны регулировать профессиональное общение и профессиональную деятельность сотрудников ОВД, по своему содержанию отчетливо разделяются на три группы.

За критерий классификации берется степень общности данных норм, которая определяется сферой их практического применения.

С этой точки зрения выделяются общие нравственно-правовые нормы – они обязательны для всех граждан – участников того или иного правоотношения; особенные нравственно-правовые нормы – они обязательны для лиц юридических профессий, в том числе и для сотрудников органов внутренних дел; единичные нравственно-правовые нормы – они регламентируют отношения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. В нашей типологии мы обратим преимущественное внимание на нравственно-правовые нормы в международных, а не внутригосударственных документах, поскольку международные нормативно-правовые акты менее известны и доступны сотрудникам ОВД.

1-я группа нравственно-правовых норм определяет объем и содержание основных прав человека в международных нормативно-правовых актах и основные права человека и гражданина во внутригосударственных документах.

Основополагающим документом здесь является “Всеобщая декларация прав человека” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.). В ст.

1 –13, 18–20, 28, 29 Декларации закреплены основные права человека, неотъемлемые от него, данные ему от рождения как существу разумному и социальному, а также определены его основные обязанности перед обществом.

Нормы-дозволения раскрывают содержание неотъемлемых прав человека. Так, ст. 1 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что все люди являются свободными от рождения и равными в своем достоинстве и правах. Ст. 3 указанного документа закрепляет неотъемлемое право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Ст.

17 утверждает право каждого человека на владение имуществом; ст. 19 – право на свободу убеждений и их выражение. Особо выделим содержание ст. 28: “Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей декларации, могут быть полностью осуществлены” (Сокова З.К. Профессиональная этика: Нормативно-правовая основа.

Орел, 1998. С. 96).

Нормы-ограничения устанавливают границы свободе каждого человека, эти границы определяются свободой других людей. Ст.

29 “Всеобщей декларации прав человека” утверждает не только права, но и обязанности каждого человека перед обществом, а также справедливые ограничения в осуществлении его прав и свобод.

Эти ограничения “установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе” (Там же. С. 96).

И, наконец, нормы-запреты предписывают воздерживаться от действий, которые нарушают основные права и свободы человека. Ст. 5 “Всеобщей декларации прав человека” налагает запрет на пытки и жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство человека обращение и наказание. Ст.

9 запрещает подвергать кого бы то ни было произвольному аресту, задержанию или изгнанию. В ст. 11 утверждается презумпция невиновности любого человека, подозреваемого в совершении преступления, а в ст.

12 закреплен запрет на произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь каждого человека, на посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну его корреспонденции.

Данные нормы о правах человека конкретизируются и дополняются в остальных международных документах применительно к различным субъектам правоотношений, разным правовым ситуациям. Например, норма о запрете пыток или жестокого, унижающего достоинство человека обращения или наказания, закрепленная в ст.

5 “Всеобщей декларации прав человека”, конкретизируется в ст. 33–36 “Конвенции о правах ребенка” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.). В ст. 34 Конвенции закреплена норма о государственной защите ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Эта же норма конкретизируется в ст.

10 “Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания” (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от декабря 1984 г.).

В данной статье закрепляется норма о включении в программы подготовки персонала правоприменительных органов учебных материалов и информации относительно запрещения пыток, а также о включении данного запрета в правила и инструкции об обязанностях любых таких лиц.

2-я группа нравственно-правовых норм определяет основные правомочия и профессиональные обязанности юристов различных специализаций, сотрудников внутренних служб.

Здесь из международных документов следует назвать “Основные принципы, касающиеся роли юристов” (Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. 1990 г.

), “Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка” (там же), а также “Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка” (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.).

Как уже отмечалось, данные международные документы не имеют силы закона, поэтому, к сожалению, отступление сотрудниками правоохранительных органов от нравственно-правовых норм, закрепленных в них, не влечет за собой юридической ответственности.

Источник: https://infopedia.su/12x32a1.html

Профессиональная этика. Лекция № 1. Тема: мораль и общество (С. Б. Кондратьева, 2016)

Основные понятия профессиональной нравственности: Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для

Лекция № 1. Тема: мораль и общество

План

1.1. Категории: этика, мораль и нравственность, их различие и сходство.

1.2. Сущность и структура морали.

1.3. Назначение морали в обществе.

1.4. Этика как теория морали.

1.1. Категории: этика, мораль и нравственность, их различие и сходство

В рамках этики как философского учения о морали существует свой категориальный аппарат, раскрывающий специфику исследования моральных ценностей и их исторического изменения. Остановимся на важнейших из них, чтобы потом, оперируя этими понятиями, четко представлять себе их содержание.

МОРАЛЬ как философская и этическая категория представляет собой совокупность социально наследуемых, традиционно передаваемых в поколениях норм, определяющих поступки людей и специфику всех человеческих коммуникаций. Можно сказать, что это совокупность исторически сложившихся правил и норм, регулирующих человеческие отношения.

Эти правила социально апробированы и закреплены в культуре, они передаются в процессе социализации подрастающего поколения через воспитание и образование. Моральные нормативы являются условием человеческой жизни в целом, они делают нашу жизнь осмысленной и предсказуемой.

Мораль – это человеческое в человеке, что позволяет человеческому обществу оптимизировать свое существование.

ЭТИКА – это теоретическое осмысление сущности морали и законов ее развития. Соответственно этика возникла гораздо позднее морали. Этические концепции – это уровень высокого абстрагирования, не связанный напрямую с потребностями повседневной жизни. Это уровень научного понимания происходящих в обществе процессов.

Категория НРАВСТВЕННОСТЬ тоже появилась достаточно поздно, так как она относится к пониманию человеческой личности, обладающей сложным набором физических, социальных и духовных характеристик. Нравственность – это качество личности, в котором раскрывается степень овладения моральными нормами конкретным человеком, социальная ответственность и социальные качества личности.

Глубина понимания, а тем более усвоения моральных норм у каждого человека различна. Возьмем, например, категорию честность и правдивость. Мало найдется людей, которые скажут: «Я – лжец». Но давайте подумаем, а много ли абсолютно честных людей, которые никогда не солгали даже в таких мелочах повседневной жизни, которые оправдывают нашу лень, нерадивость, наши опоздания.

Как видите, эти категории имеют много общего, но и существенно отличаются друг от друга. Роль этих категорий, как и самих этических явлений трудно переоценить в жизни общества.

1.2. Сущность и структура морали

Категория МОРАЛЬ является центральной в любом духовном учении, во всех типах мировоззрения. Сами моральные нормативы возникли вместе с обществом, так как там, где есть два и более человека, уже нужны какие-то нормы регулирования отношений.

Эти нормы исторически менялись вместе с изменением социальных связей и отношений, человеческих ценностей и культурных потребностей. Мораль – сложный феномен, структура которого помогает осознать его сущность.

Основными структурными компонентами феномена мораль можем считать ценностные ориентации, сами нормы коммуникаций, мотивы, совесть и долг.

Ценностные ориентации – это оценочно императивная устремленность нравственной воли человека, обеспечивающая единство действий и регулирующая все наше поведение.

Именно они определяют обязательность следования тем или другим нормам поведения.

Ценностные ориентации связаны с культурой определенной эпохи, господствующим в социуме мировоззрением, с экзистенциальными ценностями личности человека.

Нормы морали – это элементы нравственного сознания, которые составляют систему взаимозависимых и соподчиненных требований или императивных повелений. Эти нормы многократно повторены в истории развития социума и выбраны самой практикой жизни как исторически оправдавшие себя способы регулирования поведения членов общества. Они носят универсальный и всепроникающий характер.

Мотивы – нравственно осознанное побуждение к определенным поступкам, определяющее нравственные предпочтения. Мотивация поступков имеет оправдательную, познавательную и прогнозирующую роль в жизни человека. Мотивация сопровождается определенным мгновенным априорным анализом-прогнозом результатов выбранного поступка.

Совесть – самый сложный элемент морали, которому трудно дать определение. Еще Платон в V веке до н. э. считал, что совесть – это голос Бога в человеке.

Совесть – это морально-психический механизм самоконтроля поступков личности, связанный с пониманием ответственности за выбранное действие.

Совесть не всегда синхронна поступкам, иногда понимание содеянного и его результатов отсрочены во времени, когда уже ничего изменить нельзя.

Моральный долг – это нравственная обязанность, являющаяся внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли определенным задачам и требованиям общества к человеку. Моральный долг всегда связан с системой ценностных ориентаций и экзистенциальной необходимостью, стимулирующих личность к выбору определенных поступков, которые не всегда совпадают с личной целесообразностью.

Следует отметить, что мораль представляет особую сферу духовной культуры, которая связана с общечеловеческими ценностями и не может быть закреплена юридически или генетически. Моральные нормы воспроизводятся в системе культуры через воспитание и образование, в каждом поколении заново. А специфика этого процесса диктуется временем и особенностями социальных связей и отношений в данную эпоху.

1.3. Назначение морали в обществе

Особенности функционирования морали определяют ее роль в социальных коммуникациях. Мораль, прежде всего, сфера долженствования, сфера волевых поступков, некий идеал, побуждающий людей к постоянному духовному совершенствованию. Нарушение моральных норм юридически не наказуемо, оно поддерживается силой общественного мнения. Из этой специфики вытекает и роль морали в жизни общества.

Основная функция морали – коммуникативная. Именно благодаря моральным нормам, общение в социуме предсказуемо и достаточно комфортно. Можем отдельно выделить регулятивно-нормативную роль морали в культуре общества.

Следуя моральным нормам, мы регулируем наши социальные взаимосвязи, соблюдаем социальную субординацию, учитываем статус собеседника, его возраст и т. д.

Оценочно-познавательная функция морали ориентирует нас в социальном пространстве своего и иностранного общества, позволяет осознать разницу или однотипность коммуникативных норм, связанных со спецификой этнических традиций или культурными нормами. Особая роль морали связана с воспитательной функцией.

Необходимость воспроизводить моральные нормы в каждом поколении накладывает особые обязательства на членов общества. Платон говорил, что в обществе, где «безнравственны старики, безнравственны и юноши». Старшее поколение должно задавать коммуникативные образцы, быть примером для подрастающего поколения. Воспитательные моральные назидания не должны расходиться с публичным поведением, социальными образцами повседневной жизни.

Мораль неотъемлемо присутствует в жизни каждого человека, проникая во все сферы жизнедеятельности. Например, высшим благом для человека могут быть и добродетели, и долг, и счастье. Эти же этические категории способны составить список ценностей, определяемых как главные моральные качества человеческого бытия. Этика неотъемлемо присутствует в жизни каждого человека.

Следование моральным законам наделяет наши поступки духовно-нравственным содержанием, заставляет задуматься о любви и справедливости, чувстве долга и ответственности, о том, насколько мы, люди, еще остаемся людьми… «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[1].

Область этических исследований, носящая междисциплинарный характер, называется прикладной этикой. Среди ее разделов можно выделить: биоэтику, профессиональную этику, этику деловых отношений, медицинскую этику, юридическую этику, экологическую этику, политическую этику и др.

1.4. Этика как теория морали

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо.

В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из высказываний Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером.

Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх – природный аффект, память – свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость – свойства характера.

Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика». Этика у Аристотеля обозначает класс человеческих качеств, относящихся к характеру и отличающих свойства человека от природных телесных. Это особая сфера духовной культуры, включающая в себя все человеческие добродетели, среди которых Аристотель особо выделил: умеренность, справедливость, мужество и рассудительность.

В I веке до н. э. для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон предложил термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – мн.

число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н. э.

в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Этика как наука о морали включает в себя несколько структурных элементов:

дескриптивная этика, то есть описательная этика, своеобразный экскурс в историю человеческих коммуникаций. В этом разделе только констатируется наличие тех или иных нравственных отношений без теоретического анализа ситуации. Это конкретное описание состояния морали в конкретных культурах в определенный период истории;

нормативная этика, которая включает в себя два блока: эмпирическая этика и этика норм и принципов. Этот раздел констатирует моральные нормы как некоторые идеалы человеческих взаимоотношений и сравнивает их с существующими моральными ценностями и отношениями, в том числе у разных народов в конкретных исторических ситуациях;

метаэтика, раздел логико-теоретического осмысления, анализа сущности морали и законов ее изменения. В рамках этого блока анализируются теологическая, экономическая, утилитаристская и социокультурная концепции понимания морали и причин ее изменения.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом изучения этики?

2. Как соотносятся понятия «этика», «мораль» и «нравственность»?

3. Назовите функции морали.

4. Что представляет собой структура морали?

5. Какие разделы этики вы знаете?

6. Что представляет собой прикладная этика?

7. Перечислите разделы прикладной этики.

8. Прочитайте следующие афоризмы и выскажите свое отношение к прочитанному:

* Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека (Сократ).

* Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний (Антисфен).

* Хорошо рассуждать о добродетели не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях не значит еще быть справедливым на деле (Аристотель).

* Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство (Люк де Клапъе де Вовенарг).

* Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой (Иммануил Кант).

* Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой, мы заставляем их становиться лучше (Иоганн Вольфганг Гете).

* Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый лицемер; такой безобразит человечество (Петр Первый).

* Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу (А. П. Радищев)

* Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок (Г. С. Сковорода).

* Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства (В. Г. Белинский).

* Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей (Бенджамин Франклин).

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%A1_%D0%91_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%97_%D0%90_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/2

Тема 8

Основные понятия профессиональной нравственности: Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для

Тема 8. Профессиональная нравственность

1.  Спецификапрофессиональной нравственности ипрофессиональной этики. 2.  Основные понятия профессиональнойнравственности.

3.  Деловая этика и духовность.

1. Спецификапрофессиональной нравственности ипрофессиональной этики

Как мы уже выяснили, нравственная жизньличности и общества отличается значительныммногообразием, имеет множество оттенков ипроявлений. Из повседневной жизни не так легковоплотить даже простые нормы нравственности, неговоря уже о высших нравственных ценностях.

Носуществуют еще такие виды деятельности, вкоторых реализация нравственных принциповотличается повышенной напряженностью,сложностью. Обычно в этих видах деятельностинепосредственным объектом воздействия являетсясам человек.

Поэтому можно сказать, чтопрофессиональная нравственность (мораль) естьконкретизация общечеловеческих принциповморали применительно к условиям деятельностиданной профессии. Можно говорить о специфическойнравственности врача, священнослужителя, юриста,учителя, руководителя и т.д. Конкретныепроявления профессиональной нравственностиизучает, анализирует профессиональная этика.

В чем конкретно проявляется профессиональнаянравственность? Специфику ее нетрудно обнаружить уже в самыхпервых ее вариантах.

Вот, например, требования,которые предъявлялись к врачу уже в ДревнейИндии: “Врач, который желает иметь успех впрактике, должен быть здоров, опрятен, скромен,терпелив, носить коротко остриженную бороду,обрезанные ногти, белую, надушенную благовониямиодежду. Речь его должна быть тихая, приятная ипоощряющая.

Он должен обладать чистымсострадательным сердцем, спокойнымтемпераментом, отличаться величайшейуверенностью и целомудрием, постояннымстремлением делать добро”. Эти требованиямедицинской нравственности, этики врача неустарели и в настоящее время.

И ныне мы требуем отмедиков в особой опрятности, деликатности,умения поддержать человека в трудную минуту,предельной самоотверженности в борьбе заздоровье, жизнь пациента. Древний принцип “ненавреди” действует и в настоящее время. Вобщении с больными и их родственниками врачдолжен руководствоваться именно этим принципом.

Ради поддержания уверенности в своих силахмедики имеют моральное право приукраситьреальное положение вещей, ибо главное — неформальное выполнение той или иной конкретнойпростой нормы нравственности, а сохранениевысшей ценности — жизни.

Здесь невольновспоминается, что именно во время лечения людейИисус Христос произнес: “Суббота была сотворена для человека, а нечеловек для субботы” (Тк. 2, 27).

В настоящеевремя, в связи с достижениями научно-техническойреволюции, перед медиками встают весьма сложныезадачи воплощения вечных нравственных ценностейв новых, необычных, неизвестных ранее ситуацияхлечения больных (например, в связи с пересадкойорганов и др.). Столь же древние корни имеет профессиональнаянравственность учителя.

Уже в Древней Грецииимелось довольно ясное представление оповедении учителя, его нравственных качествах.От него требовалось прежде всего знание своегопредмета, любви к детям, умение ясно излагатьматериал, строго контролировать свое поведение,не раздавать легко ни наград, ни наказаний.

Какэто ни покажется странным, уже тогда былапроблема пьянства и от учителя требоваласьтрезвость. Нетрудно представить, скольусложнилась деятельность учителя в настоящеевремя и сколь трудно ныне реализовыватьнравственные ценности в самых разнообразныхситуациях, в отношениях с современнымивундеркиндами и их родителями.

От учителятребуется наличие особого такта, творчества,выдержанности и общей культуры. Учитель обязаносознавать свою особую роль в обществе.Специфика педагогической нравственности ипедагогической этики обусловлена, прежде всего,тем, что учитель, воспитатель имеет дело с весьмахрупким, динамичным “объектомвоздействия”:— с ребенком, подростком.

Отсюдаповышенная деликатность, повышеннаятактичность, повышенная ответственность.Педагогическая деятельность, как и многие другиевиды деятельности человеческой, включает в себябольшой заряд творчества. Но в педагогическомтворчестве неизбежный риск должен бытьминимальным, ибо мы имеем дело с личностью, сребенком, а не с подопытными кроликами.

Просчетможет иметь весьма трагические для воспитуемогопоследствия. Здесь также можно вспомнить опринципе “не навреди”, известного длямедицинской этики. Имеются свои тонкости и “хитрости” вреализации высших нравственных ценностей и вдеятельности работников правоохранительныхорганов (обостренное внимание к проблемесправедливости, к выполнению законов и др.),руководителей в различных сферах деятельности,военнослужащих и т.д. Причем, число профессий, вдеятельности представителей которых возникаетпотребность в особой форме воплощенияобщечеловеческих нравственных ценностей, помере общественного, научного прогрессапостепенно расширяется. Так, вряд ли кто можетпретендовать на особую этику шофера(перевозящего, например, цемент или доски). Но ужецелесообразно говорить о зачаткахпрофессиональной морали таксиста или водителяавтомобиля.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, чтопрофессиональная нравственность ипрофессиональная этика помогаютконкретизировать, реализовать моральныеценности в условиях, подчас весьма сложных,необычных, деятельности определенного родапрофессий. Профессиональная этика не формируетновые принципы или новые понятия моральногосознания, она как бы “приспосабливает” ужеизвестные принципы, понятия к специфическимсферам жизнедеятельности человека. Нельзя неотметить, что профессиональная нравственность ипрофессиональная этика (ее изучающая) являютсяважным компонентом нравственной культуры.

2. Основные понятияпрофессиональной нравственности

Профессиональная этика ипрофессиональное нравственное сознание длясвоего функционирования должны иметь своиспецифические понятия. Некоторые из них мысейчас кратко рассмотрим. Пожалуй, исходнымпонятием профессиональной этики являетсяпонятие профессионального долга, в которомфиксируются достаточно подробно служебныеобязанности учителя и врача, адвоката ивоеннослужащего и т. д.

Именно осознание своегослужебного долга побуждает представителейцелого ряда профессий относиться к своему делу снаибольшей ответственностью, учитывать многиеконкретные нюансы взаимоотношения личности иобщества, личности и коллектива.Профессиональный долг стимулирует самоотдачуврача и педагога, именно в нем находит конкретноевыражение долг Человека.

Ты можем привестипримеры, когда врачи во имя спасения больныхжертвовали не только своим временем, но и дажежизнью, ставили на себе предварительныеэксперименты, испытывали различные лекарства.Можно привести и другие проявления значимостисознания профессионального долга. Ониприводятся и в публицистике, художественнойлитературе.

Следует выделить и такие понятия, какпрофессиональная честь и профессиональноедостоинство. В понятии профессиональная честьвыражается оценка значимости той или инойпрофессии в жизни общества. Осознание этойзначимости очень важно для представителей оченьмногих профессий и составляет основупрофессионального достоинства, самооценку своейдеятельности.

Профессиональная честь ипрофессиональное достоинство взаимно дополняядруг друга помогают поддерживать определенный,достаточно высокий уровень нравственности.Причем, в конкретных условиях той или инойпрофессии. Так, профессиональная честь ипрофессиональное достоинство милиционера иврача будут выражаться в различных поступках.

Для целого ряда профессий (учителя, юриста,руководителя и др.) профессиональнаянравственность включает в себя и понятиепрофессиональной справедливости. Справедливыйучитель стремится воздать должное школьникам, всвоей оценке их поведения учесть затраченноевремя, усилия, конкретные обстоятельства. Бытьсправедливым не так просто.

Учителю и судьетребуется затратить много усилий, чтобыдосконально исследовать ту или иную ситуацию,объективные обстоятельства. Оценить по шаблону,по совету начальства — гораздо легче. Но именнопрофессиональная справедливость,профессиональная совесть и побуждаетспециалиста быть объективным, не поддаватьсядавлению “свыше”, мафиозных групп и др.

Справедливость, конечно, важна и в отношениях сколлегами. Двойные, тройные стандарты в оценках”своих” и “чужих”, удобных и неудобныхразрушают и моральное сознание самогоспециалиста” и морально-психологическийклимат коллектива. Потребность в общении — одна из важнейших длячеловека.

Однако хорошо известно, что контакты содними людьми доставляют нам удовольствие, а сдругими — оставляют удручающее впечатление.Отчего это зависит? От многих причин, в том числеи от тактичности человека, т.е. от его уменияобщие принципы морали реализовать в конкретныхусловиях. Тактичность очень важна для профессий,объектом деятельности которых является человек.

Тактичный милиционер не заставит “дрожать”случайного прохожего. Тактичный учитель непоставит подростка (как, впрочем, и родителей,коллегу) в неловкое положение, не будет, например,сам и не позволит другим напоминать ребенку о егогоре, физическом недостатке и т.д. Словом, можно сполной уверенностью говорить о таком понятиипрофессиональной нравственности какпрофессиональный такт.

Стоит, на наш взгляд, выделить и некоторыепринципы профессиональной морали. Прежде всего для любой профессиональной этикиисходным является принцип гуманизма, т.е.уважительного отношения к каждой человеческойличности, понимания ее неповторимости,самодостаточной ценности.

Принцип гуманизмапротивостоит чисто утилитарному отношению кличности, рассмотрению ее, главным образом, каксредства достижения каких-то иных, пусть идостаточно важных, целей. Осознание этогопринципа весьма важно и для руководителя, и дляработника правовых органов, и для учителя, вдеятельности которого данный принципреализуется, прежде всего, в любви к детям.

 С принципом гуманизма пересекается принципоптимизма (профессионального). Так, учителю оченьсложно воспитывать будущего гражданина безсветлой веры в его возможность статьполнокровным членом общества. Без оптимизма,видимо, еще более тяжелым покажется труд длясотрудников различных исправительныхучреждений. Без веры в человека вряд ли ируководитель может реализовывать свои планы.

Этавера возвышает и представителей различныхпрофессий (врача, учителя и т.д.) и их подопечных,помогает развить усилие доброе начало вчеловеке. Любая деятельность, особенно та, котораянепосредственно направлена на человека, должнабыть осенена, одухотворена высокой идеей.Поэтому профессиональная этика должна включатьв себя принцип патриотизма.

Очевидно, что любовьк своей Родине не может сочетаться спренебрежительным отношением к другим странам,другим народам. Если вспомнить рассужденияАристотеля о золотой середине, то патриотизмможно представить как середину между двумякрайностями: между национальной кичливостью иприниженностью, заискиванием перед всеминостранным. Истинный патриотизм включает в себяконструктивное отношение к достижениям другихнародов.

Основные понятия и принципы профессиональнойнравственности образуют ее каркас, которыйнаполняется “плотью и кровью” в различныхжитейских ситуациях.

3. Деловая этика идуховность

Российское общество переживает полосуреформ, вступает в рыночные отношения, и тысячи,миллионы людей в новых условиях пытаютсявступить на стезю предпринимательства, работатьбез внешнего жесткого контроля.

Успех в предпринимательстве зависит от многихфакторов, в том числе и от умения индивиданалаживать отношения с другими, от обладанияэлементарной нравственной культурой, этикойделовых отношений. Во всем мире деловые люди”высшего класса” весьма щепетильноотносятся к престижу своей фирмы, к ее”моральному образу”.

Выработан определенныйкодекс поведения бизнесмена (например, считаетсянедостойным заниматься шантажом или блефом,копировать рекламные ролики своих конкурентов,хулить их продукцию и т.д.). Разумеется, не будемидеализировать мир бизнеса. В нем встречаетсяразное, в том числе и стандарты двойной морали.

Нороссийский нарождающийся класспредпринимателей, нередко с психологиейвременщиков, далеко не всегда стараетсяследовать правилам “игры” и приличия.

Взападном мире, как отмечается в ряде средствмассовой информации, создалось впечатление, чторусский бизнесмен не особенно обремененобязательностью, знанием элементарных основмеждународного этикета, а порой склонен кавантюрам, к показной роскоши и т. д. Однако со временем накопленный опыт оказываетположительное влияние. И в мир бизнеса входятхорошие манеры, азы деловой этики.

Это нагляднопроявляется в обилии самой различной литературы(переводной и отечественной) по вопросам деловойэтики и этикета.

Но невольно обращает на себявнимание, что в этой литературе нередковозникает разрыв между нравственнымиобщечеловеческими ценностями и предлагаемымирекомендациями, которые, по существу, сводятся,главным образом, к технологии успеха, а не креализации нравственных принципов: “Будьчестным, порядочным, ибо это выгодно!” Грубыйили замаскированный утилитаризм высушиваетромантику высокой нравственной проповеди,которая призвана звать к самоотверженности, кбескорыстной помощи ближнему и т.д. Вспомним, чтомудрый Кант провозглашал несовместимостькорысти с высоконравственным повёдением, сотношением к человеку главным образом как ксредству достижения утилитарных целей. Как мы уже неоднократно отмечали, нравственнаяжизнь ориентирована, в конечном счете, навоплощение высших моральных ценностей. А каковаже цель предпринимательства? Накопление денег,производство и покупка бесконечного числа яхт,лимузинов, телевизоров? Надо отдавать себе отчетв том, что и деловая этика, нацеленная на вроде бычисто земные, горизонтальные устремлениячеловека, должна подписываться живительнойвлагой, проистекающей из мира Высших Ценностей(светских или религиозных), помнить о высшемназначении человека. Именно высшие цели даютнадежные ориентиры в самых противоречивыхжизненных ситуациях, стимулируют выполнениепростых норм нравственности. Последнее особенноактуально для российского предпринимателя.Русский человек, воспитанный великойлитературой ХХ века, по своей природе тянется ксмысложизненные вопросам, отягощен, говорясловами С.Н. Булгакова, извечной “болезньюсовести”, “метафизической и религиознойжаждой”. В прошлом было довольнораспространено, что кутивший в молодые годыкупец в конце своей жизни вкладывал огромныеденьги в строительство храма (не будучи всегдаглубоко верующим), театров, сиротских приютов,картинных галерей и т. д.

Иначе говоря, полноценная нравственная жизньлюбого человека (в том числе и бизнесмена)невозможна без органичного сочетаниявертикальных (к высшим ценностям) игоризонтальных (повседневных) устремлений. Кренв ту или иную сторону, как свидетельствуетбогатый исторический опыт, негативносказывается на нравственной жизни личности иобщества. Наиболее типичные, крайние примеры: наодном полюс — религиозный фанатик, призревшийвсе земное, а на другом — прожигатель жизни. Вконечном счете, и тот, и другой низводят до низшейчерты ценность человеческой жизни, еенравственный потенциал.

Реклама

Источник: http://ufalaw.narod.ru/2/etika/glava8.htm

Medic-studio
Добавить комментарий