Основные понятия в сфере технического регулирования

Содержание
  1. Основные понятия технического регулирования
  2. Тема 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  3. Исходя из этого определения техническое регулирование сводится к трем видам деятельности:
  4. Принятие Федерального закона о техническом регулировании обусловлено тремя объективными обстоятельствами:
  5. Объектами технического регулирования являются:
  6. Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:
  7. Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:
  8. Действие закона «О техническом регулировании» с учетом внесенных изменений не распространяется:
  9. Вопрос 2.4. Цель принятия технических регламентов
  10. Технические регламенты принимаются в целях:
  11. Вопрос 2.5. Основные принципы технического регулирования
  12. Основные принципы при разработке технических регламентов следующие:
  13. Для достижения основных целей технического регулирования технические регламенты должны содержать необходимые требования, обеспечивающие:
  14. В общем случае структура технического регламента должна содержать следующие основные главы:
  15. Требования могут задавать следующими способами:
  16. Вопрос 2.7. Порядок разработки и утверждения технических регламентов
  17. До 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:
  18. Вопрос 2.8. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов
  19. Органы Государственного контроля и надзора вправе:
  20. Техническое регулирование: понятие, принципы
  21. Принципы технического регулирования
  22. Технические регламенты
  23. технических регламентов
  24. Стандартизация
  25. Цели стандартизации
  26. Виды нормативных документов в сфере стандартизации
  27. Подтверждение соответствия
  28. Цели подтверждения соответствия
  29. Добровольное подтверждение соответствия
  30. Обязательное подтверждение соответствия

Основные понятия технического регулирования

Основные понятия в сфере технического регулирования

дискуссии на форуме   к оглавлению   ТПОИ   ЭИ   Эконометрика   к библиотеке  

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон . Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой .

В этом же нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:

1) аккредитация, представляющая собой официальное признание Госорганом по вопросам аккредитации компетентности юридического или физического лица с возможностью выполнения работы в области оценки соответствия;

2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, под которой подразумевается такое состояние, при котором полностью исключается риск возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу юридических или физических лиц и имуществу муниципальных и Государственных органов, окружающей экологии, а также жизни и здоровью животных и растений;

3) ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, под которыми подразумеваются обязательные для исполнения процедуры и требования, создаваемые для защиты от рисков, которые возможны при проникновении, распространении и закреплении вредоносных и болезнетворных организмов, заболеваний и их переносчиков, включая случаи их распространения с помощью растений или животных посредством контактирования с товарами, грузами, транспортными средствами и различными материалами, из-за наличия разнообразных добавок, токсинов, других загрязняющих веществ, сорных растений, вредителей, болезнетворных организмов, которые могут находиться в кормах и пищевых продуктах, а также процедуры и требования для защиты от распространения иных возможных вредных организмов;

4) декларирование соответствия, представляющее собой форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

5) декларация о соответствии, под которой понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемого в обращение товара требованиям различных технических регламентов;

6) заявитель, который представляет собой некое физическое или юридическое лицо, осуществляющее подтверждение соответствия в обязательном порядке;

7) знак обращения на рынке, под которым понимается обозначение, служащее для снабжения потребителей информацией о степени соответствия выпускаемого на рынок товара требованиям технических регламентов;

8) знак соответствия, представляющий собой обозначение, служащее для информирования потребителей какого-либо товара на предмет его соответствия требованиям сертификационной системы или национальному стандарту;

9) идентификация продукции, которая подразумевает под собой выявление характеристик тождественности товара его существенным признакам;

10) контроль (надзор) над следованием требований разнообразных технических регламентов, представляющий собой проверку выполнения предпринимателем или юридическим лицом требований технического регламента к выпускаемой продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе и принятие адекватных мер по результатам проверки;

11) Международный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый международной организацией;

12) национальный стандарт, под которым подразумевается стандарт, принятый национальным органом по стандартизации;

13) орган по сертификации, представляющий собой любого предпринимателя или юридическое лицо, получившее аккредитацию по установленным правилам для целей проведения различных работ по сертификации;

14) оценка соответствия, которая представлена в виде прямого или косвенного определения соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

15) подтверждение соответствия, которое подразумевает под собой некое документальное удостоверение товара и других объектов и процессов производства, хранения, реализации, использования, утилизации, а также услуг и работ, подтверждающее соответствие стандартам, техническим регламентам, условиям договорных обязательств;

16) продукция как результат деятельности, представленный в материально-вещественном виде, назначение которого состоит в последующем использовании для хозяйственных иных целей;

17) риск как возможность нанесения вреда жизни и здоровью людей, а также различному имуществу, находящемуся в собственности каких-либо юридических или физических лиц либо государственных и муниципальных образований. Сюда же относится нанесение вреда окружающей экологической атмосфере и здоровью или жизни любых животных и растений с оговоркой о тяжести данного вреда;

18) сертификация, представляющая собой форму осуществляемого Госорганом по сертификации документального подтверждения о соответствии данных объектов положениям технических регламентов, стандартов или условиям договоров;

19) сертификат соответствия, представленный в виде документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям стандартов, технических регламентов и условиям договоров;

20) система сертификации, представленная в виде совокупности правил проведения работ по сертификации, определения участников процесса сертификации, а также установление правил работы системы сертификации в целом;

21) стандарт, представляющий собой некий документ, в котором устанавливаются характеристики товара, правила и характеристики процессов его производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации.

В этот же список входят оказание разнообразных услуг населению и выполнение работ.

Кроме того, в стандарт могут быть включены требования, касающиеся упаковки, маркировки, этикеток, терминологии, а также правила по их употреблению;

22) стандартизация как деятельность по выработке тех правил и характеристик, которые могут использоваться множество раз и приводить к упорядочению в области товарооборота и производственной сфере, а также к развитию конкуренции на рынке товаров, работ или услуг;

23) техническое регулирование понимается как правовое регулирование всех отношений по вопросам установления и исполнения тех обязательных для выполнения требований, которые регулируют качество товара, процессы производства данного товара, а также вопросы, связанные с его хранением, реализацией, перевозкой и утилизацией, включая проведение различных работ и услуг населению. Второй областью применения правового регулирования становятся отношения по вопросу оценки соответствия;

24) технический регламент, представленный в виде документа, который может быть принят либо Международным договором РФ, либо Федеральным законом РФ, либо Постановлением правительства РФ, либо Указом президента РФ, формулирует обязательные для всех требования ко всем возможным объектам технического регулирования, а это: товары, различные строения и сооружения, процессы производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;

25) форма подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения, в котором содержится подтверждение соответствия товара или любого другого объекта и процесса производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации, в том числе выполнение ряда работ и услуг, обязательным требованиям государственных технических регламентов, а также стандартам и условиям договоров.

дискуссии на форуме   к оглавлению   ТПОИ   ЭИ   Эконометрика   к библиотеке  

Знаете ли Вы, что такое мысленный эксперимент, gedanken experiment?Это несуществующая практика, потусторонний опыт, воображение того, чего нет на самом деле. Мысленные эксперименты подобны снам наяву. Они рождают чудовищ. В отличие от физического эксперимента, который является опытной проверкой гипотез, “мысленный эксперимент” фокуснически подменяет экспериментальную проверку желаемыми, не проверенными на практике выводами, манипулируя логикообразными построениями, реально нарушающими саму логику путем использования недоказанных посылок в качестве доказанных, то есть путем подмены. Таким образом, основной задачей заявителей “мысленных экспериментов” является обман слушателя или читателя путем замены настоящего физического эксперимента его “куклой” – фиктивными рассуждениями под честное слово без самой физической проверки.

Заполнение физики воображаемыми, “мысленными экспериментами” привело к возникновению абсурдной сюрреалистической, спутанно-запутанной картины мира. Настоящий исследователь должен отличать такие “фантики” от настоящих ценностей.

Релятивисты и позитивисты утверждают, что “мысленный эксперимент” весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость.

В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником.

Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.

Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: “Если факт не соответствует теории – измените факт” (В другом варианте ” – Факт не соответствует теории? – Тем хуже для факта”).

Максимально, на что может претендовать “мысленный эксперимент” – это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.

Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.

Понятие “мысленный эксперимент” придумано специально спекулянтами – релятивистами для шулерской подмены реальной проверки мысли на практике (эксперимента) своим “честным словом”. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМАРыцари теории эфира

Источник: http://bourabai.ru/metrology/management01.htm

Тема 2. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основные понятия в сфере технического регулирования

С июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации (№184-ФЗ от 27 декабря 2002г) «О техническом регулировании».

Согласно статье 47 этого закона признается утратившими силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» введенные в действие с 1993 года. В мае 2007 года утвержден закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О техническом регулировании».

Все положения по техническому регулированию, стандартизации и сертификации будут излагаться в соответствии с внесенными изменениями.

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно через границы государств перемещаются товары, капитал, трудовые ресурсы, где для них складываются наиболее благоприятные условия.

Создание такого экономического пространства возможно, если принять меры к устранению технических и тарифных барьеров, причем под техническим барьером понимается различие требований к продукции и другим объектам, содержащимся в национальных стандартах различных государств.

Так, из-за различных требований к определенным характеристикам автомобильной техники запрещен ее ввоз из России во многие страны мира.

По данным экономического комитета Азиатского-Тихоокеанского сотрудничества разработанные программы по устранению технических барьеров дали странам около 45млрд. долларов прибыли.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ними процессами жизненного цикла; установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства наладки монтажа, эксплуатации хранения, реализации, утилизации; проведение работ в области оценки соответствия. (ЖЦП – жизненный цикл продукции является фундаментальным понятием в учении о системе менеджмента качества и представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов изменения состояние продукции: маркетинг, проектирование и изготовление, закупки, проверка, реализация, эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация после использования).

Исходя из этого определения техническое регулирование сводится к трем видам деятельности:

– первый виддеятельности реализуется через принятие и применение технических регламентов, имеющих силу закона, подзаконных актах и обязательных для применения;

второй реализуется деятельностью по стандартизации через разработку и утверждение стандартов, которые должны применяться на добровольной основе;

– третий вид деятельности основывается на оценке соответствия (сертификация, декларирование соответствия).

Таким образом, введение закона о техническом регулировании не отменяет стандартизацию (тем более существующие ГОСТы) и сертификацию, как виды деятельности, но вносит определенные изменения, дополнения в существующие системы стандартизации и сертификации.

Принятие Федерального закона о техническом регулировании обусловлено тремя объективными обстоятельствами:

– необходимостью сближения и взаимоувязки, гармонизации требований к продукции и деятельности по техническому законодательству в России с таковыми в промышленно развитых странах для устранения технических, экономических и организационных барьеров при вступлении в единое экономическое пространство;

– задачей снятие избыточных ограничений, содержащихся в государственных стандартах, санитарных, строительных нормах и правилах и во множестве отраслевых документов, которые сдерживают предпринимательскую инициативу и бизнес граждан;

– необходимостью упорядочения названий, обязательных требований по составу и качеству продукции, особенно в пищевой промышленности.

Это обусловлено тем обстоятельством, что имеющийся в настоящее время набор обязательных требований в многочисленных нормативных документах, технических условиях (ТУ) на продукцию не обеспечивает надлежащие качество и создает, в ряде случаев, опасность для здоровья граждан.

Объектами технического регулирования являются:

– продукция (готовые изделия, сырье, природное топливо, материалы);

– услуги (материальные и нематериальные);

– процессы на отдельных этапах жизненного цикла продукции, которые могут создать риск возникновения опасностей. Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:

– при разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

– при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или услуг;

– при оценке соответствия.

Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:

– установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла (деятельность по техническому регулированию);

– установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ по оказанию услуг (деятельность по стандартизации);

– правовое регулирование в области оценки соответствия (деятельность по сертификации).

Четвертая сфера применения технического регулирования – формирование требований, обеспечивающих единое и безопасное функционирование единой системы средств связи.

Действие закона «О техническом регулировании» с учетом внесенных изменений не распространяется:

– на государственные образовательные стандарты, положения аудиторской деятельности и стандарты эмиссии ценных бумаг;

– на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры в области охраны труда.

Федеральный закон не регулирует отношения связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний человека и по охране почвы, атмосферного воздуха водных объектов, отнесенным к местам массового отдыха и туризма.

Под термином «принятие требований» понимается их утверждение в установленном законом или положением порядке. «Принятие требований» означает их обязательный или добровольный выбор во всех случаях, для которых они приняты. Под «исполнением требований» следует понимать их обязательное соблюдение в соответствующих объектах технического регулирования.

Вопрос 2.4. Цель принятия технических регламентов

Итогом технического регулирования является утверждение технического регламента.

Технический регламент – документ, который принят и ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, указом президента, правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям и сооружениям, процессам производства, хранения, перевозки и утилизации). Из этого определения следует, что технический регламент содержит обязательные требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты принимаются в целях:

– защиты жизни или здоровья граждан при использовании продукции и выполнении различных процессов. Связанных с продукцией;

– защиты имущества физических или юридических лиц от риска возникновения различных опасностей при строительстве, эксплуатации, демонтаже;

– охраны окружающей среды жизни или здоровья животных и растений путем установления минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Реформа технического регулирования должна заменить тысячи действующих ГОСТов, санитарных и строительных правил на сотни технических регламентов.

Утверждать технические регламенты предполагается законом для того, чтобы внести ясность для приобретателей о качестве изделий, обеспечив тем самым достижение целей технических регламентов, а так же упростить условия продвижения изделий на рынок.

Так, первый технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных веществ» был утвержден в конце 2005 года и имеет силу Федерального закона.

Действие этого технического регламента запретило производство в РФ двигателей внутреннего сгорания, не отвечающих требованиям стандартов ниже ЕВРО-2 по экологическим нормам, а также наложило запрет на ввоз устаревших образцов автомобильной техники из-за рубежа.

Вопрос 2.5. Основные принципы технического регулирования

При разработке технических регламентов, сводов правил, стандартов необходимо придерживаться определенных принципов.

Основные принципы при разработке технических регламентов следующие:

1) соответствие технических регламентов требованиям международных стандартов, уровню развития национальной экономики и материально-технической базы производства;

2) независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов и приобретателей;

3) применение единой системы и правил аккредитации;

4) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;

5) обеспечение единства правил и методов испытаний, измерений при проведении процедур обязательной и добровольной оценки соответствия;

6) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Первый принцип реализуется путем публикации уведомления о разработке технического регламента, в ежемесячном журнале «Вестник технического регулирования».

Разработчик регламента обязан указать требования в техническом регламенте, которые отличающиеся от соответствующих требований международных стандартов или стандартов, действующих в Российской Федерации.

Этот принцип указывает на необходимость соответствия продукции и материально-технического уровня испытательных лабораторий мировым показателям.

Второй принцип разработки технических регламентов означает следующее: при подтверждении соответствия в форме обязательной сертификации ее участниками являются три стороны – 1-я изготовитель (продавец) продукции, 2-я орган по сертификации и (или) испытательная лаборатория, имеющая лицензию и аккредитацию, 3-я сторона – приобретатель (пользователь, покупатель) продукции. Под независимостью органов по аккредитации и сертификации (2-й стороны) от приобретателей (3-й стороны) и изготовителей (1-й стороны) следует понимать отсутствие любой формы зависимости – административной, финансовой, экономической. Независимость органа по сертификации предполагает объективную оценку показателей, по которым проводится сертификация.

Применение принципа 3 направлено на то, что проведение работ по аккредитации (доказательство компетентности выполнять работы в определенной области) должны вестись по единым правилам.

Четвертый принцип означает следующее: поскольку в России ежемесячно получают свидетельство об аккредитации большое количество организаций и лабораторий, то может возникнуть конкуренция на проведение работ по сертификации. В этом случае заявителю услуг на подтверждение соответствия предоставляется возможность выбора организации на основе тендера.

Принцип 5 необходимо учитывать при проведении обязательной и добровольной оценки соответствия, при которых правила и методы испытаний проводятся в соответствии с имеющимися методиками, установленными определенными нормативными документами (ГОСТами, Правилами и т.д.).

Последний шестой принцип указывает на то, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов возложен на государственные и уполномоченные на то организации, финансируемые из бюджета.

Для достижения основных целей технического регулирования технические регламенты должны содержать необходимые требования, обеспечивающие:

– пожарную безопасность;

– электрическую безопасность;

– ядерную и другие виды безопасности а также единство измерений.

В общем случае структура технического регламента должна содержать следующие основные главы:

1. Общие положения;

2. Общие требования безопасности объекта технического регулирования;

3. Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла;

4. Подтверждение соответствия требованиям безопасности;

5. Государственный контроль;

6. Заключительные и переходные положения;

1.

В статьях главы «Общие положения» приведены цели применениянастоящего регламента и объекты технического регулирования, дано определение основных понятий, которые важны для однозначного понимания технических регламентов в соответствии со стандартизированными и общепринятыми. Рассмотрены правила идентификации объектов (Идентификация – продукции это установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам).

Приводится перечень нормативных документов (международных и национальных стандартов), законодательных актов РФ, используемых в техническом регламенте.

В законе указано: «Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие географических или климатических особенностей РФ; Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов».

Указываются также объекты, на которые действие технического регламента не распространяется.

2. В статьях главы «Общие требования безопасности объекта техническогорегулирования» приводится перечень общих требований к безопасности объекта технического регулирования, которые являются наиболее важным поскольку требования по безопасности, не включенные в технический регламент применяются лишь на добровольной основе.

Требования могут задавать следующими способами:

а) общими требованиями, качественно определяющими необходимый уровень безопасности;

б) конкретными численными значениями показателей.

Первый способ станет основным. Второй способ широко применяется нормативных документах РОССТРОя (бывшего ГОССТРОя) – строительных нормах и правилах (СНиПах). Согласно внесенным изменениям в закон технический регламент должен содержать правила идентификации продукции

3. В главе «Требования безопасности на различных этапах жизненного цикла» приведены требования по безопасности при монтаже и наладке, в процессе эксплуатации, включая требования по пожарной, экологической безопасности к материалам, входящим с состав изделия.

4. В главе «подтверждение соответствия требованиям безопасности» должны быть указаны две формы обязательного подтверждения соответствия для продукции – декларирование соответствия и обязательная сертификация.

Как следует из концепции ФЗ о техническом регулировании, декларирование соответствия является приоритетной формой подтверждения соответствия.

Для таких объектов, как жилые здания и сооружения единственным способом подтверждения соответствия является декларирование.

5.

В главе «государственный контроль» указано, что контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента осуществляется федеральным органом исполнительной власти (Федеральные органы исполнительной власти – Минпромэнергетика, Минздравсоцразвития, Минсельхоз, МЧС России и др.

). В отношении продукции государственный контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции (при поставках и реализации). Для других объектов контроль может производиться и на стадиях проектирования, монтажа и строительства органами государственной экспертизы.

6.

В главе «заключительные и переходные положения» определяется ответственность субъектов технического регулирования (юридические и физические лица, осуществляющие проектирование, производство, и обращение продукции) за несоблюдение требований технических регламентов.

Указывается, что со дня вступления в силу настоящего технического регламента, нормативные документы в части требований безопасности к объекту теряют свою силу. Технический регламент, принимаемый Федеральным законом, вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.

Технический регламент определяет многочисленные требования по обеспечению безопасности, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению конкретного образца продукции.

Федеральным законом «О внесении поправок в Федеральный закон о техническом регулировании» аннулирована статья №8 «Виды технических регламентов», которая предусматривала деление технических регламентов на «общие» и «специальные».

Постановление Правительства РФ ответственным за разработку технических регламентов назначено Министерство промышленности и энергетики.

Вопрос 2.7. Порядок разработки и утверждения технических регламентов

В федеральном законе о техническом регулировании определен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Обычно, как показывает практика разработки технических регламентов, это компетентная организация, имеющая опыт работ в определенной области, обширную информационную базу из международных и национальных нормативных документов.

О разработке проекта технического регламента в журнале «Вестник технического регулирования» печатается уведомление.

В уведомлении указывается разработчик технического регламента, объект технического регулировании, наименование проекта технического регламента, обосновывается его необходимость.

Обязательно устанавливается срок публичного обсуждения проекта технического регламента заинтересованных в нем организаций и лиц. Указывается почтовый, телефонный, электронный адрес разработчика и возможность получения копий проекта технического регламента.

Все полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц разработчик сохраняет, производит доработку проекта регламента.

В журнале печатается уведомление о завершении публичного обсуждения проекта. После этого разработчиком проект технического регламента вносится в правительство РФ.

Проект постановления Правительства Российской Федерации о техническом регламенте направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию.

Заключение экспертной комиссии по проекту технического регламента опубликовывается в журнале «Вестник технического регулирования».

В состав экспертных комиссий включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей и других заинтересованных лиц. Заседания экспертных комиссий являются открытыми.

Проект Федерального закона о техническом регламенте принимается в первом чтении Государственной думой, публикуется в печатном издании.

После всестороннего обсуждения, внесения изменений и дополнений готовится проект ко второму чтению в Государственной думе.

После утверждения Государственной Думой проект приобретает силу закона.

Технический регламент может быть принят так же постановлением правительства Российской Федерации и, в особых случаях, международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

До 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты:

– безопасность машин и оборудования, колесных транспортных средств;

– безопасность пищевых, химических продуктов;

– безопасность зданий, строительных материалов, сооружений;

– безопасность электрического и энергетического оборудования;

– безопасность изделий медицинского назначения

– безопасность лифтов и упаковки.

Законом о Техническом регулировании предусмотрен особый порядок разработки и принятия технических регламентов. Это относится к исключительным случаям при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровья граждан. Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

В переходный период с 2003 по 2010 гг. предстоит разработать примерно 450 технических регламентов. Такой обширный фонд можно создать, если положить в основу существующие ГОСТы, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие нормативные документы. И упростить процедуры принятия технических регламентов.

Вопрос 2.8. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными учреждениями, уполномоченными па проведение государственного контроля и надзора.

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения. цель государственного контроля и надзора – обеспечение безопасности применения объектов технического регулирования.

Органы Государственного контроля и надзора вправе:

– требовать у изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие;

– выдавать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

– принимать решение о запрете реализации продукции, приостановить или прекратить действие декларации или сертификата соответствия;

– привлекать изготовителя (продавца) к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_28859_tema--tehnicheskoe-regulirovanie.html

Техническое регулирование: понятие, принципы

Основные понятия в сфере технического регулирования

Ассортимент товаров, выпускаемых на рынок, в нынешнее время как никогда широк, и вопрос безопасности производимых продуктов имеет высокую актуальность.

В определенный момент развития экономики в России стало очевидно, что действующей системе стандартизации и сертификации продукции и услуг требуется реформа.

Первым шагом в этом направлении стал Федеральный закон «О техническом регулировании» (№184-ФЗ, 27.12.2002 г.), закрепляющий в своих правовых нормах требования к безопасности товаров.

Определение 1

Техническое регулирование предпринимательской деятельности есть разновидность регулирования правоотношений, возникающих по вопросам формирования, использования, выполнения, оценки соответствия нормам императивных требований и требований, подлежащих исполнению на добровольной основе, к производимой продукции и/или производственным, строительным, изыскательским, логистическим и иным процессам.

Закон о техническом регулировании дает определение термину «техническое регулирование» в статье 2 ФЗ «О техническом регулировании».

Принципы технического регулирования

Осуществление процесса технического регулирования опирается на соблюдение следующих принципов:

  • в отношении производимой продукции и сопутствующих производственных и иных процессов применяются единые правила;
  • применяемые инструменты и сам процесс технического регулирования должны соответствовать уровню материально-технической оснащенности, научно-технического развития и развития экономики страны в целом;
  • органы, уполномоченные на проведение аккредитации и сертификации, должны осуществлять свою деятельность независимо от производителей, ритейлеров, исполнителей, потребителей;
  • механизм проведения аккредитации и ее правила едины для всех;
  • мероприятия по обязательной оценке соответствия осуществляются по единым правилам и заданным единым набором инструментария для испытаний;
  • применяемые требования технических регламентов едины для всех в независимости от типа и специфики сделок;
  • реализация процедур аккредитации и сертификации не должна приводить к ограничению конкуренции;
  • недопустимо, чтобы полномочиями по аккредитации/сертификации и полномочиями по государственному надзору обладал один и тот же орган. Исключение составляет контроль за действиями лиц, прошедших аккредитацию;
  • недопустимо, чтобы один и тот же орган был уполномочен осуществлять и аккредитацию и сертификацию;
  • недопустимо, чтобы деятельность государственных органов по надзору за соблюдением нормативов техрегламентов получала финансирование из внебюджетных источников;
  • недопустимо, чтобы одними и теми же полномочиями по проведению надзорных (контролирующих) мероприятий за соблюдением нормативов техрегламентов обладали различные органы.

Реформа российской системы стандартизации и сертификации, в первую очередь, коснулась вопроса формирования требований государства к товарам и иным объектам технического регулирования.

Если ранее для разных групп товаров были установлены разные требования, закрепленные в несвязанных между собой нормативных актах, то в Законе о техническом регулировании впервые была закреплена единая система императивов в области обеспечения безопасности товаров на рынке.

Следует отдельно отметить, что именно понимает закон под понятием безопасности товаров.

Определение 2

Под безопасностью производимых товаров и сопутствующих процессов (производство, использование, хранение, перемещение, реализация, утилизация и пр.

) закон понимает их состояние, не содержащее значимых рисков, таких как: нанесение вреда здоровью людей, угроза их жизни, причинение имущественного вреда (физическим и юридическим лицам, государственным и муниципальным образованиям), нанесение ущерба окружающей среде, в том числе, животным и растениям.

Технические регламенты

Еще одним существенным пунктом реформы стало то, что помимо государственных стандартов, устанавливающих соответствующие требования, Закон о техническом регулировании закрепил процедуру создания новых документов, содержащих нормативы – технических регламентов.

Их значимость существенно выше, чем значимость ГОСТов: это связано с тем, что технические регламенты, согласно процедуре их формирования, принимаются в общих случаях федеральными законами или международным договором (где субъект, в том числе, Российская Федерация), а значит, область действия ведомственных нормативных актов существенно снижается.

Определение 3

Технические регламенты (техрегламенты) – это нормативные документы, закрепляющие требования относительно различных видов безопасности, таких как: биологическая, пожарная, химическая, ядерная, радиационная, механическая, взрывобезопасность и пр. Требования к качеству продукции (потребительским характеристикам) технические регламенты не содержат.

Таким образом, резюмируя все выше данные определения, можно заключить, что целями создания техрегламентов должна быть охрана жизни и здоровья граждан, жизни и здоровья животных, растений, имущества, предотвращение деяний, могущих ввести в заблуждение приобретателей. Иные цели в данном процессе недопустимы.

Закон о техническом регулировании содержит важное положение, ограничивающее вмешательство государственных органов в деятельность предпринимателей. Согласно этому положению процедура технического регулирования не должна нарушать течение бизнес-процессов предприятий больше, чем может потребоваться для реализации правил технических регламентов.

Условия, содержащиеся в технических регламентах, содержат минимальные требования для обеспечения должного уровня безопасности. Сюда же относятся ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования.

технических регламентов

В техрегламенте должна содержаться следующая информация:

  • данные относительно объектов, подлежащих регулированию: перечень, описание, требования к ним, порядок их идентификации;
  • порядок проведения и возможные формы оценки соответствия, включая схему подтверждения соответствия, правила продления периода действия сертификата соответствия;
  • требования, касающиеся вопросов ресурсосбережения (в частности, энергосбережения);
  • могут содержаться: специальные требования к товарам и сопутствующим процессам (проектирование, изыскание, производство, строительство, хранение, перевозка, реализация, упаковка, маркировка, утилизация и пр.), направленным на охрану отдельных категорий лиц (дети до 18 лет, беременные и кормящие женщины, престарелые, инвалиды).

Все вопросы, касающиеся формирования и реализации технических регламентов, освещены в Законе о техническом регулировании (ст.9): разработка, условия принятия, правила внесения изменений, отмена действия. Процессам разработки и принятия проектов технических регламентов присуща публичность и открытость.

Информация о разработке подлежит размещению в соответствующих изданиях и информационных системах. Лицо, занимающееся разработкой проекта, должно учитывать комментарии (замечания) заинтересованных лиц и вносить необходимые изменения в проект.

Также каждый проект технического регламента проходит экспертизу специально создаваемыми экспертными комиссиями, чья деятельность, опять же, носит открытый характер.

Стандартизация

Глава 3 Закона регулирует процесс стандартизации.

Определение 4

Под стандартизацией понимается процесс формирования правил и характеристик, которые подлежат неоднократному применению на добровольной основе, где целью является организация порядка в вопросах производства, оборота продукции, повышения конкурентоспособности.

Добровольный характер стандартов – результат реализации реформы ранее существующей системы стандартизации и сертификации.

Замечание 1

Применяемые стандарты не должны вступать в противоречие с утвержденными техническими регламентами.

Цели стандартизации

Как любой другой процесс, стандартизация призвана решать определенные задачи, к ним относится следующее:

  • обеспечение должного уровня безопасности объектов для здоровья и жизни людей, имущества всех форм, экологии, животных и растений, сочетанное с принятием во внимание чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф;
  • рациональное использование ресурсов;
  • обеспечение единства измерений, методов сбора и анализа данных (технического, экономического, статистического характера), способов аналитического исследования свойств продукции и пр.;
  • как следствие предыдущего пункта – взаимозаменяемость технических средств, совместимость технического и информационного характера, возможность сопоставлять результаты исследований, аналитические данные, данные статистики, а также содействие поддержанию конкурентоспособности товаров и/или услуг;
  • поддержка в соблюдении норм технических регламентов;
  • формирование различного рода вспомогательных систем: обеспечения качества товаров и услуг, каталогизации товаров и услуг, классификации и кодирования информации технического, экономического и социального характера и т.д.;

Конечная цель всей реформы в отношении стандартизации – создание независимой системы, отвечающей всем прогрессивным научным достижениям и действующей согласно международной системе стандартизации.

Виды нормативных документов в сфере стандартизации

Законодательство определяет несколько вариантов документального закрепления стандартов:

  1. Государственный стандарт (ГОСТ Р) есть национальный стандарт, утверждение которого уполномочен производить Госстандарт России (основной государственный исполнительный орган в сфере стандартизации). Госстандарт РФ, в том числе, выполняет задачу формирования технических комитетов, контроль их деятельности и определяет порядок разработки государственных стандартов. ГОСТы содержат обязательные и рекомендуемые условия касательно товаров и услуг межотраслевого значения и применения.
  2. Отраслевые стандарты (ОСТ). Здесь в качестве объекта регулирования выступают товары и услуги каждой отдельно взятой отрасли.
  3. Стандарты предприятий (СТП) – такой документ, содержащий нормативы, утверждается руководителем предприятия, включает в себя нормативы касательно выпускаемой продукции, сырья, технологической базы и пр.
  4. Общероссийские классификаторы. Этот вид нормативного документа призван унифицировать распределение данных по утвержденной классификации, в частности, классификаторы обязательны для применения при создании информационных систем и ресурсов.
  5. Стандарты научно-технического характера, стандарты инженерных обществ и иных общественных объединений (СТО) – в этих документах содержатся нормативы относительно различного рода инноваций, нестандартных способов исследования, экспертизы, управления, в том числе, ресурсами. СТО применяются, чтобы новейшие достижения мировой науки получали широкое распространение. Те предприятия, которые заинтересованы в развитии и модернизации производства, на добровольных началах могут использовать СТО, разрабатывая на их основе свои стандарты. СТО не должны вступать в конфликт с уже имеющимися государственными стандартами и подлежат согласованию с органами надзора в случае наличия возможных негативных последствий для жизни и здоровья граждан, имущества, экологии. Регламент управления стандартами предприятий (разработка, введение в действие, внесение правок, отмена действия) определяется самими предприятиями с опорой на положения Закона о техническом регулировании.

Замечание 2

Государственные стандарты и общероссийские классификаторы составляют национальную систему стандартизации, имеют открытый и публичный характер. Порядок публикации закреплен в Постановлении Правительства Российской Федерации №594 (25.09.2003 г.).

Основным информационным ресурсом Российской Федерации в отношении технического регулирования является Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, элементами которого – все применяемые нормативные документы: технические регламенты, национальные стандарты, международные стандарты, международные договоры и пр. Регламент использования и управления данным фондом определен Правительством РФ. Помимо случаев, когда доступ к некоторым данным фонда ограничен в целях защиты государственной тайны, а также служебной или коммерческой, информационные ресурсы должны быть доступны любому заинтересованному лицу.

Подтверждение соответствия

Еще одной сферой влияния Закона о техническом регулировании являются вопросы подтверждения соответствия (глава 4).

Определение 5

Подтверждение соответствия представляет собой задокументированное подтверждение соответствия продукции, услуг, сопутствующих производственных и иных процессов нормативам технических регламентов, стандартам, закрепленным процедурам и договорным условиям.

Цели подтверждения соответствия

Рассматриваемая процедура предусматривает реализацию следующих задач:

  • подтверждение соответствия или несоответствия товаров, услуг, сопутствующих процессов (проектирование, строительство, наладка, производство, хранение и пр.) нормативам технических регламентов, стандартам, закрепленным регламентам, договорным условиям;
  • оказание квалифицированной помощи приобретателям товаров и услуг в вопросе их выбора;
  • улучшение показателей конкурентоспособности товаров и услуг, как на российском рынке, так и на международном;
  • содействие субъектам предпринимательства в вопросе свободы перемещения продукции в пределах территории России;
  • содействие предпринимателям в вопросах международного сотрудничества (экономической, научно- технической направленности) и международной торговли.

Реализация процедуры подтверждения соответствия может осуществляться как на добровольной основе, так и носить императивный характер, при этом Закон о техническом регулировании опирается на утверждение, что недопустимо обязывать проходить процедуру подтверждения соответствия для объектов, не имеющих нормативов соответствующего технического регламента.

Замечание 3

Процедуры, правила, формы, имеющие отношение к процессу подтверждения соответствия должны быть, согласно законодательству, доступны всем заинтересованным лицам.

Добровольное подтверждение соответствия

Подтверждение соответствия на добровольной основе может быть осуществлено в целях подтверждения соответствия/несоответствия государственным стандартам, стандартам предприятий, договорным условиям.

Объектом добровольного подтверждения соответствия может быть все, что имеет отношение к производству товаров и реализации услуг (само производство, материалы, хранение, утилизация и пр.) и подлежит соответствию требований определенных технических регламентов.

Для инициирования процедуры подтверждения соответствия заявителю необходимо заключить договор с органом сертификации. Формой добровольного подтверждения соответствия является добровольная сертификация, а добровольная сертификация, в свою очередь, реализуется как составной элемент системы добровольной сертификации.

Определение 6

Системой добровольной сертификации называют комплекс разнообразных элементов, касающихся осуществления деятельности по сертификации: норм проведения, участников системы, условий функционирования самой системы.

Система добровольной сертификации может быть создана по инициативе одного или нескольких юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей.

Создатели системы определяют: список участников сертификации, перечень объектов, которые подлежат сертификации; свойства этих объектов, подлежащие проверке на соответствие; порядок осуществления работ; порядок оплаты работ.

Необязательным, но возможным элементом системы добровольной сертификации является некий символ, проставляемый в качестве знака соответствия: для потребителя наличие на упаковке подобного обозначения означает соответствие характеристик объекта требованиям государственного стандарта или системы добровольной сертификации.

Систему добровольной сертификации возможно зарегистрировать, обратившись в федеральный орган по техническому регулированию, а регламент регистрации закрепляется Постановлением Правительства №32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации». В случае получения отказа по заявлению о регистрации, заявитель имеет право обратиться в суд за обжалованием.

Данные всех зарегистрированных систем добровольной сертификации содержатся в Едином реестре систем: информация о лицах-создателях систем, регламенты их функционирования, применяемые символы соответствия и условия их использования. Указанные сведения носят открытый характер и должны быть доступны всем заинтересованным.

Обязательное подтверждение соответствия

Случаи, в которых необходимо проводить обязательное подтверждение соответствия, определены техническими регламентами. При этом проверка проводится на предмет соответствия только требованиями техрегламентов, и техрегламент же определяет формы и структуры обязательного подтверждения. Существует две формы обязательного подтверждения:

  • декларация о соответствии;
  • обязательная сертификация.

Оба документа обладают равной юридической силой, зона их действия распространяется на всю территорию России и все единицы товара, выпущенного на рынок в период действия декларации или сертификата соответствия и на протяжении всего срока годности/срока службы продукции.

Для осуществления декларирования соответствия необходима реализация одной из двух схем:

  • основой процедуры декларирования являются собственные доказательства;
  • основой процедуры декларирования являются как собственные доказательства, так и доказательства, собранные при участии третьей стороны. В качестве дополнительного субъекта здесь может выступать орган по сертификации и/или лаборатория, аккредитованная на проведение испытаний.

Разнообразные законодательные акты содержат положения относительно декларирования соответствия:

  • утверждение формы декларации уполномочен производить федеральный орган исполнительной власти по техрегулированию;
  • период действия декларации устанавливается техрегламентом;
  • содержание декларации закреплено в Законе о техническом регулировании.

При наличии всех необходимых данных декларация о соответствии регистрируется федеральным органом по техрегулированию в срок до 3 дней.

Полномочием осуществлять обязательную сертификацию владеет орган по сертификации: основанием для начала его деятельности служит договор с заявителем.

На продукцию, удовлетворяющую требованиями техрегламентов, органом сертификации оформляется сертификат соответствия.

Различные документы содержат положения относительно декларирования соответствия:

  • период действия сертификата задается техрегламентом;
  • федеральный орган по техническому регулированию уполномочен утверждать форму сертификата;
  • сертификат должен содержать информацию, определенную законодательно.

Все действия, направленные на исследование и измерение в рамках процедуры сертификации, производят сторонние организации – испытательные лаборатории, аккредитованные на соответствующие полномочия.

На продукцию, чьи характеристики удовлетворяют требованиями техрегламентов, в информационных целях наносится специальный знак обращения на рынке. Подробная информация об этом знаке содержится в Постановлении Правительства № 696 (19.11.2003 г.).

Сведения по всем выданным сертификатам органом по сертификации заносятся в реестр сертификатов. Также существует Единый реестр сертификатов, управление которым осуществляется федеральным органом по техническому регулированию.

В рамках процесса сертификации на заявителя возлагаются следующие обязательства:

  • обеспечить такие характеристик продукции, которые будут отвечать требованиям техрегламентов;
  • относительно продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия: сначала пройти процедуру подтверждения соответствия, после чего осуществить выпуск продукции;
  • указывать в сопроводительных документах к продукции данные о сертификате или декларации соответствия;
  • при необходимости предъявлять документы о соответствии (декларацию, сертификат) или их копии органам госконтроля за соблюдением технических регламентов и всем, кто имеет интерес в данном вопросе;
  • самостоятельно принимать решение о приостановке или прекращении реализации товаров и/или услуг в случае истечения срока действия документа о соответствии, а также, в случае, когда действие документа временно приостановлено;
  • уведомлять орган по сертификации, если в техническую документацию или технологию производственных процессов вносятся изменения;
  • приостанавливать или прекращать на основании решений уполномоченных органов производство продукции, по итогам прохождения процедуры подтверждения соответствия признанной несоответствующей требованиями технических регламентов.

Специализированные органы исполнительной власти, осуществляющие функции контроля за выполнением производителями требований техрегламентов, получили свои полномочия от Росстандарта, пока Правительство РФ не примет решение передать эти полномочия иным федеральным органам.

Поведение субъектов процесса производства и реализации товаров в ситуации, когда выпущенная продукция не соответствует требованиям техрегламентов, также регламентировано:

  • в случае обнаружения несоответствия уже выпущенной продукции требованиям техрегламентов производитель (его представители) должны уведомить в течение 10 дней (с момента обнаружения несоответствия) орган государственного контроля;
  • если факт несоответствия уже выпущенной продукции требованиям техрегламента обнаружен продавцом (его представителем), он должен в течение 10 дней соответствующим образом уведомить об этом производителя;
  • любое лицо имеет право оповещать орган государственного контроля при обнаружении факта несоответствия товара или услуги требованиям технического регламента. При этом сам контролирующий орган обязан уведомить о таком обращении производителя в срок до 5 дней;
  • в случае, когда уже выпущенная продукция была признана несоответствующей требованиям техрегламента, производитель обязан принять все возможные меры по минимизации и профилактике дальнейшего ущерба, могущего возникнуть в связи с оборотом некачественной продукции. Для этого производитель формирует план мероприятий, который согласовывает с контролирующим органом;
  • все вопросы, связанные с ликвидацией недостатков продукции, решаются за счет производителя;
  • когда возможные мероприятия не могут ликвидировать угрозу причинения вреда, производитель обязан немедленно остановить производственные процессы и реализацию, инициировать возврат продукции, возместить связанные с возвратом убытки;
  • когда информация о несоответствии признана достоверной, контролирующий орган должен передать производителю предписание сформировать план мероприятий дли минимизирования (нивелирования) реальных и возможных последствий (причиненного ущерба). Невыполнение полученных предписаний может стать предметом судебных споров, инициированных любым лицом, кто владеет информацией о несоответствии: в этой ситуации отзыв продукции происходит в принудительном порядке;
  • если выпуск продукции, не соответствующей требованиям техрегламента, привел к возникновению ущерба для субъектов сопутствующих товарных отношений, то производитель обязан этот ущерб возместить.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/predprinimatelskoe-pravo/tehnicheskoe-regulirovanie/

Medic-studio
Добавить комментарий