ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТЕРМИНАЛЬНЫХ И УМИРАЮЩИХ БОЛЬНЫХ: Рис. 5 Основные права терминальных и умирающих больных. Права

Права больных в конце жизни — allRefs.net

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТЕРМИНАЛЬНЫХ И УМИРАЮЩИХ БОЛЬНЫХ:  Рис. 5 Основные права терминальных и умирающих больных. Права

Права больных в конце жизни – раздел Образование, Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД Соблюдение Принципов Медицинской Биоэтики Должно Обеспечивать На Деле Реализа…

Соблюдение принципов медицинской биоэтики должно обеспечивать на деле реализацию прав пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи в конце жизни.

· право на уважение человеческого достоинства

· право на получение информации

· право на самоопределение (автономию)

· право на отказ от лечения

· право получать медицинское и социальное обслуживание

· право на избавление от боли и уменьшение страдания

· право на получение психологической и духовной поддержки

Пациент имеет право получать детальную информацию относительно:

· его состояния здоровья, включая результаты любых медицинских исследований;

· предлагаемых исследований и вмешательств;

· возможных положительных результатах и осложнениях от проведения или отказа от проведения этих исследований и вмешательств;

· запланированной даты проведения исследований и вмешательств;

· прав пациента принимать самостоятельные решения относительно проведения исследований и процедур;

· проведения любой альтернативной процедуры и метода лечения; процесса самого лечения и ожидаемых результатов.

Пациенты имеют право участвовать в обсуждении и принятии решений по поводу проведения исследований и лечения. Для проведения любого медицинского вмешательства необходимо получение информированного согласия пациента.

Право на отказ от лечения : если пациент страдает тяжелым заболеванием, которое согласно современным достижениям медицины должно привести к смерти больного в течение короткого промежутка времени даже при проведении необходимого лечения в полном объеме, от проведения поддерживающих жизнь или продлевающих жизнь вмешательств можно отказаться, позволив болезни протекать естественным образом.

Дееспособный пациент, пока он еще может принимать решения относительно своего лечения на будущее, может отказаться , в официальном документе (например, «последняя воля больного») от определенных поддерживающих методов лечения в случае:

· если он будет страдать неизлечимой уносящей жизнь болезнью;

· если он будет психически недееспособным в результате прогрессирования болезни,

· когда возникнет необходимость принятия решений;

· если будет испытывать боль, не копирующуюся всеми возможными средствами.

Кроме того, пациент имеет право назначить другого человека для осуществления этого права в случае своей недееспособности. Декларация может быть отменена в любое время.

Пациенты, отказывающиеся от лечения, имеют полное право на избавление от боли и облегчение страдания, получение медицинской и социальной помощи в полном объеме.

Каждое действие и решение должно быть оформлено официально в письменной форме.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТЕРМИНАЛЬНЫХ И УМИРАЮЩИХ БОЛЬНЫХ

1. ПРАВО НА УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

2. право на получение информации

3. прямо на самоопределение (автономию)

4. право на отказ от лечения

5. право получать медицинское и социальное обслуживание

6. право на избавление от боли и уменьшение страдания

7. право на получение психологической и духовной поддержки

Рис. 5 Основные права терминальных и умирающих больных.

Права терминальных больных, не только онкологических, обосновывают необходимость рассматривать больного как полноценного участника принятия решения о программе лечения его заболевания.

Участие пациента в выборе подхода к терапии его заболевания может быть полноценным только при его полной информированности о характере заболевания, известных методах его лечения, их предполагаемой эффективности и возможных осложнениях. По решению больного его право на выбор метода лечения может быть делегировано врачу.

Обсуждение методов лечения бывает психологически непростым для медицинских работников и предполагает наличие абсолютной терпимости и доброжелательности со стороны врачей и среднего медперсонала.

Ответственность за реализацию прав больного на сохранение человеческого достоинства и поддержку (медицинскую, психологическую, духовную и социальную) выходит за пределы компетенции врача и распространяется на многие институты общества.

Однако внедрение основных прав онкологического больного в реальную жизнь, и изменения в отношении общества к больному во многом зависят от людей, которые в наибольшей степени соприкасаются с проблемами онкологической помощи: врачей, медицинских сестер, волонтеров, больных и членов их семей.

Развернуть

Открыть в широком формате

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД

Паллиативная помощь и уход при вич спид..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Права больных в конце жизни

Источник: http://allrefs.net/c12/43z6b/p14/

Права больных в конце жизни

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТЕРМИНАЛЬНЫХ И УМИРАЮЩИХ БОЛЬНЫХ:  Рис. 5 Основные права терминальных и умирающих больных. Права

При соблюдении принципов медицинской биоэтики необходимо обеспечить на деле реализацию прав нуждающихся в помощи в конце жизни пациентов на:

  • уважение человеческого достоинства,
  • получение информации,
  • самоопределение (автономию),
  • отказ от лечения,
  • получение медицинского и социального обслуживания,
  • избавление от боли и уменьшение страдания,
  • получение психологической и духовной поддержки.

В 1993 г. в нашей стране принята новая конституция РФ, в которой провозглашаются гарантия и защита прав человека, а применительно к сфере здравоохранения – «прав пациента». Принцип «информированного согласия» нашел отражение в российской Конституции: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским или иным опытам» (ст. 21).

Пациент имеет право получать детальную информацию относительно:

· его состояния здоровья, включая результаты любых медицинских исследований;

  • предлагаемых исследований и вмешательств;
  • возможных положительных результатах и осложнениях от проведения или отказа от проведения этих исследований и вмешательств;
  • запланированной даты проведения исследований и вмешательств;
  • прав пациента принимать самостоятельные решения относительно проведения исследований и процедур;
  • проведения любой альтернативной процедуры и метода лечения; процесса самого лечения и ожидаемых результатов.

Пациенты имеют право участвовать в обсуждении и принятии решений по поводу проведения исследований и лечения. Для проведения любого медицинского вмешательства необходимо получение информированного согласия пациента.

Право на отказ от лечения : если пациент страдает тяжелым заболеванием, которое согласно современным достижениям медицины должно привести к смерти больного в течение короткого промежутка времени даже при проведении необходимого лечения в полном объеме, от проведения поддерживающих жизнь или продлевающих жизнь вмешательств можно отказаться, позволив болезни протекать естественным образом.

Дееспособный пациент, пока он еще может самостоятельно принимать решения относительно предстоящего лечения, может отказаться в официальном документе (например, так называемом «последнем распоряжении пациента») от определенных поддерживающих методов лечения в том случае:

  • если он страдает неизлечимой смертельной болезнью;
  • если имеются признаки и заключение экспертов относительно того, что в скором времени он будет психически недееспособен в результате прогрессирования болезни;
  • при возникновении необходимости заблаговременного принятия решений;
  • если предполагается, что он будет испытывать боль, которую невозможно облегчить никакими возможными средствами.

Кроме того, пациент имеет право назначить доверенного человека для осуществления его права на принятие решений в случае своей недееспособности.

«Последнее распоряжение пациента» в последующем может быть отменено по желанию больного в любое время.

Пациенты, даже в случае их отказа от определенных видов лечения, не смотря на это, имеют полное право на получение обезболивания и облегчение страдания, получение медицинской и социальной помощи в полном объеме. Каждое действие и решение должно быть оформлено официально в письменной форме.

Права терминальных больных обосновывают необходимость рассматривать больного как полноценного участника процесса принятия решения о тактике лечения и оказания помощи, а также составления программы лечения.

Участие в этом процессе пациента может быть полноценным только при его полной информированности о характере заболевания, известных методах лечения, их эффективности и возможных осложнениях. По решению больного его право на выбор метода лечения может быть делегировано врачу.

Обсуждение методов лечения бывает психологически непростым для медицинских работников и предполагает наличие абсолютной терпимости и доброжелательности со стороны врачей и среднего медперсонала.

Необходимо отметить, что окончательное решение по поводу определенного вопроса принимает БОЛЬНОЙ, а не его родственники.

Бывают случаи, когда мнения и желания самого больного и его близких расходятся, родственники настаивают на противоположном. Именно в таких случаях приобретает особое значение заблаговременное составление и оформление «последнего распоряжения пациента» относительно предстоящего лечения и ухода.

Главным действующим лицом в паллиативной помощи, как в прочем и в медицине в целом, является, безусловно, пациент. Ответственность за реализацию прав больного на сохранение человеческого достоинства и поддержку (медицинскую, психологическую, духовную и социальную) выходит за пределы компетенции врача и распространяется на многие институты общества.

Однако реализация основных прав инкурабельного больного на практике, и изменение отношения общества к этой категории больных во многом зависят от людей, которые задействованы в оказании паллиативной помощи: врачей, медицинских сестер, других членов команды, волонтеров, самих больных и членов их семей.

Этическая проблема «святой лжи» в медицине очень сложная. Общеизвестно, что традиция врачебной «святой лжи» восходит к идеям самого Гиппократа. В его книге «О благоприличном поведении», в частности, говорится: «Все… должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях».

Данная тема получает развитие в книге «Наставления»: «Но сами больные, по причине своего плачевного положения, отчаявшись, заменяют жизнь смертью». В то же время, несмотря на непререкаемый авторитет Гиппократа, решение этой сложнейшей этической проблемы никогда не было однозначным и прямолинейным. Так, М. Я.

Мудров говорил в 1820 г.: «Обещать исцеление в болезни неизлечимой есть знак, или незнающего, или бесчестного врача». Хорошо известно, что врачи, осматривавшие и лечившие умиравшего в течение 40 часов после дуэли А. С. Пушкина, сказали ему правду о безнадежности его состояния. У С. П. Боткина и Г. А.

Захарьина можно найти представления в защиту «святой лжи» врачей.

Применение «святой лжи» в отношении умирающих больных 100 лет назад считался этическим правилом, допускавшим, однако, исключения (при наличии серьезных оснований), сейчас же действует принцип «информированного согласия». Острого противоречия между требованиями Закона и нормами этики не должно быть.

Новая редакция «Лиссабонской декларации о правах пациента» ВМА (принята в 1995 г.) предписывает: «в исключительных случаях, когда врач уверен в нанесении серьезного ущерба пациенту сообщением правдивой информации, такая информация может быть от пациента сокрыта», т.е.

, действующий российский закон решает эту труднейшую моральную дилемму слишком прямолинейно.

Приверженность большинства отечественных медиков (врачей и медсестер) традиции «святой лжи» общеизвестна и подтверждается результатами целого ряда социологических опросов.

Для каждого врача проблема информирования обреченного больного – это тяжелейший моральный выбор.

Специалист по врачебной этике может здесь только посоветовать врачу «взвешивать» все «за» и «против», когда он выбирает традиционную, классическую этическую тактику сокрытия правды или же современный подход полной правдивости.

Врач паллиативной помощи исповедует следующее этическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни больного становится более важным, чем ее продолжительность.

Паллиативная медицина – особая область медицины, где одинаково важны как высокая специальная подготовка медперсонала, так и умение контактировать с больным. Нарушение этого единства может весьма печальным образом отразиться на судьбе пациента.

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 33; Нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.com/1-111149.html

Тема 5. Паллиативная помощь и медицинская биоэтика

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТЕРМИНАЛЬНЫХ И УМИРАЮЩИХ БОЛЬНЫХ:  Рис. 5 Основные права терминальных и умирающих больных. Права

Тема 5. Паллиативная помощь и медицинская биоэтика.

Паллиативная помощь – забота о страждущих.

«Каждому из нас предстоит пройти через «врата смерти»,

Пусть же каждый вложит в них хоть каплю своего творчества,

каплю своего участия в этом деле.

Не может быть корысти в великий момент смерти»

А.В. Гнездилов

«Благоговение перед жизнью» – этой фразой Альберт Швейцер, один из выдающихся гуманистов нашей современности, определил всю сущность и величие, зародившейся впоследствии науки – биоэтики (Швейцер А., 1992).

Когда читаешь его книгу, то осознаешь, что каждый постулат и напутствие, данное им людям – это то, что в реальной жизни выполняется медиками и немедиками, оказывающими помощь инкурабельному и умирающему больному.

Паллиативная помощь по определению и по сути своей решает не на словах, а на деле главную общечеловеческую и христианскую этическую проблему – помогает ближнему и избавляет от страдания страждущего.

Кроме того, она является разделом медицины, на который ложится решение вопросов, возникающих в связи с ожиданием, приближением смерти человека и самой смертью, – решения вопросов физического страдания, психологических, философских и духовных.

В отличие от других направлений медицины специалисты паллиативной помощи вынуждены решать вопросы биоэтики в своей практической деятельности ежеминутно, 24 часа в сутки и 7 дней в

неделю.

Само по себе существование или отсутствие настоящей паллиативной помощи – показатель уровня развития общества, его гуманности, наличия демократических основ государства и отношения к проблемам биоэтики.

Пожалуй, одним из первых, кто заговорил честно и вызывающе на всю страну о проблемах терминальных больных, была главный редактор журнала «Главный Врач» И.С. Мыльникова (Мыльникова И.С., 1997).

Она открыто написала в 1997 году: «Говоря о качестве медицинской помощи различным категориям пациентов, мы весьма часто забываем о тех пациентах, кто болен неизлечимой болезнью и уже вступил в особый период своей жизни – период умирания.

… Сложившаяся в отечественной медицине практика утаивания от

больного факта его смертельной болезни освобождает нас от подобной заботы. Ведь если больной ничего не знает, нам не нужно оказывать ему поддержку. Когда же он становится беспомощным, мы помещаем его в одноместную палату и, закрывая за собой дверь, отгораживаемся от его проблем. А ведь они есть.

И я говорю здесь не о невнесенном судне или некупированных болях. И сегодня я утверждаю: наши пациенты в большинстве случаев умирают в недостойных человека условиях. Де-факто мы не считаем их личностями, равными нам. Мы лишили их права на смерть в достойных условиях, подразумевающих уважение и право на выбор.

Наше отношение к таким больным негуманно».

Главные отличия общения с больными в паллиативной помощи определяются особенностями контингента больных и периодом жизни человека, когда ему требуется паллиативная помощь, а также проблемой приближающейся неминуемой смерти и процессом самой смерти.

Мы имеем дело с тяжелыми инкурабельными больными. Больные испытывают тяжелые страдания, поэтому купирование боли и других неприятных симптомов, психологическая поддержка со стороны врача и медицинской сестры имеют огромное значение.

Общение с такими больными имеет свои особенности и требует отдачи сил и мастерства. Требуется большое умение слушать, сострадать, и в то же время одобрить. Приобретает особое значение безмолвный контакт с больным, прикосновение руки, теплый взгляд.

Необходимо помнить, что даже если больной находится без сознания, он слышит нас и требует внимания и поддержки. Это важно вплоть до самой смерти человека.

«Умейте молчать. Пусть болтовня отступит, даст место глубокому, собранному, полному подлинной человеческой заботливости молчанию… Возьмите больного за руку и скажите спокойно: я рад побыть с тобой… И замолчите, будьте с ним, не воздвигайте между вами целый мир незначительных слов или поверхностных эмоций», – пишет митрополит Антоний Сурожский (Сурожский А., 1994).

Мы имеем дело с умирающими людьми. На повестку дня сразу же встает вопрос о приближающейся смерти, о смерти вообще, о смысле жизни и бессмертии души, о существовании Бога и миссии человека на земле. Как показывают исследования, многие больные хотят, чтобы с ними поговорили на эти темы. И если врач или медицинская сестра не подготовлены к такому

разговору, то потребность больного в духовном общении не будет удовлетворена. Организация встречи и бесед со священником имеет очень большое значение.

Паллиативная помощь и медицинская биоэтика

Биоэтика вооружает медиков знанием, как специфических вопросов медицинской этики, так и способностью к системному анализу, вырабатывает привычку рассматривать проблемы в междисциплинарном и социокультурном контексте, при этом развивает воображение, практические навыки и моральную ответственность за принимаемые этические решения, а также чувства эмпатии и сострадания к людям, животным, природе.

Биоэтика предлагает ряд новых этических принципов и правил для регуляции деятельности ученого и клинициста-практика.

Принципы биоэтики возникают из необходимости соединения ценностей объективного знания и универсальных духовных ценностей человеческой культуры, при этом человек выступает целью, а не средством развития науки и общества.

Как отмечают многие исследователи, этические аспекты в паллиативной медицине складываются из двух процессов – определения главных ценностей среди всех ценностей и принятие решений в соответствии с выбранной ценностью.

Особенностью паллиативной помощи является то, что часто наблюдаются противоречия между выбранной ценностью и принятым решением, а также большие сложности в определении самой значимой ценности. Пожалуй, самым сложным является реализация принятого решения на практике, поскольку паллиативная помощь – это практика в каждом текущем мгновении.

В последнее время среди зарубежных и отечественных ученых завоевали признание принципы медицинской биоэтики, сформулированные американскими исследователями Beauchamp T.I. и Childress J.F. в 1994 году (Вершинина С.В., 2000; Трошин В.Д. с соав., 2002; Жаринов В.М., 2003; ):

принцип автономии и уважения человеческого достоинства (autonomy and dignity respect);

принцип «недеяния зла», или «не навреди» (non-maleficence);

благодеяния (beneficence);

справедливости (justice).

Из названных принципов вытекают и следующие требования: правдивости (veracity), приватности (privacy), конфиденциальности (confidentiality), верности (fidelity) и информированного согласия (informed consent). И хотя сегодня все еще не утихают дискуссии об универсальности “системы четырех

принципов” медицинской биоэтики Beauchamp T.I. и Childress J.F., правомерности ее широкого распространения и практического применения в международных документах и кодексах, эти принципы вполне применимы и к практике паллиативной помощи, хотя об особенностях их интерпретации следует сказать отдельно (Beauchamp T.I., Childress J.F., 1994).

Основные принципы медицинской биоэтики в паллиативной помощи

ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ АВТОНОМИИ ПАЦИЕНТА.

Для осуществления этого принципа в практике специалистам паллиативной помощи необходимо:

согласовывать приоритеты и цели помощи с пациентами и их родными,

обсуждать варианты лечения с пациентом и совместно формулировать планы помощи,

не отказывать в предоставлении информации, которую пациент желает получить,

удовлетворять потребность пациента в информации о любом виде лечения,

уважать желание пациента отказаться от лечения.

ПРИНЦИП НЕДЕЯНИЯ ЗЛА («НЕ НАВРЕДИ»).

Реализация этих принципов подразумевает, что специалисты паллиативной помощи должны:

тщательно оценить все преимущества и трудности, которые могут возникнуть в результате планируемого лечения,

тщательно взвесить вероятность получения осложнений и вероятность достижения положительных результатов, планируемых при проведении того или иного диагностического или лечебного мероприятия ('не навреди'),

реализовать право каждого больного на получение самого высокого стандарта помощи в пределах имеющихся ресурсов, а также сделать все возможное для организации необходимого лечения за счет перераспределения имеющихся средств и привлечения дополнительных возможностей.

ПРИНЦИП БЛАГОДЕЯНИЯ

Обеспечение благополучия пациента в конце его жизни (до самого момента смерти) достигается удовлетворением интересов больного. Но каковы эти интересы? Jansen L.A., Johnston B.E., и Sulmasy D.P. (2003) подразделяют интересы больного, нуждающегося в паллиативной помощи в конце жизни, на две большие категории:

феноменологические интересы (напрямую связанные с жалобами и фактическими переживаниями больного);

нефеноменологические (напрямую не связаны с фактическими переживаниями больного).

К первой категории относятся интересы больного, который находится в состоянии физического дискомфорта, то есть его беспокоят боль, одышка и др. физические симптомы, приносящие неудобство.

Первостепенная задача паллиативной медицины – обеспечить избавление больного от боли и страдания, которые часто имеют место в конце жизни. Хотя эти жалобы и субъективны, хорошие специалисты паллиативной помощи должны выявить и оценить их.

Например, пациентам, которым необходимо обезболивание, предлагается оценить уровень боли по специальной градуированной шкале (от 0 до 10 баллов). Это мероприятие является руководством для клинициста, который производит обезболивание, обеспечивая комфорт больному.

Чтобы удовлетворить феноменологические интересы больного в конце жизни, медики должны избавить больного от боли. Кроме боли они должны избавить больного от страдания.

Термины боль и страдание не являются синонимами. В соответствии со стандартным определением боль – это неприятное сенсорное и эмоциональное ощущение человека, вызванное фактическим или потенциальным повреждением тканей. Напротив, страдание – более широкое понятие, которое включает в себя понятие боли, но не ограничивается им.

В определении страдания большая роль принадлежит социальным и психологическим компонентам. Например, больные часто страдают, переживая отрицательные изменения в своем состоянии. Они также могут испытывать страдания от изменения привычного образа жизни и ощущения, что они стали не теми, кем были раньше.

Это в свою очередь приводит к страданиям другого рода.

Что такое боль хорошо понятно всем. В клинической практике онколога существуют стандартные методики измерения интенсивности боли и стандартные мероприятия по купированию боли. Страдание – совсем другое дело. Это неопределенное, противоречивое и плохо понимаемое ощущение.

Как отметил один писатель, «у медиков нет договоренности и достоверных стандартов для оценки страдания и определения его величины. Также нет никаких методов, чтобы определить, уменьшили ли страдание пациента проведенные мероприятия паллиативной помощи или нет».

Эта неопределенность в понимании страдания имеет важное значение при оказании паллиативной помощи.

Большое место в паллиативной помощи занимает процесс удовлетворения феноменологических интересов больного в конце жизни. Но нефеноменологические интересы также не должны быть игнорированы. Эти интересы не связаны с поддержанием физического комфорта пациента.

Примерами могут служить потребность скрывать тайну и постоянную тревогу. Именно эти потребности часто остаются незамеченными.

Наличие этих интересов требует организации психотерапевтической помощи, серьезного обсуждения этих вопросов с больными, и, конечно же, хороших и доверительных отношений между врачом и пациентом.

ПРИНЦИПЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ВЕРНОСТИ

В сфере паллиативной помощи, как нигде в медицине, приобретает жизненную важность соблюдение одного из основных принципов биоэтики – принципа справедливости. Хотелось бы выделить три основные его составляющие, имеющие особую актуальность для паллиативной помощи, как медико-социальной помощи в конце жизни и помощи умирающему больному:

доступность помощи для категории населения, не способной на активную защиту своих прав;

обеспечение бесплатности этой помощи, которая предоставляется одной из самых социально незащищенных групп населения, особенно в условиях затянувшихся экономических реформ в России;

тщательный подбор медицинского персонала, начиная с руководителя учреждения, который способен не только на выполнение служебных обязанностей, но и на проявление милосердия к умирающим больным и безусловное соблюдение этических норм и принципов, среди которых на первом месте честность и верность человеческому и медицинскому долгу.

ПРИНЦИП УВАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА ПАЦИЕНТА

Основополагающий принцип медицинской биоэтики, он невидимо присутствует в каждом из других принципов. Однако его трактовка в контексте паллиативной помощи имеет свои особенности.

Принцип уважения человеческого достоинства иногда отождествляется с принципом уважения автономии (независимости в принятии собственных решений и их реализации) больного.

Инкурабельные больные, как и другие больные, имеют свои желания относительно того лечения, которое они хотели бы получить. Необходимость уважения этих желаний определяет поведение врача. Так врач не должен навязывать больному того лечения, от которого тот отказывается.

Например, если компетентный больной отказывается от поддерживающей жизнь терапии, врачи не должны назначать её, даже если они верят в то, что на данном этапе жизнь больного может быть еще поддержана.

С другой стороны, врач должен помочь пациенту получить достаточную информацию о своей болезни, диагнозе и лечении в доступной для его понимания форме.

В обязанность врача входит также необходимость обсудить с больным его пожелания относительно лечение на перспективу, если при ухудшении самочувствия он будет не в состоянии принимать решения самостоятельно.

В некоторых западных странах это обычно сопровождается тем, что больному предлагают заполнить «директиву», в которой отражается его решение о предпочитаемом лечении в случае, если он будет не в состоянии в дальнейшем выразить его сам, или записывается имя и адрес человека, которому он доверяет принимать решения относительно тактики дальнейшего лечения. Составление заблаговременных планов больного приобретает особое

значение в том случае, если больной боится быть отвергнутым обществом или не имеет доверительных отношений в семьи и с друзьями. Некоторые больные сохраняют в тайне от близких правду о своём диагнозе и прогнозе. Врач должен иметь это в виду и помочь найти необходимую поддержку.

Обеспечение автономии больного важная, но и не единственная составляющая реализации принципа уважении достоинства пациента как личности. Врачи не должны следовать желаниям своих больных слепо. Это очевидно в тех случаях, когда пациенты просят назначить им лечение или манипуляции, которые определённо не имеют медицинских показаний.

В этом случае врачу не следует идти «на поводу». Особенно важно иметь это в виду, когда речь идёт о пациенте в конце его жизни. Такие больные могут просить врача ускорить наступление смерти, поскольку они считают, что продолжающая жизнь более не благо, а бремя.

Или же они могут наоборот просить о проведении процедур и манипуляций, которые не имеют с медицинской точки зрения никакого смысла (тщетны). Отказ от выполнения просьбы больного в этих случаях свидетельствует как раз об уважении человеческого достоинства.

Конечно, врач должен обладать достаточной этической рассудительностью и опытом, чтобы решить, как и когда он должен отвечать на желания больного. Важно подчеркнуть то, что уважение человеческого достоинства не может быть сведено лишь к необходимости уважения автономии пациента.

Права больных в конце жизни

Соблюдение принципов медицинской биоэтики должно обеспечивать на деле реализацию прав пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи в конце жизни.

право на уважение человеческого достоинства

право на получение информации

право на самоопределение (автономию)

право на отказ от лечения

право получать медицинское и социальное обслуживание

право на избавление от боли и уменьшение страдания

право на получение психологической и духовной поддержки

Пациент имеет право получать детальную информацию относительно:

его состояния здоровья, включая результаты любых медицинских исследований;

предлагаемых исследований и вмешательств;

возможных положительных результатах и осложнениях от проведения или отказа от проведения этих исследований и вмешательств;

запланированной даты проведения исследований и вмешательств;

прав пациента принимать самостоятельные решения относительно проведения исследований и процедур;

проведения любой альтернативной процедуры и метода лечения; процесса самого лечения и ожидаемых результатов.

Пациенты имеют право участвовать в обсуждении и принятии решений по поводу проведения исследований и лечения. Для проведения любого медицинского вмешательства необходимо получение информированного согласия пациента.

Право на отказ от лечения: если пациент страдает тяжелым заболеванием, которое согласно современным достижениям медицины должно привести к смерти больного в течение короткого промежутка времени даже при проведении необходимого лечения в полном объеме, от проведения поддерживающих жизнь или продлевающих жизнь вмешательств можно отказаться, позволив болезни протекать естественным образом.

Дееспособный пациент, пока он еще может принимать решения относительно своего лечения на будущее, может отказаться , в официальном документе (например, «последняя воля больного») от определенных поддерживающих методов лечения в случае:

если он будет страдать неизлечимой уносящей жизнь болезнью;

если он будет психически недееспособным в результате прогрессирования болезни,

когда возникнет необходимость принятия решений;

если будет испытывать боль, не копирующуюся всеми возможными средствами.

Кроме того, пациент имеет право назначить другого человека для осуществления этого права в случае своей недееспособности. Декларация может быть отменена в любое время.

Пациенты, отказывающиеся от лечения, имеют полное право на избавление от боли и облегчение страдания, получение медицинской и социальной помощи в полном объеме.

Каждое действие и решение должно быть оформлено официально в письменной форме.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ТЕРМИНАЛЬНЫХ И УМИРАЮЩИХ БОЛЬНЫХ:

1. Право на уважение человеческого достоинства

2. Право на получение информации

3. Прямо на самоопределение (автономию)

4. Право на отказ от лечения

5. Право получать медицинское и социальное обслуживание

6. Право на избавление от боли и уменьшение страдания

7. Право на получение психологической и духовной поддержки

Права терминальных больных, не только онкологических, обосновывают необходимость рассматривать больного как полноценного участника принятия решения о программе лечения его заболевания.

Участие пациента в выборе подхода к терапии его заболевания может быть полноценным только при его полной информированности о характере заболевания, известных методах его лечения, их предполагаемой эффективности и возможных осложнениях.

По решению больного его право на выбор метода лечения может быть делегировано врачу. Обсуждение методов лечения бывает психологически непростым для медицинских работников и предполагает наличие абсолютной терпимости и доброжелательности со стороны врачей и среднего медперсонала.

Ответственность за реализацию прав больного на сохранение человеческого достоинства и поддержку (медицинскую, психологическую, духовную и социальную) выходит за пределы компетенции врача и распространяется на многие институты общества.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-444731028

Medic-studio
Добавить комментарий