Основные законы гигиены: Еще в 1887 г. один из основателей экспериментальной гигиены Ф.Ф.

Экспериментальная гигиена в России

Основные законы гигиены: Еще в 1887 г. один из основателей экспериментальной гигиены Ф.Ф.

Становление экспериментальной гигиены. М. Петтенкофер

Становление общественной медицины, учет заболеваемости и смертности и связанный с ними анализ вредных условий труда приводили к необходимости разработки научно обоснованных гигиенических нормативов, в результате чего сформировалась новая наука экспериментальная гигиена, основоположником которой явился немецкий врач Макс Петтенкофер (Pettenkofer, MaxJosefvon, 1818— 1901, рис. 151).

М. Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Он разработал объективные методики гигиенической оценки воздуха, одежды и почвы, занимался гигиеной водоснабжения, вместе с К. Фойтом установил гигиенические нормы питания.

Придавая особое значение гигиене почвы, он доказал важность ее осушения и проведения гигиенических мероприятий по удалению нечистот и оздоровлению населенных мест.

Благодаря его деятельности в Мюнхене и другах городах Германии заболеваемость кишечными инфекциями значительно снизилась. Однако М. Петтенкофер переоценивал «почвенный» фактор.

Особенно ярко это проявилось в его позиции в отношении причин возникновения эпидемий холеры. Придерживаясь «почвенной» теории, он выступил против «бактериологической» теории Р. Коха.

Открытием холерного вибриона (1883) Р. Кох доказал решающую роль микробного начала в распространении инфекции, однако, считая вибрион необходимой и достаточной причиной возникновения эпидемии, он не принимал во внимание условий окружающей среды и социальных факторов. «Инфекционные болезни,— говорил Р. Кох в 1888 г.

в своем докладе I «О борьбе с инфекционными болезнями»,— никогда не возникают…

ни вследствие голода, бедности, лишений, и вообще ни в результате совокупности факторов, охватываемых обычно термином «социальной нищеты», а исключительно вследствие проникновения своих специфических зародышей, их размножения и распространения».

М. Петтенкофер не отрицал существования живого возбудителя, но в то же время не верил в его простую передачу. «Существуют территориальные и временные факторы, благоприятствующие возникновению эпидемии»,— утверждал он. Проверить свою точку зрения в эксперименте на животных М.

Петтенкофер не мог: холера — болезнь людей. И он решил поставить эксперимент на себе: будучи уверенным в «здоровой» почве Мюнхена, М. Петтенкофер 7 октября 1892 г. выпил культуру холерного вибриона. По счастливой случайности он не заболел холерой (возможно, что культура была ослабленной).

Это еще более утвердило его в своем мнении.

В России становление научной гигиены проходило во второй половине XIX в. Одним из ее основоположников был Алексей Петрович Доброславин (1842—1889).

В 1868 г. он защитил докторскую диссертацию «Материалы для физиологии метаморфоза» (обмена веществ). Затем в течение двух лет работал в лабораториях А. Вюртца, М. Петтенкофера и К. Фойта. По возвращении на родину он возглавил первую в России кафедру гигиены в Петербургской медико-хирургической академии (1871).

При кафедре по его инициативе была создана экспериментальная лаборатория для научных исследований и практических занятий со слушателями академии. А. П. Доброславин является автором первых в России учебников гигиены: «Гигиена. Курс общественного здравоохранения» (1882—1884) и «Курс военной гигиены» (1885—1887).

Его научные труды посвящены изучению обмена веществ, гигиене питания и военной гигиене.

А. П. Доброславин внес большой вклад в развитие общественной медицины в России. Он принимал участие в благоустройстве Петербурга. По его инициативе в 1878 т. было основано Русское общество охранения народного здравия и научно-практический журнал «Здоровье», редактором которого он был в течение 10 лет (1874—1884).

Вторая в России кафедра гигиены была создана в 1882 г. в Московском университете.

Ее возглавил Федор Федорович Эрисман (1842—1915) —выдающийся российский гигиенист (швейцарец по происхождению), один из основоположников экспериментальной гигиены в России, активный деятель общественной медицины. В 1869 г.

, приехав в Россию, он «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И. М. Сеченов).

Деятельность Ф. ф. Эрисмана носила общественный характер. Он уделял большое внимание школьной гигиене и.

гигиене жилища, впервые опубликовал материалы о вопиющем антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлежных домов Петербурга, боролся за усовершенствование канализации и «надлежащее устройство санитарной части в России».

Для повышения уровня своей подготовки в области общественной гигиены и санитарии Ф. Ф. Эрисман в течение ряда лет (с 1872 г.) работал в лабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта. Возвратившись в Россию, он принял участие в русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.

В 1879 г. Московское земство (о земстве см. с. 273), обеспокоенное ростом заболеваемости и тяжелым санитарно-гигиеническим состоянием предприятий Московской губернии, пригласило Ф. Ф. Эрисмана для проведения углубленного санитарно-гигиенического обследования фабрик и заводов. В течение шести лет (1879—1885) Ф. Ф.

Эрисман и два его сотрудника обследовали 1080 предприятий с общим числом рабочих 114 000. Результаты этой уникальной по своим масштабам работы были опубликованы з «Материалах по исследованию фабрик и заводов Московской губернии» (1890).

Их данные неоднократно использовались в трудах о развитии капитализма в России и считаются лучшими в современной литературе по фабрично-заводской статистике.

В 1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран профессором Московского университета, а в 1882 г. возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены. В университете Ф. Ф. Эрисман занимал «крайне левое крыло». Его лекции и научные труды отличались широким общественным подходом к решению проблем медицины.

Он принимал активное участке в сооружении новых клиник университета, и в частности гигиенического корпуса (рис.

152), где размещалась его кафедра; руководил работами по проектированию канализации Москвы и участвовал в сооружении Московского (Рублевского) водопровода; был активным участником Пироговского общества и председателем Пироговских съездов. В 1896 г.

, когда профессор Эрисман выступил в поддержку передовых студентов, он был уволен из университета: крупнейший гигиенист России был лишен возможности работать. Его пребывание в России сделалось невозможным, и Ф. Ф. Эрйсман был вынужден возвратиться в Швейцарию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_144594_eksperimentalnaya-gigiena-v-rossii.html

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

Основные законы гигиены: Еще в 1887 г. один из основателей экспериментальной гигиены Ф.Ф.

Cмотрите так же…
Шпапгалки к экзамену по гигиене. Часть 1
Место гигиены в системе медицинских наук. Значение гигиены в деятельности врача лечебного профиля.
История становления и развития гигиены. Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман, Г.В.Хлопин, А.Н.Сысин, В.В.Горинсвский).
Гигиенические проблемы в экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности. Экологические факторы и здоровье населения.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ
Проблемы гигиены и экологии в условиях научно-технического прогресса. Роль гигиены в прогнозировании здоровья населения и оздоровлении внешней среды.
Предупредительный и текущий санитарный надзор. Роль санитарного надзора в решении вопросов оптимизации внешней среды, условий труда, проживания, питания.
Основные причины деградации окружающей среды. Неблагоприятные факторы химической, физической и биологической природы, влияющие на здоровье населения в современных условиях. Значение
Особенности действия на организм вредных факторов окружающей среды. Понятие о комбинированном, сочетанием действии и комплексном поступлении вредных веществ в организм. Отдаленные эффекты действия вредных факторов на организм, отражение этого действия в структуре и уровне заболеваемости населения.
Использование достижений научно-технического прогресса с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья населения. Анализ состояния здоровья в зависимости от характера и уровня загрязнения окружающей среды.
Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (ПДК, ПДУ. ОБУВ) как основа санитарного законодательства.
Методы обоснования гигиенических норм
Теория риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды.
Актуальные вопросы гигиены и экологии.
Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса.
Гигиеническое значение загрязнений атмосферы
Физические свойства воздуха и их значения для организма (температура, влажность, барометрическое давление и скорость движения воздуха). Микроклимат и его гигиеническое значение. Виды и влияние дискомфорного микроклимата на теплообмен и здоровье человека (переохлаждение и перегревание)
Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Значение инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра.
Действие Уф-лучей
Природно-географические условия среды обитания и здоровье человека. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Периодические и апериодические изменения погоды. Гелиометеотропные реакции и их профилактика.
Климат, определение понятия, Строительно-климатическое районирование территории РФ. Климат, здоровье и работоспособность.
Акклиматизация и ее гигиенические аспекты. Особенности труда, быта, жилища, одежды; обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.
Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха.
Физиологическое, санитарно-гигиеническое и хозяйственное значение воды.
Вода как фактор окружающей среды. Значение. Влияние качества питьевой воды на здоровье. Требования к качеству питьевой воды.
Гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Причины антропогенного загрязнения водоемов. Санитарная охрана водоемов.
Атмосферные осадки
Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении.
Выбор источника водоснабжения
Санитарная характеристика централизованной и децентрализованной систем водоснабжения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения.
All Pages

Page 3 of 30

 История становления и развития гигиены.

Основоположники и виднейшие представители отечественной гигиенической науки 

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здо­ровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в не­благоприятных условиях окружающей среды. Постепен­но опыт, накопленный за много веков и широко ис­пользуемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, поскольку происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Однако уже в те далекие вре­мена было известно, что лечение не предотвращает рас­пространения массовых болезней и наряду с умением лечить не менее важно умение предупреждать заболева­ния.

Были попытки обобщить и систематизировать от­дельные гигиенические советы по сохранению здоро­вья. В Древней Индии до нашей эры были распростра­нены многие гигиенические правила, которые затем вошли в свод законов Ману.

В Китае были известны правила диетического питания, водные процедуры, сол­нечное облучение, лечебная гимнастика как мероприя­тия по укреплению здоровья и повышению сопротив­ляемости болезням.

Особый интерес для истории гигиены представляет развитие идей профилактики в Древнем Египте, Древ­ней Греции и Римской империи. Так, в Древнем Егип­те задолго до нашей эры проводились работы по осуше­нию почвы, существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы.

В античной Греции уже осуществля­лись систематизация и накопление гигиенических знаний. Основоположник научной медицины Гиппократ (460—370 г. до н. э.

), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружаю­щей среды для здоровья человека. Особое внимание Гиппократ уделял клима­ту и условиям местности, образу жизни людей, труду, питанию, физическим упражнениям.

Резким колебаниям погоды, нарушениям питания, дурным при­вычкам он придавал большое значение в этиологии болезней. Гиппократ впер­вые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О воз­духе, воде и почве», «О здоровом образе жизни» и др.

В этих трудах Гиппократ впервые определил значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни челове­ка. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача «заботиться о здоро­вых ради того, чтобы они не болели».

            В Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, которые для той эпохи были настоящим чудом. Сооружали поля орошения, были попытки организации санитарного надзора за жилищ­ным строительством, продажей пищевых продуктов.

Россия.

Первый период народной гигиены – гигиеническая практика людей проявлялась в обычаях, нравах, традициях, направленных на охрану здоровья. В целом гигиеническая ситуации была лучше чем в Западной Европе. Краткое содержание периода:

1.Строгая сезонная ритмичность жизни.

2.Рациональный выбор мест для поселения и разумное устройство жилища.

3.Рациональная одежда и обувь.

4.Рациональное питание

5.Поддержка личной гигиены

6.Уход за детьми и народная эпидемиология

Второй период –  эмперический, характеризуется наблюдением, как основным видом гигиенического познания. Этот период делится:

а) х – к ХVII. Период фиксации народного опыта в письменных источниках(100глав, домострой)

б)к 17 – первая половина 18в. Реформа Петра I. Начало гигиенических оценок окр среды и поведения человека, создание первых сан предписаний

в)вторая половина 18 – середина 19 в. Оценка окр среды и поведения человека медиками(Зыбелин, Мудров, Максимович – Амбодик.) Оформление гигиены в предмет преподавания, улчучшение сан надзора.

            Третий период. Научно-экспериментальный.

а)Период экспериментальной и общественной гигиены. Вторая половина 19 – 20гг 20 века. Создание самостоятельных гигиенических кафедр, создание школ ученных гигиенистов, формирование сан организаций.

            Основоположник отечественной гигиенической науки А.П. Доброславин(1842-1889). А.П.

Доброславин был первым русским про­фессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской ака­демии в Петербурге, создателем эксперимен­тального направления в гигиене.

Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

А.П. Доброславин выезжал в Астрахань на борьбу с чумой, в Киев для прове­дения противоэпидемических мероприятий по ликвидации сыпного тифа. Его труды «Курс военной гигиены» и «Гигиена, курс общественного здравоохране­ния» были первыми обстоятельными учебниками. За 20 лет, начиная с 1871 г., А.П.

Доброславин и его ученики издали около 150 научных работ, в числе которых было 96 диссертаций по различным вопросам гигиены. Основоположником общественного направ­ления в гигиене явился Ф.Ф. Эрисман. Он ро­дился в Швейцарии в 1842 г. Уже в годы сту­денчества Ф.Ф.

Эрисман увлекался вопросами профилактической медицины, которые обсуж­дались на совещаниях и съездах, проходивших тогда в Швейцарии. После окончания универ­ситета в Цюрихе (1865) Ф.Ф. Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естествен­ные и социальные науки. В 1867 г.

он защитил диссертацию «Интоксикационные амблиопии (алкогольного и табачного происхождения)». В 1869 г. он приехал в Петербург, где практи­ковал как окулист.

            В 1876 написал труд «Общественная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда».

            В 1877 г. во время войны с Турцией Ф.Ф. Эрисман получил назначение в качестве помощника председателя комиссии для оздоровления местностей, занятых русской армией, действующей за Дунаем, и приложил много усилий для ограничения эпидемий сыпного тифа в русских войсках.

            В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень докто­ра медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

            В 1891по его инициативе была создана городская санитарная станция.

            В 1896г выслан из страны за поддержку революционно настроенных студентов в Швейцарию.

       В первый период строительства советского здравоохранения весьма плодо­творной была деятельность Г. В. Хлопина — ученика Ф.Ф. Эрисмана. Он был гигиенистом широкого профиля и внес большой вклад в становление и разви­тие гигиенической науки.

Г.В. Хлопин выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболева­ний, санитарно-химической защите и др.

Длительное время Г.В. Хлопин заведовал кафедрой гигиены Военно-меди­цинской академии им. СМ. Кирова в Ленинграде, организовал кафедру об­щей гигиены в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском ин­ституте. Г.В.

Хлопин был прекрасным преподавателем, написал ряд учебных пособий по гигиене. Он подготовил много ученых-гигиенистов, возглавляв­ших в последующем кафедры и занимавших видные посты в учреждениях со­ветского здравоохранения.

Сысин Алексей Николаевич (1879, Нижний Новгород — 1956, Москва), врач, организатор санитарно-эпидемиологического дела и один из основоположников коммунальной гигиены в СССР, академик Академии медицинских наук СССР (1944).

Окончил медицинский факультет Московского университета. Работал санитарным врачом в ряде губерний (1908—13) и в Москве (1913—18).

В 1918—32 возглавлял санитарно-эпидемиологический отдел Наркомздрава РСФСР, с 1922 профессор 1-го МГУ, в 1931—51 заведующий кафедрой коммунальной гигиены ЦИУ врачей.

В 1944—56 директор Института общей и коммунальной гигиены (ныне НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина). В качестве председателя санитарно-технической комиссии Наркомздрава РСФСР (1929—34) участвовал в санитарном благоустройстве Москвы.

Гориневский Валентин Владиславович [22.9(4.10).1857, Архангельск, — 13.2.1937, Москва], советский педиатр, гигиенист, один из первых отечественных учёных в области физического развития и воспитания, врачебного и педагогического контроля.

Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил медицинский факультет Гейдельбергского университета (1887), с 1913 действительный член и профессор Педагогической академии и профессор Высших курсов им. Лесгафта в Петербурге.

С 1917 профессор медицинского факультета Самарского университета, где создал первую университетскую кафедру по физической культуре; с 1921 заведующий научным отделом Главной военной школы физического образования трудящихся (Москва), с 1923 профессор 2-го МГУ и Московского института физической культуры, где в 1923 основал первую в СССР кафедру врачебного контроля.

Соч.: О закаливании человеческого организма как средстве воспитания, ч. 1—2, СПБ, [1900]; Физическое образование, СПБ. 1913: Физические упражнения, соответствующие данному возрасту, П., 1916; Физическая культура и здоровье, М., 1945; Избр. произв., М., 1951.

б)Период углубленных исследований и точных регламентаций- 20 года 20в –до н.вр. Были разработаны ПДКА, ПДУ. В начале приорететным стала гигиена труда. В 1934 г в системе наркомздрава было 38 научно-исследовательских институтов, занимающихся гигиеной труда. Сейчас приоретной является гигиена питания.

Источник: http://spargalki.ru/medicine/185-gigiena-ekzamen-1.html?start=2

Методология гигиены. Первый закон гигиены

Основные законы гигиены: Еще в 1887 г. один из основателей экспериментальной гигиены Ф.Ф.

Развитие гигиены в России. Вклад Доброславина и Эрисмана в формирование гигиены как науки

А.П. Доброславин написал первые оригинальные учебники на русском языке, основал первый гигиенический журнал “Здоровье” и гигиеническое общество. А.П. Доброславин обогатил гигиену ценными экспериментальными исследованиями и практическими рекомендациями в области гигиены питания, военной гигиены и в других областях гигиены.

Одним из основоположников отечественной научной гигиены по праву считается профессор Федор Федорович Эрисман (1842-1915). Швейцарец по происхождению, Ф.Ф. Эрисман наиболее плодотворно работал в Москве, где в 1882г.

основал кафедру гигиены в Московском университете, в 1879-1885 гг. вместе с земскими врачами А.В. Погожевым и Е.В.

Дементьевым провел обстоятельное изучение санитарного состояния фабрик и заводов в Московской губернии, результаты которого опубликованы в 10 томах.

Ф.Ф. Эрисман — также автор трехтомного “Руководства по гигиене”, “Профессиональной гигиены или гигиены умственного и физического труда”. Его взгляды на сущность гигиены, изложенные во вступительной лекции, опубликованной в “Курсе гигиены” в 1887 г., не утратили своей актуальности и сегодня. Ф.Ф.

Эрисман считал гигиену наукой об общественном здоровье: “Лишите гигиену ее общественного характера …

, заявите, что гигиена не есть наука об общественном здоровье, а что она должна заниматься лишь изучением частных вопросов в стенах лаборатории, — перед вами останется лишь признак науки, ради которой и трудиться не стоит”.

3)Деятели отечественной гигиенической науки и санитарного дела (Хлопин, Семашко, Соловьёв), их вклад в развитии гигиенической науки

Влияние крупнейших клиницистов и физиологов (Мудров, Пирогов, Сеченов, Павлов) на развитие профилактического направления в медицине

Мудров – система гигиенических мероприятий по предупреждению болезней; сформулировал задачи гигиены вообще и военной гигиены в особенности; предлагал ввести военную гигиену в курс преподавания;

А.Н.Сысин, его роль в развитии отечественной гигиены и в становлении сан-эпид.службы в России

-ряд работ по дезинсекции, дезинфекции

-изучение вопросов гигиены атм.воздуха, водоснабжения, планировки и благоустройства городов и рабочих посёлков, больничной гигиены, акклиматизации

Гигиена и санитария. Определение и содержание. Цели и задачи.

Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, высокой умственной и физической работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний

Общая гигиена – раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заблолеваемость населения, определяет направление оздоровительных мероприятий и закладывает основу гигиенических знаний, давай научные представления о гигиене в целом, как о ведущей профилактической дисциплине в системе здравоохранения

В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы:

· Гигиена окружающей среды — изучающая воздействие природных факторов — атмосферного воздуха, солнечного излучения и т. п.

· Гигиена труда — изучающая воздействие производственной среды и факторов производственного процесса на человека.

· Коммунальная гигиена — в рамках которой разрабатываются требования к градостроительству, жилищу, водоснабжению и т. п.

· Гигиена питания — изучающая значение и воздействие пищи, разрабатывающая мероприятия по оптимизации и обеспечении безопасности питания (часто этот раздел путают с диетологией).

· Гигиена детей и подростков — изучающая комплексное воздействие факторов на растущий организм.

· Военная гигиена — направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.

· Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

· Также некоторые узкие разделы: радиационная гигиена, промышленная токсикология и др.

Основные задачи гигиены:

· изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей. При этом под внешней средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и иных факторов.

· научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов;

· научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности. Этому способствуют рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

Санитария – практическое применение разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций, обеспечивающих оптимизацию условий обучения и воспитания, быта, труда, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья; практическая деятельность, при помощи которой достигается укрепление здоровья населения

Методология гигиены. Первый закон гигиены

Методология гигиены— ее раздел, часть гигиены, занимающаяся вопросами использования ее методических приемов для изучения закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды. Методология

гигиены связывается с разработкой гигиенических нормативов, методических указаний, санитарных

норм и правил. В гигиене существуют так называемые специфические классические гигиенические методы.

К ним относятся метод санитарного обследования, метод санитарного описания и метод санитарного наблюдения. В гигиене широко используются различные методы, связанные с оценкой факторов, действующих на человека. Такими методами являются физические, химические, которые оценивают физическое и химическое состояние окружающей среды. В гигиене широко используются токсикологические

методы, направленные на оценку характера токсического действия на организм тех или иных химических

веществ. Широко применяются физиологические методы, недаром гигиену называют прикладной физиологией. Для оценки воздействия факторов на те или иные системы организма широко используются биохимические, генетические, клинические и эпидемиологические методы исследования.

Для обобщения полученных результатов широко используются статистические методы с привлечением современных технологий. Таким образом, клинико-гигиенические исследования и лабораторный эксперимент дополняют друг друга и составляют единый подход к гигиеническим исследованиям окружающей среды и здоровья человека.

Предметом гигиены являются окружающая среда и здоровье. В окружающей среде (экосистеме), биосфере происходят чрезвычайно сложные процессы. Одни из этих процессов связаны с действием факторов, направленных на обеспечение постоянства качества окружающей среды (воды, почвы, атмосферного воздуха).

Это факторы стабилизирующие. Другие факторы (а они могут быть естественного,

природного характера или связаны с деятельностью человека, так называемые антропогенные факторы)

приводят к нарушению природного равновесия, гармонии в природе. Это дестабилизирующие факторы.

В экологии существует понятие антропогенного обмена. Антропогенный обмен имеет на вводе природные ресурсы, на выводе — производственные и бытовые отходы. Экологический антропогенный обмен

крайне несовершенен. Он носит открытый, незамкнутый характер и лишен того кругооборота жизни, который присущ биосфере в целом. Для характеристики антропогенного обмена существует показатель — его коэффициент полезного действия, показывающий величину использованных природных ресурсов на

благо человека. Величина КПД на сегодня составляет 2%, т. е. 98% — это неиспользованные природные

ресурсы, и, более того, эта та часть ресурсов, которая выступает в качестве отходов — загрязнителей окружающей среды. Среди этих загрязнителей существуют вещества, у которых ярко выражено дестабилизирующее действие, так называемые дестабилизирующие факторы.

Первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социально-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех условий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 19 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-83785.html

Роль А.П. Доброславина в становлении экспериментальной гигиены

Основные законы гигиены: Еще в 1887 г. один из основателей экспериментальной гигиены Ф.Ф.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова

ДОКЛАД

«РОЛЬ А. П. ДОБРОСЛАВИНА В СТАНОВЛЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

Выполнила:

студентка МПФ

группы 114

Петрова Л.В.

Санкт-Петербург

2013г.

Вторая половина XIX века ознаменовалась интенсивным развитием гигиены как науки, особенно экспериментальной, что связано с прогрессом в области естествознания, химии и др. Большой вклад в развитие отечественной гигиенической науки внесли в этот период крупнейшие ученые А. П. Доброславин и Ф. Ф.

Эрисман, которые по праву считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин в 1871 г. создал и возглавил первую самостоятельную кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии.

До этого краткие сведения по гигиене преподавались санитарной полиции в курсе судебной медицины.

В феврале и марте 1872 г. А.П. Доброславин прочел две пробные лекции на гигиенические темы: «Об усвоении мучнистых веществ в зависимости от способа их приготовления» и «О физических свойствах тканей, употребляемых для одежды», после чего был утвержден профессором вакантной кафедры гигиены и в этом новом качестве продолжил свою плодотворную и многогранную работу в Академии.

Наряду с руководством кафедрой гигиены А. П. Доброславин в течение почти 10 лет (1876–1885) занимал выборную должность ученого секретаря Военно-медицинской академии, трижды переизбираясь своими коллегами. Этот период жизни Академии знаменовался большой остротой и сложностью, преобразованиями и реформами.

С неутомимой энергией А. П. Доброславин стремился использовать любую трибуну для пропаганды гигиенических идей и взглядов. Он выступал с докладами на первых трех съездах общества врачей им. Н. И.

Пирогова (1885, 1887, 1889), на всех состоявшихся при его жизни пяти губернских съездах земских врачей Петербургской, а также и Новгородской губернии, на съездах русских естествоиспытателей и врачей.

Наряду с этим, А. П. Доброславин проводил значительную и самую разнообразную работу по распространению гигиенических знаний среди населения – популярные брошюры и статьи в общей и специальной прессе, публичные лекции, организация выставок и музеев.

Огромной заслугой А. П.

Доброславина явилось основание и издание в течение 10 лет первого в России прогрессивного гигиенического журнала «Здоровье», сыгравшего значительную роль в становлении и развитии гигиенической науки и в популяризации гигиенических знаний. К участию в журнале А. П. Доброславин привлекал крупнейших отечественных и зарубежных ученых, отдавал изданию журнала огромные усилия и, зачастую, и личные средства.

А. П. Доброславин чрезвычайно активно работал в Русском обществе охранения народного здравия, одним из инициаторов и организаторов которого он был. Русское общество охранения народного здравия, созданное в 1877 г.

, явилось первым гигиеническим обществом России; хотя оно занималось разнообразными вопросами, но деятельность его была сосредоточена преимущественно на гигиенических задачах.

Уже первые, наиболее ранние его работы посвящены были физиологии обмена веществ и физиологии питания.

В 1878 г. А. П.

Доброславин публикует работу «Состав пищи воспитанников военно-учебных заведений» на основе изучения материала за 2 года по 14 учебным заведениям 11 городов России, в которой требует улучшения пищи за счет уменьшения углеводов и увеличения белков (мяса), «без допущения каких-либо побочных экономических и хозяйственных расчетов», в 1880 г.

– работу «Голодный хлеб», в которой изучены суррогаты хлеба, их состав и питательность. Затем следует ряд работ по исследованию свойств и питательности веществ мяса, в частности, привозного (1884), различных сортов его и отдельных частей мясной туши (1885), «Значение мяса и пищевых консервов вообще и в хозяйстве войск в частности» (1887).

Большое место отводилось гигиене питания, в частности консервам, в учебниках А. П. Доброславина, особенно по военной гигиене.

Это и неудивительно в связи со значением консервов в питании армии, а также в связи с многократными заданиями в этом отношении Военно-медицинского ученого комитета, активным членом которого и представителем его комиссии по исследованию пищевых консервов являлся А. П. Доброславин.

В 1890 г. (посмертно) выходят работы А. П. Доброславина о маргарине и кумысе.

Уже в самом начале деятельности гигиенической лаборатории из нее вышли работы по исследованию хлеба, мяса и жира (1872), молока (1873), питьевой воды (1874), кваса и пива (1875), примесей к продажному вину (1876).

В последующие годы выходят работы о бульоне при различных способах его приготовления, питательных свойствах мяса различных сортов и различной кулинарной обработки, солонины; о питательных свойствах хлеба, сухарей; исследования муки, пшеницы, гречихи, маргарина, кумыса, кефира, бузы, сои, чая и т. д. Из двух пробных лекций А.П.

Доброславина на получение звания профессора первая была посвящена гигиене питания, вторая – гигиене одежды.

Значительное место в научной и практической деятельности А. П. Доброславина занимали вопросы благоустройства городов, вопросы жилищно-коммунальной гигиены. Под руководством А. П.

Доброславина были рассмотрены и утверждены схемы для описания санитарно-гигиенического состояния школ, разработан гигиенический режим в них и типовые планы строительства нормальных сельских школ, проекты детской лечебной) колонии. С 1877 г.

он участвовал в заседаниях Петербургской санитарной комиссии по утверждению планов сельских школ, почти во всех заседаниях IV (Школьно-гигиенического) отделения Русского общества охранения народного здравия, освещал эти вопросы на страницах журнала «Здоровье», на съездах земских врачей.

В 1882-1884 гг. были опубликованы первая и вторая части обстоятельного учебника А. П. Доброславина, переизданного в 1889 г.: «Гигиена. Курс общественного здравоохранения».

Наряду с созданием экспериментальной гигиены в России огромной заслугой А. П. Доброславина является также глубокая и всесторонняя разработка им самого широкого круга вопросов военной гигиены.

Эта разработка была основана на личном, глубоком и всестороннем ознакомлении с условиями жизни и быта войск – при многократных командировках Алексея Петровича, его участии в инспекторских проверках ряда военных округов (Московского, Одесского, Киевского, Виленского, Варшавского, Кавказского и других), а также личного участия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Наиболее яркое и полное представление об этом самостоятельном разделе гигиены дает ознакомление с посвященным ему двухтомным руководством, которое даже в большей мере, чем другие руководства, является оригинальным новаторским научным трудом, отражающим специфику военного труда и быта.

Подводя итоги и оценивая многогранную деятельность А. П. Доброславина, невольно приходится многократно повторять слово «первый».

А. П. Доброславин основал первую самостоятельную кафедру гигиены и гигиеническую лабораторию при ней, первый ввел демонстративное преподавание и обязательные практические занятия по гигиене для студентов и врачей (в том числе и по санитарной статистике) и, наконец, А. П. Доброславин является пионером гигиенической подготовки русских военных врачей.

А. П. Доброславин явился основоположником экспериментальной гигиены и пионером военной гигиены в России.

Его исторические заслуги заключаются в том, что он поставил гигиену на путь точных лабораторных и инструментальных исследований, физиологического обоснования, внедрил в гигиену санитарно-статистические методы и этим придал ей подлинно научный характер.

Сочетая огромную научно-исследовательскую и педагогическую работу с практической санитарной деятельностью, А. П. Доброславин придал отечественной гигиене общественную направленность, резко отличавшую ее от замыкавшихся в своих стенах зарубежных гигиенических школ и кафедр.

Огромной заслугой первого гигиениста России можно считать тесную, неразрывную связь теории с практикой, неуклонное и энергичное стремление поставить свои достижения в науки на службу человечества для улучшения и оздоровления условий жизни народа, внедрить их в повседневную врачебно-санитарную деятельность.

Литература

гигиена наука доброславин кафедра

1. Белицкая, Е. Я. Научные гигиенические школы Ленинграда / Е. Я. Бе-лицкая. Л.: «Медицина», 1982.

2. Лизунов, Ю. В. История гигиены в Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии / Ю. В. Лизунов, С. П. Терентьев. СПб.: Знание, 2007. 308 с.

Размещено на Allbest.ru

  • История развития, особенность и задачи гигиены как профилактической медицинской науки. Определение понятий здоровья и окружающей среды. Сущность “отрицательных” и “положительных” законов гигиены. Современная гигиеническая донозологическая диагностика.презентация [479,5 K], добавлен 26.11.2016

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00487934_0.html

Вопрос 92. Развитие экспериментальной гигиены: м.Петтенкофер, а.П.Доброславин, ф.Ф.Эрисман

Основные законы гигиены: Еще в 1887 г. один из основателей экспериментальной гигиены Ф.Ф.

Становлениеобщественной медицины, учет заболеваемостии смертности и связанный с ними анализвредных условий труда приводили кнеобходимости разработки научнообоснованных гигиенических нормативов,в результате чего сформировалась новаянаука экспериментальная гигиена,основоположником которой явился немецкийврач Макс Петтенкофер (Pettenkofer, Max Josef von,1818— 1901, рис. 151).

М.Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальныйметод исследования. Он разработалобъективные методики гигиеническойоценки воздуха, одежды и почвы, занималсягигиеной водоснабжения, вместе с К.Фойтом установил гигиенические нормыпитания.

Придаваяособое значение гигиене почвы, он доказалважность ее осушения и проведениягигиенических мероприятий по удалениюнечистот и оздоровлению населенныхмест.

Благодаря его деятельности вМюнхене и других городах Германиизаболеваемость кишечными инфекциямизначительно снизилась. Однако М.Петтенкофер переоценивал «почвенный»фактор.

Особенно ярко это проявилось вего позиции в отношении причинвозникновения эпидемий холеры.Придерживаясь «почвенной» теории, онвыступил против «бактериологической»теории Р. Коха.

Открытиемхолерного вибриона (1883) Р. Кох доказалрешающую роль микробного начала враспространении инфекции, однако, считаявибрион необходимой и достаточнойпричиной возникновения эпидемии, он непринимал во внимание условий окружающейсреды и социальных факторов. «Инфекционныеболезни,— говорил Р. Кох в 1888 г.

в своемдокладе I «О борьбе с инфекционнымиболезнями»,— никогда не возникают…

нивследствие голода, бедности, лишений,и вообще ни в результате совокупностифакторов, охватываемых обычно термином«социальной нищеты», а исключительновследствие проникновения своихспецифических зародышей, их размноженияи распространения».

М.Петтенкофер не отрицал существованияживого возбудителя, но в то же время неверил в его простую передачу. «Существуюттерриториальные и временные факторы,благоприятствующие возникновениюэпидемии»,— утверждал он. Проверитьсвою точку зрения в эксперименте наживотных М.

Петтенкофер не мог: холера— болезнь людей. И он решил поставитьэксперимент на себе: будучи увереннымв «здоровой» почве Мюнхена, М. Петтенкофер7 октября 1892 г. выпил культуру холерноговибриона. По счастливой случайности онне заболел холерой (возможно, что культурабыла ослабленной).

Это еще более утвердилоего в своем мнении.

Сегоднямы знаем, что М. Петтенкофер формальностоял на неверном пути, но это не умаляетзначения самоотверженного поступкаученого, проверяющего в экспериментена себе свои теории. Позиция Р. Коха,отрицавшего значение социальных условийв возникновении инфекционных болезней,в своей категоричности была одностороннейи использовалась в качестве прикрытияпротивниками социальных преобразований.

ПослеМ. Петтенкофер а свойства холерныхвибрионов в опытах на себе изучали егопреемник Р. Эммерих, И. И. Мечников, Н. Ф.Гамалея, Д. К. Заболотный, В.- М. Хавкин идругие. Их героические экспериментыявились ценным вкладом в развитиеэпидемиологии и экспериментальнойгигиены.

ВРоссии становление научной гигиеныпроходило во второй половине XIX в. Однимиз ее основоположников был АлексейПетрович Доброславин (1842—1889).

В1868 г. он защитил докторскую диссертацию«Материалы для физиологии метаморфоза»(обмена веществ). Затем в течение двухлет работал в лабораториях А. Вюртца,М. Петтенкофера и К. Фойта. По возвращениина родину он возглавил первую в Россиикафедру гигиены в Петербургскоймедико-хирургической академии (1871).

Прикафедре по его инициативе была созданаэкспериментальная лаборатория длянаучных исследований и практическихзанятий со слушателями академии. А. П.Доброславин является автором первых вРоссии учебников гигиены: «Гигиена.Курс общественного здравоохранения»(1882—1884) и «Курс военной гигиены»(1885—1887).

Его научные труды посвященыизучению обмена веществ, гигиене питанияи военной гигиене.

А.П. Доброславин внес большой вклад вразвитие общественной медицины в России.Он принимал участие в благоустройствеПетербурга. По его инициативе в 1878 т.было основано Русское общество охранениянародного здравия и научно-практическийжурнал «Здоровье», редактором которогоон был в течение 10 лет (1874—1884).

Втораяв России кафедра гигиены была созданав 1882 г. в Московском университете.

Еевозглавил Федор Федорович Эрисман(1842—1915) выдающийся российский гигиенист(швейцарец по происхождению), один изосновоположников экспериментальнойгигиены в России, активный деятельобщественной медицины. В 1869 г.

, приехавв Россию, он «из швейцарца превратилсяв русского, искренне любил Россию иотдал все лучшие годы своей жизни наслужение ей» (И. М. Сеченов).

ДеятельностьФ. ф. Эрисмана носила общественныйхарактер. Он уделял большое вниманиешкольной гигиене и.

гигиене жилища,впервые опубликовал материалы о вопиющемантисанитарном состоянии подвальныхжилищ и ночлежных домов Петербурга,боролся за усовершенствование канализациии «надлежащее устройство санитарнойчасти в России».

Для повышения уровнясвоей подготовки в области общественнойгигиены и санитарии Ф. Ф. Эрисман втечение ряда лет (с 1872 г.) работал влабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта.Возвратившись в Россию, он принял участиев русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.

В1879 г. Московское земство (о земстве см.с. 273), обеспокоенное ростом заболеваемостии тяжелым санитарно-гигиеническимсостоянием предприятий Московскойгубернии, пригласило Ф. Ф. Эрисмана дляпроведения углубленногосанитарно-гигиенического обследованияфабрик и заводов. В течение шести лет(1879—1885) Ф. Ф.

Эрисман и два его сотрудникаобследовали 1080 предприятий с общимчислом рабочих 114 000. Результаты этойуникальной по своим масштабам работыбыли опубликованы з «Материалах поисследованию фабрик и заводов Московскойгубернии» (1890).

Их данные неоднократноиспользовались в трудах о развитиикапитализма в России и считаются лучшимив современной литературе пофабрично-заводской статистике.

В1881 г. Ф. Ф. Эрисман был избран профессоромМосковского университета, а в 1882 г.возглавил первую в Москве (вторую вРоссии) кафедру гигиены. В университетеФ. Ф. Эрисман занимал «крайне левоекрыло». Его лекции и научные трудыотличались широким общественным подходомк решению проблем медицины.

Он принималактивное участке в сооружении новыхклиник университета, и в частностигигиенического корпуса (рис.

152), гдеразмещалась его кафедра; руководилработами по проектированию канализацииМосквы и участвовал в сооруженииМосковского (Рублевского) водопровода;был активным участником Пироговскогообщества и председателем Пироговскихсъездов. В 1896 г.

, когда профессор Эрисманвыступил в поддержку передовых студентов,он был уволен из университета: крупнейшийгигиенист России был лишен возможностиработать. Его пребывание в Россиисделалось невозможным, и Ф. Ф. Эрйсманбыл вынужден возвратиться в Швейцарию.

Ф.Ф. Эрисман создал научную школу российскихученых-гигиенистов Одним из его учениковбыл выдающийся советский гигиенист ГВ Хтопин (1863—1929).

Источник: https://studfile.net/preview/4081834/page:3/

Экспериментальная гигиена

Основные законы гигиены: Еще в 1887 г. один из основателей экспериментальной гигиены Ф.Ф.

Гигиена(греч. hygiena; от. hygienos — здоровый) — наука о сохранении и улучшении здоровья. Как область эмпирических знаний она зародилась в глу­бокой древности и развивалась вместе с народным врачеванием.

Формирование гигиены как науки связано с успехами естествознания и во многих странах мира происходило в период становления мануфактурного про­изводства и утверждения капиталистических отношений. Самостоятельной на­учной дисциплиной гигиена стала во второй половине XIX столетия.

Становление общественной медицины, учет заболеваемости и смертности и связанный с ними анализ вредных условий труда приводили к необходимо­сти разработки научно обоснованных гигиенических нормативов, в результате чего сформировалась новая наука — экспериментальная гигиена,основополож­ником которой стал немецкий врач Макс Петтенкофер (Max Josef von Pettenkofer, 1818—1901; рис. 235) — профессор Мюнхенского университета (с 1847 г.), основа­тель и руководитель Института гигиены в Мюнхене (с 1879 г.).

Петтенкофер ввел в гигиену экспериментальный метод исследования. Он разработал объективные методики гигиенической оценки воздуха, одежды и почвы, занимался гигиеной водоснабжения, вместе с профессором Мюнхен­ского университета Карлом фон Фойтом (1831 — 1908 гг.) установил гигиени­ческие нормы и рационы питания.

Придавая особое значение гигиене почвы, он доказал важность ее осуше­ния и проведения гигиенических мероприятий по удалению нечистот и оздо­ровлению населенных мест.

Благодаря его деятельности, в Мюнхене и других городах Германии заболеваемость кишечными инфекциями значительно сни­зилась. Однако М. Петтенкофер несколько переоценивал «почвенный» фактор.

Особенно ярко это проявилось в его позиции в отношении причин возникно­вения эпидемий холеры. Придерживаясь «почвенной» теории, он выступил против «бактериологической» теории Р. Коха.

Открытием холерного вибриона (1883 г.) Кох доказал решающую роль мик­робного начала в распространении инфекции; однако, считая вибрион необ­ходимой и достаточной причиной возникновения эпидемии, он не принимал во внимание условий окружающей среды и социальных факторов. «Инфекци­онные болезни, — говорил Р.Кох в 1888 г.

в своем докладе «О борьбе с инфек­ционными болезнями», — никогда не возникают… ни вследствие голода, бед­ности, лишений, ни в результате совокупности факторов, охватываемых обычно термином «социальной нищеты», а исключительно вследствие проникновения своих специфических зародышей, их размножения и распространения»1.

(Со-

1 Заблудовский П.Е. Пути развития общественной медицины. — М.: ЦОЛИУВ, 1970. — С. 66.

временная наука показала, что эффек­тивность механизма передачи возбуди­телей инфекционных болезней во мно­гом определяется не только биологи­ческими, природными, климатически­ми, но и социальными факторами.)

Петтенкофер не отрицал существо­вания живого возбудителя, но и не ве­рил в простоту механизма его переда­чи. «Существуют территориальные и временные факторы, благоприятству­ющие возникновению эпидемий», — утверждал он1. Проверить свою точку зрения в эксперименте на животных М. Петтенкофер не мог: холера — бо­лезнь людей.

И он решил поставить экс­перимент на себе: будучи уверенным в «здоровой» почве Мюнхена, Петтен­кофер 7 октября 1892 г. выпил культу­ру холерного вибриона. По счастливой случайности он не заболел холерой (возможно, что ему намеренно предо­ставили ослабленную культуру возбу­дителя).

Этот эксперимент еще более утвердил его в своем мнении.

Рис. 235. Макс Петтенкофер (1818-1901 гг.)

Сегодня мы знаем, что М. Петтен­кофер формально стоял на неверном пути. Более того, не принимая ника­ких мер предосторожности в эксперименте, он вел привычный образ жизни, подвергая опасности заражения население всего города.

Позиция Р. Коха, от­рицавшего значение социальных условий в возникновении инфекционных бо­лезней, в своей категоричности также была односторонней и позднее исполь­зовалась в качестве прикрытия противниками социальных преобразований.

После М. Петтенкофера свойства холерных вибрионов изучали его преем­ник Р.Эммерих, И.М.Мечников, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, В.М.Хав-кин и др. Их эксперименты (в том числе и на себе) явились ценным вкладом в развитие эпидемиологии и экспериментальной гигиены.

В России становление экспериментальной гигиены проходило во второй половине XIX в. Одним из ее основоположников был Алексей Петрович Добро-славин (1842 — 1889 гг.) — первый отечественный профессор гигиены (1876 г.). В 1868 г. он защитил докторскую диссертацию «Материалы для физиологии метаморфоза» (обмена веществ).

Затем в течение двух лет работал за границей в лабораториях А. Вюртца, М. Петтенкофера и К. Фойта. По возвращении он впервые в России начал читать курс гигиены (1871 г.) в Петербургской Меди­ко-хирургической академии и основал первую в нашей стране кафедру гигие­ны.

По его инициативе была создана экспериментальная гигиеническая лабо-

1 Глязер Г. Драматическая медицина: Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1965. — С. 11.

ратория (1878 г.) для научных иссле­дований и практических занятий со слушателями Академии. Доброславин является автором первых в России учебников по гигиене: «Гигиена. Курс общественного здравоохранения» (1882—1884 гг.) и «Курс военной ги­гиены» (1885 — 1887 гг.). Его научные труды посвящены изучению обмена ве­ществ, гигиене питания и военной ги­гиене.

Рис. 236. Федор Федорович Эрисман (1842-1915 гг.)

А. П.Доброславин внес большой вклад в развитие общественной меди­цины в России, принимал участие в благоустройстве Петербурга. Он участво­вал в Русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг.

, занимаясь борьбой с эпиде­миями в войсках. По его инициативе в 1878 г.

было основано «Русское обще­ство охранения народного здравия» и популярный гигиенический журнал «Здоровье», редактором которого он был в течение 10 лет (1874—1884 гг.).

Вторая в России кафедра гигиены была создана в 1882 г. в Московском университете. Ее возглавил Федор Федорович Эрисман (1842—1915 гг., рис.

236) — выдающийся российский гигиенист (швейцарец по происхождению), один из основоположников научной гигиены в России, активный деятель обществен­ной медицины. В 1869 г.

приехав в Россию, он «из швейцарца превратился в русского, искренне любил Россию и отдал все лучшие годы своей жизни на служение ей» (И.М.Сеченов).

Деятельность Эрисмана носила общественный характер.

Он уделял большое внимание школьной гигиене и гигиене жилища, впервые опубликовал мате­риалы о вопиющем антисанитарном состоянии подвальных жилищ и ночлеж­ных домов Петербурга, боролся за усовершенствование канализации и «надле­жащее устройство санитарной части в России».

Для повышения уровня своей подготовки в области общественной гигиены и санитарии Ф.Ф. Эрисман в течение ряда лет (с 1872 г.) работал в лабораториях М. Петтенкофера и К. Фойта. Возвратившись в Россию, он создал первое в нашей стране «Руководство по гигиене» (1872—1877 гг.).

В 1877 — 1878 гг. принимал участие в Русско-турецкой войне, а в 1879—1885 гг. осуществил первое в мире комплексное социально-гигиеническое исследование условий жизни промышленного пролетариата Московской губернии (см. с. 475).

В 1881 г. Ф.Ф.Эрисман был избран профессором Московского университе­та, а в 1882 г. возглавил первую в Москве (вторую в России) кафедру гигиены. В университете Эрисман занимал «крайне левое крыло». Его лекции и научные труды отличались широким общественным подходом к решению проблем ме­дицины. Он принимал активное участие в сооружении Клинического городка

Московского университета на Девичьем поле (см. с.

403) и, в частности, гиги­енического корпуса, где размещалась его кафедра, руководил работами по проектированию канализации Москвы и участвовал в сооружении Московс­кого (Рублевского) водопровода, был активным участником Пироговского общества и председателем нескольких Пироговских съездов. В 1896 г.

за выступ­ление в поддержку передовых студентов профессор Эрисман был уволен из университета — крупнейший гигиенист России был лишен возможности рабо­тать. Его пребывание в России сделалось невозможным, и Ф. Ф. Эрисман был вынужден возвратиться в Швейцарию.

Ф. Ф. Эрисман создал большую школу российских ученых-гигиенистов. Од­ним из его учеников и продолжателей был видный гигиенист Григорий Вита­льевич Хлопин (1863—1929 гг.) — профессор Юрьевского (с 1896 г.

) и Ново­российского (с 1903 г.) университетов, Петербургского женского медицинс­кого института (с 1904 г.) и МХА (с 1918 г.).

Он создал научную гигиеничес­кую школу и внес ощутимый вклад в развитие токсикологии, школьной, об­щей и коммунальной гигиены.

В целом вторая половина XIX столетия отмечена выдающимися достижени­ями отечественной медицины.

Становление общественной и прежде всего зем­ской медицины, развитие санитарного направления и санитарной статистики, исследования в области экспериментальной гигиены и успехи практической медицины обусловили значительное улучшение лечебной помощи сельскому и городскому населению нашей страны, определили перспективы совершен­ствования врачебно-санитарного законодательства России1.

Вопросы для самоконтроля

1. Становление общественной медицины.

2. Зарождение демографической статистики.

3. Письмо М.В.Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа».

4. Становление профессиональной патологии.

5. Земская медицина в России.

6. Ф.Ф. Эрисман в истории российской медицины.

7. Становление экспериментальной гигиены. М.Петтенкофер.

8. Развитие экспериментальной гигиены в России. А.П.Доброславин. Ф.Ф.Эрисман.

' Достижения и история развития экспериментальной гигиены и общественной медицины в

России и в других странах мира изучаются на кафедрах гигиены, общественного здоровья и здраво­охранения; см. учебники: 1) Большаков A.M., Новикова И.М. Общая гигиена. — М.: Медицина, 2002; 2) Лисицын Ю.П., Полунина Н.В. Общественное здоровье и здравоохранение. — М.: Меди­цина, 2003.

Источник: https://poisk-ru.ru/s36001t3.html

Medic-studio
Добавить комментарий