ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: Гигиеническое воспитание населения и войск, формирование

Методика гигиенического воспитания

ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:  Гигиеническое воспитание населения и войск, формирование

План

1. Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения.

2. Методы гигиенического обучения и воспитания населения:

3. Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, агитационно-информационные сообщения, викторины, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы и др. Методические требования, предъявляемые к ним ( см.практическое занятие)

4. Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые.

5. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность

1. Роль и задача гигиенического обучения и воспитания населения заключается в комплексе мероприятий по охране здоровья населения

Основные направления деятельности по гигиеническому обучению и воспитанию являются:

информационное направление или пропаганда здорового образа жизни, которые призваны обеспечить доступной, легко понимаемой и высокого качества информацией любого нуждающегося в ней;

образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ гигиенического обучения и воспитания для различных групп населения;

– координация деятельности различных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Цели и задачи гигиенического обучения и воспитания – профилактика заболеваний и укрепления здоровья

Ближайшей целью гигиенического обучения и воспитания и профилактики заболеваний является преодоление неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения области по основным его показателям, снижение распространенности негативных факторов риска и уменьшение их влияния на человека.

Для этого необходимо:

– формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их медико-гигиеническими знаниями;

– создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью;

– вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

Основными задачами гигиенического обучения и воспитания являются:

– снижение распространенности табакокурения;

– увеличение физической активности;

– улучшение качества питания;

– соблюдение населением мер личной и общественной профилактики;

– смягчение влияния повреждающих психо-социальных факторов и повышение качества жизни;

– снижение потребления алкоголя;

– профилактика употребления наркотиков и наркотических средств.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует включать гигиеническое воспитание в качестве обязательного компонента в планирование и осуществление любой деятельности по охране здоровья населения.

Особая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит медицинским работникам, для которых охрана и формирование основ здорового образа жизни – профессиональный долг, а собственное здоровье – запас необходимых в работе душевных и физических сил.

Методика гигиенического воспитания населения базируется на основных принципах санитарного просвещения – это:

– принцип актуальности – актуальность гигиенической информации определяется современными задачами по поддержанию здоровья, в том числе задачами здравоохранения;

– принцип научности – этот принцип гигиенического воспитания основывается на научно обоснованных данных;

– принцип доступности – он предлагает соответствие содержания, методов, форм и средств гигиенического воспитания социально-культурному уровню индивида, групп лиц и т. д.;

– принцип положительного ориентирования, предлагающий формирование типов поведения и стилей жизни, ориентированные на положительные, эталонные образцы, одобряемые в обществе;

– принцип единства и практики – возможность использования полученных знаний на практике;

– принцип дифференцированности – этот принцип предусматривает дифференцированный подход, с учетом характерных особенностей групп населения, на которых оно направлено: пол, возраст, состояние здоровья, обычаи и т. д.;

– принцип индивидуальности – учитываются индивидуальные особенности человека, на которого гигиеническое воспитание направлено;

– принцип иллюстрированности – использование натуральных и искусственных примеров, планшетов, рисунков, фотографий.

Совокупность способов передачи санитарно-гигиенической информации населению это и есть «методы и средства гигиенического воспитания».

В санитарном просвещении различают следующие формы гигиенического воспитания: метод индивидуального воздействия, метод воздействия на группу лиц, метод массового воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_77048_metodika-gigienicheskogo-vospitaniya.html

Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни населения

ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:  Гигиеническое воспитание населения и войск, формирование

VIII РАЗДЕЛ

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Санитарное просвещение является частью комплекса профилактических и лечебных мероприятий, проводимых с пациентами. Проведение санитарного просвещения является профессиональной обязанностью всех медицинских работников.

Основные направления санитарного просвещения в лечебно-профилактических учреждениях:

1.  гигиеническое воспитание пациентов;

2.  пропаганда здорового образа жизни;

3.  пропаганда мероприятий по профилактике заболеваний и борьба с ними.

Цель гигиенического воспитания в условиях лечебно-профилактических учреждений: повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий путем улучшения уровня санитарной культуры пациента и привития ему необходимых гигиенических навыков.

Санитарно-просветительная работа проводится путем интегрального подхода в гигиеническом воспитании и использовании различных методов и средств обучения в соответствии с состоянием здоровья, интересами и уровнем образования пациента.

Одна из основных задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.

Задачи гигиенического воспитания:

·  знакомить пациента с режимом работы лечебно-диагностических кабинетов;

·  обучать пациента приемам психологической самозащиты, воспитанию эмоций;

·  убедить пациента в необходимости выполнять предписания врача во внебольничных условиях;

·  дать общегигиеническую информацию по различным вопросам здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья (о вредных привычках курении, употреблении алкоголя, наркомании, о профилактике СПИДа, двигательном режиме, рациональном питании и т. д.).

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Санитарно-просветительная работа начинается с момента посещения пациентом лечебно-диагностического кабинета и проводится в процессе проводимого обследования.

Профилактика – ведущее направление в охране здоровья населения.

Основные задачи медицинского работника:

·  проводить разъяснения, давать рекомендации пациентам по подготовке к различным видам исследований;

·  проводить разъяснительную работу, беседы с родственниками пациентов и их сопровождающими;

·  проводить анализ собственной работы с пациентами по этому разделу;

·  участвовать в планировании санитарно-просветительной работы, проведении анкетирования среди пациентов;

·  вести своевременно и аккуратно учетную документацию после каждого занятия, беседы, лекции.

Кроме этого медицинский работник должен знать:

·  факторы риска и многофакторную профилактику распространенных заболеваний;

Иметь понятия о факторах риска: курение, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, вредные условия труда, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семьи, одиночество, многодетность, низкий образовательный и культурный уровень. Работа в рамках программ профилактики (первичная и вторичная профилактика) заболеваний. Роль сестринского персонала в этой работе.

·  гигиеническое воспитание в профилактике курения.

Вред курения и его связь с рядом заболеваний, влияние на продолжительность жизни. Особая опасность курения для здоровья детей, подростков, беременных и кормящих матерей. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Красота и курение. Организация гигиенического воспитания по профилактике курения. Дифференцированный подход с учетом целевых групп.

Методы и средства воздействия на личность и коллектив в воспитании населения против курения.

·  гигиеническое воспитание в профилактике пьянства.

Трезвый образ жизни – компонент здорового образа жизни. Экономический, производственный, демографический, нравственный, правовой и медицинский аспекты пьянства. Негативное влияние алкогольных напитков на организм человека, на потомство. Организация антиалкогольного воспитания населения, дифференцированный подход.

·  пропаганда основ гигиены труда и отдыха.

Комплексный подход в решении проблем труда и здоровья человека. Значение для здоровья физически активного и пассивного отдыха. Смена впечатлений во время отдыха. Рациональная организация производства и ритмичность труда. Гигиена труда и техника безопасности. Центры психофизиологической разгрузки. Специализированные комплексы профессиональной гимнастики. Функциональная музыка.

·  пропаганда вопросов психогигиены и психологической профилактики.

Основные причины, ведущие к нервным расстройствам людей. Стресс и дистресс. Психогигиена и психологическая профилактика нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослого населения, формирование иммунитета к ним.

Роль кабинетов социально-психологической помощи, кабинетов психологической разгрузки, психотерапевтических кабинетов, телефонов доверия.

Психологические основы профилактики соматических заболеваний, методы и средства ее проведения медицинскими работниками.

·  пропаганда основ физической культуры оптимального двигательного режима и закаливания.

Виды физической нагрузки и их действия на организм, подходы к их нормированию, структура, объем, интенсивность. Понятие о гиподинамии и гипокинезии и их влияние на здоровье. Критерии физического состояния.

Методы, формы и средства пропаганды двигательного режима и закаливания.

Особенности физического воспитания различных возрастных и профессиональных групп населения (дети, подростки, женщины, взрослые, больные, здоровые, лица старшего и пожилого возраста, люди физического и умственного труда). Принципы и методы закаливания.

·  профилактика наркомании, токсикомании, злоупотребления лекарствами. Самолечение.

Причины, виды и признаки наркомании и токсикомании. Социальные и медицинские последствия употребления наркотиков и токсических веществ. Организация, методы и средства гигиенического воспитания по профилактике наркомании среди молодежи. Участие медицинских работников в совместной работе с наркологическими диспансерами.

Самолечение – актуальная проблема. Совместимость и несовместимость лекарственных средств. Недопустимость злоупотребления витаминами, антибиотиками, снотворными и болеутоляющими средствами.

Медикаментозное отравление. Домашняя аптечка. Правила хранения и сроки годности лекарств. Первая доврачебная помощь при отравлении лекарствами, анафилактическом шоке, стенокардии, обмороке и др.

Показания к запрету самолечения.

·  пропаганда вопросов экологической, гигиенической и радиационной культуры

Понятие об экологии и гигиене воды, почвы, воздуха (дается представление о состоянии окружающей среды в мире, в нашей стране, в регионе). Озоновая дыра, тепличный (парниковый) эффект. Мировые проблемы охраны окружающей среды. Экологическое воспитание населения с детского возраста. Понятие о радиоактивности. Виды радиоактивных излучений.

Естественный фон и его гигиеническое значение. Искусственные источники облучения человека в современных условиях. Нормирование ионизирующих излучений. Биологическое действие ионизирующего излучения на организм человека в зависимости от дозы, возраста, состояния здоровья. Принципы радиационной защиты.

Способы ограничения поступления и ускорения выведения радиоактивных веществ из организма. Правила поведения населения в различные периоды после выпадения радиоактивных осадков. Санитарно-дозиметрический контроль.

Особенности проведения пропаганды экологических и гигиенических знаний среди отдельных групп населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ликвидаторы, эвакуаторы, дети, работники промышленности и сельского хозяйства, владельцы приусадебных участков). Борьба с радиофобией.

·  пропаганда жилищно-бытовой и личной гигиены.

Цели и задачи гигиены. Гигиена и экология. Гигиенические требования к жилищу, одежде и обуви. Основы ухода за телом. Распорядок дня. Биоритмы. Гигиена сна и отдыха. Закаливание организма.

Физическая культура в режиме дня. Охрана нервно-психического здоровья. Предупреждение интоксикаций. Осуществление комплекса мероприятий индивидуальной первичной профилактики болезней.

Правильное экологическое поведение.

Одна из задач медицинского работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.

Методы и формы санитарно-просветительной работы

Таблица 8.1

№ п/пМетодыФормы работыПримечание
12345
1УстныйБеседа индивидуальная или групповаяЧас вопросов и ответов·  изучение медицинской и популярной литературы;·  написание конспекта беседы, проведение групповой беседы продолжительностью 10-15 минут.Текст рецензируется врачом. План и темы бесед необходимо вывешивать заранее на видном месте, указывая место проведения и время.
Школа здоровья·  осуществление подбора пациентов;·  оповещение, приглашение пациентов;·  проведение занятий продолжительностью 1 час.Занятия проводятся по специально разработанной программе, рассчитанной от 5 до 10 занятий
Радиовыступление·  разработка текста беседы на 2-3 мин.;·  выступление по радио.При наличии местного радиоузла
2ПечатныйПамяткаКнижка листок с краткими наставлениямиСодержит краткие сведения о каком-либо заболевании
ПлакатНастенный листПривлекает внимание и интерес к трактуемой проблеме
ЛистовкаЛисток носит агитационный характерСопровождается призывом

Окончание таблицы 8.1

12345
БуклетПечатное издание на одном листеСодержит краткую информацию
Санитарный бюллетеньСтандартный формат 60*90 смОсвещает вопросы медицины и гигиены
ЛозунгВыражает идею, требование.Призыв к действию в краткой форме.
3Наглядный«Уголок здоровья»Подбор и обновление информацииПериодичность замены – 1 раз в месяц
ФотоматериалыФотографии на темы профилактики здорового образа жизниОформляются в альбом.
Технические средстваСлайды, видеофильмы, муляжи, тренажерыИспользуются для обучения и самообучения населения

Медицинский работник должен помнить:

Тема беседы подбирается с учетом профиля заболевания, сезонности, интереса, образования и возраста пациента.

Следует помнить, что кроме гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни нужно включать вопросы оказания самопомощи при обострении заболевания.

Текст беседы должен быть составлен простым языком без сложных непонятных терминов, состоять из вводной части, основной и заключительной.

Школа здоровья для пациентов. Целью её создания является привитие знаний и навыков по ведению здорового образа жизни, сохранению и поддержанию своего здоровья, жизненного тонуса и работоспособности. Выработка модели поведения, позволяющей достичь приемлемого или оптимального для сложившихся социально-экономических условий уровня здоровья.

Памятка – книжка, листок с краткими наставлениями на какой-нибудь случай, с краткими сведениями о ком-нибудь, чём-нибудь. Предназначается для отдельных групп населения или пациентов с определенными заболеваниями. Текст памятки состоит из перечня конкретных советов, правил и сведений гигиенического характера.

Плакат – это настенный лист с пояснительным, агитационным, рекламным или учебным текстом (санитарно-просветительным, агитационным, агитационно-пропагандистским, учебно-инструктивным).

Сопровождается крупным рисунком с изображением предмета, процесса или явления, связанного с тематикой здоровья, профилактикой заболевания и кратким текстом. Может быть в виде микроплаката (формат А4 – А3) с текстом на обороте.

Привлекает внимание, поддерживает интерес населения к трактуемой проблеме, побуждает к осуществлению гигиенических рекомендаций и советов. Рисунок и текст на плакате взаимно дополняют друг друга и составляют единое целое.

Листовка – печатный или рукописный листок злободневного агитационного, политического или информационного содержания. Несет ярко выраженный агитационный характер, содержащий гигиенические сведения. Текст – краткий, лаконичный, без детализаций. Освещает суть проблемы. Сопровождается мотивированным призывом к участию в оздоровительных или профилактических мероприятиях.

Буклет – печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Иллюстрированное издание в виде определенным образом сложенного листка бумаги. Содержит краткую информацию по отдельным вопросам укрепления и охраны здоровья.

Санбюллетень форма санитарной настенной печати, освещающая вопросы медицины и гигиены. Стандартный размер – 60 * 90 см, расположение горизонтальное. Состоит из текстовой и изобразительной части, допускается оформление, состоящее из одного текста.

Текстовая часть содержит четкие понятия по предлагаемой теме, имеет законченную мысль и написана доступным, понятным языком без нагромождения медицинских терминов. В текстовой части может быть выбран любой жанр (информация, очерк, рассказ, стихи).

Основные требования к тексту: острота вопроса, практические предложения, краткость, убедительность. Текст заканчивается лозунгом, призывом, обращением, вытекающим из содержания санитарного бюллетеня.

Текст пишется художественным шрифтом или печатается, располагается колонками шириной не более 2/3 листа (шрифт – не менее 14, интервал – 2,0). При написании текста следует воздержаться от излишней многоцветности.

Как правило, применяют два цвета: один – для текста, другой – для выделения некоторых его частей, букв, цифр. Третий – цвет фона. Текстовую часть дополняют иллюстрации, фотографии, рисунки, схемы, лозунги.

Название санитарного бюллетеня должно быть броским, ярким и не запугивающим, недопустимо использование профессиональных терминов. Рисунок не должен подтверждать текст, он должен его дополнять.

Содержательную часть санитарного бюллетеня выделять рамкой. Нежелательно использовать схемы и фотографии, рисунки внутренних и пораженных органов.

Слово «Санитарный бюллетень» пишется мелким шрифтом в правом углу.

Лозунг – обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование. Может быть печатным или рукописным. Несет информационный характер или призыв к действию, в краткой форме выражающий требования или рекомендацию.

Словосочетание «Уголок здоровья» пишется вверху стенда. Название темы уголка здоровья должно отражать главный, ведущий вопрос. На стенде отводится место для санитарного бюллетеня, буклетов, памяток и информации для пациентов.

Вся информация в уголке здоровья должна регулярно обновляться 1 раз в месяц. Могут быть применены методы анонимного общения с пациентами «Ящик вопросов и ответов», анкетирование и т. д., чем обеспечивается обратная связь с пациентами.

Фотоматериалы должны быть оформлены в альбоме. Фотографии должны изображать предметы, процесс или явления, связанные с определенной темой по охране здоровья и профилактике заболевания. Сопровождаются пояснительным текстом.

Технические средства используются для обучения и самообучения населения, а также для контроля усвоения знаний.

Слайды (презентации) на различные темы используют в качестве иллюстрационного материала для бесед и лекций. Тематика отражает вопросы охраны здоровья и профилактики заболеваний. Готовятся в программе «Power Point» и демонстрируются на мультимедийном проекторе, либо на диапроекторе (оверхеде).

фильм: тематика отражает вопросы охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, продолжительность – не более 10-15 мин., на видеокассете или DVD-диске.

УЧЕТ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для учета санитарно-просветительной работы используется «Журнал учета работы по медицинской профилактике», форма утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации г.

Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике

(форма № 000/У-02)

Таблица 8.2

№ п/пДата проведенияФорма работы.Массовые мероприятия.Школы здоровьяТемаМесто проведенияЧисло слушателейЧисло лиц, обученных здоровому образу жизни в школах здоровьяЧисло медицинских работников, обученных методам медицинской профилактикиОтветственный исполнитель
123456789

Примечание к графе 3: формы работы: лекция, беседа, выступление в СМИ (телевидение, радио, печать), конференции, семинары, совещания, «круглые столы», вечера вопросов и ответов, викторины, организация выставок, подготовка санитарных бюллетеней, листовок, тестирование, анкетирование, рецензирование и др.

Примерные нормативы времени на отдельные виды

санитарно-просветительной работы

Таблица 8.3

№ п/пВид санитарно-просветительной работыЧасы
123
1.   Беседа в учреждении здравоохранения0,5
2.   Подготовка и выступление по радио4,0
3.   Участие в тематических вечерах, устных журналах, встреча – за круглым столом2,0

Окончание таблицы 8.3

123
4.   Оформление санитарной газеты или санитарного бюллетеня8,0
5.   Подготовка и оформление доски вопросов и ответов, уголков здоровья1,0
6.   Разработка санитарно-просветительной памятки6,0
7.   Создание тематического видеофильма (сценария)44,0

«Журнал учета работы по медицинской профилактике» отражает персональную санитарно-просветительную деятельность медицинских работников и является основным документом, учитывающим объем работы по гигиеническому обучению и воспитанию пациентов.

Источник: https://pandia.ru/text/80/290/43874.php

Организация гигиенического обучения и воспитания военнослужащих

ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:  Гигиеническое воспитание населения и войск, формирование

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Гигиеническое обучение и воспитание являются составной частью профилактической работы, проводимой медицинской службой в целях устранения или ослабления существующих факторов риска здоровью и на снижение вероятности заболевания.

Тематика гигиенического обучения и воспитания военнослужащих определяется: задачами войск, особенностями учебно-боевой подготовки личного состава, заболеваемостью военнослужащих, санитарно-эпидемическим состоянием воинской части, района ее дислокации, временем года, климатогеографической характеристикой региона.

Гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих осуществляется в форме проведения консультаций, лекций, индивидуальных и групповых бесед с использованием наглядных пособий и технических средств обучения и воспитания.

В каждом медицинском подразделении и лечебном учреждении должны широко использоваться наглядные средства агитации – плакаты, фотовыставки.

Для наиболее эффективного проведения пропаганды гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни должны быть широко использованы университеты и факультеты здоровья, организуемые медицинской службой при окружных (гарнизонных) домах офицеров и клубах частей (соединений).

Во всех частях с прибывшим пополнением проводится вводный санитарно-гигиенический инструктаж: краткая санитарно-гигиеническая характеристика части, значение основных профилактических мероприятий, проводимых в части, профилактических осмотров, диспансеризации, прививок; освещаются специальные вопросы по гигиене и физиологии военного труда, разъясняется значение общеоздоровительных мероприятий по укреплению здоровья военнослужащего (выполнение правил личной и общественной гигиены, распорядка дня и регламента служебного времени, закаливание, занятие физической подготовкой и спортом).

Организация гигиенического обучения и воспитания военнослужащих в воинской части осуществляется начальником медицинской службы воинской части во взаимодействии с заместителем командира воинской части по воспитательной работе.

Начальник медицинской службы части обязан планировать эту работу, принимать меры по обеспечению наглядными и методическими материалами, проводить инструктаж руководителей, читать лекции, поддерживать связь с местными центрами здоровья и другими учреждениями службы формирования здорового образа жизни: домом офицеров гарнизона, базой кинопроката, начальником клуба части (учреждения), заместителем командира части, а также с учреждениями и общественными организациями, занимающимися пропагандой гигиенических, медицинских знаний и здорового образа жизни.

С поступлением на службу военнослужащий должен быть обучен путем повторных занятий правилам личной гигиены и способам их реализации в конкретных условиях. Выполнение правил личной гигиены систематически проверяется командирами подразделений.

Военный врач обязан давать командиру объективную оценку физического состояния каждого военнослужащего и обосновывать профилактические рекомендации по коррекции трудового процесса, физической активности.

В этой работе рекомендации врача должны быть взвешенными, поскольку назначение физических упражнений может иметь негативные последствия, связанные в основном с неподготовленностью кардиореспираторной системы к значительным нагрузкам, возможной ишемизацией миокарда или возникновением гипертонических кризов.

Поэтому применение физических упражнений должно быть постепенным, под медицинским контролем. Критериями могут быть показатели частоты сердечных сокращений, артериальное давление, общее самочувствие.

Во время физических упражнений нежелательны тахикардия более 140 ударов, увеличение артериального давления более, чем на 10-15 мм рт.ст. За названными пределами ежедневный систематический труд может привести к физической и психической усталости, заболеваниям.

Гигиеническое обучение должно включать также представления о гигиенических требованиях к жилищу, его содержанию. Общежитие, казарма должны обеспечивать оптимальный тепловой баланс, поступление кислорода, предусматривать хорошее освещение и поддержание оптимального микроклимата в помещениях – температуру в пределах 18-200С.

Во всех помещениях казармы поддерживается чистота путем ежедневной уборки, в том числе с протиранием пола, шкафов, дверей, тумбочек и других предметов влажной тряпкой.

По показаниям уборка проводится с использованием дезинфицирующих средств. Кроме ежедневной уборки один раз в неделю производится общая уборка всех помещений.

Во время общей уборки постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) могут выноситься во двор для проветривания.

В спальных помещениях зимой должна поддерживаться температуры воздуха не ниже +180С. Для контроля температуры в помещениях на внутренних стенах вывешиваются на высоте 1,5 м от пола термометры.

Во всех жилых помещениях, имеющих водопровод, для питья воды оборудуются фонтанчики, а в помещениях, где нет водопровода, устанавливаются закрытые на замок бачки с питьевой водой, которые также оборудуются фонтанчиками. Баки ежедневно под наблюдением дежурного по роте прополаскиваются и наполняются свежей питьевой водой.

Важным элементом личной гигиены является поддержание чистоты тела. Солдаты и сержанты должны мыться в бане не реже одного раза в неделю, а повара и пекари, кроме того, ежедневно принимать душ. Механики-водители (водители), ремонтники принимают душ по мере необходимости. Для помывки (приема душа) военнослужащие обеспечиваются мылом, полотенцами и продезинфицированными мочалками.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 1749 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-90853.html

Глава 1. Теоретическая часть «Санитарно-гигиеническое воспитание населения и особенности его организации»

ОСНОВЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:  Гигиеническое воспитание населения и войск, формирование

    1. Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения

Гигиеническоевоспитание (санитарное просвещение) —совокупность образовательных,воспитательных, агитационных ипропагандистских мероприятий, направленныхна формирование здорового образа жизни,профилактику заболеваний, сохранениеи укрепление здоровья, повышениетрудоспособности людей, продление ихактивной жизни.

Задачасанитарного просвещения – это повышениесанитарной культуры населения, чтоимеет большое значение для формированияздорового образа жизни, для охраны иукрепления здоровья.

Целимедицинского просвещения:

  1. пропаганда гигиенических знаний;

  2. пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

  3. популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

  4. привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Длявыполнения работы по санитарномупросвещению населения медицинскимработникам требуются определенныезнания и навыки. Эффективностьсанитарно-гигиенического просвещенияво многом зависит от особенностейаудитории, ее интересов, культурногоуровня, оно должно проводиться с учетомпола, возраста, климата – географическихособенностей, национальных обычаев,традиций и других факторов.

Воснову гигиенического обучения ивоспитания положена концепция формированияздорового образа жизни,сформулированы основные задачи:

  1. снижение распространенности курения;

  2. улучшение качества питания;

  3. увеличение физической активности;

  4. смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

  5. соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

  6. снижение потребления алкоголя;

  7. профилактика употребления наркотиков;

  8. улучшение качества окружающей среды.

Пропагандамедицинских и гигиенических знанийсреди населения способствует снижениюзаболеваемости и смертности, помогаетвоспитывать здоровое, физически крепкоепоколение.

Профилактическиемероприятия бывают первичные, вторичныеи третичные.

Первичные–  когдамеры профилактики направлены нанепосредственную причину заболеванияили повреждения у здоровых людей.

Припроведении первичной профилактикипервостепенной значение приобретаетконцепция образа жизни, которая иопределяет пути предупрежденияхронических неинфекционных заболеваний(сердечнососудистых, эндокринных,нервно-психических и т.д.

), генез которыхво многом связан с курением, злоупотреблениемалкоголя, гиподинамией,нерациональнымпитанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактическиемероприятия проводятся в случаяхвоздействия на условия и факторы,способствующие развитию уже возникшегоу пациента заболевания или повреждения.

Вторичная профилактика – это в основномцелевое санитарно-гигиеническое воспитание, втом числе индивидуальное или групповоеконсультирование, обучение пациентови членов их семей знаниям и навыкам,связанным с конкретным заболеваниемили группой заболеваний.

К вторичнойпрофилактике относятся курсыпрофилактического лечения и целевогооздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечениеи т.д.). Большое значение в основеформирования здорового образа жизнизанимают личностно-мотивационныекачества данного человека, его жизненныеориентиры.

Третичнаяпрофилактика – основана на проведениимероприятий медицинского и немедицинскогохарактера. Осуществление программтретичной профилактики невозможно внесистемы здравоохранения: в них участвуютне только врачи, но и многие другиемедицинские работники. Третичнаяпрофилактика включает:

– обучениепациентов и членов их семей знаниям инавыкам, связанным с конкретнымзаболеванием или группой заболеваний;

– проведениедиспансеризации больных с хроническимизаболеваниями и инвалидов, включаядиспансерные медицинские осмотры сцелью оценки динамики состояния здоровьяи течения заболеваний, осуществлениеперманентного наблюдения за ними ипроведение адекватных лечебных иреабилитационных мероприятий;

– проведениемедико-психологической адаптации кизменению ситуации в состоянии здоровья,формирование правильного восприятияи отношения к изменившимся возможностями потребностям организма.

Никакиепожелания, приказы, наказания не могутзаставить человека вести здоровый образжизни, охранять и укреплять собственноездоровье, если человек сам не будетсознательно формировать собственныйстиль здорового поведения.

Длясохранения восстановления утраченногоздоровья человек должен совершатьдействия. Для каждого действия нуженмотив, а совокупность мотивов составляетмотивацию, в формировании которойбольшая роль отводится медицинскимработникам.

«…Чтобыстать здоровым, нужны собственныеусилия, постоянные и значительные…» -академик Н.М. Амосов.

    1. Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Медработники первичного звена в своейповседневной работе с жителями прикрепленногомикрорайона все больше времени и усилийперераспределяют в пользу профилактики.

Проводят мероприятия в местном сообществе:собственно в лечебно-профилактическихучреждениях (ЛПУ), в школах, детскихдошкольных учреждениях; выявляют лицс факторами риска и первыми стадиямизаболеваний, оказывают адекватнуюпомощь, включая первичную и вторичную профилактику.

Методыи средства санитарно-гигиеническоговоспитания населения.

  1. Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).

  2. Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).

  3. Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды , санитарные бюллетени).

  4. Смешанный (все средства вместе).

Каждыйиз методов может быть реализован спомощью определенных форм и средств.Различают индивидуальные,групповые и массовые формы гигиеническоговоспитания.

Формыиндивидуального воздействия позволяютмаксимально учитывать особенностиреципиента. Они используются, например,в процессе общения медработника спациентом (беседа, инструктаж, консультация— очная или по телефону, личнаякорреспонденция).

Формыгруппового воздействия применяютсядля дифференцированного гигиеническоговоспитания различных возрастно-половыхи профессиональных групп населения, атакже для практического обучения.Различают односторонние,или пассивные(доклад, сообщение, выступление и т.п.),и двусторонние,или активные (дискуссия,викторина) формы передачи информации.

Разнообразныпо назначению и массовыеформы гигиеническоговоспитания населения.

Одни из них (радио- и телепередачи, публикации в прессе)используются, прежде всего, с цельюформирования общественного мнения иответственного отношения ведомств ируководителей разного ранга, семьи ииндивидуума к здоровью и оздоровительныммероприятиям, широкого информированияобщественности о состоянии средыобитания, здоровья народа и его отдельныхгрупп. Другие (лекции, тематическиевечера, демонстрации кинофильмов иизобразительных средств, театрализованныепредставления) предназначены дляраспространения и углубления общихуниверсальных знаний, разъяснениянеясных или недостаточно глубокоусвоенных вопросов.

Различаюттакже эпизодические и цикловыеформы гигиеническоговоспитания. К цикловымформам относятсялектории, школы здоровья, кружки.

Лекция проводитсяврачами ЛПУ или фельдшерами на объектах(вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Составаудитории должен составлять от 10 до 25человек. Основной акцент в выступленииделается на меры профилактикиконкретной  патологии.В лекционном материале исключаютсямедицинские термины и рекомендации поприменению конкретных лекарственныхпрепаратов.

Беседы проводятсявсеми медицинскими работниками (врачи,фельдшера, акушерки, медсестры). Составаудитории от 1 человека (индивидуальная)до 5-7 человек (групповая). Темы беседмогут быть самые разнообразные. Беседапредполагает активное участие слушателей.

Доскавопросов и ответов –это форма заочных консультаций.

Памятка даетсяпациенту с целью напомнить ему советыпо укреплению и сохранению здоровья.

Круглыйстол, часы вопросов и ответов –это групповая форма работы гигиеническоговоспитания, основанная на обсужденииконкретных вопросов, связанных сукреплением и охраной здоровьяприсутствующих, обменом мнениями. Вмероприятии принимают участие не толькомедицинские работники, но и общественныеорганизации (по наркомании, пенсионныйфонд и т.д.).

Стеннаясанитарная печать (плакаты, санбюллетени) –это массовое средство санитарногопросвещения, которое наглядно, красочнои содержит конкретную информацию.Плакаты –массовые средства санитарного просвещения,над которыми работают ученые, художники,педагоги и др. Санбюллетень — этоиллюстрированная санитарно-просветительскаягазета, посвященная только одной теме.

Тематическийсанитарный альбом –иллюстрированное издание, посвященноеконкретной медико-гигиенической темеи имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрацияслайдов, фильмов, ДВД по вопросамздоровья –массовая форма работы гигиеническоговоспитания, по оптимальным для здоровьястилям жизни и профилактике заболеваний.Целесообразно сочетать с выступлениемпо соответствующим аспектам укрепленияи сохранения здоровья.

Массоваяоздоровительная компания –проводится к медицинским датам с цельюпривлечения внимания к конкретной  проблеме.Предполагает участие большого количествачеловек с привлечением  специалистовобщего и узкого профиля.

Школы  иклубы здоровья –групповая форма гигиеническоговоспитания, предполагающая объединениелюдей для совместной деятельности посохранению, укреплению и восстановлениюздоровья.

Урокии часы здоровья –групповая форма гигиеническоговоспитания, основанная на непосредственномобщении медицинского работника (специалиста)с присутствующими.

  Такаяформа работы наиболее эффективна вобщеобразовательных школах, профессиональныхучилищах и колледжах.

При проведениимероприятия используются различныесредства гигиенического обучения ивоспитания,   практикуется техническоеисполнение рекомендаций(освоение навыков), игровая форма (КВН,викторина, сказка и т.д.).

Применяяразличные средства гигиеническогообучения  ивоспитания населения, медицинскиеработники должны знать, что степеньусвоения информации зависит от методовобучения:

  1. 5%    лекция;

  2. 10%  чтение;

  3. 20% аудиовизуальные средства;

  4. 30% использование наглядных пособий;

  5. 50% обсуждение в группах;

  6. 70% обучение практикой действия;

  7. 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Припроведении гигиенического обучения ивоспитания населения, следует учитывать,что здоровье человека более чем на 50%определяется образом жизни, то естьповедением и отношением пациента ксобственному здоровью и здоровьюокружающих, потому что медицинскиеработники должны настраивать пациентовна соблюдение здорового образа жизни,то есть формироватьмотивацию.

Желательноздоровый образ жизни соблюдать всеммедицинским работникам, так как пациенты,в первую очередь, смотрят на выступающего(внешний вид, разговорная речь, способубеждения) и стараются выполнять илине выполнять данные советы.

    1. Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Санитарноепросвещение – обязательный разделдеятельности каждого лечебно-профилактическогоучреждения, профессиональная обязанностькаждого медицинского работника.

Медицинскийработник должен осуществлять такиефункции.

  1. Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.

  2. Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек.

  3. Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.

  4. Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

  5. Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.

  6. Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.

Медицинскийработник должен придерживаться законовРоссийской Федерации.

  1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.

  2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

  3. Доступность медико-социальной помощи.

  4. Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.

  5. Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Источник: https://studfile.net/preview/5764674/page:2/

Medic-studio
Добавить комментарий