Основы медицинской информатики: учебно-методическое пособие /

Основы медицинской информатики

Основы медицинской информатики: учебно-методическое пособие /

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ОСНОВЫ

МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ

(учебно-методическое пособие для студентов лечебного,

педиатрического и медико-профилактического факультетов)

Барнаул – 2008

УДК 616.002.6(075.5)

ББК 52.73

Кафедра медицинской информатики

Авторы:Аладышев А.В., Субботин Е.А.

Рецензенты: Колядо В.Б., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения АГМУ;

Волков В.И., доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики АГМУ.

Основы медицинской информатики:учебно-методическое пособие / Аладышев А.В., Субботин Е.А. – Барнаул : Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2008. – 140 с.

Методическое пособие составлено на кафедре медицинской информатики Алтайского государственного медицинского университета. Рекомендовано студентам лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов, а также курсантам ФУВ, врачам, аспирантам.

©Алтайский государственный медицинский

университет, 2008

© Аладышев А.В., Субботин Е.А., 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБРАБОТКА ДАННЫХ 1.1. ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.3. ПРИРОДА МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ 1.4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.5. НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.6. СПЕЦИФИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ 1.7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ДАННЫХ 1.8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ ACCESS 1.9. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ STATISTICA 6 ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (МИС) 2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 2.2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МИС 2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МИС 2.4. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 2.5. МИС БАЗОВОГО УРОВНЯ «АРМ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ» 2.6. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 2.7. СПРАВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ГЛАВА 3. СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3.2. НАПРАВЛЕНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКЕ 3.3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ 3.4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 3.5. ИНТЕГРАЦИЯ СТАНДАРТОВ 3.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИИ СЕМ/ТС 251 ГЛАВА 4. ПОИСК МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4.1. ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ – INTERNET. БРАУЗЕР INTERNET EXPLORER 4.2. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ. ВВЕДЕНИЕ В ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ. ПОИСК МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. 4.3. ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 4.4. СОВЕТЫ ПО ПОИСКУ ГЛАВА 5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ 5.1. ТЕЛЕМЕДИЦИНА 5.2. ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ЦЕНТРЫ И РЕСУРСЫ INTERNET ПО ТЕЛЕМЕДИЦИНЕ 5.3. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА 5.4. РАДИОТЕЛЕМЕТРИЯ И МОНИТОРИНГ 5.5. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Медицина всегда была на переднем крае прогресса. Многие технические достижения внедрялись впервые в медицине. Так было и с перспективными разработками в области электроники.

История применения компьютеров в медицине ведет отсчет с 1967 года, когда Олдендорф использовал примитивный ламповый ПЭВМ в первом магнитно-резонансном сканирующем томографе. Серийно же компьютеры стали применяться с 1971 года в томографах Хаусфилда – инженера музыкальной компании EMI.

В то же время консерватизм врачей не позволял глубоко внедриться компьютерам в повседневную практику. Изменения произошли с появлением персональных компьютеров.

Их вторжение, полезное для всей медицины в целом, сопряжено с преодолением множества барьеров, одним из которых является психологическая неготовность медика к работе с компьютером.

Среди практических врачей есть несколько категорий пользователей ПК:

– врачи, которые резко отрицательно относятся к любым попыткам автоматизации их деятельности. Чаще всего, это пожилое поколение, но есть немалая часть врачей пенсионного возраста, которые с огромным интересом осваивают компьютер;

– вторая категория врачей активно внедряет новые информационные технологии в свою практику;

– третья категория – врачи, занявшие нейтральную или выжидательную позицию, но много людей из этой категории в последнее время склоняются к сторонникам ПК.

Мир переживает настоящий компьютерный бум. Персональные компьютеры (ПК или PC) прочно входят в нашу жизнь и становятся вещью первой необходимости. И медицина на данном этапе развития уже не может обойтись без “электронного помощника”.

Возможности, которые предоставляет ПК, рано или поздно станут такими же обыденными, как и стетоскоп, и их придется осваивать.

Для кого предназначено это пособие? В целом можно определить круг читателей, как “Медицинский работник”.

Студенты медицинских вузов начинают активно приобщаться к информационным технологиям. Сейчас, наверное, это самая “компьютеризированная” часть медицинских работников. Преподавание элементов информатики проводится на начальных курсах, и в дальнейшем, при обучении, студент-медик соприкасается в той или иной мере с персональным компьютером.

Из собственных наблюдений скажем: 80% медиков – пользователей компьютеров применяют ПК исключительно в качестве печатной машинки. Это, конечно же, необходимое применение компьютера, но не единственно возможное. Особенно с появлением доступного Internet.

Надеемся, что данное пособие будет полезно как начинающему пользователю, так и людям, которые уверенно используют компьютер.

ГЛАВА 1

Основы медицинской информатики

И ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

1.1. ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на её основе реше­ний и их выполнения. С появлением современных средств вы­числительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

Понятие информации является одним из базовых общена­учных понятий. Поэтому дать точное определение информации через другие понятия невозможно.

Существует множество определений информации. Например, общая теория информации определяет её так (Янковский, 2000): «Любое взаимодействие между объектами, в процессе кото­рого один приобретает некоторую субстанцию, а другой её не теряет, называется информационным взаимодействием. При этом передаваемая субстанция называется Информацией.»

Своеобразное определение информации дано Н. Винером (1968): «Информация есть информация, а не материя и не энергия».

Простое и понятное каждому определение информации даёт­ся в энциклопедии (Ожегов и Шведова, 1999): «Информация — это: 1) све­дения об окружающем мире и протекающих в нём процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо».

Наряду со множеством определений понятия информации существует множество классификаций информации, одна из ко­торых приведена для примера в табл. 1.

Виды информации

Таблица 1

По способам восприятия По форме представления По широте адресации По общественному значению
  Визуальная Аудиальная Тактильная Обонятельная Вкусовая   Текстовая Числовая Графическая Звуковая   Массовая Специальная Личная   Обыденная Общественно-политическая Эстетическая Научная Производственная Техническая Управленческая Знания, умения Прогнозы, планы Чувства, интуиция  

В современной литературе за словосочетанием «медицинская информация» скрывается два понятия. Медицинская информация в широком смысле – это лю­бая информация, относящаяся к медицине.

А в узком смысле – это информация, относящаяся непосредственно к человеку как к пациенту, то есть информация о его здоровье, особенностях организма, перенесённых заболеваниях и т. д.

В последнее вре­мя термин «медицинская информация» всё чаще употребляется именно в узком смысле. Далее в тексте мы будем придерживать­ся именно такого понимания медицинской информации.

1.2. ВИДЫ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Все виды медицинской информации можно разделить на че­тыре основные группы:

1. Алфавитно-цифровая информация;

2. Визуальная информация:

а) статическая;

б) динамическая;

3. Звуковая информация;

4. Комбинированные виды информации.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 887 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-47551.html

Методичка(учебное пособие)

Основы медицинской информатики: учебно-методическое пособие /

Ю. Е. ЛЯХ, Ю. Г. ВЫХОВАНЕЦ, С. М. ТЕТЮРА, Е. И. ЧУПРИНА, В.И. ОСТАПЕНКО, С. Н. НИКИТЕНКО, О. Г. ГОРШКОВ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ III-IV УРОВНЕЙ АКРЕДИТАЦИИ

Донецк

2013

УДК 61:6(075.8) ББК 5:32.81я7 М42

Рекомендовано к изданию Ученым советом ДонНМУ им. М. Горького в качестве учебного пособиядля студентов высших учебных медицинских заведений ІІІ – ІV уровня аккредитации (протокол № 6 от 30.08.2013 г.)

Авторский коллектив:

Лях Ю. Е., доктор биологических наук, профессор, Выхованец Ю. Г., доктор медицинских наук, доцент, Тетюра С. М., кандидат медицинских наук, Чуприна Е. И., кандидат биологических наук, доцент, Остапенко В. И., кандидат биологических наук, доцент, Никитенко С.Н., Горшков О. Г.

Рецензенты:

1.Черний В. И. – заведующий кафедрой анестезиологии, интенсивной терапии и медицины неотложных состояний учебно-научного института последипломного образования ДонНМУ им. М.Горького, член-корреспондент НАМН Украины, д-р мед. наук, профессор

2.Зяблицев С. В. – заведующий кафедрой патологической физиологии, акад. академии высшей школы, д-р. мед. наук, профессор

М42 Медицинская информатика: учебное пособие [Ю. Е. Лях, Ю. Г. Выхованец, С. М. Тетюра и др.]. – Донецк: ООО «Каштан», 2013. – 240 с.

ISBN

Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по медицинской информатике для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации.

Пособие соответствуют рабочей программе по медицинской информатике для специальностей – 7.12010001 «Лечебное дело», 7.12010002 «Педиатрия», 7.12010003 «Медико-профилактическое дело», 7.

12010005 «Стоматология».

Учебное пособие подготовлено коллективом кафедры медицинской, биологической физики, медицинской информатики и биостатистики Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.

УДК61:6(075.8)
ББК 5:32.81я7
ISBN© Коллектив авторов: Лях Ю. Е., Выхованец Ю. Г.,
Тетюра С. М., Чуприна Е. И., Остапенко В. И.,
Никитенко С.Н., Горшков О. Г., 2013
© Оформление. Издательство: ООО «Каштан», 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………….4
Тема № 1. Техника безопасности. Входной контроль. Введение и структура
медицинской информатики. Программное и аппаратное обеспечение компьютера ……..5
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….27
Тема № 2. Компьютерные данные: типы данных, обработка и управление. Системы
управления базами данных (СУБД) ………………………………………………………….32
Приложение 2 ……………………………………………………………………………………….56
Тема № 3. Передача информации. Сетевые технологии. Основы телемедицины.
Стандарты передачи медицинских данных ………………………………………………….59
Приложение 3 ……………………………………………………………………………………….77
Тема № 4. Кодировка и классификация.Классификационные системы.
Международные классификации болезней …………………………………………………………………..81
Приложение 4 ……………………………………………………………………………………….93
Тема № 5. Основы доказательной медицины.Специализированные медицинские
поисковые системы. Кокрановское содружество ………………………………………………………….96
Приложение 5 ……………………………………………………………………………………….111
Тема № 6. Основы биологической статистики ……………………………………………………………..113
Приложение 6 ……………………………………………………………………………………….138
Тема № 7. Методы статистического моделирования ……………………………………………………141
Приложение 7 ……………………………………………………………………………………….156
Тема № 8. Анализ биологических сигналов …………………………………………………………………158
Приложение 8 ……………………………………………………………………………………….170
Тема № 9. Формальная логика в решении задач диагностики, лечения и профилактики
заболеваний. Байесовский подход. Понятие теста. Ложно позитивный и ложно
негативный результат. Чувствительность и специфичность ………………………………………….173
Приложение 9 ……………………………………………………………………………………….191
Тема № 10. Нейросетевые системы поддержки принятия решений. Средства
прогнозирования………………………………………………………………………………………………………….193
Приложение 10 …………………………………………………………………………………201
Тема № 11. Типы информационных систем в области здравоохранения. Госпитальные
информационные системы и их развитие. Медицинские информационные системы.
АРМ врача …………………………………………………………………………………………………………………..204
Приложение 11 …………………………………………………………………………………215
Тема № 12. Индивидуальные электронные медицинские карточки ……………………………..218
Приложение 12 …………………………………………………………………………………227
Итоговый модульный контроль ……………………………………………………………230
Приложение13. Примеры тестов и заданий для итогового модульного контроля ..………232

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество можно охарактеризовать как информационное пространство, в котором сосредоточена общность людей с различными профессиональными и жизненными навыками, безотносительно к степени образованности, возраста, пола и расы. С возрастом у человека возникает все больше и больше потребностей и задач, которые он может решать с помощью компьютера. Компьютерная грамотность становится неизбежным атрибутом современного культурного человека.

Значительный прогресс в компьютеризации общества был обусловлен созданием глобальной компьютерной сети, или Интернета, который связал незримыми нитями всю нашу планету, все уровни среды обитания человека.

В наше время значительно увеличивается использование компьютерных технологий в медицине и здравоохранении.

Сейчас трудно представить себе современное лечебное учреждение без электронной регистратуры, аптечной сети, бухгалтерии, компьютеризированных рабочих мест врачей и среднего медицинского персонала.

Часто компьютерные терминалы связываются в единую сеть, которая выполняет не только информационные и коммутационные функции, но и расширяет возможности многих методов диагностики и лечения.

Входит в практику активный обмен медицинскими данными между отдельными поликлиниками, больницами, университетскими центрами. Все шире распространяется новое направление оказания медицинских услуг – телемедицина, которая позволяет обеспечивать квалифицированную медицинскую помощь на удаленных врачебных участках.

Мощным современным направлением компьютеризации медицины стали новые высокотехнологичные методы диагностики, такие как компьютерная и магнитнорезонансная томография, дистанционный мониторинг за состоянием больного в лечебном учреждении и на дому. Широко применяются цифровые методы скринингдиагностики, например: цифровая флюорография, цифровая маммография, суточный холтеровский компьютерный мониторинг и др.

Подобная ситуация создает новый феномен – информационное медицинское общество, осуществляющее свои функциональные задачи в сложной и многоуровневой информационной среде.

ТЕМА №1

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. ВСТУПЛЕНИЕ И СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ. ПРОГРАММНОЕ И

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Развитие медицины, применение современных методов диагностики и лечения, увеличение объемов медицинской литературы обусловили быстрый рост информации медико-биологического характера, что вынудило работников отрасли здравоохранения и научных работников обратиться к новейшим информационным технологиям, которые отвечают современным требованиям медицинской науки.

Бурное развитие компьютерных технологий, их внедрение в здравоохранение требует от медицинских работников знаний и практических навыков по систематизации и обработке медицинской данных.

Современный этап развития системы здравоохранения и медицины связан с появлением новых интегрированных областей знаний, которые несут в себе общенаучные основы таких отраслей как: медицинская кибернетика, экономика здравоохранения, менеджмент и маркетинг и др.

Как результат, резко увеличился объем информации, которую необходимо использовать при решении таких традиционных для медицины задач как:

-постановка диагноза;

-выбор тактики лечения;

-прогнозирование результатов лечения;

-коррекция процесса лечения;

-целостное представление о заболевании, которое формируется на основе многочисленных данных, полученных с помощью всевозможных методов обследования различными специалистами;

-принятие решений относительно управления жизненно важными функциями организма в условиях дефицита времени.

Таким образом, бурное развитие информационных процессов в системе здравоохранения в 70-х годах ХХ века сначала за рубежом, а затем и в нашей стране привели к становлению самостоятельной науки – медицинской информатики.

Одной из самых главных задач медицинской информатики является информатизация медицинской деятельности, т.е. массовое внедрение в практику лечебно-профилактических заведений методов получения, обработки, передачи и сохранения информации с применением персональных компьютеров (ПК).

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

Общая цель – интерпретировать и трактовать основные понятия медицинской информатики, знать принципиальное устройство и особенности применения персонального компьютера, уметь пользоваться прикладным программным обеспечением для создания, хранения, обработки и передачи медицинских данных.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ

1.Демонстрировать базовые навыки работы с персональным компьютером.

2.Освоить общепринятое прикладное программное обеспечение для создания разных видов медицинской документации.

3.Научиться использовать стандартные методы хранения, обработки и представления медицинской информации.

4. Научиться использовать преимущества современных информационных технологий в медицине.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯВ СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЯМИ

обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует изучение графа логической структуры изучаемой темы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1.Цели и структура медицинской информатики.

2.Основные задачи и составляющие медицинской информатики.

3.Данные и информация. Особенности медицинских данных.

4.Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

5.Прикладное программное обеспечение общего и специального назначения.

6.Компьютерные программы-дополнения, которые используются в системе здравоохранения.

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ К ЗАНЯТИЮ: «ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. ВСТУПЛЕНИЕ И СТРУКТУРА МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ. ПРОГРАММНОЕ И

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА»

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Основная литература:

1.Булах I.Є., Лях Ю,Є., Марценюк В.П., Хаимзон І.І. Медична інформатика: підручник. – Тернопіль: ТДМУ, 2008. – С. 7-31.

2.Булах I.Є. Медична інформатика в модулях. – Київ, Медицина, 2009. – С. 8-44.

3.Булах I.Є., Лях Ю.Є., Хаїмзон І.І. Медична інформатика. Учбовий посібник для студентів ІІ курсу медидичних спеціальностей. – Київ, 2006. – С. 4-18.

4.Медицинская информатика: Учебник / И.П. Королюк. – 2 изд., перераб. и доп.

–Самара : ООО «Офорт» : ГБОУ ВПО «СамГМУ». 2012. – С. 5-11, 46-57, 82-99.

5.Герасимов А.Н. Медицинская информатика: Учебное пособие, с приложением на СД. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008. – 324 с.

Дополнительная литература:

1.Гельман В.Я. Медицинская информатика: практикум. – СПб: Питер, 2001. –

480 с.

2.Герасевич В.А. Компьютер для врача: самоучитель. – 2-е изд., перераб. И доп.

–СПб.: БХВ-Петербург, 2004. – 512 с.

3.Edward H.Shortliffe. Medical Informatics. Computer Applications in Health Care and Biomedicine / editors, Edward H.Shortliffe, Leslie E. Perreault. – Second Edition. – Springer-Verlag New York, Inc., 2001. – 854 p.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ

Алгоритмпроведенияпрактического занятия

1.Преподаватель проверяет теоретическую подготовку студентов по теме занятия путем проведения тестового контроля, производит разбор темы занятия, алгоритмов выполнения практических заданий и вопросы, которые возникли в процессе самостоятельной подготовки к практическомузанятию.

2.Под руководством преподавателя студенты выполняют практическую часть занятия, в соответствии с алгоритмом выполнения практического задания.

Вся работа студентов осуществляется под контролем и при консультативной помощи преподавателя.

3.Преподаватель подводит итоги проведенного занятия и дает указания по подготовке к следующему занятию.

Используемые учебные компьютерные программы

1.Операционные системы: Linux

2.Прикладные программы общего назначения: Libre (Open) Office Writer, Libre (Open) Office Calc, Libre (Open) Office Impress.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1. Создание медицинских документов средствами текстового редактора Libre (Open) Office Writer.

Условия оформления документа: документ должен быть подготовлен в отдельном файле, озаглавлен по фамилии автора (студента), текст создан шрифтом Sheriff, кегль 12, абзац 1,5, межстрочный интервал 1.0. Поля: слева – 2,5; сверху, снизу – 2,0; справа – 1,0. Внизу документа указать Ф.И.О.

студента. Созданный документ должен быть защищен от редактирования третьими лицами. Выполненный документ необходимо поместить в архивный файл с одноименным названием.

Алгоритм выполнения практического задания № 1:

Шаг – 1. Включите компьютер. Дождитесь загрузки установленной операционной системы. Зайдите в меню “Start”. Найдите и запустите директорию Libre (Open) Office.

Шаг 1

Шаг – 2. Загрузите текстовый редактор Libre (Open) Office Writer. Создайте текстовый документ.

Шаг 2

Шаг – 3. Задайте параметры страницы, полей, интервалов, шрифта и его размера, зайдя в опцию «Формат» текстового редактора Libre (Open) Office Writer.

Шаг 3

Шаг – 4. В директории «Страница» выберите значение верхнего, нижнего и боковых полей, размер абзаца, значение межстрочного интервала.

Шаг 4

Шаг – 5. Наберите текст «ЭПИКРИЗ» шрифтом Liberation Serif, кегль 12 по образцу, который приведен ниже. Подпишите созданный Вами документ.

ЭПИКРИЗ (ОБРАЗЕЦ)

Источник: https://studfile.net/preview/4583759/

Студентам – скачать учебник, пособие по информатике

Основы медицинской информатики: учебно-методическое пособие /

 Скачать учебники, справочники и др. пособия по информатике и программированию для студентов.

Assembler. Учебник для вузов.Юров В.И. (2003, 637с.)

Алгоритмы: разработка и применение. Клейнберг Дж., Тардос Е. (2016, 800с.)

Аппаратное обеспечение ЭВМ (Нач. Проф. Обр.) Сидоров В.Д., Струмпэ Н.В. (2014, 336с.)

Аппаратное обеспечение ЭВМ. Практикум. (для ссузов)Струмпэ Н.В., Сидоров В.Д. (2014, 160с.)  

Архитектура вычислительных систем и компьютерных сетей. Степанов А.Н. (2007, 509с.) 

Архитектура компьютера.  Таненбаум Э.С. (2007, 844с.)

Архитектура ЭВМ и вычислительных систем. (СПО) Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. (2013, 512с.)

Базы данных. (СПО) Фуфаев Э.В., Фуфаев Д.Э. (2015, 320с.) 

Базы данных. Проектирование и создание. (УМК) Диго С.М.(ЕАОИ; 2008, 171с.)

Введение в язык Паскаль. Абрамов В.Г., Трифонов Н.П., Трифонова Г.Н. (2011, 384с.)

Вычислительная техника. (СПО) Келим Ю.М. (2014, 368с.) 

Вычислительные машины, сети и телекоммуникационные системы. (УМК) Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. (ЕАОИ; 2009, 292с.)

Геоинформатика. (Учебник) Под ред. Тикунова В.С. (2005, 480с.)

Информатика. (Учебное пособие) Горяев Ю.А. (МИЭМП; 2005, 116с.)

Информатика. (Учебник) Грошев А.С. (Арх.ГТУ, 2010, 470с.)

Информатика. (Учебник)Под общ. ред. А.Н. Данчула (2004, 528с.)  

Информатика. (Учебное пособие) Зрюмова А.Г., Зрюмов Е.А., Пронин С.П. (АлтГТУ, 2011, 177с.) 

Информатика. (Учебник) Каймин В.А.(2001, 2-е изд., 272с.)  

Информатика. (Учебное пособие для СПО) Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. (2012, 416с.)

Информатика. (Учебник) Макарова Н.В., Волков В.Б. (2011, 576с.)

Информатика. (Учебник для ссузов) Михеева Е.В., Титова О.И. (2014, 352с.) 

Информатика. (Учебник) Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К.(2004, 3-е изд., 848с.)  

Информатика. (СПО) Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В. (2009, 336с.) 

Информатика. (Учебник) Соболь Б.В. и др. (2007, 3-е изд, 446с.)  

Информатика. (Учебник) Степанов А.Н. (2010, 6-е изд., 720с.)

Информатика. (Учебное пособие) Таганов Л.С., Пимонов А.Г. (КузбГТУ; 2010, 330с.)  

Информатика. (Учебное пособие) Терехов А.В., Чернышев А.В., Чернышев В.Н. (ТГТУ; 2007, 128с.)

Информатика. (Учебное пособие) Под ред. Хубаева Г.Н. (2010, 288с.)

Информатика. (Учебное пособие для ссузов) Под ред. Черноскутовой И.А. (2005, 272с.)

Информатика. Базовый курс.  Акулов О.А., Медведев Н.В. (2005, 552с.)

Информатика. Базовый курс. (Учебник) Симонович С.В. (2011, 3-е изд., 640с.) 

Информатика (для технических направлений) Иопа Н.И. (2012, 472с.)  

Информатика и ИКТ. (Учебник для ссузов) Цветкова М.С., Великович Л.С. (2014, 352с.) 

Информатика и информационные технологии. (Учебное пособие) Под ред. Романовой Ю.Д. (2008, 3-е изд., 592с.) 

Информатика и информационные технологии. Конспект лекций.  Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. (2009, 320с.)

Информатика и информационные технологии. Конспект лекций.  Цветкова А.В. (2007, 192с.) 

Информатика и информационные технологии. Шпаргалки.  Цветкова А.В. (2008, 32с.) 

Информатика и компьютерные технологии. Основные термины. Толковый словарь. Фридланд А.Я. и др. (2003, 3-е изд., 272с.) 

Информатика и математика для юристов. Казанцев С.Я. и др. (2010, 560с.) 

Информатика и основы программирования. (Учебное пособие) Меняев М.Ф. (2007, 458с.)

Информатика и программирование. (УМК) Комлева Н.В., Смирнов А.А., Хрипков Д.В. (ЕАОИ; 2008, 94с.)

Информатика: лабораторный практикум. Грошев А.С. (Арх.ГТУ, 2012, 148с.)

Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. (Учебное пособие) Под ред. Макаровой Н.В. (2005, 2-е изд., 256с.)  

Информатика. Теория и практика. (Учебное пособие) Острейковский В.А., Полякова И.В. (2008, 608с.)

Информатика. Энциклопедический словарь-справочник. Воройский Ф.С.(2006, 768с.)   

Информационная безопасность и защита информации. (Учебное пособие) Мельников В.П., Клейменов С.А., Петраков А.М. (2008, 336с.) 

Информационные системы. (Учебник) Избачков Ю.С., Петров В.Н. и др. (2011, 3-е изд., 544с.) 

Информационные системы. (для ссузов) Федорова Г.Н. (2013, 208с.)

Информационные технологии. Голицына О.Л., Попов И.И. и др. (2008, 544с.)

Информационные технологии. (СПО) Гохберг Г.С., Зафиевский А.В. и др. (2014, 240с.)

Информационные технологии. Громов Ю.Ю., Дидрих В.Е. и др. (ТГТУ; 2011, 152с.)

Информационные технологии. (Учебник) Корнеев И.К., Ксандопуло Г.Н., Машурцев В.А. (2007, 224с.)

Информационные технологии. (Учебное пособие для ссузов.) Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. (2007, 256с.) 

Информационные технологии.  Советов Б.Я., Цехановский В.В. (2006, 263с.)

Информационные технологии. Хлебников А.А. (2016, 466с.) 

Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. Абросимова М.А. (2011, 256с.)

Информационные технологии в профессиональной деятельности. (СПО) Михеева Е.В. (2016, 384с.) 

Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности. (СПО) Михеева Е.В., Титова О.И. (2014, 416с.)

Компьютерная графика и дизайн. (СПО) Тозик В.Т., Корпан Л.М. (2015, 208с.)

Компьютерные сети.  Таненбаум Э. (2003, 4-е изд., 992с.)  

Компьютерные сети. Нисходящий подход. Куроуз Д., Росс К. (2016, 912с.)

Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. (Учебник) Олифер В.Г., Олифер Н.А.(2006, 3-е изд., 958с.)

Математика и информатика. (СПО) Виноградов Ю.Н., Гомола А.И. и др. (2012, 272с.)

Математика и информатика. Уткин В.Б., Балдин К.В., Рукосуев А.В. (2016, 468с.) 

Модернизация программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования. (СПО) Богомазова Г.Н. (2015, 192с.)

Оператор ЭВМ. Практические работы. (СПО) Струмпэ Н.В. (2015, 112с.) 

Операционные системы и среды. (СПО) Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. (2015, 272с.) 

Операционные системы. Разработка и реализация.  Таненбаум Э., Вудхалл А. (2007, 3-е изд., 704с.)

Организация ЭВМ.  К. Хамахер, З. Вранешич, С. Заки (2003, 5-е изд., 848с.) 

Основы алгоритмизации и программирования. (СПО) Семакин И.Г., Шестаков А.П. (2016, 304с.)

Основы алгоритмизации и программирования. Практикум. (СПО) Семакин И.Г., Шестаков А.П. (2013, 144с.) 

Основы информатики. Беляев М.А., Лысенко В.В., Малинина Л.А. (2006, 352с.)

Основы информатики (СПО) Ляхович В.Ф., Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. (2016, 348с.)

Основы информатики. (Учебник) Савельев А.Я. (2001, 328с.)   

Основы информационной безопасности. (Учебное пособие) Белов Е.Б, Лось В.П. и др. (2006, 544с.)

Основы информационной безопасности. (Учебно-практ. пособие) Сычев Ю.Н. (ЕАОИ; 2007, 300с.)

Основы операционных систем. Курс лекций.  Карпов В.Е., Коньков К.А. (2005, 536с.)

Основы современной информатики. Кудинов Ю.И., Пащенко Ф.Ф. (2011, 256с.)

Практикум по информатике. Под ред. Макаровой Н.В. (2012, 320с.)

Практикум по информатике. (Учебное пособие) Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. (2005, 2-е изд., 608с.)  

Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. (СПО) Михеева Е.В. (2015, 256с.)

Практикум по основам современной информатики. Кудинов Ю.И., Пащенко Ф.Ф., Келина А.Ю. (2011, 352с.)

Программирование: введение в профессию. Т. 1. Азы программирования. Столяров А.В. (2016, 464с.)

Решение 50 типовых задач по программированию на языке Pascal.  Душистов Д.В. (2012, 68с.)

Самоучитель. 500 типичных проблем и их решений при работе на ПК.  Бардиян Д. В. (2009, 416с.)

Современная информатика. Аверьянов Г.П., Дмитриева В.В. (НИЯУ МИФИ; 2011, 436с.) 

Современные операционные системы.  Таненбаум Э. (2015, 4-е изд., 1120с.)

Теоретические основы информатики. Стариченко Б.Е. (2016, 400с.) 

Теория и практика языков программирования. Орлов С.А. (2013, 688с.)

Теория информации.  Кудряшов Б.Д. (2009, 320с.)

Технические средства информатизации. (СПО) Гребенюк Е.И., Гребенюк Н.А. (2014, 352с.)

Технические средства информатизации. Практикум. (СПО) Лавровская О.Б. (2013, 208с.) 

Установка и обслуживание программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования. (СПО) Богомазова Г.Н. (2015, 256с.)

Языки программирования. (Учебное пособие) Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. (2008, 400с.)

● intuit.ru – Интернет-Университет информационных технологий. Заочное бесплатное обучение. Можно выбрать любой из 83 курсов обучения intuit.ru . Каждый курс состоит из лекций (обычно 10-20), практических заданий и экзаменов.

Авторы курсов всячески подчеркивают, что все их учебные материалы бесплатны и доступны для всех желающих. Любые лекции доступны даже без записи на курсы и регистрации. Вы можете открыть любой из 83-х курсов и в центре страницы найдете список лекций и их описание.

Обычно каждая лекция занимает по несколько страниц, иногда более 10, в строчке “страницы” выберите режим “для печати и PDA” – лекция откроется целиком и без какой-либо лишней информации.

Вот лишь несколько примеров курсов (из 83-х): Microsoft Windows для пользователя, Работа в современном офисе, Практическая информатика, Введение в HTML, Безопасность сетей, Основы операционных систем и др. 

  ● teormin.ifmo.ru ( csin.ru )- “Теоретический минимум по Информатике”. Курсы и учебные материалы, организованные по темам. 

● alglib.sources.ru – “Библиотека алгоритмов” Сайт посвящен численным методам и алгоритмам вычислительной математики.

● algolist.manual.ru – “Алгоритмы, методы, исходники” Сайт содержит описания алгоритмов и методов с примерами программ на C++. Тематика: структуры данных, теория чисел, теория графов, алгоритмы на строках, алгоритмы компьютерной графики и вычислительной геометрии, генетические алгоритмы и нейронные сети, защита информации, разбор выражений.

● pmi.ulstu.

ru – электронный учебник “Информатика для Вас” Этот учебник подготовлен на основе педагогического опыта проведения занятий по курсу информатика для студентов Ульяновского ГТУ и обзора текстовых и интернет публикаций.

Этот учебник предназначен для самообразования. Он будет полезен студентам вузов, учащимся средних учебных заведений для изучения разделов дисциплины информатика, а также будет интересен преподавателям вузов и учителям школ.

● ispu.ru – Информатика. Курс лекций. Жуков В.П., Иваново, 2001г. (электронное on-line пособие, Ивановский Гос. Энерг. Унив.) Предлагаемый курс лекции по информатике разработан для студентов электромеханического факультета. Курс лекций состоит из 3 частей (20 лекций).

● program.rin.ru – сайт “Программирование” Perl, PHP, JavaScript, HTML, XML, DHTML, CSS, C++, Pascal, Delphi, MySQL и др.

● sources.ru – сайт “Исходники.RU”  Информационный сервер для программистов. Языки. Протоколы. Различные статьи и др. 

● scit.boom.ru   СКИТ (Сафоновский колледж информ. технологий) – на сайте выложено очень много дипломных работ студентов этого колледжа.

.

Источник: https://alleng.org/edu/comp4.htm

Medic-studio
Добавить комментарий