ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

28. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах – это комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе оценки соответствия индивидуальных профессионально важных качеств требованиям военной профессии и воинских должностей.

профессионального психологического отбора:

– социально-психологическое изучение – предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, моральных и волевых качеств, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

– психологическое и психофизиологическое обследование (тестирование) – позволяет оценить познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), свойства нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность), психомоторики, психологические особенности личности (темперамент, характер, способности) и нервно-психическую устойчивость.

Задачи профессионального психологического отбора:

– военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военными специальностями, обучение в военно-учебных заведениях и поступление на военную службу по контракту;

– определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту;

-психофизиологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебного процесса в военно- учебных заведениях.

Принципы профессионального психологического отбора:

-научная обоснованность;

-комплексность;

-деятельностный подход;

-системный подход;

-динамичность (пролонгированность);

-практичность мероприятий.

Методы профессионального психологического отбора:

-анализ документов (автобиографий, характеристик, аттестаций, карт профотбора, аттестатов о среднем образовании и др.);

– наблюдение, представляющее собой целенапраленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности;

– беседа (индивидуальное собеседование), позволяющая оценить индивидуальные особенности, которые не могут быть определены с помощью других методов психодиагностики;

-метод специальных тестов (психологическое и психофизиологическое обследование);

а) аппаратурные методики;

б) бланковые методики (анкеты, опросники и т.д.).

29. Память

Память – это совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и забывание информации.

Процессы памяти:

-запоминание – запечатление воспринятого материала, затем сохранение его в течение какого-то времени;

-узнавание – опознание ранее известного объекта;

-воспроизведение – извлечение из памяти ранее известной информации;

-сохранение – более или менее длительное удержание информации;

-забывание – невозможность извлечения из памяти ранее известной информации в данный момент времени.

Классификация памяти:

-по видам памяти;

-по времени хранения информации;

-по степени участия волевых процессов.

По видам памяти:

-образная – связана с запоминанием и воспроизведением ранее воспринятого образа объекта (зрительная, слуховая, проприоцептивная, обонятельная);

-абстрактно-логическая – связана с запоминанием и воспроизведением словесной и абстрактной информации;

-механическая – связана с запоминанием и воспроизведением информации без ее переработки и изменения;

-эмоциональная – связана с запоминанием и воспроизведением ранее пережитого эмоционального состояния;

-двигательная – связана с запоминанием и воспроизведением различных движений.

По времени хранения информации:

-мгновенная (сенсорная) – обеспечивает сохранение воспринятого объекта в течение очень непродолжительного времени (от долей секунды до 1-2 секунд) без перекодировки;

-кратковременная память – позволяет удерживать воспринятую информацию от нескольких секунд до 1 мин (в среднем около 20 с);

-долговременная память – простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков секунд до минут, часов, дней, месяцев, лет;

-оперативная память – рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного времени.

По степени участия волевых процессов:

-память произвольная – связана с участием произвольного внимания, с предварительной установкой на запоминание;

-память непроизвольная – не связана с произвольным вниманием, не имеет цели на запоминание.

Физиологические механизмы памяти:

-мгновенная (сенсорная) – изменения в рецепторных клетках анализаторов;

-кратковременная память – многократное циркулирование нервного импульса по замкнутой цепочке нейронов (реверберирующее возбуждение);

-долговременная память – синтез новых белков и образование дополнительных разрастаний на дендритах.

Источник: https://studfile.net/preview/2483717/page:12/

Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Профессиональный психологический отбор в государственные структуры зарубежных государств.

Проблема профотбора имеет давнюю историю, поскольку раз­личия между людьми и их способностями к достижению успехов в различных видах профессиональной деятельности были извест­ны с древности.

Упоминания об использовании различных испы­таний (аналогов современных тестов) для выбора высших госу­дарственных чиновников относятся еще к временам Древней Гре­ции и Древнего Китая. Из более близкого времени следует упо­мянуть Ф.

Гальтона, первым приступившего к решению проблем объективного измерения индивидуальных различий и примене­ния статистических методов для обработки результатов. В XIX в. проводились исследования проблемы интеллекта в связи с по­требностями клинической и педагогической практики в объек­тивной оценке умственной отсталости.

Вместе с тем научные под­ходы к оценке и прогнозированию профессиональной пригоднос­ти стали использоваться только с начала XX в. История профес­сионального отбора в современном понимании берет начало, по- видимому, от исследований профессора Кембриджского универ­ситета директора Гальтоновской лаборатории евгеники К. Пир­сона (1857-1936).

Его книга «Выбор профессии» открывает спи­сок работ по профотбору. Пирсон создал первое бюро профориен­тации в Бостоне (1908). Через два года профессор психологииГарвардского университета Мюнстенберг, исследуя вопросы проф­отбора трамвайных вагоновожатых, начал разработку теории проф­пригодности и профотбора.

В последующем исследования в области обоснования принци­пов, критериев и методов профотбора проводились во многих евро­пейских странах и США. Значительные достижения в этой области связаны,с работами Тейлора, уделявшего особое значение профот­бору специалистов в процессе их профессиональной деятельности.

Однако настоящее развитие исследования в области профес­сионального отбора получили лишь с началом первой мировой войны, когда психологи США осуществили разработку масштаб­ной научно-исследовательской программы.

Результатом этих ис­следований явились два набора тестов («альфа» — для грамот­ных и «бета» — для неграмотных), позволяющих объективно оценить интеллектуальный уровень и определить профессиональ­ную пригодность новобранцев для службы в американской ар­мии.

К концу войны в армии США функционировали 35 групп профотбора, имевших в своем составе 120 офицеров и 350 служа­щих. Всего за период первой мировой войны ими было обследо­вано 1,7 млн человек.

Психологический отбор широко применялся в армий США и во время второй мировой войны. В 1939 г. был создан специаль­ный отдел при штабе командующего сухопутными войсками, ко­ординировавший работу групп профотбора.

К этому времени был разработан «Армейский квалификационный тест», который, кроме общего интеллекта, позволял оценивать уровень развития сло­весных и счетных способностей, пространственное восприятие и другие индивидуальные психологические особенности.

К концу войны количество обследованных лиц только в сухопутных войсках составило около 9 млн человек.

В военно-морских силах США, помимо оценки интеллекту­альных способностей, большое внимание уделялось выявлению лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Для этих целей использовался специальный опросник.

В военно-воздушных силах США применялся набор из 18 тестов:

1. «Шкалы приборов» (считывание значений со шкал прибо­ров, изображенных на бланке).

2. Биографический опросник.

3. Тест пространственной ориентировки (упорядочение фраг­ментов аэрофотоснимка).

4. Способность к чтению (чтение трудного технического текста).

5. Знание инструментов.

6. Знание закономерностей механического движения.

7. Скорость идентификации самолетов, изображенных в раз­личных ракурсах.

8. Способность к счету (сложение и умножение).

9. Способность к счету (вычитание и деление).

10. Тест общей осведомленности.

11. Здравый смысл (разрешение различных жизненных ситу­аций).

12. Математический тест (решение математических заданий повышенной трудности).

13. Реакция на движущийся объект.

14. Тест на поддержание равновесия.

15. Тест для определения ловкости движений пальцев.

16. Координация движений,

17. Координация движений рук.

18. Сложная реакция с выбором.

Всего за период второй мировой войны в армии США психо­логическое обследование прошли более 20 млн человек, число во­енных психологов достигло 1000 человек.

Многолетний опыт проведения психологического отбора кад­ров в армию США показал его высокую эффективность. Было установлено, что в результате профотбора:

· снижается «отсев» непригодных в процессе обучения с 40 до 8 % ;

· уменьшается аварийность по вине персонала на 40-70%;

· повышается надежность систем управления на 10-25%;

· снижаются затраты на подготовку специалистов на 30-40%;

· в летных училищах обеспечивается экономия 6 млн долла­ров на каждые 100 подготовленных летчиков.

Каждый доллар, затраченный на разработку тестов, приносит экономический эффект на 1000 долларов.

С 1973 г. армия США комплектуется по добровольному прин­ципу. Добровольцы в возрасте 17-35 лет с образованием не менее 9 классов, годные по состоянию здоровья, интеллектуальному и физическому развитию, заключают контракт на 3-6 лет. Профот­бор при этом проводится в несколько этапов:

Для профессиональной ориентации, определения вида во­енно-профессиональной деятельности, в которой конкретным лицом может быть достигнут наибольший успех, применяется батарея оценки профессиональных способностей (Armed services vocational aptitude battery — ASVAB). Продолжительность обсле­дования — 2 часа. ASVAB содержит следующие субтесты:

· скорость кодирования (установить, пользуясь кодовой таб­лицей, какой из предложенных 5 вариантов кода соответ­ствует каждому тестовому слову— оценивается скорость восприятия и принятия решения);

· знание слов (предъявляются короткие предложения, в каж­дом из которых одно слово выделено — необходимо устано­вить, какое из 5 предлагающихся слов равноценно выде­ленному слову в контексте данного предложения);

· решение задач (предлагаются вербально сформулированные задачи, требующие выполнения определенных арифметичес­ких действий и логического мышления — необходимо вы­брать правильный ответ из пяти предложенных вариантов);

· знание электротехники;

· знание автомобильной техники;

· знание принципов механического движения;

· пространственное восприятие (установить, какой из пред­ложенных вариантов изображения объемной фигуры соот­ветствует данной «развертке»);

· знание инструментов (установить, какие из предложенных инструментов являются наиболее подходящими для выпол­нения тех или Иных работ);

· производственная информация (предлагаются вербально сформулированные задачи, касающиеся различных произ­водственных процессов).

Таблица 2.1 Наименования и основные характеристики методик ASVAB

Предварительное психологическое обследование на вербо­вочных пунктах осуществляется с помощью теста (Armed forces qualification test — AFQT — «Армейский квалификационный тест»), в состав которого входят методики: знание слов, решение задач, знание инструментов, пространственное восприятие.

Лица, набравшие проходной балл по AFQT, направляются на психотехнические станции, где проходят испытание по бата­рее тестов AGB («Армейская классификационная батарея»).

В комплекс АСВ входят следующие субтесты: знание слов, ре­шение задач, арифметические операции, скорость и точность восприятия буквенно-числовой информации, производственная информация, знание инструментов, пространственное восприя­тие, знание принципов механического движения, знание элект­ротехники, знание электроники, знание автомобильной техни­ки.

Лица с высокими оценками по АСВ направляются в учеб­ные центры по подготовке командного состава. Остальные рас­пределяются по приемным пунктам комплектования видов воо­руженных сил, где проходят всестороннее изучение и обследо­вание в течение 5-8 недель.

В военно-морских силах и морской пехоте используется батарея тестов NBTB (Navy basic test battery).

Для обследования кандидатов на службу — женщин применя­ется тестовый комплекс AFWST (Armed forces woman selection test).

CI9 8 2 г. в практику психологического отбора в армию США началось внедрение автоматизированных психодиагностических систем на базе современных ЭВМ.

Наборы тестов, применяемые при отборе персонала в госу­дарственные учреждения США, построены на тех же принци­пах, что и армейские тестовые батареи.

Наибольшее распрост­ранение среди этих тестовых наборов получила АGeneral aptitude test battery* (GATB).

GATB состоит из 12 субтестов, позволяю­щих оценить скорость и точность восприятия буквенно-числовой информации, пространственных отношений, арифметические, вер­бальные и психомоторные способности. Показана прогностичность

GATB для более чем 600 профессий, сгруппированных в 23 клас­сификационные группы. Для каждой группы найдены (с при­менением факторного анализа) количественные критерии про­фессиональной пригодности.

Бели испытуемый получает оцен­ки выше критического значения, ему может быть рекомендо­вана данная профессиональная Деятельность.

По заключению американских психологов, эффективность внедрения методов профотбора в сфере промышленного производства США изме­ряется цифрами прироста национального дохода до 80 млрд долларов в год.

Большое значение придается развитию профессионального психологического отбора во Франции. Юридической основой профессионального психологического отбора военных специали­стов в вооруженные силы Франции являются государственный закон и декрет правительства.

Этими документами определяется, что прохождение психологического обследования является час­тью всеобщей воинской обязанности, а профессиональный отбор имеет своей целью обеспечить разумное использование новобран­цев в вооруженных силах путем всестороннего определения их способностей перед призывом.

Проводимые мероприятия имеют характер не столько отбора, сколько рационального распределе­ния новобранцев по группам военных специальностей, предъяв­ляющим сходные требования к индивидуальным психологичес­ким качествам специалистов. Распределение осуществляется на основе классификации военных специальностей.

Классификация состоит из 22 «семейств» специальностей, которые сгруппирова­ны в 10 «зон пригодности», каждая из «зон» имеет четко уста­новленные границы требуемых знаний, физических и психоло­гических качеств. К «зонам пригодности» относятся следующие виды деятельности:

· административно-хозяйственная деятельность;

· служба в тыловых подразделениях;

· боевые части (технические части и части тяжелой под­держки);

· строительство, обработка, эксплуатация, механика;

· электротехника;

· радиотехника;

· эксплуатация радиоаппаратуры;

· вождение автомашин и танков;

· боевые отборные части;

· боевые части (части легкой поддержки).

Психологическое обследование призывников проводится за не­сколько месяцев до призыва на отборочных пунктах. Основная за­дача каждого пункта — анализ физических и интеллектуальных способностей призывников.

Организационно каждый пункт состо­ит из управления, медицинского и психотехнического отделов. Про­пускная способность каждого пункта — 250 тыс. человек в год.

Программа обследования призывников предусматривает оценку:

интеллектуальных возможностей, способностей (общее раз­витие, умение пользоваться словесными символами, опре­деление цифровых и шифрованных обозначений,' способ­ность опознавать знакомые фигуры в сложных комплек­сах, пространственное чувство, решение практических за­дач простейшей механики, способность к усвоению азбу­ки. Морзе);

школьных и профессиональных знаний (орфография, исто­рия, география, математика и другие учебные предметы; профессиональные знания в областях: автомобильной, элек- тро- и радиотехники; навыки в обращении с различной ап­паратурой и Инструментами).

Для исследования перечисленных качеств применяется батарея, состоящая из 14 тестов. На основании тестовых результатов опреде­ляется оценка общего развития и культурного уровня, выносится заключение по каждой из 10 «зон пригодности».

В рекомендатель­ной части заключения указывается 3 вида военно-профессиональ­ной деятельности, к которым в наибольшей степени способен при­зывник.

Окончательный выбор осуществляется службой призыва с учетом имеющихся потребностей и наличных ресурсов.

2. Профессиональный психологический отбор в России

История профессионального отбора в нашей стране начина­ется с XIX в. В 1882 г. русский врач М. А. Рыкачев определил профессиональные требования к психологическим качествам воздухоплавателей.

С развитием авиации проблема профессио­нального отбора стала приобретать все большую актуальность. В 1917 г.

при Военно-медицинском ученом совете в Петрограде впервые была создана специальная комиссия по психологичес­кому отбору летного состава.

Особенно большое развитие отечественные исследования в области профотбора получили в рамках психотехнического дви­жения в 20-30-е гг. XX в. В этот период издавались научные жур­налы «Психофизиология труда и психотехника», «Советская пси­хотехника».

В армии, на производствах, в учреждениях образо­вания были созданы психотехнические лаборатории, развернув­шие массовые психологические исследования. В 1924 г. в РККА были организованы 3 лаборатории, к 1928 г.

их число достигло 24, среди них — 11 лабораторий в округах и 7 лабораторий в вузах родов войск. В 1924 г. обследовано 3 тыс. кандидатов в вузы, в 1928 г.— 18 тыс. кандидатов в вузы и 110 тыс, красноармей­цев в частях. Для координации работ в 1928 г.

были созданы Центральная комиссия и Психофизиологическая лаборатория Военно-санитарного управления РККА.

В круг профессиональных требований, предъявлявшихся к во­енным специалистам РККА, входили следующие качества: классо­вая сознательность, собранность, уравновешенность, сообразитель­ность, техническая смекалка, логичность мышления, хорошая скот рость реакции, хорошее распределение, объем и устойчивость вни­мания, наличие развитых моторных навыков, хороший глазомер, сила воли, настойчивость, выносливость, смелость, физическая сила и ловкость. Обследование проводилось по бланковым и аппаратур­ным методикам. При вынесении заключения учитывались резуль­таты наблюдения за поведением и реакциями испытуемого.

Эффективность профессионального отбора была достаточно высокой. Например, с внедрением профотбора — отсев из учеб­ных центров флота снизился в 2 раза (с 50 до 20-25%).

В 1936 г. после опубликования постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» научные исследования и практическая работа, в области профессиональ­ного психологического отбора в СССР были прекращены.

При осуществлении медицинского отбора оценивалось состояние пси­хического здоровья, психологические характеристики в аспекте профессиональной пригодности практически не рассматривались. Лишь в 50-х гг.

, несмотря на фактически сохраняющееся запре­щение использования тестов, экспериментально-психологические методики вновь постепенно начинают находить применение при отборе военного и гражданского персонала.

Интерес к профессиональному психологическому отбору, под­держиваемый реально существующими проблемами решения сложных производственных задач, эксплуатации современной техники, усложнения условий деятельности, постоянно растет.

' Развиваются научные направления, составляющие теоретическую базу профессионального отбора. Формируются практические под­разделения, непосредственно осуществляющие профессиональный психологический отбор кадров.

В настоящее время в более или менее организационно завершенном виде системы профессиональ­ного отбора персонала существуют в Вооруженных силах, граж­данской авиации и атомной энергетике страны.

Наиболее развитая и разветвленная структура системы про­фессионального отбора военных специалистов содержит централь­ные управляющие, промежуточные организующие и непосред­ственно исполнительные звенья.

Программа профессионального отбора специалистов предус­матривает проведение следующих мероприятий:

· социально-психологическое изучение (оценка нравствен­ных качеств личности, общественной и трудовой актив­ности);

· психологическое и психофизиологическое обследование (оценка познавательных психических процессов, психомо­торики, эмоционально-волевых качеств и уровня нервно­эмоциональной устойчивости).

В атомной энергетике проводится профессиональный психо­физиологический отбор персонала атомных электростанций. При этом предусматривается проведение:

· первичного обследования персонала при приеме на работу;

· плановых периодических (ежегодных) обследований опера­тивного персонала;

· внеочередных обследований по показаниям (признаки нерв­но-психических расстройств, астенизация после заболева­ний и т. п.);

· предсменных психофизиологических обследований, психо­физиологических обследований на рабочих местах и при проведении протйвоаварййных тренировок.

Для проведения перечисленных мероприятий на АЭС создают­ся лаборатории профессионального психофизиологического отбора (ЛПФО), в состав которых входят: психолог, физиолог, врач по функциональной диагностике, психиатр, техники-лаборанты, ин­женер по эксплуатации технических средств, инженер-программист.

Подобные структуры (лаборатории, отделы, группы) создаются в наиболее крупных компаниях, в которых очень высока цена человеческого фактора, а ошибки персонала могут приво­дить к значительным экономическим потерям, авариям и ката­строфам. Примерами таких компаний могут служить ОАО «Лу­койл», РАО ЕЭС, ОАО «Российские железные дороги».

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризуется профессиональный психологический отбор в ведущих зарубежных государствах?

2. Каковы основные этапы развития отечественного профес­сионального психологического отбора?

Вопросы для тестового контроля знаний

1.Первое бюро профориентации было открыто в 1908 г. в Бостоне:

а) Гальтоном;

б) Пирсоном;

в) Мюнстенбергом; '

г) Тейлором;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Для отбора персонала в государственные учреждения США применяется батарея тестов, получившая название:

а) Armed services vocational aptitude battery — ASVAB;

б) Armed forces qualification test — AFQT;

в) Navy basic test battery — NBTB;

r) Armed forces woman selection test — AFWST;

д) General aptitude test battery — GATB;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

3. Программа обследования призывников вооруженных сил Франции предусматривает оценку:

а) интеллектуальных возможностей и способностей, школь­ных и профессиональных знаний, индивидуальных психологи­ческих особенностей;

б) интеллектуальных возможностей и способностей, школь­ных и профессиональных знаний;

в) индивидуальных психологических особенностей;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4. Специальная комиссия по психологическому отбору летно­го состава при Военно-медицинском ученом совете в Петрограде была создана:

а) в 1882 г. М. А. Рыкачевым;

б) в 1917 г.;

в) в 1924 г.;

г) в 1928 г.

5. В 1936 году после опубликования постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» в СССР:

а) запрещено использование психологических тестов;

б) запрещена психология как наука;

в) прекращены научные исследования и практическая работа в области профессионального психологического отбора;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

6. Психологическое и психофизиологическое обследование предусматривает оценку:

а) нравственных качеств личности, общественной и трудовой активности, познавательных психических процессов, психомото­рики, эмоционально-волевых качеств и уровня нервно-эмоцио­нальной устойчивости;

б) нравственных качеств личности, общественной и трудовой активности;

в) познавательных психических процессов, психомоторики, эмоционально-волевых качеств и уровня, нервно-эмоциональной устойчивости.

7.Необязательным элементом мероприятий профессиональ­ного психофизиологического отбора персонала атомных электро­станций в настоящее время является:

а) первичное обследование персонала при приеме на работу;

б) плановые ежегодные обследования оперативного персо­нала;

в) внеочередные обследования по показаниям;

г) коррекция и лечение признаков нервно-психических рас­стройств, астенизации после заболеваний и т. п.;

д) предсменные психофизиологические обследования, психо­физиологические обследования на рабочих местах и при проведе­нии противоаварийных тренировок.

Рекомендуемая литература

Бодрое В. А, Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. Психологический отбор летчиков и космонавтов. Проблемы кос­мической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48. 264 с.

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагности­ки. М.: Медицина, 1984. 214 с.

Основы профессионального психологического отбора воен­ных специалистов / Под ред. В. Л. Пухова. М.: МО СССР, 1981.



Источник: https://infopedia.su/16x1008c.html

Medic-studio
Добавить комментарий