Особенности внутренней картины болезни у детей с патологией

Основные составляющие внутренней картины болезни детей

Особенности внутренней картины болезни у детей с патологией

Многолетнее изучение психологии больных детей привело нас (Иса­ев Д. Н.

, 1984, 2000) к выводу, что к основным составляющим ВКБ у детей относятся: 1) уровень интеллектуального функционирования; 2) знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении; 3) пони­мание универсальности и необратимости смерти; 4) опыт жизни и пе­ренесенных болезней; 5) особенности эмоционального реагирования; 6) половая принадлежность; 7) отношение родителей к заболеванию; 8) влияние медперсонала; 9) объективные проявления болезни; 10) дру­гие стрессоры.

ВКБ у детей изучалась в беседе с ними и их родителями, при наблю­дении за их поведением и участием в играх, при опросе медперсонала, воспитателей, а также посредством психологических исследований.

Уровень интеллектуального функционирования. Нарушения форми­рования сенсорных элементов схемы тела, восприятия своего физи­ческого «Я» в связи с органической патологией или неправильностя­ми воспитания могут стать существенными препятствиями в осозна­нии ребенком своей болезни.

Для создания представления о болезни, ее причинах требуется также способность к анализу воспринимаемых симптомов: общего дискомфорта, болевых ощущений, нарушенных функций органов и др. Необходимо уметь систематизировать и объяс­нять свои впечатления и переживания, связанные с болезнью.

Наряду с развитыми умственными способностями ребенку требуются доста­точно дифференцированные чувства и значительные волевые усилия.

Исследование умственно отсталых детей 7—12 лет с вегетососудистой дистонией показало, что у них, по сравнению с детьми с нормаль­ным интеллектом, в два раза чаще отмечаются гипернозогнозия и анозогнозия, выше показатели тревожности, ниже самоконтроль (Ефре­мов К. Д., 1990).

На этом основании можно заключить, что низкий интеллект детей изменяет направленность личностных реакций на бо­лезнь, тип эмоционального отношения к ней, препятствует развитию адекватной ВКБ и у детей младшего возраста, и у умственно отсталых.

По-видимому, ВКБ умственно отсталых связана также с неоформлен­ностью концепции «Я».

Знания о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Без концеп­ции здоровья трудно построить правильное представление о болезни. Дети 4—9 лет на вопрос «Что такое здоровье?» отвечают: «Не быть боль­ным». Старшие дети описывают здоровье как переживание приятного состояния: «Чувствовать себя превосходно».

Дети знают об ограничен­ной возможности сохранить здоровье и осознают подверженность лю­дей болезням. Они считают, что питание и забота родителя — наибо­лее важные условия поддержания здоровья. Устойчивые представле­ния о вероятности заболевания дети приобретают к 7 годам. Девочки и старшие дети больше опасаются расстроить здоровье, чем мальчики и младшие дети.

Освоение понятия здоровья к 10 годам связывают с воспитанием. Однако это скорее отражение развития обратимости — интеллектуальной операции, формирующейся к 10 годам. Представ­ления о здоровье у детей чаще возникают под влиянием телевидения, чем под влиянием матерей. Здоровье дети воспринимают как комфорт­ное состояние.

Оценивая здоровье, дети 9—11 лет больше ориентиру­ются на соматическое благополучие, подростки 12—14 лет — на социальную активность.

Сохранение здоровья, как его понимают младшие дети, зависит от соблюдения режима и гигиены. Подростки придают большее значение спорту и закаливанию. Младшие дети считают, что для поддержания здоровья достаточно подчиняться взрослым. Стар­шие уже понимают, что о сохранении здоровья надо заботится самим. Для формирования ВКБ важны знания о внутренних органах.

Дети думают, что количество внутренних органов у разных людей разное: дети 4-6 лет считают, что их не меньше трех, 15-16-летние называют до 13. Половина детей упоминает кости, кровеносные сосуды, сердце и кровь (Gellert E., 1978). Дети разного возраста по-разному оценива­ют степень важности частей тела и органов.

С отсутствием легких жизнь несовместима по представлениям 64% старших и 27% младших детей. По степени важности для жизнедеятельности организма дети на пер­вое место ставят сердце, затем (с 9-10 лет) мозг и, наконец, желудок. 1/7 часть детей жизненно важными считают легкие, нос, глотку и рот.

Если старшие дети судили о необходимости органов по их участию в жизнедеятельности организма, то младшие — по тому времени, кото­рое требовалось для ухода за ними. Ноги, например, назывались в свя­зи с постоянной обязанностью их мыть. УЗ здоровых детей этого возра­ста неправильно истолковывает понятие «нервы».

Здоровые дети от­носят это понятие к анатомическим образованиям («нужны, чтобы чувствовать боль»), дети с нервными расстройствами «нервы» рассматривают как психическое состояние («психует», «припадочный»). Дети с кардиалгиями и частыми сердцебиениями на первое место сердце не ставят, в то время как 90% больных детей с другими заболеваниями называют именно его.

До 60% детей 4-6 лет относительно верно опре­деляют расположение сердца. Относительно других органов это удает­ся редко. К 7 годам дети понимают важность сердца. Более 40% детей 9—10 лет связывают функции сердца с дыханием, к 13 годам большин­ство понимают значение сердца для кровообращения. Легкие редко (8%) упоминают даже в старшем возрасте.

Между 7 и 11 годами поло­вина детей думают, что легкие находятся в шее или глотке. Дети стар­ше 10 лет локализуют легкие в большинстве случаев правильно и свя­зывают их с дыханием (Nagy N., 1962). Начиная с 7 лет, дети могут знать о пищеварительной функции желудка. Мозг нарисовали 35% младших и 73% старших детей, его функции сумели назвать 70% старших и 39% младших детей (Александрова Н. В.).

Для создания ВКБ важны также знания детей о болезнях и их при­чинах. Немногие больные 8-12 лет понимают разнообразие причин

болезней, они еще не могут учитывать ни состояния организма, ни ка­чество возбудителя (Nagy N.,1953).

2/з обследованных детей 4—16 лет считают, что болезнь — результат нарушения ими правил поведения (Gellert E., 1978), осуждают себя за проступки, якобы вызывающие заболевание.

Подростки и дети чаще всего видят причины заболеваний в нарушении питания и гигиени­ческих правил. 20% детей и 10% подростков не знают причин болез­ней. Некоторые видят причину болезни в наследственности, в школь­ных и домашних конфликтах.

Мнение о причине заболевания меняет­ся в зависимости от того, здоров ребенок или болен.

В зависимости от возраста дети по-разному описывают заболева­ние. Подростки используют характеристики эмоционального состоя­ния: «плохое настроение», «плакать хочется». Для младших школьни­ков более значимы внешние проявления болезни: «кашель», «жар». Подростки менее оптимистичны в отношении прогноза болезни, они связывают выздоровление с его серьезностью.

Понимание детьми универсальности и необратимости смерти. Фор­мирование адекватной ВКБ требует понимания того, что смерть — окончательное завершение жизни. Половина дошкольников в своем лексиконе использует такие слова, как «смерть» или «покойник».

Одни дошкольники никак не реагируют на произнесенное слово «смерть», другие не знают его значения, третьи имеют очень ограниченные пред­ставления о смерти («быть больным»). Дети при столкновении со смер­тью животных или насекомых игнорируют ее или обнаруживают нео­бычные реакции, избегая контакта или радуясь убийству маленького существа (Anthony S.

, 1971). Понятия смерти как окончательного пре­кращения жизни и универсального явления у детей этого возраста нет, так как у них еще преобладает дооперациональное мышление (Host­ler S. L., 1978). Они понимают ее как долгий отъезд или сон.

20% до­школьников 5—6 лет считают, что у животных смерть обратима, а око­ло 30% детей этого возраста предполагают наличие сознания у живот­ных после их смерти (Mclntire M. S. et al., 1972). Смерть родителя из-за магического мышления дошкольник интерпретирует как результат сво­их желаний, что нередко приводит к чувству вины (Hostler S. L., 1978).

Смерть родителей для дошкольника — не только разлука с защищаю­щими эмоционально значимыми фигурами, но и покинутость ими. Разнообразие реакций дошкольника, соприкоснувшегося со смертью, зависит от прежних переживаний, религиозности и культуры семьи, от привязанности ребенка к умершему родственнику и уровня его раз­вития.

Его грусть интенсивна, коротка и часто возвращается вновь. Иногда родные считают, что ребенок не осознает произошедшее, однако он тоже печалится. Это можно обнаружить в его играх, снах, фан­тазиях и даже симптомах психосоматических расстройств.

Дети 5-9 лет персонифицируют смерть либо идентифицируют ее с умершим человеком или животным. Они думают, что смерть невиди­ма, стремится быть незамеченной, прячется на кладбище (Maurer А., 1966). Другие исследования не обнаруживают персонификации (Коо-cher G. Р., 1974).

Различие объясняется культурой, религиозным вос­питанием или стилями психологической защиты. Дети нередко счита­ют, что смерть — наказание за плохие дела; в этом суждении сказыва­ется непреодоленное магическое мышление. Школьники в отличие дошкольников признают, что смерть может случиться в любой момент.

После смерти школьники думают, что «покойник уносит детей на небо», «куда-то далеко, в чистилище» или в рай.

Они полагают, что после смер­ти их «закопают» (52%), попадут на небо, будут жить и после смерти, подвергнутся божьей каре (21%), организуют похороны (19%), заснут (7%), будут помнить другие (5%), «перевоплощусь» (4%), «кремируют» (3%).

Причиной смерти дети называют конкретные воздействия: ножи, пистолеты, взрывы, рак, сердечные приступы, возраст. Школьники не используют уже имеющиеся у них представления о смерти, даже стра­дая неизлечимой болезнью или находясь в опасной для жизни ситуа­ции.

Состояние сильной тревоги или болезнь затрудняют осмысление детьми представлений о смерти. Вопросы «Я умираю?» могут не отра­жать правильного понимания происходящего. Лучшую информацию об истинных переживаниях школьника дают его игры, рисунки, фан­тазии, рассказы или своеобразие поведения. Для детей 6-10 лет смерть становится более реальной, окончательной, универсальной и неизбеж­ной. Формируется понимание разницы между живым и неживым.

Подростки, имеющие отвлеченное мышление, уже принимают мысль о собственной смерти.

Чтобы преодолеть тревогу, вызываемую этим знанием реальности, они фактически игнорируют смерть, когда создают опасные для жизни ситуации — в гонках на мотоциклах, экс­периментируя с наркотиками, поднимаясь на высоту и не обеспечивая безопасность, отказываясь от назначений врачей при тяжелых заболе­ваниях.

Причину смерти подростки видят в изнашивании тела, нару­шении работы органов. 20% подростков верят в сохранение сознания после смерти, 60% — в существование души и еще 20% — в смерть как прекращение физической и духовной жизни (Mclntire M. S. et al., 1972). Подростки реагируют на смерть различно: осознают, отвергают, любо­пытствуют, презирают, отчаиваются.

Важная часть внутренней картины болезни — отношение ребенка к лечению. Дети понимают, что для выздоровления надо лечиться. Младшие из них наиболее важными считают режим, диету и выполнение требований гигиены. Часть старших детей отмечает, что для ослабле­ния болезненных явлений важно душевное состояние.

Большинство детей не знают, чем они могли бы помочь своему выздоровлению. Треть детей лечение понимает как наказание. Очень немногие относят к ле­чению прием лекарств и ограничение активности, но значительно чаще — хирургические операции (Peters В. М., 1975).

Для детей лекар­ства кажутся опасными, неприятными, безразличными или обещаю­щими улучшение состояния.

Опыт жизни и перенесенных заболеваний. В построении ВКБ участву­ет весь приобретенный опыт и особенно перенесенные ранее болезни.

Жизненный путь ребенка невелик, ему труднее, чем взрослому, сопос­тавить актуальную ситуацию с ранее пережитыми обстоятельствами, обобщить имеющиеся сведения и использовать их для понимания пе­реживаемого. Поэтому то, что было пережито ребенком недавно, мо­жет наложить серьезный отпечаток на ВКБ.

Отрицательную роль в формировании ВКБ могут сыграть наблюдаемые ребенком обострения тяжелых заболеваний у живущих совместно родственников.

Собствен­ные болезни, перенесенные в раннем детстве, не оставляют осмыслен­ного воспоминания, не сказываются на переживаниях, как недавние, воспринятые как серьезная угроза здоровью. На формирование ВКБ ребенка влияет атмосфера беспокойства и тревоги, царящая в семье из-за предполагаемых или развившихся у него заболеваний.

Информация о болезни может быть получена от родителей, других взрослых, сверстников, учителей, из книг и телепередач. Для ребенка наиболее значимы сведения, получаемые от родителей. Дети 10—12 лет получают сведения о болезнях в 60% случаев от родителей, в 20% — от учителей и в 10% — из средств массовой информации.

Больные дети этого же возраста утверждают, что о болезни их информировали родители. Менее половины детей с умственной отсталостью были информирова­ны о болезнях родителями, по 20% детей получили эти сведения от учи­телей, сверстников и из телепередач (Шевяхова О. А., 1998).

Таким образом, источники информации о болезнях у здоровых, болеющих и отстающих в психическом развитии детей различны. Здоровые дети вспо­минают все источники. Часто болеющие дети, постоянно обсуждая свою болезнь с родителями, сообщают о них, забывая о других.

Ответы ум­ственно отсталых — либо показатель недостаточного контакта родите­лей с этими детьми, либо неумение последних закрепить в памяти необ­ходимую информацию. Утрированное беспокойство о ребенке, прояв­ляемое тревожными родителями, может привести к возникновению неадекватной пессимистичной оценки заболевания.

Суждение другого взрослого, например, воспитателя детского дома, к которому ребенок привязан, будет принято безоговорочно. Для де­тей с хроническим заболеванием (например, сахарным диабетом) осо­бое значение имеет врач. Они получают от него сведения о болезни, лечении, регулировании питания, последствиях при нарушениях ре­жима.

В этих случаях информация родителей менее существенна (Зе­линский С. М., 1990). Мнение сверстников подростка о болезни — наивное или ошибочное — может стать составной частью его ВКБ.

Де­ти, слушая телепередачи, нередко неправильно понимают услышан­ное о болезнях и без разъяснений не могут использовать полученные сведения для формирования адекватной ВКБ.

Особенности эмоционального реагирования.

У детей, как с премобид-ными, так и с развивающимися в процессе заболевания невропатичес­кими, тревожными, истероидными и другими чертами личности, эмо­циональной лабильностью или взрывчатостью формируются те или иные преобладающие эмоции, мотивации и направленность интере­сов, которые определяют ВКБ. Эмоциональное отношение определя­ет возникновение одного из трех типов ВКБ: 1) гипонозогнозическо-го — с недооценкой симптомов, игнорированием болезни, отсутстви­ем беспокойства по поводу своего состояния, завышением ожидаемых результатов лечения; 2) гипернозогнозического — с эмоциональной напряженностью, связанных с болезнью переживаний, преувеличени­ем тяжести проявлений заболевания, неверием в успех лечения; 3) праг­матического — с реальной оценкой болезни и ее прогноза, хорошим контактом с врачом и желанием выполнять лечение.

Половая принадлежность. Зависимость формирования ВКБ от пола была показана на больных детях с бронхиальной астмой, сахарным диабетом, лейкозом и другими болезнями.

Оказалось, что самооценка и конфликтность у больных бронхиальной астмой мальчиков ниже, чем удевочек с аналогичным диагнозом. У девочек чаще, чем у мальчиков, вытесняется представление о болезни (Поппе Г. К., Броуде Л. Б., 1990).

Дети, страдающие диабетом, в зависимости от пола по-разному пони­мают причину заболевания и неодинаково его переживают, что приво­дит к различному формированию ВКБ (Зелинский С. М.,1990).

Девоч­ки, болеющие лейкозом, быстрее адаптируются к изменению жизни, связанному с неизлечимой болезнью, чаще испытывают при этом опа­сения за свое будущее. Переживание болезни у девочек носит более объективный характер, чем у мальчиков (Шац И. К., 1986).

Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства. Госпитализа­ция, если ей подвергаются дети, сопровождается отрывом от родите­лей, сверстников, учебных и иных занятий, переживанием разочарования из-за невозможности продолжать привычную активность.

У де­тей до 11 лет само помещение в больницу, даже без связанных с лече­нием неприятностей, возбуждает такой страх, что он нередко вытес­няет полученную перед больницей подготовку (Schwartz A. H., 1972). При поступлении в больницу детям «страшно», «грустно». Больные младше 10 лет жалуются, что «очень хочется домой».

Это объясняется страхом, который дети 7—10 лет испытывают перед врачами и проце­дурами (Иоаниди Т. И., 1998). Понимание школьниками пользы лече­ния не меняет их отрицательного отношения к больнице. Это, а также и восприятие госпитализации, как наказания, искажает ВКБ.

Реакция ребенка на помещение в больницу зависит от возраста, отношений в семье, продолжительности стационирования, природы заболевания, посещений родителей и их реакций, процедур, средств, смягчающих тревогу (Barowsky E. J., 1978).

После выписки у 22% детей до 5 лет об­наруживают энурез, трудности приспособления, нарушения поведе­ния, раздражительность, расстройства сна, вспыльчивость, речевую патологию (Douglas J. W., 1975).

Отношение родителей к заболеванию. У родителей может возникать чувство вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с плохим прогнозом, безразличное отношение к болезни или ее отрицание. Переживания родителей чаще всего вызывают у детей аналогичные чувства, которые и ложатся в основу ВКБ.

Родительский гнев усиливает и без того име­ющееся у большинства детей чувство вины за свое поведение, «вы­звавшее болезнь». При тревожно-мнительном отношении родителей к болезни ребенка и их чрезмерной заботе, как правило, у последнего возникает нереалистичная ВКБ с ипохондрией и неверием в выздо­ровление.

Отрицание родителями серьезности заболевания может спо­собствовать формированию ВКБ гипонозогнозического типа.

На развитие ВКБ и психосоматической ситуации влияет и многое другое: 1) плохое здоровье родителей, переживания, связанные с неду­гами близких; 2) широкая, но неумелая информация населения об опас­ностях заболеваний, вредных факторах среды и связанный с ними страх перед неизбежностью заболевания; 3) убежденность родителей в сво­их «знаниях» или «незнаниях» о конкретной детской болезни. Одни родители с уверенностью «лечат» детей сами, другие «исправляют» на­значения врачей, а третьи, считая, что подход к их ребенку неправиль­ный, водят ребенка к разным специалистам. Атмосфера в семье, когда ребенок болеет, во многом зависит от того, как его воспитывают. Если ребенку до болезни не хватало внимания, то и больного не обеспечат всем необходимым.

На психосоматическую ситуацию, возникающую в связи с болез­нью ребенка, влияют взаимоотношения родителей с медперсоналом. Доверие к врачу не только делает родителя незаменимым сотрудником в лечебном процессе, но и создает атмосферу надежды и веры в благо­получный исход болезни.

Влияние медицинского персонала. Врач, обследуя, подготавливая к госпитализации, операциям, оказывает на ребенка психологическое воздействие. Его доброжелательность, понятные разъяснения, исполь­зование необходимых средств, уменьшающих болезненность манипу­ляций, положительно влияют на ВКБ.

Недоучет же детских представ­лений о болезни и лечении может привести к тому, что возникнет не­адекватная ВКБ. Врач должен создать благоприятную окружающую среду, смягчить тревогу больного ребенка, исправить его заблуждения о болезни и лечении.

Все это уменьшит риск возникновения небла­гоприятной психосоматической ситуации.

Восприятие симптомов болезни и представления о ней позволяют врачу понять, что больше всего тяготит ребенка, от чего он страдает. Особен­но важно знать, каковы представления ребенка о болезни, поскольку эти знания можно использовать для психотерапии. Пример восприя­тия детьми своего заболевания — переживания больных с острым лей­козом.

В зависимости от фазы заболевания и его тяжести дети по-раз­ному оценивают свою болезнь. При отсутствии явных симптомов лейкоза больные связывают его с кровью, локализуют его в животе. В активной фазе болезни отмечают ее опасность для жизни.

2/3 детей жалуются на то, что при мысли о своем заболевании падает настрое­ние: «становится плохо на душе» (Исаев Д. Н., Шац И. К., 1985). Уде-тей ВКБ формируется в основном на эмоционально-чувственном (нео­сознаваемом), а не на логическом (сознательном) уровне.

«Расшифро­вав» ВКБ, психолог сможет реконструировать те ее элементы, которые частично не осознаются, и использовать их в процессе психотерапии, что поможет больному создать адекватную ВКБ.

ОТРЫВ ДЕТЕЙ ОТ СЕМЬИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В БОЛЬНИЦУ ИЛИ ДЕТСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

В настоящей главе представлены материалы, показывающие те труд­ности, которые возникают в момент отрыва ребенка от семьи при по­ступлении в больницу или круглосуточные детские учреждения. Здесь обсуждаются психосоциальные механизмы, лежащие в основе неблагоп­риятных влияний, действующих на детей во время госпитализации, и показаны возможные способы смягчения этих вредоносных ситуаций.



Источник: https://infopedia.su/7xa8d.html

Особенности внутренней картины болезни у детей

Особенности внутренней картины болезни у детей с патологией

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Заболевший ребенок отличается от здорового. У него меняется настроение, он может стать подавленным, раздражительным, плаксивым, тревожным, беспокойным.

Иногда у больного ребенка появляются упорные мысли о тяжести заболевания, его необычности, даже исключительности, невозможности излечения или, наоборот, о его незначительности и несерьезности.

В связи с этим отношение к лечению оказывается либо адекватным и даже зависимым, либо пренебрежительным, отвергающим процедуры, манипуляции, медикаменты.

У многих детей изменяется поведение. Они перестают играть, утрачивают непосредственность общения, не получают радости от развлечений.

У части детей возникает нежелание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. Как правило, дети тяготятся теми ограничениями, которые накладывает на них болезнь.

Нередко они отказываются от выполнения режима, капризничают, допускают шалости и неожиданные поступки.

Такие переживания и изменения поведения являются своеобразной реакцией детской личности на болезнь.

Формирование внутренней картины болезни у детей отличается от взрослых.

Основные составляющие

внутренней картины болезни у детей:

1. Объективные проявления болезни.

2. Особенности эмоционального реагирования личности.

3. Половые особенности.

4. Уровень интеллектуального функционирования.

5. Личный опыт (общежитейский и перенесенных заболеваний).

6. Полученная информация о здоровье, внутренних органах, болезни, ее причинах.

7. Понимание универсальности и необратимости смерти.

8. Отношение родителей и других лиц из окружения к его заболеванию.

9. Влияния врача и медперсонала на заболевшего.

10. Наличие других стрессоров.

Эмоциональное реагирование на болезнь.Ребенок, поступая в клинику, испытывает прежде всего страх. Он боится остаться без мамы, боится новой обстановки, людей, одетых в халаты, боится каждого прикосновения, потому что боится боли.

Наиболее часто свой страх дети проявляют через слезы. Разумеется такое эмоциональное состояние не способствует выздоровлению, поэтому следует прежде всего успокоить ребенка.

Это возможно возможно только в том случае, если врач искренен в своих словах и терпим к маленькому пациенту.

У детей наиболее часто встречаются следующие типы отношения к болезни:

– тревожно-фобический;

– депрессивно-астенический;

– ипохондрический;

– эгоцентрический;

– анозогнозический.

Особенности половой принадлежности.У мальчиков чаще страдает самооценка в результате болезни, чем у девочек, уровень конфликтности у девочек выше, чем у мальчиков.

У девочек чаще происходит вытеснение представления о заболевании. Девочки быстрее адаптируются к изменению условий жизни в результате болезни, хотя чаще чем мальчики испытывают опасение за свое будущее.

У девочек переживание болезни носит более объективный характер, чем у мальчиков.

Уровень интеллектуального функционирования.Зависит от возраста ребенка.

Для создания представления о болезни, ее причинах требуется анализ воспринимаемых симптомов, необходимо уметь систематизировать и объяснять свои впечатления и переживания.

Низкий уровень интеллектуального функционирования младших детей препятствует развитию адекватной внутренней картины болезни, это приводит к примитивному типу реакций на заболевание.

Однако, дети с тяжелыми заболеваниями, лишенные возможности принимать участие в подвижных играх, обычно много читают, размышляют и бывают не по возрасту умны.

Они могут быть очень внимательны к разговорам врачей, любой поступающей к ним информации об их заболевании, поэтому в беседе с ними врач должен быть очень осмотрителен и по возможности создавать оптимальные условия для формирования адекватного отношения к болезни.

Жизненный опыт ребенка и внутренняя картина болезни. Имеют значение давность и исход событий в жизни ребенка связанных с его собственными ранними болезнями или болезнями его близких.

Чем раньше это было тем меньший след оставили эти события. Тяжелые хронические заболевания близких, как правило, отрицательно сказываются на формировании ВКБ.

Всегда оставляют неприятные воспоминания любые хирургические операции, инструментальные обследования и болезненные процедуры.

Знание о здоровье, внутренних органах, болезни, лечении. Без концепции о здоровье очень трудно составить представление о болезни.

Дети затрудняются в определении здоровья, хотя знают об ограниченной возможности сохранить здоровье и подверженности людей болезням. Как правило, это осознается к 7 годам.

Девочкам свойственен более высокий уровень опасений расстроить здоровье, чем мальчикам, а также он выше у более старших детей.

В 10 лет дети представляют здоровье как состояние противоположное болезни. Все дети и младшие и старшие связывают здоровье с эмоционально комфортным состоянием (хорошо, радостно, бодро, весело).

В сохранении здоровья младшие дети занимают пассивную позицию, полагая, что достаточно выполнять требования взрослых, а старшие понимают необходимость личной активности (соблюдение режима, закаливание, спорт, гигиена).

Для формирования ВКБ имеют значения знания о внутренних органах. Дети полагают, что количество внутренних органов разное у разных людей. В зависимости от возраста меняется значимость органов.

Более старшие дети судят о важности разных органов в соответствии с их участием в жизнедеятельности организма, а более младшие – по тому времени, которое требуется для ухода за ними (ноги связаны с необходимостью их мыть).

Обнаружена тенденция считать, что органы необязательными, если их больше одного (пальцы, легкие и т.п.).

Также для формирования ВКБ имеют значения знания о причинах болезни. Дети часто рассматривают свои болезни как результат плохого поведения, однако также могут видеть причины в несоблюдении правил гигиены и плохом питании. Старшие дети видят причину в наследственности, конфликтах.

Информация о болезниможет быть получена от родителей, других родственников, сверстников, книг, теле-, радиопередач, школьной программы. Наиболее значимыми являются сведения от родителей.

Это имеет особое значение в случае тяжелой болезни ребенка, когда он оторван от других источников информации, а родители, удрученные его болезнью, создают условия для формирования пессимистичной оценки ребенком своей болезни.

Другие взрослые могут существенно влиять на представление о болезни в случае, когда они имеют для ребенка авторитет, или ребенок глубоко к ним привязан (любимый учитель).

Книги, передачи иногда создают неверное представление у детей о причинах болезни в виду неумения детей работать с информацией, правильно ее осмысливать, не владения терминологией.

Понимание детьми смерти, ее универсальности и необратимости. У детей дошкольников понятия смерти как окончательного прекращения жизни не может быть в виду преобладания у них дооперационного мышления. Они говорят о смерти как временном явлении, не признают ее необратимости, понимают как долгий отъезд или сон.

Дети младшего школьного возраста персонифицируют смерть, считают, что она невидима, прячется на кладбище. Нередко могут считать, что смерть наказание за плохие дела, может случиться в любой момент от 7 до 300 лет. Появляется понимание необратимости смерти. В качестве причин смерти называются конкретные действия (ножи, топоры, пистолеты, возраст), а не общие процессы.

Только к 10 годами дети начинают осознавать свою смертность. Для подростков собственная потенциальная кончина становиться очевидной и это вызывают сильную тревогу. Для защиты от нее используется механизм отрицания. Подростки фактически игнорируют смерть, создавая опасные для жизни ситуации (гонки на мотоциклах). Причину смерти видят в изнашивании тела, нарушении работы органов.

Отношение родителей к болезни ребенка.Представления ребенка об окружающем мире зависят от мировоззрения родителей. Поэтому все реакции родителей на заболевание ребенка ложатся в основу внутренней картины болезни. Родители могут испытывать чувство вины, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние.

В процессе лечения детей у врача могут возникнуть проблемы контакта с родителями. Существуют разные варианты реагирования родителей на болезнь своего ребенка:

– паническая, истерическая реакция, преувеличение тяжести заболевания;

– безразличное, равнодушное отношение (как правило, это родители, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками);

– неадекватная оценка степени тяжести болезни, в результате чего они не выполняют назначений врача или занимаются самостоятельным лечением ребенка.

– тревожно-мнительное отношение проявляется в форме страха за самочувствие ребенка и чрезмерно заботливом воспитании, что приводит к формированию чаще всего ипохондрического типа отношения к болезни.

– излишняя забота о ребенке, удовлетворение всех его капризов приводит к формированию вторичной выгоды от заболевания и эгоцентрическому типу отношения к болезни

Большую роль играют отношения родителей с медперсоналом. При уважительном отношении родителей к врачу, вере в его компетентность, правильность лечения у ребенка появляется надежда на выздоровление, улучшается настроение и общее самочувствие.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 1489 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/15-15444.html

Medic-studio
Добавить комментарий