Отечественные концепции социализации личности: Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и

Социализация личности

Отечественные концепции социализации личности: Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и

Определение 1

Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.

В современных условиях социальной жизни актуальной является проблема включения каждого человека в структуру общества и единую социальную целостность. Основным понятием этого процесса является социализация личности, позволяющая человеку стать полноценным членом социума.

В результате процесса социализации усваиваются нормы жизнедеятельности групп и проявляется их уникальность, а человек усваивает ценности, образцы поведения, социальные нормы. Это необходимо для успешного существования в любом обществе.

Замечание 1

Личность социализируется на протяжении всей жизни, так как окружающая действительность находится в постоянном движении и трансформации. Человеческая жизнь – это непрерывный процесс адаптации, который требует постоянных обновлений и изменений.

Человек – это социальное существо. Процесс его интеграции в социум достаточно сложен и длителен, так как включает в себя определение ролей, усвоение норм и ценностей социальной жизни.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процесс социализации личности предполагает привыкание человека и его внедрение в общественную среду. Различают два вида социальной адаптации:

  1. Биофизиологическая адаптация личности – это привыкание личности к природным факторам и условиям ее функционирования. Человек постепенно привыкает к температурным условиям обитания и их смене, влажностью воздуха, атмосферным осадкам, смене времен года. Кроме того, такая адаптация связана с возможностью принятием человеком изменений в своем организме, его постепенном развитии. Личность адаптируется путем использования дополнительных материальных средств, а также активизации психических процессов, их регулированию.
  2. Психологическая адаптация – это процесс привыкания личности, ее внутреннего мира, качеств, приспособление своей индивидуальности к социальной среде, ее условиям, нормам и требованиям. Каждый индивид выполняет в социуме определенные роли. В процессе этой адаптации личность приобретает определенный социальный статус, который определяет ее положение в социальной сфере, функциональную роль, правовые возможности.

Этапы социализации личности

Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:

  • освоение социальных норм и ценностей и норм;
  • стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
  • интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.

Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.

Основными считаются следующие этапы:

  1. Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;

  2. Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.

  3. Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:

    • Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
    • Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
    • Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
  4. Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.

  5. Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.

Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.

Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.

Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.

Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.

Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.

Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.

Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.

Факторы, влияющие на социализацию

На каждом из этапов социализации на индивида оказывают влияние определенные факторы, соотношение которых различно на разных этапах.

Выделяют четыре группы факторов социализации:

  1. Микрофакторы. К ним относятся социальные параметры, которые определяют жизненное устройство личности, ее местоположение, качество жизни, социально-экономическое устройство общества. Сюда входят малые социальные общности: семья, учреждения образования и воспитания, различные религиозные заведения.
  2. Мезофакторы. К ним относятся параметры общественного устройства, а именно того микросоциума, в котором обитает индивид. Сюда входит: местопребывания, тип поселения, его коммуникации, национальная принадлежность, традиции и обычаи этого общества.
  3. Макрофакторы. Это параметры социализации личности, как к социальной, так и к природной среде обитания, которые связаны с тем, что индивид проживает в составе большой социальной общности. К ним относится государство, в котором проживает личность, его политический строй, культурные ценности.
  4. Индивидуальные факторы. Сюда входят показатели развития личности на определенном возрастном этапе. От них зависит восприятие личности общественной среды, ее возможности и способности к прохождению процесса адаптации.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/socializaciya_lichnosti/

Отечественные концепции социализации личности

Отечественные концепции социализации личности: Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и

Особая ценность концепции Л. Кольберга для практики воспитания состоит в том, что он показал, как превратить школу в «справедливое сообщест­во» и сделать ее реальным «полигоном» социализации. Коротко, его система определяет три главные стороны школьной жизни: организацию, содержание и методы.

Организация школы как «справедливого сообщества» предполагает немало демократических нововведений: разработку правил и норм поведения («законов школы») совместно детьми, педагогами и администрацией; общее «собрание в кругу», где еженедельно обсуждаются проблемы поведения, несправедливостей, как со стороны детей, так и со стороны учителей, где выра­жаются чувства по поводу текущих радостных, или трагических событий и др. Такая организация способствовала установлению новых отношений — «партнерства», «кооперации», «сотрудничества» — между педагогами и учениками и создавала в школе новую социальную среду.

Демократизированная социальная структура школы, по мнению Л.

Кольберга, формирует у детей (и у самих педагогов) тенденцию оценивать свое поведение с точки зрения интересов других людей, готовность относиться к другим людям, как к самому себе, жить их интересами, стремиться заботиться об их благе.

Чтобы дети действительно научились принимать такие сложные моральные роли, выйти на новый социальный опыт, они должны найти но­вую программу своих действий. То есть социальный опыт как бы подгоняет познавательную деятельность детей [24, с.54] .

В качестве метода развития морального сознания воспитанников Л. Кольберг использует «гипотетические моральные дилеммы». Моральные дейст­вия, считает он, требуют высокого уровня морального рассуждения.

А по­скольку количество ценностных и моральных проблем у современных детей растет с каждым годом, решение «гипотетических моральных дилемм» следует широко включать в учебный план школы (в ситуации различных учебных предметов, «собраний в кругу», практической работы по реализации различ­ных учебно-воспитательных проектов).

Основные идеи теории социализации и нравственного воспитания Л. Кольберга широко применяются в практике аме­риканских школ, университетов, различных исправительных учреждений для подростков [24, с.57].

Несколько особняком от основных теорий социализации в современной западной науке стоят идеи вальдорфскои концепции. Развиваясь на основе мистической философии Р.

Штайнера, одного из основоположников антропо­софии, она утверждает как главную задачу воспитателей — формировать в де­тях способность к самоопределению, способность самостоятельно давать на­правление собственной жизни, быть за нее индивидуально ответственным и таким образом привести детей в контакт с социальным миром. Р. Штайнер ут­верждает: «Человек — гражданин трех миров.

Своим телом он принадлежит к миру, который он также воспринимает своим телом; своей душой он строит себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, кото­рый выше этих обоих миров» [10, с. 21].

Утверждая, что в течение жизни душа человека сопричастна как его те­лу, так и духу, Р. Штайнер специально рассматривает особую «духовную на­следственность». Человек, по его мнению, входит в мир с определенными ду­шевными задатками, которые он наследует не от своих предков, а от самого се­бя — это жизненный путь его души в прошлом.

Поэтому собственное «Я» че­ловека формируется, как считают философы-антропософы, на основе того, что дала природа и что приносит окружающий мир, но поскольку «человеческий дух является повторением самого себя» в этой конкретной жизни, то каждый ребенок в процессе биосоциального взаимодействия внутренне свободен. «Свобода есть поступок из самого себя»,— пишет Р. Штайнер [10, с. 80].

То есть все время действует самобытный принцип: духовное созревание предше­ствует физическому.

Поэтому, прежде чем у ребенка сформируются те или иные анатомо-физиологические возможности (например, для ходьбы, труда, учебной деятельности, общения со сверстниками), у него необходимо развить душевные силы — интересы, потребности, желания, стремления в этой области, он должен сопереживать различным процессам и явлениям в мире природы и общественной жизни.

Воплощение антропософских идей в практике вальдорфских школ вовсе не создает в них ситуации асоциального поведения детей. Напротив, дети здесь готовятся к активной жизни в социуме: основательно изучают историю мировых культур, естественный цикл предметов.

Много времени уделено вос­питанию ремеслом, художественным творчеством. Общим законом для вальдорфских школ является гетеанистический метод познания: познавать мир, по­знавая себя, и познавать себя, познавая мир.

Он выступает и своеобразным принципом социализации: понять себя, чтобы понимать другого человека, уви­деть богатство и неповторимость его души; чтобы открыть красоту и совершен­ство окружающего мира.

Таким образом, социализация в духе антропософской концепции не предполагает ни стрессового «выбрасывания» ребенка в соци­альную среду, ни упования на стихию социализирующего межличностного общения детей.

Она выстраивает систему (конечно, не абсолютно бесспорную) бережного разворачивания духовной жизни личности и перехода от субъек­тивных переживаний внутреннего мира к духовному проникновению в соци­альный мир. Такая личность, по убеждению вальдорфских педагогов, не попадет слепо под влияние различных политических, экономических и даже религи­озных тенденций, а будет действовать в социуме как самобытный, свободный человек.

В западной психологии проблема социализации разрабатывается пре­имущественно в русле психоанализа и интеракционизма.

Согласно психоана­лизу, социализация — это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям.

Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение [П.,с. 199].

Нас же больше интересует понимание процесса социализации личности с позиций отечественной психологии.

1.3.2. Отечественные концепции социализации личности

Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Поэтому не случайно эта проблема издавна была в центре внимания философии и соци­альной психологии.

Однако идеологическим стержнем концепции социали­зации нередко выступало стремление теоретически обосновать и реализовать на практике различные социальные механизмы этого процесса, особую роль определенным образом организованной среды и специфику институтов обще­ства в странах с разной социально-политической ориентацией.

Диалектико-материалистическая концепция социализации в философии и социальной психологии исследовала социализацию как целостный и уни­версальный процесс в единстве фило и онтогенеза.

Исследователи М.В.Демин, Н.П.Дубинин и А.Ф.

Полис рассматривают социализацию как процесс социальной эволюции человека, в котором проис­ходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологического.

Такой подход вполне правомерен, так как человек детерминирован обществом на разных уровнях своего взаимодейст­вия с окружающим миром, и социализация проявляется весьма многообразно.

Источник: http://www.newreferat.com/ref-17799-7.html

Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности

Отечественные концепции социализации личности: Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и

Социализация личности ребенка в системе начального образования

Глава 12

Литература для самостоятельной работы

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 176 с.

2. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.

3. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор-сотавитель К.И. Султанбаева. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.- 96с.

Термин социализация, хотя широко применяется в практике, но не имеет однозначного толкования. В связи с этим существует множество определений, связанных с разными взглядами на сущность данного процесса:

Социализация(от лат.

socialis — общественный) — процесс станов­ления личности, усвоения индивидом языка, социальныхценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. В результате происходит социальное формирование личности.

Социализация — это совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноценного члена общества ( И.С.Кон);

Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В. Мудрик)

Социальное формирование личности — естественный непрерыв­ный процесс.

В этом процессе достаточно большое место занимает процесс ознакомления детей с миром, нормами и необходимостью соблюдения этих норм для регуляции отношений с окружающими, собственного поведения, отношения к людям, к природе, к труду, а также обогащение практического опыта самореализации своего собственного поведения в различных видах деятельности., т.е. происходит процесс становления человека.

Таким образом, сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. При этом в современном мире эти идеалы более или менее сходны в разных обществах.

Поэтому процесс социализации в различных обществах, сохраняя свою специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с глобализацией современного мира.

Социализация сложный, многогранный и длительный процесс. Ребенок приходит в этот мир свободным от всего – биологическое существо – индивид, отдельный представитель человеческого рода. Ему предстоит много 0-своить ( приобрести знания), У-своить (научиться взаимодействовать); При-своить (принять ценности общества). Поэтому биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство.

Ребенок на протяжении всей своей жизни приобретает социальный опыт, который не пропадает, а сохраняется и передается из поколения в поколение. Так каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Социализация – есть процесс усвоения социального опыта людей и присвоение человеческих отношений.

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации:

мегафакторы, к которым относят космос, планету, мир, и которые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:

– стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

Относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.п.);

– Относительно социально контролируемой социализации, т.е. планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

более или менеесознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствие с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Таким образом, социализациярассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процессона озна­чает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие — свиде­тельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление– это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результатона является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­ваиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, этапы и ступени.

Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации.

Так, Г.М. Андреева и др. выделяют три стадии – дотрудовую, трудовую и послетрудовую. С точки зрения педагогики целесообразно этапы социализации соотносить с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый, ранний юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость, долгожительство.

процесса социализации зависит от заинтересованности общества в том, чтобы его члены успешно овладели разными ролями.

Требования к человеку, а соответственно и к ребенку, в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы и институты социализации. этих требований зависит от возраста и социального статуса человека.

Все это позволяет сделать вывод, что каждый человек (ребенок) может рассматриваться как объект социализации.

Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе.

При этом субъектом человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой сооответсвующие цели, т.е.

проявляет свою субъективность.

Социализации человека способствует широкий набор средств, специфичных для того или иного общества, социального слоя, или возраста социализируемого.

К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уход за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; стиль и содержание общения, методы поощрения и наказания; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности (общение, игра, познание и т.п.).

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации.

На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к младшим школьникам это родители и близкие родственники, соседи, учитель, сверстники.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Механизмы социализации:

Традиционный – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения.

Институциональный – действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно (производственные, общественные, клубные и т.п.)

Стилизованный – действует в рамках субкультуры.

Межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д.

Влияние всех механизмов опосредуется рефлексией, т.е. диалогом, в котором человек рассматривает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.п. поэтому выделяют еще один специфический механизм социализации – рефлексивный.

Педагогически главным аспектом социализации является его содержание.

процесса социализации определяется культурой и общественной психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка- с другой. Для педагогики важно изучение взаимосвязи этих сторон социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.

Структура процесса социализации,включающая ряд взаимосвязанных компонентов:

1. Коммуникативный компонент. Он вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью другими видами коммуникации и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.

Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая СМИ, в общении и проявляется прежде всего в самообразовательном аспекте, когда школьник ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент – обширная и разнообразная область действий, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, быта до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, он предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только понять и правильно воспринимать предметы, различные социальные явления и их значение для людей, но и «присвоить» их, сделать ценностными лично для себя.

Результат социализации – социализированность, т.е. «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом».

Социализация личности представляет собой сложный, многопла­новый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Поэтому не случайно эта проблема издавна была в цен­тре внимания философии и социальной психологии.

Однако иде­ологическим стержнем концепции социализации нередко выступа­ло стремление теоретически обосновать и реализовать на практике различные социальные механизмы этого процесса, особую роль определенным образом организованной среды и специфику инсти­тутов общества в странах с разной социально-политической ори­ентацией.

Диалектико-материалистическая концепция соци­ализации в философии и социальной психологии исследовала со­циализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило- (формирование родовых свойств человека) и онтогенеза (формирование конкретного типа личности).

Анализ многочисленных концепций социализации, которые активно начали появляться в 30–70 г.г. 20 века, показывает, что все они тяготеют к одному из подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

Первый подход, который получил название субъект-объектный, предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена с присущей ему культурой.

Второй подход, который называется субъект–субъетным, предполагает, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.

У нас в стране проблема социализации стала рассматриваться лишь в 60-е гг. 20 столетия, хотя различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в русле психологии развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.).

Важное место в разработке отечественной философско-психологической концепции социализации занимают теоретические работы И. С. Кона.

Он утверждает: «В реальном процессе социали­зации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир».

Конценция Г.М.

Андреевойопределяет социализацию как двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой- процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. процесса социализации – процесс становления личности в деятельности, общении, самосознании.

Концепция персонализации А.В.

Петровского, который рассматривает социализацию как диалектическое единство прерывности и непрерывности, первая из которых отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-исторические условия, а вторая- закономерности развития в рамках данной референтной общности. Таким образом, развитие личности – это закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции.

Исследователи М. В. Демин, Н. П. Дубинин и А. Ф.

Полис рас­сматривают социализацию как процесс социальной эволюции че­ловека, в котором происходит разрешение противоречия между биологическим и социальным через преобразование биологическо­го.

Такой подход вполне правомерен, так как человек детермини­рован обществом на разных уровнях своего взаимодействия с окру­жающим миром, и социализация проявляется весьма многообразно.

Первый уровень: «организм—окружающая среда».

В качестве примера можно сослаться на многочисленные медицинские дан­ные, которые свидетельствуют о том, что главной современной причиной неврозов и соматических заболеваний являются много­численные конфликты в социальной среде (в семье, трудовом кол­лективе, сфере общения, досуга, в транспорте и т. д.). Иными словами, человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде.

Второй уровень социализации: «субъект—объект», то есть вза­имодействие между субъектом действия и познания и предметным миром. Для этого уровня характерны процессы «опредмечивания» и присвоения. Важнейшим проявлением этого уровня является овладение ребенком речью как общественным средством коммуни­кации.

С ее помощью он приобщается к нормам и ценностям общества, к его духовной культуре.

Но речь — одновременно и продукт теоретической деятельности — «когда возникает отвлечен­ное речевое мышление, оно тоже может совершаться лишь на основе овладения человеком общественно выработанными обобще­ниями — словесными понятиями и общественно же выработанны­ми логическими операциями» (Леонтьев А.Л. «Проблемы развития психики).

Наконец, третий уровень, это высший уровень, социализации: «личность—общество». Он характеризует усвоение личностью сложной системы отношений в обществе: социальных требований, правил, ожиданий.

На его основе складываются моти­вы поведения, установки, которые личность должна усваивать, что­бы существовать в данном обществе. Так, Б. Г.

Ананьев относит социализацию «ко всем процессам формирования человека как личности, ее социального становления, включения личности в раз­личные системы социальных отношений, институтов и организа­ций, усвоения человеком исторически сложившихся знаний, норм поведения и т. п.»

Б. П.

Парыгин рассматривает социализацию как весь много­гранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя биологические предпосылки и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и «предполагающее: социальное по­знание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязан­ностей и т.д.» (Основы социально-психологической теории).

Вопросы и задания

1.В чем сущность процесса социализации?

2. Раскройте составные части процесса социализации.

3. Перечислите факторы социализации.

4. Дайте характеристику агентам, средствам и механизмам социализации на каждом из этапов.

5. Проанализируйте современные концепции социализации личности.

6. Перечислите этапы социализации человека.

7.Раскройте содержание и структуру процесса социализации.

8. Что является результатом социализации?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_50355_sushchnost-protsessa-sotsializatsii-lichnosti-sovremennie-otechestvennie-kontseptsii-sotsializatsii-lichnosti.html

Отечественныеконцепциисоциализацииличности

Отечественные концепции социализации личности: Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и

1.3.2. Отечественныеконцепциисоциализацииличности

Социализацияличности представляетсобой сложный,многоплановыйи противоречивыйпроцесс взаимодействияобщества иличности. Поэтомуне случайноэта проблемаиздавна былав центре вниманияфилософии исоци­альнойпсихологии.

Однако идеологическимстержнем концепциисоциали­зациинередко выступалостремлениетеоретическиобосноватьи реализоватьна практикеразличныесоциальныемеханизмы этогопроцесса, особуюроль определеннымобразом организованнойсреды и спецификуинститутовобще­ства встранах с разнойсоциально-политическойориентацией.

Диалектико-материалистическаяконцепциясоциализациив философиии социальнойпсихологииисследоваласоциализациюкак целостныйи уни­версальныйпроцесс в единствефило и онтогенеза.

ИсследователиМ.В.Демин, Н.П.Дубинини А.Ф.Полисрассматриваютсоциализациюкак процесссоциальнойэволюции человека,в котором проис­ходитразрешениепротиворечиямежду биологическими социальнымчерез преобразованиебиологического.Такой подходвполне правомерен,так как человекдетерминированобществом наразных уровняхсвоего взаимодейст­вияс окружающиммиром, и социализацияпроявляетсявесьма многообразно.

Первыйуровень: «организм- окружающаясреда».

В качествепримера можносослаться намногочисленныемедицинскиеданные, которыесвиде­тельствуюто том, что главнойсовременнойпричиной неврозови соматиче­скихзаболеванийявляютсямногочисленныеконфликты всоциальнойсреде (в семье,трудовом коллективе,сфере общения,досуга, в транспортеи т.д.); инымисловами, человекпервоначальноприобщаетсяк жизни в обществекак живой организмв окружающейсреде.

Второйуровень социализации:«субъект —объект», тоесть взаимодейст­виемежду субъектомдействия ипознания ипредметныммиром. Для этогоуровня характерныпроцессы«опредмечивания»и присвоения.Важнейшимпроявлениемэтого уровняявляется овладениеребенком речьюкак общест­веннымсредствомкоммуникации.С ее помощьюон приобщаетсяк нормам и ценностямобщества, к егодуховной культуре.

Третийуровень социализации:« личность -общество». Этовысший уровеньдетерминирования.Он характеризуетусвоение личностьюсложной системыотношений вобществе: социальныхтребований,правил, ожиданий.

На его основескладываютсямотивы поведения,установки,которые личностьдолжна усваивать,чтобы существоватьв данном обществе.Так, Б.Г.

Ананьевотносит социализациюко всем процессамформированиячеловека каклично­сти, еесоциальногостановления,включенияличности вразличныесистемы социальныхотношений,институтови организаций,усвоения человекомисто­рическисложившихсязнаний, нормповедения ит.п. [4, с.57]

Б.П.

Парыгинрассматриваетсоциализациюкак весь многогранныйпро­цесс очеловечиваниячеловека, включающийв себя биологическиепредпо­сылкии непосредственносамо вхождениеиндивида всоциальнуюсреду и предполагающее:социальноепознание, социальноеобщение, овладениена­выкамипрактическойдеятельности,включая какпредметныймир вещей, таки всю совокупностьсоциальныхфункций, ролей,норм, прав иобязанностей[60, с. 125].

Несомненнуюзначимостьпредставлялиработы философовсоциальныхпсихологовконца 70-х – начала80-х годов, посвященныепроблеме личностикак субъектадеятельностии общения, еесаморегуляциии целостностипро­цесса еестановления.

Однакомногочисленныеработы в рамкахдиалектико-материалисти­ческойметодологиипредставлялиформированиеличности какрезультатвнешнихсоциально-экономических,морально-политическихи внешнихоб­стоятельств.

Следовательно,в самом процессеформированияличности главноевнимание обращалосьна то, чтобыоградить, уберечьвоспитанникаот дурных влиянийи специальноорганизовыватьпродуктивныевнешние влия­ния.Но при этомупускалосьиз виду своеобразиесамой личности.

Ведь если учеловека отсутствуетпо отношениюк внешнимвоздействиямизбиратель­ность,определеннаясопротивляемостьили простоеприспособление,то, как отмечалС.Л.Рубинштейн,такая тольковнешняя детерминациявлечет за со­бойвнутреннююпустоту личности[71, с.203].

Поэтомувесьма ценно,что в отечественнойфилософии ипсихологииодновременноскладываласьочень важнаядля концепциисоциализациифун­даментальнаяидея о личностикак об индивидуальномуровне общественногобытия. Эта позиция,глубоко разработаннаяК.А.

Абульхановой-Славской,ос­новываетсяна теоретическомнаследииС.Л.Рубинштейна.

Нисколько неума­ляя значениевнешней детерминацииличной жизничеловека, онаутверждает,что вне проявленийсамого человекакак общественногосубъекта невозможнопонять этудетерминацию[3, с.216] .

Личнаяжизнь человекаимеет единыедля всех аспекты,проблемы, носпособ их решенияглубоко индивидуален,так как личность- это всегдасубъ­ектжизнедеятельности.Иными словами,как считаетК.А.

Абульханова-Славская,психологияподошла к разработкесвоеобразной«психологическойтеории относительности»:человек воспринимаетне столько то,что есть вок­ружающемего мире, сколькото, что для неголично актуальнои значимо.

Важноеместо в разработкеотечественнойфилософско-психологическойконцепциисоциализациизанимаюттеоретическиеработы И.С.Кона.

Он исследуетпроблему социализациии как философ,и как соци­альныйпсихолог, и какэтнограф, чтодает возможностьопределитьсяв одном из сложнейшихи принципиальныхвопросов – ввопросе о соотношениипро­цессовцелостногоформированияличности. И.С.

Конутверждает:«Много­значныйтермин «социализация»обозначаетсовокупностьвсех социальныхпроцессов,благодарякоторым индивидусваивает ивоспроизводитопреде­леннуюсистему знаний,норм, ценностей,позволяющихему функционироватьв качествеполноправногочлена общества.

Социализациявключает в себяне только осознанные,контролируемые,целенаправленныевоздействия(вос­питаниев широком смыслеслова), но истихийные,спонтанныепроцессы, такили иначе влияющиена формированиеличности» [46,с.21].

И.С.Конубедительнообосновываетвзаимообусловленностьпроцессовразвития,социализации,воспитания,образованияи автономизациюпроцессасоциализации.Причем по мереразвития общества,возрастаниястепени егоиндустриализациии урбанизацииувеличиваетсячисло институтови агентовсоциализации,возрастаетобособлениеотдельныхаспектов ифункций социа­лизации.

Крометого, И.С.Конявился блестящимпопуляризаторомвзглядов известногоамериканскогоэтнографаМаргарет Мид.Ее учение овзаимосвязитемпов общественногоразвития ихарактерамежпоколенныхотношений,ко­торые отражаютсяв господствующемтипе семейнойорганизации,сыграло важнуюроль в осмыслениипедагогическихоснов процессасоциализации[46, с. 174] .

Коренноеизменение самойприроды межпоколенныхотношенийдиктовалонеобходимостьпересмотраорганизацииэтих отношений,а это значит— и теоретическихконцепцийсоциализациии воспитания.

Отечественнаясоциальнаяпсихологияуже в 70-е годыделала достаточ­ноубедительныепопытки объяснитьмеханизмсоциализации.

В этом процес­селичность испытываетформирующеевоздействиевсех стихийныхи целе­направленныхвлияний еемакро- и микросредыи, не переставаябыть объек­томмногообразныхсоциальныхвоздействий,постепеннорасширяет своивозможностив качествесубъекта сознательнойтворческойдеятельности.

В этой позициисубъекта деятельностиличность всевремя как бырасширяет своинепосредственныеи опосредованныесвязи с различнымисторонами ипроявлениямисреды, соотноситсебя с нею.Активностьповедениячеловека всоциальнойсреде предполагаетреализациювнутреннихрегуляторовповеде­ния.

Эти регуляторыпозволяют ему,оставаясь самимсобой, соотноситьсебя с различнымиобъектамидействительности,определяютмногообразныеотно­шенияк ним и целенаправленноеповедение.Такая системарегуляторовпове­денияскладываетсятолько в томслучае, есличеловек, развиваясьв социаль­нойсреде, «оценочноинтериоризирует»содержание,предложенноесоциаль­нойсредой. Сформированностьсистемы внутреннихрегуляторовБ.Г.Ананьеврассматривалкак « психологическийэффект социализации»,как показатель«меры и глубины»[4,с.72] .

Включенностьчеловеческойличности всоциальнуюдействительностьимеет сложнуюструктуру иобусловленамногими факторами.Идеально лич­ностьосуществляетвыбор своейлинии поведениявнутри себя,в процессемо­тивации,в сознании. Приэтом она вынужденасопоставлятьвнешнее ивнут­реннее,субъективноеи объективное.

Решающим в этомпроцессе являетсясовпадениеили несовпадение(противоречие,конфликт) внешнегои внутрен­него,объективногои субъективного.В социологическоми социально-психологическомплане мотивацияопределяетсясистемой ценностей.

В раз­ные возрастныепериоды становленияличности мотивацияимеет для человекасвои доминантныеособенности,однако он сохраняетих на протяжениивсей жизни.

Такимобразом, выдающиесяотечественныепсихологи ужеприходили квыводам опротиворечияхв самих основахсоциальнойжизни, о неправомер­ностиотрицания того,что растущаяличность непросто испытываетпотреб­ность,а постоянностремится бытьактивным субъектомсобственнойжизни.

Социализацияи воспитаниедолжны не сдерживать,а напротив,помогать детям,проявлять своюуникальностьв нормативномповедении [3.,с. 112]. При этомважно учитывать,что протеканиепроцесса социализациина разных возрастныхэтапах развитияличности происходитпо-разному.

Поэтому приизучении этойпроблемы следуетособое вниманиеобращать навозрастныеособенностикаждого периода.

… выделения которых являются принадлежность к мужскому или женскому полу и обладание маскулинными, феминными или андрогинными характеристиками личности.

В третьей главе «Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью (анализ эмпирических данных)» описывается процедура исследования, излагаются методы сбора, обработки и интерпретации эмпирической информации, этапы исследования. …

… в нашем исследовании результаты позволяют утверждать, что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для профилакти­ки проблем подростков.

Эта работа должна предусматри­вать такие направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого, развитие системы ценностей, в которой достойное место …

… III II 3 I I I III 4 I III III III 5 I III II I 6 II III III III 7 III III II II 8 I I I I 9 II III I I 10 II I II I Заключение   Изучая личностные особенности девочек – подростков 12 – 15 лет из социально неблагополучных семей (родители которых алкоголезависимые), проведя ряд методик для изменения уровня тревожности, агрессивности и враждебности бы

… . В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений. Проблемы, волнующие старшеклассников (%) Варианты Москва …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/48851/3

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии

Отечественные концепции социализации личности: Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и

Интерес к исследованию проблем социализации личности, в равной степени отличает и возрастную и социальную психологию, каждая из дисциплин содержит множество концепций, теорий, точек зрения, так или иначе обращенных к анализу социализационных процессов при изучении личности.

В большинстве современных психологических обзоров выделяются следующие теоретические направления изучения процесса социализации, представленные в зарубежной научной литературе: биогенетическое, социогенетическое, интеракционистское, социально-экологическое, социальное научение, психоаналитическое, когнитивистское. Рассмотрим эти направления.

Биогенетические теории. В качестве общих теоретических оснований данного направления в изучении социализации выступают эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля.

Одним из наиболее влиятельных представителей данного направления был американский исследователь Г. С. Холл (1844–1924) — один из основоположников научного изучения детства. Согласно теории рекапитуляции Холла, онтогенез повторяет филогенез, т. е.

каждый человек в своем развитии проходит те же стадии, что прошло все человечество в ходе эволюции.

Другим ярким представителем биологического детерминизма в анализе процесса социализации был А. Гезелл. Согласно его спиральной модели развития любые человеческие способности и умения также возникают сами собой как результат созревания, а не в зависимости от обучения и практики [4, с. 17].

Следовательно, с точки зрения биогенетических теорий развития и социализации социальное поведение человека есть результат существования его врожденных механизмов, сформировавшихся в результате тысяч лет эволюции.

Социогенетические теории. Антитезой биогенетическим концепциям социального развития являются социогенетические теории. Впервые вопрос о тесной взаимосвязи культуры и типа формирующей в ней личности был поставлен направлением «культура и личность», становление которого в 30-е гг. связывают с именами Р. Бенедикт (1887–1948) и М. Мид (1901–1978).

Описывая различные «конфигурации культур», Р. Бенедикт использовала метафору культуры как личности, отброшенной на большой экран: культура — это практически личность общества.

И как в структуре личности можно выделить определенные ведущие черты, так и в каждой культуре есть своя доминанта: например, одна «строит» огромную суперструктуру юности, другая — смерти, третья — загробной жизни (Стефаненко, 2006).

Анализ закономерностей трансляции социального опыта с данной точки зрения был продолжен М. Мид. В своей известной работе «Культура и мир детства» она рассматривает три основных типа культур и специфические для каждого из них варианты социализации (Мид, 1988).

Постфигуративная культура и соответствующее ей общество живут традициями: прожитое предыдущими поколениями прошлое является схемой будущего для детей.

В кофигуративных культурах поведение предыдущих поколений уже не рассматривается как абсолютная модель для воспроизводства, социальный опыт передается как бы по горизонтали: и дети и взрослые в качестве основных образцов социального поведения используют сверстников, что вызвано усложнением и нарастающей изменчивостью социальной жизни. Для префигуративных культур, которые, с точки зрения М. Мид, характерны для современного постиндустриального мира, центральным является абсолютный разрыв межпоколенных связей [4, с. 19].

Итак, общими отличительными чертами анализа с точки зрения социогенетических теорий процесса социализации являются культурный детерминизм (развитие личности определяется социокультурными условиями) и культурный релятивизм (поскольку элементы культуры — традиции, обычаи, нравы, верования, образ жизни — в различных обществах различны, культура есть понятие относительное).

Интеракционистские теории. Данным названием традиционно объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением.

Чарльз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1)        того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;

2)        того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;

3)        того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других [4, с. 21].

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джорж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми.

По мнению Дж. Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.

Третий этап, по Дж. Миду, стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности [5, с. 124].

Следовательно, в рамках данного теоретического направления движущей силой социального развития личности является социальное взаимодействие, а не внутренние психические состояния и не факторы социальной среды. В центре внимания исследователей оказывается активный, разумный, деятельный субъект.

Социально-экологический подход. Данный подход к анализу процесса социализации, по сути, является частной конкретизацией социогенетического подхода, в котором при этом четко прослеживаются интеракционистские влияния.

Начало изучению социализации в рамках данного подхода положили работы известного американского исследователя детства У. Бронфенбреннера (1976).

С его точки зрения, в анализе социализации необходимо учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние средств массовой информации, национальные и культурные особенности, характеристики социальных институтов и т. п.

В итоге в структурном строении социального окружения выделяются четыре уровня:

Первый уровень — микросистема, включающая в себя всех, с кем ребенок вступает в близкие отношения, кто оказывает на него непосредственное влияние.

Второй уровень — мезосистема, включает в себя взаимоотношения между различными областями микросистемы, например, между семьей и школой.

Третий уровень — экзосистема — это социальные институты, органы власти и другие элементы социальной среды, к которым индивид непосредственно не относится, но которые имеют на него влияние (например, органы опеки и попечительства, администрация школы, городские власти, начальство родителей и т. п.)

Четвертый уровень — макросистема, она включает в себя доминирующие на данный момент социокультурные нормы, системы социальных представлений и установок, а также нормы и правила социального поведения, существующие в той или иной субкультуре [4, с. 25].

Таким образом, в рамках социально-экологического подхода социализация представляет собой сложный процесс: с одной стороны, индивид активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду, а с другой — сам испытывает воздействие всех элементов этой среды и взаимосвязей между ними (Крайг, 2000).

Теории социального научения. В 1941 г. Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Альберт Бандура — автор одной из самых популярных теорий научения. Альберт Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели.

Одно из проявлений имитации — идентификация — процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства.

Теория Альберта Бандуры предполагает объяснение способов, которыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях социального окружения. Основная идея теории нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения через наблюдение.

Вопрос о научении через наблюдение Бандура считает весьма важным, в частности в связи с тем, что «теория должна объяснить не только, как приобретаются образцы реакций, но и как регулируется и поддерживается их выражение» [Bandura, 1973, р. 44].

С его точки зрения, «выражение ранее выученных реакций может социально регулироваться через действия влиятельных моделей» [Bandura, 1973, р. 43].

Таким образом, функция научения посредством наблюдения (наблюдающего научения) в схеме Бандуры оказывается достаточно широкой [2, с.64].

Основной тезис теорий научения состоит в том, что личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки приобретаются путем научения, которое имеет всеобъемлющий характер, то есть, человек является продуктом своей личной истории научения, и в это смысле к нему малоприменимы понятия морали и этики.

В результате последователи теорий социального научения исходят из следующих основных положений:

–          личность является накопленным набором изученных моделей поведения;

–          научение человека социальным действиям происходит преимущественно в результате наблюдения за поведением других людей и подражания значимым моделям;

–          необходимым элементом процесса научения является подкрепление, т. е. реакции других людей на поведение индивида;

–          одним из вариантов подкрепления является самоподкрепление, т. е. ситуация, когда в процессе научения человек сам себя подкрепляет за успех в какой либо деятельности, имеющей для него ценностное значение (Хьелл, Зиглер, 2000) [4, с. 26].

Следовательно, основная идея теорий социального научения сводится к тому, что личность в процессе социализации усваивает новые образцы действий и соответствующим образом меняет свое поведение.

Вместе с тем, собственно социально-психологическая проблематика остается достаточно скромной. Например, групповые процессы, по существу, выпадают из поля зрения сторонников данной ориентации [2, с.

69].

Психоаналитические теории. Общим теоретическим основанием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория З.Фрейда (1856–1939).

Согласно классической психоаналитической точке зрения процесс социального развития есть процесс последовательного овладения личностью либидозной энергией, открытое проявление которой противоречит нормам культуры.

Тем самым социализация представляет собой процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Другим примером теоретического изучения социализации в рамках данного направления может служить концепция психосоциального развития Э. Эриксона (1902–1904), в которой также очень большое значение придается социальному окружению и закономерностям формирования «Я концепции» [4, с.27].

Таким образом, процесс социализации представителями данного направления трактуется как становление и развитие внутренней активности личности и ее потребностной сферы.

Когнитивисткие теории. Приверженцы данного направления в исследованиях социализации исходят из теории развития Ж.Пиаже (1896–1980), согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов.

С точки зрения Ж.

Пиаже, на каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле: не только как, например, возможность обучения тем или иным математическим операциям, но и как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Одним из ярких представителей данного подхода является Л. Колберг (1927–1987), придававший большое значение изучению закономерностей нравственного развития ребенка [4, с.28].

Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности, аналогично познавательным стадиям у Ж. Пиаже.

Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже — Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.

В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми [6, с.323].

Итак, в когнитивистском направлении преобладающим является подход, который отождествляет процесс социализации с моральным развитием личности на протяжении всей жизни, которое является индивидуальным для каждого отдельного человека.

Таким образом, различные зарубежные теории социализации могут быть классифицированы, в том числе с точки зрения акцентирования определенных механизмов социализации: социального научения (бихевиористские модели), идентификации (психоаналитические концепции), социального сравнения (интеракционистские точки зрения) и социальной категоризации (когнитивистские теории). В различных зарубежных концепциях акцентируется внимание на различных уровнях социальной детерминации — от межличностного влияния до социокультурных факторов развития.

В отечественной научной литературе взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений психологической науки: в рамках теории деятельности, психологии отношений и структурно-динамическом подходе. Проанализируем эти подходы.

Деятельностная теория основывается на фундаментальном принципе — деятельностном подходе к психике(Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. В. Петровский и др.).

Деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром.

Психика — это не просто картина мира, система образов, но и система действий.

По мнению сторонников этой теории, психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами.

Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью механизмов генетической наследственности, а закрепляется в продуктах материальной и духовной культуры.

Учение и воспитание — специально организованные виды деятельности, в процессе которой люди усваивают опыт предыдущих поколений.

А. Н.

 Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь представляют собой условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности [7,с. 87].

Культурно-историческая концепция Льва Семеновича Выготского (1896–1934) доказывает, что разгадка человеческой психики кроется не внутри мозга или духа, а в знаках, языке, орудиях, социальных отношениях.

Чтобы понять высшие психические процессы (произвольная память, внимание, абстрактно — логическое мышление, речь), надо выйти за пределы организма и искать объяснения в общественных отношениях этого организма со средой [7,с. 87].

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является.

Реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского. Основополагающими категориями в данной концепции являются «личность», «деятельность» и «коллектив». Межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы [7, с. 94].

Таким образом, с точки зрения представителей деятельностного подхода человек в ходе деятельности не только преобразует мир, но и развивает себя как личность, как субъект деятельности. Культурное и социальное развитие выступает как основное условие развития личности.

Психология отношений.Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874–1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев (1893–1973).

По мнению А. Ф. Лазурского, отношение является системообразующими фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.

Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.

Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде; это природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека [7, с. 94].

Разработку концепции психологии отношений продолжил В. Н. Мясищев.

Согласно его точке зрения, «система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности.

И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности» [7, с. 95].

Дальнейшее развитие концепции отношений было предпринято Борисом Федоровичем Ломовым (1927–1989). По его мнению, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ системы отношений «индивид-общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения.

Итак, с позиции психологии отношений процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется путем социализации и индивидуализации личности.

Структурно-динамический подход.Для социальной психологии огромное значение имеют взгляды социальных психологов на структуру личности (А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, Б. Д. Парыгин).

А. Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы составляют фундамент личности, они формируют состояния.

Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне [7, с. 97].

Согласно концепции К. К. Платонова, низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е.

индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Третьим уровнем личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.

Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.

Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен [7, с. 98].

В концепции Б. Д. Парыгина проанализирована социально-психологическая структура личности: статическая и динамическая.

В динамической структуре личности фиксируются основные компоненты психики индивида в непосредственном контексте человеческой деятельности — это модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи между собой всех компонентов в психике индивида.

В динамической структуре личности Парыгин выделил два основных аспекта: внутренний — интроспективный и внешний поведенческий. Модификациями динамической структуры выступают: структура вербального поведения; структура невербального поведения; структура внутреннего состояния; структура невербального психического состояния [7, с. 99].

С точки зрения Г. М. Андреевой, социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, — процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1, с. 267].

Таким образом, проведенный психологический анализ теоретических идей и концепций, в которых нашла отражение проблема личностного становления индивида в процессе социализации, свидетельствует об отсутствии единого концептуального подхода к категории «социализация». В большинстве научных направлений социализация рассматривается как сложный, внутренне и внешне обусловленный и во многом противоречивый процесс усвоения индивидом социального опыта.

Наиболее дискуссионным является вопрос о социализирующем влиянии на индивида внешних (средовых) и внутренних (психологических) факторов и соотношении этого влияния.

Одновременно наблюдается достаточная согласованность взглядов на социализацию как процесс регуляции личностного становления индивида, обеспечивающий его активное взаимодействие с окружающей средой, формирование индивидуальной структуры самосознания, направленности и образа жизни, овладение системой социальных ролей.

Большинство исследователей рассматривают социализацию как двухсторонний процесс, назначение которого состоит, с одной стороны, в освоении индивидом существующего социального опыта, а, с другой, в его активном преобразовании и воспроизводстве в различных, в том числе профессиональных видах деятельности.

Литература:

1.                  Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 365с.

2.                  Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.

3.                  Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2008. — 264с.

4.                  Белинская Е. П. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. — 216 с.

5.                  Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований / Н. Смелзер. Социология. — М., 1994. — 688с.

6.                  Социальная психология: хрестоматия / сост. е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 463 с.

7.                  Столяренко Л. Д. Социальная психология: учебное пособие/ Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — М.: КНОРУС, 2014. — 336с.

Источник: https://moluch.ru/archive/59/8512/

Medic-studio
Добавить комментарий