Ответы к экзамену по психологии стресса. 2016 – Психология стресса

Психология экзаменационного стресса

Ответы к экзамену по психологии стресса. 2016 - Психология стресса


В статье дается определение понятию «стресс», рассматриваются виды стресса, обозначаются причины, вызывающие стресс. Автором делается попытка описать, что представляет собой «экзаменационный стресс». Также рассматриваются способы профилактики стресса.

Ключевые слова: стресс, стрессор, виды стресса, признаки стресса, методы профилактики стресса.

В течение всей жизни человек постоянно испытывает стресс. Любая ситуация может быть стрессовой для организма личности. Не является исключением и период сдачи экзаменов. Неважно, в каком возрасте мы сдаем экзамены, важно то, как сама подготовка и сдача экзамена влияют на нас и нашу психику.

Экзаменыявляются очень серьезным испытанием на прочность всей нервной системы человека. При этом как подготовку к экзамену, так и непосредственно процесс его сдачи можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной точки зрения.

Сегодня мы попытаемся разобраться, существует ли экзаменационный стресс и как проводить его профилактику.

Под стрессом в психологии понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, при обморожении или солнечном ожоге [3, с. 128].

Стресс вызывается определенными причинами (стрессорами), которыми могут быть как физические и психические раздражители, так и реально действующие и вероятные раздражители. Так же стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

В первом случае у людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности — это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение.

Такой стресс иначе называют «стресс кролика».

Термин «стресс» ввел канадский физиолог Г. Селье, который утверждал, что жизнь без стресса невозможна [4, c. 12].

И если человек не испытывает стресс, он сам создает условия, для того, чтобы его испытать (мы откладываем до последнего выполнение какой-либо работы; выходим из дома на работу или учебу позже необходимого времени; услышав звонок будильника, позволяем полежать себе еще минут пять и т. д.).

Согласно классической теории стресса Ганса Селье, организм человека справляется со стрессом тремя путями [4, c. 12]:

 сигналы мозга по блуждающим нервам поступают к двигательным мышцам, к плечам, бёдрам и так далее, распространяясь по организму и подготавливая его к немедленному ответу;

 сигналы мозга по автономной системе поступают в жизненно важные органы — сердце, лёгкие и так далее. Учащается пульс, повышается давление эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым;

 сигналы мозга поступают в надпочечники и гипоталамус. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.

Так же Г. Селье выделил три стадии стресса [4, с. 13]:

  1. Стадия тревоги — возникает, когда организм сталкивается с некими травмирующими факторами внешней среды и старается к ним приспособиться.
  2. Стадия резистенции (адаптации) — на этой стадии организм адаптируется к изменяющимся условиям.
  3. Стадия истощения — если стрессор продолжает действовать длительное время, то происходит истощение ресурсов организма, что может привести к болезни или смерти индивида.

В настоящее время в зависимости от вида стрессора и его влияния на организм выделяют следующие виды стресса [9]:

 эустресс (положительный) — стресс, мобилизирующий (повышающий) силы организма (первая любовь; покупка понравившегося платья (костюма);

 дисстресс (отрицательный) — стресс, приводящий к дезорганизации сил (упадку, потере) организма (конфликт с другом (подругой); несчастная любовь);

 физиологический — стресс, возникающий в результате физической перегрузки организма, а также воздействия на него различных факторов внешней среды, носящие отрицательный характер (высокая или низкая температура; сильные запахи; повышенный уровень шума);

 хронический — стресс, оказывающий постоянное воздействие на организм (вынужденное общение с неприятным человеком; постоянное недосыпание; постоянная спешка и ощущение нехватки времени для выполнения запланированной работы);

 острый — стресс, возникающий после переживания человеком травмирующего события (разговор с начальником или любимым человеком; ссора с другом (подругой); расставание с любимым человеком; первая зарплата и др.);

 химический — стресс, вызываемый воздействием на организм различных химических веществ (алкоголь, табак, неприятный запах духов);

 биологический — стресс, который человек испытывает в результате получения травмы, болезней или мышечного перенапряжения (переохлаждение; ожог горячим паром; интоксикация; вирусная инфекция; травма в виде ушиба или перелома; солнечный ожог);

 психологический — стресс, который возникает в результате нарушения психологической целостности личности, например, в результате переживания положительных (влюбленность, радость, счастье) или отрицательных (гнев, обида, печаль) эмоций. Психологический стресс в свою очередь может быть разделен на эмоциональный и информационный;

 эмоциональный — стресс, который вызывается различными эмоциями (радость, потому что на экзамене получил оценку «отлично»; встреча с любимым человеком после длительного расставания; посмотрел фильм, который вызвал печаль и т. д.);

 информационный — стресс, возникающий в результате информационный перегрузок (при подготовке к зачету или экзамену нужно запомнить большой объем учебного материала) или вакуума (первые дни отпуска после экзаменационной сессии).

Следовательно, можно утверждать, что экзаменационный стресс представляет собой определенный вид информационного стресса и говоря об экзаменационном стрессе, мы может утверждать, что испытываем информационный стресс и наоборот.

В качестве основных признаков того, что человек испытывает стресс, в том числе и экзаменационный, можно назвать [9]:

 раздражительность;

 подавленность;

 тревога;

 страх;

 напряженность;

 неуверенность;

 растерянность;

 паника;

 невозможность сосредоточиться на выполняемом в настоящий момент действии;

 определенные проблемы с памятью (увеличение времени запоминания заучиваемого материала; увеличение времени, необходимого для того, чтобы вспомнить усвоенный ранее материал; увеличение времени вспоминания);

 снижение скорости мыслительных процессов (невозможность аргументированно доказать свою точку зрения, прийти к каким-либо выводам);

 определенные проблемы с вниманием (невозможность сконцентрироваться на изучаемом материале);

 снижение аппетита или постоянное чувство голода;

 потеря чувства юмора;

 злоупотребление вредными привычками;

 повышенная возбудимость, обидчивость, плаксивость;

 потеря интереса как к себе, так и к окружающему;

 невозможность расслабиться.

Осознав причины, вызывающие стресс, в том числе и экзаменационный, проанализировав собственное состояние, человек может провести профилактику данного явления. В психологии существуют следующие методы профилактики стресса [4, c. 154]:

 методы саморегуляции (смех, улыбка, потягивания, расслабления мышц);

 дыхательные упражнения;

 аромотерапия;

 арт-терапия;

 физические упражнения (плавание, бег, ходьба);

 умение планировать свой день;

 позитивное отношение к проблемам (стараться относиться к проблеме по принципу «могло быть и хуже»);

 изменение отношения к ситуации;

 включение в жизнь положительных эмоций (посмотреть интересный фильм, почитать книгу, послушать любимую музыку);

 поговорить о проблеме с другом или подругой;

 прогулки (после учебы, по выходным или перед сном);

 переключение внимания (если длительное время приходится работать за компьютером, необходимо периодически переключаться на какое-либо другое занятие);

 стремление не откладывать на последний момент выполнение необходимых дел;

 найти время для любимого занятия и многое другое.

Каждый обучающийся вуза, техникума, колледжа может подобрать себе комплекс методов профилактики стресса, в том числе и экзаменационного, исходя из собственных индивидуально-личностных особенностей.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что стресс — это неспецифическая реакция организма на внешние или внутренние воздействия, вызываемые различными причинами (стрессорами). В зависимости от причины, которая вызывает стресс, можно выделить физиологический, химический, психический, биологический, информационный, эмоциональный виды стресса.

В качестве признаков стресса, можно назвать ухудшение работы познавательных психических процессов, потерю интереса к жизни, потерю аппетита и др. Для профилактики стресса могут быть использованы различные психологические методы. Зная теоретические основы стресса, каждый человек может продуктивно жить, учиться и работать в современном обществе.

Литература:

  1. Гринберг Дж. С. Управление стрессом: учебник /Джерольд С. Гринберг. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2012. — 583 с.
  3. Словарь для начинающего психолога. — 2-е изд. — / Под ред. И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2010. — 160 с.
  4. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие / Ю. В. Щербатых. — 2-е изд. — СПБ.: Питер, 2012. — 256 с.

Основные термины(генерируются автоматически): стресс, экзаменационный стресс, сигнал мозга, вид стресса, любимый человек, внешняя среда, длительное время, информационный стресс, солнечный ожог, метод профилактики стресса.

Источник: https://moluch.ru/archive/119/33117/

зачет психология стресса

Ответы к экзамену по психологии стресса. 2016 - Психология стресса

Психологиястресса

Вопросы иОтветы на зачет:

  1. Стресс – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные воздействия.

  2. Адаптация – перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

  3. Надежность деятельности – свойство человека, характеризующее его способность безотказно и с заданной точностью выполнять деятельность в течение определенного времени при определенных условиях.

    Категория надежности в психологическом понимании главным образом рассматривалась в контексте методов ее определения: как вероятность безошибочной работы; стабильность характеристик точности; запас резервных возможностей человека, которые могут быть включены в деятельность в случае осложнения ситуации; способность поддерживать рабочие параметры в условиях действия экстремальных факторов.

  4. Психическое здоровье – психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

  5. Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям среды.

  6. Основные виды адаптации: биологическая, физиологическая, соц.-психологическая.

  7. Гомеостаз – саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

  8. Становление какой науки дало импульс развитию интереса к вопросу надежности деятельности? Инженерная психология и эргономика.

  9. Психологические механизмы надежности:

  • Самоконтроль
  • компенсация
  • избыточность
  1. Кто ввел понятие общего адаптационного синдрома? Селье

  2. Стадии развития стрессовой реакции по Г.Селье:

Первый этап — реакция тревоги — фазамобилизации защитных сил организма,повышающая устойчивость по отношениюк конкретному травмирующему воздействию.

На втором этапе — стабилизации всехпараметров, выведенных из равновесияв первой фазе, закрепляются на новомуровне.

Третий этап — истощение, чтоможет привести к значительному ухудшениюсамочувствия, различным заболеваниями в некоторых случаях смерти.

Этапыразвития стрессового состояния учеловека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.
  1. Эустресс – это тип стресса, который длиться короткий промежуток времени и может быть определенно полезным и выгодным. Это позитивный стресс. Кратковременный острый стресс может произойти во время силовых тренировок, сложной умственной работы. Улучшает физическое и интеллектуальное состояние.

  2. Дистресс – это стресс, который происходит в течение длительного времени, и может быть разрушительным физически, умственно, эмоционально и духовно. Дистресс может привести к тревожности и депрессии, а также нарушить гомеостаз (баланс) в организме, что может привести к проблемам со здоровьем.

  3. Основные причины дистресса:

  • Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла).
  • Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах).
  • Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль
  • Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости).
  1. Какую дату связывают с рождением концепции стресса Г.Селье? 4 июля 1936 года

  2. «Триада стресса»

Селье называл стресс общим адаптационнымсиндромом, так как считал, что любойстрессор запускает неспецифическиеадаптационные механизмы организма. Этиадаптационные процессы проявляютсятриадой стресса

1.Повышается активность коркового слоянадпочечников

2.Уменьшается вилочковая железа

3.Появляются язвы на слизистой оболочкежелудка и кишечника.

  1. Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса – чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс.

  2. Вегетативный субсиндром – Физиологическим вегетативным механизмам, лежащим в основе “общего адаптационного синдрома” Существуют две функции вегетативной нервной системы: 1) обслуживание психической сферы ( явления, не соответствующие личному опыту – надвигающаяся неясная опасность, вид расчлененного человеческого тела, смерть близких – могут вызвать рвоту, холодный пот, мочеиспускание и другие виды защитной вегетативной активности); 2) управление психическими процессами (в сильную жару у людей возникает чувство мышечной слабости, апатия, нежелание двигаться как следствие защитной реакции от перегрева).

  3. При описании эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса выделяют две основные группы людей. Каковы их отличительные особенности?

эмоционально-поведенческий субсиндромстресса. Все проявления его сводятсявоедино. Опираясь на классификациюэмоций активного и пассивного типаиндивидов, можно решить проблемукатарсиса у пассивно реагирующего типазрителей: не только активное, но ипассивное реагирование приводит ккатарсису, а следовательно — прерываетфазу сопротивления и предотвращаетфазу истощения дистресса.

Выделяются две основные группы людей,отличающихся активным или пассивнымэмоционально-поведенческим реагированием.Актеры относятся только к первой,активной группе; это обусловленоспецификой профессии.

Лишь принеожиданностях — «накладках» в процессеспектакля (назовем его стресс в стрессе)актеры резко разделяются на активно ипассивно реагирующих.

Разделение жезрителей по этим категориям происходитеще в доспектакльный период.

При активной форме реагированиявыявляются две основные фазы: «программноереагирование», сопровождающееся эмоциямииспуга, гнева, решимости и пр.

и«ситуационное реагирование», влекущееза собой эмоции радости, удовлетворения,торжества, ликования, эйфории припозитивных реакциях или смущения,досады, гнева и пр. при реакциях негативных.Отметим, что к катарсису приводят какте, так и другие реакции.

Пассивное жереагирование зрителя — это своего рода«пережидание» стрессовой ситуации, ноникак не пассивный отдых. Путь к катарсисув этом случае просто осложняется;катарсис проходит вяло и внешне менеевыражен.

Исследования системы«актер-зритель» в ситуации стрессапозволяют по-новому проанализироватьи дополнить схемы Китаева-Смыка,распространить их логические связи натеатральную модель, что открывает новыевозможности постижения психологиитворящей личности на театре.

  1. Расположите защитные поведенческие акты, проявляющиеся при активном эмоционально-поведенческом реагировании в порядке их возникновения:

  • Рефлекторные
  • Сложно-организованные действия
  • Соц-обусловленные
  1. Ориентировочное “замирание” и личностная “экспансия” – это стадия развития общение при: соц-обусловленном реагировании.

  2. Физиологический стресс – это непосредственный ответ (реакция) организма на резкое изменение окружающей среды или воздействие стимула, обычно физико-химической природы.

  3. Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием.

  4. Стадия ориентировочного “замирания” характеризуется: снижением активности общения, заторможенностью (замедляется процесс общения и совместной деятельности). Возникает состояние тревожности, настороженности, любопытства, смущения, гнева и т.д.

  5. Расположите субсиндромы стресса в порядке их возникновения:

  • эмоционально-поведенческий
  • вегетативный
  • когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе)
  • социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе)
  1. Хронические стрессоры – это: постоянно повторяющиеся тяжелые испытания (тяжелые болезни, переживание развода).

  2. Автором «витаминной модели» стресса является П. Варр.

  3. Когнитивная модель развития психологического стресса принадлежит Р. Лазарусу.

  4. Модель С. Хобфолла является альтернативой модели Р. Лазарусу.

  5. В. Касл выделял следующие направления концепутуализации стресса в трудовой деятельности

  • 1) создание перечней стрессогенных условий среды;
  • 2) обновление понятия “стресс” с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как “информирование” об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего;
  • 3) определение “стресса” в терминах некоторых “базовых” поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению);
  • 4) попытки придать еще большую четкость понятию “стресс” с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.
  1. Т. Кокс является автором Трансактной модели.

  2. Двухуровневая модель управления ресурсами принадлежит Д. Бродбента и Р.Хокки.

  3. В основе модели С.

    Хобфолла лежит идея о том, что а) многие жизненные стрессоры являются межличностными или имеют межличностный компонент; б) даже индивидуальные усилия по преодо­ле­нию имеют потенциальные социальные последствия; в) действие преодоления часто требует взаимодействия с другими людьми. К тому же обращение к индивидуальному и социальному контексту преодоления дает возможность более сбалансированного сравнения между мужчинами и женщинами.

  4. Источниками стресса “белых воротничков” по результатам исследования Купера и Маршалла являются:

    1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

    2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:

    3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:

    4. Факторы, связанные с деловой карьерой:

    5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

    6. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:

  5. Острое стрессовое состояние – (ОСР) – это короткий период (около 1 месяца) навязчивых воспоминаний и кошмарных сновидений, отчужденности, избегания и тревоги, возникших в течение 1 месяца после травматического события.

  6. Экстремальные условия – сопряжены с постоянным действием различных чрезвычайных по сложности факторов, в том числе представляющих социальную опасность. У субъекта деятельности в Э.у.д.

    возникают негативные функциональные состояния типа динамического рассогласования (стресс, монотония, сильное утомление и пр.), отрицательно сказывающиеся на регуляции деятельности.

    Работа в таких условиях осуществляется с постоянным подключением функциональных резервных возможностей компенсаторного типа и внутренних резервов организма. Работа в таких условиях требует восстановления. 

  7. Экстремальная ситуация- (от лат. extremus – крайний) – совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп.

    Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации. Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска.

    Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.

  8. Факторы, определяющие экстремальность: риск, повреждение здоровью.

  9. Наиболее известные физиологические особенности, обеспечивающие повышенную стрессоустойчивость:

  • Тип нервной системы
  • Гормональные особенности.
  • Уровень самооценки
  • Уровень субъективного контроля
  • Уровень личностной тревожности
  • Баланс мотивации достижения и избегания
  1. Эмоциональная напряженность- Психическая напряженность, вызванная длительной перегрузкой, напряжением эмоциональной сферы (эмоциональным возбуждением). 

  2. Психическая напряженность – Психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи и негативно влияющее на деятельность (разрущающее деятельность). Психическая напряженность оказывает понижающее влияние на устойчивость психических и двигательных функций, вплоть до дезинтеграции деятельности. 

  3. Операциональная напряженность – Психическая напряженность, возникающая в процессе длительного выполнения той или иной производительной деятельности.

     В отличие от эмоциональной напряженности операционная напрямую связана лишь с утомлением человека, вызванным выполнением конкретных и повторяющихся операций.

    Вид операционной напряженности зависит от выполняемых человеком операций: у оператора возникает когнитивная операционная напряженность, у спортсмена – физическая и т.д.

  4. Личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость (39)

  5. Личность типа А характеризуется Надеясь побольше «выжать» из своего дня, тип А стре­мится все делать быстро, чтобы сохранить время. Люди этого типа едят, ходят, водят машину и говорят в ускорен­ном темпе.

    склонны к трудоголизму. Если они стремятся к успеху и работают все больше и больше, что­бы достичь своих целей, то у них могут возникать пробле­мы в семье и в общении с окружающими.

    Они совершенно не умеют расслабляться, отключаться от работы.

  6. Личность типа Б характеризуется спокойны и не раздражительны. Они не так реактивны, как тип А, но это вовсе не означает, что тип В менее честолюбив и не стремится к успеху. Просто у них другие методы достижения целей.

    Даже в значимой ситуации люди типа В не паникуют, не теряют самообла­дания и не действуют в состоянии повышенной тревож­ности.

    Они не создают себе ненужного стресса, спокойно реализуют свои возможности, и, как следствие, их здоро­вье вне опасности.

  7. Эмоциональное выгорание – нарастающие эмоциональное истощение.

  8. Профессиональная деформация – когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

  9. Социальный стресс – комплекс физиологических и эмоциональных адаптационных реакций, возникающих в результате избыточного воздействия на организм и сознание человека социальных факторов.

  10. Профессиональный стресс – то напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.

  11. К формам соревновательного стресса относят  предстартовую лихорадку, стартовую апатию и боевую готовность.

  12. К основным составляющим синдрома профессионального выгорания относятся

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и “тяжелое” пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
  1. Организационный стресс –э то психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.

  2. К объективным причинам производственного стресса относятся следующие:

вредныехарактеристики производственной среды,тяжелые условия работы и чрезвычайные(форс-мажорные) обстоятельства.

Кнеблагоприятным условиям работы,провоцирующим развитие производственногостресса, можно отнести высокий темпдеятельности (профессиональныйспортсмен), длительную работу (шофердальний рейсов), «рваный» темп деятельности(врач скорой помощи), повышеннуюответственность (авиадиспетчер),значительные физические нагрузки(грузчик) и т. д. Дополнительнымифакторами стресса являются различныечрезвычайные (форс-мажорные) ситуации,которые могут принимать различныйхарактер в зависимости от спецификитруда.

  1. К субъективным причинам производственного стресса относятся следующие:

 межличностные(коммуникационные) и внутриличностные.

  1. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» конфронтация понимается как Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий.

    Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

  2. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» планирование решения проблемы понимается как преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

  3. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» бегство-избегание понимается как Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

  4. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» принятие ответственности понимается как Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

  5. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» дистанцирование понимается как Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

  6. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» самоконтроль понимается как Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

  7. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» поиск социальной поддержки понимается как Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

  8. В опроснике Р.

    Лазаруса «Копинг-стратегии» положительная переоценка понимается как Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

  9. Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

  10. К психологичесим методам нейтрализации стресса относятся аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, дыхательные техники, мышечная релаксация, рациональная психотерапия, диссоциирование от стресса, использование позитивных образов (визуализация),  нейролингвистическое программирование.

  11. К физиологическим методам нейтрализации стресса относятся массаж, акупунктуру, физические упражнения мышечную релаксацию.

  12. К биохимическим методам нейтрализации стресса относятся фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию.

  13. К физическим методам нейтрализации стресса относятся баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие

  14. Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения, с её помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме. Система появилась в 1930-х г.г., благодаря Иоганну Шульцу, который создал своё направление на западной и восточной (в частности, система йогов).

  15. Направления нейтрализации стресса по Р.Лазарусу

  16. К средствам самопомощи при стрессе относятся

  17. Методы нейтрализации стресса (в зависимости от природы антистрессового воздействия)

  18. К методам профилактики и коррекции стресса относят

  19. Какие методы нейтрализации стресса считаются самыми простыми общение с природой, музыку, алкоголь, сон, домашних животных; общение с друзьями, экстремальные физические нагрузки, секс, хобби, парную баню, просмотр хорошего видеофильма, чтение книги, занятие спортом.

Источник: https://studfile.net/preview/6149488/

Вопросы к зачету по курсу

Ответы к экзамену по психологии стресса. 2016 - Психология стресса

/ / ВФ МГЭИ – информация для студентов / Психология стресса

Вопросы к зачету по курсу «Психология стресса»

(вопросы могут использоваться в качестве тем рефератов)

Заочное отделение

  1. Проблема стресса в биологии и медицине.
  2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.
  3. Гормональные и физиологические проявления стресса.
  4. Особенности психологического стресса.
  5. Поведенческие признаки стресса.
  6. Интеллектуальные признаки стресса.
  7. Физиологические признаки стресса.
  8. Эмоциональные признаки стресса.
  9. Объективные методы оценки уровня стресса.
  10. Субъективные методы оценки уровня стресса.
  11. Прогнозирование стресса и оценка стрессоустойчивости человека.
  12. Психосоматические заболевания
  13. Посттравматический синдром (ПТСР).
  14. Субъективные причины возникновения психологического стресса.
  15. Объективные причины возникновения психологического стресса.
  16. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.
  17. Общие закономерности профессиональных стрессов.
  18. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.
  19. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.
  20. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.
  21. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.
  22. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.
  23. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.
  24. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.
  25. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.
  26. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.
  27. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Дневное отделение

1.      Проблема стресса в биологии и медицине.

2.      Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3.      Гормональные и физиологические проявления стресса.

4.      Эволюционная структура психики человека и стресс.

5.      Особенности психологического стресса.

6.      Поведенческие признаки стресса.

7.      Интеллектуальные признаки стресса.

8.      Физиологические признаки стресса.

9.      Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценкиастрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менежмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Источник: http://www.no-stress.ru/mgei-info/stress-exam.html

Психология стресса и методы коррекции

Ответы к экзамену по психологии стресса. 2016 - Психология стресса

Примерный тематический план для студентов дневного отделения.

Примерный тематический план для студентов заочного отделения.

Примерная программа по курсу «Психология стресса»

Введение

Учебная дисциплина «Психология стресса» является частью цикла общепрофессиональных дисциплин, обязательных для подготовки специалистов-психологов в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Цель изучения дисциплины – дать студентам знания о психологической сущности стресса, механизмах его развития и основных методах его психопрофилактики и психотерапии.

Основной задачей учебной дисциплины является изучение студентами современных концепций биологического и психологического стресса, его влияния на психическое и соматическое здоровье, закономерностей его развития, факторов, способствующих его модификации в эустресс или дистресс, особенностей профессиональных стрессов, методов саморегуляции и психотерапии стрессовых состояний.

Актуальность курса «Психологии стресса» связана с возрастанием темпа и напряженности жизни в современных условиях и многообразием социально-политических предпосылок его возникновения в сочетании с низкой психологической культурой населения.

В результате в настоящее время отмечается значительное распространение феномена стресса со всеми его негативными последствиями, включая развитие невротических и психосоматических заболеваний.

В этих условиях существенно возрастает роль психолога, который должен уметь вовремя выявить у своих клиентов первые признаки начинающегося стресса и принять соответствующие меры по его нейтрализации или коррекции.

Методическая концепция курса заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, в результате чего предполагается не только вооружение студентов набором определенных знаний по тематике стресса, но и приобретение практических умений и навыков по управлению стрессом. В связи с этим учебный процесс осуществляется в форме лекций, семинаров и практических занятий студентов.

После завершения курса студент обязан:

+ иметь представление о современных концепциях стресса в биологии, медицине и психологии, методологии и методах исследования стрессовых состояний;

+ знать основные причины возникновения психологического стресса, закономерности его развития, методы прогнозирования, диагностики, психопрофилактики и психотерапии;

+ уметь использовать знания, полученные в процессе изучения курса в процессе профессиональной деятельности психолога, а также для оценки и коррекции собственного психического состояния;

+ иметь навыки диагностики и регуляции стресса у себя, у лиц, обращающихся за психологической помощью, и в рабочих коллективах (по заказам организаций).

Программа курса

Тема 1. Стресс как биологическая и психологическая категория.

Проблема стресса в биологии и медицине. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие. Биохимические и физиологические проявления стресса. Роль гормонов надпочечников в адаптации организма человека к стрессорному фактору.

Введение понятия психологического стресса Р. Лазарусом. Особенности психологического стресса. Дифференцировка стресса и других состояний.

Тема 2. Оценка уровня стресса.

Формы проявления стресса: поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные.

Объективные методы оценки уровня стресса: показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма; анализ активности вегетативной нервной системы; оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе.

Субъективные методы оценки уровня стресса: психологические тесты и интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе).

Подходы к прогнозированию стресса. Проблема оценки стрессоустойчивости человека.

Тема 3. Динамика протекания стресса.

Общие закономерности развития стресса. Классическая динамика развития стресса.

Влияние характеристик стрессора на уровень стресса (интенсивность стресса, его продолжительность и характеристики индивидуальной чувствительности к стрессу).

Факторы, влияющие на развитие стресса: врожденные особенности организма; родительские сценарии; личностные особенности, уровень тревожности; факторы социальной среды; когнитивные факторы.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Тема 4. Причины возникновения стрессов.

Субъективные причины возникновения психологического стресса: несоответствие генетических программ современным условиям; стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты; стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности; стресс, вызванный невозможностью реализации актуальной потребности; стресс от неадекватной реализации условных рефлексов.

Объективные причины возникновения психологического стресса: условия жизни и работы; взаимодействие с другими людьми; политические и экономические факторы; чрезвычайные обстоятельства.

Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

Тема 5. Профессиональные стрессы.

Общие закономерности профессиональных стрессов. Феномен профессионального выгорания. Синдром хронической усталости. Профессиональная деформация личности.

Примеры профессиональных стрессов: учебный стресс; стресс руководителя; медицинский стресс; спортивный стресс.

Тема 6. Методы оптимизации уровня стресса.

Общеоздоравливающие методы снятия стресса. Традиционные методы нейтрализации стресса. Новые информационные методы нейтрализации стресса.

Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса: аутогенная тренировка; дыхательные техники; мышечная релаксация; работа с собственными мыслями и убеждениями (ауто-рациональная терапия); диссоциация; визуализация; условно-рефлекторные техники; прагматизация стресса; религия как способ борьбы со стрессами.

Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование, гипноз.

Тема 7. Неадекватное поведение как причина возникновения стрессов.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения. Фрустрации как источник стрессов. Обучение навыкам эффективного целеполагания. Постоянный цейтнот как источник стресса. Освоение приемов тайм-менеджмента.

Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения [57]

1. Проблема стресса в биологии и медицине.

2. Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

3. Гормональные и физиологические проявления стресса.

4. Эволюционная структура психики человека и стресс.

5. Особенности психологического стресса.

6. Поведенческие признаки стресса.

7. Интеллектуальные признаки стресса.

8. Физиологические признаки стресса.

9. Эмоциональные признаки стресса.

10. Объективные методы оценки уровня стресса.

11. Субъективные методы оценки уровня стресса.

12. Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

13. Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

14. Факторы, влияющие на развитие стресса.

15. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

16. Субъективные причины возникновения психологического стресса.

17. Объективные причины возникновения психологического стресса.

18. Каузальная классификация стрессоров и пути преодоления стрессоров различного типа.

19. Общие закономерности профессиональных стрессов.

20. Примеры профессиональных стрессов.

21. Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

22. Биологическая обратная связь как метод нейтрализации стресса.

23. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления.

24. Общий обзор способов саморегуляции психологического состояния во время стресса.

25. Аутогенная тренировка как метод оптимизации уровня стресса.

26. Дыхательные техники как метод оптимизации уровня стресса.

27. Мышечная релаксация как метод оптимизации уровня стресса.

28. Ауторациональная терапия как метод оптимизации уровня стресса.

29. Нейтрализация стресса с помощью психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

30. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

31. Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

32. Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

33. Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

34. Постоянный цейтнот как источник стресса. Тайм-менеджмент.

35. Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

36. Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Семинар 1. Проблема стресса в биологии, медицине и психологии.

Вопросы к семинару:

1. Главные положения концепции стресса Ганса Селье и их отличие от традиционных взглядов на защитные реакции организма.

2. Механизмы приспособления к факторам внешней среды согласно теории Ганса Селье.

3. Роль вегетативной нервной системы в адаптации организма человека к факторам среды обитания.

4. Основные отличия биологического и психологического стресса.

5. Влияние субъективных факторов на развитие психологического стресса.

При разборе пятого вопроса семинара можно выполнить упражнение 1.1 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Концепция стресса Г. Селье и ее развитие в настоящее время.

2. Взгляд на проблему стресса в биологии, медицине и психологии.

3. Вегетативная нервная система человека и стресс.

4. Концепция психологического стресса Р. Лазаруса.

5. Особенность психологического стресса у человека.

Семинар 2. Формы проявления стресса и методы его оценки.

Вопросы к семинару

1. Поведенческие, интеллектуальные, физиологические и эмоциональные признаки стресса.

2. Методы оценки состояния сердечно-сосудистой системы и вегетативной нервной системы при стрессе.

3. Методы оценки психомоторных реакций при стрессе.

4. Психологические тесты, используемые для оценки причин стресса и характеристик его проявления.

5. Интроспекция как метод оценки стресса.

Рекомендуемая практическая работа к семинару – упражнения 2.1–2.3 из приложения 5.

Темы рефератов.

1. Изменение эмоционального состояния при стрессе.

2. Особенность поведенческих реакций при психологическом стрессе.

3. Нарушения деятельности различных физиологических систем при стрессе.

4. Анализ вариабельности сердечного ритма как современный метод диагностики стресса.

5. Сравнительная оценка различных психологических тестов, применяемых для выявления уровня тревожности при стрессе.

6. Способы прогнозирования уровня стресса.

Семинар 3. Закономерности развития стресса.

Вопросы к семинару.

1. Классическая динамика развития стресса в концепции Г. Селье.

2. Влияние интенсивности и длительности стресса на характер его течения.

3. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт как факторы, определяющие уровень исходной стрессоустойчивости организма.

4. Влияние особенностей личности на развитие стресса.

5. Механизмы развития посттравматического стресса.

Темы рефератов.

1. Генетические факторы стрессоустойчивости.

2. Родительские сценарии и характер реагирования на стресс.

3. Особенности характера человека и его реакции на стресс-факторы.

4. Роль социального окружения человека в формировании его стрессоустойчивости.

5. Когнитивные факторы психологического стресса.

6. Посттравматический стресс и способы его нейтрализации.

7. Психосоматические заболевания как следствие психологического стресса, перенесенного человеком.

Семинар 4. Причины возникновения стрессов.

Вопросы к семинару.

1. Субъективные причины возникновения стрессов.

2. Объективные причины возникновения стрессов.

3. Каузальная классификация возникновения стрессов.

Темы рефератов.

1. Стрессы как следствие отрицательных сторон научно-технического прогресса.

2. Причины стрессов в рамках концепции иерархической системы потребностей А. Маслоу.

3. Механизмы психологической защиты как факторы, снижающие уровень стресса.

4. Стрессы, связанные с неадекватными установками и убеждениями личности.

5. Объективные причины возникновения стрессов.

Семинар 5. Профессиональные стрессы.

Вопросы к семинару.

1. Общие закономерности профессиональных стрессов.

2. Феномен профессионального выгорания.

3. Учебный стресс и его формы.

Темы рефератов.

1. Стресс напряженной учебы.

2. Экзаменационный стресс.

3. Стресс спортсменов.

4. Синдром эмоционального выгорания в деятельности психолога.

5. Синдром эмоционального выгорания в деятельности социального работника.

6. Стресс участников боевых действий.

7. Стресс бизнесмена и руководителя.

Семинар 6. Методы нейтрализации стрессов.

Вопросы к семинару.

1. Классификации методов нейтрализации стрессов.

2. Основные способы саморегуляции.

3. Нейтрализация стрессов с помощью методов психотерапии.

4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Темы рефератов.

1. Аутогенная тренировка.

2. Метод биологической обратной связи.

3. Дыхательные техники.

4. Мышечная релаксация.

5. Рациональная психотерапия.

6. Использование позитивных образов (визуализация).

7. Нейролингвистическое программирование.

Источник: https://bookap.info/book/shcherbatyh_psihologiya_stressa_i_metody_korrektsii/gl5.shtm

Medic-studio
Добавить комментарий