Память и мышление: Память — интегрированное психическое отражение прошлого

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности

Память и мышление:  Память — интегрированное психическое отражение прошлого

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Германа Эббингауза (1850–1909), обобщенными в его работе “О памяти” (1885 г.). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г.

Эббингауз вывел “кривую забывания”, графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала. В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований.

Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социокультурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей.

Память машины – механическая память. Память человека – ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блокеэпизодическойи в блокесемантической (смысловой) памяти.

Эпизодическая память автобиографична – в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде.

Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти.

Формально организованные структуры запечатлеваютсяассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.).

Все смысловые значения категоризуются – относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической зависимости.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.

Извлечение усвоенного материала из памяти с целью использования при узнавании, припоминании, воспоминании называетсяактуализацией (от лат. actualis – действительный, настоящий).

Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено “на крючках” ассоциаций. Тайна хорошей памяти – в установлении прочных ассоциаций.

Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной области может сочетаться с невежеством в других сферах жизни.

Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же задалбливание, зубрежка – самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти – скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен – с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида – прочно запоминается то, что включено в активную жизнедеятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки – это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий.

При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_89813_pamyat--integrirovannoe-psihicheskoe-otrazhenie-proshlogo-vzaimodeystviya-cheloveka-s-deystvitelnostyu-informatsionniy-fond-ego-zhiznedeyatelnosti.html

Роль памяти в становлении и развитии речи

Память и мышление:  Память — интегрированное психическое отражение прошлого

олеся смирнова
Роль памяти в становлении и развитии речи

1слайд

Если взять один вид умственной деятельности – речь, то без памяти её будет невозможно развить, а память без мысли – это пустота, т. е. «Пустая голова не мыслит». Все виды умственной деятельности взаимосвязаны между собой.

2 слайд

Основоположниками экспериментального изучения видов памяти является Герман Эббингауз, и основоположником русской педагогики внёс ценнейший вклад Константин Дмитриевич Ушинский.

3слайд

Так что же такое развитие речи?

Это широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из этих важнейших компонентов – звукопроизношения, лексический запас, грамматический строй

тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

4 слайд

•Звукопроизношение – правильное произношение звуков родного языка изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи;

•Фонематические процессы:

1. Фонематический слух

– тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания звуковой оболочки слова (например: различаем звуки [а]-[у], [м]-[мь], [к]-[т], [п]-[б], [с]-[ш] и другие).

2. Фонематическое восприятие

– специальные умственные действия по дифференциации

(различению) фонем, составляющих звуковую оболочку слова (например: наличие или отсутствие звука [а] в слове МАК).

3. Фонематический анализ и синтез

– умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова (например: в слове РЫБА – 4 звука [р]-[ы]-[б]-[а], если соединить звуки [c], [у], [п], то получится слово СУП и т. д.).

•Словарь – словарный состав родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

•Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Грамматика – это система, которая объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Словообразование изучает образование слова на базе однокоренного слова; синтаксис – словосочетания и предложения; морфология изучает граммати- ческие свойства слова и его формы.

(То есть, умение грамматически правильно употреблять слова в предложении, согласуя их в роде, числе и падеже.)

•Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Формы связной речи: диалогическая и монологическая

5слайд

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты (нарушения, недостатки)речи преодолеваются легче и быстрее.

6 слайд

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Под интеллектуальным развитием ребенка определяется комплекс познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Так что же такое память?

Память это – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

7 слайд

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями.

8 слайд

Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П. П. Блонским разделение памяти на четыре вида, в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

• двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать, практические и трудовые навыки;

• эмоциональная (аффективная)память — это память на чувства;

• образная память — это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);

• словесно-логическая (вербальная)память — память на мысли и речь.

9 слайд

Остановимся на краткой характеристики видов памяти.

Все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная)память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни.

Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время.

Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время.

Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание.

Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних.

Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа.

Выделяем два основных фактора: во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия.

Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения.

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти.

Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).

Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память и специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга.

Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

10 слайд – 11 слайд

Наиболее интенсивно вопросы об речевых нарушениях, начали разрабатываться с 20-х годов настоящего столетия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.

Вклад в развитии отечественной логопедии и сурдопедагогики внёс советский педагог Михаил Ефремович Хватцев (1883 – 1977г. г.)

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические, функциональные (психогенные, социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. М. Е. Хватцевым были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления нёба и другие морфологические изменения речевого аппарата).

К функциональным причинам М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчёркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.

К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

12 слайд

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления.

Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В ходе индивидуального развития ребенка именно речь перестраивает все психические процессы, становится ведущим средством общения и развития мышления. Речь – это многоуровневый, разносторонний процесс, состоящий из различных компонентов, взаимовлияющих друг на друга.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Особое внимание при обследовании интеллекта логопед и психоневролог уделяет уровню развития основных видов познавательной деятельности.

Если познавательные (психические) процессы: восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Список используемой литературы

1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967. 300 с.

2. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. 415 с.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. – М., 2008 г. – С. 215

6. Гиппенрейтер Ю. Б., В. Я. Романова Психология памяти и речи– М.: “ЧеРо”, 2007 г. – С. 816

7. http://studentline.ru/work/274/37266/

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-rol-pamjati-v-stanovleni-i-razviti-rechi.html

Закономерности памяти и мышление

Память и мышление:  Память — интегрированное психическое отражение прошлого

Память— форма психического отражения, заключаю­щаяся в закреплении, сохранении и последующем воспро­изведении прошлого опыта, делающая возможным его по­вторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прощлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познаватель­ной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности. Без нее не­возможно понять основы формирования поведения, мышле­ния, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понима­ния человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действи­тельности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мыс­ленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, бо­лее или менее точным, предметов или явлений, когда-то воз­действовавших на наши органы чувств.

Представление во­ображения — это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются про­дуктом нашего воображения.

Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предме­тов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что-то — значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нер­вную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и слож­ные.

К простым относят три вида ассоциаций: по смежнос­ти, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, свя­занные во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое.

Ассоциации по контрасту связывают два противопо­ложных явления.

Этому благоприятствует то, что в практи­ческой деятельности эти противоположные объекты (орга­низованность и расхлябанность, ответственность и безот­ветственность, здоровье и болезнь, общительность и за­мкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и срав­ниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Виды памяти:

1.Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно раз­вита в детстве, у взрослых ослабевает.

2.Произвольная память (информация запоминается це­ленаправленно, с помощью специальных приемов).

Выделяют также кратковременную память, долговремен­ную, оперативную, промежуточную память.

Любая инфор­мация вначале попадает в кратковременную память, кото­рая обеспечивает запоминание однократно предъявленной ин­формации на короткое время (5—7 мин), после чего инфор­мация может забыться полностью либо перейти в долговре­менную память, но при условии 1—2-кратного повторения информации.

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение ин­формации в течение нескольких часов, накапливает ин­формацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и кате­горизации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой ин­формации.

Забывание — естественный процесс. Подобно сохране­нию и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Физиологическая основа забывания — торможение времен­ных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его инте­реса, не соответствует его потребностям.

Виды мышления:

1.Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опи­рающийся на непосредственное восприятие предметов, ре­альное преобразование в процессе действий с предметами.

2.Наглядно-образное мышление — вид мышления, ха­рактеризующийся опорой на представления и образы; функ­ции образного мышления связаны с представлением ситу­аций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию.

3.Словесно-логическое мышление — вид мышления, осу­ществляемый при помощи логических операций с понятиями.

4.Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил.

5.Проводится также различие между интуитивным и ана­литическим(логическим)мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), струк­турный (членение на этапы), уровень протекания (осознан­ность или неосознанность).

6.Реалистическое мышление направлено в основном на вне­шний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

7.Важным является различение продуктивного и репродуктивногомышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

8.Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение | мыслительных задач.

Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает нали­чие каких-то начальных знаний.

Источник: https://studopedia.su/16_64878_zakonomernosti-pamyati-i-mishlenie.html

О месте памяти в системе психических процессов

Память и мышление:  Память — интегрированное психическое отражение прошлого

Память относится к сквозным психическим процессам, и обычно ей отводится место нашего психологического прошлого, хотя на самом деле, как писал еще Блаженный Августин, «память связывает прошлое с настоящим и позволяет предвидеть будущее».

И у памяти, в отличие от других познавательных и сквозных психических процессов, есть определение общенаучное и определение психологическое. В общенаучном смысле память — это способность системы изменяться и сохранять следы изменений.

В этом смысле говорят, например, о металлах с памятью, именно в этом смысле говорят о памяти генетической или памяти исторической, которая фиксируется в письменности. Но в психологии изучается, естественно, индивидуальная память, которую обычно описывают через те процессы, входящие в ее состав.

Это процессы запечатления информации, ее хранения в течение определенного времени и извлечения с целью повторного использования, потому что если информация никогда не извлекается, то мы не можем сказать, хранится ли она в системе памяти или нет. В этом смысле память — это такой билет туда и обратно.

Соответственно, память определяют как совокупность процессов запечатления, хранения и извлечения информации и, естественно, процессов забывания, стирания следов памяти или невозможности извлечь информацию из памяти, которая от нее абсолютно неотъемлема.

И на самом деле память, конечно же, занимает едва ли не центральное место в системе наших психических процессов: на нее опирается восприятие, способность узнавать объекты, на нее опирается мышление, в котором наше знание о том, как решаются разные классы задач, непрерывно используется.

Это центральное место памяти нашло отражение еще в древнегреческой мифологии, где Мнемозина была матерью девяти муз.

А рядом с пещерой Беотийского оракула было два источника: источник Леты, или забвения, для того чтобы забыть весь свой прошлый опыт, и источник памяти, или Мнемозины, для того чтобы запомнить все, что оракул скажет.

И если мы зададимся вопросом «А зачем нам память нужна?», то увидим, что у нее можно выделить три глобальные функции (позже мы будем говорить о множестве мелких и локальных функций).

Но память нам нужна для того, чтобы приобретать, хранить и использовать индивидуальный опыт, для того, чтобы усваивать, опять же сохранять, использовать и передавать дальше общественный опыт, и, наконец, для того, чтобы мы оставались одними и теми же людьми на протяжении всей жизни, для того, чтобы поддерживать единство нашей личности. Поддержание единства личности происходит именно благодаря тем процессам памяти, которые мы назвали.

Но внутри этих процессов мы можем выделить тоже множество разных разновидностей. Если о хранении психология мало что может сказать, то есть она может предполагать, в какой форме информация хранится, сколько времени она удерживается в системе памяти, то процессы извлечения бывают самыми разными и различаются по степени вовлеченности в них самого познающего субъекта.

Могут быть процессы крайне активные, например процессы реконструкции, или восстановления, некоторого услышанного нами рассказа или события из нашей прошлой жизни.

Или тоже активные процессы буквального воспроизведения, или репродукции, когда мы, допустим, выучили стихотворение или определение и должны в точности его воспроизвести.

Чуть менее активные, но требующие нашего участия процессы отнесения событий к нашей биографии или ассоциации, когда мы вспоминаем, что когда-то с нами происходило то-то, что в первый раз такую-то книгу мы прочли тогда-то.

Еще меньше наша активность требуется в процессах узнавания. Когда мы встречаем на улице человека и понимаем, что это наш старый знакомый Вася, кажется, что это происходит само собой, а вместе с тем это процесс извлечения из памяти.

И наконец, самый наименее зависящий от нас процесс, наиболее излюбленный психологами при изучении памяти, — это процесс повторного заучивания: когда мы учим что-то второй раз, нам нужно тратить намного меньше времени и усилий, чем при первом заучивании.

И это тоже благодаря тому, что в памяти хранятся следы предыдущего заучивания: даже пять лет спустя, после того как мы выучили фрагмент из поэмы «Евгений Онегин», мы не помним ничего, достаточно одного-двух прочтений, и наша память услужливо подкидывает то, что в ней хранилось.

Конечно же, память — явление очень многообразное, можно выделить множество ее видов, но для этого тоже нужны определенные основания для классификации. Самое напрашивающееся основание для выделения видов памяти — это тот материал, который мы запоминаем.

И по материалу, вслед за отечественным психологом Павлом Петровичем Блонским (хотя и на Западе аналогичные классификации тоже были), можно выделить память моторную, или двигательную, связанную с сохранением и извлечением определенных последовательностей движений, обычно в форме навыков; память эмоциональную, или аффективную, связанную с сохранением эмоциональных переживаний, связанных с тем или иным воздействием; память образную, связанную, соответственно, с запоминанием и хранением разномодальных образов, необязательно зрительных, возможно слуховых или обонятельных; и наконец, память вербальную, или словесную, или память-рассказ, связанную с хранением информации в форме рассказов, выражаемых в словах.

На самом деле это не только виды памяти, но и ступени ее развития — развития в филогенезе (история развития человека как вида) и онтогенезе, в индивидуальном развитии. Память двигательная, или моторная, в форме привыкания есть уже у простейших.

Инфузория-туфелька, которая привыкла плавать в сосуде определенной формы, будучи пересажена в другой сосуд, воспроизводит старую траекторию в течение некоторого времени. Память аффективная есть уже точно у дождевого червя: его можно «наказывать» ударами тока, чтобы он не полз в определенную сторону.

Через некоторое время он перестает туда ползти, предположительно связывая этот поворот с ощущением боли. Память образная точно есть у животных.

Например, про обезьян достоверно известно, что если показать обезьянке банан, как это делал исследователь по фамилии Тинклпоу, спрятать его за ширмой и заменить банан кочаном капусты, которую обезьяна в принципе тоже ест, то обезьянка, прибежав за ширму, будет искать там банан, игнорируя капусту.

Следовательно, образ этого объекта каким-то образом в памяти удерживается. Память вербальная, или память-рассказ, появляется только у человека, а у ребенка начинает развиваться вместе с развитием речи: сначала в форме стремления поделиться с мамой тем, что происходило с ним в ее отсутствие, и постепенно становится, по сути дела, ведущей формой памяти.

Помимо этого, можно выделить виды памяти по наличию цели что-то запомнить. Если такая цель есть, память называется произвольной. Именно о ней мы говорим, когда специально что-то учим или пытаемся запомнить номер телефона и так далее.

Если цели запомнить нет, а мы все равно запоминаем, такая память будет называться непроизвольной. Например, мы встретили какого-то необычного персонажа в метро, совершенно не стремились запомнить его внешность, но прекрасно помним, как он выглядел.

Или прочитали увлекательную книгу, закрыли ее и помним наиболее яркие, наиболее интересные эпизоды, хотя специально их не заучивали.

Обычно непроизвольное запоминание связано с тем, что тот или иной объект был предметом нашей деятельности, мы с ним что-то делали или он вызвал у нас какие-то особенно яркие переживания.

Далее мы можем различить виды памяти по использованию тех или иных средств запоминания. С одной стороны, память может быть непосредственной, когда мы не используем никаких специальных средств для запоминания чего бы то ни было.

Например, честно учим наизусть стихотворение как последовательность слогов и движений или номер телефона или вырабатываем определенный двигательный навык. А если мы используем какие-то средства для запоминания или так называемую мнемотехнику, то такое запоминание будет, соответственно, опосредствованным.

Опосредствование может быть как внешним, когда мы, например, завязываем узелок на платке или рисуем крестик на руке, для того чтобы не забыть выполнить чье-то поручение, так и внутренним, когда мы, допустим, группируем номер телефона, выделяя в нем осмысленные сочетания цифр, например чей-то год рождения, когда пытаемся зарифмовать список покупок или образно представить, как мы их расставляем на полке в шкафу и потом оттуда собираем.

И наконец, в современной когнитивной психологии наиболее распространенная классификация основана на времени хранения информации и одновременно на функциях той или иной системы, того или иного вида памяти.

Когнитивные психологи выделяют память ультракратковременную, так называемый сенсорный регистр, где информация удерживается в той же форме, в которой поступила на органы чувств.

В зрительной модальности примерно половины секунды достаточно для того, чтобы мигнуть и этого не заметить. Почему мы не замечаем, что мигаем до 12 раз в минуту? Как раз благодаря этому сенсорному регистру, или иконической памяти.

В слуховом сенсорном регистре информация хранится чуть дольше — от двух до четырех секунд, потому что это связано с необходимостью воспринимать и понимать развернутую во времени речь.

Помимо сенсорных регистров, или ультракратковременной памяти, выделяют память кратковременную и долговременную.

Кратковременная память связана с обеспечением решения текущих задач — например, запомнить номер телефона, который нам только что сказали, и позвонить по нему, после чего его можно забыть, либо выполнить в уме умножение двузначных чисел, удерживая промежуточные результаты.

В этой системе, которая обладает ограничениями не только на время хранения, но и на объем, информация, если ее не повторять, хранится где-то до 30 секунд.

Зато, если мы будем повторять что-то, мы можем удерживать это бесконечно долго, пока не перестанем это делать или пока информация не перейдет в другую подсистему, соответствующую следующему виду памяти — долговременной, где информация может храниться бесконечно долго, и вообще не доказано, что она оттуда когда бы то ни было исчезает или стирается.

Долговременная память как раз нам нужна, для того чтобы накапливать и использовать опыт, для того чтобы сохранять единство личности, но в ней тоже можно выделить разные подсистемы.

Например, Ларри Сквайр предлагает различать память декларативную, или память «что» («я знаю, что Москва — столица России», «я знаю, что вчера ходила на работу»), и процедурную, или память «как» («я знаю, как ездить на велосипеде» или «как работать на компьютере»).

В свою очередь, подсистему декларативной памяти психолог Эндель Тульвинг предлагает разделять на память семантическую, где хранятся разнообразные общие знания, факты и так далее, и память эпизодическую, где хранятся события нашего опыта, нашей жизни, выстроенные вдоль оси времени.

Соответственно, получается, что внутри долговременной память есть три подсистемы: семантическая, эпизодическая и процедурная, которые мы условно можем сопоставить с энциклопедией или словарем, с личным дневником и инструкцией по применению.

Источник: https://pikabu.ru/story/o_meste_pamyati_v_sisteme_psikhicheskikh_protsessov_5545876

Мышление и память

Память и мышление:  Память — интегрированное психическое отражение прошлого

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

11

Ведение

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

f1. Память и мышление

Памятьэто процессы организации и хранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Следует отметить, что под опытом здесь понимаются любые психические процессы, предшествовавшие текущим независимо от степени их сознания.

По сути дела «опыт» и «информация» тождественны, поскольку «информация- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливанию к нему наших чувств».

Мышление это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

1.1Мышление

Определение мышления

Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных процессов более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления.

Чувственные образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие изменения и эффективно строить свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события.

Придавая движениям определенное направление в пространстве, и регулируя их силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко «привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости его продвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающего мира. В этих образах окружающий мир предстает, так сказать, в нетронутом виде.

Для того , чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые от непосредственного взора связи и отношения внутри них и между ними, необходимо активно в них вмешаться , произвести с ними некие физические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи и отношения становятся явными.

Такое постижение этих связей раздвигает границы наличной ситуации не только в том смысле, что мы знаем, что воспринимаемые здесь и сейчас объекты и события являются лишь ничтожной частью всего сущего в безграничном пространстве и времени ; но и в том, что мы своим умственным взором можем «увидеть» то, то не дано невооруженному мыслью глазу, уху, обонянию и т.д.

Такой умственный образ окружающего мира, сплетаясь с его чувственным образом, максимально отражает окружающий мир, хотя в то же время может порождать и химеры. С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.

Преимущества, которые дает человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты возможных (и невозможных) событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать их и корректировать их в процессе их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций – функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.

Мысль как единица мышления

Мышление представлено субъекту не только в форме его результата-мысли, но и в форме процесса. Процесс мышления субъективно хорошо знаком каждому, однако субъективное – не всегда достоверное, поэтому для раскрытия этапов этого процесса, а также характера производимых при этом операций потребовались специальные исследования.

Одним из механизмов понимания, схватывания, усмотрения, «синтетического обнаружения» является такое физическое или мысленное переструктурирование ситуации, при котором ее компоненты, включенные в новую структуру, выполняют новые функции. Эти новые функции и отношения и усматриваются.

Они и предстают перед субъектом в форме понимания. Здесь вновь отчетливо видно, что в основе понимания – специфической характеристике мышления – лежит активное вмешательство в ситуацию, активное действие.

Следовательно, для того, чтобы понять, нужно самостоятельно это что-то сделать или переделать, переставить, разобрать и вновь собрать и т.д.

Мышление как процесс

Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции.

Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы.

Мышление как психический аппарат приспособления вступает в действие тогда, когда в процессе приспособления возникает блокада привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае в самой общей форме будет иметь несколько этапов:

1. замешательство;

2. обращение к образам памяти и понятиям;

3. манипуляция образами и понятиями;

4. преодоление препятствия.

Виды мышления.

Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени развернутости и осознанности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата.

Теоретическое и практическое мышление.

f2. Паметь

Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

“Без памяти, – писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”.

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.

Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию, запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда – то запомнили.

У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.

Высоких успехов в изучении памяти добились английские

Психологи XVIII-XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Хотя попытки подойти к пониманию памяти мы находим уже у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции.

Что же касается конкретно проблемы индивидуальных различий памяти то большое внимание ей уделялось как советскими, так и зарубежными исследователями, такими как Паллет (1909г.), Мак Елви (1933) и Мак Пич (1935г.), Леонтьев (1931), П.И.Зинченко (1961г.), Е.Д. Кажерадзе цель и методы, исследования памяти которых были подробно будет описано далее.

Индивидуальные особенности памяти экспериментальной группы и установить их связь (если такая есть) с интеллектуальными способностями.

В соответствии с данной целью были выявлены следующие задачи:

Оценить дифференцированно по отдельным показателем память испытуемых выявить индивидуальные особенности.

Выявить общий уровень интеллектуального развития испытуемых – для оценки их способностей.

установить существует ли закономерность между хорошей памятью и высоким интеллектом.

fЗаключение

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему.

Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая.

Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку.

Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом.

Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

fСписок используемой литературы:

1. Патопсихология- теория и практика. – М.,2000

1. Р.С. Немов, Общая психология. – М., 2001

2. М. Малашкина, Популярная история психологии. – М.,2002

3. Хрестоматия – психологическая типология, составитель К.В. Сельченок. – М.,2000

4. А.А.Реан, С.И. Розум, Психология и педагогика. – Спб.,2000, Р.С. Немов, Психология, т.1(в 3-х томах). – М.,1999

5. Современная психология; справочное руководство.- М.,1999,

6. Ассоциативная психология Г. Спенсер, Основания психологии, Т.Циген, Физиологическая психология в 14-ти лекциях. – М.,1998

7. Даниел Лапп “Улучшение памяти в любом возрасте” Мир 1993 г.

8. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.

9. “Возрастные и индивидуальные различия памяти” (сборник статей) под редакцией Смирнова М 1967 г.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00010774_0.html

Medic-studio
Добавить комментарий