ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ.: Все те рефлексы, которые мы разбирали до сих пор, представляют

Патологические рефлексы

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ.:  Все те рефлексы, которые мы разбирали до сих пор, представляют

Немного научной информации. «Рефлекс» происходит от латинского слова reflexus, что означает «отраженный». Это реакция организма на различные раздражители, которая осуществляется посредством центральной нервной системы.

Рефлекс является основным показателем функционирования нервной системы. Рефлексы регулируют движения ребенка до момента, пока он не начнет осуществлять целенаправленную деятельность. К таким реакциям относятся хватательный, сосательный, защитный и многие другие рефлексы. Их всегда проверяют на приеме педиатры и невропатологи.

Как появляются проблемы?

В грудном возрасте физиологические рефлексы возникают и пропадают в определенное время. К достижению годовалого возраста большинство их них исчезает.

При различных неврологических нарушениях рефлексы у ребенка притормаживаются или наоборот активизируются, изменяются и сроки их возникновения и прекращения.

Таким образом, наблюдаются отклонения от нормы или, иначе говоря, патологические рефлексы.

Следует отметить то, что вовремя не утраченные рефлексы продолжают появляться в последующие годы жизни ребенка, возникают на несвойственном для них этапе развития. Нервная система фиксирует их наряду с вновь полученными навыками, что неблагоприятно влияет на последние и тормозит нормальное физиологическое развитие ребенка. В результате нарушается двигательная активность.

Движения у детей и взрослых вырабатываются посредством неоднократного повторения действий.

Как уже ранее отмечалось, рефлексы необходимы для регуляции двигательных навыков у ребенка до тех пор, пока не сформируется осознанная деятельность.

При переходе в категорию патологических они фиксируются в памяти мозга и тем самым способствуют искажению и устойчивому формированию неправильных движений.

Как переучить себя?

Это возможно только в случае, когда движения постоянно контролируются и неоднократно повторяются. Возникает вопрос об эффективности обучения и осуществления движений. Логичен и следующий вопрос: как надо делать?

Нормальное развитие ребенка предполагает выполнение движений в соответствии с личными особенностями, каждый ребенок индивидуален, поэтому у всех двигательная активность проявляется по-разному. У всех малышей имеется своя «методика» ползания, вставания и т. д., выделяется лишь единая схема действий.

Что же желают получить родители прежде всего?

Они хотят, чтобы их ребенок начинал совершать самостоятельные движения. У маленьких детей рефлексы выполняют функцию подготовки к последующим движениям. С помощью рефлексов малыш начинает двигаться.

Можно рассмотреть такую активность, как переворачивание с животика на спину, где играет роль выпрямляющий рефлекс. Лежа на животе, грудничок изначально включает лабиринтно-тонический рефлекс. Он поднимает головку, далее срабатывает симметричный шейно-тонический рефлекс.

Руки ребенка выпрямляются, он опирается на них, после чего включается ассиметричный шейно-тонический рефлекс. Головка малыша осуществляет поворот, одна ручка сгибается в локтевом суставе, корпус заваливается набок. Выпрямленная рука и повернутая головка тянут тело, и ребенок целиком переворачивается.

По аналогии с выпрямляющим рефлексом можно рассмотреть каждый двигательный акт. Сначала ребенок ползает на четвереньках.

Все рефлексы постепенно трансформируются в другие – это нормальная физиология. Тонические рефлексы сохраняются на протяжении жизни. Так, лабиринтно-тонический рефлекс способствует удержанию позы. Некоторые утверждают, что это установочный лабиринтно-тонический рефлекс, но по сути, принципиальной разницы между ними нет. Можно поразмыслить логически.

Во многих источниках говорится о гашении рефлексов, т. е. будто гашение предполагает абсолютное исчезновение действий («гасится огонь»). У нормально развивающихся детей они исчезают, однако, при воздействии травмирующего фактора на более взрослых детей тонические рефлексы активизируются.

Происходит регрессивный виток развития, тонические рефлексы являются низшим звеном и источником выстраивания самостоятельных действий.

У каждого ребенка отмечается определенная степень нарушения. Движения могут осуществляться именно за счет рефлексов, а не исходя из них, все это хорошо заметно, особенно при тяжелых поражениях нервной системы.

Если движения у ребенка осуществляются посредством рефлексов, то при неоднократном повторе действие формируется в самостоятельное, после чего влияние рефлексов ослабевает. Не зря существует всем известная поговорка «Движение – жизнь».

Взаимодействие с одними рефлексами не приводит к полноценному развитию, нужно постоянно двигаться, добавляя обучение движениям.

Полезные статьи:

Источник: https://sakuramed.ru/obshie-stati/patologicheskie-refleksy

Предложения со словосочетанием ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ.:  Все те рефлексы, которые мы разбирали до сих пор, представляют

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ареопаг(существительное):

Не менее важно в предлагаемой книге и то, что автор приводит множество конкретных примеров из своей лечебной практики с целью научить каждого больного осознавать, понимать суть заболевания, так как отсутствие знаний о симптомах собственного недуга, неосведомлённость могут привести к формированию патологического рефлекса. Л. А. Буланов, Лечение позвоночника и суставов. Долголетие и здоровье, 2011 При диффузном токсическом зобе возможно развитие тиреотоксической энцефалопатии, которая проявляется головокружением, бессонницей, возбуждением или нарушением координации, патологическими рефлексами, гипер — или анизорефлексией, парезами. Отмечена очаговая симптоматика: анизореф-лексия, патологические рефлексы, снижение брюшных рефлексов, центральный парез VI, XII пар черепных нервов, болезненность точек выхода тройничного нерва. С. А. Кочнева, Полный справочник невропатолога. При центральном параличе отмечается повышение тонуса в виде гипертонии, спастичности, повышения сухожильных рефлексов и обнаружения клонусов, при этом брюшные рефлексы и рефлексы стопы угасают, а также выявляются патологические рефлексы, синкинезии, лёгкая гипотрофия мышц парализованных конечностей. В. Д. Рыжков, Позитивная неврология, 2013 Вышеперечисленные патологические рефлексы обусловлены разобщением рефлекторных двигательных центров, расположенных в стволе головного мозга с вышележащими отделами центральной нервной системы, что характерно для псевдобульбарно-го паралича. С. А. Кочнева, Полный справочник невропатолога. Центральный паралич имеет характерные симптомы, как то мышечная гипертония, гиперрефлексия, расширение рефлексогенной зоны, клонусы стоп, коленных чашечек и кистей, патологические рефлексы, защитные рефлексы и патологические синкинезии. М. В. Дроздова, Нервные болезни Ушиб головного мозга устанавливается клинически: в остром периоде происходит быстрое развитие тяжёлого или очень тяжёлого состояния; отмечаются продолжительная потеря сознания — от нескольких часов до суток и недель; симптомы первичного поражения стволового отдела мозга с нарушением жизненно важных функций организма; совокупность неврологических симптомов — плавающие движения глазных яблок, парез взора, спонтанный тонический множественный нистагм, мидриаз или миоз, изменение формы зрачка, утрата реакции зрачков на свет, корнеальных и бульбарных рефлексов, дивергенция глаз по вертикальной или горизонтальной оси, меняющийся мышечный тонус, угнетение или возбуждение сухожильных рефлексов, патологические рефлексы; нарушения глотания, отсутствие брюшных рефлексов, паралич, афазия, менингеальные симптомы; возможны судорожные припадки; обратное развитие неврологической симптоматики происходит медленно, с сохранением грубых изменений со стороны психической и двигательной сфер, инструментально выявляются очаги атрофии и скопления кист в коре. Выявление и оценка патологических рефлексов реально требуют навыков и приёмов специализированного неврологического обследования, однако квалификация фельдшера скорой помощи позволяет оценить симметрию (асимметрию) зрачков, фотореакцию, нистагм, характер судорог и контрактур. Анатолий Нагнибеда, Фельдшер скорой помощи, 2009 Могут быть симптомы нарушения ликворообращения, парезы и параличи черепных нервов (птоз, нистагм, косоглазие, поражения слуха и зрения, асимметрия лица), разнообразные двигательные расстройства, судорожные проявления, нарушения чувствительности, изменения рефлексов (арефлексия, гиперрефлексия, гипорефлексия), патологические рефлексы, различные трофические нарушения. А. А. Дроздов, Справочник психотерапевта Экспериментально было доказано усиление висцеральных рефлексов после разрушения центральных отделов нервной системы и дополненная таким образом схема позволяла непротиворечиво объяснить возникновение телесных ощущений как следствие патологической импульсации со стороны внутренних органов — неважно, первичной, из-за рефлекторного раздражения внутренних органов, или вторичной — от нарушений нейродинамики в коре. А. Ш. Тхостов, Психология телесности, 2002 Рефлексы, появляющиеся при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга на сегментарный аппарат спинного мозга или двигательные ядра черепно-мозговых нервов являются патологическими и у взрослого здорового человека не вызываются. С. А. Кочнева, Полный справочник невропатолога. Таким образом, вызванное интрагенное поведение помогает быстрее преодолеть характерологические барьеры, стимулирует спонтанную реализацию возможностей личности, приводит к угашению патологического речевого рефлекса, увеличивает потребность в самом речевом общении. Ю. Б. Некрасова, Лечение творчеством Однако необходимо помнить, что любой нецеленаправленный массаж при неправильном техническом применении может привести к опасной вегетативной перестройке, то есть раздражение взаимосвязанных органов и тканей может стимулировать патологические процессы, что вызывает побочные реакции — смещение рефлексов. И. В. Мельников, Всё о сегментарном массаже, 2013 Патологические «защитные» рефлексы также являются поражением пирамидного тракта, которые чаще проявляются при поперечном поражении спинного мозга, когда при раздражении после скрытого периода конечность непроизвольно сгибается в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, противоположная конечность при этом, разгибаясь в суставах, распрямляется. В. Д. Рыжков, Позитивная неврология, 2013 Ипохондрик — это человек, у которого вследствие имевшей место патологической импульсации со стороны внутренних органов создалось стойкое преобладание, неугасаемая готовность к образованию интрацептивных условных рефлексов с угнетением экстрацептивных. А. Ш. Тхостов, Психология телесности, 2002 Если мы делаем условный рефлекс из вливания кислоты и по неосторожности (вливая недостаточно разбавленный раствор или вливая слишком часто и много) причиним животному стоматит, то условный рефлекс на кислоту будет задержан до тех пор, пока не будет устранено это патологическое состояние рта. И. П. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 1927

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC/%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B

Рефлексы со слизистых оболочек

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ.:  Все те рефлексы, которые мы разбирали до сих пор, представляют

Здесь на первый план следует поставитьглоточный рефлекс,так как ему постарой памяти приписывается большоезначение при диагностике истерии.

Вызывается он таким образом: шпателемслегка дотрагиваются до задней стенкизева, в результате чего происходитсокращение всех мышц глотки и гортанис подниманием кверху мягкого неба.При более энергич­ном раздражениивесь этот рефлекс сближается с началомрвотного движе­ния и в отдельныхслучаях .переходит прямо в рвотный акт.

В прежней литературе делались попыткирасчленить этот рефлекс па ряд отдельныхрефлексов — небный,глоточный, рвотный и т. д.; ни практического,ни теоретического значения все этипопытки не имеют.

Вопрос о постоянстве этого рефлексанеясен и до сих пор. Прежде его считалиабсолютно постоянным, и отсутствию егоприписывали серьезное диагностическоезначение.

Теперь диагностическаяценность этого рефлекса понизилась, исоответственно этому легче допускаютего непостоянство.

Невидимому влияниеместных процессов особенно сильносказывается на факте существованияэтого рефлекса; а так как в зевепатологические про­цессы особенночасты (катары, влияние курения и т. п.),то в результате решение поднятоговопроса очень трудно.

Рефлекторная дуга глоточного рефлексапроходит через продолговатый мозг,причем обе ее половины составляютсяволокнами 9 — 10-й парычереп­ных нервов.

Другой рефлекс, — или,если угодно, два рефлекса, —относится к глазному яблоку. Здесьговорят: 1)ороговичном,иликорнеальном ре­флексеи2)оконъюнктивальном.

Исследуются они так: больного заставляютскосить глаза в сторону, отчего большойучасток конъюнктивы на том глазу, которыйотойдет к средней линии, становитсядостаточным для прикосновения. К этомуучастку осторожно прикасаются маленькойполоской бумаги, вследствие чегона­ступает смыкание глазной щели. Этобудет конъюнктивальный рефлекс.

Тот же результат получается придотрагивании до роговицы, и это называетсякорнеальным,илироговичнымрефлексом.

По-видимому оба эти рефлекса принадлежатк постоянным. Рефлекторная их дугапроходит через мозговой ствол. Приводящуюее половину составляют волокна тройничногонерва, а отводящую — ли­цевого.

Патологические рефлексы

Все те рефлексы, которые мы разбиралидо сих пор, представляют нормальноеявление, так как они наблюдаются уздоровых людей. Но при патологическихизменениях в нервной системе появляютсяпри известных условиях особые рефлексы,не существующие в норме; они называются«патологическими».

Рис.80.Патологический рефлекс Бабинского.

Условия, при которых возникают этирефлексы, будут в свое время мноюразобраны подробнее, сейчас же я толькоопишу их и способы их вызывания.

На первом месте следует поставить оченьважный и частый рефлекс, называемыйрефлексом Бабинскогоили простоБабинским.

Он вызывается так же, как подошвенный,— легким раздражением кожи подошвы.Но получается не обычный рефлекс, анечто другое. Именно, большой палецмедленно поднимается кверху, делаеттыльное сгибание. Что касается остальныхпальцев, то участие их в рефлексе бываетразлично.

В одних случаях они совершают движениев противоположную сто­рону— подошвенное сгибание,в других— так же, как и большой, тыльноесгибание, в третьих — остаютсясовершенно неподвижными (рис.30).

Рефлекс Бабинского, если отвлечься отбесконечных споров о нем, в общем долженсчитаться очень частым признакомпоражения пирамидного пути.У несомненноздоровых взрослых людей он никогда невстречается.

Но у детей первое время после рожденияон составляет правило; к концу первогогода жизни он еще наблюдается взначительном большинстве слу­чаев(70 — 80%), к концу вто­рого года—изредка (5%) и только в течение третьегогода окончательно исчезает, сме­няясьнормальным подошвен­ным рефлексом.

Другой патологический ре­флексназывается рефлексом Оппенгейма.Это есть извра­щение нормальногорефлекса того же автора, который я ужевам описывал.

Вы помните, что при про­ведениимолоточком по внутренней поверхностиголени у здо­рового человека пальцы,а ино­гда и стопа совершают подош­венноесгибание (рис. 31). В патологическихслучаях и имен­но приповрежденияхпирамидного пути довольно частовсепальцы или один большой совершаюттыль­ное сгибание(рис.32).

Рис.31.Нормальный рефлекс Оппенгейма

Рис.32.Патологический рефлекс Оппенгейма.

Обыкновенно это движение имеют ввиду,когда говорят, о том, что «Оппенгеймналицо» «рефлекс Оппенгейма вызывает­ся»,«Оппенгейм положительный» и т. п.

Так же обстоит дело еще с однимпатологическим рефле­ксом, известнымпод названием рефлекса МендельБехтерева.

Здесь тоже идет дело об извра­щениинормального рефлекса, уже описанногомною: вместотыльного сгибанияпальцев при поколачивании тыла стопыполучаетсяподошвенноесгибание,Чтобы избежать той пута­ницы втерминологии, которая существует околоэтого рефлекса, вы должны знать, чтокогда говорят о «положительномМендель-Бехтереве» или о том, что«Мендель-Бехтерев налицо», то имеют ввиду именно этуизвращенную формунормального рефлекса.

Эта извращенная форма рефлексанаблюдается, хотя и далеко непо­стоянно,при повреждениях пирамидного пути.

Важное значение приобрел за последниегоды рефлекс Россолимо или просто«Россолимо»,получившийот самого автора названиепальце­вогорефлекса.

Вызывается он таким образом, чтоисследующий указательным пальцем быстрои отрывисто дергает большой палец ногипациента в дорзальном направлении так,как например дергают струну гитары вовремя игры.

В результате такого раздраженияпроисходит подошвенное сгибание1)или всех пяти пальцев,2)или сгибание 2 — 5пальцев, или наконец, 3) сгибаниеодного большого паль­ца.

Другой формойтого же ре­флекса является отведениеболь­шого пальца или всех пальцев.

Все эти разновидности одного рефлексанаблюдаются при пора­жении пирамидногопути.

Громадное диагностическое зна­чениеимеют два патологических ре­флекса,называемые клонусами: клонус стопыи клонус коленной чашки.

Клонус стопывызывается так убольного, лежащего на спине, исследующийберет левой рукой голень сейчас вышеголеностопного сустава и приподнимаетее над постелью. Правой же рукой онзахваты­вает стопу, дает ей резкийтолчок в направлении дорзальногосгибания и удерживает в этом положении.

Тогда стопа начинает «дрожать»— совер­шать ритмические подошвенныесгибания. Эти ритмические сокращенияикроножной мышцы продолжаются до техпор, пока исследующий будет силойудерживать стопу в положении дорзальнойфлексии.

Как только прекратить эторастяжение икроножной мышцы, а особенноесли сделать подошвенное сгибаниестопы, клонус прекращается (рис.33).

Елонус чашкивызывается так: больнойлежит на спине с вытянутыми ногами и повозможности с расслабленной мускулатурой.Исследующий захватывает пальцами сбоков коленную чашечку, резким иотрывистым движением толкает ее книзу— по направлению к стопе— и удерживает ее в этом смещенномположении.

Тогда чашка также начинает «дрожать»— совершать ритмические дви­жениявдоль своего ложа вследствие ритмическихсокращений четырех­павой мышцы бедра.

Рис.34.Метод вызывания клонуса чашки.

Как только вы прекратите насильственноерастяжение этой мышцы и отпустите чашку,клонус ее сейчас же прекратится (рис.34).

Клонусы стоп и чашек, если они выраженывполне ясно и несомненно, являютсяпатологическими рефлексами, указывающимина поражение пирамидного пути,хотяи не абсолютно постоянными при этихусловиях.

До сих пор еще время от времени поднимаетсяспор, могут ли быть кло­ну сы безпирамидных изменений, —например при общих неврозах— истерии, неврастении. Решить этотвопрос в такой его постановке оченьтрудно, так как между несомненноорганическим, долго продолжающимсяклонусом и полным отсутствием егосуществует целый ряд переходных форм— переходных в количественном икачественном отношениях.

Уже на глаз можно видеть иногда этине­сколько необычные толч­ки— не строго ритмич­ные,непродолжитель­ные, колеблющиеся всвоей интенсивности. По­пытки изученияс за­писывающими. прибора­ми такжев общем до­казывают возможностьсуществования разных типов клонуса,откуда создалось понятие о «ложном» и«истинном» клонусе.

Мне такое разделение кажется ошибочным.Пример других патологи­ческих рефлексовпоказывает, что они могут иметь разныеклинические формы, и никому не приходитв голову одни из них называть «истинными»,а другие «ложными».

Кроме того возможно, что в самой постановкевопроса заключается ошибка— ошибка определенного противопоставленияслучаев органи­ческого пораженияпирамид случаям общих неврозов.

Нельзя отрицать той возможности, чтоневрозы представляют собой сложнуюаутоинтоксикацию, которая может оказыватьмежду прочим преходящее токсическоевоздействие на пирамидный путь.

Если бы это оказалось со временем так,то вопрос о том, наблюдаются ли клонусытолько при повреждении пирамидногопути или они могут иметь место и приневрозах, отпал бы сам собой.

Источник: https://studfile.net/preview/6202430/page:25/

Все знают про собаку Павлова, а знаете ли вы, что он проводил опыты еще и на детях?

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ.:  Все те рефлексы, которые мы разбирали до сих пор, представляют

В материале про сестер Кривошляповых – сиамских близнецов, многие не верили, что в СССР их изъяли из семьи и проводили на них некоторые опыты.

А вы знаете, что намного раньше Иван Петрович Павлов, знаменитый своими опытами на собаках и выявлением условных и безусловных рефлексов, проводил опыты и на детях? Итак, кадр из старого фильма “Механика головного мозга”:

……..

Видимо, от опытов на животных пришла пора переходить на людей. Для этого отбирались беспризорники 6-15 лет.

Один из ученых из группы Павлова пишет в «Истории учения об условных рефлексах»:

Некоторые из наших сотрудников расширили круг экспериментальных объектов и занялись изучением условных рефлексов у других видов животных; у рыб, асцидий, птиц, низших обезьян, а также детей».

Эксперименты проходили в детской клинике 1-го ЛМИ, в Филатовской больнице, в больнице им. Раухфуса, в отделе экспериментальной педиатрии ИЭМа, а еще в нескольких детских домах.

Подопытных обозначали только инициалами «Л. М.», «К. М.», «К. Е.», «Ф. Е.» или максимум как Клава О., Муся В., Юра К.

Из материалов ученика Павлова Красногорского Н. И.:

«В детскую клинику 1 Медицинского института была принята больная К.Х. 11 лет Мы прикрепили кругом фистулы менделеевской замазкой небольшую воронку, посредством которой обычно собирается слюна у оперированных животных, и получили возможность количественно измерять секрецию слюнной железы у этой больной. Сначала мы легко выработали естественный условный рефлекс, показывая ребенку различные пищевые вещества…»

То есть сквозь щеку хирургически выводили слюнной проток наружу. Конечно, оставался огромный шрам. В качестве наркоза использовался морфий, сернокислый магний, а бывало, что и алкоголь.

Все фото – скрины из фильма Механика головного мозга (1926 год).

Альтернатива операции — крепящийся внутри рта железный слюносборник Лешли с «присосом». Видимо, тоже малоприятная вещь, потому что А. А. Ющенко в «Условных рефлексах ребенка» (1928 год) откровенно пишет:

«У одного из детей, на которых я работал (М. А. 13 лет, с состоянием порока сердца), уже после одночасового эксперимента от присоса оставалось кровавое кольцо, требовавшее для полного исчезновения 1-2 дней Травма даже после одночасового опыта была настолько значительна, что иногда заставляет экспериментировать не чаще, как через день, даже два».

Секреция слюны вызывалась лакомствами: клюквой, шоколадом, хлебом, капустными кочерыжками и листьями. Сначала ученые отмечали, что «опыты с пищевыми рефлексами в большинстве случаев весьма популярны среди детей; врачам часто приходится слышать: возьмите меня в лабораторию есть клюкву и т. д.».

Конечно, послереволюционная Россия, голод, можно представить, как плохо кормили в приютах.

Но позже, из-за болевых воздействий во время экспериментов, дети пытались сбегать. Иванов-Смоленский, который работал в лаборатории Павлова, писал:

«Наблюдались попытки к бегству, в особенности после ознакомления с оборонительным электрокожным подкреплением».

А что же в результате? А в результате опытов удалось доказать, что никакой разницы между нервной деятельностью животных и человека не существует. Условные рефлексы идентичны.

И даже, представьте себе, были попытки легализовать эту работу. В 1929 году И.П. Павлов номинировался на вторую Нобелевскую премию. Но его мягко отправили восвояси, назвав его опыты «фактами, порочащими науку», «дикарством» и «химически чистым цинизмом, до которого не должен опускаться ученый».

Фильм “Механика головного мозга”.

P.S.: После публикации моей статьи я получила несколько комментариев о том, что фильм – отчасти фальсификация.

Николай Горев справедливо заметил, что некоторые скрины из фильма слишком четкие, чтобы быть оригинальными:

Оригинальный текст:”В детскую клинику 1 Медицинского института была принята больная К.Х., 11 лет с фистулой околоушной железы. Из фистулы выделялось большое количество слюны.

Мы прикрепили кругом фистулы менделеевской замазкой небольшую воронку, посредством которой обычно собирается слюна у оперированных животных, и получили возможность количественно измерять секрецию слюнной железы у этой больной”.

О методике исследования условных рефлексов у детей (1928 г) – Красногорский Николай Иванович Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т.1. – 1954. – 488Фистула тут – не образованный в ходе хирургической операции канал, а канал, появившийся в вследствие какого-то патологического процесса.

Надпись “сделаем фистулу” из нарезки, выдаваемой за полноценный фильм – крайне похожа на фейковый новодел – буквы слишком “чистые” и четкие по сравнению с предыдущей надписью “Безусловные и условные рефлексы…”

Также Михаил Клыков написал мне:

Фильм — частичная подделка. Этот учебный фильм (настоящий) нам показывали в медучилище. На первом фото ребёнок с последствиями травмы (ожог) лица, и прикреплённый к лицу аппарата — ампульный слюноотсос для эвакуации содержимого железы, проток которой стенозирован в результате патологии. Из фильма вырезаны кадры, где сообщается о диагнозе ребёнка.

В последующих кадрах ребёнка действительно кормят контрольными смесями. Но дальше кадры опять вырезаны. А в них сказано о том, что травмированная околоушная железа ребёнка продолжает работать, несмотря на анатомические нарушения, вызванные травмой, т.к. нервные пути не нарушены.

В следующих кадрах вполне обычный (и бескровный) эксперимент по нейрофизиологии, где на голове ребёнка надет обыкновенный энцефалограф (в фильме опять же вырезаны кадры, где показывают прибор и поясняют его устройство и ход эксперимента, кадры с грушей вырезать не смогли — резко нарушается видеопоследовательность).

И его действительно кормят “хлебными таблетками”. В ходе эксперимента (кадры вырезаны) энцефалограмму ребёнка сравнивают с ЭЭГ детёныша шимпанзе. И делается вывод о “равенстве” рефлексов. Так что ничего “кровожадного” в фильме нет — это учебный материал для профессионалов. Но подан он для людей некомпетентных в вопросе весьма эффектно.

Окошко, в которое глядит “бесчеловечный экспериментатор” — это смотровое окно обыкновенной “глухой камеры”, которая есть в любой городской поликлинике, в кабинете ЭЭГ. Представляет из себя “коробку” из фанеры, обитую изнутри войлоком и чёрным сукном, что бы изолировать обследуемого от внешних раздражителей.

Я попыталась найти в интернете труд А.

А. Ющенко в «Условные рефлексы ребенка» (1928 год). Но он, похоже, есть только в оффлайн-библиотеках. Если кто найдет, напишите, пожалуйста!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cb5bef4004f3a00b5de5c89/5cf5666ed98ba600b18afbe3

Medic-studio
Добавить комментарий