ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: При проведении практического занятия первоочередной задачей является

Рекомендации по их проведению

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: При проведении практического занятия первоочередной задачей является

Лабораторные работы. Совместная групповая учебная деятельность – одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Такими наиболее эффективными формами совместной деятельности преподавателя со студентами являются лабораторные и практические занятия.

Лабораторные работы – это такая форма организации обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Само значение слов лаборатория, лабораторный (от латинского 1аbor – труд, работа, трудность, laboro – трудиться, стараться, хлопотать, заботиться, преодолевать затруднения) указывает на сложившиеся в далекие времена понятия, связанные с применением умственных и трудовых усилий к изысканию ранее неизвестных путей и средств для разрешения научных и жизненных задач.

Учебная лаборатория работа по педагогике проводится с целью научно-методической поддержки системы общепедагогической подготовки студентов педагогического профиля.

Основными задачами лабораторных занятий являются:

· анализ передового педагогического опыта и педагогических инноваций;

· осуществление научно-методической поддержки курсов «Педагогика высшей школы» и «Педагогическая инноватика», а также дисциплин по академическим специальностям для студентов в магистратуре;

· участие в разработке учебно-методических комплексов по педагогическим дисциплинам;

· участие в разработке модельных сценариев инновационного педагогического опыта (создание банков данных передового педагогического опыта, педагогических инноваций, моделей инновационного образования (обучения, воспитания);

· формирование электронной медиотеки инновационных образовательных ресурсов;

· предоставление возможности контроля и оценки знаний студентов по педагогическим дисциплинам с применением компьютерного тестирования;

· осуществление диагностики учебных возможностей студентов и др.

Методические рекомендации. Многие лабораторные занятия требуют большой исследовательской работы, изучения дополнительной научной литературы.

Прежде чем приступить к выполнению такой работы, студенту необходимо ознакомиться обстоятельно с содержанием задания, уяснить его, оценить с точки зрения восприятия и запоминания все составляющие его компоненты. Весь подобранный материал нужно хотя бы один раз прочитать или внимательно просмотреть полностью.

По ходу чтения помечаются те места, в которых содержится ответ на вопрос, сформулированный в задании. Читая литературу по теме, студент должен мысленно спрашивать себя, на какой вопрос задания отвечает тот или иной абзац прорабатываемого пособия.

После того, как материал для ответов подобран, желательно, хотя бы мысленно, а лучше всего устно или же письменно, ответить на все вопросы. Только после того, как студент убедится, что хорошо знает необходимый теоретический материал, что его ответы достаточно аргументированы и доказательны, он может считать себя подготовленным к выполнению лабораторных работ.

Результаты эксперимента, зависимости, графики и т.д. следует стремиться получить непосредственно при выполнении работы в аудитории. Опыт или задание необходимо проводить сознательно, т.е. знать цель работы, точность, с которой нужно вести измерения, представлять себе правильно ли протекает явление.

Лабораторная работа считается выполненной только в том случае, когда отчет по ней принят. Чем скорее составлен отчет после проведения работы, тем меньше будет затрачено труда и времени на ее оформление. Студенты, сдавшие в отведенный срок все лабораторные работы, освобождаются от зачета по данной дисциплине.

Практические занятия.Наряду с семинарами, большую роль в подготовке студента к профессиональной деятельности имеют практические занятия. Они составляют значительную часть всего объёма аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала.

Задачи практических занятий:

– закрепление знаний путем активного повторения материала лекций;

– развитие способности самостоятельно использовать полученные знания;

– приобретение навыков самостоятельного решения научно –практических вопросов;

– приведение разрозненных знаний в определенную систему;

– ознакомление с методами и средствами науки в их практическом применении;

– подготовка к контролю (в виде экзамена или тестирования) полученных на лекциях теоретических знаний и т.д.

Выполняемые на них задания можно подразделить на несколько групп.

Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного их выполнения требуется, чтобы студент овладел показанными методами решения.

Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений.

Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно.

Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям. Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал.

Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить по вариантам, соблюдая принцип дифференциации, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении – пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции.

Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов – решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.

Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Практические занятия больше всего применяются на первом и втором курсах. Они стимулируют мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском и, безусловно, готовят будущего специалиста к их практической деятельности в области своей профессии.

По ряду дисциплин практикуется выдача домашних заданий на срок 2-4 недели с последующим представлением их преподавателю для проверки.

Каждый студент должен так спланировать свою домашнюю работу, чтобы уложиться в указанный срок.

При этом никогда не следует затягивать выполнение этих заданий до последней недели, нужно находить время для постепенного их выполнения в течение всего отведенного на эту работу срока.

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Некоторые рекомендации по проведению практических занятий.

Структура практических занятий:

· вступление преподавателя;

· ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

· практическая часть как плановая;

· заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты. Выполненную работу надо оценивать.

Таким образом, лабораторные и практические занятия по всем дисциплинам не только углубляют и закрепляют соответствующие знания, но и развивают инициативу, творческую активность, вооружают будущего специалиста методами и средствами научного познания. Особую роль на этих занятиях играет не только совместная групповая работа, но и максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности, которая достигается при прохождении производственной практики на конкретных рабочих постах.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает слово «семинар»?

2. Какие общепедагогические и какие частные задачи решаются на семинарских занятиях?

3. На каких курсах проводятся спецсеминары и почему?

4. Какие требования предъявляются преподавателю во время выступления студента?

5. Какого правила должны придерживаться студенты при выполнении записей во время подготовки к семинарам?

6. Какие недостатки характерны для семинарских занятий?

7. Какие задачи решаются на лабораторных занятиях, какие – на практических?

8. Учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …

– семинар +

– факультатив

– консультация

– конференция

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_59853_rekomendatsii-po-ih-provedeniyu.html

Практические занятия как вид учебной деятельности

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: При проведении практического занятия первоочередной задачей является

Требования Федеральногогосударственного образовательного стандарта направлены на формирование устудентов определенных профессиональных компетенций, которые способствуютвнедрению молодого специалиста в процесс производства без особых нравственных иморальных травм.

Современныйвыпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять напрактике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различныхзадач.

Именно наформирование такой мобильности в настоящее время должны быть направлены практическиеи лабораторные занятия, основной задачей которых является закрепление иуглубление теоретических знаний.

Лабораторное занятие – форма организацииобучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняютодну или несколько лабораторных работ.

Основные дидактические цели лабораторныхработ – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений;экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикойпроведения экспериментов, исследований.

В ходе работы студенты вырабатываютумения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы иобобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемамиизмерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Одновременно у студентов формируютсяпрофессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой,установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однаковедущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникойэксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

В соответствии с дидактическими целямиопределяется и содержание лабораторных работ:

– установление и изучение свойстввещества, его качественных характеристик, количественных зависимостей;

– наблюдение и изучение явлений ипроцессов, поиск закономерностей;

– изучение устройства и работы приборов,аппаратов и другого оборудования, их испытание,

– снятие характеристик;

– экспериментальная проверка расчетов,формул;

– получение новых веществ, материалов,образцов, исследование их свойств.

Практическое занятие – это форма организацииучебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и подруководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ -формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений,необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

Так, на практических занятиях поматематике, физике у студентов формируется умение решать задачи, которое вдальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальнымдисциплинам. На практических занятиях по инженерной графике студенты овладеваютнавыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнении различных графическихработ по специальным дисциплинам.

Особенно важны практические занятия приизучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формированиепрофессиональных умений.

В ходе практических работ студенты овладевают умениямипользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами; работать снормативными документами и инструктивными материалами, справочниками,составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решатьразного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различныхвеществ, объектов, явлений.

Для подготовки студентов к предстоящейтрудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения -аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий назанятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостьюанализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализасвою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практическойзадачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельностишироко используются анализ и решение производственных ситуационных задач,деловые игры.

При отборе содержания практических работпо дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должныбыть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основойдля определения полного перечня работ являются квалификационные требования кспециалисту.

При том, что задачи у лабораторных ипрактических работ различны, структура урока у них в принципе, одинакова исводится к следующему:

– сообщение темы и цели работы;

– проверка теоретических знаний, которыенеобходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления экспериментаили другой практической деятельности;

– разработка алгоритма проведенияэксперимента или другой практической деятельности;

– инструктаж по технике безопасности (понеобходимости);

– ознакомление со способами фиксацииполученных результатов;

– непосредственное проведениеэкспериментов или практических работ;

– обобщение и систематизация полученныхрезультатов (в виде таблиц, графиков);

– подведение итогов занятия.

Эффективность лабораторных ипрактических занятий зависит в значительной степени от того, какпроинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ. Дляэтого используются инструкционные карты. При подготовке к работе по картестуденты получают возможность спланировать свою деятельность.

В инструкционных картах обычно выделяютследующие разделы:

1) тема;

2) цель работы;

3) пособия и инструменты;

4) вопросы для подготовки к работе;

5) содержание работы;

6) методические указания.

Лабораторная работа №1

Построение чертежа бк (базовойконструкции)

Женского плечевого изделия

Цель работы:Изучение базовой конструкции женского ассортимента, закрепление знаний потехническим расчетам СОКО одежды и освоение методов построения конструкции поЕМКО.

Задание 2.1Расчет параметров конструктивных отрезков

Задание 2.2Построение БК спинки

Задание 2.3Построение БК переда

Студентдолжен знать:

Последовательностьрасчета и построения базовой конструкции женской плечевой одежды.

Студентдолжен уметь:

Производитьрасчеты величин СОКО, производить выбор величин конструктивных прибавок итехнологических припусков, выполнять построение базовой конструкции женскойплечевой одежды.

Пособия иинструменты. Плакаты учебные, чертежные принадлеж­ности, форматы А 4. Литература:Единая методика конструирования одежды. Базовые конструкции женской одежды. М.,1988.

Вопросы дляподготовки к работе.

1. Объяснитеназначение базовой конструкции.

2. С какойцелью применяют прибавки при разработке конструкции?

3.Перечислите особенности конструкции женской одежды в отличии от мужской.

4. Чтоотносится к исходным данным для разработки базовой конструкции  жакета?

5.Перечислите вертикальные и горизонтальные линии основы  конструк-ции? Чем определяется их положение?

6. Какиеконструктивные линии чертежа основы определяют форму изделия?

7. Какиеконструктивные линии определяют качество посадки изделия на фигуре?

работы

1.Ознакомление с системой основных конструктивных отрезков одежды верхней частитела.

2.Определение исходных данных для построения базовой конст­рукции (БК) жакета.

3.Выполнение технического расчета для построения основы кон­струкции жакета.

4.Построение чертежа базовой конструкции жакета.

5. Проверкабазовой конструкции в макете.      

6. Анализрезультатов работы; формулировка выводов.

Методическиеуказания

1. Записатьвеличины размерных признаков базовой типовой фи­гуры в соответствии с ОСТ17-326-81 (таблица 1).

2. Оформитьтаблицу расчетов по СОКО одежды верхней части те­ла (таблица 2).

3.Определить исходные величины конструктивных отрезков для базовой типовойфигуры. Рассчитать величины отрезков в чертеже.

4. Выполнитьтехнический чертеж основы конструкции жакета.

5. Проверитькачество посадки изготовленного макета проекти­руемого изделия.

Таблица 1Размерные признаки фигуры Т1-Т16-Т19

Символ размерного признака ТiАбсолютная величина размерного признакаСимвол размерного признака ТiАбсолютная величина размерного признака
734
935
1236
1338
1439
1540
1844
2545
2646
5747

Таблица 2Базовая конструкция. Жакет женский. Силуэт полуприлегающий.
Размер Т1-Т16-Т19

Номер системыОтрезокФормулаИсходная величина отрезка (А-В)Прибавка общаяПВеличина отрезка на чертеже(А-В)+ПВеличина отрезка в масштабеМ 1:4 …
1234567

Таблица 3Прибавки общие к конструктивным отрезкам для различных базовых конструкцийженской одежды (верхняя часть тела)

№№ системыОбозначение отрезкаСилуэты по ассортименту
ПрямойПолуприлегающий
Пальто зимнееПальто демисез.Пальто демисез.ЖакетПлатье
111-913,253,053,052,101,89
211-212,402,202,201,381,03
311-312,452,252,251,411,09

Педагогическая ценность подобных картзаключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию длясамостоятельной работы студентов. Если студент пропустил какое- то занятие, онможет выполнить ее индивидуально во вне учебное время.

Важную роль на лабораторных ипрактических занятиях играет педагогическое руководство.

На начальных этапахобучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, атакже инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания,последовательность выполнения его отдельных элементов.

Преподаватель долженпроверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию,обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы,ориентировать студентов на самоконтроль.

При проведении практических занятийособое значение имеет личностный подход к студентам. Каждый из них имеетразличный уровень теоретической подготовки. Кроме этого, в процессе выполнениязадания, студенты могут применить различный практический прием. Преподавательдолжен четко отслеживать в процессе выполнения задания деятельность студентов иоценивать их действия.

Выполнение студентами индивидуальных заданийв ходе прохождения учебной и производственной практики – один из самыхактивных, и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формируету студента  первоначальныйсамостоятельный  профессиональный опыт.

Критерии оценкизнаний

Прежде чемприступить к оценке знаний студентов по окончании практического занятиянеобходимо вернуться к инструкционной карте, чтобы определить, какой результатдолжен быть получен.

В нашем случаестудент должен был построить чертеж основы конструкции и выполнить макетизделия.

Значит, при защите лабораторной работы он должен предоставить макет ирассказать последовательность построения чертежа конструкции.

Необходимопомнить о том, что выполнение практической работы должно привести к получениюопределенных навыков. Поэтому нельзя сводить защиту к опросу по теоретическимвопросам по данной теме.

При выставленииоценки необходимо применять дифференцированный подход, то есть выставлятьоценку в зависимости от качества выполнения задания.

Таблица 4 Критерии оценки практической работы

№ п/пКритерий оценкиПрисутствие показателяПравильность выполнения (наиболее важный критерий)Аккуратность выполненияИтог
1Определение размерныхПризнаков+Выбраны все, лишние отсутствуютПравильно заполнена таблица
2Определение величинПрибавок+Выбраны в соответствии с эскизом моделиПравильно заполнена таблица
3Выполнение расчета+Для масштаба 1:1 и 1:4Правильно заполнена таблица
4Построение чертежа+Масштаб 1:1 и 1:4Чертеж выполнен в соответствии с требованиями ЕСКД
5Изготовление макета+Масштаб 1:1Аккуратность выполнения
6Выводы. ВнесениеИзменений в чертеж и макет-/+Наличие уточненийОбъяснение уточнений

Список используемой литературы:

1. Майер Д.Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.

2. БелкинА.С. Психология успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.

3. Зеер Э.Ф.Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id535/Prakticheskie-zanjatija-kak-vid-uchebnoi-dejatelnosti

План проведения открытого практического занятия по дисциплине

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: При проведении практического занятия первоочередной задачей является

Министерство образования Тверской областиГосударственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования

«Вышневолоцкий колледж»

ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

По ПМ.05 «Выполнение работ по должности служащего «Кассир»»

Занятие № 21 «Формирование кассовой книги (КО-4) в программе «1С: Бухгалтерия предприятия 8»»

Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

преподаватель Бочинова О.Б.

Вышний Волочек

2014

Тема: «Формирование кассовой книги (КО-4) в программе «1С: Бухгалтерия предприятия 8»»

Цели занятия:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Познакомиться с принципами оформления кассовых документов в программе “1С: Бухгалтерия”, отработать навыки оформления данных документов и формирования кассовой книги

РАЗВИВАЮЩАЯ

  • продолжить формирование навыков групповой работы;
  • развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость
  • воспитание информационной культуры;

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков (практическое занятие)

Вид урок: урок

Метод обучения: словесный, наглядный, практический

Обеспечение : инструкционно-технологическая карта, компьютер

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ – математика, информатика, ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, основы экономической теории

ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ – информационные технологии в профессиональной деятельности

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ СЛЕДУЮЩИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформление денежных и кассовых документов.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ – 45 мин

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ – компьютерный класс

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ – инструкционные карты, компьютер оснащенный программой 1С Бухгалтерия, интерактивная доска

План проведения занятия

Время (мин)

  1. Организационная часть

    1. Запись урока в журнал

    2. Проверка явки студентов

    3. Объявление цели, постановка задач урока

5

  1. Проверка исходного уровня знаний студентов в форме беседы, тестирования

10

  1. Выдача заданий для самостоятельной работы, инструктаж к практической работе

10

  1. Самостоятельная отработка практических умений

45

  1. Проверка выполнения заданий

10

  1. Заключительное слово. Подведение итогов. Оценки за работу. Задание на дом

10

Итого время

90

Ход урока

  1. Организационная часть

    1. Запись урока в журнал

    2. Проверка явки студентов

    3. Объявление цели, постановка задач урока

  2. Проверка исходного уровня знаний студентов в форме беседы, тестирования

Проверка исходных знаний студентов в форме беседы

Прежде чем приступись к выполнению практического задания, давайте вспомним основные требования к ведению кассовых операций.

1) Назовите счета бухгалтерского учета применяемые для учета кассовых операций?

2) Если необходимо уточнить номер счета или субсчета, как в программе “1С: Бухгалтерия” можно найти нужную информацию?

3) Какими документами оформляется приход и денег в кассу?

4) Какими документами оформляется списание денег из кассы?

5) В каком меню раздела содержаться документы по кассовым операциям в программе 1С Бухгалтерия

6) Как провести документ?

7) Как составляется отчет по кассе, если учет ведется на бумажных носителях?

8. На основании каких документов формируется кассовая книга в программе 1С Бухгалтерия

Тестирование отдельных студентов

Вариант 1

1.Поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации оформляется:

а) приходной накладной;

б) приходным кассовым ордером.

2.Выдача денежных средств и денежных документов из кассы организации оформляется:

а) приходным кассовым ордером;

б) расходным кассовым ордером.

3.При поступлении денежных средств в кассу организации за проданную продукцию, работу, услуги за наличный расчет производится запись:

а) Д-т сч. 50 «Касса»
К-т сч. 90 «Продажи»;

б) Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

4.Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы» в оценке:

а) номинальной стоимости;

б) стоимости приобретения;

5.Сдача наличных денежных средств на расчетные счета организации оформляется первичным документом:

а) платежным поручением;

б) объявлением на взнос наличными;

6. Выдача денежных средств из кассы под отчет работнику на командировочные расходы оформляется бухгалтерской записью:

а) Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

б) Д-т сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
К-т сч. 50 «Касса»;

7. Иностранная валюта может быть получена в кассу организации на:

а) выплату заработной платы;

б) оплату расходов по загранкомандировкам;

8. Инвентаризация кассы проводится в соответствии с:

а) решением коллектива организации;

б) законодательством по бухгалтерскому учету;

9.Организация имеет право хранить в кассе наличные денежные средства сверх установленных лимитов для оплаты труда:

а) не свыше 5 рабочих дней;

б) не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в кассе.

10.Организация имеет право хранить в кассе наличные денежные средства сверх установленных лимитов:

а) в период приобретения материальных ценностей;

б) при выплате заработной платы.

11.Выдана работнику организации депонированная заработная плата:

а) Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
К-т сч. 50 «Касса»;

б) Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 50 «Касса».

12.Приняты к учету излишки денежных средств в кассе, выявленные в результате инвентаризации:

а) Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

б) Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Тест: Учет кассовых операций

Вариант 2

1.Для учета денежных документов используется счет:

а) 55 «Специальные счета в банках»;

б) 50 «Касса»;

2. Инвентаризация денежных средств в кассе производится:

а) по распоряжению банка;

б) не реже одного раза в месяц;

3.Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основе документов:

а) согласованных с организацией;

б) специальной формы, утвержденной ЦБ РФ.

4.Снятие наличной инвалюты:

а) не допускается;

б) допускается только для оплаты командировочных расходов.

5. Получены деньги в кассу от участников договора в качестве вклада в простое товарищество, у участника, ведущего общие дела по договору:

а) Д-т сч. 50 «Касса»

К-т сч. 75 «Расчеты с учредителями»;

б) Д-т сч. 50 «Касса»

  1. К-т сч. 80 «Уставный капитал».

6.Деньги по кассовым ордерам принимаются и выдаются:

а) в течение 3 дней с составления кассового документа;

б) в день составления кассового документа;

7.Все приходные и расходные кассовые ордера до передачи кассиру регистрируются:

а) в кассовой книге;

б) в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

8. Записи в кассовой книге ведутся:

а) в одном экземпляре;

б) двух экземплярах;

9. В кассе организации могут храниться:

а) только наличные денежные средства;

б) наличные денежные средства, ценные бумаги, денежные документы.

10. К денежным документам относятся:

а) путевки в дома отдыха и санатории; почтовые марки, марки госпошлины, единые проездные билеты.

б) трудовые книжки, чековые книжки;

11.Порядок документирования движения денежных средств и денежных документов в кассе организации регламентируется:

а) учетной политикой, утвержденной руководителем организации;

б) инструкцией Центрального банка;

12.Сдана выручка инкассатору в соответствии с договором, заключенным организацией с банком:

а) Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 90 «Продажи»;

б) Д-т сч. 57 «Переводы в пути»
К-т сч. 50 «Касса»;

3. Выдача заданий для самостоятельной работы, инструктаж к практической работе

Задание дано в виде стандартных бухгалтерских задач, описывающих операции поступления денежных средств в кассу и списания денег из кассы.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с заданием в течение нескольких минут (один их учащихся читает задание вслух) и ответьте мне на следующие вопросы:

  1. Из каких этапов состоит практическое задание?

  2. Каков порядок действий в программе “1С: Бухгалтерия” при создании нового документа?

  3. Какие документы Вам будет необходимо оформить в программе 1С Бухгалтерия?

Итак, вам необходимо оформить три кассовых документа, ввести требуемую информацию в соответствующие поля данных документов или осуществлять выбор из справочников, провести документы.

Будьте внимательны при заполнении документов: оттого правильно вы их заполните или нет, зависит, будет документ иметь юридическую силу или нет. Далее нужно сформировать кассовую книгу за текущий день.

Просмотреть печатные формы всех документов, выполняйте работу.

  1. Самостоятельная отработка практических умений

Студентам необходимо выполнить самостоятельно задания согласно инструкционно-технологической карте урока.

  1. Проверка выполнения заданий

Анализ в виде беседы:

1.Какие документы мы научились оформлять?

2. Как создать в программе “1С: Бухгалтерия” новый ПКО (РКО)?

3.Откройте, пожалуйста, форму первого ПКО, посмотрите внимательно: какие реквизиты должен иметь кассовый документ?

4.Как в “1С” присваивается номер и дата документа?

5. Возможно ли изменить эти реквизиты?

6.Каков порядок составления кассовой книги в программе “1С: Бухгалтерия”?

  1. Заключительное слово. Подведение итогов. Оценки за работу. Задание на дом

1. Подведение итогов.

Итак, наше занятие подошло к концу. Давайте еще раз повторим:

  • Какие операции называются кассовыми?
  • Как оформляются кассовые операции в программе “1С: Бухгалтерия”?
  • Какие способы создания документов вы знаете в программе “1С: Бухгалтерия”?
  • Как оформляется кассовая книга в программе “1С: Бухгалтерия”?

2. Оценка учащихся

На сегодняшнем уроке хорошо поработали следующие учащиеся :

1.

2.

3.

Они давали хорошие полные ответы на вопросы и успешно справились с практическим заданием. Остальным студентам я объявлю оценки на следующем уроке после проверки практической работы.

3. Домашнее задание:

Подготовить теоретический материал по теме “Учет кассовых операций в программе “1С: Бухгалтерия”. Повторить материал курса бухучета по теме “Учет операций с подотчетными лицами”

Информационное обеспечение урока

  1. «1С:Предприятие 8». Использование конфигурации «Бухгалтерия предприятия» (пользовательские режимы) ред. 3.0.,ООО «1С», 2013.

  2. Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве / под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2011.

  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2011.

Источник: https://infourok.ru/plan_provedeniya_otkrytogo_prakticheskogo_zanyatiya_po_disciline_informacionye_tehnologii-169974.htm

Организация и проведение практического занятия

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: При проведении практического занятия первоочередной задачей является

Процесс обучения в Высшей Школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач как совместно с преподавателем, так и в процессе самостоятельной работы.

Цель практических занятий. Практические занятия призваны углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.

Следует организовывать практическое занятие так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал.

Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

Управление группой должно обеспечивать: быстрый контакт со студентами, уверенное (но подтверждаемое высоким интеллектом и способностью ответить на любой вопрос) поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами.

Практические занятия предназначены для формирования у студентов умений (и навыков) использовать теоретический материал для решения практических задач в области изучаемой дисциплины (и желательно, специальности).

Вследствие этого необходимо планировать и осуществлять на практических занятиях решение задач, базирующихся на узловых вопросах теоретического материала и непосредственно связанных с практическими задачами и изучаемой дисциплины и специализации студентов.

Особое внимание необходимо обращать на задачи, которые будут иметь в дальнейшем широкое использование (при решении расчетно-практических заданий, выполнении курсовых проектов, в процессе дипломного проектирования).

Вследствие ограниченности числа часов, отводимых на проведение практических занятий, преподаватель должен:

– выделить теоретический материал, на базе которого решаются основные задачи изучаемой дисциплины (и некоторые задачи специальности);

– определить темы теоретического материала, на основе которых решаются расчетно-практические задания, выполняются курсовые и (может быть) дипломный проекты;

– разработать перечень задач, решаемых на основе выделенного теоретического материала;

– научить студентов использовать указанный теоретический материал (который следует считать базовым) для решения вышеперечисленных практических задач.

Преподаватель должен обязательно знать (и планировать) области применения результатов каждого практического занятия и стремиться максимально их расширить. Кроме того, необходимо доводить до сведения студентов области применения результатов практических занятий.

В указанном случае:

– студенты более добросовестно готовятся к занятиями;

– стремятся не пропускать их, накопить и сохранить полученный материал (решения задач, используемые расчетные методики и т.д.);

– более активно работают в процессе проведения практических занятий.

Так как студент на практическом занятии приобретает умения и навыки использовать теоретические знания для решения конкретных задач, то перед практическими занятиями он должен:

– повторить лекционный материал, на основе которого будет проводиться практическое занятие;

– изучить дополнительный материал, заданный на самостоятельную проработку;

– ознакомиться с решение задач, приведенных в лекциях, решить задачи, рекомендованные для самостоятельной работы;

– ознакомиться с методиками, на основе которых будут решаться задачи на практическом занятии.

Для того, чтобы студент мог эффективно подготовиться к практическому занятию, необходимо издать методические указания, в которых приведены:

– рекомендации по подготовка к каждому занятию;

– перечень учебного материала подлежащего проработке и усвоению;

– примеры использования теоретического материала для решения практических задач;

– вопросы для самопроверки необходимых (базовых) знаний и умений.

Следует в начале семестра проверить наличие у каждого студента данных методических указаний, объяснить правила их использования на конкретных примера, показать (доказать), что следование рекомендациям, приведенных в них, существенно сокращает время, затрачиваемое на подготовку и позволяют самостоятельно оценить уровень готовности к практическому занятию.

Необходимо, чтобы студент знал перечень задач, которые будут решаться на практическом занятии. В данном случае:

– студенты в процессе подготовки к практическому занятию знакомятся с их содержанием;

– выясняют неясности в содержании задач;

– формулируют вопросы, которые необходимо задать преподавателю для полного понимания условий задачи;

– выбирают методики (и знакомятся с ними), необходимые для решения задач.

При этом не исключается вариант, когда наиболее подготовленные студенты решают в процессе подготовки к практическому занятию некоторые из задач. В данном случае рационально, чтобы указанные студенты выступали на занятиях в качестве консультантов.

Желательно, чтобы перед практическими занятиями предусматривались консультации, на которых студенты могли выяснить возникшие вопросы. Это в значительной мере упрощает подготовку студентов к практическому занятию и улучшает ее качество.

Так как эффективность практического занятия напрямую зависит от качества подготовки к нему каждого студента, то перед практическим занятием рационально проводить «допуск», осуществлять проверку знаний каждого студента. Перед преподавателем, естественно, возникает ряд вопросов (требующих рационального решения):

– в какой форме проводить «допуск», чтобы проверить уровень подготовки (знания и умения) каждого студента;

– когда (и где) проводить допуск, чтобы не отрывать время от практического занятия;

– как минимизировать затраты времени на «допуск» без снижения качества (объективности) контроля уровня подготовки к занятию каждого студента.

Педагогическая практика показывает, что рационально применять следующие методы:

– в процессе подготовки к практическому занятию выдавать студентов перечень вопросов, правильные ответы на которые, показывают достаточность уровня знаний и умений студента к практическому занятию;

– использование тестового или программированного контроля знаний;

– наличие обучающих и контролирующих программ, использование которых не только позволяет каждому студенту подготовиться к практическому занятию, но и получить объективную компьютерную оценку по результатам подготовки (очевидно, что данный метод является оптимальным).

Теоретические знания представляют ценность в том случае, когда на их основе могут быть решены определенные практические задачи.

Кроме того, на основе теоретических знаний должны решаться такие задачи, которые имеют практическую значимость и для изучаемой дисциплины, и для дальнейшего процесса обучения студента в вузе.

Поэтому необходимо подбирать тематику задач практического занятия таким образом, чтобы знания и умения, сформированные в процессе их решения, могли использоваться:

– в процессе сдачи зачетов и экзаменов;

– при выполнении лабораторных работ;

– при выполнении курсовых и дипломного проекта;

– в процессе выполнения научных исследований студента и т.д.

Следует помнить, что чем больше практическая полезность решаемых (в процессе проведения практических занятий) задач, чем больший круг вопросов они охватывают, чем чаще в различных вариантах используются (при дальнейшем обучении студентов в вузе), тем прочнее закрепляются в сознании студентов полученные при их решении знания, а умения их использования преобразуются в навыки.

О качестве проведенного практического занятия судят по его результатам.

Оценить объективно качество работы конкретного студента на практическом занятии можно только в том случае, когда он самостоятельно выполнял решение каждой задачи – выполнял самостоятельно индивидуальное задание.

Очень важно «убедить» студентов в том, что индивидуализация» не преследует цель выявить «хороших» и «плохих» студентов, а служит инструментом их обучения самостоятельно решать (что им придется делать после окончания вуза) практические задачи.

Для того чтобы обеспечить индивидуальность (и высокую эффективность) работы каждого студента на практическом занятии, необходимо создать благоприятные для этого условия и автономность его функционирования.

Это возможно, если каждый студент имеет на занятии: расчетные методики, необходимые программы, нормативную, учебно-методическую и техническую литературу).

В указанном случае студент не отвлекается на поиски вышеперечисленного и использует отведенное время только на решение вопросов и задач индивидуального задания.

Сложность задач, выносимых на практические занятия, определяется потребностями дисциплины и ее значимостью для специальности.

Поэтому при обоснованной сложности практических задач указанные задачи должны научиться решать все студенты группы, вне зависимости (и это обязательно) от успешности их обучения.

Для того чтобы при различном уровне подготовки обеспечить необходимое качество результата практических занятий следует:

– повысить качество лекционного материала, его практическую направленность, использовать эффективные средства восприятия и понимания студентами лекционной информации;

– осуществлять групповые и индивидуальные консультации по вопросам решения сложных практических задач;

– разработать сборник типовых задач с решениями и методическими рекомендациями;

– повысить (за счет широкого использования компьютерных обучающих и контролирующих программ) уровень подготовки студентов к практическому занятию.

На практических занятиях должны предлагаться (в основном) такие задачи, для решения которых необходимо использовать компьютерную технику. Очевидно, что указанная техника должна быть в «избытке», чтобы студенты «не стояли в очереди» для выполнения необходимых расчетов.

К сожалению, фактор недостаточности техники присутствует очень часто, что приводит к:

– снижению производительности учебного труда;

– недостаточности умений и навыков использования у студентов компьютерной техники;

– рассеиванию внимания студентов;

– «борьбе» за рабочее место;

– снижению веса интеллектуальной деятельности на практическом занятии.

Задача преподавателя организовать работу студентов на практическом занятии таким образом так, чтобы даже при недостатке (что, в принципе, недопустимо) компьютерной техники сводились к минимуму непроизводительные затраты времени.

Эффективность практического занятия зависит, как отмечалось выше от:

– наличия и достаточности нормативной, учебной, методической и технической литературы;

– вычислительной и компьютерной техники;

– наличия индивидуальных заданий;

– подготовленности каждого студента к практическому занятию;

– минимизации в процессе решения практических задач нерациональных затрат времени.

Кроме того, преподаватель должен:

– осуществить «допуск» каждого студента к занятию;

– организовать индивидуальную работу каждого студента в процессе проведения занятия;

– уметь ответить на любой возникающий у студентов вопрос;

– своевременно заметить ошибку в расчетах и указать пути ее устранения и др.

Перечисленное возможно в случае высокой квалификации и достаточной подготовленности преподавателя к практическому занятию по вопросам: теории дисциплины, умения применять теоретический материал для решения практических задач, методики подготовки и проведения занятия, владения компьютерной техникой, а также навыками программирования и использования программ и т.д.

Практические занятия желательно проводить в специальной аудитории, в которой сосредоточено все необходимое для эффективной реализации его цели и решения задач.

Кроме того, рабочее место студента должно удовлетворять требованиям современного дизайна и технического оснащения.

Указанное обеспечивает не только высокую производительность (при соответствующей подготовке пользователя) учебного труда, но и знакомит студента с современной организацией труда специалиста.

Эффективное использование вычислительной техники при ее достаточности возможно на практических занятиях в том случае, когда студенты владеют навыками ее применения. В противном случае значительное время затрачивается на консультации по вопросам ее использования.

Чтобы избежать указанного, необходимо обеспечить достаточную подготовку студентов по вопросам использования персональных компьютеров для решения задач практических занятий. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть:

– решение некоторых элементов задач практических занятий на кафедре, которая формирует у студента знания и умения в области использования компьютерной техники;

– проведение дополнительных (факультативных) занятий по вопросам использования компьютеров для решения задач практических занятий;

– включение вопросов, связанных с использованием компьютеров, в перечень, которые должны знать студенты при прохождении «допуска» к практическому занятию;

– введение подобных вопросов в методические указания для самоподготовки студентов к практическому занятию.

Когда каждый студент решает на практическом занятии индивидуальное задание, возможны три варианта:

– все задачи решаются правильно:

– только некоторые задачи решаются правильно;

– все задачи решаются неправильно.

Чтобы исключить второй и, особенно, третий варианты преподавателю необходимо:

– своевременно выявить допускаемые студентами ошибки;

– указывать (не нарушая принципа самостоятельности выполнения задания) причину появления ошибки.

Это реализуется при наличии эффективной методики контроля правильности выполнения каждым студентов вопросов и задач индивидуального задания. Очевидно, что указанный контроль должен соответствовать следующим требованиям:

– не отвлекать других студентов от выполнения задания;

– не только преследовать цель выявления ошибки, но и (в основном) ее недопущения;

– давать (после проведения) объективную и наиболее полную информацию о качестве знаний, умений и навыков каждого студента (хорошо и недостаточно усвоенных разделов учебного материала дисциплины).

Практическое занятие (как и любое другое) должно характеризоваться высокой производительностью и максимально возможным качеством учебного труда. Первое определяется количеством решенных задач, второе – правильностью и полнотой их решения (и обоснования).

Не исключен вариант, что студент, столкнувшись с трудным (для него) вопросом, может затратить значительное время на его обдумывание (или не найти правильного ответа вообще). Вследствие этого необходимо каждому студенту иметь возможность обратиться (в подобных случаях) за консультацией к преподавателю.

Естественно, что студент не должен рассчитывать на полное решение вопроса преподавателем (что недопустимо), но он имеет право получить необходимую консультацию (например, в алгоритмической форме), а само решение обязательно выполнить самостоятельно.

Подобные обращения за консультациями и консультации, проводимые преподавателем (по результатам планируемого контроля за деятельностью каждого студента) дополняют друг друга, что способствует повышению качества результатов практического занятия.

В большинстве случаев эффективная работа студентов зависит от качества ее организации. В понятие «организация работы студентов» на практическом занятии входит значительное число составляющих, о которых говорилось ранее.

Это «допуск» студентов к занятию, контроль за правильностью их действий в процессе выполнения индивидуального задания, возможность получения консультации, достаточность компьютерной техники и программно-методического обеспечения и т.д.

Но это и:

– создание рабочей атмосферы в аудитории (когда студенты не мешают друг другу активно работать);

– умение преподавателя предвидеть возможные ошибки и дать необходимый совет по их недопущению;

– проработка до проведения занятия ошибок, которые наиболее часто допускали студенты в предыдущих группах;

– дополнительное внимание к «средним» студентам, и т.д.

Эффективная работа студентов невозможна без активизации их мыслительной деятельности.

Как это сделать на практическом занятии, не нарушая индивидуальности работы каждого студента и самостоятельности решения им заданных вопросов и задач? Вопрос очень сложный, а используемые методы могут быть спорными. Необходимо исходить, вероятно, из того, что активность студенты проявляют, когда они:

– имеют достаточное представление о выполняемой работе;

– понимают, что заданная работа может быть ими выполнена (посильна для них);

– проявляют интерес к решению задач;

– понимают практическую полезность решения и полученного результата;

– могут обсудить правильность составленного алгоритма решения с преподавателем;

– ощущают эффективный контроль за их действиями и не «бояться допустить серьезной ошибки (которая будет выявлена и указанна преподавателем) и т.д.

Опыт показывает, что преподаватель (как правило) «дорабатывает» уже существующие методы активизации (приведенные в учебной литературе), «притирает» их к имеющимся возможностям и студентами, после чего их использование приносит ощутимый эффект.

Следует помнить, что эффективность результата практического занятия зависит существенно от заинтересованности студентов данным результатом, которая проявляется в следующих случаях:

– полученные результаты могут широко использоваться при выполнении других учебных работ и влияют на промежуточные оценки качества работы студентов;

– подобные решения вопросов и задач выносятся на зачет и экзамен;

– имеется возможность продемонстрировать первенство среди одногруппников, правильно и в полном объеме (и быстрее всех) выполнив индивидуальное задание;

– имеется возможность (по результатам практических занятий) «автоматически» получить зачет по промежуточным контролям или зачет по дисциплине;

– успешное выполнение задания поощряется преподавателем и т.д.

Большинство студентов преследуют, естественно, «практический интерес», однако, не следует пренебрегать факторами, связанными с моральной удовлетворенностью студента (стремление быть в числе первых или первым в группе, одобрение преподавателем успеха при решении трудной задачи и др.).

Желательно, чтобы после проведения практического (и любого) занятия преподаватель отмечал наиболее активных и эффективно работавших студентов. Могут использоваться два вида поощрения: моральное и «материальное».

Первый вид поощрения должен преследовать не только «благодарность» преподавателя за активную работу на занятии, но и «пропаганду» достижений студента (например, посредством экрана успеваемости, умения творчески мыслить и т.д.).

Второй вид поощрения (например, посредством выставления баллов) предполагает не только ранжирование студентов по достигнутым результатам, но и предоставление (наиболее активно и эффективно работающим) досрочно получить зачет по модулю или дисциплине.

Важно, чтобы поощрение зарабатывалось активным (и эффективным) трудом, не выдавалось авансом и соответствовало «заслугам» студента. В этом случае оно воспринимается и поощряемым студентом и группой как справедливо заслуженная «награда», является стимулом к учебе, и, главное, к успеху в учебе.

Каждое проведенное практическое занятие должно анализироваться с позиций его достоинств и недостатков с целью совершенствования первых и устранения вторых.

Очевидно, что и достоинства и недостатки должны соответствовать свои определениям, поэтому для недопущения чрезмерно жестких оценок и (еще хуже) необращения внимания на некоторые из недостатков, следует иметь по данному вопросу как можно большее количество мнений «экспертов».

В качестве «экспертов» формирующих мнение о качестве проведенного практического занятия могут выступать:

– преподавать, который проводил занятие;

– студенты (необходимо учитывать их усредненное мнение);

– преподаватели кафедры и заведующий кафедрой.

Практика показывает, что максимально объективно и процесс проведения практического занятия, и его результат может быть количественно оценен, если известны факторы, влияющие на эффективность и качество процесса и результата практического занятия, качественная определенность которых (факторов), максимально объективно оценена.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/20869.html

Алгоритм подготовки и проведения практического занятия

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: При проведении практического занятия первоочередной задачей является

Алгоритм подготовки и проведения практического занятия

1.  Продумать и сформулировать дидактические цели практического занятия согласно содержанию учебного материала образовательной программы учебной дисциплины или профессионального модуля.

2.  Провести анализ общих и профессиональных компетенций.

3.  Определить этапы занятия с распределением времени, учесть межпредметные связи.

4.  Спланировать формы и методы обучения.

5.  Создать дидактический обучающий и контролирующий материал.

6.  Разработать критерии оценки деятельности студентов на занятии.

7.  Подобрать необходимые средства обучения.

8.  Подготовить необходимую методическую документацию, соответствующую задачам обучения, основанного на компетенциях: учебно-методический комплекс практического занятия: методическая разработка для преподавателя и студентов (приложение №1) или учебно-методическая карта занятия (приложение №2) и методическая разработка для студентов.

Примерная схема проведения практического занятия, продолжительностью 180 мин:

1.  Организационный момент – 2-3мин

2.  Мотивация учебной деятельности. Целевая установка занятия – 3-5мин

3.  Теоретическое осмысление учебного материала или актуализация опорных знаний – 15-20 мин

4.  Методические указания к проведению самостоятельной работы – 3-5мин

5.  Самостоятельная работа студентов -120-140мин

6.  Осмысление и систематизация полученных знаний и умений – 10-15 мин

7.  Подведение итогов -3-5мин

8.  Задание на дом – 2-3 мин

Примерная схема проведения практического занятия комбинированного типа, продолжительностью 180 мин:

1.  Организационный момент – 2-3мин

2.  Мотивация учебной деятельности. Целевая установка занятия – 3-5мин

3.  Теоретическое осмысление учебного материала или актуализация опорных знаний – 15-20 мин

4.  Изложение нового материала – 30-40мин

5.  Методические указания к проведению самостоятельной работы – 3-5мин

6.  Самостоятельная работа студентов -60-80мин

7.  Осмысление и систематизация полученных знаний и умений – 10-15 мин

8.  Подведение итогов -3-5мин

9.  Задание на дом – 2-3 мин

Примерная схема проведения практического занятия комбинированного типа, продолжительностью 90 мин:

1.Организационный момент – 2-3мин

2Мотивация учебной деятельности. Целевая установка занятия – 2-3мин

3.Теоретическое осмысление учебного материала или актуализация опорных знаний – 5-10 мин

4.Изложение нового материала – 20-30мин

5.Методические указания к проведению самостоятельной работы – 2-3мин

6.Самостоятельная работа студентов -30-60мин

7.Осмысление и систематизация полученных знаний и умений – 5-10 мин

9.Поведение итогов -2-3мин

10.Задание на дом – 2-3 мин

Этапы практического занятия

1.  Организационный момент (2-3 мин.).

Цель: организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность.

преподаватель проверяет готовность аудитории и студентов к занятию (наличие необходимого оборудования, технических и наглядных средств, учебников, тетрадей и др. принадлежностей у студентов), раздает с помощью дежурных дидактические материалы к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.

Методы и приемы: приветственное слово, вербальное побуждение, поручение.

2.  Мотивация учебной деятельности. Целевая установка занятия (3-5 мин.).

Цель: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия.

преподаватель обозначает тему занятия, подчеркивая ее значимость и актуальность для будущей профессии специалиста с учетом личных интересов студентов, особенностей региона и анализа межпредметных связей; формулирует цель занятия, обозначает план предстоящей работы на занятии.

Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (пример для специальности 060101.52 Лечебное дело).

Методы и приемы стимулирования и мотивации учебной деятельности: занимательные аналогии, сопоставление научных и житейских толкований отдельных явлений, приемы «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», игровые приемы (загадка, игра «Да-нет»), эвристическая беседа, проблемный вопрос, формулирование гипотез.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать студентов к их обсуждению и решению.

Необходимо широко использовать:

– вопросы, в которых сталкиваются противоречия;

– вопросы, требующие установления сходства и различия;

– вопросы по установлению причинно-следственных связей;

– задания на поиск закономерностей;

– задания, которые требуют исправления ошибок.

Возникновению интереса к новому материалу способствует обращение к личному опыту студентов. Целесообразно задавать вопросы: Что вы уже знаете об этой теме? Где в жизни вы с этим встречались? Подберите слова об этом или на эту тему и т. д.

Одним из эффективных средств повышения интереса к изучаемой теме является использование информационно-коммуникативных технологий (использование видеофрагментов, мультимедийных презентаций и др.).

Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать обучающихся на активную работу во время занятия. Чтобы каждый смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой его успех, продвижение вперёд.

Методические рекомендации по целеполаганию.

Технологический подход в педагогике предполагает определение целей через результаты, выраженные в конкретно описанных действиях обучающихся, которые преподаватель может оценить в конце конкретного занятия. Данный подход полностью соответствует компетентностно-ориентированному обучению.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение триединой цели: обучающей, развивающей и воспитательной. Для того, чтобы поставленные цели были диагностичными, необходимо правильно употреблять глаголы при их формулировании. Выделяют три категории целей, каждой из которой соответствует ориентировочный перечень глаголов:

1. Когнитивные (познавательные, образовательные) цели отражают процесс усвоения знаний, развития интеллектуальных умений от простого запоминания до применения знаний в новой ситуации, включая создание нового.

Этой категории целей соответствуют глаголы: знать, понимать, описывать, объяснять, демонстрировать, применять, оценивать, выделять (скрытые признаки), устанавливать (причинно-следственную связь), видеть (ошибку), анализировать, преобразовывать.

Глаголы для обозначения целей творческого типа: варьировать, видоизменять, модифицировать, перегруппировать, предсказать, перестроить, сформулировать проблему, поставить вопрос, синтезировать, систематизировать, упростить, написать творческое сочинение, предложить план проведения эксперимента.

2. Аффективные (эмоционально-ценностные, воспитательные) цели отражают формирование интересов, склонностей, отношения к людям и деятельности.

Им соответствуют глаголы: высказать согласие (несогласие), оказать помощь, пригласить к сотрудничеству, присоединиться, выразить мысль, высказать похвалу, принять участие, уметь выслушать, проявлять терпение, сдержанность, проявлять восприимчивость к проблемам других, проявлять убежденность, самостоятельность, принимать ответственность.

3. Психомоторные (развивающие) цели связаны с формированием тех или иных видов двигательной, манипулятивной деятельности и нервно-мышечной координации.

К ним относятся цели, направленные на формирование общеучебных умений и навыков (писать, читать, конспектировать, составлять план, тезировать), а также формированием и развитием положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

3.  Актуализация опорных знаний по изучению темы (15-20 мин.)

Цель: выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию.

преподаватель осуществляет проверку и оценку знаний студентов.

Формируемые компетенции: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (пример для специальности 060101.52 Лечебное дело).

Методы и приемы: устный опрос, проверочная работа, диктант, тестирование, взаимопроверка, самопроверка, игровые методы (викторина, кроссворд и др.).

4.  Методические указания преподавателя к самостоятельной работе студентов (3-5 мин.).

Цель: подготовка студентов к самостоятельной работе.

преподаватель разъясняет цели и задачи самостоятельной работы; определяет план выполнения практической части; дает анализ приборов, устройств, тренажёров и т. п.

, необходимых для выполнения практического задания; объясняет последовательность выполнение прием и операций; изучает структуру действий, движений, необходимых для выполнения практических манипуляций; поясняет условия техники безопасности и правила организации рабочего места.

Формируемые компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (пример для специальности 060101.52 Лечебное дело).

Методы и приемы: информационный (устное объяснение, рассказ), демонстрационный, эвристическая беседа, письменная инструкция.

Методические указания (инструктаж) можно рассматривать как управление практической деятельностью студентов, что позволяет вовремя скорректировать их действия, избежать ошибок. По месту в практическом занятии методические указания (инструктаж) могут быть: вводными, текущими, заключительными.

Вводный инструктаж проводится перед началом самостоятельной работы студентов и как правило носит групповой или фронтальный характер, если студенты выполняют одно задание или задание для малых групп. Индивидуальный инструктаж предназначен для одного студента, в случае если каждому студенту предлагается выполнить индивидуальное задание.

В целях экономии учебного времени, индивидуальный инструктаж целесообразнее проводить письменно: студенту предлагается перечень операций, действия, условий их выполнения и т. п.

Текущий инструктаж – его целью является контроль за правильностью выполнения студентами практических манипуляций в ходе самостоятельной работы, как правило он представляет собой индивидуальную форму работы. Заключительный инструктаж – его целью является подведение итогов самостоятельной работы студентов.

Если студенты допускали ошибки в ходе выполнения задания, инструктаж должен быть более полным и обстоятельным, чтобы обобщить причины, ведущие к ошибкам в практической деятельности. Форма проведения заключительного инструктажа – фронтальная.

5.  Самостоятельная работа студентов (120-140 мин.).

Цель: формирование, закрепление практических умений (профессиональных компетенций).

преподаватель организует и контролирует выполнение студентами практических манипуляций, направленных на формирование практических умений и развитие способностей применять теоретические знания в практической деятельности.

Формируемые компетенции: ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результаты выполнения заданий. ПК 3. 4Применять медикаментозные средства в соответствии с правилими их использования (пример для специальности 060101.52 Лечебное дело).

Методы и приемы: методы активного обучения.

При планировании, организации и проведении практического занятия, согласно требованиям ФГОС предусмотреть в целях реализации компетентностного подхода, использование активных и интерактивных методов (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий).

В зависимости от направленности на формирование системы знаний и овладение умениями активные методы обучения делят на имитационные и неимитационные. Имитационные предполагают, обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности, эти методы в свою очередь делятся на игровые и неигровые.

Неимитационные: эвристическая беседа, исследовательский метод, поисковая лабораторная работа, самостоятельная работа с обучающей программой. Имитационные неигровые: анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных задач, практическая работа по инструкции.

Имитационные игровые: имитация деятельности на тренажере, разыгрывание ролей, деловая игра.

Выбор метода обучения и формы организации учебной деятельности определяется спецификой учебной дисциплины (профессионального модуля), на формирование каких компетенций направлено практическое занятие, дидактическими целями занятия, опытностью преподавателя, уровнем подготовки студентов.

При организации самостоятельной работы можно предусмотреть работу и инструктивно-нормативной документацией, учебной литературой, методическим пособием.

При выполнении практических манипуляций студенты должны быть обеспечены алгоритмом действия, необходимо предусмотреть форму оформления результатов практической работы (рабочий дневник – по определенной схеме, рабочая тетрадь, бланк анализа и др.)

6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений (10-15мин.)

Цель: систематизация и закрепление полученных на занятии знаний и умений, повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания студентами.

преподаватель организует деятельность студентов по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов, по отработке изученного материала, способов действий, алгоритма практических манипуляций посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях.

Формируемые компетенции:

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результаты выполнения заданий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде (пример для специальности 060101.52Лечебное дело).

Методы и приемы: решение ситуационных задач, тестирование. выполнение упражнений, практических манипуляций на фантомах, беседа.

Упражнения. Это планомерно организованное, повторяющееся выполнение какого-либо действия с целью его освоения, закрепления, совершенствования.

Эффективность этого метода зависит от знания теоретических основ предмета и сознательного их применения, а также от умения опираться на определенные правила выполнения упражнений.

В учебных заведениях применяются индивидуальные и групповые упражнения: устные, письменные, физические, на тренажерах и обучающих машинах.

Решение задач. Метод достаточно широко распространен. Его целевое назначение – научить обучаемых переносить знания в другие условия и применять их на практике, развивать аналитическое мышление, умения профессиональной деятельности.

В зависимости от учебной дисциплины характер, сложность и пути решения задач чрезвычайно разнообразны.

Преподаватель, применяющий данный метод, излагает и поясняет правила решения задачи, затем он является консультантом и руководителем познавательной деятельности обучаемых.

От последних же требуется высокая степень активности, самостоятельности и настойчивости. Эти качества и развиваются у них в процессе решения задач.

7. Подведение итогов (3-5мин.).

Цель: подведение итогов занятия, формулирование выводов, оценивание деятельности студентов на занятии.

преподаватель совместно со студентами обсуждают итоги работы на занятии, обращаясь к поставленным целям занятия, делают выводы об их достижении; преподаватель дает оценку деятельности студентов, выставляет отметки, комментируя их.

Методы и приемы: беседа, методы мотивации и эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха).

8. Задание на дом (2-3мин.).

Цель: информация для студентов о подготовке к следующему занятию

преподаватель называет тему следующего практического занятия, определяет вопросы для подготовки, называет учебную литературу с указанием страниц. В домашнее задание необходимо включать вопросы, активизирующие самостоятельно поисковую деятельность, предлагать творческие и индивидуальные задания.

Методы и приемы: устное сообщение, письменный метод – перечень вопросов для подготовки к итоговому занятию.

Источник: https://pandia.ru/text/80/078/8347.php

Цели практических занятий:

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: При проведении практического занятия первоочередной задачей является

– помочьобучающимся систематизировать, закрепитьи углубить знания теоретическогохарактера;

– научитьстудентов приёмам решения практическихзадач, способствовать овладению навыкамии умениями выполнения расчётов,графических и других видов заданий;

– научитьих работать с книгой, служебнойдокументацией и схемами, пользоватьсясправочной и научной литературой;

– упрочитьобразовавшиеся на лекции связи иассоциации путём повторяющегосявыполнения действий, характерных дляизучения дисциплины (однообразныестереотипные повторения не приводят космыслению знаний);

– формироватьумение учиться самостоятельно, т. е.овладеть методами, способами и приёмамисамообучения, саморазвития и самоконтроля;

– обеспечиватьразвитие творческой активности личностистудента, его научного мышления и речи;способствовать росту обучающихся кактворческих работников;

– проверитьзнания студентов – средство достаточнооперативной обратной связи.

Требования к практическому занятию

1.Научности, доступности, единства формыи содержания, органической связи сдругими видами учебных занятий ипрактикой.

2.Не только должно строго чередоватьсяво времени с лекцией, но и быть с нейметодически связанным проблемнойситуацией.

3.Должно готовить обучающихся к очереднойлекции.

4.Нельзя ограничиваться выработкой толькопрактических навыков и умений решениязадач: обучающиеся всегда должны видетьсвязь курса с практикой; больше показыватьобучающимся практическую значимостьведущих научных идей и принципиальныхнаучных концепций и положений.

5.Чем ближе лекционные сведения к материалу,рассматриваемому на практическомзанятии, тем легче преподавателю вовлечьстудентов в творческий поиск.

6.Чёткая согласованность подачи материалана лекции и на практическом занятии какв определении понятий, так и в изложениипоследовательности отдельных фактов,сокращений, обозначений и т. д.

7.Научить студентов коллективной работе,формировать групповое мышление.

8.Должно проходить в атмосфередоброжелательности, доверия,раскрепощённости, чтобы студенты моглиспросить обо всём, что им неясно, иподелиться своими соображениями.

Подготовкапреподавателя к проведению практическогозанятия начинаетсяс изучения исходной документации(учебной программы, тематического планаи т. д.) и заканчивается оформлениемплана проведения занятия. У преподавателядолжно сложиться представление о целяхи задачах практического занятия и о томобъёме работ, который должен выполнитькаждый обучающийся.

Основнымметодическим документом преподавателяпри подготовке и проведении практическогозанятия являются методическиеуказания.

Требованияк подготовке преподавателя к практическомузанятию:

– просмотретьтекст лекции;

– выделитьпонятия, положения, закономерности,которые необходимо проиллюстрироватьна конкретных задачах и упражнениях;

– подобратьвопросы, контролирующие знания напонимание обучающимися теоретическогоматериала;

– выбратьматериал для примеров и упражнений;

– подбираязадачи и логические задания, представлятьдидактическую цель: какие навыки иумения применительно к какой задачеразвивать, каких усилий это потребуетот обучающихся, в чём должно проявитьсятворчество студентов при решении даннойзадачи;

– выполнитьили решить подобранные задачи и тестысамим преподавателем (предварительнорешить и методически обработать);

– подготовитьвыводы из решённой задачи, подготовитьитоговое выступление;

– планироватьвремя как для решения простейших,распространённых примеров, так и дляболее сложных, заслуживающих дальнейшейпроработки;

– поддерживатьощущение увеличения сложности выполняемыхзаданий, что ведёт к осознанию собственногоуспеха в учении и положительно мотивируетпознавательную деятельность;

– учитыватьподготовку и интересы каждого студента,чтобы студенты были заняты напряжённойтворческой работой, и каждый получилвозможность проявить свои способности;

– вначаледавать студентам лёгкие задачи, которыерассчитаны на репродуктивную деятельность,требующую простого воспроизведенияспособов действий, данных на лекции дляосмысления и закрепления; решение задачпо образцу;

– затемпредлагать задачи, рассчитанные нарепродуктивно-преобразовательнуюдеятельность, предполагающую умениедать анализ целесообразности данногоспособа действия, высказать своисоображения по поводу условий задачи,гипотез, полученных результатов, т. е.развивать умения и навыки примененияизученных методов и контролировать ихналичие у обучающихся;

– затемпредлагать ещё более сложные задачи,т. е. комплексные, предназначенные дляконтроля глубины изучения материалаили курса – вначале требующие отдельныхэлементов продуктивной деятельности,а затем – полностью продуктивной(творческой);

– подобратьиллюстративный материал, необходимыйдля решения задач, продумать расположениерисунков и записей на доске и т. д.;

– создавсистему практических задач (логическихзаданий) по теме, выбрав необходимыезадачи для конкретного занятия, рассчитаввремя для решения каждой из них,преподавательприступает к разработке плана проведенияпрактического занятия для каждой группыс учётом её подготовленности.

Вкакой форме целесообразно составитьплан? В той, наверное, к которой привыксам преподаватель. Он включает общиеисходные данные для проведенияпрактического занятия и содержательнуючасть. Необходимо отметить в планеследующее:

– скольковремени необходимо затратить на проверкудомашних заданий,

– скольковремени затратить на опрос обучающихсяпо теории и какие вопросы задать;

– какиепримеры и задачи будут решаться у доскии в какой последовательности; на чтообратить внимание в той или иной задаче;

– какрасположить чертежи и вычисления покаждой задаче (тесту);

– когоопросить по теории и кого вызвать кдоске для решения задач;

– какиезадачи предложить для решения на местахбез вызова к доске;

– какиезадачи предложить «сильным» студентам;

– какиезадачи задать для самостоятельногорешения дома.

Источник: https://studfile.net/preview/2975275/page:67/

Medic-studio
Добавить комментарий