ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

Программа статистического исследования

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

СТАТИСТИКА

Статистика – общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями.

Базируется на теории вероятности и законе больших чисел.

Теоретическая основа: диалектический и исторический материализм и политическая экономия.

Разделы:

  • Теоретические и методические основы медицинской статистики
  • Статистика здоровья населения
  • Статистика ЗО

Задачи:

  • Выявление особенностей в состоянии здоровья населения и факторов, определяющих его
  • Изучение данных о сети, деятельности и кадрах ЛПУ, а также данных о результатах лечебно-профилактических мероприятий

Этапы статистического исследования

  1. составление программы и плана статистического исследования
  2. собирание материала или статистическое наблюдение
  3. статистическая сводка и разработка материала
  4. анализ результатов исследования, выводы, предложения для внедрения в практику

Составление программы и плана статистического исследования

Составление программы и плана статистического исследования представляет собой проект всего исследования в целом. Это подготовительный этап, от тщательности проведения которого во многом зависит результат всего исследования в целом.

Цели и задачи исследования:

Цель определяет направление всего исследования в целом, т.е. изучение признаков, факторов, вид, метод, единицу наблюдения, группировку, методы обработки собранного материала, особенности анализа.

Задачи – это конкретное решение проблем в процессе исследования.

Цели и задачи зависят от возможностей, имеющихся в распоряжении исследователя и формируются только после всестороннего качественного анализа явления, подлежащего изучению, детального знакомства с существующими литературными источниками.

План статистического исследования включает в себя перечень организационных вопросов, решаемых в процессе исследования:

А) Определение объекта наблюдения, т.е. той совокупности, с которой должны быть собраны соответствующие сведения.

Это люди определённой группы, подопытные животные, события, факты

Объект наблюдения должен быть определён в качественном отношении и точно ограниченным во времени и пространстве (статистическая совокупность).

Б) Определение единицы наблюдения, или же первичного элемента объекта наблюдения, носителя признаков, подлежащих обязательной регистрации

Каждая единица наблюдения имеет множество характеристик, однако учитываются только те из них, которые необходимы для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования. Эти признаки называют учитываемыми.

Единицы наблюдения необходимы для обеспечения однородности собираемого материала. Каждому статистическому исследованию соответствует своя единица наблюдения, строго ограничивающая его цели и задачи.

В) Определение объёма наблюдения, т.е. того количества материала или единиц наблюдения, которое необходимо отобрать для данного исследования.

По степени охвата единиц статистические наблюдения бывают сплошными и несплошными (выборочными).

Сплошные наблюдения – когда обследуются и регистрируются все без исключения единицы наблюдения. Оно позволяет получить исчерпывающую информацию о той или иной статистической совокупности и применяется только в тех случаях, когда этого требует проект (перепись населения, учёт заболеваемости, рождаемости, смертности)

Выборочные наблюдения – основаны на внутренних связях между единичным и общим, частью и целым. Сущность заключается в том, чтобы по свойствам части (выборочная совокупность) судить о свойствах целого (генеральная совокупность), которое смыслится как совокупность неограниченного объёма.

Результаты, полученные на правильно отобранной части с очень большой степенью вероятности, практически равной уверенности, могут быть перенесены на все явления в целом. Такая выборочная совокупность называется репрезентативной или представительной или достоверной.

Основные компоненты выборочного наблюдения:

  1. Рассчитывается объём выборочной совокупности (n)
  2. Отбор необходимой части единиц наблюдения из генеральной совокупности при помощи специальных способов
  3. Оценка представительности выборочных параметров
Относительные величины (Р) Средние величины (М)
  Δ – доверительный интервал mp – ошибка репрезентативности n – объём выборочной совокупности р – относительная величина q – альтернативная величина, противоположная относительной t – доверительный критерий Стьюдента   σ – среднеквадратическое отклонение

Методы, при помощи которых осуществляется выборочное наблюдение:

  1. Монографический – детальное углублённое описание отдельных, наиболее типичных в каком-либо отношении единиц совокупности или всестороннее описание объектов наблюдения. Применяется для выявления тенденций развития какого-либо явления, показа передового опыта, описания казуистических случаев. Эти описания сами по себе представляют большой интерес, но не могут характеризовать всё явление в целом
  2. Анкетный – применяется, когда нужны лишь приблизительные характеристики, дающие представление о тенденциях развития какого-либо явления, а также при отсутствии возможности непосредственного наблюдения за изучаемым явлением.
  3. Метод основного массива – статистическое наблюдение проводится на тех объектах, где сосредоточено большинство единиц наблюдения, например, диспансеры. Недостаток – изучаемая группа по своим основным характеристикам может значительно отличаться от основного массива.
  4. Собственно выборочный – наиболее правильное, несплошное наблюдение с точки зрения научной обоснованности, затрат времени, труда, материальных средств; получил широкое распространение. заключения в обследовании специально отобранной части отображает всё разнообразие отражаемого процесса и включает в себя достаточное количество единиц наблюдения.

При выборе исследования достоверность материала обеспечивается правильной выборкой единиц наблюдения. Расчет минимального числа единиц наблюдения, необходимых для конкретного исследования, основан на базе ошибки репрезентативности, которая обозначается «m», которая является мерой точности и достоверности выборочной величины.

В плане необходимо предусмотреть способы отбора единиц для выборочной совокупности:

· Случайный

· Механический

· Типологический

· Серийный

Случайный – такой отбор, когда все единицы генеральной совокупности имеют одинаковую возможность попасть в выборку. Это достигается путём жребия, лотереи, по таблицам случайных чисел, по начальным буквам фамилий и т.д.

Механический – производится по какому-либо признаку. Вначале все единицы располагаются в каком-либо порядке (алфавит, № ИБ), затем выбирается интервал, через который производится отбор единиц.

Типологический (качественный) – типичная выборка. Позволяет произвести выбор единиц наблюдения из типичных групп генеральной совокупности. Для этого вначале вся генеральная совокупность разбивается на типичные группы, затем производится отбор единиц наблюдения из каждой группы вышеперечисленными способами

Серийный (гнездовая выборка) – предполагает отбор не отдельных единиц из типологической группы генеральной совокупности, а целых серий единиц. Производится отбор всей группы.

Г) Определение субъекта наблюдения

Организаторов и участников данного исследования

Д) Определение места наблюдения

Административная территория, эндемичная зона

Е) Определение времени исследования

Как по всем этапам сразу, так и по всем этапам в отдельности

Статистическое наблюдение бывает:

  • Единовременным (поперечным)
  • Текущим (продольным)

Текущее – регистрирует явление в процессе их возникновения (учёт рождаемости, смертности, заболеваемости)

Методы, при помощи которых осуществляют статистическое наблюдение как единовременное, так и текущее

  1. Государственная статистическая отчётность – позволяет осуществлять контроль и оперативное руководство, однако является недостаточным для углублённого изучения здоровья населения и медицинских учреждений
  2. Непосредственное наблюдение – находит широкое применение в клинических и экспериментальных исследованиях.
  3. Устный опрос – применяется при сборе медицинского анамнеза, при переписи населения, эпидемиологических обследованиях.
  4. Анамнестический – применяется в демографических исследованиях и изучении заболеваемости у отдельных групп населения
  5. Экспедиционный – опрос населения участниками медико-топографических экспедиций
  6. Метод интервьюирования – собирание материала в процессе индивидуальной беседы
  7. Корреспондентный – собирание материала путём рассылки соответствующих бланков для последующих письменных сообщений
  8. Метод саморегистрации – при изучении временных затрат, денежных затрат, затрат на питание и т.д.
  9. Исторический (архивный) – изучение архивных материалов и медицинской документации
  10. экспериментальный – используется в клинических и теоретических дисциплинах при постановке опытов на животных, а также в общественном З и ЗО при проверке форм и методов организации медицинского обследования населения

Ж) Источники получения материалов

Первыми – учётные документы. Реже – отчётные документы, чаще – непосредственное наблюдение

З) Формы практической реализации результатов исследований

Отчёты, рекомендации практических врачей и организаций ЗО, доклады, публикации, тезисы, научные статьи, диссертационные работы.

Программа статистического исследования

Программа наблюдения и программа сводки.

Программа наблюдения содержит перечень основных признаков, подлежащих обязательной регистрации в отношении каждой единицы наблюдения

Программа сводки – система группировки признаков, содержащихся в процессе наблюдения для целей, статистический обработки и анализа

Методологической основой программы сводки является группировка.

Группировка – приём, позволяющий расположить полученные данные в определённом порядке, разделить всю массу наблюдений на типичные составные части или группы с целью обнаружения закономерностей и зависимости между ними.

Группы признаков:

  • вариационные (количественные) – имеют цифровое выражение
  • атрибутивные (типологические) – качественные – описательный характер

Основу программы сводки составляют макеты статистических таблиц:

  • простые
  • сложные
    1. групповые
    2. комбинированные

Статистическое подлежащее – то, о чём речь идёт в кждой таблице и располагаются горизонтально (по строкам)

Статистическое сказуемое – характеризует подлежащее и располагается по столбцам (вертикально).

Простая таблица носит описательный характер, познавательное значение ограничено, используются для информационных и справочных целей. В данной таблице статистическому подлежащему соответствует 1, максимум 2 признака статистического сказуемого.

Групповая таблица используется для аналитических целей, но не всегда удовлетворяет целям выявляемым связям и взаимосвязям между изучаемыми признаками. Статистическому подлежащему соответствует несколько признаков статистического сказуемого.

Комбинированные таблицы обладают большой аналитической ценностью, даёт возможность проследить влияние интересующего фактора, устраняя влияние других. Универсальна для целей сравнения, но при её построении следует избегать громоздкости и большого числа анализируемых факторов. Таблица должна быть наглядной, обозримой и раскрывать существо вопросов.

Из данных комбинированных таблиц всегда можно построить простую или групповую таблицы. Не надо стараться отразить более 3-4 признаков. Число граф равно сумме признаков.

Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/1-182171.html

6. План статистического исследования, его содержание. 7. Программа статистического исследования, ее содержание

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

Плансанитарно-статистического исследования– этопорядок его проведения. Программасанитарно-статистического исследования– этоперечень вопросов, подлежащих изучению.

плана санитарно-статистическогоисследования:

  1. Определение места исследования, то есть той территории, на которой проводится данное исследование.

  2. Определение сроков проведения исследования – составление календарного плана выполнения исследования, его отдельных этапов и элементов.

  3. Определение объема и метода исследования или характеристика объектов исследования.

  4. Определение вида исследования.

  5. Исполнители (кадры) для проведения исследования и их характеристика (численность и квалификация), под чьим руководством проводится исследование.

  6. Характеристика технического оснащения (требуемых материальных и финансовых средств, необходимое лабораторное оборудование и приборы, канцелярские товары, счетная техника. Указываются способы разработки полученного материала – ручная, машинная и т.д.)

Программасанитарно-статистического исследованиявключает:

  1. выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

  2. определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

  3. обеспечение статистическим бланком;

  4. определение группировки и составление макетов таблиц.

8. Статистическая совокупность, ее групповые свойства, виды. Требования к выборочной совокупности

Объектстатистического исследования –статистическаясовокупность(явлений, предметов, лиц), о которых будутсобираться сведения: население, студентыопределенного института, госпитализированныебольные в определенную больницу и т.п.

Статистическойсовокупностью называютспециальным образом сформированнуюгруппу, состоящую из множества относительнооднородных элементов, взятых вместе визвестных границах пространства ивремени, реально существующую и обладающуюопределенными групповыми свойствами.

Групповыесвойства статистической совокупности:

  • характер распределения изучаемого явления (альтернативный, симметричный, асимметричный);
  • средний уровень (например, характеризует средняя арифметическая);
  • разнообразие признака (характеризует сигма);
  • репрезентативность признака (характеризует средняя ошибка);
  • взаимосвязь между изучаемыми признаками (характеризует коэффициент корреляции).

Дляхарактеристики объекта исследованиянеобходимо определить объем исследования,т.е. число наблюдений, включенных висследование. В зависимости от целиисследования число наблюдений в нембудет различным.

Например, вклинико-статистических исследованияхобъем обычно составляет 120-150 наблюдений,в санитарно-статистических – онисчисляется десятками тысяч. По величинесовокупности единиц наблюдения последняяможет быть двух видов: генеральная ивыборочная.

Соответственно этому имеется2 метода исследования – сплошноеи не сплошное исследование.

Сплошноеисследование – эторегистрация всех возможных единицнаблюдения. Для такого исследованияхарактерно собирание массового, большогообъема при относительно ограниченномчисле учетных признаков.

Сплошноенаблюдение – это регистрация всехявлений, составляющих генеральнуюсовокупность. При сплошном исследованииизучаются все единицы объекта исследования.Например: производственные травмы,профессиональные отравления, численностьбольниц.

Генеральнаясовокупность – совокупностьвсех возможных единиц, которые могутбыть к ней отнесены. По численности онаможет быть большой, приближенной кбесконечности (численность больных навсем земном шаре), либо быть ограниченной(численность работающих на Н-ском заводев течение определенного года).

Формированиегенеральной совокупности можетосуществляться по комплексу признаков,то есть с применением метода направленногоотбора (например,изучение заболеваемости ИБС у мужчинпредпенсионного возраста, проживающихв г. Гродно, в течение трех лет).

Один извидов направленного сплошного отбора– кагортныйметод.Кагортой называется статистическаясовокупность, состоящая из относительнооднородных элементов, объединенныхсроком наступления определенногособытия (признака) и прослеженного водин и тот же интервал времени.

Например,изучение детности в первое пятилетиебрака.

Возможеннаправленныйсплошной отбор по нескольким признакам(сопределением границ генеральнойсовокупности): изучение детности впервое пятилетие брака у молодых супругов(до 25 лет), проживающих на территории г.Гродно, вступивших в первый брак втечение 2004 года.

Несплошное иливыборочное исследование предполагаетизучение части генеральной совокупностидля характеристики ее, как целого. Отборединиц наблюдения в выборочнуюсовокупность должен производитьсяопределенным образом.

Выборочнаясовокупность– часть генеральной совокупности,отобранная специальным выборочнымметодом.

Посколькуна основании анализа выборочнойсовокупности необходимо получить полноепредставление о закономерностях всейгенеральной совокупности, к выборкепредъявляетсядва требования:

  • достаточность (по численности, по объему);
  • репрезентативность, то есть представительность выборки, которая должна обладать основными характеристиками генеральной совокупности, быть для нее типичной. Репрезентативность выборки зависит не только от ее численности, но и от способа формирования выборочной совокупности.

Например,доказано, что для изучения общейзаболеваемости населения по егообращаемости за медицинской помощьюдостаточно изучить заболеваемость у20-30 тысяч населения. Значит, если мыхотим изучить заболеваемость в г. N счислом жителей 240 тысяч, нет необходимостиизучать ее сплошным методом у всегонаселения, достаточно взять восьмую-десятуючасть этого населения.

Однако будетнеправильно, если мы для исследованиявозьмем, например всех детей и молодоенаселение в количестве 30 тысяч. Необходимотак отобрать выборочную совокупность,чтобы распределение в ней населения пополу, возрасту, условиям жизни, социальномусоставу и т.д. было таким же, как во всемнаселении г.

N, иными словами, выборкадолжна отражать все основные свойствагенеральной совокупности.

Различаютследующиенесплошные исследования:

1.Монографическоеисследование применяетсядля изучения какого-либо одного объекта,когда из множества объектов выбираетсяодин и исследуется тщательно, глубоко,с максимальной полнотой, с целью показапередового опыта, выявления тенденцийразвития явления.

Проводится оно и передосновным исследованием с целью разработкипрограмм, изучения организационныхвопросов. Часто такое исследованиепроводится в динамике.

Например: а)образцовый санитарно-гигиеническийрежим школы; б) проведение экспериментапо раннему выявлению и ликвидациитуберкулеза на примере одной области.

2.Методосновного массива(несовершенный сплошной) применяетсяпри изучении тех объектов, в которыхсосредоточено большинство изучаемыхявлений.

Суть его состоит в том, что извсех единиц наблюдения, входящих всостав данного объекта, избираетсяосновная их часть, характеризующая всюстатистическую совокупность.

Например,при изучении оптимальных сроковискусственного прерывания беременностивзято специализированное абортноеотделение (хотя единичные случаипрерывания беременности проводятся ив других гинекологических отделениях).

Недостаткомуказанных методов является отсутствиевозможности широкого распространениярезультатов исследования.

3.Кнесплошным относятся исследования,проведенные на выборочных совокупностяхразличными методами.

Выборочныеисследования в медицине и здравоохраненииполучают все больше распространение,позволяют провести углубленный анализс меньшей затратой сил, средств, времени.

Выборочные исследования применяютсяпри проведении пробных, поисковых работ.Результаты его могут быть распространенына всю генеральную совокупность.

Способыотбора выборочных совокупностей:

  • Случайный отбор – это отбор, проводимый по жребию или таблицам случайных чисел. Проводится в относительно однородных генеральных совокупностях. Каждый элемент генеральной совокупности имеет равную возможность попасть в выборку. Случайной будет выборка больных, фамилии которых начинаются на определенную букву.
  • Механический отбор – это отбор, когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная каждая пятая (20% выборка) или каждая десятая (10% выборка) единица наблюдения, т.е. через определенный интервал. Для этого необходимо определить, какую долю генеральной совокупности берем для исследования.
  • Гнездовой (серийный) отбор – это отбор, когда из всей генеральной совокупности выбирают не отдельные единицы, а гнезда (серии). Например, при изучении заболеваемости сельского населения Гродненской области выбираем два типичных для области района по развитию промышленности и сельского хозяйства, с типичным возрастно-половым составом населения и типом расселения сельского населения. Результаты же распространены на все сельское население области.
  • Типологический отбор – это отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однородных групп. Например, при изучении распространенности определенного заболевания все население группируется по определенному признаку, например, по возрасту, а затем из каждой группы проводится отбор необходимого числа наблюдений одним из перечисленных способов, например, механическим путем. Причем отбор может быть пропорциональным численности группы (пропорциональный типологический отбор) либо одинаковое число наблюдений в каждой группе, хотя их общая численность различна (непропорциональный типологический отбор).
  • Направленный отбор – это специальный подбор единиц наблюдения из генеральной совокупности. С целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволяют выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Выборочнаясовокупность подбирается так, чтобысреднее значение признака в выборочнойи генеральной совокупности совпадали. Либо –формирование выборки проводится путемпоследовательного отбора единицнаблюдения с одинаковыми несколькиминаиболее важными признаками.

При такомподходе устраняется влияние «сильных»и хорошо изученных факторов, и вниманиеисследователя сосредотачивается наизучении влияния профессии намертворождаемость берем женщин однойвозрастной группы с одинаковым порядкомномером родов, одинаковым их диспансернымнаблюдением и т.д.

, но имеющих разныепрофессии (а следовательно и различныепрофессиональные вредности).

  • Метод «контрольных» групп наиболее часто применяется в клинико-статистических исследованиях. Для изучения эффективности определенного метода лечения, диагностики и т.п. используют две группы наблюдения:опытную (которая подвергается воздействию определенного фактора) и контрольную, альтернативную (в которой такое воздействие отсутствует). Важнейшим принципом их формирования является их максимальное сходство (по целому ряду признаков) за исключением изучаемого фактора воздействия (например, метода лечения): попарно-сопряженный отбор, метод уравновешенных групп, подбор копии-пары (последний для редких явлений: изучение случаев материнской смертности, младенческой смертности), кагортный метод (см. выше).
  • Комбинированная выборка используют несколько способов отбора выборочных совокупностей.
  • Моментные наблюдения («срез») являются выборочными по времени. Такие исследования можно повторить через определенные промежутки времени, что позволяет учитывать динамику явлений.

Видысанитарно-статистического исследования:

  1. текущее (постоянное);

  2. единовременное (одномоментное).

Текущеенаблюдение – это наблюдение, когдарегистрация каждого случая проводитсяпостоянно, по мере его возникновенияза определенный период времени. Например,каждый случай рождения ребенка в течениегода, каждое обращение в лечебно-профилактическоеучреждение за год.

Единовременноенаблюдение – такое, когда изучаемыеявления фиксируются на какой-тоопределенный момент времени (дату, деньнедели, час и даже минуты). Классическимпараметром такого исследования являетсяперепись населения. Другие примеры:состав коечного фонда стационаров (наначало года), изучение физическогоразвития у детей определенного возрастаи пола (по данным за определенный год).

Программасанитарно-статистического исследованиявключает:

  1. выбор единицы наблюдения или основного признака, подлежащего изучению;

  2. определение дополнительных признаков, подлежащих изучению;

  3. обеспечение статистическим бланком;

  4. определение группировки и составление макетов таблиц.

Всепризнаки, характеризующие статистическуюсовокупность, делятся на объединяющиеи разъединяющие. Объединяющие признакиили признаки сходства служат основаниемдля объединения в совокупность.Разъединяющие признаки или признакиразличия служат предметом анализасовокупности.

Каждыйпервичный элемент объекта исследования,составляющий статистическую совокупностьи наделенный признаками сходства,называется единицей наблюдения, единицейстатистической совокупности (счетнойединицей).

Например: Статистическойсовокупностью может быть группа лиц,родившихся в данном году в данномнаселенном пункте.

Объединяющие признаки:единый возраст (все входящие в группу– новорожденные), единое время (всеродились в данном году), единая территория(все родились в данном населенномпункте).

Разъединяющие признаки: полребенка, его доношенность, состояниездоровья, возраст матери и др. Каждаяединица наблюдения характеризуетсярядом присущих ей признаков (свойств).Признаки, по которым различают элементыстатистической совокупности, подлежащиеучету в данном исследовании, называютсяучетнымипризнаками.

Учетныепризнаки могут быть:

  1. а) факторными, причинными;

б)результативными, зависящими от факторных.

Факторы– это те свойства, влияние, воздействиеили разнообразие которых так или иначеотражается на разнообразии результативногопризнака. В зависимости от целиисследования один и тот же признак можетбыть и факторным, и результативным.

Например: При изучении эффективностиметода лечения длительность госпитальноголечения является результативнымпризнаком (то есть зависящим отприменяемого метода лечения).

Приизучении необходимого числа коек длялечения больных, длительность госпитальноголечения является факторным признаком:чем больше длительность лечения, тембольше требуется коек.

  1. а) количественные – выраженные числом (возраст, рост, вес и т.п.);

б)атрибутивные – выражены словом (пол,место жительства, диагноз и т.п.)

Статистическиебланки могут быть двух видов:

  1. Стандартные, то есть формы официальных медицинских документов, утвержденные Министерством здравоохранения. Например, статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов, форма № 025-2у, врачебное свидетельство о смерти, форма № 106-у и др.

  2. Специальные, то есть составленные самим исследователем. Например: анкета изучения распространенности никотинизма среди студентов-медиков ГГМУ; выкопировочный бланк для изучения эффективности хирургического лечения рака молочной железы.

Формализациястатистических документов (выкопировочныхкарт, карт выборки, опросного листа,анкеты, статистического бланка) –необходимое условие разработки материалана компьютерной технике, использованияперфокарт с краевой перфорацией дляручной разработки материала (типа К-3,К-4, К-5).

Формализованнаястатистическая картавключает систему «вопрос-ответ-шифр(код)», рациональное, компактивноерасположение признаков. Она позволяетосуществить одновременно регистрацию,группировку, кодирование уже на стадииполучения первичной информации.

Пример:статистическая карта выбывшего изстационара, форма № 066-у; врачебноесвидетельство о смерти, форма № 106-у идр.

Группировка– этораспределение собранного материала похарактеру или величине признака накачественно однородные группы.

Видыгруппировок:

  1. Типологическая – группировка атрибутивных (качественных) признаков, выраженных словесно, описательно. Пример: группировка студентов по факультетам: лечебно-профилактический, педиатрический, медико-психологический.

  2. Вариационная – это группировка признака, имеющего числовое выражение. Пример: группировка обследованных по возрасту 20-24 года; 25-29 лет; 30-34 года и т.д.

Группировкадолжна выделить существенные свойстваизучаемого явления, вскрыть егоособенности, его типичность. Основныеправила группировки:

  1. Группировка не должна быть механической, необходимо выяснить логические связи, соответствующие цели исследования.

    Пример: При изучении заболеваемости корью нецелесообразно возраст взрослого населения группировать по 5-летним интервалам, так как известно, что корь – инфекция детского возраста, хотя случаи заболевания корью бывают и у взрослых.

    Наоборот, при изучении ишемической болезни сердца молодой возраст можно объединить в одну группу, а после 35-40 лет возраст группируют ао 5 или 10-летним интервалом.

  2. Каждая группа должна иметь четкие границы. Например: при выявлении 10-летних возрастных интервалов нельзя их указать так: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, и т.д., так как при этом нет ясности, в какую группу относится возраст 30 лет, 40 лет. Правильно группы строить так: 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/5363240/page:3/

108. Организация статистического исследования, этапы. План и программа статистического исследования

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

Статистическоеисследование (СИ)позволяет получить представление о томили ином явлении, изучить его размер,уровень, выявить закономерности.Предметом СИ могут быть здоровьенаселения, организация медицинскойпомощи, факторы внешней среды, влияющиена здоровье и т.д.

Припроведении СИ могут быть использованы2 методическихподхода:

1)изучение интенсивности явления в среде,распространенности явления, выявлениетенденций состояния здоровья населения- проводятся на генеральных совокупностяхили достаточно больших по численностивыборочных совокупностях, позволяющихполучить интенсивные показатели иобоснованно перенести полученные данныена всю генеральную совокупность

2)проведение строго спланированныхисследований по изучению отдельныхфакторов без выявления интенсивностиявления в среде – проводятся, как правило,на небольших по численности совокупностяхс целью выявления новых факторов,изучения неизвестных или малоизвестныхпричинно-следственных связей

Этапыстатистического исследования:

1этап. Составление плана и программыисследования– является подготовительным, на немопределяется цель и задачи исследования,составляется план и программаиссле­дования, разрабатываетсяпрограмма сводки статистическогомате­риала и решаются организационныевопросы.

а)цель и задачи исследования должны бытьчетко сформулированы; цель определяетосновное направление исследования иносит, как правило, не только теоретический,но и практический характер, онаформулируется ясно, четко, недвусмысленно;для раскрытия поставленной целиопределяются задачи исследова­ния.

б)необходимо изучить по данной темелитературу.

в)необходимо разработать организационныйплан -предус­матривает определение 1) места(административно-территориальных границнаблюдения), 2) времени (конкретных сроковосуществления наблю­дения, проведенияразработки и анализа материала) и 3)субъекта ис­следования (организаторов,исполнителей, методического иоргани­зационного руководства,источников финансирования исследования).

г)разработка планаисследования– включает определение:

-объекта исследования (статистическойсовокупнос­ти);

-объема исследования (сплошное, несплошное);

-видов (текущее, единовременное);

– способов сбора статистической информации.

д)необходимо составить программуисследования (наблюдения)– включает:

-определение единицы наблюдения;

-перечень вопросов (учетных признаков),подлежащих регистра­ции в отношениикаждой единицы наблюдения

-разработку индивидуального учетного(регистрационного) блан­ка с перечнемвопросов и признаков, подлежащих учету;

-разработку макетов таблиц, в которыезатем вносятся результа­ты исследования.

Накаждую единицу наблюдения заполняетсяотдельный бланк, он содержит паспортнуючасть, четко сформулированные, поставленныев определенной последовательностивопросы программы и дату заполне­ниядокумента. В качестве учетных бланковмогут быть использованы применяе­мыев практике лечебно-профилактическихучреждений учетные меди­цинскиеформы.

Источникамиполучения информации могут служитьдругие медицин­ские документы (историиболезни, и индивидуальные картыамбула­торного больного, историиразвития ребенка, истории родов),от­четные формы лечебно-профилактическихучреждений и др.

Дляобеспечения возможности статистическойразработки данных из этих документовпроизводят выкопировку сведений наспециально разработанные учетныебланки, содержание которых определяетсяв каждом отдельном случае в соответствиис задачами исследования.

Внастоящее время в связи с машиннойобработкой результатов наблюдения сиспользованием ЭВМ вопросы программымогут быть формализованы,когда вопросыв учетном документе ставятся в видеальтернативы (да, нет),или предлагаютсяуже готовые ответы, из которых следуетвыбрать определенный ответ.

е)необходимо составить программу сводкиполученных данных, которая включаетустановление принципов группировки,выделение группировочных признаков,определениекомбинаций этих признаков, составлениемакетов статистических таблиц.

2этап. Сбор материала (статистическоенаблюдение) – – заключается в регистрации отдельныхслучаев изу­чаемого явления ихарактеризующих их учетных признаковв регис­трационные бланки. Перед и входе выполнения этой работы прово­дитсяинструктаж (устный или письменный)исполнителей наблюде­ния, обеспечениеих формами регистрации.

Источник: https://studfile.net/preview/3883014/page:71/

Провести разработку и сводку подготовленного статистического материала, согласно поставленной цели и программы исследования

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

Сбор статистического материала;

3. Разработка и сводка материала,

4. Анализ полученных данных, выводы, предложения.

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает перечень организационных вопросов:

1.Определение места (территории), где будет проводиться исследование – административная территория, город, район, лечебно-профилактическое учреждение, промышленное предприятие

2.Определение времени проведения исследования – конкретные сроки работы, с учетом времени, необходимого для сбора, статистической обработки и анализа материала. Сроки работы могут колебаться от нескольких лет до года, месяца, квартала, что зависят от цели исследования, цикличности изучаемых явлений, тенденций развития, сезонности.

3.Определение вида статистического наблюдения – единовременное, текущее.

Единовременное наблюдение подобно фотографии регистрирует явление на определенный момент времени. Примером единовременного наблюдения может служить перепись населения, которая проводится по всей стране на один день; результаты обследования учащихся на профилактическом осмотре. К единовременным относится большинство лабораторных и инструментальных исследований.

Текущее наблюдение – напоминает киносъемку и характеризует явление путем регистрации признаков в течение определенного периода времени. Примером может быть регистрация в органах ЗАГСа рождений, смертей, браков, разводов, а также регистрация заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях.

Эти процессы протекают непрерывно, размеры их различны для разных отрезков времени и поэтому изучение рождаемости, смертности, заболеваемости и т.п. требует непрерывного наблюдения.

Это достигается организацией непрерывной текущей регистрации, и только впоследствии при статистической обработке весь материал может быть распределен по определенным временным периодам (год, квартал, месяц).

4. Определение метода статистического наблюдения – сплошное, выборочное. Сплошное наблюдение – обследуются и регистрируются все без исключения единицы, составляющие явление.

Сплошное наблюдение даст исчерпывающую информацию об изучаемом явлении и применяется в тех случаях, когда требуется точное воспроизведение действительности или необходимо знать общий размер всего явления (учет инфекционных заболевании, перепись населения).

Организация сплошного исследования чрезвычайно сложна и громоздка, требует больших материальных затрат и участия большого числа исполнителей, аразработка материалов сплошного наблюдения – длительного времени.

Поэтому в тех случаях, когда нужно получить данные в относительно короткий срок и при небольших затратах сил и средств, прибегают к выборочному методу, Выборочный метод позволяет охватить исследованием часть изучаемой совокупности.

При правильно организованной выборке, результаты, полученные на отобранной части, практически полностью могут быть перенесены на все явление, т.е. обладают достаточной репрезентативностью. Проведение выборочного исследования требует расчета необходимого числа наблюдений по специальным формулам, которые основываются на теории вероятности (приложение 2).

5.Определение организаторов и участников исследования, в небольших по объему исследованиях всю работу по сбору и обработке материала исследователь выполняет сам, а при больших исследованиях заранее предусматривается число и квалификация исполнителей, разделение их труда.

6.Определение средств, необходимых для проведения работы. Составляется смета расходов, приобретаются необходимые приборы, реактивы, оборудование.

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определение единицы наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими регистрации и изучению.

При изучении рождаемости, это будет каждый случай рождения на определенной территории в течение определенного отрезка времени, при изучении заболеваемости – каждый случай заболевания или больной человек.

Выбор единицы наблюдения обуславливается целью и задачами исследования.

2.Определение учетных признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.

Учетные признаки могут быть количественными – имеют цифровое выражение (возраст, продолжительность лечения, стаж работы, кратность питания) и атрибутивными – носят описательный характер (пол, профессия, исход лечения, сезон).

По роли признаков в совокупности они могут быть факторными (влияющими) – возраст, пол, образование, занятия спортом; и результативными (испытывающими влияние) – рост, масса тела, выздоровление, смерть.

3.Определение регистрационных бланков, подлежащих учету. В лечебных учреждениях регистрационными бланками часто служат оперативные медицинские документы.

Например, для учета состава госпитализированных больных применяют “Карту выбывшего из стационара”, куда в схематичной форме заносят сведения о пациентах и исходах их лечения, а для изучения заболеваемости – “Талон амбулаторного пациента”. Эти документы могут быть использованы для статистических целей после того, как они сыграли свою основную роль.

Другие документы, применяющиеся в медицинских учреждениях (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история болезни стоматологического больного), строго говоря, не являются статистическими документами.

Для статистической разработки этих документов необходимые сведения из врачебных записей, которые выкопировываются на специально подготовленные статистические карточки и в дальнейшем подвергают обработке. Регистрационным бланком также может служить анкета, позволяющая получить объективные сведения о личных, интимных сторонах жизни (взаимоотношения в семье, на работе, наличие вредных привычек и т.д.)

4. Составление макетов статистических таблиц. По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам.

В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака – ставится прочерк). В статистических таблицах различают подлежащие – основной признак изучаемого явления, и сказуемое – учетные признаки, характеризующие подлежащее. Простая таблица (табл.

№1) имеет подлежащее и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.

Таблица №1.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний

Нозологическая форма заболевания Число случаев
1. ОРВИ
2. Бронхит
3. Пневмония
Итого

В групповой таблице (табл. №2) подлежащие характеризуется несколькими сказуемыми, но признаки, характеризующие подлежащее не связанны между собой.

Таблица №2.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту, социальным группам

Нозологическая форма заболевания Пол Возраст Социальная группа
Муж Жен Всего До 30 30-60 Всего Рабочий Служащий Всего
1.ОРВИ
2.Бронхит
3. Пневмония
Итого

Комбинационная таблица (табл. №3) дает более широкие возможности для анализа, имеет подлежащие и несколько взаимосвязанных между собой сказуемых. Из данных комбинационной таблицы всегда можно построить групповую и простую таблицы, обратное действие невозможно.

Таблица №3.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту

Нозологическая форма заболевания Возраст до 30 лет Возраст 30-50 лет Старше 50 лет Всего Итого
М Ж М Ж М Ж М Ж Оба пола
1. ОРВИ
2. Бронхит
3. Пневмония
Итого

Второй этап статистического исследования – сбор материала. Задачей этого этапа является регистрация каждой единицы наблюдения, её учетных признаков в строгом соответствии с программой наблюдения и заполнение учетных документов.

Третий этап – разработка и сводка данных. На этом этапе проводится контроль качества заполненных учётных документов (все дефекты заполнения статистических карт должны быть выправлены, а при невозможности этого, документы исключаются из дальнейшей разработки), проводится группировка и сводка собранного материала.

Под группировкой понимают распределение статистического материала на однородные группы по одному или нескольким признакам.

В медико-социальных исследованиях используются разнообразные группировки по социально-демографическим признакам (возраст, пол, семейное положение), по климатогеографическим признакам (сезон, место жительства), по социально-экономическим признакам (профессия, должность, образование, доход), по состоянию здоровья (классы МКБ, группы риска, группы здоровья) и т.д. Сводка материала в статистические таблицы позволяет систематизировать первично собранные данные, преобразовать единичные факты в количественную характеристику статистической совокупности в целом и по основным признакам.

Четвертый этап – анализ полученных данных, выводы, предложения.

Задачей четвертого этапа статистического исследования является вычисление производных величин (относительных, средних) на основании абсолютных цифр, полученных в результате их сводки в таблицы, и графическое изображение показателей.

Статистическому анализу в ряде случаев могут быть подвергнуты и абсолютные величины. Результаты сводки данных подлежат количественному и качественному анализу, оценивается их достоверность, формулируются выводы и предложения.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Каждый студент получает индивидуальное задание, включающее описание цели и программы исследования, а также уже собранный статистический материал (карты выбывшего из стационара, талоны амбулаторного пациента и др.).

Для проведения работы необходимо: оценить качество заполнения учетных документов, провести группировки материала (распределить единицы наблюдения по однородным группам), заполнить простую, групповую и комбинационную таблицы, графически изобразить полученные данные, проанализировать статистический материал.

Источник: https://studopedia.su/14_25614_provesti-razrabotku-i-svodku-podgotovlennogo-statisticheskogo-materiala-soglasno-postavlennoy-tseli-i-programmi-issledovaniya.html

Организация статистического исследования

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

Основные понятия в статистике

Важным принципом статистики является применение ее для изучения массовых явлений, так

как по единичным случаям нельзя сделать вывод о закономерностях в изучаемом процессе.

Например, по 1-2 случаям послеоперационных осложнений нельзя сделать вывод о

неэффективности данного оперативного метода лечения. Только наблюдение за группой

больных, оперированных этим методом, позволит сделать закономерный вывод.

Изучение того или иного явления с применением статистического метода требует от врача

прежде всего умелого подхода к выбору объекта исследования, так называемой статистической

совокупности.

Статистическая совокупность – это группа относительно однородных элементов (единиц

наблюдения) взятых вместе в конкретных условиях времени и пространства.

Статистическая совокупность формируется в зависимости от поставленной цели исследования.

Пример: цель исследования – изучить сроки пребывания больных в терапевтическом отделении

стационара ЦГБ г.Ульяновска за истекший год и факторы на них влияющие. В соответствии с

целью статистическая совокупность (объект исследования)- это все больные, пролечившиеся в

терапевтическом отделении стационара ЦГБ г.Ульяновска за истекший год.

Единица статистического наблюдения – это каждый первичный элемент, составляющий

статистическую совокупность. Число единиц наблюдения в статистической совокупности

определяет объем исследования и обозначается буквой “n”.

Единица наблюдения является носителем признаков сходства и признаков различия (учетных

признаков). Признаки сходства служат основанием для объединения единиц наблюдения в

статистическую совокупность. Признаки различия (собственно учетные признаки)- это те, по

которым единицы наблюдения отличаются друг от друга. Всесторонний анализ учетных

признаков, а также взаимосвязь между ними позволяют изучить всю совокупность в целом, ее

закономерности.

В нашем примере единица наблюдения это каждый больной, лечившийся в терапевтическом

отделении стационара ЦГБ г. Ульяновска в истекшем году. Признаки сходства – время

госпитализации, место госпитализации; признаки различия – диагноз, пол, возраст, количество

проведенных койко-дней, исход лечения и т.д.

Учетные признаки различают:

1. По характеру – качественные (атрибутивные) и количественные.

2. По роли в совокупности – факторные и результативные.

Атрибутивные – (качественные) учетные признаки выражают словесно, они имеют

описательный характер (пол, диагноз , метод лечения и т.д.).

Количественные – учетные признаки выражают числом (возраст, АД, доза препарата, число

дней лечения и др.).

Под влиянием факторных признаков изменяются зависящие от них результативные признаки.

Например, своевременная госпитализация и рациональное лечение (факторные признаки)

снижают длительность пребывания больного в стационаре (результативный признак).

В зависимости от объема наблюдения статистическая совокупность может быть генеральной и

выборочной.

Генеральная совокупность состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней

отнесены в зависимости от цели исследования.

Выборочная совокупность это часть генеральной совокупности, отобранная специальным

методом. Анализ выборочной совокупности дает возможность получить достаточно полное

представление о закономерностях, присущих всей генеральной совокупности. Особенностью

выборочной совокупности является ее репрезентативность, т.е. представительность

(типичность) всех единиц наблюдения составляющих ее по отношению к единицам

наблюдения генеральной совокупности. Кроме того, выборочная совокупность должна быть

достаточной по объему (т.е. числу наблюдений). Статистика располагает специальными

формулами для определения необходимого минимального числа наблюдений в выборочной

совокупности.

Организация статистического исследования

Независимо от того, какие задачи ставятся при проведении научного статистического

исследования, оно должно проводится в определенной последовательности. Определяют цель и

задачи исследования.

Цель исследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики

здравоохранения (зачем проводятся исследования?).

Задачи исследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели

(как будет достигнута цель?).

Пример составления плана и программы статистического исследования:

Цель исследования – изучить заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ)

рабочих текстильного предприятия за истекший год.

Задачи исследования:

1.Определить экономический ущерб, связанный с заболеваемостью с ВУТ

2. Разработать меры по снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Различают 4 этапа статистического исследования:

1. Составление плана и программы исследования (подготовительная работа)

2. Статистическое наблюдение (сбор материала)

3. Статистическая разработка материала

4. Анализ, выводы, рекомендации, внедрение в практику.

1 этап Составление плана и программы исследования

План статистического исследования включает в себя:

1. Определение места, где будет проводиться исследование

2. Определение времени (сроков) проведения работы

3. Определение и подбор статистической совокупности

4. Определение единицы наблюдения

5. Определения вида статистического исследования (единовременное, текущее, сплошное,

выборочное, в том числе определение способа выбора -механический,

типологический, гнездовой, случайный, и др.)

6.Какими силами (кадрами) будет проводится исследование и под чьим методическим и

организационным руководством.

7. Финансирование исследования.

Программа статистического исследования предусматривает решение следующих вопросов:

1.Составление программы сбора материала (выбор учетного документа с перечнем вопросов, на

которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть

как специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта, так и

официальный учетный документ – талон амбулаторного пациента, врачебное свидетельство о

смерти и т.д.)

2.Составление программы разработки материала

3.Составление программы анализа собранного материала

При составлении программы необходимо знание состояния изучаемой проблемы по

литературным данным.

II этап. Сбор статистического материала (статистическое наблюдение)

Этот этап предусматривает непосредственное осуществление программы наблюдения, т.е.

регистрацию и учет явлений, подлежащих исследованию.

III этап. Обработка собранного материала

Обработку начинают с проверки собранного материала на полноту и правильность заполнения

учетного документа. Затем проводят шифровку материала т.е. применение условных

обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть

цифровые или буквенные; при машинной обработке только цифровые. После этого проводится

группировкаматериала – распределение собранного материала по характеру или величине

признака.

В статистике различают типологическую группировку (по качественным или атрибутивным

признакам) ивариационную ( по количественным признакам).

Результаты подсчета заносятся в статистические таблицы .

Статистической таблицей называют расположенные по определенной системе ряды чисел.

В статистической таблице различают табличное подлежащее и табличное сказуемое. Под

табличным подлежащим подразумевается основной признак изучаемого явления. Подлежащее,

как правило, располагается по горизонтальным строкам таблицы. Табличное сказуемое –

признаки, характеризующие подлежащее. Они располагаются в вертикальных графах таблицы.

В таблицах необходимо предусмотреть итоговые данные, по которым будут проводиться

расчеты показателей на третьем этапе статистического исследования.

Различают таблицы простые, групповые и комбинационные. В простой таблице подлежащее

характеризуется лишь одним признаком. Она содержит перечень и итог всей совокупности.

Макет простой таблицы.

Состав больных в стационаре

Наименование болезней Число больных
1. 2. 3. И т.д.
Всего:

Групповойназывается таблица, в которой подлежащее характеризуется одновременно несколькими, не связанными между собой признаками.

Макет групповой таблицы.

Состав больных в стационаре по полу и возрасту

Пол Возраст (в годах)
Наиме нование болез ней Муж. Жен. Оба пола 0-14 15-29 30-59 60 и ст. всего
1. 2. 3. И т.д.
Всего:

В комбинационной таблице подлежащее характеризуется одновременно несколькими

взаимосвязанными признаками.

Макет комбинационной таблицы.

Состав больных в стационаре по полу и возрасту

М Ж Оба пола
Наиме нование болез ней 0-14 15-29 30-50 60 и ст. Все го 0-14 15-29 30-50 60 и ст. Все го 0-14 15-29 30-50 60 и ст. Все го
1. 2. 3. И т.д.
Всего:

IY этап. Анализ статистического материала

Включает в себя вычисление показателей ( относительных величин и средних), их сравнение,

выводы и заключение по данному исследованию, рекомендации и внедрение в практику. На

этом этапе применяются также различные специальные статистические методики (метод

стандартизации, корреляции и т.д.).

Для статистического анализа используются:

1. Абсолютные величины

2.Относительные величины

3. Средние величины

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 1391 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/3-63807.html

Организация статистического исследования, его этапы. Особенности проведения медико-социальных исследований

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

Статистика — общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями.

Анализ количественных показателей позволяет выявить важнейшие закономерности различных процессов в жизни общества и таким образом познать качественную природу явлений в их взаимосвязь. Статистический метод нашел применение во всех областях деятельности человека, в науке и в том числе в медицине и здравоохранении.

Медицинская (санитарная) статистика изучает состояние общественного здоровья и здравоохранения, устанавливает достоверность результатов исследований, проводимых в клиниках и лабораториях, эффективность новых препаратов, методов диагностики и профилактики, качество работы врача.

Выделяют следующие разделы медицинской статистики: 1) статистика общественного здоровья; 2) статистика здравоохранения; 3) статистика научных исследований, или теоретическая медицинская статистика.

Медико-статистические исследования выполняются в определенной последовательности. В начале определяется цель и задачи работы. Цель устанавливает направление всего исследования в целом и отвечает на вопрос “зачем” оно будет проводиться.

Целью медико-социальных исследований может быть изучение различных сторон здоровья населения, деятельности системы здравоохранения и т.д.

Задачи определяют конкретные пути достижения цели, позволяют разделить всю работу на ступени, преодоление которых способствует получению конечного результата, В дальнейшем статистическое исследование проводится поэтапно, строгая последовательность в выполнении которых обеспечивает полноту и достоверность медико-статистической информации.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Подготовительный (организационный) этап: составление плана и программы исследования;

2. Сбор статистического материала;

3. Разработка и сводка материала,

4. Анализ полученных данных, выводы, предложения.

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает перечень организационных вопросов:

1.Определение места (территории), где будет проводиться исследование – административная территория, город, район, лечебно-профилактическое учреждение, промышленное предприятие

2.Определение времени проведения исследования – конкретные сроки работы, с учетом времени, необходимого для сбора, статистической обработки и анализа материала. Сроки работы могут колебаться от нескольких лет до года, месяца, квартала, что зависят от цели исследования, цикличности изучаемых явлений, тенденций развития, сезонности.

3.Определение вида статистического наблюдения – единовременное, текущее.

Единовременное наблюдение подобно фотографии регистрирует явление на определенный момент времени. Примером единовременного наблюдения может служить перепись населения, которая проводится по всей стране на один день; результаты обследования учащихся на профилактическом осмотре. К единовременным относится большинство лабораторных и инструментальных исследований.

Текущее наблюдение – напоминает киносъемку и характеризует явление путем регистрации признаков в течение определенного периода времени. Примером может быть регистрация в органах ЗАГСа рождений, смертей, браков, разводов, а также регистрация заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях.

Эти процессы протекают непрерывно, размеры их различны для разных отрезков времени и поэтому изучение рождаемости, смертности, заболеваемости и т.п. требует непрерывного наблюдения.

Это достигается организацией непрерывной текущей регистрации, и только впоследствии при статистической обработке весь материал может быть распределен по определенным временным периодам (год, квартал, месяц).

4. Определение метода статистического наблюдения – сплошное, выборочное. Сплошное наблюдение – обследуются и регистрируются все без исключения единицы, составляющие явление.

Сплошное наблюдение даст исчерпывающую информацию об изучаемом явлении и применяется в тех случаях, когда требуется точное воспроизведение действительности или необходимо знать общий размер всего явления (учет инфекционных заболевании, перепись населения).

Организация сплошного исследования чрезвычайно сложна и громоздка, требует больших материальных затрат и участия большого числа исполнителей, аразработка материалов сплошного наблюдения – длительного времени.

Поэтому в тех случаях, когда нужно получить данные в относительно короткий срок и при небольших затратах сил и средств, прибегают к выборочному методу, Выборочный метод позволяет охватить исследованием часть изучаемой совокупности.

При правильно организованной выборке, результаты, полученные на отобранной части, практически полностью могут быть перенесены на все явление, т.е. обладают достаточной репрезентативностью. Проведение выборочного исследования требует расчета необходимого числа наблюдений по специальным формулам, которые основываются на теории вероятности (приложение 2).

5.Определение организаторов и участников исследования, в небольших по объему исследованиях всю работу по сбору и обработке материала исследователь выполняет сам, а при больших исследованиях заранее предусматривается число и квалификация исполнителей, разделение их труда.

6.Определение средств, необходимых для проведения работы. Составляется смета расходов, приобретаются необходимые приборы, реактивы, оборудование.

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определение единицы наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими регистрации и изучению.

При изучении рождаемости, это будет каждый случай рождения на определенной территории в течение определенного отрезка времени, при изучении заболеваемости – каждый случай заболевания или больной человек.

Выбор единицы наблюдения обуславливается целью и задачами исследования.

2.Определение учетных признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.

Учетные признаки могут быть количественными – имеют цифровое выражение (возраст, продолжительность лечения, стаж работы, кратность питания) и атрибутивными – носят описательный характер (пол, профессия, исход лечения, сезон).

По роли признаков в совокупности они могут быть факторными (влияющими) – возраст, пол, образование, занятия спортом; и результативными (испытывающими влияние) – рост, масса тела, выздоровление, смерть.

3.Определение регистрационных бланков, подлежащих учету. В лечебных учреждениях регистрационными бланками часто служат оперативные медицинские документы.

Например, для учета состава госпитализированных больных применяют “Карту выбывшего из стационара”, куда в схематичной форме заносят сведения о пациентах и исходах их лечения, а для изучения заболеваемости – “Талон амбулаторного пациента”. Эти документы могут быть использованы для статистических целей после того, как они сыграли свою основную роль.

Другие документы, применяющиеся в медицинских учреждениях (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история болезни стоматологического больного), строго говоря, не являются статистическими документами.

Для статистической разработки этих документов необходимые сведения из врачебных записей, которые выкопировываются на специально подготовленные статистические карточки и в дальнейшем подвергают обработке. Регистрационным бланком также может служить анкета, позволяющая получить объективные сведения о личных, интимных сторонах жизни (взаимоотношения в семье, на работе, наличие вредных привычек и т.д.)

4. Составление макетов статистических таблиц. По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам.

В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака – ставится прочерк). В статистических таблицах различают подлежащие – основной признак изучаемого явления, и сказуемое – учетные признаки, характеризующие подлежащее. Простая таблица (табл.

№1) имеет подлежащее и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.

Второй этап статистического исследования – сбор материала. Задачей этого этапа является регистрация каждой единицы наблюдения, её учетных признаков в строгом соответствии с программой наблюдения и заполнение учетных документов.

Третий этап – разработка и сводка данных. На этом этапе проводится контроль качества заполненных учётных документов (все дефекты заполнения статистических карт должны быть выправлены, а при невозможности этого, документы исключаются из дальнейшей разработки), проводится группировка и сводка собранного материала.

Под группировкой понимают распределение статистического материала на однородные группы по одному или нескольким признакам.

В медико-социальных исследованиях используются разнообразные группировки по социально-демографическим признакам (возраст, пол, семейное положение), по климатогеографическим признакам (сезон, место жительства), по социально-экономическим признакам (профессия, должность, образование, доход), по состоянию здоровья (классы МКБ, группы риска, группы здоровья) и т.д. Сводка материала в статистические таблицы позволяет систематизировать первично собранные данные, преобразовать единичные факты в количественную характеристику статистической совокупности в целом и по основным признакам.

Четвертый этап – анализ полученных данных, выводы, предложения.

Задачей четвертого этапа статистического исследования является вычисление производных величин (относительных, средних) на основании абсолютных цифр, полученных в результате их сводки в таблицы, и графическое изображение показателей.

Статистическому анализу в ряде случаев могут быть подвергнуты и абсолютные величины. Результаты сводки данных подлежат количественному и качественному анализу, оценивается их достоверность, формулируются выводы и предложения

Источник: https://cyberpedia.su/7x2a37.html

Сбор статистического материала;

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: включает перечень организационных вопросов: 1. Определение места

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

3. Разработка и сводка материала,

4. Анализ полученных данных, выводы, предложения.

ПЛАН СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ включает перечень организационных вопросов:

1.Определение места (территории), где будет проводиться исследование – административная территория, город, район, лечебно-профилактическое учреждение, промышленное предприятие

2.Определение времени проведения исследования – конкретные сроки работы, с учетом времени, необходимого для сбора, статистической обработки и анализа материала. Сроки работы могут колебаться от нескольких лет до года, месяца, квартала, что зависят от цели исследования, цикличности изучаемых явлений, тенденций развития, сезонности.

3.Определение вида статистического наблюдения – единовременное, текущее.

Единовременное наблюдение подобно фотографии регистрирует явление на определенный момент времени. Примером единовременного наблюдения может служить перепись населения, которая проводится по всей стране на один день; результаты обследования учащихся на профилактическом осмотре. К единовременным относится большинство лабораторных и инструментальных исследований.

Текущее наблюдение – напоминает киносъемку и характеризует явление путем регистрации признаков в течение определенного периода времени. Примером может быть регистрация в органах ЗАГСа рождений, смертей, браков, разводов, а также регистрация заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях.

Эти процессы протекают непрерывно, размеры их различны для разных отрезков времени и поэтому изучение рождаемости, смертности, заболеваемости и т.п. требует непрерывного наблюдения.

Это достигается организацией непрерывной текущей регистрации, и только впоследствии при статистической обработке весь материал может быть распределен по определенным временным периодам (год, квартал, месяц).

4. Определение метода статистического наблюдения – сплошное, выборочное. Сплошное наблюдение – обследуются и регистрируются все без исключения единицы, составляющие явление.

Сплошное наблюдение даст исчерпывающую информацию об изучаемом явлении и применяется в тех случаях, когда требуется точное воспроизведение действительности или необходимо знать общий размер всего явления (учет инфекционных заболевании, перепись населения).

Организация сплошного исследования чрезвычайно сложна и громоздка, требует больших материальных затрат и участия большого числа исполнителей, аразработка материалов сплошного наблюдения – длительного времени.

Поэтому в тех случаях, когда нужно получить данные в относительно короткий срок и при небольших затратах сил и средств, прибегают к выборочному методу, Выборочный метод позволяет охватить исследованием часть изучаемой совокупности.

При правильно организованной выборке, результаты, полученные на отобранной части, практически полностью могут быть перенесены на все явление, т.е. обладают достаточной репрезентативностью. Проведение выборочного исследования требует расчета необходимого числа наблюдений по специальным формулам, которые основываются на теории вероятности (приложение 2).

5.Определение организаторов и участников исследования, в небольших по объему исследованиях всю работу по сбору и обработке материала исследователь выполняет сам, а при больших исследованиях заранее предусматривается число и квалификация исполнителей, разделение их труда.

6.Определение средств, необходимых для проведения работы. Составляется смета расходов, приобретаются необходимые приборы, реактивы, оборудование.

ПРОГРАММА СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Определение единицы наблюдения – составная часть, первичный элемент статистической совокупности, наделенный всеми признаками, подлежащими регистрации и изучению.

При изучении рождаемости, это будет каждый случай рождения на определенной территории в течение определенного отрезка времени, при изучении заболеваемости – каждый случай заболевания или больной человек.

Выбор единицы наблюдения обуславливается целью и задачами исследования.

2.Определение учетных признаков, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.

Учетные признаки могут быть количественными – имеют цифровое выражение (возраст, продолжительность лечения, стаж работы, кратность питания) и атрибутивными – носят описательный характер (пол, профессия, исход лечения, сезон).

По роли признаков в совокупности они могут быть факторными (влияющими) – возраст, пол, образование, занятия спортом; и результативными (испытывающими влияние) – рост, масса тела, выздоровление, смерть.

3.Определение регистрационных бланков, подлежащих учету. В лечебных учреждениях регистрационными бланками часто служат оперативные медицинские документы.

Например, для учета состава госпитализированных больных применяют “Карту выбывшего из стационара”, куда в схематичной форме заносят сведения о пациентах и исходах их лечения, а для изучения заболеваемости – “Талон амбулаторного пациента”. Эти документы могут быть использованы для статистических целей после того, как они сыграли свою основную роль.

Другие документы, применяющиеся в медицинских учреждениях (история болезни, медицинская карта амбулаторного больного, история развития ребенка, история болезни стоматологического больного), строго говоря, не являются статистическими документами.

Для статистической разработки этих документов необходимые сведения из врачебных записей, которые выкопировываются на специально подготовленные статистические карточки и в дальнейшем подвергают обработке. Регистрационным бланком также может служить анкета, позволяющая получить объективные сведения о личных, интимных сторонах жизни (взаимоотношения в семье, на работе, наличие вредных привычек и т.д.)

4. Составление макетов статистических таблиц. По своему построению таблицы разделяют на простые, групповые и комбинационные. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, говорящий о её содержании. В нижней горизонтальной строке и в последнем вертикальном столбце подводятся итоги работы по графам и строкам.

В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака – ставится прочерк). В статистических таблицах различают подлежащие – основной признак изучаемого явления, и сказуемое – учетные признаки, характеризующие подлежащее. Простая таблица (табл.

№1) имеет подлежащее и одно сказуемое, используется для общей характеристики уровня и структуры явления без учета причинно-следственных зависимостей.

Таблица №1.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний

Нозологическая форма заболевания Число случаев
1. ОРВИ
2. Бронхит
3. Пневмония
Итого

В групповой таблице (табл. №2) подлежащие характеризуется несколькими сказуемыми, но признаки, характеризующие подлежащее не связанны между собой.

Таблица №2.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту, социальным группам

Нозологическая форма заболевания Пол Возраст Социальная группа
Муж Жен Всего До 30 30-60 Всего Рабочий Служащий Всего
1.ОРВИ
2.Бронхит
3. Пневмония
Итого

Комбинационная таблица (табл. №3) дает более широкие возможности для анализа, имеет подлежащие и несколько взаимосвязанных между собой сказуемых. Из данных комбинационной таблицы всегда можно построить групповую и простую таблицы, обратное действие невозможно.

Таблица №3.

Распределение больных, обратившихся к врачу, по нозологическим формам заболеваний, полу, возрасту

Нозологическая форма заболевания Возраст до 30 лет Возраст 30-50 лет Старше 50 лет Всего Итого
М Ж М Ж М Ж М Ж Оба пола
1. ОРВИ
2. Бронхит
3. Пневмония
Итого

Второй этап статистического исследования – сбор материала. Задачей этого этапа является регистрация каждой единицы наблюдения, её учетных признаков в строгом соответствии с программой наблюдения и заполнение учетных документов.

Третий этап – разработка и сводка данных. На этом этапе проводится контроль качества заполненных учётных документов (все дефекты заполнения статистических карт должны быть выправлены, а при невозможности этого, документы исключаются из дальнейшей разработки), проводится группировка и сводка собранного материала.

Под группировкой понимают распределение статистического материала на однородные группы по одному или нескольким признакам.

В медико-социальных исследованиях используются разнообразные группировки по социально-демографическим признакам (возраст, пол, семейное положение), по климатогеографическим признакам (сезон, место жительства), по социально-экономическим признакам (профессия, должность, образование, доход), по состоянию здоровья (классы МКБ, группы риска, группы здоровья) и т.д. Сводка материала в статистические таблицы позволяет систематизировать первично собранные данные, преобразовать единичные факты в количественную характеристику статистической совокупности в целом и по основным признакам.

Четвертый этап – анализ полученных данных, выводы, предложения.

Задачей четвертого этапа статистического исследования является вычисление производных величин (относительных, средних) на основании абсолютных цифр, полученных в результате их сводки в таблицы, и графическое изображение показателей.

Статистическому анализу в ряде случаев могут быть подвергнуты и абсолютные величины. Результаты сводки данных подлежат количественному и качественному анализу, оценивается их достоверность, формулируются выводы и предложения.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-9091.html

Medic-studio
Добавить комментарий