ПОДРОБНО – Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция

Диспозициональная теория личности

ПОДРОБНО – Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

fОглавление

Введение

1. Общая характеристика диспозициального подхода к личности

2. Основные направления диспозициональной теории личности

2.1 «Жесткое» направление

2.2 «Мягкое» направление

2.3 Формально-динамическое направление

Заключение

Литература

fВведение

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. диспозициальный личность теория темперамент

Существуют три уровня анализа личности как психологического образования свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности.

Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а лишь на один из них. Названия элементов и блоков личности при этом сильно варьируют.

Отдельные свойства часто называют характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, факторами, шкалами личности, а блоки – компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

Рассмотрим диспозициональную теорию личности более подробно.

f1. Общая характеристика диспозициального подхода к личности

Диспозициональный (от анг. предрасположенность) подход главным источником развития личности считает факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды.

По мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные.

Данная теория предполагает, что люди, несмотря на постоянные изменения в структуре их поведения, обладают в целом определенными устойчивыми внутренними качествами (темпераментом, чертами). Диспозиционалисты считают, что в личности представлены как сознательное, так и бессознательное.

При этом рациональные процессы более характерны для высших структур личности – проприум, а иррациональные для низших – темперамента.

Согласно диспозициональной теории, человек обладает ограниченной свободой воли. Поведение человека в известной степени детерминировано эволюционными и генетическими факторами, а также темпераментом и чертами.

Внутренний мир человека, в частности темперамент и черты, преимущественно объективен и может быть зафиксирован объективными методами. Любые физиологические проявления, в том числе электроэнцефалограмма, речевые реакции и т.д., свидетельствуют о тех или иных свойствах темперамента и черт.

Основным блоком личности в рамках диспозиционального подхода является темперамент.

Диспозициональная теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое», и промежуточное – формально-динамическое.

f2. Основные направления диспозициональной теории личности

2.1 «Жесткое» направление

«Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека6 свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и, определенными личностными качествами – с другой.

При этом утверждается, что как сами жесткие биологические структуры, так и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так немецкий исследователь Э.

Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и и склонностью к определенному психическому заболеванию.

Например, люди астенического телосложения несколько чаще, чем представители других типов телосложения, обладают «шизоидным» характером (замкнуты, необщительны) и заболевают шизофренией.

Лица пикнического телосложения несколько чаще, чем другие люди, обладают «циклотимическим» характером (резкие перепады настроения – от возвышенного до печального) и чаще заболевают маникально-депрессивным психозом.

Среди «жестких» структурных моделей наиболее известной является модель личности, построенная Г. Айзенком, который отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента.

В его модели представлены три фундаментальных свойства личности: интроверсия-экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная стабильность, психотизм. Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как интроверсия-экстраверсия обусловлена функционированием особой структуры мозга – ретикулярной формации.

У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, – им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты наоборот тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, острой пище и т.д.

), потому, что у них пониженный тонус коры, – их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.

Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента:

Холерик – эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.

Меланхолик эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, регидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

Сангвиник – эмоционально стабильный интроверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик – эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

2.2 «Мягкое» направление

«Мягкое» направление» диспозициональной теории личности утверждает, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько – не входит в круг их исследовательских задач.

Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт – основоположник теории черт. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях.

Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Г.

Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

Оллпорт выделял общие и индивидуальные черты.

Общие – любые характеристики, присущие определенному количесттву людей в пределах данной культуры, поскольку в этом случае люди испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и потому у них развиваются похожие модели адаптации, общие личностные параметры. Например, возможность измерить такую общую черту как «доминантность/подчиненность», позволяет сравнивать одного человека с другим по этому значимому психологическому параметру.

Индивидуальные черты, или индивидуальные диспозиции – это уникальные характеристики человека, не допускающие сравнения с другими людьми. Они наиболее точно отражают его личностную структуру. Оллпорт выделил три их типа: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальная диспозиция пронизывает личность так, что почти все поступки человека можно свести к ее влиянию. Согласно Оллпорту, немногие люди обладают ею. Например, мать Тереза обладала такой чертой – она была милосердна, сострадательна к другим людям.

Центральные диспозиции, яркие характеристики индивидуальности человека, – такие тенденции в его поведении, которые могут легко обнаруживать окружающие. Обычно их бывает 5-10, и все они наиболее точно отражают существенные характеристики конкретной личности.

Черты менее обобщенные, не столь устойчивые и заметные, называют вторичными диспозициями. К ним, например, можно отнести индивидуальные предпочтения в одежде, еде, привычки, обусловленные ситуацией характеристики.

Оллпорт не считал, что личность – это набор не связанных друг с другом диспозиций. Напротив, он подчеркивал, что личность представляет собой их единство и интеграцию, что существует некий принцип, организующий установки, мотивы, ощущения, склонности в единое целое.

Он назвал это «проприумом, который охватывает все аспекты личности, способствует формированию чувства внутреннего единства». Понятие «проприум» близко к понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека.

Проприум как внутреннее единство формируется постепенно, с детства, вплоть до зрелости, проходя ряд этапов. В развитии проприума основную роль Оллпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума.

Человека, имеющего развитый проприум, Оллпорт называл зрелой личностью.

2.3 Формально-динамическое направление

Формально-динамическое направление представлено в основном работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Основной отличительной особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два уровня, два разных аспекта личностных свойств – формально-динамический и содержательный.

Содержательные свойства личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.

Представители формально-динамического направления в качестве основного элемента личности выделяют четыре основные формально-динамические свойства личности:

1) эргичность – уровень психического напряжения, выносливость;

2) пластичность – легкость переключения с одних программ поведения на другие;

3) скорость – индивидуальный темп поведения;

4) эмоциональный порог – чувствительность к обратной связи, к несовпадению реального и планируемого поведения.

Каждое из этих свойств может быть выделено в трех сферах поведения человека: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. У каждого человека выделяют в целом 12 формально-динамических свойств.

Формально-динамические свойства личности являются темпераментом в узком значении этого слова, поскольку представляют собой обобщенные врожденные свойства функциональных систем поведения человека. По В.Д. Небылицыну, темперамент с формально-динамической точки зрения представляет собой две взаимосвязанных подструктуры: активность и эмоциональность.

Определенные соотношения активности и эмоциональности образуют формально-динамические типы темперамента. Активность – мера энерго-динамической напряженности в процессе взаимодействия человека со средой, которая включает в себя эргичность, пластичность и скорость поведения человека.

Эмоциональность – характеристика человека со стороны чувствительности (реактивности, ранимости) к неудачам.

fЗаключение

Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств поприума.

Структура личности – это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих поприум человека

С точки зрения представителей диспозиционального подхода, ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» будет таков: потому что у этих людей имеются определенные биологические предпосылки, определенные черты и свойства темперамента, а их содержательные свойства поприума являются недостаточно зрелыми.

В последние годы теории о чертах личности подвергаются критике. Многие специалисты утверждают, что люди проявляют меньше постоянства, нежели это декларируется концепцией черт, и что поведение в первую очередь определяется ситуационными факторами.

Наиболее значимые корреляции между личностными чертами и поведением можно получить лишь в тех случаях, когда у человека эти черты выражены, т.е. относятся к центральным диспозициям.

Сейчас в психологии стали доминировать представления о взаимодействии между чертами личности и ситуативными факторами.

Следует также отметить, что в диспозициональной теории практически отсутствует в качестве самостоятельного такое важное личностное образование как характер.

fЛитература

1. Ковалев А.Г. Психология личности.-М.: Просвещение, 1965.-254с.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов /Под ред В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2006.-656с.

3. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М.: Наука, 1979.-234с.

4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2005.-592с.

5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер, 1998.-606с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00542029_0.html

Вопросы по Клинической психологии

ПОДРОБНО – Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция
sh: 1: –format=html: not found

1. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии развития психики.

2. Сознание как высший уровень психического отражения.

3. Высшие психические функции, их строение, свойства и развитие.

4. Мотивационная сфера личности. Методы исследования мотивации.

5. Общая характеристика эмоций.

6. Воля и волевая регуляция.

7. Восприятие как система перцептивных действий. Развитие восприятия в онтогенезе.

8. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

9. Связь внимания с сознанием и деятельностью.

10. Мышление как форма познавательной деятельности.

11. Интеллект. Методы диагностики интеллекта.

12. Роль и место воображения в структуре познавательной деятельности человека.

13. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента. Методы исследования темперамента.

14. Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.

15. Характеристика способностей. Общие и специальные способности. Методы диагностики способностей.

16. Эксперимент как специфический метод эмпирического исследования. Виды эксперимента.

17. Психодиагностический метод. Психодиагностические задачи и профессионально-этические нормы.

18. Психометрика и её основные параметры.

19. Корреляционный анализ.

20. Статистические критерии различий.

21. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития.

22. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве.

23. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

24. Психическое развитие в подростковом возрасте и юношеском возрасте.

25. Малая группа, ее структура и внутригрупповые процессы.

26. Специальные проблемы социальной психологии личности: социализация личности, соотношение установки и поведения, социально-психологические феномены личности.

27. Социальная психология общения. Структура общения.

28. Проблема определения понятия «личность» в психологии. Критерии личности. Личность и личностное поведение.

29. Понятие черты в диспозициональном направлении в теории личности.

30. Проблема личности в гуманистической и экзистенциональной психологии: общее и различия.

31. Основные разделы клинической психологии. Принципы и методы исследования в клинической психологии.

32. Клиническая психология как наука.

33. Теория привязанности.

34. Теория объектных отношений.

35. Структурная характеристика основных форм личностной патологии. Невротический, пограничный и психотический уровни личностной организации.

36. Психология здоровья. Факторы, влияющие на здоровье и заболевание.

37. Укрепление психического здоровья населения. Здоровье человека как жизненный ресурс и потенциал.

38. Патопсихология. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологического исследования.

39. Патологии восприятия. Агнозии, псевдоагнозии, нарушение смыслового аспекта восприятия. Патология восприятия как индикатор аномалии психической деятельности.

40. Нарушения памяти. Виды нарушений памяти и их краткая характеристика.

41. Нарушения мышления. Классификация нарушений, краткая характеристика основных типов нарушения мышления. Методы исследования нарушения мыслительной деятельности.

42. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

43. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением задних отделов коры головного мозга.

44. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением передних отделов коры головного мозга.

45. Нейропсихологические синдромы, связанные с поражением подкорковых структур мозга.

46. Основные понятия психотерапевтического процесса.

47. Специфика терапевтических отношений в индивидуальной психотерапии.

48. Основы групповой психотерапии.

49. Балинтовские группы. Модели супервизии.

50. Виды психосоматических феноменов и критерии их различения. Общие признаки психосоматических расстройств.

51. Психодинамические концепции психосоматических расстройств.

52. Природа психосоматических расстройств с точки зрения теорий раннего развития.

53. Нейрогуморальные и физиологические теории психосоматических расстройств.

54. Роль раннего телесного опыта в формировании границ Я.

55. Структура процесса психологического консультирования.

56. Определение консультативного контакта. Навыки поддержания консультативного контакта.

57. Основные методы психологического консультирования.

58. Особенности невротических расстройств у пожилых лиц.

59. Психологический тренинг: понятие, организация и особенности проведения.

60. Особенности организации и проведения тренинга личностного роста.

61. Отклоняющееся поведение и его особенности.

62. Профилактика отклоняющегося поведения.

63. Организация социально-психологической помощи семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

64. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

65. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

66. Эмоциональное благополучие и неблагополучие ребенка.

67. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте.

68. Эмоциональными проблемы подросткового и юношеского возраста с позиции нарушения системы отношений.

69. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в подростковом и юношеском возрасте.

70. Семья как система.

71. Жизненный цикл семьи.

72. Благополучие семьи.

73. Семейное консультирование как процесс.

74. Личность преступника: понятие и типология.

75. Жертва преступления. Виктимность и виктимизация.

76. Понятие клинико-психологической диагностики аномалий развития.

77. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

78. Клинико-психологическая диагностика аномалий развития в подростковом и юношеском возрасте.

79. Заключение по результатам клинико-психологического обследования: структура и содержание.

80. Понятие дефекта и компенсации в специальной психологии.

81. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей.

82. Классификация психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

83. Коррекционно-развивающая работа с детьми с аномальным развитием. Интегрированное обучение.

84. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

85. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

86. Понятие умственной отсталости, систематика умственной отсталости по степени тяжести нарушения (МКБ-10).

87. Задачи коррекционной работы с детьми с нарушенным интеллектом на разных возрастных этапах.

88. Личностные расстройства. Основные классические и психоаналитические концепции развития пограничных личностных расстройств и психопатий.

89. Патогенетическая классификация психопатий. Ядерные психопатии. Клиника основных типов психопатий.

90. Психогении в экстремальных ситуациях.

Источник: http://elearn.oknemuan.ru/?p=26&id=347

Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция черты личности и диспозиции по г.Олпорту

ПОДРОБНО – Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция

В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:

1. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях.

2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Из этих идей вытекают следующие положения:

1. Любой человек ведет себя с определенным постоянством (из первой идеи);

2. Любой человек ведет себя не так, как другие (из второй идеи).

Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление.

В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, но на всё влияет также и опыт.

Личность = f (Наследственность) Ч(Среда).

Концепция черты личности.Центральное место в его теории занимает понятие черта личности. Он рассматривает её как «единицу анализа»

Черта – это определенная предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Человек спокоен в различных ситуациях, или замкнут, или приветлив и общителен. По Олпорту поведение относительно стабильно в различных ситуациях. Черты личности формируются и проявляются на основе сходства.

Т.е многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные дают толчок к развитию определенной черты. Данная черта затем инициирует и выстраивает различные виды поведения, которые эквивалентны в своих проявлениях этой черте. Черта преобразует множество стимулов и обуславливает множество эквивалентных ответных реакций.

составляющая теории личности Олпорта – это эквивалентность стимула и

реакции, объединенных и опосредованных чертой.

1. Черты личности – это реально существующие у каждого человека обобщенные стремления к действию.

2. Черты личности являются более обобщенными особенностями, чем привычки.

3. Черты личности являются движущими или определяющими поведение человека элементами.

4. Наличие различных черт личности можно установить эмпирически.

5. Черты личности лишь относительно независимы друг от друга. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой.

6. Черты личности не несут в себе оценочных характеристик.

7. Черты можно рассматривать либо в контексте личности, у которой они обнаружены, либо по их распространенности в обществе.

8. Отдельные поступки человека или даже привычки не могут служить доказательством наличия либо отсутствия той или иной черты.

Виды диспозиций: Кардинальная – в высшей степени генерализованная диспозиция, пронизывающая поведение настолько, что почти все поступки человека подчиняются ее влиянию.

Центральные диспозиции – строительные блоки индивидуальности, представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые видны окружающим и упоминаются в его характеристиках. Вторичные диспозиции – менее устойчивые и более динамичные обобщенные особенности личности.

Проприумом – принцип организации всего психического мира человека в единое целое. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное.

Стадии развития проприума: ощущение своего тела, ощущение своего Я, чувство самоуважения, расширение границ самости, образ себя, рациональное управлению самим собой, проприативные стремления, самопознание.

Основные характеристики зрелой личности по г.Олпорту.

Олпорт полагал, что созревание человека — это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами.Зрелый человек имеет широкие границы «Я».

Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя «со стороны». Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым.

По Олпорту, любовь к себе — это непременный фактор в жизни каждого индивида.

1. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская интимность и сочувствие.

Дружески-интимный аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью.

Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

2. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины)

3. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть.

У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям.

Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.

4. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. У зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях.

Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству.

Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций

5. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни.

Человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь.

Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь — по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует.

Источник: https://studopedia.net/2_11584_ponyatie-lichnosti-v-dispozitsionalnom-podhode-kontseptsiya-cherti-lichnosti-i-dispozitsii-po-golportu.html

Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция черты личности Г.Олпорта

ПОДРОБНО – Понятие личности в диспозициональном подходе. Концепция

В основе диспозиционных теорий личности лежат две основные идеи:

1. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях.

2. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Из этих идей вытекают следующие положения:

1. Любой человек ведет себя с определенным постоянством (из первой идеи);

2. Любой человек ведет себя не так, как другие (из второй идеи).

Одним из ведущих представителей диспозиционного направления является Гордон

Олпорт. Личность, по Олпорту, – это динамическая организация психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление и детерминируют его уникальное приспособление к окружающей среде.

Динамическая организация личности подчеркивает, что личность постоянно развивается. Психофизическая система – подчеркивается то, что это есть ни исключительно ментальное, и не исключительно нервное образование. Организация предполагает, что действия тела и психики связанны в неразрывном единстве личности.

Олпорт рассматривает личность как организованное и саморегулирующееся целое.

В личности Олпорт считал важным и наследственность, и среду. Он считал, что не одна особенность личности не свободна от наследственных влияний, но на всё влияет также и опыт. Личность = f (Наследственность) Ч(Среда).

6.1.2. Концепция черты личности.

Центральное место в его теории занимает понятие черта личности. Он рассматривает её как «единицу анализа» для изучения личности и её поведения, которое отличается от поведения других людей.

Черта – это определенная предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Человек спокоен в различных ситуациях, или замкнут, или приветлив и общителен. По Олпорту поведение относительно стабильно в различных ситуациях. Черты личности формируются и проявляются на основе сходства. Т.

е многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные дают толчок к развитию определенной черты. Данная черта затем инициирует и выстраивает различные виды поведения, которые эквивалентны в своих проявлениях этой черте.

Черта преобразует множество стимулов и обуславливает множество эквивалентных ответных реакций.

составляющая теории личности Олпорта – это эквивалентность стимула и

реакции, объединенных и опосредованных чертой.

1. Черта личности — это не только номинальное обозначение. Каждый человек имеет внутри себя эти «обобщенные стремления к действию».

Помимо «страха перед коммунизмом», можно назвать такие явно узнаваемые черты личности, как: «боязнь капитализма», «агрессивность», «кротость», «искренность», «непорядочность», «интроверсия» и «экстраверсия».

Основной акцент здесь Олпорт делает на том, что эти личные характеристики реальны: они действительно существуют в людях, а не являются лишь теоретическим измышлением.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения.

Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, и поэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, «запускающих» их в действие, так и относительно поведенческих реакций, обусловленных ими. Например, ребенок может чистить зубы дважды в день и продолжать это делать, так как в этом его поощряют родители. Это привычка.

Однако с течением времени ребенок может приучиться также расчесывать волосы, стирать и гладить одежду. Все эти привычки, слившись воедино, могут сформировать такую черту, как опрятность.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Как уже отмечалось, черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их пробудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования.

Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, а также с помощью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.

Несмотря на тот факт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаются конвенциональному социальному оцениванию, они все же представляют истинные особенности индивидуума.

В идеальном варианте исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испытуемого, а затем подыскать нейтральные слова для их обозначения.

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Черты личности являются:

1) генерализованными – они связаны с большим числом стимулов, а не со специфическим небольшим числом;

2) устойчивыми.

Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения.

Например, можно назвать такие личностные черты (примеры): доминирование,

предрасположенность к общению, предрасположенность к замкнутости, агрессивность,

искренность, непорядочность, интроверсия, экстраверсия и т.д.

Олпорт указывает, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают ситуации, проявляющие их особенности. Человек, обладающие предрасположенностью к общению, не только прекрасный собеседник в компании, но он активно находится в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве.виды черт:

1. индивидуальные черты – черты, которыми обладает одно лицо.

2. общие черты – черты, которыми обладают многие люди в пределах одной культуры.

И выделял следующие типы индивидуальных диспозиций:

1. Кардинальные – все поступки личности можно свести к её влиянию. Кого-то мы определяем шовинист, романтик, альтруист. Ленин – коммунист…

2. Центральные диспозиции – такие тенденции в поведении человека, которые легко

могут обнаружить окружающие (пунктуальность, внимательность, ответственность). Олпорт обнаружил, что количество центральных диспозиций, с помощью которых может быть описан человек, мало в пределах от 5 до 10.

3. Вторичные диспозиции – образ действия, в котором человек постоянен, но которые

влияют на его поступки и поведение не так значительно, как центральные черты. Предпочтения в еде, одежде, личные предпочтения во вкусе. Любимый, цвет, любимые сладости, любимые фильмы.

Разложив человека на черты и диспозиции, Олпорт становится перед задачей как собрать их воедино целостное образование – личность.

Для описания природы личности Олпорт вводит понятие проприум – конструкт,

объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека. Это позитивное,

творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, которое охватывает все аспекты личности и способствует формированию чувства внутреннего единства.Это самость человека. По Олпорту поведение личности детерминирует система организованных и конгруэнтных черт.

Он считает, что поведением человека управляет то, что существует сейчас. В существенной степени функционирование черт осознанно и рационально. Индивиды знают, что они делают и почему. Наиболее важные мотивы поведения личности – это не отголоски прошлого.

Мы знаем о человеке больше, если знаем его сознательные планы, а не вытесненные воспоминания. Это ключевой момент концепции Олпорта, которая обозначается как концепция функцональной автономии. Мотивы человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли.

Главной системой мотивации личности являются приобретенные интересы, ценности, установки и намерения. Они обеспечивают постоянное стремление человека к развитию зрелой личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_379_ponyatie-lichnosti-v-dispozitsionalnom-podhode-kontseptsiya-cherti-lichnosti-golporta.html

Medic-studio
Добавить комментарий