Политическая психология как наука: определение, предмет, цель,

Предмет и задачи политической психологии

Политическая психология как наука: определение, предмет, цель,

Таким образом, предмет политической психологиив целом — это политика как особая человеческая дея­тельность, обладающая собственной структурой, субъ­ектом и побудительными силами.

Как особая человече­ская деятельность, с психологической точки зрения, политика поддается специальному анализу в рамках общей концепции социальной предметной деятель­ности, разработанной академиком А.Н. Леонтьевым. С точки зрения внутренней структуры, политика как деятельность разлагается на конкретные действия, а по­следние — на отдельные операции.

Деятельности в целом соответствует мотив, действиям — отдельные конкретные цели, операциям — задачи, данные в оп­ределенных условиях. Соответственно, всей политике как деятельности соответствует обобщенный мотив управления человеческим поведением (его «оптимиза­ции»).

Конкретным политическим действиям соответ­ствуют определенные цели согласования (или отстаи­вания) интересов групп или отдельных индивидов. Наконец, частным политическим операциям соответ­ствуют отдельные акции разного типа, от переговоров до войн или восстаний.

Субъектом политики как деятельности могут вы­ступать отдельные индивиды (отдельные политики), малые и большие социальные группы, а также стихий­ные массы. Политика как деятельность в целом, как и ее отдельные составляющие, может носить организо­ванный или неорганизованный, структурированный или неструктурированный характер.

История, теория и практика применения полити­ко-психологических знаний позволяет вычленить три основные задачи, решаемые политической психологи­ей как наукой.

В определенной степени, эти задачи развивались исторически, и соответствуют трем эта­пам развития политической психологии. Первой зада­чей был и до сих пор остается анализ психологических компонентов в политике, понимание роли «человече­ского фактора» в политических процессах.

Второй основной задачей, как бы надстроившейся над первой, стало и остается прогнозирование роли этого фактора и, в целом, психологических аспектов в политике.

На­конец, третьей главной задачей, которая вытекала из первых двух, стало и остается управленческое влияние на политическую деятельность со стороны ее психологического обеспечения, т.е. со стороны субъективно­го фактора.

Как уже говорилось выше, политическая психоло­гия — достаточно молодая наука.

Формально время ее конституирования датируется 1968 годом, —только то­гда в рамках Американской ассоциации политической науки было создано отделение политической психологии и, одновременно, в ряде университетов ввели специаль­ную программу углубленной подготовки политологов в области психологических знаний.

До этого политиче­ская психология в значительной мере представляла со­бой набор отдельных, подчас случайных, несистемати­зированных фактов, наблюдений, догадок, часто не имевших под собой общей основы. Соответственно, во многом случайными, часто несопоставимыми были ее конкретные задачи. Мешала нерешенность методоло­гических проблем.

Хотя описанный выше деятельностно-поведенче-ский подход сейчас уже предоставляет достаточно удоб­ные и широкие рамки для этого, его все-таки трудно считать адекватной методологической основой конкрет­ной науки. Это слишком общая, слишком широкая ос­нова.

С конкретной же методологической точки зрения, политическая психология до сих пор отличается выра­женным эклектизмом прагматической направленности: особенности того или иного изучаемого политическим психологом объекта и соображения практического удобства исследователя (включая его субъективные предпочтения) диктуют выбор способа теоретической интерпретации получаемых результатов.

Будучи с самого начала своего развития лишена собственной адекватной концептуально-методологиче­ской базы, политическая психология, особенно в запад­ном варианте, долгие годы шла по пути непрерывного самоформирования основ такого рода за счет синтети­ческого соединения, а подчас и просто эклектического заимствования самых разных концепций и методов из разных школ и направлений западной психологии. Начиная от ортодоксального психоанализа и кончая самыми современными вариантами бихевиоризма и когнитивных теорий, все они на разных этапах легко обнаруживаются в западной политической психологии. С точки же зрения непосредственной конкретно-научной методологии, в современной западной поли­тической психологии можно выделить две основные тенденции.

Первая тенденция представлена в исследованиях, исходящих из идей структурного функционализма и системной теории политики как одной из его разновид­ностей. Наиболее активно данная тенденция разверты­валась в теориях «политической поддержки», с одной стороны, и в ролевых теориях — с другой стороны.

Сюда же следует отнести также идеи критического рационализма и бихевиоризма (включая такие на­правления, которые исследовали политику с позиций «конвенционального», радикального и социального бихевиоризма), отражая запросы той части практиче­ской политики, которая стремится «отладить» совре­менный западный политический механизм в целом, считая его достаточно гомогенным и вполне устойчи­вым. Психология участников политического процесса интересует их в связи с тем, что они стремятся опти­мизировать адаптацию человека к наличному, сущест­вующему социально-политическому порядку. Для это­го направления характерна определенная заданность исследовательских подходов и, соответственно, полу­чаемых результатов — в частности, прежде всего в силу явной акцентировки социально-охранительной функ­ции политической психологии. Политико-психологи­ческое знание используется данным направлением исключительно для оправдания существующего поли­тического устройства, подчас даже без учета перспек­тив его развития. Философские основания большинст­ва частно-научных концепций этого рода относятся к сциентизму и технократизму, опираясь на веру в воз­можность чисто инженерного подхода к человеку в политике на основе применения новейших научных достижений («новых технологий») в плане управления им. Эти внешне новейшие, а на деле давно используе­мые модификации позитивистско-утилитаристской политической теории являются продолжением той классической традиции, у истоков которой стоял еще Т. Гоббс.

Вторая тенденция представлена антипозитивист­ским направлением, в русле которого активно разра­батываются теоретические конструкции когнитивиз-ма, «гуманистической психологии», неофрейдизма и символического интеракционизма. Основой данных течений является антисциентистская, часто иррацио-налистическая философия антропологического толка.

В эмпирические политико-психологические исследова­ния эти идеи проникли из культурной антропологии, психоанализа и социального бихевиоризма Дж. Мида и Ч. Кули.

В настоящее время в этой части политической психологии в качестве методологической основы дос­таточно серьезно укоренился инстинктивизм фрейди­стского понимания человека, идеи подсознательной идентификации личности со «своей» политической партией, а также общее иррационалистическое виде­ние природы человека.

Данные методологические по­стулаты дают неоднозначные результаты в зависимо­сти от политических установок исследователей. Так, например, психоанализ в истории политической пси­хологии представлен, как в откровенно правых идеях Г. Лассуэлла, так и в радикальных построениях «новых левых».

В конечном счете, и здесь политические пси­хологи часто поступают по принципу «что нашли, то и сгодилось». Увлеченность конкретными исследования­ми и прикладными заказами часто как бы избавляет их от необходимости специальной проработки методоло­гических задач.

В соответствии с личными пристрастия­ми и симпатиями исследователя, выбирается та или иная, удобная лично ему теоретическая схема. Причи­на такой методологической «всеядности» все та же — это отсутствие собственной методологической базы, отсутствие собственного понимания политики и ее пси­хологических механизмов. Именно поэтому методоло­гические вопросы были и продолжают оставаться в центре внимания наиболее серьезных политических психологов. Хотя, безусловно, они никак не могут за­крыть собой яркость и многообразие изучения конкрет­ных объектов политической психологии.

В ПОИСКАХ «МЕНТАЛИТЕТА»

Обобщенно, предметом политической психологии часто называют политический «менталитет». Ментали­тет (от англ.

Mentality — сознание) — обобщенное по­нятие отчасти образно-метафорического, политико-публицистического плана, обозначающее в широком смысле совокупность и специфическую форму орга­низации, своеобразный склад разнообразных психи­ческих свойств и качеств, особенностей и проявлений.

Используется, главным образом, для обозначения своеобразного, оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений. Например, иногда в литературе упоминается национальный менталитет — «грузинский», «русский», «немецкий» и др. Встречает­ся и региональный менталитет— «скандинавский», «латиноамериканский» и др.

Иногда говорят о мента­литете социальной группы, слоя, класса — «мелкобур­жуазный», «интеллигентский», «маргинальный» и др.

Подчас это понятие несет в себе квалификационно-оце­ночный оттенок, отражая способности мышления и уровень интеллекта его носителей (особенно в сочета­нии с прилагательными типа «высокий», «низкий», «богатый», «бедный» и т. п.). Может нести и содержа­тельно-идентификационную нагрузку политико-идео­логического характера (например, «либеральный», «тоталитарный», «демократический», или же, скажем, «пролетарский», «революционный», а также, напро­тив, «контрреволюционный», «реакционный» и т. п. менталитет).

В свое время в обществознание понятие мента­литет было введено представителями историко-психологического и культурно-антропологического направлений Л. Леви-Брюлем, Л. Февром, М. Блоком и некоторыми другими.

В первоначально использовав­шемся контексте менталитет означал наличие у пред­ставителей того или иного общества, трактуемого, прежде всего, как национально-этническая и социо-культурная общность людей, принадлежащих к одной и той же исторически сложившейся системе культу­ры, некоего определенного общего «умственного инструментария», своего рода «психологической оснастки», которая дает им возможность по-своему вос­принимать и осознавать свое природное и социаль­ное окружение, а также самих себя. Со временем понятие менталитет стало использоваться и для опи­сания в обобщенном виде свойств и особенностей ор­ганизации социальной и политической психологии людей, принадлежащих к такой общности, в частно­сти, политического сознания и самосознания членов той или иной достаточно обособленной общности не только национально этнического и историко-культурного, но и социально-политического характера.

В узком политико-психологическом смысле мента­литет представляет собой определенный, общий для членов социально-политической группы или органи­зации своеобразный политико-психологический тезау­рус («словарь», «лексикон», призму восприятия и ос­мысления мира).

Именно он и позволяет достаточно единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными устоявшимися в общности нормами и образцами поведения, гаран­тированно адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга.

В этом случае общий менталитет сам по себе является организующим фактором, образую­щим особую политико-психологическую общность людей на основе такого единого для всех ее членов менталитета.

С функциональной социально-политической точки зрения, общий для той или иной группы менталитет способствует поддержанию преемственности ее суще­ствования и устойчивости поведения входящих в нее членов, прежде всего, в относительно стабильных, но особенно — в кризисных ситуациях.

Главной особенно­стью последних является такое разрушающее воздей­ствие на менталитет, которое подвергает опасности его целостность и сплачивающе-унифицирующий поведе­ние людей характер, а в случае экстремального, крити­ческого воздействия может приводить к дестабилизации, расслоению и нарушению общности менталитета членов группы вплоть до полного разрушения такой политико-психологической общности. Возникающая в результате подобных ситуаций аномия ведет к появлению много­численных форм девиантного поведения и острым пси­хологическим кризисам у представителей данной общ­ности, что влечет за собой и социально-политические последствия: в таких случаях общность становится спо­собной прежде всего (а иногда и исключительно) к де­структивному в социально-политическом плане пове­дению, подчас чреватому не только разрушением социального окружения, но и саморазрушением такой общности.

В подобных случаях возникает особый, «кризисный менталитет» (или анемическое, «дезинтегрированное сознание») как выражение определенного этапа распа­да устойчивых прежде социально-политических обра­зований, определявших поведение людей, в структуре сознания и психики в целом.

Главными его особенно­стями являются своеобразная мозаичность (конфликт­ное сосуществование, с одной стороны, отмирающих, уже неадекватных прежних и, с другой стороны, на­рождающихся, но еще не стойких новых компонентов), несистематизированность, отсутствие целостности и устойчивости, ситуативность и непрерывная изменчивость.

В отличие от докризисного, достаточно устойчивого и структурированного менталитета, кризисный носит потокообразный, лабильный характер.

Ментали­тет такого типа, например, появляется в ситуациях резкого перехода от тоталитаризма к демократии, ха­рактеризующихся появлением целого ряда новых форм общественной жизни — в частности, социально-политического плюрализма, многоукладной экономи­ки, многопартийности и т. п. на этапе возникновения и становления этих явлений.

Примером такого рода, в частности, служат попытки разнообразных реформ в советском обществе, связанных с периодом пере­стройки: главным фактором этих реформ должен был стать «человеческий фактор», то есть, новый, изменив­шийся менталитет всего общества.

Развитие событий показало, однако, что трансформация менталитета яв­ляется достаточно длительным и болезненным процес­сом. Это связано, во-первых, с трудностями отказа от прежней «психологической оснастки» — со значитель­ной инерционностью и особого рода «сопротивляемо­стью» прежнего менталитета.

Во-вторых, с опасностью деструктивных последствий в результате его слишком быстрого разрушения. В-третьих, со сложностью фор­мирования нового менталитета в процессе, по сути дела, принудительной адаптации людей не столько к новым условиям (их еще нет и не может быть на этапе начала реформ), сколько к предстоящему длительному периоду реформирования. Трудности такого рода ве­дут к тому, что общественные преобразования оказы­ваются лишенными поддержки со стороны массового менталитета общества и, напротив, вынуждены пре­одолевать дополнительное сопротивление со стороны политической психологии членов общества.



Источник: https://infopedia.su/3xf3b.html

Тема 1.1. Психология как наука – Учебный курс

Политическая психология как наука: определение, предмет, цель,

Психология как наука. Предмет изучения психологии. Понятие о психике

ПСИХОЛОГИЯ – наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».

ПСИХИКА – это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

1 этаппсихология как наука о душе2 этаппсихология как наука о сознании3 этаппсихология как наука о поведении4 этаппсихология как наука,5 этапсовременная психологическая наука
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человекаВозникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция- самонаблюдение).Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Это связано с открытием в 1879 г первой в мире лаборатории экспериментальной психологии немецким ученым (психолог, физиолог, философ) Вильгельмом Вундтом (1832 – 1920) в г. Лейпциге (Германия).

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Бывают:

ПознавательныеЭмоционально-волевые
1)       Ощущение2)       Восприятие3)       Память4)       Мышление5)       Речь6)       Воображение7)       Внимание+-1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

-направленность                -характер

-способности                      -темперамент

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – это психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

-активность                      -уныние                     -усталость                  -раздражительность

-пассивность                    -бодрость                  -апатия                       -рассеянность

-устойчивый интерес      -убежденность          -угнетенность            -творческий подъем и др.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

·          Коммуникативная деятельность (общение)

·          Игровая деятельность

·          Учебная деятельность

·          Трудовая деятельность

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

Функции психики

1.        Отражение человеком своего места в окружающем мире

– обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

– с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2.        Регуляция поведения и деятельности

– с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

– человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3.        Отражение воздействий окружающей действительности

– это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

– происходит с помощью познавательных психических процессов.

– зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

– оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

– носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

Задачи психологии

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Биология – раскрытие биологических закономерностей протекания психической деятельности, изучение физико-биологических процессов, которые сопровождают проявления психики.

Физиология – связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС, раскрытие нервных механизмов психической деятельности.

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История– современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология– заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика – сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Философия – психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология – область психологической науки, изучающая природу и общие законы психики человека, разрабатывающая основные понятия этой науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека.

Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.

Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Глубинная психология – психология, особо важную роль отводящая бессознательному в человеке.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая и объясняющая индивидуальные различия людей.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Патопсихология – область исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

Психология спорта – область, где знания психологии используются для подготовки спортсменов.

Психология управления – отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых  семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др.

, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи  используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой.

Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

ВЫВОД: таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики и находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками.

 Психология – сложная для изучения настолько, насколько сложен для исследования ее предмет — психика и  поведение человека.

Поэтому неудивительно, что становление этой дисциплины шло извилистыми путями в поисках истин и заблуждений, прежде чем она стала тем, чем является на сегодняшний день.

Источник: https://www.sites.google.com/site/majyasopova/razdel-obsaa-psihologia/psihologia-kak-nauka

Политическая психология как наука

Политическая психология как наука: определение, предмет, цель,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ГОРНЫЙ»

Кафедра социологии и психологии

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Политология»

Политическая психология

Выполнил: студент гр. ТОА-13 _________________ /Ли Н.А./

(подпись) (Ф.И.О.)

ПРОВЕРИЛ

Преподаватель: _________ _______________________ /Новикова Е.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

Год

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ. 2

1. Политическая психология как наука.. 4

2. ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И ОБЬЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6

3. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 10

4. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 13

5. ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

ВСТУПЛЕНИЕ

Как явление политическая психология появилась с возникновением политической жизни. Фактически ООО выделилась в науку по политологии только в 60-е годы ХХ века. Одной из причин этого было то, что политические партии, организации, объединения вынуждены были искать новые методы эффективного управления участниками политического процесса.

Формирование ПП как науки, научной дисциплины базируется прежде всего на идеях, концепциях таких выдающихся философов разных времен, как Т.Гоббс, Дж.Локк, Спенсер, Смит, Т.Петерсон. Исследование проблем соотношения личности и власти, места человека в политике находим в трудах Платона, Аристотеля, Сенеки, Гегеля и других мыслителей прошлого.

Сейчас можно уверенно утверждать, что необходимость глубокого изучения политико-психологических аспектов социальных процессов и деятельности субъектов политики вызвана самой жизнью.

Недооценка психологического компонента в политической жизни приводило не только к низкому уровню изучения политического сознания общества, но и к ее чрезмерной идеологизации.

Политическая жизнь детерминируется не только научно-теоретическими аспектами.

Большинство населения оперирует понятиями политической науки на уровне обыденного сознания, которой присущи эмоции, фрагментарность информации, быстрое настроений масс и т.д..

Поэтому не случайным является потребность в политической психологии – междисциплинарной дисциплине, объединяющей психологию, менеджмент и политологию.

В данной работе мы рассмотрим такое понятие как политическая психология, её структуру, предмет и объект. Также дадим характеристику основным её методам. Рассмотрим понятие политического лидерства с точки зрения политической психологии.

Политическая психология как наука

Политическая психология – наука, изучающая психологические компоненты политической сферы общества в контексте реализации психических факторов (ценностных ориентаций, мнений, настроений, чувства, воли, черт характера, потребностей, мотивов, традиций и др.). В отношениях власти и политических действиях субъектов политики.

Однако, как отмечалось, политическая психология рассматривается учеными не только как наука. С точки зрения функционирования сферы политического сознания на нее стоит обратить внимание как на неотъемлемую составляющую последней.

Политическая психология состоит из сознательных (рациональных) и подсознательных (иррациональных) элементов. Благодаря этому она объединяет логику социального взаимодействия с логикой инстинктов, рефлексивность (сознательное отражение действительности) и рефлекторнисть (без сознательная форма мышления).

Поскольку психология включает в себя как социальные, так и физиологические механизмы восстановления чувств и эмоций, можно сказать, что политическая психология включает:

– специализированные чувства и эмоции, связанные с отражением интересов человека и формированием мотивов ее политической деятельности (социальный аспект);

– индивидуально-психические свойства (память, воля, мыслительные способности);

– биохимические и биофизиологични механизмы, обусловленные генетическими свойствами индивида (возбуждение, наследственность, нервные окончания), которые проявляются в темпераменте, демографических, возрастных, половых и других характеристиках.

Роль иррациональных элементов возрастает, если человек не имеет (или не хочет иметь) достаточно объективной информации, меньше понимает суть и причины политических событий. А при определенных условиях физиологические чувства (голод, страх) вообще могут вытеснить рациональные формы оценки и регуляции поведения. Отсюда – радикальные политические действия революции, бунты, мятежи.

Учитывая изложенное, можно по-другому оценить ночные факельные шествия, монументальную архитектуру государственных учреждений, пышные политические ритуалы, ориентированные на чувства толпы. Проблемы этой “старинной” (после семьи) социальной группы исследовали Г. Лебон, Г. Тард, В. Бехтерев.[1]

Особое значение для политической психологии имеет рассмотрение индивидуальных и групповых (больших и малых) форм политического сознания, анализ которых дает серьезную почву для адекватного оценивания ситуации и мотивированного принятия политических решений.

Важное значение в контексте политической психологии приобретают психологические составляющие политического поведения людей, а следовательно, и политиков.

Всего психологи выделяют три формы проявления активности человека: инстинктивное, навичкову и умственную. Согласно этой классификации рассматривают и разновидности политического поведения.

Фактически в политике наблюдаются все проявления человеческих инстинктов: самосохранения, жестокость, агрессия, насилие, солидарность и др..

Когда говорят о политических навыки, то имеют в виду определенные умения, привычки, стереотипы. Однако нужно учитывать, что навыки не всегда способствуют положительной деятельности политика.

Старые навыки, например, тормозят деятельность политика в новых условиях.

Впрочем, любая политическая система крайне заинтересована, чтобы население, рядовые граждане, а не только профессиональные политики имели определенные политические навыки.

Основным признаком умственной поведения является целенаправленность, ее обеспечивают за счет всевозможных программ, идеологических схем, концепций, акций, кампаний и т.д..

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/23000.html

Medic-studio
Добавить комментарий