Понятие этики. Основные этапы становления этики. Этика в системе

Этика: конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1.. Основные понятия этики ()

Понятие этики. Основные этапы становления этики. Этика в системе

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы.

Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Напри–мер, Гераклит считал, что этос человека – это его божество.

Такое изменение смысла понятия выражало связь между кру–гом общения человека и его характером.

Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в упо–требление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродете–ли, таким образом, являются свойствами человеческого ха–рактера, его темперамента, душевными качествами.

Они имеют отличия, с одной стороны, от аффектов, свойств тела, а с другой стороны, от дианоэтических добродетелей, свойств ума. В частности, страх является природным аффек–том, а память – свойством ума.

Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость.

Для обозначения системы этических добродетелей как особой сферы знания и для выделения этого знания как самостоя–тельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое, как и в грече–ском, использовалось для обозначения характера, темпера–мента, моды, покроя одежды, обычая.

Цицерон, например, рассуждал о моральной философии, имея ввиду ту же область знания, которую Аристотель назвал этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появился и термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика».

Эти слова, одно греческого, другое латинского происхож–дения, вошли в новоевропейские языки.

Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обознача–ют то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мо–раль».

В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit». Эти тер–мины повторяют историю появления понятий «этика» и «мо–раль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и яв–лялись одним термином. Со временем ситуация изменилась, В процессе развития философии, по мере выявления своеоб–разия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответ–ствующая область знания, наука, а под моралью (или нрав–ственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследовате–лей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственно–стью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит по–ступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, на–рода.

В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагаю–щие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исто–рически очень изменчивые нормы поведения.

В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

В целом в общекультурной лексике все три слова продол–жают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Напри–мер, в разговорном русском языке то, что называют этически–ми нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами.

В языке, который претендует на научную строгость, важный смысл придается прежде всего разграничению понятий этики и морали (нрав–ственности), но и оно не полностью выдерживается.

Так, по–рой этику как область знания называют моральной (нрав–ственной) философией, а для обозначения некоторых мораль–ных (нравственных) явлений используют термин «этика» (например, экологическая этика, этика бизнеса).

В лекциях мы будем придерживаться положения, что «эти–ка» – это наука, область знания, интеллектуальная традиция, а термины «мораль» или «нравственность» употреблять как си–нонимы и понимать под ними то, что изучается этикой, ее предмет.

2. Этика и мораль как предмет этики

Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.

Различные философские школы и мыслители давали на него самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.

Мораль, нравственность – гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль – это не просто то, что есть. Она, ско–рее всего, то, что должно быть.

Поэтому соотношение этики и морали нельзя ограничить ее отражением и объяснением. Этика, таким образом, должна предложить свою модель нравственности.

В результате некоторые исследователи сравнивают фило–софов-моралистов с архитекторами, профессиональное при–звание которых заключается в том, чтобы проектировать, соз–давать новые здания.

Существуют некоторые самые общие характеристики мо–рали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.

Эти определения в большей мере соответствуют общеприз–нанным взглядам на мораль.

Мораль же предстает в двух различных обликах:

1) как характеристика личности, сумма моральных качеств и добродетелей (правдивость, доброта);

2) как характеристика отношений в обществе между людь–ми, сумма моральных правил («не лги», «не кради», «не убий»).

Таким образом, обычно сводят общий анализ морали к двум категориям: моральное (нравственное) измерение лич–ности и моральное измерение общества.

Моральное (нравственное) измерение личности Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем то–го, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах ви–новности и ответственности. В «Жизнеописаниях» Плутарха есть пример, который подтверждает это.

Однажды во время состязаний один пятиборец непредна–меренно убил дротиком человека. Перикл и Протагор, знаме–нитые правитель Афин и философ, целый день рассуждали о том, кто виноват в случившемся – или дротик, или тот, кто метнул его, или тот, кто организовал соревнования.

Таким образом, вопрос о господстве человека над самим собой является в большей степени вопросом о господстве ра–зума над страстями. Мораль, как показывает этимология сло–ва, связана с характером человека, его темпераментом.

Она является качественной характеристикой его души. Если чело–века называют душевным, то имеют ввиду, что он отзывчивый к людям, добрый.

Когда же, наоборот, о ком-то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий Значение морали как качественной определенности человече–ской души обосновал Аристотель.

Разум дает возможность человеку верно, объективно, взве–шенно рассуждать о мире. Иррациональные процессы проте–кают иногда независимо от разума, а иногда зависят от него Они протекают на вегетативном уровне.

Они зависят от разума в своих аффективных, эмоциональ–ных проявлениях. В том, что связано с удовольствиями и стра–даниями. Аффекты (страсти, желания) могут возникать с уче–том приказов разума или вопреки им.

Таким образом, когда страсти в согласии с разумом, мы имеем добродетельный, совершенный строй души. В другом случае, когда страсти господствуют над человеком, мы имеем порочный строй души.

Мораль можно при этом рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противо–стоять чувственной распущенности.

У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность, главным обра–зом, конечно, сдержанность в отношении аффектов, эгоисти–ческих страстей.

В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетель–ствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.

Но не следует думать, что аскетизм является главной мо–ральной добродетелью, а многообразие чувственной жизни – тяжелым моральным пороком. Царствовать над своими стра–стями и управлять ими – не значит подавлять.

Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть свя–занными с верными суждениями разума.

Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотноше–ние разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое со–отношение.

Рассмотрим некоторые основные этические ценности.

Удовольствие. Среди положительных ценностей удоволь–ствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям челове–ка в его жизни. Человек, который по природе стремится к удо–вольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по-земному.

Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и пережива–ние, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.

Роль удовольствий и страданий определяют с биологиче–ской точки зрения, тем, что они выполняют функцию адапта–ции: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.

В этом смысле удовольствие, конечно, играет положитель–ную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.

В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение»). В основе этого учения лежи! представление о том, что устремление к удовольствию и отри–цание страдания является главным смыслом человеческих по–ступков, основой для человеческого счастья.

На языке нормативной этики главную идею этого умона–строения выражают так: «Наслаждение является целью чело–веческой жизни, добром является все, что доставляет наслаж–дение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд.

Ученый сде–лал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основ–ным естественным регулятором психических процессов, душев–ной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неу–довольствия являются определяющими.

Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удо–влетворением потребности в тепле, пище, отдыхе.

Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независи–мости.

Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей.

Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивиду–альной воли. За наслаждением всегда находится желание, ко–торое должно быть подавлено общественными установления–ми.

Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.

Конечно, для каждого отдельного человека удовольствие приятно и оттого желанно. В результате оно может представ–лять для индивида ценность саму по себе и определять, влиять на мотивы его поступков.

Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стя–жании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспек–ты, психологическую основу и этическое содержание. С мо–рально-философской точки зрения, гедонизм является эти–кой наслаждения.

Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению опреде–ляет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жиз–ни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с добром, а с наслаждением.

Может ли наслаждение быть фундаментальным мораль–ным принципом? В истории философии можно найти три подхода. Первый – положительный, принадлежит предста–вителям этического гедонизма. Другой – отрицательный, принадлежит религиозным мыслителям, а также филосо–фам-универсалистам (B. C. Соловьев и др.).

Они критиковали гедонизм, считали, что разнообразие пристрастий, вкусов, привязанностей не позволяет признать за удовольствием ста–тус морального принципа. Третий подход развивался эвдемо-нистами (Эпикур и классические утилитаристы). Эвдемонисты отрицали безусловность чувственных наслаждений.

Но они принимали возвышенные наслаждения, считая их подлинны–ми, и рассматривали их как универсальное моральное основа–ние поступков.

Польза. Это положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объек–там, постижение которых дает возможность сохранять и повы–шать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус. Принцип полезности можно, таким образом, выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».

Так как интересы выражаются в целях, преследуемых чело–веком в своей деятельности, то полезным можно считать то, что способствует достижению целей, и также то, благодаря че–му цели достигаются.

Полезность в результате характеризует средства, необходи–мые для достижения какой-то цели. Наряду с пользой утили–тарное мышление включает и другие ценностные понятия, на–пример, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто признается полезным, если:

1) отвечает чьим-то интересам;

2) обеспечивает достижение поставленных целей;

3) способствует успешности действий;

4) способствует эффективности действий. Как и другие практические ценности (успех, целесообраз–ность, эффективность, преимущество и т. п.), польза является относительной ценностью в отличие от абсолютных ценно–стей (добро, истина, прекрасное, совершенство).

Принцип пользы критиковали и с разных социально-нрав–ственных позиций – патриархальной и аристократической, религиозной, революционной и анархической.

Но с каких бы позиций ни проводилась критика, в ней так или иначе стави–лась социально-этическая проблема: стремление к пользе яв–ляется своекорыстным, безмерная забота об успехе приводит к игнорированию обязательств, последовательно проводи–мый принцип полезности не оставляет места для человечно–сти, а с точки зрения жизни общества, он в значительной ме–ре подпитывает центробежные силы.

Как ценность, полезность отвечает интересам людей. Од–нако принятие полезности в качестве единственного критерия поступков приводит к конфликту интересов. Наиболее харак–терным выражением пользо-ориентированной деятельности человека считают предпринимательство как деятельность, ко–торая направлена на достижение прибыли через производство товаров и предоставление различных услуг.

Они, во-первых, необходимы обществу частных потреби–телей и, во-вторых, способны конкурировать с подобными то–варами и услугами, которые предлагают другие производители Патриархальная, традиционалистская концепции принципу полезности противопоставляют общественный интерес А ориентация на полезность в этом случае толкуется как свое–корыстие, сама полезность признается и высоко оценивается лишь как общеполезность, как общее благо.

Справедливость. Этимологически русское слово «справед–ливость» происходит от слов «правда», «праведность». В евро–пейских языках соответствующие слова происходят от латин–ского слова «justitia» – «юстиция», свидетельствующего о его связи с юридическим законом.

Справедливость – это один из принципов, который регули–рует взаимоотношения между людьми по поводу распределе–ния или перераспределения, также взаимного (в обмене, даре–нии), социальных ценностей.

Социальные ценности при этом понимают в самом широ–ком смысле. Это, например, свобода, возможности, доходы, знаки уважения или престижа.

Справедливыми называют тех людей, которые исполняют законы и отвечают добром на до–бро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает права людей, не помнит сделанного им добра.

Справедливым признается воздание каждому по его заслугам, а несправедли–вым – незаслуженные наказания и почести.

К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида: распределительную (или воздающую) и уравниваю–щую (или направительную). Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества.

В этом случае справедливость в том, чтобы определенное ко–личество благ было распределено пропорционально заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана урав–нять стороны. Справедливость полагает определенный уро–вень согласия между членами общества относительно прин–ципов, по которым они живут.

Эти принципы могут меняться, но понимание справедливости будет зависеть от того, какие правила установились в данном обществе.

Милосердие. В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме признавалась многими мыслителями.

Хотя высказывались и достаточно серьезные сомнения: во-первых, можно ли считать милосер–дие этическим принципом и, во-вторых, можно ли заповедь любви считать императивом, тем более фундаментальным.

Проблему видели в том, что любовь, даже в самом широком понимании, является чувством, субъективным, не поддаю–щимся сознательной регуляции явлением. Чувство нельзя вменить («сердцу не прикажешь»). Таким образом, чувство нельзя считать универсальным основанием нравственного выбора.

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, которое содержит в себе и все требования Декалога.

Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо теоло–гического значения имело и существенное этическое содержа–ние.

Этический аспект различения Декалога и заповеди люб–ви был воспринят в новоевропейской мысли.

По мнению Гоббса, нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и значительно ограничивают притяза–ния каждого на обладание всем. Милосердие же раскрепоща–ет, а не ограничивает.

Оно требует от одного человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Указывая на ра–венство и эквивалентность золотой заповеди, Гоббс истолко–вывал ее как стандарт общественных отношений.

Таким образом, милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием. Милосердие можно вменять человеку как моральный долг, но он сам вправе по–требовать от других только справедливости и не более.

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/_%D0%AD%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9/1

История возникновения и становление этики как науки

Понятие этики. Основные этапы становления этики. Этика в системе

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

на тему:

«История возникновения и становление этики как науки»

1. Введение

2. История возникновения этики

3. Основные этапы становления этики

4. Основные задачи этики

5. Заключение

6. Список литературы

Введение

Этику определяют как философскую науку, которая отвечает на вопрос, как следует правильно жить, придерживаясь при этом определенных норм.

В особую дисциплину этику выделил Аристотель (он же ввёл и сам термин), который поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): поскольку её целью считал формирование добродетельного гражданина государства.

Центральной же частью этики у Аристотеля было учение о добродетелях, нравственных качествах личности.

Он же сформировал многие «вечные вопросы» этики: о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и справедливости, добре и зле.

В современном обществе под «этикой» мы понимаем науку, область знания, которая помогает поддерживать отношения между людьми и характеризует нормы поведения в обществе. Специфика этики в том, что ее цели формулируются в форме идей о том, что должно быть, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни.

Задачей этики, по мнению Стагирита, является, во-первых, определение того, что такое добродетель, и, во-вторых, “воспитание добродетели”.

В этом смысле, традиционная этика, начиная с Аристотеля, была не только теорией, но также “практической философией”, а отчасти и педагогикой, поскольку ставила перед собой воспитательные цели. Этика должна была и научить, и воспитать, и обосновать теоретически.

1.История возникновения этики

Англию и Францию называют обыкновенно: «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV столетии господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.

Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь.

А в это же время, Англия, закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины XVI века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война Гусситов, дворянство невежественно, господствует кулачное право, разрешение всех споров силою.

Франция была порабощена и опустошена англичанами, французы не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.

Короче говоря, в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.

Понятие об этикете. Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.

В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: – придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; – дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; – воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; – общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной.

2.Основные этапы становления этики

Термин “этика” происходит от древнегреческого слова “еthos” (“этос”). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае, чему способствовала крутая ломка общественной жизни.

Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика.

Сам термин “этика” ввел в научный оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования – «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Но не его следует считать “первым этиком”. Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель — Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона — Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться.

Так, Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) — мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) — мужество, уравновешенность, щедрость и др.

Платон же выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики.

Античная этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков.

По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан.

Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер.

Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле.

Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье.

Одной из таких идей был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями.

Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов.

Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этих противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени.

Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности.

Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм.

Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имя такого знаменитого философа как И. Кант.

По Канту, этика — наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть . Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума. Попытка Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали.

Марксистская этика отвергает противопоставление «чисто теоретического» и «практического». Предмет марксистской этики включает философский анализ природы, сущности и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определенной моральной системы.

В начале ХХ века возникает метаэтика, которая полностью отказалась от нормативных притязаний, она не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности “морального языка” как специфического феномена.

Английский философ Дж.

Мур подверг критике традиционную этику, как покоящуюся на натуралистической ошибке, заключающейся в попытках идеалистических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые, по его мнению, неопределимы.

Также в начале ХХ века возникает новое направление – социология морали, рассматривающая конкретные проблемы этики, связанные с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах. М.

Вебер создал новый метод исследования, выраженный в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития, приступил к сравнительному изучению религиозной этики.

Заслуга Вебера состояла в том, что он выявил тесную связь экономического и социального развития с особенностями хозяйственной этики, менталитета и образа жизни больших социальных сообществ.

В начале ХХ века (Л. Толстой, Ф. Достоевский) и особенно в середине века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) возникло новое направление в философии – экзистенциализм.

Его особенностью было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к “вечным” проблемам человеческого существования (одиночество, любовь, смерть).

Экзистенциализм содержал значительную этическую компоненту, наполнив предмет этики психологическим содержанием и личностным смыслом.

В конце ХХ века начинается новый период – широкое развитие получает прикладная этика. Это очень широкое направление в этике, отвечающее практическим потребностям развития современного общества и имеющее большое практическое поле применения.

Сюда относятся все виды профессиональной этики (этика бизнеса, этика ученого, этика делового общения), а также совсем новые направления (возникшие в конце ХХ века) – генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, политическая этика (шпионаж, смертная казнь), сексуальная, компьютерная, этика цензуры и т. д.

4.Основные задачи этики

В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Выделяют ряд блоков:

· теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

· нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»

· прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению.

· экологическая этика, рассматривающая нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

· этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;

· ситуативная этика, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к личным (этика семейных отношений);

· профессиональные этики – системы принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

· этика делового общения, выступающаяа как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание, главная же задача этики – исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить, но не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная функция этики состоит в том, что этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и др.

В этом смысле можно сказать, что этика исследует жизнь с точки зрения ее соответствия моральным нормам.

Этика формирует в каждом человеке способность относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения без повседневного внешнего контроля, ибо в конечном итоге задача этики состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека.

Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры – это представления о смысле жизни, предназначении человека, места человека в мире, ценности всего человеческого, гуманного. Они необходимы для того, чтобы придавать повседневности нашего бытия высший смысл, задавать его идеальную перспективу.

Нормативная функция этики связана с решением ею одной из важнейших задач: разрешения моральных ситуаций, требующих понимания морали, с возможностью предложить обществу единую для всех моральную перспективу, с нравственным воспитанием, которое всегда считалось основой всякого другого.

Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и высшими соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т. е.

самосовершенствоваться.

Этика одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует. Однако необходимо подчеркнуть, что в центре воспитания стоит воспитание нравственное, которое и формирует духовный стержень личности.

Этика не создает норм, принципов и правил поведения, оценок и идеалов, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы.

Для этого она должна раскрыть источник происхождения моральных норм, ценностей и идеалов, общую природу морали и ее роль в жизни человека и общества, выявить закономерности ее функционирования.

В кризисных условиях общественного развития этика обеспечивает смену моральных нормативно-ценностных систем.

Основные задачи этики:

· Теоретическое описание и объяснение морали: ее историю, нормы, принципы, идеалы.

· Дать анализ сущности морали в ее “должном” и “сущем”.

· Учить морали, для того чтобы человек в дальнейшем смог выработать собственную стратегию “правильной жизни”.

Таким образом, в этике подвергаются осмыслению разнообразные вопросы, в том числе вопросы о том, откуда взялись нравственные предписания, способен ли человек жить по заповедям, которые он сам провозглашает? Этика учит оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать возможными нравственно правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание соотносить сущее с должным. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в реализации, осуществлении этических ценностей.

античная этика мораль добродетель

Заключение

Итак, у современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения.

В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми.

Еще Стагирит утверждал, что главной задачей этики является «воспитание добродетели» в поведении людей.

Человечество далеко от совершенства, оно нуждается в постоянном напряженном этическом размышлении, в осознании того, что же происходит с людьми, их чувствами, идеалами, поступками. Сами по себе наука и техника еще не гарантируют счастливого будущего, они только создают его возможность, однако главное остается за человеком.

Список использованной литературы

1. Гусейнов А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М., 1998.

2. Гусейнов А. А. Краткая история этики / А. А. Гусейнов, Г. Ирлитц. . – М., 1987

3. Основы этических знаний /под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд. «Лань», 1998

4. Попов Л. А. Этика. – М., 1998.

5. Шрейдер Ю. А. Этика. – М., 1998.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/ethics/00218841_0.html

Проспекты лекций

Понятие этики. Основные этапы становления этики. Этика в системе

Лекция 1. «Этика: становление и современность»

1. Понятие этики. Основные этапы становления этики.

2. Этика в системе знаний о морали.

3. Возрастание роли этики на рубеже XX и XXI веков.

1. Понятие этики. Основные этапы становления этики.

К концу XVIII в. завершился предварительный этап в развитии этики. Мыслители осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к психологии, ни к каким-либо другим проявлениям культуры, а имеет свою специфику, свои особенные принципы и роль в жизни человека и общества.

Процесс формирования этики берет начало в Древней Греции. Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др.

Этические представления накапливались также в произведениях других философов, в мифах, сказках, религиозных представлениях. Изначально этика воспринималась исключительно с практической точки зрения. Как отмечал Аристотель, цель этического учения – «не познание, а поступки».

Многие философы воспринимали этику как практические рекомендации для поведения: «Ничего слишком» (Солон), «Лучшее – мера» (Клеобул) и т.п.

Предпринимались попытки систематизировать добродетели. Поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» дал характеристику добродетелей и пороков. Среди первых он выделяет бережливость, трудолюбие, пунктуальность и др. Платон выделяет четыре базовые добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.

Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) – мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) – мужество, уравновешенность, щедрость и др. При этом древнегреческий философ полагал, что каждая добродетель есть середина между двумя крайностями. Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью, собственное достоинство – середина между своенравием и подхалимством, правдивость – середина между притворством и хвастовством.

Именно в Древней Греции зародились все основные направления нравственной философии. Представители этического релятивизма (relativus – относительный) Протагор, Горгий и др.

первыми заявили, что законы природы существенно отличаются от законов общества. Если первые существуют объективно, то вторые устанавливаются самими людьми с учетом собственных интересов.

«Человек есть мера всех вещей», – заявил Протагор.

Представители этического рационализма (Сократ, Платон и др.) стремились найти надежную опору для нравственных законов. Ее Сократ видел в знании о добродетели. Все добродетели пронизаны разумностью. Знание является важным компонентом нравственного поведения.

В античности зарождается и такое направление, как эвдемонизм (от древнегр. счастье, блаженство), который стремился установить гармонию между добродетелью и стремлением к счастью. Причем, счастье возможно лишь в служении высшим нравственным ценностям.

Гедонисты (от древнегр. наслаждение) Демокрит, Эпикур считали, что добродетельное поведение должно сочетаться с переживаемыми удовольствиями, а порочное – со страданиями. «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», – говорил Демокрит.

Другое направление этической мысли аскетизмнравственную жизнь человека связывал с самоограничением чувственных стремлений, удовольствий.

Таким образом, можно сказать, что мыслители античности рассмотрели многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующие столетия.

Этика средневековья (V – XV вв.) основывалась, прежде всего, на религиозных христианских догматах. Все рассматривалось через призму отношения к Богу.

В Нагорной проповеди Христа утверждаются в качестве важнейших добродетелей такие качества, как смирение, терпение, покорность, кротость, милосердие и даже любовь к врагам (как высшее проявление любви к человеку вообще – творению Бога). Другая черта христианского учения – эта идея всеобщей греховности и необходимости массового покаяния.

Широкое развитие в эпоху средневековья получила дискуссия о происхождении морали, проблема свободы, соотношения добра и зла и др. Однако эти проблемы решались специфическим способом – в интересах церкви, через призму религиозных догматов.

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами в духовной, экономической, политической сферах. Появляется новая разновидность христианства – протестантизм, этика которого носила рационалистический характер.

Успех в жизни воспринимался как богоизбранность, а значит, поощрялась активность индивида, его стремление к личному счастью. Получили распространения и такие формы свободомыслия, как атеизм, деизм, скептицизм и др. Немецкий философ И.Кант создал учение об автономной, или самозаконной, морали.

Поскольку мораль, считал немецкий философ, исходит из человека как существа свободного, она «не нуждается в идее о другом существе над ним».

Заметная часть мыслителей Нового времени пытались найти истоки морали в разуме человека, в его природе. В XVII – XVIII вв. получает распространение теория разумного эгоизма,согласно которой человеку просто невыгодно вести аморальный образ жизни, ибо на его злодеяния люди ответят тем же.

Этическая мысль XIX и XX вв. представляет собой довольно пеструю проблематику. Опираясь на достижение своих предшественников, она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих (религиозных и материалистических) позиций, с различной мерой использования достижений таких наук, как психология, генетика, социология, история и др.

2. Этика в системе знаний о морали.

Многие науки так или иначе затрагивают различные стороны морали. Этику же иногда называют нравственной философией. Следовательно, прежде всего, необходимо выяснить ее соотношение с философским знанием.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию (науку о бытие), гносеологию (науку о познании) и этику (науку о морали). Многие философы считают, что этика венчает собой философию, в ней «пожинаются плоды философского пути жизни» (Н.Бердяев).

Однако нельзя считать этику наукой лишь нормативной, предписывающей, она есть учение теоретическое, объясняющее природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

В решении своих вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с психологией, особенно тогда, когда речь идет об анализе нравственных чувств.

Традиционна связь с богословием и религиозной философией. Происхождение морали невозможно объяснить без обращения к спектру исторических наук, к социологии.

Без обращения к педагогике и психологии невозможно детально разобраться в нравственном мире человеческой личности.

Специфика этики заключается в том, что, во-первых, она выявляет сущность морали и, во-вторых, координирует исследование морали самыми различными науками.

3. Возрастание роли этики на рубеже XX и XXI вв.

Современное человечество живет в своеобразной духовной атмосфере. С одной стороны, достижения современной НТР повысили общий уровень образования населения, сделали жизнь в обществе более зажиточной, комфортной, а с другой стороны, привели к появлению так называемых глобальных проблем – экологической, демографической и др., что не может не вызывать социальный пессимизм.

Социальный опыт человечества XX века также не очень способствует появлению благостных ожиданий (две мировые войны, тоталитарные режимы в ряде государств, локальные войны).

Но именно такие исторические периоды всегда пробуждают особый интерес к нравственным проблемам, к усилению роли морального фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Нравственность выступает барьером, преградой на пути гонки вооружений, военных конфликтов, непредсказуемых по последствиям научных экспериментов, деятельности недобросовестных политиков.

Без реализации элементарной справедливости, порядочности невозможно создать «работающую», эффективную экономику. В этой связи можно вспомнить слова известного политического деятеля, организатора Римского клуба А.

Печчеи о том, что «наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_168302_prospekti-lektsiy.html

Основные этапы становления этики

Понятие этики. Основные этапы становления этики. Этика в системе

Основные этапы становления этики

Термин “этика” происходит от древнегреческого слова “еthos” (“этос”). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер.

Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае, чему способствовала крутая ломка общественной жизни.

Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика.

Сам термин “этика” ввел в научный оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования – «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни.

Но не его следует считать “первым этиком”. Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель — Платон (428-348 гг. до н.э.), а также учитель самого Платона — Сократ (469-399 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться.

Так, Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) — мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) — мужество, уравновешенность, щедрость и др.

Платон же выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики.

Античная этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков.

По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан.

Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер.

Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле.

Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.

Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье.

Одной из таких идей был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями.

Однако влияние церкви на сознание общества по-прежнему оставалось значительным.

Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов.

Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этих противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени.

Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности.

Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм.

Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имя такого знаменитого философа как И. Кант.

По Канту, этика — наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть . Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума. Попытка Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали.

Марксистская этика отвергает противопоставление «чисто теоретического» и «практического». Предмет марксистской этики включает философский анализ природы, сущности и функций морали, нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм и категорий определенной моральной системы.

В начале ХХ века возникает метаэтика, которая полностью отказалась от нормативных притязаний, она не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности “морального языка” как специфического феномена.

Английский философ Дж.

Мур подверг критике традиционную этику, как покоящуюся на натуралистической ошибке, заключающейся в попытках идеалистических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые, по его мнению, неопределимы.

Также в начале ХХ века возникает новое направление – социология морали, рассматривающая конкретные проблемы этики, связанные с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах. М.

Вебер создал новый метод исследования, выраженный в рассмотрении этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития, приступил к сравнительному изучению религиозной этики.

Заслуга Вебера состояла в том, что он выявил тесную связь экономического и социального развития с особенностями хозяйственной этики, менталитета и образа жизни больших социальных сообществ.

В начале ХХ века (Л. Толстой, Ф. Достоевский) и особенно в середине века (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) возникло новое направление в философии – экзистенциализм.

Его особенностью было обращение к внутреннему миру человека, возвращение к “вечным” проблемам человеческого существования (одиночество, любовь, смерть).

Экзистенциализм содержал значительную этическую компоненту, наполнив предмет этики психологическим содержанием и личностным смыслом.

В конце ХХ века начинается новый период – широкое развитие получает прикладная этика. Это очень широкое направление в этике, отвечающее практическим потребностям развития современного общества и имеющее большое практическое поле применения.

Сюда относятся все виды профессиональной этики (этика бизнеса, этика ученого, этика делового общения), а также совсем новые направления (возникшие в конце ХХ века) – генная инженерия, суррогатное материнство, права животных, экологическая этика, политическая этика (шпионаж, смертная казнь), компьютерная, этика цензуры и т. Д

Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков.

Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).

Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.

Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие.

Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку).

Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне.

В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения.

Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.

Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может.

Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977).

Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал.

Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

“Внешнее” определение: добро есть такая форма отношения между людьми, которая осуществляет нравственную связь, духовное единение между ними.

Зло, будучи антидобром, препятствует возникновению духовной связи или разрывает уже существующую.

Такие виды нравственной связи, как дружба, товарищество, братство были бы невозможны, если бы люди не делали друг другу добро.

“Внутреннее” определение: добро в моральном смысле — это бескорыстная помощь, за которую человек не ожидает вознаграждения.

Это определение добра вытекает из положительной формулировки золотого правила поведения. В самом деле, пожелание поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, относится исключительно к тем случаям, когда возникают условия-предпосылки для оказания бескорыстной помощи. Все остальные виды помощи, поддержки, содействия, услуги не требуют соблюдения этого правила.

Зло в моральном смысле — это неспровоцированное нанесение вреда, ущерба кому-либо вплоть до убийства.

Характеристика добра состоит из двух частей: 1) бескорыстная и 2) помощь.

Источник: https://sundekor.ru/referat/bystro/osnovnye-etapy-stanovleniia-etiki/

Основы этики и эстетики :: Этическая теория :: ИСТОРИЯ ЭТИКИ

Понятие этики. Основные этапы становления этики. Этика в системе

  • ЦЕЛИ:
    • формирование представления о ключевых этапах развития этики как науки;
    • умение выявлять причины зарождения и развития этических идей в истории философской мысли.

    ПЛАН:

    1. Типология этических учений.
    2. История этических учений: общая характеристика.
  • Существуют различные подходы, лежащие в основе типологии этических учений. I. Принцип типологии: этический плюрализм. Его суть заключается в том, что этические направления как таковой классификации не получают.

    Это персоналистический плюрализм: мы просто берем персону мыслителя и рассматриваем его этическое учение, и, выделив основную идею, даем название этической концепции (Аристотель – «Этика добродетели», И. Кант – «Этика долга», А. Швейцер – «Этика благоговения перед жизнью» и др.). II. Принцип типологии: этический монизм. Осуществляется поиск единого основания этических учений.

    Осуществляется деление всех философских теорий на два основных направления: идеалистические и эмпирические теории. Первые усматривают источник добродетели, морали в идеальных сущностях, вторые – в реальных основаниях жизни.

  • Идеалистические теории Идеализм: субъективный, объективный, религиозный Субъективный идеализм – основа всего существующего усматривается в человеческом разуме (И.Кант), Объективный идеализм – основа всего существующего усматривается в абсолютном духе (Г.В.Ф. Гегель), в мире абсолютных идей (Платон), эти идеи находятся над миром/ за пределами бытия человека.

    Религиозный идеализм – творцом всего существующего является Бог, а Бог – это надмировая идеальная сущность (Августин, Ф. Аквинский).

  • Эмпирические теории: Натуралистические/ Космологические/ Эволюционные/ Социальные

    Натуралистические теории – речь идет о природе человека, это «антропный натурализм». Он подразделяется на три направления:

    А. Гедонизм– добродетельно все то, что ведет человека к удовольствию.

    Б. Эвдемонизм – добродетельно все то, что ведет человека к счастью. Отличается от гедонизма тем, что человек для достижения счастья может отказаться от удовольствия и вести аскетический образ жизни.

    В. Утилитаризм – добродетельно все то, что ведет человека к достижению пользы.

    Космологические теории: источник морального порядка – это вселенский закон (например, логос, карма, Дао и др.).

    Эволюционные теории в этике исходят из того, что моральные качества людей есть более совершенный уровень развития качеств, наличествующих у животных (Ч. Дарвин Г.Спенсер, П.А. Кропоткин, школа социобиологии).

  • Социологические теории: 1. Теория общественного договора. Социальный договор – источник морального порядка (Т. Гоббс). 2. Концепция разумного эгоизма – человеку дана способность контролировать свой эгоизм силой разума и подчинять его общественны интересам (Французские материалисты XVIII в., Н.Г. Чернышевский).3. Концепции, усматривавшие в морали важный элемент общественной организации, социальной дисциплины (Дж. С. Милль, марксизм, М.Вебер, Э. Дюркгейм); элемент социальной репрессии (Ф. Ницше, З. Фрейд)
  • Перечисленные выше типы этических теорий выделяются в зависимости от понимания источника морали. Другим основанием типологии является понимание морально-нравственного идеала: А. Гедонистические учения: высшей целью человека является удовольствие (киренаики, А.Ф. де Сад); Б. Утилитаристские, прагматистские учения: морально-ценным является то, что служит определенной цели (софисты, Б. Франклин, марксизм); В. Перфекционистские учения: высшей ценностью является совершенство (Платон, Августин, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев); Г. «Гуманистические» учения: высшей нравственной ценностью является человек (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Э. Фромм).
  • Выделим и рассмотрим основные этапы в истории этических учений.

    Античная этика

    История античной этики делится на два этапа. Первый этап – от «Илиады» Гомера (IX–VIII вв. до н.э.) до учения софистов: чему следовать и чего избегать. Изречения Семи мудрецов (VII–VI вв. до н.э.).

    Героический и дидактический эпос Гомера и Гесиода, практическая мудрость Семи мудрецов отражали особенности морали древних греков: 1) Естественное понимание ими смысла человеческой жизни, жизнерадостное восприятие мира. Восприятие земной жизни, как единственно подлинной жизни: «Всем смертным ныне я хочу подать совет: Живя, познайте радость, ибо тот, кто мертв, – Лишь тень в подземном мраке, он теперь – ничто, Живущим надо жизнью насладиться здесь». («Греческая эпиграмма». М., 1960) 2) Вторая особенность греческой морали – стремление древнего грека быть полезным обществу. 3) Рационализм морали древних греков: «Познай самого себя».

  • Второй этап начинается с V в. до н.э. Противоречия внутри греческих полисов обострились, связь между гражданами полиса значительно ослабла, индивидуальные интересы все более брали верх над интересами государства. В обществе утверждается мнение о том, что отдельный человек сам по себе обладает этической ценностью, а не только как представитель сословия, народа, государства. Этика этого этапа становится учением о добродетели и добродетельной личности, о ее нравственной суверенности и самоценности: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

    Протагор (490–420 гг. до н.э.)

  • Аристотель (Стагирит), живший в 384–322 гг. до н.э., систематизировал накопленные к тому времени морально-этические воззрения на мир и человека, дал название новой науке «этика» и поместил ее в систему наук между политикой и психологией. Именно Аристотель считается отцом-основателем этики как самостоятельной области знания. Термин «этика» содержится в названии трех работ философа: «Этика к Никомаху», «Евдемова этика», «Большая этика». Этика есть практическая философия, учение о добродетелях, ведущих к благу, к счастью. Что же такое добродетель? Прежде всего, это поступок, ведущий к благу, без причинения ущерба благу другого. Все добродетели Аристотель делит на два типа: дианоэтические – добродетели разума, высшая добродетель разума есть мудрость; этические добродетели – добродетели характера или чувства, например, мудрость, щедрость. Аристотель формулирует правило золотой середины и считает необходимым следовать ему: Добродетель – это золотая середина между двумя пороками: пороком избытка и пороком недостатка.
  • Как же даны добродетели человеку? Считалось, что человек от рождения добр или зол. Аристотель же утверждал, что человек от рождения, имеет лишь склонность к добру и злу. Преобладание того или другого зависит от трех причин – среда или окружение; обучение; самовоспитание. Первую часть этики Аристотеля можно назвать этикой индивидуальных добродетелей. Вторую часть – этикой социальных добродетелей. Высшей социальной добродетелью Аристотель считает справедливость.
  • Вторая часть содержит в себе учение о справедливости. Мы можем выделить две ключевые характеристики справедливости: 1. справедливость как высшая социальная добродетель; 2. справедливость как мера требований и воздаяний. Виды справедливости: 1. Уравнивающая справедливость: равным – за равное и поровну. 2. Распределяющая справедливость – неравным – за неравное не поровну.
  • Аристотель заложил основу аксиологических категорий этики, которые дают представление о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни: 1. Добро, зло, благо. 2. Справедливость. 3. Долг и ответственность. 4. Честь и достоинство. 5. Стыд и совесть. 6. Счастье и смысл жизни.
  • Этика Средних веков Этика средневековья представляется, на первый взгляд, полной противоположностью античной этики. Однако, при характеристике учений Августина Блаженного, Ф. Аквинского, М. Экхарта обнаруживается противоречивость и определенная пестрота мнений по тем или иным этико-теологическим проблемам. Это, конечно, не отменяет главной установки средневековой этической мысли на понимание морали как обусловленного «свыше» феномена, но, вместе с тем, позволяет учитывать его сложность и неоднозначность.
  • История этической мысли средневековья включает три периода: 1. Ранее средневековье – период патристики. Период творений Святых отцов церкви. Творения «отцов церкви» выявили различия между античным и средневековым типами этического сознания, примером может служить учение Августина Блаженного. «Исповедь» Августина интересна еще и тем, что отражает индивидуальный путь мыслителя к христианским добродетелям через преодоление своей греховности и гордыни.
  • 2. Период схоластики. Схоластика в общем виде есть «искусство доказательства» чего-либо, искусство опровержения. Само понятие «схоластика» со временем приобретает негативный оттенок. Фома Аквинский и его последователи назывались томистами. Ф. Аквинский формулирует свое учение на основе философского наследия Аристотеля. Он также понимал этику как науку о добродетелях, ведущих к благу. Но к тем двум классам добродетелей, о которых писал Аристотель, Фома Аквинский добавляет еще один класс – богословские добродетели: всего этих добродетелей три: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу.
  • 3. Позднее средневековье. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения», двадцать восемь идейных положений которого были объявлены (в папской булле 1329 года) еретическими. Он говорит о том, что человек богоподобен, следовательно, он должен стремиться к совершенству и не должен грешить. Сильны мистические мотивы и попытки отстоять нравственную суверенность человека.
  • Этика Возрождения В эпоху Возрождения гуманизм, рационализм, натурализм выступают в качестве главных ориентиров, предопределяя этическую рефлексию Нового времени, связанную с идеей суверенности личности. Яркий представитель – Джордано Бруно. Этические трактаты: «Изгнание торжествующего зверя»; «О героическом энтузиазме». Последний из названных – повествование о героизме человека в любви.
  • Сравнительная характеристика этики Античности, Средневековья и Возрождения
    АнтичностьСредневековьеВозрождение
    1. Религиозный идеализм (его сущность состоит в том, что творцом и источником всего является Бог).1. Натурализм (его особенность в оправдании ценностей земной жизни).
    2. Антропоцентризм («Человек есть мера всех вещей…» Протагор).2. Теоцентризм.2. Антропоцентризм и гуманизм (человек есть ценностный центр всего).
    3. Политеизм антропоморфных богов (многобожие человекоподобных богов).3. Монотеизм теоморфного человека.3.Монотеизм.
    4. Теодицея (оправдание Бога перед лицом мирового зла).4. Антроподицея (оправдание человека перед лицом его возможного совершенства).
    5. Принцип распределяющей и уравнивающей справедливости. Справедливость божественная у Августина отличается от понимания Аристотеля, последний считает, что каждый получает по статусу, по труду.5. Романтизм (это устремленность к совершенству чего-либо или кого-либо, стремление к гармонии и идеалу).
  • Этика Нового времени Новое время – это эпоха научных, технических, социальных революций. Этика и философия также изменяются. Человек как нравственный полноценный субъект находится в центре внимания философов Нового времени, озабоченных проблемой согласования индивидуального бытия со всеобщим характером моральных предписаний. Немецкая классическая философия оказалась особенно благоприятной «почвой» для обновления этической теории. Две главные персоны этого периода, изменившие представления о предметной области этики, – И. Кант, Г.В.Ф. Гегель. Более того, можно сказать, что вся последующая этическая рефлексия (прямо или косвенно) определялась воздействием этих великих мыслителей.
  • Этика И. Канта И. Кант совершает переворот в понимании объекта и предмета этики. Этим определяется его особое место в истории этики. Основные произведения: «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Лекции по этике». Философию И. Канта называют критической философией, это объясняется тем, что Кант написал три «Критики…». Первое его критическое произведение называется «Критика чистого разума». Чистый разум – это разум познающий. Следующая критика – это «Критика практического разума». Практический разум есть разум действующий, он управляет нашим поступками. И третья критика, «Критика способности суждений» – эстетическая теория Канта.
  • Завершая «Критику чистого разума» И. Кант формулирует четыре философских вопроса: 1. Что я могу знать? (метафизика) 2. Что я должен делать? (этика) 3. На что я смею надеяться? (религия) 4. Что есть человек? (антропология). Три первые вопроса и ответы на них должны помочь найти ответ на главный четвертый вопрос: «Что есть человек?». Этим вопросом задавались многие философы, но и поныне верна мысль. Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна», и к постижению этой тайны мы можем только приближаться.
  • Основные положения этического учения И. Канта: Существует два мира – реальный мир, «мир вещей для нас», мир необходимости, а не свободы. Это мир феноменов, мир явлений, который имеет свои законы существования. Второй мир – «мир вещей в себе», это мир «ноуменов», мир сущностей, мир свободы. Это мир умопостигаемый. Кант определяет этику как науку о «должном». Противоположностью этой категории является «сущее». Таким образом, Кант фиксирует основное противоречие изучаемое этикой – противоречие между «сущим» и «должным». Должное же есть универсальный нравственный закон, представленный в виде категорического императива (слово «императив» означает повеление). Категорический императив означает строгое, безусловное повеление к поступку. Исследователи обнаружили около десятка формулировок категорического императива, но общепринятыми являются две из них:
    1. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства.
    2. Относись к человеку в своем лице и в лице всякого другого, всегда как к цели, и никогда только как к средству.

    Категорический императив – единственный, всеобщий, универсальный, пригодный для всех времен и народов; он вечен и неизменен. Важным является вопрос: «Как дан нравственный закон человеку?». Кант категорично заявляет, что нравственный закон дан человеку «априори», то есть, до всякого опыта.

  • В своей этике Кант провозглашает автономию нравственности от религии. Это есть следствие априорной природы нравственного закона. При этом Кант не отрицает бытие Бога, а значит, возникает антиномия. Кант формулирует три постулата: о бессмертии души, о свободе воли, о бытии Бога. Эти постулаты нужны для того чтобы объяснить, как в мире реальном может реализовать нравственный закон человек. Для этого человеку необходима свобода воли, которая выводится из бессмертия души. Наблюдая за человеческими поступками, мы без труда заметим, что подавляющее число поступков человек совершает не «ради долга», а лишь «сообразно с долгом». Нравственный поступок, следовательно, тот, который совершен «ради долга». «Долг ради долга» – критерий следования категорическому императиву.
  • Что же управляет человеческими поступками в повседневности? Подавляющее большинство поступков управляется гипотетическими императивами, которые содержат в себе определенные условия их выполнения. В своем этическом учении Кант задает вертикаль необходимости: Должное – объективная необходимость (для всех). Долг – субъективная необходимость (для себя). Обязанности – конкретизация долга. Главной обязанностью Кант считает обязанность по отношению к себе, с нее он начинает строить систему обязанностей. В «Лекциях по этике», полемизируя с Баумгартеном, считавшим, что этика есть прикладная наука, и что она должна быть приспособлена к потребностям человека. Кант отвергает это положение и утверждает, что этика не может быть иллюзорной, заигрывающей с человеком. Этика должна быть точной и святой.
  • Этика Г.В.Ф. Гегеля Г.В.Ф. Гегель не писал специальных этических произведений. Основное произведение, содержащее его этическое учение, – это «Философия права». Г.В.Ф. Гегель предпринимает попытку разделить мораль и нравственность. Он, в отличие от Канта, является представителем объективного идеализма, поэтому, с точки зрения немецкого мыслителя, реальный мир, общество, человек – есть воплощение Абсолютного духа. Вся история человечества – это объективация и опредмечивание Абсолютного духа.
  • I. Первая триада – историческая эволюция воли:
    1. природная воля, есть первая стадия развития воли. Сама природная воля есть рефлексы и инстинкты;
    2. субъективная воля – это разумная воля, она осознает себя, но не осознает другие воли, поэтому Гегель отмечает, что субъективная воля – это несвободная воля, она воспринимает только себя. Эту стадию называют стадией произвола, потому что субъективная воля осознает и признает только себя;
    3. объективная воля – свободная воля, она осознает другие воли и соотносит себя с ними.

    II. Вторая триада – развитие морали и нравственности:

    1. абстрактное право – его суть в праве на свободу частной собственности;
    2. мораль – соответствует стадии субъективной воли, не отличается совершенством;
    3. нравственность – соответствует стадии объективной воли, это проявление свободы воли.

    III. Третья триада – развитие нравственности:

    1. семья;
    2. гражданское общество;
    3. государство.
  • Нравственность – это «повиновение в свободе». Таким образом, она обретает статус надсоциального надиндивидуального родового духа. Во многом, взгляды Г.В.Ф. Гегеля на мораль и нравственность подготовил уже И. Кант. Его противопоставление понятий «категорический императив» и «гипотетический императив» отражает возможные различия нравственности и морали.
  • Еще один представитель немецкой классической философии Людвиг Фейербах полагал, что идеалистическая этика Канта и Гегеля слишком высоко вознеслись над реальной действительностью. Он попытался на основе эвдемонизма построить этическое учение, понятное для каждого человека.
  • Этика новейшего времени (XX век) В ХХ веке представление об этике изменилось. Более того, последние десятилетия ХХ века сама этика существенно трансформировалась. Соответственно, этическое знание приобрело новую историческую форму: оно специализировалось. Как изменилось представление о предметной области этики? Э. Фромм в работе «Человек для себя» дает следующее широкое определение этики: «Этика есть гуманистическая наука об искусстве жить…». Мыслитель выделяет два типа этических систем. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека. Он же устанавливает законы и нормы поведения. В гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель; он их создает, он их регулирует, и он их соблюдает. Гуманистическая этика основывается на принципе самоопределения человека, а не на трансцендентном авторитете. «Благо» – это то, что хорошо для человека, а «зло» – это то, что человеку вредит; единственный критерий этической оценки – благополучие человека. Гуманистическая этика – это прикладная наука «искусства жить», основанная на теоретической «науке о человеке».
  • Если рассматривать этическую мысль XX-го столетия под другим углом зрения, то становится очевидной ее поляризация на два типа, которые можно обозначить как «прикладной» и «теоретический». Первый нацеливает на обсуждение конкретных проблем, имеющих статус частных в сфере этического знания; другой направлен на рассмотрение нравственных ценностей в максимально большом, вселенском масштабе (например, работа Альберта Швейцера «Культура и этика»). Таким образом, рассмотрев основные этапы в историческом развитии этики, мы можем сформулировать следующее определение: «Этика – это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития».
    1. Назовите принципы, лежащие в основе типологии этических учений.
    2. Что такое гедонизм?
    3. Что такое эвдемонизм?
    4. Что такое утилитаризм?
    5. Назовите представителей «социологизма» в этике?
    6. Как исторически менялось представление о предмете этике?
    7. Какой переворот в истории этических учений связан с именем немецкого философа И.Канта?
    8. В чем заключаются отличительные характеристики современного этапа в развитии этики?
    1. Гусейнов, А.А. Античная этика : научное издание / А.А. Гусейнов ; Ин-т философии РАН, Филос. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. – М. : Гардарики, 2004. – 270 с.
    2. Гусейнов, А.А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 472 с.
    3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 413 с.
    4. Иодль, Ф. История этики в новой философии. Кант и этика в девятнадцатом столетии / Ф. Иодль ; пер. с нем. под ред. В.С. Соловьева. – М. : [ЛИБРОКОМ], 2011. – 516 с.
    5. Этика : энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. – М. : Гардарики, 2001. – 669 с.

Источник: https://media.ls.urfu.ru/182/1063/2115

Medic-studio
Добавить комментарий