Понятие о специальных формированиях здравоохранения, их

Определение, классификация и предназначение специальных формирований здравоохранения

Понятие о специальных формированиях здравоохранения, их

В соответствии с федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в стране при явлении мобилизации создаются специальные формирования, предназначенные для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, которые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое- и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.

Специальные формирования здравоохранения создаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не передаются.

Они являются структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации) и подведомственными им (или находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.

Что же представляют собой специальные формированиям здравоохранения?

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению I личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1) органы управления специальными формированиями;

2) тыловые госпитали здравоохранения;

3) обсервационные пункты.

Органы управления специальными формированиями — это Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности.

Тыловые госпитали здравоохранения являются специальными формированиями здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее — раненые и больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации (далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению.

Из тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и направлены по месту жительства.

Тыловые госпитали здравоохранения составляют около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения.

Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени.

Они предназначены для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности специальных формирований здравоохранения.

Эта стройная система участия здравоохранения страны в медицинском обеспечении Вооруженных Сил формировалась на различных исторических этапах развития военного и гражданского здравоохранения.

Всякая война занимает первое место среди причин, обусловливающих боевые повреждения личного состава вооруженных сил и населения (гибель, ранения и инвалидность людей), рост инфекционной заболеваемости, что нередко приводило к эпидемическим вспышкам и даже эпидемиям.

Во время войны большое количество медицинских работников гражданского здравоохранения призываются в вооруженные силы. Объем работы медицинских работников и медицинских учреждений резко возрастает.

Все это сильно осложняло и осложняет работу органов и учреждений здравоохранения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что здравоохранение страны всегда занимало важное место в общей системе организации и проведения мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным, сохранению их боеспособности и трудоспособности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_76825_opredelenie-klassifikatsiya-i-prednaznachenie-spetsialnih-formirovaniy-zdravoohraneniya.html

Органы управления специальными формированиями здравоохранения

Понятие о специальных формированиях здравоохранения, их

СПЕЦИАЛЬНЫЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.

Понятие оспециальных формированиях здравоохранения

Всоответствии с федеральными законами«Об обороне» и «О мобилизационнойподготовке и мобилизации в РоссийскойФедерации» в стране при объявлениимобилизации создаются специальныеформирования, предназначенныедля выполнения специальных задач пообеспечению боевой деятельностиВооруженных Сил Российской Федерации.

Дляучастия в медицинском обеспеченииличного состава Вооруженных СилРоссийской Федерации (в период мобилизациии в военное время) в тылу страны создаютсяспециальные формирования здравоохранения,которыепредназначены, в первую очередь, дляспециализированного лечения наиболеетяжелых контингентов раненых и больных,их реабилитации, восстановлениябое— и трудоспособности, а также дляучастия в проведении противоэпидемическихмероприятий среди войск, осуществляющихпередислокацию.

Специальныеформирования здравоохранения создаютсядля использованияв интересах Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, всостав Вооруженных Сил РоссийскойФедерации не передаются.

Они являются структурными подразделениямиотраслевых органов управления(Министерства здравоохраненияи социального развития РоссийскойФедерации, органов управленияздравоохранением субъектов РоссийскойФедерации) и подведомственными им (илинаходящимися в сфере их деятельности)учреждениямиздравоохранения.

Что же представляют собой специальныеформированиям здравоохранения?

Подспециальными формированиями здравоохраненияпонимаются органыуправления и медицинские учреждения,создаваемые в период мобилизации ивоенное время для выполнения задач помедицинскому обеспечению личногосостава Вооруженных Сил РоссийскойФедерации.

К специальным формированиям здравоохраненияотносятся:

1) органы управленияспециальными формированиями;

2) тыловые госпитализдравоохранения;

3) обсервационныепункты.

1.

Органы управления специальнымиформированиями— это Главное управлениепо руководству специальными формированиямиздравоохранения,которое создается в Министерствездравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации, а также отделы исекторы по руководству специальнымиформированиями здравоохранения, которыесоздаются в органахуправления здравоохранением субъектовРоссийской Федерации.

Вструктуре специальных формированийздравоохранения органы управлениясоставляютоколо 6% от обшей их численности.

2.

Тыловые госпитали здравоохраненияявляютсяспециальными форми-рованиямиздравоохранения, предназначенными дляприема раненых и больныхвоеннослужащих (далее — раненые ибольные), поступающих из госпитальныхбаз фронтов (флотов), войск военныхокругов (в том числе, из очагов массовыхсанитарных потерь), оказания имспециализированной медицинскойпомощи, лечения до определившихсяисходов и реабилитации.

Тыловыегоспитали здравоохранения РоссийскойФедерации (далеетыловыегоспитали) являютсянеотъемлемой составной частью современнойсистемыэтапного лечения раненых и больных сэвакуацией их по назначению.

Изтыловых госпиталей раненые и больные,по завершению лечения, могутбыть возвращены в строй, эвакуированыдля дальнейшего лечения в госпиталидля ветеранов войн или уволены изВооруженных Сил Российской Федерациии направлены по месту жительства.

Тыловыегоспитали здравоохранения составляютоколо 92% от обшей численности специальныхформирований здравоохранения.

3.Обсервационные пункты являютсяпротивоэпидемическими учреждениямиздравоохранения военного времени.

Онипредназначены для временнойизоляции и обсервации следующих пожелезнодорожным, водным и воздушнымпутям сообщения воинских контингентовпри их эпидемическом неблагополучиии выполняют функции противоэпидемическихбарьеров по предупреждениюзаноса и распространения инфекционныхзаболеваний в войскахи среди населения.

Обсервационныепункты составляют около 2% от общейчисленности специальныхформирований здравоохранения.

Этастройная система участия здравоохранениястраны в медицинском обеспеченииВооруженных Сил формировалась наразличных исторических этапахразвития военного и гражданскогоздравоохранения.

Всякаявойназанимает первое место среди причин,обусловливающих боевыеповреждения личного состава вооруженныхсил и населения (гибель, раненияи инвалидность людей), рост инфекционнойзаболеваемости, что нередкоприводило к эпидемическим вспышкам идаже эпидемиям.

Во времявойны большое количество медицинскихработников гражданского здравоохраненияпризываются в вооруженные силы. Объемработы медицинских работникови медицинских учреждений резко возрастает.Все это сильно осложняло и осложняетработу органов и учреждений здравоохранения.

Исходяиз вышеизложенного, можно сделать вывод,что здравоохранение страны всегдазанимало важное место в общей системеорганизации и проведениямероприятий по оказанию медицинскойпомощи раненым и больным, сохранениюих боеспособности и трудоспособности.

Органыуправления специальными формированиямиздравоохранения (Главноеуправление по руководству специальнымиформированиями здра-воохранения, отделыи секторы по руководству тыловымигоспиталями) яв-ляютсяструктурными подразделениями Министерстваздравоохранения и социальногоразвития Российской Федерации и органовуправления здраво-охранениемсубъектов Российской Федерации. Ониформируются при объ-явлении мобилизациидля руководства тыловыми госпиталямиздравоохра-ненияи обсервационными пунктами.

Органыуправления специальными формированиямиздравоохранения пользуютсявсеми правами других аналогичныхподразделений отраслевых органовуправления здравоохранением. Их указанияи распоряжения по во-просам специальныхформирований являются обязательнымидля исполне-ниявсеми нижестоящими органами управленияздравоохранением и подве-домственнымиучреждениями.

Наорганы управления специальнымиформированиями здравоохране-ниявозлагаются следующие задачи:

—руководство работойспециальных формирований в периодмобилиза-циии в военное время;

-оказание методической помощи руководителяморганов управления здравоохранениемсубъектов Российской Федерации имуниципальных образованийпо вопросам развертывания специальныхформирований, их материально-техническогои финансового обеспечения, организацииме-дицинскогообеспечения и подготовки к работе впериод мобилизации и в военноевремя.

-организация взаимодействия с Главнымвоенно-медицинским управле-ниемМинистерстваобороны Российской Федерации(медицинскойслужбой военногоокруга военного времени, управлениемместного эвакуационного пункта) повопросам, обеспечения преемственностиоказания медицинской помошии лечения раненых и больных.

-организация и осушествление контроляза качеством лечения раненых и больных,их реабилитацией и своевременнойвыпиской, проведением во-енно-врачебнойи медико-социальной экспертизы.

-руководство проведением санитарно-гигиеническихи противоэпиде-мическихмероприятий.

-руководство организацией справочнойработы о поступивших в тыло-выегоспитали раненых и больных и исходахих лечения.

-руководство организацией обеспеченияспециальных формирований нормативными,методическими, инструктивными документами,материа-лами Министерства здравоохраненияи соииального развития РоссийскойФедерации,Министерства обороны РоссийскойФедерации;

-организация научно-исследовательскойработы по вопросам деятель-ностиспециальных формирований;

-организаиия и планирование мероприятийпо специальной подготовке, иусовершенствованию медицинского составаспециальных формирований;

-организация медииинского снабженияспециальных формирований в периодмобилизации и в военное время;

-руководство медицинским и бухгалтерскимучетом и отчетностью под-ведомственныхспециальных формирований, представлениеустановленных отчетов,докладов и донесений;

-организация и проведение статистическогоанализа лечебной работы в тыловыхгоспиталях, подготовка справочныхматериалов о движении ране-ныхи больных и исходах их лечения.

-оперативное руководство и контроль зарасформированием тыловых госпиталейи обсервационных пунктов.

Помещениядля органов управления специальнымиформированиями выделяютсяза счет площадей, имеющихся в распоряженииМинистерства здравоохраненияи социального развития РоссийскойФедерации и органов управленияздравоохранением субъектов РоссийскойФедерации.

Взависимости от объема решаемых задачсостав органов управления спе-циальнымиформированиями здравоохранением можетбыть различным.

Главноеуправление по руководству специальнымиформированиями здравоохраненияпредусматривается сформировать вследуюшем составе: руководитель,его заместители, главные медицинскиеспециалисты (хирург итерапевт), три управления(организационно-плановое,лечебно-профи-лактическое,медицинского снабжения) и два отдела(финансово-экономи-ческийи защиты государственной тайны).Управления и отделы, в свою оче-редь,состоят из отделов и отделений,обеспечивающих выполнение задач,возложенныхна Главное управление по руководствуспециальными форми-рованиямиздравоохранения.

Отделпо руководству тыловыми госпиталямиформируется в составе: на-чальникаотдела, его заместителя, главныхмедицинских спсциалистов (хи-рург,терапевт), инспекторов – врачей,инспектора-провизора, инспектора (поспецработе), бухгалтера, делопроизводителя,машинисток и водителя.

Секторпо руководству тыловыми госпиталямиформируется в составе: начальникасектора, инспсктора — врача,инспектора-провизора, делопро-изводителя,и водителя.

Комплектованиеорганов управления специальнымиформированиями здравоохранениемличным составом производится в мирноевремя в соот-ветствиис ранее изложенными принципами.

Главнойособенностью в этой работе являетсяперсональный отбор и предназначениесотрудников отрас-левогооргана управления здравоохранением, сучетом их опыта работы дело-выхкачеств и способностей, которые должныобеспечить преемственность вработе между соответствующимиподразделениями мирного и военноговремсни.

Лица,утвержденные на должности начальниковорганов управления специальнымиформированиями здравоохранения, изучаютв мирное время мобилизационныедокументы по специальным формированиямв полном объемеи могут привлекаться к выполнениюотдельных мероприятий по их мобилизаиионнойподготовке.

Начальникиорганов управления специальнымиформированиями под-чиненыруководителям отраслевых органовуправления здравоохранением, пользуютсяправами их заместителей и являютсяпрямыми начальниками дляподчиненных и подведомственныхспециальных формирований и нахо-дящихсяв них на излечении раненых и больных.

Расформировываютсяорганы управления специальнымиформирова-ниямипосле завершения работы подведомственныхтыловых госпиталей и обсервационныхпунктов, в порядке указанном выше (длятыловых госпи-талей).

Источник: https://studfile.net/preview/534506/

Специальные формирования здравоохранения

Понятие о специальных формированиях здравоохранения, их

Для участия в медицинском обеспечении личного состава Вооруженных СИЛ РФ (в период мобилизации и в военное время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения, ко­торые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, вос­становления бое- и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих пере­дислокацию.

Эти специальные формирования в состав Воо­руженных Сил РФ не передаются. Они являются струк­турными подразделениями органов управления Министерства здравоохранения и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются ор­ганы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобили­зации и военное время для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил РФ. Первые документы, позволяющие сделать вывод, о попытках создания

К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1) органы управления специальными формированиями;

2) тыловые госпитали здравоохранения;

3) обсервационные пункты.

Органы управления специальными формированиями – это Главное Управление по руководству специальными формированиями здравоохра­нения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в ор­ганах управления здравоохранением субъектов РФ.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управ­ления составляют около 6% от общей их численности.

Тыловые госпитали здравоохранения являются специальными формированиями здравоохранения, предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им специализированной ме­дицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

На тыловые госпитали приходится около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения. Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учрежде­ниями здравоохранения военного времени.

Они предназначены для времен­ной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения. Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности специальных формирований здравоохранения.

б) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Первые документы, позволяющие сделать вывод, о попытках создания систем и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра во­енных действий в тыл страны в России относятся к семидесятым годам Х1Х века.

Опыт войн конца ХУIII и начала Х1Х веков показал, что с началом боевых действий имевшиеся в войсках лечебные учреждения быстро заполнялись ранеными и больными. Это затрудняло передвижение войск, вело к большому отставанию от них госпиталей. Возникла необходимость эвакуации в тыл страны большого числа раненых и больных.

Так, в августе 1812 года, раненые и больные 1-ой Западной армии с продолжительными сроками лечения были эвакуированы из Смоленска в Москву и Тверь.

В период Крымской войны 1853-1856 гг., несмотря на плохие дороги, из Крыма в ближайшие губернии Харьков­скую Херсонскую Полтавскую, Екатеринославскую было эвакуировано более 12 000 раненых и больных, что составило четвертую часть от общего числа санитарных потерь. Вместе с тем эвакуация раненых и больных и их последующее лечение в тылу страны были организованы плохо.

Н.И. Пирогова в своих трудах разрабатывал основные принципы медицинской сортировки и эвакуацией раненых и больных в тыл страны и они стали широко применялись в лечебно-эвакуационном обеспечении войск не только России, но и в Пруссии, США и других государств, а затем были положены в Основу «Про­екта организации эвакуации», составленного Главным штабом России в 1876 году.

Т.Е. эти основные принципы явились теоретической предпосылкой к возникновения органов управления эвакуацией раненых и больных и организацию их лечения в тылу страны.

В рyccкo-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях при которых развертывались группы госпиталей и лазаретов.

Эвакокомиссии в своей работе руководствовались циркуляром Гене­рального Штаба Вооруженных Сил 1877 года «О правилах распределения и развозки раненых и больных с театра Войны во внутрь империи». Эвакокомиссии состояли из представителей военного командова­ния, вoeннo-санитарного ведомства, органов военных сообщений и общества Красного креста.

После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакокомиссий в своём труде «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 П.».

На основе этого труда в 1890 году было издано «Положение об эвакуации больных и раненых», однако (основ) важнейшие идеи о подготовке ещё в мирное время системы медицинского обеспечения в нем были проигнорированы.

В русско-японскую войну 1904-1905 гг. эвакокомиссии получили своё дальнейшее развитие. Они были организованы во фронто­вом районе (полевые и тыловые эвакокомиссии) и в тылу страны внутренние эвакокомиссии.

Во внутренних эвакокомиссиях появились «врачи для сортировки» раненых и больных.

Но в целом работа этих комиссий в силу разных и объективных и субъективных причин была неудовлетворительной военно-санитарные поезда загружались в спешке, в них оказывались раненые и больные различ­ной степени тяжести: от умирающих до почти здоровых.

Тяжелое положение с сортировкой раненых и больных вызвали необходимость создания сортировочно-контрольных подразделений медицинской службы.

В связи с этим с ноября 1904 года при внутренних эвакокомиссиях начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились про­тотипом современных сортировочных госпиталей.

На них возлагались зада­чи по проведению сортировки поступающих раненых и больных, доставке их в местные госпитали, для чего при сборных эвакуационных пунктах содержались команды носильщиков и необходимый санитарный транспорт.

При эвакокомиссиях развертывались, кро­ме сборных эвакуационных пунктов, госпитали и лазареты военного ведомст­ва, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций, военно-санитарные поезда, дезинфекционные команды (отряды), бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.

Таким образом, эвакуационные комиссии по своей организации все более приближались к современным эвакуационным пунктам.

Дальнейшее развитие система эвакуации раненых и больных и лечения их в тылу страны получили в войну 1914-1918 годов.

Эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны по моби­лизационным планам, не смогли обеспечить выполнение возложенных на них функций и были упразднены.

В августе 1914 года было утверждено «Временное положение об эвакуа­ции раненых и больных» создана система эвакуационных пунктов: на театре военных действий – головных и тыловых, а во внутреннем районе страны – распределительных и окружных.

В период первой мировой войны было развернуто 8 распреде­лительных и 25 окружных эвакуационных пунктов.

Кроме того, в тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых и больных.

(РЭП) распределительные эвакопункты развертывались во внутреннем районе на узловых железнодорожных станциях с таким расче­том, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, проходили через них.

В состав РЭП входили канцелярия и полевые запасные госпитали, а также санитарно-гигиенический отряд, дезинфекционные камеры, бани, прачечные, запасы интендантского имущества и продовольствия.

Одной из главных задач (РЭП) являлось проведение медицинской сорти­ровки, распределение и отправка раненых и больных по соответствующим окружным эвакуационным пунктам.

Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на уз­ловых железнодорожных станциях в каждом военном округе. Распределение в них раненых и больных по количеству и структуре, направляемых из РЭП в ОЭП, осу­ществлялось по эвакуационным направлениям Генерального Штаба

В состав РЭП входили канцелярия и полевые запасные госпитали, Ос­новной задачей ОЭП было 1)распределение раненых и больных, требую­щих госпитального лечения, по лечебным учреждениям военного и граждан­ского ведомств, 2) отправка «неспособных к службе» на родину или в избран­ные места жительства.

Так как РЭПы и ОЭПы возглавлялись не врачам, а строевыми офицерами, в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных, изложенная во «Временном положении об эвакуации раненых и больных» 1914 года – на практике не была реализована.

В Москву приходили поезда с не кормленными несколько суток, голодными людьми, с ранами неперевязанными, а если перевязанными – однажды, в течение нескольких дней неперевязанными

За период 1914-1918 гг. из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строй вернул ось только 42 %.

Во время гражданской войны 1918-1920 годов иностранной военной интервенцией, система эвакуации раненых и больных в тыл страны продолжала совершенствоваться. Был организован единый центр управления военно-сани­тарной службой Военно-санитарное управление РККА, которое координировало лечеб­но-эвакуационное обеспечение войск как на фронте, так и в тылу страны.

В 1929 году появилось «Руководство по санитарной эва­куации в РККА». Основными учреждениями санитарной эвакуации стали: в армейском и фронтовом тыловых рай­онах – полевые, фронтовые и вспомогательные эвакопункты, а во внутреннем районе страны – распределительные (РЭП) и местные (МЭТ) эвакопункты.

При всех (РЭП) и (МЭП) и приписанных к ним лечебных учреждениях предписывалось иметь военно-врачебные экспертизы.

Результаты медицинского обеспечения боевых действий в районе р. Хал­хин-Гол (май 1939 года) потребовали решения вопроса о специализациико­ечной сети в армейском, фронтовом и тыловом районах, но эта работа не была доведена до логического конца.

После советско-финляндской войны в которой санитарная служба Красной Армии и гражданское здравоохранение приобрели ценный опыт совместно решения задач по медицинскому обеспечению войск на фронте и в тылу, в июне 1940 года Наркомом здравоохранения СССР утверждается «Положение о формировании эвакуационных госпиталей, развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время». В соответствии с которым ЭГ в медицинском, финансовом, административным отношениях подчинялись органам гражданского здравоохранения, а по оперативным вопросам санитарным отделам военных округов, что приводило к конфронтации между гражданскими и военными ведомствами.

Для предусмотренных к развертыванию в военное время госпитальных коек в тылу страны директивой ГШот 13.02.1941 года была определена их специализация, в том числе 70% – хирургического и 30% терапевтического профиля в ЭГ приграничных ВО, 80% – хирургического и 20% терапевтического профиля в ЭГ внутренних ВО.

С началом войны 1941-1945 годов с сентября 1941 все медицинское обслуживание раненых и больных в тыловых районах возлагалось на Наркомат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на Главное военно-санитарное управление Красной Армии.

Дальнейшее развитие система приема, медицинской сортировки и рас­пределения раненых и больных в ЭГ тыла страны получила после утвержде­ния НКЗ СССР в марте 1942 года «Положения о сортировочных госпиталях НКЗ», согласно которому в госпитальных базах емкостью свыше 5000 коек должны были создаваться сортировочно-эвакуационные госпитали, а в базах емкостью до 5000 коек – сортировочные отделения в хирургических ЭГ.

Одним из важнейших условий, определяющих деятельность ЭГ, являлась их укомплектованность врачебными кадрами, которая в ходе войны никогда не была удовлетворительна, в первый период войны она составляла 95%, во второй – 88%, в третий – 91 %.

Руководство лечебной и хозяйственной деятельностью ЭГ закреплялось за управлениями ЭГ в республиках, краях и областях.

На органы управления военного ведомства возлагались сле­дующие функции:- снабжение раненых и больных в ЭГ продовольстви­ем, вещевым имуществом, обеспечение перевозочными документами и де­нежным довольствием; – организация эвакуации раненых и больных из фронтовых эвакопунктов и распределение их по ЭГ; – контроль за деятельностью ЭГ и работой госпитальных военно-врачебных комиссий; – организация партийно-политической работы среди раненых и боль­ных;- организация учета и отчетности.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита­лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ разработка руководящих документов по лечебной работе по финансированию, по материально-техническому обеспечению и т.п.

По такому же принципу создавались управления (отделы) ЭГ при органах управления здравоохранением республик, прав и областей.

В 1943 году были созданы типовые штаты управлений (отделов) по руководству ЭГ в республиках, краях, областях. В его составе было 4 сектора: лечебный, планово-финансовый, и материально-хозяйственного обслуживания, медицинской статистики а также секретное делопроизводство.

Отрицательным моментом был тот факт, что руководство ЭГ осуществлялось управлениями трех ведомств (НКО, НКЗ, ВЦСПС), что приводило к противоречиям, большим потерям времени на согласование и т.п.

В 1945 году Совнарком СССР обязал Наркомздрав СССР и ВУСПС реорганизовать ЭГ в госпитали для лечения инвалидов ВОВ.

Вторая группа специальных формирований – это обсервационныепункты, которые осуществляли противоэпидемическую защиту.

Деятельность медицинского персонала по противоэпидемической защите населения страны, войск действующей Красной Армии в годы Великой Отечественной войны вощла в летопись Второй мировой войны славной страницей.

Впервые, в истории войн, которые вела наша страна и войска не служили источником заражения и распространения эпидемических заболеваний среди гражданского населения.

На путях возможных заносов инфекционных заболеваний в войска также была создана система противоэпидемических барьеров.

С этой целью, в соответствии с директивой Генерального штаба от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных узлах были сформированы и развернуты обсервационные пункты.

Государственный Комитет Обороны от 02 фев­раля 1942 года утвердил постановление «О мероприятиях по предупре­ждению эпидемических заболеваний в стране и Красной Армии».

Роль первого противоэпидемического барьера выполняли медслужба запасных полков и бригад, пополнявщих войска по мобилизации, от­дельных дорожно-эксплуатационных батальонов, а собственно на железной дороге – силы и средства санитарно-противоэпидемического отдела Главного военно-санитарного управления НКПС.

Вторым противоэпидемическим барьером на пути контингентов следую­щих на фронт и обратно были обсервационные пункты НК3 СССр, а также санитарно-контрольные пунк­ты (СКП) Санитарной службы Красной Армии. СКП подразделялись на три группы: 1) СКП – тыла страны, 2) СКП – фронтов, 3) СКП – армий.

Обсервационные пункты и СКП, работавшие в тылу, базировались в гражданских и железнодорожных лечебных учреждениях, госпиталях.

Для санитарной обработки использовались изоляционно-пропускные пункты НКПС, гарнизонные, гражданские и железнодо­рожные бани и санитарные пропускники, а там, где их не было – приданные СКП взводы обмывочно-дезинфекционных рот, банно-прачечные дезинфекционные поезда и т.п.

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Организованная массовая эвакуация раненых и больных в тыл страны возникла в войнах XIX столетия и получила окончательное теоре­тическое и организационно-штатное оформление в сороковых годах ХХ века в виде системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по на­значению.

2. ЭГНК3 как конечный этап медицинской эвакуации для наиболее тяжелых контингентов раненых и больных внесли существен­ный вклад в дело сохранения жизни и возвращение бое – и трудоспособности раненых и больных.

В ЭГ тыла страны было в годы войны 1941-45 г.г. эвакуировано 7 705 968 человек (38,8 % от общего числа санитарных потерь), из которых возвращено в строй 3 552 760 человек (46, 1 % от числа лечившихся в ЭГ).

3. Руководство всеми сторонами деятельности ЭГ тыла страны осуществлялось двумя органами управления:- управлениями МЭП и отделами (управлениями) ЭГ НК3 или ВЦСПС, что приводило к противоречиям в силу объективных и субъективных причин и отрицательно сказывалось на результатах работы ГБТС.

в) ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

Органы управления СФЗ (Главное управление по руководству СФЗ МЗ и СР РФ отделы или сектора органов управления здраво­охранения субъектов РФ). Они формируются при объ­явлении мобилизации для руководства ТГЗ и ОП.

Задачи органов управления СФЗ:

– руководство работой специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

– оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания СФЗ, их материально-технического и финансового обеспечения, организации медицинского обеспечения и подготовки к работе в период мобилизации и в военное время ;

– организация взаимодействия с Главным военно-медицинским управлением МО РФ (или с медицинской службой военного округа военного времени, а также управлением местного эвакуационного пункта (МЭП) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных;

– организация и осуществление контроля за качеством лечения раненых и больных, их реабилитацией и своевременной выпиской, проведением во­енно-врачебной и медико-социальной экспертизы;

– руководство проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

– руководство организацией справочной работы о поступивших в тыловые госпитали и исходах их лечения;

– руководство организацией обеспечения СФЗ нормативными, методическими, инструктивными документами, материа­лами МЗ и СР РФ + МО РФ;

– организация научно-исследовательской работы по вопросам деятель­ности специальных формирований здравоохранения;

– организация и планирование мероприятий по специальной подготовке, и усовершенствованию медицинского состава специальных формирований;

– организация медицинского снабжения СФЗ в период мобилизации и в военное время;

– руководство медицинским и бухгалтерским учетом и отчетностью СФЗ, представление установленных отчетов, докладов и донесений;

– организация и проведение статистического анализа лечебной работы в тыловых госпиталях, подготовка справочных материалов о движении ране­ных и больных и исходах их лечения;

– оперативное руководство и контроль за расформированием ТГ и ОП.

Состав органов управления СФЗ:

Главное управление по руководству СФЗ предусматривается сформировать в следующем составе;

Руководитель, его заместители, главные медицинские специалисты (хирург терапевт), три управления (организационно-плановое, лечебно-профи­лактическое, медицинское снабжения), дваотдела (финансово-экономический и защиты государственной тайны).

Управления и отделы, в свою оче­редь, состоят из отделов и отделений, обеспечивающих выполнение задач о которых шла речь выше.

– Отдел по руководству тыловыми госпиталями формируется в составе: На­чальника отдела, его заместителя,главных медспециалистов (хи­рург + терапевт), инспекторов – врачей, инспектора-провизора, инспектора по спецработе, бухгалтера, делопроизводителя, мащинисток и водителя.

– Сектор по руководству ТГ формируется в составе: начальника, инспектора – врача, инспектора-провизора, делопро­изводителя, и водителя.

Комплектование органов управления специальными формированиями здравоохранением личным составом производится в мирное время. в соот­ветствии с ранее изложенными принципами.

Главной особенностью в Этой работе является персональный отбор и предназначение сотрудников отрас­левого органа управления здравоохранением, с учетом их опыта работы дело­вых качеств и способностей, которые должны обеспечить преемственность в работе между соответствующими подразделениями мирного и военного времени.

Начальники органов управления специальными формированиями под­чинены руководителям соответственных органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей.

Расформировываются органы управления специальными формирова­ниями после завершения работы ТГ и ОП.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/33261.html

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/4-55012.html

Medic-studio
Добавить комментарий