Последовательность обследования оториноларингологического больного,

Оториноларингологическое обследование

Последовательность обследования оториноларингологического больного,

После собирания анамнеза, общего (см. выше) и специального, и оценки голоса пациента обследование начинают с наружного осмотра ушей, носа и гортани. В нужных случаях пользуются методом ощупывания: при травмах носа, при заболеваниях придаточных пазух носа, при опухолях.

Иногда ощупывание производят с помощью пуговчатого зонда: при наличии свищей, при определении наличия инородного тела, кариозной кости и т. п. Основным методом осмотра уха, носа и горла является эндоскопия. Для освещения соответствующих полостей пользуются лобным рефлектором. Источник света помещают справа от больного на уровне его уха.

Отраженный от рефлектора пучок света направляют на исследуемый орган (см. Ларингоскопия, Отоскопия, Риноскопия, Фарингоскопия).

Функциональное исследование уха, носа, горла производят с помощью соответствующей аппаратуры (см. метрия, Вестибулометрия, Обоняние, Стробоскопия). Известное представление о состоянии слуховой функции можно получить и без специальных приборов путем исследования восприятия речи — шепотной и разговорной. При нормальном слухе шепот различают на расстоянии 6—8 м.

Существенные данные получают при рентгенографии и томографии уха, носа и его придаточных пазух, глотки и гортани. Для исследования придаточных пазух носа пользуются также методом их просвечивания (см. Диафаноскопия). В необходимых случаях применяют и другие методы исследования (патоморфологические, биохимические, микробиологические и др.).

Оториноларингологическое обследование
При заболевании уха, носа, глотки или гортани необходимо обследовать все названные органы, так как они тесно связаны между собой анатомо-физиологически, что часто обусловливает их взаимовлияние в патологическом процессе.

Необходимо и общее исследование больного, чтобы выяснить связь данного заболевания с общим состоянием организма. Объективному исследованию должен предшествовать тщательно собранный анамнез. Обследование предполагает не только осмотр (см.

Отоскопия, Риноскопия, Фарингоскопия, Ларингоскопия), но использование и других принятых в медицине методов (пальпация, аускультация, при показаниях — зондирование, пункция и др.), а также исследование состояния функции указанных органов (см. метрия, Вестибулометрия и др.).

Часто используются рентгено- и томография уха, носа, придаточных пазух, гортани.

При ощупывании можно обнаружить болезненность на почве воспаления, подвижность отломков костей, хрящей, зыбление при наличии жидкостей под мягкими тканями. Можно обнаружить шум («сопение») и гнусавый оттенок голоса при затрудненном носовом дыхании. Зондирование, когда имеется свищ, позволяет определить направление свищевого хода, наличие карманов, целость или нарушение костной стенки и др.

Исследующий может распознать зловонный запах воздуха, выдыхаемого больным (при озене, склероме, сифилисе), неприятный запах отделяемого из уха при хроническом процессе и др.

Рентгенография, томография и пункция являются существенными методами исследования придаточных пазух носа.

Пункция при положительных данных может быть одновременно использована с лечебной целью (промывание лекарствами), а также для биопсии слизистой оболочки, выстилающей пазуху. Для этого в нее через просвет троакара вводят очень тонкие щипцы (Е. М. Харшак).

Доступным и легко выполнимым методом исследования является просвечивание придаточных пазух посредством специальной лампы (см. Диафаноскопия).

Для патоморфологического исследования из области носа, глотки и гортани материал берут методом биопсии и методом отпечатков со слизистой оболочки. Для этого стекло соответствующих размеров с оплавленными краями плотно прижимают к поверхности слизистой оболочки в течение 1—2 сек.

и осторожно снимают его, не скользя по поверхности, а отрывисто, в перпендикулярном направлении к слизистой оболочке, чтобы не разрушить клеточные элементы.

Если на поверхности слизистой оболочки имеются наложения, которые желательно снять, необходимо это произвести осторожно ватной кисточкой, смоченной в дистиллированной воде.

Из гипофаринкса, гортани и из лакун миндалин проще производить так называемые перепечатки.

При этом применяют столбики, изготовленные из школьной резинки (их удобно стерилизовать и прикладывать к любой поверхности независимо от наличия на ней выступов или углублений), и коленообразно изогнутую палочку (для забора материала из лакун миндалин). Забранный материал переносят на предметное стекло.

Наиболее простой метод исследования проходимости носа следующий: к исследуемой половине подносят ватную пушинку или марлевую ниточку, амплитуда их движения в момент вдоха и выдоха характеризует проходимость. Для более точного исследования этой функции существуют относительно сложные приборы — риногигрометры, риноманометры и др.

Метод Воячека для исследования обоняния: к исследуемой половине носа подносят (в бутылочке или на ватке) следующие растворы в порядке восходящих по силе запахов: 0,5% раствор уксусной кислоты (слабый запах), винный спирт (средний по силе запах), простая валериановая настойка (сильный запах), нашатырный спирт (ультрасильный запах). Необходимо учитывать знание исследуемыми этих запахов, поэтому валериану можно заменить вытяжкой из лука, нашатырный спирт — скипидаром. Для более точного определения обоняния применяют различной системы приборы — ольфактометры (см.). Для исследования функции гортани пользуются стробоскопией (см.).

Источник: http://www.medical-enc.ru/14/obsledovanie_bolnogo_10.shtml

Эндоскопические методы исследования оториноларингологических (ЛОР-органов)

Последовательность обследования оториноларингологического больного,

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМУ Росздрава)

Кафедра ЛОР-болезней – клиническая

Реферат на тему:

Эндоскопические методы исследования ЛОР-органов

Выполнила: Хамова И.А.

Студентка 407 группы

Проверил: Воркушин А.И.

Тюмень, 2017 г.

  • 1. Общие принципы обследования ЛОР-органов
  • 2. Использование лобного рефлектора
  • 3. Передняя риноскопия
  • 4. Орофарингоскопия (исследование ротовой части глотки и полости рта)
  • 5. Задняя риноскопия (исследование носоглотки и задних отделов носа)
  • 6. Непрямая ларингоскопия (исследование гортаноглотки и гортани)
  • 7. Отоскопия
  • 8. Пробы для исследования функции слуховой трубы
  • Приложение 1
  • Приложение 2

1. Общие принципы обследования ЛОР-органов

Проведение исследования пациентов с заболеваниями уха, носа и горла требует специальную организацию рабочего места врача-отоларинголога.

Помещение, где проводится исследование, должно быть тихим и иметь длину не меньше 6 м, что важно для исследования слуха.

Главными составными частями рабочего места является инструментальный столик с двумя полками, два стула, источник света, лобный рефлектор и набор оториноларингологических инструментов.

Источник света (электрическую лампу мощностью 100 Вт) располагают на столике справа и немного позади от больного на уровне его ушной раковины и на расстоянии 20 – 40 см от пациента. На верхней полке инструментального столика рядом с лампой размещают лоток со стерильными инструментами.

В подавляющем большинстве случаев врач и пациент сидят друг напротив друга, причем пациент находится справа от врача, а источник света – слева. Расстояние от врача до пациента составляет 30-50 см так, чтобы врач мог легко положить свою вытянутую правую руку на голову пациента и перемещать ее в нужном направлении для удобного исследования уха, горла и носа.

Обследования оториноларингологического больного начинают с детального выяснения жалоб, сбора анамнеза болезни и жизни. Проводят наружный осмотр головы и шеи, выполняют их пальпацию и перкуссию, после этого проводят эндоскопическое исследование ЛОР-органов.

Поскольку объект исследования при заболеваниях носа, околоносовых пазух, уха или горла находится в глубине узких пространств или каналов, для лучшего их осмотра применяют специальные методы.

Эти методы позволяют направить пучок луча, отраженного от рефлектора, в глубоко расположенные участки, таким образом, осветить их и осмотреть.

Для выполнения осмотра преимущественно пользуются лобным рефлектором (реже отоскопом или небольшим фонариком),причем такое исследование лучше проводить в затемненном помещении.

Правила использования лобного рефлектора идентичные при обследовании всех ЛОР-органов.

2. Использование лобного рефлектора

Лобный рефлектор состоит из вогнутого зеркала, с фокуснымрасстоянием 25 – 30 см, которое прикреплено посредством шарнира к ремешку (пластмассовому или кожаному).

В центре зеркало имеет отверстие, сквозь которое левым глазом врач осматривает объект исследования, шарнир позволяет изменять направление и угол освещения во время осмотра.

Размер ремешка можно изменять, приспосабливая его к размерам головы врача.

Врач и пациент сидят напротив друг друга, причем оба колена врача находятся слева коленей обследуемого. Лампа должна находиться на расстоянии 20 – 40 см позади и слева головы пациента и находиться на уровне его глаз или ушей. Врач одевает ремешок рефлектора на голову в шапочке и регулирует размер ремешка в зависимости от размера головы.

Зеркало рефлектора устанавливают перед левым глазом врача так, чтобы отверстие в его центре расположилось напротив левой зеницы. Свет, попадающий от лампы на зеркало рефлектора, должен отражаться таким образом, чтоб на расстоянии 30 – 40 см от врача образовывать небольшое концентрированное световое пятно.

Во время проведения обследования врач должен видеть освещенный рефлектором объект обоими глазами (левым глазом через отверстие в рефлекторе). В левой руке он держит необходимый для обследования инструмент, например, носовое зеркало, шпатель, ушную воронку и тому подобное.

Правую руку врач размещает на голове или затылке обследуемого, этой рукой он поворачивает или наклоняет голову пациента для лучшего и удобного осмотра.

Для контроля правильности применения рефлектора можно закрыть правый глаз. Если после этого освещенный объект виден левым глазом через отверстие в зеркале, то рефлектор установлен правильно. В противном случае нужно изменить положение или наклон зеркала лобного рефлектора.

Оториноларингологическое исследование осуществляют обычно в следующем порядке: передняя риноскопия, орофарингоскопия, задняя риноскопия, непрямая ларингоскопия, отоскопия.

Такого порядка осмотра придерживаются у взрослых и у детей старшего и младшего возраста. У младенцев осмотр начинают с уха.

Это связано с тем, что во время плача ребенка барабанная перепонка становиться розовой, что осложняет оценку отоскопической картины.

3. Передняя риноскопия

ухо лобный отоскопия больной

Переднюю риноскопию проводят с соблюдением всех правил пользования лобным рефлектором. Осмотр правой и левой половин носа проводят отдельно. В левую руку берут носорасширитель (носовое зеркало) так, чтобы на раскрытой ладони разместились обе его бранши, а клюв был направлен книзу.

Большой палец следует положить на винт расширителя, а ІІ-ІV пальцами охватить бранши снаружи. Правую руку кладут на лоб обследуемого и осторожными движениями двигают его голову для лучшего осмотра.

Большим пальцем правой руки поднимают кончик носа вверх и левой рукой заводят концы клюва носорасширителя в одну из ноздрей больного на глубину 0,5-1 см. Сжимая бранши носового зеркала, раскрывают вход в нос, осматривают преддверье носа, а затем обследуют его более глубокие отделы.

При осмотре как правой, так и левой половины носа носорасширитель держат левой рукой почти в одинаковом положении так, чтобы ось раскрытого инструмента образовывала угол приблизительно 45° с вертикалью.

При передней риноскопии выделяют две позиции головы больного:

1. При прямом положении головы больного врач вводит носорасширитель в полость носа так, чтобы кончики его клюва касались стенок лишь входа в преддверье носа. В таком положении видны нижние отделы полости носа: ее дно, нижние участки перегородки носа, нижнюю носовую раковину, нижний носовой ход и тому подобное.

2. При запрокидывании головы обследуемого назад виден передний отдел средней носовой раковины, носовая перегородка в этом участке и начальная часть обонятельной щели, которая находиться между средней раковиной и носовой перегородкой.

Чтоб осмотреть средний носовой ход и полумесячную щель под средней носовой раковиной, головы обследуемого удерживают в закинутом положении и применяют носорасширитель с удлиненным клювом (носовое зеркало Киллиана), предварительно обезболив соответствующие участки слизистой оболочки носа.

Этот метод получил название средней риноскопии.

4. Орофарингоскопия (исследование ротовой части глотки и полости рта)

При проведении орофарингоскопии источник света и больного размещают так же, как и при исследовании носа, таким же способом пользуются и лобным рефлектором. Шпатель берут в левую руку так, чтобы 1 палец поддерживал его снизу, а 2, 3, и 4 пальцы находились сверху. Удерживают шпатель так, чтобы своей рукой не закрывать объект исследования (Приложение 1(1)).

Исследование полости рта должно всегда предшествовать исследованию глотки. Его начинают с осмотра губ и преддверья рта, для этого шпателем по порядку отводят углы рта, верхнюю и нижнюю губы, осматривая слизистую оболочку губ, щек и десен.

В преддверье рта обследуют выводные протоки приушных слюнных желез, которые размещены на внутренних поверхностях щек на уровне верхнего премоляра.

Обязательно обращают внимание на состояние зубов, поскольку кариесные зубы являются очагом хронической инфекции и могут быть причиной многих заболеваний носа, уха и горла. При осмотре полости рта определяют состояние языка, десен, твердого и мягкого неба.

Для исследования дна полости рта больного просят поднять язык кверху (или приподнимают язык шпателем), после чего осматривают подъязычную область, где обследуют уздечку и выводные проливы подъязычных и подчелюстных слюнных желез.

Для осмотра зева притискивают шпателем передние две трети языка и просят больного сказать звук «А» (Приложение 1 (2)). При этом мягкое небо поднимается кверху, а язык расслабляется, что дает возможность осмотреть зев и ротовую часть глотки. Обследуют передние и задние небные дужки, язычок, небные миндалины, заднюю стенку глотки и тому подобное. Обращают внимание на:

· Подвижность мягкого неба.

· Цвет и состояние слизистой оболочки ротоглотки (изменение цвета, отек или налеты).

· Наличие свищей, рубцов или расщеплений неба и тому подобное.

Нормальный цвет слизистой оболочки глотки – розово-красный или бледно-красный, язычок и небные дужки чаще имеют более насыщенную красную расцветку.

При осмотре небных миндалин обращают внимание на их величину и поверхность, цвет слизистой оболочки; на наличие сращений последних с небными дужками и на содержимое лакун. Для осмотра скрытой небными дужками свободной поверхности миндалин и для определения содержания лакун шпателем нажимают на переднюю небную дужку, чем ротитруют миндалину и выжимают содержимое из лакун.

Во время исследования глотки больной не должен высовывать язык изо рта или задерживать дыхание, поскольку это мешает исследованию.

Шпатель не следует вводить слишком далеко в рот – это вызывает рвотный рефлекс.

5. Задняя риноскопия (исследование носоглотки и задних отделов носа)

Для осмотра задних отделов полости носа проводят заднюю риноскопию. Закрепляют носоглоточное зеркальце в ручке и, нагревают над пламенем спиртовки (или в теплой воде) до температуры 40 – 50° С, чтоб оно не запотевало. Шпателем, который держат в левой руке, прижимают передние две трети языка, чтобы было видно ротоглотку, и просят больного дышать носом.

Нагретое носоглоточное зеркальце зеркальной поверхностью кверху правой рукой через полость рта заводят за мягкое небо, немного ниже его нижнего края. При этом нужно пытаться не притронуться зеркальцем к небу, небным дужкам, корню языка или задней стенке глотки, поскольку это может вызывать рвотный рефлекс.

Незначительно изменяя ориентацию зеркальца в глотке, по порядку осматривают хоаны, задние концы всех трех носовых раковин, задние отделы перегородки носа, свода носоглотки, глоточную миндалину и глоточные отверстия слуховых труб.

Через небольшой диаметр носоглоточного зеркальца изображения этих анатомических структур можно увидеть лишь частями, поэтому полное отображение строения носоглотки врач составляет в своем воображении.

У лиц с выраженным рвотным рефлексом перед выполнением задней риноскопии слизистую оболочку глотки обезболивают раствором анестетика (смазывая ватником или пульверизацией).

6. Непрямая ларингоскопия (исследование гортаноглотки и гортани)

Зеркала, используемые для непрямой ларингоскопии и задней риноскопии, имеют неодинаковый диаметр (не следует их путать). При этом все они крепятся на рукоятке (4 – на рисунке). Зеркала для непрямой ларингоскопии имеют диаметр около 20 мм (1, 2), а зеркала для задней риноскопии – около 10 мм (4, 5 на рисунке Приложение 2).

Непрямая ларингоскопия является одним из основных инструментальных методов исследования гортани. Ее выполняют таким образом. Больной сидит напротив врача, широко открывает рот и высовывает язык. Врач большим и средним пальцами левой руки через марлевую салфетку удерживает за кончик вытянутый язык, указательным пальцем поддерживает верхнюю губу.

Правой рукой вводит зеркало в глотку, осторожно отодвигает мягкое небо и язычок назад и вверх к задней стенке глотки. Язык может удерживать правой рукой и сам обследуемый. Зеркало, чтоб не запотевало, перед введением слегка нагревают на огне спиртовки со стороны его зеркальной поверхности или опускают на несколько секунд в горячую воду.

После нагревания зеркала обязательно проверяют его температуру, притронувшись к тыльной поверхности своей кисти. Гортанные зеркала, обозначенные литерой «K» на обратной стороне, можно кипятить.

Другие зеркала кипячения не выдерживают, и для стерилизации их опускают на 10-15 мин в растворы антисептики, после чего споласкивают кипяченой водой и вытирают марлевой салфеткой.

Гортанное зеркало вводят в глотку зеркальной поверхностью книзу под углом 45° к горизонтали. При этом пытаются не касаться корня языка и задней стенки глотки, во избежание рвотного рефлекса. В это время больному предлагают по порядку дышать и протяжно произносить звук «Е» или «И».

При произнесении этих звуков надгортанник поднимается и смещается кпереди, что дает возможность осмотреть просвет и внутреннюю часть гортани.

Изображения тех частей гортани, которые находятся спереди (надгортанник), отображаются в верхних отделах зеркала, а задняя стенка гортани (черпаловидные хрящи) – в нижних.

Немного изменяя положение зеркала, по порядку осматривают все отделы гортани, поскольку изображение всего органа одновременно не вмещается в небольшом зеркале. При фонации (произнесении звуков «Е», «И») ые складки смыкаются, а во время дыхания – расходятся, позволяя осмотреть подскладочное пространство и верхние отделы трахеи.

При непрямой ларингоскопии в зеркале видны такие отделы листаемые: надгортанник, черпало-надгортанные складки, очертания черпаловидных хрящей и межчерпаловидное пространство, ые и вестибулярные (желудочковые) складки, гортанные желудочки, подскладочное пространство и верхняя часть трахеи.

7. Отоскопия

Отоскопия – выполняется с целью определения состояния наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Преимущественно такое исследование выполняют с помощью лобного рефлектора, причем левым глазом смотрят через отверстие в рефлекторе.

Источник света должен находиться по правую руку от больного, так же, как и при исследовании других ЛОР-органов. Голову больного нужно склонить к противоположному плечу, что позволит совместить ось слухового прохода с линией своего зрения.

Перед введением ушной воронки нужно осмотреть наружный слуховой проход и определить его ширину, чтоб выбрать воронку соответствующего диаметра, а также при необходимости очистить наружный слуховой проход.

Выбирают воронку наибольшего диаметра, что позволит ввести ее в наружный слуховой проход и при этом не вызвать неприятных ощущений у больного. Если выявлен отек кожи, или ее повреждения, берут воронку немного меньшего диаметра и вводят в наружный слуховой проход с особой осторожностью.

Ушную воронку держат за расширенную часть большим и указательным пальцами. После этого другой рукой оттягивают ушную раковину вверх, назад и наружу (у маленьких детей – вниз, назад и наружу) и легкими вращательными движениями вводят узкий конец воронки во вход в наружный слуховой проход.

Осторожными движениями воронку продвигают по проходу на глубину до 1-1,5 см и осматривают по порядку все его стенки: сначала в перепончато-хрящевом отделе, где осмотру мешают волоски, могут быть фурункулы; а затем – в костном отделе, где осмотру могут препятствовать костные наросты (экзостозы).

Ушную воронку не следует вводить в костный отдел наружного слухового прохода, поскольку это приводит к травме тонкого кожного покрова его стенок.

Одновременно с осмотром незначительно поворачивают или наклоняют голову пациента, чтоб найти положение, в котором в глубине наружного слухового прохода удастся увидеть барабанную перепонку. Ее познают при наличии характерных структур – опознавательных пунктов:

1. В центре перепонки имеется воронковидное втяжение – пупок.

2. Вверх от пупка протягивается рукоятка молоточка, которая при отоскопии имеет вид серой полоски.

3. В верхних отделах рукоятке переходит в небольшое выпячивание, которое образовано коротким отростком молоточка.

4. От него заранее и назад идут передняя и задняя складки молоточка.

5. Вниз и кпереди от пупка при отоскопии можно видеть блестящий треугольник – световой рефлекс (конус). Он возникает в результате отражения света от блестящей поверхности барабанной перепонки именно в тех местах, где ее поверхность перпендикулярная к лучам света, которые падают от лобного рефлектора.

Нормальная барабанная перепонка имеет вид мембраны овальной формы, перламутрово-серого цвета. Поскольку барабанная перепонка отображает состояние среднего уха, как в норме, так и при его заболеваниях, ее называют «зеркалом барабанной полости».

Так, изменение цвета, например покраснение барабанной перепонки, указывает на воспаление среднего уха.

Изменения в расположении опознавательных пунктов, особенно светового конуса, наблюдаются при втяжении барабанной перепонки в результате хронических заболеваний среднего уха.

Для клинических целей барабанную перепонку разделяют двумя условными линиями на четыре квадранта. Мысленно проводят одну линию вдоль рукоятки молоточка, а другую – перпендикулярно к ней, на уровне пупка барабанной перепонки. После такого деления определяют передне-верхний, передне-нижний, задне-верхний и задне-нижний квадранты.

При отоскопии исследования начинают из здорового уха, чтоб сравнить больное ухо со здоровым.

Самые частые ошибки отоскопии и способы их устранения.

1. Барабанную перепонку не видят или спутывают ее с задней стенкой слухового прохода: голове больного нужно придать необходимое положение и найти опознавательные пункты барабанной перепонки.

2. Расстояние рефлектор – барабанная перепонка велика или мала, поэтому объект недостаточно освещен: нужно выбрать оптимальное расстояние, чтоб увеличить освещенность объекта.

3. Выбранная ушная воронка малого внутреннего диаметра: поменять воронку.

4. Ушная воронка введена слишком глубоко, больной испытывает боль, поэтому сидит напряженно: взять воронку большего диаметра.

5. Врач привык смотреть одним, а не двумя глазами: проверить, закрыв правый глаз, использование бинокулярного зрения.

6. Врач должен сидеть в удобном для себя положении: корректировать нужно положение головы больного.

Использование отоскопа.

Необходимые средства:

1. Отоскоп.

2. Набор пластмассовых ушных воронок.

В последнее время все шире для исследования уха применяют специальное устройство – отоскоп, который позволяет осмотреть наружный слуховой проход и барабанную перепонку без лобного рефлектора.

Отоскоп объединяет в себе источник света вместе с переменной ушной воронкой и лупой, которые находятся на рукоятке, снабженной источником питания. После нажатия на кнопку включается миниатюрная лампочка, свет от которой через призму и воронку попадает в наружный слуховой проход и освещает структуры уха.

Врач смотрит через широкое отверстие отоскопа, который закрыт увеличительным стеклом, что позволяет более детально изучить особенности строения.

Недостатком использования отоскопа является то, что при осмотре одновременные манипуляции в просветительстве наружного слухового прохода затруднены.

8. Пробы для исследования функции слуховой трубы

Нарушение функции слуховой трубы приводят к снижению слуха, а при длительном течении – к необратимому повреждению барабанной перепонки, слуховых косточек и слизистой оболочки среднего уха. Поэтому исследование функции слуховой трубы очень важно для профилактики органических нарушений уха.

Проба Тойнби (проба усиленного глотка).

Обследуем своими пальцами прижимает крылья носа к перегородке (закрывает нос) и делает глотательное движение (проглатывает слюну). Во время такого «усиленного глотка» в носоглотке создается отрицательное давление.

Мышцы мягкого неба открывают сплющенный просвет перепончато-хрящевого отдела слуховой трубы, что вызывает движение воздуха из барабанной полости к носоглотке. Это сопровождается возникновением специфического треска (шума).

Такой треск можно выслушать посредством трубки, введенной в слуховые проходы врача и больного (отоскоп Люцце); или же наблюдать незначительные движения барабанной перепонки при отоскопии.

Проба Вальсальви. После глубокого вдоха обследуемый крепко закрывает себе пальцами обе ноздри (притискивая оба крыла носа к перегородке) и при закрытом рте, против возникающего сопротивления, пытается выдохнуть воздух носом (будто высморкать нес).

Повышенное давление, что возникает при этом в носоглотке, преодолевает существующий в слуховой трубе сопротивление, открывает ее, и воздух проникает в барабанную полость. При этом в ухе возникает специфический звук или шум (свист), который создает струю воздуха, что проникает в полости среднего уха.

Врач может это проконтролировать: 1) наблюдать за выпячиванием барабанной перепонки при отоскопии. 2) выслушать шум через отоскоп Люцце.

Продувка слуховых труб по Политцеру.

Необходимые средства:

1. Большая резиновая груша (баллон Политцера), соединенная резиновой трубкой с носовой оливой.

2. Резиновая или пластмассовая трубка длиной 60 – 80 см с небольшими оливами на обоих концах.

Баллон держат правой рукой, левой рукой в одну ноздрю больного вводят оливу и держат большим пальцем. Другими пальцами левой руки впритирку притискивают оба крыла носа (одно – к оливе, второе – к перегородке носа), чтоб герметически перекрыть вход в нос.

После этого просят больного сказать «Один, два, три», и на слово «Три» правой рукой сжимают баллон. Во время произнесения слова «Три» мягкое небо поднимается вверх, прижимается к задней стенке глотки и отделяет носоглотку от ротоглотки.

Зажатые ноздри пальцами перекрывают нос с другой стороны, образовывая замкнутую полость.

При сжимании баллона повышается давление в этой замкнутой полости, что включает полость носа и носоглотку. Повышение давления вызывает открытие слуховых труб и проникновения воздуха из носоглотки в барабанную полость и создает специфический звук. Такой звук можно прослушать посредством отоскопа Люцце.

Катетеризация слуховой трубы. Слизистую оболочку носа и носоглотки обезболивают раствором анестетика, с помощью зонда с нарезкой, на который накручивают вату, и смачивают в растворе анестетика (ватник). Его вводят через одноименную полость носа в носоглотку к глоточному устью слуховой трубы.

После наступления обезболивающего эффекта также через полость носа в носоглотку вводят катетер, так чтоб дистальный конец катетера достиг ее задней стенки. Потом поворачивают катетер в сторону исследуемого уха так, чтобы рабочий конец очутился в глотковом устье слуховой трубы.

В расширенный (наружный) конец катетера вводят наконечник баллона Политцера и сжимают грушу. Этим вызывают повышения давления и открытия слуховой трубы, через которую воздух проходит в барабанную полость.

Звук проникающего в среднее ухо воздуха врач прослушивает через отоскоп Люцце, один конец которого находится в его наружном слуховом проходе, а другой – в наружном слуховом проходе пациента.

Исследование подвижной барабанной перепонки посредством воронки Зигле.

Подвижность барабанной перепонки проверяют посредством воронки Зигле, узкий конец которой одной рукой герметически вводят в наружный слуховой проход больного, а другой – сжимают резиновый баллон.

Изменение давления в проходе вызывает движения барабанной перепонки, которые наблюдают, выполняя отоскопию через увеличительное стекло, закрывающее широкое отверстие воронки. С помощью воронки Зигле можно также выполнять массаж барабанной перепонки.

Ритмичное сжатие (20 – 40 раз в 1 мин) резинового баллончика, соединенного с пневматической воронкой, вызывает последовательные сдавление и разряжения воздуха в наружном слуховом проходе.

Это вызывает движения барабанной перепонки, а вместе с ней и движения всей цепи слуховых косточек. Движения перепонки наблюдают через увеличительное стекло, находящееся в широком отверстии воронки.

Приложение 2

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/medicine/00846520_0.html

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 28 февраля 2011 г. N 155н г. Москва

Последовательность обследования оториноларингологического больного,

Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 марта 2011 г. Регистрационный N 20284

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст.21; N 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить:

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю “оториноларингология” согласно приложению N 1;

Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю “сурдология-оториноларингология” согласно приложению N 2.

Министр Т. Голикова

Приложение N 1

Порядок оказания медицинской помощи населению

по профилю “оториноларингология”

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи населению (взрослым и детям) при заболеваниях уха, горла и носа (далее – заболевания ЛОР-органов) в организациях, оказывающих оториноларингологическую медицинскую помощь (далее – медицинские организации).

2. Больные с заболеваниями ЛОР-органов получают:

а) скорую медицинскую помощь;

б) в рамках первичной медико-санитарной помощи – терапевтическую (педиатрическую) и оториноларингологическую помощь;

в) в рамках специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи – специализированную оториноларингологическую помощь.

3. Оториноларингологическая медицинская помощь включает в себя два этапа:

а) первый – догоспитальный, осуществляемый в порядке скорой медицинской помощи врачебными и фельдшерскими выездными бригадами, в порядке неотложной медицинской помощи; врачами медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь (далее – амбулаторно-поликлинические учреждения).

б) второй – госпитальный, осуществляемый в оториноларингологических отделениях (или в отделениях реанимации и интенсивной терапии) на базе медицинских организаций, оказывающих медицинскую оториноларингологическую помощь.

4. В амбулаторно-поликлинических учреждениях помощь лицам с заболеваниями ЛОР-органов в рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляется врачом-оториноларингологом в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

При отсутствии в штате амбулаторно-поликлинического учреждения врача-оториноларинголога возможно оказание медицинской помощи врачом-терапевтом участковым; врачом-педиатром участковым; врачом общей практики (семейным врачом), в соответствии с установленными стандартами оказания медицинской помощи с учетом рекомендаций врачей-оториноларингологов.

5. В амбулаторно-поликлинических учреждениях врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи), врачи-педиатры участковые при оказании медицинской помощи лицам с заболеваниями ЛОР-органов выполняют следующие функции:

осуществляют амбулаторное лечение и динамическое наблюдение больных с заболеваниями ЛОР-органов легкой степени тяжести клинического течения заболевания, с учетом рекомендаций врачей-оториноларингологов в соответствии с установленными стандартами оказания медицинской помощи;

выявляют риск развития заболеваний ЛОР-органов и их осложнений;

при выявлении у больного высокого риска развития заболевания ЛОР-органов и/или его осложнения направляют на консультацию в кабинет врача-оториноларинголога, осуществляющий свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 – 3 к настоящему Порядку.

6.

При направлении пациента к врачу-оториноларингологу врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами других специальностей предоставляется выписка из амбулаторной карты (истории болезни) с указанием предварительного (или заключительного) диагноза, сопутствующих заболеваний, а также имеющихся данных лабораторных и функциональных исследований.

7. Плановая специализированная оториноларингологическая помощь больным с заболеваниями ЛОР-органов в амбулаторно-поликлинических учреждениях осуществляется врачом-оториноларингологом в оториноларингологическом кабинете поликлиники и/или амбулаторном оториноларингологическом отделении.

8.

Врач-оториноларинголог амбулаторно-поликлинического учреждения осуществляет диагностическую, лечебную и консультативную помощь больным с острыми и хроническими заболеваниями ЛОР-органов, а также диспансерное наблюдение больных с хроническими и рецидивирующими заболеваниями ЛОР-органов на основе взаимодействия с врачами других специальностей в соответствии с Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г. N 14032).

9.

При невозможности оказания медицинской помощи в кабинете врача-оториноларинголога больные (в том числе новорожденные и дети раннего возраста с нарушениями слуха) направляются в амбулаторное или стационарное оториноларингологическое отделение медицинской организации, осуществляющее свою деятельность в соответствии с положениями N 4-9 к настоящему Порядку, для обследования, дифференциальной диагностики, выработки тактики и проведения необходимого специализированного лечения.

10.

При невозможности оказания эффективной медицинской помощи в амбулаторном оториноларингологическом кабинете/отделении медицинской организации, а также при необходимости проведения диагностических и/или лечебных мероприятий в условиях общей анестезии, больные направляются в стационарное оториноларингологическое отделение для дифференциальной диагностики, выработки тактики и проведения лечения.

11. Стационарное обследование и лечение больных с заболеваниями ЛОР-органов осуществляется врачом-оториноларингологом в оториноларингологическом отделении медицинской организации, а при отсутствии оториноларингологического отделения – в отделение хирургического профиля, имеющем в своем составе выделенные оториноларингологические койки.

12. При отсутствии медицинских показаний к госпитализации в оториноларингологическое отделение больным проводится амбулаторное терапевтическое или хирургическое лечение. Дальнейшее динамическое наблюдение и лечение данной категории больных проводится в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь.

13.

В случае подозрения или выявления у больного заболевания ого аппарата, в том числе у лиц, деятельность которых связана с ой нагрузкой (сотрудникам учреждений культуры, студентам и абитуриентам музыкально-драматических, педагогических и других учебных заведений) в оториноларингологическом кабинете амбулаторно-поликлинического учреждения или в оториноларингологическом отделении медицинской организации, больной направляется в оториноларингологический кабинет, оказывающий фониатрическую помощь для проведения дифференциальной диагностики, определения тактики лечения и проведения необходимых лечебных мероприятий и диспансерного наблюдения.

14.

В случае подозрения или выявления у больного заболевания, связанного с нарушением слуха, в оториноларингологическом кабинете амбулаторно-поликлинического учреждения или в оториноларингологическом отделении медицинской организации пациент направляется к врачу-сурдологу-оториноларингологу, оказывающему медицинскую помощь в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу, для проведения обследования, дифференциальной диагностики, определения тактики лечения, проведения необходимых лечебных мероприятий и диспансерного наблюдения.

15. В случае подозрения или выявления у больного онкологического заболевания ЛОР-органов в оториноларингологическом кабинете амбулаторно-поликлинического учреждения или в оториноларингологическом отделении медицинской организации больной направляется в онкологический диспансер для уточнения диагноза и определения последующей тактики ведения пациента.

16.

При подтверждении онкологического заболевания ЛОР-органов лечение и наблюдение пациента осуществляется на основе взаимодействия врачей-специалистов: врача-оториноларинголога, прошедшего усовершенствование по вопросам онкологии и врача-онколога в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 3 декабря 2009 г. N 944н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи онкологическим больным” (зарегистрирован Минюстом России 15 декабря 2009 г. N 15605).

17.

В случае подозрения или выявления у больного заболевания ЛОР-органов, связанного с профессиональной деятельностью, пациент направляется для получения медицинской помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967 “Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5149).

18.

При отсутствии в медицинской организации специализированных кабинетов (в том числе: оториноларингологического, оказывающего фониатрическую помощь, сурдологического, онкологического) пациент направляется в медицинские организации субъекта Российской Федерации или федеральные государственные организации, оказывающие данный вид медицинской помощи и имеющие в своем составе указанные специализированные подразделения или специалистов соответствующей квалификации в установленном порядке.

19. Скорая медицинская помощь больным при травмах, острых заболеваниях и состояниях ЛОР-органов оказывается бригадами скорой медицинской помощи (врачебными или фельдшерскими), медицинским персоналом отделений скорой медицинской помощи при районных и центральных районных больницах, и включает в себя (по показаниям):

восстановление проходимости дыхательных путей;

временную остановку кровотечения;

неотложную помощь при химических и термических ожогах верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта и уха;

инстилляции лекарственных препаратов;

наложение асептической повязки;

трахеотомию;

обеспечение максимально быстрой транспортировки больного при острых заболеваниях, травмах, состояниях в медицинскую организацию, имеющую в структуре стационарное оториноларингологическое отделение и/или реанимационное отделение (в зависимости от общего состояния больного) для оказания круглосуточной специализированной медицинской помощи.

20. Больные с признаками травм, острых заболеваний и состояний ЛОР-органов при поступлении в медицинские организации (в том числе при самостоятельном обращении) осматриваются дежурным врачом-оториноларингологом стационарного оториноларингологического отделения (в специально выделенном и оснащенном помещении приемного отделения).

21. Врач-оториноларинголог оценивает общее состояние больного, проводит оториноларингологический осмотр, определяет степень и тяжесть патологического состояния, назначает перечень дополнительных лабораторных, лучевых, инструментальных исследований и консультаций для уточнения диагноза.

22. В медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь больным с острыми заболеваниями, травмами и состояниями ЛОР-органов, должно быть обеспечено проведение следующих исследований и манипуляций в экстренном порядке (круглосуточно):

клинических анализов крови и мочи;

гематокрита и фибриногена;

искусственной вентиляции легких;

электрокардиографии;

рентгенографии;

компьютерной томографии;

эзофагогастродуоденоскопии;

ларинго- и трахеобронхоскопии.

23. Рекомендуемое время от момента осмотра врачом-оториноларингологом оториноларингологического отделения до получения результатов диагностических исследований и консультаций должно составлять не более 2-х часов.

24. При выявлении у больного при обследовании и лечении в оториноларингологическом кабинете, отоларингологическом отделении показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи данный вид помощи оказывается в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

25. В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием оториноларингологической помощи больным, может повлечь возникновение болевых ощущений у пациента, то их проведение должно сопровождаться обезболиванием (в том числе, при необходимости с привлечением врача-анестезиолога-реаниматолога).

26.

После курса основного лечения по медицинским показаниям больной направляется на восстановительное лечение, проводимое в условиях медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, сурдологического центра, санатория в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 9 марта 2007 г. N 156 “О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине” (зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2007 г. N 9195).

Приложение N 2

Порядок оказания медицинской помощи населению

по профилю “сурдология-оториноларингология”

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи населению (взрослым и детям) при заболеваниях, связанных с нарушением слуха в организациях, оказывающих помощь больным по профилю “сурдология-оториноларингология” (далее – медицинские организации).

2. Больные с заболеваниями, связанными с нарушением слуха получают:

а) в рамках первичной медико-санитарной помощи – терапевтическую (педиатрическую) и оториноларингологическую медицинскую помощь;

б) в рамках специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи – специализированную медицинскую помощь по профилю “сурдология-оториноларингология”.

3. Медицинская помощь по профилю “сурдология-оториноларингология” оказывается в сурдологическом кабинете и сурдологическом центре, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-5 к настоящему Порядку.

4. Медицинская помощь по профилю “сурдология-оториноларингология” включает в себя выявление, лечение нарушений слуха и слухопротезирование.

5. При подозрении и/или в случае выявления у больного нарушения слуха медицинская помощь осуществляется на основе взаимодействия врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-педиатра участкового, врача-оториноларинголога, врача-невролога).

6.

Новорожденным и детям раннего возраста в родильных отделениях медицинских организаций, в родильных домах, перинатальных центрах проводится диагностика нарушений слуха путем проведения универсального аудиологического скрининга, который осуществляется медицинскими сестрами или врачами-неонатологами (педиатрами), прошедшими дополнительную подготовку по данному направлению (первый этап аудиологического скрининга).

7. Детям, не прошедшим первый этап аудиологического скрининга, исследование повторяют через 4-6 недель в детской поликлинике (участковой больнице, районной больнице, центральной районной больнице).

8.

Результаты первого этапа аудиологического скрининга с согласия законных представителей обследуемого ребенка передаются в сурдологический центр.

9.

Дети, имеющие факторы риска развития тугоухости и глухоты, а также при положительном результате теста (отоакустическая эмиссия не регистрируется) направляются на второй этап аудиологического скрининга в центр реабилитации слуха (сурдологический центр, кабинет).

10.

Необходимость проведения ребенку углубленного аудиологического обследования определяется в первые 3 месяца жизни врачом-оториноларингологом или врачом-педиатром по результатам аудиологического скрининга.

11. При выявлении нарушения слуха по результатам аудиологического скрининга ребенок направляется к врачу сурдологу-оториноларингологу.

12. Индивидуальная программа реабилитации ребенка с нарушением слуха определяется врачом сурдологом-оториноларингологом в первые 6 месяцев жизни.

13.

Слухоречевая реабилитация и специальная коррекционно-педагогическая помощь проводится на базе сурдологического центра или центра реабилитации слуха в тесном взаимодействии врача сурдолога-оториноларинголога со специалистами педагогического профиля и другого персонала.

14.

После курса основного лечения восстановительные мероприятия проводятся в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 9 марта 2007 г. N 156 “О порядке организации медицинской помощи по восстановительной медицине” (зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2007 г., N 9195).

15. Проведение профилактики заболеваний, связанных с нарушением слуха, осуществляется республиканскими, краевыми, областными, окружными и городскими центрами реабилитации слуха (сурдологическими центрами), центрами медицинской профилактики, сурдологическими кабинетами поликлиник, консультативно-диагностических поликлиник, консультативно-диагностических отделений.

16.

При выявлении у больного при плановом обследовании и лечении в сурдологическом кабинете (центре) показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи данный вид помощи оказывается в соответствии с установленным порядком оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

17.

В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием медицинской помощи больным по профилю “сурдология-оториноларингология”, может повлечь возникновение болевых ощущений у пациента, такие манипуляции должны проводиться с обезболиванием (в том числе, при необходимости с привлечением врача-анестезиолога-реаниматолога).

Приложения к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю “оториноларингология” и приложения к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю “сурдологияоториноларингология” размещены на официльном сайте Минздравсоцразвития России по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/1185

Источник: https://rg.ru/2011/05/20/pomosh-dok.html

Законодательная база Российской Федерации

Последовательность обследования оториноларингологического больного,

  • ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 155н “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ “ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ” И “СУРДОЛОГИЯ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ”

Приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет организацию деятельности оториноларингологического кабинета медицинской организации (далее – Кабинет).

2. Кабинет является структурным подразделением амбулаторно-поликлинического учреждения, оказывающего первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь населению с оториноларингологическими заболеваниями (далее – заболевания ЛОР-органов).

3.

Структура и штатная численность медицинского и иного персонала Кабинета утверждаются руководителем медицинской организации, в которой создается Кабинет, в зависимости от объемов проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов (приложение N 2 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю “оториноларингология”, утвержденному настоящим Приказом).

4. На должность врача Кабинета назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., N 14292), по специальности “оториноларингология”.

5.

На должности среднего медицинского персонала Кабинета назначаются специалисты, соответствующие квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г. N 18247), по специальности “Сестринское дело”, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку по вопросам сестринского дела в оториноларингологии.

6. Кабинет оснащается медицинским оборудованием в соответствии со стандартом оснащения (приложение N 3 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю “оториноларингология”, утвержденному настоящим Приказом).

7. Кабинет осуществляет следующие функции:

оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи больным с заболеваниями ЛОР-органов и лицам с повышенным риском возникновения заболеваний ЛОР-органов и их осложнений;

отбор и направление больных на стационарное лечение в оториноларингологические отделения;

выявление больных с признаками заболевания ого аппарата, нарушения слуховой функции, онкологических и профессиональных заболеваний ЛОР-органов и направление их на консультацию, а при необходимости и на лечение к специалистам соответствующего профиля;

участие в отборе больных с заболеваниями ЛОР-органов для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, в соответствии с установленным порядком, а также учет лиц, ожидающих и получивших высокотехнологичную медицинскую помощь при заболеваниях ЛОР-органов;

проведение мероприятий по профилактике, предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний ЛОР-органов, социально значимых заболеваний и профессиональных факторов риска среди взрослых и детей;

проведение реабилитационных мероприятий пациентам с заболеваниями ЛОР-органов;

осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

проведение диспансерного наблюдения больных с заболеваниями ЛОР-органов;

санитарно-гигиеническое просвещение пациентов и их родственников;

внедрение в практику новых методов профилактики, диагностики и лечения больных с заболеваниями ЛОР-органов;

ведение учетной и отчетной документации и предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.

8.

Оториноларингологический кабинет, оказывающий фониатрическую помощь, рекомендуется организовывать также в учреждениях культуры (музыкальных, оперных театрах) со штатом солистов и артистов хора от 120 человек, драматических театров со штатом артистов от 100 человек, образовательных учреждениях, где обучаются студенты вокальных и драматических отделений с количеством обучаемых студентов по данным специальностям от 250 человек.

9.

На должность врача оториноларингологического кабинета, оказывающего фониатрическую помощь, назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., N 14292), по специальности “оториноларингология”, прошедший тематическое усовершенствование по вопросам фониатрии.

10. Оториноларингологический кабинет, оказывающий фониатрическую помощь, осуществляет следующие функции:

оказание консультативной и лечебно-профилактической помощи больным с заболеваниями ого аппарата;

проведение обследования и выдача медицинских заключений о состоянии ого аппарата и отсутствии или наличии у лиц противопоказаний со стороны ЛОР-органов к ой нагрузке;

проведение экспертизы временной нетрудоспособности при нарушениях ой функции;

оказание оториноларингологической помощи больным с расстройствами ого аппарата, после хирургических вмешательств на гортани, в том числе после частичных и тотальных резекций гортани;

проведение видеоларингостробоскопии;

проведение блокады гортанных нервов;

исследование спектральных, форматных характеристик и вокального диапазона голоса;

компьютерный анализ видеоларингоскопической картины;

компьютерная акустическая оценка голоса в реальном времени;

расшифровка данных компьютерного анализа голоса;

фонетография;

электроглоттография;

электродиагностика нервно-мышечных нарушений гортани, электростимуляция с одномоментной фонопедией;

фиброларингоскопия;

аэрозольтерапия портативными ингаляторами;

педагогическая коррекция ых нарушений;

обеспечение амбулаторной малоинвазивной хирургической помощи при заболеваниях гортани взрослым больным, не требующей пребывания в стационаре;

освоение и внедрение в клиническую практику современных методов диагностики и лечения;

ведение учетной и отчетной документации и предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.

11. Оснащение оториноларингологического кабинета, оказывающего фониатрическую помощь, осуществляется в соответствии со стандартом оснащения (приложение N 3 к Порядку оказания плановой медицинской помощи населению по профилю “оториноларингология”, утвержденному настоящим Приказом).

Приложение N 2
к Порядку оказания медицинской
помощи населению по профилю
“оториноларингология”,
утвержденному Приказом Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 28 февраля 2011 г. N 155н

  • ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 155н “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ПРОФИЛЮ “ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ” И “СУРДОЛОГИЯ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ”

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/726409

Medic-studio
Добавить комментарий