Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС

Постоянно-действующие органы управления РСЧС, назначение, где создаются

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ); подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО;

на межрегиональном уровне – территориальные органы МЧС России – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (РЦ ГОЧС);

на региональном уровне – территориальные органы МЧС России – главные управления МЧС РФ по субъекту РФ (ГУ МЧС по субъекту РФ); главные управления ГОЧС или МЧС субъекта РФ;

на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны (ГО) в органах местного самоуправления;

на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.

27. Органы повседневного управления, основные задачи и их состав, перспективы развития.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

федеральный уровень – национальный центр управления в кризисных ситуациях (национальный ЦУКС), ЦУКСы (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих ФП РСЧС);

межрегиональный уровень – ЦУКСы региональных центров;

региональный уровень – ЦУКСы ГУ МЧС по субъектам РФ; информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

муниципальный уровень – единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;

объектовый уровень – дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций.

Силы и средства РСЧС, назначение и классификация, их применение.

Состав сил и средств РСЧС определяется Постановлением Правительства РФ.

Силы и средства РСЧС подразделяются: по принадлежности; по назначению;по уровню готовности.

По принадлежности в состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства: федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; организаций; общественных объединений;

По назначению силы и средства РСЧС включают: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации ЧС.

По уровню готовности силы и средства РСЧС подразделяются: постоянной готовности;

Повседневной готовности.

Например, от МЧС силы постоянной готовности включают: центральный аэромобильный спасательный отряд;поисково-спасательные службы (ППС); отдельные вертолётные отряды.

Силы и средства ликвидации ЧС применяются эшелонировано.

В 1 Эш. принимают участие: ведомственные подразделения газо- и горноспасателей; противопожарные подразделения;подразделения скорой медицинской помощи.(30 мин.): локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

2 Эш.: аварийно-спасательные формирования;

специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;ведомственные подразделения спасателей.(< 3 часов.): проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

3 Эш: соединения и воинские части Вооружённых сил РФ;войска ГО с тяжёлой техникой;

Специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.(от 3 часов до нескольких суток): радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия .

Информационное обеспечение РСЧС.

Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой (АИУС) – это совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации информационных ресурсов, обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Оповещение органов управления РСЧС и населения РФ обеспечивается с помощью автоматизированных систем центрального оповещения (АСЦО). В стране функционирует федеральная АСЦО, межрегиональные АСЦО, региональные АСЦО, региональные АСЦО и локальные системы оповещения (ЛСО) в районах размещения критически важных для национальной безопасности объектов.

Перспективными направлениями информационного обеспечения и оповещения населения являются:ОКСИОН – общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения;Единый номер вызова экстренных оперативных служб – 112;

Источник: https://poisk-ru.ru/s46450t4.html

Назначение, основные задачи и структура РСЧС. ОБЖД

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС

Назначение, основные задачи и структура РСЧС

Справочник / Основы безопасной жизнедеятельности

к статье

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Основными задачами РСЧС являются: 1 ) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; 2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС; 3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; 4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; 5) подготовка населения к действиям при ЧС; 6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 9) ликвидация чрезвычайных ситуаций; 10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС. Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий. Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Координирующими органами РСЧС являются: 1) на федеральном уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти; 2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории Российской Федерации организовано шесть таких центров в регионах: СевероЗападный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный с центром в Москве, Южный с центром в Ростове, Приволжско-Уральский с центром в Екатеринбурге, Сибирский с центром в Новосибирске, Дальневосточный с центром в Хабаровске; 3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления; 5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. Для нас наибольший интерес представляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. Основными задачами объектовых КЧС являются: 1) руководство разработкой и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС; 2) организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах; 3) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство их ликвидацией и эвакуацией работающего персонала объектов; 4) руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 5) организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объектов к действиям в ЧС. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: 1) на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); 2) на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 3) на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления; 4) на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются: 1) стационарные пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней; 2) дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций. Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения (автотранспортом, вертолетами, самолетами), техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию. В состав РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее 3 суток и находящиеся в состоянии полной готовности (силы постоянной готовности). Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ. Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России. Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ. Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам: 1) режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий; 2) режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; 3) режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются: 1) в режиме повседневной деятельности: а) осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; б) планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; в) совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; г) создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; д) осуществление целевых видов страхования; 2) в режиме повышенной готовности: а) принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации; б) усиление дежурно-диспетчерской службы; в) усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; г) принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов; д) приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС; 3) в режиме чрезвычайных ситуаций: а) выдвижение оперативных групп в район ЧС; б) определение границ зоны чрезвычайных ситуаций; в) организация защиты населения; г) организация ликвидации чрезвычайных ситуаций; д) организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; е) осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, как отмечалось ранее, создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляет МЧС России. На всех других уровнях осуществляется планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Основное внимание обращается на предупреждение ЧС и снижение их масштабов, предотвращение и максимальное снижение потерь населения и ущерба объектам экономики в случае возникновения ЧС.

Авторы: Иванюков М.И., Алексеев В.С.

Смотрите другие статьи раздела Основы безопасной жизнедеятельности.

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Источник: http://www.diagram.com.ua/info/obzhd/obzhd323.shtml

Органы управления системы РСЧС

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС

На каждом уровне РСЧС создаются координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующие органы:

  • на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются;
  • на территориальном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на разных уровнях управления РСЧС и являются коллегиальными (совещательными) органами.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Органами повседневного управления единой системы (РСЧС) являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

  • Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Уральский (Екатеринбург)
  • Приволжский (Нижний Новгород)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Хабаровск)

В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям:

– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

– заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

– совершенствование систем оповещения населения;

– планирование мероприятий ГО;

– обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Территориальные подсистемы РСЧСсозданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС(службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС:

– служба медицины катастроф (Минздрав);

– служба охраны общественного порядка (МВД России);

– противопожарная служба (МВД России);

– служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

– государственная спасательная служба (МЧС России);

– служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);

– служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

– служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

– противопаводковая служба (Минприроды России);

– служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

– служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

– транспортная служба (Минтранс России);

– служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

– служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

– постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее – органы управления по делам ГОЧС);

– органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

– силы и средства;

– резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

– на федеральном уровне – МЧС России;

– на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, – органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– на местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, – органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

– на объектовом уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

– оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

– дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

– на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

– на территориальном уровне – КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– на местном уровне – КЧС органов местного самоуправления;

– на объектовом уровне (в организациях) – объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее – региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.3.2. Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств РСЧС входятсилы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС,силы и средства постоянной готовности.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

– службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

– формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

– ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

-службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

– геофизическая служба Российской академии наук;

– служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

– подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

– космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

– учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуацийвключают:

– военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

– формирования и учреждения ВСМК;

– формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

-военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

– формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

– специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

– аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

– службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

– восстановительные и пожарные поезда МПС России;

– аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства постоянной готовности МЧС России включают:

1.Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

2.Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково–спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

3.Центр специального назначения (Москва);

4.Авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием.

На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин. с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием:

– высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру;

– пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т;

– акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах;

– телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение.

С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин. до 2 ч. после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

Центр специального назначения (далее – Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе.

В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС.

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г.Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.



Источник: https://infopedia.su/2x724b.html

Medic-studio
Добавить комментарий