Предмет и задачи патологической физиологии: Патологическая физиология есть наука, изучающая жизнедеятельность

1. Предмет и задачи патологической физиологии. Методы патологической физиологии. Связь патологической физиологии с другими дисциплинами. Эксперимент как основной метод патологической физиологии

Предмет и задачи патологической физиологии: Патологическая физиология есть наука, изучающая жизнедеятельность

Современный уровень медицинской иветеринарной науки предполагает умениене только владеть определеннымипрактическими навыками, но и теоретическиобосновывать и знать основныеобщепатологические процессы, названияи определения, причины болезни, патогенез,исход и их значение для организмаживотного и человека. Термин патологияотносится к разделуветеринарно-биологических знаний,который включает весь круг вопросов,касающихся больного организма. Патологиязанимает промежуточное положение междубиологическими и клиническимидисциплинами. Основой патологии какнауки являются биология, биологическаяхимия, нормальная физиология. Вместе стем, патология опирается и на морфологическиедисциплины, такие как цитология,гистология, анатомия. В свою очередь,патология включает в себя два обширныхнаправления – патологическую физиологиюи патологическую анатомию.

Предмет и задачипатофизиологии

Патологическаяфизиология(pathos– боль, страдание,logus – учение )изучает жизнедеятельность больногоорганизма и функциональные изменения,происходящие в нем, вскрывает общиезакономерности развития патологическихпроцессов, механизмы возникновения,течение и исход болезни.

Впервые терминпатологическая физиологияиспользовалГаллиот, выпустивший в 1819 году учебникпод названием «Общая патология ипатологическая физиология». Этимтермином пользовался Р. Вирхов (1847), аутвердил его В.В.Пашутин, издав «Лекциипо общей патологии (патологическойфизиологии)».

Патофизиология –экспериментальная, историческисложившаяся наука. Как наука, она содержиттри основных раздела:

  1. Общая патофизиология изучает типовые патологические процессы (дистрофия, аллергия, гипоксия, воспаление и т. д.), т. е. процессы, которые лежат в основе заболеваний или выступают в качестве их компонента. Различная комбинация типовых патологических процессов определяет клиническую картину конкретных заболеваний.

  2. Частная патофизиология включает типовые формы нарушений органов и систем, выявляя специфику их изменений. Этот раздел близок к клинике, но, в отличие от клиницистов, патофизиологи изучают то общее, что наблюдается при заболеваниях различных органов: например, легочную недостаточность при патологии легких.

  3. Нозология (учение о сущности болезни) включаетобщую этиологию– учение о

причинах и условиях возникновенияболезни, общий патогенез– учениеоб общих механизмах развития болезни,о механизмах выздоровления и умирания,а также учение о наследственности,конституции и реактивности.

Патологическая физиология даетвозможность врачу легче разобраться вчастностях, в отдельных заболеваниях,точнее диагностировать, предупреждатьи лечить эти болезни.

Так, частнаяпатологическая физиология обращаетвнимание на механизмы расстройствакровообращения, дыхания, пищеварения,мочеотделения, крови и кровообразования,нервной и эндокринной регуляции.Вскрывает общие закономерности развитияпатологических процессов, сущностьболезни.

Патологическая физиологияучит научно понимать болезнь, формируетврачебное мышление, способствуетразработке мер профилактики и терапиизаболеваний животных и является однойиз важных дисциплин в системе ветеринарногообразования.

Особое значение патологическаяфизиология имеет для животноводства,где нарушение технологии содержания икормления (ограниченность движения,концентратное кормление, скученностьи др.) приводит к типическим патологическимпроцессам.

Условия жизни высокопродуктивныхживотных довольно напряженные, нередкоу них наблюдается иммунодефицит,нарушаются процессы адаптации и обменавеществ. Профилактика заболеванийпозволяет хозяйствам получать большеживотноводческой продукции. Поэтомуветеринарные врачи должны быть широкоосведомлены в вопросах общей патологиии частной патологической физиологии.

Методы исследованийв патофизиологии

В настоящее время на кафедрахпатологической физиологии внаучно-исследовательских институтахизучают проблемы, связанные с современнымсостоянием техногенного воздействияна животных в различных условияхсуществования.

У сельскохозяйственныхживотных очень важно знать этиологию,патогенез и профилактику стрессовыхсостояний, закономерности нарушенийнейроэндокринной регуляции, уточнитьмеханизмы иммунологической, аллергическойреактивности, патологии обмена веществи методы их коррекции.

Во многих странах патологическаяанатомия неразрывна с патологическойфизиологией, вместе они составляютобширную область ветеринарных знаний,именуемую патологией.

Различие междуними состоит в том, что патологическаяфизиология занимается изучениемпреимущественно функциональныхизменений, происходящих у больногоживотного в динамике, а патологическаяанатомия выясняет морфологию, структуруорганов и тканей больного организма наразличных этапах развития болезни.

Патологическая физиология широкоиспользует клинические данные длявскрытия общих закономерностей развитияпатологического процесса, проверяетправильность обобщений и гипотез,сделанных на основании экспериментальныхисследований.

С другой стороны, клинициступриходится прибегать к патофизиологическомуэксперименту с целью более глубокогоанализа результатов своих наблюденийза больным животным. Знание общихзакономерностей развития патологическогопроцесса помогает клиницисту научнообосновать свои профилактические илечебные мероприятия.

Сейчас появиласьклиническая патологическая физиология.Накопление научных данных имеет большуюисторию, а их достоверность во многомопределяется, как метко заметил академикИ.П.Павлов, тем, каким методом владеютэкспериментаторы.

Для более глубокогои всестороннего изучения патологическогопроцесса, а также сущности болезнипатологическая физиология широкоиспользует эксперимент на животных.Экспериментальное воспроизведение,моделирование патологических процессову животных помогают раскрыть причиныи механизмы возникновения болезней,понять закономерности их развития,проследить за восстановлением нарушенныхфункций. Эксперимент дает возможностьизучить формы связи между функциямиразличных органов и систем больногоорганизма, а также между ним и окружающейего средой.

Ведущим методом в патофизиологииявляется эксперимент. С помощьюэкспериментальной патологии удалосьизучить ряд весьма важных проблем, как,например, возникновение некоторыхрасстройств кровообращения, лихорадки,инфекционных процессов, эндокринныхнарушений, расстройств обмена веществ,нервной регуляции и т.д.

Однако с помощьюэксперимента не всегда можно ответитьна вопрос о сущности и происхождениимногих заболеваний животных, так какне все болезни могут быть искусственновоспроизведены. Поэтому патологическаяфизиология часто опирается на данныебиологии, на основании которыхИ.И.

Мечниковым был создан оказавшийсявесьма плодотворным методсравнительно-патологического фило- ионтогенетического исследованияболезненных явлений: воспалений,лихорадки, опухолей, иммунитета и др.

Патологическая физиология основываетсвои выводы с учетом морфологическихи структурных изменений, возникающихв органах и тканях при различныхзаболеваниях, и материалов, получаемыхпутем непосредственного клиническогонаблюдения за больным животным. Изучениепатологических процессов в экспериментепроизводится в условиях острогоихронического опытов.

Острыевивисекционные опытыпроизводят с ограниченным временемнаблюдения, зачастую в упрощенныхусловиях с грубым нарушением функцииорганизма.

Вместе с тем, с их помощьюудалось собрать большой фактическийматериал по шоку, кровопотерям, различнымотравлениям и т.д. Это приемлемо приизучении быстропротекающих патологическихпроцессов, однако они не дают возможностиделать обобщения.

В патологическойфизиологии применяют также методикуизолированных органов, экстирпацию иливыключение органов.

Хронический опыт позволяетвести длительные наблюдения за животнымив условиях, близких к естественным, чтодает возможность более глубоко ивсесторонне изучить взаимосвязь междуорганизмами и системами организма навсех этапах болезни.

К хроническимэкспериментам относится, в частности,фистульный метод (фистулы частонакладывают на рубец, желудок, кишечник,выводные протоки поджелудочной, слюнныхжелез, желчный проток и др.). Фистулыжелчного пузыря для изученияжелчеотделительной функции впервыеприменены в 1844 году Шванном.

Эта методикадает возможность исследовать всю желчь,вырабатываемую печенью, а также установитьпатологические изменения, развивающиесяв организме при ее отсутствии. Широкоиспользуетсяангиостомия по Е.С.

Лондону, которым предложено вживлениеканюль в воротную, печеночную, каудальнуюполую и другие вены, что дает возможностьанализировать притекающую и оттекающуюот органов кровь и таким образомустанавливать их участие в метаболизме.

К распространенным экспериментальнымметодам относят следующие:

Радиоизотопное сканирование.Применяются специальные вещества срадиоизотопными метками, которые даютвозможность установить разность в ихпоглощении или включении в метаболическиепроцессы.

Стереотактическая методика(вживлениеэлектродов) – павловский метод условныхрефлексов для изучения высшей нервнойдеятельности и др.

Лапароскопия.С помощью особогоприбора – лапароскопа – в брюшнойполости можно визуально установитьцвет, форму желудка, кишечника, печении желчного пузыря.

Биопсия органов. Специальными игламиразличной конструкции прокалываетсякожа и берется ткань на структурно-функциональныйанализ.

Рентгеноскопия, рентгенография,эхографияиспользуются для исследованияструктуры и формы костей, а такжеразличных органов (например, кишечника,желудка, печени, желчного пузыря) илиопределения их моторной функции.

Функциональные пробы.В настоящеевремя их насчитывается более тысячи.Сущность их заключается в следующем:делается физическая нагрузка и исследуетсяфункция сердца или легких.

Можноперорально или внутривенно в организмживотного вводить в определенных дозахпродукты метаболизма (глюкоза, сахароза,фруктоза или левулеза, мальтоза, манноза,галактоза, холестерол, молочная ипировиноградная кислоты, билирубин),различные красители (бензоат натрия,бромсульфалеин, вофавердин, сантонин),которые, попадая в печень, ассимилируютсяили задерживаются в ней.

Причем у здоровыхживотных эти процессы происходятбыстрее, чем при патологии печени. Наосновании анализов крови в конце опытаделают заключение о функциональнойактивности печени и поджелудочнойжелезы. Можно классифицировать этипробы на группы:

  1. обменные пробы(на обмен углеводов, белков, липидов, минералов, воды, витаминов, гормонов);

  2. пробы на ферментную активность;

  3. детоксикационные или антитоксические(гликоколом, вофавердином, булирубином, бензойной кислотой);

  4. на экскреторные функции.

Коллоидно-осадочные реакции.Используются для определения соотношениябелковых фракций, которые зачастуюизменяются при воспалении.

И наконец, различные биохимические,химические, биофизические и физическиеисследования.

Биохимические– определениепоказателей метаболизма в организмебольных животных (например, определениепротромбина в крови, так как онвырабатывается только в печени).

Химические– при ряде патологическихсостояний появляются признаки, характерныедля химических процессов (недостатокотдельных микроэлементов, появление ворганизме свободных радикалов последействия ионизирующей радиации).

Биофизические– изменениебиопотенциала клеток, их осмотического,гидростатического и онкотическогодавления, получение электрокардиограммыи др.

Физические– определение температурытела животного, частоты пульса и дыханияи др. Следует сказать, что это тольконекоторые доступные методы патологическойфизиологии. За последние годы техникашагнула далеко вперед и появилось многосовременных методов.

Патофизиология – экспериментальнаядисциплина, поэтому моделированиеболезней на животных является ее ведущимметодом.

Исключительно важное значение привыполнении эксперимента имеет методикаего постановки (правильный выборживотного, длительность эксперимента:острый или хронический опыт, использованиесоответствующих приборов и т.д.). Например,язвы желудка вызывают у крыс; у кроликовже этот эксперимент не рекомендуютпроводить, поскольку у них возникаютспонтанные язвы желудка.

Формы осуществления эксперимента могутбыть различными и включают в себяследующие его методы:

  1. метод изолированных органов(сердце, печень, легкие, почки, мозг) позволяет выявить глубину повреждения органа и его роль в развитии недостаточности кровообращения, пищеварения, дыхания и т.д.;

  2. метод эксплантации (тканевых культур) позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;

  3. метод сравнительной патологии (эволюционной) – изучение в сравнительном аспекте общепатологических процессов: лихорадки, гипоксии и т.д.;

  4. метод раздражения позволяет выявить изменения того или иного органа путем различных воздействий;

  5. метод выключения – удаление или повреждение какого-либо органа (хирургические, химическое, механическое) и изучение появившихся симптомов;

  6. метод включения –введение в организм животных различных веществ (гормонов, экстрактов из тканей и др.) и анализ симптомов.

Параллельно ставят и контрольныеэксперименты, которые должны отличатьсяот опыта по двум или более условиям,эксперимент является необъективным.

2. Понятиереактивности. Её виды. Взаимосвязь междуреактивностью и резистентностью.Примеры.

«Реактивность – свойство организмаотвечать на раздражители внешней средыизменением своей жизнедеятельности,что обеспечивает адаптацию организмак условиям среды».

А.А. Журавель

Это более полное определение и раскрываетдеятельность организма.

Реактивность (от лат. re-обратно,вновь, назад +activius-действенный,деятельный, илиreaction-противодействие).

Изучение реактивности, ее механизмовимеет важное значение для пониманияпатогенеза заболеваний, профилактикии лечения.

Например, при тяжелоймеханической травме ведущую роль играетсам патогенный фактор, а при лекарственнойили холодовой аллергии основное значениев возникновении заболевания имеютизмененные свойства организма, егореактивность. Реактивность характеризуетжизнедеятельность целого организма.

Реактивность – понятие емкое. Она изменяетморфологические и физико-химическиесвойства крови, активность ферментов,обмен веществ.

В организме существуетмножество рецепторов: баро-, хемо-,терморецептроы, которые отвечают заизменения в организме и сигнализируютв центральную нервную систему о новомсостоянии. Под ее контролем готовитьсясовершенный ответ.

Реактивностьнеразрывно связана с адаптациейорганизма. Предлагаемая концепцияфенотипической адаптации позволяетотметить основные стадии этого процесса.

  1. Срочная адаптация характеризуется мобилизацией предшествующих адаптационных механизмов, гиперфункцией или началом формирования функциональной системы, ответственной за адаптацию. Это структурно не обеспеченная гиперфункция. Несмотря на свое недостаточное совершенство, она дает возможность организму «продержаться» до развития долговременной адаптации.

  2. Переход от срочной адаптации к долговременной характеризуется активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках системы, специально ответственных за адаптацию. Усиление мощности этой доминирующей системы постепенно уменьшает стресс-синдром и возникает адаптация.

    Но переходная стадия может затягиваться в так называемых безвыходных ситуациях, когда фактор действующий на организм чрезмерно силен или когда ситуация, возникшая в окружающей среде, слишком сложна, а потому требования к приспособительным реакциям оказываются не осуществленными.

  3. Формирование долговременной адаптации характеризуется наличием системного структурного следа, отсутствием стресс-синдрома и совершенством приспособления к определенному фактору или ситуации.

    При чрезмерно длительной и напряженной адаптации такого рода, доминирование определенной системы, в соответствии с основными принципами доминанты, может привести к одностороннему развитию организма.

    Так, доказано снижение структурного резерва печени и почек при адаптации к физическим нагрузкам.

  4. Изнашивание и функциональная недостаточность.

    Эта стадия не является обязательной, она развивается при чрезмерном напряжении организма и характеризуется тем, что большая нагрузка на системы, доминирующие в процессе адаптации, приводит к чрезмерной гипертрофии их клеток и как следствие нарушается структура и функция. Т.е.структурная ценаадаптации – это то количество структурного белка, которое может организм дополнительно синтезировать для того, чтобы осуществить данную адаптацию, т.е. молекул нуклеиновых кислот и белка.

Виды и формы реактивности

На практике реактивность может проявлятьсяв нескольких формах. По выраженностиреакций выделяют: гиперергическую,гипоергическую, анергическую идизергическую формы.

  1. Гиперергия (от лат.hyper–больше,ergon– действую) – повышенный ответ на раздражитель, проявляется бурными физиологическими реакциями, значительно превышающими необходимый уровень ответа организма на действие поыреждающего фактора.

    Например, если какое-то заболевание (пневмония, туберкулез и т.д.) протекает интенсивно, бурно, с ярко выраженными симптомами, высокой лихорадкой, резким ускорением СОЭ, высоким лейкоцитозом и т.п.

    , говорят о гиперергическом течении заболевания.

  2. Гипоергическая формареактивности характеризуется слабыми реакциями физиологическим систем, недостаточными для полноценного ответа организма на повреждающее действие. Симптомы заболевания стерты, слабо выражены, течение болезни вялое, без проявления ответа острой фазы.

  3. Анергия – ответная реакция вообще отсутствует, это состояние, когда организм не реагирует на присутствие в нем патогенных микроорганизмов (носительство), или отсутствие реакций в состояние глубокого угнетения либо торможения центральной нервной системы (кома, шок, наркоз). К анергии можно отнести и состояние иммунологической толерантности к антигенному раздражителю.

  4. Дизергия– извращенная реактивность. Например, нетипичное реагирование больного организма на какое-то лекарство (расширение сосудов, увелечение потоотделения на холоде с нарушением функции вегетативной нервной системы и т.д.).

Физиологическая реактивность–изменения жизнедеятельности организмана действия факторов окружающей среды,не нарушая его гомеостаз.

Это реактивностьздорового животного на непатогенныераздражители (адаптация к умереннойфизической нагрузке, процессытерморегуляции, секреция гормонов ипищеварительных ферментов и т.д.).

Этареактивность направлена на сохранениевида в целом, и каждой особи в частности.

Видовая реактивность– этореактивность, характерная для определенноговида животных, когда видовые особенностиреагирования на внешние воздействиязависят главным образом от наследственныханатомо-физиологических особенностейвсех представителей данного вида.Например, сезонное поведение животных(зимняя спячка, перелеты птиц, миграциярыб и т.д.).

Ярким признаком видовойреактивности и резистентности являетсявосприимчивость и невосприимчивостьк инфекции: чума собак и ящур КРС неопасны для человека; столбняк опасендля человека, обезьян, лошадей и неопасен для кошек, собак ежей, черепах,крокодилов; у акул не встречаютсяинфекционные заболевания, раны никогдане нагнаиваются; крысы и мыши не могутболеть дифтерией; собаки и кошки –ботулизмом.

Групповая реактивность – этореактивность отдельных групп животных,объеденных каким-то общим признаком,от которого зависят особенностиреагирования всех представителей даннойгруппы на воздействие внешних факторов.

К таким признакам относятся возраст,пол, конституциональной тип, тип высшейнервной деятельности и др.

Например,вирус Биттнера вызывает рак молочнойжелезы только у самок мышей, а у самцов– лишь при условии их кастрации ивведении эстрогенов.

Индивидуальная реактивность –каждое животное имеет видовые и групповыеособенности реагирования, присущимтолько ему образом отвечает изменениямисвоей жизнедеятельности на действиефакторов окружающей среды. Поэтому длякаждого животного нужен индивидуальныйподход, нужно лечить конкретную болезньс учетом его реактивности:

Специфическая реактивность – это,реактивность, связанная с состояниемиммунной системы (иммунологическаяреактивность), т.е. способность организмаотвечать на действие антигена выработкойантител или комплексом клеточныхреакций, специфичных по отношению кэтому антигену, например- -активныйспецифический иммунитет.

Неспецифическая реактивность –стереотипные изменения в организме,возникающие в ответ на действие различныхвнешних факторов. Например, измененияв организме при гиповолемическом илитравматическом шоке, гипоксии, действииускорений и перегрузок.

Патологическая реактивность проявляетсяпри действии на организм болезнетворныхфакторов, вызывающих в организмеповреждение и нарушение гомеостаза.

При этом нередко возникают ответныереакции организма (одышка, лихорадка,выработка антител и др.).

По сути, развитиеболезни и есть проявление патологическойреактивности, которая выявляется каку отдельных особей, так и у отдельныхгрупп и видов животных.

Резистентность и ее формы

Резистентность– это устойчивостьорганизма к патогенным воздействиям ивыражается в различных формах. Например,кожа и слизистые оболочки представляютсобой структуры, препятствующиепроникновению микроорганизмов и многихядовитых веществ в организм.

Этосвидетельствует о резистентности тканейи соответственно организма в целом взависимости от их строения и свойств,полученных по наследству.

Этопервичнаярезистентнсоть, а ее основой являютсяморфофункциональные особенностиорганизма, благодаря которым он устойчивк действию экстремальных факторов.

Вторичная резистентность – являетсяприобретенной (например, иммунитетпосле перенесенных инфекционныхзаболеваний, после внедрения вакйин,сывороток). Резистентность к неинфекционнымвоздействиям, приобретается путемтернировок, например, к физическимнагрузкам, низким и высоким температурам и т.д.

Активн6ая резистентность обеспечиваетсявключением защитно-приспособительныхи компенсаторных механизмов, к которымотносятся эмиграция лейкоцитов,фагоцитоз, выработка антител, обезвреживаниеи выведение отксинов, выделение гормоновстресса, изменения кровообращения идыхания и т.д.

Пассивная резистентность организмаобеспечивается его барьерными системами(кожа, слизистые оболочки и т.п.), наличиембактерицидных факторов (уровеньхлористо-водородной кислоты в желудке,лизоцима в слюне), наследственнымиммунитетом.

Таким образом, реактивность и резистентностьвзаимосвязаны, но не всегда однонаправлены.Например, у новорожденного животногопо отношению к гипоксии – низкаяреактивность, а у взрослого животногонаоборот. В период зимней спячки уживотных снижена реактивность ко многимвнешним факторам.

Источник: https://studfile.net/preview/1151160/

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Предмет и задачи патологической физиологии: Патологическая физиология есть наука, изучающая жизнедеятельность

Термин «патофизиология» происходит от двух слов: «патология» и «физиология».

« Патология» в переводе с греческого означает учение о болезни ( pathos-болезнь, страдание; logos – учение ) , «физиология» -учение о природе организма ( physis – природа ; logos – учение ).

Таким образом, «патофизиология» – это наука о жизнедеятельности больного организма.

Патофизиология – это наука, которая изучает общие закономерности возникновения, развития и исхода болезней и патологических процессов.

Ряд важных понятий патофизиологии, такие как стресс, предболезнь,реактивность, резистентность, конституция, диатез – относятся к здоровым индивидам.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) патофизиологию определили как “основу медицинского профессионального интеллекта”.

Патофизиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина изучает общие закономерности, определяющие возникновение, течение и исход болезни, раскрывает научные основы этиологии, патогенеза и саногенеза.

Разнообразие возникающих нарушений жизнедеятельности клеток, органов и систем зависит от силы и качества чрезвычайного раздражителя, условий и реактивности организма. Основоположник отечественной патофизиологии как самостоятельной дисциплины В.В. Пашутин считал, что патофизиология есть философия медицины.

Она играет ведущую роль в борьбе с ненаучными концепциями в общей патологии.

Методологической основой предмета является метод диалектического материализма.

С диалектико-материалистических позиций патофизиология раскрывает научные основы происхождения заболевания, диагноза и выздоровления (построение теории медицины), разрабатывает модели патологических явлений, принципы (симптоматический, этиологический, патогенетический, саногенетический) экспериментальной терапии.

Методологическими принципами патофизиологии являются принцип биосоциального детерминизма, принципы единства анализа и синтеза, организма и внешней среды, структуры , функции и метаболизма, теории и практики, принцип сравнительной патологии.

Предметом изучения патофизиологии является жизнедеятельность больного организма на молекулярном, клеточном, органном, системном уровнях.

Предмет патофизиологии составляет совокупность знаний, накопленных при изучении :

-сущности болезней;

-причин и условий возникновения болезней;

-механизмов развития болезней ;

-типических патологических процессов;

-закономерностей повреждения отдельных органов и систем.

Патофизиология – интегративная наука. Занимая особое место в системе высшего медицинского образования, она обладает широкими теоретическими и методологическими связями с другими дисциплинами.

Прежде всего, патофизиология опирается на науки, изучающие свойства факторов окружающей среды, которые способны вызывать возникновение болезней, а также влиять на течение и исход. К ним относятся физика, химия, биология, микробиология, социология. Эти дисциплины формируют теоретическую базу, необходимую для изучения этиологии.

Кроме того, для изучения патофизиологии необходимо обладать достаточно широким спектром знаний о структуре, функции и обмене веществ организма в условиях нормы. Этой цели служат такие дисциплины, как анатомия, гистология, нормальная физиология, биохимия, генетика.

И, наконец, главное место в системе высшего медицинского образования занимают клинические дисциплины, относительно которых патологическая физиология выступает в роли теоретической основы, поскольку она является краеугольным камнем научного медицинского мировоззрения врача.

Цель патофизиологии как учебной дисциплины заключается в формировании теоретических основ понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов предотвращения и лечения болезней; получении фундаментальных сведений о сущности болезни и законах её развития; формировании и развитии, в конечном счете, клинического мышления.

Патофизиологический подход к решению задач клинической медицины всё более активно внедряется в самые различные области практической медицины. Во всех направлениях современной медицины используются новейшие методы лабораторной и инструментальной диагностики, анализ которых даёт представление о патогенезе нарушений функций клеток, органов, систем больных.

В процессе лечения применяют специальные лекарственные средства, производят лечебные манипуляции. На базе патофизиологической теории формируются принципы и методы этиологической и патогенетической профилактики. Патофизиологические критерии лежат в основе определений и классификаций болезней.

Ничто из перечисленного не может осуществляться без знания патофизиологии.

Патофизиология состоит из 2 разделов:

1.Общая патология.

Она включает:

а/ общую нозологию – учение о сущности болезни.

Общая нозология

-формирует основные понятия и категории патологии ;

-разрабатывает принципы классификации и номенклатуры болезней;

-изучает социальные аспекты патологии.

б/ общую этиологиюучение о причинах и условиях возникновения болезней.

Общая этиология изучает:

-общие свойства болезнетворных факторов;

-основные категории болезнетворных факторов;

-значение условий в возникновении болезней;

-принципы этиотропной профилактики и терапии.

в/ общий патогенезучение о механизмах развития болезни. Учение о патогенезе включает :

-механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов;

-общие механизмы развития болезней;

-механизмы выздоровления;

-механизмы умирания;

-принципы патогенетической профилактики и патогенетической терапии.

г/учение о наследственности, конституции и реактивности;

д/учение о типовых патологических процессах.

2. Частная патофизиология.

Рассматривает нарушения в отдельных органах и системах, а также этиологию и патогенез наиболее распространённых нозологических форм.

Задачи патофизиологии

Задачи медицинской науки состоят в обеспечении опережающего развития фундаментальных исследований и повышении эффективности прикладных работ. В этой связи патофизиология призвана решить следующие задачи :

1. Установление сущности болезни.

2. Изучение причин и условий возникновения болезней.

3. Раскрытие механизмов развития болезни и отдельных ее проявлений, механизмов выздоровления и умирания.

4. Изучение основных закономерностей функционирования организма в условиях патологии.

5. Создание экспериментальных моделей патологических процессов.

6. Систематизация и аналитико-синтетическая обработка клинического экспериментального материала.

7. Разработка и внедрение эффективных методов ранней диагностики, мер профилактики, принципов этиопатогенетической терапии.

8. Дальнейшее развитие клинической патофизиологии.

Патофизиология как учебная дисциплина формирует теоретические основы для глубокого понимания этиологии, патогенеза, клинических проявлений, принципов лечения и профилактики болезней.

Эта цель определяет особое место патофизиологии в системе подготовки врача любой специализации и требует всеобъемлющей интеграции с биологическими науками ( биология, биохимия, анатомия, гистология, физиология и др.

), которые формируют фундамент патофизиологии, и клиническими дисциплинами ( терапия, хирургия, педиатрия и др.), относительно которых патофизиология выступает в роли теоретической основы.

В последние годы быстро развивается клиническая патофизиология , основанная на широком использовании современных высокоинформативных биофизических, биохимических, электрофизиологических и других методах исследования непосредственно в клинике.

Это позволяет проводить безвредные целенаправленные исследования на больных и использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторно-приспособительных механизмов, о методах лабораторной и функциональной диагностики для выбора рационального дифференцированного метода лечения.

В настоящее время представляется возможным выделить следующие задачи клинической патофизиологии:

1. Исследование общих и частных закономерностей развития болезней у больного человека. Установление их связи с реактивностью организма, а также влиянием на их реализацию личности врача и содержания терапии.

2. Изучение патогенеза конкретной болезни у конкретного больного с целью повышения эффективности терапии.

3. Формирование патогенетических принципов терапии, адекватных современному уровню представлений о патогенезе.

Методы патофизиологии

В патологической физиологии используются два основных метода:

Метод клинического наблюдения. Он заключается непосредственно в наблюдении течения болезни человека с помощью практически безвредных целенаправленных функционально-диагностических методик (биохимических, иммунологических, электрофизиологических и т. д.).

Преимущество этого метода заключается в отсутствии необходимости создания экспериментальной модели. Исследователь наблюдает конкретную болезнь или патологический процесс у постели больного.

Однако, данный метод не даёт возможности изучить процессы, происходящие в организме человека в латентную и продромальную стадии. Кроме того, исследователь ограничен в оценке причины и условий развития заболевания.

Несмотря на это клиническая, патофизиология является в определённом аспекте вершиной сравнительной патологии, ибо это патология человека. Основной задачей клинической патофизиологии является изучение наиболее общих вопросов этиологии и патогенеза болезней человека.

Эксперимент – основной метод патофизиологии. Эксперимент – это моделирование болезней и патологических процессов на живых объектах. Такими объектами могут служить животные различных видов, отдельные органы, культуры тканей, отдельные клетки и даже субклеточные структуры. .

Эксперимент включает моделирование патологических явлений на различных уровнях организации организма (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном, организменном), расширяет возможности познания сущности патологического процесса, способствует формированию у врача клинического мышления, умению использовать клинические знания в решении вопросов диагноза, лечения и профилактики различных заболеваний.

Для изучения нарушенных функций используются различные методы исследования:

-экспериментально-патофизиологические (электрофизиологические, биофизические, патохимические, иммунологические),

-клинико-патофизиологические (лабораторные, метод функциональных проб),

-статистические и др.

Эксперименты делятся на острые и хронические. Выбор осуществляется в зависимости от цели исследования. Например, для изучения механизмов возникновения шоковых состояний применяют острый эксперимент, а эксперимент с привитием животному опухоли должен носить хронический характер.

Кроме того, все эксперименты в патофизиологии можно условно разделить на синтетические и аналитические. При моделировании болезни или синдрома исследователь решает синтетическую задачу.

Синтетические эксперименты проводятся, как правило, in vivo.

При аналитическом эксперименте из болезни, как целостного явления, вычленяется какой-то компонент, механизм, который чаще всего воспроизводится in vitro.

Патофизиологический эксперимент состоит из следующих этапов:

1. Формирование рабочей гипотезы – определяет цель и задачи исследования.

2. Выбор модели и метода, соответствующих поставленным задачам, обеспечение соответствующего контроля.

3. Планирование эксперимента должно обеспечить корректное проведение опыта, исключение посторонних и дополнительных воздействий на модель.

4. Анализ полученных результатов и формулирование выводов. После окончания эксперимента весь цифровой материал подвергается статистической обработке для определения средних величин, их отклонений, достоверности. Формулируются выводы.

Для изучения патологических процессов применяют следующие основные экспериментальные методики.

Метод выключения заключается в удалении какого-либо органа хирургическим путём или выключении его функции различными воздействиями (высокими или низкими температурами, ионизирующим излучением, фармакологическими препаратами, специфическими антителами). Эта методика применяется для моделирования заболеваний эндокринной и нервной систем, изучения компенсаторных и пластических возможностей парных органов.

Метод включения может заключаться в введении в организм каких-либо веществ (гормонов, антигенов, антител, ферментов) для моделирования эндокринологических, иммунологических заболеваний. Кроме того, к этой группе относятся эксперименты с пересадкой органов.

Метод раздражения используется для изменения функциональной активности того или иного органа.

Метод изолированных органов даёт информацию о сущности патологических процессов в каждом конкретном органе или ткани.

Метод парабиоза оздание у двух животных единой системы кровообращения для исследования гуморальных механизмов различных воздействий.

Метод тканевых культур используется для получения информации о сущности патофизиологических процессов, как в целом организме, так и в изолированном органе.

Сравнительно-эволюционный метод изучает, как правило, типические патологические процессы в эволюционном аспекте. Патологический процесс, как мы его наблюдаем у человека и животных, является результатом формирования соответствующих реакций в эволюции животного мира.

Такие патологические процессы, как воспаление, лихорадка, возникали и усложнялись в эволюции в связи с усложнением и совершенствованием защитных и приспособительных реакций организмов на меняющиеся условия жизни. Вот почему правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления.

Это возможно только при использовании исторического метода сравнительной патологии

Осуществление эксперимента сопряжено со многими трудностями, которые обусловлены сложностью патологических процессов, невоспроизводимостью ряда патологических процессов, наблюдаемых у человека и др.

В опытах на животных невозможно создать полную модель болезни человека. Организм человека много сложнее самых высокоорганизованных животных и подвергается воздействию социальных факторов. В этой связи возникает необходимость клинической патофизиологии, которая призвана существенно дополнить экспериментальные исследования клиническими, проведенными непосредственно на больных.

И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту накоплен материал, составляющий содержание патологической физиологии. Болезни человека слишком сложны, и их механизмы спрятаны слишком глубоко.

Раскрыть их трудно и даже невозможно, несмотря на применение самых современных технических средств. Простота опыта на животных является положительным моментом на определённом этапе научного анализа.

Не в эксперименте на человеке, кролике, даже не на лягушке, а на прозрачной личинке морской звезды И.И. Мечников наблюдал процесс фагоцитоза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b27323.html

1.2. Предмет, цель и задачи патофизиологии

Предмет и задачи патологической физиологии: Патологическая физиология есть наука, изучающая жизнедеятельность

Наукав отличие от «не науки», согласно Дж.Дж. Томсона, должна иметь предмет и методисследования. Предметом(объектом)изучения патофизиологии является,как это не прискорбно, болезньчеловека.Отсюда – основная цель патофизиологии –установление наиболее общих закономерностей,законов по которым развиваетсяпатологический процесс,болезнь.

Всоответствии с целью, задачаминашей науки являются:

  • изучение общих закономерностей конкретных механизмов (лежащих в основе резистентности организма) возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;
  • изучение типовых патологических процессов (стереотипных сочетаний явлений), различная комбинация которых определяет клиническую картину заболеваний человека;
  • изучение типовых форм нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем организма;
  • изучение переходных состояний между здоровьем и болезнью (предболезнь);
  • систематизация и аналитико-синтетическая обработка фактического материала;
  • создание новых методов моделирования патологических процессов и болезней;
  • На базе теоретических и прикладных знаний способствовать формированию мышлению врача, т.е. не только передать студенту современные знания, но и научить его пользоваться этими знаниями, что бы уметь выстроить в логическую систему цепь исследуемых явлений.

1.3.Структура (содержание) патофизиологии.

Патофизиология,как наука и учебная дисциплина, состоитиз трех основных разделов с несколькимиподразделами:

I.Общая нозология(nosos-болезнь+logos-учение)

1.Общееучение о болезни:

а)основныепонятия и категории патологии;

б) классификацияи номенклатура болезней;

в) социальныеаспекты патологии.

2.Общаяэтиология(aithia-причина):

а) общиесвойства болезнетворных факторов;

б) основныекатегории болезнетворных факторов;

в) значениеусловий в возникновении болезней;

г) принципыэтиотропной профилактики и терапии.

3.Общийпатогенез(pathos+genesis–происхождение):

а) механизмыустойчивости организма к действиюпатогенных

факторов;

б) общиемеханизмы развития болезней;

в) механизмывыздоровления;

г) механизмыумирания;

д) принципыпатогенетической профилактики и терапии.

4.Учение ореактивности, резистентности и конституции организма

II.Учение о типовых патологическихпроцессах: патологииклетки, периферического кровообращенияи микроциркуляции, гипоксии, воспалении,опухолевом росте, аллергии, нарушенииобмена веществ и др. т.е. те процессы,которые часто встречаются в различныхкомбинациях при многих заболеваниях

III.Учение отиповыхформах патологии органов и системорганизма: крови, кровообращения, дыхания,пищеварения, выделительной, эндокриннойи нервной системы, а так же печени.

Iи IIразделыобъединяют под названием «общаяпатофизиология»,разделIIIобозначается как«частнаяпатофизиология».

Частная патофизиологияиз всех разделов патофизиологии наиболеесближена с клиническими дисциплинами,но:

  • врач-клиницист изучает болезнь у конкретного больного, со всеми особенностями её возникновения, развития и исхода;
  • патофизиолог изучают те общие закономерности развития патологических процессов и болезней, которые возникают в различных органах и системах организма – сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.

Впоследнее время, благодаря усовершенствованиюнеинвазивных методов исследованиябольных людей (биофизических, биохимических,электрофизиологических и др.), патофизиологиполучили возможность наблюдатьпатологический процесс в динамике invivo,и это сделало возможным развитиеклиническойпатофизиологии.

Задачиклинической патофизиологии следующие:

  • изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций организма на каждом этапе заболевания;
  • выявление взаимосвязи патогенеза и его клинических проявлений (симптомов);
  • выявление степени влияния патологического процесса на пораженный орган или ткань, а также на другие органы и системы организма больного;
  • умение использовать методы функционально-лабораторной диагностики для оценки степени нарушения функций органов и систем и выбора патогенетически обоснованного лечения;
  • оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного, учитывать её особенности при выборе оптимальных методов лечения конкретного пациента;
  • разработка новых рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению болезней.

Клиническуюпатофизиологию можно по праву считатьодним из основныхразделовпатофизиологии.

1.4.Связь патофизиологии с другимимедицинскими дисциплинами.

Патофизиология,находясь на стыке теоретических иклинических дисциплин, являетсяинтегративной медико-биологическойнаукой. Прежде всего, она опирается нате науки, которые ей предшествуют –анатомия, биология, химия, физика,гистология, биохимия, физиология и др.

Оченьмного общего у патофизиологии сфизиологией.Обе дисциплины стремятся открыть законы,по которым живет и функционируеторганизм, что имеет большое значение впонимании сущности болезни. Иногда нашунауку даже называют клиническойфизиологией.

Однако было бы ошибочносчитать,что болезнь есть лишь иная комбинациянормальных физиологическихпроцессов.Патологическийпроцессведет к качественноновомусостоянию организма.

Отсюда и отличиепатофизиологии от физиологии – изучениевсех многообразных форм болезни, с цельюраскрытия законов по которым онаразвивается.

Особонеобходимо нужно остановиться навзаимосвязи патофизиологии с патологическойанатомии.Эти две дисциплины теснейшим образомсвязаны между собой, более того, до 1874года это была одна наука. Разделение обусловлено тем, что только на основанииморфологическогоанализа невозможно понятьдинамику патологического процесса,динамикуфункциональныхнарушений.

Да, функциональныеизменения взаимосвязаны со структурныминарушениями, но между ними далеко невсегда наблюдается строгое соответствие,тождественность.

Почему это происходит?Дело в том, что каждый орган, система,да и организм в целом обладаюткомпенсаторно-приспособительнымимеханизмами. В связи с этим, при измененииструктуры не всегда отмечается изменениефункции.

Вот почему ряд вопросов клиникине могли быть разрешены при вскрытиитрупа с последующим микроскопическимизучением секционного материала.

Чтобы это преодолеть А.И.Полуниным в 1869году из курса патологической анатомиибыл выделен общий экспериментальныйраздел, который начал существоватьсамостоятельно в виде кафедры общейпатологии Московского университета.

Одновременно такие кафедры появилисьв Киеве, Харькове, Казане. Но особаязаслугав становлении патофизиологии как наукипринадлежит В.В.

Пашутину,он, как уже отмечалось, в1874 годув Казанском университете возглавилпервуюв Россикафедрупатофизиологии и сформулировал задачиновой науки.

Этиреорганизационные мероприятия ипредставили возможность изучатьразличные патологические процессы вдинамике, что возможно только принаблюдении за развитием его в живоморганизме, т.е. в эксперименте. Так вот,патофизиологияиподразумевает широкоеиспользование эксперимента,что и отличаетнашу дисциплину от патологическойанатомии.

Патофизиологиятесно связана и с клиническимидисциплинамихотя бы потому, что предметомизученияи нашей науки, и клинических являетсяболезнь,больной человек.Но методы исследования различны.

Вклинике наблюдается отдельныйбольнойчеловек с конкретнымпроявлениемтой или иной патологии.Клиника внутренних болезней изучаетпричины возникновения, симптомы,особенности течения, методы лечения ипрогноз таких заболеваний как, напримерхр. гломерулонефрит, острый гепатит,пневмония и т.д. Неврологическая клиника– энцефаломиелит, инсульт, менингит идр.

Все это разные заболевания, разнойлокализации, симптоматики и прогноза.И в тоже время, между ними есть нечтообщее – в основе каждого заболеваниялежит типический патологически процесс– воспаление, в разработке вопросовпричин и механизмов его развития,значительная роль принадлежитпатофизиологии.

Другой пример, практическикаждая клиническая дисциплина имеетдело со злокачественными новообразованиями.Для постановки диагноза рака желудка,опухоли головного мозга, кожи надознать, чем они отличатся друг от друга.Течение и прогноз их различны.

Но дляуспешного лечения этой патологии, еепрофилактики необходимо детальноеизучения причин и механизмов превращениянормальной клетки в злокачественную,а они едины для всех онкологическихзаболеваний. Изучением этих общихзакономерностей и занимается патофизиология

Таким образом,патофизиология по отношению к специальнымклиническим дисциплинам выглядит какнаука, изучающая вопросы, общие для всехболезней или большой группы болезней.

Без знаний общих закономерностейвозникновения и развития того или иногопатологического процесса, болезнейпрактически невозможно разобраться вовсем многообразии клинических проявленийотдельных заболеваний. Частное познаетсячерез общее.

Возможность исследоватьфундаментальные вопросы патологии втаком аспекте, патофизиологии позволяетее основной метод исследования – методмоделированияпатологических процессов и болезней

1.5.Метод исследования патофизиологии.

Метод моделированияпатологических процессов и болезнейпатофизиологи используют в несколькихего разновидностях.

I.Методэксперимента на живых объектах.

Смыслэксперимента заключается в том, что бывоспроизвести патологический процесс,болезнь на различных животных (отдельныхорганах, тканях, клетках, субклеточныхструктурах), изучить закономерностиего (её) развития и провести экспериментальнуютерапию. Данный метод позволяет наблюдатьза развитием патологического процессаот момента его возникновения дозавершения.

Экспериментальнаямодель болезни всегда проще, чем болезньчеловека. Это дает возможность расчленитьболезнь на ряд элементов с тем, что быв дальнейшем реконструировать ееприменительно к человеку.

При этомследует иметь в виду, что ни одна модельболезни на животных, ни её отдельныеэлементы не могут быть равнозначныболезни человека.

Интерпретироватьданные эксперимента на человеческийорганизм необходимо с определеннойдолей достоверности.

Иногдаможно услышать в адрес патофизиологиитакое высказывание, что эта наукапостроена на опытах над животными, иона не имеет ни какого отношения кчеловеческой патологии.

Но ни одинпатофизиолог и не проводит экспериментради эксперимента и механически непереносит его результаты на человека.

Они всегда помнят об ограничениях,обусловленных анизоморфизмом(видовымиразличиями строения и свойств организмовживотных и человека, отдельных органови тканей).

Анизоморфизм,ограничениясвязанные с деонтологическимиаспектамиопытов на животных (причинение имфизических страданий) и значительныетрудностив воспроизведении на животных социальныхфакторов болезнейвсё это ограничиваетиспользование данного метода. Тем неменее, более значимые открытия в медицинеполучены в эксперименте на живых объектахи данный метод для патофизиологииявляется ведущим.

Всеэксперименты подразделяют на острыеи хронические,применение каждого из них определяетсяцелью опыта. Например, при исследованиямеханизмов травматического шока нуженострый опыт, а патогенеза атеросклероза– хронический.

Для изученияпатологических процессов используютследующие основные методики:

  • метод выключения – удаление или повреждение того или иного органа (хирургическое, фармакологическое, физическое, механическое). Данная методика применятся давно. С помощью её, например, удалось установить, что сахарный диабет, его развитие, связанно с нарушением функции островкового аппарата поджелудочной железы. Удаление одного из парных органов (почка) позволило изучить компенсаторные и пластические возможности оставшегося органа.
  • метод раздражения – путём различных воздействий изменяют функции различных органов. Раздражение блуждающего нерва вызывает брадикардию. Раздражение симпатических нервов выявило сужение артерий, что послужило основанием для включения этого звена в патогенез спонтанной гангрены у человека.
  • Метод «включения» – введение различных веществ в организм (гормонов, ферментов, экстрактов из тканей, биологически активных веществ и др.). Затем, полученные результаты сравнивают с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека. Например, при введении медиаторов аллергии наблюдают симптомы развития анафилактического шока
  • метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном «эволюционном» аспекте различных патологических процессов (лихорадки, воспаления, гипоксии). Правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления в эволюции животного мира. Блестяще раскрыл значение этого метода И.И.Мечников при изучении воспаления и невосприимчивости к инфекционным процессам.

Существуют и другиеметоды эксперимента: метод изолированныхили «переживающих» органов, методтканевых культур и др.

Каждыйэкспериментсостоит из нескольких этапов:

1.Формированиерабочей гипотезы. Любомуопыту должна предшествовать гипотеза,идея, проверив которую исследовательдолжен получить ответ на тот или инойвопрос. Нельзя проводить экспериментв надежде на то, что вдруг получитсячто-нибудь интересное, И.П.Павлов говорил:«Еслинет в головеидей,то не увидишь и фактов».

2.Определениецели и постановка задач эксперимента.Определившисьсрабочей гипотезой, необходимосформулировать цель и задачи, с помощьюкоторых ее можно либо доказать, либоотвергнуть.

3.Выбор частных методик, адекватныхпоставленным задачам. Привыполнении эксперимента важное значениеимеет правильный выбор частной методики– адекватный подбор животных, формаосуществления (острый или хроническийопыт), применение соответствующихприборов, инструментария и т.д.

Необходимымусловием является также обеспечениесоответствующего контроля.

Им можетбыть «пустой» опыт, когда опытномуживотному вводят, к примеру, гистамин,а контрольному – физиологическийраствор NaCl,или, у одного животного удаляетсящитовидная железа, контрольному жеживотному производится «ложная» операция и т.п.

Что касаетсянепосредственно самих частных методикисследования, то здесь нужно отметитьследующее. В названии нашей дисциплиныприсутствует слово «физиология», ноэто не означает, что патофизиологов неинтересуют биохимические, иммунологические,биофизические и др. механизмы развитияболезней, что им не позволено использоватьморфологические методы.

Патофизиология,как мы уже установили, наука, изучающаяпричины, механизмы развития и исходовболезни и, любая методика, позволяющаяв той или иной мере ответить на данныевопросы, может применяться.

Всё это иопределяет всеядность патофизиологиив методическом отношении – она используетфизиологические, биохимические,генетические, морфологические,иммунологические и другие методыисследования.

4.Проведение эксперимента (серии опытовс контролем).Живой объект- это сложная «открытая»биологическая система. Она ни как неможет быть ограждена от случайныхвоздействий среды (температура, влажность,электромагнитные излучения и др.), чтоможет исказить результаты эксперимента.

Необходимо также помнить, что одинаковыена первый взгляд животные отличаютсянаследственными признаками и индивидуальнойреактивностью. Поэтому исследовательне застрахован от ответа, искаженногозначительным количеством дополнительных,случайных влияний.

Всё это нужно учитыватьи по возможности устранять.

Проведениеэксперимента подразумевает фазностьдействий:

  • физиологическая фаза– любой опыт начинается с определения нормальных показателей функционирования той или иной системы, органа, на которых предполагается моделирование патологического процесса. Это касается и контроля. Например, при изучении влияния адреналина на деятельность сердца первоначально подсчитывается число сердечных сокращений не только у подопытного, но и у контрольного животного;
  • патофизиологическая фаза– после определения нормальных показателей жизнедеятельности интактного животного на нем воспроизводится патологический процесс согласно целям и задачам эксперимента;
  • фаза экспериментальной терапии– нередко, после второй фазы, исследователь с помощью различных методов лечения стремится вернуть состояние подопытного животного к исходному состоянию. Положительный результат подтверждает рабочую гипотезу и является основой для разработки патогенетической терапии

5. Фиксация и анализданных эксперимента. Поокончанию эксперимента исследованияпродолжается: оцениваются результатыизменений жизненных функций подопытногои контрольного животных. Они группируютсяв таблицы, графики, диаграммы и др.

Проводятся морфологические, биохимические,иммунологические и др. исследованиявзятых при жизни и (или) после смертиживотных.

Цифровой материал подвергаетсястатистической обработке, чтобыустановить средние величины, отклоненияот них, различия между средними величинами их достоверность.

6. Обсуждение ивыводы. Этоодин из самых ответственных и сложныхэтапов эксперимента. Экспериментатордолжен объяснить механизм изменениятех или иных функций организма согласнополученным данным опыта и сделатьопределенные выводы.

Например, почемупри моделировании воспаления изменяетсяколичество простагландинов, каковмеханизм их увеличения, почему этагруппа биологически активных веществоказывает как провоспалительный, таки противовоспалительный эффект, чтоявляется определяющим в становленииэтих, диаметрально противоположных поэффекту действия механизмов? Имеет лиэто только патологическое значение илиздесь есть и элементы защитной реакции?Если да, то опять же нужно объяснитьпочему? Как видите, идут сплошные вопросы,на которые должен ответить патофизиолог.И это только по одной из многочисленныхгрупп биологически активных веществ,играющих немаловажную роль в развитиивоспалительного процесса. Более того,отмечаются и другие нарушения – изменяетсяпроницаемость микрососудов, ихпроходимость, формируется отек в очагевоспаления и др. И это надо объяснить!Можно в виде абстракции представитьдаже такое уравнение (тождество);патофизиология= ???…?,те. наука, постоянно отвечающая на те илииные вопросы патологии человека.

II.Методклинического исследования.

Мы уже говорили оклинической патофизиологии, её значениии задачах. Дальнейшее развитие этогораздела нашей науки позволит в значительноймере ослабить те ограничения, которыеиспытывают исследователи при проведенииопытов на животных .

Ш.Большуюперспективу имеют методы физическогои математического моделирования сиспользованием современной вычислительнойтехники.

Построение математических моделейболезней осуществляется тогда, когдаимеется возможность связать математическимисоотношениями основные параметрыизучаемого объекта и условия, определяющиевозможность его функционирования –модель работы сердечно-сосудистойсистемы, непосредственно сердца,дыхательной системы и др. Современнаякомпьютерная техника позволяетмоделировать различные патологическиепроцессы, изучать механизм их развития,прогнозировать течение и исход. Следует,однако, заметить, данный метод не можетв полной мере заменить моделированиена животных (невозможно представитьсложный биологический объект в видематематических символов в полномобъёме). Поэтому нередко требуется ихподтверждение на животных.

IV.Методтеоретического анализа результатовисследования, формулирование научныхположений и концепций.

Внастоящеевремянакопилось большое количество фактическогоматериала в различных разделах медицины,что и определяет первостепенное значениетеоретических разработок методическихаспектов патологии.

Сюда входят вопросыфундаментальных понятий и категорий,системного принципа в патологии и др.,связанных с созданием положений общейтеории медицины, что имеет не толькотеоретическое, но и практическоезначение.

ЗАДАНИЕДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

1. Назовите наиболееполное определение: патофизиология –это:

1) наука ожизнедеятельности больного организма;2) наука, изучающая наиболее общиезакономерности возникновения, развитияи исходов патологических процессов,типовых патологических процессов иболезней; 3) наука, изучающая причины имеханизм развития патологическихпроцессов, типовых патологическихпроцессов и болезней.

2. Предметом(объектом) изучения патофизиологииявляется:

1) болезни животных;2) болезни человека; 3) причинный фактор;4) взаимосвязь между собой причин иусловий возникновения болезней.

3. К задачампатофизиологии относят:

1) изучение типовыхформ нарушения и восстановления функцийотдельных органов и систем организма;2) формирование врачебного мышления; 3)изучение типовых патологическихпроцессов; 4) изучение этиологии ипатогенеза болезни у конкретногобольного.

4. Патофизиологиясостоит из следующих основных разделов:

1) общая нозология;2) учение об этиологии; 3) учение о типовыхпатологических процессах; 4) учение обобщих механизмах выздоровления.

5. Общая нозологияв себя включает следующие подразделы:

1) общее учение оболезни; 2) учение о типовых патологическихпроцессах; 3) учение о патогенезе; 4)учение об этиологии; 5) учение о социальныхаспектах болезни.

6. «Общий патогенез»рассматривает:

1) общие механизмыразвития болезней; 2) механизмы устойчивостиорганизма к действию патогенных факторов;3) основы патогенетической профилактикии терапии; 4) основные категорииповреждающих агентов.

7.Основным методом исследованияпатофизиологии является:

1) метод статистическойобработки клинических данных; 2) методмоделирования патологических процессови болезней; 3) метод математическогомоделирования; 4) метод статистическойобработки экспериментальных данных.

8. К основнымметодикам эксперимента на живых объектахотносятся:

1) методикавыключения; 2) методика раздражения; 3)метод биохимических исследований; 4)метод исследования функциональныхпоказателей.

9. Основнымиограничениями метода эксперимента наживых объектахслужат:1) анизоморфизм; 2) деонтологическиеаспекты; 3) трудности в воспроизведенииинфекционных заболеваний; 4) трудностив моделировании «социальной» патологии.

10. Перечислитеэтапы эксперимента в строгойпоследовательности:

1) определение целии задач эксперимента; 2) выбор частнойметодики; 3) формирование рабочейгипотезы; 4) фиксация и анализ данныхэксперимента; 5) проведение эксперимента;6) обсуждение и выводы.

Источник: https://studfile.net/preview/6305291/page:3/

Предмет и задачи патологической физиологии

Предмет и задачи патологической физиологии: Патологическая физиология есть наука, изучающая жизнедеятельность

Патологическая физиология есть наука, изучающая жизнедеятельность больного организма.

Программа медицинского образования построена таким образом, что сначала изучаются предметы, рассматривающие структуру и функции нормального организма (нормальная анатомия, гистология, биохимия, нормальная физиология), затем следуют предметы, задача изучения которых состоит в том, чтобы дать студенту сведения о структуре и функциях больного организма и тем самым подвести его непосредственно к клинике. Такую задачу выполняют патологическая анатомия и патологическая физиология.

Патологическая физиология изучает наиболее общие, основные закономерности возникновения, развития и исхода болезни. В настоящее время насчитывается около тысячи различных нозологических форм болезней. Практический врач стремится отдифференцировать одну болезнь от другой, поставить правильный диагноз и назначить рациональное лечение.

Патофизиолог отвлекается от частностей, стараясь найти то общее, что характеризует большие группы болезней или даже болезнь вообще. Конечной целью патологической физиологии является раскрытие законов, по которым развивается болезнь. В связи с.

этим патологическая физиология вступает в тесную связь с философией, так как развитие законов болезни мыслимо лишь на основе законов материалистической диалектики.

Курс патологической физиологии делится на три части. Первая часть — нозология, или общее учение о болезни.

При анализе болезни перед врачом встают два вопроса: почему возникла болезнь и каков механизм ее развития: Оба этих вопроса (этиология и патогенез) являются главными в патологической физиологии и рассматриваются в ее первой части. Их решение предполагает анализ сложных взаимосвязей между средой и организмом.

Среда рассматривается как источник различных, в том числе и патогенных, воздействий, а организм — как биологическая система с различными уровнями регуляции, с его наследственностью и реактивностью.

Вторая часть — типические патологические процессы — содержит данные о процессах, лежащих в основе многих заболеваний: воспалении, опухоли, лихорадке, гипоксии, типических нарушениях обмена веществ, голодании.

Третья часть — частная патологическая физиология — рассматривает нарушения прежде всего в отдельных органах или системах: кровообращения, дыхания, эндокринной, нервной и т. д.

И хотя эта часть называется частной патологической физиологией, здесь опять-таки главными являются общепатологические аспекты.

Например, при рассмотрении патологии почек патофизиолог стремится выяснить общие закономерности нарушений их функции, компенсаторные возможности организма.

Связь патологической физиологии с другими медицинскими науками, ее значение

Для клиники

Патологическая физиология опирается на предшествующие ей науки, в первую очередь, на те сведения, которые дают физиология и биохимия. Особенно много общего у патологической физиологии с нормальной физиологией.

Патологическую физиологию иногда называют физиологией больного организма. И та и другая стремятся открыть законы, по которым живет и функционирует организм. Эти законы имеют огромное значение для понимания болезни.

Но было бы ошибочно думать, что болезнь есть лишь какая-то иная комбинация нормальных процессов.

Патологический процесс вызывает качественно новое состояние организма, что обусловливает и отличие патологической физиологии от нормальной, и основную задачу патологической физиологии: изучение всех многообразных проявлений болезни с тем, чтобы открыть законы, по которым она развивается.

Патологическая физиология теснейшим образом связана с патологической анатомией. Более ста лет тому назад их считали одной наукой. Разделение их обусловлено тем, что со временем только морфологического анализа для понимания динамики патологического процесса стало недостаточно.

Функциональные изменения тесно связаны с морфологическими, но между ними далеко не всегда наблюдается строгое соответствие. Это происходит, в частности, потому, что каждый орган обладает компенсаторными возможностями и его функция при измененной структуре может быть не нарушена.

Вот почему некоторые вопросы клиники не могли быть разрешены при вскрытии трупа с последующим микроскопическим исследованием секционного материала. Это могло быть возможным только при наблюдении за развитием патологического процесса в живом организме, т. е. в эксперименте.

Широкое использование эксперимента и является основным отличием патологической физиологии от патологической анатомии.

Патологическая физиология органично связана с клиническими науками. Конечная цель у них единая. И клинические науки, и патологическая физиология изучают болезнь для того, чтобы ее эффективно предупреждать и лечить больных. Но ближайшие задачи, а также методы и объекты у этих наук разные.

Объектом изучения клинических наук является больной человек с конкретными проявлениями болезни. Например, клиника внутренних болезней изучает причины возникновения, симптомы, особенности течения, методы лечения и прогноз таких заболеваний, как хронический гломерулонефрит или системная красная волчанка.

Неврологическая клиника в тех же направлениях изучает энцефаломиелит, который развивается, например, после антирабической прививки. Клиника глазных болезней издавна сталкивается с тем, что если травмирован один глаз, то с течением времени может пострадать второй, интактный. Это разные заболевания с различными локализацией, симптомами, прогнозом.

И в то же время между ними имеется нечто общее. Оказывается, все они имеют общий иммунологический механизм. В раскрытии этой закономерности большая заслуга принадлежит патологической физиологии.

Еще пример. Клинические дисциплины изучают конкретные формы проявления доброкачественных и злокачественных опухолей. Чтобы поставить диагноз рака желудка, саркомы бедра, миомы матки, надо знать, чем они отличаются друг от друга. Течение и прогноз их различны.

Но углубленное изучение этих болезней требует раскрытия того общего, что их объединяет: как нормальная клетка превращается в опухолевую, как меняется ее наследственность, откуда черпает она энергию для своего размножения, какие звенья ее метаболизма наиболее чувствительны к воздействию лекарственных средств и т. д.

Эти вопросы относятся к области патологической физиологии.

Таким образом, патологическая физиология по отношению к специальным клиническим дисциплинам представляет собой науку, изучающую процессы, общие для всех болезней или для их больших групп.

Разумеется, клиническая наука и самостоятельно может получить важные сведения о сущности болезни, механизмах ее развития, особенно теперь, когда она располагает методиками тонких биохимических и физиологических исследований.

И все же она нуждается в получении фундаментальных сведений о болезни и законах ее развития, которые изучает патологическая физиология, располагающая методом, которого нет и не может быть в клинике, — методом патофизиологического эксперимента над животными.

Источник: https://cyberpedia.su/14x7877.html

Medic-studio
Добавить комментарий