Преобразования хирургии в эпоху Возрождения: А. Паре: – переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил

Тема: Медицина эпохи Возрождения

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения:  А. Паре: - переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил

Характеристикаэпохи Возрождения.

16-17века – позднее средневековье, эпохаВозрождения (Ренессанс, Реформация),ибо происходит возрождение научно-культурногонаследия античности.

  • Гуманизм эпохи Возрождения проявляется развитием клинического метода в медицине, щадящей хирургией, обращение к человеку – Сократ «Познай самого себя», изучение строения и функционирование организма. Появление научной анатомии и физиологии.

В 1490г. – открытпервый анатомический театр (на вскрытиясобиралась общественность как напредставления).

  • Возросло число университетов – около 50 в Европе к концу 15 века. В Падуанском, Лейденском университетах превалировал научный опыт познания. В Сорбонне – сохранилась схоластика.
  • В 1456г. выходит первая медицинская печатная книга.
  • Развивается астрономия и география. В к. 15 века Америго Веспучи открыл Америку. Проложен морской путь в Индию; Магелан – кругосветное путешествие. Рост городов и производства толкал на поиск рынка сбыта нового сырья. В Европу «пришел» картофель, кукуруза, каучук, какао, опий, табак, женьшень, чай, томаты, клубника и другие средства, которые нашли применение в медицине.

В1543г. Н. Коперник – доктор медицины,польский ученый, врач издает книгу «Округовращении небесных сфер», в которойсформировал гелиоцентрическую теориювселенной.

  • Развивается мануфактурное производство → промышленная патология.
  • Проведены первые санитарно-статистические исследования (Лондон), Уильям Пети (рождаемость, смертность) → охрана здоровья населения.
  • 1640г. первая Буржуазная английская революция – новые социальные слои населения.

Утверждениюопытного метода в медицине способствовало:

I.Возникновение ятрохимического иятрофизического направлений.

Сильныестороны:

  1. способствовали к утверждению опытного метода в медицине;

  2. сделаны открытия, характеризующие деятельность организма.

Слабые стороны:

  1. механистически подходили к объяснению процессов в организме;

  2. сохраняется представление о высшем начале.

Более сильныепозиции ятрофизиков, так как сильнабыла физика, как наука (И. Ньютон – законыгидродинамики; Паскаль – законгидростатики).

Представителиятрофизики: Андреас Везалий, ГерманБургав, Рене Декарт, Санторио. Ониобъясняли жизненные процессы опираясьтолько на законы физики. Сердце – насос,сосуды – трубы, суставы – шарниры.

Ятрохимия– более слабая, так как только выходилаиз алхимии и еще становилась наукой.Они объясняли жизненные процессы сточки зрения химии. Пищеварение –химический процесс. Мозг вырабатываетмысль, как химическое вещество.

Парацельс(Швейцария)– Теофраст Бомбаст фон Гогенхейн. Онучил «Теория врача – есть опыт. Никтоне может стать врачом без науки и опыта».В основе медицины лежат: химия, философия,благодетельность, астрология.

Требовалот учеников работы в химическихлабораториях, объяснял жизнедеятельностьорганизма с позиции трех начал: сера –начало сгораемости, ртуть – то, чтоулетучится не сгорая, соль – то, чтоостается от сгорания. Ввел: химическоеисследование мочи с диагностическойцелью; понятие дозы, основоположникфармацевтической науки.

«Всеесть яд и ничего не лишено ядовитостии одна только доза делает яд неядовитым».Не отделял хирургию от медицины;

ВанГельмонт –ятрохимик, описал желудочный сок, ввелпонятие ферментов, считал все процессыв организме ферментативными, открылуглекислоту.

ФрэнсисБэкон –лорд-канцлер (хранитель печати), философ,не был медиком, ятрофизик.

  • наука должна быть деятельной, должна увеличивать могущество человека;
  • ставил задачи перед медициной: искоренение болезней, сохранение здоровья, продление жизни за счет предупреждение изнашивания организма и заменены изношенного;
  • стоял на позициях единства этиотропного и симптоматичного лечения;
  • был против сложности лекарств, состоящих из большого числа инрадиентов;
  • считал, что должно быть единство сравнительной, описательной и патологической анатомии;
  • говорил о необходимости систематически и подробно вести записи в истории болезней;
  • говорил о необходимости создания комнат здоровья, для восстановления здоровья и физического совершенствования организма;
  • ввел понятие пищевых продуктов типа концентратов;
  • говорил об научном изучении и использовании минеральных вод и источниках их получения;
  • считал необходимым разработать эффективные средства против боли.

Р.Декарт французский философ, ятрофизик. Ондуалист (существование тела и души).

  • ввел понятие рефлекса, рефлекторной дуги, центробежных и центростремительных импульсов;
  • предложил теорию зрения, боли, голода, жажды, памяти.

Говорил,что все процессы жизнедеятельностиимеют рефлекторную природу, а мышление– является функцией души. Считал, чтонаука должна сделать людей господами,властелинами природы.

Микроскопирование– проявление ятрофизики.

1590г.братья Янсены, 1610г. Галилей – открылимикроскоп.

Родинамикроскопа – Голландия, благодарятехнике шлифовки стекол.

АнтонийВан Левенгукнесколькосот микроскоп, усовершенствовал зеркало.1695г. – издал книгу «Таинство природы».Описал строение многих тканей,сперматозоиды, форменные элементыкрови, делал зарисовки.

Ф.Рабле (французский врач, писатель).«Наука без совести, это проституированиедуши».

Развитиеанатомии

Леонардода Винчи (анатом, физиолог)– написалобобщенный труд по анатомии. Делаланатомические зарисовки, главнымобразом, в движении. Предложил первуюклассификацию мышц. Правильно описалсердце (4 камеры), строение щитовиднойжелезы. Описал формы и пропорциичеловеческого тела (помещал тело вквадрат, треугольник, круг).

А.Везалийосновоположникнаучной анатомии (в 22 года сталпрофессором). Не мог производить вскрытие,так как они были запрещены. Вскрывалнедавно умерших людей из могил, на местеказни. В 1543г. он издал первый научныйтруд по анатомии «О строении человеческоготела» в 7 книгах. Он нашел 200 ошибок ванатомии Галена. Издал анатомическийатлас.

Изменяет преподавание анатомии,вводит секционные занятия, вскрытие налекции. Разработал методику анатомическогоисследования, включавший многократныевскрытия, сравнительный метод (вскрывалтруппы животных и человека, мужчин иженщин и т.д.). Все анатомы Европы –ученики Везалия. Анатомические открытияВезалия способствовали развитию научнойтеории кровообращения.

Развитиефизиологи

УильямГарвейанглийскийврач. В 1609г. обратился в Королевскоеобщество с теорией кровообращения. В1628г. издал труд «О движении сердца икрови у животных». Правильно описалсистолу и диастолу. Сердце главный органкровообращения.

Созданию теориикровообращения способствовало: описаниемалого круга кровообращения(древнекитайские, арабские ученые,ученые эпохи Возраждения – М. Сервет,1550); анатомические открытия (например,Фабриций – венозные клапаны). У.

Гарвей– один из основоположников эмбриологии(изучал развитие куриного эмбриона,системы кровообращения).

1661г.М. Мальпиги открыл капилляры. Он замкнулкруг кровообращения. Он один изосновоположников гистологии, далгистологическое описание кожи, почек.

1622г.описаны лимфатические сосуды и открыталимфатическая система.

Санторио– ятрофизики ятромеханик, основоположникбиомоделирования. Первым применилэкспериментально-механические методыв медицине, использовал математическиерасчеты. Сконструировал пульсиметр,измерил температуру тела водянымтермоскопом (1714г. ртутный термометр),предложил камеру для изучения основногообмена.

Развитиетерапии в эпоху Возрождения.

  • утверждение клинического метода;
  • развитие учения об инфекционных заболеваниях;
  • развитие учения о промышленной патологии.

Развитиеклинического метода.

Дж.Б. Монтана:1) Источник медицинской науки надо искатьу постели больного; 2) учить медицинеможно лишь посещая больных.

ГерманБургав (ятрофизик):ввел термометриюв практическую деятельность врача;стоял на позициях подробного обследованиябольного с подробной записью историиболезни. Труд «Введение в клиническуюпрактику». Считал, что клиническаямедицина должна включать:

  • наблюдение больных у их ложа;
  • изучение действий лекарственных средств у постели больного;
  • применение их там же.

ТомасСиденгам («английский Гиппократ»)

  • описал хорею, подагру, скарлатину.
  • стоял на позициях подробного обследования больного, наблюдение за ним у постели.

Учениео инфекционных болезнях

Дж.Фракасторо (Падуанский университет)Описал сифилис, туберкулез, малярию,корь. Участник борьбы с эпидемиями.

В1530г. издан труд «О сифилисе». Первымввел этот термин (имя пастуха свиней –сродненный со свиньей).

1546г.труд «О контагии, контагиозных болезнях»:

  • обозначил инфекционное начало – зараза (contajio, infectio – внедрение), источник заразы – телесен.
  • описал пути передачи инфекционных заболеваний: воздушно-капельный – самые «злые» болезни, через предметы, прямым путем (через соприкосновение); предметы со средней температурой, ворсинчатой поверхностью хорошо сохраняют заразу;
  • подошел к пониманию того, что в инфекционных процессах участвует и макроорганизм. «Болезнь возникает только в том организме, который чем-то предварительно испорчен».

Учениео промышленной патологии.

Парацельспервым описалряд профессиональных болезней, в трудах«О болезнях рудокопов, литейщиков».

Агриколауказал на:

  • необходимость безопасного оборудования шахт;
  • введение защитной одежды и обуви;
  • введение дополнительного питания;
  • гигиенические рекомендации по предупреждению действия профессиональных вредностей.

Б.Раммаццинни

1700г.– «О болезнях ремесленников». Это первыйсистематический труд по промышленнойпатологии.

  • описал около 60 профессиональных заболеваний;
  • они связаны с профессиональными условиями;
  • указал на необходимость изучения условий на рабочем месте и проведение там же мероприятий по предупреждению.

Преобразованияхирургии в эпоху Возрождения

А.Паре:

– переходот «карательной к щадящей хирургии»(заменил скручивание сосудов, ихперевязкой, прижигание ран раскаленнымжелезом наложением чистой повязки;предложил поворот за ножку);

  • предложил протезы;
  • первый доктор медицины по хирургии, после него хирургия стала наукой;
  • с его именем связано открытие первых академий, университетов с преподаванием хирургии.

Развитиепедиатрии в эпоху Возрождения

  • создание первых приютов для детей (Париж, Мюнхен, конец 16в.)
  • описание ряда детских заболеваний – коклюш, рахит (Глиссон).
  • появление первых книг, посвященных вопросам физиологии и патологии детей.

Источник: https://studfile.net/preview/5362888/page:6/

Ветеринарные и медицинские знания эпохи возрождения

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения:  А. Паре: - переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил

Агрикола указал на:

необходимость безопасного оборудования шахт;

введение защитной одежды и обуви;

введение дополнительного питания;

гигиенические рекомендации по предупреждению действия профессиональных вредностей.

Б. Раммаццинни

1700г. – «О болезнях ремесленников». Это первый систематический труд по промышленной патологии.

описал около 60 профессиональных заболеваний;

они связаны с профессиональными условиями;

указал на необходимость изучения условий на рабочем месте и проведение там же мероприятий по предупреждению.

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения

А. Паре:

– переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил скручивание сосудов, их перевязкой, прижигание ран раскаленным железом наложением чистой повязки; предложил поворот за ножку);

предложил протезы;

первый доктор медицины по хирургии, после него хирургия стала наукой;

с его именем связано открытие первых академий, университетов с преподаванием хирургии.

Развитие педиатрии в эпоху Возрождения

создание первых приютов для детей (Париж, Мюнхен, конец 16в.)

описание ряда детских заболеваний – коклюш, рахит (Глиссон).

появление первых книг, посвященных вопросам физиологии и патологии детей.

МЕДИЦИНА

Глава 7 Медицина эпохи возрождения

Заключительная стадия феодализма (с XV до XVII в.) – время его упадка и разложения, постепенного образования в недрах еще господствовавшего феодального общества элементов капиталистического хозяйства. Это был переход к следующей, исторически более высокой общественно-экономической формации – капитализму (к его ранней стадии – стадии мануфактуры).

С ростом производства связаны поиски новых рынков, колониальные захваты.

Этими же обстоятельствами вызваны далекие путешествия из Европы на восток и на запад, крупные географические открытия, путешествие Марко Поло в Индокитай и Китай, Васко да Гамы в Индию, Магеллана через Тихий океан, Христофора Колумба и Америго Веспуччи (открытие Америки). «В поисках на русскую землю товару» совершил в 1466-1472 гг. свое «хожение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин.

Помимо большого влияния на экономическое и культурное развитие европейских стран, эти географические открытия способствовали обогащению арсенала лекарственной медицины: проникновению в Европу опия, камфоры из Азии, хины, ипекакуаны, кофе, бакаута (гваякового дерева) из Средней и Южной Америки и др.

Введение с середины XV в. книгопечатания взамен прежнего переписывания книг значительно ускорило распространение литературы, сделало ее доступной гораздо более широкому кругу читателей.

Развивающийся класс – молодая буржуазия, которая складывалась из ремесленников и торговцев, овладевая производительными силами, нуждалась в познании природы, была заинтересована в развитии разных отраслей естествознания. В области культуры, идеологии противостояли друг другу традиционная средневековая схоластика и официальное богословие (studia divina), с одной стороны, и новое мировоззрение, гуманизм (studia humana) – с другой.

Передовые деятели переходного периода, борясь против всесильной официальной церкви, использовали культурное наследие античной древности, особенно Древней Греции. Отсюда термин «Возрождение» (Ренессанс) – весьма неточное обозначение, сохранившееся до нашего времени.

Западная Европа приняла на вооружение классическое наследие античной медицины, а также передовой медицины народов Востока.

«Это был величайший прогрессивный переворот… эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли… по многосторонности и учености… Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе… Кабинетные ученые являлись тогда исключением…» [32]

Восточная медицина!

clinica-tibet.ru/восточная-медицина

Клиника восточной медицины. 9 лет работы,30 врачей. Консультация бесплатно!

О клинике

Наши врачи

Отзывы пациентов

Адрес и телефонСанкт-Петербург

Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.

Скрыть рекламу:

Не интересуюсь этой темой / Уже купил

Навязчивое и надоело

Сомнительного содержания или спам

Мешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Приумножьте сбере­жения. От 1 мес.

webinvestment.ru

До 15.9% годовых! Капитализация. Страховка. Офисы рядом с метро.

Адрес и телефонСанкт-Петербург

Скрыть рекламу:

Не интересуюсь этой темой / Уже купил

Навязчивое и надоело

Сомнительного содержания или спам

Мешает просмотру контента

Спасибо, объявление скрыто.

Яндекс.Директ

«Прорвавшейся страстью дышит период, недаром названный эпохой Возрождения, период начала свободного художества и свободной исследовательской мысли в новейшей истории человечества… Художественные и научные произведения этого периода должны быть постоянно перед глазами теперешних поколений» [33].

Раньше, чем в Западной Европе, характерные черты новой эпохи нашли выражение в медицине народов Закавказья – в Грузии (Иоане Петрици, Кананели), Армении (Мхитар Гераци, Григорис), Азербайджана, а также Болгарии и других балканских стран.

Выражением социальных запросов нового времени явились массовые движения закрепощенного крестьянства против феодалов. В условиях, когда единственной формой идеологии были религия и богословие, эти социальные, освободительные движения принимали форму «ересей», направленных против господствовавшей церкви.

Таково движение «тондракийцев» в Армении, «богомилов» в Болгарии (среди основателей движения богомилов были врач Иеремия – X в., врач Василий, казненный в XII в.

), позднее в Центральной и Западной Европе движение гуситов – последователей Яна Гуса в Чехии, «моравских братьев», «перекрещенцев», «альбигойская ересь» и др.

В социальных утопиях эпохи Возрождения, в «Утопии» Томаса Мора (1478-1535), в «Городе солнца» Томазо Кампенеллы (1568-1639), «Новой Атлантиде» Френсиса Бэкона (1561-1626) и ряде других книг поднимались вопросы медицинского дела, и врачу отводилось большое, часто решающее место в вопросах личной и общественной жизни.

К XV в. в Европе насчитывалось около 40 университетов, в большинстве мелких. В составе многих из них, особенно крупных (Парижский, Болонский, Оксфордский и др.), были медицинские факультеты.

Однако состояние медицинских наук и ее преподавание в университетах в большинстве случаев не отвечали запросам и духу нового времени. В них сохранялись средневековые схоластические традиции, официальная наука отставала от передовой.

Центры изучения практической медицины без влияния схоластики являлись исключениями. Таким центром был Салерно (Италия), где с IX в. сложилась практическая медицинская школа.

Наиболее прогрессивными в научной деятельности и перестройке преподавания оказались университеты, связанные с передовыми центрами общественной жизни того времени: Падуя в Северной Италии, Лейден в Голландии (Нидерланды). В этих центрах наибольшее развитие получила и новая, прогрессивная медицина эпохи Возрождения.

Опытный метод в науке. Физика (механика). Начало микроскопии. Передовые мыслители эпохи Возрождения стремились в первую очередь к познанию действительности на основе собственного опыта, отказываясь от прежнего слепого подчинения авторитету церкви и официальной науки.

Характерной фигурой для эпохи Возрождения был и врач Теофраст Парацельс (1493-1541), уроженец Швейцарии, получивший образование в Ферраре (Северная Италия)[34]. «Теория врача – это опыт», – учил Парацельс.

От врача-ученого он требовал работы в химической лаборатории, считая совершающиеся в организме процессы химическими. Парацельс описал вредность труда литейщиков, рудокопов.

В области лекарствоведения он развил новое представление о дозе, считая, что все есть яд и ничто не лишено ядовитости, что только доза делает вещество ядом или лекарством.

В хирургии Парацельс требовал, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов» чистыми повязками, настаивал на тесной связи хирургии и терапии (внутренних болезней), в то время резко разделявшихся: та и другая, считал он, «исходят из одного знания».

Парацельс боролся против «галенизма» в медицине, он демонстративно сжег книги Галена во дворе Базельского университета. В то же время Парацельс не мог преодолеть полностью наследие средневековой мистики, оказавшей сильное влияние на него в молодые годы. В учении об «архее», регулирующем духовном принципе организма и др., Парацельс отразил внутренние противоречия людей переходной эпохи. Эти противоречия в той или иной мере характерны для всех деятелей эпохи Возрождения.

Опытный метод характеризовал творчество выдающегося английского философа и естествоиспытателя Френсиса Бэкона (1561-1626). К. Маркс писал: «Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки – это Бэкон»[35].

Наука, требовал Бэкон, «должна быть деятельной и служить человеку», должна овладеть возможно большим числом тайн природы, пока скрытых от человека. Не будучи врачом по профессии, Бэкон проявлял большой интерес к медицине. Он требовал, чтобы «врачи, оставя общие взгляды[36], пошли навстречу природе».

Предшествовавшую (в значительной мере современную ему) медицину Бэкон резко осуждал: «Мы встречаем в медицине много повторений, но мало истинно новых открытий». В своей классификации он подразделял медицину на три части, соответственно трем ее задачам: сохранение здоровья, излечение болезней, долголетие.

Достижение здорового долголетия он считал «самой благородной задачей медицины». В своем произведении «О достоинстве и могуществе наук» (De dignitate et augmentate scientiarum) Бэкон поставил перед медициной ряд конкретных задач.

Так, считая описательную анатомию недостаточной, он настаивал на разработке сравнительной анатомии и анатомии патологической: «Следовало бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами и результатами болезней, за поражениями и повреждениями, причиняемыми ими во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают».

В области терапии Бэкон считал необходимым тщательно «записывать все, что происходит с больным», – вести истории болезни и объединять их в «медицинские описания, тщательно составленные и как следует обсужденные», т. е. составлять клинические руководства. Бэкон считал необходимой разработку бальнеологии.

При этом он требовал не ограничиваться изучением естественных минеральных вод, а синтезировать и применять искусственные. Возмущаясь проведением операций, мучительных для больных, он требовал введения обезболивания. В этих требованиях, сжато сформулированных в короткой главе книги, Бэкон дал программу научной работы в медицине на ближайшие века.

В утопическом путешествии «Новая Атлантида» Бэкон обрисовал общество ученых («философов»), ставящих эксперименты с целью «расширения власти человека над природой».

Он описывал «комнаты здоровья», где создаются физические условия, благоприятные для выздоровления от различных болезней и предупреждения заболеваний, а также составление и применение новых средств рационального питания, в частности для моряков против цинги.

Рене Декарт (1596-1650), француз, из-за преследований католиков-фанатиков на родине вынужденный переселиться в относительно более веротерпимую Голландию, оставил крупный след в различных областях знаний – математике, физике, философии, а также в вопросах анатомии и физиологии, связанных с медициной («Описание человеческого тела» и др.).

Его философские взгляды отличались двойственностью (дуализмом). Однако подобно Бэкону он ставил перед наукой задачу сделать людей «господами и властелинами природы».

В области физиологии Декарт приблизился к понятию рефлекса: передача нервного возбуждения, по Декарту, происходит «подобно тому, как, дергая веревку за один конец, мы заставляем звонить колокол на другом ее конце»[37].

Учение Декарта и особенно Бэкона оказало значительное влияние на развитие естествознания и медицины.

Развитие наук о природе стимулировалось запросами военного дела, мануфактур, судоходства. Наиболее разработанной отраслью была механика, несколько менее — оптика. В форме законов механики (сюда входила и «небесная механика» – астрономия) ум человека впервые познал закономерности природы. Относительно меньшее развитие получила химия.

В медицине XVI-XVII вв. были последователи, с одной стороны, ятрофизических (медико-физических) или ятромеханических, с другой – ятрохимических (медикохимических) течений. Среди ятрохимиков были отдельные крупные ученые, сделавшие замечательные открытия.

К числу их вслед за Парацельсом относился ван Гельмонт (1577-1644), фламандский ученый, открывший углекислоту, желудочный сок, описавший химические процессы «ферментации».

Но ятрохимики, связанные с пережитками средневековой алхимии, отдавали большую дань ненаучным представлениям.

В частности, ван Гельмонт подобно Парацельсу развивал учение об «археях», потусторонних началах, воодушевляющих деятельность организма, только в отличие от него отстаивал существование не единого архея – для всего организма, а многих – для каждого органа в отдельности.

Ятрофизики (ятромеханики) все процессы в организме стремились объяснить с точки зрения механики.

Тогда это имело прогрессивное значение – выражало стремление заменить произвол божества познанием законов природы. В борьбе с богословием концепция эта играла исторически-прогрессивную роль.

По имевшему хождение определению, «механика превращает человека из раба божьего в гражданина вселенной». К ятрофизикам примыкал анатом Везалий (см. ниже).

В своем классическом труде он уподоблял суставы, кости и мышцы шарнирам, блокам и рычагам, сердце – насосу, железы – ситам и т. п. То же характеризовало физиолога Санторио, врача Борелли и др.

Положительное значение физики (механики) в медицине убедительнее всего сказалось в применении увеличительных приборов – телескопов и микроскопов, в открытии строения мельчайших частей организма (например, исследования М. Мальпиги; см. ниже).

Механик и астроном Галилей вместе с врачом-физиологом Санторио конструировал термоскопы, послужившие основой будущего термометра, гигроскопы, пульсометры, приборы для улучшения слуха и другие приборы. В дальнейшем, в XVII в.

при помощи самодельного примитивного сочетания линз голландский оптик, самоучка Антоний Левенгук изучал строение костей, мышц, форменные элементы крови, сперматозоиды и др., дав их прекрасные зарисовки.

Изучение строения организма и жизненных процессов.

Источник: https://referat.yabotanik.ru/istoriya/veterinarnye-i-medicinskie-znaniya-jepohi-vozrozhdeniya/340192-3748520-page4.html

ТЕМА 10. �ТОГОВОЕ ЗАНЯТ�Е (зачет)

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения:  А. Паре: - переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил

Цель занятия:провести зачетное занятие с целью выявления полученных знаний по дисциплине: «�стория медицины».

Задачи занятия:Обобщить и проанализировать знания студентов по дисциплине.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТ�Ю

1. �стория медицины как наука, ее задачи.

2. Периодизация историко-медицинских знаний.

3. �сторический источник, определение, классификация.

4. Медицинская эмблематика. Медицинские праздники.

5. Возникновение медицины в сообществах первобытных людей до образования родовой общины.

6. Уровень медико-гигиенических представлений на стадии родовой общины.

7. Обряды и заговоры как форма организации медицинской деятельности.

8. Первые медицинские учреждения и формы медицинской организации в эпоху античности.

9. Развитие учения о причинах и сущности болезненных процессов в эпоху античности.

10. Диагностические приемы в эпоху античности.

11. Лечебные принципы и терапевтические приемы эпохи античности.

12. Хирургия эпохи античности.

13. Уровень гигиенических представлений в эпоху античности.

14. Основные направления и историческое значение деятельности Гиппократа.

15. Крупнейший ученый и естествоиспытатель эпохи античности Гален.

16. Медицинское образование в средние века в Византии, Арабских халифатах, Европе.

17. Эпидемии заразных болезней в средние века, их причины, характер и противоэпидемические мероприятия в Европе и Беларуси.

18. Побудительные причины открытия больниц, их устройство и характер деятельности в Византии, Арабских халифатах, Европе.

19. Первые аптеки, их устройство.

20. Хирургия в средние века. �сторические заслуги А. Паре в переходе от «карательной» к «щадящей» хирургии.

21. Роль ученых Византии и Арабских халифатов в сохранении наследия античного мира и развитии медицинской науки (Ар Рази).

22. Выдающийся ученый Абу Али �бн Сина, его вклад в медицину.

23. Ятрофизики и ятрохимики, их слабые и сильные стороны. Представители, их вклад в медицину.

24. Парацельс как противник схоластики и глашатай опытного метода в медицине.

25. Фрэнсис Бэкон, Рэне Декарт и их роль в обосновании опытного метода и развитии медицинских знаний.

26. Развитие анатомии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А.Везалий).

27. Развитие физиологии в эпоху Возрождения (У. Гарвей, С. Санторио).

28. Развитие клинической медицины в эпоху Возрождения (Дж.Монтано, Г. Бургав).

29. Зарождение учения о промышленной патологии (Б. Рамаццини).

30. Зарождение учения об инфекционных болезнях в эпоху Возрождения (Дж.Фракасторо).

31. Медицина Древнебелорусских государств (IX-XIII вв.)

32. Общие черты медицины Литовско-Белорусского княжества(XIV-XVIII вв.)

33. Шпитальная помощь в Беларуси в средние века.

34. Цеха цирюльников Беларуси.

35. Р¤.РЎРєРѕСЂРёРЅР° – выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины

36. Лекари Беларуси в средние века, их статус и подготовка.

37. Аптекарский приказ, работа в нем белорусских врачей

38. Общие черты Российской медициныXVIII в. и ее связь с медициной Беларуси.

39. Общие черты истории науки в эпоху нового времени. Значение для медицины открытий в естествознании и технике.

40. Развитие физиологии в эпоху нового времени.

41. Вклад отечественных ученых в развитие физиологии в эпоху нового времени (М.Л. Гемолицкий, А.М. Филомафитский, �.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, �.П. Павлов).

42. Зарождение микробиологии в эпоху нового времени.

43. Вклад отечественных ученых в развитие микробиологии в эпоху нового времени (�.�. Мечников, Г.Н. Габричевский, Д.�. �вановский).

44. Развитие учения о сущности болезней в эпоху нового времени.

45. Развитие терапии в эпоху нового времени.

46. Развитие отечественной терапии в эпоху нового времени (С.Г. Зыбелин, �.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов).

47. Развитие хирургии в эпоху нового времени.

48. Рќ.Р�. РџРёСЂРѕРіРѕРІ – выдающийся ученый, С…РёСЂСѓСЂРі.

49. Формирование гигиенической науки в эпоху нового времени.

50. �стория возникновения Общества Красного Креста.

51. Организационные формы оказания медицинской помощи населению (земская, страховая, городская медицина) в эпоху нового времени.

52. Отличительные черты развития медицины Беларуси ХIXв.

53. Первые декреты в области здравоохранения.

54. Н.А. Семашко, З.П. Соловьев и их вклад в здравоохранение.

55. Общие черты медицины Беларуси в 1920-е годы.

56. Общие черты медицины Беларуси в 1930-е годы.

57. Трудности и успехи отечественной медицины в период Великой Отечественной войны

58. Здравоохранение Беларуси в послевоенный период.

59. Здравоохранение Республики Беларусь.

60. Медицинская этика, определение, аспекты, исторические этапы.

61. Международное сотрудничество в области медицины.

62. Роль Гомельского государственного медицинского университета в развитии науки и подготовке медицинских кадров.

Л�ТЕРАТУРА

Дата добавления: 2015-07-26; просмотров: 137 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

ТЕМА 2. Р�РЎРўРћР Р�РЇ МЕДР�Р¦Р�НСКОГО Р’РЈР—Рђ | ТЕМЫ ЗАДАНР�Р™ РџРћ УЧЕБНО-Р�ССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ | Р’ РЎРћРЎРўРђР’Р• ВЕЛР�КОГО КНЯЖЕСТВА Р›Р�ТОВСКОГО (XIV – XVIII РІРІ.). | ТЕМА 7. МЕДР�Р¦Р�РќРђ НОВОГО ВРЕМЕНР�. Р РђР—Р’Р�РўР�Р• Р¤Р�Р—Р�ОЛОГР�Р� | ТЕМА 8. Р РђР—Р’Р�РўР�Р• РђРќРђРўРћРњР�Р�, РҐР�Р РЈР Р“Р�Р�, АСЕПТР�РљР�, РђРќРўР�СЕПТР�РљР� Р� РњР�РљР РћР‘Р�ОЛОГР�Р� Р’ Р­РџРћРҐРЈ НОВОГО ВРЕМЕНР�. ВКЛАД УЧЕНЫХ БЕЛАРУСР� Р’ СТАНОВЛЕНР�Р• Р� Р РђР—Р’Р�РўР�Р• МЕДР�Р¦Р�РќР« |

mybiblioteka.su – 2015-2020 РіРѕРґ. (0.007 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/4-92341.html

Хирургия в средние века. Исторические заслуги А. Паре в переходе от «карательной» к «щадящей» хирургии

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения:  А. Паре: - переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил

врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в Средние века причиняли жесточайшие мучения пациентам.

Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран.

Поэтому большинство операций в средневековой Европе (до 90 %) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан с именем французского хирурга и акушера Амбру аза Паре (1510 ― 1590 гг.). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 г. А.Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них — в Северной Италии Амбруазу Паре не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны.

Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив и яичного желтка, розового и терпентинного масел (скипидар) и прикрыл их чистыми повязками. В результате раненые были бодры, в хорошо выспавшиеся, раны были не воспаленные и не припухшие.

В то же время у других, раны которых были залиты кипящим маслом, была лихорадка, сильные боли, припухшие края ран.

Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран.

Труд А.Паре по военной хирургии: «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.», 1545 г. В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери».

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации черепа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедических аппаратов, включая искусственные конечности и суставы.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было продолжено его многочисленными последователями и продолжателями.

19. Роль ученых Византии и Арабских халифатов в сохранении наследия античного мира и развитии медицинской науки (Ар Рази).Энциклопедические труды византийских врачей 4―7 вв. принципиально отличались от обобщающих трудов римских энциклопедистов. Это не сборники мнений, а систематизированные обзоры медицинских знаний.

Византийские врачи первыми осуществили ревизию античной медицины с позиций анатомо-физиологических и общепатологических представлений Галена.

Энциклопедист–медик Орибасий, составлявший обзор медицинских знаний, первоначально включил в него лишь конспекты произведений Галена, но потом дополнил свой «Синопсис» сведениями, почерпнутыми из трудов других античных врачей.

Авторитет Галена был непререкаем еще до того, как христианская церковь и ислам канонизировали его анатомо-физиологические представления. Орибасий ― первое упоминание о слюнных железах, подробные сведения о женских репродуктивных половых органах.

Византийская церковь фальсифицировала наследие Галена, изъяв идею развития, идею значения опытного метода, непосредственного наблюдения и эксперимента.За свои научные взгляды и приверженность античным традициям энциклапедисты-медики Византии подвергались гонениям.После Орибасия в Византии было несколько выдающихся энциклопедистов-медиков.

Среди них Аэций, который считается первым выдающимся византийским врачом–христианином.

Основное сочинение Аэция — руководство по медицине «Четверокнижие» в 16 томах — является компиляцией трудов Орибасия, Галена, Сорана и других авторов, а также содержит рецепты египетской и эфиопской медицины, охватывая почти всю практическую медицину региона Средиземноморья того времени.Аэций в труде «16 книг о медицине» рассматривает нервные и психические заболевания.

Рациональные приемы в области акушерства, гинекологии и хирургии. Но отдает дань мистике. Заклинание при удалении инородного предмета из глотки.Необходимо отметить, что со временем византийские врачи стали использовать не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. На греческий язык переводились арабские медицинские рукописи.В середине 7 в.

византийская культура приобрела черты феодальной культуры. Произошла утрата интереса к естественнонаучным знаниям. Начал использоваться опыт арабской медицины.Известным современником Аэция был Александр из Тралл (525—605 гг.) — сын врача.

Труд Александра о внутренних болезнях и их лечении в 12 томах пользовался популярностью на протяжении всего Средневековья. Он был широко известен как на Западе, так и на Востоке, где еще при жизни его называли «Целителем». Основным материалом для этого труда послужила собственная врачебная практика Александра.

Точность в постановке диагноза и стремление выяснить причины болезней выгодно отличали Александра от других коллег. По его мнению, врач «обязан открывать для пользы человечества все, что признает верным на основании опыта». Основываясь на собственном опыте, он позволял себе не соглашать с некоторыми выводами Галена и критиковал их.

Главной задачей врача Александр считал профилактику. Умер в Риме, куда был приглашен в качестве архиатра города.Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина (625—690 гг.). Его деятельность была связана с хирургией, акушерством. Он был хорошим преподавателем.

Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях (до нас не дошедший) и медико-хирургический сборник в семи книгах. Труд Павла отличается оригинальностью мысли, ясностью изложения и четким знанием предмета. Греческий Восток рано узнал и оценил его, латинский Запад пользовался этим трудом на протяжении всех Средних веков.

Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения — обстоятельный итог развития хирургии к VII в. (малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия). В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты (например, Парижского университета) предписывали преподавать хирургию только по сочинению Павла. Описанные в нем радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым смелым хирургом своего времени.Необходимо отметить, что со временем византийские врачи стали использовать не только античное наследие, но и опыт арабоязычной медицины. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных средств. Понятно, что влияние арабов ощущается в более поздних сочинениях византийских авторов. Среди них труд о свойствах пищи Симеона Сифа (IX в.) и книга по лекарствоведению Николая Мирепса (XIII в).Византийская медицина, как и другие отрасли византийской культуры, сыграла выдающуюся роль в передаче античного наследия в страны Востока и Европы.В IX-XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия.



Источник: https://infopedia.su/15xc11.html

Медицина Древнебелорусских государств характерно

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения:  А. Паре: - переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил

ТЕМА: Медицина Белоруссии IX-XVIII в.в.

Б. Раммаццинни

1700г. – «О болезнях ремесленников». Это первый систематический труд по промышленной патологии.

– описал около 60 профессиональных заболеваний;

– они связаны с профессиональными условиями;

– указал на необходимость изучения условий на рабочем месте и проведение там же мероприятий по предупреждению.

Преобразования хирургии в эпоху Возрождения

А. Паре:

– переход от «карательной к щадящей хирургии» (заменил скручивание сосудов, их перевязкой, прижигание ран раскаленным железом наложением чистой повязки; предложил поворот за ножку);

– предложил протезы;

– первый доктор медицины по хирургии, после него хирургия стала наукой;

– с его именем связано открытие первых академий, университетов с преподаванием хирургии.

Развитие педиатрии в эпоху Возрождения

· создание первых приютов для детей (Париж, Мюнхен, конец 16в.)

· описание ряда детских заболеваний – коклюш, рахит (Глиссон).

· появление первых книг, посвященных вопросам физиологии и патологии детей.

– определенный уровень гигиенических представлений: общественная гигиена (выбор места жительства, устройство жилищ – тесанные бревна, бани, мощение улиц; сжигание трупов, насыпи курганов), гигиена питания (приготовление пищи, домашняя утварь); личная гигиена (изготовление одежды из льна, кожаная обувь);

– проводились противоэпидемические мероприятия;

– формы медицинской организации:

· богадельни при монастырях – медицинское попечительство, монастырская медицина.

· светская медицина;

· цеховая медицина;

· народная медицина.

– уровень медицинских представлений:

– наиболее поражаемы – дети и старики;

– образ жизни (как живет человек, это и определяет болезни);

– определенные названия болезней (эпилепсия – падучая немощь, туберкулез – сухотка, тифы – огневица).

– использовали средства растительного, животного и минерального происхождения.

– первые просветители: Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский.

Медицина Великого княжества Литовского (14-18вв)

ВКЛ – средневековое государство, но в медицине есть определенные региональные особенности.

1. В ВКЛ имели место эпидемии и проводились противоэпидемические мероприятия.

В начале 16в. в Вильно – предложена специальная инструкция по поведению во время эпидемии. Создается контуберния (санитарное товарищество), которое осуществляло полицейский надзор для «уменьшения последствий мора».

1621г. в Могилеве введена должность городового врача.

Мероприятия по благоустройству городов (мостят улицы – цеха брукаров; каты – палачи убирали города, нечистоты и т.п.)

Приемы народной дезинфекции – окуривание помещений, широко используется вымораживание.

2. Шпитали. 1495г. в Бресте – первый, 1550г. – в Гродно. Их открывали монастыри (орден св. Роха; орден Бонифратров – добрых братьев, устроил хорошо оборудованный шпиталь. XVIIIв. он стал базой Гродненской медицинской академии); мануфактуры; магистры; цеха цирюльников.

Выполняли социальные функции приют, уход, питание, затем медицинские функции. Работали монахи, нанятые преходящие медики, сестры милосердия (1754г. первая община сестер милосердия в Щучине).

Шпитали – дом, рассчитан от 5 до 60 коек, существовали до 19 века.

3. Аптеки. Первая – Пинск, 1561г. Сначала – странствующие олейкари, затем стационарные учреждения. Лекарь и аптекарь – одно лицо, выгодное ремесло. Аптеки соответствуют по уровню европейским аптекам (мебель, литература, посуда, помещения). 1642г. – первая аптека в Гродно.

4. Начало правовой регламентации медицины. 1588г. Статут ВКЛ – регламентация с юридической точки зрения медицинских вопросов.

5. Цеха цирюльников (1629г. – Брест, 1649г. – Гродно). Они имели устав, эмблему, печать, иерархия (мастера – подмастерия – ученики), выполняли простые и сложные хирургические манипуляции.

6. Появляются первые медицинские книги: рукописные – травники, лечебники, вертограды; переводные; привозные; печатные.

1584г. – С. Симони «Медицинские и физические комментарии к написанному» – первая печатная книга, издана в Вильно. За 100 лет с 1525-1625гг. издано 700 печатных книг, из них 5 медицинских. 1616г. – в Любче издана книга «Домашние лекарства при распространенных болезнях, собранные от различных авторов».

1771г. – первые научные книги Ф.Эме (хирург) – описал 2 случая из практики: удаление камня из уретры, удаление опухоли молочной железы.

1781г. – Ж. Жилибер издал в Гродно первые 2 тома (пятитомника) «Флора Литвы»

1792г. в Гродно объявлено об издании первого медицинского журнала.

6. В 1586г. в декабре цирюльник Ян Зигулиц провел первое научное патологоанатомическое вскрытие тела короля Стефана Батория. Он имел 2 личных врачей: Симони (придерживался теории гуморальной патологии) и И. Бучеелла (солидарной патологии). Вскрытие состояло в подвалах старого замка. Оказалось, что у него поликистоз и острое воспаление почек.

7. Разные типы лекарей:

· народные;

· цирюльники;

· монахи (в программу их подготовки введены основы гигиены и лечебного дела);

· получали образование за рубежом. Например, в Кракове, где выделялись места для уроженцев ВКЛ.

Ф. Скорины (1490-1551), доктор медицины, в 1504-1506г.г. получил университетское образование, в 1512г. выдержал экзамен в Падуе и получил титул доктора медицины (тога, шапка, перстень).

Был личным врачом виленского епископа, ботаник Пражского ботанического сада, участник ликвидации эпидемии в Кенигсберге. В 1517г. в Праге на старославянском издал Библию.

Он белорусский просветитель – печатал книги на языке народа и писал комментарии к ним (Книга – это духовное лекарство).

· лекари нодготовленные в ВКЛ. В 1763г. в Семятичах была открыта частная акушерская школа.

1776-1781г. существовало первое высшее учебное медицинское заведение – Гродненская медицинская академия. Она имела 3 отделения: для подготовки городских врачей, хирургическое, повивальное. Образование носило клинический, практический характер. Первый выпуск (16 человек) это первые лекари Белоруссии. В ней был анатомический театр, музей, библиотека, музей естественной истории.

Слушатели собирали гербарии минералы, работали в ботаническом саду при академии, аптеке, шпитале, вели истории болезни, дежурили, проводили анатомические вскрытия. Основатель академии – Жан Эммануил Жилибер. В академии преподавало 5 преподавателей, в том числе акушерка. В 1781г. академия переведена в Вильно (это год основания медицинского факультета в Виленского университета).

Медицина Московского государства

Впервые зарождается государственная медицина. 1551г. – Стоглавый собор – государственная регламентация медицины.

1617г. – Аптекарский приказ – первый государственный орган управления медицины. Решал кадровую проблему: 1654г. создана лекарская школа, приглашал иностранных лекарей и контролировал их деятельность.

Осуществлял лекарственное обеспечение (аптеки, аптекарские огороды, ягодная повинность). Организация и проведение противоэпидемических мероприятий. Организация медицинского и лекарственного обеспечения войска.

Экспертная функция (пригодность к воинской службе, судебная экспертиза).

Связь Аптекарного приказа с Беларусью:

1) Беларусь поставляла запасы (из Полоцка и Могилева);

2) В Аптекарном приказе работали уроженцы Беларуси – Эпифаний Словенецкий из Пинска, он перевел труд Везалия; Симеон Полоцкий – воспитывал детей Царя.

Источник: https://studopedia.su/4_14392_meditsina-drevnebelorusskih-gosudarstv-harakterno.html

Medic-studio
Добавить комментарий