Приложение № 2 Проективная методика «Волшебная страна чувств» по

Диагностическая методика: «Волшебная страна чувств»

Приложение № 2 Проективная методика «Волшебная страна чувств» по

Диагностическая методика «Волшебная страна чувств».

Аннотация: представленная методика отличается удобством использования, информативностью результатов, и помогает во-первых установить контакт между психологом и учеником младшей школы перед проведением коррекционно – восстановительной и развивающей работы и во-вторых самое последнее занятие можно целиком посвятить процессу психодиагностики для сравнения результатов до и после. Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность нашей работы.

Цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния.

Перед ребенком (или детьми) ведущий раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис.1).

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках.

Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

Вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом.

Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека).

Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят и говорит, что в следующий раз они начнут ближе знакомиться с этой страной и узнаю много интересных историй.

Итак, первое занятие окончено.

На последнем занятии ведущий вновь предлагает им это задание и сравнивает результаты.

Обработка результатов. При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

  1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

  2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

  3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

  • голова и шея (символизируют ментальную деятельность),
  • туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность),
  • руки до плеч (символизируют коммуникативные функции),
  • тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний),
  • ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто.

В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.

В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Последующие занятия носят комбинированный характер (на занятии сочетаются различные виды деятельности и методы). Используются элементы песочной терапии, театрализованных игр с куклами (и без них), психодинамические медитации, релаксационный практикум, элементы арт- и игротерапии, риторики и пр.

Рис.1

Литература

1.Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб,1998.

2.Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. – 254с.

Источник: https://infourok.ru/diagnosticheskaya-metodika-volshebnaya-strana-chuvstv-3382905.html

Тест «Волшебная страна чувств» (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева)

Приложение № 2 Проективная методика «Волшебная страна чувств» по

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методики исследования эмоционально – личностногоразвития дошкольника

1.Тест«Волшебная страна чувств»(Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)

Цель: исследование психоэмоциональногосостояния ребенка.

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Датапроведения обследования_______________________

Волшебнаястрана чувств

Рис.1.

Рис.1.Волшебнаястрана чувств

Перед ребенком(или детьми) психолог раскладываетвосемь карандашей (красный, желтый,синий, зеленый, фиолетовый, коричневый,серый и черный) и бланк методики (рис.1).

Инструкция1:«Далеко-далеко,а может быть, и близко, есть волшебнаястрана, и живут в ней чувства: Радость,Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть,Злость и Интерес. Живут они в маленькихцветных домиках.

Причем каждое чувствоживет в домике определенного цвета.Какое – то чувство живет в красном домике,какое – то в синем, какое -то в черном,какое -то в зеленом…

Каждый день, кактолько встает солнце, жители волшебнойстраны занимаются своими делами.

Но однаждыслучилась беда. На страну налетелстрашный ураган. Порывы ветра былинастолько сильными, что срывали крышис домов и ломали ветви деревьев. Жителиуспели спрятаться, но домики спасти неудалось.

И вот ураганзакончился, ветер стих. Жители вышли изукрытий и увидели свои домики разрушенными.Конечно, они были очень расстроены, нослезами, как известно, горю не поможешь.Взяв необходимые инструменты, жителивскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста,помоги жителям нарисуй и раскрасьдомики.

Таким образом,детям предлагается поработать с первойколонкой – где написано слово «Домики».

Инструкция2:«Спасиботебе от лица всех жителей. Ты восстановилстрану. Настоящий волшебник! Но дело втом, что во время урагана жители былитак напуганы, что совсем забыли, в домикекакого цвета жил каждый из них. Пожалуйста,помоги каждому жителю найти свой домик.Закрась или подчеркни название чувствацветом, соответствующим цвету егодомика».

Здесь ведущийпредлагает ребятам поработать со второйколонкой, в которой перечислены названиячувств. В результате мы узнаём, с какимцветом ассоциируется у ребенкаопределенное чувство.

Инструкция3:«Спасибо!Ты не только восстановил страну, но ипомог жителям найти свои домики. Теперьим хорошо, ведь очень важно знать, гдетвой дом.

Но как же мы будем путешествоватьпо этой стране без карты? Ведь каждаястрана имеет свою территорию и границы.Территория страны наносится на карту.Посмотри — вот карта страны чувств(ведущий показывает силуэт человека).

Но она пуста. После восстановлениястраны карта еще не исправлена.

Только ты,как человек, восстановивший страну,можешь раскрасить карту. Для этоговозьми, пожалуйста, свои волшебныекарандаши. Они уже помогли тебевосстановить страну, теперь помогут ираскрасить карту».

Для этоговозьми, пожалуйста, свои волшебныекарандаши. Они уже помогли тебевосстановить страну, теперь помогут ираскрасить карту».

Если,рассматривая карту страны, ребенокскажет, что это — человек, можно объяснитьему, что на карте очертание разных странможет быть похоже на что угодно. Например,очертание Италии похоже на сапог (приэтом хорошо иметь под рукой атлас иподкрепить свои слова рассматриваниемкарт).

Когдакарта будет раскрашена, ведущий благодаритребят.

Обработкарезультатов.

При обработкерезультатов важно обращать вниманиена следующее.

1. На то, всели цвета были задействованы прираскрашивании домиков.

2. Наадекватность подбора цвета при «заселении»чувств в домики. Например, неадекватнымможет считаться соответствие «радости»и «удовольствия» черному, коричневомуили серому цветам. Однако несмотря нато, что данный выбор может считатьсянеадекватным, тем не менее, он являетсядиагностичным.

3. Нараспределение цветов, обозначающихчувства, внутри силуэта человека. Причемцелесообразно символически разделитьсилуэт на 5 зон:

— голова ишея (символизируют ментальнуюдеятельность);

— туловищедо линии талии, исключая руки (символизируютэмоциональную деятельность);

— руки доплеч (символизируют коммуникативныефункции);

— тазобедреннаяобласть (символизирует область творческихпереживаний);

— ноги(символизируют чувство «опоры»,уверенность; а также возможность«заземления» негативных переживаний).

Исследуя«карту», мы узнаём, какие чувства «живут»в разных частях тела. Например, чувства,«живущие в голове», окрашивают мысли.Если в голове «живет» страх,наверное,осуществлять мыслительную деятельностьбудет непросто.

В руках «живут» чувства,испытываемые в контактах с окружающими.

В ногах находятся чувства, которые даютчеловеку психологическую уверенность,или же (если в ногах поселились «негативные»чувства) человек имеет стремление«заземлить», избавиться от них.

2.Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)

Цель:выявить какой именно страх испытываетребенок. Тест «Страхи в домиках» проводитсяс одним ребенком или с группой детей.

Послевыполнения задания детям предлагаетсязакрыть страшный дом на замок, которыйони сами рисуют, а ключ выбросить илипотерять. Страхи в черном домеподсчитываются и соотносятся с возрастныминормами.

Инструкция:«В красный и черный дом надо расселить29 страхов. В каком доме (красном иличерном) будут жить страшные страхи, а вкаком нестрашные? Я буду перечислятьстрахи, а ты показывай соответствующийдом».

Страхи:

  1. Когда останешься дома один;

  2. Нападения, бандитов;

  3. Заболеть, заразиться;

  4. Умереть;

  5. Того, что умрут твои родители;

  6. Каких – то людей;

  7. Маму или папу;

  8. Того, что они тебя накажут;

  9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

  10. Опоздать в детский сад;

  11. Перед тем как заснуть;

  12. Страшных снов;

  13. Темноты;

  14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

  15. Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

  16. Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

  17. Когда очень высоко (страхи высоты);

  18. Когда очень глубоко (страх глубины);

  19. В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

  20. Воды;

  21. Огня;

  22. Пожара;

  23. Войны;

  24. Больших улиц, площадей;

  25. Врачей (кроме зубных);

  26. Крови ( когда идет кровь);

  27. Уколов;

  28. Боли (когда больно);

  29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастныенормы (по А.И. Захарову).

Среднее числострахов у детей (по полу и возрасту).

Возраст

Число страхов

Возраст

Число страхов

мальчики

девочки

мальчики

девочки

3

9

7

9

7

10

4

7

9

10

7

10

5

8

11

11

8

11

6

9

11

12

7

8

7(дош)

9

12

13

8

9

7 (школ)

6

9

14

6

9

8 (школ)

6

9

15

6

7

Возрастныеособенности проявления страхов:

8 месяцев –боязнь незнакомых людей.

1,5 года –беспокойство при долгом отсутствииматери, шумной обстановке в семье, боязньврачей, боли, уколов.

После 1 года– страх одиночества, иногда страхвысоты, страх глубины.

2 года – страхнаказания со стороны родителей, боязньпоездов, транспорта, боязнь животных(волка), уколов.

Младшийдошкольный возраст – страхи сказочныхперсонажей, уколов, боли, крови, высоты,неожиданных звуков; типичные страхи:одиночества, темноты, замкнутогопространства.

Старшийдошкольный возраст – страх смерти,страх смерти родителей. страхи животных,страхи сказочных персонажей, страхглубины, страх нападения, страх войны.

У девочек:страх заболеть, наказания, передзасыпанием, страх сказочных персонажей.

Младшийшкольный возраст – страх сделать что– нибудь не так, страх несчастья(магические представления).

Подростковыйвозраст – страх смерти родителей, страхвойны. На основании данных, высчитываетсяиндекс страха ребенка, который равенпроцентному отношению страха каждогоребенка к общему числу страхов: ИС =число страха ребенка *100 %.

Протоколтестирования

Тест«Страхи в домиках»

п/п

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

В

«черном домике»

В

«красном домике»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

3.Тест«Сказка»( Л. Дюсс)

Цель:определить эмоциональные проявления,сферу тревоги ребенка; исследоватьмежличностные отношения между детьмии родителями в семье.

Сказка«Птенец».

Цель:выявить степень зависимости ребенкаот одного или обоих родителей.

Вгнездышке на дереве спят птички: папа,мама и маленький птенец. Вдруг налетелсильный ветер, ветка ломается, гнездышкопадает вниз: все оказываются на земле.Папа летит и садится на одну ветку, мама– на другую.

Чтоделать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

  • Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

  • Полетит к маме, потому что испугался.

  • Полетит к папе, потому что он сильней.

  • Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

  • Не умеет летать, потому останется на земле.

  • Попытается лететь, но не сумеет.

  • Умрет во время падения.

  • Умрет от голода, дождя, холода.

  • О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка«Страх».

Цель:определить наличие страха, тревоги.

Одинмальчик говорит себе тихо – тихо: «Какстрашно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • Вел себя плохо и теперь боится наказания.

  • Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

  • Боится темноты.

  • Боится какого – то животного.

  • Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

  • Боится, что его украдут.

  • Чудовище хочет украсть его и съесть.

  • Боится остаться один.

  • Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

  • Боится, что придет вор и ударит его ножом.

  • Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка«Новость».

Цель:выявление у ребенка чувства неоправданнойтревожности или страха, наличиеневысказанных желаний и ожиданий.

Одинмальчик возвращается с прогулки (изшколы, со двора, где он играл в футбол),и мама ему говорит: «Наконец – то тыпришел. Я должна сообщить тебе однуновость». Какую новость хочет сообщитьему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • К обеду придет гость.

  • Придут гости.

  • Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

  • Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

  • Кто – то в семье умер.

  • Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

  • Мама хочет что – то запретить мальчику.

  • Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Сказка«Дурной сон».

Цель:определение взаимосвязи ответов спредыдущими ответами.

Однаждыутром один мальчик резко просыпаетсяи говорит: «Я видел очень плохой сон».Какой сон увидел мальчик?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • Я не знаю.

  • Ничего на ум не приходит.

  • Ему приснился страшный фильм.

  • Ему приснилось плохое животное.

  • Ему приснилось, что он заблудился.

  • Ему приснилось, что мама, (папа), умерла (умер).

  • Ему приснилось, что он умер.

  • Ему приснилось, что пришли его забрать.

  • Ему приснилось, что его хотели бросить под машину.

Протоколтестирования

Тест «Сказка»

Ф.И.________________________________

Возраст_________________

Датапроведения обследования_______________________

Наименование

Параметры

Ответ ребенка

Норма

Патология

Тест 1

«Птенец»

Степень зависимости от родителей

Тест 2

«Страх»

Скрытая агрессивность(к родителям),чувство вины

Тест 3

«Новость»

Тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания.

Тест 4

«Дурной сон»

Страшные сны в контексте с другими текстами.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/66338.html

Medic-studio
Добавить комментарий