Приложение № 4 Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Приложение № 4 Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет богатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятии ребёнком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен в будущее, так как при рисованииребенок интерпретирует ситуацию, решает проблему актуальных семейных отношений. В этот момент экспериментатор может помочь ребенку понять ситуацию в семье, вместе с ним поискать возможности лучшей адаптации ребенка в своей семье. Но здесь следует избегать привнесенной извне интерпретации, предоставив возможность самому ребенку понять и воспринять столько, сколько он может, исходя из его психологической зрелости.Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги и карандаш.Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов.Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы и дальнейшей диагностики семьи и ребенка.
СимптомокомплексСимптомБалл
1. Благоприятная семейная ситуация1.Общая деятельность всех членов семьи0,2
2.Преобладание людей на рисунке0,1
3.Изображение всех члнов семьи0,2
4.Отсутствие изолированных членов семьи0,2
5.Отсутствие штриховки0,1
6.Хорошее качество линий0,1
7.Отсутствие показателей враждебности0,2
8.Адекватное распределение людей на листе0,1
2. Тревожность1.Штриховка0,1-2
2.Линия основания – пол0,1
3.Линия над рисунком0,1
4.Линия с сильным нажимом0,1
5.Стирание0,1-2
6.Преувеличенное внимание к деталям0,1
7.Преобладание вещей0,1
8.Двойные или прерывистые линии0,1
9.Подчеркивание отдельных деталей0,1
3. Конфликтность1..Барьеры между фигурами0,2
2.Стирание отдельных фигур0,1-2
3.Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур0,2
4.Выделение отдельных фигур0,2
5.Изоляция отдельных фигур0,2
6.Неадекватная величина отдельных фигр0,2
7.Несоответствие вербального описания рисунку0,1
8.Преобладание вещей0.1
9.Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи0.2
10.Член семьи, стоящий спиной0,1
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации1.Автор рисунка непроорционально маленький0.2
2.Расположение фигур на нижней части листа0.2
3.Линия слабая, прерывистая0.1
4.Изоляция автора от других0.1
5.Маленькие фигуры0,1
6.Неподвижная по сравнению с другими фигура автора0,1
7.Отсутствие автора0,2
8.Автор стоит спиной0,1
5. Враждебность в семейной ситуации1.Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа0,2
2.Агрессивная позиция фигуры0,1
3.Зачеркнутая фигура0.2
4.Деформированная фигура0,2
5.Обратный профиль0,1
6.Руки раскинуты в стороны0,1
7.Пальцы длинные, подчеркнутые0,1

Фамилия, имя ребенка Каланчин Александр

Класс 4 Дата эксперимента

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуацияТревожность семьеКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации
0,72,82,50,50,3

 

Вывод: высокий уровень тревожности и конфликтности в семье, из-за чего ребёнок

испытывает чувство неполноценности семейной ситуации.

Фамилия, имя ребенка Бондарев Илья

Класс 4 Дата эксперимента

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуацияТревожность семьеКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации
0,82,30,90,30,5

Вывод: высокий уровень тревожности, дискомфорта в семье, уровень агрессивности,

враждебности составляет около также высок.

Фамилия, имя ребенка Улезько Алёна

Класс 4 Дата эксперимента

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуацияТревожность семьеКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации
0,90,600,10

Вывод: благоприятная семейная обстановка, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, отношения ровные, доверительные, враждебность и конфликтность отсутствуют.

Фамилия, имя ребенка Калюжная Марина

Класс 4 Дата эксперимента

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуацияТревожность семьеКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации
0,82,30,70,50,1

Вывод: благоприятные семейные условия, уровень тревожности и конфликтности невысок,

однако настораживает уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»

Фамилия, имя ребенка Бондарев Андрей

Класс 2 Дата эксперимента

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуацияТревожность семьеКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации
0,80,50,30,60,1

Вывод: благоприятная семейная обстановка, уровень тревожности и конфликтности низок; однако высок уровень «чувство неполноценности в семейной ситуации»

Фамилия, имя ребенка Слепых Юлия

Класс 2 Дата эксперимента

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуацияТревожность семьеКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации
10,40,30,10

Вывод: благоприятная семейная обстановка.

СимптомокомплексСимптомБаллОценка
1. Благоприятная семейная ситуация1.Общая деятельность всех членов семьи0,2
2.Преобладание людей на рисунке0,1
3.Изображение всех членов семьи0,2
4.Отсутствие изолированных членов семьи0,2
5.Отсутствие штриховки0,1
6.Хорошее качество линий0,1
7.Отсутствие показателей враждебности0,2
8.Адекватное распределение людей на листе0,1
2. Тревожность1.Штриховка0,1-2
2.Линия основания – пол0,1
3.Линия над рисунком0,1
4.Линия с сильным нажимом0,1
5.Стирание0,1-2
6.Преувеличенное внимание к деталям0,1
7.Преобладание вещей0,1
8.Двойные или прерывистые линии0,1
9.Подчеркивание отдельных деталей0,1
3. Конфликтность1..Барьеры между фигурами0,2
2.Стирание отдельных фигур0,1-2
3.Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур0,2
4.Выделение отдельных фигур0,2
5.Изоляция отдельных фигур0,2
6.Неадекватная величина отдельных фигур0,2
7.Несоответствие вербального описания рисунку0,1
8.Преобладание вещей0.1
9.Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи0.2
10.Член семьи, стоящий спиной0,1
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации1.Автор рисунка непропорционально маленький0.2
2.Расположение фигур на нижней части листа0.2
3.Линия слабая, прерывистая0.1
4.Изоляция автора от других0.1
5.Маленькие фигуры0,1
6.Неподвижная по сравнению с другими фигура автора0,1
7.Отсутствие автора0,2
8.Автор стоит спиной0,1
5. Враждебность в семейной ситуации1.Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа0,2
2.Агрессивная позиция фигуры0,1
3.Зачеркнутая фигура0.2
4.Деформированная фигура0,2
5.Обратный профиль0,1
6.Руки раскинуты в стороны0,1
7.Пальцы длинные, подчеркнутые0,1

Фамилия, имя ребенка

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуацияТревожность семьеКонфликтность в семьеЧувство неполноценности в семейной ситуацииВраждебность в семейной ситуации

Макс. 1,2                   3                       3                         1,1                                     1,1

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/test_%C2%ABkineticheskij_risunok_semi%C2%BB_krs_213117.html

Методика – Кинетический рисунок семьи

Приложение № 4 Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»

Кинетический рисунок семьи

Выявляет особенности внутренних отношений, особенности отношений в семье, место, которое занимает ребёнок в ней, его отношение к членам семьи.

Оборудование: прямоугольный лист белой бумаги, простой карандаш, резинка (можно ещё 6 цветных карандашей, но не обязательно).

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

При индивидуальном обследовании время 30 минут. При групповом – 30-40 минут.

Дополнительные инструкции: «Нарисуй свою семью как ты её представляешь».

При индивидуальном тестировании обратить внимание:

1)последовательность рисования деталей;

2)паузы более 15 сек;

3)стирание деталей;

4)спонтанные комментарии;

5)эмоциональные реакции и их связь с изображаемым материалом.

Предполагаемые вопросы: «Кого ты нарисовал?», «Кто это?», «Что они делают?», «Кто из них наиболее симпатичен тебе?».

Обработка результатов: обратить внимание на:

1)общий размер рисунка;

2)количество нарисованных членов семьи;

3)соответствующие размеры членов семьи;

4)расстояние между членами семьи;

5)наличие каких-либо предметов;

6)наличие животных;

7)вид изображения (схематический, эстетический, реалистический, в интерьере, пейзаж…)

8)степень проявления положительных эмоций, 1-3 балла

9)степень проявления отрицательных эмоций, 1-3 балла

Анализ структуры рисунка семьи:

Искажение реального состава – эмоциональный конфликт,

недовольство семейной ситуацией. Крайний вариант –

вообще нет людей – тревога, связанная с семьёй.

Люди не связанные с семьёй – чувство отверженности,

покинутости, аутизм, чувство небезопастночти,

тревожности.

Отказ от рисования – защитное избегание.

Не нарисованы какие-либо члены семьи – с ними у ребёнка

эмоциональный конфликт.

Не нарисованы братья, сёстры – конкуренция.

Если вместо реальной семьи нарисованы животные – ощущение

отверженности, стремление к тёплым эмоциональным

контактам, фрустрация.

Нарисовал только себя либо не нарисовал себя – нет

чуваства семейности.

Увеличение состава семьи – неудовлетворённость потребности

в семье.

Ребёнок своего возраста (не из семьи) – потребность в

равноправных отношениях.

-||- более младшего возраста – потребность в руководстве.

Чужие взрослые – в семье нет человека, с которым ребёнок

мог бы установить тёплый эмоциональный контакт.

Присутствие посторонних – разрозненность семьи.

Расположение членов семьи.

Если они все объединены каким-либо делом – благополучие в семье.

Если наоборот – разобщённость, низкий уровень положительной эмоциональной связи.

Если семья нарисована в ограниченном пространстве – обратить внимание, потребность объединить семью.

Сам отдельно – отчуждённость, негативное отношение к семье

Отделяет папу, который его бьёт – негативное отношение к нему.

Отделения объектами, деления на клеточки, ячейки – слабость эмоциональных связей между членами семьи.

Анализ особенностей нарисованных фигур.

Присутствие деталей головы (лица)

Количество цветов (если с цветными карандашами)

Подробный рисунок (детали) – хорошие эмоциональное отношение к этому человеку

Использование разнообразных цветов – положительное отношение

Отсутствие важных частей тела (рек, ног) – агрессивное отношение

Размеры членов семьи, их соотношение с фигурами других. Для ребёнка величина фигуры является средством с помощью которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование, если ребёнок рисует себя больше папы или мамы – эгоцентричность ребёнка; наоборот (значительно меньше, напр.

, сестры, брата…) – чувство собственной незначительности, ненужности или вариант эгоцентричности (чтоб пожалели). Чрезчюр большие фигуры обычно рисуют импульсивные, уверенные в себе дети, склонные к доминированию). Чрезчур маленькие фигуры – связано с тревожностью и чувством небезопастности.

Особенности рисования отдельных частей тела – механизмы связанные с чувственным содержанием.

РУКИ – основное средство взаимодействия.

Руки вверх, большие длинные пальцы – враждебность к окружающим. Возможно ребёнок слабый, пассивный, тогда – стремление властвовать над другими

Сам без рук (если ещё и меньше всех) – подавленность, незначительность.

ГОЛОВА – процесс общения.

Смазанное лицо – конфликт по отношению к этому человеку. Обратить внимание на выражение лица.

Зубы – склонность покричать

Сам ребёнок и один из членов семьи отделены – пытается показать своё единство с этим человеком.

Обратить внимание на последовательность рисования. Обычно начинает рисовать с мамы или папы.

Если начинает с постороннего человека – привязанность к этому человеку.

Последней нарисовал маму – негативное отношение к ней.

Источник: https://infourok.ru/metodika-kineticheskiy-risunok-semi-2951486.html

Методическое пособие «программа укрепления семьи» Астана 2007 Коляева М. В

Приложение № 4 Проективная методика «Кинетический рисунок семьи»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

6.1.3. Проективный рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»

Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» является полифункциональной.

Она и ее модификации могут быть использованы, с одной стороны, для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между ее членами («семья глазами ребенка»), а с другой – как процедура, отражающая в первую очередь переживания и восприятие ребенком себя («Я-образ», половая идентификация), своего места в семье, его отношение к семье в целом и отдельным членам.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отража­ет настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Описание методики. Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый) и ластик.

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член и ты были чем-то заня­ты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без ка­ких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводит­ся беседа по следующей схеме:

— кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;

— где работают или учатся члены семьи;

— как в семье распределяются домашние обязанности;

— каковы взаимоотношения ребенка с отдельными чле­нами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются фор­мальные и содержательные аспекты рисунка.

Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисую­щего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание ри­сунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисун­ка являются изображаемая деятельность членов семьи, пред­ставленных на рисунке, их взаимодействие и расположе­ние, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

— анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимо­действие членов семьи на рисунке);

— анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);

— анализ процесса рисования (последовательность ри­сунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отно­шениях. Расположение членов семьи на рисунке часто пока­зывает их взаимоотношения. Так, например, важными по­казателями психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи.

Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благопо­лучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некоторых членов семьи.

Это может свидетель­ствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную оза­боченность ребенка по поводу семейной ситуации.

2. Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализи­рует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. Если же ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Если отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмо­ционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сло­жились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблю­дать стирание и перерисовку.

Можно наблюдать несколько стилей рисования, особен­но детей младшего возраста, часто одним стилем рисуются отец и братья, другим — мать и сестры. Особенно отличает­ся прорисовывание волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы.

Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что не умеют рисо­вать, это вполне понятно и нормально.

Психолог может ус­покоить ребенка, сказав, что в предложенном задании важ­но не столько красиво рисовать, сколько придумать дея­тельность для всех членов семьи.

Многочисленные отговорки, манера прикрывать рукой на­рисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в помощи со стороны взрослого.

Источник: https://refdb.ru/look/1673444-p5.html

Medic-studio
Добавить комментарий